В какие дни не отпевают усопших. Для чего это необходимо? Отпевание дома: суть обряда

Приходит в наши семьи часто неожиданно, но к сожалению неизбежно… Мы попросили священника Михаила Михайлова ответить на самые распространенные вопросы о смерти, что такое отпевание, как правильно вести себя на отпевании и на кладбище.

–Батюшка, был ли человек сотворен смертным?

– Бог не сотворил смерти. Бог сотворил человека бессмертным. Но Адаму была дана одна заповедь, преступление которой означало отпадение, отречение от Бога и от Жизни Вечной. Греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) пишет: “Грех, вследствие которого родилась смерть, – это падение Адама в раю сладости. Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его: “В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт. 2, 17). И действительно, после совершения этого греха смерть вошла в человеческое естество; сначала смерть духовная, которая заключается в отлучении человеческой души от Бога, а потом смерть телесная – разлучение души с телом”. Адам отпал от Бога духовно, а вслед за тем последовала и смерть телесная.

Но пришел Христос, Сын Божий, спасти человека от греха и спасти человека от смерти. До Воскресения Христова врата Рая были закрыты и все, даже праведники, шли в ад. Поэтому на иконе Воскресения Христова мы видим людей, на главах которых сияют нимбы. Христос открыл нам врата Жизни Вечной и с того момента смерть – это рождение для вечной жизни.

– Как человек должен подготовиться к своей кончине и когда надо начинать готовиться?

– Христианину нужно помнить о том, что он смертен, что Господь может взять нас в любую минуту, совершенно неожиданно для нас. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу», а святые отцы напоминают: «поминай час смертный и вовек не согрешишь».

Каждый вечер мы читаем молитву «Господи, неужели мне одр сей гроб будет?», это значит, что отходя ко сну, мы должны помнить, что можем и не проснуться. Поэтому нужно каяться в грехах перед Богом каждый день и час, нужно регулярно исповедоваться, причащаться, жить так, чтобы быть готовым предстать на Суд Божий и уповать на милость Его.

– Как поступить близким людям? Нужно ли им напоминать своим невоцерковленным пожилым близким, что нужно готовиться к смерти?

Думаю, обязательно нужно, с любовью. Ведь потом мы же и будем «кусать локти», что не наставили человека на путь спасения, не причастили. Сколько любой священник знает случаев, когда родственники приходят в храм в самый последний момент, просят придти к умирающему, но часто бывает уже слишком поздно…

Например недавно причащали 100 летнего человека, который ни разу за всю жизнь не причащался. Человек прожил 100 лет и ни разу не причастился! Слава Богу, он был в сознании и было возможно напутствовать его.

Был случай у знакомого священника, пригласили его домой к умирающей бабушке, она была без сознания. Нельзя причащать человека без сознания, поэтому о.Сергий громко спросил ее: «Будем причащаться?»- и она на какой-то момент пришла в себя и ответила: «Да!». О. Сергий причастил ее, и она буквально через полчаса почила.

Не нужно дотягивать до последнего. У всех на слуху поговорка «memento mori» – помни о смерти. Нужно помнить о смерти всегда. Как приходим в этот мир, так и уйдем. Молодых людей мы готовим стать родителями, а пожилым нужно напоминать о смерти. Мы же готовимся ко сну после дневных забот. Так и наша жизнь: проснулись – родились, радуемся жизни, потом ответственность, заботы – проходит жизнь, к концу устаем, хотим отдохнуть, готовимся к переходу в мир иной.

– Не обидятся ли наши ближние на то, что мы им об этом им напоминаем? Ведь сейчас особенно на Западе, а понемногу и в нашей стране тема смерти становится почти запретной, ее все стараются избегать…

– Скорее всего, они обидятся, когда наступит этот смертный час, и они поймут, сколько они упустили. В моей личной практике был такой случай: председатель одного колхоза, причастившись первый раз перед смертью, был просто удивлен, почему он раньше не причащался, вот теперь он умирает, а как же раньше–то без Церкви обходился…

Человек пред лицом смерти становится совершенно другим. Мы этого не пока пережили, но каждый это переживет, отношение к прошедшей жизни меняется перед лицом смерти, вся жизнь в мгновение проходит перед глазами человека. Хорошо, если сподобимся тихой христианской кончины, но ведь как много и трагических смертей. Поэтому надо быть готовым к смерти всегда.

– Нужно ли скрывать от близких тяжелый диагноз? Нужно ли утешать их, говоря, что у них ничего страшного со здоровьем, или нужно стараться готовить их к переходу в Жизнь Вечную?

– Сейчас медицина отошла от того, чтобы не говорить о таком диагнозе, человека в любом случае надо как-то готовить.

В этом году на Светлой седмице отпевал р. Б. Галину. Молодая женщина, она тяжело болела. Я ее с супругом венчал. Она знала о болезни, знала, что болезнь неизлечима и говорила мне, что эта болезнь заставила ее совершенно по–другому посмотреть на жизнь. Они с супругом верующие из верующих семей, ей было легче.

А каково человеку неверующему на пороге Вечности? Поэтому нужно как-то тихонечко готовить человека, какой бы диагноз ни был.

– Значит, говорить человеку о том, что все будет хорошо, что он обязательно поправится – неправильно?

– Не неправильно, надежду можно давать, но надо объяснить, что все нам дает Господь.

Я знаю людей, смертельно больных раком, которые по воле Божией выздоравливали. Господь судит. И нужно готовить человека к принятию воли Божией, нам Господь еще отпускает какое-то время. Близким очень тяжело и тяжело самим больным в последние минуты. Облегчить их участь, их боль – наша задача. Быть рядом с умирающим человеком нелегко и не у всех хватает сил. Близкие умирающего иногда раздражаются, злятся, чуть ли не бьют больного, а после смерти рыдают, корят себя за неиспользованное время, за свою грубость. Господь нам дает возможность, а мы не используем это время для подготовки. Важно подводить людей к самому пониманию смерти как естественного перехода – из этой жизни в Жизнь вечную. Мы все носим одежду, но она ветшает со временем. Мы выкидываем истрепанную вещь и не печалимся. Так и наше тело, оболочка – она ветшает. Но мы с радостью облечемся в одежды новые, которые даст нам Господь, переселимся в Его обители. Это как ожидание встречи с родителями. Она всегда радостна.

