Святые старцы в наше. Православные святые старцы и духовники нашего времени

Фото: РИА "Новости"
Андрей Архипов

КАК ОТЛИЧИТЬ НАСТОЯЩЕГО ДУХОВНОГО НАСТАВНИКА ОТ САМОЗВАНЦА?

Среди прихожан православных храмов нередко слышишь: «А старец сказал, что нужно к Апокалипсису готовиться. А Марии он повелел рожать скорее, Ивану - мать беречь… А старец-то предсказал… А старцы еще в прежние времена предупреждали…» Все указывает на то, что сегодня люди ищут «духовную опору»: прежние советские идеалы рухнули, а новых у людей еще нет. Кто они, эти «старцы», слово которых пользуется таким авторитетом у церковных людей, чьи имена на слуху у всякого православного, память о ком с благодарностью передают из поколения в поколение? И есть ли настоящие старцы сейчас?

При подготовке этого материала мне приходилось подолгу беседовать со многими священниками и мирянами. И, как сказал один из моих собеседников, «есть разделение даже у православных священников - некоторые любят старцев, получают у них духовное окормление, ездят к ним, подолгу беседуют, а некоторые любят «Лексусы» и не хотят повышать планку духовных требований к себе, они считают, что настоящие старцы все уже умерли и других не будет. Может быть, это идет от необразованности, а может, боятся любого непонятного».

Стоит учесть, что никакого определения «старца» нет. В православии старчество не есть высшая ступень иерархической лестницы. Старчество - это особый род святости, который может быть присущ каждому. «В какой-то момент Господь налагает на человека свою руку с особой силой, что есть способность видеть судьбу и волю Божию. И человек становится понимающим суть времени, способным увидеть прошлое, настоящее и будущее как отдельного человека, так и историю страны, судьбу всего мира. Получает дар видеть, что на самом деле происходит в душе человека, какая там битва идет, - поясняет мне отец Дмитрий. - Старца может назначить только Бог!»

И как так получается - вопрос не к нам, грешным. С одной стороны, православие в России имеет тысячелетнюю историю, а с другой… большинство мирян, священников, монахов стали верующими всего двадцать - двадцать пять лет назад. Где уж нам равняться с теми, кто с молоком матери впитал свою веру и с раннего детства шел узким путем к вершинам исихазма. Да, возникновение старчества как особого института относится к Х веку, когда под влиянием исихазма на горе Афон (Греция) возникло объединение православных монастырей, ставших центром старческого водительства. И сегодня на Афоне собирается совет старцев, который признает нового старца или нет.

На Руси подобную роль играли Киево-Печерская лавра (прп. Антоний и Феодосий Печерские, XI век), Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский, XIV век), заволжские скиты и пустыни (прп. Нил Сорский, XV век). Старчество тогда воспринималось как духовное наставничество, ярким представителем которого был прп. Паисий Величковский (1722-1794), подвизавшийся преимущественно в Молдавии, из-за притеснения монахов в то время, но через своих учеников оказавший большое влияние на развитие этого института в России XIX веке. Так что одно из определений звучит так: «Старец (или старица) - это духовный учитель, почитаемый за святость еще при жизни. Как правило, старцами становятся монахи».

На фото: Остров Валаам. Ладожское озеро. Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь


Фото: Сергей Бергов. Photoxpress

«СТАРЧЕСТВО - ЭТО СОГЛАСНОЕ МНЕНИЕ НАРОДА БОЖИЯ»

Сегодня практически в любом православном монастыре есть свой старец-наставник, который служит идеалом для братии. «Старчество - это репутация, согласное мнение народа Божия о том или ином человеке, и, разумеется, присвоить это звание кому-то невозможно. Поэтому никакого официального списка старцев не существует, - поясняет сотрудник отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Михаил Прокопенко. - Примечательно, что даже такой безусловно почитаемый человек, как недавно почивший архимандрит Иоанн (Крестьянкин), в официальных церковных документах был назван старцем единственный раз - в соболезновании, направленном по случаю его смерти Святейшим патриархом».

Наш собеседник рассказывает о своих встречах со старцем: «В Петрозаводске трудится протоиерей отец Владимир, который был рукоположен в священники еще в далеком 1963 году, сейчас он служит в Кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского, является духовником Петрозаводской и Карельской епархии, о нем нередко говорят как о старце, мудром и прозорливом. Знаю людей, которым отец Владимир серьезно помог в решении сложных духовных проблем (увы, но все наши жизненные проблемы имеют духовные корни). Я сам не раз был у отца Владимира на исповеди…

Обычно, даже до конца не выслушав, он наклонял рукой мою голову, накрывал епитрахилью и читал разрешительную молитву. Как сказал один мой знакомый, отец Владимир за свою жизнь выслушал столько исповедей, что ему ведомо наперед все, что мы только думаем сказать. Может и так. Но если отец Владимир спрашивал меня о чем-нибудь или давал какой-то совет, то всегда получалось, что говорит он о чем-то таком, что ко мне не имеет никакого отношения. Может быть, поэтому у меня сложилось о нем мнение, как о чудаковатом добряке. Я не увидел в нем того старца, которого представлял по рассказам других. Возможно, тому виной мое предвзятое отношение. Злой «гений скептикус» искривляет, как в кривом зеркале, окружающее меня пространство».

В православии принято просить Христа открыть Его святую волю через священника, который рядом с тобой, и по вашей молитве и вере дается вам! Не зря Христос, возвращаясь из Назарета, где скептически настроенные жители этого славного города недоуменно спрашивали друг друга, «не плотников ли Он сын?» (Мф. 13:55), сказал: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их». (Мф. 13:57-58).

На фото: Старец Варсонофий Оптинский


ЕСТЬ ЛИ СТАРЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ?

Отец Дмитрий поведал нам, что миссия старцев на этой земле - увидеть в человеке скрытый его талант, увидеть тот путь, который человеку уготован Богом, и «поднять его, чтобы не валялся в грязи, поставить человека на то место, на котором он может принести наибольшую пользу миру». Согласитесь, что такие люди нужны миру и что они стоят того, чтобы народ их искал и с ними советовался. Александр Павлов, редактор информационного православного вестника «Русь-фронт» считает, что «истинный старец - это человек, который преуспел в исполнении Закона Христова, молодой он или пожилой, мирянин он или монах, в священном ли сане или же без него.

