Как сделать чучело своими руками для сада и огорода: пошаговая инструкция. Огородное пугало: защитник урожая и украшение сада

У нас самой популярной рыбой для изготовления чучела для интерьера дома является сом. Крупная красивая рыба, борьба с которой может продолжаться не один час. Следующей по популярности идет щука, за ней окунь и судак. В Америке наиболее распространенными являются чучела разных представителей семейства лососевых рыб. При этом в США более популярны чучела целой тушки рыбы, они красивее и более солидно смотрятся в интерьере жилища. Наши рыболовы во многих случаях ограничиваются медальоном с головой трофейной рыбы. Возможно, это связано в первую очередь с тем, что пока у нас нет такой развитой культуры таксидермии, как в Штатах, а голову, конечно, сделать намного легче и проще. Рыбы как объекты интерьера очень красивы, нарядны и, в отличие от чучел животных, не вызывают негативного отношения.

Сейчас рынок таксидермии быстро развивается. Появился спрос на специальные комплектующие, без которых красивое и долговечное чучело сделать невозможно. Ну а если есть спрос, появляется и предложение. Теперь уже можно купить инструменты, препараты, краски, клеи, манекены для тушек, глаза и все прочее, столь же необходимое для изготовления чучел. Глаза для рыбы каждого вида выпускаются свои, нужного цвета. Есть глаза неокрашенные, которые требуется окрасить самостоятельно. Диаметр зрачков тоже можно подобрать такой, какой был у вашего трофея при жизни. Профессиональные таксидермисты очень хорошо знают анатомию рыб, особенности их внутреннего и внешнего строения. А для желающих самостоятельно изготовить чучело рыбы первоочередной задачей будет фотографирование объекта, пока он еще живой и не обсох. Только так можно зафиксировать для будущей обработки точную окраску тела, цвет глаз и индивидуальные внешние особенности рыбы. Большинство объектов для будущего чучела предварительно замораживают в морозильной камере, так как редко бывает возможность вплотную заняться рыбой непосредственно после ее вылова. К тому же после разморозки легче удаляются лишние ткани со шкуры.

Для примера предлагаем взять окуня. Для учебы лучше выбрать рыбу массой от 500 г до 1 кг. Окунь как учебный объект хорош тем, что чешуя у него держится очень прочно, практически никогда не отлетает, в отличие от других рыб. Кожа у него толстая, и ее сложнее испортить. Нужно подготовить стол с чистой и гладкой поверхностью, на которую постелить бумагу (газету). Инструменты для таксидермистов продаются в специализированных магазинах, но их можно найти в любом магазине инструментов или дома.

Для начала следует определиться: хотите вы сделать настенную композицию рыбы или настольную. В зависимости от этого делают разрез на боку рыбы - обычно с той стороны, которой она будет прикреплена к стене. Если вам все равно, в какую сторону будет повернута рыба (вправо или влево), то разрез обычно делается с той стороны, которая меньше повреждена, то есть где меньше разрывов в чешуе и нет ран.

Подрезают голову в нижней части. Есть методика, при которой голова отрезается целиком, а кожа с туловища отдельно надевается на манекен. Так ее легче полностью очистить от тканей, что является основной задачей на этой стадии приготовления чучела рыбы. Однако такой метод сложнее, так как только профессионал сможет хорошо замаскировать разрыв между головой и туловищем. На следующем этапе подрезают изнутри позвоночник рыбы и начинают снимать кожу. Делают боковой разрез.

Если композиция настольная, то разрез идет по брюху, чтобы у готового чучела он не был виден. Подрезают кожу максимально близко к хвосту, стараясь при этом не повредить его. В хвостовой области перекусывают позвоночник и продолжают отделять внутренности рыбы от кожи. Для снятия кожи крупных рыб применяют нож побольше, а для мелких рыб достаточно небольшого ножа. У крупных рыб кожу лучше всего подрезать от хвоста к голове, поскольку, если делать наоборот, чешуя может отскочить при разрезе.

Далее начинают удалять мышцы. На этом этапе самое главное - как можно более тщательно очистить рыбу от внутренних тканей. Чем тщательнее сейчас это сделать, тем потом будет легче. Для очистки кожи на этом этапе используются и ножницы и нож. Все что мешает, отрезают ножницами, а потом тщательно подчищают ножом (можно заточенной ложкой), сильно на кожу при этом не надавливают, чтобы не повредить ее. Подчищают кожу от хвоста к голове, а не наоборот. При снятии кожи важно ее не перегибать и не переламывать, она всегда должна лежать ровно. Осторожно следует обрабатывать места крепления плавников. Подрезают плавники в местах их оснований с помощью ножниц, чтобы лучше снимались мышцы, и вырезают хрящи, которые поддерживают плавник изнутри. Важно, чтобы во время обработки кожи плавники не высыхали. Для этого периодически сбрызгивают их водой из пульверизатора. Если плавники высохнут, с ними будет трудно работать, их невозможно до конца распрямить, могут сломаться лучи и т.д.

