Православный мир: что такое Соборование в церкви. Таинство исцеления

В церковной практике существует множество различных обрядов и таинств, которые имеют свое особое предназначение. Одно из них - Соборование. Что это такое, как происходит обряд, как к нему подготовится и что нужно знать - обо всем этом и пойдет речь в данной статье.

Что это такое?

Прежде чем разбираться, как приготовиться к Соборованию, стоит уяснить, что же это такое. Так, Елеосвящение (или же Соборование) - это особое которое предназначено для душевнобольных или людей с тяжелыми болезнями для их исцеления. Все происходит путем семикратного помазания елеем, а также прочтением особых молитв. Почему же данное таинство носит такое название - Соборование? Потому что для этого нужны несколько священников, т. е. собор.

Зачем это нужно?

Стоит сказать о том, что сами болезни, по религиозной версии, являются следствием греховной жизни человека. Данный же обряд призван в первую очередь простить грехи и посредством этого излечить больного от недуга. Однако может возникнуть вопрос: ведь для отпущения грехов существует таинство Исповеди? Но ведь есть грехи, о которых человек забыл или не упомянул, или даже не считает свое действие греховным. Вот все эти нюансы и учитываются на таинстве Соборования.

Кому это доступно?

Кто же может собороваться? Так, это любой крещенный православный человек. Однако детей до 7 лет данному таинству не подвергают. Стоит сказать о том, что у большинства людей существует неправильное мнение, что Соборованию подлежат только умирающие, которым нужно отпустить грехи (вариация: после соборования человек в краткие сроки умрет). Это совсем не так, данное таинство призвано очистить от грехов и вернуть к жизни, а не отправить человека в иной мир.

Подготовка

Итак, как приготовиться к Соборованию правильно? Что для этого нужно знать?

  1. Очень важно получить благословение священника для такого важного таинства.
  2. Нужно узнать, когда же оно будет проводиться. Необходимо также будет записаться в очередь.
  3. Приобрести свечу в свечной лавке при церкви.
  4. Принести с собой в храм бутылку растительного масла и салфетку (для обтирания остатков елея).
  5. Лучше предварительно исповедаться.

Временные рамки

Итак, Соборование. Когда проводится данное таинство? Стоит сказать о том, что в течение Великого поста оно может проводиться несколько раз. Однако возможны ситуации, когда от данного правила отступают, и таинство проводится тогда, когда человеку это крайне необходимо.

Место

Как приготовиться к Соборованию? Так, нужно знать, где может происходить данное таинство. Во время Великого поста все действия священник проводит в храме. Если же человек не имеет возможности дойти до церкви, то Соборование возможно провести дома, у постели больного или умирающего.

Как происходит само таинство?

Разобравшись, как приготовиться к Соборованию, также важной для многих будет информация о том, как именно проходит само таинство. Так, священнослужитель будет читать по семь текстов из Евангелия и Апостольских посланий. После каждого прочтения священник обязательно должен помазать чело, щеки, руки и грудь человека, которого соборуют, священным маслом - елеем. После прочтения последнего стиха батюшка возлагает на голову больного раскрытое Евангелие и молится о прощении всех его грехов.

Нюансы

У людей также могут возникать иные вопросы относительно данного таинства. Итак, как еще должна проходить подготовка к Соборованию?

О масле

Если было проведено Соборование в 2014 году, что делать с маслицем, которое осталось? Как долго его можно использовать? Считается, что срока годности у него нет. Время от времени человек сам может крестообразно мазать ним свои больные места. Можно его также добавлять в пищу. Священнослужители говорят, что если использовать елей с верой и благоговением, то на каждого такого человека снизойдет благодать Божья.

Соборование – это таинство, исцеляющее душу и тело. Оно относится к семи Таинствам в христианской церкви и совершается, чтобы избавить верующего от духовных и телесных заболеваний. Соборование позволяет отпустить грехи, о которых сам человек забыл или совершил по недоразумению, то есть «невольные». В священных книгах это таинство называется обычно елеосвящение.

