Сара и авраам библия. Авраам праведный

Женские образы Библии.Сарра

САРРА

САРРА (שָׂרָה , Сара ), жена Авраама, первая из четырех прародительниц еврейского народа,

мать Исаака; отличалась выдающейся красотой. По словам традиции, Сара была дочерью рано умершего брата Авраама Арана, ее звали также "Искои" от глагола הכם = смотреть, ибо своей поразительной красотой она обращала на себя всеобщее внимание.

Вынужденный вследствие голода переселиться на время в Египет, Авраам, опасаясь за свою жизнь, просил Сару. выдавать себя за сестру его. Сара была взята в дом фараона, но вследствие разразившейся в доме фараона эпидемии он стал подозревать истину и вернул Сару Аврааму. Когда Авраам переселился в Герар, с Сарой случилось то же, что и в Египте, — и Авраам должен был оправдать себя перед Авимелехом.

Сара была на 10 лет моложе Авраама и играла важную роль в деле, которому он себя посвятил, не уступая своему мужу в распространении веры, обращая в неё женщин, в то время как Авраам обращал мужчин.


Йожеф Молнар. Переселение Авраама. 1850г.

По словам р. Адина Штейнзальца: «Сара — это не покорная жена, пассивно сопровождающая мужа, но личность с твёрдой волей и сильным характером, побуждавшим её принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда того требуют обстоятельства.


Джеймс Тиссо . Авраам советуется с Сарой.

Более того, во многих случаях Сара оказывается наставницей мужа. Авраѓам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить её согласие, прежде чем принять важное решение.»

Ханс Колларт. Сарра (гравюра, около 1581 г.)

Библия повествует о бесплодии Сары. Отчаявшись иметь собственных детей, Сара дала Аврааму в наложницы свою служанку Агарь, чтобы та родила ему детей вместо неё. По словам предания, Агарь была дочерью фараона, пожелавшего лучше отдать ее в качестве рабыни Саре, чем видеть госпожой в другом доме. Сара относилась к Агари очень хорошо, и только после того, как та, забеременев, возгордилась, Сара изменила свое отношение к ней.


Louis Jean Francois Lagrenee (1724-1805).

Сара вручает Агарь Аврааму

Бог объявляет Аврааму, что Он даст ему сына от Сарры, «и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё» (Быт.17:16).

Авраам, Сарра и три ангела.

Видение Авраама под мамрийским дубом.

Мозаика. 432-440 гг. Рим, церковь Санта-Мария Маджоре

Обещание Бога дать Аврааму и Сарре сына сопряжено с переименованием Авраама (прежде — Аврам) и Сарры (прежде Сара / Сарай) и заключением с ним завета, который сопровождается символическим предписанием обрезания (Быт.17:1-21).

Ян Провост.Авраам, Сарра и ангел.1520

Называясь сначала Сарай, дословно "моя владычица", она как бы признавалась владычицей своего лишь дома и своего племени, но с тех пор как ее стали звать Сарра (שרה ), она является общепризнанной владычицей - "княгиней всего человечества".

А. А. Иванов. Сарра, кормящая грудью Исаака
1850-е.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

По изменении имени Сарры к ней вернулась юность, и она родила Исаака в возрасте 90 лет. Никто не хотел этому верить; многие говорили, что Авраам имеет в доме приемыша. Тогда патриарх устроил пир. Женщин угощала Сарра на своей половине, при чем она накормила грудью детей, бывших на пиру с матерями, —и все поверили чуду рождения Исаака.

Она была единственной женщиной, получившей пророчество непосредственно от Бога, со всеми остальными говорили только ангелы. Сам Всевышний повелевает Аврааму: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара» (Быт.21:12). Следуя этому указанию, Авраам выполнил требование Сары изгнать Измаила (Ишмаэля) и Агарь — своего сына и его мать.

Pietro da Cortona (1596-1669). Изгнание Агари

Сарра умерла в Кирьят-Арбе (Хеврон). Согласно объяснениям мудрецов, "душа покинула ее", когда она услышала, что ее сын Исаак связанным возложен на жертвенник. Сохранились две версии. По одной, ангел Самаил возвестил Сарре: "Старик, муж твой, принес в жертву сына твоего; напрасны были плач ребенка и мольбы его!" — и с горя Сарра умерла.

Другая версия говорит, что сатана под видом старца явился к Сарре и поведал ей, что сын ее умер на жертвеннике. Огорченная мать стала горько плакать, но затем примирилась с этим фактом, понимая, что такова была воля Божия. Она направилась к Хеврон, расспрашивая по пути, не встретил ли кто Авраама. Тогда сатана явился снова к ней; на этот раз он оповестил ее, что Исаак жив, и Сарра умерла, не перенеся радости.

Рембрандт. Жертвоприношение Авраама. 1635 г

Эрмитаж

Авраам вернулся в Беер-Шебу и не застал там Сарру, он отправился вслед за нею и нашел ее мертвой в Хевроне, где и похоронил в пещере Махпела, которую приобрел у хетта Эфрона за четыреста шекелей серебром (Быт. 23:3-20).

Г.Доре. Похороны Сарры

Пока С. была жива, жилище ее было гостеприимно открыто для всех и каждого, светильня в ее лампаде не угасала и горела с пятницы до пятницы следующей недели, и возле шатра Сарры всегда стояло Божественное облако.

Числовая символика, характерная для библейских сказаний о патриархах, играет большую роль в повествовании о Сарре. Так, Сарра родила Исаака в возрасте 90 лет, то есть прожив три четверти от 120 лет (такова в идеале продолжительность человеческой жизни), а умерла в возрасте 127 лет, то есть получила в дар еще семь (также значимое число) лет.

От Авраама ведет историю еврейский народ. В иудаизме, христианстве и исламе Авраама почитают как Святого, родоначальника, который отказался от язычества для Бога. Авраамов Бог – единый Бог.

Жизнь Авраама описана в первой книге Библии - Бытие. Узнаем, кто такой Авраам, когда жил, как звали жен Авраама, как звали сына Авраама.

Начало духовного пути - Авраам против язычества

Фарра, отец Авраама, был ремесленником в Халдейском городе Ур. Он искусно вырезал по дереву и его основными изделиями были деревянные идолы.