После снятия кожи начинают ее еще раз мездрить, обязательно от хвоста к голове, чтобы не повредить чешую, иначе рыба не получится красивой. Особое внимание уделяют очищению головы - черепные кости, мозги, жир, язык, жабры и прочие ткани головы не нужны. Удаляют глаза и через глазницы вычищают щеки. Вокруг грудных и брюшных плавников тоже удаляют все мясо. Многие таксидермисты отрезают плавники еще до снятия кожи, поскольку так ее легче полностью очистить. Остается только чистая кожа с головой или без нее. А плавники потом приклеивают отдельно. Итак, кожа для выделки готова.

«Выделка» - это специальный раствор, в который опускают кожу на один час или больше (это зависит от размера рыбы: чем она больше, тем дольше ее держат в растворе). Концентрат для выделки нужно купить, самим в домашних условиях его сделать невозможно. Такая обработка делает кожу эластичной и удаляет лишнюю органику.

После выделки окончательно вычищаем шкуру, удаляя остатки мяса, жира и других тканей. Если полностью не удалить оставшийся на шкуре жир, в дальнейшем он будет постоянно выделяться, со временем усыхать, поэтому форма тела и головы, особенно в районе щек, будет деформироваться. К тому же со временем от чучела начнет исходить неприятный запах. Хорошо и правильно сделанное чучело может сохраняться десятилетиями и даже веками. После окончательной подчистки шкуры ее опускают для обезжиривания в ацетон. Время обезжиривания зависит от размера рыбы. Для обработки шкуры небольшого окуня достаточно получаса, но можно держать и два часа. Однако если слишком долго держать шкуру в ацетоне, она будет разваливаться.

После выделки и обезжиривания шкура должна быть светлой, без красноватых прожилок. Когда одновременно делают чучела нескольких рыб, раствор для выделки и обезжиривания нужно менять. Пока рыба обезжиривается, начинают готовить пластиковый манекен. Можно попробовать изготовить его самостоятельно, но без специального оборудования и определенного навыка сделать это затруднительно. Намного проще купить готовый, подходящий под размер рыбы манекен в специализированных таксидермических фирмах.. Манекен подбирают под размер рыбы, при этом он всегда должен быть немного больше, чем сама рыба; потом его обтачивают точно под размер шкуры. Если собираются делать композицию из нескольких рыб, желательно подбирать манекены с разной формой туловища и с разным поворотом головы, ведь рыбы в «стайке» не должны выглядеть как близнецы.

Перед подготовкой манекена производят примерку шкуры. Важно, чтобы края шкуры сходились за головой манекена. Это определяющий параметр подходящего манекена. Если шкура маловата для манекена, то «болванку» обтачивают рашпилем. Далее рашпилем или крупной шкуркой зачищают манекен, убирая верхнюю корочку и все ненужные выступы; таким способом приготавливают его для нанесения глины и клея. Дрелью вырезают желобки под плавники, предварительно пометив места на манекене. Для хвостового плавника делают желобок, для маленьких рыб эту манипуляцию производят ножом, так как эта область на манекене достаточно тонкая. Для крепления головы вставляют железную шпильку (можно гвоздь) в предварительно просверленное отверстие в манекене, иначе он может расколоться в момент вбивания шпильки. После обработки манекена достают шкурку из ацетона и проверяют ее: она должна побелеть и стать немного суховатой. После обезжиривания еще раз очищают шкурку от остатков органики, затем в течение нескольких минут моют ее, используя любое средство для мытья посуды (можно Fairy), что также обезжиривает шкурку, а потом тщательно промывают в проточной воде под краном. Еще раз проверяют размеры манекена и подгоняют их под шкурку. Особое внимание уделяется плавникам - они должны «садиться» точно по месту. Примеряя шкуру, натягивают на шпильку нижнюю челюсть и проверяют соответствие размеров манекена и головы рыбы. Для облегчения примерки можно подкалывать шкуру булавками, чтобы она не сдвигалась. Небольшие зазоры между манекеном и шкурой вполне допустимы, при последующей обработке их зашпаклевывают.

Прежде чем надеть шкуру на манекен, необходимо нанести глину на те места (например, щеки, бока и пр.), которые не должны на рыбе выглядеть «провалившимися». Щеки заполняют глиной с помощью шпателя через глазницы на шкуре головы. Глину уплотняют и разглаживают; ее не должно быть слишком много, иначе рыба будет казаться неестественно раздутой. Чтобы внутри чучела не скапливался воздух, который может испортить внешний контур рыбы, необходимо предварительно сделать небольшие проколы булавкой в тех местах, где для уплотнения будет добавляться глина. Прокладывают глину и у основания головы, и по краю, чтобы сделать как можно более плавным переход между головой туловищем и хвостом. Делать это нужно очень тщательно, чтобы внешний вид трофея был «здоровым».

Дальше на манекен наносят специальный клей для шкуры. Он имеет кремообразную структуру, хорошо держится на материале манекена, вместе с глиной заполняет пустоты, и, что важно, шкура на нем хорошо скользит по манекену. Этот клей безвредный, он абсолютно нетоксичен, в отличие от более дешевых аналогов, с которыми при работе придется мучиться. Клей намазывают по кругу, оставляя небольшое непромазанное пространство в том месте, где на шкуре будет шов. Место шва выбирают заранее. Если рыба будет висеть на стене, то лучше шов сделать на той стороне, которая будет обращена к стене. Если модель будет стоять на подставке, то шов лучше сделать на брюхе. В этот момент очень важно не помять шкуру и не повредить чешую! Если применяется некачественный клей, половина рыбьей чешуи останется на руках и инструменте. Распределив шкуру по манекену, еще раз проверяют, чтобы все было «по месту». После этого скрепляют шкуру по шву степлером, или сшивают нитками, или склеивают.

