План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: «Цветы. Открытое занятие "в мире цветов"


В преддверии женского праздника хочу поздравить всех мам, бабушек, а также наших маленьких принцесс с международным женским днем. я предлагала провести накануне Дня Матери, а сегодня я предлагаю организовать для наших деток тематическое занятие, посвященное самому традиционному подарку женщинам на 8 марта, — цветам.

1. Лингвистический тип интеллекта

1) Пальчиковая игра «Цветок».

Кисти рук превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть - нераскрывшийся цветок).
И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку - имитация сна).

2) Упражнение на развитие мелкой моторики «Цветок из прищепок».

Малыш до 2 лет может снимать лепестки под известное стихотворение — гадание про ромашку. Детки постарше могут сами создавать такой цветок, прикрепляя прищепки — лепестки.

3) Упражнение на развитие координации пальцев «Пристегни лепесток»
Для этой игры вам нужно сделать цветочек из разноцветной плотной ткани, например, фетра.

2. Логико-математический тип интеллекта

1) Игра на цвета. Подбери для каждой ромашки свое поле по цвету.

2) Игра на ориентацию в пространстве.

3. Музыкальный тип интеллекта

1) Выполняем движения по тексту песенки Железновых «Цветок».

2) Играем в музыкальную игру «Лютики, ромашки».

3) Слушаем и смотрим П.И. Чайковского «Вальс Цветов» из балета «Щелкунчик».

4. Естествоведческий тип интеллекта.

2) Смотрим презентацию по ботанике для малышей «Цветы».

3) Смотрим видео «Как распускаются цветы».

5. Творческий тип интеллекта.

1) Лепим цветы из пластилина

2) Делаем аппликацию «Цветок»



6. Телесно-кинетический тип интеллекта

Делаем веселую зарядку с цветами

7. Внутриличностный тип интеллекта

Поговорим о красоте человеческой души.

1) Читаем ребенку сказку «Цветок кактуса», задаем вопросы по сказке.

8. Коммуникативный тип интеллекта

Смотрим обучающий мультфильм «Уроки хороших манер. Как дарить цветы»

Летние дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста

Пластический этюд «Цветок»

Задача: развивать пластику, пантомимическую выразительность.

Воспитатель предлагает детям «превратиться» в цветок, за которым они наблюдали, и изобразить его в бутоне, распускающемся, тянущемся к солнышку, склоняющем головку под дождем, умывающемся росой, раскрывающем лепестки для насекомых и т.п.

Конкурс на лучший рисунок цветка с натуры

Задача: развивать целенаправленное внимание, зрительное восприятие, изобразительное умение, чувство цвета и формы.

Воспитатель предлагает детям удобно разместиться около цветка, положить на колени мольберты (доски для лепки) и нарисовать цветок таким, каким они его видят. Рисунки детей рассматриваются, из них составляется цветочная галерея. Выбираются и поощряются рисунки, на которых цветок изображен более реально, со всеми деталями.

Дидактическая игра «Расскажи о себе»

Задачи:

— формировать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке (строение, цвет, форма, размер, длительность, время цветения, место произрастания);

— по описанию угадывать цветок, при необходимости дополнять свой рассказ, опираясь на наглядность;

— развивать воображение, память, монологическую речь;

— воспитывать внимательное отношение к речевой деятельности товарищей.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебную страну цветов. Всех детей он «превращает» в цветы, но в какие, никто не знает (ребенок выбирает цветок и говорит его название воспитателю на ушко). О выбранном цветке ребенок должен составить загадку-описание, вспомнить все подробности внешнего вида, места произрастания. Использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и дети смогли угадать цветок. Для описания нужно выбрать наиболее известные детям цветы. Для сравнения описания с внешним видом цветка можно использовать натуральные цветы участка или открытки и картинки с их изображением.

Дидактическая игра «Лесные цветы»

Задачи:

— уточнять и закреплять знания об отличительных особенностях внешнего вида и времени цветения лесных цветов родного края;

— формировать умение по описанию отгадывать цветок, называть его, находить картинку с его изображением и помещать ее около картинки с изображением времени года;

— выдержку, умение выслушивать товарища до конца, не перебивать;

— активно использовать словарь по теме;

— развивать память, воображение, мышление.

Воспитатель зачитывает небольшие по объему отрывки из рассказов или стихотворений, с которыми дети были знакомы ранее, а затем просит назвать лесной цветок, найти его изображение на предложенных картинках и поместить к первоцветам (подснежникам), весенним, летним цветам. Дети выполняют игровую роль юных защитников природы, «выращивают» лесные цветы, которые люди часто рвут и этим наносят вред природе. В конце игры каждый ребенок выбирает цветок, которым хотел бы стать в воображаемом венке. Венок сплетается из рук в хороводе. Дети вместе с воспитателем водят хоровод. Количество текстов определяется дифференцированно.

Варианты текстов

Грушанка

Отцвели ветреница, хохлатка, баранчики-ключики, ландыши. Закончилась весна.

Расцвело в лесу растение с белоснежными и ароматными цветочками, как у ландыша. Листья у растения небольшие, собраны в розеточку у самой земли и формой очень походят на листья дерева — груши. Отсюда и название растения. Листья зимуют под снегом и не теряют после зимы своего зеленого цвета. Цветет растение все лето, но не каждый год.

Вероника дубровная

Почти сразу после грушанки начинает цвести нежными голубыми огоньками другое растение. Увидеть цветы его можно только в ясную

погоду — перед ненастьем голубые лепестки цветов скручиваются, и цветы как бы исчезают. Каждый отдельный цветок на стебельке цветет недолго, но следом раскрываются все новые и новые. На месте отцветших появляются цветы-коробочки с семенами. Растение любит расти больше всего около могучих дубов, в дубравах. Отсюда и второе слово в названии растения. А первое — имя девочки.

