Во сколько хоронят людей по времени православных. В случае захоронения урны с прахом. Плохие приметы на похоронах. Гроб упал

Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени поверить и придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон.

Для того, чтобы помочь душе усопшего легко покинуть материальный мир, нужно не просто знать рекомендации, но и понимать их глубинный смысл. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. Поэтому мы составили подробную статью с описанием правил, что можно и нельзя делать.

В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни.

На 3 день после смерти (в этот же день проводят и похороны) собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки. За этот поминальный стол семья умершего не садится

— В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

На 9 день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол, почтить память усопшего зовут только близких родственников. Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба.

На 40 день после смерти человека устраивают третий поминальный стол, приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах. В церкви заказываю Сорокоуст - сорок литургий.

— Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом» , тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

— После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное» . Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь» .

— В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

— Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться.

— Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета - синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

— После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

— На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

— Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») - 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1-3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище - проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

— Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

— После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

— Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

— Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

— Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

— На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Посещение кладбища в течение года

На протяжении первого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
Посещайте кладбище до 12 часов дня.
Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

  • Мясопустная суббота - суббота на девятой неделе перед Пасхой.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на второй неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на третьей неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на четвертой неделе Великого поста.
  • Радуница - вторник на второй неделе после Пасхи.
  • Троицкая суббота - суббота на седьмой неделе после Пасхи.
  • Дмитриевская суббота - суббота на третьей неделе после .

Как правильно одеться на годовщину смерти?

Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище – следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов – уместный выбор для траурной даты.

Можно ли делать ремонт после похорон?

По приметам, не относящимся к православию, ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней. А на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам. С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием.

Смерть близкого человека всегда застаёт врасплох, даже если он долго болел, и было понятно, к чему идёт дело. Люди, окунувшись с головой в большое горе, как правило, теряются и не знают, с чего начинается организация похорон. В такие моменты нужно постараться собрать всю волю и сдержать эмоции.

С чего начать организацию похорон: первым делом после обнаружения смерти человека нужно позвонить в полицию на «02» и скорую на «03» и сообщить о происшедшем. Дальнейшие действия зависят от того, где и по какой причине наступила кончина.

Если близкий болел тяжёлой, неизлечимой болезнью, независимо от того, наблюдали его в стационаре или нет, следует при его жизни обратиться к участковому терапевту в свою поликлинику и сообщить о наличии диагноза. В медицинской карточке больного обязательно должны быть соответствующие записи.

Если такой больной скончался дома, и в его карточке есть записи о болезни, то, кроме вызова скорой, стоит позвонить участковому врачу в поликлинику. Как правило, в таких случаях участковые врачи дают свой личный телефон и просят перезвонить и сообщить сразу, если больной умрёт. В данном случае врач скорой помощи и участковый полицейский приедут и составят свои документы.

Врач скорой помощи даст первые советы, такие, как:

  • закрыть зеркала;
  • при необходимости, наглухо закрыть окна.

Так как при наступлении кончины вследствие определённых диагнозов, например, рака, усопшие мгновенно покрываются чёрными пятнами. Чтобы этого не произошло, следует перекрыть доступ свежего воздуха.


Врач и полицейский могут дать готовый план, как организовать похороны близкого человека с нужными телефонами. Потом участковый терапевт пригласит прийти и забрать заключение о смерти. На все уйдёт несколько часов. В этом случае патологоанатомическая экспертиза не проводится.

Обращение в скорую и полицию существенно облегчит проведение похорон.

Проведение нужных обрядов

Если семья не отрицает наличие бога и хочет в процессе похорон провести положенные религиозные обряды, при наличии неизлечимой болезни, которая в скором времени может привести к гибели, лучше заблаговременно обратиться в храм, и сообщить об этом духовному лицу во избежание возможных неприятных сюрпризов во время похорон.

Как правило, в этом случае за больным закрепляется священник, который бесплатно ходит на дом к больному и проводит все нужные таким больным обряды и таинства.

В обязанности священника могут входить:

  1. Исповедание больного.
  2. При необходимости крещение умирающего.
  3. Отпевание.

Эти действия служитель церкви проводит по просьбе родных почившего.

Если заблаговременно не уведомить в храме о диагностировании неизлечимой болезни, потом могут отказать в проведении религиозных погребальных обрядов. После звонка в скорую помощь и полицию нужно сообщить о случившемся священнику. Он ознакомит со своим планом дальнейших действий. Организация похорон на кладбище полностью или частично может лечь на его плечи.

