Абу симбел фотограмметрия. Абу-симбел и его храмы

В 1958 году 27 декабря Египет и СССР заключили договор о строительстве Асуанской плотины и ГЭС. Проект предусматривал образование за плотиной огромного озера, названного впоследствии “озеро Насер” в честь президента Египта.

Согласно проекту, храмы Абу-Симбел должны были оказаться под водой, и через 100-200 лет все иероглифы на стенах стерлись бы, а статуи превратились в обмылки.

В 1959 году началась масштабная компания по сбору средств на спасение памятника. Предлагались несколько проектов. Был даже один очень экстравагантный план – оградить Абу-Симбел дамбой, создав вокруг храмов озеро с чистой водой, так как чистая вода не причинит вреда статуям и барельефам. Если бы этот план Уильяма Маккуити был реализован, туристы бы сейчас смотрели храмы Абу-Симбел сквозь стекло подземного туннеля.

Но в итоге приняли план перемещения комплекса на искусственный холм на 65 метров выше и 200 метров дальше от реки Нил. В этом месте храмы Абу-Симбел были в безопасности. С 1964 по 1968 года их распиливали на кусочки, перевозили на новое место и там собирали обратно.

Это была титаническая работа археологов и инженеров со всего мира. Блоки весили до 30 тонн, а проект стоил 40 миллионов долларов – астрономическую по тем временам сумму. Благодаря этой уникальной археологической операции, мы сейчас можем видеть воочию храмы Абу-Симбел.

Что смотреть – Фасад большого храма

Главные элементы фасада – это четыре огромные статуи Рамсеса II высотой около 20 метров. На голове фараона корона Верхнего и Нижнего Египта, которая называется “пшент”. Общая ширина фасада составляет 35 метров.

На фасаде есть еще одна очень интересная деталь, которую большинство туристов просто не замечают. На самом верху находятся 22 небольшие статуи обезьян-бабуинов, которые молятся солнцу. Их сложно увидеть, можете попробовать разглядеть на фото справа.

Сейчас многие читатели спросят: “А причем тут вообще бабуины? Что в них особенного?”

Эти животные почитались в древнем Египте. Бабуинов считали предвестниками рассвета, разгоняющими тьму. Один из богов по имени Хапи изображался с головой бабуина. Этот бог был охранником трона Осириса. Главное, не путать его с другим богом Хапи – покровителем Нила. У этих двух богов имена совпадают.

Одна из статуй слева от входа была сильно повреждена землетрясением, ее ноги на месте, но верхняя часть тела и голова обрушились. Эти торс и голова все еще лежат у входа, можно на них посмотреть.

Храмы - главная достопримечательность Египта после пирамид и сфинкса! Думаю все видели когда-нибудь огромные фигуры фараонов, сидящие у входа в какой-то храм – вот это и есть один из храмов Абу-Симбела

Храм Абу-Симбел — символ Египта

В глубине нубийской пустыни, на берегу озера Насер стоят, вырубленные в скале, величественные храмы Абу-Симбела - свидетельства победы фараона Рамзеса II над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене - красавице Нефертари.

Два раза в год, 21 марта (в день рождения фараона) и 21 сентября (в день его коронации), в 5 часов 58 минут луч восходящего солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, проникает сквозь все комнаты храма и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамзеса II.

На несколько минут луч света задерживается на лице Рамзеса II, и фараон, по признанию туристов, начинает “улыбаться”. Потом луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. Ведь Птах - владыка подземного мира и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

В эти дни у храма собирается до 5 тысяч человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших 33 века тому назад храм таким образом, что луч солнца светит точно в глаз фараону. Остальное время года фараон “прячется” от мирской суеты в тёмном храме, вход в который охраняют четыре 20-метровые каменные фигуры - боги Амон, Ра, Птах и сам Рамзес.

Храмы Абу-Симбел уступают по древности, но по интересу со стороны туристов - нисколько. Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный самому фараону Рамзесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса II Нефертари-Меренмут. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.

Несмотря на то, что Большой храм, помимо обожествленного фараона Рамзеса, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения - возвеличивание Рамзеса II. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона - только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамзеса II. Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамзеса II были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Рамзес, постоянно заботясь о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим шедевром храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 м), посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамзеса II удостоилась этой чести.

Малый храм Абу-Симбела находится в сотне метров к северу от большого и посвящен богине Неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамзеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: “Рамзес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари”. В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамзес II, находившийся как бы под защитой богини.