К тому же, нередко, люди печалятся о себе: «Оставили меня…»! Я вспоминаю одно отпевание. Женщина смертельного скорбела и убивалась, у гроба почившего мужа. Потом ей задали какой-то отвлеченный вопрос, она сразу сменила свое поведение и спокойно ответила, как актер, отыгравший роль, потом опять вернулась ко гробу и начала причитать с удвоенной силой!

– То есть важно отличать, когда мы печалимся о судьбе почивших близких, а когда мы просто жалеем себя, что нам без них плохо?

– Конечно, тяжело терять близких, родителей, или детей. Но нужно смотреть на все здраво. Если Господь забирает ребеночка – значит так нужно. Ведь как часто люди жалуются на судьбу, часто приходится слышать от людей: «Сын (или дочь) пьет, непотребно себя ведет, родителей избивает! Лучше б в детстве умер!». Если Господь забирает даже самого близкого человека – это все по Его воле делается.

– В XIX в. в книгах много рассказывалось о том, как матери вымаливали больных детей, а потом не могли их воспитать и удержать от греха и душевной погибели и просили Бога, чтобы Он забрал дитя, если есть на то Его воля, пока не стало совсем поздно…

– Конечно, возьмем старые времена: на селе рожали по 20 детей и половина умирала, но особой скорби не было, люди печалились, но понимали, что это нормально. Те, кто выживали становились крепкими и здоровыми. Все в жизни промыслительно и ранняя смерть может физически отрезать человеку путь ко греху.

Очень часто смерть наших близких может служить нам вразумлением, особенно смерть молодого человека. Помню такой случай. Когда я служил в Лефортово, привезли как–то в храм молодого некрещеного человека, он разбился на машине. Много молодежи пришло, весь двор заполнили, стоят, требуют, чтоб его отпели, на батюшку чуть ли не с кулаками бросаются. А батюшка пожилой стал им объяснять, что некрещеного нельзя отпевать и очень мудро им ответил: «Вот смотрите, он некрещеный, а из вас много ли здесь крещеных? Он как пример для вас, чтоб вы задумались, покрестились, вот принесут вас к порогу церкви и что будет? Вы требуете чтоб неверующего отпевали, а почему? Потому что душа ваша требует. Вы же понимаете, что нужно в церковь его нести». Потом какая-то часть из тех молодых людей крестилась. Получается, что смерть их близкого друга сподвигла их ко крещению, заставила задуматься о вечном.

– Батюшка, как врач реанимации и священник можете ли Вы сказать, что человек, исповедавшийся и причастившийся, готовый к смерти, отходит по–иному, чем нераскаянный грешник?

За 17 лет своего служения, а до этого, будучи медиком, я видел всего 2-3 людей, отказавшихся от Причастия перед смертью. Обычно же, когда люди видели крестик, они совершенно по–другому относились к медицинскому работнику. Однажды к нам в больницу в очень тяжелом состоянии попала пациентка – руководитель хора общины пятидесятников и когда я уже выходил из реанимации, она взяла меня за руку и попросила за нее молиться. Пятидесятники не поминают усопших, а она, видя крестик, попросила. Кончина у причастившегося человека другая, спокойствие, даже в тяжелой болезни, он принимает все как из рук Божьих. Перед смертью человек видит другой, сокрытый от нас мир, и по–другому смотрит на все, ценности уже совсем другие. И он больше ни о чем и думать не может. К примеру, зуб болит – хочется на стену лезть, ни одежд красивых, ни сериалов тебе не надо, температура под сорок – какая там музыка, кино, осуждать кого-нибудь, лишь бы выздороветь, одна надежда на Бога и врачей. Конечно, много происходит и чудесных случаев.

Одна матушка болела раком, но болей почти не было, она смиренно все переносила. Господь судил ей еще год прожить, ее муж, священник, причащал ее каждый день. Она знала о своей тяжелой болезни, но смиренно все воспринимала и кончина ее была тихой и спокойной.

– А знаете ли Вы такие случаи когда темные силы не давали человеку причаститься?

– Да конечно, один умирающий, к которому меня позвали, изрыгал проклятия, плевался, и я не дерзнул его причастить. Но перед самой смертью, когда началась агония, он начал звать священника, но было уже поздно. Какие силы бы не забирали человека, отходит он все равно на Божий суд.

– Имеют ли значение такие формальные вещи как цена гроба, материал и т.д. или просто важно, чтоб на гробе был православный крест?

– Цена не имеет значения. На Афоне, например, хоронят не в гробу, а завернув в простыню. А неких князей мира сего хоронят в шикарнейших гробах. Ну и что с того? Ведь сказано: «раб и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равнем достоинстве» (стихиры на отпевании). Конечно, не нужно пренебрегать благолепием. Все должно быть просто, но достойно. Хочется еще отметить, что на Руси не было понятия «гроб», говорили «домовина» – добротный дом, не вычурный но добротный.

Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего – сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир – вот главнейшая обязанность родственников.

Нужно обязательно пригласить к умирающему священника, хорошо, если перед кончиной человек исповедуется и причастится. Но нужно стараться сделать это заблаговременно – не откладывать на последний момент, потому что в самый последний момент может быть уже поздно: несколько минут промедления – и человек – без сознания.

В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати. Он читается от лица “человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати”. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона. Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет. Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

– Отпевание. Как правильно все устроить? Можно ли отпеть в морге?

– Святейший Патриарх Алексий говорил, что морг – не место для отпеваний, отпевание хорошо совершить в храме при больнице, в храме на кладбище или в любом другом храме. Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание. Дело в том, что много самозванцев, которые, выдавая себя за священников Русской Православной Церкви, совершают “отпевания” в моргах и на кладбищах Московской области.

– Какие дни особого поминовения усопших?

До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства. Особые дни поминовений новопреставленного – третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлениях написано: “Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного.” Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо. В году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших.

Это так называемые родительские дни:

1. Вселенская мясопустная родительская суббота. Она бывает за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню – “Недели мясопустной”, т. е. Дню, в который последний раз разрешается есть мясо.