Что делать, если врач не знал о болезни

Если человек болел тяжёлой неизлечимой болезнью, умер дома, но при жизни не сообщили об этом участковому врачу в поликлинику, не были сделаны соответствующие записи в карточку, даже если есть все заключения о протекании болезни из стационара, полиция откроет дело относительно кончины усопшего.

В обязательном порядке будет проводиться патологоанатомическая экспертиза причин гибели. В этом случае врач скорой, который официально зафиксирует смерть, вызовет машину и после отработки места кончины полицейским, отправит тело на экспертизу.

В случае наступления кончины в больнице экспертиза тоже будет проводиться.При криминальном характере кончины будут произведены следующие действия:

  • на место обнаружения покойника выедет опергруппа;
  • будет открыто уголовное дело по факту гибели;
  • будет проводиться экспертиза установления её причин.

Эти действия необходимы, чтобы в случае насильственной гибели быстро найти виновника.

Уже на этом этапе стоит подумать, на каком кладбище будет производиться захоронение и как именно. Пока в стране получили распространение два варианта:

  • кремация;
  • захоронение в гробу в землю.

В таком случае стоит прислушаться к просьбе умершего.


Если умерший и его родные проживают в сельской местности и вопроса о том, где хоронить не возникает, так как кладбище одно, проблем не будет. Если же семья проживает в большом городе, вопрос может оказаться очень тяжело решаемым.

Если родственник был неизлечимо болен, лучше к вопросу, где и как хоронить подготовиться заранее. Прозвонить несколько кладбищ и узнать стоимость кремации и захоронения без кремации. Найти документы на захоронение ваших родственников, которые умерли давно и куда вы будете подхоранивать усопшего.

Семья имеет полное право отказаться от помощи должностных лиц, которые будут предлагать вам воспользоваться готовыми телефонами фирм, занимающихся подготовкой усопших к похоронам.

Если родные решили всё делать самостоятельно, то после ухода полиции и врачей можно на пару часов отключить телефон, чтобы не травмировали навязчивые агенты ритуальных услуг.

Доставку тела усопшего на вскрытие будут организовывать полиция и скорая, за это родные не должны платить.Если экспертизу делать не надо, тело в морг можно не вести.

Как организовать похороны и с чего необходимо начать оформлять документы – сложно сразу сориентироваться. Документ про причину смерти получают в поликлинике у участкового терапевта в том случае, когда человек умер дома от тяжёлой болезни и об этом есть записи в его медицинской карточке.

Для его получения нужно взять с собой:

  1. Паспорт покойного.
  2. Медицинскую карточку.
  3. Полис медицинской страховки.
  4. Паспорт родственника, который пришёл за оформлением свидетельства.

При всех остальных причинах смерти тело покойного отправляют на экспертизу в морг, там и выдают заключение о причине гибели.

Чтобы получить свидетельство в больничном морге потребуется тот же набор документов, что и для поликлиники.

Если причина гибели имела криминальный характер и экспертиза проводилась в судебном морге, достаточно иметь при себе паспорт погибшего, если его невозможно найти, нужна выписка из домовой книги. А также паспорт лица, которое пришло оформлять медицинское свидетельство о причинах кончины.

Полученное свидетельство внимательно нужно вычитать. В нём не должно быть исправлений и сокращений.

Имея на руках медицинское заключение о причине гибели необходимо ехать оформлять гербовое свидетельство о смерти, которое выдаёт ЗАГС. Обращаться можно в ЗАГС по месту кончины, регистрации проживания, нахождения морга, выдавшего заключение о причинах смерти, а также в центральный ЗАГС в большом городе.

Для получения гербового свидетельства, на основании которого потом можно проводить погребение, оформлять наследство, получить денежную помощь, специальный отпуск на работе для участия в обряде, надо с собой иметь:

  • паспорт покойного, при его отсутствии подаётся выписка из домовой книги по адресу последнего проживания усопшего,
  • свидетельство о смерти, выданное врачами с заключением о причинах смерти,
  • паспорт лица, которое прибыло получить гербовое свидетельство о смерти.

Кроме гербового свидетельства,сотрудники ритуальной службы обязаны выдать справку для оформления финансовой помощи на погребение формы № 33.

Перед выездом нужно выяснить режим работы ЗАГСа и время, которое придётся потратить на то, чтобы доехать в морг за документом о причине смерти, а оттуда добраться до ЗАГСа.