Верность Христу, Его учению, церковному законодательству, заветам Святых Отцов - вот первый и главный признак подлинного старца Христова. Если он сохраняет послушание священноначалию, а священноначалие уклонилось в ересь, то никакой он не старец, а послушник диавола. А истинные старцы, такие как преподобный Максим Исповедник, не смущаясь, отстаивали Истину, даже когда высшие иерархи Церкви от нее отступали. Истинное же старчество, по слову Святых Отцов, - пребудет до скончания века, но будет спасаться в неизвестности».

В Свято-Пафнутьевом Боровском монастыре живет отец Власий. О себе он говорит: «Мне положено видеть и знать от Господа, но некоторые люди смущаются, когда я вижу их тайны…» Старцы обладают такими способностями, которыми обычный человек обладать не может. К отцу Власию стоят толпы жаждущих исцеления. И многие его получают. Говорят, что многие наркоманы и алкоголики после беседы с ним становятся на путь исцеления.

СОВЕТОМ ОДНИМ МОЖНО РАЗРЕШИТЬ СЛОЖНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ВОПРОСЫ

В выходные и праздничные дни из города в ближайшие монастыри устремляются десятки автобусов с паломниками. Среди них, конечно, немало обычных туристов, цель которых - посмотреть на древние монастырские стены и лично убедиться, что мастера прошлого кладку клали ровно, но большинство едет за духовной помощью.

Нередко в своей жизни люди оказываются в ситуации, когда сделать правильный выбор очень затруднительно. В армию идти или в вуз поступать? Замуж за Петра выходить или за Василия? И речь, как правило, идет о вопросах, которые могут определить всю дальнейшую жизнь человека. Часто помощь нужна в семейных делах: узнают, как, например, вернуть блудных сыновей на путь истинный. Паломники стремятся спросить совета у самого мудрого и авторитетного в духовных делах человека, которым, конечно же, в монастыре является старец.

Может быть, страждущему ответит дежурный священник, схимник, а может, он действительно попадет к старцу. Старца от иного человека в черных одеждах просто так не отличить. У схимонахов, к примеру, ярко выделяющееся одеяние, но… схимник может и не быть старцем. Около Псково-Печерской лавры сидит женщина в одеяниях схимницы, около ее ног корзинка для подаяния. На мой вопрос, старица ли она, женщина ответила отрицательно, сообщив, что она не может дать совета, может только молиться: «Скажи, за кого мне молиться, и я буду».

«Мало кто из паломников осознает свою ответственность от того, что он узнал волю Божью от старца. Много горя иной раз приносит такое вот желание быстро узнать судьбу свою и снять с себя бремя выбора, - объясняет отец Дмитрий. - Одному молодому человеку старец произнес: «Приходи в монастырь, я тебя приму». Но юноша решил жениться, но первая его невеста внезапно заболела и умерла, вторая трагически погибла…

Лишь тогда он принял постриг, приняв совет и волю Божью. А ведь этих смертей можно было избежать. Или пришли две девушки к батюшке и просят благословить. Одна - в монастырь, вторая - замуж. Батюшка молвит «Благословляю, но наоборот: тебе - замуж, а тебе - в монастырь».

Паломники должны быть готовы принять любые руководства к действию. Они ведь судьбу свою вопрошают, а знание судьбы - это готовность следовать ей, какой бы она ни была. На все воля Божья. Старец лишь «имеет право» вам это озвучить. И если получаете совет - извольте ему последовать, утешение - значит, перестать плакать и начать действовать, благословение получили на добрые дела - исполняйте. Старец отличается ото всех нас тем, что искренне любит нас - теплом души своей заполняет пустоту израненного сердца и души нашей, чистая энергия проникает во весь наш организм. Настоящий старец через себя приобщает человека к Святому Духу, насыщает душу духом.

Атмосфера любви - вот что отличает истинного старца. И цветы вокруг него лучше растут, деревья плодоносят обильнее, звери приходят к его обители.

Есть сегодня такие люди, оглянитесь - и увидите. Из ныне живущих называют старца архимандрита Андриана в Псковских Печерах; старца схиигумена Илию (Ноздрина) Оптинского (духовника Патриарха); старца схиархимандрита Иоанникия из Ивановской области; архимандрита Кирилла (Павлова); духовника Троице-Сергиевой лавры (с 2012 года в коме от неизлечимой болезни); архимандрита Наума (Байбородина); архимандрита Иллариона из Ключевской Пустыни в Мордовии; старца Георгия (Савву) из Свято-Духова монастыря… Помогает людям и искренняя молитва у могил старцев. Недаром многие старцы говорили: «Кричите громче меня, и я услышу!»

КАК ПОПАСТЬ НА БЕСЕДУ К СТАРЦУ?

Обычно паломник, приезжая в монастырь на литургию, попадает на исповедь к дежурному священнику, а вот попасть к старцу не так просто. Нас много, он один. Не нужно забывать, что это старый человек, которому далеко за шестьдесят. Ему просто выслушать за день большое количество людей физически сложно. Поэтому на сайте монастыря обычно пишут, чтобы заранее звонили в монастырь и договаривались о встрече.

Оставаясь ортодоксами в вере, православные всегда шли в ногу с научно-техническим прогрессом. Как известно, первая гидроэлектростанция в России была построена в монастыре Нового Афона. Так и сейчас, как правило, в монастырях есть все современные средства связи. Звоните, пишите по электронной почте или связывайтесь по скайпу, узнавайте, договаривайтесь о встрече. Ведь благодаря современным средствам связи она может быть и заочной.

Валаамский старец схиигумен Иоанн, живший последние годы своей жизни в Финляндии, в Новом Валааме, общался со своими духовными чадами, разбросанными войнами и революциями по всему свету, с помощью почты. Сегодня книга «Письма Валаамского старца», выражаясь светским языком, православный бестселлер, который стоит читать и перечитывать. Там можно найти ответы на многие вопросы, которые сегодня, как и много лет назад, мучают молодых.

А вот как вел прием паломников один из великих старцев, наш современник, архимандрит Иоанн Крестьянкин, насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: «Сразу по окончании литургии начинался прием. В алтаре решались вопросы с приезжим духовенством, на клиросе ждали своей череды присные, приехавшие с батюшками, в храме ожидали местные прихожане и приезжие паломники. Батюшка выходил из храма в окружении множества людей, когда время подходило к обеду. Но и на улице подбегали запоздалые вопрошатели и любопытные, чье внимание привлекала собравшаяся толпа. И любопытные, полюбопытствовав, обретали в центре толпы сначала внимательного слушателя, а в будущем и духовного отца.

