История мощей святителя николая. Хамовная слобода: историческая справка. В чем помогает Николай Угодник

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Всё об этом почитаемом святом Вы узнаете из данной статьи! Дни памяти Николая Чудотворца:

  • 6 (19) декабря - день праведной кончины;
  • 9 (22) мая - день прибытия мощей в город Бари;
  • 29 июля (11 августа) - рождество святого Николая;
  • каждый будничный четверг.

Святитель Николай Чудотворец: житие

Он родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей.

С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих.

Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим. Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.

Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умирил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.

Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.

Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: “Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое”. В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь – омофор.

И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий – святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям.

Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклетиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника.

Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария.

В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости.

Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на .

Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.

Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари, где почивают и поныне (22 мая н.с., 9 мая с.с.).

Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма.

Во имя святителя Николая Чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве. Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города – Николо-Дворищенская церковь (XII), ставшая позже собором.

Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) – в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.

Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование “Николы Мокрого”. Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая Чудотворца.

Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (XII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.

Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского – в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского – тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой – в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражия. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Иконы, фрески и мозаика с образом Николая Чудотворца

Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.

Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV - VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X - XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.

Свт. Николай с житием. 1-я половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, СПб.

Никола. 1-я половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва

Икона, вложенная в 1327 г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия

Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Кон.XV – нач.XVI в.

Никола Зарайский с клеймами жития. 1-я половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей

Никола Можайский. Пелена. 2-я половина XVI в. Русский музей, СПб.

Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII века. Москва. Государственный исторический музей, Москва

Дни памяти святителя Николая Чудотворца - 22 мая, 19 декабря в 2019 году

Вы прочитали статью Святитель Николай Чудотворец: житие, иконы, чудеса . Обратите внимание на другие материалы сайта “Православие и мир”:

Читайте ниже

Значение Николая Чудотворца в христианской культуре

Николай Чудотворец, которого также называют Николаем-угодником, жил в IV веке в Малой Азии (сейчас территория Турции). Он был священником, а затем стал архиепископом города Миры Ликийские. В церковных преданиях существуют свидетельства многочисленных чудес, которые совершил святитель. Христиане верят, что Николай Чудотворец и сейчас помогает людям. Он считается одним из покровителей странствующих, кроме того, Николай-угодник — один из самых почитаемых христианских святых.

По церковному календарю торжества в его честь проводятся дважды в год: 19 декабря — в день его смерти и 22 мая — в память о переносе мощей из Мир Ликийских в город Бар, который сейчас называется Бари.

Изначально святой был погребен в церкви Святого Сиона, где он служил, в городе Мира в конфедерации древней Ликии (сейчас город Демре в Турции). В мае 1087 года итальянские купцы украли большую часть мощей святителя и перевезли их в Бари.

С 1969 года католики разрешают православным проводить службы в крипте базилики Святого Николая в Бари по своим обрядам. После этих богослужений, которые каждую неделю проходят по четвергам, все желающие могут поклониться мощам через специальное оконце в мраморном престоле.

В России почитание Николая Чудотворца очень распространено, а число посвященных ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было в России одним из самых популярных при наречении младенцев.

Решение о доставке мощей Николая Чудотворца из Бари в Россию

Мощи Николая Чудотворца ни разу за 930 лет не покидали папской базилики в итальянском городе Бари. Исключение было . Мощи хранятся под престолом алтаря крипты — замурованы под землей. Каждый год сотни верующих из России приезжали в Бари, чтобы поклониться святителю.

Договоренность о доставке части мощей святителя была достигнута на исторической в Гаване 12 февраля 2016 года. Патриарх Кирилл рассказал, что для большинства православных России паломничества в Италию трудноосуществимы. Поэтому было принято решение извлечь часть мощей (левое ребро) из-под спуда, чтобы отправить в Россию. Процесс отделения части мощей проводили специалисты-медики с помощью специальных приборов.

