Сотворение мира автор василь быков. Будьте всегда в настроении


Мужчин, родившихся в первой половине двадцатых годов прошлого столетия, называли "убитым поколением". Они вынесли на себе все бедствия Великой Отечественной войны, и до Победы дожили лишь немногие их них. Писатель Василий (Василь) Владимирович Быков сполна пережил все бедствия военного времени, он принадлежал ему, и книги писателя – это не просто достоверный рассказ о тех днях, это еще и отображение законов правды и совести, совершенствования человеческой души среди нечеловеческих испытаний.

Василь Быков (Васіль Быкаў) - уроженец белорусской деревни Бычки (Витебская область). Он появился на свет 19 июня 1924 года в крестьянской семье и с раннего детства очень хорошо рисовал. В 1939 году, окончив неполную среднюю школу в деревне Кубличи, Василь поступил в Витебское художественное училище. Однако овладевать профессией скульптора ему пришлось недолго – в 1940 году студенческие стипендии отменили, и чтобы прокормиться, молодой человек пошел учиться в школу ФЗО. В мае 1941 года, после окончания учебного года, Василь эскстерном сдал экзамены за курс средней школы и отправился навестить своих украинских родных. Война застала его на земле Украины.Юноша был мобилизован на

оборонные работы и отступал вместе с военными частями до Белгорода, где и отстал от основной колонны инженерного батальона. Его задержал комендантский патруль, и по подозрению в шпионаже Василя несколько дней продержали под арестом. По словам Быкова, перед отходом из Белгорода были расстреляны все его сокамерники, его же самого пожилой охранник пожалел и дал убежать, выстрелив в воздух. Быков пешком отправился к Харькову, где ему удалось присоединиться к своей оборонной команде. Так, отступая вместе с войсками, Василь дошел до Саратовской области, где обучался в железнодорожном училище. В 1942 году Быкова призвали в армию и направили в Саратовское училище пехоты, которое он закончил в 1943 году в звании младшего лейтенанта. Он участвовал в боях под Кривым Рогом, Знаменкой, Александрией. В бою под Северинкой (Кировоградская область) Василь чудом не был раздавлен немецким танком, получил тяжелейшие ранения и сумел добраться до санчасти, в то время как командир написал рапорт о его гибели, и до сих пор на братской могиле возле Северинки значится имя Быкова. После лечения в госпитале будущий писатель участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в боях за Румынию, Венгрию,

Болгарию и закончил войну в Австрии, получив орден Красного Знамени. После демобилизации в 1947 году Быков работал в редакции газеты "Гродненская правда" и опубликовал несколько рассказов. В 1949 году он опять был призван в армию и окончательно демобилизовался только в 1955 году, дослужившись до майора. Василь Быков вернулся в"Гродненскую правду" и серьезно занялся литературным трудом.

Творчество Быкова, которое рассказывало об увиденном и пережитом им на войне, относили к категории "лейтенантской прозы", представленной именами Бондарева и Нагибина. В 1959 году была опубликована первая повесть начинающего писателя под названием "Журавлиный крик", а вышедшая в свет в 1961 году "Третья ракета" принесла ему всесоюзную славу. Огромный успех имела повесть "Альпийская баллада"(1963), по которой был снят фильм, получивший несколько наград. В "Альпийской балладе" Быков первым из советских писателей показал плен как трагедию, а не как вину героя, и осмелился описать любовные чувства между советским солдатом и итальянской девушкой. Бескомпромиссность и стремление передать жестокую правду войны характеризовали повесть "Мертвым не больно" (1965), где автор без прикрас описы

