Техники работы со страхами. Как избавиться от страха раз и навсегда

Сейчас я очень много времени уделяю проработке своих страхов. В этой статье есть ответы на вопросы:

  • — что такое страх?
  • — зачем он нужен?
  • — можно-ли забыть о страхе?
  • — как правильно прожить страх (личный опыт)?

Иногда задаю вопрос собеседнику чего ты боишься? В ответ почти всегда слышу: «Я уже, наверное, ничего не боюсь. Я столько пережил, да и чего мне бояться?» Ну или что-то подобное, где основная мысль в том, что человек бесстрашен.

Это ещё один прекрасный ход отрицательных систем, которые создали очередную догму о том, что страх — это «плохо», или тот кто боится, тот трус! Конечно, страх создаёт орпределённый дискомфорт, но если он есть, значит для чего-то он нужен!

Всё так красиво обыграно, что человек, находящийся в современном массовом информационном потоке верит в то, что страх — это плохо и его быть не должно. Особенно мужчины хорошо уяснили, что страх — это не «круто». При этом основная масса людей не прорабатывает свои страхи, а пытается поскорее забыть о них, подавляя эти страхи и загоняя их глубоко в подсознание, или отрицая их наличие.

Это прекрасная жизненная позиция, но у меня есть сомнения в её эффективности. Поскольку загнаный в подсознание страх, проявляется в жизненных ситуациях и человек принимает решения под давлением этого страха. Такие решения обычно очень энергозатратны.

Пример: Езжу на недорогом автомобиле, но знаю что есть другие, более престижные модели. У меня есть страх быть недооцененным окружающими, которые видят что я езжу на такой машине. Появляется желание приобрести более дорогое авто, для чего я начинаю откладывать деньги, экономя на необходимом. Или начинаю больше работать, оставляя меньше времени на личную жизнь. Здесь основной страх — быть недооцененным и только чтобы не чувствовать его, я буду искать возможности купить более дорогое авто. Но ведь можно просто прожить этот страх, прочувствовать его и после этого появятся дополнительные внутренние ресурсы для новых начинаний. Или совсем пропадёт желание менять автомобиль.

Страх — набор чувств, вызываемый разными ситуациями. Он может проявляться в различном виде.У меня страх проявляется в виде — холода в ногах, боли в животе, нежелании что-то делать, в пассивности, в бессоннице, в беспокойстве, холод в спине, в потливости рук ну и прочее.

Можно много описывать свои чувства, но для каждого человека чувства, вызываемые страхом индивидуальны. Тут важно прочувствовать какие чувства есть в момент страха, отследить их, прожить, принять, поблагодарить от души и жить дальше!

По большому счету, любое нежелание что-то делать вызвано страхом. Например: нет желания начинать новые отношения — обьяснял себе так:»всё-равно отношения закончатся, опять скандалы, опять нервы тратить. Лучше и не начинать». Тут целый набор страхов:

  • — страх боли от разрыва отношений (для меня это было больно физически и душевно)
  • — страх ощущения неконтролируемости ситуации во время скандала
  • — страх того, что моя нервная система расшатается (условно говоря)
  • — страх, в случае разрыва отношений, перейти из состояния комфорта семейной жизни (вкусная еда, тёплая постель с Любимой, регулярный секс …) в состояние одиночества
  • — страх начинать отношения — «притирка» двух личностей
  • — другие страхи..

Если посмотреть на страх с точки зрения энергетики, то страх — мощный выброс энергии (образно выражаясь), которая в последующем создаст те ситуации, которых я боюсь. Этот факт(для меня это факт) обьясняет то, почему страхи сбываются чаще чем хотелось-бы.

Если смотреть на страх с позиции воспитательного процесса для души, то страх — это то препятствие, пройдя через которое душа получает необходимый ей опыт и программа жизни корректируется в более благоприятном направлении.

Могу сказать следующее — правильно проработав любой страх, вероятность возникновения ситуации в которой будет вызываться этот страх практически равна нулю. Такая ситуация может быть сформирована только для того, чтобы человек понял насколько он усвоил урок.

Пример: пол года назад я видел один интересный клип, там в течении одной минуты показывали в полной тишине какие-то комнаты, передвигаясь по ним и в конце с жутким криком появлялось страшное «лицо». Конечно я пришел в ужас от такого зрелища,но решил прожить это чувство снова и снова чтобы побороть страх. В какой-то момент мне показалось что мне уже не страшно и я почти спокойно мог просмотреть этот клип (скорее всего я просто пдавил страх, не понимая откуда он берёт своё начало).

Примерно месяц назад я смотрел другое видео, там ситуация другая — девушка молодая, привлекательная что-то рассказывает, приближается к камере, отходит в сторону. Через секунд пять появляется эта девушка с жутким,»одержимым» лицом и криком. Это меня опять привело в ужас. Я видел подобные ситуации со стороны — очень смешно, но когда становишься участником ситуации, совсем не до смеха!

Когда я второй раз прочувствовал те-же чувства от просмотра ролика, я понял что страх лежит глубже во мне, начинается он с детства. Я вспомнил много разных ситуаций — это и фильмы ужасов в детстве, и жуткие истории в детском лагере, и самое главное — я вспомнил ситуацию в которой я шел на тренировку с друзьями, потом они внезапно решили пойти другой дорогой. Я пошел дальше и проходил через тихую полянку, поросшую высокими кустарниками. Вдруг из кустов, сзади, с сильными криками на меня выбежали два моих друга. В тот момент я просто оцепенел от страха, сел на землю и просто не мог двигаться пару секунд. Друзья смеялись.