Молодой Авраам часто думал, какой из деревянных истуканов создал землю, небо, человека, звезды. Постепенно он пришел к монотеизму, то есть — поверил в истинного единого Бога.

После этого у Авраама с Фаррой были споры. Однажды сын, когда отца не было дома, разрубил деревянные фигурки. Он хотел показать, что боги, в которых верил Фарра – ложные. «Как же эти истуканы могли создать землю и звезды, если спасти самих себя не могут?» - спрашивал Авраам у отца.

Однажды Всевышний приказал Аврааму обрезать крайнюю плоть, и он сделал это. Также обрезал и своих домочадцев мужского пола. Это был знак, что от Авраама произойдет великий народ, верный Богу.

Обрезание - видимый знак завета между Авраамом и Богом. Поэтому ортодоксальные евреи до сих пор придерживаются этого обычая.

Авраам и его семья идут в землю, которую обещал им Бог

На родине нашего героя преобладало язычество, поэтому Господь приказал Аврааму покинуть родную землю и отправиться в земли, которые выбрал Бог.

Авраам в свои 75 лет собрал жену Сарру, племянника Лота, богатство и слуг для путешествия в плодородную Ханаанскую земля, по обоим берегам реки Иордан.

После того, как они прибыли в эту землю, Авраам принес жертву Богу. Бог назвал Аврама – Авраамом, то есть отцом многих, а Сара стала Саррой.

С течением времени, стада Авраамовы размножились и дабы избежать конфликтов, племянник Авраама Лот отделился от семьи и поселился неподалеку, в городе Садом.

Сам же Авраам остался в Ханаанской земле, его шатер и жертвенник располагался под Мамврийским дубом. Авраам принес щедрую жертву Господу, а Бог, в благодарность за это обещал Аврааму большое потомство, народ, от которого произойдут все народы и родиться Спаситель.

Жена Авраама Сарра была бездетной и дала ему в жены свою служанку, чтобы у них был ребенок


Сарра – жена Авраама, не могла забеременеть и дать мужу наследника. Поэтому отдала в жены Аврааму служанку из Египта – Агарь. Агарь забеременела и после этого стала относиться к Сарре с пренебрежением.

Сарра всячески притесняла Агарь, и получила от мужа разрешение поступать со служанкой так, как ей захочется. Агарь испугалась и бежала в пустыню. В пустыне, у оазиса к ней явился Господь в обличии Ангела и повелел вернуться в дом Авраама и родить ему сына. Агарь вернулась и вскоре родила сына Измаила.

Три Ангела возвестили Аврааму, что его настоящая жена Сарра родит ему сына

Однажды, Аврааму повстречались три путника, уставшие с дороги. Авраам, будучи гостеприимным хозяином, омыл ночи путникам и пригласил в дому. Угощал их телятиной, молоком и маслом. Наевшись и отдохнув, один из путников спросил Авраама, где его жена Сарра?

Сарра в этот момент была у входа в шатер и слышала разговор мужчин. Один из путников был сам Господь в обличии Ангела. Он рассказал Аврааму, что через год Он вернется и Сарра забеременеет, а впоследствии родит сына, наследника.Сарра слышала это и в душе усмехнулась. Святой Ангел сказал: «Зачем ты смеешься, Сарра? Господь всемогущ. Ничего нет невозможного для Бога»

Аврааму на тот момент было уже 99 лет, а жене его Сарре 89. Бог сдержал слово и, через год у Сарры и Авраама родился сын – Исаак. Поэтому ответ на вопрос «сколько лет было Аврааму когда родился Исаак» - 100 лет.

Измаил, сын Авраама от египтянки Агарь насмехался над маленьким наследником. Сарра, увидев это, пришла в ярость и приказала прогнать Агарь вместе с Измаилом прочь из дому. Авраам, будучи добросердечным человеком, поначалу хотел умиротворить жен, но Бог подтвердил желание Сарры.

Агарь с Измаилом стали жить отдельно, и от Измаила произошел народ измаильтяне - их считают предками современных арабов.


Бог испытывал послушание Авраама и сказал ему принести в жертву своего сына Исаака


Авраам был предан Богу и послушно выполнял все го указания. Однажды Господь решил испытать веру и преданность своего лучшего слуги. Он приказал Аврааму принести в жертву его единственного и долгожданного наследника Исаака.

Авраам был убит горем, но не смел ослушаться. Он собрал вязанку дров и вместе с Исааком отправился на гору Мориа, как указал ему Бог.

Исаак спрашивал у отца по пути - где же агнец для жертвы, на что Авраам отвечал, что на вершине Бог укажет. По пришествию на указанное место, Авраам разложил жертвенный костер, связал Исаака, и собирался было заколоть его, как Ангел остановил его, сказав, что Господь уверен в преданности и верности Авраама. В очередной раз Бог благословил Авраама, обещав дать ему многочисленное потомство.

Авраам упрашивал Бога, чтобы Он не разрушал Содом и Гоморру

На востоке земли Ханаанской располагались два города – Садом и Гоморра, населенные хананеями. Города богатые и процветающие, но населенные злыми и грешными людьми, которые прогневали Господа.

Бог явился Аврааму и поведал, что его терпению злодеяний хананеян приходит конец и он хочет уничтожить Садом и Гоморру. На что Авраам, будучи милосердным человеком, стал упрашивать Бога. Он говорил, что если найдется хотя бы 10 праведников в этих городах, то Бог может смилостивиться.

Бог на это согласился. Но жители Содома и Гоморры были настолько злы, что и 10 праведников в них не нашлось. В Содоме жил племянник Авраама – Лот. И даже, когда Ангелы Господни пришли забрать Лота из города перед обрушением на него кары, жители Содома надругались над ними. Господь опустошил место, на котором стояли Содом и Гоморра, а на их месте образовалось соленое Мертвое море.

Последняя жена Авраама, Хеттура родила ему 6 сыновей

Сарра скончалась на 127 году жизни. Авраам женился в третий раз уже в глубокой старости Хеттуре. Хеттура родила Аврааму еще наследников. Дети Авраама – Ишбака, Зимрана, Иокшана, Мадиана, Шуаха и Медана.