Как долго мощи Николая Чудотворца будут находиться на территории России

Принесение части мощей Святителя Николая из Италии — с 21 мая по 28 июля. Находиться мощи в Москве будут в храме Христа Спасителя. Поклониться мощам можно 22 мая с 12:00 до 21:00. А с 23 мая по 12 июля доступ паломников будет осуществляться с 8:00 до 21:00. Очередь к храму Христа Спасителя будет формироваться от Крымского моста. Волонтеры будут поить водой верующих, а вдоль очереди власти решили установить точки общепита. В июле мощи перевезут в Санкт-Петербург.

Принесение мощей приурочено ко дню памяти святого. Встречать ковчег с мощами было решено праздничным перезвоном в храмах по всей Москве.

Доставка осуществляется специальным бортом. А на ювелирном заводе к прибытию мощей изготовили 40-килограммовый ковчег из благородных металлов. Кроме того, к принесению мощей в России . Она была создана художницей-иконописцем Ольгой Жуковой.

Со всей информацией о принесении мощей святого Николая Чудотворца в Россию можно ознакомиться на специально созданном сайте .

За чей счет мощи Николая Чудотворца доставят в Россию

Финансирование доставки в Россию мощей Николая-угодника и их отправку обратно в Бари взяла на себя российская компания «ФосАгро» и лично семья Гурьевых.

«ФосАгро» — один из ведущих мировых производителей фосфорсодержащий удобрений. Ее генеральный директор — Андрей Гурьев. Эта компания всегда оплачивала чартеры для российских паломников к мощам святителя два раза в год. Участие в доставке мощей в Россию стало продолжением этого благого дела, заявил священник Александр Волков, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Чудеса Николая-угодника

Православные верят, что святитель Николай считается покровителем путешественников. Согласно церковным преданиям, множество из своих чудес он совершил во время путешествия на корабле в Палестину, куда он отправился, чтобы поклониться местным святым. У Николая проявился дар предвидения, он предупредил моряков о надвигающейся буре. Когда налетел шторм, Николай-угодник успокоил команду и обратился с молитвой к Богу — стихия улеглась, не сотворив бед.

Во время путешествия Николай Чудотворец воскресил одного из матросов, который погиб, поскользнувшись на палубе. Юноша ожил после молитвы.

Во время остановок у берегов святитель физически и духовно врачевал людей: изгонял злых духов, исцелял от болезней, дарил утешение в печалях.

По церковному преданию, Николай Чудотворец спас родной народ в Ликийской стране, где бушевал голод. Торговец перед отплытием увидел во сне святителя, который приказал ему плыть в Ликию и дал задаток — три золотые монеты. Проснувшись, торговец действительно обнаружил у себя в руке деньги и исполнил волю святого.

В 1956 году в Куйбышеве (сегодня Самаре) произошло событие, которое теперь известно, как «Стояние Зои». По преданию, во время празднования Нового года девушка Зоя, не дождавшись жениха, сняла со стены икону Николая Чудотворца и стала с ней танцевать со словами: «Если Бог есть, пусть он меня накажет». Вдруг она застыла на месте с прижатой к груди иконой, ее не смогли сдвинуть с места. Это продолжалось долгое время, но перед праздником Благовещения благообразный старец попал в дом, где стояла девушка. Он обратился к Зое со словами: «Ну что, устала стоять?». А когда охранники заглянули в комнату, не увидели его там. Девушка простояла недвижимая 128 дней, затем окаменение стало проходить — в это время она просила всех молиться о мире и молилась сама.

Правда и заблуждения о святителе Николае и его мощах.

1. Есть лишь один Николай Чудотворец?

Святых Николаев Чудотворцев – два. Святитель Николай Пинарский жил в VI веке и был настоятелем Синайского монастыря. Оба святителя родом из Ликии, архиепископы, почитаемые чудотворцы – эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему долгие годы: что в истории Церкви был только один «Святитель Николай Чудотворец».


Поэтому в житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой Земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский.
Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, – это имена родителей Николая Пинарского.