Конечно, то что произошло со мной, задело моё самолюбие и я неосознано подавил тот страх. Я его не прочувствовал, просто прикрыл сверху. Этот детский страх и был причиной того ужаса, который я испытывал от просмотра клипа, но была ещё причина того испуга. Здесь многоуровневая система страхов, её важно увидеть всю. Это возможно если рассмотреть страх очень подробно, заглянуть в глубину.

Когда я понял всё происходящее, то мысленно вернулся в прошлое, в ту самую ситуацию с тихой полянкой. Сначала понял мотив друзей(зачем им меня пугать) — самоутверждение, это нормально в детском возрасте. Они не хотели мне причинить вред, им нужно было просто самоутвердиться и повеселиться. Я мысленно, от всей души, поблагодарил их за тот опыт, который они мне подарили (при этом я почувствовал тёплые волны радости, разливающиеся по моему телу). И снова прожил ту ситуацию, прочувствовав своё тело в момент когда я испытывал оцепенение.
Это было не легко — меня постоянно выносило из воспоминаний.

В конце концов я пришел к тому, что было основой этого страха внезапных криков — страх смерти. Это прекрасное чувство мне подарили мои родители когда взяли меня в 4-х летнем возрасте на похороны не помню кого. Но то, что я увидел на похоронах меня очень впечатлило.

У меня была истерика от всего увиденного тогда. Это было много громко плачущих людей, громко причитающих, траурная музыка, всё в черно-серых тонах, гроб с покойником(О! поэтому я боялся гробов в детстве). Конечно, будучи ребёнком, после увиденного я понял что смерть — это ужасно.

Когда я всё это вспомнил, эмоции на короткое время охватили меня и когда я прочувствовал всё это снова с новым пониманием ситуации, я почувствовал как тёплые волны радости разливаются по телу — необыкновенное чувство. С этим страхом пришлось поработать несколько раз, чтобы закрепить результат.

После такой проработки собственного страха я умышленно нашел несколько очень жутких видеороликов. Просматривая их я не испытывал ни страха, ни отвращения, только принятие того факта что они есть и каждый может сам для себя выбрать как реагировать на них.

Возможно кто-то подумает что изложенная выше информация относится к слишком личной. Думаю что это тоже страх, страх открыться. Ведь некоторые думают, что если сильно открыться, то кто-то может сделать больно. Но я придерживаюсь другого мнения. На мой взгляд, любая причинённая мне душевная боль — это моя недоработка. Так что если больно, значит есть с чем работать.

Я специально описал процесс работы с одним из самых сильных моих страхов — страхом смерти. После такой работы легче работать с остальными, более слабыми страхами.

Желаю всем приятно провести время изучая себя.

Является чем-то зазорным и неправильным. Но в действительности страх – это непременная часть жизненного опыта человека, и испытывать его свойственно всем живым существа на планете. Страх – это часть реальности. Но, как известно, человек ещё не достиг того уровня, когда он сможет её контролировать. Поэтому единственное, что нам остаётся – это , т.е. свою реакцию на страх, однако и это могут не все. Причина здесь кроется в простом незнании. Мы хотим исправить это, рассказав о том, как научится прорабатывать свои страхи. Начать же будет правильным с некоторых особенностей страха вообще.

Особенности страха

Прежде чем приступить к проработке своего страха, необходимо понять, что он является механизмом, встроенным в человека природой с целью защиты от опасности. Интересно и то, что в эпоху первобытности восприятие человека было близко к восприятию любого другого животного, и человек испытывал страх лишь перед реальной угрозой. Но сознание человека с тех времён трансформировалось. В частности, появилось воображение, чем и обусловлено множество иррациональных страхов и страхов ума, которые реальной опасности не представляют. Но именно страхи ума наносят самый серьёзный вред.

Страхи ума

Страхи ума искажают восприятие человека, вследствие чего он начинает взаимодействовать не с реально происходящими вещами, а с их трактовкой, основанной на . Что-то плохое, произошедшее в жизни, проецируется на будущее, настраивая человека на неудачу, делая неуверенным в себе, вызывая панику.

Страх заставляет попусту растрачивать драгоценные ресурсы, ведь в этом состоянии принимают участие и ум и эмоции, и тело. И вместо того чтобы анализировать ситуацию и искать её решение, человек продолжает поддерживать свою иллюзию. К тому же, человеческое тело не разделяет страхи на реальные и мнимые, а учитывая то, что в мнимых страхах разрядка не осуществляется, напряжение аккумулируется и в дальнейшем выражается в .

Нейтрализовать все страхи не представляется возможным, однако можно избавиться от многих из них и сделать свою жизнь более комфортной и спокойной. И для этого нужно осознать, что реальная физическая опасность заставляет организм реагировать соответствующим образом – защищаться, прятаться, убегать и т.д., а опасность, исходящая только от ума, может быть преодолена лишь с помощью «ручного управления».

Как научиться преодолевать страхи?

Помните: даже самые смелые и уверенные в себе люди испытывают страхи. Просто они ведут себя вразрез с представлениями о людях, испытывающих страхи.

