Какие обязанности руководителей структурных подразделений. Должностная инструкция руководителя структурного подразделения образовательной организации. Как создать структурное подразделение – порядок действий

В своей известной книге «Эффективный управляющий»<*> Питер Ф. Друкер первую главу озаглавил: «Эффективности можно научиться». В заключении же он с уверенностью говорит о том, что «Эффективности нужно учиться».

<*> Друкер П.Ф. «Эффективный управляющий». - М.: Издательство «Вильямс», 2000. - 534 с.

Сделанные им предположение и вывод базируются не на пустом месте, поскольку научно-технический прогресс предусматривает не только внедрение новой техники и технологий, но и наличие высокого уровня компетенции и у руководителей производственных подразделений, и у менеджеров по персоналу. Задача последних состоит в оказании методической помощи в освоении современных систем и методов менеджмента как начинающим, так и действующим руководителям предприятия.

С этой позиции рассмотрим те проблемы, которые непосредственно касаются коллектива подразделения.

Роль коллектива в эффективном функционировании подразделения

Эффективность производственной деятельности структурного подразделения во многом определяется не столько усилиями отдельных его работников, сколько результативностью их совместного труда.

Коллектив несет бремя ответственности за определенную область производственного процесса и сам решает большинство практических вопросов, не дожидаясь подробных инструкций от менеджера. Подразделение может работать и на уровне высоких стандартов и «спотыкаться» на каждом шагу, теряя время и упуская имеющиеся возможности. В последнем случае для достижения поставленных целей необходимо совершить качественный переход от коллектива индивидуумов к слаженной и сплоченной команде.

Известно, что многообразие знаний и навыков у каждого работника подразделения не всегда способствует повышению результативности деятельности всего подразделения; более того оно может привести к возникновению ряда проблем.

Для повышения эффективности работникам необходимо освоить науку совместной работы, научиться объединять и концентрировать усилия, а не распылять их. Задача эта непростая, поскольку на работу в подразделение, как правило, приглашаются представители различных культур, придерживающихся специфических методов работы, что требует определенных подходов к организации их совместной деятельности.

Члены коллектива должны четко представлять поставленную перед подразделением общую задачу и рассматривать себя как часть единого целого. Они должны обладать способностью работать индивидуально, в то же время подчиняясь жесткой командной дисциплине.

Коллективом подразделения должно быть принято соглашение о принятии им административных и социальных аспектов рабочего процесса, устанавливающих порядок распределения заданий, определения перечня навыков, которые необходимо развить его членам, процедуры принятия и корректировки решений. По существу коллективу подразделения необходимо договориться о том, как оно будет выполнять рабочие задания, как именно будут объединены имеющиеся у каждого навыки и умения для решения поставленных задач, как будут формироваться взаимное доверие и разрешаться конфликты.

Практическая реализация изложенного выше во многом зависит от того, какой выбор сделает руководитель подразделения при определении стратегии управления подразделением, а также от той помощи, которую он получит от менеджеров по персоналу.

Место руководителя подразделения в структуре организации

Руководитель подразделения обычно классифицируется как менеджер среднего звена<*>. Его позиция находится на промежуточных уровнях властной пирамиды, поскольку он несет ответственность за деятельность важнейших бизнес-единиц, подразделений и отделов организации.

<*> Дафт Р.Л. Менеджмент. - Спб.: Издательство «Питер», 2000. - С. 35.

Среднее звено управления иногда именуют «Золотой серединой» организации, поскольку оно ответственно за реализацию принятых высшим руководством задач.<*> Это обязывает менеджера среднего звена поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты, осуществлять реструктуризацию подразделения. Другими словами от руководителя подразделения требуется использование комплекса концептуальных, человеческих и технических навыков.

<*> Mintzberg Henry. Rounding Out the Manager’s Job. Stoan Management Review, Fall 1994. P. 11 - 26.

Подбор руководителя подразделения

Рассмотрим те задачи, которые стоят перед менеджером по персоналу при подборе руководителя подразделения. Естественно, что в первую очередь он должен установить наличие у претендента сильных и положительных качеств.

Менеджер по персоналу обязан понимать, что акцентирование внимания лишь на слабых сторонах кандидата на должность руководителя подразделения приведет лишь к посредственным результатам. Ставка в основном на «безупречных» (цельная личность, зрелый человек или дисциплинированный человек) людей, имеющих одни лишь достоинства и никаких недостатков, будет говорить о посредственности, если не о некомпетентности менеджера по персоналу.<*>

<*> Друкер П.Ф. «Эффективный управляющий». - М.: Издательство «Вильямс», 2000. - С. 65 - 78.

Если исходить из всего многообразия знаний, опыта и способностей, то даже самый гениальный человек может показаться неграмотным. Нет такой профессии «хороший человек». Весь вопрос в том, чем он хорош, считает П. Друкер. Поэтому постановка тестов на наличие способностей у претендента на должность руководителя подразделения позволит получить предприятию гораздо большую отдачу.

Необходимо отметить, что зачастую задача менеджера по персоналу сводится к заполнению имеющейся вакансии, а не к подбору специалиста, обладающего способностью выполнять данную работу. Такого рода действия могут привести к нахождению «наиболее покладистого», ни на что не претендующего специалиста. Однако на практике он, как правило, оказывается посредственностью.

Каким же образом менеджер по персоналу должен подбирать претендента на должность руководителя подразделения, не приспосабливая рабочие места под особенности личности?

Основным правилом здесь является придание соответствующего уровня ответственности имеющейся должности и повышенной требовательности по отношению к претенденту.

Необходимо постараться выявить по возможности все способности человека и в дальнейшем способствовать тому, чтобы эти положительные качества воплотились в высоких производственных результатах.

Программа совершенствования параметров лидерства и навыков практического менеджмента

Начинать работу с претендентом необходимо с раскрытия и правильного использования его потенциала. Менеджер по персоналу должен подготовить такую программу мониторинга, которая даст возможность будущему руководителю подразделения безболезненно войти в коллектив предприятия, продолжить повышение уровня своей компетенции, организовать процесс повышения квалификации сотрудников подразделения, наладить взаимодействие с ними и т.д.

Рассмотрим вариант такой программы в деталях (рис. 1).

Рис.1. Совершенствование параметров лидерства и мониторинг эффективного руководства производственным подразделением

Важнейшими в ней должны стать два направления:

  1. совершенствование параметров лидерства и навыков практического менеджмента. Совершенствование параметров лидерства и навыков практического менеджмента предполагает работу руководителя подразделения над освоением навыков управления, освоение новейших методов оценки персонала, работу над собой и работу со специалистами подразделения, а также освоение методов менеджмента начального этапа работы с коллективом. Сюда же можно отнести формирование личной карьеры.
  2. мониторинг эффективного руководства производственной деятельностью подразделения.

