Как происходит отражение действительности в чувствах и че? оно отличается от отражения в познавательных процессах? Способность отражения действительности

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Многочисленные предметы и явления действительности воздействуют на его органы чувств и, отражаясь его мозгом в виде ощущений, представлений, мыслей, чувств, стремлений, вызывают ответную реакцию - те или иные действия человека. Это отражение действительности человеческим мозгом в виде различных психических явлений есть субъективный мир человека, представляющий собой отражение, образ объективного мира, существующего вне нас и независимо от нашего сознания. «Вне нас существуют вещи, - писал В. И. Ленин. - Наши восприятия и представления - образы их».

Образы вещей - это как бы копия их, изображение предметов, сходное с отображаемыми предметами и явлениями, но не самые предметы или явления.

Начальным моментом отражения действительности являются ощущения . Они представляют собой отражение отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, действующих непосредственно на органы чувств (ощущение цвета, звука, запаха й т. д.). В восприятии предметы и явления отражаются уже в многообразии своих свойств. Рассматривая предмет, мы видим не просто его цвет, форму и величину отдельно друг от друга, а воспринимаем его как целое (дом, стол, карандаш и т. д.).

Образы предметов и явлений могут воспроизводиться после действия раздражителей в виде представлений, т. е. образов ранее воспринятых предметов или явлений.

Ощущения, восприятия и представления являются наглядными образами предметов. Это чувственное отражение действительности. Оно дает знание о внешних, непосредственно воспринимаемых свойствах предметов и об их внешних связях друг с другом.

Далеко не все свойства предметов и не все предметы непосредственно воспринимаются. Мы, например, не видим непосредственно атомы, не слышим ультразвуки, хотя их существование достоверно известно. В этих случаях знания достигаются опосредствованно - путем сравнений, обобщений, умозаключений, выполняя которые, человек исходит, однако, из того, что дано ему непосредственно в ощущениях и восприятиях. Такое опосредствованное и обобщенное отражение действительности называется мышлением.

Мышление неразрывно связано с языком и осуществляется при помощи языка. Слово, язык - это звуковая, материальная оболочка мысли, вне которой мысль вообще не существует.

Ощущение и мышление - неразрывные звенья единого процесса отражения действительности. Исходным является чувственное, наглядное познание предметов и явлений действительности. Но, ощущая, воспринимая или наглядно представляя что-либо, человек всегда так или иначе анализирует, объединяет, обобщает, т. е. мыслит то, что дано в ощущениях и восприятиях.

Ощущения, восприятия, представления, мысли - все это познавательные процессы, познавательная сторона отражения действительности.

Отражение действительности мозгом не исчерпывается только познавательной деятельностью людей.Внешний мир отражается в голове человека не только в виде наглядных образов предметов или мыслей о них, но и в виде того или иного отношения к предметам и явлениям действительности . Мы всегда так или иначе относимся к тому, что воздействует на нас, и то или иное наше отношение к нему определяется как особенностями самих воздействующих предметов и явлений, так и всем нашим предшествующим опытом, особенностями нашей личности. В зависимости от особенностей того, что воздействует на нас, и особенностей нашей личности, сложившихся под влиянием прежних воздействий предметов и явлений действительности, мы испытываем те или иные потребности и интересы, чувства и желания, осуществляем волевые действия. Все это опять-таки различные формы отражения предметов и явлений действительности. Все это ответные реакции на действие предметов и явлений объективного мира, на те особенности, которые характерны для них.

Отражением действительности являются и все черты личности, прежде всего способности и характер человека, формирующиеся под воздействием условий жизни, в зависимости от тех обстоятельств, в которых протекает деятельность человека.

Все эти различные формы отражения реального мира неразрывно связаны между собой. Чувства и желания всегда зависят от того, что познается в предметах и явлениях, какие качества, свойства, особенности их выделяются нами. Вместе с тем познание объективной реальности в свою очередь само зависит от наших потребностей и интересов, от чувств и желаний, испытываемых нами, от волевых действий, от черт характера, которые сложились у нас, от всех особенностей личности.