вал войну так, как он ее видел своими глазами. Отход от идеологических штампов обошелся Василию Владимировичу дорого – на писателя была открыта настоящая травля. Кроме гневных статей в газете, жену писателя вызывали на "беседы" в органы безопасности, в их квартире разбили окна, а на собраниях Быкова клеймили и предлагали "убираться на запад". Фронтовик не отступил. Вышедшая в 1970 году повесть "Сотников" с беспощадной откровенностью раскрыла тему предательства и заставила говорить о таланте Василия Владимировича. Он был избран секретарем Гродненского отделения белорусского союза писателей. Событием литературной жизни становилась каждая новая повесть Быкова –удостоенные Государственной премии "Обелиск" (1971) и"Дожить до рассвета" (1974), "Пойти и не вернуться" (1978), на основе которой была создана популярная пьеса. Новым поворотом творчества Быкова стала повесть "Знак беды" (1982), отмеченная Ленинской премией. Рассказ о немолодых крестьянах, переживающих немецкую оккупацию и делающих выбор в пользу добровольного ухода из жизни, литературоведы называют самым антивоенным произведением Быкова. Тема нравственного выбора и взаимоотношения человека и режима остается вед

ущей и в повестях "Карьер"(1986), "В тумане"(1987), "Облава " (1990).

Девяностые годы снова привели В. Быкова к противостоянию с властью. Еще в 1988 году он был у истоков создания Белорусского Народного Фронта, затем возглавлял белорусский ПЕН-Центр. После событий осени 1993 года Быков был в числе подписавших знаменитое "письмо 43" в адрес Ельцина с требованием переизбрания Верховного Совета. После победы на президентских выборах в Белоруссии А. Лукашенко писатель не раз выступал с критикой его курса. Проза Быкова этого периода продолжала оставаться документально точной и безжалостной ("Полюби меня, солдатик", "Афганец", "Волчья яма"). В 1997 году Василь Быков по приглашению ПЕН-Центра выехал в Финляндию, затем проживал в Германии и Чехии. Наиболее значительным его произведением этого периода стала автобиографическая книга "Долгая дорога домой" (2002). В этом же году Быкову был поставлен страшный диагноз – рак желудка. Он был прооперирован в пражской клинике, а в 2003 году, за месяц до своей смерти возвратился в Белоруссию. Писатель, который по утверждению критиков, так и не вернулся с войны, умер в памятную дату 22 июня. Он погребен на Восточном кладбище Минска.

Васи́ль (Васи́лий) Влади́мирович Бы́ков (белор. Васіль Уладзіміравіч Быкаў; 19 июня 1924, дер. Бычки Ушачского района Витебской области - 22 июня 2003, Боровляны) - советский и белорусский писатель, общественный деятель, участник Великой Отечественной войны.

Большинство произведений - повести, действие которых происходит во время Великой Отечественной войны и в которых показан нравственный выбор человека в наиболее драматичные моменты жизни.

Биография

Родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в деревне Кубличи, затем учился на скульптурном отделенииВитебского художественного училища (1939-1940), которое оставил из-за отмены стипендий, и в школе ФЗО (до мая1941 года). В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс.

Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления в Белгороде он отстал от своей колонны и был арестован, Быкова чуть не расстреляли как немецкого шпиона. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941-1942 годов жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

Призван в армию летом 1942 года, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операцииранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 года три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» (2003) вспоминал так:

После демобилизации жил в Гродно (с 1947 года). Печатался с 1947 года, работал в мастерских, а также в редакции областной газеты «Гродненская правда» (до 1949 года). В период с 1949 по 1955 год снова служил в Советской армии, в1955 году окончательно демобилизовался в звании майора. С 1955 до 1972 года вновь работал в «Гродненской правде». С 1959 года член Союза писателей СССР. В1972-1978 годах - секретарь Гродненского отделения Союза писателей БССР. Имя Быкова фигурировало в списке подписавших Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове, однако сам он позже отрицал своё участие в этом письме.

В 1978 году переехал в Минск. Избирался депутатом Верховного Совета БССР в 1978-1989 годах.

В 1988 году стал одним из учредителей Белорусского народного фронта. В 1989 году избран депутатом Съезда народных депутатов СССР, вошёл в Межрегиональную депутатскую группу. Был президентом белорусского ПЕН-центра. В 1990-1993 годах - президент Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына» (рус. Отечество ). В октябре 1993 года подписал открытое «письмо сорока двух». На Президентских выборах 1994 года стал доверенным лицом Зенона Позняка.