Самоменеджмент

Самоменеджмент или работа руководителя над собой является одним из наиболее важных параметров схемы.

В ходе «работы над собой» руководитель должен:

1. Определить подходы к управлению подразделением. Модификация подходов к управлению подразделением предполагает, что в процессе вхождения в должность руководитель может столкнуться с неизвестными для него областями ответственности и, следовательно, попасть в дискомфортную ситуацию. В этом случае будет естественным его стремление обратиться к прежнему опыту и найти там решение.

В ряде случаев может возникнуть определенная напряженность в работе, снять которую целесообразно с помощью менеджера по персоналу или посещением квалифицированного тренинга по методам решения управленческих задач.

Полученные знания помогут сформировать баланс отношений в неизвестной области управления, укрепить уверенность в правильном видении проблемы и позволят идти дальше уже по обновленному пути осмысления задач.

Необходимо отметить, что в самом названии «руководитель подразделения» уже заложена концепция, предполагающая наличие многообразия функциональных параметров управления. Поэтому здесь большое значение имеет уверенность в том, как руководитель представляет себе проблему управленческой деятельности. Сформированное им представление должно быть буквально «просеяно через сито сомнений» с удалением ряда деталей и излишеств и фокусированием внимания на наиболее важных аспектах проблемы.

В начальный период работы в новой компании руководителю подразделения необходимо уделять как можно больше времени посещению заводского цеха или же производственной зоны с обязательным контактом с подчиненными, занятыми производственной деятельностью. В противном случае велик риск возникновения трудностей в реализации принятых коллективом производственных планов за счет потери отпущенного «кредита доверия».

Учитывая тот факт, что процесс вступления в должность обязательно сопровождается периодом адаптации к новой работе, новому предприятию, новым людям, руководителю предоставляется возможность совершать ошибки. Их спектр довольно широк - от неверной оценки своих подчиненных и определения их способностей до ошибок в выборе оптимальной стратегии и ключевых приоритетов.

И здесь должна проявиться ключевая роль менеджера по персоналу, который должен убедить начинающего свою деятельность руководителя в том, что на данном этапе освоения роли лидера это не является зазорным. Однако важно сконцентрировать внимание руководителя подразделения на допущенных ошибках, для того чтобы в последующем он правильно строил рабочий процесс.

Опыт показывает, что ошибки и приобретение опыта с их учетом являются важнейшей стороной любого бизнес-процесса. Однако легкомысленным будет лозунг «чем больше ошибок, тем быстрее можно научиться». Нужно понимать, что все ошибки должны анализироваться, и результаты анализа должны послужить основой для совершенствования своей деятельности.

2. Вычленить наиболее трудные вопросы, с которыми руководитель может столкнуться в своей работе. Перечень наиболее трудных позиций, как правило, включает определение направления управленческой деятельности, исследование незнакомых элементов внутренней среды, действия по совершенствованию таких параметров, как искренность, решительность, формирование уважения со стороны подчиненных, способность быть с коллегами на равных и т.д.

Кроме того, сразу после вступления в должность руководитель сталкивается с таким элементом менеджмента, как наем работников. Для этого процесса большое значение имеет правильное обоснование причины, в соответствии с которой осуществляется наем в подразделение новых сотрудников. Задача руководителя состоит в ее доведении и разъяснении будущему сотруднику (почему он принимается на работу, что от него нужно подразделению и т.д.).

На практике это может стать самым быстрым способом завоевания доверия у принимаемого на работу специалиста.

3. Сформировать задачи на первые несколько месяцев деятельности в качестве лидера. Одной из наиболее важных задач руководителя подразделения после вступления его в должность должно стать «прощание» с прежним багажом. Необходимо оставить все и начать «с чистого листа бумаги» (или «с чистого экрана компьютера») и сфокусировать все свое внимание на новой работе. Руководителю подразделения следует игнорировать даже такой соблазн, как излишние разговоры по телефону. Приоритетами для первого рабочего дня должны стать:

  • составление плана работы, встреча с секретарем или помощником для установления деловых взаимоотношений;
  • ознакомление с наиболее важными материалами и запрос недостающей информации для лучшего понимания деятельности подразделения;
  • разработка ориентиров для составления личного плана действий на первую неделю и первый месяц;
  • установление добропорядочных отношений с персоналом.

В течение первой рабочей недели руководитель должен провести встречи с менеджерами и ключевыми специалистами и получить от них максимум информации, позволяющей составить представление о ситуации, имеющей место в подразделении.

На основании проведенного анализа следует вычленить производственные задачи, по которым необходим «мозговой штурм» и требуется определенная форма содействия. В перечень задач первой недели входит также формирование собственного мнения о том, что должно стать ключевым в проводимой стратегии производственной деятельности.

Принятие первого решения имеет большое значение для последующей работы. Поэтому менеджер по персоналу должен сориентировать руководителя подразделения на то, чтобы он был уверен в стабильности «климата» в подразделения и в согласованности принимаемых мер со смежными производственными подразделениями предприятия.

В принципе руководитель должен исключать любые шаги, идущие вразрез с главной стратегией предприятия и в ущерб своему лидерству. В противном случае количество шансов на получение доверия среди подчиненных значительно уменьшится.

Внутренний климат в подразделении желательно формировать с самого начала своей деятельности. И здесь, если необходимо, могут быть проведены радикальные изменения, особенно если необходимо исключить назревающую конфликтную ситуацию. Однако в основном движение по пути изменений должно быть основано на тщательно взвешенных и продуманных решениях.

Радикальные и быстрые изменения необходимы при перераспределении финансовых и материальных ресурсов, то есть в сферах, по существу не затрагивающих персонал подразделения. Руководитель, например, может остановить разработку проекта, если понимает, что его реализация в перспективе невозможна. Проведение перемен, касающихся нарушения привычного ритма работы коллектива подчиненных всегда связано с большими трудностями, поскольку всегда просматривается шанс потери эффективности трудовой деятельности и снижения уровня уважения и доверия. Поэтому положительная коммуникация руководителя с подчиненными имеет большое значение. Разъяснение вопросов, касающихся необходимости принятия тех или иных изменений, поможет повысить уровень толерантности к ним у членов коллектива.