2. Бил ли святитель Николай по щеке Ария?

Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в своей книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского собора Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария.
Это опровергает профессор церковной истории В. В. Болотов: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».
Сами факты заушения Николаем Ария и суда над Николаем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещенном в Четьи-Минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещенном в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Описание пощечины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.

Святой Николай ударяет по щеке Ария. Фреска

3. Перенесение мощей в Бари было торжественным благочестивым событием?

Жизнь в Мирах, на окраине Византийской империи (ныне город Дембре на юге Турции), в XI веке была неспокойной. Ликия постоянно подвергалась нападениям сельджуков. Бари был очень крупным портовым городом, Венеция – полукупеческой-полупиратской морской державой. Оба города хотели завладеть мощами святого Николая как покровителя мореплавателей.
Александр Бугаевский в агиографическом расследовании «Правда о святителе Николае» пишет, что, по латинским хроникам, баряне два раза приезжали за мощами, а не один, как описано в славянских повествованиях о перенесении мощей святителя Николая.
Хлеб в Малую Азию и Антиохию тогда возили из Апулии и Калабрии. В 1087 году баряне везли хлеб в Антиохию – Западную Сирию. Они проплывали мимо Мир, отправили разведку, но она быстро вернулась. Город был заполнен сельджуками.
В Антиохии зерно было продано, а на обратном пути они опять заехали в Миры. На этот раз сельджуков они не встретили, жителей в городе было мало. В храме святителя Николая оставались четыре монаха. Баряне вошли в храм и, угрожая монахам, выведали, где находятся мощи.
Те гробницы, которые демонстрируют сейчас турки (а в храме два саркофага), не имеют отношения к святым мощам. Трудно сказать, где первоначально был захоронен святитель, но к моменту их прибытия мощи святителя покоились под спудом, в одном из приделов, под полом, украшенном мозаикой.
Баряне разбили эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и встал прямо на благоухающие миром святые останки, повредив их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились, опасаясь, что ликийцы могут помешать похищению.


Саркофаг, в котором якобы покоились мощи Святителя Николая до перенесения
Перенесение мощей из Мир в Бари трудно считать благочестивым событием с участием людей, радеющих о святыне. Хотя, если бы не набег барян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей.

4. Говорят, по миру распространены поддельные мощи, так ли это?

Через несколько дней после барян венецианцы высадились в Мирах, чтобы забрать мощи чудотворца, и все повторилось. В храме опять было четыре монаха. В поисках святынь венецианцы разбили алтари, разорили храм. Под пытками один из монахов показал, где покоятся останки мощей святителя.
Так как мощей Николая Чудотворца было мало, венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские кости. Затем венецианцы отправились в Крестовый поход, и вскоре о фальсификации забыли. В течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и, поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая.
Во время Крестового похода святые мощи многократно раздаривали. По миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.

5. Правда ли, что иконы практически точно передают облик святителя?


Профессор Луиджи Мартино (справа) 1953 г.
Антропологические исследования подтвердили то, что иконы достаточно точно передают облик святителя Николая.
В 1953 году во время реставрационных работ в церкви, в которой расположен склеп, Луиджи Мартино, анатом из университета Бари (Universita degli Studi di Bari) с разрешения Ватикана исследовал кости, оставив после себя множество рентгенограмм и подробные результаты измерений.
Он сделал заключение и о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес святитель Николай в тюрьме – его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.


Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провел в темнице около двадцати лет).
По свидетельству очевидцев, его лик был исполнен святости и благодати. Говорят, что от него шло удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея. Т. е. благодать очевидным способом была ему присуща. Луиджи Мартино по черепу реконструировал внешность святителя Николая.
Это позволило современным коллегам Мартино провести реконструкцию. Она была выполнена из «виртуальной» глины, форму которой можно менять прямо на экране. У святого Николая было мужественное лицо с оливковой кожей, квадратным подбородком и сломанным носом. Это удалось выяснить по сильно поврежденным костям между глаз.