Очень скоро за отцом Иоанном закрепилась меткая характеристика «скорый поезд со всеми остановками». Ходил он очень своеобразно, не ходил, а скользил, как светлый луч, неуловимо, плавно и быстро. Если он был ограничен во времени каким-то послушанием и пробегал мимо протянутых к нему за благословением рук, то тогда пастырская совесть его не была спокойна. И, пробежав, он частенько так же быстро возвращался и скороговоркой

Спрашивал: «Ну, что у тебя там?» А поскольку ждать объяснений, с чем подошел человек, было некогда, батюшка начинал сразу отвечать на незаданный ему вопрос. В эти минуты он, сам того не желая, выдавал свое сакраментальное ведение о человеке и его жизни».

Нередко люди, оказавшись в затруднительной ситуации, стремятся спросить совета у самого мудрого в духовных делах человека


Фото: Сергей Пятаков. РИА «Новости»

МЛАДОСТАРЧЕСТВО И ЛЖЕСТАРЦЫ

Во многих православных книгах дается предостережение от «младостарчества».

Священник Владимир Соколов в своей книге «Младостарчество. Соблазны и причины» отмечает, что именно психология паствы порождает лжестарчество: «Не желая меняться, мы хотим переложить ответственность за все, что с нами происходит, на пастыря. Такое бегство от свободы и ответственности выражается иногда в готовности выполнить все что угодно… Такое «послушание» - форма идолопоклонничества, когда через нарушение заповедей происходит измена Богу: старец почитается больше, чем Бог… Предпосылкой такой готовности являются удивительная открытость и доверчивость русского человека, его уступчивость и податливость, его склонность к максимализму, к жертвенному служению. Но такой открытый, наивный и готовый жертвовать собой человек всегда может стать жертвой бессовестного насилия».

Бывает так, что монах, а то и священник, вдруг сам решает, что он достиг необычайных духовных высот и теперь может, с высоты своего духовного роста, давать советы окружающим, заглядывать далеко в будущее и прошлое, определять настоящее. С православной точки зрения, такой человек просто «впал в прелесть», то есть прельстился, возомнил, что обладает такими духовными плодами, которых у него на самом деле и нет. К сожалению, деятельность такого человека совсем не безобидна. Люди, последовавшие советам младостарца, рискуют вместо разрешения существующих проблем получить новые, во много раз более трудные.

Бывают лжестарцы, общение с которыми опасно для психического здоровья, а порой и для жизни. Прежде всего это возомнившие себя старцами священники. Их можно отличить по группе их «почитателей», которые везде распространяют слухи о чудесах, слепо поклоняются своему гуру, а за непочтительный отзыв о нем могут и ударить. Если поспрашивать поклонников, то выясняется, что их «учитель» постоянно советует им в вопросах семейной и сексуальной жизни, возможностей зарабатывания денег (при этом ему самому постоянно нужны финансы на разные дела, и он их, не стесняясь, просит и получает).

Такие лжестарцы на самом деле стремятся возвыситься над всеми, иметь славу, повелевать остальными. Именно поэтому они поощряют рассказы о себе, а не пресекают их. Были случаи, когда они заставляли бросить семью и детей, отречься от родителей, продать дом, отдав деньги храму, уйти в тайгу строить храм, не взирают они в своих просьбах и на состояние здоровья паствы. С точки зрения православия основной грех завладел их душами - гордыня. И когда кто-то противится их советам, исходя из законов морали или простого здравомыслия, лжестарцы не чуждаются и проклясть: «Пойдете против меня - помните, что молитва у меня сильная!»

Часто эти люди создают собственную «церковь», вне подчинения епархии. На порталах некоторых православных епархий висят предостережения о тех, кто принял постриг, но ушел и основал свой храм. Например - бывший игумен Киприян (Евгений Цибульский). За грубые нарушения пастырской деятельности и развращение прихожанок Киприян был отлучен от Церкви, запрещен в священнослужении и изгнан из обители (Троице-Сергиевой лавры). В ответ он увлек за собой несколько десятков фанатиков, почитающих его как святого, и создал псевдоправославную секту. Их методы - манипуляции сознанием, гипноз, техники подавления личности. Результат - люди продают квартиры, отдают свои сбережения.

Если в действиях человека присутствуют доказанные нарушения Уголовного кодекса, такие как мошенничество, скрытая или явная пропаганда религиозной и национальной нетерпимости, хищение денежных средств, нанесение вреда здоровью (много случаев, когда больному человеку советовали выбросить костыли, отменить лекарства, отказаться от операции - и в итоге человек умирал без медицинской помощи), то с лжестарцами разбирается Следственный комитет или Прокуратура. А вот за «подмену здравого церковного учения гордыней, бесовской прелестью и злобой» - суд только Божий, но не мирской.

Как метко отмечается самими священнослужителями, «иметь славу старца, называть себя старцем и быть старцем - совершенно разные вещи. Все познается по образу жизни. «Верующий не должен отдавать слабого в руки сильного».

КАК СТАНОВЯТСЯ СТАРЦАМИ

Сейчас доступны многие книги, многие биографии старцев, тех, кто своей жизнью, своими деланиями остался в памяти людей, описания чудес, происходящих с людьми после общения со старцами…

Немалый интерес вызывает история старца Варсонофия Оптинского. Будучи успешным на военном поприще, он дослужился до полковника и выделялся среди сослуживцев только нежеланием жениться, посещать балы и тем, что проводил много времени в молитве. В сорок шесть лет ушел в монастырь. По отзыву преподобного Нектария, «из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем». Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих оптинским старцам: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни. Он сподобился истинных пророчеств о рае. Его видели на молитве озаренным неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся оптинским инокам.

Юродивый старец Иоанн Васильевич Корейша почитался многими современниками в качестве ясновидящего, прорицателя и блаженного, но не был канонизирован. Он свыше 47 лет провел в больницах в качестве психически больного (в воспоминаниях современников проскальзывает, что осужден он был чиновниками за обличение воров, мошенников среди чиновничества и казнокрадов), но к нему за советами шли и в психиатрическую клинику. Увековечен в произведениях русской классической литературы Ф.М. Достоевским, А.Н. Островским, Н.С. Лесковым и Л.Н. Толстым.

Есть книга старца Ефрема Филофеского «Моя жизнь со Старцем Иосифом», в которой страница за страницей раскрывается, как человек становится православным старцем. Молодой успешный греческий предприниматель вдруг начинает тяготиться своей деятельностью, им овладевает только одно желание - стать монахом на Афоне. Но человек он деловой, поэтому подходит к своему стремлению с деловым практицизмом. Прежде чем уходить навсегда в монахи, он решает испытать себя и на несколько месяцев уходит далеко в горы, где живет в пещере, подобно знаменитым отшельникам прошлого. И только после этого, утвердившись в своем стремлении, приезжает на Афон, становится монахом, учеником опытного афонского старца. И шаг за шагом поднимается вверх на выбранном им духовном поприще.