4. Отработать менеджмент своего рабочего времени. Менеджмент рабочего времени предусматривает принятие руководителем в качестве догмы таких понятий, как:

  • значимость;
  • безотлагательность;
  • установление временных приоритетов и временных рамок на элементы рабочего дня;
  • строгий учет расходования времени.

Считается, что в менеджменте рабочего времени должны присутствовать два таких важных элемента, как уровень значимости решаемой задачи (проекта, вида деятельности) и безотлагательность решения задачи (проекта, вида деятельности).

Руководитель обязан каждодневно совершенствовать метод расходования рабочего времени, проявляя при этом гибкость и стараясь избегать того, чтобы из зоны внимания «выпадали» более мелкие производственные вопросы.

5. Выбрать стиль управления. Выбор стиля управления подразделением - это правильное определение последовательности действий, которые должны быть совершены руководителем для того, чтобы все члены подразделения реально перешли в подчинение к руководителю.

Руководитель, как лидер коллектива, должен иметь твердый характер, однако адаптация к внутренней среде и складывающаяся ситуация может потребовать от него изменения уровня проявления твердости этого характера. С одной стороны внутренняя среда может заставить руководителя быть более демократичным в отношении отдельных сотрудников, что особенно важно, когда необходимо погасить назревающий конфликт. Однако отдельные ситуации могут заставить руководителя проявить черты автократичности, что особенно характерно для ситуаций, когда коллектив борется за выживание и скорость принятия решения становится критическим фактором. В то же самое время в любой ситуации необходимо сохранять последовательность в проявлении своего характера, быть предельно правдивым, избегать проявления персональной критики при постановке задач и в процессе их реализации.

6. Определиться со стилем личной жизни. Понимание и восприятие руководителем подразделения общей культуры предприятия, обязательное установление соответствующих лимитов на проявление склонностей своего характера является одним из важных условий бесконфликтного вхождения в новый коллектив и завоевания авторитета у сотрудников подразделения. Менеджер по персоналу должен рекомендовать будущему руководителю внимательно присмотреться к культуре компании и в случае, если выявится ее несоответствие со сложившимся жизненным балансом претендента, лучше отказаться от положительного решения об его трудоустройстве.

Интеграция

Действия руководителя по интеграции с коллективом подразделения схематично можно представить следующим образом (рис. 2).

Рис.2. Программа действий руководителя в процессе его интеграции с коллективом подразделения

На начальной стадии основной задачей является вычленение наиболее важных элементов интеграции и последующее фокусирование внимания на них. В последующем должны быть определены мероприятия по организации функционирования подразделения с учетом возложенных на него задач.

В перечень важнейших необходимо отнести отработку процесса принятия решений с обязательным взаимодействием с работниками подразделения и ориентацией их на принятый стиль управления.

Руководитель должен заранее формировать корпоративную атмосферу, что требует доведения его стиля руководства до такого уровня, какой требует ситуация, как текущая, так и будущая.

Часто, улучшение ситуации в одной области идет во вред другой. Примером может служить ускорение процесса поставки готовой продукции, которое, с одной стороны, способствует росту продаж, однако, с другой, приводит к снижению активности в области разработки новых технологических решений и, соответственно, к уменьшению доверия потребителя. Поэтому, чтобы определить жизненно важные приоритеты необходимо проводить своевременный анализ данных. В противном случае может произойти существенное снижение морального облика руководителя как лидера подразделения. По существу, чем прозрачнее будут стратегические планы и тактика руководителя и чем рельефнее будут обозначены ключевые приоритеты, тем более явным будет стремление коллектива к решению поставленных перед ним задач.

Формирование перспективного видения и унификация целей. Наиболее важным моментом для руководителя подразделения является формирование уверенности в том, что все отделы эффективно взаимодействуют между собой и «ведут корабль» в одном направлении. Весьма полезен здесь будет выбор таких управленческих приоритетов, которые способствуют координации деловой активности.

Другой задачей является формирование уверенности лидера в том, что менеджмент подразделения вписывается в общую стратегию компании. Способствующим решению стратегических вопросов фактором может служить мотивация служащих, учитывающая тот набор ценностей, которым должно следовать подразделение. Так, например, система компенсационных выплат должна предусматривать ежегодные пересмотр заслуг работников подразделения, в частности, достигнутые ими успехи в процессе обучения и прохождения профессиональных тренингов. Менеджмент в этом случае должен демонстрировать возможности стимулирования карьерного роста по мере повышения уровня квалификации специалистов.

Формирование информационных потоков. Создание эффективных информационных потоков в подразделении и связь их с общим информационным полем компании требует обязательного формирования философии межличностных отношений. В этом плане большое значение имеет выработка этики руководителя и направленный подбор служащих, которые согласны и способны работать совместно в условиях этого этического принципа.

Весьма полезны индивидуальные встречи и беседы, которые способствуют критической оценке и отбору ключевых работников подразделения. Необходимыми становятся собрания всего коллектива, которые благоприятствуют становлению принципов взаимоотношений между руководителем и подразделением.

Достигнуть этого можно лишь при условии предварительного формулирования ясных и четких задач. На начальной стадии такого рода встречи с коллективом желательны не менее 1 раза в неделю. Даже если такая встреча будет длиться всего 15 минут, она позволит скорректировать задачи, которые были поставлены на предыдущей встрече.

Посещение собраний должно носить обязательный характер. Даже находящийся в отъезде работник должен оповещаться о повестке очередного собрания.

На собраниях должны рассматриваться результаты производственной деятельности коллектива с обязательным подведением итогов за прошедший месяц работы и квартал (такое сообщение желательно делать в течение первых 10 минут собрания). Особое внимание должно уделяться сложностям, возникающим при решении производственных задач.

Взаимодействие

Процесс организации взаимодействия с коллективом подразделения предполагает накопление руководителем опыта по таким критериям, как умение выслушать, выстроить необходимые взаимоотношения, сформировать план управленческих действий, произвести оценку возможностей персонала, организовать обучение и тренинг ключевых специалистов, а иногда всей команды. Кроме того, являясь лидером, он должен учиться проявлять твердость, порядочность и последовательность в принятии решений, понимать существующие различия в культуре компании, подразделения и воспринимать культуру каждого подчиненного для того, чтобы эффективно реализовать все это в менеджменте подразделения.

Активное выслушивание имеет большое значение для управленческой деятельности. С его помощью можно сформировать тот уровень доверия, который необходим руководителю подразделения, как лидеру команды. Хорошо известно, что уважающий себя человек не будет участвовать в беседе в некомфортных для себя условиях. Поэтому лучшим вариантом для формирования впечатления о себе является демонстрация собеседнику или подчиненному намерения сделать что-то полезное - разрешить возникшую проблему и показать, что в целом она не представляет сложности.