6. Откуда взялся известный портрет, который часто выдают за реконструкцию лица святителя Николая по черепу?

Это изображение не является реконструкцией лица святого по черепу. Оно взято из проекта «Предстояние» современного российского художника Константина Худякова, включающего в себя “психологические портреты-реконструкции персонажей сакральной истории”.
По словам авторов проекта, технически портреты создавали «путем многократного наслаивания друг на друга, взаимной конвертации и трансформаций мельчайших физиогномических фрагментов, цифровой мультивыборки и тому подобных приемов компьютерной графики».

7. Правда ли, что некоторые факты биографии святого Николая намеренно исключили из жития?

Александр Бугаевский в агиографическом расследовании «Правда о святителе Николае» пишет, что в древних источниках упоминается замечательное деяние святителя Николая, исключенное из текста его жития в X веке, – деяние о подати.
В IV веке несправедливой податью Ликия была доведена до разорения и голода. Присланный из столицы сборщик налогов, требуя денег, постоянно унижал народ. Жители попросили своего архиепископа о заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение было записано в скрепленную золотой печатью грамоту.
Но архиепископ знал, что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда святитель сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не поверили: до Ликии от Константинополя было шесть дней пути. Чтобы проверить слова святителя, снарядили самый быстроходный корабль.
Через две недели посланники вернулись и подтвердили, что ликийский сборщик налогов получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана.
А через шесть столетий при Василии II создавалась императорская менология, и агиографы не включили этот эпизод в жизнеописание святителя Николая, чтобы влиятельные архиереи не смогли использовать этот невыгодный для царской казны пример для снижения налога в своих епархиях.
Еще одно деяние – о хлебовозах – также не включено в житие. В нем рассказывается о том, как святитель Николай в очередной раз спас Миры от голода. Мимо Ликии на пяти кораблях везли из Египта хлеб в Константинополь. И святитель уговорил капитана отгрузить часть хлеба в бедствующих Мирах. Поскольку хлебовоз был императорский, Константинополь счел это деяние неприемлемым.

8. Правда ли, что святитель Николай остановил руку палача, спасая невинно осужденных?

Самые древние редакции рукописей о святом Николае хранятся в библиотеках Оксфорда и Вены. Они посвящены «Деянию о стратилатах».
На иконах и фресках и на картине И. Е. Репина святитель Николай изображается останавливающим руку палача, хотя на самом деле спасение осужденных выглядело по-другому.
Император направил воинов усмирять мятеж тайфалов (одного из вестготских племен, переселенных во Фригию с Дуная). По пути из-за шторма войско остановилось в Андриакской гавани, и на рынке разгорелась ссора между солдатами и местными жителями. Архиепископ Николай сумел всех умиротворить. А стратилатов, предводителей воинов, пригласил к себе.
В этот момент прибежали жители Мир с известием, что правитель арестовал трех неповинных горожан и приказал отсечь им головы. Святитель вместе со стратилатами и другими воинами торопится в город. Он уже в преклонном возрасте, ему около 70 лет. А дорога – четыре километра в гору. В древней хронике прямо сообщается, что святитель Николай боялся не успеть прийти на помощь и спасти от смерти невинных людей. И тогда стратилаты послали солдат задержать казнь.
На известной картине Репина меч уже занесен над горожанами, когда появляется святой Николай и в последнюю секунду удерживает палача. Но в древнем тексте сказано: меч был обнажен палачом. Трудно представить, что палач стоял полчаса с поднятым над головами тяжелым мечом. Он обнажил меч и ждал. Солдаты задержали казнь, пока не подошел святитель со стратилатами и не освободил невинных людей.

9. Как по «Деянию о стратилатах» удалось определить год смерти святителя?