Начинать эти поездки стоит как можно раньше. На оформление и очередь в ЗАГСе у вас уйдёт почти весь день. Можно просто стоит планировать поездку в ЗАГС на следующий день. При желании ритуальное агентство может взять оформление свидетельств на себя.

Если семья намерена проводить санацию трупа, его одевание самостоятельно или пригласив в помощь соседей, надо помнить, что через несколько часов после того, как человек умер, наступает трупное окостенение. После его наступления будет чрезвычайно тяжело одеть скончавшегося и придать ему необходимую позу в гробу, практически невозможно.

Соответствующая контора в комплексе услуг могут предложить санацию, бальзамирование, одевание, приведение в порядок лица (подкрашивание). Необходимо учесть, что одежду для подготовки покойника необходимо передать минимум за 1 сутки до дня погребения.

У многих фирм есть услуга, при которой компания предоставляет одежду для подготовки покойника к церемонии прощания, в комплект может входить:

  • только нижнее бельё;
  • вся необходимая одежда.

Это новая, недорогая, приличная одежда, пошитая специально для погребения. Обувь желательно, чтобы была чуть великовата.

Как похоронить человека – знания, которые хотелось бы никогда не иметь. В дальнейший порядок действий входит выбор кладбища и определение дня похорон. Заказ их проведения, выбор способа погребения. Для того чтобы сделать захоронение без кремации необходимо предварительно съездить на кладбище, кремацию можно заказать по телефону, а потом оплатить её непосредственно до или после церемонии.

Выбор дня

При выборе дня похорон, необходимо учесть, что:

  1. 1 день займёт оформление свидетельств о смерти.
  2. Морги в выходные и праздничные дни не работают, а хранилища трупов работают постоянно.
  3. Если придётся лично ехать на кладбище договариваться о предоставлении места и проведениизахоронения на это может уйти ещё целый день.

По этой причине лучше не организовывать процесс прощания в одиночку. Этим должно заниматься ещё несколько близких или знакомых или необходимо обратиться к услугам профессионалов.

Если обратиться в бюро похоронных услуг, находящееся при кладбище, на котором планируется хоронить покойного, там могут предоставить полный комплекс услуг, начиная от подготовки покойного до проведения траурной церемонии с соблюдением всех русских традиций.

В ритуальных компаниях могут подсказать, что нужно для похорон. Гроб, венки, саван можно приобрести в ритуальном или интернет-магазине. Все эти покупки может произвести фирма, которая будет готовить прощальную церемонию, если вы определитесь в ценовой политике для этих покупок.

Гроб необходимо подбирать из расчёта прибавления к росту 20 или 25 см. В зависимости от полноты идут специальные модели. Покрывало подбирается согласно вероисповеданию и традициям семьи усопшего.

Если семья покупает гроб, венки самостоятельно, необходимо подумать о доставке к месту нахождения покойника. Можно использовать свой транспорт. Можно доплатить, и магазин доставит сам. При использовании личного транспорта, необходимо уточнить, откуда придётся их забирать, это может быть адрес в другой стороне города.

Заранее стоит выяснить время приёма гроба моргом. В разных учреждениях разные правила. В одних местах принимают заранее, а в других незадолго до выдачи. Все эти условия необходимо согласовать, выстроить последовательный план действий.

Нужно определиться, планируется ли подвозить гроб к последнему месту проживания или из морга сразу на кладбище. В последнее время к дому почти не возят. Надо обзвонить родственников, друзей, знакомых, которые будут присутствовать на церемонии прощания.

Если гроб не будут подвозить к дому, то нужно попросить пришедших собраться сразу на кладбище.В этом случае можно не оплачивать транспорт для перевозки прощающихся. Оплатить только транспорт для перевозки гроба с покойником.

Также необходимо заказать людей, которые выкопают яму, перенесут гроб везде, где его необходимо переносить. Закопать могилу должны рабочие, которые её вырыли.

Порядок действий завершается организацией поминок. Поминальный обед можно приготовить дома, можно заказать в ритуальном или обычном кафе.

Ритуальное кафе удобнее тем, что:

  • помещение будет иметь соответствующее убранство;
  • там предложат список блюд, которые готовятся специально на поминки;
  • будет учтён пост, если поминки с ним совпали;
  • цены в них в среднем доступные.

Учитывая эти плюсы, всё-таки стоит выбрать ритуальное кафе.

Присутствовал во все времена. Вера в существование бессмертной души и ее переселение в другой мир была свойственна всем народам, в том числе и славянам.