Когда вас одолевает страх, необходимо детально исследовать его и найти его слабые места. Как только на слабое место страха будет оказано воздействие, его парализующая сила сразу же сойдёт на «нет». Представьте, что страхи ума – это всего лишь игры вашего сознания. И, как и в любой игре, в них есть свои правила и нормы. Если же эти правила нарушить и выйти за пределы нормального, то игра просто не сможет продолжаться.

Вовлечённость в игру страха заставляет вас верить в реальность происходящего. И чем больше степень этой вовлечённости, тем выше степень реакции тела, ума, эмоций. Чтобы изменить положение вещей и начать побеждать страх, вы должны взять на себя роль активного игрока, чтобы изменить привычный для вас сценарий.

«Правила игры» страха, которые нужно нарушать

Первое правило: страх ума можно сравнить с фильмом, который постоянно прокручивается в голове. Нарушить правила игры – это перестать смотреть этот фильм и начать действовать в реальности.

Второе правило: никакие рациональные аргументы не действуют в условиях страха. Нарушить правила игры – это выполнять иррациональные действия.

Третье правило: любой, даже самый маленький страх можно превратить в кошмар и панику. Нарушить правила – это взять себя в руки, ограничить зону личной ответственности, тем самым превратив страх в задачу, которую нужно решить.

Зная эти «правила игры» и научившись их нарушать, можно смело приступать как нейтрализации страхов.

Способы избавления от страхов

Представленные ниже способы избавления от страхов не являются универсальными, т.к. какие-то вам могут подойти, а какие-то – нет. Используйте каждый, чтобы понять, что подходит вам больше всего. И самое главное – действуйте безотлагательно.

Если вы считаете, что что-то вам не под силу

У многих людей есть такие желания и стремления, которые считаются «нереальными» для осуществления. Как правило, они откладываются на «потом», и так и остаются фантазиями. «Нереальные» желания являются прекрасной атмосферой для появления страхов. Но если разобрать их на детали, то можно увидеть, что они представляют собой лишь комплекс необходимых к выполнению задач.

Спустите своё «нереальное» желание на землю, посмотрите, из чего оно состоит, на какие составляющие его можно разбить и что можно предпринять. Создайте , подробно распишите его и приступайте к действиям. Работа на внешнем уровне нейтрализует страх.

Если вас одолевают навязчивые страхи

Если в вашем сознании то и дело возникает какая-то , придумайте какое-нибудь слово или выражение, которое будет тормозить её развитие. Вы можете «приказать» себе подумать об этом завтра или не думать об этом именно сейчас, сказать себе: «Стоп, хватит» или представить, как надоедливый образ, нарисованный на листе бумаги, сгорает в огне, а пепел разносится по ветру. Это отвлечёт вас от пугающих мыслей и переключит внимание на что-то другое.

Смените «пластинку»

Многие страхи напоминают одну и ту же пластинку, играющую в голове. Слушать её означает потакать своему страху, давать ему шанс на развитие и рост. Лучше всего будет эту пластинку сменить на другую.

Переключитесь: расслабьте тело, сходите на прогулку или займитесь физическими упражнениями, позвоните другу, устройте генеральную уборку. Вы должны дать команду своему мозгу начать заниматься чем-то другим, выполнять новую задачу. И важно, чтобы было занято не только тело, но и мозг. А если вам вдруг подумается о том, как можно что-то делать, когда всё наперекосяк, вспомните, что вами владеет страх ума, а не реальный страх.

Играйте другую роль

Например, вам нужно что-то сделать, но одна только мысль об этом вызывает у вас ужас и панику. Чтобы нейтрализовать страх, конкретно обозначьте его. Теперь вообразите кого-то, кто с большим успехом и легко делает то, что нужно сделать вам. Подумайте о том, какими качествами он обладает, как себя ведёт.

Далее выделите 5 минут на расслабление. Примите удобное положение, сосредоточьтесь на дыхании и каждый раз, совершая вдох, представляйте, как с воздухом в вас проникают качества того человека, а совершая выдох, думайте о том, как вас покидают сомнения, страхи и неуверенность. Затем встаньте и физически представьте себя тем человеком: примите его позу, походите, проследите за своим выражением лица.

Выполняя это упражнение каждый раз перед «страшным» делом, вы сможете справляться с ним всё легче и легче. Однако для нужно систематическое повторение новых действий.

Бойтесь

В некоторых ситуациях помогает именно бояться: поддайтесь страху мысленно, дайте ему увлечь вас за собой, пусть он покажет вам «ужасный» финал. Станьте одним целым со своим страхом.

Как это сделать? Спросите себя о том, что случится, если произойдёт то, чего вы больше всего боитесь? Осознайте реальные последствия реализации самого плохого сценария, представьте его реальностью. Обращайте внимание на то, что страшит вас более всего.

Велика вероятность того, что ответы на эти вопросы откроют вам глаза на то, что не так вы делаете в настоящий период, что позволит вам пересмотреть свои приоритеты, а также на то, что в действительности это вас не погубит, и вы будете продолжать жить дальше. Примите как данность, что «то, чему быть, того не миновать», а затем «делайте, что должно, и будь, что будет» (две этих истины обладают огромным смыслом). Но имейте в виду, что данный способ под силу не каждому, а только тем, кто силён духом и может посмотреть правде в глаза.

В конце концов, жизнь прекрасна! И прекрасна она именно по той простой причине, что мы не можем знать всё наперёд. Как часто бывает так, что мы чего-то боимся и отвергаем это всеми силами, но это происходит, представляясь нам самым страшным, что только может быть. Но в итоге оказывается, что произошедшее сыграло нам только на руку, и было бы намного хуже, если бы этого не случилось.

