Как дышат цветы. Как дышат растения

Установлено, что биохимические реакции, протекающие в организме человека и животных, одинаковы. Дышат ли растения? В ходе многих экспериментов на этот вопрос ученые дали положительный ответ.

Кислород необходим для окисления органических веществ. При этом происходит высвобождение энергии, которая заключена в молекулах. Но если у человека есть рот, легкие, нос, через которые поступает кислород в организм, как дышат растения? Об этом далее в статье.

Общие сведения

В древние времена была лишена кислорода. Однако было довольно много. В процессе эволюции у растений выработалась способность к его поглощению. В результате энергия солнечного света преобразовывалась в а в атмосферу выделялся кислород, что дало жизнь другим организмам. Одним из первых экспериментов, в ходе которого было выяснено, как дышат растения, был опыт со свеклой и капустой. Сначала культуры выращивались на открытом воздухе. Затем половину из них поместили в камеру, где содержание кислорода было около 2.5%. Другая часть осталась на воздухе, в котором О 2 было

21%. Освещение и тех, и других осуществлялось круглосуточно. Предполагалось, что растения, помещенные в камеру, погибнут без кислорода. Однако спустя шесть дней их вес был значительно выше, чем у тех, которые остались на воздухе. Как дышат растения без кислорода? Об этом далее.

Как дышат растения на свету и в темноте?

Дело в том, что представители флоры способны очень эффективно использовать солнечную энергию. При наступлении темноты происходит в некотором роде "переключение" с одного источника на другой. Как дышат растения на свету и в темноте? При поступлении солнечной энергии происходит синтезирование органических веществ. При наступлении темноты происходит процесс окисления соединений. В последнем случае говорят о "темновом" дыхании, а в первом - о "световом". Способность к такому переключению позволяет экономить внутренние энергетические резервы. Но представители флоры дышат и на свету, однако этот процесс не приносит им пользы. Поглощая углекислый газ. Он является основной их пищей. В связи с этим рост несколько замедляется. Есть, однако, и такие представители флоры, которым свет не мешает развиваться. Светового дыхания, например, нет у и кукурузы.

Причины развития светового дыхания

Началом, как предполагают ученые, стал симбиоз фотосинтезирующих примитивных организмов с нефотосинтезирующими. Под симбиозом понимают взаимное участие в процессах, которое полезно обеим сторонам. Жившие в воде маленькие фотосинтетики поглощали из окружающей среды углекислый газ, выделяя при этом кислород. Если бы дышащих, поглощающих О 2 организмов в среде не было, то для фотосинтетиков создались бы невыносимые условия. Но в процессе эволюции выжили и те представители органического мира, которые были чем-то полезны и для нефотосинтетиков.

Одним из соединений, которое образуется при фотосинтезе, является гликолевая кислота. Это вещество выделяется и некоторыми современными водорослями. В результате нефотосинтетики получали от фотосинтетиков гликолевую кислоту. Это, в свою очередь, способствовало усилению потребления кислорода для окисления соединения.

Вывод

Гликолевая кислота - это то самое вещество, которое в процессе нескольких биохимических реакций окисляется и образует углекислый газ.

Соответственно, можно сделать вывод, что чем больше в воздухе кислорода, тем больше формируется гликолевой кислоты. Это обеспечивает большую интенсивность светового дыхания. В результате в среду выделяется большее количество углекислого газа. Ученые предполагают, что по аналогичному принципу вырабатывалась у растений и способность к регулированию светового дыхания в соответствии с уровнем углекислого газа в воздухе. Организмы не только поглощали из окружающей среды кислород, губительный для фотосинтетиков, но и выделяли углекислый газ, который им был необходим.

Эксперименты

Можно посмотреть на практике, как дышат растения. 6 класс школьной программы по биологии очень подробно освещает этот вопрос. Для наблюдения за процессом можно взять лист комнатного цветка. Кроме того, потребуется лупа, прозрачная емкость, наполненная водой, коктейльная трубочка. Опыт, доказывающий, что растения дышат, позволяет не только понять ход процесса, но и образца в кислороде. На срезе листа можно увидеть небольшие отверстия. Часть образца погружается в воду, при этом отмечается выделение пузырьков. Есть еще один способ посмотреть, как дышат растения. Для этого следует взять бутылку, налить в нее воды, оставив незаполненной примерно на два-три сантиметра. Лист на длинном стебельке вставляется так, чтобы его кончик погрузился в жидкость. Отверстие бутылки плотно замазывают пластилином (вместо пробки). В нем делается отверстие для соломинки, которую вставляют так, чтобы она не касалась воды. Через соломинку следует отсосать из бутылки воздух. Из стебля, погруженного в воду, начнут выделяться пузырьки.

