Золотая Орда (Улус Джучи). Столицы золотой орды

История кочевых народов, их племенных объединений и государств, а также взаимоотношений с оседлыми соседями с античного времени привлекала внимание исследователей.

Изучение различных кочевых общностей, основанное на комплексном привлечении источников, позволило в последнее время подготовить целый ряд фундаментальных трудов по этой сложной проблематике.
Вопросы исторической географии кочевых союзов и государств позволяют дать более отчетливое представление о них не только во времени, но и в пространстве. Владения кочевников нередко представляются немереными просторами бескрайних степей без привычных оседлым жителям ориентиров. Эта картина резко меняется при историко-географическом анализе всего комплекса известных источников.
Обретает четкость государственная территория и ее внутренняя структура; вырисовываются пограничные линии, в степях появляются оседлые населенные пункты, передвижения кочевников обретают строгую закономерность, связанную не только с природными, но и с социальными особенностями общества. Выяснению этих аспектов в отношении Золотой Орды и посвящена настоящая работа.
Экономическая география городов Золотой Орды представляет самостоятельную проблему, для успешного раскрытия которой необходимо более углубленное археологическое изучение многочисленных городищ XIII-XIV вв.
В хронологическом отношении реферат охватывает период, четко ограниченный двумя датами, имеющими ключевое значение не только для политической истории Золотой Орды, но и для территориально-географической оценки государства. Первая дата - 1243 г. - фиксирует начало формирования в степях между Дунаем и Иртышом нового монгольского государства, верховная власть в котором принадлежала дому Джучидов. Вторая дата - 1395 г. - является той вехой, которая окончательно убедила современников в полном крахе военно-политической доктрины Чингизидов и несостоятельности идеи создания мировой империи.
В реферате мы рассмотрим лишь малую часть городов Золотой Орды, на изучении которых сможем сделать вывод о том, какую лепту внесли золотоордынские города в развитие цивилизации.

1. Города Золотой Орды и экономическая география государства

Для исторической географии Золотой Орды вопрос о городах имеет особое значение, так как он тесно связан с рядом других важных проблем. Их появление у монголов в XIII-XIV вв. диктовалось вполне определенными политическими и экономическими аспектами развития государства.
Определение числа городов и выяснение их распределения по обширной территории государства позволяют судить о степени распространения оседлости, проливают свет на некоторые стороны внутреннего административно-политического устройства, отвечают на целый ряд вопросов, связанных с экономикой (выявление торговых и ремесленных центров, караванных путей и др.). Несомненно, что экономическая география Золотой Орды заслуживает рассмотрения в отдельной главе, однако имеющиеся в источниках сведения о ней очень скупы и малочисленны, да к тому же по большей части тесно увязаны с городской жизнью. Все это и позволяет объединить два аспекта исторической географии в единый комплекс.
Территория Золотой Орды в настоящее время уже не представляется в виде бескрайних степных пространств, сплошь заселенных кочевниками, где лишь изредка встречаются небольшие оседлые пункты.
Проведенные в последние годы археологические исследования в значительной мере дополнили содержащиеся в письменных источниках сведения о золотоордынских городах. Наряду с этим данные нумизматики и сохранившиеся средневековые географические карты позволяют конкретизировать полученные при раскопках материалы и идентифицировать археологические памятники с конкретными населенными пунктами. Прикаспийские и причерноморские степи издревле были местом обитания кочевников и до прихода монголов не знали развитой градостроительной культуры. Несколько городов, появившихся здесь во времена Хазарского каганата, по своему виду "весьма напоминали обычное кочевье".
В начале XIII в. эти степи представляли собой огромный кочевнический остров, окруженный со всех сторон оседлыми цивилизациями Руси, Волжской Булгарии, Хорезма, Северного Кавказа и Крыма.
Обосновавшееся здесь в 1243 г. новое государство в короткий срок изменило существующую картину. Правда, в 40-е годы положение оставалось прежним: монголы на первых порах использовали в своих целях существовавшие до их прихода города, находившиеся довольно далеко от собственно степных пространств. Наиболее ярким примером в этом отношении может служить Великий Булгар, где была начата чеканка первых золотоордынских монет.
Плано Карпини, проехавший в 1246-1247 гг. всю Золотую Орду с запада на восток и обратно, не встретил на своем пути в степях ни одного города или поселка. Через шесть лет после него здесь же побывал Рубрук, путевые записки которого говорят об оживившейся градостроительной деятельности монголов в самих степях. Он сообщает, что нашел на левом берегу Дона поселок, населенный русскими, "которые перевозят на лодках послов и купцов". Поселок этот был устроен по приказанию самого Бату. Далее Рубрук отмечает, что ему сообщили о существовании другого такого же поселка ниже по течению реки, "где послы переправляются в зимнее время".
На правом берегу Волги путешественники нашли еще один поселок, населенный русскими и сарацинами, на которых возлагалась обязанность перевозить послов через реку. Если местонахождение двух поселков на Дону пока можно определить лишь предположительно, то населенный пункт, виденный Рубруком на Волге, идентифицируется с Водянским городищем у г. Дубовка Волгоградской обл. Появление сразу трех населенных пунктов на наиболее крупных реках знаменует собой не только начало градостроительства в степях, но и прокладку нового торгового пути, обеспечивавшего необходимые удобства купеческим караванам. Возвращаясь из Монголии осенью 1254 г., Рубрук посетил основанную ханом Бату столицу Золотой Орды - г. Сарай. Его сообщение является наиболее ранним свидетельством существования этого города. К новой столице и вел торговый путь, для которого были устроены переправы через Дон и Волгу. О том, что он в это время уже интенсивно использовался иностранным купечеством, с достаточной наглядностью свидетельствует приезд в Великий Булгар итальянцев братьев Поло. Рассказали Рубруку и о том, что старший сын Бату, Сартак, возводил на правом берегу Волги новый поселок с большой церковью. Установить точное местонахождение его со слов Рубрука довольно трудно, но, исходя из контекста, можно заключить, что он располагался ниже современного Волгограда. Этот поселок, видимо, должен был играть роль административного центра принадлежавшего Сартаку улуса.
Сообщаемые Рубруком сведения рисуют самую начальную стадию развертывания градостроительства в прикаспийских и причерноморских степях. Крайне характерным в этом отношении является замечание путешественника о том, что строить дома у монголов считается выгодным занятием.
Значительные изменения в градостроительной политике монголов произошли во время правления Берке, формальным толчком чему послужило введение в государстве новой религии - мусульманства. Золотоордынские города, и в первую очередь столица, принимают "восточный" облик, застраиваясь монументальными зданиями мечетей, минаретов, медресе, караван-сараев и т.д. Собранные в Золотой Орде ремесленники из всех порабощенных стран принесли с собой апробированные веками архитектурные каноны и строительные приемы, испытанные строительные материалы и технологию их производства. Огромное число угнанных в рабство пленных позволило в краткие сроки и в больших масштабах осуществлять строительство.
Ханы, правившие после Берке, не уделяли столь большого внимания строительству новых городов, довольствуясь имеющимися и их застройкой. Однако общее развитие и требования внутренней экономической и политической жизни государства вступили в такую фазу, когда прекратить эти процессы было уже невозможно. Безразличие правивших после Берке ханов Менгу-Тимура, Туда-Менгу, Тулабуги и Токты (отказавшихся поддерживать курс Берке по введению мусульманской религии) к вопросам расширения существующих и закладки новых городов могло только несколько замедлить их рост, но не остановить его.
Пышного расцвета градостроительство и архитектура достигли при хане Узбеке и наследовавшем ему Джанибеке. Время их правления характеризуется ростом территории городов и возникновением значительного числа новых населенных пунктов. Самым крупным из них был Сарай ал-Джедид (Новый), заложенный Узбеком в начале 30-х годов XIV в. и ставший впоследствии столицей. Появление в этот период больших по размерам городов и более мелких поселков приводит к возникновению в степях обширных оседлых районов, тянувшихся на десятки километров. Побережье Волги почти сплошь застраивается городами, поселками и деревнями. Вдоль левого берега р. Ахтубы (от самого ее истока до Сарая ал-Джедид и дальше) появляется непрерывная полоса оседлости, состоявшая из мелких городов, поселков и замков аристократии, окруженных возделанными полями. Такой же значительный по территории район возникает в месте наибольшего сближения Волги и Дона. В отдельных местах вырастают небольшие ремесленные поселки, по всей видимости, базировавшиеся рядом с необходимым им природным сырьем.
В последние годы правления Джанибека и особенно при его наследнике Бирдибеке наблюдается постепенный спад градостроительства и резкое его прекращение с началом внутренних усобиц 60-70-х годов XIV в.
С воцарением Тохтамыша феодальные распри прекратились, но и после этого городская жизнь продолжала медленно затухать. Окончательный удар золотоордынским городам нанес в 1395-1396 гг. Тимур. После этого подавляющее большинство их так и осталось лежать среди степей в развалинах: ни ремесленников, ни средств для их восстановления уже не было.
Основываясь на вышеизложенном и данных археологических исследований, можно выделить следующие стадии градостроительства в Золотой Орде:
1. Период восстановления и использования старых городов, существовавших до прихода монголов - 40-е годы XIII в.
2. Начало градостроительства в степях во время правления Бату - первая половина 50-х годов XIII в.
3. Подъем градостроительства при Берке - с середины 50-х до середины 60-х годов XIII в.
4. Период замедленного роста городов - с 70-х годов XIII в. до начала второго десятилетия XIV в.
5. Расцвет градостроительства при Узбеке и Джанибеке - со второго десятилетия до 60-х годов XIV в.
6. Затухание и упадок градостроительства - с 60-х годов XIV в. до 1395 г.
Каждый из этих периодов отражает основную линию политического и экономического развития Золотой Орды на определенном этапе ее истории. Начальная стадия возникновения городов носит ярко выраженную политическую специфику образования и упорядочения внутренней административной системы государства, без которой его существование как целостного организма было бы невозможно. В дальнейшем росте отдельных городов и общем расширении их сети на первый план выступают экономические факторы, связанные с развитием внешней и внутренней торговли, ремесленного производства и формированием определенных хозяйственно-экономических районов. Жизнь подавляющего большинства золотоордынских городов была прервана в очень короткий срок - практически одновременно, во время второго похода Тимура на Золотую Орду. Достаточно сказать, что на территории прикаспийских степей разрушению не подверглись лишь два города - Сарай (на Ахтубе) и Сарайчик (на Урале).
Хронологический подход к вопросам географии городов Золотой Орды в настоящее время применить довольно затруднительно, так как более или менее точно известны даты возникновения лишь небольшого числа из них. Поэтому при конкретном рассмотрении городов удобнее всего разделить территорию государства на несколько условных историко-географических регионов. Каждый из них в определенной степени обладает и присущими эму экономическими особенностями. Региональное описание всех известных населенных пунктов Золотой Орды будет производиться от ее западной границы в восточном направлении.

