Работа по психологии в школе. Памятка начинающему школьному психологу

Роль школьного психолога – создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он сам выбрал (в соответствии или в противовес) требованиям школы и семьи, конструктивно решать неизбежные конфликты, возникающие в результате этого выбора. Деятельность психолога задается во многом социальной, семейной, педагогической системой, в которой реально находится ребенок (реальным социальным окружением ребенка). Деятельность психолога в школе включает анализ школьной среды совместно с педагогическим составом, возможности развития и требований к школьнику, определение критериев эффективности обучения и развития; разработку и внедрение мероприятий, форм и методов, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития, приведение этих условий в постоянно действующую систему.

Сопровождение – система профессиональной деятельности психолога для создания социально-психологических условий успешного обучения и развития ребенка:

  • следование за естественным развитием ребенка (безусловная ценность внутреннего мира каждого ребенка);
  • создание условий для самостоятельного творческого развития;
  • вторичность психологического сопровождения по отношению к среде жизни ребенка (не активное направленное воздействие на социальные условия и систему обучения);
  • осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы обучения и воспитания.

Идеи психологического сопровождения ребенка в школе включают следующие направления:

  1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития (накопление информации связанной с особенностями ребенка, его проблемами и трудностями).
  2. Создание психолого-педагогических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения:
    • индивидуальные и групповые программы психологического развития, создающие условия успешного развития ребенка, причем необходимой предпосылкой является гибкость программы и педагога.
  3. Создание психолого-педагогических условий для оказания помощи проблемным детям, разработка и внедрение системы компенсационных мер.

Направления деятельности психолога в школе с детьми:

I. Прикладная диагностика. Зачастую у дирекции школы и учителей возникает представление, что работа психолога с ребенком включает в себя только тестирование, тогда как диагностика – прикладная форма деятельности школьного психолога. Возникает несколько проблем, связанных с диагностической работой психолога в школе: что делать с результатами тестирования, как привести методики в соответствие с конкретными учебными проблемами. Методы диагностики должны быть еще и развивающими, использоваться как развивающие.

Условия диагностики детей в школе ставят требованием экономичность процедуры, которая должна быть короткой, чтобы не утомлять ребенка и не занимать много времени от школьных занятий, должна быть многофункциональной, одновременно служа как средством диагностики, так и развития психических функций, давать как можно больше информации о состоянии и перспективах развития ребенка. Результаты диагностики должны давать возможность судить о причинах трудностей ребенка и создавать условия преодоления их, прогнозировать особенности развития ребенка, тогда как большинство методик позволяют только констатировать наличие чего-либо.

Цели диагностики:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей оказания помощи «трудным» школьникам;
  • выбор средств и форм психологического сопровождения;

Выделяют три вида прикладной психодиагностики в условиях школы:

  • диагностический минимум,
  • дифференциация нормы и патологии (интеллекта),
  • углубленная психодиагностика личности «по запросу» (индивидуальная).

Диагностический минимум позволяет отделить «проблемных» детей (1, 3-5, 8, 10-11 классы), проводить лонгитюдные исследования развития детей. Диагностический минимум проводится как плановое мероприятие и в основном опирается на экспертные опросы педагогов и родителей, и минимально затрагивает детей. Цели проведения диагностического обследования детей:

а) Выявление детей с низким уровнем развития, для которых невозможно организовать обучение в стандартной школе.
б) Выявление детей, нуждающихся в специальной психолого-педагогической или социальной помощи, детей с частичным нарушением когнитивных процессов. Для таких детей необходимо проводить коррекционные занятия (педагогическая запущенность, проблемы социально-педагогической адаптации, нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д.).
в) Выявление детей с особенностями развития, с целью профилактики возможных трудностей.

Углубленное диагностическое обследование включает в себя следующие направления:

  • дифференцирование нормы и патологии,
  • изучение особенностей познавательной сферы в рамках возрастной нормы,
  • изучение зоны и содержания конфликта.

II. Психокоррекционная и развивающая работа

а) Развивающая работа – создание социально-психологических условий для целостного психологического развития (для психологически «благополучных» школьников).
б) Коррекционная работа – решение конкретных проблем обучения, поведения (для психологически «неблагополучных» школьников).

Диагностика, проводимая психологом как плановое мероприятие или по запросу педагогов и родителей, служит основой для определения направления коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа – целостное воздействие на личность ребенка (не «разделяя» ребенка на различные психические сферы), процесс воздействия на все стороны личности, опирающаяся на

  • добровольность участия ребенка в психокоррекционной работе (согласие родителей для детей до 5-6 классов),
  • учет особенностей социально-культурной среды, индивидуальных особенностей и потребностей,
  • последовательность и преемственность форм и методов работы.

