Какая качественная реакция на углекислый газ. Углекислый газ. Реакции металлов с кислотами

Продолжение. См. 21, 22, 23, 24, 25-26, 27-28, 29/2003

6. Подгруппа углерода

Знать : аллотропные модификации углерода, зависимость их свойств от строения кристаллической решетки; важнейшие свойства и применение углерода, оксидов углерода, угольной кислоты, карбонатов, кремния, оксидов кремния, кремниевой кислоты; состав и получение строительных материалов – стекла, цемента, бетона, керамики, условия их рационального хранения и использования; качественную реакцию на карбонат-ион; способы обнаружения углекислого газа.
Уметь : давать характеристику подгруппе элементов на основе строения атомов и положения элементов в периодической системе; описывать химические свойства изученных веществ уравнениями реакций; определять на практике карбонат-ион и углекислый газ; решать комбинированные задачи.
Основные понятия: адсорбция, десорбция, адсорбент, известковая вода, известковое молоко, карбиды, силициды, кремниевый ангидрид, керамика.

Контрольные вопросы

1. Какова валентность углерода в соединениях? Почему?
2. Какие аллотропные формы образует углерод?
3. В чем различие свойств графита и алмаза? Почему свойства этих веществ так различны?
4. Почему активированный уголь способен к адсорбции?
5. Что называется адсорбцией? Где применяется это свойство?
6. В какие реакции может вступать углерод? Напишите уравнения реакций.
7. Какие оксиды образует углерод?
8. Как устроена молекула монооксида углерода, какой в ней тип химической связи?
9. Как можно получить оксид углерода(II)? Приведите уравнение химической реакции.
10. Каковы физические свойства угарного газа?
11. В какие реакции может вступать монооксид углерода? Приведите уравнения химических реакций.
12. Где применяется оксид углерода(II)?
13. Как влияет угарный газ на живой организм? Как уберечься от отравления им?
14. Как устроена молекула диоксида углерода, какой в ней тип химической связи?
15. Как можно получить СО 2 ? Составьте уравнение реакции.
16. Каковы физические свойства углекислого газа?
17. Какие реакции возможны для диоксида углерода? Приведите соответствующие уравнения реакций.
18. Как образуются средние и кислые соли в реакциях СО 2 с щелочами? Напишите уравнения реакций.
19. Как распознать углекислый газ? Напишите уравнение качественной реакции на СО 2 .
20. Почему СО 2 не поддерживает горения и дыхания?
21. Каково расположение атомов в молекуле угольной кислоты?
22. Какой тип химической связи между атомами в молекуле угольной кислоты?
23. Как можно получить угольную кислоту? Приведите уравнение реакции.
24. Как диссоциирует угольная кислота? Сильный ли это электролит?
25. Как происходит гидролиз карбоната натрия в растворе? Напишите уравнение реакции.
26. Какова окраска лакмуса в растворе угольной кислоты? Почему?
27. Какие соли может образовывать угольная кислота? Приведите примеры формул веществ.
28. Какие соли угольной кислоты встречаются в природе и как они называются?
29. Какие карбонаты получают в промышленности?
30. Каковы физические свойства солей угольной кислоты?
31. Как ведут себя карбонаты при нагревании? Напишите уравнения реакций.
32. Что происходит с гидрокарбонатами при нагревании?
33. Какие другие реакции (кроме разложения) возможны для карбонатов?
34. Какова качественная реакция на карбонаты? Напишите уравнение реакции.
35. Опишите строение атома кремния.
36. Каковы возможные степени окисления кремния в его соединениях?
37. Каковы физические свойства кремния?
38. Как можно получить чистый кремний? Составьте уравнение реакции.
39. Какие реакции возможны для кремния? Напишите уравнения реакций.
40. Как взаимодействует кремний с щелочами? Составьте уравнение реакции.
41. Где применяется кремний?
42. Какой оксид образует кремний? В каком виде оксид кремния встречается в природе?
43. Почему диоксид кремния твердый и тугоплавкий?
44. Каковы химические свойства диоксида кремния? Напишите уравнения реакций.
45. Где применяется диоксид кремния?
46. Какова простейшая формула кремниевой кислоты?
47. Как можно получить кремниевую кислоту? Приведите уравнение реакции.
48. Каковы физические свойства кремниевой кислоты?
49. Как получают силикаты? Напишите уравнения реакций.
50. Каковы химические свойства силикатов? Составьте уравнения реакций.
51. Где применяется кремниевая кислота?
52. Где применяются силикаты?
53. Какие материалы производит силикатная отрасль промышленности?
54. Что является сырьем для производства стекла?
55. Как можно изменить свойства стекла?
56. Где применяется стекло?
57. Где применяются изделия из керамики?
58. Что служит сырьем при производстве цемента?
59. Где применяется цемент?
60. Какие элементы составляют семейство углерода?
61. Как изменяются свойства элементов в подгруппе углерода с увеличением заряда ядра атома? Почему?
62. Где применяют элементы семейства углерода?