Иван-да-марья

Зацветет голубыми цветами вероника дубровная, и почти тут же на другой стороне полянки засветится желтыми и синими огоньками другое чудесное растение. Цветки у него желтого цвета, а над ними красивые синие листочки, которые как бы прикрывают собой эти желтенькие цветы. Зацветает растение обычно в конце мая и цветет до самого сентября. В его названии есть мужское и женское имя.

Аквилегия или водосбор

По берегам рек, на лесных опушках, в горах, садах в начале лета можно встретить это цветущее растение. Оно многолетнее, цветки колокольчатые, крупные, с характерными шпорцами. В них по утрам набирается роса. Отсюда и народное название растения. Цветки бывают синие, голубые, фиолетовые, розовые, красноватые, белые. Охотно растет в затененных местах.

Пионы

Зацветают эти растения в июне. Их нередко называют соперниками чудесных роз. Это необыкновенно красивые многолетники. Окраска у них самая разнообразная: можно встретить снежно-белые, красные, розовые цветки. А как они крупны, пышны! У многих сортов приятный аромат, очень красивы махровые цветки. Красив куст растения и после отцветания. Дикорастущее растение имеет целебные, болеутоляющие свойства («марьин корень» или пион уклоняющийся).

Дидактическая игра «Садовник»

Задачи:

— формировать умение произвольно запоминать название выбранного цветка;

— быстро реагировать на слова водящего, вести диалог;

— развивать память, быстроту реакции, внимание;

— воспитывать честность при соблюдении правил игры.

Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... розы (называет определенный цветок).

Ребенок (играющий роль этого цветка). Я.

Садовник. Что такое?

Роза . Влюблена.

Садовник . В кого?

Роза . В ромашку.

Диалог по кругу продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не успеет быстро ответить «Я». Тогда водящий бежит за ребенком и салит его. Тот, кого осалили, становится садовником.

Дидактическая игра с мячом «Цветочные названия»

Задачи:

— знакомить с именами людей, произошедшими от названия растений (Роза, Лилия, Нарцисс, Василек (ласкательное от Васи), Анюта, Рома (ромашка), Виолетта, Вероника, Валерьян; розовый, сиреневый, лимонный);

— учить по названному предмету угадывать производное название цветка (колокол — колокольчик, глаза девочки Ани — Анютины глазки, гвоздь — гвоздика, кувшин — кувшинка);

— развивать ловкость при бросании мяча, быстроту реакции, скорость мышления, память;

— воспитывать умение быть внимательным при взаимодействии с воспитателем.

Дети встают в круг, воспитатель — в середину круга с мячом. Воспитатель бросает мяч детям по очереди и дает задания (назвать имя человека, произошедшее от названия цветка; обозначить предметы, название которых произошло от названия цветов). Ребенок должен поймать мяч и быстро ответить на вопрос. Если он не отвечает или отвечает неправильно, мяч с этим же заданием получает другой ребенок.

Дидактическая игра «Букет цветов»

Задачи:

— формировать представление о правилах составления букетов, о том, в каких случаях люди дарят друг другу букеты;

— умение из готовых форм составлять букет цветов, подбирая их по размеру, цвету, оттенкам, назначению, желанию (аппликация или рисование);

— рассказывать о своем букете (из каких растений составлен, как подобраны цветы, кому бы хотел подарить такой букет, по какому случаю);

— развивать воображение, пространственное, цветовое восприятие, чувство вкуса, меры, речь, мелкую моторику рук;

— воспитывать любовь и активный интерес к родной природе.

В игре дети выполняют роли флориста или продавца цветочного магазина. Работу по составлению букета дети могут выполнять индивидуально или коллективно, небольшими подгруппами, решая задачу формирования умения договариваться, определять последовательность работы. Букет дети могут составлять из любых цветов: живых, искусственных или сделанных детьми из бумаги, ткани, поролона, теста, овощей и пр.

Для разминки можно использовать пальчиковую гимнастику «Цветок».

Собранный букет дети в качестве продавцов цветочного магазина должны «продать», описав его, рассказав, из каких цветов он состоит, почему, для чего предназначен.

Воспитатель выступает в роли консультанта-флориста, направляя деятельность детей, помогая советами.

Игра с мячом «Я знаю пять цветов»

(по типу игры «Я знаю пять имен»)

Задачи:

— закреплять знания о луговых и садовых цветах;

— формировать умение отбивать и ловить мяч, ритмично произнося названия цветов, не сбиваясь с темпа;

— интерес к использованию знаний о цветах в играх со сверстниками;

— сочетать существительное с числительным;

— развивать ловкость, быстроту реакции, скорость мышления.

Ребенок (отбивает о землю мяч и произносит). Я знаю пять названий луговых цветов: ромашка — раз, колокольчик — два, гвоздика — три и т.д.

Если ребенок сбивается или делает большую паузу, он проигрывает, и мяч передается другому ребенку.

Дидактическая игра «Звонок в цветочный магазин»

Задачи:

— формировать представление о цветочном магазине и его услугах;

— культуру общения по телефону;

— учить строить диалог в контексте беседы;

— развивать сюжет, придумывать новые речевые обороты, вопросы по теме;

— диалогическую речь, воображение;

— использовать в речи вежливые обращения, характерные для телефонных разговоров.