2. 2-й недели Великого поста.

3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста

5. Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.

6. 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

7. Троицкая вселенская родительская суббота – суббота перед днем Святой Троицы. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.

8. В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.

9. Димитревская родительская суббота – суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.

В родительские дни православные христиане посещают храм, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных). Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших. В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.

– Как правильно вести себя на кладбище?

На кладбище не нужно пить, еду оставлять, разве что если птичек покормить. А если приносить и оставлять еду – это язычество, усопший же не выйдет чтобы покушать. И яйца пасхальные освященные нельзя оставлять – достанутся они собакам и птицам и это будет поругание святыни. Для поминовения усопшего лучше нищим пищу отдать, чтоб помолились.

– Какие обычаи, связанные с погребением, являются греховными и суеверными?

Перечислить все суеверия, наверное, и невозможно – столько их – закрывать зеркала, рюмка водки с хлебом «на помин души», запрещение садиться на табуретки, на которых стоял гроб, выливание водки на могилу и так далее. Не нужно им следовать, в них верить. Всегда нужно помнить – Господь забирает человека, когда Сам произволяет, человек находится на Суде Божием, поэтому главное – это наша молитва о человеке. Наша молитва и церковная.

– Надо ли близким говорить чтобы не придавали значения суевериям?

– Думаю, сказать можно, с любовью. Объяснить, что главное – это молиться за усопшего. Я, например недавно сказал и меня послушали.

– На могильном кресте не должно быть фотографии усопшего?

– Нет, ни в коем случае. Иногда помещают внизу на табличке но не на самом кресте.

– Батюшка, как быть с кремацией? Можно ли кремировать усопшего?

Если некуда захоронить, денег нет или везти очень далеко, иными словами, если нет другого выхода.

Смерть - это неотъемлемая часть жизни. Все мы рано или поздно сталкиваемся с потерей близких людей, понять этот процесс человеческим разумом невозможно. Никто кроме Бога не знает, каким таинственным образом душа связывается с телом при зачатии и как покидает его. Поэтому после смерти близкого человека мы стараемся скрупулезно соблюдать все известные с давних времен традиции и ритуалы. Не все они имеют отношение к православию, но отпевание усопшего - это самый нужный и важный обряд, о котором должны позаботиться родственники умершего.


Что такое отпевание?

Отпевание усопшего - это особый церковный обряд, совершаемый над телом умершего человека. Проводить служение может только рукоположенный священнослужитель, имеющий право совершать церковные таинства. Считается, что отпевание усопшего в церкви является самым главным обрядом, выражающим почитание, уважение и любовь близких к умершему. Проводится он только для православных христиан.

Отпевание умерших: смысл и цель обряда

Многие, даже глубоко верующие люди задаются вопросом, для чего нужно отпевание усопшего - ведь душа его уже покинула тело в момент смерти, и родные ничем не могут ей помочь. В этом есть свой смысл.

На самом деле отпевание усопшего необходимо для того, чтобы очистить душу умершего православного от грехов и бремени земной жизни. Душе отпускаются ее грехи, а своей молитвой родные усопшего помогают ей справиться с испытаниями, которые она должна преодолеть на пути к Богу. Священнослужители утверждают, что пока душа не предстала перед лицом Господа на сороковой день, о ней необходимо молиться. Ведь каждая молитва помогает душе легче войти в Царство Божье. Сами священнослужители считают отпевание самой важной частью погребального православного обряда. Имейте в виду, что отпустить душе можно только те грехи, в которых человек покаялся на исповеди перед смертью.

Кого нельзя отпевать?

Существует особая категория людей, для которых обряд отпевания усопшего является недоступным. В первую очередь, это относится к иноверцам и людям, которые когда-то были крещены по православному обычаю, но отвергли Бога и прожили свою жизнь без веры. Запрещено отпевать и тех, кто завещал похоронить себя без этого обряда. В этом случае воля усопшего выполняется неукоснительно.

Самоубийцы тоже должны быть похоронены без отпевания. Священнослужители объясняют этот запрет следующим образом - человеческая жизнь является подарком Божьим, и только он решает, когда прекратить земной путь души. Поэтому акт самоубийства приравнивается к греху гордыни, когда человек считает себя равным Господу и оспаривает права его. К тому же самоубийцы считаются духовными потомками Иуды, который не смог вынести тяжести своего греха. Исключение составляют только безумцы, покончившие с жизнью. В этом случае родственникам покойного необходимо подать прошение в Епархиальное управление и приложить все сопутствующие документы, объясняющие ситуацию.

Отпевание усопшего в церкви невозможно для некрещеных младенцев, так как они не прошли это таинство.


Отпевание крещеных младенцев

Особый обряд совершается над младенцами, умершими после крещения. Их души считаются безгрешными, до семи лет детей отпевают только с молитвами о принятии в Царство Божие. Также священник молится об утешении родителей ребенка и о том, чтобы безгрешная душа стала заступником перед лицом Господа за души своих родных и близких. Данное отпевание усопшего в церкви (время здесь не регламентировано) происходит так же, как и обычный обряд для взрослого человека. Церковь не разделяет души по возрасту.

Отпевание усопшего в церкви: сколько по времени длится обряд?

Трудно сказать, сколько времени займет отпевание. В церкви нет определенных правил, регламентирующих временной промежуток, который займет церковный ритуал. Если вам очень важно знать заранее, сколько времени длится отпевание усопшего в церкви, то поговорите со священником. Он точно скажет вам о том, как будет проходить сам процесс, и на сколько времени он растянется. Но в среднем отпевание длится не более сорока пяти минут, в некоторых случаях оно может занять полчаса.

Время отпевания никак не влияет на сам обряд, ведь ключевым моментом являются именно молитвы священнослужителя над телом покойного. А о времени этих молитв нигде ничего не сказано.

Заочное отпевание: нужно ли проводить данный обряд?