Так как таинство часто совершает «собор» – несколько священников, то в православии используется название «соборование». Что это и для чего проводится, должен знать каждый верующий.

Совершают таинство несколько священников обычно семь, но всё чаще елеосвящение проводит один священнослужитель.

Соборование проводится в определённых случаях. Вот как разъясняют церковные правила, кому нужно собороваться и когда это можно делать:

  • при болезни (в любое время);
  • перед смертью (также в течение всего года);
  • перед Великим и Рождественским

Кто может собороваться

Суть таинства объясняет, зачем нужно собороваться, – это полное исцеление верующего от грехов, скорби и болезней. При этом телесное выздоровление становится результатом исцеления духовного после покаяния и искреннего обещания вести жизнь в соответствии с Божиими после прощения всех грехов. Просьбы об этом неоднократно повторяются в молитвах, которые читаются во время соборования.

Поэтому, в первую очередь, соборование проходят люди, больные духовно, те, которые находятся в скорби или депрессии, потеряли веру, также имеющие телесные заболевания. Если болезнь тяжёлая, затянулась, то таинство можно проводить до тех пор, пока больной не поправится. По свидетельствам тех, над кем оно проводилось , облегчение в большинстве случаев наступало сразу же после обряда. Зачастую больные даже исцелялись совершенно после соборования. Причём речь идёт не только о телесных заболеваниях, но и о душевных недугах, сильном горе, утрате веры в Бога и в себя, других духовных скорбях, которые не проходят после исповеди.

Соборование умирающего христианина вместе с последней исповедью готовит душу к отхождению в загробный мир.

Чтобы пройти этот обряд, нужно знать, кому можно собороваться. Для этого необходимо:

  • быть крещёным верующим христианином старше 7 лет;
  • находиться в сознании (не быть в агонии, коме, помутнении рассудка, алкогольном опьянении).

Женщин не соборуют во время менструации.

Нет единого мнения, можно ли соборовать здоровых людей. Однако считается, что в современной жизни сложно избежать духовных заболеваний – недостатка веры, мирских печалей, прегрешений и пр. Поэтому церковь рекомендует принимать соборование в Рождественский пост или Великий.

Подготовка к таинству

К таинству елеосвящения нужно подготовиться и знать, как проходит соборование. Его не проводят спонтанно, поэтому нужно заранее записаться на обряд в церкви либо пригласить домой священников (особенно если речь идёт о тяжелобольном или умирающем христианине).

Специально соблюдать пост перед соборованием необходимости нет, если оно совершается не в дни Великого или Рождественского поста, когда соблюдение ограничений поста само собой разумеется для истинно верующего христианина.

На соборование нужно попросить благословение у священнослужителя. Перед событием желательно исповедаться. Но можно пойти на исповедь и после таинства. Также после соборования нужно причаститься.

Как происходит обряд

Помазание совершается елеем – освящённым в церкви растительным маслом, предпочтительно оливковым. Это масло - древнейший христианский символ, с древних времён оно не только употреблялось в пищу, но и считалось лекарственным и даже косметическим средством, а также использовалось в светильниках.

Если елея было много, это воспринималось как Божье благословение. Перед служением и царствованием им помазывали священников, пророков, царей. Известно, что святые апостолы использовали елей при молитвах за их исцеление. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

Сам обряд соборования начинается с благословения священнослужителем. В настоящее время в православной церкви таинство чаще всего совершает один батюшка, несколько (семерых) приглашают, в том числе на дом, в особых случаях, например, к умирающему.

После этого читается канон (молитвенный гимн) и ектения (молитвенное прошение). Во время иерейской молитвы происходит освящение елея.

Затем батюшка читает семь отрывков из Евангелия и Апостола. После каждого из них читается ектения и тайносовершительная молитва , при чтении которой и происходит крестообразное помазание елеем, растворённым в вине, частей тела соборующегося:

  • ноздри;
  • щёки;
  • губы;
  • грудь;
  • руки.

Весь обряд повторяется семь раз.

После последнего помазания священнослужитель кладёт соборующемуся на голову Евангелие, читает разрешительную молитву, тем самым получая от Бога власть отпустить забытые и невольные грехи верующего, когда проводится соборование.