Каждый из сыновей Авраама дал начало арабским племенам. Главным наследником остался сын Авраама и Сарры - Исаак, который родил Иакова. Внук Авраама – Иаков продолжил род, выросший в великий народ.

Авраам умер в 175 лет и похоронен вместе с Саррой

Умер Авраам, когда ему было 175 лет, пережив Сарру на 50 лет, он был похоронен рядом с ней в пещере Махпела близ Хеврона.


По-сле сме-ше-ния Бо-гом язы-ков в Ва-ви-лоне лю-ди, раз-де-лив-шись на мно-гие на-ро-ды, за-бы-ли ис-тин-но-го Бо-га и ста-ли по-кло-нять-ся идо-лам. То-гда Гос-подь по-ве-лел Ав-ра-му: «Вый-ди из зем-ли тво-ей. Я про-из-ве-ду из те-бя ве-ли-кий на-род, бла-го-слов-лю те-бя и воз-ве-ли-чу имя твое». С ве-рою и по-кор-но-стью при-няв по-ве-ле-ние Бо-жие, Ав-рам вы-шел из Ура Хал-дей-ско-го и со сво-ей же-ной Са-рой и пле-мян-ни-ком Ло-том по-се-лил-ся в зем-ле Ха-на-ан-ской. Вско-ре Лот от-де-лил-ся от Ав-ра-ма, но го-род, где он по-се-лил-ся, был за-хва-чен вра-га-ми, и Лот по-пал в плен. Ав-рам во-ору-жил сво-их ра-бов, раз-бил непри-я-те-лей и осво-бо-дил Ло-та. Ко-гда Ав-рам воз-вра-щал-ся с по-бе-дой, на-встре-чу ему вы-шли ца-ри. Мел-хи-се-дек, царь Са-лим-ский, свя-щен-ник Бо-га Все-выш-ня-го, вы-нес хлеб и ви-но и бла-го-сло-вил Ав-ра-ма. Сам Гос-подь был с Ав-ра-мом и за-клю-чил с ним за-вет, ска-зав: «По-смот-ри на небо и со-чти звез-ды, ес-ли толь-ко мо-жешь, столь-ко у те-бя бу-дет по-том-ков». (Под по-том-ка-ми его под-ра-зу-ме-ва-ет-ся Цер-ковь Гос-под-ня). Ко-гда Ав-ра-му ис-пол-ни-лось 99 лет, Гос-подь явил-ся ему и ска-зал: «Я — Бог Все-мо-гу-щий; хо-ди пред Ли-цем Мо-им и будь непо-ро-чен: и Я по-став-лю за-вет Мой с то-бою и дам те-бе мно-го-чис-лен-ное потом-ство. Те-перь ты не бу-дешь на-зы-вать-ся Ав-ра-мом, но да бу-де те-бе имя Ав-ра-ам; ибо Я сде-лаю те-бя от-цом мно-же-ства на-ро-дов. (Имя Ав-ра-ам озна-ча-ет «отец мно-же-ства»). Жене же тво-ей да бу-дет имя Сар-ра. И ро-дит те-бе сы-на, и имя ему бу-де Иса-ак».

У дуб-ра-вы Ма-м-ре, где по-се-лил-ся Ав-ра-ам, ему явил-ся Гос-подь под ви-дом трех стран-ни-ков (про-об-раз Пре-свя-той Тро-и-цы). При-няв с по-че-стя-ми и щед-ро уго-стив го-стей, Ав-ра-ам об-рел бла-го-во-ле-ние Бо-жие. Один из го-стей ска-зал: «На сле-ду-ю-щий год, ко-гда я опять в это вре-мя бу-ду у те-бя, у же-ны тво-ей бу-дет сын». Бы-ло от-кры-то Ав-ра-аму и о на-ме-ре-нии Гос-по-да по-гу-бить жи-те-лей го-ро-дов Со-до-ма и Го-мор-ры, по-гряз-ших в гре-хе. Ав-ра-ам ис-про-сил из-бав-ле-ния от ка-ры сво-е-го пле-мян-ни-ка Ло-та, ко-то-рый жил пра-вед-ной жиз-нью в Со-до-ме. В дом Ло-та при-шли два Ан-ге-ла в ви-де стран-ни-ков. Со-дом-ляне ста-ли тре-бо-вать вы-да-чи их. То-гда Ан-ге-лы по-ра-зи-ли со-дом-лян сле-по-той, а Ло-ту и его род-ствен-ни-кам по-ве-ле-ли ухо-дить из го-ро-да в го-ры. «Спа-сай ду-шу свою и не огля-ды-вай-ся на-зад», — ска-за-ли они. По-сле их ухо-да Со-дом и Го-мор-ра бы-ли по-ра-же-ны нис-пав-шим с неба ог-нем с се-рой, и вся стра-на та об-ра-ти-лась в со-ле-ное озе-ро (ныне Мерт-вое мо-ре). Же-на Ло-та не ис-пол-ни-ла по-ве-ле-ния Ан-ге-ла. Обер-нув-шись на-зад, она пре-вра-ти-лась в со-ля-ной столб.