2. Крым

Весь Таврический полуостров, со времени утверждения здесь Золотой Орды получивший наименование Крымского, находился под властью монголов. Однако территория его довольно четко подразделялась на степные районы, населенные кочевниками, и горную часть с южным побережьем, где в городах и деревнях проживало исключительно оседлое население. Эта часть полуострова пользовалась определенной политической автономией и имела собственное управление. В этническом отношении большую часть населения южнобережных городов Крыма составляли греки, затем шли армяне, аланы и генуэзцы. Экономическая заинтересованность монголов в развитии генуэзской торговли в Крыму служила определенной гарантией сохранения их автономности, хотя золотоордынские ханы неоднократно предпринимали военные экспедиции против итальянских колоний.
Город Крым. Остатки его находятся на месте современного г. Старый Крым. Золотоордынское название города (Крым) известно по письменным источникам и чеканившимся в нем монетам. Генуэзцы называли город Солхат. Проезжавший по этим местам из Судака в 1253 г. Рубрук ничего не упоминает о нем. Первые монеты, выпущенные в Крыму ханом Менгу-Тимуром, датируются 1267 г. К 60-м годам XIII в. относится и первое письменное упоминание о городе в арабских источниках, где сообщается, что он населен кипчаками, аланами и русскими. Благодаря бурному расцвету генуэзской торговли и находившейся рядом Кафы Крым быстро превращается в крупный торговый и ремесленный центр. Ибн-Батута, посетивший его в 30-е годы XIV в., сообщает, что это большой и красивый город, от которого в глубь государства ведет дорога с расположенными на ней через определенные промежутки станциями для смены лошадей. Со времени основания и до конца XV в. Крым являлся административным центром всего полуострова. Археологические исследования подтвердили развитие и высокую культуру города в XIII-XIV вв. Некоторые из монументальных построек этого периода частично сохранились до нашего времени. Разрушение города и его упадок связаны с походом Тимура 1395 г.
Город Кырк-Ер. Остатки его в настоящее время известны под названием Чуфут-Кале и находятся неподалеку от Бахчисарая. На протяжении XIII в. город представлял собой автономное феодальное владение, полузависимое от Золотой Орды. В 1299 г. был разрушен войсками Ногая, после чего автономия его была ликвидирована и он вошел в число золотоордынских городов полуострова. В XV в., после упадка г. Крыма, в Кырк-Ер на какое-то время был перенесен административный центр Гиреев. Об этом свидетельствуют ханские ярлыки и русские дипломатические документы. Впоследствии, после возникновения Бахчисарая (XVI в), Кырк-Ер окончательно потерял свое значение.
Прочие города полуострова юридически не принадлежали Золотой Орде, однако фактическая их зависимость от монголов как с точки зрения политической, так и экономической была очень велика. С другой стороны, сарайские ханы были заинтересованы в деятельности итальянских торговых колоний, представлявших важное связующее звено в отношениях между Востоком и Западной Европой. Без описания этих населенных пунктов картина городской жизни Крымского полуострова будет явно неполной.
Воспоро (Керчь). В XIII в. этот населенный пункт был заброшен и не играл какой-либо заметной роли в жизни полуострова. Посетивший его в 30-х годах XIV в. Ибн-Батута сообщает о нем очень кратко, упоминая лишь имевшуюся здесь церковь. Примерно в это же время в Воспоро утвердились венецианцы, которых позднее сменили генуэзцы. Роль этого населенного пункта в экономической жизни полуострова была крайне невелика.
Кафа. Современный город Феодосия. До 60-х годов XIII в. представляла собой небольшой поселок. В 1266 г. монголы разрешили генуэзцам основать здесь торговую колонию, которая в XIV в. превратилась в административный центр всех генуэзских владений в Северном Причерноморье. В середине XIV в. город укрепляется мощными каменными стенами и башнями, сменившими деревянные. Побывавший здесь в 30-е годы XIV в. Ибн-Батута сообщает, что город был большой, особо подчеркивая, что в гавани находилось "до 200 судов военных и грузовых, малых и больших". Отсюда вывозились в Западную Европу меха, кожи, шелка, дорогие ткани, восточные пряности, красители. Особую статью экспорта составляли рабы. По словам Ибн-Батуты, основное население города составляли христиане (генуэзцы, греки, армяне), но, кроме них, здесь проживали и мусульмане, имевшие не только мечети, но и собственного судью. Генуэзский город просуществовал до 1475 г., когда его захватили османы: к этому времени здесь находилось всего 300 генуэзцев, а основная масса населения состояла из греков и армян. Наряду с торговлей в Кафе были широко развиты самые различные виды ремесленного производства.

Чембало (Балаклава). До середины XIV в. этот город с очень удобной гаванью принадлежал княжеству Феодоро. В 50-е годы XIV в. его захватили генуэзцы, немедленно начавшие здесь крепостное строительство. Включение Чембало в сферу владений Кафы распространяло ее контроль на все крымское южнобережье и значительно подрывало торговую конкуренцию со стороны правителей Феодоро. Основная роль, отводившаяся новой крепости, состояла в ограничении торговой и политической деятельности князей Феодоро в западной части полуострова. Это подтверждают нападения генуэзцев на другой порт феодоритов - Каламиту.
Феодоро. Столица одноименного небольшого княжества в западном Крыму; остатки ее находятся на горе Мангуп. Владетелям княжества для сохранения своей власти приходилось лавировать между монголами и генуэзцами, причем последние представляли, видимо, большую опасность. Несмотря на это, город и княжество просуществовали до 1475 г., когда османы вторглись в Крым.
Описанные населенные пункты южнобережной полосы Крымского полуострова включают лишь крупные города. Кроме них, на всем протяжении береговой линии существовало значительное число мелких и средних поселков, деревень и замков, которые в XIV в. также находились во владении генуэзцев. А.М. Бертье-Делагард насчитывал 32 таких пункта от Кафы до Чембало. Все они составляли сельскую округу городов-колоний, население которых занималось сельским хозяйством.
Портовые города полуострова оставались важнейшими пунктами транзитной международной торговли на протяжении XIII-XIV вв. Что же касается золотоордынского г. Крыма, то его роль в торговых операциях несколько снизилась в XIV в. в связи с появлением более удобного транзитного центра в устье Дона - Азака, где также обосновалась итальянская фактория. Ее появление значительно сократило путь до Кафы, который проходил теперь не по степям, а через Азовское море.

