Рассказ тургенева бежин луг читать краткое содержание. Пересказ произведения "Бежин луг" Тургенева И.С

БЕЖИН ЛУГ

(из сборника рассказов «Записки охотника»)

«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда по­года установилась надолго. С самого раннего утра небо ясное, утренняя заря не пылает пожаром: она различается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплы­вает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тон­кий край растянутого облачка засверкает змейка­ми; блеск их подобен блеску кованого серебра…»

Рассказчик охотился в лесу. Он «нашел и на­стрелял довольно много дичи».

После этого решил вернуться домой, однако за­блудился и вышел к месту, известному под наз­ванием «Бежин луг». Там горел костер, возле ко­торого находились крестьянские ребятишки. Они стерегли табун.

«Выгонять перед вечером и пригонять на утрен­ней заре табун - большой праздник для кресть­янских мальчиков». Охотник подсел к мальчикам.

Завязался разговор. Была удивительно прекрас­ная ночь. И костер был очень красив. «Картина бы­ла чудесная: около огней дрожало и как будто за­мирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение; пламя, вспыхивая, изредка забрасы­вало за черту того круга быстрые отблески; тон­кий язык света лизнет голые сучья лозника и ра­зом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огонь­ков: мрак боролся со светом».

Мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.

Автор подробно описывает их. Все они совер­шенно разные, но их объединяет много общего - строгость, уверенность в себе, трудолюбие. Маль­чишки варят картошку в котелке. Идет нетороп­ливый разговор о нечистой силе.

Федя задает вопросы Ильюше о домовом:

Ну и что ж, ты так и видел домового?

Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, - отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выра­жению его лица, - а слышал… Да и не я один.

А он у вас где водится? - спросил Павлуша.

В старой рольне.

А разве вы на фабрику ходите?

Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

Вишь ты, фабричные!..»

Ильюша рассказывает о том, что домовой каш­ляет, скорее всего «от сырости».

Разговор о нечистой силе очень увлекает маль­чишек. Затем Костя рассказывает о Гавриле, сло­бодском плотнике. Его знают все мальчики.

Гаврила отличается редкостной угрюмостью. Он всегда молчит. Его состояние объясняется ветре- чей с нечистой силой. «Вот пошел он в лес по оре­хи, да и заблудился; зашел - бог знает куды за­шел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и при­сел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять за­дремал - опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется… А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц - все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пе­скарь, - а то вот еще карась бывает такой белесо­ватый, серебряный…»

Русалка звала Гаврилу к себе. Он сначала по­шел. Hо потом одумался и перекрестился. Класть крест ему было очень тяжело. Но после того, как он перекрестился, русалка уже не смеялась, а пла­кала. Гаврила спросил у нее: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка ответила: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на ве­сели до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: уби­вайся же и ты до конца дней». Костя продолжил: «Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, вый­ти… А только с тех пор он все невеселый ходит».

Все присутствующие заинтересованы расска­зом. Обсуждают, есть ли поблизости русалки.

Потом Ильюша рассказывает о том, что при­ключилось на Варнавицах. Там похоронен утоп­ленник. Утоп этот человек очень давно, когда пруд был глубоким. Могила его видна до сих пор. Мест­ный приказчик отправил псаря Ермилу на почту.

Тот задержался в городе. Обратно поехал, будучи не совсем трезвым. Когда он проезжал мимо пру­да, увидел на могиле барашка. Этот барашек был очень красивый, беленький, кудрявый. Ермил ре­шил его взять.

Однако лошадь вела себя очень странно: тара­щилась, трясла головой, сопротивлялась. Но Ермил все-таки взял барашка. Едет и везет его с собой. Смотрит Ермил на барашка и замечает, что бара­шек смотрит ему прямо в глаза.

Мужику стало жутко. Он стал гладить бараш­ка и говорить: «Бяша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша».

Как только мальчик рассказал эту историю, со­баки вдруг вскочили и куда-то убежали, сильно при этом лая. Дети испугались. Но потом оказалось, что собаки просто что-то почуяли. Павел предпо­ложил, что они почуяли волка. Мальчики продол­жают разговор. Речь заходит о покойнике, старом барине. Оказывается, он часто появляется в окру­ге и что-то ищет. Один раз дедушка Трофимыч увидел его и спросил: «Что, батюшка Иван Ива­ныч, изволишь искать на земле?»