Отражение действительности происходит в процессе деятельности людей : человек отражает мир, воздействуя на него, выполняя те или иные действия, оперируя вещами. Практика, деятельность людей - источник познания предметов и явлений действительности и того или иного отношения к ним. Человек не пассивно отражает действительность, он - активный деятель в окружающем мире. В процессе труда, осуществляя практическую деятельность, он изменяет и преобразует среду в интересах удовлетворения постоянно растущих общественных и личных потребностей. В процессе труда, указывает Маркс, человек не только «изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять
СВОЮ ВОЛЮ».

Наличие у человека как активного деятеля сознательных целей играет важнейшую роль в отражении объективной действительности, делает ее отражение целенаправленным, сознательно избирательным. Из всего многообразия того, что его окружает, из всех обстоятельств жизни человек прежде всего выделяет то, что имеет для него особенное значение, то, что отвечает сознательным целям и задачам деятельности, осознанным им потребностям общественной жизни и его личным потребностям.

Практическая деятельность, оперирование вещами, значительно расширяет познавательные возможности человека, уточняет его знания, обогащает их. Вместе с тем практика является и критерием правильности или ошибочности отражения действительности. Действуя в соответствии с возникающими у нас образами, мы проверяем, правильны ли они или ошибочны.

Являясь активным деятелем, человек в процессе деятельности накапливает жизненный опыт , и это играет важную роль в отражении им объективной реальности. Опыт людей различен; он зависит от природных и общественных условий, в которых живет человек, от условий воспитания и обучения, профессиональной деятельности, от влияния окружающих людей, от всех многообразных общественных воздействий, которым человек подвергается. Все это существенно влияет на отражение им объективной действительности.

Являясь активным деятелем общественно-исторического развития, человек в процессе деятельности изменяет не только внешнюю, природную и общественную, среду, но и свою собственную физическую и духовную природу, психический склад своей личности. В процессе деятельности не только делаются все более’ тонкими и точными ощущения и восприятия человека, развивается наблюдательность, мышление, воображение, но и формируются его чувства, волевые качества, навыки и привычки, развиваются’ способности, возникает музыкальный слух, художественный вкус, пробуждаются интересы, склонности, складывается характер.

Таким образом, объективные, внешние воздействия, являясь исходными и определяющими в отражении человеком реального’ мира, детерминируют, причинно обусловливают всю психическую деятельность человека, все черты личности, но не прямо, не автоматически, а через взаимодействие человека с объективной действительностью в процессе деятельности , направленной на изменение среды, и в зависимости от того, какое место те или иные условия среды занимают в его жизни и деятельности. Именно этим и объясняется, что одни и те же общие внешние условия, одна и та же внешняя среда оказывают разное влияние на разных людей, равно как и на одного и того же человека в разные периоды его жизни. Из-этого следует также, что внешние условия жизни никогда не предопределяют роковым образом, фатально, дальнейшего психического развития человека.

Отражение человеком действительности является неразрывным единством объективного и субъективного . Оно объективно по содержанию, так как является отражением внешних вещей и явлений и детерминируется внешними воздействиями. Оно объективно и потому, что является реальным нервным процессом и выражается в различных внешних действиях и поведении человека. Но оно субъективно потому, что всегда является отражением реального мира определенным человеком, субъектом, всегда преломляется через накопленный им личный опыт, через все особенности личности.

Из всего сказанного очевидна огромная жизненная роль психической деятельности человека. Как отражение объективной действительности, она является необходимым условием воздействия человека на мир, изменения им действительности. Ориентируя людей в объективном мире, психическая деятельность дает им возможность переделывать воздействующую на них среду. Человек изменяет действительность в соответствии с тем, как он ее отражает. Вне отражения действительности не может быть и деятельности человека. «Даже за еду и питье, - говорит Энгельс, человек принимается под влиянием отразившихся в
его голове ощущений голода и жажды, а перестает есть и пить потому, что в его голове отражается ощущение сытости»

Эта жизненно важная роль психической деятельности обусловлена тем, что психика есть верное отражение объективной действительности. Она правильно ориентирует человека в окружающем мире, и именно благодаря этому возникает наука, создаются искусство и техника как орудие высшей ориентировки человека в окружающей действительности и преобразования ее в интересах человечества.