Развивающая работа – ориентирована на познавательную, социально-личностную, эмоциональную сферы психической жизни ребенка.

Формы развивающей работы: организация развивающей среды, тренинг, обучающие встречи с психологом, психологические технологии на учебных занятиях и внешкольных встречах; обучающая психодиагностика – самопознание.

в) Психокоррекционная работа проходит как групповая и индивидуальная работа, опирается на набор коррекционных программ, разработанных с учетом возраста и проблем детей.

III. Консультирование и просвещение школьников. Просвещение проводится как ответ на определенный запрос с учетом возрастных потребностей, ценностей, уровня развития, реальной групповой ситуации школьников. Консультирование в основном ориентировано на старшеклассников и проводится как по запросу школьника, так и по запросу родителей при обязательном выполнении требования добровольности и конфиденциальности. Консультирование проводится как индивидуальная работа со школьниками и чаще всего по следующему кругу вопросов:

  • трудности в обучении, общении, психологическом самочувствии;
  • обучение подростков навыкам самопознания и самоанализа;
  • оказание психологической помощи и поддержки школьникам в сложных ситуациях.

Изредка консультирование начинается по инициативе психолога или педагога, при этом психологу сложнее выйти на контакт с подростком.

С тех пор как в российских школах появились психологи, отношение к ним особенно не изменилось: родители и учителя по-прежнему сомневаются в эффективности и результативности их деятельности. Педагог-психолог Манана Захаренкова рассказала «Мелу», в чем миссия школьного психолога и при каких условиях его работа с детьми будет успешной.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Наличие психолога в школе - это порой единственная возможность вовремя заметить проблемы ребенка и оказать ему оперативную поддержку. Но все же далеко не все уверены, что штатный психолог необходим учебному заведению, а многие со скепсисом относятся к работе психолога в принципе. О том, кто такой психолог и чем он должен заниматься, существует несколько заблуждений. Вот самые расхожие:

1. «Психолог и психиатр - одно и то же»

Психолог и психиатр - это разные профессии. Психиатр - это врач, который работает с психическими заболеваниями, назначает лекарства. Психолог - не врач. Он не ставит никаких диагнозов и работает со здоровыми людьми, помогая им разрешить возникшие трудности.

Например, если девушка недовольна своей внешностью, у нее сниженная самооценка, то тут поможет психолог. А вот если имеются признаки анорексии или булимии, то это уже сфера психиатра (так как это заболевания). Но в данном случае именно психолог может вовремя отличить одно от другого и порекомендовать необходимого специалиста. А время - это один из самых ценных ресурсов.

2. «Лучший психолог - это подружка (мама, соседка, старшеклассница)»

Конечно же, совет близких людей может нам помочь справиться с трудной ситуацией. Но зачастую этого мало, и нужен взгляд со стороны от человека, который не только не вовлечен в нашу жизнь, но и владеет инструментом психологической помощи, понимает происходящие процессы. В конце концов, можно и соседа-боксера попросить удалить больной зуб одним точным ударом, но мы все же идем к стоматологу.

3. «Психолог даст правильный совет и решит все проблемы»

А вот советов психолог не дает. Его задача - помочь клиенту самому справиться с трудностями, а не решить их за него. Иными словами, он не вручает человеку удочку, чтобы тот не остался голодным, а приводит его к мысли, что для пропитания ему нужно добыть эту самую удочку и порыбачить, а не ждать рыбного дождя с небес.

4. «Психолог сразу решит все проблемы»

Не решит. Без труда (участия, желания) со стороны клиента ничего не произойдет. Очень часто ребенка приводят с запросом: «Сделайте с ним что-нибудь!» И хочется ответить: «У меня нет волшебной палочки!»

Простых решений в психологии нет и результата без усилий, которые должен прикладывать не только ребенок, но и его близкие, тоже. Только совместная и систематическая работа даст желаемый результат. Не стоит пропускать занятия и бросать работу на середине; если психолог задает домашнее задание, его надо выполнить. Ведь жизнь за «невыученные уроки» не двойки ставит.

Самое важное в работе школьного психолога - оказание поддержки (детям, родителям, учителям) в трудной ситуации. Психолог - это главный помощник в конфликтах, ссорах и просто жизненных неурядицах

Именно к нему могут прийти, чтобы «излить душу», выговориться. Это индивидуальная работа, зачастую длительная, ведь специалист не только разово помогает, снимая симптом, облегчая состояние здесь и сейчас, но и сопровождает человека в течение необходимого времени. А это может быть и две, и пять, и пятьдесят встреч.