6.1. Решение задач по теме «Подгруппа углерода»

Задача 1. При обработке 3,8 г смеси карбоната и гидрокарбоната натрия соляной кислотой образовалось 896 мл газа
(н. у.). Какой объем соляной кислоты (массовая доля – 20%, плотность – 1,1 г/см 3) был израсходован и каков состав исходной смеси?

Решение

1. Расчет количества вещества:

(CO 2) = 0,896 (л)/22,4 (л/моль) = 0,04 моль.

Обозначим через х количество вещества газа СО 2 , выделившегося в реакции Na 2 CO 3 c cоляной кислотой. Тогда
(CO 2), выделившегося при реакции NaHCO 3 c HCl, равно (0,04 – х ) моль. Напишем уравнения реакций:

2. Составим запись для определения количественного состава смеси:

106х + 84 (0,04 – х ) = 3,8, отсюда х = 0,02 моль;

m (Na 2 CO 3) = 0,02 106 = 2,12 г,

m (NaНCO 3) = 0,02 84 = 1,68 г.

3. Рассчитаем объем кислоты. В реакции с Na 2 CO 3 расходуется 0,04 моль HCl, а в реакции с NaНCO 3 – 0,02 моль HCl.

Ответ . 9,95 мл кислоты HCl; 2,12 г Na 2 CO 3 и 1,68 г NaНCO 3 .

Задача 2. Какой объем углекислого газа необходимо пропустить (н. у.) через раствор массой 80 г с массовой долей растворенного вещества гидроксида бария 5% для получения гидрокарбоната бария?

Решение

1. Составим уравнение реакции:

2. Рассчитаем количества веществ исходных соединений, вступивших в реакцию:

m (Ва(ОН) 2) = 80 0,05 = 4 г,

(Ва(ОН) 2) = 4/171 = 0,0234 моль;

(СО 2) = 2(Ва(ОН) 2) = 2 0,0234 = 0,0468 моль.

3. Рассчитаем объем газа:

V (СО 2) = 0,0468 22,4 = 1,05 л.

Ответ . 1,05 л СО 2 .

Задача 3. Через известковую воду пропустили 1 л смеси оксидов углерода(II) и (IV). Выпавший осадок отфильтровали и высушили, масса осадка составила 2,45 г. Установите содержание газов в исходной смеси в процентах по объему
(н. у.).

Решение

1. Запишем уравнения реакций:

2. Рассчитаем количество вещества СО 2:

(СО 2) = (СаСО 3) = 2,45/100 = 0,0245 моль.

3. Рассчитаем объемы и объемные доли () газов в смеси:

V (СО 2) = 22,4 0,0245 = 0,5488 л, (СО 2) = 54,88%;

V (СО) = 1 – 0,5488 = 0,4512 л, (СО) = 45,12%.

Ответ . Объемные доли (СО 2) = 54,88%; (СО) = 45,12%.

Задания для самоконтроля

1. С какими веществами будет реагировать оксид углерода(IV): гидроксид натрия, вода, карбонат магния, хлорид натрия, оксид кальция, гидроксид меди(II), уголь, известковая вода? Напишите уравнения возможных реакций.

2. В одной пробирке дан раствор карбоната натрия, а в другой – сульфата натрия. В каждую пробирку добавили раствор хлорида бария и в обоих случаях наблюдали выпадение белого осадка. Как определить, в какой пробирке находится карбонат? Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций.

3. Объясните окислительно-восстановительные процессы, показав переходы электронов методом электронного баланса:

4. Запишите уравнения реакций следующих превращений:

5. При действии избытка соляной кислоты на образец доломита МgСО 3 СаСО 3 массой 50 г выделяется 11,2 л углекислого газа (н. у.). Определите массовую долю примесей в данном образце доломита.

Ответ . 8%.

6. Известно, что при горении угля выделяется 402 кДж/моль, а при обжиге известняка поглощается 180 кДж/моль теплоты. Используя эти данные, определите массу угля (содержащего 0,98 массовой доли углерода), необходимого для разложения 1 кг известняка, содержащего 5% примесей.

Ответ . 52 г.

7. 1,68 л смеси оксидов углерода(II) и (IV) пропустили при комнатной температуре через 50 мл раствора гидроксида натрия с концентрацией 2 моль/л, после чего содержание щелочи в растворе уменьшилось вдвое. Определите состав исходной смеси газов в процентах по массе и объему.

Ответ. (СО) = 33,3%, (СО) = 24,1%;
(СО 2) = 66,7%, (СО 2) = 75,9%.

8. Газ, полученный при полном восстановлении 16 г оксида железа(III) с помощью угарного газа, пропущен через 98,2 мл 15%-го раствора гидроксида калия (плотность – 1,14 кг/дм 3). Сколько литров оксида углерода(II) израсходовано
(н. у.)? Каковы состав и масса образовавшейся соли?

Ответ . 6,72 л СО, 30 г КНСО 3 .