Нам неизвестно, что ждёт нас впереди. Мы не знаем, сколько ещё радости или горя нам предстоит пережить и вынести. А страх… Страх – это то, что придаёт вкус нашей жизни. И если бы его не было, жить было бы просто скучно.

Просто пытаться избежать чувства страха вряд ли возможно. Однако можно попробовать пристально посмотреть в лицо своим страхам и разобраться с ними, чтобы они легли в основу вашего будущего успеха. Читайте далее и узнайте о том, как справиться со своим страхом и двигаться навстречу достижения своих целей.

Шаги

Часть 1

Переосмыслите неудачу

    Осознайте неудачу как опыт, на котором можно учиться. Когда люди работают над совершенствованием каких-либо навыков или проектов, неудачи – неотъемлемая часть процесса обучения. Обучение требует исследовательского и творческого подхода, а и то, и другое включает в себя возможность узнать, не только как это работает, но и как это не работает. Мы не можем погрузиться на более глубокий уровень знаний без практики. Признание неудачи неотъемлемой частью процесса обучения позволяет увидеть в них подарок, а не наказание или признак слабости.

    Переосмыслите свой подход. Зачастую, когда результат не соответствует нашим ожиданиям, мы склонны считать его неудачным. Этот подход называется «все или ничего» и искажает здоровое мышление,которое побуждает нас оценивать реальность в абсолютных величинах, не скатываясь к разбору мелких деталей. В то же время если мы считаем свои результаты более или менее эффективными, с тенденцией к улучшению, у нас появляется способность работать над положительными изменениями.

    Не торопите события. Стремительный старт в любых начинаниях без должной подготовки может только усугубить ситуацию. Вам необходимо проработать свои страхи и переосмыслить свои неудачи в естественном для вас темпе, не заставляя себя выходить за пределы своей зоны комфорта слишком далеко.

    • Постарайтесь выявить маленькие шаги, которые вы можете предпринимать на пути к своей цели и чувствовать себя при этом комфортно.
    • Подумайте о любых долгосрочных целях с точки зрения подхода маленьких шагов, выполнить которые вы можете уже сейчас.
  1. Будьте к себе добры. Не высмеивайте свои страхи, для них есть свои причины. Работайте со своими страхами, относитесь к себе со снисхождением и пониманием. Чем больше вы будете видеть, почему вас мучает тот или иной страх и где его корни, тем проще вам будет с ним справиться.

    • Подробно опишите свои страхи в письменном виде. Не бойтесь исследовать, чего именно вы боитесь и почему.
    • Примите тот факт, что эти страхи – часть вашей личности. Признание своих страхов поможет вам обрести над ними контроль.
  2. Делайте записи. Способность учиться на прошлом опыте – один из ключевых факторов успеха в будущем. Тщательно фиксируйте все то, что у вас получилось, а что нет и почему. Планируйте свои действия в будущем в соответствии с тем, чему вы научились из прошлого опыта.

    • Совершенствуйте свои планы на будущее на основании того, что уже получилось, а что нет – это поможет снизить уровень страха перед неудачей.
    • Научитесь ценить неудачи. Неудачи несут в себе не менее ценную информацию, нежели успех.
    • Неудачный опыт позволит вам понять, что именно послужило причиной неудачи, и избежать повторной ошибки в будущем. Несомненно, вы еще столкнетесь с трудными задачами, преградами и заминками, но с имеющимися у вас знаниями вам всякий раз будет легче их преодолевать.

    Часть 2

    Проработайте свой страх неудачи
    1. Взгляните пристальнее в лицо своему страху неудачи. Нередко страх неудачи дает лишь общее представление о том, чего мы боимся в действительности. Если исследовать этот страх, можно обнаружить, что под ним скрываются совершенно иные страхи. И лишь обнаружив их, можно с ними работать и от них избавляться.

      Старайтесь не персонализировать неудачу и не делать необоснованных обобщений. Если вы потерпели неудачу в каком-то деле, очень легко принять отсутствие успеха в этом отдельном случае за неуспешность в целом. Можно также взять конкретный пример неудачи и распространить выводы на всю свою жизнь и самого себя. Когда результаты не соответствуют тому, на что вы надеялись, не стоит думать: «Я –неудачник» или «Я вообще ничего не стою». Несмотря на то, что люди часто думают именно так, это, во-первых, не полезно, а во-вторых – неправда.

      • Исследуйте сценарий в своей голове по поводу того или иного события. Мы часто позволяем своим мыслям следовать предсказуемым и при этом нездоровым сценариям. Например, если вы работаете над изобретением и вот уже 17-я попытка закончилась полным провалом, есть риск попасть в ментальную ловушку и сказать себе: «Ну да, конечно, у меня это никогда не выйдет, я полный неудачник». Факты данной ситуации говорят о том, что не удалась конкретно эта попытка. Факты не говорят ничего о том, какой вы человек, или о том, насколько вероятен успех. Научитесь отделять факты от своих внутренних сценариев.
    2. Откажитесь от перфекционизма. Некоторые люди считают, что перфекционизм стоит в одном ряду со здоровыми амбициями или стандартами качества. На самом деле все обстоит ровно наоборот, и перфекционизм может стать причиной неудачи. Перфекционисты, как правило, одержимы страхом неудачи. Нередко они склонны расценивать все, что не соответствует их неоправданно завышенным стандартам, как «неудачу». Это может привести к прокрастинации, поскольку постоянно переживая за недостаточный уровень качества своей работы, можно никогда ее не закончить. Устанавливайте для себя здоровые амбициозные стандарты и признайте, что будут времена, когда ваши результаты не будут им соответствовать во всей полноте.

