Понятие «образ жизни. Значение понятий «образ жизни» и «здоровый образ жизни


Образ жизни и здоровье

Что такое образ жизни?

Не раз повторяли, что от образа жизни непосредственно зависит здоровье, и подчеркивали

КА его значение при различных факторах риска. Др/^HJ Теперь, прежде чем продолжить и конкретизировать эту тему, остановимся па, казалось бы, простом и бесспорном — самом понятии «образ жизни». Но так кажется только на первый взгляд.

Образ жизни обычно связывают с характером, спецификой поведения отдельных людей или целых групп населения. Говорят об образе жизни такого-то лица, об образе жизни городского, сельского населения, иногда — о профессиональных особенностях и т. п. И подобные представления не вызывают возражений — они широко вошли в быт. Но нам следует дать научную трактовку этого понятия, коль скоро мы попытаемся соотнести его со здоровьем — очень сложной категорией, подверженной влиянию многих факторов и условий.

Основополагающие определения образа жизни содержатся в трудах классиков марксизма-ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс уже в своих ранних работах квалифицировали образ жизни как общественное явление, неотрывное от способа производства. В «Немецкой идеологии» указывали, что способ производства — не только воспроизводство физического существования индивидов, «в еще большей степени это — определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни1».

Образ жизни — категория общественная. Как и политическое, правовое, морально-нравственное развитие, труд по созданию материальных благ и пр., она предопределяется в конечном счете материальными условиями, уровнем производства и производственными отношениями. Именно в конечном счете, не обязательно прямо, непосредственно. Образ жизни — производное диалектического взаимодействия материальных условий, жизнедеятельности, поведения человека в конкретной общественной среде, обществе. К пониманию сущности, природы образа жизни можно целиком отнести высказывание Ф. Энгельса: «Политическое, правовое, философское, религиозное, литературное, художественное и т. д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное— лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающей себе путь»2.

В марксистской литературе подчеркивается, что образ жизни нельзя сводить к проявлениям жизни людей вообще. Это определенный характер их жизнедеятельности, обусловленный объективными процессами развития общества, общественно-экономических формаций. Следовательно, это исторически возникающая и формирующаяся материалистическая категория, понять которую можно лишь на основе марксистской методологии. Никакие произвольные, субъективные суждения об образе, стиле, укладе жизни, идеалистические, вульгарно-механистические трактовки, буквально наводнившие буржуазную философию и социологию, не в состоянии раскрыть сущность этой категории, более того, они извращают ее, вносят путаницу, уводят в сторону от научного анализа.

Как общественное, классовое явление, образ жизни, отражая самые существенные черты социально-экономических и политических систем, резко различается при капитализме и социализме. Несостоятельны поэтому рассуждения буржуазных идеологов о каком-то над- или внеклассовом образе жизни, о единой «технической цивилизации», «индустриальном обществе» и т. п.

В книге «Советский образ жизни», где обобщена большая марксистская литература по этому вопросу, В. И. Касьяненко пишет, что, по мнению многих авторов, «можно определить образ жизни как совокупность типичных для данного общества видов (или способов) жизнедеятельности, рассматриваемых в единстве с объективными условиями».

Поскольку речь идет о проявлениях в многообразных и многочисленных сферах, существенные черты деятельности людей весьма трудно уложить в какие-то рамки, сгруппировать, классифицировать-, особенно с учетом ее исторического характера, разных уровней (структуры). Обычно выделяют основные формы деятельности: трудовую, общественно-политическую, познавательную, культурную, воспитательную и т. д. Хотя в более общем виде существуют лишь производственная и внепроизводственная сфера, считая отдых, быт.

В одной из первых публикаций, специально посвященных образу жизни и охране здоровья населения, представлена такая градация: «1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно-политической деятельности и управлении обществом; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека»2.

Сотрудники кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения 2-го Московского мединститута имени Н. И. Пирогова также предложили ряд схематических группировок составных частей (аспектов) образа жизни. Были выделены производственная, общественно-политическая, ^непроизводственная активность. Последняя складывалась из деятельности в быту и социально-культурной деятельности. Отдельно рассматривалась медицинская активность, о которой будет сказано особо.

Естественно, разные авторы предлагают разные группировки, множество критериев их определения и оценки. Остановимся на некоторых примерах. В трудовой или производственно-трудовой активности обращается внимание на характер, содержание, структуру, виды, организацию труда. При изучении содержания труда производственная деятельность распределяется по отраслям, по совершаемым операциям, учитывается специфика физического и интеллектуального труда, его режим, ритмичность, психоэмоциональное напряжение, степень механизации и автоматизации и многое другое. Берутся на прицел объективные и субъективные факторы, в том числе производственная, трудовая дисциплина, выполнение норм, инициативность, отношение к делу и к рабочему коллективу, степень удовлетворенности трудом и пр.