Начинают устанавливать голову. Для жесткости делают вставку в районе жабр, чтобы при высыхании они не провалились. Если рыба небольшая, лучше голову набить глиной, для большой рыбы понадобится полиуретановая вставка. С помощью шпильки, вставленной в туловище, можно регулировать ширину открывания пасти, угол поворота головы рыбы, придающие трофею живость, естественность и природную красоту. Если это вызовет затруднение, стоит взглянуть на фотографию выловленной вами рыбы или найти любую хорошую фотографию рыбы этого вида (например, в журнале). Закрепляя голову в нужном положении, особое внимание уделяют жабрам.

Клей «Супер-Глю» кладут аккуратной колбаской по краю головы и жаберной области, расправляют плавники и к ним прикрепляют булавками специальные проволочные каркасы или любую плотную пластиковую пленку. Если у плавника не хватает лучей или они сломаны, то производят его реставрацию: на наиболее заметные разрывы кладут заплатки из клея «Супер-Глю». Сначала расправляют верхний лучик, потом нижние лучи и булавками закрепляют основания плавников. Переход от манекена к лучам плавников должен быть плавным. Придав плавникам нужное положение, делают для них бандаж, который представляет собой, с одной стороны, тоненький проволочный каркас, а с другой -пластик. Такой «двухсторонний» бандаж нужен для того, чтобы дать плавникам высохнуть в нужном положении. Бандаж крепят к плавникам с помощью обыкновенных канцелярских скрепок. Растягивают плавники и фиксируют их, не применяя силу. Эта почти ювелирная работа требует особой аккуратности, чтобы на следующем этапе не пришлось долго восстанавливать плавники.

С парными и непарными плавниками все действия производят по одинаковой схеме. Основание хвоста подклеивают и фиксируют бандажом. Брюшные плавники иногда только мешают, поэтому их изначально делают малозаметными и прижимают к туловищу рыбы. Существует методика, при которой плавники заранее полностью вырезают, обрабатывают отдельно от туловища и высушивают, так их легче восстановить и распрямить. Но в этом случае возникают некоторые трудности при их прикреплении к туловищу. В подготовленное чучело снизу втыкают булавки, на которых рыба будет высушиваться.

Корректировка формы рыбы пальцами

Очередной этап - предпоследняя сушка. В идеале рыба должна сохнуть от трех дней до недели, иногда дольше. Если рыба перед покраской не высушена полностью, то в дальнейшем краска рассыхается, лопается и трескается. Перед сушкой еще раз нужно критически осмотреть рыбу и, если требуется, немного подкорректировать ее форму пальцами (при этом очень аккуратно следует обращаться с чешуей). Просушивают рыбу профессиональным феном, но делать это надо осторожно, так как можно пересушить шкурку.

Основная задача на последнем этапе изготовления чучела рыбы – наведение окончательной красоты: шпаклевка, покраска, установка глаз и формирование плавников. Сначала восстанавливаем туловище окуня, используя специальную шпаклевку. Некоторые предпочитают самостоятельно готовить шпаклевку, но все же надежнее пользоваться профессиональным составом: водорастворимой и двухкомпонентной шпаклевкой (серого и розового цвета). Шпаклевкой окончательно обрабатывают тело высохшего окуня перед покраской. Важ- но, чтобы оно было ровным.

Для этого залепляют все дырочки и другие дефекты на туловище. Во время шпаклевания желательно использовать фото рыбы. Если его нет, можно положить перед собой другого окуня (желательно свежевыловленного или замороженного), чтобы иметь образец формы тела и особенно головы. Самое главное при шпаклевании – придать правильную щекастую форму го-лове (по памяти это сделать сложно). Кроме головы особое внимание уделяют шпаклеванию шва, оснований плавников, остальных выемок и «усохлостей» на туловище.

Шпаклевку разглаживают, чтобы не было неровных переходов. Делают это смоченной в воде кисточкой. Кисточку сначала берут грубоватую, щетинистую, а потом более мягкую. Шов можно еще заклеивать полоской ткани, а не шпаклевать. Именно так поступают американские таксидермисты. Дальше шпателем рисуют чешую на месте, где под шпаклевкой располагается шов, чтобы его замаскировать (можно это делать булавкой или другим острым инструментом). После шпаклевки нужно дать рыбе просохнуть в течение двухтрех часов в сухом, проветриваемом помещении. Чтобы ускорить процесс сушки, можно воспользоваться профессиональным феном.

Следующий шаг – восстановление плавников и подготовка их для окрашивания. Для этих целей используют специальный восстанавливающий плавники материал, который производится пока, к сожалению, только в Америке. Похожим материалом садоводы покрывают посевы, только у нас он намного тоньше. С помощью этого материала наращивают толщину плавников, они становятся более эластичными, менее ломкими. Отрезают по размеру плавников небольшие кусочки материала и подклеивают к задней стороне плавников (которая будет прилегать к стене).

