Наполеон I (Наполеон Бонапарт). Биография. Наполеон, император Франции (1769–1821) Наполеон возглавляя французскую

За время правления Наполеона Бонапарта (1799--1815) против Франции сложились шесть коалиций. Наполеоновские войны, продолжавшие войны Французской революции, основательно перекроили карту Европы. Блистательная и трагическая наполеоновская эпопея истощила людские и материальные ресурсы Франции. Поражение в России в 1812 г, положило начало падению наполеоновской империи. После ее кратковременного восстановления («Ста дней») в 1815 г, Наполеон был окончательно разбит.

Биография Наполеона Бонапарта отмечена стремительным взлетом его военной карьеры. Поступив на службу в возрасте 16 лет, он уже в 24 года стал генералом. А императором сделался в 34 года Наполеон Бонапарт. Интересные факты из биографии французского полководца многочисленны. Среди его умений и особенностей были и весьма необычайные. Говорят, что он читал с невероятной скоростью - около 2 тысяч слов в минуту. Кроме того, мог спать долгое время по 2-3 часа в сутки французский император Наполеон Бонапарт. Интересные факты из биографии этого человека, надеемся, пробудили у вас интерес к его личности .

Наполеон Бонапарт, французский император, появился на свет 15 августа 1769 г. Он родился на острове Корсика, в городе Аяччо. Биография Наполеона Бонапарта, вероятно, сложилась бы иначе, если бы политическая ситуация того времени была другой. Его родной остров долгое время был во владении Генуэзской республики, но Корсика в 1755 г. свергла правление Генуи. После этого несколько лет она была независимым государством, которым управлял Паскуале Паоле, местный землевладелец. Карло Буонапарте (портрет его представлен ниже), отец Наполеона, служил у него секретарем.

Генуэзская республика в 1768 г. продала Франции права на Корсику. А год спустя, после того, как местных повстанцев разбили французские войска, Паскуале Паоле перебрался в Англию. Сам Наполеон не был непосредственным участником этих событий и даже их свидетелем, так как он родился лишь спустя 3 месяца. Тем не менее личность Паоле сыграла большую роль в формировании его характера. На долгие 20 лет этот человек стал кумиром такого французского полководца, как Наполеон Бонапарт. Биография для детей и взрослых Бонапарта, представленная в этой статье, продолжается рассказом о его происхождении .

Военную карьеру начал в Валансе Наполеон Бонапарт. Биография, краткое содержание которой составляет тему этой статьи, продолжается именно в этом городе, находящемся в центре Ронской низменности. Здесь Наполеон служил лейтенантом. Через некоторое время он был переведен в Оксонн. Будущий император в это время много читал, а также попробовал себя на литературном поприще.

Военная биография Наполеона Бонапарта, можно сказать, получила большой размах в десятилетие, последовавшее за окончанием кадетской школы. Всего за 10 лет будущему императору удалось пройти всю иерархию чинов во французской армии того времени. В 1788 г. будущий император попробовал попасть на службу и в русскую армию, однако ему в этом отказали.

Наполеон встретил французскую революцию на Корсике, где он находился в отпуске. Он принял и поддержал ее. Более того, Наполеон был отмечен как отличный командир во время термидорианского переворота. Его сделали бригадным генералом, а затем и командующим Итальянской армии.

Наполеон Бонапарт, полная биография которого представлена во внушительного объема книгах, был признан лучшим французским полководцем после того, как нанес неприятелю сокрушительное поражение в Сардинии и Австрии. Именно тогда он поднялся на новый уровень, начав "наполеоновские войны". Они продолжались почти 20 лет, и именно благодаря им стала известна на весь мир такого полководца, как Наполеон Бонапарт, биография. Краткое содержание дальнейшего пути к мировой славе, пройденного им, следующее.

Французская Директория оказалась не в состоянии сохранить достижения, которые принесла революция. Это стало очевидно в 1799 году. Наполеон вместе со своим войском находился в это время в Египте. После возвращения он разогнал Директорию благодаря поддержке народа. 19 ноября 1799 г. Бонапарт провозгласил режим консульства, а через 5 лет, в 1804 г., объявил себя императором .

За годы революции, консульства и империи Франция воевала против семи коалиций европейских держав. Первая коалиция (1792 -- 1797) возникла, когда революционная Франция начала войну против Австрии и Пруссии. Вскоре после прихода Наполеона к власти прекратила свое существование вторая коалиция (1798-- 1800), а в 1802 г. Франция на почетных условиях подписала мирный договор с Великобританией, по которому обе державы обязались поддерживать сложившийся в Европе порядок.

Мир оказался недолговечным: Великобритания стремилась навязать Франции не выгодный для нее торговый договор, а Наполеон вынашивал план военного разгрома Великобритании и захвата ее колоний. Третья антифранцузская коалиция в составе Великобритании, России, Австрии, Швеции и Неаполитанского королевства сложилась в 1805 г, в морском сражении у мыса Трафальгар английский адмирал Нельсон разгромил франко-испанский флот, вынудив Наполеона отказаться от идеи высадить морской десант на Британские острова. Сосредоточив свои силы против Австрии, Наполеон вернул себе военную удачу: французская армия заняла Вену, а в декабре 1805 г. в битве при Аустерлице разбила объединенные войска Австрии и России. По условиям мирного договора Австрия уступала Наполеону владения в Италии и на Балканах и признавала его королем Италии.