Социологи, гигиенисты, физиологи труда, иные специалисты пытаются разграничить факторы трудовой активности, установить их значимость, удельный вес и т. п. Так, ученые Института социологических исследований АН России следующим образом распределили по рангам значение некоторых показателей производственнотрудовой деятельности:

I. Степень удовлетворенности работой и специальностью.

II. Установка на профессиональную учебу и повышение квалификации.

III. Интенсивность труда.

IV. Занимаемая должность.

V. Отношения в трудовом коллективе.

VI. Уровень профессиональной подготовки и квалификации.

VII. Санитарно-гигиенические условия труда.

VIII. Инициативность: участие в рационализаторстве и трудовых починах.

В рамках трудовой деятельности очерчивается общественно-политическая активность, которая сама но себе представляет важную сферу образа жизни. Ее особенно сложно рубрицировать и оценивать. Разработано несколько подходов, немало показателей и критериев. Один из вариантов принадлежит тому же институту социологических исследований. Он строится на таких показателях: I) выполнение постоянной общественной работы; 2) работа на выборных должностях; 3) информированность в вопросах внешней политики; 4) интерес к политической литературе; 5) частота выступлений на собраниях; 6) учеба в системе политпросвещения. Сюда можно добавить выполнение общественных поручений, количество лиц, выполняющих поручения, качество выполнения, отношение к ним и т. д.

Образ жизни включает в себя и другие виды, стороны (сферы) активности, среди них, как мы отмечали, социально-культурная деятельность и деятельность в быту. Обычно их относят к нетрудовой активности, но это, конечно, крайне условно, ибо и в быту, в первую очередь женщинам, приходится очень и очень много работать; сфера духовной культуры тоже требует большой отдачи, в том числе в воспитании. Тем не менее ради изучения целесообразно придерживаться пусть и чисто схематического выделения, выбрав для него свои показатели: поведение в быту, распределение времени на те или иные занятия, а также обеспеченность населения, семей, отдельных лиц зарплатой, пособиями, их утилизация, использование на питание, жилище, одежду, культурные нужды (посещения театра, кино, приобретение книг, журналов). И так далее. Интересно распределение показателей по рангам. Стоит познакомиться с результатами, полученными К. В. Бестужевым-Ладой, И. И. Травяным, Б. М. Фирсовым, А. В. Рябушкиным и другими социологами (см. табл. 4).

Образ жизни как сложную динамическую функциональную систему помогает постичь системный подход, который обязывает изучать взаимодействие, связи различных его элементов, без чего невозможна какая бы то ни было правильная оценка.

Нередко происходит смешение понятий «образ жизни» и «условия жизни», что чувствуется кое-где даже в приведенных нами примерах рубрикации видов активности. Между тем условия жизни — это, по существу, все опосредствующие и обусловливающие образ жизни факторы. В их числе материальные, социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, определяющие образ жизни, и природные, которые, не будучи определяющими, оказывают подчас очень существенное влияние па образ


Таблица 4 Ранговое распределение показателей, характеризующих деятельность в быту и социально-культурную деятельность Показатели деятельности в быту

Установка на продолжение образования Частота посещений театров, выставок, концертов Расходы на удовлетворение культурных потребностей Наличие хобби

Количество книг в домашней библиотеке

Удовлетворенность культурно-бытовыми условиями и наличие в жилищ-предметов культурно-бытового назначения Частота посещений кино и количество выписываемых газет и журналов жизни, сопровождая его. Условия жизни — материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. Образ жизни — деятельность, активность людей, которые связаны с условиями жизни, реагируют на них, используют тем пли иным способом.

Социологические исследования, включая социально-гигиенические, обычно нацелены на выяснение воздействия условий жизни, прежде всего социальных (труда, быта, образования, культуры, питания, жилища, бюджетов, воспитания, семейных, внутрипроизводственных и других отношений) , на отдельных лиц, группы людей и т. д. Но при этом делаются лишь непосредственные выводы. Так, в комплексных социально-гигиенических исследованиях, как правило, устанавливаются корреляции между социальными условиями и изучаемыми признаками (показателями состояния здоровья населения или работы медицинских учреждений, медицинского персонала) подчас без учета того, как отражаются эти условия на активности людей и через нее—на отдельных параметрах здоровья, организации медицинской помощи. Таким образом, возможна односторонняя оценка. И хотя осуществлено много исследований, доказывающих влияние качества жилья, материальных доходов, уровня образования и пр. на здоровье населения, их итоги были бы гораздо более точными и полными, если бы специально обращалось внимание не только на количественную сторону (квадратные метры жилой площади, величину заработной платы и т. п.), но и на то, как используются эти условия, как ведут себя люди, то есть анализировались бы проявления образа жизни. Квадратный метр или рубль сами по себе на здоровье влиять не могут: и в большой квартире, и с большой зарплатой можно вести нездоровый, негигиенический образ жизни.