Абу-Симбел и его переезд

Абу-Симбел, фото которого здесь представлены, вероятно, самый исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища, и ему грозило полное затопление. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Спасение Абу-Симбела - самый дорогой проект ЮНЕСКО. Эта беспримерная акция была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Храмы были распилены на 1036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте на 90 м выше прежнего уровня. Также сюда перевезли 1112 блоков, вырезанных из скал, окружавших храмы. В блоки, просверлив отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы накрыли полым железобетонным колпаком, а сверху насыпали холм. Сделано это так искусно, что кажется - храмы были здесь всегда. Операция по перемещению храмов длилась 3 года (с 1965 по 68 гг.) и обошлась в 42 млн. долларов.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Большой после передвижки на новое место был воспроизведен с точностью до малейших деталей. Отколовшаяся и упавшая когда-то голова одной из статуй лежит там же, где она лежала и раньше. При переносе храмов пещеры не вырубали заново. Их стены были перенесены на новое место, накрыты прочным железобетонным сводом и засыпаны сверху камнем, имитирующим скалы, в которых некогда были вырублены храмы/

Абу-Симбел (в другой транскрипции Абу-Симбиль) - скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298-1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана.

Абу-Симбел Храм Рамзеса II только по случайности не был отнесен к официальным чудесам света. Высеченный в скале недалеко от нубийского селения, он был засыпан песками Сахары через несколько веков после сооружения.

В 1813 году швейцарский ученый И.Л. Буркхардт знакомился с пещерным храмом Хатор, построенным в честь древнеегипетской богини любви, танцев и застольных пиршеств.

Во время исследований были обнаружены видневшиеся из песка три головных убора каких-то гигантских фигур. В Каире Буркхардт сообщил о своем открытии, и по его следам сразу же отправилось несколько экспедиций. Но местные шейхи были категорически «против» намерений чужеземцев обследовать сооружения, и рабочую силу расчистки песка на месте найти было невозможно.

На следующий год в этих краях появился известный итальянский авантюрист и искатель кладов Д.Б. Бельцони. Правда, знаменитый археолог Говард Картер, откопавший гробницу Тутанхамона, называл его «одним из самых замечательных деятелей во всей истории египтологии».

Отпрыск древнего римского рода, родившийся в Падуе в 1788 году и проведший юность в Риме, Бельцони действительно был человеком незаурядным. В «вечном городе» он собирался стать монахом, но армии Наполеона вторглись в Италию, и Бельцони, замешанный какие-то политические интриги против французов (некоторые источники утверждают, что против самого Бонапарта), вынужден бы покинуть родину.

Какое-то время он выступал в лондонском цирке, потом был представителем Ост-Индской компании в Мокко, позднее перебрался на Мальту, а в 1815 году он оказался в Каире. Бельцони получил разрешение заниматься раскопками для Британского музея, и его экспедиция работала от зари и до зари.

Много храмов было в Древнем Египте, но храмы времен Рамзеса II были, несомненно, самыми величественными из всех существовавших до них. И так же как пирамиды Древнего царства, они навеки прославили египетское зодчество. Когда Бельцони и его спутники проникли в огромное полузасыпанное помещение, они обнаружили подземный комплекс в монолитной скале. В дневнике Бельцони записывал:

«Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии. Наше удивление возросло еще более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно разукрашенный храм - с барельефами, росписями и статуями.».

Бельцони сам простукивал все стены, но лично для себя ценного ничего не нашел: храм давным-давно разграбили до него.

Через три года новая экспедиция, которая очистила от песка ближайшую к реке статую, обнаружила на постаменте надпись на греческом языке (VI век до н. э.). По мере освобождения храма от песка появлялись новые надписи - сведения о времени постройки храма и строителях. Всего были найдены останки четырех статуй. Место для храма древние архитекторы выбрали очень удачно. Сооружение было воздвигнуто на восточной оконечности мощного скального выступа и было ориентировано так, чтобы в день рождения фараона (и в день его восшествия на престол) первый луч утреннего солнца падал на урей короны, венчавшей статую правителя. Памятник высечен в скале, но поражает своими безупречными формами и пропорциями.

У входа в Большой храм Абу-Симбела восседают на троне четыре изваяния фараона - по два с каждой стороны. Они размешены на фасаде шириной более 60 метров. Каждая статуя высотой 20 метров, вес каждой - 1200 тонн. Все четыре повторены без единой ошибки, их соответствие друг другу вызывает немое изумление. А ведь расстояние от одного уха статуи до другого - более четырех метров. Некогда каждый день на заре один из каменных гигантов издавал своеобразные звуки.