11. Что такое добродетель èпорок ? Этот вопрос пытались решить многие философы. Гельвеций, например, давал на него следующий ответ: «Если бы, родившись на каком-нибудь пустынном острове, я был предоставлен самому себе, я жил бы, не имея ни пороков, ни добродетелей. Я не мог бы обнаружить ни тех, ни других. Что же следует понимать под словами “добродетельные и порядочные поступки”? Поступки, полезные или вредные обществу». В чем достоинства и недостатки рассуждения Гельвеция, если учесть, что оно было высказано в XVIII в.?

12. «Красота спасет мир», - говорил Ф.М. Достоевский. Как Вы относитесь к этому высказыванию?

13. Прокомментируйте старинный афоризм: «Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, чем успевает».

14. Какое явление не относится к общественной психологии?

а) Нравственные привычки и традиции. б) Художественный вкус.

в) Чувство милосердия.

г) Мировоззрение личности.

15. Всем формам общественного сознания присущи познавательная и регулятивная функции. Какова их роль в различных формах общественного сознания?

16. Мораль, с одной стороны, регулирует поведение лич- ности, ее отношение к другим личностям, к коллективу, обществу, а с другой - выступает как совокупность требований, которые предъявляет общество к личности. Раскройте диалектическую связь этих положений.

17. Почему абсолютная свобода личности означала бы унич- тожение морали?

18. Почему философия, будучи одной из наук, вместе с тем выделяется как особая форма общественного сознания?

19. Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно окончившая политехнический институт, - писал он,

- знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единствен-

ного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль и Ньютон». Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним?

20. В чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?

21. Что общего между моральным сознанием и правосознанием? В чем их различие друг от друга?

22. В чем специфика религии как формы общественного сознания?

23. Для науки как социального института, призванного обеспечивать общество знаниями, характерна ориентация на истину как на ценность. Означает ли это, что в своей научноисследовательской организации каждый ученый руководствуется в своей деятельности только стремлением к истине?

24. Существуют противоположные точки зрения на соотношение науки и морали. Одни мыслители полагают, что морально то, что может быть научно обосновано, другие, напротив, считают, что морально то, что является предметом выбора, а не научного обоснования.

Кто прав? И правомерна ли вообще такая постановка вопроса?

25. Английский писатель Ч.П. Сноу приводит высказывание ученых, придерживающихся доктрины этической нейтральности науки: «Мы создаем инструменты. А вы - весь остальной мир, и прежде всего политические деятели, - вы должны заботиться о том, как их использовать. Инструменты могут быть использованы для достижения таких целей, которые большинство из нас считает недостойным. Это, конечно, прискорбно. Но, как ученых, нас это не касается» (Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973. С.129).

Можно ли согласиться с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

26. В истории науки неоднократно были случаи, когда уче- ный пытался прекратить свои исследования, скрыть полученные им результаты, так как предвидел возможности их использования во вред человечеству. Можно ли считать такое поведе-

ние ученого нравственным? Не является ли безнравственной попытка оправдать иные действия ученых в этой ситуации утверждением, что научный процесс нельзя остановить и то, что возможно, в науке рано или поздно будет осуществлено?

27. «Важная моральная проблема, лежащая вне самой науки, но необходимо предшествующая научному исследованию, касается выбора объекта исследования: всюду ли допустимо искать истину?» (Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценности. Новосибирск, 1897. С. 35).

Имеет ли право наука вторгаться во все области действительности, исследовать интимный мир человека, подсознание и т. п.? Есть ли какие-то нравственные границы, определяющие пределы вторжения человеческого познания? Или науке все дозволено?

Теория познания

1. Какое из приведенных суждений соответствует материалистическому пониманию процесса познания?

Познание- это:

а) процесс погружения «ума» в действительность; б) воспоминание души о том, что она созерцала в мире идей;

в) упорядочивание сигналов внешнего мира с помощью априорных форм чувственности и рассудка;

г) созерцание в своем сознании сущности своего бытия; д) отражение объективной действительности в сознании

человека; е) комбинирование врожденных идей под влиянием эмпири-

ческих фактов.

2. Представителями каких философских направлений сделаны следующие заявления?

а) «...Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи , ...внешний мир воздействует на наши органы чувств».

б) «...возможно, что мы в состоянии правильно воспринять свойство вещи, но самой вещи мы никаким, ни чувственным, ни мыслительным, процессом постичь не можем. Эта “вещь в себе” находится по ту сторону нашего познания».