С конца 1997 года жил за границей в политической эмиграции - вначале по приглашению ПЕН-центра Финляндии проживал в окрестностях Хельсинки, затем, получив приглашение ПЕН-центра ФРГ, переехал в Германию, а затем в Чехию. Вернулся на Родину только за месяц до смерти. Неоднократно выступал с резкой критикой режима Александра Лукашенко; считал, что для Белоруссии предпочтительнее союз не с Россией, а с Западом.

Умер 22 июня 2003 года в 20 часов 30 минут в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах, под Минском. Он был отпет в минском Доме литератора согласно обряду Грекокатолической церкви; гроб писателя был накрыт бело-красно-белым флагом. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Творчество

Повесть «Облава» была опубликована в журнале «Новый мир» в 1990 году.Известность Василю Быкову принесла повесть «Третья ракета» (1961). Также в 60-е годы опубликованы ставшие всемирно известными повести «Альпийская баллада», «Мёртвым не больно»; в 70-е - «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».

Большинство своих произведений Василь Быков писал по-белорусски, многие из них сам дословно переводил на русский, после текст литературно обрабатывали профессиональные переводчики [источник не указан 165 дней]. Его литературные труды переведены на многие языки мира.

Произведения

  • Карьер (белор. «Кар"ер», 1986)
  • Повести
  • Последний боец (белор. «Апошні баец», 1957)
  • Журавлиный крик (белор. «Жураўліны крык», 1959)
  • Предательство (белор. «Здрада», 1960)
  • Третья ракета (белор. «Трэцяя ракета», 1961)
  • Западня (белор. «Пастка», 1962)
  • Альпийская баллада (белор. «Альпійская балада», 1963)
  • Мёртвым не больно (белор. «Мёртвым не баліць», 1965)
  • Проклятая высота (белор. «Праклятая вышыня», 1968)
  • Круглянский мост (белор. «Круглянскі мост», 1968)
  • Стужа (белор. «Сцюжа», (1969/1991)
  • Сотников (белор. «Сотнікаў», 1970)
  • Обелиск (белор. «Абеліск», 1971)
  • Дожить до рассвета, (белор. «Дажыць да світання», 1972)
  • Крутой берег реки (белор. «Круты бераг ракі», 1972))
  • Волчья стая (белор. «Воўчая зграя», 1975)
  • Его батальон (белор. «Яго батальён», 1975)
  • Пойти и не вернуться (белор. «Пайсці і не вярнуцца», 1978)
  • Знак беды (белор. «Знак бяды», 1982)
  • Блиндаж (белор. «Бліндаж», 1987)
  • В тумане (белор. «У тумане», 1987))
  • Облава (белор. «Аблава», 1988)
  • Полюби меня, солдатик (белор. «Пакахай мяне, салдацік», 1996)
  • Афганец (Время шакалов) (белор. «Афганец» («Час шакалаў»), 1998)
  • Волчья яма (белор. «Ваўчыная яма», 1998)
  • Болото (белор. «Балота», 2001)
  • Прочее
  • На тропе жизни (белор. «На сцяжыне жыцця», 1958)
  • Эстафета (1959)
  • Полководец
  • Ход конём (белор. «Ход канём», 1960) - сборник
  • Фронтовая страница (1960)
  • Сваякі (1966)
  • На крыжах (1992) - сборник статей и интервью
  • Крыжовы шлях (1998) - сборник статей и интервью
  • Пахаджане (1999) - цикл рассказов
  • Долгая дорога домой (белор. «Доўгая дарога дадому», 2002) - книга воспоминаний
  • Экранизации и постановки
  • Кино- и телефильмы
  • «Третья ракета» (1963) - по одноимённой повести
  • «Альпийская баллада» (1966) - по одноимённой повести
  • «Западня» (1966) - по одноимённой повести
  • «Долгие вёрсты войны» (1975), 3 серии - «Журавлиный крик», «Атака с ходу», «На восходе солнца»
  • «Дожить до рассвета», (1975) - по одноимённой повести
  • «Волчья стая» (1975) - по одноимённой повести
  • «Обелиск» (1976) - по одноимённой повести
  • «Восхождение» (1976) - по повести «Сотников»
  • «Фруза» (1981) - по рассказу «На тропе жизни»
  • «Знак беды» (1985) - по одноимённой повести
  • «Круглянский мост» (1989) - по одноимённой повести
  • «Одна ночь» (1989) - по одноимённому рассказу
  • «Его батальон» (1989), 2 серии - по одноимённой повести
  • «Карьер» (1990) - по одноимённому роману
  • «Пойти и не вернуться» (1992) - по одноимённой повести
  • «На Чёрных Лядах» (1995) - по рассказам «На Чёрных Лядах», «Перед концом»
  • «Обречённые на войну» (2008) - по повести «Пойти и не вернуться»
  • «Блиндаж» (2011) - по неоконченной повести «Блиндаж»
  • «В тумане» (2012) - по одноимённой повести