Для установления контакта с подчиненными важно предварительно составить план беседы, который позволит провести ее с легкостью и улыбкой на лице.

Руководитель не должен заблуждаться, что у него все хорошо со стилем выслушивания. В процессе обращения к вышестоящему лицу любой подчиненный обязательно обратит внимание на точку зрения и высказанные руководителем идеи, которые могут стать основой дальнейшей производственной деятельности. Нужно всегда помнить о том, что идеи могут быть восприняты не совсем корректно и правильно. Для того, чтобы этого не произошло, собеседнику необходимо предоставить возможность задавать уточняющие вопросы.

В процессе беседы целесообразно обращать внимание на источник информации - откуда и от кого эта информация была получена, где происходило событие.

При выслушивании подчиненного немаловажное значение имеют скромность и человечность; заносчивость здесь полностью исключена. Наличие таких черт, как эмпатичность и внимательность могут стать темами, которые будут обсуждаться сотрудниками между собой после бесед со своим руководителем.

Все это менеджер по персоналу должен довести до руководителя структурного подразделения и убедить его, что эффективное выслушивание подчиненных является важнейшим элементом в его управленческой деятельности.

Для того чтобы процесс активного выслушивания подчиненного не был «расточительством» рабочего времени, можно порекомендовать руководителю подразделения проводить беседы, сидя рядом со своим подчиненным, а не за своим столом - таким образом создается доверительная ситуация и большее внимание концентрируется на подчиненном. Также необходимо время от времени записывать высказывания, просьбы и пожелания подчиненного - это вынуждает сотрудника более конкретно и точно выражать свои мысли в беседе.

Построение взаимоотношений (взаимосвязей) невозможно без таких параметров, как уровень познания того, чем живут подчиненные, наличия навыков в поддерживании взаимоотношений, постоянного анализа и корректировки плана управленческих действий, отслеживания вновь возникающих ситуаций, исключения проявления в коллективе высокомерия и адаптации стиля руководства к условиям внутренней и внешней среды.

Задачу познания своих подчиненных руководитель подразделения может выполнить, проводя опросы в ходе встреч «тэт-а-тэт», встречи в бытовых условиях в форме гостевых приглашений, во время проведения собраний или в обеденное время.

Действия такого рода позволят сформировать реальное представление о качественном уровне персонала подразделения.

Планирование мер по достижению доверия и уважения к персоналу должно включать такие направления, как повышение эффективности управленческой деятельности, освоение методов выстраивания доверия, утверждение уверенности в функциональных действиях, завоевание уважения со стороны подчиненных. Среди наиболее значимых рекомендаций по повышению эффективности менеджмента можно назвать следующие:

  • подготовка подчиненных к пониманию того, что руководитель подразделения не может решить ту или иную задачу без их помощи, и нужны рекомендации от ключевых специалистов. В случае доброжелательных откликов целесообразно провести совещание, на котором они могут озвучить свои советы;
  • нельзя допускать, чтобы у подчиненных создавалась иллюзия о том, что их лидер способен решить любую проблему. Поэтому необходимо декларировать свое желание постоянно совершенствовать и повышать знания;
  • при внесении изменений в производственный процесс должна быть уверенность в том, что ключевые специалисты подразделения их одобрили, и что в этих изменениях учтены внесенные ими предложения. Руководитель должен доработать положительные рекомендации специалистов.

Большинство подчиненных проявляет уважение к своему лидеру. Однако не все склонны делать это открыто, особенно в отношении лидеров, о которых имеется мало сведений. Поэтому задача руководителя подразделения заключается в том, чтобы заслужить это уважение посредством демонстрации компетенции в решении различных задач, стоящих перед коллективом, знаний всех важнейших деталей производственного процесса.

Эффективный менеджмент. Руководитель подразделения никогда не должен забывать о значимости процесса повышения эффективности проводимого им менеджмента.

Можно ставить перед собой много разных задач. Однако они не должны входить в конфликт между собой. Иногда ко второстепенным нужно относить задачи, поставленные руководством организации. Для того, чтобы определить очередность исполнения таких задач, их необходимо обсудить с сотрудниками подразделения.

В любом случае руководитель обязан делать все корректно и представлять пределы тех властных рамок, в которых действует вышестоящее руководство. Это позволит сформировать представление относительно того, какие меры необходимо предпринять в дальнейшем.

При желании что-либо изменить в действиях своего руководства следует с уважением относиться к руководящим директивам и стараться убедить его в том, что вынесенное на его рассмотрение предложение соответствует общей стратегической политике предприятия.

Даже если идея руководителя структурного подразделения будет «бриллиантовой», вышестоящему руководителю все равно нужно дать время для ее восприятия до того, как она будет рассматриваться на общем собрании. Нужно помнить о том, что на движение от позиции защиты своей идеи к поддержке ее руководством затрачивается достаточное количество времени.

Руководитель подразделения должен уметь ждать и быть готовым дать ответ на задаваемые специалистами по менеджменту вопросы. К этому обязывает тот факт, что каждый из этих специалистов имеет собственное представление о решении задачи. Поэтому руководитель подразделения должен быть готовым к любому развитию ситуации и иметь заранее подготовленные ответы.

Коммуникация важна в любом случае - как при получении отрицательного, так и положительного решения по предложенной идее совершенствования менеджмента.

В любом случае руководитель подразделения будет обязан взять на себя как заботу о подразделении, так и проблему реализации предложенной новации. При этом все члены команды должны понимать необходимость оказания эффективной поддержки руководителю подразделения.

Также подробно перечислены действия менеджера по персоналу, которые он должен совершить после оформления приема на работу нового руководителя структурного подразделения.

Получив необходимую поддержку, руководитель подразделения уже в первые месяцы своей работы обретет уверенность в своих действиях, сформирует свой стиль менеджмента и в дальнейшем сможет совершенствовать его, добиваясь вместе с коллективом высоких показателей в реализации производственной программы.

  • Кадровая политика и HR-Стратегии

Ключевые слова:

1 -1

Появляется группа работников, которые непосредственно не дают распоряжений исполнителям, но выполняют консультационные работы и готовят управленческие решения. Линейно-штабная структура управления Функциональная организациооная структура При дальнейшем усложнении производства возникает необходимость специализации работников, участков, отделов цехов и т. д., формируется функциональная структура управления. Распределение работ происходит по функциям. При функциональной структуре происходит деление организации на элементы, каждый из которых имеет определенную функцию, задачи. Она характерна для организаций с небольшой номенклатурой, стабильностью внешних условий. Здесь имеет место вертикаль: руководитель - функциональные руководители (производство, маркетинг, финансы) - исполнители. Присутствуют вертикальные и межуровневые связи. Недостаток - функции руководителя размыты.