Наполеон Бонапарт, биография которого к этому времени уже отмечена множеством достижений, в своей внутренней политике решил сделать акцент на укрепление собственной власти, которая должна была служить гарантией гражданских прав французского населения. В 1804 г. для этой цели был принят Кодекс Наполеона - кодекс гражданских прав. Кроме того, была осуществлена реформа налогообложения, а также создан Французский банк, принадлежавший государству. Французская система образования была создана именно при Наполеоне. Католицизм был признан религией большинства населения, однако при этом не отменялась свобода вероисповедания .

Наполеон в 1806 г. упразднил Священную Римскую империю германской нации, заставив ее императора Франца II довольствоваться титулом императора Австрии. На территории Южной и Западной Германии был образован Рейнский союз под протекторатом Наполеона. В том же году сложилась четвертая антифранцузская коалиция (1806--1807) в составе Великобритании, Пруссии, России и Швеции. В двух крупных сражениях -- под Йеной и Ауэрштедтом -- французы разгромили прусскую армию и вошли в Берлин, но Россия продолжала войну. После двух кровопролитных сражений в Восточной Пруссии -- под Прейсиш-Эйлау и Фридландом, перевес в которых был на стороне несшей большие потери французской армии, начались мирные переговоры.

Наполеон в 1806 г. в Берлине подписал декрет о «континентальной блокаде», согласно которому всем во Франции и зависимых от нее странах строго запрещалось торговать, а также поддерживать почтовую или иную связь с Великобританией. За контрабанду английских товаров вводились суровые наказания, вплоть до смертной казни. Таким способом Наполеон пытался сокрушить экономическое могущество соперника. Однако Великобритания продолжала торговать с колониями, с Северной и Южной Америкой и даже, несмотря на запреты, контрабандой ввозила свои товары в Европу. «Континентальная блокада» и разрыв налаженных торговых связей с Великобританией тяжело сказались на экономике континентальных европейских стран.

Тильзит стал местом подписания мирного и союзного договора между Францией и Россией и мирного договора между Францией и Пруссией (7 июля 1807 г,). Россия соглашалась с территориальными захватами Франции и присоединялась к «континентальной блокаде»; Наполеон признавал за Россией свободу действий против Швеции и Османской империи. Пруссия, которую обязали участвовать в «континентальной блокаде», потеряла земли, из которых было создано Вестфальское королевство, отданное во владение брату Наполеона -- Жерому, и герцогство Варшавское, фактически зависимое от Франции. Тильзитский мир оказался непрочным. Правители обеих стран видели в нем лишь временную передышку перед неизбежными новыми войнами .

Наполеон вторгся в Португалию в 1807 г., а в 1808 г. -- в Испанию. Пока французские войска воевали на Пиренейском полуострове, образовалась пятая антифранцузская коалиция (1809), состоявшая из Великобритании и Австрии. В кровопролитном сражении при Ваграме французы разбили австрийскую армию, и по условиям мирного договора Австрия потеряла значительную часть своих территорий, присоединенных к Франции и к герцогству Варшавскому.

Для утверждения господства в Европе Наполеону была нужна победоносная война с Россией, единственным равным ему по силе соперником на континенте. После кампании 1812 г., завершившейся полным разгромом «великой армии», в 1813 г. образовалась шестая антифранцузская коалиция в составе Великобритании, России, Швеции, Пруссии, Испании, Португалии и Австрии. В 1814 г. военные действия велись уже на территории Франции, а 31 марта 1814 г. союзные войска вступили в Париж. Наполеон отрекся от престола и был сослан на остров Эльба; во Францию вернулась династия Бурбонов, и брат казненного Людовика XVI граф Прованский стал королем под именем Людовика XVIII. Франция лишилась всех своих территориальных завоеваний и вернулась к границам 1792 г.

Во Францию после отречения Бонапарта возвратились представители династии Бурбонов, а также их наследники, стремившиеся вернуть свое положение и состояние. Это вызвало недовольство населения. Наполеон 25 февраля 1815 г. бежал с Эльбы. Он с триумфом возвратился во Францию. В одной статье может быть представлена лишь очень краткая биография Наполеона Бонапарта. Поэтому скажем лишь, что он возобновил войну, но Франция не смогла больше нести это бремя. Наполеон был окончательно разбит у Ватерлоо, после 100 дней реванша. На этот раз его сослали в ссылку на остров Святой Елены, находящийся намного дальше прежнего, так что совершить побег с него было труднее. Здесь бывший император провел последние 6 лет своей жизни. Он уже никогда больше не виделся с супругой и сыном . бонапартизм революция диктатура наполеон

Весной 1815 г. Наполеон бежал из ссылки и с тысячей гвардейцев высадился на юге Франции. Недовольство реставрацией Бурбонов было столь велико, что за 20 дней Наполеон, восторженно встречаемый населением, прошел победным маршем до Парижа и на недолгое время восстановил империю. Этот короткий период наполеоновского правления вошел в историю под названием «Сто дней». Против Наполеона сложилась седьмая коалиция, в которую вошли Великобритания, Россия, Пруссия и Австрия. Противостоять их намного превосходящим силам Наполеон не мог: окончательный разгром произошел 18 июня 1815 г. в битве при Ватерлоо. Наполеон вторично отрекся от престола и закончил свои дни на острове Святой Елены. Так завершилась наполеоновская эпопея, стоившая Франции более миллиона человеческих жизней.