Музыкальные произведения

  • Балет «Альпийская баллада» (1967, музыка Евгения Глебова)
  • Опера «Тропою жизни» (1980, музыка Генриха Вагнера, по «Волчьей стае»)
  • Награды
  • Герой Социалистического Труда (1984)
  • Орден Ленина (1984)
  • Орден Отечественной войны 1 степени (1985)
  • Орден Дружбы народов (1994)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1974)
  • Орден Красной Звезды (1945)
  • Медали, в том числе:
    • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
    • Медаль Франциска Скорины (1994)

Премии и почётные звания

  • Ленинская премия (за повесть «Знак беды»; 1986)
  • Государственная премия СССР (за повести «Дожить до рассвета» и «Обелиск»; 1974)
  • Государственная премия БССР имени Якуба Коласа (за повести «Волчья стая», «Его батальон»; 1978)
  • Литературная премия БССР имени Якуба Коласа (за повесть «Третья ракета»; 1964)
  • Народный писатель Беларуси (1980)

Память

  • Имя писателя носят улицы в Гродно, Белостоке, Ждановичах, Смолевичах.
  • На здании Витебской детской художественной школы № 1 (в этом здании с 1923 по 1941 год находилось Витебское художественное училище, где с 1939 по 1940 учился Василь Быков) установлена мемориальная доска.
  • В 2014 году в дачном поселке Ждановичи-6 открылся Филиал Государственного музея истории белорусской литературы «Музей-дача Василя Быкова»..

, Прозаик , Общественный деятель

Быков Василь Владимирович (Василь Быков) (1924–2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д.Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную темуСмерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.

Благословенная страна Болгария с ее замечательным по своей доброте народом впервые явилась в мою судьбу в предпоследний год Великой войны, и в ту драматическую пору для солдатского сердца не было милее уголка в Европе. В памятный сентябрь сорок четвертого мы навеки разломали хлеб самой искренней дружбы и увидели, какую бездну добра вмещает в себе благородное сердце болгарина. Конечно, нетрудно догадаться, откуда эта щедрость на дружбу - она в драматизме исторического прошлого народа, и в этом смысле мы не можем не заметить поразительную общность исторических судеб болгар и белорусов. Все тяжелейшие испытания, выпавшие на долю болгарского народа, близки и понятны белорусам, тоже полной чашей испившим на своем веку и многовековой гнет, и национальное истребление, и нравственное и духовное закрепощение. Надо ли говорить, как это объединяет и сплачивает.
(Цитата из произведения "Болгария - Белоруссия", 1981)

Быков Василь Владимирович

Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю.Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом. Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде – как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада – одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.

Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести – Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.

За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970–1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.

Многие факторы человеческой сущности вместе с войной ушли в прошлое. Так, например, проблема героизма во время войны является решающей, главной. Смелость, отвага, презрение к смерти - вот те основные качества, которыми определяется достоинство воина. Но в мирное время мы не ходим в разведку, презрение к смерти от нас не требуется и отвага нам необходима лишь в чрезвычайных ситуациях. Однако то, что в войну стояло за героизмом, питало его, было его почвой, - разве это утратило свою силу? Да, мы не ходим сегодня в разведку, но это обстоятельство не мешает нам и теперь ценить в товарище честность, преданность в дружбе, мужество, чувство ответственности. И теперь нам нужны принципиальность, верность идеалам, самоотверженность, - это и сейчас определяет нашу нравственность, как в годы войны питало героизм.
(Цитата из диалога В.Быкова - Л.Лазарева «Великая академия - жизнь», 1975)

Быков Василь Владимирович

Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.