В поэтических легендах колоссы - это изображение древнегреческого героя Мемнона, убитого в Троянской войне. Согласно легенде, мать героя - богиня утренней зари Аврора - каждое утро оплакивает гибель своего сына.

Причина такого «пения» долгое время оставалась неясной. Греческий географ Страбон, посетивший Египет в свите римского префекта Элия Галла, услыхав «пение» статуи, усомнился в том, что это она издавала подобные звуки. Он даже заподозрил обман.

Но все-таки тайну «озвученной» статуи удалось раскрыть. Стонущие звуки возникали потому, что после холодной ночи с быстрым в Египте восходом солнца резко повышается температура, в результате чего внезапно расширяются треснувшие камни.

От этого возникают звуки, напоминающие звуки свирели. Подобное «пение» камней неоднократно наблюдали и в других храмах Древнего Египта. В III веке при императоре Септилиане Севере статуя была исправлена и навсегда умолкла.

У ног этих совершенно одинаковых колоссов - скульптуры членов многочисленной семьи фараона, у которого было 111 сыновей и 67 дочерей.

В Большом зале перед посетителями предстают 10-метровые статуи, стоящие в два ряда - лицом к лицу. Их восемь. Статуи прислонены к колоннам и повторяют тот же облик фараона, что и наружные колоссы.

Они так схожи, что остается только поражаться мастерству древних ваятелей, сооружавших этих гигантов 3000 лет назад при свете примитивных факелов и лампад.

Стены Большого зала (а он очень высок) покрыты рельефами и текстами, восхваляющими фараона. В боковых камерах-кладовых сохранились каменные скамьи-ларцы для различной утвари, в залах перед кладовыми - жертвенные столы.

В святилище слева направо восседают четыре скульптуры: это бог Птах (покровитель искусства и ремесел), бог Амон (главный и могущественнейший из богов и бог ветра), Ра (бог восходящего солнца) и сам Рамзес II (на правах бога). Сюда два раза в году в определенные дни (20 октября - в день рождения фараона и 20 февраля - в день его восшествия на престол) проникал луч солнца и освещал лицо фараона. Тогда вспыхивали глаза фараона, инкрустированные рубинами. Луч солнца выхватывал из полутьмы еще две статуи - богов Амона и Ра. А вот бог Птах - бог потустороннего мира - оставался в тени. «Оптическое чудо» поражало не только современников Рамзеса II, но высоко ценится и искушенными иллюзионистами нашего времени.

Дважды в год Рамзес «показывался» народу в храме. Это происходило после торжественного ночного богослужения в таинственном зале, где редкие светильники освещали колонны, скульптуры и неподвижные фигуры жрецов в белых одеждах.

Когда коленопреклоненные люди были уже взвинчены религиозными песнопениями и напряженным ожиданием чуда, в точно определенный момент церемонии верховный жрец произносил священные слова, заклиная солнце явиться во тьме. И тут же косой луч солнца прорезал полутьму зала, ярко высвечивая в глубине святилища фигуру солнечного бога - Рамзеса II. Это был гениальный инженерный расчет древних строителей.

Потолок святилища украшен орнаментом - пылающие диски солнца с двумя смертоносными кобрами. Это символ неотвратимой кары фараона для всех провинившихся. Ниже - перья из крыльев богини Маат (богини правды и порядка), они означают, что кара фараона заслуженна.

Все олицетворяет силу и мощь бывшей империи фараона, который покорил 11 царств. Рамзес II правил страной до глубокой старости, умер в 89 лет, вел долгие войны на юге Египта - в Эфиопии, Нубии и других районах своего обширного царства, где непрерывно вспыхивали волнения против его деспотизма. Особенно часто тревожила фараона Нубия, не желавшая подчиняться египтянам, почти ежегодно туда посылались войска для усмирения.

Возвращаясь после походов с трофеями и рабами, эти войска обычно останавливались в пещерном храме Хатор, где воины молились могущественной богине, их хранительнице и попечительнице лучших человеческих качеств. И тогда у фараона возникла мысль использовать этот храм для возвеличивания своей супруги Нефертити, старшей и любимой жены.

О ее красоте ходили легенды, и, конечно, это обстоятельство способствовало укреплению авторитета и самого фараона. Если он сам объявил себя при жизни богом, то почему его жена не могла стать богиней? Ведь ее почитали даже за пределами царства.