Состояние здоровья Бонапарта стало стремительно ухудшаться. Он скончался 5 мая 1821 г., предположительно от рака. Согласно другой версии, Наполеона отравили. Весьма популярно мнение о том, что бывшему императору дали мышьяк. Однако отравили ли? Дело в том, что Наполеон боялся этого и добровольно принимал небольшие дозы мышьяка, пытаясь таким образом выработать иммунитет к нему. Конечно, такая процедура непременно закончилась бы трагически. Как бы то ни было, и сегодня нельзя с полной уверенностью сказать, отчего умер Наполеон Бонапарт. Краткая биография его, представленная в данной статье, на этом заканчивается.

2 марта 1796 года

Австрийцы, терпевшие в Италии в 1796-1797 годах жестокие военные поражения от французских войск, потерявшие Бельгию, с полным основанием считали чудом сохранение целостности своего государства. Но Директория рассчитывала получить еще и Рейнскую область. Секретные статьи договора, о которых в Париже даже не знали, предусматривали ликвидацию Венецианской республики. Бонапарт затеял опасную игру.

За грубое нарушение правительственных инструкций Директория должна была отстранить его от руководства армией и предать суду. Однако население Парижа с восторгом встретило известие о подписании мира. Победы в Италии, разгром Австрии принесли Бонапарту известность.

Наполеон назначен командующим Французской Армией

Французская революционная Директория назначила Наполеон Бонапарта главнокомандующим французской армией 2 марта 1796 года . Карьера Бонапарта развивалась стремительно. И это не было просто везением, работоспособность его была феноменальной. На сон ему требовалось не более 4-5 часов в сутки. Во время Великой революции Наполеон встал на сторону жирондистов.

Комиссия Конвента поручила Бонапарту командование артиллерией 16 сентября 1793 года. При штурме Тулона Наполеон, возглавлявший один из отрядов, был ранен. После взятия города комиссия Конвента произвела его в бригадные генералы. Падение диктатуры Робеспьера, казалось, поставило карьеру тулонского героя под угрозу. Как друг якобинцев он был арестован, но вскоре освобожден. В поисках нового назначения он познакомился с депутатом Баррасом.

По его поручению 5 октября 1795 года Наполеон разгромил мятеж роялистов. Награда не заставила себя ждать. Баррас стал одним из лидеров Директории, а Наполеон возглавил парижский гарнизон. В это же время он женился на вдове генерала - прекрасной креолке Жозефине Богарне, которая была на шесть лет старше его.

Директория назначила Наполеона главнокомандующим французской армией для проведения операций в Италии 2 марта 1796 года. Его поход завершился большой и неожиданной победой. Герой итальянской кампании жаждал славы миротворца, прекрасно понимая, что тем самым он приобретет популярность во Франции и упрочит свое положение перед Директорией.

В феврале 1797 года Бонапарт подписал с папой Пием VI мирный договор, по которому последний лишился значительной части своих владений. В замке Эггенвальд, расположенном в Штирии, 7 апреля 1797 года Наполеон начал переговоры, завершившиеся 18 апреля подписанием предварительного мирного договора с Австрией.

«Моя политика состоит в том, чтобы управлять людьми, ибо в большинстве своем они желают, чтобы ими управляли. Я полагаю, это единственный способ стать популярным правителем». Это высказывание Наполеона очень показательно: он был и последним из просвещенных деспотов XVIII в., и первым из тоталитарных правителей современной Европы. Его интеллектуальный багаж состоял из просветительских штампов по поводу «разума», «прогресса» и проклятого наследия прошлого. Он понимал, что репутация глубоко образованного человека может приносить политические дивиденды, поэтому в военных походах Наполеона сопровождала передвижная библиотека на орудийном лафете.

Для Наполеона всегда были важны собственные изображения, и его покровительство художникам Давиду и Энгру принесло свои плоды в виде пропагандистских портретов, в стилизованной форме прославлявших этого правителя, который любил власть так, как никто в Европе со времен Людовика XIV. «Люди, - говорил он, - обожают побрякушки». Именно поэтому он учредил орден Почетного легиона и щедро раздавал его отличительные знаки.

Наполеон родился на Корсике, что отчасти объясняет его отношение к французам и легкость, с которой он жертвовал солдатами (общие военные потери составили около 1,4 млн человек) на протяжении 17 лет войны. «За одну ночь парижские бордели восполнят их», - сказал он как-то после сражения, потери в котором были особенно велики. Однако как публичный политик он отождествлял себя с новым французским национализмом, когда сначала республика, а потом наполеоновская империя защищались от врагов. Наполеон возглавлял армию, набранную по призыву, но такую, которая и трепетала перед ним, («маленьким капралом»), как восхищенно называли его солдаты, и полностью отождествляла себя с делом (отечества).