И покойный барин ответил, что ищет разрыв- траву. Она ему нужна, потому что «могила давит» и барину «хочется вон…».

Ильюша говорит о том, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суж­дено умереть в этом году. В прошлом году баба Ульяна ходила на паперть. Она сидела долго, но потом вдруг увидела мальчика. Он шел и не под­нимал головы. Он умер весной. Затем Ульяна уви­дела саму себя. Федя возражает, что баба Ульяна еще не умерла. Но Ильюша ответил, что год еще не кончился. Если посмотреть на нее, то непонятно будет, «в чем душа держится».

Мальчики увидели белого голубка и предполо­жили, что это летит на небо праведная душа.

Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша от­ветил, что это удивительный человек, который при­дет, когда наступят последние времена. Ему ничего нельзя будет сделать, он будет соблазнять народ. Тришка - это антихрист.

Во время солнечного затмения началась силь­ная паника. Ситуация усугубилась еще и тем, что издали все увидели человека со странной головой. Все подумали, что это идет Тришка. «А человек- то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».

Мальчики засмеялись и приумолкли. Над ре­кой кричит цапля, дети обращают на ее крик вни­мание.

Павлуша вспоминает о том, что в яме с водой в позапрошлом году утопили Акима-лесника во­ры, и душа его жалуется.

Поэтому, если проходить мимо, можно услы­шать стон.

Мальчики начинают говорить о лешем, о лягуш­ках. Разговор увлекает их, они спорят. Павел со­брался за водой. Ильюша предостерегает его, го­ворит, что может утащить водяной.

Именно это и случилось с Акулиной после че­го она сошла с ума.

Потом Костя вспоминает мальчика Васю, который утонул в реке. Его мать, Феклиста, очень любила сына. Она словно предчувствовала, что сын погиб­нет от воды. Утонул он как раз тогда, когда мать была рядом. С тех пор Феклиста тронулась умом.

Возвращается Павел и говорит, что слышал Ва­син голос. Тот звал его. Однако Павел успел уйти, даже набрал воды. Федя говорит, что звал его во­дяной. Ильюша замечает, что это плохая примета. Однако Павел возражает: «своей судьбы не мину­ешь», поэтому не стоит обращать внимания.

Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Насту­пает чудесное утро, которое описано очень по­дробно. Автор уходит от костра. Позднее автор узнал, что в том же году Павел погиб. «Он не уто­нул: он убился, упав с лошади». Автор с жалостью говорит, что Павел был замечательным парнем.

4.8 (95%) 12 votes

Здесь искали:

  • бежин луг краткое содержание
  • краткое содержание бежин луг
  • краткое содержание бежин луг тургенев

/ / «Бежин луг»

Иван Сергеевич Тургенев – автор известного цикла рассказов «Записки охотника», в него входит и то произведение, которое нас сейчас интересует. «Бежин луг» - рассказ, впервые увидевший свет в 1851 году, ярко и образно переплетающий черты романтического направления и реализма. Реальная жизнь героев на страницах этого творения сливается с живописными картинами природы, легендами и преданьями.

Что же, посмотрим, о чем этот рассказ? Стоял теплый вечер июля. Рассказчик охотился за тетеревами. Добычи было много, герой довольный возвращался домой. Сгущались сумерки. Охотник сбился с пути и оказался в совершенно незнакомом месте. Надеясь только на удачу и ориентируясь по звездам, он брел, пока не оказался на равнине, именуемой в народе Бежиным лугом. Мужчина увидел вдалеке костер и сидящих вокруг него людей.

Подойдя поближе, он разобрал, что это были ребятишки, сторожившие лошадей. Помогали им в этом непростом деле две собаки. Рассказчик остался с ними переночевать и удобно устроился у костра. Он наблюдал за проявлениями природы в ночное время суток и с интересом вслушивался в беседу мальчишек, которых было пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.