Со стороны, для людей светских, далеких от религии, духовное возрастание человека может быть малозаметным. Ну, ведет человек аскетическую жизнь, живет в невыносимых условиях кельи или пещеры, где летом его палит солнце, а зимой морит холод. Оказывается, и у монахов есть своя лестница, по которой они ступень за ступенью поднимаются вверх. В книге игумена Синайского монастыря (VI век) преподобного Иоанна Лествичника «Лествица, или Скрижали духовные» подробно раскрывается суть каждой ступени, на которую должен подняться монах в своем духовном делании.

В одной из глав преп.

Иоанн Лествичник рассказывает о человеке по имени Исидор, который решил подняться в своем духовном росте хотя бы на первую ступеньку. Игумен монастыря, принявший Исидора, заметил, что тот коварен, суров, зол, горд и порекомендовал Исидору, чтобы тот «прежде всего обучался послушанию». Семь лет потратил Исидор на преодоление этой первой монашеской ступеньки. За эти годы он настолько изменился, что преп. Иоанн Лествичник с уважением называет его не иначе, как «великий Исидор», и пишет далее: «…Изыдите от среды их и отлучитеся, и нечистоте мира не прикасайтеся, глаголет Господь… (2 Кор. 6:17). Ибо кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? - Никто. Все это - победные почести иноков, и мир не может вместить оных; если же бы мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира?»


поделиться:

С первой лекцией для друзей милосердия, добровольцев и всех желающих в лектории в поддержку Общества друзей милосердия в конференц-зале Первой Градской больницы выступил прот. Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Он рассказал о старцах, с которыми был лично знаком. После лекции отец Владимир ответил на вопросы о духовниках и старцах.

Как быть, если при большом уважении и благодарности к духовнику, нет взаимопонимания с ним, и есть желание перейти к другому духовнику, к которому чувствуешь большую близость. Это неправильно?

Что значит, нет взаимопонимания с духовником? Это ведь может быть по-разному. Бывает, что у людей настолько разный темперамент, настроения, что они друг друга просто не понимают. Так в жизни бывает довольно часто. Духовники - это, по большей части, не святые люди, очень хорошие люди, но не святые, поэтому может быть не достигается такое взаимопонимание, какое хотелось бы достигнуть. Со святыми людьми это всегда легче, потому что у святых людей темперамент, характер уходят на второй план, сильнее действует благодать. Так что, такое может быть и может быть, что с другим священником легче возникает контакт, взаимопонимание.

Я думаю, что в ряде случаев можно откровенно сказать об этом духовнику и, по благословению, можно перейти к тому священнику, с которым есть контакт. Ведь отношения с духовником имеют очень большое значение для духовной жизни человека. Если не получается с этим духовником, а может получиться с другим, то из каких-то формальных запретов, что нельзя менять духовника (а такое мнение у нас распространено), из таких запретов исходить нельзя, мне так кажется.

Но дело в том, что духовник тебя обличает в каких-то недостатках, в каких-то страстях. Бывает, что духовник очень занят, у него не хватает времени, сил. А ты это воспринимаешь на свой счет: духовник относится ко мне плохо. И если человек по таким соображениям идет к другому духовнику, то это большая ошибка.

Если спросить своего духовника: «Батюшка, я не нахожу с вами взаимопонимания, а с другим батюшкой у меня полный контакт. Благословите уйти», и он скажет: «Конечно, иди и поскорее!» - это способ решения вопроса не очень подходящий. В таких случаях обычно ищут какого-то третейского совета. Если удастся найти духовного человека, старца (сейчас уже очень мало таких старцев), но надо найти третьего человека, который может понять, и с ним посоветоваться, как быть. Чтобы не полагаться на свои пристрастия, свои страстные душевные движения, чтобы основываться не на них, иначе может быть большая ошибка. Связь с духовником очень важна. Если ты ему очень благодарен, если он очень уважаем тобой, если тебя Господь к нему привел когда-то, то это не просто так. И рвать эту связь просто так, потому что что-то стало трудно, - нельзя. Трудности не значат, что надо сразу перебегать к другому, с которым может быть будет легче, а может быть и не будет. Так что торопиться в таких вещах не следует, а надо быть очень осторожным.

Но в принципе, я думаю, что такие случаи бывают, и это вполне естественно. И можно их решать.

Батюшка, а почему Вы ездили по разным старцам? Может быть, Вас что-то не устраивало? Были ли у старцев друзья?

У старцев друзья, я думаю, могут быть. Почему бы нет. У святых бывали друзья, даже у Христа были друзья.

Почему я ездил к старцам? Вы знаете, я мало ездил. Я вполне мог побывать еще у многих старцев-современников. Я мог побывать у владыки Афанасия (Сахарова). Я себе не могу простить до сих пор, что я к нему не поехал. Мог бы побывать еще у многих замечательных старцев. Но мне всегда было стыдно, мне думал: «У меня есть духовный отец, он мне все говорит, у меня нет вопросов, которые я мог бы задать еще и старцу, что я буду старца отвлекать и собой нагружать?» Я поэтому не ехал. А теперь я очень жалею, потому что, если есть возможность увидеть святого человека, то никогда не упускайте эту возможность. Это самое дорогое в жизни. Даже хотя бы увидеть его, взглянуть на него, рядом постоять - это самый драгоценный опыт, который поставит все остальное на место в вашей душе и жизни. Поэтому я и ездил к старцам, когда можно было. Но я спрашивал отца Всеволода: «Можно ли мне поехать к отцу Тавриону?». Он благословлял: «Да-да, поезжай». Он никогда никакой ревности не проявлял и не думал, что я от него хочу уйти.

Я еще не сказал про отца Тихона Пелиха, которого мы с отцом Аркадием тоже знали близко. Он тоже был замечательным старцем. Мне с ним пришлось долго тесно общаться еще при жизни отца Всеволода.

Я думаю, если есть такая возможность, то нужно ездить к старцам, только это должны быть настоящие старцы. Не нужно подчиняться легкомысленному любопытству и действовать по принципу: куда народ идет, туда и я пойду. Так не нужно. Но если известно, что есть такой святой человек, то хорошо бы его увидеть.

Как Вам удалось познакомиться с теми людьми, о которых Вы сейчас рассказываете. Вы их как-то искали? А где сейчас найти старцев?