Корни православных похоронных традиций

Похороны, православные традиции и обряды относятся к самым устойчивым видам ритуалов. Они считаются подготовкой перехода души умирающего в иной мир, поэтому действия из века в век совершаются по строго установленным правилам. Верующие люди православные похороны по православным традициям делят на три этапа:

  • подготовка умирающего (проводится еще до его кончины);
  • сам процесс похорон;
  • поминание.

То, что православные люди придерживаются традиций со времен крещения Киевской Руси, говорит о том, что погребение - это дань уважения к самому факту смерти и к покойному. За сотни лет ритуалы погребения претерпели влияние глубоких языческих корней славянской культуры, но постепенно похороны по православным традициям стали такими, какими мы знаем их сегодня.

Подготовка к смерти

Издавна в верующих семьях люди готовились к смерти: покупали или шили вручную рубахи и похоронное платье. Во многих поселеньях было принято загодя делать гробы старикам. С приходом православия людей стали хоронить именно в них, так как по языческим обрядам покойника принято было сжигать, а пепел класть в горшок или просто в землю и закапывать. Если родные усопшего хотят знать, как проводить похороны, православные традиции, ответ священника однозначный - гроб с телом должен быть предан земле.

Если человек долго болел, то его соборовали, во время чего священнослужитель отпускал ему грехи. Таким образом, душу очищали и подготавливали к переходу. Умирающий должен был проститься с родными, благословить их на святом образе, простить долги и обиды, отдать последние распоряжения.

Подготовка тела к погребению

Похороны (православные традиции) требовали подготовки тела усопшего к захоронению. Для этого покойника обмывали специальные люди, чаше всего старухи. По православным верованиям очищение тела так же важно, как и прощение грехов для души. Во время омовения читались молитвы «Трисвятое» или «Господи помилуй». По церковным порядкам человек должен предстать перед Господом с чистыми душой и телом.

В наши дни усопших обмывают в морге или при службе ритуальных услуг. Если нет такой возможности, то этот традиционный обычай исполняют люди, не состоящие с покойником в родстве.

После того как усопшего омыли, его кладут на застеленный чистой тканью стол и одевают в новую одежду. Если такой возможности нет, то вещи обязательно должны быть по крайней мере чистыми.

Подготовка к похоронам

После омовения покойника кладут в гроб и накрывают саваном с вышитыми крестами. Перед этим его подготавливают, окропляя священной водой. Кладут усопшего лицом вверх, положив под голову подушечку. Глаза у покойника должны быть закрыты, руки - сложены на груди, правая поверх левой. Обязательным считается надевание на умершего нательного крестика, который должен сопровождать похороны.

Православные традиции и ритуалы в старые времена требовали читать молитвы над покойником до самых похорон, которые проводились на третий день. Для этого приглашали читальщиков. Пока усопший лежал в доме под иконами, а над ним читались молитвы, к умершему приходили родственники и знакомые, чтобы проститься.

В наши дни, после того как покойного омыли и положили в гроб, необходимо читать канон «Последование по исходе души из тела». Если нет возможности пригласить для этого священника, то эту часть похоронного ритуала может взять на себя кто-нибудь из родственников.

В том случае, если покойного нет возможности принести в дом, то следует читать, стоя лицом к иконе или возле того места, откуда начнутся похороны, например возле дверей морга.

Еще до начала в церкви, нужно заказать по нему сорокоуст.

Отпевание покойного

Для отпевания гроб с покойным вносят в церковь и ставят перед алтарем. У покойного на лбу должен быть венец с напечатанным «Трисвятым», а в руках - образок с изображением Иисуса. У головы усопшего кладут крест, который родственники и друзья могут целовать при прощании.

В наше время отпевание может проходить в доме покойного или в похоронном бюро на третьи сутки после смерти. Усопший при этом лежит в гробу с открытым лицом, развернутый к востоку, а в ноги ему ставят икону и зажженные свечи. Независимо от того, где проводится отпевание, покойник должен лежать лицом к иконе, а не к людям. Так он как бы обращается к святому образу о помиловании и прощении грехов.

Во время отпевания поют «Вечную память» и «Отпусту», по окончании которых гроб закрывают и выносят из храма. Пришедшие в церковь родственники во время обряда стоят с зажженными свечами и молятся о покойном, а затем начинаются похороны. Православные традиции не позволяют ничего помещать в гроб, но разрешают пришедшим на прощание целовать иконку в руках усопшего и полоску из бумаги на лбу. Класть в гроб деньги, еду, украшения или другие вещи запрещается, так как это считается пережитком язычества.