      Поддерживайте позитивное настроение. На неудачах прошлого очень легко зациклиться и тем самым остановить свой путь к успеху. Вместо того чтобы постоянно думать о том, как плохо все получилось, сконцентрируйтесь на том, что получилось хорошо и чему вы можете научиться.

      • Даже если конечная цель не была достигнута, все равно можно считать этот опыт успешным, если вам удалось извлечь из него для себя какие-либо уроки.
      • Концентрация внимания исключительно на негативных аспектах приведет к тому, что вы будете видеть всю ситуацию исключительно в негативном свете.
      • Концентрируясь на успехе и положительных аспектах опыта, вы поймете, что именно получается, и сможете лучше подготовиться в будущем.
    3. Не переставайте развиваться. Если вы боитесь неудачи при выполнении как новой задачи, так и уже знакомой работы, стоит поработать над своими навыками, которые требуются для ее успешного выполнения. Когда вы развиваете свои профессиональные навыки и видите, что становитесь компетентными в различных сферах деятельности, ваша уверенность в своих силах повышается. Признайте, что именно у вас хорошо получается, и определите сферы своего развития.

      • Повышайте уровень уже наработанных навыков. Следите за новыми разработками и лучшими практиками в своей профессиональной сфере.
      • Осваивайте новые навыки. Осваивая новые навыки, вы обогатите свои умения и лучше подготовитесь к многообразию ситуаций, способных возникнуть на пути достижения целей.
    4. Предпринимайте действия. Единственной настоящей неудачей можно считать только отсутствие даже попыток что-то сделать. Первый шаг, как правило, самый трудный. Но он же самый важный. Бояться и испытывать дискомфорт, начиная что-либо новое, совершенно естественно. Для того чтобы снизить уровень этого дискомфорта, можно тоже предпринять несколько шагов.

      Откройтесь навстречу неудачам. Активный настрой на принятие своих неудач позволит вам убедиться, что неудачи не так уж страшны, как вы привыкли об этом думать. Подобная психологическая техника известна как экспозиционная терапия и используется для снижения уровня страхов в жизни. Подобная практика подарит вам опыт преодоления страха или дискомфорта и продемонстрирует вашу способность переживать подобные эмоции и добиваться успеха.

    Часть 3

    Преодолейте вызванную страхом панику
    1. Осознайте свою панику. Иногда страх неудачи провоцирует в нашем теле реакции, близкие к панике или паническим атакам, вызываемым другими страхами. Первый шаг к преодолению панической атаки заключается в осознании ее симптомов. Обратите внимание на следующие симптомы:

      • Учащение сердцебиения или нарушение сердечного ритма.
      • Затрудненное дыхание или перехватывание горла.
      • Ощущение покалывания, дрожь или повышенное потоотделение.
      • Головокружение, подташнивание или предобморочное состояние
    2. Начните глубоко дышать. Во время панической атаки ваше дыхание сводится к быстрым коротким вдохам и выдохам, которые лишь способствуют поддержанию панического состояния. Начните управлять своим дыханием, вдыхайте глубоко и медленно, стараясь вернуться к своему естественному ритму.

      • В течение пяти секунд дышите медленно через нос. Для вдоха используйте не грудь, а диафрагму, то есть во время дыхания подниматься должен желудок, а не грудная клетка.
      • Выдыхайте в том же медленном темпе, так же через нос. Убедитесь, что выдыхаете полностью весь воздух, при этом сконцентрируйтесь на счете до пяти.
      • Повторяйте этот дыхательный цикл до тех пор, пока не почувствуете, что успокоились.
    3. Расслабьте мышцы. Ваше тело во время панической атаки испытывает напряжение, и это напряжение лишь усиливает чувство тревоги. Работайте над снятием мышечного напряжения: намеренно сжимайте и разжимайте мышцы тела.

      • Ускоренная техника релаксации всего тела заключается в поочередном напряжении и расслаблении всех мышц тела одновременно.
      • Добиться более полного расслабления можно поочередными упражнениями. Начните со ступней. Максимально напрягите мышцы ступней, задержите на несколько секунд, а затем расслабьте. Двигайтесь вверх по телу, поочередно напрягая и расслабляя разные мышцы: икр, бедер, живота, спины, груди, плеч, рук, шеи и лица.