Я, например, видел прославленного недавно старца схиархимандрита Серафима (Романцова). Это Глинский старец, последние годы он провел в Сухуми. Это был великий старец, сейчас его на Украине причислили к лику святых. Как я его увидел? Очень просто. Мы летом поехали на Кавказ в путешествие, в конце перешли перевал и спустились в Сухуми, и естественно пришли в храм, а отец Серафим стоял в храме и исповедовал. Вот так я его увидел.

К отцу Тихону я попал, когда учился в семинарии и к отцу Всеволоду попасть не мог. А отец Тихон тогда служил в Сергиевом Посаде и к нему можно было попасть. И я к нему стал ходить.

К отцу Серафиму (Тяпочкину) я даже не помню как мы попали, специально или проездом. Но я о нем слышал от своих близких друзей и решил к нему поехать. У меня вопросов к нему никаких не было. Приехал, и там случайно оказались мои друзья – его духовные дети. Тогда еще молоденькая Наташа, теперь матушка Наталья Бояринцева, подвела меня к отцу Серафиму и говорит: «Батюшка, вот Володя. Мы давно знакомы». Он на меня смотрит и говорит: «Он священником будет, священником». Она говорит: «Володя мне книжки давал читать духовные». «Ну тем более».

Конечно, для меня это запомнилось и много значило. А вопросов у меня не было, я ничего не спрашивал. Но, конечно, такое общение запоминается на всю жизнь.

А сегодня к кому Вы посоветуете обратиться из старцев? Очень нужно.

А сегодня я не знаю, к кому обращаться. Вот к отцу Илию многие обращаются. Отец Илий – замечательный батюшка. Но он очень болеет и теперь трудно стало к нему попасть. Многие называют сейчас каких-то других старцев. Но я их не знаю. Так получилось, что я теперь никого не знаю. Поэтому посылать к кому-то не могу.

Надо ли относиться к духовнику, как к старцу? Нужно ли искать совета старцев, если есть духовник? И в каких случаях?

Нет, не нужно относиться к духовнику как к старцу, если он не старец. Нужно относится к нему как к духовнику. Это очень непросто и важно научиться это делать. Духовник, хотя он не старец, но он дается человеку от Бога. И в наше время найти настоящего духовника это тоже совсем не просто. Если Господь приведет вас к настоящему духовнику, если сможете стать настоящим духовным чадом, то это величайший Божий дар. Если у вас правильное отношение к духовнику то, тогда Господь будет указывать вам через него духовный путь и может быть будет открывать через него волю Божию, хотя у него и нет дара прозорливости. А вот для вас будет открываться, по вашей вере, так бывает очень часто.

Зависит это именно от того как вы к нему относитесь. К духовнику надо относиться с любовью ради Христа, а не с пристрастием. Относиться к духовнику с пристрастием - это грех. Это не только бесперспективно, но и очень опасно. Некоторые выбирают себе в качестве духовников тех батюшек, которые им почему-то больше нравятся. Иногда выбирают молодого и красивого, или еще почему-нибудь. Это неправильно. Отношения с духовником должны быть духовными, а не душевными.

К духовнику нужно относиться с доверием, бескорыстно, т.е. не надеяться получить от него что-то. Я имею ввиду не деньги и не подарки. Часто мы хотим оказаться в церкви на особом положении: если я буду ближе к батюшке, я приду и буду главным или главной. Это тоже корысть. Отношения должны быть бескорыстными. К духовнику нужно относиться со смирением. Задача духовника прежде всего указывать нам наши грехи, недостатки. Это значит делать нам больно. Это можно сделать только тогда, когда человек приходит с доверием и со смирением. Вот вы приходите к врачу, врач говорит: «Вам нужно укол сделать или операцию». И вы ему верите, и начинаете по послушанию мучиться и страдать – вас колят, режут, процедуры неприятные делают, потому что вы верите врачу и верите, что он делает это для вашего здоровья. Так же и к духовнику нужно относиться. Вот врач говорит: «Вы знаете, у вас серьезная болезнь». Теперь даже говорят больному о том, что у него рак. Кому это приятно? Вдруг тебе сообщают, что у тебя рак. Но также духовник говорит: «Ты знаешь, у тебя гордыня. Ты не умеешь себя вести, ты ведешь себя по-хамски». Это неприятно слышать. Но духовник должен нам такое говорить. А мы должны принимать это с благодарностью, с доверием, с желанием исправиться. Вот тогда это будут настоящие отношения.

А когда вы любите чтобы вас по головке гладили, это не духовное отношение, это корысть. Мы хотим, чтобы батюшка только утешал, ободрял и никогда никаких замечаний не делал, а как только он скажет что-то неприятное, значит батюшка плохой. «Батюшка испортился», - это очень часто приходится слышать. Раньше батюшка был хороший, а теперь он испортился.

Если есть духовник, так и слава Богу. Но если есть возможность попасть к святому человеку, к старцу, то я думаю, настоящий духовник не будет против, он обязательно вас к нему пошлет.

Бывает так, что даже очень хороший духовник затрудняется ответить на какой-то вопрос, дать какой-то совет. Действительно трудно бывает сказать, выходить замуж за этого или не выходить. Подходят очень часто: «Батюшка, благословите замуж». «За кого?» «Вот за этого». Думаешь: «Ой, Господи помилуй! Что же будет-то из такого брака!». А у них уже все налажено, они уже о свадьбе договорились. И у священника очень трудное положение. И бывает так, что священник не выдерживает характера и идет на поводу у своих духовных чад. Он говорит не то, что он должен сказать, он просто не может отказать. Это плохо. Священником быть, к вашему сведению, очень трудно. Трудно делать человеку больно, трудно говорить людям не то, что они хотят услышать.

Что делать духовному чаду в случае смерти духовника? Моя подруга говорит, что несколько настоящих духовников быть не может. И теперь у нее нет духовника, она ходит в разные храмы. Мысль что духовник больше не нужен, мне кажется странной и неправильной. Правильно ли это?

Думаю, что вы совершенно правы. У человека в течение жизни может быть несколько духовников. У меня было несколько очень хороших духовников.

Когда нужно идти к старцу, а когда к своему приходскому священнику?