Похороны

Традиции предусматривают следование траурной процессии за гробом после отпевания покойника. Она должна идти, а остановка совершаться может только у церкви и уже на погосте. В наше время с учетом того, что кладбище может находиться на расстоянии нескольких километров, процессия идет некоторое время после отпевания в церкви, а затем провожающие садятся в транспорт и едут до места погребения.

На кладбище проходит прощание с усопшим, после которого гроб закрывают крышкой и с помощью веревок или полотенец опускают в могилу. Родственники и члены траурной процессии кидают на гроб горсти земли, после чего отходят, а работой занимаются могильщики.

Это тяжелый эмоциональный момент для родственников, поэтому желательно, чтобы они не наблюдали, как гроб опускают в яму. После того как будет насыпан родные прощаются с покойным, кладут цветы и венки, а процессия едет на поминальную трапезу.

Поминки после похорон

Православные традиции после похорон предполагают обязательное поминание души усопшего совместной трапезой. Происходит это в доме покойного или в заказанном помещении.

Совместная трапеза объединяет воспоминания живых об умершем. Слова и мысли должны быть добрыми, светлыми, ведь смерть - это естественное окончание жизни.

Немаловажное значение имеет и еда на православные похороны, традиции. в день похорон? Обычно подаются несколько блюд. Их перечень относительно постоянен, но различия могут возникать по причине непохожести традиций разных регионов.

Часто первой подают кутью, а затем какую-нибудь похлебку - борщ, щи, суп или лапшу. На второе предлагают кашу или картошку. Блюда могут быть с мясом, а могут оказаться и нескоромными, если поминание проводится в дни поста. Так же могут быть поданы рыба или студень. Заканчивается поминальный обед кутьей или блинчиками, в некоторых случаях - оладьями.

Из спиртного подают вино или водку, но делается это не всегда, а количество таких напитков обязательно должно быть небольшим.

Поминание на девятый и сороковой день

Девятый и сороковой дни после смерти считаются по православным традициям очень важными для души, так как в это время начинаются ее мытарства. Это значит, что душа проходит этап покаяния и очищения от грехов. В этот период обязательно нужно заказывать поминальные литургии в нескольких церквях. Чем больше молитв читается по усопшему, тем легче его душе пройти этот этап.

На похороны (православные традиции, 9 дней) состоит из тех же блюд, что и на поминках. Подаются они в одинаково строгой последовательности во все поминальные дни.

Сороковой день считается знаковым, так как душа покидает этот мир навсегда. Заказ литургии или сорокоуста обязателен в нескольких церквях, также следует провести поминальную трапезу.

Сроки ношения траура по усопшему зависят от его возраста и пола. По старикам траур носят до сорока дней. Если умерли кормильцы - отец или мать, по ним скорбеют в течение года. Для вдовы или вдовца так же определяется правило ношения траурных цветов в одежде до одного года.

Похороны. Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего — сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир — вот главнейшая обязанность родственников.

Земные дела, заботы и пристрастия умирающего остаются здесь. Всеми мыслями устремясь к будущей вечной жизни, с покаянием, сокрушением в содеянных грехах, но и с твердым упованием на милосердие Божие, заступничество Божией Матери, Ангела Хранителя и всех святых умирающий должен приготовиться предстать пред Судией и Спасителем нашим. В этом важнейшем деле незаменимой является беседа со священником, которая должна закончиться Таинствами Покаяния, (Соборования) и Святого Причащения, для чего необходимо пригласить к умирающему священника.

В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати (). Он читается от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона. Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет . Большие страдания умирающего пробуждают усилить моление о его мирной кончине. Душа долго страждущего устами священника молитвенно ищет помощи у Церкви земной и Небесной. Канон завершается двумя священническими молитвами.
Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

По исходе души от тела

После того, как напутствованная и утешенная молитвами Церкви душа христианина оставила бренное тело, любовь собратий и заботы о ней Церкви не оканчиваются.
Сразу же после омовения тела усопшего и облачения его в погребальные одежды над усопшим читается Последование по исходе души от тела* , а затем, по возможности непрерывно, по особому чину читается Псалтирь.

Последование по исходе души от тела значительно короче обычной панихиды. Святая Церковь, считая необходимым вознести первое моление об усопшем почти тотчас по исходе души от тела, вместе с тем входит в положение окружающих смертный одр, которые и в последние часы, а иногда и дни, пережили много и душевных страданий и физических трудов. И Церковь, как любвеобильная, заботливая мать, первое необходимое, неотложное моление у гроба сокращает насколько возможно.