Остановимся еще на понятиях «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни». Буржуазные идеологи даже пытаются замелить ими марксистское понимание образа жизни. Самое простое — отрицать или отбросить эти термины, однако они приобрели популярность, да к тому же некоторые из них можно применять при правильном, научно обоснованном толковании. Образ жизни обобщает, вбирает в себя четыре категории: экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни».

«Уровень жизни», или уровень благосостояния, характеризует количественную, поддающуюся измерению сторону условий жизни. Сюда относят размер национального дохода и фондов потребления, размеры реальных доходов населения и их потребление, обеспеченность жильем, медицинской помощью, показатели здоровья и демографических процессов, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени, структуру доходов и др.1.

Под «укладом жизни» обычно понимают порядок общественной жизни, быта, культуру, регламентирующие жизнедеятельность людей.

«Стиль жизни» основывается на индивидуальных особенностях поведения как одном из проявлений активности. К нему причисляют и индивидуальные особенности образа мыслей, стиля мышления. Но следует помнить, что этим термином любят жонглировать буржуазные идеологи.

Еще чаще в целях защиты, апологетики, пропаганды капиталистического строя они прибегают к понятию «качество жизни». Введенное в конце 50-х годов, оно должно было служить завесой дискредитировавших себя теорий об обществе «изобилия», «всеобщего благоденствия», «экономической зрелости», «постиндустриальном обществе» и т. п. В публикациях западных философов и социологов нет четких границ: наряду с попытками качественно измерить отдельные стороны жизни здесь присутствуют и показатели ее уровня, уклада, стиля. Разумеется, соглашаться с такими представлениями нельзя. Если и использовать данный термин, то лишь для оценки условий, питания, уровня комфорта, удовлетворенности работой, общением и т. д. Естественно, это ни в какой степени не заменяет понятия «образ жизни».

При этом качественная сторона «определяется господствующим общественным строем, местом класса в системе экономических и политических отношений. Количественная сторона определяется уровнем развития производительных сил и потребления, находит выражение прежде всего в уровне жизни, а также в других показателях»1.

Мы уже отмечали классовое, социальное, обусловленное историческим развитием содержание понятия «образ жизни», следовательно, должно говорить о принципиальных различиях социалистического (коммунистического) и капиталистического образа жизни. В капиталистическом обществе есть образ жизни трудящихся и образ жизни господствующих классов; в нем, подчеркивал В. И. Ленин «у каждого общественного слоя свои «манеры жизни», свои привычки, свои склонности»1. Образу жизни власть имущих, которому благоприятствуют капиталистические производственные отношения, противоположен образ жизни рабочего класса с его революционным мировоззрением, коллективистской моралью, социалистическими идеалами.

В нашем обществе сложился и совершенствуется образ жизни, единый для всех классов и социальных слоев. Являясь итогом коренных общественно-экономических преобразований, он развивается и укрепляется вместе с укреплением единства социалистического общества, формированием советского народа как новой исторической общности.

В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии дано такое определение: «Возник новый, основанный на принципах социалистической справедливости образ жизни, в котором нет ни угнетателей, ни угнетаемых, ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых, где власть принадлежит пароду. Его отличительные черты — коллективизм и товарищеская взаимопомощь, торжество идей свободы, неразрывное единство прав и обязанностей каждого члена общества, достоинство личности, подлинный гуманизм».

С социалистическим образом жизни тесно связано понятие «социалистическая цивилизованность». Подразумевается постоянный рост сознательности и культуры советских людей, включая культуру быта, поведения, культуру разумного потребления, образцовый общественный порядок, здоровое рациональное питание, высокое качество обслуживания населения, полноценное, с нравственно-эстетической точки зрения, использование свободного времени и пр.

Однако торжество социалистического образа жизни в целом не исключает отличий в укладе, стиле жизни различных слоев, групп, тех или иных личностей. Но это совсем ие значит," что при социализме нет единого для всех образа жизни, как заявляют в своих антисоветских писаниях буржуазные идеологи. Не подтверждают их точку зрения и противоречащие нашей морали негативные черты в поведении отдельных людей. Такие черты носят социальный характер, но чужды социальной сущности социализма; они социальны, но не носят классовый характер. И далеко не безразличны для здоровья. Это обстоятельство надо учитывать при оценке социальной природы ряда заболеваний.