в) «...не знаю, есть ли объективная реальность, отражаемая нашими ощущениями, объявляю невозможным знать это».

г) «Знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства: все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума».

3. Проанализируйте следующие суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести?

Ощущение- это:

а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне;

б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира;

в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира;

г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром;

д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств;

е) единственный информационный канал, доставляющий че- ловеку сведения о внешнем мире;

ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.

4. Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А. Пуанкаре: «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!».

5. «...Все научные (правильные, серьезные, невздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее » (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками.

6. Почему отражение человеком действительности является приблизительным?

7. Древнегреческий философ Парменид (ок. 540 - ок. 470 до н. э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением?

8. Мир бесконечен и мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем?

9. На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» - есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом?

10. Л. Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова?

11. Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?

12. Почему абстрактное мышление - это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению?

13. Назовите (из приведенных ниже) философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения.

а) Эклектика; б) конвенционализм; в) софистика; г) диалектика; д) догматизм.

14. «Вопрос о существовании внеземной жизни...подобен любой другой научной проблеме. Его решение зависит от единодушия: если большинство авторитетных ученых признают свидетельства о внеземной жизни достаточными, то ее существование станет научным фактом». То «...же случилось с устаревшей теорией флогистона, или светового эфира» (Корлисс У.

Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218 - 219). Как Вы относитесь к такому суждению?

15. «Абсолютная истина - это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания» (Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 49-50).

16. «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 174). Проанализируйте подмеченную связь науки и техники. Укажите важнейшие технические потребности, которые обусловили бурное развитие ведущих областей современной науки. Приведите примеры из области своей будущей специальности.

17. Исходя из основных функций практики, обсудите проблемные ситуации:

а) Практика - основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения?

б) Что означает первичность практики, если она всегда представляет целеполагающую деятельность?

в) Не противоречит ли положению об определяющей роли практики тот факт, что в условиях современной НТР наука опережает развитие производства?

ã) Åñëè â научно-исследовательской деятельности все большую роль играют эмпирические методы и материально-техни- ческие средства исследования, то не значит ли это, что стирается различие между основой познания и самим познанием?

18. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практи- ческий вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1). В этой связи ответьте на вопросы:

а) Почему нельзя установить истинность знания без выхода в общественную практику?

б) Можно ли чисто теоретическим путем доказать объективную истинность знания?

в) Проверяются ли на практике истины математики?

г) Если практика служит критерием объективной истины, то какую роль в науке играют формальные критерии истинности знания, например, такие, как непротиворечивость и полнота дедуктивной теории?

д) Можно ли оценивать теории с точки зрения удобства оперировать ими?

е) Могут ли две различные теории привести к одним и тем же результатам?

19. «...Не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 146). Чем обусловлена отме- ченная особенность практики?

20. Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектико-материалистическому пониманию истины?

à) Интуитивно ясное и самоочевидное положение.á) Идея, руководство которой приводит к успеху.

â) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств.

ã) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа.

ä) Мнение большинства.

ç) Соответствие знаний ощущениям субъекта.

è) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира.

21. Выберите правильное предложение:

à) Нет истинных и нет ложных мыслей, «истинно» или «ложно»- это лишь названия или оценки.

á) Все мысли только истинны, ложных мыслей нет.

â) Есть мысли истинные вообще и есть мысли совершенно ложные.ã) Каждое высказывание истинно либо ложно лишь в строго

определенном отношении.

22. «Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, - значит так или иначе признавать абсолютную истину» (Ленин). Как соотносятся друг с другом объективная и абсолютная истины?

23. «Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней» (Ленин). В каком отношении друг к другу находятся относительная и абсолютная истины?

24. Проиллюстрируйте положение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна».

25. «...Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р. Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму?

26. Найдите «зерна» абсолютных истин и моменты, которые в дальнейшем подверглись уточнению или замене, в следующих положениях:

à) Весь мир состоит из атомов - мельчайших,неделимых частичек вещества.

á) Атом представляет собой положительно заряженную среду, в которую вкраплены отрицательно заряженные частицы - электроны.

â) Атом состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются электроны. Атом подобен Солнечной системе в миниатюре.