Храм богини Хатор подвергли реконструкции, чтобы превратить его в храм Нефертити. Старые изображения срубили, а вместо них возникли нежные силуэты и прекрасные изваяния «божественной» Нефертити.


Бюст царицы Нефертити. Берлинский музей.

Фасад храма оформлен шестью глубокими нишами, над которыми нависает мощный козырек. В простенках ниш на камне высечены хвалебные тексты. Из ниш по обе стороны от центрального входа выступают шесть фигур богов. Их размеры огромны, а сами они величественны: два божества женские - богиня Хатор и богиня Исида (богиня небес и земли), четыре мужские - бог Птах, бог Амон-Ра, «бог» Рамзес II в качестве фараона Верхнего Египта и «бог» Рамзес II как фараон обоих Египтов - Верхнего и Нижнего. Женские богини имеют облик Нефертити, боги мужские - облик Рамзеса II. Динамизм фигур просто потрясает: кажется, что вот-вот боги выйдут из скалы..

Сам фараон изображен благородным, сильным и стройным, несмотря на то, что в те годы ему было за 80. Изображениям Нефертити придано неуловимо ласковое выражение.

Когда начали строить Асуанскую плотину, было известно, что озеро Насер разольется в стороны от главного русла на 11 километров, глубина в некоторых местах будет до 100 метров. Оно затопит многие населенные пункты, а также ряд памятников Верхнего Египта и Нубии.

Деревни и поселки вместе с жителями переселили в безопасные места. А памятники?

На спасение храмов Абу-Симбела у египетского правительства не хватало денег, и оно обратилось за помощью к мировому сообществу. На этот призыв откликнулось более 50 стран. Французы предложили вокруг храмов соорудить песчаную дамбу, но уверенности, что через нее не просочится вода, не было.

Итальянцы предложили вырезать из скалы оба храма и поднять их домкратами, но нужны были механизмы, способные поднять груз весом от 30 до 60 тысяч тонн. Из Польши и Англии поступило предложение: храмы оставить под водой, но покрыть их железобетонными колпаками или прозрачной пленкой.

Все проекты были заманчивы, но дорогостоящи. В итоге приняли план шведов: распилить храмы на блоки, перенести на безопасное место и снова собрать. В работах, которые начались в 1964 году и продолжались 4 года, участвовали египетские специалисты и эксперты ЮНЕСКО. Статуи и другие детали храма разрезали на куски, тщательно нумеровали, покрывали специальным составом и по подвесной дороге или трайлерами перевозили на заранее подготовленную площадку. Пилили днем и ночью, а чтобы фигуры, сделанные из песчаника, не рассыпались, вводили препараты для мгновенного отвердения. Над Нилом соорудили искусственный холм (диаметром - 58 метров, высотой - 30 метров), внутри него; разместили все помещения Большого храма. Место разрезов заделали так, что придраться было просто не к чему. Рядом насыпали гору поменьше и перенесли туда покои прекрасной Нефертити.


Модель иллюстрирующая старое и новое местоположение храмов и уровень воды.

Общая площадь нового комплекса составляет два квадратных километра. Все, до последней мелочи, было водружено на место. Надежность нового сооружения не вызывает никаких сомнений.

Солнечные лучи продолжают освещать статую фараона, которая по-прежнему находится в глубине храма, но теперь они проникают сюда с 3 по 27 октября и, конечно, в феврале.

Чтобы не потеряться среди моря предложений от различных туристических агентств, большинство людей пытаются самостоятельно узнать о Сейчас в специализированных изданиях можно найти любую информацию об этой стране и отзывы других туристов. Одно из знаковых мест страны - храм Абу Симбел. Но далеко не все о нем знают. Конечно, ведь есть более популярные достопримечательности, чем Абу Симбел. Египет в первую очередь известен пирамидами Гизы и статуей Сфинкса. Но именно перед этим храмом 22 февраля и 22 октября собирается более 5 тысяч туристов.

Что же их там привлекает?

Абу Симбел на карте - маленький городок, затерянный среди песков Нубии в северном Египте, недалеко от границы с Суданом. Его храмы, вырубленные в скале, стоят на западном берегу озера Насер. Величественный ансамбль возведен в 1244 году до н.э. в честь победы Рамзеса 2 над хеттами. Точнее, храмов здесь два. Большой посвящен фараону и трем богам, а маленький - богине Хатхор и любимой жене Рамзеса, прекрасной Нефертари.