    Часть 4

    Боритесь с негативным мышлением
    1. Попробуйте использовать технику СТОПП (STOPP). Этот полезный акроним поможет вам научиться справляться с мгновенной реакцией страха на ситуацию. Как только у вас появляется страх неудачи, практикуйте следующее:

      • С – С-той, что ты делаешь! - Что бы вы ни делали в этот момент, остановитесь и сделайте шаг назад, отстранитесь от ситуации. Дайте себе немного времени на то, чтобы подумать, прежде чем реагировать.
      • T – Т-олько глубокое дыхание. – Уделите пару минут для того, чтобы успокоиться с помощью глубокого дыхания. Благодаря этому упражнению ваш мозг насытится кислородом и поможет вам начать более ясно мыслить, прежде чем принимать какие-либо решения.
      • O – О-глянись, что происходит? – Понаблюдайте за происходящим. Задайте себе несколько вопросов. Что происходит у вас в голове? Что вы чувствуете? Какой «сценарий» прокручивается у вас в голове в этот момент? Вы размышляете над фактами? Вы придаете больше веса мнениям? На чем вы сосредоточены?
      • П – П-ерспектива и еще раз перспектива. – Попробуйте представить ситуацию с перспективы незаинтересованного наблюдателя. Что он увидит в этой ситуации? Есть ли другой способ справиться с ситуацией? Насколько значима данная ситуация в общей жизненной картине – будет ли это вообще иметь значение неделю или полгода спустя?
      • П – П-родолжай держаться своих принципов. – Держитесь того, что вы знаете и в чем убеждены. Делайте то, что наиболее соответствует вашим ценностям и целям.
    2. Бросьте вызов негативному внутреннему диалогу. Очень часто мы сами для себя – самые жестокие критики. Возможно, вы обнаружите, что ваш внутренний критик всегда вами недоволен и убеждает вас в чем-то типа «Я недостаточно хороший» или «У меня это никогда не получится», или «Мне не стоит даже пытаться». Как только вы поймаете себя на подобных мыслях, бросьте им вызов. Это нездоровое и, более того, ложное мышление.

      • Представьте, как бы вы утешали своего друга, будь он на вашем месте. Представьте, что в вашей ситуации оказался ваш друг или близкий человек. Возможно, ваша подруга боится уйти с работы, чтобы реализовать свою мечту стать музыкантом. Что бы вы ей сказали? Вы тут же представили бы, что у нее ничего не получится? Или вы искали бы способы поддержать ее? Отнеситесь к себе с той же долей сострадания и веры, которую вы готовы продемонстрировать по отношению к своим близким.
      • Обратите внимание, если вы склонны к обобщениям. Возможно, вы смотрите на конкретную ситуацию и делает слишком далеко идущие выводы? Например, если у вас не получился научный проект, не склонны ли вы транслировать эту неудачу на все остальные аспекты своей жизни? Не ставите ли вы сразу на себе крест: «Я неудачник»?
    3. Не катастрофируйте ситуацию. Катастрофируя ситуацию, вы попадаете в ловушку предположений, что с вами обязательно случится худшее из возможного. Вы позволяете своему страху влиять на ваши мысли, которые начинают метаться в панике и делать нелогичные скачки. С этим можно научиться справляться, используя техники замедления и вопросы, направленные на логическое доказательство безосновательности ваших предположений.

      • К примеру, вы волнуетесь, что если смените специализацию в университете на более вам интересную, вы рискуете не сдать экзаменов. Дальше начинается катастрофизация: «Если я не сдам экзамены, я вылечу из университета. Никогда не найду работу. Мне придется всю жизнь жить с родителями и есть китайскую лапшу. Я никогда не смогу завести семью и детей». Очевидно, что здесь приводится радикальный вариант накручивания мыслей, но это хороший пример того, насколько страх способен увести нас в крайности.
      • Постарайтесь переключиться на перспективу. К примеру, если вы боитесь поменять специализацию из страха неудачи, подумайте вот о чем: что самое худшее может с вами случиться и какова вероятность, что это действительно произойдет? В данном примере худшее, что с вами будет, это то, что вы не станете выдающимся химиком (или какой там предмет вас привлекает) и получите пару троек на экзаменах. Это не катастрофа. Можно столько всего предпринять, чтобы преодолеть эти неприятности – нанять репетитора, усерднее учиться и пообщаться с преподавателями.
      • Гораздо более вероятно, что поначалу вам будет сложно вникать в предмет, но вы его изучите, разовьете новые навыки и окончите университет со счастливой мыслью, что смогли пойти за мечтой.
    4. Осознайте, что ваш самый жестокий критик – это вы сами. Страх неудачи может произрастать из убеждения, что окружающие пристально наблюдают за каждым вашим шагом. Вам может казаться, что как только вы слегка поскользнетесь, все тут же это заметят и будут говорить об этом на всех углах. Однако действительность заключается в том, что большинство людей гораздо больше заняты собственными проблемами и вопросами, и у них просто нет времени уделять внимание всему, что вы там делаете.

      • Обратите внимание на доказательства, опровергающие ваши предположения. Например, вы можете переживать по поводу предстоящей вечеринки, потому что вам кажется, что вы обязательно ляпнете что-нибудь не то или неудачно пошутите. Этот страх может вам полностью испортить общение с окружающими. Однако ваш собственный предыдущий опыт и опыт других людей может помочь вам преодолеть этот страх.
      • Например, можно вспомнить ляпы своих друзей и знакомых. Вам гарантированно придет на ум пара примеров, когда кто-то совершил промах на публике. Значит ли это, что теперь они всеми отвергнуты и их считают неудачниками? Скорее всего, нет.
      • В следующий раз, когда вас посетит страх неудачи и осуждения, напомните себе: «Все ошибаются. Я разрешаю себе допускать ошибки и промахи и выглядеть глупо. От этого я не стану неудачником».
      • Если вы сталкиваетесь с людьми, склонными к жесткой критике и осуждению, осознайте, что проблема заключается в них, а не в вас.
    • Большие проекты могут выглядеть устрашающе. Начните с планирования простых шагов, которые вы точно можете выполнить.
    • Если вы учитесь на собственном опыте, это тоже можно считать успехом.
    • Будьте к себе снисходительны, страхи есть у всех.