Структурное подразделение: определение, функции, руководство

Полное наименование должности служащего - это конкретное наименование должности служащего, уточняющее характер выполняемой им трудовой функции, специальность, сферу деятельности, режим и (или) место работы и др. Оно устанавливается путем добавления к базовому наименованию должности дополнительных сведений, а также наименований производных должностей согласно таблице 11 ОКПД. При этом соответствующее дополнение к базовому наименованию должности может быть помещено непосредственно в нем, после него, а также перед ним.


Если служащий выполняет две или несколько трудовых функции, наименование должности устанавливается с учетом наибольшего удельного веса работ, выполняемых в пределах той или иной функции. Висключительных случаях могут устанавливаться двойные наименования должностей: художник-модельер, секретарь-референт и т.д.

Организационная структура управления

Поэтому тем, кто раньше не заострял внимания на таких вопросах и считал их незначительными, настоятельно рекомендуем при составлении штатного расписания на 2013 год провести тщательную ревизию наименований должностей своих работников и привести их в соответствие с требованиями законодательства. Следует помнить, что согласно ч. 2 ст. 32 ТК наименование профессии, должности признается существенным условием труда. Поэтому, если возникла необходимость внесения соответствующих изменений в штатное расписание и (обязательно!) трудовые книжки, работники должны быть предупреждены об этом не позднее чем за один месяц.

Организационная структура предприятия: виды и схемы

Наименование должности руководителя зависит от уровня управления, организационной структуры, характера полномочий, ответственности и других факторов (руководитель организации, руководитель обособленного подразделения, руководитель структурного подразделения, другие руководители, их заместители). В связи с этим следует иметь в виду, что такая, например, должность, как генеральный директор, устанавливается для руководителей организаций, имеющих в структуре дочерние предприятия и обособленные подразделения (филиалы, представительства), а без таковых должность будет именоваться просто директор. Поэтому если ваш шеф, желая возвысить свой статус, назвал себя несоответствующе, попытайтесь как-то ему об этом сказать.

Часто приходится сталкиваться с вопросом: сколько заместителей может быть у руководителя? Четких требований законодательство по этому поводу не устанавливает.

Как вы должность назовете…

Стоит отметить, что такое структурное деление целесообразно только в рамках крупного предприятия, ведь в небольших фирмах полномочия могут быть распределены между отдельными работниками. Важно организовать эффективное взаимодействие между различными структурными подразделениями. Их функции не должны дублироваться, а также противоречить друг другу.
Особое внимание уделяется вопросу организации руководства. Начальство структурного звена хоть и имеет широкие полномочия касательно его управления, но тем не менее обязуется неукоснительно выполнять все распоряжения и требования генерального директора.

Руководитель структурного подразделения

Структура фирмы - это состав и соотношение ее внутренних звеньев, отделов. Структуры управления организацией Для различных организаций характерны различные виды структур управления. Однако обычно выделяют несколько универсальных видов организационных структур управления, таких, как линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная.
Иногда внутри единой компании (как правило, это крупный бизнес) происходит выделение обособленных подразделений, так называемая департаментизация. Тогда создаваемая структура будет дивизиональной. При этом необходимо помнить, что выбор структуры управления зависит от стратегических планов организации.

Структурное подразделение

Инфо

Законодательство не предусматривает специальной санкции за неправильное наименование должности. Однако п. 4 ст. 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена ответственность нанимателя за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 и ч. 1–3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику, - наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин. Таким образом, можно предположить, чтоесли в результате неправильного наименования должности работнику причинен какой-либо вред, о котором говорилось выше, возникают основания для применения к нанимателю указанной санкции.

5. основные структурные подразделения организации

Разработка структуры обычно осуществляется сверху вниз. Этапы организационного проектирования:

  • разделите организацию по горизонтали на широкие блоки;
  • установите соотношение полномочий для должностей;
  • определите должностные обязанности.

Примером построения структуры управления является бюрократическая модель организации по М. Веберу. Организационная структура предприятия На способность предприятия адаптироваться к изменениям внешней среды влияет то, как организовано предприятие, как построена структура управления.

Организационная структура предприятия - это совокупность звеньев (структурных подразделений) и связей между ними.

Внимание

В зависимости от сферы деятельности подразделения, а также рамок ответственности руководителя, последний имеет право делегировать некоторые полномочия своим подчиненным. При этом должна соблюдаться строгая система отчетности и контроля. Итоговая ответственность за результаты работы лежит исключительно на руководителе.


Деятельность должна быть организована следующим образом:
  • в начале периода руководитель осуществляет планирование, что закрепляется в соответствующих документах;
  • далее идет непрерывный мониторинг результатов работы, чтобы иметь возможность вовремя среагировать на отклонения;
  • в конце отчетного периода проводится проверка на соответствие результирующих показателей плановым.

Выводы Структурное подразделение организации — это ее основная рабочая ячейка, которая выполняет те или иные функции, регламентированные соответствующим положением.

Структурное подразделение руководителя предприятия

Перед тем как определяться с наименованием должности руководителя структурного подразделения, следует четко выстроить организационную структуру предприятия, привести ее в строгое соответствие с требованиями действующего законодательства, принимая во внимание направления деятельности данных подразделений и степень их взаимодействия (взаимозависимости). Еще несколько лет назад законодательством было установлено четкое требование, согласно которому при создании структурных подразделений необходимо было учитывать следующие нормы управляемости: - управление, служба могли создаваться при наличии в их штате не менее 7 штатных единиц, включая должность руководителя; - отдел мог создаваться при наличии в его штате не менее 4 штатных единиц, включая должность руководителя; - сектор (бюро, группа) могла создаваться при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя.

Структурное подразделение директора

Важно

Структурное подразделение – это выделенный управленческий орган с самостоятельными функциями, определенными задачами и ответственностью. Оно может быть обособленным (представительно, филиал) и внутренним (не обладает всеми признаками самостоятельной организации). Любое структурное подразделение осуществляет свою хозяйственную деятельность на основании утвержденного положения о данных объединениях, которое разрабатывается на предприятиях, где они есть.


Этот документ разрабатывают работники отдела кадров и руководители отделений. Структурные подразделения предприятия могут быть такими:
  • Управления — подразделения, которые образуются по функциональному признаку, они обеспечивают реализацию определенных направлений деятельности предприятия и осуществляют руководство организацией.