Промазывают клеем все плавники, чтобы они хорошо пропитались. В идеале плавники следует реставрировать минимально. Основная задача – сохранить естественные лучи и форму плавников рыбы, тогда достаточно трудоемкая и длительная работа по реставрации значительно сократится. Дальше проклеивают плавники флизелином (который используется при изготовлении воротничков), а после просушивания в течение часа промазывают специальным силикон-акриловым герметиком, который их закрепляет, при-дает пластичность, прочность, а также защищает лучи от возможной резкой смены температур в помещении.

Делать это следует три-четыре раза, каждый раз давая составу подсохнуть в течение 5-10 минут. После этой манипуляции плавники утолщаются, становятся прочными и долговечными. К тому же так им можно придать любую форму: например, поднять спинной плавник вверх или, наоборот, прижать к спине. Такие моменты особенно важны, когда хотят сделать композицию из нескольких чучел рыб, к примеру играющую стайку окуней. После окончательного просушивания изделия (оно должно сохнуть не менее 1 часа, а вообще, чем больше – тем лучше) аккуратно ножницами отрезают лишнюю ткань. При этом стоит по фото воссоздать натуральную форму плавников рыбы.

Очередной шаг – подбор глаз. В самом начале работы над чучелом следует зафиксировать точный размер, цвет и выпуклость глаз трофея. Вокруг глаз идет склера, и при замерах нужно учитывать размер именно глаза, без окружающей его склеры, иначе рыба будет либо выглядеть неестественно пучеглазой, либо обладать невыразительными мелкими глазками. Подобранные глаза приклеивают к глазнице с помощью пластилина. Не следует пользоваться импортными яркими пластилинами, которые ценятся за то, что не прилипают к детским рукам. В данном случае они не подходят. Можно перемешать шпаклевку с пластилином в пропорции 1:3. После того как глаза вставили, их надо по кругу зашпаклевать аккуратными колбасками. Затем чучело вновь сушат примерно 30 минут. Последний, наиболее интересный этап в изготовлении чучела – окрашивание.

Специального художественного образования для этого не требуется. Потребуются специальные краски и грунтовка, аэрограф, кисточка, которая понадобится только в конце, хорошее изображение рыбы и горячее желание сделать трофей красочным и достоверным. Краски (сделанные в США), которыми покрывают рыбу, совершенно особенные. Мало того, что в комплекте подобраны специальные «рыбные» цвета (сотни оттенков серебристого), перламутровые, зеленоватые и прочие водяные оттенки, краска обладает способностью переливаться при взгляде на нее под разными углами, хорошо ложится на чешую рыбы, при этом под ней виден рельеф чешуи и создается впечатление, что каждая чешуйка лежит отдельно и переливается, как у свежепойманной рыбы.

Но сначала, как и при любой другой покраске, нужно загрунтовать чучело с помощью аэрографа. Особенно важно покрыть грунтовкой те места, где была шпаклевка. Краска очень хорошо ложится на грунтовку. А если эти краски на водной основе нанести на шпаклевку без грунта, то она потом стечет и весь труд пропадет. Кстати, при грунтовке не следует забывать про плавники. А глаза лучше чем-нибудь закрыть. После грунтовки опять требуется просушивание в течение 15-20 минут.

Дальше на окуня поочередно наносят краски разных цветов и оттенков. Последовательность нанесения можно варьировать, но все же сначала наносятся основной фон, более светлые тона, потом более темные, а полосы (окунь, щука) или круглые пятна (мурена) делают в самом конце. После каждой краски необходимо промывать аэрограф водой! Это очень важно, поскольку, если этого не сделать, предыдущий цвет проявится в последующей окраске и весь образ будет нарушен. Начинают с общего фона. На рыбу уже были нанесены светлая (серо-розовая) шпаклевка и грунтовка, а сейчас нужно выровнять общий цветовой фон. Для этого начинают равномерно наносить аэрографом коричневую краску очень тонким слоем на все туловище рыбы, исключая плавники. Плавники закрывают бандажами. Можно закрыть только спинные плавники, а можно и все. После выравнивания фона ставят рыбу сушиться. Далее приступают к собственно художественной составляющей. Основной принцип окраски рыб следующий: краска кладется от более светлых тонов к более темным. То есть начинают с белого, а заканчивают самыми темными цветами. Бело-серебристым цветом придают окуню природную яркость.

Затем серебряную краску (без перламутра) наносят на верхнюю часть рыбы, потом – в район боковой линии, на щеки и сов-сем немного на брюхо. С окрашиванием брюха вообще надо быть осторожным, так как оно у рыб обычно светлое и важно его не перетемнить. Наносят краску тонким слоем, держа перед собой большую фотографию окуня. Добавляют на верх туловища и головы золотую краску, на бо-ка наносят эту же краску, но чуть меньше. Количество золотой краски зависит от того, какого окуня хотят в итоге получить, ведь в природе они сильно различаются по окраске: встречаются рыбы от совсем зеленых до коричневых, золотых, желтых и т.д. Так что выбор за вами.