Социалистический образ жизни неравнозначен понятию «образ жизни при социализме», коль скоро не все население поднялось до требуемого уровня сознательности. Имеющиеся еще недостатки, не будучи порождением нашего общественного строя, успешно преодолеваются государством, самими трудящимися.

← + Ctrl + →
Образ жизни и здоровье Непосредственное воздействие образа жизни на здоровье

Под образом жизни большинством понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления.

Философы трактуют образ жизни через категорию, охватывающую совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы и общества в целом, которые рассматриваются в единстве с условиями жизни. На индивидуальном уровне жизнедеятельность человека выражается понятием «индивидуальный образ жизни», внутри которого выделяют трудовую деятельность, общественную сферу, сферу семейно-бытовых отношений и досуг (Философский энциклопедический словарь, 1983). Следовательно, образ жизни воплощает в себе диалектику взаимоотношений социального и индивидуального. На этой основе происходит и внутреннее «ценностное самоопределение» личности.

Социологи расширяют понятие индивидуального образа жизни за счет ценностно-смыслового компонента деятельности, жизненного опыта личности, поведенческих стереотипов (Социологический словарь, 1992). В представлениях российского психолога К.А. Альбухановой-Славской индивидуальный образ жизни включает подсистему устойчивых компонентов деятельности – организация личного времени, любимые занятия, привычки, стереотипы поведения. В целостном явлении «образ жизни» автор выделяет субъективно, личностно обусловленный (идеальный) и объективно проявляющийся (деятельностный) компоненты.

По мнению валеолога Э.Н. Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жизнедеятельности человека, которого он придерживается в повседневной жизни в силу социальных, культурных, материальных и профессиональных обстоятельств. В таком определении особенно следует выделить культурологический аспект, который подчеркивает, что образ жизни не тождественен условиям жизни, которые лишь опосредуют и обусловливают образ жизни материальными и нематериальными факторами. Культура же в контексте рассматриваемого вопроса означает, что человек в силу освоенных им знаний и жизненных установок сам выбирает себе образ жизни с учетом её условий.

Важнейшее значение в обеспечении образа жизни приобретает личностный компонент, который предполагает установление образа жизни в зависимости от наследственных типологических особенностей человека, наследственно обусловленных или приобретенных заболеваний либо нарушений состояния его регуляторно-адаптивных систем или иммунитета, уровня валеологического воспитания жизненных целевых установок, имеющихся доступных социально-экономических условий. Закономерной следует считать индивидуальную адресность образа жизни, которая должна в качестве исходных посылок включать вышеуказанные факторы, а также экологические, региональные и т.п.

Следовательно, образ жизни – это биосоциальная категория, интегрирующая представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения.

Ю.П. Лисицин включает в образ жизни четыре категории: экономическую – уровень жизни, социологическую – качество жизни, социально-психологическую – стиль жизни и социально-экономическую – уклад жизни. При равных первых двух категориях здоровье людей прежде всего зависит от стиля и уклада жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей.

Двадцатый век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные способы и средства лечения болезней. Однако этот век принес уменьшение объема двигательной активности человека, увеличение нервно-психических и других видов стресса, химического загрязнения внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связанные с научно-техническим прогрессом. Реже обращают внимание на существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

Тысячи поколений наших предков жили и работали в тесном общении с природой, синхронно природным ритмам. Вставали с утренней и засыпали с вечерней зарей. Каждое время года имело свой трудовой настрой, свой режим жизни. Теперь же люди живут в ритме производственного цикла, одинаково в любое время года.

Образ жизни современного человека характеризуется гипокинезией и гиподинамией, перееданием, информационной нагруженностью, психоэмоциональным перенапряжением, злоупотреблением лекарственными препаратами и т.д., что приводит в конечном счете к развитию так называемых болезней цивилизации. Болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением.

Увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда, рационализацией образа жизни населения.

Образ жизни отдельного человека представляет собой совокупность элементов социально типичного и индивидуально неповторимого в поведении, общении и складе мышления. Градации образа жизни: преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; формы участия людей в общественно-политической деятельности; познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; коммуникативная деятельность, включая общение между людьми в обществе и его подсистемах; медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека.

Следовательно, образ жизни можно трактовать как способ удовлетворения потребностей людей в рамках существующих природных и социальных ограничений.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни».