Заочное отпевание усопших до сих пор является некоторым камнем преткновения в церковной догматике. На самом деле такого понятия не существует, ведь сам обряд предполагает молитвы, свершающиеся над телом покойного. В этом заключен глубокий смысл - тело умершего, которое было Священным Сосудом для его души, в последний раз приносят в церковь, чтобы почтить его земную жизнь и облегчить переход в Царство Господа. Поэтому заочное отпевание усопших не имеет никакого смысла для души покойного. До 1941 года подобная формулировка даже никогда не встречалась, но война внесла свои коррективы. В церковь часто стали приходить матери убитых солдат, тела которых захоронили далеко от родной земли. Некоторые считались пропавшими без вести, поэтому единственным способом почтить их память было отпевание. Священнослужители шли на встречу горюющим близким, и проводили обряд заочно. Хотя на самом деле заочное отпевание является панихидой, а не отпеванием в прямом смысле этого слова.

Заочное отпевание усопших: как происходит?

Как мы уже уточняли, совершение обряда отпевания не имеет смысла без тела покойного. Но в некоторых случаях священники идут на уступки убитым горем родственникам. Это касается людей, умерших от инфекционных заболеваний, погибших в результате стихийного бедствия (когда тела не найдены или от них ничего не осталось), либо в случае отсутствия рядом церкви и священнослужителей. В этих случаях единственным выходом является заочное отпевание усопших.

Как происходит этот обряд в отсутствии тела покойного и родственников? Все предельно просто - отпевание заказывается у священника в церкви. Затем он самостоятельно проводит обряд и отдает родственникам землю, заупокойный венчик и разрешительные молитвы.

Сколько длится отпевание усопших в заочном варианте? Ровно столько же, сколько обычный обряд. Но еще раз уточняем, что если вы хотите совершить это и имеете все возможности, то обязательно проведите обычное церковное отпевание. Так вы сделаете для души покойного благое дело.


Что необходимо сделать до отпевания?

Священнослужители советуют с момента смерти близкого человека начинать читать Псалтирь. Читать его желательно днем и ночью до отпевания. Делать это может абсолютно любой православный человек, в некоторых случаях для этих целей домой приглашают священнослужителей. Они имеют необходимый опыт и могут помочь вам в такое нелегкое время. Приобрести Псалтирь можно в любой церковной лавочке, он должен быть в наличии у любого верующего человека.

Отпевание проводится на третий день после смерти. Это связано с православными верованиями в то, что до третьего дня душа находится рядом с близкими и еще не может оторваться от них. С третьего по девятый день душе показывают Царство Божие, а до сорокового дня она проходит через весь свой земной путь и заново переживает все прегрешения. Только на сороковой день душа попадает к Господу и там решается, где она будет ждать Страшного Суда. Молитвы близких и священнослужителей в этом случае играют очистительную роль и помогают пройти в Царство Вечное.

Сопровождать гроб с покойным до храма должны все родственники во главе со священником. Ранее было принято останавливаться на каждом перекрестке, чтобы прочитать молитвы. Сейчас довольно часто остановки по пути делаются независимо от наличия перекрестков. Священник просто останавливает процессию и просит всех присутствующих помолиться за душу покойного. Таких остановок может быть несколько, их количество нигде не регламентировано.

Подготовка к отпеванию: что необходимо?

После смерти человека необходимо сразу же прийти в церковь и договориться со священником об отпевании. Это нужно сделать как можно быстрее, ведь день может быть уже занят какими-либо другими обрядами.

Перед отпеванием необходимо иметь при себе несколько предметов. В гроб к покойному кладут саван, погребальный венчик, малую икону, нательный крест и разрешительную молитву. Все это можно приобрести в церкви. Также в обязательном порядке нужно иметь свечи, их в гроб класть не нужно.

Родственников усопшего часто волнует, сколько стоит обряд отпевания. Здесь не существует определенного ответа - церковь не имеет прейскуранта на свои услуги. Поэтому обычно семья покойного оставляет пожертвования на нужды церкви за произведенный обряд. Сумма не должна оговариваться заранее.

К сожалению, многие современные священнослужители поддаются искушению и устанавливают фиксированные цены на проведение всех церковных ритуалов и обрядов. Это в корне неверный подход, но если иного храма поблизости нет, то вам придется совершать отпевание усопшего, заплатив указанную денежную сумму.


Как проводится церковное отпевание?

Итак, вы решили провести отпевание усопшего в церкви. Как проходит этот обряд? Об этом должен знать каждый, кто будет принимать в нем участие.

После того как гроб с телом, закрытым саваном, занесли в церковь, то на лоб покойному кладется погребальный венок. Гроб должен стоять лицом к алтарю, вокруг него ставится четыре зажженных свечи. Одна свеча вкладывается в руки покойного, они должны быть сложены на груди. Каждый из родственников и присутствующих на отпевании должен держать в руках по зажженной свече, они символизируют победу жизни над смертью.

Над телом усопшего священник читает молитвы, выдержки из Священного Писания и псалмы. Хорошо, если родственники покойного тоже знают данные молитвы и искренне молятся за душу усопшего. Такая искренность способна в несколько раз усилить возносимые к Богу молитвы. В процессе отпевания усопшего священник просит отпустить душе покойного все прегрешения и очистить ее перед лицом Господа. Чем сильнее будет молитва, тем легче будет душе оказаться в Царстве Божием после мытарств по вехам своей жизни.

После этого священнослужитель читает разрешительную молитву, листок с ее текстом после вкладывается в руку покойного. Теперь каждый из родственников может подойти к гробу и проститься с усопшим. В первую очередь необходимо поцеловать икону, а потом венчик на челе умершего. В этот момент можно попросить прощения и сказать последние слова.

На заключительном этапе отпевания священник с молитвой закрывает лицо покойного саваном и крестообразно посыпает его тело освященной землей. Ранее в этот момент гроб закрывали крышкой и заколачивали. Сейчас это можно сделать на кладбище непосредственно перед захоронением.

Икону, бывшую возле покойного, можно сразу же забрать с собой. Некоторые родственники оставляют ее в церкви и уносят домой спустя несколько дней. На этот счет церковь не делает никаких предписаний.

Отпевание дома: суть обряда

Отпевание усопшего дома может быть возможно в следующих случаях:

  • смерть от инфекционного заболевания;
  • отсутствие возможности транспортировки тела до храма;
  • крайне тяжелое физическое и эмоциональное состояние ближайших родственников.