В католической церкви также совершается елеосвящение, которое имеет небольшие отличия от православного обряда.

Конечно, соборование не гарантирует полного исцеления, если сам человек не верует или неискренне раскаивается в своих грехах. Молитвы об исцелении начинаются с просьбы о прощении грехов, которая идёт от души. Если же грехи слишком тяжки, а к таким относятся, например:

  • блуд, прелюбодеяние;
  • отказ от веры, в т. ч. обращение к оккультным наукам и другим религиям;
  • убийство и др.

То прежде необходимо прибегнуть к таинству покаяния. Истинно верующий человек знает, что такое соборование, и как оно проводится, поэтому не имеет права «забыть» какие-то грехи во время в расчёте на то, что они простятся через обряд елеосвящения. Раскаяние в своих прегрешениях должно быть искренним, идти от сердца, тогда христианин может быть исцелён волей Божией.

История елеосвящения

Таинство елеосвящения упоминается в апостольских посланиях, где говорится о больных, которые уже не могут прийти в храм. Но с IV века началась практика соборования не в доме христианина, а в церкви. В Х веке стало принято совершать обряд не только над больным, но и над его домочадцами и даже домом. Такое общее соборование проникло на Русь из Греческой церкви в XVII веке. Первоначально его совершали в Великий Четверг и Великую Субботу.

Стоимость таинства

Что касается стоимости таинства, то нужно помнить древнюю истину, что церковь - не рынок. Но также надо помнить, что труд, в том числе священнослужителя, должен оплачиваться, ведь он требует не только физических, но и моральных затрат. Обычно храм сам устанавливает , сколько стоит соборование, но в большинстве церквей негласно принято брать плату посильную, сколько человек может заплатить. Если же верующий находится в крайней нужде или в другой исключительной ситуации, то батюшка может принять решение совершить соборование без платы, во славу Божию. Как бы то ни было, вопрос цены всегда можно обсудить со священником вашей церкви.

Что такое Соборование?

Соборование (или Елеосвящение) - это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Таинство Елеосвящения называется Соборованием, потому что для его совершения собирается, как правило, несколько священников - собор.

Зачем надо собороваться?
- По учению Церкви, источник болезней заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:3-11). В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5:15). Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения.

Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений. Веруем, что ради молитв Церкви в Таинстве Елеосвящения больному отпускаются грехи, разрешение от которых он не мог по¬лучить в Таинстве Покаяния: грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроя; грехи, совершенные в неведении; грехи, бывшие причиной болезни, но о которых больной не знал; грехи, которые больной по тяжкой немощи своей не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами. Все эти и подобные им грехи благодатью Божией от-пускаются болящему через Таинство Елеосвящения.

Может ли Соборование приблизить смерть человека?

Не может. Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность.

К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному действию Божьей благодати. Люди, подверженные суевериям боятся Соборования, считая, что это «последнее Таинство и оно ускорит кончину их самих или родственников, его принимающих. Ни в коем случае нельзя верить и таким предрассудкам, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских отношений, не должен ходить в баню, принимать лекарства и т.п. Эти фантазии подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей.

Как подготовиться к Соборованию?

Надо получить благословение священника на Соборование. Узнать, когда оно проводится, прийти к определенному времени, записаться в свечной лавке, сообщить свое имя, купить свечу. Если есть возможность, перед Соборованием желательно заранее исповедоваться в том, что осознается как грех.

Когда бывает Соборование?

В течение Великого поста соборование совершается несколько раз. В случае необходимости оно может быть совершено в любое другое время.

Обычно Соборование совершается на дому у постели болящего, но во время Великого поста оно происходит в храмах. В этом случае слова апостола Иакова: «болен ли кто из вас» (Иак. 5:14),- принимаются в широком значении, то есть разумеются не только телесно больные, но и страждущие душевно, - имеющие скорбь, уныние, тяжесть от греховных страстей.

Надо ли поститься перед Соборованием?

Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Великий пост, то его соблюдение - это обязанность любого православного христианина.