7. Общие свойства металлов

Знать : положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; строение и физические свойства металлов; нахождение металлов в природе; общие химические свойства металлов; виды коррозии и способы защиты от нее; электролиз как окислительно-восстановительный процесс и его применение; классификацию сплавов, состав некоторых сплавов, их свойства и применение; сущность и значение электрохимического ряда напряжений металлов.
Уметь : давать характеристику металлам на основании положения элементов в периодической системе и строения атомов; характеризовать физические свойства металлов; составлять уравнения реакций, отражающих общие свойства металлов; составлять схемы и уравнения электролиза расплавов и растворов солей и щелочей; решать типовые и комбинированные задачи.
Основные понятия : металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка, гальванический элемент, электрохимический элемент, коррозия, электролиз, электроэкстрация, электролитическое рафинирование металлов, гальванопластика, гальваностегия, сплавы.

Реакции металлов с кислотами

Активные металлы могут реагировать с кислотами с выделением водорода (реакции замещения).
Малоактивные металлы водород из кислот не вытесняют.

Контрольные вопросы

1. Каково значение металлов в жизни человека?
2. Каковы особенности строения атомов металлов?
3. Где расположены металлы в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?
4. Сколько наружных электронов имеют атомы металлов главных и побочных подгрупп?
5. В каких формах могут находиться металлы в природе?
6. Как можно получить металлы из их соединений?
7. Как устроена кристаллическая решетка металлов?
8. Каковы физические свойства металлов?
9. Как ведут себя атомы металлов в химических реакциях и почему?
10. Какие свойства – окислителей или восстановителей – проявляют металлы в химических реакциях?
11. Расскажите об электрохимическом ряде напряжений металлов.
12. Перечислите реакции, в которые могут вступать металлы.
13. Как связаны химические активности атомов металлов и ионов металлов?
14. Пары какого металла смертельно опасны? Опишите признаки отравления.
15. Что такое коррозия металла и как уберечь от нее металл?
16. Перечислите щелочные металлы. Почему они так называются?
17. Каковы особенности строения атомов щелочных металлов?
18. Как можно получить щелочные металлы?
19. Каковы физические свойства щелочных металлов?
20. Какие оксиды и пероксиды получаются при окислении щелочных металлов?
21. Какова степень окисления щелочного металла в соединении? Почему?
22. Как образуется гидрид щелочного металла? Какова степень окисления водорода в нем?
23. Как реагирует щелочной металл с раствором соли?
24. Как окрашивают пламя атомы и ионы щелочных металлов?
25. Какие реакции характерны для щелочных металлов?
26. Какие химические связи образуют щелочные металлы с неметаллами?
27. Как взаимодействует пероксид натрия с углекислым газом?
28. Где применяются щелочные металлы?
29. Какой из щелочных металлов наиболее активен и почему?
30. Как надпероксид КО 2 взаимодействует с СО 2 ? Напишите уравнение реакции.

7.1. Электролиз расплавов

Катод – восстановитель, на нем происходит процесс приема электронов катионами металлов.
Анод – окислитель, на нем происходит процесс отдачи электронов анионами кислотных остатков или гидроксид-ионами.

В случае окисления ионов ОН – составляется схема:

4ОН – – 4e = 2Н 2 O + О 2 .

Электролиз расплавов солей.
(Алгоритм 30.)

Задание 1 . Составьте схему электролиза расплава бромида натрия.

Задание 2. Составьте схему электролиза расплава сульфата натрия.

Электролиз расплавов щелочей.
(Алгоритм 31.)

Задание 1 . Составьте схему электролиза расплава гидроксида натрия.

7.2. Электролиз растворов

Электролизом называется окислительно-восстановительный процесс, протекающий на электродах при пропускании через электролит электрического тока. При электролизе катод является восстановителем, т. к. отдает электроны, а анод – окислителем, т. к. принимает электроны от анионов.

Для выбора наиболее вероятного процесса на катоде и аноде при электролизе растворов с использованием инертного (нерастворимого) анода (например, графита, угля, платины, иридия) используют следующие правила .

1. На аноде образуются:

а) при электролизе растворов, содержащих анионы F – , , , , OH – , – O 2 ;
б) при окислении анионов Сl – , Вr – , I – – соответственно Сl 2 , Вr 2 , I 2 .

2. На катоде образуются:

а) при электролизе растворов, содержащих ионы, расположенные в ряду напряжений левее Аl 3+ , – Н 2 ;
б) если ионы расположены в ряду напряжений правее водорода – металлы;
в) если ионы расположены в ряду напряжений между Аl 3+ и H + , то на катоде могут протекать конкурирующие процессы – восстановление как металлов, так и водорода;
г) если водный раствор содержит катионы различных металлов, то их восстановление протекает в порядке уменьшения величины стандартного электродного потенциала (справа налево по ряду напряжений металлов).

В случае использования активного (растворимого) анода (из меди, серебра, цинка, никеля, кадмия) анод сам подвергается окислению (растворяется) и на катоде кроме катионов металла соли и ионов водорода восстанавливаются катионы металла, полученные при растворении анода.
Восстановительные свойства металлов удобно сравнивать, используя электрохимический ряд напряжений, в который включен и водород. Восстановительная способность элементов в этом ряду уменьшается слева направо, в этом же направлении увеличивается окислительная способность соответствующих катионов.

