Мифы о происхождении и жизни циклопов. Кто такие циклопы

Циклопы, киклопы - сыновья Урана и Геи, великаны с одним глазом посреди лба (название "киклопы" означает "круглоглазые"), мощные и дикие. Их имена: Бронт - "гром", Стероп - "молния" и Apг - "перун" - указывают на связь циклопов со стихийными силами природы (Hes. Theog. 139-146). Циклопы принадлежат к древнейшему поколению богов; они были сброшены Ураном в тартар, но Зевс освободил их и воспользовался их силой, мощью и сноровкой в борьбе с титанами, когда циклопы вручили ему громы, молнии и перуны (Apollod. I 2, 1). Они ковали Зевсу грозное оружие, что определило его постоянный эпитет - "громовержец". Вооруженный перунами Зевс, Посейдон получивший от циклопов трезубец, и Аид, которому достался шлем, одержали победу над титанами и стали властителями мира, кинув жребий и разделив власть.

Перебил циклопов Аполлон, в отместку за то, что те выковали перун, которым Зевс поразил его сына, бога-врачевателя Асклепия (III 10, 3-4). За это он был послан отцом служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где приумножил его стада и вместе с Гераклом спас от смерти жену царя Алкестиду.

У Вергилия циклопы - подручные Гефеста в недрах Этны, где они куют колесницу Марса, эгиду Паллады и доспехи Энея (Аеn. VIII 416-453). У Гомера циклопы - племя гордых, злых и не слишком умных великанов, они обитают в глубоких пещерах на острове Сицилия, не знают законов и ремесел, не пашут и не сеют, питаясь плодами, которые рождает сама земля. Единственное их богатство - стада. Знаменит рассказ Одиссея об ослеплении им циклопа Полифема, сына Посейдона и нимфы Тоосы, дочери морского божества Форкия (Od. IX 105-542).

Страшный и кровожадный великан с одним глазом Полифем-пастух живет в пещере, где у него сложен очаг, он доит коз, делает творог, питается сырым мясом. IX песнь "Одиссеи" Гомера посвящена приключениям Одиссея в пещере Полифема, который во время опьянения и сна был ослеплен героем, избежавшим участи своих спутников, съеденных Полифемом. Не зная настоящего имени своего обидчика, так как Одиссей назвал себя "никто", ослепленный великан, на зов которого сбежались соседи киклопы, кричит, приводя их в замешательство, что его ослепил "никто". Узнав от отплывающего Одиссея его подлинное имя, Полифем в ярости от того, что свершилось давнее предсказание оракула о его ослеплении именно Одиссеем, сбрасывает скалы на его корабли.

В эллинистической литературе у Феокрита (идиллия XI) Полифем изображен в забавно-ироническом духе, это вполне мирный пастух, над безобразием которого смеются девицы и который тщетно ухаживает за нимфой Галатеей, горюя о недостижимой любви. Миф о неудачной любви Полифема к Галатее и его страшной мести ее возлюбленному Акиду - у Овидия (Met. XIII 750-897).

Греческая мифология не является набором сказочек о приключениях богов и героев. осмысливал мир не так, как современный. Его мышление было в большей мере образным, чем логическим. Силы природы очеловечивались и тем самым впускались в мир людей. И миф о циклопах является, если выразиться по-современному, многосерийным.

Мировоззренческие меты

Их история начинается с момента, когда боги Олимпийцы, победив сторуких гигантов, собрались делить власть и миры между собой.

Было три брата: старший Посейдон, средний Аид и младший Зевс. В сражении все они проявили себя достойно и ничем не уступали друг другу. И тут (интересная деталь) выступают на первый план нравственные качества троих братьев. Не желали меньшие боги и мелкие божки видеть властителем небес ни мрачного Аида, ни грозного и нетерпеливого Посейдона. По правилам наследования небесами-то должен бы править Посейдон, но голос, оказывается, имели и другие бессмертные.