Ко-гда Ав-ра-аму ис-пол-ни-лось сто лет, Сар-ра ро-ди-ла ему сы-на Иса-а-ка. То-гда Ав-ра-ам по-ве-лел сво-ей слу-жан-ке Агарь, от ко-то-рой у него был сын Ис-ма-ил, по-ки-нуть дом. Лю-бя Ав-ра-ама, Гос-подь про-из-вел от Ис-ма-и-ла мно-го-чис-лен-ные ара-вий-ские на-ро-ды. И вот по-сле мно-гих лет жиз-ни Гос-подь по-сы-ла-ет Ав-ра-аму по-след-нее ис-пы-та-ние, пре-вос-хо-дя-щее си-лы обык-но-вен-но-го че-ло-ве-ка. Ис-пы-ты-вая ве-ру Ав-ра-ама, Бог воз-звал к нему: «Возь-ми сы-на тво-е-го един-ствен-но-го, ко-то-ро-го ты лю-бишь, Иса-а-ка, пой-ди в зем-лю Мо-риа и там при-не-си его во все-со-жже-ние на од-ной из гор, ко-то-рую Я те-бе ука-жу». Несмот-ря на ве-ли-кую скорбь, Ав-ра-ам по-ви-но-вал-ся во-ле Гос-под-ней. При-шед с сы-ном на го-ру Мо-риа (в цен-тре ны-неш-не-го Иеру-са-ли-ма), он раз-ло-жил ко-стер. И ска-зал Иса-ак Ав-ра-аму: «Отец мой! Вот огнь и дро-ва, где же аг-нец для все-со-жже-ния?» Ав-ра-ам от-ве-чал: «Бог усмот-рит Се-бе агн-ца, сын мой». Свя-зав Иса-а-ка, Ав-ра-ам по-ло-жил его на жерт-вен-ник и, взяв нож, про-стер свою ру-ку, чтобы за-ко-лоть его. Но в этот мо-мент он услы-шал глас Бо-жий: «Ав-ра-ам! Не под-ни-май ру-ки сво-ей на от-ро-ка, ибо те-перь Я знаю, что ты бо-ишь-ся Бо-га и не по-жа-лел сы-на тво-е-го един-ствен-но-го для Ме-ня». Ав-ра-ам раз-вя-зал Иса-а-ка и, уви-дев ов-на, за-пу-тав-ше-ю-ся в ку-стах, при-нес его во все-со-жже-ние. И ска-зал Гос-подь: «Мною кля-нусь, что так как ты сде-лал сие де-ло и не по-жа-лел сы-на тво-е-го един-ствен-но-го для Ме-ня, то Я бла-го-слов-лю те-бя, и бла-го-сло-вят-ся в се-ме-ни тво-ем все на-ро-ды зем-ли за то, что ты по-слу-шал-ся гла-са Мо-е-го».

Спу-стя несколь-ко лет скон-ча-лась Сар-ра, и Ав-ра-ам всту-пил в но-вое су-пру-же-ство с Хет-ту-рою, от ко-то-рой имел еще ше-сте-рых сы-но-вей. Про-жив сто семь-де-сят пять лет, Ав-ра-ам мир-но пре-дал дух свой Гос-по-ду Бо-гу. От него, как ро-до-на-чаль-ни-ка на-ро-да Иудей-ско-го, про-изо-шел по пло-ти Сам Хри-стос, и все ис-тин-но ве-ру-ю-щие во Хри-ста на-зы-ва-ют-ся сы-на-ми Ав-ра-ама.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Снова заселилась земля, и снова распространилось нечестие между людьми, и стали забывать они Бога, заменили они почитание Его сначала почитанием светил небесных, а потом, спускаясь все ниже и ниже душевным разумением, упали до грубого идолопоклонства.

Но Тот же долготерпеливый Господь, «не хотящий смерти грешника», бодрствующий над спасением его, не отступающий от него никогда, всегда пребывающий с помнящими Его, не оставлял их общением с ними и через них поддерживал и в прочих людях веру в завет Его, поддерживал спасение душевной жизни человечества. Таким орудием Божиим, самым великим и знаменитым родоначальником потомства, из которого надлежало произойти Спасителю человеческого рода, был избран Аврам, сын Фарры, потомок Евера из благословенного Богом рода Симова. И потомкам Аврама определено было приготовить пути Тому, в Ком должны были быть благословенны все народы земные.

Вера ветхозаветного избранника Божия Аврама, которая по силе своей была даже вменена ему в праведность, обнаружилась последовательно в следующих обстоятельствах его жизни: когда идолопоклонство и нечестие распространились так широко, что угрожали совсем заглушить веру в Истинного Бога и таким образом прервать единственную связь человечества с Божеством, тогда Аврам один сохранил ту веру в Единого невидимого Бога, которая заменяла ветхозаветному человечеству веру в Бога Воплотившегося, которой одной спасается новозаветный народ.

И, видя веру Аврама, Бог избрал его, и отделил его от племени, и повелел ему идти в чужую, неизвестную землю, обещав ему при этом произвести от него многочисленное потомство и благословенную землю ту предоставить в наследие ему. И не усомнился 75-летний старец в возвещенном ему, оставил свое отечество — город Ур (в Халдее или Месопотамии) и переселился в землю Ханаанскую, указанную ему Богом, с женой своей Сарою и племянником своим Лотом. Здесь, окруженный со всех сторон идолопоклонниками, продолжал хранить веру свою в Истинного Бога, — и сам был чудно храним Богом тот, кто «верою повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах... ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог».

(Евр. 11, 8—10)

Из книги Бытия известно, что когда Аврам переселился в землю Ханаанскую, то «был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом. И у (племянника его) Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе».

«И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и между пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора, орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.

Аврам стал жить в земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома.

Жители же Содомские были злы и весьма грешны перед Господом.

И сказал Господь Аврааму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее (и потомству твоему навсегда).

И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу».

(Быт. 13, 2, 5—18)

В это время царь Еламский Кедорлаомер, завоевавший долину Иорданскую и подчинивший своей власти пять здешних городов, предпринял войну против пяти царей завоеванных им областей, отказавшихся продолжать уплату дани победителю.

Соединившись с другими царями в долине Сиддим, царь Еламский обратил в бегство восставших против него. «В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы».

«Победители же взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли.

И пришел один из уцелевших и известил (о том) Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре», и союзников его, с которыми Аврам успел уже войти в дружественные отношения, так как пользовался общим уважением. Аврам, услышав, что Лот, сродник его, взят в плен, «вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу, и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего».

«И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною».

(Быт. 14, 10—24)

«После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении ночью, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя будет весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. Вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой.

И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут сюда с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда.

В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию , от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата».

(Быт. 15, 1—7, 13—16, 18)

Долго не исполнялось обещание потомства Аврааму, долго испытывалась вера Авраама, но он не поколебался в ней. И вот, снова Господь посетил Авраама. «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел у входа в шатер (свой), во время зноя дневного».

«Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер свой и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите (в путь свой); так как вы идете мимо раба вашего.

Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.

И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.

И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.