Охотник не только предлагает нам, читателям, послушать разговор мальчишек, он живо и ярко описывает внешность каждого их них. Федя строен, его отличают тонкие черты лица. Мальчик красив собой. Павлуша же, наоборот, приземист ростом и неуклюж, волосы его черные, а глаза – серого оттенка. Что касается Илюши, то рассказчик сразу отмечает его вытянутое лицо, создается такое впечатление, что ребенок немного слеповат. Костя задумчив и печален, рассказчику показалось, что глаза мальчика таят в своей глубине что-то большее, чем то, что может высказать его язык. Только вот младшего мальчугана Вани мы не видим портрета, он всю ночь проспал.

Мальчишки для развлечения рассказывают страшные истории, охотник же, притворившись спящим, внимательно их слушает. И вот что узнает.

Первым свою историю поведал Илюша. Мальчик рассказал, как однажды с другими ребятишками заночевал на бумажной фабрике. Ночью творилось что-то невообразимое: кто-то стучал, ходил, распахивал двери. Ребята решили, что это был домовой, и очень испугались.

Пришел черед Кости. Паренек вспомнил историю о плотнике по имени Гаврила. Однажды мужчина, собирая в лесу орехи, заблудился, да так и проплутал до ночи. Делать было нечего, остался ночевать. Мужчина погрузился в сладкую дрему, из которой его вывел чей-то окрик. Оказалось, Гаврилу звала русалка, приютившаяся в ветвях дерева. Плотник от испуга перекрестился, чем очень разозлил ночную гостью. Русалка же навела на Гаврилу печаль, с тем пор он постоянно был не весел.

Рассказы мальчишек сопровождались разными звуками, доносившимися из леса, это добавляло жути, но истории не заканчивались.

Все тот же Илюша вспомнил о покойном барине, которому тесно в своей могиле и он ищет разрыв-траву. В Варнавицах его часто встречают. Костя был удивлен: мальчик думал, что встретить покойников можно только в родительскую субботу.

Ночные звуки наталкивают мальчишек на разные воспоминания. Так после крика цапли они вдруг заговорили о лешем. Костя вспомнил, что он когда-то его слышал. Илья же со знанием дела объяснял: леший немой, он может только хлопать в ладоши, так что услышать его крики никак нельзя.

Мальчишки перестали рассказывать страшные истории только к утру. Рассказчик же крепко уснул. Поднялся, правда, он еще до рассвета. Не стал будить ребят, только кивнул на прощание проснувшемуся Павлуше. И пошел своей дорогой вдоль реки.

План пересказа

1. Описание картин природы.
2. Охотник, заблудившись, знакомится с мальчиками, пасущими коней в ночном.
3. Рассказчик слушает рассказы детей о нечистой силе, поверьях.
4. Наутро охотник прощается с мальчиками. Через некоторое время он узнает о дальнейшей судьбе Павлуши.

Пересказ

Июльским днем рассказчик охотился в Чернском уезде Тульской губернии. Когда стемнело, охотник понял, что заблудился, и только выйдя к реке, определил, где он. Это был Бежин луг. Внизу, под холмом мелькали огни и копошились люди, и он решил спуститься к ним.

Это оказались крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун. Немного поговорили, охотник прилег под куст недалеко от костра и стал слушать рассказы мальчиков. Всего их было пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, было лет четырнадцать. Он был стройным, красивым, с кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой улыбкой. По всем приметам он принадлежал к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а ради забавы. Второй мальчик, Павлуша, имел всклокоченные черные волосы, серые глаза, бледное рябое лицо, большой рот и огромную голову. Вся его одежда состояла из простой рубахи и заплатанных портов. У третьего, Ильюши, было довольно незначительное лицо: вытянутое, подслеповатое, выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Его желтые, почти белые волосы были упрятаны под войлочную шапочку. На нем были новые лапти и онучи, а толстая веревка стягивала его черную свитку. Ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет. Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, с задумчивым и печальным взглядом. Лицо у него было небольшое, все в веснушках, на нем выделялись большие черные блестевшие глаза. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно. Последний, Ваня, лежал на земле под рогожей и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Ему было всего лет семь.