Следующая краска – светло-зеленая (прозрачная). Наносят опять на верх головы и туловища, на бока и совсем немного на брюшко. Под краской должен прорисовываться рельеф чешуи. Покрывают обыкновенным акриловым лаком из баллончика (можно кисточкой) этот промежуточный слой и ставят окуня сушиться на полчасачас. Плавники тоже покрывают лаком, предварительно сняв бандаж. Работать с лаком следует в проветриваемом помещении, поскольку он токсичен. Далее выбирают зеленую краску более темного, точнее, серо-зеленого оттенка. Можно ее немного развести водой. После ее нанесения рыбу опять подсушивают минут 15, затем маленькой губкой с ацетоном и водой снимают излишки зеленой краски, которые закрывают рельеф чешуек.

Краской потемнее (черной с добавлением желтой) кисточкой рисуют полосы на теле окуня. Потом этой же кисточкой слегка подкрашивают верх головы и спины, после чего добавляют очень тонкий слой коричневой краски вверху и по бокам туловища и головы, стараясь делать это очень аккуратно, чтобы не заглушить непрозрачной краской предыдущие слои. Прозрачная люминесцентная краска сине-золотого оттенка, которую наносят на жаберные крышки, бока и другие выступающие части тела, придает окуню естественную переливчатость, имитирует иг- ру чешуи и блеск жабр.

Тоненькой кисточкой окрашивают лучи плавников ярко-красной краской, стараясь делать перышки. Если покрасить такой краской плавник целиком, будет некрасиво. Так поступают с самыми крупными, выступающими лучами всех плавников (парных и непарных), после чего аэрографом наносят на плавники совсем тонкий слой светло-красной краски. При этом нужно сохранить прозрачность плавника.

Основание хвостового плавника выделяют черными пятнышками, которые рисуют кисточкой. Осталось только отмыть глаза (например, ацетоном) и покрыть лаком в три-четыре слоя всю рыбу. Лак наносят послойно с последующим просушиванием каждого слоя в течение нескольких часов. Теперь нужно выбрать самое выгодное место для установки трофея. Если вы сделали все согласно инструкциям учителей, то любоваться этой рыбой смогут даже ваши праправнуки!

Екатерина Николаева

Сделать чучело - один из отличных способов для рыболова увековечить свой трофей. Отлично для этого подходят крупные виды рыб . Например, щука. Когда котлеты или уха из улова съедены, можно заняться изготовлением чучела из головы этого речного санитара.

Чучело из щуки: что нужно знать перед изготовлением

Любому рыболову приятно похвастаться доказательствами своего успеха. Долго показывать саму рыбину не получится - она испортится. Огорчаться не нужно: смело потрошите туловище для еды, а головную часть ненадолго отложите в сторону, чтобы потом смастерить чучело. Подготовьте ее при помощи острого ножа:

  1. Сразу после поимки очень осторожно извлеките из пасти воблер. Важно не повредить целостности зубов - они у щуки довольно хрупкие.
  2. Жабры можете удалить, но это необязательно. Как вам нравится.
  3. Плавники срезать не нужно.

Совет. Уместно делать чучело из головы, если рыба весит хотя бы 5 кг. Иначе головешка будет неказисто маленькой. Второе условие - собираетесь ли вы есть пойманную щуку. Убивать животное ради головной части не стоит.

Материалы и инструменты для изготовления чучела из головы рыбы:

  • деревянные палочки-распорки (зубочистки, спички, щепа);
  • прищепки, небольшие картонки;
  • эмалированная или пластиковая тара;
  • соль в большом количестве;
  • старая зубная щётка;
  • столярных набор инструментов;
  • длинный саморез;
  • влагостойкий лак.

В случае с щукой не нужно проводить сложный процесс таксидермии, как, например, при создании чучел диких сухопутных животных. Процедура больше напоминает засолку. Важно лишь работать со свежей рыбой. Не откладывайте дело в долгий ящик. Любая предварительная заморозка ухудшит внешний вид готового экземпляра.

Чучело из головы щуки: порядок работ

Если у вас на руках уже есть заготовка, сразу приступайте к созданию изделия:

  1. Для начала придумайте форму для щучьей пасти. Вставьте распорки в соответствии со своей идеей. Как правило, в чучеле изображают хищное выражение морды. В момент нападения щука широко раскрывает пасть и жабры.
  2. Придайте форму плавникам. Их лучше зажать с помощью прищепок и картона, поскольку в процессе обработки плавнички могут высохнуть и уменьшиться в размерах.
  3. Положите будущее чучело в подходящую по размерам ёмкость. Например, в кастрюлю. Обильно засыпьте солью ротовую полость, жабры, остальные элементы. Не жалейте солёного песка - от качества засолки зависит долговечность чучела.
  4. Накройте тару крышкой и поставьте в холодильник или на балкон (зимой).

Процесс высушивания длится порядка 2-х недель. Щука будет выделять жирную слизь, которую периодически необходимо счищать зубной щёткой под проточной водой. После процедуры рыбу вновь помещают в кастрюлю и засыпают чистой солью. На ее готовность укажет сокращение слизистых выделений.