Электролиз водного раствора соли.
(Алгоритм 32.)

Задание 1. Составьте схему электролиза водного раствора хлорида натрия с использованием инертных электродов.

Задание 2. Составьте схему электролиза водного раствора сульфата меди(II) с использованием инертных электродов.

Электролиз водного раствора щелочи.
(Алгоритм 33.)

Задание 1. Составьте схему электролиза водного раствора гидроксида натрия.

Задания для самоконтроля

1. Составьте схемы электролиза:

а) расплавов хлорида кальция, гидроксида калия, сульфата лития;
б) водных растворов хлорида магния, сульфата калия, нитрата ртути(II).

2. Какие реакции практически осуществимы:

а) Cu + HCl ... ;
б) Mg + H 2 SO 4 (разб.) ... ;
в) Zn + Pb(NO 3) 2 ... ;
г) Cu + ZnCl 2 ... ;
д) Ca + H 2 O ... ;
е) Fe + Cl 2 ... ?

3. На стальной крышке поставлена медная заклепка. Что раньше разрушится – крышка или заклепка? Почему?

4. Имеется изделие из железа, покрытое защитной пленкой из олова (луженое железо). Что будет происходить при нагревании такого изделия на воздухе? Напишите уравнения протекающих реакций.

5. Какой объем водорода (н. у.) выделится при погружении в воду 20 г изделия из сплава натрия, калия и меди в массовом отношении 1:1:2?

Ответ . 3,86 л.

6. Рассчитайте массу 9,8%-го раствора серной кислоты, которая потребуется для растворения четырех гранул цинка, если масса каждой гранулы 0,2 г.

Ответ . 12,3 г.

7. Рассчитайте, какой будет массовая доля гидроксида калия в растворе, если металлический калий массой 3,9 г растворить в воде объемом 80 мл.

Ответ. 6,68%.

8. При электролизе сульфата некоторого металла на аноде выделилось 176 мл кислорода (н. у.), а на катоде за то же время – 1 г металла. Сульфат какого металла был взят?

Ответ . CuSO 4 .

9. Железная пластинка массой 18 г опущена в раствор сульфата меди(II). Когда она покрылась медью, ее масса стала равной 18,2 г. Какая масса железа перешла в раствор?

Ответ . 1,4 г.

10. Железная пластинка массой 5 г опущена на некоторое время в 50 мл 15%-го раствора сульфата меди(II), плотность которого 1,12 г/см 3 . После того как пластину вынули, ее масса оказалась равной 5,16 г. Какова масса сульфата меди(II) в оставшемся растворе?

Ответ . 5,2 г.

Ответы на задания для самоконтроля

6.1. Решение задач по теме «Подгруппа углерода»


Углекислый газ (двуокись углерода), называемый также углекислотой, - важнейший компонент в составе газированных напитков. Он обусловливает вкус и биологическую стойкость напитков, сообщает им игристость и освежающие свойства.

Химические свойства. В химическом отношении углекислый газ инертен. Образовавшись с выделением большого количества тепла, он, как продукт полного окисления углерода, весьма стоек. Реакции восстановления двуокиси углерода протекают только при высоких температурах. Так, например, взаимодействуя с калием при 230° С, углекислый газ восстанавливается до щавелевой кислоты:

Вступая в химическое взаимодействие с водой, газ, в количестве не более 1% от содержания его в растворе, образует угольную кислоту, диссоциирующую на ионы Н + , НСО 3 - , СО 2 3- . В водном растворе углекислый газ легко вступает в химические реакции, образуя различные углекислые соли. Поэтому водный раствор углекислого газа обладает большой агрессивностью по отношению к металлам, а также разрушающе действует на бетон.

Физические свойства. Для сатурации напитков используется углекислый газ, приведенный в жидкое состояние сжатием до высокого давления. В зависимости от температуры и давления углекислый газ может находиться также в газообразном и твердом состоянии. Температура и давление, соответствующие данному агрегатному состоянию, приведены на диаграмме фазового равновесия (рис. 13).


При температуре минус 56,6° С и давлении 0,52 Мн/м 2 (5,28 кГ/см 2), соответствующих тройной точке, углекислый газ может одновременно находиться в газообразном, жидком и твердом состоянии. При более высоких температуре и давлении углекислый газ находится в жидком и газообразном состоянии; при температуре и давлении, которые ниже этих показателей, газ, непосредственно минуя жидкую фазу, переходит в газообразное состояние (сублимирует). При температуре, превышающей критическую температуру 31,5° С, никакое давление не может удержать углекислый газ в виде жидкости.