Семье, в которой годами испытывали трудности взаимодействия, явно не хватит 60 минут для решения всех проблем. Если в помощи нуждается ребенок старшего возраста, то можно с ним работать индивидуально. Если же с проблемами сталкивается учащийся начальной и средней школы, то работа должна вестись в основном с родителями. Все, что с ребенком происходит, - следствие жизни в семье.

5. «Психолог не принимает участия в образовательном процессе»

Несмотря на то что психологи не входят в основной педагогический состав, к образовательному процессу они имеют непосредственное отношение.

Все поголовно (и школьники, и дети, и учителя) боятся ЕГЭ. Существуют тренинги по психологической подготовке, которые помогут не только справиться со стрессом, но и освоить техники развития памяти, внимания, мышления. Причем в идеале эта работа начнется не в одиннадцатом классе, а намного раньше. Ведь выработать стрессоустойчивость за пару месяцев до экзамена не просто. Тут важно уделить внимание как приемам экстренной самопомощи в ситуации, когда «накатывает паника» (хороший способ - маленькими глотками попить воды, помассировать точки у основания больших пальцев рук), так и профилактической части (режим дня, здоровый образ жизни, позитивный настрой, отношение к ЕГЭ, как к занятному приключению, которое обязательно закончится хорошо).

Кроме этого, существует масса ситуаций, не имеющих прямого отношения к учебному процессу, но так или иначе влияющих на успеваемость и отношение к школе.

  • Если ребенок только-только пришел в школу или перешел из начальной в среднюю, психолог помогает ему адаптироваться;
  • Если в классе часто возникают конфликты между детьми, психолог сталкивается с необходимостью развития навыков общения и групповой сплоченности (ролевые игры, тренинги, экскурсии, внеклассные мероприятия);
  • Если учителя начинают часто болеть или наступает «горячий» период года (экзамены, аттестации и так далее), психолог проводит для них тренинги на снятие стресса.

Кстати, о работе с учителями. Она занимает далеко не последнее место. Там, где спокоен и счастлив учитель, спокойны и счастливы дети. В современном обществе учитель поставлен в позицию «обслуживающий персонал», а ученик - «хозяина положения». Поэтому учителям помощь сегодня крайне необходима.

6. «Психолог только диагностику и проводит»

Действительно, для тех, кто не вникает в работу психолога, слово «диагностика» ее характеризует. Возможно, именно поэтому психолога часто называют врачом. Однако диагностика стоит далеко не на первом месте. Потому что она - инструмент, но никак не направление работы. Диагностика ради диагностики бессмысленна.

7. Школьный психолог - это человек «на побегушках»

В хорошо организованных учреждениях психолог работает в соответствии со своими должностными обязанностями. Но бывают и такие, в которых психолог кроме своей основной работы выполняет ту, которую в школе никто не успевает делать. К сожалению, это зависит от руководителя, который либо понимает, либо не понимает ответственность, которая лежит на школьном психологе, и его задачи. Это, как говорится, «человеческий фактор». Бывают, что и талантливого экономиста ставят бумажки разгребать. Хотя и здесь грамотный психолог сможет повернуть все в свою сторону. Отправили с классом на экскурсию? Хорошая возможность понаблюдать за взаимодействием ребят в неформальной обстановке. Поставили на замену? Отлично, появился целый урок для работы с этим классом. Везде можно найти свои плюсы.

8. «Школьный психолог из года в год делает одно и то же и не растет профессионально»

Путей для профессионального роста у школьного психолога, пожалуй, даже больше, чем у кого бы то ни было. У нас есть возможность бесплатно посещать курсы повышения квалификации, конференции, семинары, мастер-классы и прочие мероприятия, где можно пообщаться с другими специалистами, обменяться опытом, получить новые идеи и навыки. Не говоря уже о практическом опыте, который нарабатывается изо дня в день.

Другой вопрос - желание. Но здесь, как и в любой другой профессии, - есть вечно ищущие и идущие вперед, а есть пассивно сидящие всю жизнь на одном стуле.

Мифы рождаются от незнания и отсутствия опыта. Сколько бы их не было в профессии психолога, детям и родителям важно понять одну простую вещь: психолог - это тот человек в школе, который всегда на вашей стороне. Если тяжело, обидно или страшно - приходите! Будем искать выход из ситуации вместе.