Циклопичные величины и циклопы

Затаил обиду Посейдон и предпринял некие действия для свержения своего младшего брата, а именно: пошел и силой вступил в брак с женой Кроноса и матерью всего сущего. Это был акт предъявления своих прав на высшую власть среди богов. Тонкость - ничего подобного Зевс не предпринимал. Его власть держалась не только на его могуществе, но и на согласии со всеми подчиненными богами. Пока Посейдон насиловал мать всего сущего, Зевс вместе с остальными обустраивал мир. Он, в том числе, помог титану Прометею сотворить людей. И вот наступил момент, когда Гея начала рожать наследников Посейдона - огромных, безобразных и одноглазых. Вот и первый ответ на вопрос о том, кто такие циклопы.

Без прикрас

Посейдон радостный мчал на остров циклопов, чтобы вместе с ними идти на Олимп и сменить, по его мнению, узурпатора.

А если не получится миром, то и свергнуть. И шли они прекрасным, свежо сотворенным миром. И он видел гармоничных людей, видел пасущихся лошадей, дубравы, полные прохлады и неги. И устыдился безобразности своих детей. Меньшие-то боги не смели открыто смеяться над старшим братом Зевса, но за своей спиной Посейдон слышал смешки. И отказался он от своих притязаний, потому что понял, в чем сила Зевса как властителя - в красоте им творимого мира. И вернул он своих детей на их остров, а сам погрузился в глубины океана, чтобы превзойти младшего брата в творчестве.

Почти боги

Современное народонаселение не в полной мере понимает само значение слова "циклопы". Люди просто отошли от природы и воспринимают миф как занимательную историю, в которой одна неудержимая фантазия, и больше ничего. Но над над их стадами и полями «круглоглазые» (перевод с греческого, прямое значение слова "циклопы") проходили с тяжелыми в которых сверкали молнии и гремел гром. Это могучие титаны и их младшие или играют, или сражаются между собой. Эти силы природы, будь они не обузданы богами, прекратили бы человеческую жизнь на Земле. Они не способны созидать. Они могут только буйствовать.

Циклопы символизируют крайнюю форму неразумности сил, которые многократно превосходят мыслимые приделы осознания человеком могущества как такового. И это, если переложить мифологию на современный логичный язык науки, действительно так. За один год грозы в средних широтах планеты Земля на одни только электрические разряды расходуют больше энергии, чем все человечество потратило за 100 последних лет.

Родословная

Но некоторые титаны стали на путь очеловечивания и потому способны стать, как и люди, богами. Ведь само слово «бог» имеет общую родословную со словом «быть». Таковым и был Прометей. Он понимает, кто такие циклопы, и отдаляется от своих близких сородичей, становится учителем людей. Прометей уже не косная сила и вхож к богам. Зевс его карает из зависти и совершенно не так, как остальных мегагигантов. Он, бессмертный, вознесен на скалу и прикован. И печень его клюет орел, но она восстанавливается за ночь, чтобы муки длились вечно. Но приходит человек, и смертной, и освобождает его. Позже Геракл был вознесен на золотой колеснице, на Олимп, где и сел за пиршественный стол вместе с богами.

Вот как понимали свое бытие на Земле древние люди. Смерти нет. А есть косность, которую каждый человек способен победить в себе и стать богом. Поэтому и принцип - познай себя.

Гомер описывает медный век

Прошли два века - золотой и серебряный. Люди стали могущественными, но нарушилось равновесие в их природе. Геройство стало приоритетом их существования. Они начали мериться своими силами с неимоверным энтузиазмом. Они, смертные, бросают вызовы даже богам. Мелкий речной бог молит о пощаде Ахилла, богини более высокого ранга просят у Париса решить возникший между ними спор, Аякс бросает дерзкий вызов самому Посейдону, усмиряющего титана по имени Океан и властвующего над ним.

Если понимать значение слова "циклопы" так, как понимали его древние, то становится ясным, какое большое различие между героем и человеком. Герои попали к циклопам, а не люди. И Одиссей - самый могучий из тех героев. Его смертная природа не запрет тому, чтобы он чувствовал себя не равным богам. Возможности у Одиссея не соизмеримо меньшие, чем у того же Посейдона, но их души равны. И они спорят друг с другом, как равные.