3. Поволжье

Этот обширный регион, вытянувшийся с севера на юг от Прикамья до Каспийского побережья, на всем протяжении истории Золотой Орды играл важнейшую роль в ее политической и экономической жизни. Она была обусловлена не только появлением здесь административного центра всего государства, но и существованием наиболее протяженной торговой артерии - Волги, связывавшей очень непохожие по своим экономическим потенциям районы лесной и степной зоны. Поволжье с полным основанием можно считать и центром градостроительной культуры государства. Здесь возникли первые золотоордынские города, основанные самими монголами; здесь зарождались и разрабатывались новые архитектурные формы и декоративно-оформительские приемы, возникавшие на основе сплава и синтеза самых различных культурно-исторических традиций. Здесь, наконец, располагалось самое большое число различных по величине населенных пунктов Золотой Орды. Северная часть рассматриваемого региона включала территорию бывшей Волжской Булгарии, где градостоительство имело развитые и установившиеся традиции, зародившиеся задолго до появления здесь монголов. Неоднократное разорение монголами государства булгар привело к закономерному упадку и исчезновению некоторых древних городов. Другие на протяжении XIII в. пережили период постепенного восстановления и развития и в следующем столетии превратились в крупные торгово-ремесленные центры, известные далеко за пределами Поволжья. Здесь же в золотоордынский период появляются совершенно новые города, что свидетельствует не только об экономических и политических сдвигах, происходивших в данном районе, но и о вызывавшихся ими географических перемещениях местных центров.
Описание золотоордынских городов бассейна Волги удобнее всего производить сверху вниз по течению реки, начав его с территории бывшей Волжской Булгарии, где в XIII-XIV вв. был восстановлен ряд булгарских городов, существовавших до прихода монгольских завоевателей. При этом необходимо оговориться, что описываемый район представлял собой зону сплошной оседлости с многочисленными поселениями различной величины, общая численность которых приближается к 35 выявленным к настоящему времени археологическим объектам.
Город Булгар. Бывшая столица Волжской Булгарии. После монгольского завоевания, в начальный период истории Золотой Орды, городу была отведена роль одного из важных политических и экономических центров государства. Об этом свидетельствуют сообщение Марко Поло и начало выпуска здесь первых золотоордынских монет. Многолетние археологические работы по исследованию остатков Булгара дали самые разнообразные свидетельства о расцвете города в XIV в. Именно к этому периоду относится возведение здесь различных монументальных построек общественного назначения из камня и кирпича (бани, мечети, минареты и др.).
Арабский летописец свидетельствует о том, что город был важным центром международной торговли, который постоянно посещали восточные купцы. Радиус действия местных купцов также не ограничивался ближайшей округой - они пускались в далекие экспедиции до Чулымана. Наряду с торговлей самое широкое развитие получило разнообразное ремесленное производство (металлургическое, ювелирное, гончарное, костерезное, кожевенное, строительное). Пригородный порт Булгара Ага-Базар превратился в оживленный торговый пункт, где встречались купцы из Руси, с Ближнего и Среднего Востока и из Западной Европы.
Упадок города начинается в 60-х годах XIV в. и связан с общими внутренними смутами в государстве. Во время царствования Тохтамыша Булгару так и не удалось вернуть прошлого величия и значения; окончательное запустение города происходит в начале XV в. и связывается с перенесением политического центра местных земель к северу, на правобережье Камы.
Город Джукетау. Основан булгарами задолго до прихода монголов, которые его разрушили. Восстановление города привело к тому, что в XIV в. в данном регионе он становится одним из крупных политических центров наряду с Булгаром. Джукетау (русское название Жукотин) находился на левом берегу р. Камы, в 4 км от современного г. Чистополь Татарстана.
В экономической жизни города, видимо, имели особое значение его торговые связи с Приуральем. Археологические исследования выявили не очень мощный, но насыщенный находками слой конца XIII-XIV вв.
Город Биляр. Остатки его находятся у современного с. Билярск Татарстана, на р. Билярке. До прихода монголов был крупнейшим городом Волжской Булгарии, но в золотоордынское время потерял свое прежнее значение, хотя здесь какой-то период чеканились монеты. Границы города XIII-XIV вв. значительно сократились по сравнению с предыдущим столетием.
Город Сувар. Основан булгарами и до прихода монголов был одним из крупных городов их государства. Остатки его находятся у д. Татарский городок Татарстана. В золотоордынскую эпоху город частично был восстановлен, но прежней экономической и политической роли уже не играл.
Город Кашан. Остатки города находятся на правом берегу Камы у с. Шуран Лаишевского р-на Татарстана. На основании археологических исследований существование города датируется XII-XIV вв. По величине Кашан являлся третьим городом в регионе (после Булгара и Биляра), представляя собой один из административных центров камского правобережья. Окончательное запустение города относится к концу XIV в.
Город Кременчук. Находился на правом берегу р. Камы у с. Русские Кирмени Мамадышского р-на Татарстана. Булгарский город, основанный до появления монголов. Наивысший расцвет Кременчука относится к золотоордынскому времени. Город существовал на протяжении всего XIV в., запустение его относится к самому концу этого столетия.
Городище Иски-Казань. Состоит из двух археологических памятников - Урматского селища и Камаевского городища, - представлявших собой один населенный пункт, получивший народное название Старая Казань (Иски-Казань). Остатки города находятся на р. Казанке, у с. Камаево Высокогорского р-на Татарстана. Населенный пункт возник здесь до появления монголов, но расцвет его относится ко второй половине XIII - середине XIV в. Судя по археологическим находкам, город в этот период был развитым торгово-ремесленным населенным пунктом, игравшим видную роль в районе камского правобережья.
Барскоенарускинское селище и городище. Находятся у д. Барское Енарускино Аксубаевского р-на Татарстана. Составляют единый городской комплекс (площадь городища свыше 30 тыс. кв. м, селища - свыше 600 тыс. кв. м) достигший наибольшего развития в XIV в. Судя по площади населенного пункта, он был одним из значительных городских центров данного региона. Древнее название города неизвестно
Кокрятьское городище. Находится на правом берегу р. Утки, у с. Кокрять Старомойнского р-на Ульяновской обл. Представляет собой остатки одного из значительных городов региона (площадь городища превышает 700 тыс. кв. м). Древнее название города точно неизвестно, предположительно здесь локализуется летописный Тухчин.
Казань. Один из поздних золотоордынских городов, возникновение которого вызвано целым рядом внутриполитических процессов, происходивших в государстве во второй половине XIV в. Выяснение даты основания Казани имеет особое значение для понимания историко-географических изменений, происходивших на территории бывшей Волжской Булгарии во время событий "великой замятни".
Именно поэтому необходимо рассмотреть вопрос всесторонне, разобрав все существующие версии. По одной из них город появился в конце XII в., по другой - при золотоордынском хане Бату (1242-1255 гг.); третья относит его возникновение ко второй половине XIV в. К этому следует добавить, что иногда основание современной Казани связывают со временем возникновения вышеупомянутой Иски-Казани. Археологический памятник, получивший в устной народной традиции название Иски-Казань, находится в 45 км от современной Казани, т.е. является самостоятельным городом, дата основания которого не имеет отношения ко времени возникновения Казани.
Небезынтересно в связи с разбираемым вопросом о возникновении Казани в XII в. рассмотреть и общую политическую ситуацию, в которой находилось булгарское государство этого времени. По сообщениям летописей, русские князья на всем протяжении этого столетия предпринимали против Булгарии ряд крупных походов, заканчивавшихся захватом и разгромом булгарских поселений и городов. Наиболее крупные из них относятся к 1120, 1172 и 1184 гг. Одним из организаторов активной антибулгарской политики был Андрей Боголюбский, в связи с чем некоторые исследователи отмечают заинтересованность булгар в устранении этого князя и поддержку с их стороны заговора против него.
Столь активная антибулгарская направленность русской политики в XII в. привела к тому, что основная территория Волжской Булгарии находилась в Закамье и расширение ее шло исключительно к югу. Это отмечалось А.П. Смирновым и подтверждается археологическим исследованием Предкамья Н.Ф. Калининым, пришедшим к выводу об освоении булгарами Предкамья в основном в XIII-XIV вв. Последние данные Р.Г. Фахрутдинова не противоречат этому, свидетельствуя об очень слабой заселенности булгарами в XII в. бассейна р. Казанки.
Одним из характерных показателей ощутимости для булгар военных ударов с севера является перенос в XII в. столицы государства из Булгара в Биляр,162) находившийся в глубине булгарской земли и в стороне от Волги, по которой обычно приходили русские войска.
Скупые сведения источников позволяют судить о напряженной междоусобной борьбе внутри самой Волжской Булгарии. Об этом свидетельствует привлечение одним из булгарских князей половцев в качестве пособников в борьбе против другого феодала. Постоянные угрозы нападений с севера и внутренние усобицы ни в коей мере не способствовали в XII в. освоению булгарами значительных территорий на правобережье Камы и особенно вдоль Волги. В этот период освоение предкамских земель могло осуществляться ими лишь в районах, значительно удаленных от Волги, побережье которой было очень неспокойно в военном отношении.
При рассмотрении данного вопроса представляют интерес и материалы средневековой картографии. Одна из подробнейших карт этого района, составленная в середине XIV в. итальянскими купцами Пицигани, размещает булгарские города исключительно в Закамье и вдоль течения Камы. К северу же от Камы, на берегу Волги, помещен лишь один город - Кострома. Отсутствует Казань и на карте Каталонского атласа 1375 г., и на карте Фра-Мауро начала XV в.
Из сказанного выше с определенностью вытекает, что основание Казани в XII в. не подтверждается ни источниками, ни анализом политической ситуации того времени. Об отнесении возникновения Казани ко времени правления золотоордынского хана Бату нет прямых сообщений в письменных источниках.
Во время правления Бату действительно начинается постепенное оживление городской жизни, развитие которой было прервано монгольским нашествием. Бату заложил на Нижней Волге свою столицу - Сарай; в степях, особенно у переправ через крупные реки, появляются небольшие поселки, населенные пригнанными сюда русскими и булгарами. Однако первоначальный период правления Бату характеризуется не закладкой новых, а восстановлением старых городов в связи с неотложной необходимостью скорейшего создания оседлого административного центра государства. Этим центром Бату временно избрал г. Булгар, где началась чеканка первых золотоордынских монет. С этого времени происходит быстрое развитие города, что подтверждается письменными и археологическими источниками. Булгар XIII-XIV вв. был признанным международным центром торговли на территории бывшей Волжской Булгарии; второго подобного ему центра в этом районе Волги не было.
Отсутствие убедительных аргументов в пользу возникновения Казани в XII или XIII вв. сводит суть вопроса к возможно более точной конкретизации времени основания города на протяжении XIV в. Его бесспорное существование в XIV в. подтверждается надежными летописными свидетельствами. Наиболее раннее из них содержится в Рогожском летописце под 1391 г. при описании похода ушкуйников, разграбивших Джукетау и Казань. Сообщение это повторяется в Симеоновской летописи и Московском своде 1479 г. Второй раз Казань фигурирует в Новгородской IV летописи под 1395 г. при описании большого похода русских войск, сопровождавшегося разгромом Булгара, Джукетау, Казани, Кременчука. Таким образом, в последнее десятилетие XIV в. Казань представляется крепостью или городом, значение которого уже не могли недооценить русские войска.
Для устройства своей резиденции и административного центра владений правивший тогда хан Хасан выбрал место недалеко от устья нынешней реки Казанки, в 120 км севернее Булгара. Основание города именно здесь имело два неоспоримых для того времени преимущества. Во-первых, город получал по р. Казанке выход к Волге и фактически находился на ней. Во-вторых, он был незаметен с Волги, так как отстоял от нее на расстоянии нескольких километров. Второго места, столь же удобного и отвечавшего таким требованиям, в этом районе волжского левобережья нет.
Новый город, основанный князем Хасаном в 1370 г., получил имя своего основателя. Такой обычай был широко распространен у волжских булгар.
Несколько позднее, в процессе формирования татарского языка, произошла трансформация названия г. Хасан в привычное теперь Казань.
Можно также упомянуть о чрезвычайно интересном каменном надгробии, найденном близ Казани и датированном предположительно концом XIII в. Текст его в значительной степени испорчен, дата стерта, однако сохранившиеся обрывки позволяют прочесть, что "это место погребения великого и знатного повелителя, помощника повелителей, эмира чтимого... победоносного... гордости рода... и веры, тени господа миров Хасан-бек сын Мир-Махмуда". В этой эпитафии, кроме имени, обращают на себя внимание слова "помощника повелителей", так как Хасан действительно был вассалом Мухаммед-Султана, а через него и Мамая. Разработанность и пышность титулатуры эпитафии, а также употребление титула "эмир" характерно именно для второй половины XIV в., когда официальное делопроизводство и титулование в обязательном порядке исходили из арабо-персидских традиций, В пользу этой даты надгробия свидетельствуют также некоторые технические особенности его исполнения, например четкие прямоугольники строк, отделенные друг от друга чистыми полосами.
В целом же территория бывшей Волжской Булгарии на протяжении XIII-XIV вв. представляла собой район сплошной оседлости с многочисленными деревнями и мелкими городами, значительная часть которых выявлена в настоящее время. Экономическое значение этого района увеличивалось еще и тем, что здесь сходились устоявшиеся торговые пути по подвозу пушнины из Приуралья, бассейна Вятки и северной Волги. Сюда же стекались многочисленные и разнообразные русские товары, где их ждали восточные купцы.
Мы рассмотрели далеко не все города Золотой Орды. Было множество городов и городищ на территории современной Башкирии, Чувашии. Нужно отметить, что общее их число, несомненно, было большим, нежели выявлено сейчас. Отдельные районы этого обширного региона еще недостаточно изучены в археологическом отношении; некоторые из населенных пунктов известны лишь по упоминаниям, без каких-либо минимальных описаний.
Особое значение Волги в развитии экономики того времени состояло в том, что она была не только внутригосударственным путем, объединявшим отдельные улусы Золотой Орды. По ней осуществлялись крупные и постоянные международные перевозки товаров, связывавшие европейский север с югом. Традиционные статьи экспорта севера (пушнина, льняное полотно, мед, воск, булгарские кожи особой выделки и др.) пользовались постоянным спросом не только в Золотой Орде, но и далеко за ее пределами. Нижнее Поволжье в конце XIII-XIV в. представляло собой важнейший узел международной транзитной торговли, где сливались два потока самых разнообразных товаров. Один из них шел с севера, второй - с востока. Русские, золотоордынские, восточные и западноевропейские купцы постоянно встречались здесь, развивая взаимовыгодные отношения и во многом способствуя процветанию поволжских городов.