ИНТЕРЕСНОЕ НА «МЕЛЕ»:

Приходилось ли вам когда-нибудь обращаться к школьному психологу? Наверное, многие родители ответят на этот вопрос примерно так: «К счастью, нет». А зря… Должность педагога-психолога была включена в номенклатуру должностей педагогических работников довольно давно, около 20 лет тому назад. Сегодня психолог есть во многих школах, а в некоторых образовательных учреждениях даже созданы собственные службы психологической помощи, куда бесплатно могут обращаться как дети, так и родители. Однако, несмотря на это, родители до сих пор не понимают, кто такой - этот школьный психолог, и считают, что к нему нужно идти только в том случае, если у ребенка что-то не в порядке с психикой. Мы решили развенчать этот миф и рассказать о том, чем может быть полезен школьный психолог каждому ребенку.

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог - это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога - школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог - принцип непредвзятости. Задача специалиста - выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу - он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна - он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Вообще основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование, результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога - профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам - в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Часто именно благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы» буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий, направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга справиться с ситуацией.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога - консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Екатерина Сафонова

Памятка начинающему школьному психологу

Вы решили работать в школе. С чего же начать?

1. Твой начальник – директор . Именно ему ты и подчиняешься, и именно он дает указания.

2. У директора узнай цели и задачи школы и под эти цели и задачи составь свой план работы .

Изучи правовую базу (Положение о службе практической психологии в системе образования от 01.01.2001 г. № 000; права и обязанности школьного психолога; этический кодекс психолога (газета «Школьный психолог» №44 за 2001г.); рекомендуемые временные нормативы диагностической и коррекционной деятельности (газета «Школьный психолог» №6 за 2000 г.).

Узнай, какой видит работу психолога директор, детально оговори свои функциональные обязанности (это очень важно!), предложи свой вариант деятельности (с какой возрастной группой хотела бы работать, соотношение нормативного времени с должностными обязанностями, обоснуй свое мнение).

Детально оговори с директором: кто и как будет контролировать твою деятельность, сроки и формы текущей отчетности.

Обсуди с директором распорядок твоей работы, часы или день для самообразования и методической подготовки, возможность обработки данных вне школы.

Директор и завучи принимают участие в обсуждении твоего годового плана, т. к. он является частью годового плана школы.

Директор обязательно заверяет своей подписью и печатью твой годовой план, должностные и функциональный обязанности.

3. Твой основной помощник в работе - газета «Школьный психолог». Много полезной информации можно найти в журналах «Справочник педагога-психолога. Школа» , «Вопросы психологии» и «Психологическая наука и образование».

4. Книги Марины Битяновой и О. Хухлаевой помогают сделать удачный старт:

а) «Организация психологической работы в школе»

В книге кандидата психологических наук, доцента излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Издание знакомит читателя со схемой планирования работы школьного психолога в течение учебного года, дает авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультативной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детским сообществом, школьной администрацией.

б) «Работа психолога в начальной школе»

В книге излагается система работы школьного психолога с детьми 7-10 лет. Приводятся конкретные диагностические, коррекционно-развивающие и консультативные методики и технологии. Предлагается авторский подход к построению работы психолога в течение учебного года, основанный на идее психолого-педагогического сопровождения. Авторы построили книгу таким образом, чтобы психологи могли воспользоваться ею как практическим руководством для организации работы с детьми, их родителями и педагогами.

5. В выборе приоритетов деятельности есть некоторые нюансы:

Если в школе существует психологическая служба, то ты работаешь по имеющемуся годовому плану, заранее обсудив особенности своей деятельности.

Если ты в школе единственный психолог, то лучше организовать деятельность на основании плана, утвержденного школьной администрацией. Возьми «под крыло» основные моменты развития ребенка : 1 – е классы (адаптацию к школе), 4 - е классы (психологическую и интеллектуальную готовность к переходу в среднее звено), 5 – е классы (адаптация к среднему звену),8 – е классы (наиболее острый период подросткового возраста), 9 – 11- е классы (профориентационная работа, психологическая подготовка к экзаменам).

6. Основные направления деятельности:

Диагностическое – одно из традиционных направлений.

ПОДСКАЗКА 1: Перед диагностикой задай себе вопрос: «Зачем?», «Что я получу в результате?» .

М. Битянова рекомендует диагностические минимумы, проведение диагностики в необходимых случаях, ведь диагностика, обработка результатов, интерпретация занимает много времени. Чаще большую пользу можно получить, наблюдая за детьми, общаясь с ними, учителями, родителями. Результаты диагностик обсуждаются (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») на педагогическом консилиуме, в который входят завучи по среднему и начальному звену, психолог, логопед , школьный врач (в идеале), намечаются пути, которые будут эффективны при решении выявленных проблем.