Они сидели вокруг костра с котелком, в котором варилась картошка, постепенно разговорились. Ильюша рассказывал о домовом: после смены человек десять заночевали в рольне. Ночью услышали наверху чьи-то шаги, потом дверь открылась, но там никого не оказалось, только вдруг одна из форм поднялась в воздух и опять встала на место. Все перепугались и друг под дружку полезли.

Затем Костя рассказал историю, которую узнал от тети. Слободской плотник Гаврила однажды пошел в лес по орехи и заблудился. Задремал он под деревом и вдруг слышит, что его кто-то зовет. Смотрит, а на дереве сидит русалка и зовет его к себе, и смеется. Гаврила уже поднялся, но вот Господь его надоумил — перекрестился он. Русалка перестала смеяться и заплакала. Гаврила спросил, отчего она плачет? Русалка ответила, что если бы он не перекрестился, то жил бы с ней в радости, а теперь будет убиваться до конца дней. Ответила и пропала. С тех пор Гаврила невеселый ходит.

Тут сварилась картошка и все, кроме Вани, стали есть. Ильюша рассказал ещё одну историю, произошедшую на прорванной плотине, где когда-то был похоронен утопленник. Приказчик отправил псаря Ермилу на почту. Задержавшись в городе, возвращался он ночью, хмельной. Проезжая через плотину, увидел на могиле утопленника белого барашка. Подумал, зачем добру пропадать, и взял барашка себе. Лошадь от него шарахалась, не хотела его с барашком подпускать, но все же он сел и поехал дальше. Едет и смотрит на барашка, а тот тоже на него смотрит, и вдруг неуютно стало псарю, не смотрят так барашки. Он его погладил и говорит: «Бяша, бяша!» А баран ему в ответ: «Бяша, бяша!»

Тут возле костра разлаялись собаки и умчались прочь от огня. Все повскакали, а Павлуша смело кинулся за собаками. Вскоре он вернулся, а собаки следом за ним. Ильюша снова начал рассказывать про свои Варнавицы. Однажды там, говорят, старого покойного барина видели. Еще баба Ульяна, сидя ночью в родительскую субботу на паперти, увидела, как идет мальчик — Ивашка Федосеев, который потом помер, а за ним баба. Пригляделась, а это она сама...

Помолчали немного, и Павлуша рассказал, как у них в Шаламове «солнца видно не стало». И по деревне поползли слухи, что самого Тришку увидят. Тришка — это такой удивительный человек, которого никто поймать не сможет и ничего ему сделать нельзя. И вот, когда наступило «предвиденье небесное», все высыпали на улицу, ждут Тришку и тут видят: идет с горы человек, а голова у него такая удивительная. Все перепугались и попрятались. А оказалось, что это их бочар, Вавила, купил жбан и надел его на голову.

Все мальчики замолчали, и вдруг над рекой раздался резкий болезненный крик. Павлуша объяснил, что это кричит цапля. Тут Костя спросил, не знают ли они, кто стонал жалостливо-жалостливо в глубокой яме по дороге между Каменной грядой и Шашкино? Павлуша объяснил, что там в прошлом году воры утопили лесника Акима. Ильюша вспомнил, как на днях один мужик видел лешего, который водил его по лесу. Он большой, темный, глазищами глядит и моргает.

Зашел разговор об Акулине, которую вытащили из речки, и с тех пор она не в себе. Костя передал слух, что она сама в речку кинулась, потому что ее обманул полюбовник. И что в этой речке утонул мальчик Вася, а как это случилось, до сих пор никто и не знает. Вернулся Павел, рассказал, как его звал Васин голосок. Все притихли и стали укладываться. Так незаметно прошло три часа.

Через некоторое время повествователь узнал, что в том же году Павлуша убился, упав с лошади.

Герой-рассказчик «Бежина луга» - дворянин, увлекающийся охотой, - в один из жарких июльских дней отправился в Чернский лес Тульской губернии пострелять тетеревов. После хорошей охоты в хорошем настроении герой продвигался к дому, но уже вечерело, и он сбился с пути.