Дыхание является условием жизни. Именно в процессе дыхания освобождается энергия, используемая организмами для жизнедеятельности. Кратко и понятно о дыхании растений расскажем в данной статье.

Что такое дыхание

Каждая клетка нуждается в энергии для жизни. Получение энергии происходит при расщеплении органических веществ в процессе дыхания. Такое расщепление происходит под воздействием кислорода и ещё называется окислением. В результате образуются вода, углекислый газ и свободная энергия.

Необходимая растению энергия содержится в химических связях сложных органических веществ. Изначально это энергия солнца, запасённая в сложных молекулах путём фотосинтеза.

Дыхание у растений принципиально не отличается от дыхания животных, или грибов. Какой газ растения выделяют при дыхании, такой же выделяют любые другие организмы. Это углекислый газ.

Рис. 1. Схема дыхания растений.

Известно, что на свету растения выделяют ещё и кислород, но это происходит в результате другого процесса - фотосинтеза.

Дыхание идёт круглосуточно, поэтому образование углекислого газа происходит постоянно. Также постоянно в клетки растений для их нормальной жизнедеятельности должен поступать кислород.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Это же справедливо и для растения в целом.

Таким образом, дыхание включает два процесса:

  • клеточное дыхание;
  • газообмен растения с внешней средой.

Клеточное дыхание растений

Дыхательными центрами клетки являются митохондрии. Они есть и у животных.

Именно в этих органоидах происходит окисление органических веществ. Обычно такими веществами являются углеводы, но дыхание может идти и за счёт белков или жиров.

При окислении выделяется энергия. Вода остаётся в клетке, а углекислый газ путём диффузии покидает клетку и может сразу использоваться в фотосинтезе.

Процесс дыхания ступенчатый. Вода и углекислый газ образуются не сразу, а являются конечными продуктами. До этого в ходе многих реакций образуются и вновь распадаются другие вещества - органические кислоты.

Газообмен с внешней средой

В отличие от животных, растения не имеют специальных органов дыхания. Газообмен осуществляется через отверстия в покровных тканях:

  • устьица;
  • чечевички.

Устьица располагаются на листьях. Каждое из них имеет клетки, способные менять тургор (наполненность водой) и закрывать устьичную щель. Устьичные щели осуществляют газообмен и испарение воды листьями.

Рис. 2. Устьица под микроскопом.

Чечевички - это более крупные, чем устьица, щели на стеблях.

Рис. 3. Чечевички на стволе берёзы.

Воздух также может поступать в ткани растений в растворённом виде.

Дыхание и фотосинтез

Между процессами дыхания и фотосинтеза существует связь. Это процессы противоположные, и в растении следуют один за другим.

Фотосинтез является способом питания. В ходе этого процесса образуются вещества, содержащие энергию, полученную в виде света.

Дыхание - это способ освобождения энергии, запасённой в питательных веществах.

Дыхание в разных частях растения

Интенсивность дыхания не одинакова в разных органах. Наиболее активно дышат:

  • прорастающие семена;
  • распускающиеся цветы;
  • растущие органы.

Корни также, как и надземные органы, дышат. Для нормального дыхания корней необходимо рыхлить почву.

Что влияет на интенсивность дыхания

Факторами, влияющими на интенсивность дыхания, являются:

  • температура;
  • влажность;
  • содержание кислорода в воздухе.

При усилении любого из этих факторов дыхание становится интенсивнее.

Человек управляет дыханием семян и плодов для сохранения урожая и посевного материала. Для этого в помещениях, где хранятся семена, поддерживается необходимая влажность, температура и обеспечивается приток свежего воздуха.

Что мы узнали?

Изучая в 6 классе данную тему, мы выяснили, что дыхание растений - процесс, обеспечивающий клетки энергией. Кислород так же необходим растениям, как углекислый газ. Процессы дыхания и фотосинтеза включают одни и те же вещества. При дыхании кислород и органические вещества являются исходными, а вода и углекислый газ - конечными продуктами. При фотосинтезе - наоборот.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 188.