Молитву, которой завершается Последование, можно читать и отдельно:
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (преставльшуюся рабу Твою), брата нашего (сестру нашу) (имя) , и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, избави его (ю) вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему (ей) причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому (тоя) буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человека, яже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Если Последование по исходе души почему-либо не может быть совершено священником, оно должно быть непременно прочитано чтецом Псалтири прежде начала чтения самой Псалтири (так указывается в старинных руководствах о чтении Псалтири над телом умершего).
Канон за преставльшагося , входящий в состав Последования по исходе души от тела, желательно читать ежедневно вплоть до погребения усопшего. (В некоторых молитвословах Канон за преставльшагося именуется «Каноном о усопшем едином».) Кроме того, этот канон читается каждый раз по прочтении всей Псалтири над усопшим.

Последование на исход души от тела является лишь началом целого ряда молитвословий и песнопений, продолжающегося около гроба усопшего почти непрерывно до самого погребения. Непосредственно по окончании Последования по исходе души от тела начинается при гробе усопшего чтение Священного Писания: при гробе священника — Святого Евангелия, при гробе мирянина — Псалтири .

Чтение Псалтири по усопшему

В Православной Церкви существует добрый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего (кроме времени, когда совершаются при гробе панихиды или заупокойные литии) до его погребения и в память после его погребения.

Чтение Псалтири по усопшим имеет свое начало в самой отдаленной древности. Служа молитвою ко Господу за умерших, оно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых — так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Чтение Псалтири начинается по окончании «Последования по исходе души». Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. Читать Псалтирь может любой благочестивый верующий, имеющий навыки безошибочного чтения.

Положение читающего Псалтирь — это положение молящегося. Поэтому читающему Псалтирь приличнее стоять как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

При чтении слова Божия над телом усопшего должны присутствовать родные и близкие покойного. Если невозможно и не всегда удобно домашним и сродникам непрерывно участвовать в молитве и чтении Псалтири, то, по крайней мере, по временам им нужно присоединяться своим молением к молитве чтеца; особенно уместно это делать во время чтения заупокойной молитвы между псалмами.

В Апостольских постановлениях заповедано совершать псалмопения, чтения и молитвы по усопшим в день третий, девятый и четыредесятый. Но преимущественно установилось обыкновение читать псалмы по усопшим три дня или все сорок дней. Тридневное чтение Псалтири с молитвами, составляющими особый обряд погребения, большей частью совпадает с тем временем, в продолжение которого тело покойного пребывает в доме.

Ниже приводится отрывок из главы «Чтение Псалтири за умерших» из книги епископа Афанасия (Сахарова) «О поминовении усопших по уставу православной Церкви» .

Если же чтение псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафисмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой славы и после кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего , причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды . Согласно той же старинной практике, чтение псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего**, после которого начинается чтение псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения псалтири за упокой.

Панихида

Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.

По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.

Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В переводе с греческого слово «панихида» означает «всенощное пение». Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя свои дела пред Господом, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его суда над душами наших усопших.

Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся.

Отпевание и погребение

Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи). При чрезвычайных обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях - допускается погребение и раньше третьего дня.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные одежды и положении во гроб. Эти же действия полагается совершать над христианами и в нынешнее время.

Омовение тела прообразует чистоту и непорочность праведников в Царстве Небесном. Оно совершается одним из родственников почившего с чтением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» . Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы. (Одежду, в которой человек умер, и все, что использовалось при его омовении, принято сжигать.)

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился — крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия) или икону — Христа, Богородицы или небесного покровителя. (Не следует надевать на почившего православного христианина галстук.) Если тело передается в морг, то все равно, еще до приезда сотрудников похоронных служб надо омыть и облачить почившего, а при выдаче тела из морга положить в гроб венчик и Распятие.

Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома ногами вперед с пением «Трисвятого». Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процесии, несли зажженные свечи. Оркестр на похоронах православных христиан неуместен.

По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше.
В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь венки и живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.

Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

Отпевание

В просторечии отпеванием, из-за обилия песнопений, называется «Последование мертвенное мирских тел». Оно во многом напоминает панихиду, поскольку включает многие песнопения и молитвословия, общие с последованием панихиды, отличаясь лишь чтением Священного Писания, пением погребальных стихир, прощанием с почившим и преданием тела земле.
В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими.