Сразу после высыхания необходимо вскрыть щучью морду лаком или пропитать специальным защитным средством для древесины. Задача - сделать чучело устойчивым к воздействию влаги. Поэтому чем качественнее лак, тем лучше. После этого останется правильно прикрепить щуку:

  • сделайте декоративную доску на свой вкус;
  • зафиксируйте чучело на доске саморезом через позвонковую кость;
  • жабры и пасть можно подкрасить для большей выразительности;
  • если глаза получились некрасивыми, закрепите на их месте что-то наподобие пуговиц.

Совет. Все завершающие работы также нужно проводить крайне аккуратно. Будет обидно испортить изделие практически перед презентацией.

Чтобы избежать ошибок, учтите следующие полезные советы перед началом и в процессе работы:

Чучело щуки

  • Вместо сухой соли можете использовать концентрированный солевой раствор.
  • Основная масса слизи выделяется не на поверхности морды, а в пасти, между клыками, и в районе жабр.
  • Распорки не обязательно должны быть деревянными. Можно применить любой ненужный материал из балконных закромов. Главное, чтобы он был достаточно прочен и не навредил внешнему виду чучела.
  • Чтобы растопырить жаберные крышки, приладьте тонкие полоски-круги из пластиковой бутылки. Просто вставьте материал между створкой жабр и туловищем.

Детальнее о процедуре расскажет видео. Будьте готовы, что в первое время рыба будет источать характерный запах. Если работать в жилом помещении, то в нём «повиснет» специфический аромат рыбалки. В холодильнике - аналогично. Поэтому лучше всего проводить такие работы зимой в сарае, а сушить рыбу - на улице под навесом. По мере высыхания неприятное амбре улетучится.

Как сделать чучело из головы щуки: видео

Для того чтобы изготовить чучело птицы, вам необходимо иметь:
Проволоку, медный купорос (или его раствор), кисточка (для нанесения медного купороса), паклю (или любой набивочный материал (синтепон, вату и тому подобное), клей (момент), быстросохнущие краски (в обзорной статье использован обычный лак для ногтей из женской косметики), бусы/шарики (для глаз), пинцет, ножницы, нож, декоративные булавки, нитки с иглой.


Через надрез в груди, птицу освобождаем от тушки (мяса). Тяжелее всего снять кожу с головы и ног. В хвосте самое главное оставить не тронутым копчиковую железу (откуда растут перья). «Раздевая» ноги пернатого, они могут выворачиваться «в чулок». Это не страшно, потом вы их приведёте в нужное положение.

Дойдя до головы, снимайте ее очень аккуратно, чтобы не повредить перья и целостность кожного покрова. Работайте небольшим, острым ножом (лучше скальпель). Не забудьте у пустого чучела залепить разрезы глаз кусочком/шариком пластилина.

Череп птицы очищают от содержимого путем промывания проточной водой, выскребыванием. Любыми подручными предметами (нож, пинцет). После чего, выдержать в кипящей воде не более 3 мин.

Из всего трофея на руках должны остаться для будущего чучела: пустая черепная коробка и кожа с опереньем, которые необходимо обработать (протравить) в медном купоросе, чтобы не допустить развития болезнетворных бактерий.

Раствор делается из расчета - 1 ч. ложка купороса на 200-250 гр. воды. Простой кисточкой «красим» кожу чучела с внутренней стороны. Избегайте попадания синего раствора на перья, произойдет нежелательный окрас. Очистить его можно, но есть риск, что пострадает внешний вид.

Черепок погружаем полностью в емкость с раствором.

Процедура протравливания по времени должна быть около 6-7 часов.




Замеры на данном этапе играют не последнюю роль. Узнаем какой обхват головы, грудки, длину ног, крыльев. Отталкиваясь от имеющихся сантиметров, готовим будущий каркас. Паклю (вату, синтепон) наматываем на проволочный каркас. На него «оденем» птицу.

В конечностях птицы просовываем проволоку, для придания нужного положения и чтобы корпус будущего чучела имел крепость.





В местах, где, это необходимо, добавляем до плотности набивочным материалом, чтобы не было ощущения пустоты.


Когда всё готово, птица сшивается ниткам. На фиксацию сшиваемых частей, (для удобства), примените декоративные булавки.

Глаза птицы выполняются из подходящих по размеру шариков, бусинок. При помощи скальпеля, пинцеты, кожа в разрезах приподнимается, и «глаз» оказывается на своем месте. Первоначальный цвет данной детали не имеет особого значения, так как для придания нужного эффекта, используется черный лак или быстросохнущая краска. С такой же целью, можно обработать клюв птицы.

По окончанию всех работ – осмотрите трофей. Перья, которые торчат и их невозможно уложить простым приглаживанием, то нужно аккуратно приклеить. Для этого у основания пера нанесите одну каплю секундного клея.

Некоторые представители пернатых имеют яркие моменты в окрасе (бородки, гребешки, веки и т.п.). Убитая птица легко теряет эту особенность. Восстановить былую привлекательность можно без труда, прибегнув всё к тому же лаку для ногтей.

Если птицы стали на наших садовых участках желанными гостями, уж очень многим нравится их пение, пусть остаются. Но почему бы не сделать собственный огород еще более живым и привлекательным? Вспомнить детство? Поставьте пугало!