Приходской священник - это уже третья категория священников. Они бывают совсем разные. Одно дело – духовник, другое - приходской священник. Не всякий приходской священник может быть духовником. Духовник - это духовный отец, тот человек, которому открыто ваше сердце, который вас знает, который постоянно за вас молится и страдает вашими болезнями. Он за вас перед Богом предстоит. Он берет на себя ответственность за вас, он не просто так вам говорит: «Так нельзя поступать», он мучительно ищет правильный путь для вас. А приходской священник может быть совсем и не интересуется вами. Это разные вещи. Поэтому, к кому лучше идти? Лучше к тому, кто вами серьезней занимается.

Если есть возможность поехать к старцу, к настоящему старцу, то это хорошо.

Если нет духовного отца, а нужно решить серьезный вопрос, к кому можно обратиться за духовным советом?

К духовному человеку, к духовному священнику. Нужно искать такого, наиболее опытного. Нужно помолиться, нужно поспрашивать, чтобы вам указали рассудительного, опытного духовника, который может посоветовать, и к нему можно пойти. Если вдруг никого не будет около вас… Я помню, спрашивал своего старца, а как быть, если совсем не к кому пойти, как, например, во время гонений. Он сказал так: «Помолись получше и потом начинай делать то, что тебе подскажет совесть, постарайся от всех страстей отрешиться и подумай, как по совести поступить. И начинай делать. И молись. Если будет что-то получаться, значит, есть воля Божья. А если молишься, начинаешь что-то делать и ничего не получается, значит воли Божьей нет». Мысль очень простая – если ты искренне от души, от всего сердца с сокрушением, с покаянием, со смирением молишься, просишь и стараешься, то Господь обязательно тебе укажет. Укажет просто в обстоятельствах жизни. Не оставит тебя в гибельном состоянии. Мы думаем, что вот все умерли, я один остался и погибну. Нет, Господь не оставит.

Как попасть к старцу, который принимает в настоящее время? И как не ошибиться. Обычно рассказывают об уже умерших. Это очень интересно, но нужен совет сейчас. Обратиться не к кому. Уже были скорби от неправильных советов.

Эта проблема была всегда и всегда будет. Могу вам сказать только по своему опыту одно. Я тоже в молодости много слышал о разных старцах и святых. Это были годы советской власти. И вокруг меня никого не было. Долгие годы у меня не было никакого духовника и я не знал, куда пойти. Я был верующим, но я даже не знал, в какой храм пойти. В те времена мы были очень запуганы. И родители нас пугали, говорили: «Будешь сейчас ходить в храм, выгонят из школы, из университета, а может и посадят». Так что мы боялись, священникам не доверялись, потому что среди них бывали осведомители. Смолоду я стал молиться: Господи: «Дай мне духовного отца». И потом еще просил, как я теперь понимаю, очень дерзновенно: «Покажи мне старца, у которого я могу узнать Твою волю. Я хочу поступать по Твоей воле. У кого мне спросить?» И я разделял духовного отца и старца. И молился я так много лет, и только потом, через десятки лет, я понял, что Господь буквально исполнил мою просьбу. У меня был и духовный отец, и был старец, который мне писал: «Такова воля Божия». И не какого-нибудь старца мне Господь дал, а именно такого, какого я просил, который мне волю Божию открывал.

Бог милостив. Если мы будем искать и просить от всего сердца, если мы просим доброго, если мы хотим по-настоящему хорошо поступить, устроить свою жизнь духовно, то Господь обязательно ответит. Может быть не сразу. Может быть, нужно помолиться, потрудиться. Но не надо в этом сомневаться ни одной минуты. Но если у вас будет такое желание, я глубоко убежден, в том что Господь не оставит без ответа.

Это нелегко, и это правильно, что нелегко. Если бы было легко, то мы бы это не ценили. Есть такая поговорка: «Что легко дается, то мало ценится».

Можно ли ездить к старцам и иметь желание исповедоваться у старца? Потому что они великие молитвенники.

Этот вопрос поставлен на мой взгляд немного легкомысленно. Такое доброе желание может быть и хорошо, но вы уже не понимаете что такое старец.

Старец, в том смысле, в котором мы говорили сегодня, это прежде всего очень замученный человек. Мы как-то сказали отцу Иоанну Крестьянкину: «Батюшка, молиться совсем некогда». А он отвечает: «Какая уж тут молитва – весь день разговариваешь, разговариваешь, а потом только один поклон на завтра можешь сделать. Никакой молитвы». Не остается сил и времени. Старцы измучены до последней крайности, старцы не исповедуют, им исповедовать некогда. Они отвечают покороче и побыстрее, если вы к ним попадете. А исповедоваться – у своих духовников.

Как узнать волю Божью. Я не могу выйти замуж?

Нужно молиться. Поискать нужно волю Божью, поспрашивать.

Есть ли сейчас в России старцы, подобные Серафиму Саровскому или Оптинским старцам?

На этот вопрос, я думаю, никто вам ответить не сможет. Потому что, кто такой преподобный Серафим Саровский, люди поняли через много лет после его кончины. Его канонизировали только через 70 лет. И то по прямой воле Государя Николая II, а Cинод был против канонизации. Вот сейчас, когда весь мир чтит преподобного Серафима, когда столько чудес произошло, теперь мы знаем кто это такой.

Есть такой образ: чтобы гору увидеть, нужно отойти достаточно далеко, а вблизи она не видна. Находясь вблизи старца, очень часто ты не понимаешь, кто перед тобой. Известно, что у старцев бывают очень тяжелые келейники или келейницы, которые не понимают, кто перед ними находится. И своих старцев буквально мучают. А потом проходит время и оказывается, вот какой святой был. Бог открывает святость и величие таких подвижников не сразу. Может быть, пройдет время, и мы узнаем, что жили рядом с великим святым – отцом Иоанном Крестьянкиным, например. Или кем-то еще. Но сейчас ответить на этот вопрс невозможно.

Любому ли христианину нужен духовный руководитель?

Я думаю, чтобы у каждого был духовный руководитель. Другое дело, что не каждый человек этого хочет. Если человек не хочет, то насильно такое руководство ему навязать невозможно. Он просто не будет слушаться, не захочет, чтобы кто-то им управлял, командовал. Он же свободный гражданин свободной страны! А если человек искренне ищет духовной жизни, то руководитель нужен.

Что говорили или советовали старцы, когда у человека скорби: бедность, трудности в личной жизни, проблемы с окружающими людьми? Когда скорби давят со всех сторон. По человечески ждать улучшений не приходится.

Говорили всегда: терпи, смиряйся и молись.

Бывает ли у старцев иерархия?

Иерархия это когда ты - директор, ты - заместитель директора, а ты - начальник отдела.

Такой иерархии у старцев не бывает. Но, конечно, бывают более великие и менее великие старцы.