И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его. Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных. Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар. И сказал Господь Аврааму: отчего это (сама в себе) рассмеялась Сарра? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и (будет) у Сарры сын.

И встали те мужи и оттуда отправились к Содому (и Гоморре); Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама (раба Моего), что хочу делать!

От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом (все), что сказал о нем.

И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым (и с праведником будет то же, что с нечестивым)? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь всего места сего ради пятидесяти праведников, (если они находятся) в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу (весь город и) все место сие.

Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.

И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.

И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место».

(Быт. 18, 1—11, 13—14, 16—33)

Эта ли поразительная и трогательная по своей высокой простоте беседа человека с Богом не есть образец общения души с Создавшим ее? И не только доступна она всякой душе, но составляет неотъемлемое преимущество ее, высочайший дар Божий. Не так ли из века в век беседуют со своим Отцом Небесным чистые неиспорченные души, взывая к Нему с простотой детей и всегда получая Божественный отзыв на свое человеческое воззвание. Только бы взывали! А отзыв услышится и прочувствуется всем существом искренно верующей души.

Не умолчит Господь перед взывающим к Нему. Доказательства того бесчисленны во всех житиях святых. Да и кто в своей жизни сам не испытал в самые тяжелые минуты, как Господь немедля отзывается на молитву его благотворными внушениями, вразумлением и успокоением.

«И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.

Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.

(И) сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его.

Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те (Ангелы), по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.

Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.

И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи.

И было, когда Бог истреблял (все) города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его».

(Быт. 19, 1—3, 12, 13, 15, 16, 23, 27—30)

«Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром.

И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог; и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его.

Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак (сын его) отнят был от груди».

(Быт. 20, 1; 21, 1—5, 8)

Между тем вырастал и Измаил, сын Авраама и Агари Египтянки, бывшей служанки в доме, которого любил Авраам и взывал о нем к Богу, чтобы он жив был пред лицем Господним.

«Бог же сказал Аврааму: и о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком заветом вечным в том, что Я буду Богом ему и потомству его после него».

(Быт. 17, 18, 20—21, 19)

Между тем последствия нарушения единства брачного союза, которое давно уже вошло в обычай в те времена, когда жил Авраам, обнаружились и в этом случае семейным несогласием и раздором.

«И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки насмехается над сыном ее Исааком, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его Измаила.

Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя. И от сына рабыни Я произведу великий народ, потому что он семя твое.

Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее.

Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села поодаль против него, и подняла вопль, и плакала.

И услышал Бог голос отрока оттуда, где он был; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари, и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою живою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука.

Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской».

(Быт. 21, 9—21)

Крепчайшему из всех людей в вере предстояло и испытание тягчайшее, единственное от начала и до конца существования людей на земле...

Когда родился наследник Авраама — сын Исаак, и возрос он, и радовалось сердце отца, видящего в сыне своем сосуд обетований и благословений Божественных из рода в род, тогда искусил Господь верность раба Своего последним испытанием. Бог сказал Аврааму: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

«Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.

На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал Аврааму Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо Исаака, сына своего.

И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего для Меня, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии».

(Быт. 22, 15—19)

За любовь, благочестие, богобоязнь и послушание возлюбил Бог Авраама. Он избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру через его потомство для всего человечества. «Я произведу от тебя великий народ», — сказал Бог Аврааму. (Быт. 12, 2)

В этом народе со временем родится обещанный Спаситель мира, Который благословит все народы. И как ветхозаветные пророки Моисей и Давид призывали Авраама в ходатаи перед Богом, так и новозаветная Церковь взывает к Богу о помиловании ради возлюбленного Им праотца Авраама. Сам Иисус Христос в Своей притче о богаче и Лазаре указывает на Авраама, как на обитателя блаженного жилища в Царстве Своем Небесном (см. Лк. 16, 19—31).

При заключении завета Своего с Аврамом Господь сказал ему еще: «И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее» (Быт. 17, 5, 15—16).


Дети Авраама

Авраму было 75 лет, когда Бог призвал его идти в Ханаан - "землю обетованную", владеть которой, по Его обетованию, будут потомки Аврама , а будет столько, сколько звезд на небе и песчинок в пустыне. Но Аврам и Сара до сих пор были бездетны .

"В истории Ветхого Завета мы не раз сталкиваемся еще с одной проблемой, косвенно связанной с первородным грехом, и как ни странно, это проблема детей, потомков. Во-первых, после того, как человек отпал от Бога, он в своей жажде бессмертия сменил индивидуальный аспект на аспект родовой . Потеряв доступ к древу жизни, древний человек решил позаботиться о «бессмертии на земле», что означало главным образом бессмертие в своих детях и внуках. Во-вторых, потеря райского брачного идеала привела к тому, что смысл брака также стал видеться не в единении, а в потомстве , как можно большем. Наличие и количество детей "гарантировало" бессмертие и в глазах окружающих выглядело как знак Божьего благословения. Напротив, отсутствие детей могло означать проклятие: человек оказался недостоин продолжения на земле!"

Через 10 лет, уже в Ханаане, Сара отчаилась и отдала Авраму свою служанку Агарь, чтобы та зачала от него ребенка (по обычаю, дети мужа от служанки в таком случае считались бы законными детьми от ее госпожи). У Агари родился сын Измаил ("да услышит Бог"), впоследствии ставший прародителем бедуинов и северных арабов; в мусульманской традиции к нему возводится родословие пророка Мухаммеда, а также история возникновения священного источника Замзам.

Когда Авраму было 100 лет, а Саре 91, наконец Бог совершает обещанное чудо, и у них рождается долгожданный сын Исаак ("тот, кто рассмеется / возрадуется").

Любимая жена Аврама, Сара умерла в 127 лет. Аврам дожил до 175 лет, но успел до этого времени завести еще шестеро детей (от них произошли другие арабские племена) от Хеттуры , наложницы, которую он "взял в жены" (скорее всего, в том смысле, что имел с ней связь, а не заключил брак).