Если вы не зависите от огорода в гастрономическом плане, получите эстетическое удовольствие. А если зависите, пугало поможет уберечь урожай, если научиться правильно использовать его.

Соломенный человек прекрасно смотрится в декоративных огородах, садах, выполненных в стиле кантри, на детских загородных площадках. Он привлекает внимание окружающих и дарит приятные эмоции.

Для чего ставят пугало на огороде

Чучела на огороде использовали с давних времен. Считалось, что оно может отпугнуть назойливых птиц от подсолнухов, плодовых деревьев и кустов. Помимо прочего, пугало довольно забавно выглядит и радует окружающих.

Для начала стоит понять, почему птицы боятся чучела. Сразу отметим, страх вызывает не каждое пугало.

Для того чтобы получить максимальный эффект, ваше чучело должно быть максимально похоже на человека. При этом особое внимание стоит уделить размеру – он должен быть большим.

Не забывайте и о ярких красках, они тоже пугают птиц.

Итак, размер придает устрашения, яркие цвета делают чучело заметным, схожесть с человеком также гласит, что опасность близко.

Важную роль играет и размещение. Лучше всего поставить объект прямо у охраняемых кустов. Если они располагаются в разных частях сада, значит, стоит разместить несколько фигур.

Материалы, которые нужны для пугала

Материалов для создания пугала понадобится не так много: всего лишь старая одежда и деревянный каркас. Для скелета рекомендовано использовать деревянный шест, к которому впоследствии прибиваются руки и голова.

Каркас вкапывается в землю, при этом необходимо убедиться в устойчивости фигуры, чтобы ее не снесло порывами ветра. Затем на скелет надевается старая рубаха и штаны. На голову – шляпа, ведро, косынка или горшок.

Лицо пугала можно сделать из подручных материалов: глаза – пуговицы, губы и рот – кусочки махрового полотенца, или нарисовать.

Если вам не нравится внешний вид чучела в старой одежде, можно взять детские вещи. В данном случае фигура получится веселой и аккуратной.

Стоит позаботиться и о материале, которым вы будете набивать пугало. Это может быть солома или синтепон. Помимо прочего, следует запастись веревкой, мешковиной, нитками, иголками и булавками, фломастерами.

Если нет желания делать чучело самостоятельно, в магазинах для огородников продаются готовые пугала из самых разных материалов. Но называются они по-другому – садовая кукла.

Делаем пугало самостоятельно

Сделать самое простое пугало можно всего за несколько минут. Для начала найдите длинный кол.

К нему на расстоянии 1/3 от высоты прибивают перекладину, должно получиться что-то вроде креста. Это будет каркасом. Затем вбейте кол в землю как можно глубже.

Затем можно приступать к самому приятному моменту – украшение чучела . Вам понадобится все, что плохо лежит, начиная от старых штанов и до обычных тряпок.

Вот и все, осталось прикрепить готовое чучело к крестовине. Как это сделать? Рекомендовано использовать строительный степлер.

Штанины, рукава и заднюю часть воротника пристреливаем к крестовине. Ноги могут болтаться на ветру, поэтому можно положить в них что-нибудь тяжеленькое или сделать форму из металлической проволоки.

Итак, подведем итоги вышесказанному. Сделать огородное пугало своими руками под силу каждому человеку. Это не только полезное, но и очень веселое занятие, позволяющее раскрыть свой творческий потенциал. Даже если вы не преследуете практическую цель, получившееся чучело может стать дизайнерской «изюминкой» вашего сада.

Найти материалы для создания пугала не составит труда, заодно и от лишнего хлама избавитесь. Поверьте, нет ничего лучше вещи, сделанной своими руками. А если понравится, можно создать и поставить в огороде несколько интересных фигур!

Как сделать чучело из птицы?

Если отделка трофейных черепов, шкур, рогов, зубов и клыков носит в большей мере технический характер, то изготовление чучел пернатых животных включает в себя и элементы изобразительного искусства.
В последние десятилетия, кроме традиционных чучел в трех измерениях, стали появляться полупластичные решения - части чучел, фиксированные на медальоне, выпуклые чучела пластичных типов и диорамы. Медальонные решения как бы подчеркивают красоту и мощь распущенного веерообразного хвоста или других частей тела глухаря, тетерева, рябчика, дрофы, стрепета, фазана, величественность и благородство зоба и формы их шеи в час токования. Медальонные части изготовляют так, дабы они соответствовали высоким запросам прикладного искусства, верно отражали присущие движения животного и производили убедительное всеобщее впечатление. Это требует от таксидермиста хороших знаний жизни зверей и птиц, изучения доступных фотодокументов и кинофильмов о них. Неестественные, неуклюжие, неправильные формы чучел и медальонных частей из них производят плохое впечатление, и было бы хорошо, если бы они вовсе не появлялись в охотничьих интерьерах.