В газообразном состоянии углекислый газ бесцветен, не имеет запаха и обладает слабовыраженным кислым вкусом. При температуре 0° С и атмосферном давлении плотность углекислого газа составляет 1,9769 кг/ж 3 ; он в 1,529 раз тяжелее воздуха. При 0°С и атмосферном давлении 1 кг газа занимает объем 506 л. Связь между объемом, температурой и давлением углекислого газа выражается уравнением:

где V - объем 1 кг газа в м 3 /кг; Т - температура газа в ° К; Р - давление газа в н/м 2 ; R - газовая постоянная; А - дополнительная величина, учитывающая отклонение от уравнения состояния идеального газа;

Ожиженный углекислый газ - бесцветная, прозрачная, легкоподвижная жидкость, напоминающая по внешнему виду спирт или эфир. Плотность жидкости при 0° С равна 0,947. При температуре 20°С ожиженный газ сохраняется под давлением 6,37 Мн/м 2 (65 кГ/см 2) в стальных баллонах. При свободном истечении из баллона жидкость испаряется с поглощением большого количества тепла. При снижении температуры до минус 78,5° С часть жидкости замерзает, превращаясь в так называемый сухой лед. По твердости сухой лед близок к мелу и имеет матово-белый цвет. Сухой лед испаряется медленнее жидкости, при этом он непосредственно переходит в газообразное состояние.

При температуре минус 78,9° С и давлении 1 кГ/см 2 (9,8 Мн/м 2) теплота сублимации сухого льда составляет 136,89 ккал/кг (573,57 кдж/кг).

Тема: Простые химические реакции – действие разбавленных кислот на карбонаты, получение и изучение свойств углекислого газа.

Цели обучения: - Изучить действие кислот на карбонаты и сделать общие выводы.

Понимать и выполнять качественное испытание углекислого газа.

Ожидаемые результаты: Посредством химического эксперимента на основании наблюдений, анализа результатов эксперимента учащиеся делают выводы о способах получения углекислого газа, его свойствах, и действии углекислого газа на известковую воду. Путем сравнения способов получения водорода и углекислого газа действием разбавленных кислот на металлы и карбонаты у ченики делают выводы о разных продуктах химических реакциях, полученных действием разбавленных кислот.

Ход урока:

    Организационный момент: 1) Приветствие. 2) Определение отсутствующих. 3) Проверка готовности учащихся и кабинета к уроку

    Опрос домашнего задания: Презентация видеоролика по теме: « Простые химические реакции, водород». Проведение взаимооценивания домашнего задания, техника «Две звезды и одно пожелание». Цель: Взаимооценивание, повторение изученного материала по теме простые химические реакции; водород способы получения и свойства.

Деление класса на группы. Стратегия: по счёту.

    Изучение нового материала . Организует работу в группах для изучения теоретического ресурса по теме простые химические реакции – углекислый газ, получение и изучение свойств углекислого газа. Учитель организует взаимоконтроль изученного, ФО техника - составить одно предложение, в котором необходимо выразить ответ на поставленный учителем вопрос.

- Что нового вы узнали о свойствах кислот?

    Что вы узнали об углекислом газе?

Цель: о ценить качество каждого ответа быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи.

    1. Учитель организует повторение правил техники безопасности при работе с кислотами и щелочами (известковой водой) – химический диктант – 4 мин. ФО – техника – самоконтроль по образцу – вставить пропущенные слова, работа с текстом. Цель проверить уровень знаний правил проведения безопасного эксперимента.

Диктант

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ

Кислоты вызывают химический ………………….кожи и других тканей.

По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела кислоты располагаются в следующем порядке, начиная с наиболее сильных: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

При разбавлении кислот, ……………… льют по ………………… палочке с предохранительным резиновым кольцом внизу.

Склянку с кислотой нельзя ……………… руками к груди, т.к. возможно ………………… и …………..

Первая помощь. Пораженный кислотой участок кожи ………. струей холодной ………….. в течение ………………. мин. Пос ле ………………… на обожженное место накладывают пропитанную вод ным раствором …………. марлевую повязку или ват ный тампон. Через 10 мин. повязку ……….., кожу …………., и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощу щений.

    1. Выполнение лабораторного опыта: «Получение углекислого газа и изучение его свойств».

Учащиеся выполняют эксперимент, заполненяют таблицу наблюдений и выводов, производят запись видео наблюдений для размещения в YouTube для того, чтобы их увидели родители.

    Рефлексия занятия: учитель просит выразить отношение к формам проведениям урока, высказать свои пожелания уроку. Учащиеся заполняют цветные стикеры –«Светофор»

«Красный» – тема мне не ясна, осталось много вопросов.

«Желтый» – тема мне понятна, но остались вопросы.

«Зеленый» – тема мне понятна.

    Домашнее задание : Изучить теоретический ресурс. Письменно сравнить результаты действия разбавленных кислот на металлы и карбонаты, сравнить газы водород и углекислый газ – мини – эссе. Оформить видеоролик и разместить его на YouTube . Группам оценить видеоролики других учащихся ФО – техника - «Две звезды и одно пожелание».

Использованная литература:

    Активные методы преподавания и обучения WWW . CPM . KZ

    Формативное оценивание в начальной школе. Практическое пособие для учителя/ Сост. О. И. Дудкина, А. А. Буркитова, Р. Х. Шакиров. – Б.: «Билим», 2012. – 89 с.

    Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост.Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012. – 80 с.