Вообще, во времена правления Рамзеса 2 было возведено пять пещерных храмов, но Абу Симбел по праву считается самым величественным из них. Несмотря на то что эти храмы посвящены трем богам, которые покровительствовали армии фараона, на самом деле они прославляли Рамзеса 2, который правил 67 лет в Египте. За это время он покорил 11 стран. Его мумия хранится в

Особенности строения и расположения

Вход в Большой храм смотрит на восток. Фасад украшен четырьмя двадцатиметровыми статуями фараона, который величественно восседает на троне. Археологов до сих пор удивляет портретное сходство и скульптур. Причем все статуи одинаковы, только у одной откололась голова во время землетрясения. У ног фараона - скульптуры жен и детей, а над входом в храм изображен

Залы

Храм Рамзеса 2 состоит из четырех прямоугольных помещений, которые последовательно уменьшаются. Первый зал - самый просторный. Его высокий свод поддерживают четырехгранные колонны, а стены покрыты текстами и цветными рельефами. В нем находятся статуи фараона в облике Этот зал был открыт для всех желающих. Во второй могли войти только "благородные". Третье помещение, которое еще меньше предыдущего, было доступно лишь жрецам. В четвертую комнату войти мог только фараон и его семья. Именно там располагались статуи богов Хармакиса, Амон-Ра и Птаха с лицами правителя. Все в храме говорит о силе и богатстве Рамзеса 2: стены каждого зала украшают изумительные рельефы, повествующие о военных действиях и его жизни. А изображенные на потолке солнце и кобра символизируют мощь государства и справедливое наказание для провинившихся перед фараоном.

Но через несколько веков краски потускнели, а сам Абу Симбел почти полностью поглотили пески Сахары. И лишь в начале девятнадцатого века при изучении храма Хатор ученый из Швейцарии заметил фрагменты фигур, и после масштабных раскопок в течение нескольких лет храм Рамзеса 2 был очищен от песка.

Большую часть года в его залах господствует полутень, и только в дни весеннего и которые совпадают с датами рождения и коронации фараона, можно стать свидетелем великолепного зрелища. Чтобы его увидеть, толпы туристов заполоняют Египет в эти дни. Ровно в 5 часов 58 минут восходящий солнечный свет проникает в храм и начинает свое неспешное путешествие по его залам. В конце своего пути луч скользит по плечу Амон-Ра и лицу Рамзеса 2, задерживаясь на несколько минут. Говорят, что в этот момент фараон начинает улыбаться.

После чего, переместившись на статую Хармакиса, солнечный свет покидает Большой храм, так и не коснувшись статуи Птаха, владыки подземного царства, которому он не нужен. Конечно, здесь нет никакой мистики, а только очень точный расчет египетских звездочетов и жрецов.

Но была в храме еще одна тайна, о которой со временем забыли. Каждое утро на рассвете в нем раздавались стоны и тихий плач. Долгое время никто не мог объяснить этот феномен, но ученым все-таки удалось раскрыть тайну. Все дело в трещинах в здании, вернее в температуре воздуха. На восходе солнца она повышалась, трещины расширялись и начинали издавать эти звуки. Когда их заделали, стон прекратился.

Малый храм Абу Симбела: особенности строения

В 100 метрах от Большого храма расположен Малый храм Абу Симбела. Он посвящен древнеегипетской богине любви Хатор, которой были переданы черты Нефертари -старшей и любимой О ней писали как о красивой и умной женщине. Только она за всю историю Древнего Египта удостоилась такой чести. Малый храм выглядит значительно скромнее и состоит из одного зала и святилища. На его фасаде в нишах стоят статуи Рамзеса 2 и Нефертари. Искусно созданная игра света придает им особую загадочность. В святилище находится скульптура богини Хатор в виде священной коровы, а перед ней - изображение фараона.

Комплекс Абу Симбел находился на изгибе Нила, что было весьма важным стратегическим моментом. Статуи фараона хорошо просматривались издалека, олицетворяя силу и могущество страны. Особенно эффектно они выглядели утром, когда лучи восходящего солнца окрашивали их в кроваво-красный цвет.

Перестройка

В 60-е годы прошлого века над храмом нависла новая опасность. Озеро, на берегу которого он расположен, могло его полностью затопить, а все из-за строительства Асуанской плотины на Ниле. Было выдвинуто множество проектов по спасению объекта культурного наследия. Предлагали даже построить подводный стеклянный купол над храмами. Но было принято уникальное решение - разобрать здание на блоки и перенести его на более высокое место. В операции приняли участие специалисты из пятидесяти стран. Было потрачено более 42 миллионов долларов. Четыре года эту достопримечательность распиливали на отдельные фрагменты весом от 3 до 20 тонн, которые нумеровали и перевозили на искусственную насыпь.