Все растения на нашей замечательной планете выделяют кислород: деревья на вашей улице, водоросли в парковом пруду, маленький кактус на вашем окне... На суше этот процесс незаметен: мы не видим, как растения выделяют кислород, так же как мы не видим его, когда вдыхаем. Но под водой можно заметить, как над водорослями появляются крошечные пузырьки. Благодаря растениям кислород составляет более 1/5 атмосферы Земли - идеальное соотношение для нашего дыхания. В XVII веке ученые начали понимать, что растения выделяют кислород. Вначале они удивлялись, откуда брался кислород в воздухе, ведь, по их предположениям, атмосфера должна была его терять. В конце концов, день и ночь во многих местах на планете горит огонь, сжигая при этом кислород. Миллиарды животных вдыхают кислород, используют его и выдыхают затем углекислый газ. Почему в воздухе не увеличивается процент углекислого газа? И почему кислород еще до сих пор не исчез?

Некоторые ученые заметили, что свеча в маленьком закрытом пространстве со временем, израсходовав весь кислород, затухает. Однако она снова разгорается, если некоторое время в этом пространстве подержать живое зеленое растение. Стало очевидным, что растения выделяют кислород. Но, как и почему?

Вот как все происходит. Зеленые растения используют энергию солнца для производства пищи для себя - сахара. Для выработки сахаров и крахмала они берут воду из почвы и углекислый газ из воздуха. Другими словами, кислород высвобождается, когда растения питаются, то есть он является таким же побочным продуктом на фабрике по производству пищи для растений, как и приятный аромат в пекарне во время приготовления хлеба.

Зеленый цвет в листьях растений - важнейшая составляющая этого необыкновенного процесса, поскольку это цвет пигмента хлорофилла. Помните воду, которую растения всасывают из почвы? Каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Хлорофилл в листьях растений использует энергию солнечного света для расщепления молекул воды, отделения водорода от кислорода.

Некоторые атомы вновь «склеиваются» вместе, опять превращаясь в воду. При этом высвобождается гораздо больше энергии, чем нужно растению; растение использует энергию для производства вещества, называемого АТФ (аденозинтрифосфат). АТФ забирает углерод из углекислого газа и водород из расщепленной воды, превращая все это в сахара - пищу для растений! Кислород из расщепленной воды просто остается в воздухе. Таким образом, атмосфера Земли постоянно обогащается кислородом, потому что растения любят сладкое. Весь этот процесс называется фотосинтезом - в переводе с греческого, это означает «соединять при свете».

Ночью, когда света нет, растения ведут себя подобно людям - потребляют кислород из воздуха, выделяя углекислый газ. При дневном свете растения также «вдыхают» немного кислорода, но в основном в них протекает процесс фотосинтеза, в ходе которого выделяется намного больше кислорода, чем они потребляют.

Фотосинтез, обогащающий атмосферу кислородом, и дыхание животных, насыщающее ее углекислым газом, уравновешивают друг друга. Но с XIX века уровень содержания углекислого газа начал быстро расти. Поскольку углекислый газ поглощает солнечное тепло, все большие опасения вызывает «парниковый эффект», в результате которого средние температуры на Земле повышаются. А ведь даже незначительное их повышение может вызвать засухи, увеличить площади пустынь, что повлечет за собой уменьшение количества продовольствия на Земле.

Информационно – исследовательский проект

Тема: Дышат ли растения?

Актуальность проекта.

Актуальность своего исследования вижу в том, что именно исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно – творец. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальная характеристика творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности.

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В ХХI веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуются не только тем, чья жизнь связана (или будет связана) с научной работой, - это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития

Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет в работе по данному направлению отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и осознанию происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Для более успешного усвоения материала обучение построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск детей позволил увлечь их,

Тип проекта: информационно-исследовательский;

Участники проекта: воспитанница подготовительного дошкольного возраста Диана Бибичева, педагог Низамиева Гульнара Насимовна, родители воспитанницы;

Срок реализации проекта: один месяц

Цель проекта : развитие поисково – познавательной деятельности дошкольника путём ведения исследовательской опытно - эксперементальной работы.

Гипотиза: поисково – познавательная деятельность дошкольника будет развиваться при условии обучения педагога, совместно с заинтересованностью и помощью родителей воспитанницы.

Предмет: совокупность методов и приёмов для развития исследовательских способностей ребёнка подготовительного дошкольного возраста.

Объект: поисково – познавательная деятельность детей подготовительного дошкольного возраста.