Head of Business Division

Являетесь руководителем структурного подразделения и хотите максимально эффективно управлять коллективом? Нацелены сделать карьеру и занять руководящий пост? Тогда этот курс для вас!

Управление – это сочетание технологий и методологий, психологии и умения управлять самим собой. Всеми этими составляющими успешного руководства вы овладеете во время обучения. Поймёте, в чём заключается суть менеджмента, каковы его истоки. Изучите фундаментальные инструменты и подходы к управлению. Узнаете современные тенденции по этому направлению, то есть получите всесторонне представление об управлении сегодня, почему и какие подходы эффективно работают в меняющейся реальности.

На практических кейсах разберёте, как нужно подходить к постановке задач различным сотрудникам, исходя из индивидуальных особенностей, как их мотивировать, чтобы они с удовольствием выполняли данные поручения качественно и в срок, как разрешать конфликтные ситуации в коллективе, как создать нужный микроклимат.

Отдельно будут рассмотрены вопросы найма специалистов, подбора эффективной команды исполнителей, законы групповой работы, техники и методы делегирования и контроля, планирования. Во время обучения вы попрактикуетесь в тайм-менеджменте, поймёте, как избегать перегрузок, бороться со стрессом. Лучше поймёте себя, в каком стиле руководства вам комфортнее работать, как менять стили в зависимости от ситуации, научитесь управлять изменениями вокруг вас.

Курс уникален взвешенным сочетанием теории и практики. Присутствуют как блоки теоретической информации, так и деловые игры, кейсы, практические задания, отработка навыков. В итоге вы получите навыки управления подразделением и сможете уверенно руководить людьми!

Это уникальный курс, объединяющий в себе шесть дисциплин в сфере управления персоналом. Он разработан практиками, проверившими в полевых условиях все теоретические выкладки и практические методы работы.

Что вы получите по итогам тренингового обучения?

Вы приобретёте компетенции руководителя непроизводственного структурного подразделения по всем основным аспектам практической деятельности, в том числе для решения множества управленческих проблем, с которыми приходится сталкиваться постоянно. Если вы новичок в управлении, то овладеете всем необходимым инструментарием руководителя, если давно возглавляете коллектив, то прокачаете свои навыки, усилите компетенции, сможете применять современные подходы.

Станьте максимально эффективным руководителем и добивайтесь более высоких результатов в работе. Приходите в центр «Специалист».

Всем выпускникам курса «Руководитель структурного подразделения» скидка 15% на курс «Интернет-маркетинг для руководителя – методы эффективного контроля» .

Вы - руководитель фирмы или специалист по маркетингу? Вы хотите точно знать, как эффективно реализовать интернет стратегию и как контролировать работу интернет-маркетолога? Ответы на эти, а также многие другие вопросы Вы узнаете на курсе Центра «Специалист» -

ПОЛОЖЕНИЕ

О РУКОВОДИТЕЛЕ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

«__» __________ ____ г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о статусе руководителя структурного подразделения

Настоящее Положение регламентирует деятельность, определяет статус, права, обязанности и полномочия руководителя структурного подразделения (далее по тексту – «Подразделение»).

Настоящее Положение разработано в целях упорядочения и оптимизации деятельности, реализации ее бизнес-проектов и укреплению стабильности на рынке автомобильной продукции.

Статья 1. Общие положения

1.1. Руководитель Подразделения осуществляет оперативное руководство всеми сторонами деятельности Подразделения: коммерческой, финансовой, хозяйственной, а также вопросами управления персоналом.

1.2. Руководитель Подразделения распоряжается имуществом Подразделения в пределах, установленных Уставом и условиями трудового договора .

1.3. К компетенции Руководителя Подразделения относится разработка, согласованием с Генеральным директором и осуществление стратегии развития Подразделения в рамках развития, а также все вопросы руководства текущей деятельностью в пределах, установленных Уставом, внутренними нормативными актами , настоящим Положением, решениями руководства.

1.4. Целью деятельности Руководителя Подразделения является обеспечение эффективной деятельности Подразделения посредством выполнения утвержденного бизнес-плана, достижения ее прибыльности и конкурентоспособности, финансово-экономической устойчивости, поддержание стабильности и поиск новых технологий ведения бизнеса, совершенствование системы работы с персоналом.

1.5. Руководитель Подразделения осуществляет свою управленческую деятельность с учетом интересов и в полном соответствии с генеральной линией развития, в тесном экономическом и финансовом взаимодействии с другими структурными подразделении, руководствуясь принципами корпоративной приверженности, заботясь об имидже, соблюдая традиции и особенности развития.

1.6. Руководителю Подразделения непосредственно подчиняются все сотрудники вверенного ему Подразделения в соответствии с условиям приема на работу и должностными инструкциями .

Статья 2. Назначение Руководителя Подразделения

2.1. Руководителем Подразделения может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий необходимыми профессиональными, психологическими и нравственными качествами, соответствующими требованиям руководителя, признающий нормы Корпоративного кодекса, добросовестно и инициативно относящийся к выполнению поставленных задач и не лишенный в установленном действующим законодательством порядке права занимать соответствующие должности.

2.2. Кандидаты на должность Руководителя Подразделения могут выдвигаться сотрудниками, Генеральным директором; допускается самовыдвижение.

2.3. В отдельным случаях при назначении Руководителя Подразделения Генеральным директором может быть назначен конкурс, в котором могут принять участие как сотрудники, так и лица, не состоящие в трудовых отношений с.

2.3.1. Все кандидаты считаются имеющими равные права и возможности для участия в конкурсе по замещению вакантной должности Руководителя Подразделения. Условия конкурса и порядок его проведения определяется Генеральным директором.

2.3. Руководитель Подразделения назначается на должность Генеральным директором при обязательном согласовании его кандидатуры с руководителем службы персонала.

2.4. Генеральный директор заключает с Руководителем Подразделения трудовой договор на определенный срок, где фиксируются пределы распоряжения имуществом Подразделения, права, обязанности, условия труда и ответственность Руководителя Подразделения перед.

Статья 3. Срок полномочий Руководителя Подразделения

3.1. Руководитель Подразделения исполняет свои полномочия в течение срока, на который был назначен, за исключением случаев, предусмотренных в п.3.2. настоящего Положения.

3.2. Полномочия Руководителя Подразделения могут быть досрочно прекращены по основаниям, непосредственно предусмотренными трудовым законодательством Российской Федерации .