В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды(1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль – что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии.

Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987).

В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о вине и наказании – остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям.

В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф».

Василь Владимирович Быков - фото

Василь Владимирович Быков - цитаты

Как и тысячи лет назад, человека снедает в первую очередь забота о самом себе, и самый благородный порыв к добру и справедливости порой кажется со стороны по меньшей мере чудачеством, если не совершенно дремучей глупостью.

Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы победили…

Советская литература

Василий Владимирович Быков

Биография

БЫКОВ, ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Василь Быков) (1924−2003), белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д. Череновщина Витебской обл. (Белоруссия) в крестьянской семье. По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище. Учеба была прервана Великой Отечественной войной. В 1941 Быков ушел добровольцем на фронт, прошел всю войну и закончил ее в Австрии. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.

Война оказала решающее влияние на формирование личности Быкова и стала центральной темой его творчества. Первые рассказы, написанные на белорусском языке на военную тему Смерть человека и Обозник, прозаик опубликовал в 1955. Действие повести Журавлиный крик (1961) также происходит на фронте. Известность Быкову принесла повесть Третья ракета (1962), переведенная на русский язык. После нее Быков сам переводит свои произведения на русский язык либо авторизует переводы. Некоторые произведения Быкова, наиболее очевидно разрушающие идеологические стереотипы, сначала издавались на русском языке и лишь после этого публиковались на белорусском.

Критики отнесли произведения Быкова к так называемой «лейтенантской прозе», представленной в русской литературе творчеством Ю. Бондарева и К.Воробьева. Шквал официальной критики вызвала повесть Мертвым не больно (1966), в которой «мясорубка войны» была показана с присущим Быкову беспощадным реализмом.

Излюбленным жанром Быкова стала повесть. В центре каждой из них оказывалась нравственная проблема, которую писатель «растворял» в напряженном военном эпизоде - как правило, не слишком протяженном во времени. Он не раз говорил и писал о том, что его интересуют те ситуации, которые дают возможность наиболее полного раскрытия характеров, позволяют сделать зримой человеческую сущность в момент ее наиболее яркого проявления. Чаще всего духовные взлеты героев заканчивались смертью. Так, герой повести Альпийская баллада (1964), русский военнопленный Иван, погибал, спасая итальянку Джулию, с которой судьба свела его на несколько дней, чтобы после ада концлагеря испытать короткое счастье любви. Альпийская баллада - одно из первых произведений советской литературы, в котором плен был показан не как вина, а как трагедия героя.

Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации - в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести Сотников (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести - Обелиск (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.

За повести Обелиск и Дожить до рассвета (1974) Быкову была присвоена Государственная премия СССР. Живя в Бресте и Минске, народный писатель Белоруссии Быков печатался в журнале «Новый мир» и в 1970-1980-е годы входил в руководящие органы Союза писателей СССР. Большинство критиков считает его творчество неотъемлемой частью русской литературы.

Повесть Пойти и не вернуться (1978), действие которой происходит в 1942 в оккупированной Белоруссии, была инсценирована автором и с успехом шла в театрах Белоруссии и России.

В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести Знак беды (1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль - что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. За повесть Знак беды Быков был удостоен Ленинской премии. Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести Облава (1990). Военная тема остается центральной в творчестве Быкова. В повести Карьер (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести В тумане (1987). В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу - сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе Пасхальное яичко (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи - в частности, мысль о вине и наказании - остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям. В 2000 Быков был удостоен премии «Триумф». Умер 22 июня 2003 в Минске.