База исследования: МБДОУ д/с «Кораблик», группа № 4

Задачи проекта:

1. Вызвать интерес к исследовательской деятельности.

2. Воспитывать желание любить природу, пробудить интерес к окружающему миру.

3. Развивать умение долгосрочного планирования, развивать умение делать выводы, умозаключения.

4. Формировать практические навыки работы с лупой, комнатным растением, оборудованием для опытов и эксперементирования.

5. Воспитывать чувство ответственности за начатое дело.

Принципы реализации проекта

В процессе работы по формированию у детей дошкольного возраста поисково – познавательной деятельности необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

3. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

4. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

5. Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

6. Принцип системности . Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

7. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Центр науки группы.

2. Методический инструментарий (конспекты познавательно – развивающих занятий)

3. Оборудование для исследовательской деятельности.

4. Библиотека юного исследователя.

Основные средства:

1. информирование родителей о задачах и содержании поисково – познавательной деятельности воспитанника в детском саду и семье;

2. вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместной с ребёнком деятельности;

3. подготовка оборудования, материалов и инструментов;

4. обогащение центра науки группы;

5. создание электронной презентации по теме реализации проекта;

Ожидаемый результат

1. Развитие познавательных способностей, умений, навыков исследовательской деятельности,

2.Формирование проектно-ориенторованного интеллекта.

3.Стимулирование интереса дошкольника к наукам.

4.Содействие формированию у детей научной картины мира.

Основным итогом этой работы является то, что Диана “добыла” своим трудом всю информацию, познала чудо самостоятельной, творческой работы, приобрела новые знания и умения.

Но самое главное в проделанной работе я считаю то, что, реализуя такие проекты деятельности, мы сближаем детей и родителей, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, повышаем педагогическую культуру родителей и развиваем интеллектуальную и социально-нравственную сферу у детей. Для более успешного усвоения материала обучение построено на методах исследовательского поиска. Самостоятельный творческий поиск позволил увлечь, заинтересовать, пробудить в ребёнке жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца.

Ход проекта:

Проблема: Почему я выбрала это занятие?

Я очень люблю природу и всё, что с нею связано. Мне нравится ухаживать за комнатными растениями: поливать их, рыхлить, протирать листочки. У нас дома и в нашей группе много всяких растений. Ещё мы с ребятами любим смотреть детские энциклопедии, которые есть в нашей группе. Воспитатели всегда отвечают на наши вопросы. Очень интересными для меня бывают также занятия, где нам рассказывают про человека (из каких частей тела он состоит, как переваривается пища, как он дышит). Вот после такого занятия, я спросила Гульнару Насимовну - «Если человек дышит и живёт, то и растения значит тоже дышат, если они растут? А чем же они дышат, ведь у них нет лёгких, как у человека?» Гульнара Насимовна и моя мама решили мне помочь узнать про то, что меня заинтересовало.

Цель: Зачем я это делала?

Я хотела узнать: дышат ли растения, и как они дышат, и что будет с ними, если они не будут дышать.

Задачи : Ещё я хотела побольше узнать:

· Про то, как живут растения;

· Что интересного происходит в их жизни;

· Хочу научиться помогать природе;

· Хочу больше знать, потому, что мне скоро идти в школу.

Гипотеза: Что я проверяла, проводя эти опыты?

Я думаю, что растения всё таки дышат, и хотела убедиться в этом.

Результаты: Что у нас получилось?

Теперь я точно знаю, что все растения дышат, и им очень нужен воздух для жизни. Дышат растения всеми частями: корнями, листьями, и стебельком. А если корни не могут дышать, то растение погибает, или болеет. Я решила, что буду ухаживать за своими растениями: поливать, рыхлить, следить, чтобы им было хорошо. А ещё я думаю, что всегда буду ещё так заниматься, мне очень понравилось, и в школе тоже.

Выводы : Я думаю, что такие интересные занятия помогут мне стать умнее, и помогут мне учиться в школе. Надо больше знать о природе, ведь это так интересно.

Этапы реализации проекта:

1.Информационно – накопительный.

1. Изучение интересов воспитанницы для определения целей проекта.

Как возникла идея исследовательского проекта. Во время проведения познавательно – развивающего занятия «О дыхании человека» Бибичева Диана задалась вопросом, который озвучила так: если человек дышит и живёт, значит, дышат и растения, раз они растут и живут. А как же они дышат? И чем, ведь у растений нет лёгких?