Еще по теме Определение образа жизни:

  1. Лекция вторая. ПОНЯТИЕ «ОБРАЗ ЖИЗНИ». ПРОБЛЕМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Что такое образ жизни?

Многие современные люди начинают все чаще и чаще задумываться о том, каким образом они живут, чему себя посвящают и с кем они каждый день общаются. Все это можно объединить под единым названием - наш образ жизни. Что такое образ жизни? Как его улучшить? Возможно ли в корне поменять свой образ жизни? Наша сегодняшняя статья будет посвящена именно этому. Поговорим об образе жизни.

Образ жизни: что это?

Для того чтобы наглядно представить, что такое образ жизни, рекомендуется выполнить следующее. Вспомните свой день. Каким образом вы просыпаетесь? Во сколько? Как вы завтракаете и как вы умываетесь? В какой очередности вы это делаете? Как вы добираетесь на работу и как проходит ваш рабочий день? Что вы делаете вечером? Как вы готовитесь ко сну? Ну и самый главный вопрос состоит в том, какие вы испытываете ощущения и чувства, по поводу ваших рутинных дней? Почему именно этот вопрос самый важный? Дело в том, что человек, который недоволен своей жизнью, испытывает не самые радужные ощущения. Это недовольство имеет свойство накапливаться, и когда уже нет никаких сил, чтобы мириться с тем как человек живет, начинается процесс смены своего образа жизни.

Хочется отметить, что этот процесс длительный и мучительный. Любое изменение обыденности - это развитие. Любое развитие - это разрушение старого и создание нового. Человек, который хочет поменять свой образ жизни, стремится к созданию новых привычек, действий и автоматизмов. Ну, а каждый автоматизм требует огромного количества повторений. Именно в этом и заключается сложность смены образа жизни. Мы привыкли поступать тем или иным образом уже очень давно. И также давно мы именно так и поступаем. А теперь нам приходится отказаться от старых действий и начинать действовать по-новому.

Есть еще один подводный камень. Где гарантии того, что новый образ жизни или хотя бы некоторые новые элементы нашего поведения, окажутся более достойными, чтобы их использовать. Может случиться так, что новые способы поведения будут еще хуже, чем предыдущие. Поэтому нужно быть аккуратным и прислушиваться к голосу своей интуиции и благоразумия. Любая неожиданная смена поведения влияет на окружающих нас людей. В особенности на тех, кто живет или работает с нами каждый день. Помните о том, что людям также придется перестраивать свое поведение под ваши новые привычки. Именно поэтому не стоит удивляться различным неадекватным выпадам со стороны близких и ваших коллег. Постарайтесь объяснить им в доступной форме, что вы задумали меняться. Убедите их, что это к лучшему.

Что такое здоровый образ жизни

Отдельного разговора требует понятие о здоровом образе жизни. Чем он отличается от нездорового?

  • Забота о своем здоровье. Этот пункт подразумевает отсутствие вредных привычек, таких как: злоупотребление алкоголем, курение и употребление наркотиков. Также здесь принято говорить о том, что человек периодически обследуется в поликлинике. Правильное питание, хороший полноценный сон - вот, что еще отличает здоровый образ жизни от нездорового.
  • Психологическое здоровье. Не секрет, что в здоровом теле - здоровый дух. Но согласно исследованиям в психологической науке, зачастую получается обратная ситуация. При здоровом духе - здоровое тело. Позитивные мысли, умение не обижаться и прощать, умение постоять за себя, проявление заботы о близких - все это ведет к формированию зрелой личности и здоровому образу жизни.

Вот так мы видим образ жизни и светлую его сторону. В этой жизни многое зависит от вас и от вашего общего настроя. Здоровый образ жизни не только достижим, но и необходим для того, чтобы ощутить себя счастливым и прожить долгую жизнь.

Образ жизни - это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирую­щих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека. Она характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватываю­щими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного време­ни, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в обществен­ной жизни, нормы и правила поведения.

Образ жизни - один из критериев обще­ственного прогресса, это «лицо» человека. В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 50-55 % приходится на образ жизни. В свою очередь, к основным факторам, определяющим образ жиз­ни человека, следует отнести:

Уровень общей культуры человека и его образованность;

Материальные условия жизни;

Половые, возрастные и конституциональные особенности человека;

Состояние здоровья;

Характер экологической среды обитания;

Особенности трудовой деятельности (профессии);

Особенности семейных отношений и семейного воспитания;

Привычки человека;

Возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

При анализе образа жизни обычно рассматриваются особенности профессио­нальной, общественной, социально-культурной и бытовой деятельности челове­ка. В качестве основных особенностей при этом выделяют социальную, трудовую

и физическую активность. Иными словами, главное в образе жизни человека - то,

как живет он (или социальная группа), каковы основные способы и формы жиз­недеятельности, ее направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установ­ки, эталоны поведения и т. д. Образ жизни, обусловленный в значительной степе­ни социально-экономическими условиями, зависит от мотивов деятельности конк­ретного человека, особенностей его психики, состояния здоровья и функцио­нальных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное мно­гообразие вариантов образа жизни различных людей.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жиз­ни и стиль жизни.

Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих по­требностей (преимущественно социологическая категория).

Стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Оценивая роль каждой из этих категорий в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровень и качество), нося­щих общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями.

В процессе жизни каждого человека должны удовлетворяться материальные и духовные потребности, причем его поведение будет направлено на реализацию этих потребностей. У каждой личности при одинаковом на данный момент в лю­бом обществе уровне потребностей существует свой индивидуальный способ их удовлетворения, поэтому поведение у людей разное и зависит оно в значительной степени от воспитания.

Понятие «здоровый образ жизни» - концентрированное выражение взаимо­связи образа жизни и здоровья человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бы­товых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укреп­ления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. Здоро­вье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетво­рение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоя­тельств, и прежде всего тем, что:

В нашем государстве у населения еще не сформирована в достаточной сте­пени положительная мотивация на бережное отношение к своему здоровью;

В человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека);

Здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не ста­ло на первое место в иерархии потребностей человека.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о важнейшей роли воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к одной из главных челове­ческих ценностей, а также о необходимости разработки основных положений и ус­ловий здорового образа жизни, методологии их внедрения, привития и освоения

людьми. В достижении этой цели намечаются два основных пути. Первый - об­разование каждого человека, начиная с детского возраста, в дошкольных, школь­ных учреждениях, в колледжах, вузах и т.

Д. Второй - самовоспитание личности (сотвори себя сам!). Естественно, что для достижения здорового образа жизни не­обходимо сочетать оба пути.

Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением ин­дивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и спо­собностей. Важно при этом иметь в виду, что для здорового образа жизни недо­статочно сосредоточить усилия лишь на преодолении факторов риска возникнове­ния различных заболеваний, борьбе с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями (хотя это также имеет большое оздоровительное значение), а важно выделить и развивать все те многообразные тенденции, которые «работают» на формирование здорового образа жизни и содержатся в самых различных сторонах жизни человека.

Основу здорового образа жизни составляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить. Этот выбор в значительной мере зависит от конституциональных характеристик индивида. Образ жизни человека должен соответствовать его конституции.

Конституция человека - это генетический потенциал организма, продукт на­следственности и среды, реализующий наследственный потенциал; именно кон­ституция человека определяет основные законы его индивидуальной жизни. Кон­ституция всегда индивидуальна: образов жизни столько же, сколько людей. Ре­альная конституция человека складывается из набора составляющих. Перечислим основные из них.

Рефлексивная конституция - генетическая память (наследственность), эпиге­нетическая память (эмбриональный путь развития), иммунная память (о перене­сенных заболеваниях), нейронная память (память, фиксируемая нейронами).

Гепотипическая конституция - это «наследственный паспорт» (геномная ха­рактеристика, хромосомная система человека), определяющий регенерационные способности нашей морфологии.

Фенотипическая конституция - это традиционное (а подчас и единственное) представление о конституции человека на основе наследственной структуры его костно-мышечного и жирового габитуса.

Иммунная конституция - система глобулиновой защиты, в основе которой лежит механизм антиген-антительных связей, определяющих характер и интен­сивность иммунологических реакций.

Нейронная конституция - состояние неврологической реактивности, опреде­ляющее базисные основы обучения, приобретения знаний; это базисная основа эмоций и волевых процессов, детерминирующих наше здоровье и нашу невроло­гическую симптоматику.

Психологическая конституция определяет психологический тип личности, ее характер и темперамент.

Лимфогематологическая конституция - это особенности лимфотока и группа крови, носящие геномный, конституциональный характер и определяющие интен­сивность метаболизма и энергетики организма.

Гормонально-половая конституция характеризует существенный момент во всех поведенческих реакциях человека. Половое поведение детерминируется взаимодей­ствием определенных мозговых структур с половыми гормонами (андрогенами при мужском половом поведении и эстрогенами при женском половом поведении).

Энерго-акупунктурная конституция - это специфика системы так называе­мых энергоканальных связей в организме.

Системное представление о конституции человека дает интегральную харак­теристику, лежащую в основе жизнедеятельности человека. Здоровый образ жиз­ни - это жизнь по законам своей конституции. Потеря здоровья представляет собой своеобразную расплату за жизнь вопреки своей конституции.