Мы привыкли относиться к страхам, как к чему-то враждебному, мешающему жить и успешно достигать своих целей. На самом деле страх охраняет нас и заботится о безопасности, о том, чтобы все было хорошо, чтобы мы жили долго и счастливо. А теперь посудите сами, как-то некрасиво получается: он о нас заботится, а мы его пинками под зад:"Пошел вон, ты нам не нужен". Стоит помнить, что в основе любого страха лежит инстинкт выживания, который оберегает, поэтому страхи - это очень верные защитники.

Страхи - наши верные защитники.

В Японии во время второй образовались партизанские отряды, которые вели свою деятельность на территориях противника. После того как 15 августа 1945 года Япония подписала акт о капитуляции эти отряды отказались верить в поражение своей страны во Второй Мировой Войне и продолжали свою деятельность, сохраняя верность присяге. Ещё перед отправкой на фронт их учили, что противник будет прибегать к массовой дезинформации о конце войны, поэтому они воспринимали все события политического характера под искажённым углом зрения. Так, разведчики думали, что правительство, которое контролирует Японию после 1945 года, - это марионетка США, а настоящее Императорское правительство находится в изгнании на территории Манчьжурии. Начало Корейской войны 1950-1953 годов казалось им началом контрнаступления японцев из Маньчжурии на позиции США на юге Кореи, а затяжная война во Вьетнаме 1959-1975 годов расценивалась им как успешная кампания Императорской армии Японии против американцев, которые вот-вот должны капитулировать.

Когда же эти отряды были обезврежены, а произошло это спустя 30 лет после окончания войны, то их не казнили и не отдали под суд(хотя за эти годы они принесли не мало хлопот своей деятельностью), а депортировали назад в Японию, где с почестями вернули оружие и назвали «образцом армейской верности».

Видеоуроки по математике.

Так вот, наши страхи - это такие же верные партизаны, которые несмотря ни на что пытаются нас охранять и защищать от всего, что считают опасным. Поэтому, отследив у себя какой-либо страх может не стоит "отдавать его под суд", а лучше наградить почестями, любовью и благодарностью за верную службу, а там глядишь он и успокоится?

Подружимся со своими страхами.

Закройте глаза, вызовите в теле ощущение страха (не сдать экзамен, провалиться на собеседовании, опозориться на выступлении и прочее). Представьте себе как он выглядит. Страх - это неприятная эмоция, поэтому и образ чаще всего бывает неприятным. Затем прямо из сердца пошлите ему поток энергии любви и благодарности за заботу о Вас, о Вашем будущем, о безопасности. Если там есть что поцеловать, то поцелуйте его с благодарностью. Понятно, что страх не готов к такому отношению к себе. Его всегда гнали, он настроен на борьбу, на выживание, а тут любовь, поцелуи, благодарность! Так сразу и не поймешь что происходит. Ваш страх может начать сопротивляться: "Подожди, еще столько опасностей вокруг, не мешай мне охранять тебя!" Продолжайте посылать поток любви и благодарности, окутайте нежностью. Уже очень скоро образ страха начнет трансформироваться во что-то другое, более позитивное и чаще всего противоположное по смыслу. Это может быть образ излучающий уверенность, безопасность или любую другую позитивную эмоцию. Задержите этот образ перед глазами, ощутите, прочувствуйте это новое состояние, наполнитесь им. Запомните ощущение и этот новый образ. На вдохе можете втянуть этот новый образ или то, что от него осталось прямо в сердце. При необходимости эту технику можно повторить несколько раз.

Убираем причины возникновения страхов.

В основе любого страха лежит инстинкт выживания, который защищает нас от опасностей. Очень часто страхи и неуверенность являются следствием недоверия к миру и жизни. Мы считаем окружающий мир агрессивной средой, в которой нас на каждом шагу могут ожидать неприятности, опасности и угрозы. И внешне это может выглядеть именно так, но на самом деле мы всегда получаем от мира то, что ожидаем. Правда эти ожидания не всегда осознаны. Избавится от многих страхов, причем в самой их основе, может помочь смена убеждений. Если у Вас получится переориентировать свое сознание на то, мир заботится о вас, что в любом случае все, что происходит к лучшему и, что все имеет свои причины, пусть даже не всегда осознаваемые нами, то очень многие страхи уйдут сами собой. Им просто не от кого будет Вас охранять.

Вот примеры некоторых позитивных утверждений, которые могут поменять взгляд на мир к лучшему.

  • Я иду по жизни играючи! В восторге от себя и Жизни!
  • У меня все получается! Я иду к реализации любых моих замыслов на волне удачи!
  • Ко мне притягиваются только замечательные люди!
  • Энергия переполняет меня! Я живу в расслаблении!
  • Я доверяю людям и миру! Жизнь любит и радует меня!
  • Я играючи нахожу самые лучшие варианты решений любых моих задач!
  • Я благодарна Жизни за заботу обо мне!
  • Мне в этой жизни хорошо! Я живу на волне удачи!
  • Все мои мечты сбываются! Для меня все достижимо!
  • Я живу играючи! Я парю по жизни! Я в восторге от жизни!
  • Я благодарна жизни за то, что я существую!
  • Мир прекрасен! Я в восторге от своей жизни!
  • Я в восторге от окружающих меня людей!
  • Я вижу в людях только их замечательные качества!
  • Я притягиваю к себе только самых лучших для меня людей!