Приложение 1

Теоретический ресурс

Углекислый газ

Молекула СО 2

Физические свойства

Оксид углерода (IV) – углекислый газ, газ без цвета и запаха, тяжелее воздуха, растворим в воде, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы – «сухого льда». При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется, минуя жидкое агрегатное состояние – это явление называется сублимация , температура сублимации -78 °С. Углекислый газ образуется при гниении и горении органических веществ. Содержится в воздухе и минеральных источниках, выделяется при дыхании животных и растений. Мало растворим в воде (1 объем углекислого газа в одном объеме воды при 15 °С).

Получение

Получают углекислый газ действием сильных кислот на карбонаты:

metal carbonate + acid → a salt + carbon dioxide + water

CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + CO 2 + H 2 O

карбонат кальция + соляная кислота = углекислый газ + вода

calcium carbonate + hydrochloric acid calcium chloride + carbon dioxide + water

Na 2 CO 3 + 2HCl = 2NaCl + CO 2 + H 2 O

карбонат натрия + соляная кислота = углекислый газ + вода

sodium carbonate + hydrochloric acid sodium chloride + carbon dioxide + water

Химические свойства

Качественна реакция

Качественной реакцией для обнаружения углекислого газа является помутнение известковой воды:

Ca(OH) 2 + CO 2 = CaCO 3 + H 2 O.

известковая вода + углекислый газ = + вода

В начале реакции образуется белый осадок, который исчезает при длительном пропускании CO 2 через известковую воду, т.к. нерастворимый карбонат кальция переходит в растворимый гидрокарбонат:

CaCO 3 + H 2 O + CO 2 = С a(HCO 3 ) 2 .

Приложение 2

Лабораторный опыт №7

«Получение углекислого газа и его распознавание»

Цель работы: экспериментально получить углекислый газ и провести опыт, характеризующий его свойства.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, штатив лабораторный, пробирки, газоотводная трубка с резиновой пробкой, прибор для получения углекислого газа, мел (карбонат кальция),карбонат меди ( II ), карбонат натрия, раствор уксусной кислоты, известковая вода.

Ход работы:

    Подготовьте заранее пробирку с 3 мл известковой воды.

    Соберите прибор для получения газа (как показано на рисунке 1). Поместите в пробирку несколько кусочков мела, налейте до 1/3 объема пробирки уксусной кислоты и закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой направлен вниз. Сделайте вывод о способе получения углекислого газа (_______________________?) .

    Погрузите газоотводную трубку в пробирку с известковой водой так, чтобы конец газоотводной трубки был ниже уровня раствора. Пропускайте углекислый газ до выпадения осадка. Если продолжать дальше пропускать углекислый газ то осадок исчезнет. Сделайте вывод о химических свойствах углекислого газа.

По итогам проведенных опытов заполните таблицу, сделайте вывод.

Образец выполнения работы

    Собрали прибор для получения углекислого газа, поместили в пробирку кусочки мела и прилили соляную кислоту. Наблюдаю: выделение пузырьков газа.

Углекислый газ можно получить действием уксусной кислоты на:

    мел (карбонат Вывод: Получили углекислый газ и изучили его свойства.

Качественной реакцией для обнаружения углекислого газа является помутнение известковой воды:

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O.

В начале реакции образуется белый осадок, который исчезает при длительном пропускании CO2 через известковую воду, т.к. нерастворимый карбонат кальция переходит в растворимый гидрокарбонат:

CaCO3 + H2O + CO2 = Сa(HCO3)2.

Получение. Получают углекислый газ термическим разложением солей угольной кислоты (карбонатов), например, обжиг известняка:

CaCO3 = CaO + CO2,

или действием сильных кислот на карбонаты и гидрокарбонаты:

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2,

NaHCO3 + HCl = NaCl + H2O + CO2.

Выбросы углекислого газа , серистых соединений в атмосферу в результате промышленной деятельности, функционирования энергетических, металлургических предприятий ведут к возникновению парникового эффекта и связанному с ним потеплению климата.

По оценкам ученых глобальное потепление без принятия мер по сокращению выбросов парниковых газов составит от 2-х до 5 градусов на протяжении следующего столетия, которое появится беспрецедентным явлением за последние десть тысяч лет. Потепления климата, увеличения уровня океана на 60-80 см до конца следующего столетия приведут к экологической катастрофе невиданного масштаба, который угрожает деградацией человеческому содружеству.

Угольная кислота и ее соли. Угольная кислота очень слабая, существует только в водных растворах и незначительно диссоциирует на ионы. Поэтому водные растворы СО2 обладают слабокислыми свойствами. Структурная формула угольной кислоты:

Как двухосновная, она диссоциирует ступенчато: Н2СO3Н++НСО-3 НСО-3Н++СО2-3

При нагревании она разлагается на оксид углерода (IV) и воду.

Как двухосновная кислота, она образует два типа солей: средние соли - карбонаты, кислые соли - гидрокарбонаты. Они проявляют общие свойства солей. Карбонаты и гидрокарбонаты щелочных металлов и аммония хорошо растворимы в воде.