Причем, единственным наследником (и в земном, и в духовном смысле) является только Исаак , его сын от Сары; всех других детей Авраам отослял "в земли восточные", оделив подарками - но отдалив от себя и Исаака. Объясняется это тем, что именно от Исаака должен произойти "избранный народ", через который спустя века явится Мессия; все другие дети были рождены обычным, человеческим путем, и только Исаак - чудесным образом рожден от бесплодной до этого Сары, причем много после менопаузы; Бог избрал Авраама, и Бог же подарил ему сына Исаака, которому и принадлежит задача продолжить духовную миссию своего отца.

Завет Бога с Авраамом

Явившись Авраму "под дубом Мамрийским", Бог заключает с ним завет, который заключался в следующем:
- Аврам будет "отцом множетсва народов", и завет Господа распространяется и на его потомков; с этого момента Аврам и Сара ("отец выси", "высокий отец" и "сражающаяся") нарекаются Богом Авраамом и Саррой ("отец множества" и "госпожа"; наречение имени имеет в Библии очень большое значение, тем более - наречение Богом нового имени)
- потомкам Аврама обещается владение Ханааном - "землей обетованной"
- символом завета утверждается обрезание всех мужчин в доме Аврама (символом была радуга)

Три ангела

Бог явился Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), чтобы еще раз предречь скорое рождение его сына Исаака, а также кару на города Содом и Гоморра; но на сей раз Он говорил с Авраамом через своих посланников - ангелов (и греческое angelos, и еврейское "малах" (вот откуда турецкое melek!) означает "вестник", "посланник"), которые пришли к Аврааму в человеческом облике, в виде трех мужей. Авраам принял их в своем доме и оказал широчайшее гостеприимство.

Почему именно три ангела? По еврейскому толкованию, каждый ангел посылается с какой-то одной миссией. В данном случае первый ангел был послан к Аврааму, чтобы сообщить о рождении Исаака, второй - чтобы вывести Лота из обреченного Содома, третий - чтобы наказать Содом.

А вот о чем я даже не догадывалась - так это о том, что именно сюжет о трапезе, которой посланников Бога угощает Авраам, лег в основу знаменитого иконописного изображения св. Троицы : "В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица. ... Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества." (см. Православная иконография Троицы)


(Троица Андрея Рублева)

Преступление и наказание Содома и Гоморры и история Лота

В чем же состоял грех жителей Содома ? Под "содомией", "содомским грехом" чаще всего подразумевают гомосексуализм и всяческие "аморальные" сексуальные практики; но из библейского текста и комментариев к нему видно, что речь идет не только или не столько о гомосексуальных связях и разврате, сколько о сексуальном насилии и насилии вообще, а также о притеснении слабых, нуждающихся и пришельцев-иноземцев (читай, абьюз, дискриминация и ксенофобия), короче, "Город грехов" , Gotham city прямо таки (это я сейчас под впечатлением от сериала Gotham, родины Бэтмена:)

История спасения Лота из Содома в ночь перед его разрушением: Лот представляет собой образ живущего праведно, но не полагающегося на Бога , не доверяющего Ему полностью - в противоположность Аврааму. Поэтому Авраам обратил многих людей в веру, а Лоту не удалось убедить даже своих зятей, жителей Содома. Жена Лота , обращенная в соляной столп, когда на пути к спасению она, против запрета, оглянулась на погибающий город - т.е. ее сердце оставалось с его падшими обитателями; символически это означает, что желая спасти свою душу, нельзя "оглядываться" на грехи, зло, от которого пытаешься спастись, избавиться, иначе оно "утянет" тебя назад.


(Джон Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры)


(Столп "Лотова жена" на горе Содом)

Кстати, Содом и Гоморра входили в "Пятиградие", которое также включало города Адма, Севоим и Сигор; все они были разрушены, кроме Сигора - "малого города", т.е. не столь погрязшего во зле и пороке. На месте долины Сиддим, где находились уничтоженные города, образовалось Мертвое море.

Жертвоприношение Исаака

Это, наверное, самая знаменитая история, связанная с Авраамом, и одна из самых известных из Ветхого завета. И одна из самых спорных, сложных, непонятных. На основе прочитанного, попробую сформулировать ее религиозное прочтение:

Исаак появился на свет по воле Бога , в результате чуда (от старых родителей, от бесплодной матери, вопреки всем биологическим законам), и как сын принадлежит не столько своему отцу Аврааму, сколько Богу; его рождение и судьба противоречат физическим и историческим законам, находятся вне их - равно как и судьба его сына Иакова (получивший имя Израиль), и вообще народа Израиля, "избранного народа" (шире - всех верующих в истинного Бога). Соответственно, готовность Авраама принести в жертву Богу собственного сына - это, своего рода, "отдать Богу Богово", ибо само существование на свете Исаака - чудо Божье, дело рук Бога.

Несмотря на это, Исаак - любимейший сын и вообще, вероятно, любимейшее существо для Авраама; повиноваться Богу в такой ситуации, причем своими руками заколоть своего сына - это требует полного самоотречения , отрешения от всех своих привязанностей, кроме самого Бога.

Со стороны Авраама это и величайший подвиг веры, полное упование на Бога; его слова "Господь Сам усмотрит себе агнца" (тут, кстати, еще один мостик в Новый Завет, к "Агнцу Божию" - Христу) - свидетельство его веры в то, что даже когда человеческий разум не видит никакой возможности чуда, никакого выхода, и дело кажется однозначно безнадежным, Бог устроит все по Своей воле; надо только полностью полагаться на него.

Почему у Авраама были основания для веры в то, что Бог каким-то одному Ему ведомым образом устроит все, что сотворит какое-то чудо? Потому, что не единожды Бог предрекал Аврааму многочисленное потомство, и это потомство должно было произойти через Исаака - чудом зачатого и рожденного сына; все обетования Бога Аврааму сбывались - он всю жизнь следовал призыву и всегда получал помощь. Соответственно, Исаак не мог просто умереть сейчас... воля Бога в повелении принести его в жертву была непостижима , как никогда, а исполнение его требовала огромного подвига веры, воли к вере.