Наполеон был убежден, что французы устали от революционных беспорядков, но нуждаются в наследии 1789 г. Поэтому переворот, устроенный им 9 ноября 1799 г., покончил с французской демократией, при этом обеспечил отказ от феодализма, продажу церковных земель, равенство всех перед законом и рациональную систему управления. Его режим вряд ли можно было считать террористическим, и общее число политических заключенных не превышало 2,5 тыс. человек. До тех пор пока бывшие роялисты или революционеры подчинялись новому режиму, у них не возникало никаких проблем. Наполеон знал свой народ и его слабость к «сильной личности» наверху. Его подданные позволили ему стать последним в долгой череде французских правителей, которые искали личной славы, расширяя государственные границы. Отличие Наполеона от его предшественников состояло, однако, в том, что он шел к поставленным целям более успешно.

Если бы он родился на несколько лет раньше, Наполеоне ди мог бы и не стать французом, поскольку Корсика отошла от Генуи к Франции лишь в 1768 г. Циничное умение извлекать выгоду в любой ситуации вполне могло быть связано с обстоятельствами его рождения. Сын обедневшего дворянина, он был отдан в кадетскую школу в Бриенне, где умный одинокий юноша отличался в математике, а иногда и в драках. Затем он поступил в элитную Королевскую кадетскую школу в Париже, где изучал артиллерийские науки; глубокие познания в артиллерии всегда будут основной чертой его военного гения.

Первые успехи и слава

Слава пришла к нему рано, когда Наполеон возглавил успешную атаку на британцев и роялистов, взявших в осаду город Тулон в 1793 г. Директория, политическая клика, правившая Францией с 1795 по 1799 гг., выдала ему денежное вознаграждение, когда он с замечательной жестокостью осенью 1795 г. подавил восстание в Париже. Вместе с деньгами и славой пришел успех в амурных делах: Наполеон стал сначала любовником, а потом мужем Жозефины де Богарне, бывшей любовницы Барраса, главной фигуры режима Директории. Итальянская кампания 1796-1797 гг. вывела его на европейскую арену и принесла военные победы над австрийцами в Ломбардии и над армией Папского государства. К этому времени основная часть Северной Италии, рейнские земли и Нидерланды оказались под контролем французов.

Многие из рядовых солдат Наполеона были уверены, что он помнит их имена, что легло в основу магнетизма и силы его личности как полководца. Однако не менее важным было мастерство, с которым Наполеон использовал разведку и контрразведку, наводняя шпионами вражеские лагеря. В Италии Наполеон продемонстрировал свой талант журналиста-пропагандиста: он выпускал две газеты для распространения в своих войсках и отчасти во Франции, а третью печатал в Париже. Все эти издания создавали ему репутацию человека грядущего, в то время как Директория утопала в коррупции и бездарности.

Египетская кампания 1798-1799 гг., целью которой было перерезать торговые пути между Англией и Индией, проходящие через эту захолустную провинцию Османской империи, показала Наполеона в роли покровителя наук. В свою египетскую экспедицию он включил нескольких ученых, чьи исследования древностей, впоследствии опубликованные, заложили фундамент современной египтологии. Короли Франции покровительствовали учености, и Наполеон решил им следовать.

Правление первого консула

По возвращении из Египта Наполеон организовал переворот, сделавший его первым консулом. Своим появлением этот титул обязан идеализации римских республиканских ценностей, расхожих среди французских революционеров. Однако Наполеон дал Франции систему управления, по своей эффективности и организованности превосходящую любые успехи революционных лидеров. Реформы налогообложения, перевозок, среднего образования и банковской системы несли на себе отпечаток его военного подхода, превращающего хаос в централизованный порядок. Он упорядочивал Францию точно так же, как организовывал свою армию. У Наполеона не было ни времени, ни желания вступать в скучные соглашения и кабинетные интриги, свойственные гражданским политикам, поэтому он просто отказался заниматься такими делами.

«Наполеоновский кодекс», свод гражданских законов, составленных юристами и утвержденных правителем, оказал воздействие не только на Францию, но и на все страны, на которые повлияла революция и ее последствия. Другие наполеоновские кодексы реформировали уголовное и торговое законодательство, а разделение Франции на региональные департаменты во главе с префектами, выполнявшими распоряжения из Парижа, стало существенной частью наследия Наполеона.

Победа над австрийцами при Маренго (1800) дала небольшую передышку от войны во время действия Амьенского мира (1802-1803), и Наполеон стал задумываться над тем, как обеспечить династическую преемственность. Провозглашенный 18 мая 1804 г. императором французов, 2 декабря он был коронован в Париже в присутствии сговорчивого Папы Римского. Вторая коронация, состоявшаяся 26 мая 1805 г. в Милане, сделала его королем Италии.

Возобновление войны принесло Наполеону победы под Аустерлицем, Йеной и Фридландом и привело к созданию французской империи, протянувшейся от Балтики до Адриатики, и государств-сателлитов в Германии, Варшаве и Италии. Еще одним достижением стало основание династии: Наполеон возвел своих братьев на несколько новых тронов. Жером стал королем Вестфалии в Северо-Западной Германии, Луи стал королем Голландии, а Жозеф сначала стал королем Неаполя и Сицилии, а потом был пересажен на испанский трон.

Судьба сестры Наполеона Элизы, которую брат сделал герцогиней Луккской, оказалась на удивление успешной. Она стала хорошей правительницей, за три года удвоившей производство шелка и открывшей мраморные карьеры в Карраре. Тем временем другая сестра, Полина, вышла замуж за князя Камилло Боргезе и шокировала римское общество, позировав обнаженной для Венеры скульптора Кановы. Вероятно, эта мраморная скульптура, запечатлевшая прекрасное тело Полины, является самым значительным наследием, оставшимся после династического авантюризма той поры.