Соли угольной кислоты - соединения устойчивые, хотя сама кислота неустойчива. Они могут быть получены взаимодействием СО2 с растворами оснований или же путем обменных реакций:

NaOH+СO2=NaHCO3

КНСO3+КОН=К2СO3+Н2O­

ВаСl2+Na2CO3=BaCO3+2NaCl

Карбонаты щелочноземельных металлов в воде малорастворимы. Гидрокарбонаты, напротив, растворимы. Гидрокарбонаты образуются из карбонатов, оксида углерода (IV) и воды:

СаСO3+СO2+Н2О=Са(НСО3)2

При нагревании карбонаты щелочных металлов плавятся, не разлагаясь, а остальные карбонаты при нагревании легко разлагаются на оксид соответствующего металла и СО2:

СаСO3=СаО+CO2

Гидрокарбонаты при нагревании переходят в карбонаты:

2NaHCO3=Na2CO3+CO2+Н2О

Карбонаты щелочных металлов в водных растворах имеют сильнощелочную реакцию вследствие гидролиза:

Na2CO3+Н2О=NaHCO3+NaOH

Качественной реакцией на карбонат-ион С2-3 и гидрокарбонат НСО-3 является их взаимодействие с более сильными кислотами. Выделение оксида углерода (IV) с характерным «вскипанием» указывает на наличие этих ионов.

СаСO3+2НСl=СаСl2+CO2+Н2О

Пропуская выделяющийся СО2 через известковую воду, можно наблюдать помутнение раствора вследствие образования карбоната кальция:

Са(ОН)2+СO2=CaCO3+Н2O

При длительном пропускании СО2 раствор становится снова прозрачным вследствие

образования гидрокарбоната: СаСО3+Н2O+СO2=Са(НС­O3)2

Углерод

Элемент углерод 6 С находится во 2-м периоде, в главной подгруппе IV группы ПС.

Валентные возможности углерода обусловлены строением внешнего электронного слоя его атома в основном и в возбужденном состояниях:

Находясь в основном состоянии, атом углерода может образовать две ковалентные связи по обменному механизму и одну донорно-акцепторную связь, использую свободную орбиталь. Однако в большинстве соединений атомы углерода находятся в возбужденном состоянии и проявляют валентность IV.

Наиболее характерные степени окисления углерода: в соединениях с более электроотрицательными элементами +4 (реже +2); в соединениях с менее электроотрицательными элементами -4.

Нахождение в природе

Содержание углерода в земной коре 0,48% по массе. Свободный углерод находится в виде алмаза и графита. Основная масса углерода встречается в виде природных карбонатов, а также в горючих ископаемых: торфе, угле, нефти, природном газе (смесь метана и его ближайших гомологов). В атмосфере и гидросфере углерод находится в виде углекислого газа СО 2 (в воздухе 0,046% по массе).

CaCO 3 – известняк, мел, мрамор, исландский шпат

CaCO 3 ∙MgCO 3 – доломит

SiC – карборунд

CuCO 3 ∙Cu(OH) 2 – малахит

Физические свойства

Алмаз имеет атомную кристаллическую решетку, тетраэдрическое расположение атомов в пространстве (валентный угол равен 109°), очень твердый, тугоплавкий, диэлектрик, бесцветный, прозрачный, плохо проводит теплоту.

Графит имеет атомную кристаллическую решетку, его атомы расположены слоями по вершинам правильных шестиугольников (валентный угол 120°), темно-серый, непрозрачный, с металлическим блеском, мягкий, жирный на ощупь, проводит тепло и электрический ток, как и алмаз имеет очень высокие температуры плавления (3700°С) и кипения (4500°С). Длина связи углерод-углерод в алмазе (0,537 нм) больше, чем в графите (0,142 нм). Плотность алмаза больше, чем графита.

Карбин – линейный полимер, состоит из цепочек двух типов: –C≡C–C≡C– или =С=С=С=С=, валентный угол равен 180°, порошок черного цвета, полупроводник.



Фуллерены – кристаллические вещества черного цвета с металлическим блеском, состоят из полых шарообразных молекул (имеет молекулярное строение) состава С 60 , С 70 и др. Атомы углерода на поверхности молекул соединены между собой в правильные пятиугольники и шестиугольники.

Алмаз Графит Фуллерены

Химические свойства

Углерод - малоактивен, на холоде реагирует только со фтором; химическая активность проявляется при высоких температурах.

Оксиды углерода

Углерод образует несолеобразующий оксид СО и Солеобразующий оксид СО 2 .

Оксид углерода (II) СО, угарный газ, монооксид углерода – газ без цвета и запаха, малорастворим в воде, ядовит. Связь в молекуле тройная , очень прочная. Для угарного газа характерны восстановительные свойства в реакциях с простыми и сложными веществами.