Если не можешь выполнить благословение, насколько это страшный грех?

Бывает по-разному, смотря какое благословение. Вообще-то настоящее благословение дается такое, которое можно выполнить.


В Православной церкви сложился институт старчества. Старцы - старые, опытные монахи, обладающие полученным от Бога даром молитвы, прозорливости и чудотворения. Некоторые из них живут и сейчас.

Вот список самых известных старцев России, Украины и Белоруссии:

Отец Кирилл Павлов - Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Очень старенький и очень известный батюшка, духовник патриархов Пимена и Алексия II, многих священников и знаменитостей. По данным таблоидов - "тот самый" сержант Павлов, который в Сталинграде захватил Дом Павлова. Почти не принимает.

Отец Наум - Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Принимает ежедневно, кроме воскресения. До 700 человек записываются на приём к нему.

Отец Герман - Троице-Сергиева лавра, г. Сергиев Посад. Занимается отчиткой бесов. Обладает даром прозорливости.

Отец Власий, прозорливый - Калужская обл., г. Боровск, Пафнутьев-Боровский монастырь. Время от времени исповедует. Лучше приезжать на несколько дней.

Отец Пётр, прозорливый, духовник - Лукино, Нижегородская область. Лучше приезжать на несколько дней.

Владыка Алипий - Украина, Донецкая обл., г. Красный Лиман. Как видим, и архиереи могут быть старцами.

Отец Серафим - Украина, Донецкая обл., г. Святогорск, Святогорская лавра

Архимандрит Дионисий - Москва, храм св. Николая Чудотворца в Покровском (Бакунинская, 100). Относительно молодой батюшка, но обладает редкой силой молитвы и даром пастырства.

Отец схиархимандрит Илий - Оптина Пустынь, г. Козельск. Является духовником патриарха Кирилла, почти не принимает.

Отец Иероним - Алатырь, Чувашия, Успенский монастырь.

Отец Илларион - Ключевская пустынь, Мордовия, пос. Тургенево. Трудно добираться, но попасть на исповедь относительно легко.

Архимандрит Амвросий Юрасов - Иваново, Свято-Введенский женский монастырь.

Схиархимандрит Иоанн - Иоанновский мужской монастырь под Саранском. Проводит отчитку бесов.

Отец Николай - настоятель Покрово-Эннатского монастыря в Башкирии.

Отец Адриан - Псково-Печерский монастырь, Псковская область. Почти не принимает...

Протоиерей Валериан Кречетов - Покровская церковь, с. Акулово Одинцовского района. Редкий пример старца из "белого духовенства", духовник многих московских священнослужителей.

Несколько прозорливых монахов есть в Почаевской лавре на Западной Украине (г. Почаев, Тернопольская обл.). Туда достаточно трудно добраться, зато относительно нетрудно можно побеседовать со старцами.

Архимандрит Митрофан, Жировицкая лавра, Белоруссия (г. Слоним Гродненской обл.). Почти не принимает. Надо приезжать на несколько дней.

Существуют также "младостарцы" - относительно неопытные в духовном плане священники, которые фактически ведут себя как волки в овечьей шкуре. Бывают и лжестарцы - проходимцы и еретики, выдающие себя за старцев. Младостарцев вообще достаточно много. Не надо называть их имена, но надо за них молиться, чтобы Господь их вразумил.

В заключение хочу вам сказать, что если Господу будет угодно, то попадёте к старцу. Об этом надо молиться. Если вам трудно добраться до монастыря, то можно отправить заказное письмо в монастырь или в храм на имя старца. Можно с чистым конвертом для ответа. Храни вас Бог!

На этот раз мы говорим с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином о старцах и старчестве. Все мы в своей христианской жизни нуждаемся в помощи духовно опытных людей. Как эту помощь можно получить? Обязательно ли для этого искать «настоящего старца»? Вообще, старцы — кто они, существуют ли они сегодня? И какая опасность может скрываться за желанием общаться только со старцами, не обращая внимания на те возможности, которые дает наша церковная жизнь, посещение приходского храма?

— Владыка, что же такое старчество?

— Старчество — это особое явление, которое возникло в монашестве и относилось прежде только к монастырской жизни. Но в России в XIX веке старчество вышло за ворота монастырей — или, точнее, мир пришел в монастырь к старцам.

Вообще, старец — это духовник братии или сестер монастыря. Дело в том, что жительство в монастыре подразумевает духовное руководство, открытие послушником своих помыслов старцу ― духовнику, игумену. Только так можно научиться науке из наук — духовному деланию. Вообще, монашество — это то, чему учатся друг у друга. И хотя существует много замечательных книг о монашестве, сохраняющих его дух, все равно они не могут заменить живое общение и передачу личного опыта борьбы со своими страстями. Собственно, эта борьба и является целью и основанием монашеского подвига. Вот почему в монашестве так важна традиция, которая передается «другдругоприимательно» (есть такое славянское слово): от старших — к младшим, от тех, кто уже долго живет в монастыре, — к новоначальным.

Старчество предполагает, что старец полностью руководит новоначальным в духовной жизни. В идеале человек не должен иметь никаких скрытых от духовного наставника помыслов, пожеланий. Все свои поступки он должен поверять старцу, и всё, что делает, делать только по благословению. В таком самоотречении, послушании и передается монашеская традиция.

В XIX веке благодаря деятельности учеников замечательного подвижника ― преподобного Паисия Величковского — монашество расцвело в России, и одним из центров возрождения монашеского делания стала Оптина пустынь — впоследствии известный на всю Россию монастырь. В современной Румынии есть Нямецкий монастырь, который тоже стал известным благодаря трудам старца Паисия и его сподвижников. И до сегодняшнего дня в румынском языке существует слово «старец», оно не переводится. Старец — это игумен монастыря, старица — игумения, дом, в котором живет игумен или игумения,― стариция.

В XIX веке в России получилось так, что к духовникам Оптиной пустыни стали приезжать на исповедь или ради совета по житейским вопросам богомольцы-миряне, начиная от простых крестьян и заканчивая известными образованными людьми. Это и братья Киреевские, и тот кружок, который сложился впоследствии вокруг оптинского старца Макария и занимался переводами святоотеческой литературы на русский язык. Это и Н.В. Гоголь, и Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой… Хоть Лев Николаевич и был величайшим путаником и хулителем Православной Церкви, тем не менее, он тянулся к старцам. Ведь его знаменитый уход из Ясной Поляны был не просто уходом на станцию Остапово. Там его задержали родственники и почитатели, потому что не хотели, чтобы он дошел до своей конечной цели. А шел он именно в Оптину пустынь… Само это перечисление имен очень известных людей, оставивших глубокий след в истории русской культуры, литературы, философии, говорит о том, что явление старчества интересовало самый широкий круг общества.