Коррекционно-развивающая работа

Консультативное направление

ПОДСКАЗКА 2: Не жди, что к тебе сразу пойдут с вопросами, проблемами. ИДИ сам(а). Провела диагностику – обсуди (в рамках дозволенного – «НЕ НАВРЕДИ РЕБЕНКУ») с учителем реальность выполнения рекомендаций. Если ребенку нужны коррекционные или развивающие занятия, предложи свою помощь. Если в должностных обязанностях этот вид деятельности не предусмотрен, то порекомендуй специалиста, готового помочь.

ПОДСКАЗКА 3: График твоей работы, когда и в какое время ведешь консультации для детей, родителей, педагогов, должен висеть на двери твоего кабинета, в учительской, в фойе школы.

ПОДСКАЗКА 4: В учительской рекомендую оформить свой стенд с оригинальным названием. Я помещаю там план на месяц, план – сетку родительских собраний (пустую, учителя записываются), статью из газеты «Школьный психолог», помогающую учителям проводить тематические классные часы , популярный тест для эмоциональной разрядки.

Просветительская работа (педсоветы, родительские собрания, беседы с детьми, лектории, и т. д)

а) Психолог и школьная администрация .

Трудности могут возникнуть из-за «вечного вопроса»: кому ты подчиняешься, перед кем отчитываешься. Бывает, что администратор нагружает психолога работой, не входящей в его должностные обязанности. Что же делать?

Внимательно изучи пункт № 2 в данной памятке.

· Гуткина.

· Методика

· Методика

Интеллектуальное развитие

· Тест для определения общих способностей (Айзенк).

· Тест структуры интеллекта (Р. Амтхауэр).

· Матрицы Равена.

· Диагностика системного мышления детей 6 – 9 лет (,).

· Кольца Ландольта (развитие внимания).

· Тест Тулуз-Пьерона (развитие внимания).

· Методика Мюнстерберга (развитие внимания).

· Методика «10 слов» (развитие памяти).

Профессиональное самоопределение и способности

Склонности, интересы, способности

(профориентация,

выбор профиля обучения)

· Структура интересов (Голомшток).

· Карта интересов (Хеннинг).

· Опросник профессиональных склонностей, Методики «Профиль», «Эрудит», «Тип мышления», Матрица выбора профессии (модификации Г. Резапкиной).

· Тест интеллектуального потенциала (П. Ржичан).

· КОТ (Оценки общих умственных способ-тей, адаптация).

· Тест механической понятливости Беннета.

· Тест интеллектуальной лабильности.

· Тест Торренса. (Уровень развития творческих способностей)

Семейные отношения

Родительское отношение

· Опросник для родителей, .

· Родительское сочинение.

· Рисунок семьи.

· Семейное воспитание – Методика АСВ.

– диагностическое обследование детей. Это дает возможность отследить динамику их развития в процессе обучения. Кроме того, диагностика помогает своевременной коррекции того или иного направления в обучении конкретного ребенка.

Психолог проводит диагностические обследования в нескольких направлениях. Диагностика – это выявление уровня подготовки к школе будущих . Такое исследование позволяет оказать помощь родителям в выборе обучающей программы, которые отличаются концепцией и уровнем сложности.

Диагностическое обследование выпускников проводится в девятом и одиннадцатом классах. Использование профориентированных тестов помогает старшеклассникам определиться с выбором своей будущей профессии.

При необходимости диагностика знаний, умений и навыков школьников проводится в начале и конце учебного года. Так определяется результат обучения каждого ребенка. Кроме того, во время обучения диагностируется психологическое состояние детей в коллективе.

Очень важным является определение эмоционального фона в классе. Своевременная помощь психолога окажется полезной в процессе формирования коллектива.

Мониторинг

Школьный психолог обязан отслеживать обстановку в каждом . В идеале он должен знать семью каждого ученика. Так специалист сможет отследить и предотвратить появление проблемы в учебе школьников.

Посещение уроков также входит в обязанности школьного психолога. Его функция – наблюдение учебного процесса. Не вмешиваясь в ход урока, он делает выводы о том, насколько комфортно детям в процессе обучения. Если возникает проблема с конкретным ребенком, психолог прорабатывает ее с привлечением руководителя и родителей ученика.

Консультирование

Психологическое консультирование – один из эффективных методов работы школьного психолога. Консультации проводятся как со школьниками и их , так и с педагогами школы. Этот метод работы предполагает индивидуальный подход к участникам проблемы.

Консультирование учителей также входит в функции школьного психолога. Своевременная психологическая помощь помогает предотвратить нервные срывы у педагогов.

В зависимости от сложности ситуации, проводится одна или несколько консультаций. Поэтапное решение дает возможность пошагового изучения возникшей проблемы. Результат будет во многом зависеть от того, насколько открыты и честны присутствующие на консультации.

Loading...Loading...