Мать Наполеона Летиция покинула Корсику в 1793 г. и пригрелась при новом парижском дворе, где получила титул ее императорского высочества и стала известна как "Madame Mиre de l""Empereur". «Лишь бы это продолжалось подольше», - как утверждают, сказала она на своем грубом корсиканском французском, наблюдая головокружительный взлет своего семейства.

Наполеон в обороне

Экономические факторы, национализм других государств и военно-морские силы Британии сокрушили наполеоновскую династию. На периферии Европы существовали две державы, Россия и Британия. Наполеон готов был вести переговоры с Россией, но ни в коем случае не с Британией, которая для него была Карфагеном по отношению к его Риму и алчной торгашеской силой. Отказ от плана вторжения в Британию, за который неосмотрительно было заплачено продажей французской колонии Луизианы, разъярил его еще больше. Занявшись пошатнувшейся французской экономикой, Наполеон с 1806 г. пытался ее оживить, для чего ввел протекционистские меры и силой заставлял наполеоновскую империю ввозить товары из Франции.

Эта «континентальная блокада» была еще одним примером имперской стратегии Наполеона, неминуемо включавшей в себя обескровливание побежденных. Так, Австрия должна была выплатить 125 млн франков, Саксония 25 млн, а Пруссия обязана была отдать все поступления от налогов за шестнадцать лет. Наоборот, Британская империя вместо бессмысленных кровавых войн, составивших наполеоновскую «славу», вовсю использовала свои торговые возможности.

Свергнув династию Бурбонов в 1808 г., император спровоцировал мощную волну испанского национализма и вынужден был перейти к защите. Наполеон попытался оккупировать Испанию, страну, населенную, как он считал, суеверными крестьянами, однако испанцы оказали ожесточенное партизанское сопротивление. Россия, заключившая в 1807 г. мирный договор с Наполеоном, связала себя с эгоистичной французской экономикой в рамках системы «континентальной блокады», за что и поплатилась вторжением 1812 г. При отступлении из Москвы Наполеон потерял около полумиллиона солдат и значительную часть своей кавалерии.

Славное поражение и ссылка

Падение Парижа под натиском союзников 31 марта 1814 г.; ссылка Наполеона на остров Эльбу и последовавший вскоре побег в континентальную Францию; «сто дней» воодушевленного подъема, закончившиеся окончательным поражением от британских и прусских сил в битве при Ватерлоо, и, наконец, ссылка на остров Святой Елены навечно - все это послужило основой для посмертной наполеоновской мифологии.

Судьба императора явилась источником вдохновения для таких писателей-романтиков, как Виктор Гюго, воспевших славное поражение и благородство, сломленное роком. Идеи такого рода окажут немалое политическое воздействие на последующую историю Франции. Наполеон также оказался вдохновителем будущих диктаторов. Его племянник-технократ Наполеон III продолжил фамильную традицию и в 1852 г. совершил переворот, сделавший его императором. Он присутствовал при перезахоронении останков своего дяди, помещенных в богато украшенный саркофаг, в Доме Инвалидов 2 апреля 1861 г. А в декабре 1940 г., после падения Франции, Адольф Гитлер распорядился перенести останки Наполеона II (1811 -1832), сына императора от второго брака с эрцгерцогиней Марией Луизой Австрийской, которого тот провозгласил королем Римским, из Вены в Париж и похоронить рядом с гробницей отца.

Вариант № 6380024

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Наполеон, возглавляя французскую армию в Италии, выиграл сражение благодаря перевесу в живой силе и снаряжении.

2) Наполеон как полководец поднялся на вершину славы, используя только тактику быстрых передвижений.

3) Наполеоновская армия была разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии.

4) Блестящие победы Наполеона как полководца были одержаны благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий.

5) Наполеон выигрывал сражения благодаря своей тактике, не дающей противнику времени собраться с силами.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Следовательно

Прежде чем

Вопреки этому

Благодаря этому


Ответ:

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова УДАР. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

УДАР , -а; м.

1) Короткое и сильное движение, непосредственно направленное на кого-что-н., резкий толчок. Нанести у. У. прикладом, кулаком. Свалить ударом. У. электрического тока (перен.).

2) Звук (звон, треск, грохот) от такого толчка, а также вообще отрывистый звук, стук. У. грома. У. колокола. Слышны удары топора.

3) Стремительное нападение, атака. Отступить под ударом противника. Вывести из-под удара. Фланговый у. Штыковой у. 

4) перен. Тяжёлая неприятнорть, потрясение. Испытать у. судьбы. Семья оправилась от удара.

5) Кровоизлияние в мозг (устар.). Умереть от удара. У. хватил кого-н.


(3)Возглавляя французскую армию в Италии, он впервые поднялся на вершину славы благодаря тактике быстрых передвижений, разъединения и раздробления вражеских армий, (...) неприятель успевал собраться с силами: за одиннадцать дней сардинская армия потерпела пять сокрушительных ударов от разутой, не имеющей ни кавалерии, ни артиллерии армии Наполеона.


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

упрочЕние

пломбировАть

красИвее

начАвший

углубИть

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Адвокат произнёс обдуманную, артистически разыгранную ЗАЩИТИТЕЛЬНУЮ речь, благодаря которой подсудимый был помилован присяжными.