Примечательно то, как Гомер рисует циклопа Полифема. Ведь он не просто чудище, а сын Посейдона, именно того, с кем герой Одиссей ведет спор. Неимоверная телесная мощь уступает человеческим, но и истинно божественным качествам, которыми обладает душа героя. И хитрость не самая важная из них. Гибкость творческого ума - вот что отличает Одиссея от косных сил природы.

Божественное начало или олицетворение безумной косности

Невозможно себе представить, да Гомер и не дает никаких намеков на то, чтобы циклоп Полифем, олицетворение безумной косности, чему-либо смог научиться. В нем данное божественное начало просто отсутствует. Пришли гости, вернувшиеся с десятилетней войны, слава о которой катится по миру.

Но ему это просто не интересно. Ему напоминает Одиссей о законе гостеприимства. "Мы тебе много чего поведаем", - говорит герой. Но циклопа интересует исключительно мясо, которое приблудило в его жилище. И герой карает безумца.

«Никто! Никто меня обидел!» - орет на весь океан Полифем, а родичи не понимают его и расходятся, оставив наедине с бедой. А Одиссей начинает над ним насмехаться. И слепая ярость вздыбливает море. Но даже Посейдон не откликнулся на зов безобразного сына. Закон гостеприимства, закон стремления к познаниям и развитию - божественный закон. И властелин Океана признает справедливость победы героя.

Способны ли современные люди творить себе меты?

Это очень важный вопрос. Понять, кто такие титаны и кто такие циклопы, далеко не просто, но необходимо современным людям, если они действительно верят в свое личное бессмертие. При всем своем необозримом могуществе косные силы природы никогда не смогут стать богами. В них нет творческого начала. А в людях, во всяком случае во многих, оно есть. Стремиться к могуществу, позабыв, кто такие циклопы, это значит, превращаться в циклопов.

Могущественные силы ядерных и термоядерных тайн только кажутся подвластными человеку. По-настоящему их способно обуздать творческое, божественное начало. А по-иному - тупик, в котором не чтут законов гостеприимства, не чтут справедливости, не любят правду и правоту. В таком мире могут быть только циклопы, а не герои. Героев ждет Олимп, циклопов - кара.

Персонаж мифологии древних греков. Циклопов представляют либо некой отдельной расой, либо детьми богини земли Геи и древнего бога Урана, который олицетворял небо. Значение слова «циклоп» можно с древнегреческого перевести как «круглоглазый».

История происхождения

Образ циклопа мог сложиться на вполне реальных основаниях. Существует такой порок развития как циклопия, который встречается у позвоночных. Развивается это явление на первых стадиях беременности. Глаза плода формируются срощенными и помещаются в одной глазнице на средней линии лица. Встречается это нарушение невероятно редко, но в древние времена, когда человечество еще не знало науки, даже единичные подобные случаи могли лечь в основу мифа.

В начале ХХ века палеонтологи предложили другую версию. Черепа мальтийских карликовых слонов, которые люди находили в древности, могли подстегнуть их воображение и стать причиной возникновения мифа о циклопах. На таком черепе расположено центральное носовое отверстие, которое легко можно принять за громадную глазницу. На средиземноморских островах Крит, Киклады и прочих, где обитали древние греки, этих слоны как раз водились. Там же обитали полудикие племена пастухов, которые тоже могли стать прообразом народа циклопов.

Образ и характер

Описание самого известного в культуре циклопа Полифема у следующее. Это гигант с единственным глазом посреди лба, который живет в пещере. По характеру свирепый и жестокий, склонен к людоедству.

Царь , возвращаясь с Троянской войны домой, причаливает по дороге к острову и вместе со спутниками по незнанию останавливается в пещере циклопа. Полифем, обнаружив их там, берет Одиссея с товарищами в плен. Прежде чем Одиссей придумывает, как выбраться, Полифем успевает сожрать шестерых из команды.


Вооружившись колом, Одиссей выкалывает Полифему единственный глаз, когда гигант-людоед засыпает. После этого Одиссей с командой прячутся среди овец, которые ночуют в той же пещере и каждое утро выходят наружу. Впавший в ярость ослепленный Полифем ощупывает овец руками, прежде чем выпустить из пещеры, но не видит спрятавшихся под животами животных греков. Так Одиссею с товарищами удается сбежать.