3.3. Генеральный директор может в одностороннем порядке принять решение о досрочном прекращении полномочий Руководителя Подразделения с обязательным уведомлением о своем намерении последнего не менее, чем за 30 календарных дней до даты предстоящего увольнения (если иные сроки не предусмотрены законодательством о труде Российской Федерации) в следующих случаях:

3.3.1. Невыполнения либо ненадлежащего выполнения плана развития Подразделения, разработанного и утвержденного Генеральным директором для Подразделения;

3.3.2. Неисполнения или ненадлежащего исполнения Руководителем Подразделения либо обязательств и условий, предусмотренных трудовым договором;

3.3.3. Неисполнения или ненадлежащего выполнения решений и распоряжений Генерального директора;

3.3.4. Причинения Руководителем Подразделения своими действиями прямого экономического и финансового ущерба либо при создании им условий, приводимых к возникновению угрозы причинения ущерба.

3.4. В случае прекращения полномочий по собственному желанию Руководитель Подразделения подает письменное заявление с указанием мотивов сдачи полномочий на имя Генерального директора не менее, чем за 2 недели до даты предполагаемого увольнения.

3.5. В случае расторжения трудового договора по любой из причин, указанных в п. п. 3.2. и 3.3. настоящего Положения, Руководитель Подразделения обладает всеми правами и полномочиями и исполняет свои обязанности вплоть до издания приказа об увольнении и оформления надлежащим образом передачи дел вновь назначенному Руководителю Подразделения либо ВРИО Руководителя Подразделения.

Статья 4. Процедура передачи дел

4.1. Для приема-передачи дел Подразделения отводится не менее 3 рабочих дней. Расчет и увольнение бывшего Руководителя Подразделения осуществляется согласно требованиям законодательства о труде Российской Федерации и положениям трудового договора при условии полного возмещения всех убытков, если таковые были в результате деятельности (бездеятельности) Руководителя Подразделения.

4.2. Для осуществления процесса приема-передачи дел Подразделения приказом Генерального директора создается комиссия, которая осуществляет свою деятельность под непосредственным контролем Генерального директора.

4.3. На основании и по результатам проведенной ревизии составляется акт приема-передачи, который подписывается прежним и новым Руководителем Подразделения, председателем и членами комиссии, после чего утверждается Генеральным директором.

Статья 5. Полномочия Руководителя Подразделения

5.1. Руководитель Подразделения, осуществляя стратегическое планирование и оперативное руководство деятельностью Подразделения, наделяется в связи с этим необходимыми полномочиями.

5.2. Руководитель Подразделения разрабатывает и утверждает у Генерального директора стратегические цели развития Подразделения и пути их достижения;

5.3. Руководитель Подразделения на основании доверенности, выданной Генеральным директором, вправе осуществлять в пределах своей компетенции все действия от имени вверенного ему Подразделения.

5.4. Руководитель Подразделения обладает правом распоряжаться финансовыми средствами Подразделения в пределах, регламентированных условиями трудового договора.

5.5. Руководитель Подразделения самостоятельно ведет расчет по хозяйственным договорам с деловыми партнерами.

5.6. Руководитель Подразделения в пределах своей компетенции дает указания и принимает решения, касающиеся разных сторон деятельности Подразделения.

5.7. Руководитель Подразделения представляет отстаивает интересы Подразделения в рамках действующего законодательства во всех организациях, органах и учреждениях как в Российском Федерации, так и за ее пределами.

5.8. Руководитель Подразделения занимается вопросами управления персоналом, применяет к работникам меры поощрения и взыскания в соответствии с действующим трудовым законодательством;

5.9. Руководитель Подразделения организует распределение функциональных обязанностей между сотрудниками Подразделения, утверждает должностные инструкции.

5.10. Руководитель Подразделения уточняет перечень сведений, содержащих коммерческую тайну или являющихся конфиденциальной информацией Подразделения, уровни доступности к ней работников Подразделения; определяет и по согласованию с руководством службы безопасности осуществляет в Подразделении необходимые мероприятия по финансовой, экономической безопасности Подразделения и личной безопасности сотрудников;

5.11. В случае продолжительного (более 3 дней) отсутствия, Руководитель Подразделения по согласованию с Генеральным директором назначает ВРИО Руководителя Подразделения.

Статья 6. Ответственность Руководителя Подразделения

6.1. Руководитель Подразделения подчиняется непосредственно Генеральному директору и несет ответственность за свои действия в соответствии с законодательством РФ в течение всего срока своей работы в данной должности.

6.2. Руководитель Подразделения несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей на условиях, предусмотренных заключенным с ним трудовым договором, в соответствии с действующим законодательством, Уставом, локальными нормативными актами, в том числе:

За эффективную реализацию утвержденного бизнес-плана для Подразделения;

За точность и своевременность выполнения оперативных решений и приказов Генерального директора;

За сохранность материальных и нематериальных активов Подразделения;

За рациональное использование финансов Подразделения;

За сохранение коммерческой тайны им и сотрудниками управляемого им Подразделения;

За соблюдение законности в ходе свершения коммерческих сделок и финансовых операций;

За организацию эффективно работающей обратной связи подразделений вверенного ему Подразделения с другими подразделениями.

За обеспечение представления полной и достоверной отчетной информации о деятельности Подразделения Генеральному директору строго в определенные сроки и по установленной форме;

За создание оптимальных условий труда работников Подразделения, контроль за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда .

6.3. Руководитель Подразделения несет полную материальную ответственность перед за убытки, причиненные его действиями (бездействием), а также за последствия решений, выходящих за пределы его полномочий, установленных действующим законодательством, Уставом и трудовым договором.

6.4. Руководитель Подразделения обязан строго выполнять требования положений Корпоративного кодекса, заботиться о поддержании имиджа и доверии партнеров;

6.5. Руководитель Подразделения не освобождается от ответственности, если действия, влекущие ответственность, были предприняты лицами, которым он делегировал свои полномочия и права.

Статья 7. Порядок взаимодействия Руководителя Подразделения

7.1. берет на себя обязательство обеспечивать все условия, необходимые для работы Руководителя Подразделения по выполнению возложенных на него обязательств.

7.2. гарантирует соблюдение прав и законных интересов Руководителя Подразделения по выполнению им условий и обязательств, вытекающих из настоящего Положения и трудового договора.

7.3. Руководитель Подразделения обеспечивает выполнение решений собраний Совета директоров и Генерального директора.

7.4. Руководитель Подразделения выполняет распоряжения и нормативные документы и на их основе издает локальные нормативные акты Подразделения.

7.5. Генеральный директор регулярно осуществляет строгий контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов Подразделения; за соблюдением им норм законодательства, выполнением распоряжений и решений Генерального директора.