Заключение

Историческая география Золотой Орды - тема достаточно многоплановая, и углубленное изучение ее потребует еще немалых усилий. Одна из сторон этой разработки связана с наиболее бросающимся в глаза вопросом о золотоордынской экспансии, носившей постоянный и жизненно важный для правящего класса характер.
Выяснение различных историко-географических аспектов существования и развития городов Золотой Орды, безусловно, носит вспомогательный характер в изучении этого государства. Однако рассмотрение таких вопросов во многом позволяет углубить и детализировать ход политической истории и экономического развития. Многогранность географических реалий охватывает, по сути дела, все основные компоненты, составляющие конкретно-формальную сторону существования государства, и не только его внутреннего состояния в определенное время, но также характера взаимосвязей с соседями и оказываемого при этом взаимного влияния. В этом отношении историческая география Золотой Орды дает достаточно разнообразный материал.
Города Золотой Орды выполняли функции торговых пристанищ для купцов из множества стран. По "шелковому" пути Золотой Орды проходили караваны из Ирана, Ирака, Персии, Китая и др. Также эти города служили своеобразным обменным пунктом. Естественно, что такое обстоятельство вынуждало правящую верхушку задуматься о защите своих городов. Поэтому эти города в своем большинстве были укрепленными крепостями.
Культура градостроительства принесла в мир прекрасные памятники строительства мечетей, соборов, крепостей. Город стал символом процветания, красоты и богатства.

Список использованной литературы

1. Баллод Ф.В. Старый и Новый Сарай - столицы Золотой Орды. - Казань, 1993. - 414 с.
2. Города Поволжья в средние века. Средневековые памятники Поволжья. - М., 1996. - 522 с.
3. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М., 1990, - 404 с.
4. Насонов А.Н. Монголы и Русь. - М., 2000. - 612 с.
5. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. - Саранск, 2000, - 216 с.

Столицы Золотой Орды Сарай-Бату (Старый Сарай) и Сарай-Берке (Новый Сарай) - самые известные города Золотой Орды. Культура и искусство Золотой Орды тесно связаны с культурой этих древних столиц.

В силу ориентации ханов Золотой Орды на ислам и городской быт среднеазиатско - иранского типа, в степи, где были основаны столицы Золотой Орды, пышно распускается яркая городская культура. Это была культура поливных чаш и мозаичных панно на мечетях, культура арабских звездочетов, персидских стихотворений и исламской духовной учености, толкователей Корана и математиков-алгебраистов, изысканно тонкого орнамента и каллиграфии. При этом высокая культура ремесленного города Золотой Орды совмещалась с явлениями, которые были отзвуком глубоко архаичного религиозного искусства кочевников.