Как происходит отпевание усопших в этом случае? Сам обряд ничем не отличается от церковного, но стоит позаботиться о специальном убранстве помещения. Вам нужно будет обязательно поставить поминальный столик и подсвечники. Также в комнате должны быть иконы, священник подскажет вам, какие именно из них должны быть при отпевании.

Помимо дома и церкви отпевание можно производить в крематории или зале ритуальных услуг. В некоторых случаях обряд происходит в кладбищенских часовнях, если они стоят на его территории. Священники считают, что этот вариант является одним из самых приемлемых и удобных для родственников покойного.


Обряды погребения, не связанные с православием

К сожалению, современный человек наполнен массой суеверий и страхов. Священнослужители крайне отрицательно оценивают смешение языческих погребальных ритуалов с православными. А стоит отметить, что грешат этим даже очень верующие люди. Поэтому необходимо знать те вещи, которые не стоит делать православным христианам при погребении своих близких.

В первую очередь церковь осуждает обилие венков и музыку при погребении. Венки из искусственных цветов имеют отношение к языческим ритуалам, не нужно полностью закладывать ими могилу. Это говорит всего лишь о материальном достатке родственников покойного. Если вы хотите проявить к душе усопшего почтение, то просто посадите на могиле цветы-многолетники - они будут символизировать собой победу жизни над смертью. Музыка тоже является не богоугодным сопровождением покойного в мир иной. В церквях при отпевании не используется музыкальное сопровождение, считается, что душу ничего не должно отвлекать от перехода в Царство Божие.

Столь популярная традиция ставить на поминках рюмку водки и хлеб для усопшего тоже не имеет никакого отношения к православию. На поминках недопустимо употреблять алкоголь. Ведь сами поминки проводятся для того, чтобы вспомнить все хорошее о покойном и проводить его добрым словом в загробную жизнь.

Священнослужители порицают и такие языческие традиции, как завешивание зеркал, протирание полов после выноса гроба из дома, и брошенные в могилу монеты. Не нужно класть в гроб к покойному какие-либо его личные вещи. Все эти суеверия не облегчат душе пребывания в загробном мире, они только показывают степень ограниченности и страха перед смертью, которыми отягощена жизнь обычного человека, не имеющего достаточного количества веры.

Многие христиане беспокоятся, когда им начинает сниться усопший. Они начинают ходить на кладбище и вызывают батюшку для освящения дома. На самом деле душа, приходящая во сне, выказывает беспокойство за вас, она просит молитв. Поэтому вам необходимо усерднее молиться за усопшего, можно заказать в церкви специальную литургию либо самому ставить свечки за упокой души в определенные дни. Все это со временем сделает появление души покойного во сне редким событием. В православии снящиеся покойные души не являются плохим предзнаменованием, их не нужно бояться.

Отпевание усопших - это тот ритуал, без которого не может закончиться земной путь православного христианина. Имейте в виду, что ответственность за его проведение целиком и полностью ложится на плечи родственников покойного. Они должны позаботиться о том, чтобы все было сделано в соответствии с церковными законами. И не стоит бояться смерти, пытаясь выполнить все погребальные ритуалы по возможности "правильно". Ведь большинство из них пришли к нам из темных времен, когда свет истинной веры еще не проник в души людей.

Конечно же, пережить уход из жизни близкого человека очень сложно. Но, главное, что должны помнить православные христиане - смерть не является концом, она всего лишь переход души в другой мир. И необходимо прожить достойно то, что отмерено вам Господом, чтобы за границей земного бытия снова встретиться со всеми теми, кого мы так любили в этой жизни.

Огромное значение отпеванию усопшего в церкви уделяют христиане в православии и католицизме. Считается, что без этого ритуала душа умершего человека не сможет обрести покой и будет обречена на вечные скитания между двумя мирами.

Для чего это необходимо?

Согласно христианской традиции, перед смертью человек должен успеть раскаяться в своих грехах. Это увеличивает вероятность того, что душа усопшего войдет в Царствие Небесное. В некоторых случаях умирающий не имеет возможности раскаяться. Будучи молодым и здоровым, человек не задумывается о бренности бытия. Смерть же может прийти неожиданно. Ежедневно тысячи людей гибнут в автомобильных авариях, во время грабительских налетов на свои жилища и т. д.

Отпевание усопшего - это благословение церкви, которое дается душе человека. Суть этого обряда состоит в том, чтобы Высшие силы простили только что умершего и позволили ему найти вечный покой. Церковь призывает родных и близких покойного, прежде всего, молиться о душе того, кто был любим и дорог, а не устраивать богатые похороны или пышные поминки. Таинство смерти (так часто называют отпевание) намного нужнее новопреставленному, чем красивые венки и дорогие памятники на кладбище.

Ритуал нужен не только покойному, но и его близким людям.

Находясь рядом с ушедшим родственником или другом, человек невольно задумывается о недолговечности всего земного. Люди понимают, что смерть ожидает каждого, что из этого мира рано или поздно придется уходить. Для многих уход близких становится настоящим потрясением, которое заставляет задуматься и о собственной душе, пересмотреть свою жизнь, отказаться от греховных действий.

Обряд желательно проводить в храме, который считается святым местом. Вполне допустимо приглашать священнослужителей на дом. Церковь разрешает заочное проведение ритуала, если останки покойного не найдены и не могут быть похоронены. Иногда транспортировка тела в храм невозможна. Если и священник не сможет посетить дом усопшего, родные покойного должны просить церковь о .

Священнослужители обычно идут на уступки. Родственникам дают землю, листок с разрешительной молитвой и венчик. Церемония будет проведена заочно. Венчик надевают покойному на лоб. В правую руку умершего следует вложить листок с молитвой.

Тело посыпают землей крестообразно: от головы до ног, затем от правого плеча до левого.

Существует 5 видов отпевания:

  1. Для младенцев. К младенцам относятся не только новорожденные. Церковь так называет всех детей, которые умерли, не достигнув семилетнего возраста.
  2. Для мирских людей.
  3. Пасхальное. Отпевания не проводят на пасхальной неделе. Церемонии совершаются в первую седмицу Пасхи.
  4. Для монахов и иеромонахов.
  5. Для иереев и епископов. Ритуалы отличаются большей торжественностью, чем обряды простых монахов.