7.6. Руководитель Подразделения обеспечивает создание благоприятных и безопасных условий для эффективного труда работников Подразделения, соблюдение требований законодательства Российской Федерации.

7.7. Руководитель Подразделения несет ответственность за достоверность и своевременность предоставления Генеральному директору отчетов.

7.8. в пределах своих полномочий гарантирует соблюдение прав и законных интересов Руководителя Подразделения, обязуясь не вмешиваться в текущую деятельность Руководителя Подразделения, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, условиями трудового договора и настоящим Положением.

7.9. оставляет за собой право регулярно проводить проверки деятельности Руководителя Подразделения по соблюдению им норм законодательства, а также условий и обязательств трудового договора и настоящего Положения.

7.10. Руководитель Подразделения обязан активно участвовать в разработке стратегического развития, ориентируясь на формирование и удовлетворение спроса на продукцию; разрабатывать предложения по оптимизации деятельности, организовывать обратную связь с руководством.

7.11. Руководитель Подразделения обязан регулярно проводить исследование потребительских свойств реализуемой продукции и предъявляемых к ней требований; выявлять факторы, определяющие структуру и динамику потребительского спроса и конъюнктуры рынка , прогнозировать потребность в различных товарных группах.

7.12. Руководитель Подразделения обязан вносить предложения по организации экономической безопасности деятельности Подразделения, обеспечивать выполнение необходимых мероприятий по осуществлению безопасности и сохранению коммерческой тайны Подразделения и;

7.13. Руководитель Подразделения имеет право получать полную и достоверную информацию относительно всех коммерческих, финансовых и иных операций, касающихся тем или иным образом деятельности Подразделения;

7.14. обязуется обеспечить все условия, необходимые для работы Руководителя Подразделения по выполнению возложенных на него обязанностей.

7.15. обязуется регулярно предоставлять Руководителю Подразделения юридическую, методическую, информационно-техническую и финансовую поддержку по всем направлениям деятельности Подразделения.

Статья 8. Заключительные положения

8.1. Руководитель Подразделения возглавляет Подразделение, организационно входящую в состав и действующую в соответствии с принятыми и принимаемыми решениями.

8.2. Стратегические и тактические цели, которые определяет и реализует Руководитель Подразделения в своей деятельности по руководству Подразделением не должны противоречить генеральной линии развития.

8.3. Взаимоотношения между Руководителем Подразделения и сотрудниками Подразделения строятся на основе корпоративной приверженности, признания общих ценностей.

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

[Наименование должности]

________________________

________________________

[Наименование организации]

________________/[Ф.И.О.]/

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Руководителя структурного подразделения образовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность руководителя структурного подразделения образовательного учреждения [Наименование организации в родительном падеже] (далее - Образовательное учреждение).

1.2. Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения относится к категории руководителей, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом [наименование должности непосредственного руководителя].

1.3. Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Образовательного учреждения.

1.4. На должность руководителя структурного подразделения образовательного учреждения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, и стаж работы по специальности, соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения, не менее 3 лет.

1.5. Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • педагогику;
  • достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
  • психологию;
  • основы физиологии, гигиены;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • основы экономики, социологии;
  • способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
  • гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней;
  • основы менеджмента, управления персоналом;
  • основы управления проектами;
  • правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательной организации;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.7. В период временного отсутствия руководителя структурного подразделения образовательного учреждения, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Должностные обязанности

Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения исполняет следующие обязанности:

2.1. Руководит деятельностью структурного подразделения образовательного учреждения: учебно-консультационным пунктом, отделением, отделом, секцией, лабораторией, кабинетом, учебной или учебно-производственной мастерской, интернатом при школе, общежитием, учебным хозяйством, производственной практикой и другими структурными подразделениями (далее — структурное подразделение).

2.2. Организует текущее и перспективное планирование деятельности структурного подразделения с учетом целей, задач и направлений, для реализации которых оно создано, обеспечивает контроль за выполнением плановых заданий, координирует работу преподавателей, воспитателей и других педагогических работников по выполнению учебных (образовательных) планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации.

2.3. Обеспечивает контроль за качеством образовательного процесса и объективностью оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, воспитанников, обеспечением уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

2.4. Создает условия для разработки рабочих образовательных программ структурного подразделения.

2.5. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.

2.6. Организует работу по подготовке и проведению итоговой аттестации, просветительскую работу для родителей.

2.7. Организует методическую, культурно-массовую, внеклассную работу.

2.8. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся (воспитанников, детей).

2.9. Участвует в комплектовании контингента обучающихся (воспитанников, детей) и принимает меры по его сохранению, участвует в составлении расписания учебных занятий и других видов деятельности обучающихся (воспитанников, детей).

2.10. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением.

2.11. Участвует в подборе и расстановке педагогических и иных кадров, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства.

2.12. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения.

2.13. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации.

2.14. Принимает участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы учреждения, оснащении мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, в сохранности оборудования и инвентаря, оснащении и пополнении библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, периодическими изданиями, в методическом обеспечении образовательного процесса.

2.15. Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников.

2.16. Организует заключение договоров с заинтересованными организациями по подготовке кадров.

2.17. Принимает меры по обеспечению создания необходимых социально-бытовых условий обучающимся (воспитанникам, детям) и работникам образовательного учреждения.

2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

В случае служебной необходимости руководитель структурного подразделения образовательного учреждения может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения имеет право:

3.1. Давать подчиненным ему сотрудникам и службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.2. Контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий подчиненными ему службами.

3.3. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности, подчиненных ему служб и подразделений.

3.4. Взаимодействовать с другими предприятиями, организациями и учреждениями по производственным и другим вопросам, относящимся к его компетенции.

3.5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.6. Пользоваться иными правами, установленными Трудовым кодексом РФ и другими законодательными актами РФ.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Руководитель структурного подразделения образовательного учреждения несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного Заместителя руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы руководителя структурного подразделения образовательного учреждения осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем - регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия - периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы руководителя структурного подразделения образовательного учреждения является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы руководителя структурного подразделения образовательного учреждения определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.

5.2. В связи с производственной необходимостью руководитель структурного подразделения образовательного учреждения обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

5.3. Для решения оперативных вопросов по обеспечению производственной деятельности руководителю структурного подразделения образовательного учреждения может выделяться служебный автотранспорт.

6. Право подписи

6.1. Руководителю структурного подразделения образовательного учреждения для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ____/____________/ «__» _______ 20__ г.

Loading...Loading...