БУДНЕЕ выражение его лица поразило меня до глубины души.

После стольких дней и ночей, проведённых в БЕСПЛОДНЫХ поисках пропавшей экспедиции, все члены спасательной группы чувствовали смертельную усталость.

Если заставить колебаться две одинаково натянутые струны, одна из которых вдвое длиннее другой, возникнет ГАРМОНИЧЕСКОЕ созвучие.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ВЫСОКО расположен

банка КОНСЕРВОВ

в ТРЁХСТАХ государствах

вода там более ЧИЩЕ

ПОЛОЩУЩИЙ бельё

14.05 Задание изменено

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в построении предложения с однородными членами

1) Современники А.С. Пушкина гордились его творениями и любили их.

2) Все, кто сегодня пришел на встречу с писателем, остался доволен интересной беседой.

3) Прославив своё имя глубокими исследованиями болезней и применением вакцин, у меня сложились замечательные отношения со всеми учёными.

4) Те, кто прошёл курс лечения в санатории, чувствуют себя хорошо.

5) По прибытию в Париж я сразу же посетил Лувр.

6) Превосходство русского боксера над противником стало очевидным в первом раунде.

7) Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех вас в гости в субботу.

8) Художник нарисовал и любуется прекрасной картиной.

9) В «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

A Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

закл..нать

проф..риентация

загл..денье

вн..мательный

пог..релец

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..солнечник, о..бросить;

пр...обрёл, пр..брежный;

бе..культурье, ра..бросать;

с..гравший, пост...мпрессионизм;

о..болеть, по..ставка.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

фланел..вый

овлад..вая

хитр..нький

затм..вающий

удва..вавший

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

увенч..нный

встрет..шь

независ..мый

застел..шь

закле..шь

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Этот населённый пункт (не)обозначен ни на одной карте.

(Не)спавший от боли в ноге Иванихин всё видел.

Ответы студента были далеко (не)верными и сбивчивыми.

Дверь в комнату была (не)закрыта.

Сквозь (не)задёрнутые шторы видно было ярко освещенную комнату.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Шопен СРАЗУ (ЖЕ) покорил парижские салоны своеобразным и непривычным исполнением, а ТАК(ЖЕ) своим блистательным юмором и гениальными импровизациями.

ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью 1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, во Франции.

В «Автопортрете художника с палитрой» и «Авиньонских девицах» Пикассо много общего: ТО(ЖЕ) самое выражение лиц, одни и ТЕ(ЖЕ) глаза, аналогичные цветовые тона.

(И)ТАК, речевой этикет - явление универсальное, но в ТО(ЖЕ) время каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.

Ответ:

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Непроше(1)ые гости подошли к струга(2)ому столу, на котором были расставле(3)ы деревенские яства: яйца, картошка, огурцы и клюкве(4)ый морс в глиня(5)ом кувшине.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Абрикосовая вода дала обильную жёлтую пену и в воздухе запахло парикмахерской.

2) Хозяин решил сам осмотреть доставленные на пристань тюки и ящики и прибыл в порт в тот же день.

3) В затишье сильно пригревало и южная сторона избы и завалинка около нее оттаяли и потемнели

4) Вы можете изменить условия сделки либо отказаться от неё.

5) В доме есть и водопровод и газовое отопление и электричество.

Ответ:

Одним из самых известных произведений Рафаэля является (1) созданный в начале шестнадцатого века (2) алтарный образ «Обручение Марии» (3) написанный, возможно, ещё в период пребывания Рафаэля в мастерской Перуджино (4) и относящийся к раннему периоду творчества художника.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки (2) текущие донесения (3) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) с кустов посыплется роса.

Ответ:

Какие высказывания не соответствуют содержанию текста?

1) Каждый поступок должен находить отклик в душе близкого человека, тогда отношения будут гармоничными.

2) В отношениях важно преодолеть чувство собственничества и эгоизма.

3) Людей объединяют совместно пережитые трудности.

4) Любовь основывается исключительно на сходстве характеров людей.

5) Когда один человек пытается «вытащить» на себе какие-либо отношения - это достойно уважения.


(По Е. Сикирич*)

Банк ФИПИ блок № 97F618

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложение 4 объясняет суждение, высказанное в предложении 3.

2) Предложение 8 содержит обоснование утверждения, высказанного в предложении 7.

3) В предложениях 9−11 представлено повествование.

4) Предложения 12−15 содержат рассуждение.

5) В предложении 6 содержится вывод из 5-го.


(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом - одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны

пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они - две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) - современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 1

Банк ФИПИ блок № 97F618

Ответ:

Из предложения 2 выпишите антонимы


(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом - одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны

пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они - две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) - современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 1

Банк ФИПИ блок № 97F618

(2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет.


Ответ:

Среди предложений 4–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом - одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны

пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они - две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) - современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 1

Банк ФИПИ блок № 97F618

(4)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом - одни проблемы и пустота. (5)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

«Автор заставляет читателя задуматься о важных для каждого человека понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____ («разъединяет» - «объединяет»). Синтаксическое средство - (Б)_____ (в предложениях 4, 13), троп - (В)_____ («они - две колонны, поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16) и лексическое средство - (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении 9) помогают автору выразить своё отношение к сущности рассматриваемых понятий».