Полифем мстителен. Узнав имя Одиссея, лишенный зрения циклоп взывает к отцу Посейдону, чтобы тот преследовал Одиссея и мстил тому. По другому мифу, Полифем убивает камнем возлюбленного нереиды Галатеи, которая отвергла его самого.

Экранизации

В 2013 году вышел фильм «Перси Джексон и Море чудовищ», где циклоп Тайсон – брат главного героя. Роль исполняет актер Дуглас Смит.

Еще один циклоп в фильме – мифологический Полифем, который здесь приставлен охранником к золотому руну. Этот Полифем использует руно для того, чтобы приманивать в собственное логово сатиров, которых потом съедает. Сатиров, по сценарию, от природы влечет к золотому руну, вероятно, по принципу общности: мифологическое руно - золотая баранья шкура, а сатир - лесное божество с козлиными ногами.


Главным героям же руно необходимо как артефакт, который позволит им решить некую проблему. Роль циклопа Полифема в фильме играет актер Роберт Мэйллет.

Персонаж-циклоп появляется и в приключенческом боевике «Гнев титанов», который вышел в 2012 году. Циклоп сопровождает главных героев к богу , с которым те желают встретиться. Роль эпизодическая, исполняет Мартин Бейфилд.


В 2008 году на американском телевидении вышел фантастический триллер «Циклоп», где действие происходит во времена Древнего Рима. В фильме чудовище-циклоп убивает торговцев, которые пытаются похитить козу. Затем циклопа ловит отряд солдат и доставляет в столицу, где персонажа запирают в тюрьме. Император Тиберий придумывает новую забаву - выпускать циклопа на гладиаторские бои. Циклоп убивает рабов, которых заставляют сражаться против него, пока один человек не вступает с чудищем в контакт. Научив циклопа говорить, раб понимает, что того можно использовать в борьбе против императора.


В 1958 году вышел американский приключенческий фильм «Седьмое путешествие Синдбада», где знаменитый Синдбад-мореход попадает на остров циклопов, сбившись с курса в тумане. На острове герои спасают волшебника, которого преследовал циклоп. Волшебник, однако, во время бегства кое-что потерял и хочет вернуться на остров, чтобы забрать это.

Древнегреческая мифология

По версии Гомера, которая изложена в поэме «Одиссея», циклопы – это отдельный народ. Свирепое одноглазое чудовище Полифем, ослепленное Одиссеем, – один из них. Это наиболее знаменитый в культуре циклоп, сын бога моря Посейдона.

Старшими среди циклопов считаются сыновья Урана и Геи, три брата-великана Арг, Бронт и Стероп, чьи имена переводятся как «Сияющий», «Громовой» и «Сверкающий». Отец Уран связал циклопов и сбросил тех в Тартар - глубочайшую бездну, которая находится под царством мертвых. Сделал он это сразу же после того, как сыновья появились на свет. Когда древний бог Уран был свергнут, титаны освободили циклопов, но позже их снова заковал бог времени Кронос.


В следующий раз циклопы вырвались из Тартара, когда бог-громовержец затеял бороться за власть с собственным отцом Кроносом и титанами. Мать Гея посоветовала Зевсу освободить циклопов, чтобы подключить тех к войне на стороне олимпийских богов. Циклопы и впрямь оказались полезны - выковали для Зевса громы и молнии, которые тот использовал как оружие: метал и поражал титанов. Циклопы обеспечили вооружением и прочих богов. получил от циклопов шлем, а - трезубец. Богиня и бог-кузнец Гефест научились у циклопов ремеслам.

Когда война с титанами закончилась победой олимпийских богов, циклопы остались на службе у Зевса и продолжали ковать оружие в пещере Гефеста. Один из этих кузнецов известен по имени - Пирагмон.

Когда бог виноделия устроил индийский поход, циклопы были среди тех, кто отправился с ним. А о циклопе Бронте говорится, что тот лелеял на коленях -охотницу, когда та была девочкой.

Виновником гибели циклопов стал бог-лучник . Зевс сразил сына Аполлона, врачевателя Асклепия, и сделал это молнией, которую выковали циклопы. Аполлон в отместку уничтожил тех, кто создал данное оружие. После того, как циклопы погибли, ковать оружие для Зевса стал сам бог Гефест.