CuO + CO = Cu + CO 2

Fe 2 O 3 + 3CO = 2FeO + 3CO 3

2CO + O 2 = 2CO 2

CO + Cl 2 = COCl 2

CO + H 2 O = H 2 + CO 2

Оксид углерода (II) реагирует с Н 2 , NаOH и метанолом:

CO + 2H 2 = CH 3 OH

CO + NаOH = HCOONa

CO + CH 3 OH = CH 3 COOH

Получение угарного газа

1) В промышленности (в газогенераторах):

C + O 2 = CO 2 + 402 кДж, затем CO 2 + C = 2CO – 175 кДж

С + Н 2 О = СО + Н 2 – Q,

2) В лаборатории - термическим разложением муравьиной или щавелевой кислоты в присутствии H 2 SO4(конц.):

HCOOH → H2O + CO

H 2 C 2 O 4 → CO + CO 2 + H2O

Оксид углерода (IV) СО 2 , углекислый газ, диоксид углерода – газ без цвета, запаха и вкуса, растворим в воде, в больших количествах вызывает удушье, под давление превращается в белую твердую массу – «сухой лед», который используется для охлаждения скоропортящихся продуктов.

Молекула СО 2 неполярна, имеет линейное строение O=C=O.

Получение

1. Термическим разложением солей угольной кислоты (карбонатов). Обжиг известняка – в промышленности:

CaCO 3 → CaO + CO 2

2. Действием сильных кислот на карбонаты и гидрокарбонаты – в лаборатории:

CaCO 3 (мрамор) + 2HCl → CaCl 2 + H 2 O + CO 2

NaHCO 3 + HCl → NaCl + H 2 O + CO 2

Способы собирания

вытеснением воздуха

3. Сгорание углеродсодержащих веществ:

СН 4 + 2О 2 → 2H 2 O + CO 2

4. При медленном окислении в биохимических процессах (дыхание, гниение, брожение)

Химические свойства

1) С водой даёт непрочную угольную кислоту:

СО 2 + Н 2 О ↔ Н 2 СО 3

2) Реагирует с основными оксидами и основаниями, образуя соли угольной кислоты

Na 2 O + CO 2 → Na 2 CO 3

2NaOH + CO 2 → Na 2 CO 3 + H 2 O

NaOH + CO 2 (избыток) → NaHCO 3

3) При повышенной температуре может проявлять окислительные свойства – окисляет металлы

СO 2 + 2Mg → 2MgO + C

4) Реагирует с пероксидами и надпероксидами:

2Na 2 O 2 + 2CO 2 = 2Na 2 CO 3 + O 2

4KO 2 + 2CO 2 = 2K 2 CO 3 + 2O 2

Качественная реакция на углекислый газ

Помутнение известковой воды Ca(OH) 2 за счёт образования белого осадка – нерастворимой соли CaCO 3:

Ca(OH) 2 + CO 2 → CaCO 3 ↓+ H 2 O

Угольная кислота

Н 2 СО 3 существует только в растворах, неустойчива, слабая, двухосновная, диссоциирует ступенчато, образует средние (карбонаты) и кислые (гидрокарбонаты) соли, раствор СО 2 в воде окрашивает лакмус не в красный, а в розовый цвет.

Химические свойства

1) с активными металлами

H 2 CO 3 + Ca = CaCO 3 + H 2

2) с основными оксидами

H 2 CO 3 + CaO = CaCO 3 + H 2 O

3) с основаниями

H 2 CO 3 (изб) + NaOH = NaHCO 3 + H 2 O

H 2 CO 3 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + 2H 2 O

4) Очень непрочная кислота – разлагается

Н 2 СО 3 = Н 2 О + СО 2

Соли угольной кислоты получают с использованием СО 2:

CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O

CO 2 + KOH = KHCO 3

или по реакции обмена:

K 2 CO 3 + BaCl 2 = 2KCl + BaCO 3

При взаимодействии в водном растворе с СО 2 карбонаты превращаются в гидрокарбонаты:

Na 2 CO 3 + CO 2 + H 2 O = 2NaHCO 3

CаCO 3 + CO 2 + H 2 O = Ca(HCO 3) 2

Напротив, при нагревании (или под действием щелочей) гидрокарбонаты превращаются в гидрокарбонаты:

2NaHCO 3 = Na 2 CO 3 + CO 2 + H 2 O

KHCO 3 + KOH = K 2 CO 3 + H 2 O

Карбонаты щелочных металлов (кроме лития) к нагреванию устойчивы, карбонаты остальных металлов при нагревании разлагаются:

MgCO = MgO + CO 2

Особенно легко разлагаются аммонийные соли угольной кислоты:

(NH 4) 2 CO 3 = 2NH 3 + CO 2 + H 2 O

NH 4 HCO 3 = NH 3 + CO 2 + H 2 O

Применение

Углерод используют для получения сажи, кокса, металлов из руд, смазочных материалов, в медицине, как поглотитель газов, для изготовления наконечников сверл (алмаз).

Na 2 CO 3 ∙10H 2 O – кристаллическая сода (кальцинированная сода) ; используется для получения мыла, стекла, красителей, соединений натрия;

NaHCO 3 – питьевая сода ; используется в пищевой промышленности;

CaCO 3 используется в строительстве, для полученияСО 2 , СаО;

K 2 CO 3 – поташ; используется для получения стекла, мыла, удобрений;

CO – как восстановитель, топливо;

СО 2 – для хранения продуктов питания, газирования воды, производства соды, сахара.

Loading...Loading...