После разрешительной молитвы под пение стихир «Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога…» происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. Затем лицо усопшего закрывается покрывалом, и священник крестообразно посыпает на тело умершего землю, произнося: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» (Пс. 23, 1). По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище.
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку. При опускании гроба в могилу поется «Трисвятое» — пение ангельской песни «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас»; над могильным холмиком ставится восьмиконечный крест — символ нашего спасения. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного.

Об отпевании в морге

Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание.
Православная церковь признает загробную жизнь, поэтому считает, что человек не умирает, а усыпает. Усопшим становится только тело, душа же продолжает жить. В первые 40 дней определяется ее дальнейший путь. В этом помогают молитвы, которые поются во время отпевания. Священник призывает родственников не отчаянием и унынием, а добрыми делами и обращением к Богу спасти душу человека. 40 дней она мечется между землей и небесами, поэтому отпевание нужно совершить как можно раньше, на третий день после смерти. Если обряд производится лжесвященником или священником, который не имеет благословения (разрешения митрополита), отпевание считается недействительным.

Тема похорон очень грустная, но сталкиваться с ней раньше или позже приходится каждому. Многие теряются от неожиданности, ведь смерть всегда приходит внезапно. Даже если человек тяжело болел, и кончина по всем прогнозам была неизбежна, печальный исход всегда воспринимается окружающими трагично. В такие моменты близкие люди теряют душевное равновесие, чувствуют себя покинутыми и беспомощными. Своим искренним участием мы можем поддержать их и облегчить страдания.

Траурный этикет требует особо тактичного поведения с родственниками усопшего, внимательного отношения к любым, даже самым мелким деталям церемонии погребения. Чтобы в такой нелегкий момент не огорчить кого-либо неуместными действиями или словами, следует заранее поинтересоваться правилами поведения на похоронах.

Во время отпевания

Если родственники покойного заказывают церемонию отпевания в храме, то решать вам, присутствовать на ней или нет . Самое правильное - узнать об этом заранее и уточнить, какие погребальные обряды приняты в определенной религии.

К примеру, у православных христиан все присутствующие держат в руках зажженные свечи и, стоя у гроба, читают молитвы. В еврейской традиции неуместно приносить на похороны венки или цветы. А католики рассылают письменные приглашения на панихиду - мессу.

На панихиде первые места у гроба всегда предназначены для близких родственников. Поэтому садиться или становиться нужно чуть дальше. К тому же, если вы несведущи в ритуалах, оттуда будет легче сориентироваться и повторять за другими то, что делают все: поклоны, наложение креста или повторение слов молитвы.

Если вы придерживаетесь иной веры и религиозных взглядов, вам необязательно выполнять обряды чужой веры . Можно просто постоять или посидеть в сторонке со скорбно опущенной головой и этим выразить уважение к покойнику и ко всем присутствующим.

Правильно будет выключить телефон или перевести в бесшумный режим. Неприлично и бестактно во время церемонии вести переписку по телефону, а также снимать церемонию на камеру без предварительного согласования с родственниками или распорядителем похорон.

  • В старые времена похоронная процессия двигалась пешком от храма до кладбища. Для переноса гроба с телом и крышки требуется несколько человек. Нельзя нести гроб близким родственникам. Традиционно сразу за гробом идут родные и друзья. Они же несут первые венки. Сейчас этот путь представляет собой расстояние до катафалка, а сопровождающие затем едут следом до кладбища на транспорте.
  • Траурный этикет предписывает для похорон соответствующий . Он должен соответствовать атмосфере скорби и печали. Одежда не обязательно должна быть черной, достаточно спокойных тонов, лучше темных. Мужчинам подойдет темный классический костюм.
  • Если прощальная церемония проходит в церкви, то женщинам нужно покрыть волосы платком или шарфом. Неуместно женщине надевать на похороны брюки. Обувь лучше использовать в этот день максимально удобную.
  • Поскольку на родственников в день похорон наваливается не только горе, но и целая лавина забот, у вас, при желании, будет возможность оказать посильную помощь. Этим вы не только облегчите их страдания, но выкажете уважение и отдадите последнюю дань .
    Возьмитесь за то, что вы в состоянии будете реально сделать. Например, помочь со столом на поминках, присмотреть за детьми, спасти кого-то от эмоционального срыва или отвезти людей на вокзал. Главное, чтобы ваша помощь была конкретной, а какой она может быть, вы увидите сами, по обстоятельствам.