Только прежде чем вставлять в свою голову позитивные утверждение желательно почистится от эмоциональных блоков , потому что негативный опыт прошлого может препятствовать новым позитивным изменениям.

Возвращаемся в прошлое.

Достаточно часто страхи возникают из-за негативного опыта прошлого. Поэтому если Вы помните в какой конкретно ситуации Вы испытали сильное потрясение из-за которого возник страх, то можете мысленно вернуться в прошлое (делать это лучше в расслабленном, медитативном состоянии) и переиграть ситуацию. Можете послать себе в прошлом, в ту ситуацию, любовь, поддержку, ощущение безопасности и защищенности, уверенность в том, что все будет хорошо или любую другую позитивную эмоцию в которой Вы нуждались на тот момент.

Раскопка страхов.

Чаще всего за каждым возникающим страхом лежит более глубокий страх. Техника "диггинг" или "раскопка" помогает отыскать этот глубинный страх и исцелив его убрать все те поверхностные страхи, которые на нем базировались. Например, учитель боится, что его подопечные плохо напишут экзамен. В этом случае можно спросить:

Чего ты боишься, когда боишься, что твои ученики плохо сдадут экзамен?

Боюсь, что меня обвинят в том, что я плохой учитель, что я что-то делаю не так на уроках. Скажут, что я на занятиях занимаюсь чем-то не тем, делаю слишком много посторонних дел: заполняю журналы, пока они пишут контрольные или могу выйти на несколько минут из класса. У меня есть ощущение, что я могу быть более хорошим учителем, но сталкиваюсь с сопротивлением с их стороны.

Тут уже сразу можно тестировать наличие таких установок:

  • Я и только я несу за все ответственность.
  • Я ответственен за все.
  • Я должен все контролировать.
  • Я должен быть идеальным во всем.
  • Чтобы я был доволен результатом абсолютно все ученики должны сдать экзамен на отлично.
  • Стоит только сделать что-то не так, как меня тут же начнут преследовать и упрекать. (Такое убеждение может быть у человека, который в детстве подвергался физическому и моральному преследованию со стороны родителей. Одна клиентка рассказывала, что в детстве ее отец входил в комнату, самодовольно улыбался, потирал руки, говорил:"Тааккк!", оглядывался, выискивал любую мелочь, которая ему казалась не идеальной, и начинал "тиранить": "Я сколько раз тебе говорил, что этот стул должен стоять вплотную к столу. Ты что тупая? С первого раза не понимаешь? Если зайду еще раз и увижу, что этот стул стоит не на своем месте, - ты у меня получишь!!!" В процессе такой тирады он сам себя "накручивал", "заводил", начинал злиться сильнее и сильнее. Все заканчивалось, криками, агрессией, оскорблениями и так далее.)
  • Люди (начальство) ищут любую мелочь, чтобы начать меня в чем-то упрекать.

Понятно, что человек с такими установками будет жить в постоянной тревоге и напряжении. Так как все мы великолепно понимаем, что идеальных людей не существует, как и не существует и идеальных учителей. И что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике.

В данном случае можно помочь уточняющими вопросами:

То есть я вас правильно поняла, что ответственность за результат лежит только на учителе?

Нет, конечно, я мозгами понимаю, что ученики тоже несут ответственность - небольшая пауза - Ммм... Просто понимают ли это родители моих учеников?

Тут сразу "вылазят" на поверхность неосознаваемые клиентом мысли про родителей его учеников. Можно задать еще один вопрос:

Я Вас правильно поняла, что родители Ваших учеников это такие неадекватные люди, которые всю ответственность за образование перекладывают исключительно на учителя?

Да нет. Среди них есть очень много нормальных людей, которые понимают, что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике. Просто понимаете, у нас в школе так принято, что хорошие оценки и знания нужны больше учителю и родителям, чем ученикам.

Хорошо, а что лично Вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Заработок на рецептах! УЗНАЙ КАК!!!

Ммм... Мне надо подумать над этим вопросом и над тем, хочу ли я дальше вообще работать в школе. Спасибо, Вы мне очень помогли. Спасибо.

Понятно, то это достаточно "поверхностная" раскопка. В идеале по-ходу такой сессии необходимо отменять негативные убеждения, исцелять ситуации прошлого, в которых они возникли, обучать жить без страхов и многое другое. Но даже такой простой диалог с уточняющими вопросами может дать человеку многие осознания и заставить задуматься над тем, что лежит в основе его тревожности и неудовлетворенности и какие реальные действия он может совершить, чтобы трансформировать эту ситуацию к лучшему.

Если вдруг в Вашей жизни есть ситуация с которой самостоятельно справится тяжело, то есть возможность записаться на бесплатную консультацию психолога по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В теме письма указать "консультация" и вкратце описать запрос с которым обращаетесь.

Медитации для работы со страхами.

Ну и в завершение еще две небольшие практики-медитации, направленные на работу со страхами. В случае необходимости их так же можно прослушивать по несколько раз при работе с конкретным страхом или ситуацией.

Растворяем страхи.

Отрывок из выступления Натальи Коростылевой на конференции "Найти и принять себя 2.0"

Медитация "Башня"

Если статья понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Что блокирует материальное изобилие.

Как не перечеркнуть счастье и благополучие.

Поглотители жизненной энергии.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

Loading...Loading...