Аримаспы, дивьи люди, сыроиды - "родственники" циклопов (киклопов)


Чем-то похожими на циклопов были описанные греческим поэтом и путешественником Аристеем из Проконесса в эпической поэме "Аримаспея" (в передаче Геродота) обитавшие на границе Гиперборейских гор аримаспы, а также жившие на Урале в подземных пещерах дивьи (дивии) люди - великаны с одним глазом, рукой и ногой, а также живущие где-то "за Дунаем" "сыроиды".
В тюркской и азербайджанской мифологии встречается одноглазое чудовище Тепегёз, в котором можно найти элементы мифа об Одиссее и Полифеме. Немецкий востоковед Генрих Фридрих фон Диц предполагал, что Гомер заимствовал миф о Полифеме у одного из огузских племён, услышав сказ о Тепегёзе (Википедия).

Циклопы (киклопы) - строители мегалитических сооружений

Циклопам, как сыновьям Посейдона, возводящего из морских глыб стены, дамбы и другие сооружения, приписывается строительство названных по их имени циклопических (киклопических) или мегалитических сооружений - в частности они считаются строителями мощных стен в Микенах и Тиринфе, сложенных из огромных неотёсанных камней (другими строителями мегалитических сооружений были великаны - волоты). В подтверждение этого нередко приводится аргивский миф, согласно которому семь чреворуких циклопов (гекатонхейров ?) пришли из Ликии к тиринфскому царю Прету и построили ему из громадных камней твердыни города.

Читайте мои статьи "Мегалитические сооружения – воздвигнуты до Потопа " и "Когда были построены мегалитические сооружения? "

На мой взгляд, сопоставление чреворуких циклопов с циклопами - морскими божествами в данном случае едва ли оправдано, несмотря на упоминание Гесиода в "Теогонии", что многорукие гекатонхейры (гекатонхейреры) Бриарей (Эгеон), Котт и Гиес жили в "глубочайших местах Океана". Как я показал в работах "Геката и гекатонхейры (гекатонхейреры) - многорукие и многоголовые боги и демоны из греческих преданий ", "Многорукие фоморы и ракшасы - гигантские разумные насекомые или радиационные мутанты? ", "Люди-насекомые индейцев хопи ", чреворукие циклопы (гекатонхейры), скорее всего, относились к разумным гигантским насекомым или членисторуким, тогда как циклопы - морские существа - к людям или змеелюдям-амфибиям, а, возможно, отчасти и к разнообразным мутантам. Кстати, различие чреворуких циклопов и других циклопов отмечается еще в космогоническом эпосе, в котором говорится что братья сторукие (гекатонхейры) и появившиеся на свет вслед за ними циклопы были сброшены в Тартар вместе. Весьма вероятно, что существовали разные типы циклопов или великанов . Это подтверждается скандинавским эпосом.

Любовные увлечения циклопов (киклопов)


В эллинистической поэзии имеются сентиментальные описания любовных увлечений циклопов. В "Идиллии" (XI) Феокрита (ок. 300-ок. 260 до н.э.) Полифем влюбляется в нереиду Галатею. Она отвергла его, так как любила красавца Акида. В приступе яростной ревности циклоп убил Акида, но Галатея превратила возлюбленного в сицилийскую реку, носящую его имя.
Этот миф получил поэтическую обработку также в произведениях Филоксена (ок. 435-380 гг. до н.э.), Каллимаха и Овидия и принадлежал к числу сюжетов, которые часто использовали античные живописцы (http://godsbay.ru/hellas/ziklopy.htm l).

© А.В. Колтыпин, 2011

При перепечатке данной работы гиперссылка на сайт или

Сыновья Урана и Геи, изготовившие стрелы для Зевса, с помощью которых он смог одолеть Кроноса - это циклопы. Во всех сказаниях и легендах, их описывали, как великанов с одним глазом в центральной части лба.

Значение слова «циклоп»

Мифологический словарь приводит следующее определение этого слова: «Циклоп - это одноглазое существо, порожденное Ураном и Геей, заключенное в недрах земли».

В мифологии Гомера циклопы - это неотесанные сыновья Посейдона, которые жили на острове Сицилия и занимались выпасом рогатого скота.