Обязательно ли это делать?

Верующие люди зачатую ведут себя слишком высокомерно по отношению к тем, кто не является соблюдающим христианином или не верит в Бога вообще. Верующие полагают, что достаточно регулярно посещать церковь и выполнять все ритуалы для того, чтобы попасть в рай. В отпевании они видят гарантию входа в Царствие Небесное.

Еще при жизни они заботятся о том, чтобы после их ухода родные заказали в храме этот обряд.

Таинство смерти не гарантирует, что христианин войдет в Царствие Небесное. Существует 7 церковных таинств, среди которых покаяние, крещение и некоторые другие. Каждый из обрядов что-то гарантирует верующим. После покаяния люди могут считать, что их грех будет прощен, если только они не имеют намерения продолжать грешить дальше. После крещения человек может называть себя христианином, а христианскую церковь - своим заступником перед Богом.


Отпевание не относится к церковным таинствам, несмотря на то, что его иногда называют таинством смерти. Не следует думать, что закоренелый грешник, который умышленно причинял вред ближним и вел неправильный образ жизни, войдет в рай только потому, что его отпели. Известны случаи, когда праведные люди, отошедшие от мирского, завещали бросить свое тело в помойную яму или отдать на растерзание собакам. Таким образом они хотели показать свое пренебрежение к бренному телу, которое считали нечистым. Праведный Артемий Веркольский был убит молнией. Такая смерть была признана карой Всевышнего. Самого праведника стали считать грешником. Его не только не отпели, но и не . Тело было оставлено в безлюдном месте и прикрыто хворостом. Почти 30 лет спустя его обнаружили. К удивлению верующих, тело осталось нетленным. Чудо было свидетельством того, что Артемий - Божий человек.

Несмотря на то что обряд отпевания не является обязательным условием вхождения в Царствие Небесное, не стоит забывать о таинстве смерти. Проведение ритуала связано с немалыми затратами, что заставляет верующих отказываться от отпевания умершего. Покойный, если он вел относительно праведную жизнь, стремился быть настоящим христианином и каялся в своих грехах, будет награжден после смерти. Родственники, для которых единственная причина отказа от обряда - материальные затраты, будут жестоко наказаны. Если у человека не было родственников, позаботиться о его душе должны те, с кем он близко общался при жизни, или те, кому он завещал свое имущество.

Отсутствие родственных связей не снимает ответственности с живых.

Когда проводится таинство?

Отпевание в храме осуществляется до обряда погребения. Церковь оставляет за близкими право провести его уже после похорон. Но воспользоваться этим правом можно в исключительных случаях. Допустимо заочно отпеть солдата, который был убит на войне и похоронен далеко от дома. В последние десятилетия специальные поисковые группы находят останки воинов, погибших в годы ВОВ. Тела перезахоранивают на кладбище и проводят ритуал.

Необходимость провести обряд после погребения может быть вызвана и с тем, что в свое время покойный не был захоронен по христианской традиции из-за идеологических соображений. Некоторые представители старшего поколения, родившиеся в Советском Союзе, не были отпеты. Сегодня религия не подвергается гонениям, как в середине прошлого века. Дети, внуки и правнуки должны позаботиться о душах своих умерших родителей и прародителей. Не имеет значения, сколько времени прошло с момента смерти человека.

Искренняя молитва за него будет принята всегда.

Если причиной отпевания после похорон стали обычные бытовые неудобства (свадьба, отпуск, работа), на живых ложится грех, за который им придется отвечать и в этой жизни, и на том свете.

Когда можно получить отказ?

В определенных случаях для проведения обряда требуется особое разрешение. Умершего могут не отпеть, если он:

  1. Самоубийца. Самостоятельное сведение счетов с жизнью рассматривается церковью как один из самых тяжких грехов, который трудно замолить. Самоубиенных обычно не отпевают. На Руси такого человека даже не хоронили на кладбище рядом с праведниками. Тем не менее исключения все-таки возможны. Если человек был душевнобольным, церковь не может спрашивать с него как с психически здорового. Родственникам необходимо представить заключение врача о том, что покойный был болен и не контролировал свое поведение. Приходской священник не имеет права принимать решение о проведении отпевания. Этот вопрос решается только архиереем. Обращаться с просьбой нужно в епархию.
  2. Некрещеный. Церковь не может проводить в последний путь человека, который ей не принадлежал. Чин отпевания младенцев, которых не успели окрестить, может быть дозволен. Новорожденный не виноват в том, что родители вовремя не ввели его в лоно церкви. Зачастую и самих родителей обвинять в этом нельзя. Смерть наступает неожиданно, и к ее приходу редко бывают готовы. Для проведения обряда может потребоваться разрешение. Однако если усопший, будучи уже в сознательном возрасте, отказывался от таинства крещения, снисхождения к нему не будет. Ему откажут в отпевании в церкви. Задача близких состоит в том, чтобы уговорить некрещеного пройти обряд, особенно если он смертельно болен и велика вероятность того, что он скоро умрет.
  3. Безбожник или закоренелый грешник. Человек, который вел аморальный образ жизни, призывал к атеизму, организовывал гонения на религию и не раскаялся в своих деяниях перед смертью, не может быть отпет по христианскому обряду.

Вопрос о том, можно ли отпевать наркоманов и алкоголиков, остается открытым. Большинство священнослужителей сходится во мнении о том, что делать это необходимо. Церковь должна не выносить грешнику суровый приговор, а пытаться оправдать его перед Богом. Наркоманию и алкоголизм следует рассматривать как болезнь, а больного нельзя осуждать. Часто люди впадают в грех неосознанно, начинают пить от горя, пытаясь забыть свои проблемы.

До недавнего времени существовал запрет на отпевание кремированных.

Тело христианина должно быть предано земле. Однако запрет был снят, поскольку кремация стала более актуальной. В некоторых случаях она даже необходима.

Как проводится церемония?