Мы, (воспитатель и родители воспитанницы) решили помочь Диане найти ответы на её вопросы.

2. Подбор и анализ специальной литературы, по выбранной тематике проекта.

3. Составление и обсуждение с участниками проекта поэтапного плана работы.

Совместно с Дианой и родителями воспитанницы мы наметили:

§ Алгоритм наших исследовательских действий.

§ Создание банка идей и предложений.

§ Подбор необходимого оборудования и пособий.

§ Помощь родителей в проведении исследовательской работы и подборе оборудования, создании электронной презентации по результатам экспериментально – исследовательской деятельности.

2. Этап практических дел.

1. Исследование «Может ли растение дышать?»

Цель: опытным путём выявить, дышит ли растение (в нашем случае комнатное растение фиалка Узамбарская) и понять, как происходит процесс дыхания у растения.

Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа (увеличительное стекло).

Спрашиваю у Дианы: Как ты считаешь, растения способны дышать? И как доказать, что они всё таки дышат? Совместно, опираясь на знания о процессе дыхания человека, мы приходим к выводу, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Предлагаю Диане вспомнить, как мы определяли тот факт, что воздух попадает внутрь человека, и проделать этот опыт. Вдыхаем и выдыхаем через трубочки от коктейля.

Предлагаю Диане замазать одно отверстие трубочки вазелином. Что же происходит? Дыхание через трубочку становится невозможным. Задаю Диане вопрос: Почему? Диана самостоятельно пришла к выводу, что всё дело в вазелине: он не пропускает воздух.

Предлагаю Диане выяснить, чем растение дышит? Для этого мы использовали лупу (увеличительное стекло). Аккуратно срезав лист растения, предлагаю рассмотреть срез на черенке листа, и сам лист. Диана очень внимательно отнеслась к заданию.

И вскоре опираясь на увиденное и на свой опыт (родители вместе с Дианой рассматривали энциклопедический материал по теме проекта) выдвигает гипотезу, что растения «имеют в листочках очень маленькие дырочки, через которые дышат». Предлагаю проверить это. Совместно решаем смазать лист фиалки под номером 1 вазелином, так как он не пропускает воздух, а лист фиалки под номером 2 не смазывать

вазелином, и поставить оба листа в воду.

Ежедневно, в течение недели мы вели длительное наблюдение за происходящим. Через неделю получаем результат – лист под номером 1 завял. Подвожу Диану к выводу, и мы вместе приходим к тому, что растение дышит, и дыхание это обязательное условие для жизни растения.

После проведённого первого исследования Диана, заинтересовавшись, решает выяснить, а проходит ли воздух через листья внутрь растения? Выдвигает гипотезу: через листья воздух проникает в растение, так как «в листочке есть маленькие дырочки, через которые воздух и проходит». Предлагаю Диане подумать, а как мы это можем выяснить?

2. Исследование «Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель: путём поисково-познавательной деятельности определить, какие части растения участвуют в дыхании.

Оборудование: прозрачная ёмкость с водой, лист на длинном черешке, трубочка для коктейля, лупа.

Диана вспомнила, что когда мы проводили первый опыт (поставили срезанный лист растения в воду), в воде и на самом черенке листа появились маленькие пузырьки воздуха.

Мы решили повторить опыт, но на этот раз рассмотрели, как из среза листа появлялись

маленькие пузырьки воздуха.

Для подтверждения гипотезы, выдвинутой Дианой, решаем проделать более сложный и достоверный опыт: «Сквозь лист». Предлагаю проделать этот опыт совместно с мамой – Эльвирой Муниповной, используя следующий алгоритм выполнения исследования.

Алгоритм проведения опыта:

Налить в прозрачную бутылку воды, оставив её не заполненной на 2-3 см.

Вставить лист в бутылку так, чтобы черенок листа погрузился в воду.

Во второе отверстие в пробке вставить трубочку для коктейля так, чтобы кончик не достал до воды.

Плотно замазать пробку бутылки пластилином, чтобы она не пропускала воздух.

Откачать воздух из бутылки.

Совместно с Эльвирой Муниповной, Диана проделала все действия алгоритма.

Вместе с Дианой и Эльвирой Муниповной, пронаблюдав некоторое время, мы обратили внимание на то, что из среза черенка листа, погруженного в воду, начинают выделяться пузырьки воздуха.