Города Золотой Орды в эпоху своего расцвета представляли смесь среднеазиатских мечетей и минаретов, изразцов и поливной посуды с деревянными срубами и юртами кочевников. Смешанность культуры золотоордынского города проявлялась в домостроительстве и архитектуре. Так, наряду со зданиями исламского типа рядовые дома имели много черт, заимствованных из Центральной Азии: часто стена сооружалась из щитовых деревянных конструкций, поставленных на кирпичный цоколь. Во внешнем виде квадратного дома был ряд черт от юрты кочевников. Часто перед массивными кирпичными домами строился вход в виде вымостки, ограниченной Г-образными стенами, что можно встретить в архитектуре 13 ст. в Монголии, и т. п. Системы отоплений типа канов заимствованы были из областей Центральной Азии, а типа подпольных гипокаустов — из Волжской Болгарии.

В городах Золотой Орды жили половцы, болгары, славяне, выходцы из Средней Азии, Кавказа, Крыма и т. п. Именно их руками была создана эта городская культура. В городах Золотой Орды сложился литературный язык, так называемый «поволжский тюрки» , на котором было создано несколько дошедших до нас литературных произведений. Изнеженность чувств, тонкий аромат цветов, красота женщин воспевались на этом языке, и вместе с тем в этой литературе было много демократических мотивов, выражений народных мыслей и мудрости.

Города Золотой Орды были наполнены привозными художественными изделиями, и хотя они и не являются продуктом собственного золотоордынского декоративного искусства, но показывают высокий уровень жизни, эстетических запросов, отражают в какой-то степени достаточно эклектичный вкус его населения.

Первоначально главным политическим центром Золотой Орды, его столицей был Сарай-Бату или Старый Сарай (с. Селитренное Астраханской области) - город, построенный ханом Батыем (1243-1255) в 1254 г. (по В. Рубруку). В результате междоусобной борьбы ханов и похода Тимура (1395) столица Золотой Орды Сарай-Бату сильно пострадала. Окончательно город Сарай-Бату был разрушен в 1480 г.

В Сарай-Бату было много дворцов, мечетей, ремесленных кварталов и пр. Рядом с монументальными строениями археологи нашли и следы от юрт, которые, вероятно, использовались в летний период. В окрестностях столицы находился большой некрополь.

Один из дворцов города Сарай-Бату состоял из 36 разных по назначению помещений. Стены толщиной 1 м были выложены без фундамента. Стены парадных комнат расписывались цветочными орнаментами, полы выкладывались красными квадратными и шестиугольными кирпичами, скреплявшихся белым алебастровым раствором. Центральный зал дворца в Сарай-Бату имел площадь 200 кв. м, его стены были украшены мозаичными и майоликовыми панно с позолотой. Ко дворцу была пристроена баня с подпольным обогревом, существовала также ванная комната, посреди которой находилась выложенная из кирпича квадратная ванна. Вода в неё поступала по водопроводу из глиняных труб, тут же находился и совмещенный санузел.

Город Сарай-Берке (Новый Сарай, Сарай Ал-Жедид) на р. Ахтубе (Царевское городище близ Волгограда) - столица Золотой Орды, построенная около 1260 г. ханом Берке (1255 - 1266), братом Батыя. С именем хана Берке связано начало исламизации Золотой Орды. При хане Берке Золотая Орда стала фактически независимой от Монгольской империи. Расцвет города Сарай-Берке приходится на первую половину 14 в. После 1361 г. Сарай-Берке неоднократно захватывали разные претенденты на ханский престол. В 1395 г. город был разрушен Тимуром.

В Новом Сарае в результате археологических раскопок были открыты многокомнатные дворцы знати , построенные из жженого кирпича, с широкими стенами, с поднятым на мощной субструкции полом, с длинным фасадом, оформленным по углам на среднеазиатский манер двумя декоративными башнями-минаретами и с глубоким порталом в виде ниши, с полихромной росписью на отштукатуренных стенах.

Ханы Золотой Орды вывозили из Средней Азии, Ирана, Египта и Ирака ученых, астрономов, богословов, поэтов. В Новом Сарае жил знаменитый врач из Хорезма Номан-ад-Дин, о котором рассказывали, что «он изучал логику, диалектику, медицину» и был одним из самых образованных людей своего времени. О развитии в Новом Сарае астрономии и геодезии мы можем судить по находкам обломков астролябии и квадрантов.

Общим для Сарай-Бату и Сарай-Берке была застройка небольшими (максимум 6 на 6 м) однокомнатными жилыми зданиями, квадратными в плане, со стенами из дерева или сырцового кирпича. В середине дома вдоль трёх стен в виде буквы «П» размещалась теплая лежанка (кан) с топкой на одном конце и вертикальным дымоходом в другом. В столицах Золотой Орды действовал водопровод, система городских бассейнов и фонтанов для снабжения жителей водой, были проложены канализационные стоки из деревянных труб, были и общественные туалеты (отдельно для женщин и мужчин).

А.A. Шарибжанова.

Перепечатка статьи в целом и по частям запрещена. Гиперактивная ссылка на данную статью должна включать данные автора статьи, точное название статьи, название сайта.

На каком этапе обучения обычно школьники знакомятся с понятием «Золотая Орда»? 6 класс, конечно же. Учитель истории рассказывает детям, как страдал православный народ от иностранных захватчиков. Складывается впечатление, что в тринадцатом столетии Русь переживала такую же жестокую оккупацию, как и в сороковых годах прошлого века. Но стоит ли так уж слепо проводить параллели между Третьим Рейхом и средневековым полукочевым государством? И что для славян означало татаро-монгольское иго? Чем была для них Золотая Орда? «История» (6 класс, учебник) не является единственным источником по этой тематике. Есть и другие, более основательные труды исследователей. Давайте по-взрослому взглянем на довольно продолжительный временной отрезок в истории родного отечества.

Начало Золотой Орды

Впервые Европа познакомилась с монгольскими кочевыми племенами в первой четверти тринадцатого века. Войска Чингисхана дошли до Адриатики и могли успешно продвигаться и дальше - на Италию и в Но мечта великого завоевателя свершилась - монголы смогли зачерпнуть шлемом воду из Западного моря. А потому многотысячная армия вернулась в свои степи. Еще двадцать лет монгольская империя и феодальная Европа существовали, никак не сталкиваясь, как бы в параллельных мирах. В 1224 году Чингисхан разделил свое королевство между сыновьями. Так появился Улус (провинция) Джучи - самый западный в империи. Если мы зададимся вопросом, что такое Золотая Орда, то точкой отсчета этого государственного образования можно считать 1236 год. Именно тогда амбициозный хан Бату (сын Джучи и внук Чингизхана) начал свой Западный поход.

Что такое Золотая Орда

Эта военная операция, длившаяся с 1236 по 1242 год, заметно расширила территорию улуса Джучи на запад. Однако о Золотой Орде говорить тогда было еще рано. Улус - это административная единица в великой и она была зависима от центральной власти. Однако хан Бату (в русских летописях Батый) в 1254 году перенес свою столицу в Нижнее Поволжье. Там он устроил столицу. Хан основал крупный город Сарай-Бату (сейчас место близ села Селитренное в Астраханской области). В 1251 году состоялся курултай, где императором был избран Мункэ. Батый приехал в столицу Каракорум и поддержал престолонаследника. Другие претенденты были казнены. Их земли были разделены между Мункэ и чингизидами (в том числе и Бату). Сам термин «Золотая Орда» появился гораздо позже - в 1566 году, в книге «Казанская история», когда само это государство уже перестало существовать. Самоназвание же этого территориального образования было «Улу Улус», что означает в переводе с тюркского «Великое Княжество».

Годы Золотой Орды

Выказывание преданности хану Мункэ сослужило Бату хорошую службу. Его улус получил большую автономию. Но полную самостоятельность государство обрело лишь после смерти Батыя (1255), уже во времена правления хана Менгу-Тимура, в 1266 году. Но и тогда сохранялась номинальная зависимость от Монгольской империи. В состав этого непомерно разросшегося улуса входили Волжская Болгария, Северный Хорезм, Западная Сибирь, Дешт-и-Кипчак (степи от Иртыша до самого Дуная), Северный Кавказ и Крым. По площади государственное образование вполне можно сравнить с Римской империей. Его южной окраиной был Дербент, а северо-восточным пределом были Искер и Тюмень в Сибири. В 1257 году на трон улуса взошел брат (правил до 1266 г.) Он принял ислам, но, скорее всего, из политических соображений. Широкие массы монголов мусульманство не затронуло, зато дало возможность хану привлечь на свою сторону арабских ремесленников и торговцев из Средней Азии и Волжских Булгар.