Родным покойного необходимо прийти в храм и договориться со священником. Сделать это надо сразу же после того, как было получено известие о смерти. Ежедневно в церквях проводится много обрядов. Работники храма должны определить время для каждой церемонии. О том, что нужно иметь при себе родным и близким в церкви, заранее сообщит священник. Обычно к обязательным ритуальным предметам относятся свечи, погребальный венчик, нательный крест покойного, малая икона, погребальное покрывало и листок с разрешительной молитвой.

На протяжении всей церемонии каждый провожающий должен держать в руках горящую свечу. Гроб вносят в церковь без крышки. Венчик, который кладут на лоб покойного, символизирует венец земного пути, который умерший прошел с честью. Священник читает псалмы и Священное Писание. Певчие поют специальные погребальные стихиры и тропари. После этого должно быть провозглашено свидетельство о прощении прегрешений. Считается, что новопреставленной душе будут прощены грехи, в которой она успела раскаяться во время своего пребывания на земле. Но и в тех случаях, когда человек умер без покаяния, обряд снимает с него часть грехов.

Церемония завершается разрешительной молитвой.

Следующим этапом становится прощание с умершим. Родные и близкие подходят к гробу и отдают земные поклоны. По традиции необходимо поцеловать икону на груди усопшего, а затем венчик. Тело накрывают покрывалом. Гроб закрывают крышкой и заколачивают. После этого проходит церемония погребения. В среднем таинство смерти длится 40–50 минут. Сказать заранее, какой именно будет длительность, очень сложно. Все зависит от целого ряда обстоятельств.

Как вести себя родным и близким?

Несведущие не знают, как вести себя при отпевании покойного, как одеться и т. д. Присутствующие на церемонии чаще всего надевают траурную черную одежду. Это не считается правильным. Когда человек умирает, ему предстоит пройти путь от смерти к новой жизни. Гибель бренного тела становится освобождением для бессмертной души, которая направляется в лучший мир и видит свет впереди. Отпевание для священника - это повод надеть белые облачения, как при проведении таинства крещения. Обе церемонии являются самыми важными в жизни человека: сначала его принимают в этот мир, а затем провожают в лучший.

Как бы странно это ни звучало, но похороны не следует рассматривать как повод для скорби. Родные покойного не должны приходить в церковь в черном. Это светская, а не церковная традиция. Уход дорого человека воспринимается как трагедия. Если на погребение или отпевание кто-то из родных или знакомых придет в светлой одежде, участники церемонии отнесутся к этому с негодованием.

Мирские люди не знакомы с церемонией отпевания и не знают, как она будет происходить. Придя в храм, они не отходят от гроба. Однако таинство смерти предназначено для молитв за усопшего. Молиться должны не только священнослужители, но и родные и близкие покойного. Не зная священных текстов, можно просто вслушиваться в то, что читает святой отец, или прислушиваться к певчим. Следует мысленно повторять услышанное.

Духовное должно занимать не меньше места в жизни, чем мирские заботы. Современный человек проводит время в ежедневной суете, тратя отпущенное время на работу или развлечения. Между тем не стоит забывать о том, что наше бытие не ограничено только видимым нам миром. О своей душе и о душах своих близких нужно начинать заботиться еще при жизни, а не после смерти.

Для большинства людей, смерть близкого человека - это всегда стресс. Предстоит сделать множество дел для погребения новопреставившегося, соблюсти многие сложившиеся обычаи. Необходимо позаботиться и о душе усопшего, ведь нет среди людей - безгрешных, а следовательно, нам необходимо приложить все свои усилия, что бы помочь своему близкому тем, чем мы, пока еще, можем помочь.

Очень важно провести чин отпевания, и не абы как, а так, что бы с того была ожидаемая польза усопшему. Сейчас отпевание предлагают «провести» не только в церквях, но допустимо ли это? Правильно ли вы поступите, согласившись отпевать в каком то «специально обустроенном помещении», даже если вам это будет более удобно? Что бы ответить на этот и другие вопросы - необходимо понять что такое чин отпевания, чем он может быть полезен усопшему близкому, и в каком случае он будет бесполезен. Давайте разберемся, что к чему и как это сделать!
А для этого необходимо узнать (а кому то - вспомнить) следующее:

Что называется отпеванием?
Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать.

Очень важно! Где может происходить отпевание?
Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.

Есть ли разница между отпеванием и панихидой?
Панихида - это заупокойная молитва об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения.

Может ли панихида быть гражданской?
Гражданской панихиды не бывает. «Гражданская панихида» – это бессмысленное, нелепое нагромождение слов. Это примерно то же самое, что и «гражданский военный». Возникает вопрос, так он гражданский или военный? Ведь гражданских военных не бывает. В безбожные годы слово «панихида» украли из церковного словаря и приспособили под гражданские нужды. На самом деле такое мероприятие было бы логичнее называть церемонией светского прощания. Или светской церемонией прощания с покойным.

Является ли отпевание «пропуском в рай»?
Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.

Как проходит отпевание?
У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.
Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Что близкие могут сделать для душ родственников, которые умерли неверующими?
Ради грешной души близкого человека мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что президент не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких.

Что надо делать во время отпевания?
Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе –– это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. И, конечно, читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. И, конечно, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу демонстративные и не демонстративные проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.

Что делать родственникам умершего, если они не знают, был ли он отпет?
Само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.

Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?
Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет - символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом…

В тексте использованы материалы из статьи Архимандрита Августина (Пиданова).

Отпевание и погребение усопших.

Святая Церковь с самых первых времен своего существования обращает особое внимание на погребение умерших в православной вере. Церковь смотрит на тело, как на освященный благодатью таинства храм души; на настоящую жизнь, как на время приготовления к жизни будущей; и на смерть, как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная.

Приготовление умершего к погребению.


Тело умершего омывается водою , так как оно должно предстать перед Богом в чистоте и непорочности. По омовении тело усопшего облачается в новые чистые одежды, этим символизируется вера в будущее обновление тела после воскресения.