Издавна таксидермисты изготовляли полупластичные формы пернатых, используя полупластичные гипсовые слепки, обтянутые одной половинкой оперенной шкурки птицы. Эти полупластичные фигуры помещали в картину, которая представляла среду обитания птицы. При этом особенно сложно согласовать цвет натуральных перьев птицы, которые покрывают гипсовый слепок, с нарисованной средой обитания. Поэтому рисованный фон широкого пространства необходимо заменять полупластично-изготовленным, близким и непосредственным фоном с включением натуральных элементов. Наиболее приемлемое изготовление полупластичного образа с чучелами показано на рисунках, дополненных объяснениями.

Диорамы занимали важное место при оформлении охотничьих трофеев в минувшем, да и в наше время их можно встретить в музеях и учебных коллекциях, на охотничьих и зоологических выставках. Аранжировка диорам для обычного охотничьего интерьера не имеет смысла. На выставках диорамы необходимы для того, чтобы посетители могли увидеть животных, на которых разрешена охота, в их среде обитания, так сказать, в объемной композиции. Разработку и создание диорамы доверяют всегда опытному художнику-декоратору, который одновременно является и охотником.

Диорама делится на три части: переднюю, среднюю и фон (задний план). В передней части, сделанной и аранжированной натуральными элементами среды обитания животных и занимающей примерно 2/3 глубины, помещают цельнопластичное чучело. Среднюю часть диорамы делают неброской, невыразительной и используют для согласования переднего плана и чучела с нарисованным фоном. Фоном обычно служит подходящая фреска (на стене), которая увеличивает глубину диорамы.

Диорамы наглядно изображают жизнь зверей в лесу, или в горах, обычно летом или зимой. Очень важно при этом бестеневое освещение диорамы, которое лучше всего достигается использованием театральных рефлекторов.
При изготовлении чучел стремятся придать им различное положение. Но для этого нужно хорошо знать жизнь животных, способы их передвижения в природе: во время бега или прыжков, полета, нападения на добычу, в поединке с соперником, при кормлении потомства. Именно поэтому необходимо, чтобы таксидермист чувствовал различие положений лисицы, крадущейся к своей жертве, или беззаботно бегающей, или убегающей от опасности, или преследующей и хватающей свою добычу. Очень грациозны движения лисицы, играющей с мышью. Подобное богатство форм и выражение различных движений можно использовать при изготовлении чучел всех животных, охота на которых разрешена. Подлет и отлет птицы передают не только распущенные крылья, но и напряжение всего тела, положение головы и хвоста. Различно выглядит хищная птица - кружащая, парящая в полете, нападающая или летящая с добычей.

Самое красивое чучело хищной птицы - изображающее ее в момент, когда она хватает добычу. Для изготовления чучел хищников необходимо знать различные способы овладения добычей. Хищники из семейства кошачьих подкрадываются к жертве и делают решающий бросок, из семейства собак гонят и затравливают свою жертву, куницы скрадывают, дневные хищные птицы сразу стремительно нападают на добычу, а ночные подлетают совсем близко и затем также стремительно нападают.

При изготовлении и установке чучел не поможет никакая импровизация. Каждое движение животного во всех нюансах необходимо, так сказать, добросовестно подсмотреть у природы, в зоопарке, изучить по фотографиям и кинофильмам, изображающим его в естественной среде. Важным дополнением могут быть зарисовки, эскизы основных и типичных моментов движений, которые удалось увидеть.

Как сделать чучело из птицы в домашних условиях?

Обычные и нейтральные формы чучел не производят убедительного эстетического впечатления. Неестественные формы делают смешным благородство животных, и поэтому при изготовлении и моделировании трофеев этого вида надо действовать очень благоразумно, с необходимым усердием, добросовестностью и особенно с чувством меры.

Работа таксидермиста берет начало уже с отстрела, так как для чучел годится лишь не испорченное сильным поверхностным ранением животное. Крайне нежных пернатых нужно после отстрела уложить так, дабы они приобрели свою природную позу: уложенные крылья, выпрямленые ноги, основное положение шеи и хвоста. Окровавленные перья вытирают ватой, взъерошенные разглаживают, а на кровоточащие ранения накладывают вату, напитанную денатурированным спиртом. Транспортируют пернатых крайне бережно, чтобы не погнуть, не взлохматить и не поломать перья. Завертывают их только после полного охлаждения тушки, для того чтобы она не начали портиться; с такой же целью при высокой температуре воздуха в места прострела под перья и в полость рта вводят денатурированный спирт, а между упаковкой и телом укладывают вату, солому либо мягкое сухое сено. В мягкой или твердой упаковке, в которую завернуто животное, острой деревянной палочкой или гвоздем делают частые дырочки.

В теплое время года необходимо сразу же после отстрела вынуть внутренности. Для этого у птиц и мелких хищников через анальное отверстие вытягивают кишки. Конец кишки отрезают от желудка и завязывают так, чтобы содержимое не попало в брюшную полость. Брюшко разрезают, осторожно отодвигая перьями пух, причем, чтобы сделать это правильно, надо обладать основными навыками таксидермии. В освобожденную от внутренностей брюшную полость вводят денатурированный спирт.

Изготовление чучел птиц и зверей поручают хорошему и опытному таксидермисту; предварительно с ним согласовывают форму чучела и подставки, детали фона. При необходимости его обеспечивают фотографиями, эскизами (зарисовками) или рисунками добытого животного.

Loading...Loading...