Василь Владимирович Быков, белорусский писатель-прозаик, родился 19 июня 1924 года в д. Череновщина Витебской области (Беларусь) в семье крестьян. Василь Быков поступил в Витебское художественное училище, однако не доучился, так как в 1941 году добровольно ушел на фронт. Окончил войну и служил кадровым офицером, вышел в отставку в звании капитана.

На формирование творческой личности Василя Быкова значительное влияние оказало участие в Великой Отечественной войне, которая стала основополагающей темой его романов. Василь Быков писал свои романы на родном белорусском языке, многие из которых он самостоятельно перевел на русский язык.

Творчество Василя Быкова относится к эпохе «шестидесятников» – лейтенантской прозе, то есть честным произведениям молодых авторов о Великой Отечественной войне. Особый налет официальной критики вызвала повесть «Мертвым не больно», в которой с жестким реализмом были изображены не романтизированные реалии войны.

Краеугольным камнем в творчестве Василя Быкова является глубокая моральная дилемма на фоне военного времени, ведь именно война в полной мере раскрывает человеческую сущность. «Альпийская баллада», написанная в 1964 году, является одним из первых советских творений, в котором плен является не виной, а личностной трагедией героя.

Белорусский прозаик. Родился 19 июня 1924 в д. Бычки на Ушаччине (Витебская область). С юношества увлекался рисованием. В 1939 году закончил 8 классов Кублицкой СШ, поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища. Но осенью 1940 года в связи с ухудшением вещественного положения семьи и отменой муниципальных стипендий обязан был бросить обучение. Поступил в Витебскую школу ФЗО №5, где обучался до мая 1941. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за десятый класс.

В самом начале войны был мобилизован на оборонительные работы. В качестве бойца инженерного батальона строил военные объекты от Гомеля до Воронежа. В зиму 1941-1942 жил в д. Салтыковка и в Аткарске Саратовской области, где обучался в жд школе. Летом 1942 был призван в Красную Армию, закончил Саратовское пехотное училище (из 80 выпускников в войну уцелело только четыре). С 1943 года вел войну на 2-м и 3-м Украинских франтах. Был два раза ранен, лежал в лазаретах. В 1944 родители В. Быкова получили неверное сообщение, что их потомок мужественно погиб в боях около Кировограда (это было засвидетельствовано на обелиске). С действующей армией прошел Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Австрию - старшим лейтенантом, командиром взвода полковой, позже армейской артиллерии. Служил на Украине, в Беларуси, на Дальнем Востоке.

Творческая биография писателя начинается в послевоенные годы. После демобилизации Быков жил в Гродно (с 1947), работал художником в гродненских мастерских, в редакции областной газеты “Гродненская правда” (1947-1949). В 1949-1955 опять служил в Армии. Совсем демобилизовавшись (майор запаса), был литературным сотрудником, литературным консультантом газеты “Гродненская правда” (1956-1972). Член СП СССР с 1959. Выступал как журналист. В областной и республиканской печати начали появляться его зарисовки, фельетоны, очерки. Был избран секретарем Гродненского отделения СП БССР (1972-1978). В 1978-м переехал на неизменное жительство в Минск. С сих пор занимался только творческой работой.

Герой Социалистического Труда (1984). Лауреат Литературной премии имени Я. Коласа (1964, за повесть “3-я ракета”), Гос премии СССР (1974, за повести “Обелиск”, “Дожить до рассвета”), Гос премии БССР имени я. Коласа (1978, за повести “Волчья свора”, “Его батальон”), Ленинской премии (1986, за повесть “Знак беды”). В 1980 получил звание Народного писателя Беларуси.