Сюжетно-дидактическая игра «Цветочный магазин»

Задачи:

— формировать умение исполнять роли продавца и покупателя, консультанта, вести диалог от их имени;

— культуру общения;

— использовать вежливые обороты речи, ясно объяснять, какой товар им нужен, как его упаковать, с какой целью он куплен;

— связывать покупки с сюжетами ролевых игр, организованных параллельно;

— развивать диалогическую речь, эстетический вкус.

Оборудование : букеты искусственных цветов, наборы открыток, книги о цветах, вазы, ткани с цветочным рисунком, духи, сухоцветы, ароматные мешочки с сухими лепестками, цветочное варенье, цветочное мыло, коробочки из-под лечебных цветочных сборов, цветочное масло и т.п.

Прежде чем купить товар, ребенок должен его выбрать, посоветоваться с консультантом, подробно описать, пояснить назначение покупки.

Дидактическая игра «Труд в цветнике»

Задачи:

— формировать представление о том, как выращивают цветы в зависимости от сроков цветения и от того, одно- или многолетние они;

— интерес к знаниям, помогающим преумножать природные богатства;

— учить раскладывать по порядку карточки со схематичным изображением последовательности посадки, объяснять порядок и значимость каждого этапа;

— активизировать в словаре названия посадочного материала (семена, луковицы, клубни), действий (сеять, сажать, копать, рыхлить, размечать, поливать, удобрять, разбивать клумбу, пропалывать, пересаживать, рассаживать, делить куст, обрезать);

— развивать умение выстраивать цепочку событий в логической последовательности, память, глагольный словарь.

Дети-садовники выбирают картинки с посадочным материалом и изображением цветов, каждый в своем цветнике раскладывает последовательность посадки и ухода за выбранными цветами, рассказывает о том, какие клумбы он будет разбивать, как размещать растения, как ухаживать в течение всего периода их роста и цветения. За наиболее подробные и правильные рассказы садовники награждаются медалью «Знатоки цветов».

Дидактическое упражнение «Собери лепестки цветка из оттенков»

Задачи:

— формировать знания о наиболее известных в данной местности цветах, лепестки которых окрашены в разные оттенки;

— учить складывать из отдельных элементов, окрашенных от самого светлого до самого темного оттенка одного цвета, лепестки цветка (например, анютиных глазок);

— называть оттенки и цвета;

— развивать эстетический вкус, чувство цвета, пространственное восприятие;

— формировать чувство прекрасного.

Оборудование: отдельные элементы лепестков цветов, окрашенные в разные оттенки одного цвета, имеющие разные формы.

Воспитатель предлагает детям выложить определенный цветок из частей лепестков, окрашенных в разные оттенки от самого светлого до самого темного, назвать их; украсить цветами панно.

Дидактическое упражнение «Найди причину» для детей 6-7 лет

Задачи:

— формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;

— строить придаточные предложения;

— развивать причинностное мышление, фразовую речь;

— воспитывать ответственность за собственные поступки.

Воспитатель зачитывает детям начало предложения со следствием событий, а дети должны достроить его, указывая причину.

Варианты

♦ Летом на клумбах можно увидеть много разных цветов, только не было тюльпанов и нарциссов, потому что... (они отцвели весной, это весенние цветы).

♦ Все лето клумба с астрами была зеленой, не разноцветной и лишь в сентябре стала пестрой от цветов, потому что... (астры — осенние цветы).

♦ Все цветы на клумбе завяли, потому что... (их долго не поливали, стояла жара).

♦ Стебли цветов были тонкими, слабыми, цветки мелкими, невзрачными, потому что... (их не подкармливали удобрением).

♦ Утром хозяйка приехала на дачу и увидела, что в цветнике все цветы лежат на земле, а в листьях пробиты дырочки. Это случилось, потому что... (ночью были град и сильный ветер).

♦ Хозяйка не смогла сделать красивый букет из анютиных глазок (виолы), георгинов, настурции, ромашек, потому что... (эти цветы разной высоты, не сочетаются в букете).

♦ Осенью хозяйка посадила на даче четыре розовых куста, а весной выпустили листочки только два, потому что... (остальные замерзли, их плохо укрыли на зиму).

♦ Семена однолетних цветов не проросли, потому что... (клумбу не поливали, было холодно, посадили в холодную землю, залило дождем и они сгнили).

Дидактическое упражнение «Кто больше подберет слов для описания цветка»

Задачи:

— формировать умение подбирать как можно больше прилагательных, описывающих цветок;

— интерес к красоте родного языка, природы;

— развивать словарь прилагательных, внимание, образность речи.

Воспитатель задает объект описания, а дети подбирают признаки. В описании они не должны повторяться, за каждое определение ребенок получает фишку.

Например, роза — пахучая, красивая, гордая, благородная, ароматная, полезная, красная, розовая, желтая, колючая, нежная, бархатная и т.п.

Как опору можно использовать наглядный материал с изображением разных сортов одного цветка и наводящие вопросы: «Что есть на стебле у розы?», «Как можно назвать цветок с колючим стеблем?», «Если из цветков розы можно сварить варенье, сделать лечебный отвар, набить сухими лепестками душистые подушечки, как можно назвать этот цветок?» и т.п.

Воспитателю необходимо заранее составить карточки с набором прилагательных по выбранным цветам и вспомогательными вопросами.

Маленьких детей можно спросить о цвете и форме, а старших учить выделять более сложные признаки.

Дидактическое упражнение «Четвертый лишний»

Задачи:

— формировать умение классифицировать цветы по месту их произрастания (луговые, полевые, лесные, садовые, водные), по срокам цветения (весна, лето, осень);

— называть лишний цветок в ряду, остальные обозначать обобщающим словом, объяснять группировку;

— развивать логическое мышление, речь;

— усидчивость, целенаправленность.