К основным принципам здорового образа жизни относятся:

Социальные: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным и волевым;

Биологические: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энер­гетически, укрепляющим и ритмичным.

Совершенно очевидно, что реализация этих принципов преломляется через призму социально-экономических мероприятий и формирование соответствую­щих моделей поведения человека..

Абсолютно ясно, что ведение здорового образа жизни предполагает:

Стремление к физическому совершенству;

Достижение душевной, психической гармонии в жизни;

Обеспечение полноценного питания;

Исключение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алко­голизма, наркомании, гиподинамии и т. д.);

Соблюдение правил личной гигиены; закаливание организма и его очище­ние и т. д.

Говоря о принципах здорового образа жизни, следует обратить внимание на опыт наших предков. Так, например, особый интерес представляет тибетский «Рецепт вечной молодости и здоровья». Приведем его основные положения.

Здоровый образ жизни имеет настолько глобальное значение, что помогает человеку продлить саму жизнь. Хотя бы раз каждый задумывался о количестве вреда, который принимает на себя его организм. Жалко, правда? Тогда отставить лень и за работу!

Здоровый образ жизни – это совокупность правил, направленных на улучшение психологического и физического состояния организма и на его продуктивную работу.

Древние люди не знали особенностей гигиены, правильного питания или оптимального количества физических нагрузок. Это способствовало уменьшению численности населения и колоссальному количеству больных людей.

С течением времени понятие здорового образа жизни «въелось» в сердца граждан. Желание прожить как можно дольше, увидеть внуков и обладать достаточным здоровьем, чтобы успеть с ними понянчиться, – отличная мотивация к созданию основы для здорового образа жизни.

Мнение Всемирной организации здравоохранения о здоровом образе жизни

Здоровье – не просто отсутствие физических дефектов и заболеваний, но и совокупность социального, физического и душевного благополучия. Поддерживая здоровье и здоровый образ жизни, ВОЗ объявила 7 апреля Днем здоровья, поскольку именно в этот день в 1948 году, по Уставу ВОЗ, появилась первая трактовка понятия ЗОЖ, не изменившаяся по сей день.

Организация проводит изучение поведения индивидуумов, связанных со здоровьем. На основе полученных результатов, выявлено 10 главных рекомендаций.

  1. При употреблении грудного молока для ребенка, в возрасте до 6 месяцев, автоматически снижается риск развития большинства неинфекционных заболеваний.
  2. Необходим здоровый сон в совокупности с режимом труда и отдыха.
  3. Требуется ежегодный анализ крови, ЭКГ, поход к терапевту, контроль давления.
  4. Минимальное употребление спиртных напитков. Разрешены в умеренных количествах живое пиво или красное вино.
  5. Отказ от табачных изделий.
  6. Регулярные физические упражнения.
  7. Использовать йодированную соль вместо натриевой.
  8. Заменить легкоусвояемые углеводы (булочки, пирожки) орехами, фруктами, овощами, зерновыми культурами.
  9. Маргарин и животный жир исключить из рациона. Использовать льняное масло, рапсовое, грецкого ореха или масло из виноградных косточек.
  10. Для расчета идеальной массы тела, используют формулы:
    • для женщин: (Рост в см - 100) Х 0.85 = идеальный вес;
    • для мужчин: (Рост в см - 100) Х 0.9 = идеальный вес.

Основы ЗОЖ

В основы здорового образа жизни входят факторы, помогающие сформировать здоровый организм и стабильную психику. На сегодняшний день известно множество патологических заболеваний, которые вызываются окружающей средой. Это рождает необходимость в укреплении организма. С чего начнем?

Правильное питание подразумевает отказ от вредных по составу продуктов (мучных, сладких, жирных и т.п.) с заменой на фрукты, овощи, ягоды, злаковые. От качества питания зависит состояние кожи, внутренних органов, мышц и тканей. Употребление воды в объеме 2-3 л в сутки ускорит обмен веществ, замедлит старение кожи, предотвратит обезвоживание.

  • составить режим питания;
  • не переедать;
  • заменить вредные продукты полезными.

В настоящее время, физическая инертность – острая проблема общества. Отсутствие мышечной активности в настоящее время чревато проблемами со здоровьем. По результатам исследований ВОЗ, в 6 % случаев физическая инертность приводит к летальному исходу.

Регулярные физические упражнения:

  • препятствуют развитию депрессии, психоэмоциональных расстройств;
  • помогают в лечении сахарного диабета;
  • снижают риск возникновения рака;
  • увеличивают прочность костных тканей;
  • позволяют следить за весом;
  • повышают состояние иммунитета.