"Каждый из нас обернулся бы к Богу, к звуку голоса, и сказал бы: Да помилуй, Господи, Ты же Себе противоречишь! Ты же Сам мне обещал, что этот мальчик будет началом целого бесчисленного племени!.. Авраам поверил Богу больше, чем он мог поверить слышанным словам, больше, чем он мог поверить себе самому. Он взял Исаака, поднялся в гору, и этим показал не только то, что способен веровать, то есть быть совершенно уверенным, что с ним говорит Бог, он показал, что вырос в такую меру общения, близости с Богом, что смог Ему поверить без остатка , довериться Ему даже против всякой логики, против всякой очевидности ." (Антоний Сурожский. Уроки Ветхого Завета)

У Иосифа Бродского есть очень интересное стихотворение "Авраам и Исаак" ; не менее интересно прочитать о его создании (из биографической книги о Бродском); цитата оттуда: "в интерпретации британского литературоведа Валентины Полухиной Бродский предстает как писатель более христианский, чем Кьеркегор: «В своей поэме, стремясь разгадать смысл истории Авраама, Бродский изменяет перспективу восприятия. В центр повествования ставится не отец, а сын. Так же, как Авраам доверяет Богу, Исаак доверяет своему отцу. Прочитав поэму, мы начинаем приходить к выводу, что, возможно, ответ на мрачную загадку Бога всегда лежал на поверхности. В конце концов, Бог потребовал от Авраама только того же, что и от Себя самого: принести собственного сына в жертву вере »".

(Рейтерн Е. Авраам приносит в жертву Исаака)

Тема о значении понятия жертвы в Библии, а также значения этого события для Авраама и Исаака глубоко раскрыта в этой главе у Щедровицкого :

"Да, Исаак пережил смерть; но пережил не реально и не буквально, а духовно. Он испытал ужас смерти и сразу же вслед за тем — величайшую радость возвращения к жизни. Свершилась величественнейшая из мистерий древности — смерть и воскресение Исаака,— указывающая на будущую мистерию Голгофы .

И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. Этот овен также был прообразом Мессии, «заменяющего» своей жертвой потомков Авраама, которым иначе грозила бы духовная гибель. Овен «запутался в чаще», ибо одновременно был и символом всех тех, кто, блуждая по земным путям, не видит выхода из зарослей грехов, заблуждений и страданий и тем не менее способен в решающий момент принести жизнь свою на алтарь Божий, умереть во освящение Его имени. Таковы были многие мученики, освятившие свою жизнь смертью во славу имени Божьего. Ибо когда-то наступал для них тот миг, когда требовалось принять главное решение: умереть во освящение имени Божьего или отречься от Бога. И эти люди, какой бы ни была до того их жизнь, избирали путь святой смерти и духовного воскресения. И поэтому овен, запутавшийся в чаще своими рогами и легший на алтарь Божий вместо Исаака, указывает на Христа, а вместе с тем — и на мучеников будущих времен."

Также: "Овен прообразует Христа , освобожденный от цепей Исаак - искупленное человечество . Древо символизирует Крест, место жертвоприношения сравнивается с Иерусалимом. Исаак, идущий на жертвоприношение,- это также прообраз Христа и его страданий. Св. Ириней Лионский сравнивает Авраама, готового принести сына в жертву, с Богом-Отцом, который посылает Христа для искупления человечества."

И еще: "Испытание было пройдено. Зачем оно было нужно, ведь Всеведущий Бог знал наверняка, что Авраам его выдержит? Да, Он знал - но этого еще не знал Авраам. Значит, ему был необходим и этот опыт, и эта победа. А зачем он нужен нам, или зачем был нужен древним евреям или даже их соседям? Рассказ об Аврааме и Исааке объяснял, почему израильтяне категорически отказались от человеческих жертв . Дело вовсе не в том, что они были слишком изнежены или недостаточно высоко ставили своего Бога, чтобы отдавать ему жизни своих любимых. Нет, Авраам был готов на это пойти, но Бог Сам отверг ненужное жертвоприношение невинного ребенка.

А можно найти у этой истории множество иных граней. Например, она рассказывает нам, что путь веры состоит из парадоксов, и жестоких парадоксов , если подходить к ним с земными мерками. Ты получаешь всё, что тебе обещано, и много больше того, но совсем не таким легким и удобным путем, как тебе бы хотелось, и как можно было бы сделать - именно потому, что Богу ты нужен не просто таким, какой ты есть сейчас, а самым лучшим, самым сильным, самым верным и самым прекрасным, каким ты только можешь стать. " (А.Десницкий)

Еще об Аврааме и значении его истории:
Из "Толковой Библии" Лопухина: azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkovaja_bibl ija_01/22
Андрей Десницкий. Призвание Авраама , Жертвоприношение Исаака
Прекрасное и подробное жизнеописание с иллюстрациями и картами, часть которых я позаимствовала в этом посте: www.hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatyk h_razdel/view/id/1172743
Антоний Сурожский в беседе "Уроки Ветхого Завета": azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozhskij/o-s lyshanii-i-delanii/2_2

Гора Мориа - Храмовая гора в Иерусалиме

А где происходило жертвоприношение Исаака? "На горе Мориа", на это место указал Аврааму Бог. Впоследствии, почти тысячу лет спустя, именно на этом месте, царем Соломоном был построен Иерусалимский Храм , просуществовавший с 950 г. до н.э. до 586 г. до н.э.; Второй Храм был построен на его месте в 516 г. до н.э. и разрушен в 20 г. н.э., но обо всем этом мне еще предстоит прочитать, поэтому пока не буду углубляться в вопрос.

Это место, известное с тех пор как Храмовая гора , также примечательно тем, что, по еврейскому преданию, именно с него началось сотворение мира - а именно, с участка скалы под названием Камень Основания , краеугольный камень мироздания.

А в конце VII века на этом самом месте была воздвигнуто мусульманское святилище, получившее название Купол Скалы и мечеть Аль Акса - третья из важнейших мусульманских святынь; дело в том, что именно отсюда был вознесен на небеса пророк Мухаммед (это событие называется мирадж; ему предшествовало чудесное путешествие из Мекки в Иерусалим в компании архангела Гаврииал - исра). В XII веке там отметились мои любимые тамплиеры, устроив свою штаб-квартиру именно в зданиях Купола Скалы, временно перешедшей к ним в руки (оно и понятно, тамплиеры - рыцари Ордена Храма Соломона; хотя Купол Скалы не был фактически тем самым Храмом Соломона, таковым его считали современники-европейцы).