На прощание святитель благословил воинов, предрек им победу в предстоящем сражении с тайфалами, и они победили. После победы над мятежниками стратилаты возвратились назад в Ликию и пришли к святому Николаю во второй раз – поблагодарить его за молитвы, а святитель предупредил их, что они попадут в беду, но не должны отчаиваться, а должны обратиться к Богу, и Господь убережет их.
Все три военачальника – исторически известные личности. Один из них, Непотиан, стал консулом в 336 году, другой – в 338 году.
Когда стратилаты вернулись в Константинополь, их встретили с почестями, а потом оклеветали завистники и по наговору посадили в темницу. И тут Непотиан вспомнил о том, что говорил стратилатам святитель Николай в Ликии, и воины стали сердечно молиться. Чудесное явление святого Николая Константину даровало им свободу, и император вручил стратилатам пояса полководцев высшего ранга. И они с подарками от императора отправились к свт. Николаю в третий раз.
Древний текст «Деяния о стратилатах» уточняет, что они месяц жили у свт. Николая, стали его духовными чадами. На следующий год они снова – в четвертый раз – отправились к святителю Николаю, но обнаружили его почившим.
Год назад их посылал сам император Константин, и тогда святитель Николай был жив, а Константин умер в мае 337 года. День преставления святого известен точно: 19 декабря, а точный год смерти в текстах его житий не назывался. В наших календарях указывается, что святой Николай умер около 345 года. И, как правило, говорится, что он родился в 280 году.
Это кажется очень странным. Потому что по житиям святой Николай стал епископом до Диоклетианова гонения. То есть около 300 года. Получается, что он был возведен в столь высокий сан в 20 лет, а это крайне маловероятно. Это значит, что свт. Николай не мог умереть в 345 году, кроме того, в древней хронике Непотиан ни разу не назван консулом, а значит, он еще не был в этом звании. Значит, 336 год еще не наступил к моменту их четвертого посещения Мир. Получается, что святой Николай умер в 334 или 335 году.

10. Правда ли, что греки не празднуют перенесение мощей Николая Чудотворца?

Распространенное мнение о непризнании Греческой Церковью праздника перенесения мощей свт. Николая является ошибочным. В современном греческом календаре это событие празднуется 20 мая.
В печатный календарь эта память была внесена благодаря преподобному Никодиму Святогорцу (1809 г.), который обнаружил сведения об этом празднике в ряде афонских рукописей, перевел с церковнославянского языка соответствующее синаксарное сказание и сам написал службу на перенесение мощей свт. Николая.
Согласно преподобному Никодиму, мощи были вывезены из Мир Ликийских 1 апреля, сделали остановку на о. Закинф 10 мая, а именно 20 мая были привезены в Бари.


Перенесение мощей
Одной из ранних рукописей с точной датой, упоминающей 9 мая как дату перенесения мощей свт. Николая, является Типикон Криптоферратского монастыря 1300 г. Дата 20 мая зафиксирована в ряде византийских рукописей, самая ранняя из известных нам – майская служебная Минея 1431 г. библиотеки Ватопедского монастыря № 1145.

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

Начиная с мая 2005 года настоятель и верующие прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции два раза в год, 22 мая и 19 декабря, в дни памяти святителя совершают Божественную Литургию на «венецианской части» его мощей. Базилику, в частном порядке, можно посетить и в другие дни года. Расписание открытия базилики смотрите ниже на этой странице.

Внимание! В августе храм Chiesa San Nicolò будет закрыт, поэтому приглашаем Вас поклониться мощам Св. Николая в храме прихода Св. Жен Мироносиц .


Мощи Святителя Николая находятся в католическом храме Chiesa San Nicolò на острове Лидо. Как попасть в базилику Chiesa San Nicolò:

Время открытия базилики San Nicolò:

8:00 — 12:00 16:00 — 18:00

По вторникам храм закрыт.