Наибольшего расцвета достигла Золотая Орда в 14 веке, когда на трон взошел Узбек-хан (1313-1342). При нем ислам стал государственной религией. После смерти Узбека государство стало переживать эпоху феодальной раздробленности. Поход Тамерлана (1395 год) вбил последний гвоздь в крышку гроба этой великой, но недолговечной державы.

Конец Золотой Орды

В XV веке государство распалось. Появились маленькие независимые княжества: Ногайская Орда (первые годы XV столетия), Казанское, Крымское, Астраханское, Узбекское, Центральная власть оставалась и продолжала считаться верховной. Но времена Золотой Орды прошли. Власть правопреемницы становилась все более номинальной. Это государство называлось Большая Орда. Оно располагалось в Северном Причерноморье и простиралось до Нижнего Поволжья. Большая Орда прекратила свое существование лишь в начале шестнадцатого столетия, будучи поглощенной

Русь и Улус Джучи

Славянские земли не входили в состав Монгольской империи. Что такое Золотая Орда, русичи могли судить разве что по крайнему западному улусу Джучи. Остальная империя и ее столичный блеск оставались вне поля зрения славянских князей. Их отношения с улусом Джучи в определенные периоды носили различный характер - от партнерских до откровенно рабских. Но в большинстве случаев это была типично феодальная взаимосвязь феодала и вассала. Русские князья приезжали в столицу улуса Джучи, город Сарай, и приносили оммаж хану, получая от него «ярлык» - право на управление своим государством. Первым сделал это в 1243 году Поэтому самым влиятельным и первым по субординации был ярлык на Владимиро-Суздальское княжение. От этого во время татаро-монгольского ига и центр всех русских земель сместился. Им стал город Владимир.

«Страшное» татаро-монгольское иго

Учебник истории за шестой класс живописует напасти, которые терпел русский народ под оккупантами. Однако не все было так печально. Князья сначала использовали отряды монгол в борьбе со своими врагами (или претендентами на престол). За такую военную поддержку нужно было платить. Потом, во времена князья должны были часть своих доходов от податей отдавать хану улуса Джучи - своему сеньору. Это называлось «ордынский выход». Если плата задерживалась, прибывали бакаулы, которые взимали подати сами. Но при этом славянские князья правили народом, и жизнь его текла по-прежнему.

Народы Монгольской империи

Если мы зададимся вопросом о том, что такое Золотая Орда с точки зрения государственного строя, то тут нет однозначного ответа. Поначалу это был полувоенный и полукочевой союз монгольских племен. Очень быстро - в течении одного-двух поколений - ударная сила войска завоевателей ассимилировалась среди покоренного населения. Уже в начале XIV века русские называют Орду «татарами». Этнографический состав этой империи был очень разнородным. Тут постоянно проживали аланы, узбеки, кипчаки и другие кочевые или оседлые народности. Ханы всячески поощряли развитие торговли, ремесел и строительство городов. Никакой дискриминации по признаку национальности или вероисповедания не было. В столице улуса - Сарае - в 1261 году даже образовалось православное епископство, настолько многочисленной была тут русская диаспора.

История Золотой Орды.

Образование Золотой Орды.

Золотая Орда получила свое начало, как отдельное государство, в 1224 году, когда хан Батый пришел к власти, а в 1266 году окончательно вышла из состава Империи монголов.

Стоит отметить, что термин «Золотая Орда» был придуман русскими, причем спустя многие годы после того, как ханство распалось - в середине XVI века. Тремя же столетиями раньше эти территории назывались по-другому, и единого названия для них не существовало.

Земли Золотой Орды.

Чингисхан , дед Батыя, поделил свою империю поровну между сыновьями - а в целом ее земли занимали практически целый континент. Достаточно сказать, что в 1279 году Монгольская империя тянулась от Дуная до побережья Японского моря, от Балтики до границ нынешней Индии. И ушло на эти завоевания всего около 50 лет - причем немалая их часть принадлежала именно Батыю.

Зависимость Руси от Золотой Орды.

В XIII веке под натиском Золотой Орды сдалась Русь . Правда, справляться с завоеванной страной было нелегко, князья стремились к независимости, поэтому время от времени ханы совершали новые походы, разоряя города и карая непокорных. Так продолжалось почти 300 лет - пока в 1480 году татаро-монгольское иго не было сброшено окончательно.

Столица Золотой Орды.

Внутреннее устройство Орды не сильно отличалось от феодальной системы других стран. Империя была разделена на множество княжеств, или улусов, управляемых мелкими ханами, которые подчинялись одному великому хану.

Столица Золотой Орды во времена Батыя находилась в городе Сарай-Бату , а в XIV веке была перенесена в Сарай-Берке .

Ханы Золотой Орды.


Наиболее известные ханы Золотой Орды - это те, от которых Русь понесла больше всего ущерба и разорения, среди них:

  • Батый , с которого началось татаро-монгольское имя
  • Мамай , потерпевший поражение на Куликовом поле
  • Тохтамыш , отправившийся с походом на Русь после Мамая, чтобы покарать мятежников.
  • Едигей , совершивший разорительный набег в 1408, незадолго до того, как иго было окончательно сброшено.

Золотая Орда и Русь: падение Золотой Орды.

Как и многие феодальные государства, в конце концов, Золотая Орда развалилась и прекратила существование из-за внутренних смут.

Процесс начался еще в середине XIV века, когда от Орды отделились Астрахань и Хорезм. В 1380 году начала поднимать голову Русь, разгромившая Мамая на Куликовом поле. Но самой большой ошибкой Орды стал поход на империю Тамерлана, нанесшего монголам смертельный удар.

В XV веке Золотая Орда, некогда сильная, раскололась на Сибирское, Крымское и Казанское ханства. Со временем эти территории подчинялись Орде все меньше, в 1480 году окончательно вышла из-под гнета Русь .

Таким образом, годы существования Золотой Орды : 1224-1481. В 1481 году был убит хан Ахмат. Этот год принято считать концом существования Золотой Орды. Однако полностью распалась она при правлении его детей, в начале XVI века.

Оригинал взят у terrao в Сокрытое наследие Золотой Орды

В современной России многое является вовсе не «русским», а лишь наследием Золотой Орды, но кроме узких специалистов этого никто не знает. А иногда это наследие не могут распознать и специалисты.

Приведу лишь один яркий пример: греб двуглавый орел. В России принято считать, что его ввел Иван III при браке с Софьей Палеолог. Это не так, поскольку двуглавый орел ранее был гербом Золотой Орды, он еще за века до Ивана III чеканился на ордынских монетах. Немало образцов подобных монет приведено в изданной в 2000 году книге В.П. Лебедева «Корпус монет Крыма в составе Золотой Орды (сер. XIII - нач. XV в.)».


Напомню также, что многие российские историки из желания принизить татар сознательно именуют Орду «ханством» и ее правителей «ханами», хотя на самом деле Золотая Орда была царством и правили ею цари (потом Орда распалась на несколько царств). В 1273 году, еще задолго до венчания московского князя Ивана III с Софьей Палеолог, правитель Орды Ногай женился на дочери византийского императора Михаила Палеолога - Ефросинии Палеолог. И принял православие (как и двуглавого византийского орла в качестве официального герба Орды).

Был у Золотой Орды и еще один герб, который «перекочевал» на знаменитую шапку царя Михаила Федоровича, на бухарские ордена, на герб российской области и гербы ее городов, и даже на герб и флаг Таджикистана, где об этом - что удивительно - не подозревают!

Начнем мы наше расследование с небольшой заметки в журнале «Наука и жизнь»…

ОТ АСТРАХАНИ К БУХАРЕ

В №6 за 1987 г. журнала «Наука и жизнь» была опубликована статья «Гербы городов Астраханской и Саратовской губерний». В ней рассказывалось:

«Впервые Астраханская эмблема - «волк в короне» появляется на государственной печати Ивана IV в 70-х гг. XVI в. …Но одновременно известен и другой вариант Астраханского герба: корона и под ней сабля. Оттиск воеводской печати с таким рисунком историки также относят к XVI веку. Этот вариант эмблемы получил дальнейшее развитие и был использован при составлении герба Астраханской губернии.

О происхождении символики Астраханского герба существует интересная гипотеза историка А.В. Арциховского. На основании детального сравнения целого ряда изображений астраханского герба на памятниках XVI-XVII веков с эмблемой на так называемой «Бухарской звезде» - ордене, употреблявшемся бухарскими эмирами, ученый делает вывод, что все они имеют один прототип - какую-то местную тюркскую тамгу, различно осмысленную русскими астраханскими воеводами и бухарскими эмирами. Причем первые видят тут корону и саблю, а вторые - орнаментальный мотив.

Верхний элемент рисунка на звезде Арциховский отождествляет с короной, а нижний элемент - с саблей. Возникает вопрос: при чем здесь бухарские эмиры? Дело в том, что потомки астраханских ханов основали династию в Бухаре, правившую с 1597 по 1737 год, и вполне могли сохранить древнюю эмблему своих предков».