Грозовой тучей приближалась ночь, а путник всё плутал и чуть не угодил в бездну. Но вдалеке увидел два огонька и какие-то тени. Это были крестьянские дети. Герой пристроился у костра рядом с ребятами и с удовольствием стал любоваться дивной летней ночью и наблюдать за детьми.

Старшему Феде, белокурому симпатичному пареньку, было четырнадцать лет. По всем признакам он был из зажиточной крестьянской семьи. Он пас лошадей не из нужды, а ради развлечения. Одет был опрятно, добротно, и даже сапоги были на нём не отцовы, а сшитые специально для него.

Второй мальчик Павлуша внешне был неказист - рябой и бледный, с чёрными глазами и с непропорционально большой головой. Одет был просто, да и штаны носил заплатанные. Но рассказчику понравился больше всего своей силой и умным выражением глаз. Ему было лет двенадцать на вид. Столько же - Ильюше, мальчику с подслеповатыми глазами и озабоченным видом.

Костя десяти лет сидел задумчиво и печально, как будто желая что-то сказать и не находя слов. И был ещё один кучерявый мальчик Ваня семи лет, которого не сразу можно было заметить: он спал под рогожей на земле.

Временное замешательство ребят после того, как путник притворился спящим, отступило, и они продолжили начавшийся ранее разговор про домового. Ильюша рассказывал про то, что слышал вместе с компанией ребят ночью на фабрике домового. Тот, мол, как про него вспомнили, заходил, закашлялся, стал открывать дверь и двигать форму чана.

Костя решил рассказать про слободского плотника Гаврилу, который однажды пошёл за орехами в лес, заблудился и заснул. Проснулся от зова и смеха русалки. Перекрестился, а она вдруг заплакала и наказала ему до конца жизни мучиться, как она мучается сейчас от крестного знамения. Гаврила дорогу из лесу нашёл, но с тех пор стал мрачным.

Ребята поели сварившейся картошки, и разговор продолжил Ильюшка. Его рассказ был про случай в Варнавицах: в глухих оврагах в этих местах был утопленник похоронен, о чём свидетельствовал еле заметный бугорок. Однажды псарь Ермила ехал мимо этого места хмельной. На бугорке заметил белого барашка да взял его с собой. А по дороге они смотрели друг другу в глаза, и барашек вдруг повторил за Ермилой: «Бяша!»

Как только Ильюшка это произнёс, всполошились собаки, залаяли, и Павлуша убежал успокаивать лошадей. Вернувшись, пояснил, что думал, будто там волк. Барин подивился такой храбрости и силе мальчика и невольно залюбовался им.

Ребята вновь заговорили про Варнавицы, которые имели репутацию «нечистого места». Про старого барина, который бродил в тех местах и искал «разрыв-траву», потому что могила на него давила. Разговор зашёл о покойниках, и всё тот же знаток страшных историй Ильюшка заверил ребят, что будущих покойников можно возле церкви увидеть в родительскую субботу. Привёл примеры из жизни.

Павел, в свою очередь, поведал о небесном предвиденье, во время которого, говорили, Тришка придет. Тришка - удивительный человек, который от любой трудности спасти сумеет волшебным образом. Павлуша рассказал о том, как в деревне его раз решили, что наступили последние времена - увидели, что человек с горы спускается. Перепугались, а это был бочар Вавила со жбаном на голове. Ребята от такого рассказа покатились со смеху.

Вдруг пронзительно закричала цапля, и все замолкли. Вспомнили теперь про мальчика, Акима-лесника, которого раньше где-то здесь утопили воры. А потом про Акулину-дурочку, которую в воду водяной утащил и красоту у неё забрал. Павел захотел зачерпнуть воды из реки, и ребята стали его предостерегать от встречи с водяным. Про маленького Васю также вспомнили, который в той реке утонул. Когда же Павел вернулся, то признался, что слышал голос Васи в реке. Тот его звал. Ребята решили, что это плохая примета.

Барин задремал под истории ребят и проснулся, когда начиналось утро. Он пошёл домой, любуясь первыми лучами солнца. Но после с неохотой прибавил в адрес читателя, что Павел всё-таки умер в тот же год, но не утонул, а упал с лошади.