(Храмовая гора в наши дни. На месте иудейского Храма сейчас - мечеть Аль Акса, комплекс Купол Скалы)

Авраам и Исаак vs Ибрахим и Исмаил

В мусульманской традиции Авраам назван Ибрахимом, а его сыновья Исаак и Измаил - Исхак и Исмаил (ср. еврейское произношение: Ицхак и Ишмаэль). В Коране также рассказываются истории их рождения: Исаак - от Сарры, Исмаил - от ее служанки Хаджар (Агарь). Повторяется и история с ревностью Сарры и изгнанием Исмаила с его матерью, только говорится, что Авраам-Ибрахим сам проводил их, причем не до Вирсавии (Беэр-Шева) в Палестине, как в Библии, а до самой Аравии (по Библии туда она направилась уже после), а там оставил одних в пустыне. Дальше повторяется история с отчаянием и молитвой Агари-Хаджар и ее сына, и даровании им священного источника воды - Замзам. Кроме того, Ибрахим построил святилище Каабу вместе со своим сыном Исмаилом; с ними же связан и паломнический ритуал хаджа, следуя главным событиям их жизни.

В Коране прямо не указано имя сына, которого Ибрахим собирался принести в жертву; но преобладающее мнение - что это был не Исаак-Исхак, а именно Исмаил, от которого и произошли многие арабские племена.


(Фреска в музее Хафт Танан (Семь могил) в Ширазе)

O tempora, o mores, или "восток - дело тонкое"?

В истории Авраама и его семейства и потомков встречается немало деталей, прямо шокирующих читателей, особенно современных; в данном случае я имею ввиду не ситуации, имеющие символическое и концептуальное значение (например, проявление абсолютной веры и доверия Богу в действиях Авраама, особенно в его готовности принести в жертву сына), а подробности личной жизни. Некоторые можно объяснить обычаями культуры и эпохи, некоторые вызывают недоумение: ведь речь идет, вроде бы, о "хороших людях", избранных Богом для осуществления своей воли, праведных или их близких. Несколько примеров "бурной личной жизни" библейских героев:

  • близкородственные браки: Авраам женат на своей сводной сестре; своего сына он женит на собственной племяннице... (но это культурная норма времени и места) (к тому же, в дальнейшем "избранный народ" должен был хранить чистоту веры и выбирать супругов из своей среды, а не язычников)
  • у мужа, кроме жены (или жен) есть еще и наложницы (у Авраама - Агарь и Хеттура, хотя первая стала наложницей по настоянию самой жены, а вторая - уже после смерти Сары; тоже культурная норма)
  • дважды Аврам выдает свою жену за сестру , чтобы спасти свою жизнь и благополучие в чужой стране (но каждый раз Бог предотвращает посягательство на ее честь и история заканчивается благополучно; к тому же, способствует обращению к вере правителя, пожелавшего взять Сару в гарем) (это обычно объясняют, опять же, упованием Аврама на Бога - что он не допустит бесчестия Сары... но скорее, это пример не веры, а малодушия)
  • дважды женщина с ребенком фактически выставляется за дверь (Агарь; в первый раз она сбегает от притеснений своей госпожи Сары, второй раз выдворяется уже официально) (впрочем, и это Бог обращает во благо, и от Агари происходит целый народ; так что это можно считать действием Промысла, хотя Сару и не оправдывает, она проявляет банальную ревность и жестокость)
  • Лот, защищая своих гостей (ангелов) от посягательств развратных жителей Содома, предлагает взамен своих дочерей -девственниц, которые, притом, имели женихов (логика востока? гость дороже родной дочери?) (впрочем, дочери впоследствии тоже себя проявляют сомнительным образом: спасшись из Содома и скрываясь в пещере, напоив отца, они зачинают от него детей, от которых происходят племена моавитян и аммонитян - враждебные Израилю языческие народы)
  • при содействии своей матери Ревекки, Иаков обманом получает от отца, Исаака, благословение на первородство (хотя оно по праву принадлежало его брату Исаву) (опять таки, все оказывается к лучшему)
  • чтобы жениться на избраннице, Иаков вынужден семь лет за нее отработать у ее отца, который в итоге подменяет невесту и вручает свою вторую, некрасивую дочь; Иаков женится на ней, но остается работать еще семь лет, чтобы получить свою возлюбленную, которая становится уже второй женой; в итоге бонусом ему достается еще две наложницы; от всех этих женщин у него рождаются дети (впрочем, "покупка" невест, также как и многоженство и наличие наложниц, это тоже приметы времени)
Дальше тоже было много интересного, но я еще не дочитала:)

Так вот. Даже если объяснить и оправдать определенные действия героев Ветхого Завета нормами, приоритетами и обычаями их времени и культуры, сильно отличающимися от современных нам (а также тех, что были введены уже во время Нового Завета - т.е. до них еще предстояло дорасти), все равно нам встречается множество проявлений обыкновенных человеческих слабостей и пороков: зависть и ревность, гнев и мстительность, хитрость и обман... Может даже сложиться впечатление, что "во имя Божие все средства хороши" - ведь Бог продолжает вести всех этих людей по Своему пути, невзирая на то, что они далеко не всегда проявляют во всем добродетель и святость.

Но : не помню, когда и где я впервые прочитала эту мысль, но она тогда меня очень впечатлила, и впечатляет до сих пор: повествование Ветхого Завета - это очень честный рассказ. Без приукрашиваний, как есть. Путь народа Израиля не был ровной дорожкой, шедшие по нему постоянно спотыкались, падали, сворачивали с пути, предавали свой Завет, и снова возвращались и карабкались дальше; главное - что так или иначе они дошли до Нового Завета. Серди них были обыкновенные и необыкновенные люди, и самые прославленные из них были всего лишь людьми, и на слабости и подлости, которые совершают иногда все люди, дети Адама, писатели книг Ветхого Завета не закрывали глаза, просто сохраняли и эти детали рассказа. "Праведником человек назван не потому, что он безгрешен, а потому, что в процессе длительного Божественного воспитания его жизненный путь становится примером."

Продолжение следует This entry was originally posted at

Loading...Loading...