И в других Поместных Церквах старчество развивалось похожим образом. Мне приходилось в начале 1990-х годов посещать известного на всю Румынию духовника старца Клеопу (Илие) — человека необыкновенно глубокого, удивительного для нашего времени подвижника. Он пережил тюремное заключение, в 1940-50-е годы долгое время жил в лесу, скрываясь от властей во время гонений на Церковь в коммунистической Румынии. К 1990-м годам он почитался всей страной как один из величайших старцев.

Я пришел в Троице-Сергиеву Лавру, когда еще был в силах всем известный архимандрит Кирилл (Павлов) — замечательный духовник, самый настоящий старец. Благодаря книге владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» стал известен без преувеличения всей России отец Иоанн (Крестьянкин) — но и до этого его знала вся Церковь. Эти старцы были людьми необыкновенно любвеобильными, терпеливыми, мягкими в общении с приходящими — и очень требовательными к себе. Это очень важный критерий.

И сегодня есть много людей (как правило, это монастырские духовники), которые не только исполняют свое монашеское послушание, но и помогают людям, приходящим к ним из мира. В акафисте преподобному Сергию есть поэтическое сравнение: «сосуд, благодати полный и преизливающийся». Так можно, наверное, охарактеризовать каждого старца.

— Это очень красивая характеристика. Но в обывательском сознании старец — это прежде всего прозорливый человек. Вот сейчас Вы рассказывали о встрече с удивительным румынским старцем Клеопой, и очень захотелось Вас спросить: «А он Вам что-то открыл?».

—Вы знаете, да. Нас было трое. И когда ему сообщили, что пришли три иеромонаха ― студенты из России, он сказал: «О, митрополиты идут, пропустите». И двое из нас действительно уже митрополиты, третий ― архиепископ…

Но я, конечно, шучу. Думаю, и с его стороны это была просто шутка. А если говорить серьезно, то самое ненужное в христианской жизни ― это поиск прозорливости. Ни в коем случае не надо к этому стремиться. Этим «требованием чуда», причем чуда на потоке (если к «старцу» едут автобусами), мы профанируем всё ― профанируем веру, старчество как явление и вообще само христианство.

Старец — это именно духовный наставник. А любой духовник все-таки должен знать человека, какое-то время быть рядом с ним. Замечательный пример старца нашего времени — это, конечно, преподобный Паисий Святогорец, который духовно окормлял женский монастырь в Суроти, ныне один из лучших, самых благоустроенных монастырей в Греции.

Поэтому когда к старцу — настоящему или просто прослывшему таковым ― приезжает кто-то со стороны и требует немедленного чуда и прозрений: «Ну-ка, расскажи мне всю мою жизнь, и что мне делать дальше»,― это на самом деле кощунство. Ни один духовно опытный человек не поддастся на такие просьбы, претензии и, скорее всего, тихо-мирно отпустит такого посетителя восвояси, сказав ему несколько слов утешения. Там же, где начинается подыгрывание подобным настроениям, подлинной духовной жизни, подлинного старчества нет и не бывало.

― А есть ли вообще старцы в наши дни?

― Думаю, да. Есть и в наши дни духовно опытные люди и в монастырях, и на приходах. Без них Церкви было бы очень тяжело. Но здесь нужно быть очень осторожными, все делать внимательно и с рассуждением. И надо очень беречься от распространенного сейчас типа отношений, в том числе и с Богом, который выражается словами: «Ты ― мне, я ― Тебе».

― Тем не менее, многие ищут старцев именно для того, чтобы получить какой-то особый совет, наставление…

― В «Душеполезных поучениях аввы Дорофея» есть прекрасное место. Авва Дорофей приводит слова Писания: «Спасение во многом совете»,― но подчеркивает: не в «совете с многими», а «во многом совете» с опытным человеком. А у нас, к сожалению, любят делать так: «Вот, была я у такого-то старца, поедем теперь к другому старцу, потом еще к одному». Это, конечно, совершенно неправильно. Если мы увидели духовно опытного человека, смогли побыть около него, это иногда важнее длинных речей. Из жизнеописания многих святых мы знаем, что люди, даже просто понаблюдав за ними издалека, назидались этим больше, чем словами. Такие случаи есть в житии преподобных Сергия Радонежского, Иоанна Рыльского, многих других святых. Потому что человек, исполнивший заповеди Божии и сподобившийся Божией благодати, настолько отличается от окружающих, что сам по себе служит назиданием. Но, повторю, специально сегодня, в наши дни, ехать и искать старца мне кажется неправильным. В лучшем случае, это не принесет никакой пользы. И, конечно, совершенно чудовищная практика ― когда собирают автобусы на «поездку к старцу». Это просто бизнес.

― Как правило, такие поездки все-таки совершаются без благословения…

― Никто не может никому ничего запретить. Мы свободные люди, живем в свободной стране ― сел и поехал, куда хочешь. Поэтому мы ― архиереи, духовенство ― не то чтобы «запрещаем» или «не благословляем», но пытаемся объяснять, что духовная жизнь не заключается в поездках от одного старца к другому.

Знаете, иногда у некоторых людей появляется пренебрежительное отношение к обычным священникам, типа: «Вот была я у старца — это да! А в нашем храме — какие это батюшки? У них жена, дети, да и вообще они еще мальчишки…». Такое пренебрежение ― по сути хула на Духа Святого, который изливается на каждого священника в момент хиротонии и дает ему власть «вязать и решать».

― Владыка, Вы напомнили о старце Паисии Святогорце. Думаю, что он и до сих пор окормляет людей ― через свои книги. Может быть, современному человеку следует именно так искать духовного наставления?

― Я думаю, современному человеку нужно ходить в храм, участвовать в таинствах, читать духовную литературу, в том числе, книги тех людей, которые были духовно опытными и пользовались при жизни расположением своей паствы. И Господь пошлет в свое время всё, что необходимо,— хорошего духовника, добрую церковную общину. А если это для человека будет нужно, приведет его и в какой-то монастырь. И там он встретит монаха, может быть, не прославленного, не из тех, к кому «духовные туристы» ездят целыми автобусами, но того, кто сможет дать совет — который нужен именно этому человеку, и именно в это время. И если человек этот совет услышит, исполнит — он получит самую большую пользу, которую только можно получить.

Газета «Православная вера» № 12 (608)

Loading...Loading...