Итак, вот герб Астрахани (рис. 3) и герб Астраханской области (рис. 4). Бросается в глаза трилистник как главный элемент короны, а еще более этот трилистник подчеркнут на гербах XVI-XVII веков, что явно напоминает эмблему на «Бухарской звезде» (рис. 5, бухарская эмблема внизу справа).

История создания орденов Бухарского Эмирата начинается в 1868 г., когда был подписан мирный договор, согласно которому Бухара становилась русским протекторатом. При правлении бухарского эмира Музаффара из узбекского рода мангыт в Бухарском эмирате появились первые награды. В 1881 году он учредил орден Благородной Бухары, который имел только звезду. В литературе орден Благородной Бухары чаще всего и упоминается как «звезда» (иногда как «орден Восходящей звезды Бухары»). На ордене была надпись арабской вязью («Награда столицы Благородной Бухары») и датой начала правления эмира. Новая награда была присуждена императору России Александру II, а позже Николаю II.

В центре этого ордена (рис. 6 и 7) какой-то сакральный символ (тамга), который, судя по всему, бухарские эмиры действительно привезли из Астрахани. В принципе, история подтверждает гипотезу историка А.В. Арциховского.

1230 г. - Появление в Прикаспийских степях монгольских отрядов Бату-хана (Батыя).
1242-1243 гг. - Основание Бату-ханом на Нижней Волге Орды.
XIV в. - Распад Золотой Орды и образование Астраханского царства с центром в городе Астрахань (Аштрахан, Аджитархан).
1553 г. - Астраханский царь Абдурахман заключил договор о дружбе с московским князем Иваном IV (Грозным).
1554 г. - Астраханский царь Ямгурчей заключил союз с Турцией и Крымом.
1554 г. - Вероломная оккупация Астраханского царства войсками Ивана Грозного.
1554 г. - На престол посажен царевич Дербыш-Али.
1555 г. - Попытк Дербыш-Али освободиться от вассальной зависимости от Москвы.
1556 г. - Захват отрядом атамана Л. Филимонова приграничного участка Астрахани -Переволока.
1556 г - Насильственное присоединение Астраханского царства к Великому княжеству Московскому.
1556 г. - Бегство последних астраханских царей в Бухару.
1557 г. - Титул астраханского царя стал использоваться московским князем Иваном Грозным.

И еще существенная деталь: Астрахань стала региональным центром (столицей Астраханского царства, а потом под Россией столицей губернии) только в период феодальной раздробленности в Орде. А до этого главным городом и этого региона, и всей территории нынешней России и прочих земель был другой местный населенный пункт - город ЦАРЕВ. Он был основан около 1260 года как столица Золотой Орды и носил название Сарай-Берке. В российской империи герб утвержден 20 июня 1846 года. В червленом поле золотая с семью зубцами стена и над нею золотой же крест, поставленный на луне (рис. 8).

Вполне логично предположить, что символ, искаженный на нынешнем гербе Астраханской области и сохранившийся на бухарском ордене, - это и есть танга Сарая-Берке (возможно, Батыя), которая потом перешла к Астраханскому царству. То есть символ означает Золотую Орду, а не конкретно земли Астрахани. Потому и ценен.

Во всяком случае, этот символ, похожий на трилистник, фигурирует и на короне, венчающей змея на Гербе Казани, столице Казанской Орды (рис. 9) - "Змий черный под короною золотью, Казанскою, крылья красные, поле белое".

Он же и на короне московских самодержцев. Историк О.И. Закутнов писал в очерке «История астраханской геральдики»:

«Корона «Астраханского царства», или шапка первого наряда царя Михаила Федоровича сделана в 1627 году, взамен тяжелого венца Мономаха и получила название «Астраханская». Она состоит из трех треугольных вогнутых золотых досок, украшенных финифтью и драгоценными камнями, сведенных вверху под короною. Внизу шапка украшена венцом из 6-ти крестообразных сквозных запон, также украшенных камнями. На шапке утверждена корона, состоящая из трех дуг, промежутки между которыми заставлены. Над этой короной еще другая, подобная ей, но меньшей величины. Шапка увенчана изумрудом».

Уточню, что и «венец Мономаха» - это тоже ордынская «корона». Ее в 1339 году за предательство Руси подарил своему рабу московскому Ивану Калите ордынский царь Узбек (он, кстати, и стал вводить в Орде ислам, до этого Орда была православной). К Мономаху эта тюбетейка никакого отношения не имеет.

Что же касается «Астраханской шапки» Михаила Федоровича (рис. 10), которая изображается и на нынешнем гербе Астраханской области, то она потому столь почиталась московскими правителями и считалась главной, что являлась фактически КОРОНОЙ ЦАРЕЙ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ. Она через Астраханское царство попала к московитам от самого Батыя и его столицы Золотой Орды Сарая-Берке (ныне города Царева). То, что искусствоведы называют на ней «тремя треугольными вогнутыми золотыми досками, украшенными финифтью и драгоценными камнями», - это и есть изображение тамги Золотой Орды, которое было потом гербом Астраханского царства, а затем стало гербом бежавших оттуда ордынских царей, ставших бухарскими эмирами, а затем попало и на бухарский орден. Это один и тот же символ.

Что он означает, уже неясно. Арциховский так и не смог ответить на этот вопрос. Тамга — родовой знак у тюркских и некоторых других народов. Как правило, потомок определённого рода заимствовал тамгу своего предка и добавлял к ней дополнительный элемент либо видоизменял её. Наиболее распространена тамга у кочевых тюркских племен. В частности у казахов, киргизов, татар, ногайцев и т.д. Использование тамги известно издревле, еще у скифов, гуннов, сарматов. Известны тамги также у многих народов северо-западного Кавказа, абхазов. Тамгой метились лошади, верблюды и другой скот, находившийся в общей собственности рода, или предметы (оружие, керамика, ковры и др.), изготовленные членами рода. Изображение тамги можно встретить на монетах. Вот, к примеру, древнетюркские тамги (рис. 11).

В России - разумеется - предпочитают «замять» эту тему. Почему Михаил Федорович посчитал «Астраханскую шапку» самым престижным головным убором для себя как царя Орды-России - не задается вопросом ни один историк. Ибо получается абсурд: пишут в книжках про какое-то «ордынское иго», а сами правители Москвы носят сугубо ордынские «короны»: то несколько их поколений носило тюбетейку царя Узбека (от позора именуемую «шапкой Мономаха»), то потом она сменилась на «Астраханскую шапку» - как нечто «более значимое». Мол, царственное. Ибо от царей Орды. Так вот от этих царей Орды и есть вся Россия (которая и есть Новая Единая Орда) - а вовсе не от Киевской Руси.

ТАМГА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ - ГЕРБ ТАДЖИКИСТАНА

Интересно, что и бежавшие в Бухару астраханские цари оставили этому региону свой сакральный символ столицы Золотой Орды Сарая-Берке - но и там, как и в России, значение символа давно забыто.

Некая таджичка Шукуфа на местном сайте подняла тему: «Стране нужны новые символы!» Она пишет:

«Может кому-то это и покажется не совсем патриотичным, но вот не трогают меня наши государственные символы, не цепляют. В чем значение таких символов, как флаг, герб, гимн, памятники и так далее? Мне кажется, что основное предназначение этих символов - объединять народ каждой страны, укреплять патриотизм и мотивировать людей на какие-то поступки во благо своего государства и нации. Еще одно важное предназначение символов - как можно лучше представлять, символизировать страну и нацию за рубежом.

Мне кажется, что те символы, которые мы сегодня имеем, не справляются с вышеназванной ролью. Эти символы очень слабы, в чем-то тривиальны и неоригинальны. В них нет, на мой взгляд, никакой четко выраженной смысловой наполненности. Это просто картинки, которые никого ни в чем не убеждают и в большинстве случаев ничего не значат».

Забавно это читать: ведь «проблема» только в том, что человек не знает СОДЕРЖАНИЯ символа. Точно так у нас многие беларусы тоже не знали (а иные и сейчас не знают) содержания герба «Погоня», считают его или «фашистским», или летувисским, когда он на самом деле сугубо православный и сугубо беларуский.

Шукуфа пишет: «Вот так выглядит наш флаг (рис. 12). Этот флаг проблематичен по нескольким причинам. Во-первых, существует множество различных версий относительно значения его цветов и количества звезд. Наличие такого огромного количества интерпретаций привело к тому, что многие из нас до сих пор не могут понять, что же именно означают флаг, корона и звезды. Символ, который должен пониматься всеми сразу и одинаково, вместо этого вызывает неразбериху. Я как-то присутствовала на заседании одного комитета Маджлиси Намояндагон, где депутаты (!) спорили относительно значений цветов флага. Что уж тут говорить о нас, простых смертных?»