Бескомпромиссность прозы Быкова нередко становилось предпосылкой нападок русской критики, которая винила писателя в очернению советского строя. Был председателем Белорусского ПЕН-Центра. В 1990 избран президентом Объединения белорусов мира “Бацькаўшчына”. Нападки на Василия Быкова, вновь начавшиеся на родине с 1990-х, и состояние здоровья стали предпосылкой выезда за границу. В декабре 2002 года Василь Быков переехал в Чехию, перед этим пару лет жил в Германии, а ранее в Финляндии. В 2002 опубликовал книжку “Долгая дорога домой”. В Чехии перенес операцию, после ухудшения здоровья возвратился в Беларусь, где и умер. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Ранние рассказы, как и многие поздние произведения Василя Быкова, посвящены событиям войны. 1-ые рассказы были написаны в журнале “Еж” (1947, “Допекло”), газете “Гродненская правда” (1949, “В первом бою”). Но сам Быков свой писательский путь отсчитывает с 1951 года, когда на Курилах, где в то время служил, написал рассказы “Смерть человека” и “Абозник”. Их он прислал на отзыв Н. Лынькову. Невзирая на успешный творческий дебют, Быков не был убежден в том, что литература - его актуальное призвание. С героя рассказа “В первом бою” Николая Бережного начались быковские герои - юные офицеры и бойцы с катастрофической фронтовой судьбой.

Широкая известность пришла к Быкову после публикации повести “3-я ракета” (1961). Тема человека на войне также проходит через повести “Ловушка” (1962), “Альпийская баллада” (1963), “Окаянная высота” (1968). Но в застойные годы официальная критика неприемлемо относилась к бескомпромиссных повестей Быкова о войне. Одно из лучшим его произведений “Мертвым не больно” (1965) увидело свет в то время исключительно в журналах “Молодосць” и “Новый мир” благодаря штатскому мужеству их редакторов П. Панченко и А. Твардовского. Быкова винили, что он не с тех позиций пишет о войне, искажает правду, очерняет геройских русских воинов. По команде основных тогда партийных идеологов были организованы коллективные письма “недовольных” быковским отражением событий войны. Невзирая на то, что многие творческие союзы, издательства “Художественная литература” и его директор Н. Дубенецкий, многие читатели добивались включить “Мертвым не больно” в собрание сочинений Быкова, Н. Суслов, а после М. Зимянин отдали приказ никогда ее не печатать и любые дискуссии о издание приостановит, хотя в почти всех странах это произведение уже тогда вышел отдельной книжкой. Общественная идея одолела: повесть была включена в 4-й том собрания сочинений писателя.

В 1970-е годы Быков продолжает цикл повестей на военную тему: “Сотников” (1970), “Обелиск” (1971), “Дожить до рассвета” (1972), “Волчья свора” (1974), “Его батальон” (1975). В партизанском цикле повестей (“Круглянский мост” (1968), “Пойти и не вернуться” (1978), “Знак беды” (1982) с особенной силой проявилась неувязка катастрофического, исконная тема выбора в сложных критериях оккупированной местности и партизанской борьбы против фашистов. Более остро показал писатель и действия коллективизации, к которым в первый раз обратился в повести “Знак беды”, эту же тему писатель продолжает изучить и в повести “Облава”.

Переосмысление прошедшего стала основным направлением, по которому двигалась быковская идея в 1980-е. Писатель переосмысливает и приметно уточняет почти все из того, что уверенно утверждал в собственных произведениях. В романе “Карьер” (1985) соединены современность и война. Непростая судьба человека в критериях оккупации писатель указывает в повести “В тумане” (1988). “Облава” (1989) имеет реальную актуальную базу. Быков акцентирует внимание на зловеще-разрушительной сущности времени и гласит про катастрафизм духовного бытия в целом.

В 1990-е В. Быков опять обращается к рассказу: “На темных вырубках”, “Бедные люди”, “Желтый песок”, “Зенитчица”, “Военачальник”, “Политрук Коломиец”, “Подаренную жизнь”. Повесть “Полюби меня, солдатик” (1996) тематически связана с циклом “военных” рассказов. Повесть “Волчья яма” (1999) ведает о жизни в чернобыльской зоне. Очень сложные реалии военной реальности встают в повести «Болото» (2001).

По произведениям Быкова снят ряд художественных кинофильмов: “3-я ракета” (1963), “Альпийская баллада” (1966), “Дожить до рассвета” (1975), “Волчья свора” (1976), “Обелиск” (1977), “Восхождение” (1977, по “Сотникова”), “Знак беды” (1985) и др.


Loading...Loading...