Николай Чудотворец Чтоб печаль превратилась в радость

Николай Чудотворец

Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая


Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

История перенесения мощей ликийских святых

В 1095 г. папа Урбан II объявил I Крестовый поход против сарацин, в котором приняли участие западные правители, назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Крестового похода, однако приняла в нем участие в своем, особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Кастелло Энрико, сын упомянутого дожа Доменико Контарини, напутствовали войска и флот в храме Сан-Николо. При этом патриарх обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог христианскому оружию в битвах против неверных и благоволил привезти в Венецию его мощи.

Под командованием Джованни Микеля, сына дожа Витале, венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, окончившаяся победой островитян. Когда они поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини, пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины». Вообще, их главной целью, судя отчасти и по словам патриарха Бадоаро, произнесенным перед отправлением крестоносцев, и было похищение мощей святителя Николая, поскольку в Палестину они явно не торопились.

С кораблей послали соглядатаев, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения числа верующих службы совершались всего лишь раз в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

Когда крестоносцы вошли в храм, то нашли его пустым. Четыре стража, находившиеся там, показали разбитую раку и рассказали о похищении мощей барийцами (1087 г.) – «вот гробница, откуда барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Местонахождения оставшейся части стражи, однако, указать не могли, так же как ничего не знали они и о судьбе другой части, которую, по их словам, еще раньше император Василий подготовил для перенесения в Константинополь.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали остатки гробницы, где нашли только воду и «масло» (миро?), а затем обыскали всю церковь, по словам летописца, «перевернув все вверх дном». Одновременно с поисками они принялись мучить стражей, пока один из них, не выдержав пытки, попросил позволить ему поговорить с епископом. Последний призвал стража рассказать о том, где спрятаны мощи, но тот лишь начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова пытать его. Тогда тот вновь возопил к епископу, который, наконец, положил конец мучениям, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых епископов Мир Ликийских – священномученика Феодора и св. Николая «Дяди».

Венецианцы погрузили мощи в корабль и хотели было отплыть, когда некоторые их товарищи, замедлившие в храме, сказали, что обоняли чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда кто-то из стражей вспомнил, что епископ в большие праздники совершал службу не на главном престоле, но уходил в помещение, находившееся поблизости (возможно, исповедальню), и служил там на переносном престоле. На потолке комнаты, кроме того, имелась фреска, изображавшая святителя Николая. Именно рядом с тем местом венецианцы и обоняли удивительно приятный аромат, который привлек их внимание. Таким образом, вначале благовоние, источаемое на том месте, а затем икона подсказали крестоносцам, где им следовало искать мощи святителя. Вернувшись в церковь и разбив пол алтаря, они обнаружили под земляной прослойкой другой пол. Разобрав и его, они вынули большие камни, служившие ему опорой, и увидели следующий слой, представлявший собой окаменевшую массу, по составу напоминавшую битум. Внутри нее в медном ларце и находилась часть святых мощей чудотворца. По всей церкви тогда распространилось чудесное благовоние.

На раке была выгравирована надпись по-гречески: «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Крестоносцы собрали все осколки сплава, содержавшего мощи, и отнесли их на корабль, где устроили особый храм в честь святителя Николая и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять св. архиепископа Мир Ликийских.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая 1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря 1100 г. в день памяти святителя Николая.
Мощи трех святых покоятся в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Автор рукописи «Перенесение мощей св. Николая» рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей святителя, многим из которых он лично был свидетелем.
Достоверность мощей и их освидетельствование в 1992 г.
Всего с момента перенесения мощей на Лидо освидетельствования проводились семь раз. Последнее и самое углубленное состоялось в октябре-ноябре 1992 г. с участием клирика храма св. Николая францисканца Л. Палюдет, впоследствии опубликовавшего иллюстрированный отчет об этом исследовании. Научную экспертизу возглавил профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино, тот самый, что был приглашен для подобного же освидетельствования мощей святителя Николая в Бари, имевшего место в 1953 г., в ходе которого было, в частности, установлено, что в апулийской базилике мощи святителя находятся не целиком.