27. Поставив себе целью изучить, оказывает ли электриче- ство какое-либо воздействие на магнитную стрелку вблизи провода с током, Ампер обнаружил, что она поворачивается. Исходя из этого открытия, он высказал мысль, что магнетизм Земли вызван токами, обтекающими Землю в направлении с запада на восток. Далее он пришел к общему мнению, что магнит-

ные свойства любого тела определяются замкнутыми электри- ческими токами внутри него. В каких формах шло движение мысли ученых-физиков?

28. «Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18 С. 139). В этой связи ответьте на вопросы:

а) Какую трактовку получает в релятивизме относительность человеческого знания?

в) Чем отличается диалектико-материалистическое понимание относительности человеческого знания от релятивизма?

г) Можно ли относить заблуждение к числу элементов истинного знания?

29. Всякая ли человеческая деятельность относится к практике? Рассмотрите с этой точки зрения следующие виды деятельности: воспитание, изобретательство, идеологическая борьба, художественная самодеятельность, художественное творче- ство, научный поиск, война, религиозные обряды, обучение.

30. Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики - это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.

31. В чем специфика социально-исторической практики? Обоснуйте каждый из ответов.

à) Она более субъективна, чем материальное производство.á) Ей в большей мере присущ творческий характер.

â) Она направлена на преобразование общественных отношений.ã) В ней находят непосредственное отражение классовые

интересы людей.

ä) В ней через деятельность людей проявляются объективные законы.

32. В чем состоит важнейшая особенность познания общественных явлений?

33. Перечислите общее, что присуще познанию как природных, так и социальных явлений.

34. О какой специфической особенности социального познания писал философ-материалист Гоббс: «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» (Гоббс. Левиафан. М., 1936. С. 101)?

35. В чем специфика фактического, эмпирического материала в общественных науках по сравнению с естествознанием?

36. Чем эксперимент в социальном познании отличается от эксперимента в естественных науках?

37. В чем состоят особенности предвидения социальных явлений в отличие от предвидения явлений природы?

38. Почему исторический метод имеет особенное значение

â познании именно общественных явлений?

39. В чем состоит предвидение в философии? Приведите примеры предвидения в философии.

Методы и формы научного познания

1. К. Маркс писал: «Не только результат исследования, но

è ведущий к нему путь должен быть истинным» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 7). Что означает истинность методов исследования и какие факторы ее обусловливают?

2. «Физик или наблюдает процессы природы там, где проявляются в наиболее отчетливой форме и наименее затемняются нарушающими их влияниями, или же, если это возможно, производит эксперимент при условиях, обеспечивающих ход процесса в чистом виде» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 6). В связи с этим положением ответьте на вопросы:

1. Субъекты и объекты познания

ПОЗНАНИЕ - это общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Вопрос о сущности познания неразрывно связан с решением основного вопроса философии. Идеализм абсолютизирует отдельные моменты процесса познания, отрывает его от объекта, превращает развитие знания в нечто самостоятельное, а некоторые идеалисты видят в нем причину и источник развития предмета. Материализм рассматривает познание, как процесс приблизительно верного отражения действительности в сознании человека. Однако домарксистский материализм не увидел сложности познания, с его точки зрения познание- это не процесс, не деятельность, а мертвое, зеркальное отражение, пассивное созерцание (Созерцательность).

Познание проходит путь от анализа явления к анализу сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка, от изучения предмета к исследованию системы взаимоотношений между предметами. Раскрывая законы действительности, познание воссоздает в идеальной форме предметы природы в их всестороннем богатстве и многообразии. Это оказывается возможным лишь потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, материальной, практической деятельности.

Предметы внешнего мира становятся объектами познания, поскольку они вовлекаются в орбиту человеческой деятельности, подвергаются активному воздействию со стороны человека; лишь благодаря этому обнаруживаются, раскрываются их свойства.

Следовательно потребности практической деятельности определяют направление развития познания, ставят перед ним актуальные проблемы, которые необходимо разрешить, обусловливают темпы развития тех или иных наук. Материальное производство предоставляет технические инструменты, научную аппаратуру для решения познавательных проблем. В свою очередь познавательная деятельность, воплощаясь в технике, становится непосредственной производительной силой. В своем развитии познание проходит ряд ступеней, которые отличаются друг от друга по степени отражения объективного мира.