Кто может собороваться?

Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.

Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?

Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Можно ли соборовать младенцев?

Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?

Надо пригласить священника на дом.

Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

Соборование не отменяет и не заменяет Таинство Покаяния. Если после Соборования вспомнился грех, то его нужно исповедовать.

Что делать с маслом, оставшимся с прошлогоднего Соборования?

Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться - крестообразно наносить на больные места, можно добавлять его в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

Можно ли святым маслом мазать больные неблаговидные места?

Человека сотворил Бог и ничего скверного в нем нет, поэтому разрешается мазать любое место, когда оно болит. Но обычно, святым маслом с молитвой крестообразно помазывают следующие части тела: лоб, щеки, грудь, ладони и кисти рук, голени.

Что делать после Соборования?

После Соборования необходимо причаститься Святых Христовых Таин.

Что такое Соборование? Для чего оно проводится? Как происходит? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в нижепредложенной статье.

Что такое Соборование?

Соборование – одно из семи Таинств Православной Церкви. Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия.

Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а Великим постом все верующие стараются собороваться.

После соборования верующие стараются исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.

Соборование: Таинство исцеления души и тела

Таинство исцеления души и тела - такими словами можно передать суть таинства, которое известно у нас как Соборование, а в церковных книгах чаще называется Елеосвящением. Название «соборование» произошло от практики совершения этого таинства несколькими священниками - «собором».

С уважением, священник Антоний Скрынников.

Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек (ему 2 года) никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше.Спасибо заранее за ответ. С уважением Евгения

Отвечает священник Михаил Самохин:

Здравствуйте, Евгения!

Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста.
Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Совершение Таинства Соборовани

Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой.

В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два - апостолу Иакову, по одному - святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть - совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых.

Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи. В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь - по выздоровлении или же после всеобщего воскресения (см. Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36 - 38), а крест и Евангелие - на присутствие Самого Иисуса Христа. На пшеницу ставится пустой сосуд (кандило праздное), который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (см. Лк 10, 34). Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой (хлопчаткой), для помазания и столько же зажженных свечей. Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения (Требник, гл. 14) и затем, если больной еще не потерял сознания, совершается Таинство Елеосвящения, которое можно начать с ектеньи «Миром Господу помолимся…». Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых. Поэтому не следует придерживаться этого обычая. При отсутствии смертельной опасности для больного нет оснований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и покаяние желательны.

Дары, посылаемые Таинстве Елеосвящения

Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 - 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Первый дар - это исцеление телесное. Во время соборования за больного молится пресвитер Церкви или священник и помазывает его освященным Елеем так же, как апостолы при исцелении больных молились и иногда мазали их маслом. Кроме того, на соборовании собираются родственники и знакомые больного, которые вместе с пресвитером также молятся о здравии его. Молится, наконец, и сам больной, насколько ему позволяют силы. И общая всех молитва веры спасает болящего, и исцеляет его Господь, потому что молится здесь не один человек, а много, да еще и сам пресвитер, которому дана власть ходатайствовать перед Богом за людей. А Господь Сам обещал исполнить прошение, если будут просить Его о чем-нибудь двое или трое. Он сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). При этом все молящиеся, разумеется, должны иметь надлежащую веру и надежду на Бога, почему и сказано: «Молитва веры исцелит болящего» (Иак. 5, 15).

Второй дар, который посылается больному в Таинстве Елеосвящения, - это отпущение грехов. Ибо апостолом сказано: «Если он [болящий] соделал грехи, простятся ему» (Иак 5, 15). Конечно, человек в этом случае должен проявить сердечное сокрушение о своих беззакониях. Он должен привести на память всю свою жизнь, все свои неправды, все обиды, какие кому сделал. Припомнив все это, он должен раскаяться в своих неправдах от всего сердца, просить Бога о прощении их. Вместе с тем он должен простить и сам своим ближним, кто из них в чем виновен против него, кто чем-нибудь обидел его. Ибо он твердо должен помнить слова Иисуса Христа, которыми Он научал людей молиться Всевышнему: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6, 12), Все это больной непременно должен исполнить, ибо этого желает от людей Сам Бог.