Диана непосредственно, как все дети, обрадовалась получившемуся опыту. И отметила, что самое интересное в нашей работе это то, что «можно самому всё делать», и это гораздо интереснее, чем просто смотреть со стороны.

Задавая наводящие вопросы, вместе с мамой, подводим Диану к определённому выводу, который Диана сформулировала так: воздух проходит через черенок листа через маленькие отверстия, в растение, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду. Таким образом, Диана делает вывод: «у человека для дыхания лёгкие, а у растения маленькие дырочки на всём листе».

После проведённых опытов Диана задалась вопросами: а ещё какие части растения дышат? Дышат ли корни растения? Исходя из полученных ранее знаний (о пользе рыхления комнатных растений) и жизненного опыта, Диана выдвигает гипотезу: растение дышит всеми частями. Предлагаю это доказать.

3.Исследование «Нужен ли корешкам воздух?»

Цель: Доказать, что растение дышит всеми частями, выявить причину потребности в рыхлении.

Предлагаю это доказать через начатое некоторое время назад длительное наблюдение. Берём посаженные заранее два одинаковых комнатных растения,(Узамбарская фиалка) которые были посажены и росли в одинаковых условиях, у растения под номером 1 почва регулярно подвергалась процессу рыхления, а растение под номером 2 мы в течение длительного времени оставили без рыхления. Наглядно видно, что у растения под номером два замедлился рост, а у растения под номером 1 идёт бурный рост и оно выглядит сильным. Диана самостоятельно, без особых усилий делает вывод о том, что польза рыхления очевидна и «всегда буду рыхлить дома цветы».

Для реализации III этапа проекта было организовано познавательно – развивающее занятие « Юный исследователь». На занятии была представлена исследовательская деятельность по реализации проекта в виде электронной презентации, созданной совместными усилиями руководителя проекта и родителями воспитанницы. Дети группы № 4 задавали вопросы Диане, на которые она с удовольствием отвечала.

Литература

  1. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира// Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.
  2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  4. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997 г.
  5. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
  6. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
  7. Интернет ресурсы

1) Растения дышат так же, как мы: во всех органах растений часть глюкозы, полученной при фотосинтезе, окисляется кислородом. При этом образуется энергия, необходимая для жизни, а так же углекислый газ.

2) Почему в спальню нельзя ставить много растений? Растения, стоящие в спальне, ночью не будут выделять кислород, потому что в темноте фотосинтез не происходит. Следовательно, ночью растения не питаются. А дышат растения все время – и днем, и ночью. При дыхании растения, как и мы, поглощают кислород и выделяют углекислый газ, поэтому спящему человеку будет душно.

3) Почему при избыточном поливе растение погибает? Если почву залить водой, то в ней не будет воздуха, корни растений не смогут дышать и погибнут (задохнутся).

Тесты

1. Сравните питание и дыхание растений с нашим
А) растения питаются и дышат так же, как мы
Б) растения питаются так же, как мы, а дышат по-другому
В) растения питаются по-другому, а дышат так же, как мы
Г) растения питаются и дышат по-другому

2. Где у растений происходит окисление глюкозы

Б) в корнях
В) во всех органах
Г) нигде, у растений не происходит окисление глюкозы

3. Где у растений происходит образование углекислого газа
А) в зеленых листьях на свету
Б) в корнях
В) во всех органах
Г) нигде, у растений не происходит образование углекислого газа

4. Когда происходит дыхание и фотосинтез растений
А) дыхание и фотосинтез происходят постоянно
Б) дыхание только днем, а фотосинтез постоянно
В) фотосинтез только днем, а дыхание постоянно
Г) фотосинтез только днем, а дыхание только ночью

5. Где происходит дыхание и фотосинтез растений
А) дыхание и фотосинтез происходят во всех органах растения
Б) дыхание и фотосинтез происходят только в листьях
В) фотосинтез только в листьях, а дыхание во всех органах
Г) фотосинтез только в листьях, а дыхание только в корнях

6. В листьях растений происходит
А) фотосинтез
Б) фотосинтез и дыхание

7. В корнях растений происходит
А) фотосинтез
Б) фотосинтез и дыхание
В) фотосинтез, дыхание и поглощение минеральных солей
Г) дыхание и поглощение минеральных солей

8. Во всех органах растений происходит
А) фотосинтез
Б) фотосинтез и дыхание
В) дыхание и поглощение минеральных солей
Г) дыхание

Loading...Loading...