Внутри мраморного саркофага находились три деревянных вместилища. Самое большое из них содержало мощи св. Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие. Сняв его, члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же найдены: 1) камень черного цвета и округлой формы с надписью по гречески: «Мощи святого смиренного Николая»; 2) верхняя часть черепа, которая не могла быть главой святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там (впоследствии установлено, что глава принадлежала св. Николаю «Дяде»); 3) поливной сосуд с миром.

Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, проводившего аналогичное освидетельствование в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари» . Бело-серый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, долгое время испытывали на себе воздействие открытого воздуха или даже солнца, отчего сделались весьма хрупкими». В качестве примера он привел тот факт, что часть мощей святителя Николая, хранящаяся в Бари, после четырех лет, прошедших с момента их поднятия из закрытого пространства раки для освидетельствования в 1953–1957 гг., также изменила свою природу: находясь в сухом воздухе, «кости стали более хрупкими… по виду похожими на сухую глину, весьма ломкими».

Выписка же из заключения комиссии гласит: «Кости святого Николая, состоящие из большого числа обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства». Последнее соображение введено по предложению профессора Мартино, который в своем персональном заключении обратил внимание на грубый способ извлечения мощей из раки барийским матросом, что показала и экспертиза, проведенная в Бари, где были найдены поломанные части скелета.

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей святого Николая Чудотворца, сохраняющихся в церкви Сан Николо. Согласно мнению барийского ученого, «венецианские останки, хотя имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские» (I resti di Venezia «…anche se di umile aspetto, non sono e non debbono essere considerati meno importanti dei resti di Bari»).

о Венеции

Венеция — это второй в Европе - после Рима - город по количеству святынь неразделенной Церкви . Город, в свое время осмелившийся не подчиниться указу папы римского. Город, бывший форпостом Византии, а после - спонсировавший Крестовый поход на Константинополь. Город, изначально свободный от языческого прошлого. «Республика Святого Марка».

21 мая в Москву привезут частицу мощей святителя Николая. Сообщается, что часть мощей Николая Чудотворца будет доставлена из базилики итальянского города Бари в Россию впервые за 930 лет. Это не означает, однако, что до сих пор в России и Москве не было частиц мощей святителя Николая.

Редакция сайт предлагает неполный список тех московских храмов и монастырей, где хранятся частицы мощей .

С 22 мая по 12 июля мощи святителя Николая будут доступны для поклонения верующих в храме Христа Спасителя. С 13 июля по 28 июля мощи будут находиться в Санкт-Петербурге.


Частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы и Московской области

Частица мощей святого хранится в московском Даниловом монастыре в ковчеге из серебра. Ковчег находится в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Частица подарена монастырю в 1991 году. Адрес монастыря - Даниловский вал, 22.

Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, 19). Частица была передана монастырю 21 мая 2014 года.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).

Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.

Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых - Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня.

Храм Всех Святых на Кулишках - подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения.

Храм святителя Николая в Котельниках - представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием.


Фото: Храм святителя Николая в Котельниках Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе - подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42).

Храм свт. Николая в Толмачах - домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая.

Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др.

Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

Храм свт. Николая на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9). Здесь хранятся реликварий с частицей мощей святого, который выносят из алтаря по воскресным и праздничным дням, а также икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе.

Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4). Ковчег с мощами находится в главном приделе справа у амвона. В нем хранится частица мощей свт. Николая, а также частица Животворящаго Креста Господня, мощи прп. Исаакия, прп. Алипия иконописца, Печерского, ап. Фомы, мч. Иоанна Воина, вмч. Георгия, мч. Никиты, прп. Сергия Радонежского, вмч. Меркурия, вмч. Арефы, сщмч. Василия Амасийского, прп. Нила, блгв. князя Михаила Тверского.

Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2). Здесь находится крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня.

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, 18). В храме хранится икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса (просп. Вернадского, 90).