Соблюдение режима дня

С рождения стоить приучать организм к конкретному распорядку. Изначально направлять ребенка должны родители, затем процесс приходится контролировать самостоятельно. Под определенного человека подбирается индивидуальный распорядок дня. Следуя простым правилам и приучая организм к постоянству графика, можно избавиться от множества проблем.

  1. Сон . Позволяет привести организм в норму. Средняя продолжительность сна для взрослого человека составляет 8 часов.
  2. Прием пищи по времени. Регулярное питание исключает возможность набора веса. Организм привыкает кушать в строго отведенные часы. Если лишить его этой привилегии, сбои в работе внутренних органов обеспечены. Первые 21 день можно составлять план питания – завтракайте кашами, небольшими порциями. Разработается привычка, а желудок будет работать как часы.
  3. Забота о теле. Физическая активность в течение дня необходима, особенно если на протяжении остальной части дня нет возможности двигаться (сидячая работа).

Соблюдая правила для правильного режима, вы «рискуете» приобрести хорошее настроение, направить организм на решение более сложных умственных и физических задач и мотивировать своим примером близких людей.

Отказ от вредных привычек

Злоупотребление алкоголем или курением вызывает зависимость. Кроме того, спиртосодержащая продукция запрещена нерожавшим девушкам – спирт «убивает» яйцеклетки, вероятность остаться бездетной увеличивается в разы. Табак провоцирует онкологические заболевания.

Отказ от вредных привычек придает стойкость духа и помогает избежать нежелательных проблем со здоровьем.

Укрепление организма

Это важная составляющая здорового образа жизни. Как определить, что организм недостаточно укреплен?

Человека беспокоят:

  • частые простуды;
  • постоянное чувство усталости;
  • нарушение сна;
  • боль в мышцах и суставах;
  • головная боль;
  • высыпания на коже.

При присутствии таких признаков рекомендовано обратиться к врачу за квалифицированной помощью. Он назначит иммуноукрепляющие препараты и курс лечения. Если желания пить таблетки не возникло, стоит спросить совета доктора о домашних методах. Для укрепления иммунитета в рацион часто включают:

  • лавровый лист;
  • хрен;
  • креветки;
  • фрукты и овощи, в составе которых есть витамины А, С и Е;
  • красное сухое вино

Многие люди в качестве улучшения самочувствия и укрепления организма обливаются холодной водой, вплоть до моржевания. Родители с ранних лет приучают свое чадо к такой процедуре, дабы защитить его от инфекционных заболеваний.

Психическое здоровье человека как один из факторов ЗОЖ

Психическое здоровье заключается в реакции индивидуума на влияние внешнего мира. Окружающая среда агрессивно воздействует на душевное состояние человека. Переживания и стрессы приносят в организм болезни и психические расстройства. Чтобы оградить себя от мучений, применяют профилактику заболеваний.

По мнению ВОЗ, психическое здоровье – это адекватное поведение человека при взаимодействии с окружающей средой. Оно включает в себя 3 основных фактора.

  1. Отсутствие психических расстройств.
  2. Стрессоустойчивость.
  3. Адекватная самооценка.

Будьте довольны собой – это основа психического здоровья. При частых депрессиях, сменах настроения обратитесь к психотерапевту.

Он выпишет необходимые препараты и предложит рациональное лечение.

Последователи здорового образа жизни имеют ряд преимуществ:

  • плохое настроение – редкостное явление;
  • инфекционные заболевания не способны атаковать мощный иммунитет «ЗОЖника»;
  • хронические болезни отступают на второй план, угасая или проявляя себя менее активно;
  • психологическое состояние на стабильном уровне;
  • функционирование организма проходит без сбоев;
  • времяпрепровождение становится продуктивнее.

Заключение

Подробно разобрав, что такое ЗОЖ, следует понять также, что главная задача гражданина – забота о себе и окружающих. Здоровый образ жизни – это еще и крепкий характер. Все люди планируют долго жить, не хотят болеть или видеть больными своих детей. Но далеко не каждый делает выбор в пользу ЗОЖ.

Причина – в отсутствии правильной мотивации и банальной лени. Лучше посидеть с чипсами на диване, чем погулять полчаса. Это мнение посещает большинство граждан нашей страны. Обращение к врачу намечается только тогда, когда боль уже невыносимо терпеть.

Задумайтесь о своем здоровье, подарите своему организму привычки здорового образа жизни. И будьте уверены – организм отплатит вам хорошим самочувствием и отсутствием болезней.

Loading...Loading...