Оборудование: карточки с изображением пяти цветов, четыре из которых можно объединить, а пятый лишний.

Воспитатель вспоминает с детьми, какие цветы растут и цветут летом в саду, поле, лесу, на лугу, полянах, в водоеме. Рассматривает картинки с изображением разных экосистем в летнее время. Предлагает детям карточки с четырьмя цветками, три из которых можно отнести к определенному виду (луговым, полевым, лесным, садовым или водным), а четвертый — лишний. Дети должны назвать все цветы, найти лишний, объяснить почему, а остальные назвать одним обобщающим словом. Карточки подбираются в соответствии с возрастом детей и изученным материалом.

Дидактическое упражнение «Найди родственные слова»

Задачи:

— закреплять знания о садовых цветах;

— развивать умение находить однокоренные слова, внимание.

Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать стихотворение и найти в нем однокоренные слова (цветник, цветочный, первоцветы, цветут, соцветия, разноцветный, цветочная, цветущие, цветовод, пустоцвет), запомнить их и назвать. После этого придумать с данными словами предложения.

Цветник

Цветник в нашем парке все лето красив.

В нем праздник цветочный повсюду.

Весной первоцветы здесь нежно цветут.

Букет хризантем осень будит.

Соцветия флоксов нектаром полны,

А рядом анютины глазки.

Ковром разноцветным петунья зовет.

Не клумбы — цветочная сказка!

Как чудо, цветущие розы в саду!

Не зря цветовод их так любит.

В траве земляника лесная цветет,

В цветках пустоцвета не будет.

Е. Алябьева

Загадывание загадок о цветах

Задачи:

— активизировать знания об основных особенностях внешнего вида и произрастания цветов;

— развивать умение логически мыслить, выделять признаки, по которым можно определить отгадку, делать умозаключения;

— развивать речь.

Белый цветок, кислый листок —

В суп пригодится.

Зовут его... (кислица).

В белой шапке стоит дед,

Если дунешь, шапки нет! (Одуванчик.)

Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня

И шепнет мне: «Не забудь

Про родимые края!»

Голубой цветочек хрупкий,

Он зовется... (незабудкой).

Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо... (василек),

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис.)

Пахучая и нежная,

Она, как королева.

Хоть телом и колючая,

Но средь цветов все ж первая. (Роза.)

Е. Алябьева

Цветем одно мы лето

И украшаем сад.

На бархат мы похожи,

Нам каждый будет рад. (Бархатцы.)

Е. Алябьева

Все глазками увидеть можем,

На глазки девочки похожи.

Какой расцветки только нет!

Анюте шлем мы свой привет. (Анютины глазки, виола.)

Е. Алябьева

Знакома с детства каждому

Их белая рубашка.

С середкой ярко-желтой

Что за цветок? (Ромашка.)

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми... (гвоздиками).

Зеленый плот

По реке плывет,

На плоту красавица

Солнцу улыбается. (Кувшинка.)

Четыре ярко-красных

Блестящих лепестка

И зернышки в коробочке

У этого цветка.

Коробочка засохнет

И лопнет на заре,

А зернышки рассыплются

По утренней траве. (Мак.)

Словно шарик золотой,

У меня головка.

На высоком тонком стебле

Держится так ловко. (Золотой шар.)

Е. Алябьева

Зовут нас, словно девочку,

Мы цветики-малышки.

Бордюры из малышек

В саду совсем не лишние. (Магаритки.)

Е. Алябьева

Пластический этюд «Цветок растет»

Задачи:

— активизировать знания о названии и особенностях внешнего вида цветов, в которые бы они хотели превратиться;

— развивать умение представлять в воображении цветок и выразительно изображать его с помощью пантомимики, эмоционально окрашивая свои действия;

— изображать пластикой последовательность развития цветка из семени;

— формировать интерес к живой природе.

Оборудование : костюм феи, лейка, конфетти, музыкальное сопровождение.

Фея предлагает детям отправиться на поляну волшебных цветов. Говорит о том, что может превратить детей в цветы. Предлагает выбрать цветок, в который каждый ребенок хотел бы превратиться, назвать его и кратко описать. Фея «поливает» детей «волшебной водой» из леечки (можно использовать конфетти) и произносит слова:

Ты, волшебная водица,

Лейся на головки.

Превращай скорее деток

В разные цветочки.

Под музыку и словесное сопровождение воспитателя дети изображают сначала посаженное семечко или луковичку, клубень, потом маленький росток, потом растение с закрытым бутоном, затем распустившийся цветок, который радуется солнышку, склоняется под ветром, умывается утренней росой, открывается и закрывается утром и вечером.

Надежда Баранова
Картотека игр по теме «Цветы»

Предлагаю вашему вниманию картотеку игр (подвижных, дидактических, пальчиковых, речевых) по теме "Цветы". Игры взяла на заметку в различных источниках, оформила на карточки. В нужную минуту они всегда под рукой. Игры помогут детям запомнить названия цветов, места их произрастания, научат составлению описательных рассказов, научат любить и беречь природу.

СОБЕРИ БУКЕТ (подвижная)

Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.

НЕЗАБУДКА (подвижная)

Выбирается «незабудка» и водящий. Остальные дети – цветы, им раздаются по одной карточке с изображением какого-либо цветка. «Цветы» разбегаются по всей комнате. Водящий выбирает три цветка, ставит детей в одну линию и произносит: «Всем цветам всегда я рад. Посажу цветочки в ряд. Мак, ромашка, василек (или другие три цветка)». Водящий ставит цветы в определенной последовательности. Далее три выбранных «цветка» «теряются» среди других. «Незабудка» должна найти их, поставить в нужном порядке и назвать.