На умершего мирянина, кроме обычных одежд, возлагается саван - белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. Затем омытое и облаченное тело полагается во гроб, предварительно тело и гроб окропляются святой водой. Во гробе умерший полагается лицом вверх, устремленным к небу, с глазами закрытыми и с устами сомкнутыми по подобию спящего и умолкшего, с руками, сложенными на груди крестообразно, во свидетельство веры в распятого Иисуса Христа. Чело умершего украшается венчиком , в напоминание о том венце, которого желал апостол Павел и который соблюдается всеми, возлюбившими явление Христа, за совершение подвига и соблюдение веры. Все тело покрывается священным покровом , во свидетельство веры церкви, что умерший находится под покровом Христовым. В руки умершего полагают икону (или крест), в знак веры во Христа. Эту икону после отпевания забирают себе родственники умершего на молитвенную память об усопшем. При гробе возжигаются свечи , которые употребляются, кроме того, каждый раз при совершении молитвы по усопшем и при погребении. Светильник в данном случае напоминает о переходе умершего от темного жития земного к свету истинному.

Чтение псалтири по усопшим.


В православной Христовой Церкви существует благочестивый обычай чтения псалтири над телом умершего непрерывно до его погребения и в память его после погребения. Чтение псалмов по умершем есть одно из тех благочестивых установлений Христовой Церкви, которая заботится о своих чадах от рождения до смерти и не оставляет их после смерти.

Псалмы должны быть читаемы «со умилением и сокрушением сердечным, разумно, со вниманием, а не борзясь, якоже и умом разумевати глаголемая». Поэтому следует быть осмотрительным в выборе лиц, которым желают поручить священное чтение . Конечно, принимать на себя это чтение может всякий, кто способен к этому и знает это дело; но во всяком случае лучше всего приглашать к исполнению этого священного обряда над умершим тех лиц, которые поставлены на это служение Церковью.

Панихиды и заупокойные литии.


До погребения и после него об усопших служатся панихиды и литии . Под панихидою разумеется церковная служба, по своему составу, представляющая из себя сокращение чина погребения. Первая панихида поется в доме умершего, пока он не погребен.

Заупокойная лития (усиленное всенародное моление) - положено совершать перед выносом усопшего из дома в церковь, а также служится, пока еще усопший лежит в доме.

Погребение.


Под погребением подразумевается и отпевание, и предание тела усопшего земле. Как только человек умер, необходимо об этом оповещать священника. Виновный в погребении христианина без христианского обряда, если это не представляло особого затруднения,подлежит наказанию (раньше за это арестовывали на срок до трех месяцев). Вообще погребение не должно быть без отпевания, за исключением некоторых случаев: прежде отпевания необходимо медицинское освидетельствование с установлением причины смерти, если человек покончил жизнь самоубийством, а так же если человек убит на разбое (разбойник).

Место отпевания.

Отпевание может совершаться только в храме. Вносить в церковь тела усопших позволяется только для отпевания и не следует держать их более суток в церкви, и то по крайней необходимости. Отпевание усопших в домах и особенно при близком расстоянии от церкви и кладбища - строго запрещается , так как отпевание должно совершаться только в храме, за исключением случаев смерти от особо заразных болезней. Усопших, после отпевания их, необходимо сразу же погребать. Священники обязаны провожать тело умерших из домов их до могилы. При провожании умершего, священник должен идти впереди гроба. На протяжении всей церемонии погребения должен петься стих «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсметрный, помилуй нас».

Поминовение усопших.


Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. В Церкви христианской этот обычай также древен, как древне и самое основание, по которому совершается поминовение усопших. Церковное поминовение совершается только о тех, которые удостаиваются погребения по обрядам Православной Церкви. Панихиды по самоубийцам не совершаются. Над не крещеными младенцами поминовение не совершается.

Для поминовения новопреставленных Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти , находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога. Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших дни - третий, в воспоминание воскресшего в этот день Спасителя, девятый - по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским, и сороковой - по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжении сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, так как по учению церкви умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет его тело.

Нужна ли усопшему водка?

На кладбище, а также на поминках категорически запрещается распивать спиртные напитки. Причиной этому служит то, что новопреставленному усопшему очень сильно нужна наша молитвенная помощь , так как он предстает пред лицом самого Бога, нашего творца. Необходимо, чтобы мы молили Бога милостиво судить усопшего за его грехи. Только после смерти человек осознает, свои жизненные ошибки, видит свои грехи, видит каким он пришел к Богу и каким он должен был придти к Нему и поэтому человек испытывает сильные муки совести.

Вино же является символом радости. Конечно, переход человека в жизнь вечную с одной стороны должен восприниматься нами как радость, так как человек встретился со своим Творцом и будет пребывать с Ним в раю вечно, но если человек жил не по заповедям, грешил, вел безнравственный образ жизни, каковы шансы у такого человека попасть в рай, а если он попадет в ад, что тогда? Как в таком случае мы можем веселиться? Когда на кладбище или на поминках человек начинает употреблять спиртные напитки, то человеку уже явно не до молитвы, у него уже разгоряченная кровь, человек перестает себя контролировать и вместо молитвы за усопшего, чтобы Господь помиловал его, человек начинает говорить бранные слова, и совершать безнравственные поступки, чем отягощает встречу усопшего с Богом.

О земле.

Следует упомянуть еще об одном моменте при погребении усопшего. Если отпевание совершалось в храме заочно, без тела усопшего, то по традиции родственникам усопшего дается земля, которую родственники при погребении бросают в могилу. Что это за земля? Это обычная горсть земли, которую должен бросать священник в могилу, но так как отпевание совершено заочно и священник не присутствует на похоронах в момент погребения, то от его лица один из ближайших родственников (мужчина), должен высыпать эту земельку в могилу, причем он должен высыпать ее первым. Когда люди бросают свою горсть земли в могилу, нужно произносить следующие слова: «Земля еси и в землю отъидеши». Эта земля не имеет никаких мистических и т.п. свойств, это обычная горсть земли. Ее также можно заносить домой, в этом нет ничего страшного. Если же отпевание совершается очное, над телом усопшего, то земля не нужна, как правило священник провожает покойника на кладбище, где в последний раз над телом усопшего служится заупокойная лития, а также при погребении священник сам бросает свою горсть земли в могилу.

Loading...Loading...