Там их высверливали и заполняли смолистым составом, который должен был укрепить камень. Всего получилось более тысячи блоков. Собранные заново храмы накрыли железобетонным колпаком, а сверху насыпали каменный холм, который должен имитировать скалы. Но сделано это было настолько аккуратно, что казалось, храмы простояли здесь века. И отколовшаяся когда-то голова одной из статуй тоже была перенесена и очень точно положена у подножия храма.

Изучение строения

Благодаря этим работам Абу Симбел был тщательно изучен археологами и экспертами из ЮНЕСКО, которых поразило искусство древних зодчих. Внимательно изучив основание строения, специалисты с удивлением обнаружили, что линии фасада расположены параллельно трещинам в скале, это делало храм устойчивым, а скальные породы служили естественной опорой огромным статуям.

Окись железа, использовавшаяся для укрепления слоев песчаника, помимо своей основной цели, придавала камню разнообразные яркие оттенки - от лилового до красного и даже розового. В результате этой операции комплекс был перенесен на 200 м дальше и на 65 м выше уровня озера, и затопление ему больше не грозило.

Небольшое заключение

22 сентября Абу Симбел - храм в Египте - вновь принимает туристов. Культурное наследие было сохранено для потомков и стало одной из визитных карточек туристического Египта.

Древний Египет поражает многих людей своими достопримечательностями. Чего только стоят египетские пирамиды и сфинкс. Широкое распространение во времена правления Рамсеса II получило строительство пещерных храмов. Наверное, лучшим из всех этих построек стал храм Абу-Симбел с его 20-метровыми статуями фараона.

Храмовый комплекс Абу-Симбел

В состав комплекса Абу-Симбел входят две постройки – Большой храм и Малый храм. Памятник на сегодня является чуть ли не одним из самых исследованных сооружений Древнего Египта. В 1950-х годах его местоположение попало под зону затопления в результате образования нового водохранилища. За спасение наследия взялась ЮНЕСКО. Трудом 50 стран Абу-Симбел был полностью разобран, и за четыре года перебрался на более высокое место.

Макет-сравнение былого и текущего расположения храмового комплекса

При исследовании постройки ученые пришли к интересным заключениям. Так, например, было выяснено, что линии фасадов храмов были выстроены вдоль трещин в скальном грунте, а при укладке песчаника использовалась окись железа, что сделало его менее подверженным разрушению.

Комплекс был возведен во второй половине Нового царства – примерно в 1260х годах до нашей эры. Чувствуется традиции оформления гробниц, но общая картина этой эпохи показывает об упадке искусства.

Большой храм

Большой храм Абу-Симбел посвящен Рамсесу II и богам – Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Вход в храм направлен к востоку. Лучи восходящего солнца освещают первый зал со статуями фараона, второй зал и святилище. Ровно два раза в год лучи уходили в самую глубину храма, освещая там статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте. Владыке подземного мира Птаху было суждено всегда оставаться в темноте.

Несмотря на то, что за храм с Рамсесом конкурировали целых три бога, здесь все было сооружено на возвеличивание фараона. Чего только стоит огромный фасад-пилон с четырьмя 20-метровыми портретными статуями Рамсеса II . Эти колоссы были видны проплывающим по Нилу кораблям, а лучи солнца делали их темно-красными, выделяя на фоне теней.

Внутреннее убранство Большого храма также соответствует возвеличиванию фараона. Так в первом зале находятся восемь статуй фараона в образе бога Осириса. Везде находятся росписи и рельефы, повествующие о жизни Рамсеса II . Здесь есть и войны с ливийцами, нубийцами и хетхами, также присутствует религиозная тематика на рельефе «Фараон Рамсес предстоит перед богами».

Малый храм

Малый храм посвящен богине Хатор. Здесь все намного проще, а весь храм состоит из колонного зала и святилища. В святилище находятся три ниши, в центральной из которых находилась статуя коровы, соответствующей образу богини Хатор. На фасаде находятся шесть ростовых статуй фараона, между которыми установлены статуи его жены Нефертари-Меренмут.

Спасенный храм Абу-Симбел на сегодняшний день является очень популярным местом среди туристов. Это своеобразный памятник труда – труда строителей Древнего Египта и труда спасителей из нашего времени.

Loading...Loading...