Цветы и венки на похоронах

Погребальные венки издавна имели свою символику. В них используются вечнозеленые растения , как проводники в мир иной, а также искусственные и живые цветы - символ возрождения. Круг ритуального венка означает непрерывность и цикличность, вечную жизнь через умирание и возрождение души.

Последнее подношение покойному в виде венка готовят родные, друзья, коллеги. В венок вплетают ленты с памятными надписями. На лентах нежелательно писать чьи-либо имена, обычно указывают «От родных», «От коллег» и т. п. Венки несут за гробом, а после захоронения укладывают на могилу. Сохраняются они очень долго и украшают могилу яркими красками даже зимой.

Траурный этикет предписывает выбирать для похорон определенные сорта и расцветки живых цветов. На время церемонии, при прощании их кладут в гроб к усопшему, а перед погребением вынимают и выкладывают уже сверху на могиле.

Красные цветы , в том числе и красные розы, как символ любви, могут приносить на похороны только самые близкие родственники. Однако по некоторым поверьям розы являются неуместным цветком на похоронах из-за своих шипов. Можно оформить траурный букет с черной лентой из четного количества хризантем, гвоздик, калл, лилий или даже орхидей .

На кладбище

Некоторые предпочитают не ездить на кладбище, особенно люди не очень близкие для покойника. Правила на похоронах не предусматривают обязательное присутствие на всех этапах церемонии. Ведь главная цель пришедших на похороны - выразить соболезнование семье покойного и попрощаться с ушедшим из жизни человеком.

Если же вы решили присутствовать на погребении, то на кладбище соблюдается определенный церемониал.

  1. Сначала подходят к родным, чтобы сказать . Можно также пожать руку или обнять, в зависимости от вашей степени родства или знакомства с умершим.
  2. Во время похорон родные размещаются по левую руку от покойного, а знакомые и друзья - по правую. Это эмоционально самый тяжелый этап прощания, когда покойника предают земле и приходит осознание, что с ним больше невозможно будет увидеться. Так что, отправляясь на кладбище, запаситесь салфетками, водой и лекарствами - если не для себя, то для тех, кому намного сложнее пережить этот день.
  3. Мужчины на похоронах должны снимать головные уборы. Зимой, в холод, это нужно сделать обязательно хотя бы на короткое время опускания гроба в землю. Родственники бросают по три горсти земли на гроб, в знак прощания и отпускания - предания тела земле.
  4. Иногда на кладбище над гробом говорят слова прощания. Это своего рода гражданская панихида. Каждый может высказаться, если ему есть что сказать. Уместно будет поблагодарить покойного и попрощаться. Ведь о покойниках - или хорошо или ничего. Не следует говорить пустые банальные фразы, вроде «ему там лучше» или «время лечит».
  5. После погребения и возложения венков обычно немного задерживаются у могилы в молчании. Перед уходом уместно поклониться родственникам покойного. После кладбища участники похорон едут на поминальный обед.

Поминки после похорон

На поминки обычно приходят люди, которых туда пригласили. Оно и понятно, ведь обед заказывают на определенное количество человек. На поминках за тихим неспешным разговором поминают добрыми словами покойного. Можно сказать речь для всех присутствующих, а можно просто беседовать с ближайшими соседями по столу.

Обычно делают поминки на 3-й день после смерти, то есть в день похорон. Славяне считают, что именно в этот день душа усопшего предстает в первый раз перед Господом. Поэтому главным и первым блюдом на поминках является поминальная кутья – славянское ритуальное блюдо. Зерна кутьи символизируют воскрешение к новой жизни, а мед - сладость умиротворения в мире ином.

На поминках неуместны громкие шутки, шум, смех и бранные слова. Смеяться можно, если такая атмосфера возникает по инициативе родных покойника, когда, например, в разговоре вспоминают какой-то связанный с ним забавный случай. Это доброе воспоминание, которое действует не хуже молитвы. На поминках не принято употреблять спиртное.

В конце обеда вам могут дать с собой пирожки, печенья или конфеты. От угощения нельзя отказываться, им вы можете угостить других людей. Ведь принято считать, что чем больше людей по-хорошему помянет усопшего, тем легче будет его душе вознестись на небеса и попасть в рай.

После поминок, прощаясь, нужно еще раз подойти к родственникам и сказать простые слова сочувствия. Затем можно уходить. Будет очень благородно не оставлять убитых горем людей без внимания. Можно позвонить или заехать в ближайшие дни, показать, что жизнь продолжается, и ваше общение будет тоже продолжаться.

Loading...Loading...