Список терминов:

1) фразеологизм

3) ряды однородных членов

5) метафора

6) антонимы

7) синтаксический параллелизм

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом - одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны

пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они - две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) - современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 1

Банк ФИПИ блок № 97F618

Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Пустой тратой времени являются попытки оценить взаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что нас разъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мы должны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?»

(З)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что нас объединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняя привлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодня есть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё нормально, но за красивым фасадом - одни проблемы и пустота. (6)Часто такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше, это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если после наших продолжительных усилий такого не случается, то напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов, требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не должны

пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди, любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей индивидуальности; они - две колонны, поддерживающие крышу одного храма.

(По Е. Сикирич*)

* Елена Анатольевна Сикирич (род. в 1956 г.) - современный публицист, философ, психолог, общественный деятель.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Центр, вариант 1

Банк ФИПИ блок № 97F618

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Наполеон Бонапарт – первый консул, а затем император Франции, один из лучших полководцев в истории, властитель дум всего XIX века, баловень судьбы и гений, какого мир не знал со времён античности. Его жизнь – пример фантастического взлёта и трагического падения.

Сын революции
Наполеоне Буонапарте родился 15 августа 1769 г. на Корсике в семье мелкопоместного дворянина, участника гражданской войны за независимость острова от Франции. Кроме него в семье было семеро детей, жили бедно, и только благодаря связям отца, Наполеон, в девять лет читавший Плутарха, Руссо и Вольтера, получил образование. В 1788 г. он с отличием закончил Военную школу в Бриенне, где терпел насмешки богатых юнцов за жуткий акцент и бедную одежду, и в звании младшего лейтенанта отправился служить в провинциальный гарнизон. Пределом стремлений амбициозного юноши был чин капитана. Он даже хотел записаться наёмником на службу к русскому императору Павлу I, но его не взяли. Французскую революцию 1789 г. Наполеон встретил восторженно: «После столетий феодального варварства и политического рабства Франция возрождается!» Он приветствовал свержение Бурбонов и вступил в клуб друзей Конституции, мечтая о подвигах во имя Республики.

Первый поцелуй славы
В 1793 г. Бонапарт получил назначение в армию генерала Карто, осаждавшую Тулон – неприступную крепость на берегу Средиземного моря, захваченную контрреволюционерами и англичанами. Там он проявил себя как талантливый полководец и бесстрашный воин. Позже Наполеон назовёт Тулон «первым поцелуем славы». Накрыв город шквальным артиллерийским огнём, Бонапарт лично возглавил штурм. Он не уклонялся от летящих снарядов, веря в свою судьбу: «Не отлито ещё то ядро, которое в меня попадёт». Лошадь под ним была убита, сам он ранен в ногу, но одним из первых Наполеон ворвался в город и лично взял в плен английского генерала О’Хара. После победного штурма Конвент произвёл 24-летнего капитана в бригадные генералы.
Такой фантастический взлёт в карьере возможен только во времена революций. Но любая революция, подобно богу Сатурну, пожирает собственных детей: через полгода самих революционеров поведут на гильотину. После переворота 27 июля 1794 г. маятник террора качнулся в обратную сторону – начались аресты и казни всех, кто поддерживал революционеров. В их числе оказался и Наполеон. Он был заключён в Бастилию, правда, всего на 15 дней. Полководец явно родился под счастливой звездой. Пришедшее к власти правительство Директории понимало, что им ещё понадобится герой Тулона, и не ошиблось – роялистский бунт в октябре 1794 г. был подавлен Бонапартом всего за четыре часа, а сам он приобрёл репутацию спасителя Республики.

Жозефина
Карьерному взлёту Бонапарта способствовала и женитьба на Жозефине Богарне. Эта очаровательная женщина, 32-летняя вдова казнённого генерала и мать двоих детей сразу покорила сердце молодого Бонапарта. Выигравший 50 сражений бесстрашный полководец не смог устоять перед чарами хозяйки модного салона. Она помогла Наполеону получить чин командующего армией и обеспечила ему связи в высших кругах. Его не смущало то, что она была на шесть лет старше. В 1796 г. Наполеон и Жозефина сочетались браком, он усыновил её детей и подарил медальон с надписью: «Это судьба». За их ссорами и примирениями следила вся Франция, но Жозефина и её дети до конца остались преданными Бонапарту, даже после того, как в 1809 г. он объявил ей о разводе: Жозефина не могла иметь детей, а ставшему императором Наполеону был нужен наследник. После развода он женился на австрийской принцессе Марии-Луизе, которая вскоре подарила ему сына. Но история сыграла с Бонапартом злую шутку – Наполеон II, сын Марии-Луизы, умер бездетным, а дети Жозефины стали основателями пяти королевских династий в Европе.