Диалектика свойственна всему человеческому познанию, диалектика, логика и теория познания находятся в неразрывном единстве. Основой этого единства является верное отражение диалектики объективного мира в логике мышления и в познании. Теория познания по своему происхождению и содержанию имеет особые объекты и области исследования. Диалектика как наука охватывает развитие объективного мира и процесса мышления в целом. Применительно к законам и формам мышления, диалектика выступает как логика, а применительно к познанию мира, диалектика выступает как теория познания. С логикой и с теорией познания совпадает лишь так называемая субъективная диалектика, то есть диалектика мышления и диалектика процесса познания, отражения мира в сознании человека.

В процессе чувственного познания большую роль играют ощущения. Ощущение дают нам знания об отдельных свойствах и сторонах предметов и явлений.Ощущения являются образами движущейся материи, субъективными образами объективного мира. Ощущения объективны по своему происхождению, по содержанию, но субъективны по форме. Они существуют в сознании человека, в голове субъекта. Субъективная форма отражения вещей проявляется в том, что разные люди по-разному ощущают эти вещи. Ощущения никогда не отражают полностью самого объекта, т. к. число связей и отношений объекта бесконечно, а характер и полнота чувственного отражения ограничена Степень полноты отражения разными людьми бывает различная, что зависят от практической деятельности людей, от их профессии, образования, степени внимания, состояния здоровья и т. д. Будучи копиями вещей, ощущения не совпадают с самими вещами. О тождестве вещей и ощущений говорят лишь субъективные идеалисты. С их точки зрения вещи как бы растворяются в ощущениях, превращаясь в комбинации ощущений. Абсурдность философии субъективных идеалистов в том и состоит, что люди как комплексы ощущений с помощью комплексов ощущений (органов чувств и мозга) должна познавать другие комплексы ощущений, т. е. предметы.

Наши ощущения нельзя ни отождествлять с вещами, ни метафизически разрывать их, как это делают сторонники теории символов Образы, копии вещей нельзя рассматривать как условные знаки, символы или иероглифы, которые якобы ничего общего не имеют с самими вещами. Создателем теории символов или иероглифов был немецкий ученый Гельмгольц, считавший, что ощущение и представление не являются изображениями вещей и процессов природы, а есть лишь символы, знаки.

Но ощущения не порождаются органами чувств, как думали «физиологические» идеалисты, а представляют собой отражение копии внешнего мира. Ощущения представляют собою, как известно, превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Теория символов ведет к отступлению от материализма в теории познания, внося недоверие к показаниям наших органов чувств. Изображение никогда не может сравняться с моделью, но и не тождественно условному знаку. «Изображение, - писал Ульянов(Ленин), заметный русский философ, - необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что «отображается». «Условный знак», символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма».


Педагогики - образование, " это явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества" (108, с. 75). Предмет же педагогики - "это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях)" (108 ...

Они оказываются незаменимыми там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или яв­ления, в понимании его сущности, форм существования, зако­номерностей его развития и т. д. 4. Методы научного познания. 4.1. Понятие метода и методологии. Классификация методов научного познания. Понятие метод (от греческого слова «методос» - путь к чему-либо) ...

Термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи . II Знание...

Эксперимент тесно связан с проблемой, имеющей свои теоретические и эмпирические основания, так и с гипотезой, для проверки которой он предпринимается. В методологической литературе анализ определяется как метод научного познания, состоящий из расчленения объекта на составляющие части и изучения их в отдельности. Синтез же представляет собой обратную операцию – соединение частей в целое и изучение...

Как происходит отражение действительности в чувствах и че? оно отличается от отражения в познавательных процессах?

Читайте также:
  1. Актуальные проблемы учета доходов в коммерческих организациях и их отражения в отчетности в зависимости от видов договоров
  2. Бог не безучастен к тому, что происходит на Земле 1 страница
  3. Бог не безучастен к тому, что происходит на Земле 2 страница
  4. Бог не безучастен к тому, что происходит на Земле 3 страница
  5. Бог не безучастен к тому, что происходит на Земле 4 страница
  6. В зависимости от вида недействительности последствия и пра-
  7. В мышечной ткани происходит интенсивный аэробный процесс накопления энергии в виде АТФ. Этот процесс происходит при участии
  8. В случае, если соперники стремятся навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его, происходит следующий социальный процесс.