Энциклопедический словарь определяет киклопов, как отряд ракообразных, которые имеют один лобный глазок, и насчитывают более 250 разновидностей.

Циклопы в мифологии

Мифология повествует, что сразу после появления на свет, циклопы были обездвижены и сброшены в Тартар, отцом, который боялся погибнуть от рук детей. В подземном царстве они находились до момента освобождения титанами. Предводителем их стал Кронос - самый младший титан, появившийся в союзе Урана и Геи, являвшийся хранителем времени. Мать ему напророчила смерть от рожденных им детей, поэтому он их проглатывал сразу после рождения. Спасенных братьями существ он снова отправил в Тартар.

Женой Кроноса была титанида Рея. Однажды она воспротивилась такому положению дел и спрятала одного из своих сыновей - Зевса, а мужу подложила вместо него камень. Кронос проглотил камень, ничего не заподозрив. Когда Зевс стал взрослым, окрепшим юношей, он вступил в борьбу с собственным отцом. Наученный искусной женой Метидой, Зевс использовал против Кроноса зелье, которое заставило отца изрыгнуть его братьев и сестер:

  • Посейдона,
  • Аида,
  • Геру,
  • Деметру,
  • Гестию.

Под началом Зевса все дети Кроноса объединились и вступили в длительную войну с ним. Посоветовавшись с Геей, он помогает вернуться существами из подземного царства. За свое спасение циклопы соорудили Зевсу громы и молнии, которыми тот отбивался от Кроноса и титанов.

Циклопы сыграли большую роль в войне, помогли всем олимпийским богам:

  • для Аида ими был выкован шлем-невидимка;
  • для Посейдона - трезубец;
  • Афина и Гефест получили навыки в ремеслах;
  • получила золотой лук и стрелы Артемида.

Они продолжали служить олимпийцам и ковать оружие, когда Зевс вытащил из Тартара сторуких. Мифология Гомера описывает совершенно иное видение циклопов. Если в первой версии - это умные ремесленники, то во втором - простые пастухи, которые отличаются особой кровожадностью, но утратили свои первобытные навыки.

Их прародителем является Посейдон. Самый злобный великан - Полифем, живет в пещере и держит целое стадо коз. По прибытии команды Одиссея на остров, великан запирает людей в своем логове и готовится к их поеданию.

Победитель циклопов

Опираясь на мифы Древней Греции, убил циклопов - Аполлон. По окончании войны циклопы Бронт, Стероп и Пирагмон продолжили свою работу в кузнице в гроте Этны, попутно обучая ремеслу Гефеста. Согласно Аполлодору, сын Аполлона воскресил человека, за что был поражен молнией Зевса. В последствии разозленный бог умертвил циклопов за то, что они выковали эту молнию. Некоторые источники говорят о том, что Аполлон убил не самих существ, а их сыновей.

Согласно Гомеру, главный циклоп Полифем был убит Одиссеем. Хитрый царь, дождался, пока великан уснет, спрятавшись под тушами баранов, и ослепил его. Отбежав на безопасное расстояние, Одиссей сказал великану, кто был его противником. Злобный циклоп стал швырять в воду огромные валуны, чтобы убить беглецов, но попытка не увенчалась успехом. После этого изувеченный Полифем попросил помощи у отца - Посейдона.

Современная теория о происхождении образа

Все прообразы древних мифических существ были списаны с реальных персонажей. Первое поколение циклопов описывалось искусными кузнецами. В кузницах эллинов работники надевали на один глаз повязку, чтобы сохранить его от поражения горячими искрами.

Вторая версия связывает образ с наносимыми кузнецами сакральными рисунками в виде окружностей в области 3-го глаза. Эти круги являлись символами солнца и огненной стихии, наделяли хозяев необычными навыками и силой. Убийство этих существ символизировало снижение ценности профессии.

Во втором случае изображение циклопов говорит о злобных существах с одним глазом, промышляющих разведением овец и грабежом, попадающих на остров или проплывающих рядом судов. Второе поколение циклопов предположительно является прообразом обычных разбойников, которые носили на одном глазу повязку.

Loading...Loading...