«Солдаты! Сорок веков смотрят на вас с вершин этих пирамид»
Получив в наследие слабую, недееспособную армию, Бонапарт за короткий срок сделал её лучшей в Европе. Подобно Цезарю, он обратился к своим солдатам: «Я поведу вас в плодородные долины и процветающие города, неужели у вас не будет мужества взять их?» Первой военной операцией был поход в Италию, куда французская армия принесла идеи революции и установила республику. Захватив Италию, Наполеон с триумфом вернулся в Париж, но не собирался почивать на лаврах: в его планах – поход в Египет, завоевание Индии. Надо было лишить Англию господства на море, основать форпост в Красном море, а главное – прославиться, повторив подвиги Александра Македонского! Бонапарт свято верил в свою звезду. Вместе с армией в Египет отправились французские учёные. Египетская военная кампания 1798-99 гг. сопровождалась открытием древнего мира и вывозом артефактов во Францию, но после первых побед закончилась полным разгромом французского флота и большими потерями на суше из-за начавшейся чумы. Чтобы поддержать дух своего войска, Наполеон посетил барак с чумными и пожал руку больному солдату, однако вскоре, бросив армию, вернулся во Францию.

«Моя любовница – власть»
9 ноября 1799 г. в Париже произошёл очередной переворот. Власть перешла к трём консулам – Сийесу, Дюко и Бонапарту, который почти сразу стал первым, а потом и пожизненным консулом. Этот наделённый сверхъестественными способностями человек прославился и как талантливый государственный деятель. Он спал по три часа в день и сохранял ясность ума, когда его министры падали с ног от усталости. Наполеон основал Парижский банк, укрепил финансовую систему и написал Конституцию, или «Кодекс Бонапарта», действующий во Франции и по сей день. Его принципы – равенство всех перед законом, защита частной собственности, веротерпимость и светское образование.
Наполеон не делился властью ни с кем. Он наслаждался ею, как музыкант своим инструментом, вызывая раздражение и у сторонников республики, и у роялистов. На него было совершено несколько покушений, но он явно родился под счастливой звездой. И всё же Бонапарт понимал, что защитить себя можно только сделав власть священной: он должен стать императором. Наполеон сам разработал церемонию коронации в духе римских правителей и пригласил папу Пия VII. Церемония состоялась 2 декабря 1804 г. в Соборе Парижской богоматери. Бонапарт должен был опуститься перед папой на колени, но не пожелал этого сделать: он выхватил корону из его рук и сам надел себе на голову, а затем короновал и Жозефину. Боровшийся с европейскими монархиями, он сам стал монархом и рассадил по европейским тронам своих родственников и приспешников! Так начинается «династическое безумие» в Европе и начало конца Бонапарта.

«Корсиканское чудовище»
Экспансия Бонапарта стала угрозой для всей Европы. После поражения в битве с англичанами у мыса Трафальгар в Испании он берёт реванш, захватив Вену и разбив русско-австрийское войско под Аустерлицем (1805). Наполеон оккупируют Пруссию, Вестфалию, Чехию, Польшу. Обеспокоенные военными победами Бонапарта главы европейских государств объединяются против него в коалицию. Их цель – вернуть Францию к границам 1792 г. и восстановить династию Бурбонов. Но остановить «корсиканское чудовище» сумел только Александр I.
12 июня 1812 г. 450-тысячная французская армия вторглась в Россию. Наполеон был уверен, что двух сражений будет достаточно, чтобы заставить Александра капитулировать. Впервые интуиция его подвела. «Иррациональное» поведение русских – уход от сражений, партизанская война, а также плохие дороги, падёж лошадей и болезни солдат привели к тому, что армия Наполеона потеряла 140 тысяч, ещё не дойдя до Смоленска; живыми из России уйдут только 30 тысяч французских солдат. Бонапарт был поражён стойкостью русских в битве при Бородино и тем, что они отдали ему Москву, не подписав капитуляцию. Наполеон посылал письма Александру с предложениями о мире, но тот молчал. Осознав, что завяз в России, Наполеон бросил армию и бесславно бежал. На острове Эльба он скажет: «Я должен был умереть в Москве».

Последние сто дней императора
После России Наполеон стал другим человеком – надломленным и постаревшим. Но он не привык отступать: его девизом всегда было «всё или ничего». Проигрывая, он лишь повышал ставки. Потеряв армию в России, он собрал её снова и попытался взять реванш в Битве народов под Лейпцигом (1813), но был наголову разбит. Силы антифранцузской коалиции вступили в Париж, соратники предали, и 6 апреля 1814 г. Наполеон подписал отречение от престола. В загородном дворце Фонтенбло, покинутый всеми, он выпил яд, но тот не подействовал. По договору с союзниками Бонапарт отправился в ссылку на остров Эльба, но уже через девять месяцев, 1 марта 1815 г. с тысячей солдат тайно высадился в Каннах и пошёл на Париж. Народ с восторгом приветствовал своего императора.
Так начались последние сто дней его правления. Бонапарт призвал свою старую гвардию со словами: «Мы не созданы для покоя и смерти на пуховых подушках!», и все они погибнут, отказавшись сдаться в плен под Ватерлоо, его последнем проигранном сражении. Наполеон искал смерти на поле битвы, но выжил, чтобы испить чашу унижений до дна. 22 июля 1815 г. он вторично отрёкся от престола и сдался в руки англичан, надеясь на их правосудие, но его обманным путём вывезли на остров Святой Елены в Атлантическом океане. Император Франции, распоряжавшийся миллионами человеческих жизней, умер 5 мая 1821 г. в окружении 26 приближённых.
Сохранилась школьная тетрадь по географии маленького Бонапарта. Последние слова в ней: «Святая Елена – маленький остров».

Loading...Loading...