ЦВЕТЫ-МЕДОНОСЫ (дидактическая)

Выбираются «пчелы», им раздаются игрушечные ведерки. Остальным детям раздаются карточки с изображением цветов-медоносов (одуванчик, иван-чай, василек, клевер) и простых цветов (ромашка, колокольчик, ландыш).

Ведущий (взрослый) еще раз проговаривает названия всех цветов, обращает внимание детей на то, какие из них являются медоносами, Затем ведущий произносит: «Пчелы, пчелы, на лужок! Собирайте свой медок!» «Пчелы берут у детей карточки цветов-медоносов, называют их и кладут в ведерки. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

КУЗНЕЧИКИ. ТРАВЫ, БАБОЧКИ, ЦВЕТЫ (подвижная)

Дети делятся на кузнечиков, бабочек, цветы, травы и репетируют роли: кузнечики- прыгают, травы- приседают, бабочки- машут руками, цветы складывают ладони, как чашечки цветов. Ведущий (взрослый) произносит слова: «Начинается игра, просыпаться всем пора». Дети превращаются в обитателей луга и выполняют свои движения. Затем ведущий говорит: «Солнце скрылось до утра, на лугу всем спать пора». Дети приседают и «засыпают». Затем дети выбирают себе другие роли, и игра повторяется

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЦВЕТОВ

Дети становятся цветами. Сначала они делают гимнастику для «корешков»: Топают ножками, приседают, поднимают ножки вперед. Затем гимнастику для «стебельков»: вытягивают руки к небу, раскачиваются на ветерке, наклоняются, приветствуя добрых путников. Дальше «цветочки»делают гимнастику для «листиков»: опускают и поднимают руки, наклоняют руки вправо-влево, хлопают в ладоши. И, наконец, делают гимнастику для «цветочков»:раскрывают и закрывают ладошки, делают «фонарики» сжимают и разжимают пальцы.

КТО БЫСТРЕЕ ВЫЛОЖИТ ЦВЕТОК. (подвижная)

Дети делятся на 2 равные команды. На полу выкладываются 2 ромашки из лепестков. (лепестков должно быть столько, сколько детей в команде). Командам предлагается перенести цветы на определенное расстояние (5-7 метров) и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок. Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.

КОЛОКОЛЬЧИК (музыкально-дидактическая)

Водящий выходит из комнаты. Остальные дети прячут цветок колокольчик (картинку с изображением цветка) в группе, берут звоночки-колокольчики, приглашают водящего и начинают звонить в колокольчики. Водящий ищет цветок. Чем ближе к цветку подходит водящий, тем громче начинают звонить дети- так они подсказывают водящему, где нужно искать колокольчик.

ЖИВАЯ КЛУМБА. (малой подвижности)

Дети становятся цветами: иван- чаем, зверобоем, клевером. Обратите внимание детей, что иван- чай среди этих цветов самый высокий. Дети, изображающие иван- чай, встают в центр круга и поднимают руки вверх. Зверобой- средний по высоте цветок. Дети, изображающие зверобой, встают во круг высоких цветов и идут по кругу, взявшись за руки. Клевер низкий- дети образуют второй круг: окружают «иван- чай» и приседают. На слова ведущего: раз, два, три, клумба, замри!»- дети замирают.

«НАЙДИ ПАРУ» (дидактическая)

Карточки с изображением разных цветов разрезаются пополам, детям раздаются по одной половинке цветка. Дети ищут свою половинку. Выигрывает та пара, которая первая составит цветок из 2 половинок.

ЦВЕТЫ (пальчиковая)

Наши алые цветки распускают лепестки.

(раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(потихоньку пошевелить пальчиками)

Наши алые цветки, закрывают лепестки,

(сомкнуть пальцы вместе в бутон)

Тихо засыпают, головками качают.

(кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук).

ДОГОНИ ЦВЕТОК

Каждый играющий выбирает себе название какого- нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например, «Роза» начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например, «Мак». «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя придумывать повторно одно и то же название цветка.

РАЗМИНКА

Чтобы нам цветов нарвать

Нужно дружно приседать.

Маки, васильки срываем и букеты составляем.

НА ЛУЖАЙКЕ (подвижная)

На лужайке по ромашкам (можно менять название цветов)

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь, низко- низко наклоняюсь (действия выполняются по тексту).

1-2-3- ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ (разминка)

(дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).

1-2-3- выросли цветы!

(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).

К солнцу потянулись высоко (на носочки)

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал (ребенок «ветер» пробегает среди детей)

Влево качнулись- низко пригнулись,

Вправо качнулись- низко пригнулись (движения по тексту)

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесут! («ветерок» убегает)

ЦВЕТОК (пальчиковая)

Утром рано он закрыт

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки - красоту их вижу!

К вечеру цветок опять закрывает венчик.

И теперь он будет спать до утра, как птенчик.

(действия можно обсудить с детьми и выполнять по их желанию)

ПЧЕЛКИ И ЖУКИ (пальчиковая)

Я – веселый майский жук,

Знаю все сады вокруг. (вариант: цветы вокруг)

Над лужайками кружу, а зовут меня Жу-Жу (вариант: и с цветочками дружу)

(сжимают кулачки, указательный палец и мизинец разводят в стороны и шевелят ими «усы»).

Пчелка села на цветок, пьет она душистый сок.

(вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем то же самое – пальцем левой руки).

«ПОДУЙ НА ОДУВАНЧИК» (дыхательная)

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок- закачался наш цветок.

Сильный ветер дует- лепестки волнует.

(дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом, на него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка.

(затем дуют на ватку - «одуванчик» не раздувая щек).

ОДУВАНЧИК (разминка)

Одуванчик, одуванчик! (приседают, медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (проговаривают ш-ш-ш)

Одуванчика тычинки разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД «ЦВЕТОК»

Дети-«семена» занимают места на коврике, сидя на коленях, спрятав голову.

Ведущий (взрослый) ходит между ними, задевая каждого, произносит: «Сажу

бархатцы (или другой цветок, предложенный детьми) .Присыпаю семена землей, поливаю водой (выполняет соответствующие действия, рыхлю (гладит детей по спинкам).

Растите, бархатцы, мне на радость, соседям на зависть (можно поговорку о труде).

После «полива», «рыхления», дети изображают как прорастает корешок, появляются листочки, вырастает стебелек. Дети выпрямляются, показывают, как ветерок качает цветы, наклоняет, как они поворачиваются к солнышку.

СОБЕРИ БУКЕТ (дидактическая)

Обращается внимание детей на отдельные элементы цветов, сообщается, что ветер сорвал все лепестки с цветов. Цветы нужно собрать и оживить (по основным цветам спектра).

КАКОЙ ЦВЕТОК ЛИШНИЙ (речевая)

Ведущий называет цветы, растущие на клумбе и среди их один луговой.

Ребенок должен назвать, какой цветок лишний по месту произрастания.

Также – среди луговых цветов найти садовый.

Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ САДОВЫХ (ЛУГОВЫХ) ЦВЕТОВ).

Ребенок перечисляет цветы:

колокольчик-раз, василек- два, незабудка-три и др.

ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН (по мнемотаблицам)

Ребенок приходит в «магазин», называет характерные особенности цветка, дает описание внешнего вида, называет место произрастания цветка.

ПОСЧИТАЕМ ЦВЕТЫ (речевая)

Один тюльпан, два тюльпана, три тюльпана и далее.

НАЗОВИ КАКОЕ? (речевая)

Поле, где растут васильки –васильковое

Поле, где растут ромашки – ромашковое

Глаза цвета фиалок - фиалковые

Глаза цвета незабудок - незабудковые

Мед из клевера – клеверный

Аромат ландыша – ландышевый и др.

ПОСАДИ ЦВЕТОК (дидактическая)

На листе изображена клумба, поле (посередине). По краям листа различные цветы (в зависимости от знаний детей).

Детям предлагается соединительной линией указать место произрастания.

СОБЕРИ ЦВЕТОК (дидактическая).

Разрезать открытку с изображением цветка и предложить ребенку собрать ее, дать название цветку, указать, где он растет.

РАСПУСКАЮТСЯ ЦВЕТЫ НЕБЫВАЛОЙ КРАСОТЫ (познавательно-исследовательская)

Дети по шаблону вырезают себе цветок (или получают готовый, закручивают у него лепесточки, опускают в воду, наблюдают, как цветок «распускается»

ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, СИНИЙ (речевая)

Детям предлагается перечислить цветы определенного цвета:

Красные-прекрасные,

Белые - нежные,

Желтые – солнечные,

Синие - небесные (или варианты детей).

РАЗ, ДВА, ТРИ – К ЦВЕТОЧКУ БЕГИ (подвижная)

При знакомстве малышей с полевыми цветами предлагается:

Дети, вы - пчелки, вам нужно лететь к названному цветочку:

1, 2, 3, к ромашке лети, 1,2,3, к колокольчику лети …

Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчелок или надеть шапочки.

Цветы – карточки или искусственные раскладываются на «полянке».

Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.

Предварительный просмотр:

Министерство Образования Российской Федерации

Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №27

Конспект занятия

Тема: «Цветы»

Для детей среднего дошкольного возраста

Составила:

Думенко Н.В.

Воспитатель ГБДОУ №27

Красногвардейского района СПБ

2013

Конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности.

Образовательная деятельность – познание.

Формирование целостной картины мира.

Тема: «Цветы»

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира растений.

Задачи: Учить детей делить растения на группы: деревья, кустарники, травы, цветы. Определить с детьми названия цветов и части их строения (корень, стебель, листья, цветок, о времени цветения цветов, познакомить детей с профессией садовника. Формировать представление об условиях их роста (тепло, влага, свет). Развивать умение любоваться красотой цветов.

Предварительная работа: чтение художественной литературы про цветы, рассматривание иллюстраций, картинок на которых изображены растения, композиции с цветами, слушание музыки.

Дидактический материал: карточки с изображением цветов, аудиозапись Чайковский «Вальс цветов», бумажные цветы на ниточках, бумажные цветы на палочках по количеству детей.

Литература: Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада.2013.


Ход НОД:

Воспитатель: Дети, нас окружает чудесный и удивительный мир растений. Все мы радуемся тенистому лесу и красочному лугу, наслаждаемся красотой и ароматом цветом, лакомимся дарами природы: ягодами, орехами, грибами.

А знаете ли вы, что самое большое дерево или самый маленький кустик, и даже травка: все это - растения? Растения очень разнообразные. Растениями мы украшаем помещения, дворы, а некоторые из них используем в пищу.

Посмотрите, какие растения изображены на картинках. Назовите их и скажите, где они растут?

Какие из них вы видели возле дома?