1.В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.Чувственное отражение выступает в трех основных формах: в виде ощущений, восприятий и представлений. Что представляет каждая из этих форм?

Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д. Ощущения, как отмечал Л. Фейербах, это субъективный образ объективного мира. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта.

Иное дело, если ощущения являются образами, тогда они не могут не иметь известного сходства с отражаемыми свойствами, тогда они могут и должны выступать и выступают исходной клеточкой познавательного процесса. восприятие.

Наконец, высшей формой чувственного отражения является представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.

Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Наконец, регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего с помощью чувственных образов. Эту характеристику можно дополнить и тем, что к числу достоинств чувственного отражения относится и его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость.

Вместе с тем автономность двух сторон познания лишь относительна: чувствуя, ощущая, мы уже теоретизируем, размышляем, и, мысля, не отрываемся начисто от чувственных образов, опираемся на них. И все-таки что же мы понимаем под мышлением? Мышление - это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.

А теперь обратимся к характеристике основных форм мышления. Эти формы знакомы каждому из нас, и хотя мы пользуемся ими постоянно, наверное, не каждый сможет с ходу назвать их. Это понятие, суждение и умозаключение. Раскроем скобки в их содержании. Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Понятия - это и итог работы мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей связь вещей. Иными словами, о вещах мы судим. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей. Наконец, умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса: индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Cтраница 1


Отражение действительности в мышлении истинно лишь в том случае, если оно конкретно. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна, как любил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов (Ленин В. И., Соч. В этом смысле чувств, познание само по себе абстрактно, поскольку объект отражается в нем как единичный, вне закономерной связи, в к-рон он выступает лишь как составная часть. Поэтому конкретность мышления измеряется не непо-средств.  

Будучи обобщающим отражением действительности, мышление выражается посредством языка. Когда человек мыслит, действуют те же нервные механизмы, используются те же речевые сигналы, что и при высказывании мыслей вслух.  

Моделирование как отражение действительности производится с помощью математических формул.  

При документировании отражение действительности идет по объектно-предметному принципу. В фокусе всегда какой-либо объект, но сам он может иметь баснословную сложность. Поэтому в процессе моделирования выбирается одна или несколько структур - предмет. Эти структуры мысленно вычленяются в объекте и как бы представляют, замещают его.  

Специфической формой отражения действительности в искусстве является, как уже отмечалось, художественный образ.  

Политическая идеология представляет собой теоретическое отражение политической действительности через призму интересов классов, наций, политических партий и других политических сил. Она базируется на определенной политической теории или их совокупности. Так же как и политическая психология, она выражает некий уровень понимания политической действительности и направленность на ее преобразование, закрепление положения тех или иных субъектов в системе политических отношений.  

Моделирование как форма отражения действительности широко распространено и достаточно полная классификация возможных видов моделирования крайне затруднительна, хотя бы в силу многозначности понятия модель, широко используемого не только в науке и технике, но и в искусстве, и в повседневной жизни.  

Без такой формы чувственного отражения действительности, как представление, человек был бы привязан к непосредственной ситуации (в плане жизненного опыта); благодаря способности представлять предметы субъект расширяет объем чувственного материала, которым он располагает, вовлекая в сферу своего ощущения и восприятия мира также и общественный чувственный опыт. В сфере представлений большую роль играет практика, деятельность человека и связанные с практикой ценности, цели и интересы людей.  

Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы, уверенность в работе, веру в победу нашего дела.  

Художественное произведение является отражением действительности с помощью знаковой системы, несущей художественную информацию.  

Всякое мышление является обобщенным и опосредствованным отражением действительности и идет прямо или косвенно от непосредственного чувственного восприятия действительности и через это восприятие. В силу этого мы можем говорить о структурном изоморфизме процесса познания и процесса непосредственного зрительного восприятия предмета, а отмеченная связь восприятия с объективными отношениями действительности позволяет искать изоморфные отношения между этой структурой некоторым специфическим строением воспринимаемого объекта.  

Мысль должна зависеть от отражения действительности аппаратурой мозга.  

Loading...Loading...