Что означают звезды - и я не знаю, но вот «корона» - это и есть тамга с бухарского ордена, она же тамга Золотой Орды.

Шукуфа: «С нашим гербом те же самые проблемы (рис. 13). В нем слишком много элементов, которые несут много разных смысловых нагрузок. Это как салат, в который попытались запихать слишком много различных ингредиентов. На такой салат приятно смотреть, но кушать его не особо приятно. Интересно, что в 1992-1993 годах у нашей республики был и такой герб (рис. 14). Он выглядел намного более презентабельно, чем нынешняя версия».

На обоих гербах тот же символ - та же тамга, значения которой жительница Таджикистана не знает. В этом плане я солидарен ней, потому что ситуация вообще парадоксальная. Вот что сообщает «Википедия»:

«По мнению исследователя В. Сапрыкова [Сапрыков В. Новый герб и флаг Таджикистана // «Наука и жизнь» №10, 1993. стр. 49-51], «три выступа в короне, изображённой на гербе, обозначают регионы республики — Хатлон, Зарафшан, Бадахшан. Каждый из них в отдельности — это ещё не страна. Лишь объединённые в единое целое представляют они Таджикистан. Корона имеет ещё один смысл: слово „тадж“ в переводе означает „венец“. В более широком смысле понятие „таджики“ может трактоваться как „халки тодждор“, то есть народ-венценосец. Иначе говоря, корона играет роль объединяющего начала, без которого нет и не может быть определённого государства».

Как говорится, маразм крепчал…

«Википедия»: «Исследователь М. Ревнивцев [Ревнивцев М. В. К вопросу о скрытой символике флага и гербов Республики Таджикистан. Флаги Таджикистана. VEXILLOGRAPHIA] в своей собственной интерпретации государственных символов Таджикистана обращается к религии зороастризма, которая восходит своими истоками к первому таджикскому государству Саманидов IX—X век и которая, как он утверждает, пользовалась популярностью среди таджикской интеллигенции и в годы Советской власти, и до настоящего времени.

По мнению М. Ревнивцева, «корона», изображённая в центре государственного флага и в верхней части герба Таджикистана, включает в себя три стилизованные изображения светильников — три священных неугасимых огня, являющихся объектом религиозного поклонения в зороастрийских храмах. Центральный элемент «короны» символизирует мировую гору Хара, находящуюся в центре Мира, а выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет «мост возмездия» Чинват, на котором в Судный День Заратуштра будет отделять души праведников от грешников».

Это вообще торжество маразма. «Википедия» предлагает только эти две версии. О том, что «корона» является на самом деле символом с «ордена Восходящей звезды Бухары» 1881 года, «Википедия» не знает. И, естественно, не знает о гипотезе историка А.В. Арциховского, как эта тамга Астраханского царства стала символом бухарских эмиров.

При этом версии Сапрыкова и Ревнивцева представляются просто смехотворными.

СЕРП ПОД КРЕСТОМ

Итак, подведем некий промежуточный итог. Таджиков оставим в стороне (пусть сами решают, им, может быть, кажется не приемлемым происхождение герба страны от Золотой Орды) и вернемся к исследованиям Арциховского. В 1946 году он обосновал на постепенной эволюции герба Астрахани свое предположение, что «восточная кривая сабля» - это изначально лунный серп. Обоснованное предположение считается гипотезой. Но полагаю, что эта гипотеза стала уже теорией, так как подтверждается и многими другими фактами.

Снова взглянем на герб столицы Золотой Орды - города Царев, он же Сарай-Берке (рис. 8). Верхняя часть герба - согласно Арциховскому - это искаженная тамга (корона) с серпом луны под ней. При этом на наиболее приближенном к источнику изображении знака (рис. 5 справа внизу) под верхней частью трилистника перекладина. И не кажется ли в таком случае «тавтологией» крест с серпом, изображенный в нижней части герба Царева?

И вот тут уже я попробую предложить свою гипотезу. Что такое вообще крест с серпом? Это же и есть стилизованный тот же самый трилистник этой тамги с луной под ним!

Как упрощенно нарисовать этот символ, не вырисовывая три лепестка (у боковых в стороны ответвления, у центрального перекладина, они стоят на полукруглом основании, под ним серп)? Упрощенный вариант такой: три лепестка изобразить черточками, в основании дуга. Но это и есть второй символ на двойном гербе Царева, столицы Золотой Орды. Получается: нижний символ идентичен верхнему.

К сожалению, сегодня никто не знает, почему и как крест с серпом стал в 1846 году гербом именно бывшей столицы Золотой Орды. Это пока «белое пятно» в истории. Но помимо связи с тамгой-трилистником есть и иные факты, которые дополняют картину.

Крест с серпом внизу и солнцем посередине был общим религиозным символом во времена до раскола христианства, в результате которого отделились приверженцы ислама. Этот раскол реально был закреплен только в XI веке, а вот в Азии была особая несторианская вера, обожествляющая власть. Она наполовину христианская, наполовину мусульманская. Эту веру исповедовали Чингизиды, в том числе сын Батыя Сартак, кровно породненный с Александром Невским. Тогда, очевидно, и Москва переняла ордынское православие (в дальнейшем именно по этой причине Москва 140 лет была автокефальной церковью - что рекорд для христианства, ее не признавала и так и не признала до своего падения Византия, которая признавала только Русскую православную церковь Киева, Полоцка, Твери, Пскова, Новгорода).

Когда изначально православный царь Орды Узбек (его православного с рождения имени источники не сохранили) из-за политических интриг ввел в Орде ислам в начале XIV века, в Московию, как писал Лев Гумилев, сбежали десятки представителей Чингизидов со своим многочисленным окружением, не пожелавших отказываться от православного несторианства. Тогда Москва стала наполовину населена этими «высокими мигрантами», чем и обрела особой статус в Орде.

Этим мигрантам-чингизидам и их татарам, бежавшим из Сарая-Берке в Москву, надо было где-то молиться. Вот и возводятся в Московском кремле и в окрестностях для них церкви, где возвышается крест с полумесяцем - то ли стилизованный трилистник тамги Сарая-Берке, то ли символ несторианской веры, объединяющей христианство и ислам. Что мы до сих пор видим в Московском кремле (рис. 15, 16, 17, 18).

При этом в автокефальной религии Московии (не признаваемой в качестве христианской общины Византией 140 лет!) до второй половины XVI века вообще не понимали отличий христианства от ислама, равно почитали Библию (не переведенную на русский язык) и Коран. Историки - исходя из нынешних концепций - с удивлением констатируют, что во времена владычества Орды над Москвой и потом владычества уже Москвы над Ордой - между ними не было НИ ОДНОГО РЕЛИГИОЗНОГО КОНФЛИКТА, даже спора. То есть ВЕРА БЫЛА ЕДИНА.

Получается, едина под знаком креста на серпе, под знаком тамги столицы Золотой Орды Сарая-Берке, он же Царев Архангельской области.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ-ПАРАДОКСЫ

Удивляет во всей этой истории вот что.

Около 1260 года на большей части территории нынешнего СНГ осталось существовать только два формирующихся тогда великих государства. Это царство Золотая Орда со столицей в Цареве - тогда Сарай-Берке. И Великое княжество Литовское - со столицей в Новогрудке. Обе столицы были объявлены примерно в одно время. Потом многие века эти два геополитических монстра эпохи - ВКЛ и Орда - боролись друг с другом, ибо являлись соседями - других стран между ними не было.

Но как похожи историко-идеологические мифы России и Беларуси! Не зеркально, а скорее антизеркально. В России отказываются признавать столицей страны в тот период Царев (Сарай-Берке). Дескать, все равно всегда столицей Орды-России была Москва. Даже в период «ордынского ига».

Аналогично в Беларуси идеологи хотят «забыть», что первой столицей «враждебной Московии-Орде» Литвы был Новогрудок. Куда этот факт деть из нашей истории? Извиняться в теме «интеграции» за это перед Сараем-Берке - столицей России в то время? Мол, простите, что тоже Ордой-Россией еще тогда не стали.

История наших прадедов не «виновата» в том, что не соответствует неким нынешним модным и абсолютно ошибочным воззрениям на то, как «там было», рисуемым только из нынешних реалий дня. «Как бы нам сегодня хотелось видеть свою историю» - это одно. А какой история была на самом деле - это совсем иное.

И выплывет неизбежно, как в известной всем пословице все равно вылезает шило из мешка…
Автор: Вадим ДЕРУЖИНСКИЙ «Аналитическая газета «Секретные исследования», №7, 2013

Loading...Loading...