Ребята, давайте поиграем с вами. Правила такие:

1 ребенок собирает деревья, 2 – кустарники, 3 – травы, 4 – цветы.

Воспитатель: Послушайте загадку и попробуйте отгадать, про какое растение я читаю:

Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

Ответ: цветы.

Правильно, это цветы. Все цветы распускаются, когда на улице нет снега, тепло. Давайте, повторим: что есть у цветов?

Дети: Корень, стебель (длинный, прямой, зеленый, листья (зеленые, круглые, овальные, резные, лепестки (синие, красные, желтые, и т. д., острые, овальные, круглые, резные) .

Воспитатель: В поле, на лугу, в лесу, в садах, всюду очень много цветов. Цветы на клумбах, газонах украшают улицы, парки, делают города нарядными. Они радуют людей своей красотой, их дарят друг другу в праздники, на день рождения. Цветы приносят к памятникам воинов, погибших на войне. Очень часто они используются в медицине, косметике.

Воспитатель: А как называются люди, которые выращивают цветы?

Дети: Садовники. Они высаживают семена цветов в клумбы, ухаживают за ними.

Воспитатель: К нам в гости пришел садовник. Он даст нам несколько советов по ухаживанию за цветами.

Садовник: Здравствуйте, я – Садовник. Я очень люблю ухаживать за садом: копать и рыхлить землю, пропалывать сорняки, обрезать лишние ветки, поливать растения, бороться с вредителями. Садовником быть нелегко, потому что нужно много знать о растениях для того, чтобы правильно за ними ухаживать и получать хорошие урожаи. Садовник должен любить природу и быть наблюдательным, терпеливым, настойчивым и ответственным человеком.

Воспитатель: Давайте сейчас встанем и немножко отдохнем.

Пальчиковая игра «Посадим цветы»

Мы ямку раскопаем,
Семечко посадим.
Дождичек польет,
Оно подрастет.

Сначала стебелек,
А за тем цветок.
Наши красные цветки
Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.

Воспитатель: Сейчас пройдите на свои места.

Возьмите по одному цветочку и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и цветы тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, цветы сильно качаются.

(Дети дуют на цветы, вырезанные из цветной бумаги на ниточках) .

Садовник: А теперь, я хочу вам загадать загадки про цветы . Слушайте внимательно:

Колоситься в поле рожь.
Там, во ржи, меня найдешь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый (василек) .

Стоит в поле кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое.

Что это такое? (ромашка)

На зеленом шнурочке
Белые звоночки (ландыши) .
Эх, звоночки, синий цвет.
С язычком, а звона нет (колокольчики) .

В ясный солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
Золотой и молодой.
За неделю стал седой.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка (одуванчик) .

Садовник: Молодцы, ребята, все загадки угадали!

Воспитатель: Дети, а без чего не могут жить растения?

Дети: Без воды, солнца и воздуха.

Садовник: Солнце, воздух и вода необходимы для жизни и роста всем растениям.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Садовник».

Дети садятся в круг на коврике, и воспитатель предлагает им поиграть в игру «Садовник». Начинает игру воспитатель: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме… » Затем, дети друг за другом, включаются в игру и называют свои варианты цветов. В результате игры дети вспоминают названия знакомых им цветов.

Садовник: Ребята, мне с вами так весело было, так интересно! И сейчас я сюрприз хочу вручить. Только, вы, глаза свои закройте и посчитайте до 5! Приготовились - считаем! 1, 2, 3, 4, 5! (Садовник приносит корзинку с бумажными цветами). Глазки можно открывать и подарки получать (раздает цветы).

Вот пришла пора прощаться!
Было весело у вас.
До свиданья, дети!
Я приду еще не раз!

Воспитатель и дети: До свидания, Садовник!

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали на занятии.

Дети: Делили растения на группы: деревья, кустарники, травы и цветы;
- вспоминали части строения цветов (корень, стебель, листья, цветок) ;
- о времени цветения цветов;
- познакомились с профессией садовника;
- узнали об условиях роста цветов (тепло, влага, свет).

Воспитатель: Все верно! Друзья, давайте послушаем песню «Вальс цветов» (под музыку можно предложить детям плавно подвигаться).

Интеллектуальная игра "Полевые цветы" для начальной школы

Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школы № 47 городской округ Самара
Описание материала: Данный материал предназначен для использования во внеурочной деятельности по данной теме в начальной школе.В игре каждый учащийся отвечает на вопросы самостоятельно, получает жетон за правильный ответ. Победитель тот, кто набирает больше жетонов.
Цель: Проверка знаний по данной теме.
Задачи:
-учить распознавать полевые цветы от садовых, лесных цветов.
-углублять знания детей о названии всех цветов.
-активизировать словарь учащихся
-развивать познавательную активность и творческое воображение детей.
-воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Ведущий
Полевые цветы
Ольга Колова
Есть особая прелесть в цветах полевых –
Васильках, колокольчиках, в той же ромашке...
Вот она словно солнышко в белой рубашке,
Все кивает головкою нам из травы.

Всей бескрайностью манит волнистая рожь.
Меж нее свою синь поразбрызгало небо.
Нежной синей ресничкой мигают из хлеба
Васильки: «Не грусти, когда мимо идешь!»

Над лугами медовый плывет аромат –
Щедро клевер повсюду рассыпало лето.
И мелькают в траве, словно блики рассвета,
Те душистые шарики, радуя взгляд.

Зачаруют тебя полевые цветы.
Пусть на клумбах в садах есть и краше букеты –
Лишь в лугах ты услышишь мелодию лета
Удивительной нежности и чистоты.