Кто выздоравливает после Таинства Елеосвящения и почему?

Выздоровление людей от болезни после соборования часто совершается на наших глазах. Человеку постепенно становится все лучше и лучше, и он вскоре совсем выздоравливает. Для нас часто это бывает невидимо: мы думаем, что больной встал сам по себе, сам по себе выздоровел; на самом же деле здесь помогла исцеляющая сила молитвы. Недаром же сказано: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его. Господь…» (Иак 5, 15). Слово Божие не напрасно, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 37). И если Господь через апостола Своего сказал, что Он в Елеосвящении исцелит болящего, то, когда после елеосвящения больной выздоравливает, стало быть, он выздоравливает не сам по себе, а от того, что Господь помог ему.

Правда, не все соборованные выздоравливают. Иные из них и умирают. Но от этого нельзя еще говорить и думать, что соборование не помогает больному.

О том, какое облегчение в предсмертных страданиях может последовать за совершением сего Таинства, свидетельствует случай, описанный сельским священником Брояковским. Одну его благочестивую прихожанку Параскеву, шедшую в день святой великомученицы Варвары рано утром на службу, в нескольких шагах от храма укусила бешеная собака, нанесши большую рану на щеке. Искусанная немедленно была доставлена к знахарке в соседнее село. Священник, узнавший о происшедшем только через несколько дней, имел намерение отослать пострадавшую на бактериологическую станцию. Но ее родные воспротивились этому, успокоенные тем, что рана зажила и больная чувствует себя хорошо. И действительно, уже 19 декабря она говела в своей церкви, правда, выглядела слишком угрюмою. А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе - водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке. Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала « слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 - 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мирно, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.
Дети, несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу.

Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после Таинства Соборования, следующее.

Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому Таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же, и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его. Больной часто приступает к соборованию потому, что так принято у людей, так заведено. По тому же самому часто и родственники, а также и знакомые присутствуют при соборовании больного: Нехорошо не быть, стыдно от людей!» Стало быть, ни у кого из присутствовавших при соборовании нет ни достаточной веры, ни усердного прошения. А без этого-то не бывает и выздоровления. Ибо сказано, что больного исцеляет молитва веры, то есть вера, соединенная с молитвой.

Во-вторых, иногда Бог не посылает выздоровления человеку и ради пользы самого же, человека. Может быть, если бы человек выздоровел, он сделался бы великим злодеем и грешником, и душа его погибла бы. Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар - выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше. Но еще больше другой дар - отпущение грехов. Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни. Поэтому, православные христиане, не бойтесь прибегать к Таинству Елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть пособоруется не откладывая. А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание. Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь в Царстве Небесном. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.

Читайте также: (Соборования)

Духовный смысл Таинства Елеосвящения

Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается , но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.

Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха.

Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли «последним помазанием).

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем, страдая во Христе, – подлинно очищается и освящается.

При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять.

Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли » (Мк. 6, 12-13). Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте » (Мф. 10, 8). Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » (Иак. 5, 14-16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.

Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.

История и чинопоследование Таинства Елеосвящения

В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного.

До VI века Соборование совершалось в домах, затем – преимущественно в храмах, а с XIV столетия – и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня. Таинство могло совершаться над человеком неоднократно – в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам. В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой – в зависимости от обстоятельств.

Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками – во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. С VII -VIII веков Елеосвящение начинают совершать семь священников.

Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся – на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, – ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся – ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.

Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире – и в дни Великого поста.

Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике.

Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино.

Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания.

Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».

Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…». В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица. Затем поются тропари Христу, различным святым (апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову) и, в заключение, – Богоматери.

Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема. Звучат прокимен, Апостол, «Аллилуйя», Евангелие (для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения), сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая (каждый раз изменяемая) молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания. Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом.

Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви. В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью – в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике.

После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…». Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (такого-то), и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего.

Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения.

В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям – разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство.

Подготовлено по материалам книги П.Ю. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.

Loading...Loading...