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская улица, 29, стр. 3). Здесь хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (улица Байкальская, 37А). Частица хранится в мощевике, в котором собраны мощи около ста святых. Ковчег расположен с левой стороны солеи.

Домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель» (ул. Б. Ваганьковская, 3). В 2010 году крупная частица была отделена от мощей и находилась в базилике Святителя Николая в Бари, а в 2012 г. передана благотворительному фонду. Этот храм посвящен Рождеству святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.

Мужской монастырь Давидова Пустынь (Чеховский район Московской области, пос. Новый Быт).

Николо-Угрешский монастырь (Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1). В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.


Частицы мощей святителя Николая в епархиях Русской церкви

Ковчеги и иконы с частицами мощей св. Николая Чудотворца хранятся во многих храмах и монастырях России. Подобные святыни находятся, например, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, в целом ряде приходских храмов.

В последние годы в Россию неоднократно привозили частицы мощей святителя Николая - как происходящие из православных храмов братских Поместных церквей, так и принадлежащие католическим монастырям и приходам, а также частным лицам.

Так, 19 мая 2012 года в храм во имя апостола Иоанна Богослова под Вязом (домовый храм Российского православного университета) привезли древний тосканский реликварий с частицей мощей святого Николая Угодника. Акцию приурочили к празднованию 925-летия перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.


Фото: Francesco9062 (CC by-sa 3.0) Реликварий со святыней постоянно хранится в частной коллекции и был предоставлен храму для поклонения во временное пользование. Фрагмент мощей взят из левой большой берцовой кости от мощей святителя Николая, хранящихся в Венеции. Перед тем, как святыня была привезена в Москву, аутентичность реликвария подтвердили в воронежском центре экспертиз.

Чуть ранее, в марте 2012 года ковчег с частицей мощей святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, привозили в Тульскую епархию.

В мае 2013 года ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца был доставлен из Москвы в Покровский кафедральный собор г. Красноярска. Эта частица мощей была передана Благотворительному фонду свт. Николая Чудотворца францисканскими монахами, служащими при базилике святителя Николая Чудотворца в г. Бари. Фонд организовал провоз мощей по восточным епархиям Русской церкви. Мощи провезли по Оби и Енисею, они посетили многие города Сибири, от Омска до Салехарда, прошли всю Камчатку от Командорских островов до южного побережья Камчатки.

Мощи прошли по Амуру, Благовещенскому, Хабаровскому краю, Еврейской Автономной республике, по Барнаульской епархии, а также по всему Северному Ледовитому океану от Мурманска до Сахалина. За несколько лет пребывания святыни в России ей поклонились более миллиона верующих.

1 декабря 2014 года частицу мощей свт. Николая привезли в Таиланд. Ковчег со святыней был доставлен в бангкокский аэропорт Суваннапхум рейсом «Аэрофлота» из Москвы. В тот же день ковчег со святыней перевезли в храм Всех Святых в Паттайе. С 1 по 25 декабря святыню провезли по всем православным храмам Таиланда, а затем перед ней состоялся чин закладки нового храма во имя святителя Николая Чудотворца в столице Таиланда Бангкоке.

В ноябре 2016 еще один ковчег с мощами свт. Николая посетил Белгород.

В феврале 2017 года реликварий с частицей мощей святого находился в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.


Мощи святителя Николая. Краткая история

Мощи Николая Чудотворца были перенесены из Мир Ликийских в Бари в 1087 г. В настоящий момент основная часть мощей святого находится в этом итальянском городе. Гробница не открывалась вплоть до пятидесятых годов XX века. Вскрытие захоронения в Бари производилось только один раз, в 1953-1957 годах. Небольшие фрагменты мощей разошлись по многим крупным городам Европы, таким как Берлин, Париж, Рим, Венеция.

В Венеции, в храме св. Николая на острове Лидо находится примерно пятая часть мощей святителя. Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя - это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году.

Православная церковь отмечает перенесение мощей Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари 22 мая (9 мая ст. ст.).

Loading...Loading...