Все печали прогнав, расплескаться б душой
В светлом море цветов, безмятежно-бескрайнем,
И хотя бы на миг прикоснуться к большой,
Исцеляющей душу божественной тайне.
1 задание "Решите кроссворд"



1.
На полянах, вдоль дороги,
На сухих местах отлогих,
Там, где солнце ярко светит
Прорастает этот цветик.

Крепкий корень, стебель сильный,
И на нём цветов обилье.
Каждый – пуговкой головка.
К стебельку пришиты, ловко.

Солнце цветик одарило,
Жёлтой краской окропило.
Листья парно встали в строй,
Подравнялись меж собой.

Так похожи на рябинку!
(Посмотрите на картинку)
Запах, камфорно-каштанный.
Ароматный..., но обманный.

Пчёлки, бабочки, стрекозы
Прочь летят, как от угрозы.
Мухи, мошки не садятся.
Все в беду попасть боятся.

Но в быту - цветок наш друг:
Истребит в квартире мух,
Тараканов, моль, клопов,
Комаров и прочих блох.


(ответ: пижма)
В медицине он – полезен,
Много вылечит болезней.
Рвать в букет его не надо –
Слишком много в Пижме яда.
2.
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (……?)
(ответ: ромашки)


3.
Эй, звоночки,
Синий цвет, -
С язычком,

А звону нет!
(ответ: колокольчик)
С. Лосева
Колокольчик зазвенел,
Свою песенку запел:
«Динь-динь, динь-динь:
На дворе – неба синь,
Солнце яркое,
Красное, жаркое!
Вылетайте, мошки!
Выползайте, блошки!


4.
Мой цветок бывает разным –
Белым, розовым и красным.
Шапки крупные соцветий
Знают взрослые и дети.
А ещё меня все тут
"Журавлиный нос” зовут.
(ответ: герань)
Другое название герани – журавельник. На какое слово похоже? Правильно, на слово журавель, журавль. Чем же герань похожа на журавля? Посмотри на плоды герани. Они появляются ближе к осени, когда герань отцветет. На что похож этот плодик? Да, у плода есть длинный клювик, как у журавля. Поэтому и называют еще герань луговую журавельником.


5.
Вкусной кашки полон луг,
Кашку ту не ест мой друг,
Да и я её не ем:
Можно есть её не всем.

Вот корова тёти Маши
Очень любит эту кашу
И, когда её жуёт,
Молоко вкусней даёт.

Разным кашки цвет бывает.
Поле словно оживает.
Ей по нраву юг и север.
Кашка та зовётся…(…....?)
(ответ: клевер)


Раз, два, три... Присесть пониже.
Раз, два, три... Трава все ближе.
Раз, два, три... Где юг, где север?
Только клевер, клевер, клевер.

Зелень - море луговое.
Лепестки всегда по трое!
Я надеюсь, я считаю,
Все мечтаю, таю, таю...

Раз, два, три... А нрав упертый.
Лепесток ищу четвертый.
Может, спрятался он низко?
Счастье близко, близко, близко...

Раз, два, три... Сдаваться рано.
Раз, два, три... Я не устану!
Глаз острее, руки шире...
Раз, два, три... Ура! Четыре!
6.
Каждый лист разбит на дольки.
Подсчитай-ка: долек сколько?
Восемь, десять, двадцать, тридцать.
Тут легко со счета сбиться.
У кого желанье есть
Дольки снова перечесть?
(ответ: тысячелистник)


Алёна Полетаева
Цветков корзинка на стебле,
Однажды повстречалась мне.
А листиков мохнатых – тьма!
Зачем, не приложу ума?!

Тысячелистник здесь растёт,
Цветами мелкими цветёт!
Да, бабушка всегда права…
- Полезна эта, чем трава?
Чтоб тыщу лет нам не тужить?!
- Да нет, до ста, хотя б дожить!
7.
Березе белоствольной я младшая сестра.
Цвету я на заборе у каждого двора.
Ползу я по забору, ползу я по стене...
А в огородах что-то совсем не рады мне!
(ответ: березка)


8.
Те, кто со мною незнаком
Меня считают васильком.
Но все же, кто меня узнает?
Мой корень кофе заменяет.
(Ответ:цикорий)


Цветет цикорий. На зеленом
С утра видны его цветки.
Как будто голубым узором
На поле вышиты платки.

Синь неба в том узоре дивном,
Как обновленье по весне.
Шагаю вдоль метелок длинных
Как в сказке, как в красивом сне.

Не выдержав яркого солнца,
Вдруг в полдень закрылись для сна,
А утром встречает нас молча
Тех звёздочек голубизна.
9.
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми...
(ответ: гвоздиками)


10.
Я не охотник, не злодей,
Я сам готов лечить людей,
Меня же вдруг назвали так,
Что будто я зверям всем враг!
Пришло же в голову людей,
Что я - убийца всех зверей!
Неправда это! Всё не так!
Я - друг живущим, а не враг!

Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? –зверобой

Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой...
(ответ: зверобой)


11.
Звать его нам нечего,
Он и сам придет,
Расцветет доверчиво
Прямо у ворот –
Солнцем залитой
Цветик золотой.
(ответ: лютик)


12.
Горькая цветок-травка,
К животу поправка,
И сама душиста,
И метёт чисто.
(ответ: полынь)


Проверка


2 задание Угадай цветок по описанию





Ответы: василёк, лютик, березка,ромашка, клевер, одуванчик, фиалка)
3 задание Ребусы



(ответ: клевер)


(ответ: гвоздика)


(ответ:василёк)


(ответ: цикорий)
4 задание Вопросы- шутки
Loading...Loading...