  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

Бывают такие литературные произведения, относительно которых неуместно звучат слова «краткое содержание». «Бежин луг» Тургенева - одно из них. Если сравнивать этот рассказ с живописным полотном мастера, то вы не увидите там плотных мазков насыщенной масляной краски, тщательно «выписанных» деталей. Все прозрачно, мимолетно, как сама жизнь.

Не случайно таких изменяющихся, взрослеющих персонажей подобрал в свой рассказ Иван Тургенев. «Бежин луг» - это и вольница, и огромный мир детства для мальчишек: Вани (7 лет), Ильюши (12 лет), Кости (10 лет), Павлуши (12 лет) и Феди (14 лет). Отдельными штрихами мастера индивидуализирует Иван Сергеевич ребят: Федя - стройный, красивый мальчик из зажиточной семьи; Павлуша - с обычной внешностью, но с ощутимой внутренней силой; подслеповатый и горбоносый Ильюша закомплексован и ведомый по своей сути; Костя - задумчивый и печальный; Ваня же, самый маленький, устав, засыпает, не участвуя в разговоре.

Писатель - безусловно, фаталист, поэтому он создает романтическое ощущение неповторимости и необратимости этого летнего вечера. Ведь мальчишки вырастут, станут другими. Не в этой ли грации «рисунка на песке» таит рассказ свое краткое содержание?! «Бежин луг» Тургенева запечатлел словами охотника, волей случая подслушавшего детский разговор у костра, эту ночь, отблески пламени, одухотворенные лица маленьких рассказчиков, развевающиеся на ветру гривы коней, звезды, догорающие у них в зрачках. Позже впечатление мимолетности, «акварельности», усилится от того, что, читая мини-эпилог рассказа, мы узнаем - Павел вскоре убьется, упав с лошади.

Проследуем же за замыслом рассказа, представив его краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева начинается с того, что рассказчик «от автора», охотясь под Тулой в Чернском уезде, заблудился и к вечеру вышел на степной простор. Он увидел вышеперечисленных ребят, выведших ночью коней пастись в степь (в ночное). Мальчишки рассказывали разные наивно-таинственные истории. Ильюша - о домовом, которого слышал, ночуя на бумажной фабрике. Костя - о встрече плотника Гаврилы с русалкой. Ильюша - инфернальные «страшилки» про псаря Ермила и про бабу Ульяну. Ильюша - о Тришке, являющемся при солнечном затмении. Все это мальчишкам кажется загадочным и значительным. Уже под самое утро, проговорив ночь, они пытаются определить разницу между лешим и водяным. Костя повествует о мальчике, которого утащил водяной. Только под утро ребята засыпают. Формально вышеперечисленной последовательностью историй автор определяет краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева, таким образом, предстает своеобразной поэмой в прозе - о природе, о детстве, а в широком смысле - о красоте Родины.

Возвратимся же к аналогии рассказа Тургенева с акварелью, - легкой, мимолетной и потому - прекрасной. Произведение не несет в себе документальности. В нем нет аналитических рассуждений. Но оно, безусловно, несет в себе настроение. Взрослый читатель наверняка ощутит тоску о том, что детство прошло, и он находится уже далеко от бесхитростных и чистых мальчишечьих грез и фантазий, о том, что не укрыться ему ночью степной ковыльной травой, не вскочить посреди ночи на коня и не помчаться по степи навстречу ветру вслед за мальчишками. Ему станет грустно от того, что детство ушло, словно растаявший под утренними лучами солнца ночной туман.

Про рассказ Тургенева «Бежин луг», наверное, можно сказать словами великого Пушкина, что в нем пронзительно чувствуется «русский дух». И в описании ночной степи, и в приглушенном разговоре мальчишек неуловимо и по-тургеневски гармонично «Русью пахнет». Примерно так же о Тургеневе писал Салтыков-Щедрин, заметивший, что после знакомства с произведениями Ивана Сергеевича «легко верится», «легко дышится», жизнь кажется гармоничней и совершеннее.

Loading...Loading...