Кафедральный собор Кенигсберга в Калининграде, HD-фотографии. Кафедральный собор Кёнигсберга

Насквозь пропитан историей. Каждый камень здесь - достопримечательность. Средоточием всего, чем славен этот край, является столица, город Калининград. Фото, достопримечательности, перечни маршрутов, описания интересных экскурсий находятся в широком доступе.

Одна из туристических Мекк

Родина Иммануила Канта является популярнейшим туристическим объектом. Богатейшая история города, основанного в 1255 году королем Чехии Пржемыслом II и магистром Тевтонского ордена фон Вертгайнтом, запечатлена в многочисленных постройках различных времен. Каждый из объектов является историческим или архитектурным памятником какой-то эпохи. Город органично соединил в себе все стили и представляет собой один из прекраснейших «музеев под открытым небом» Европы и всего мира. Поэтому карта Калининграда с достопримечательностями пользуется большой популярностью. К главным сокровищам города относятся Музей янтаря и Кирха Святого Семейства, Бранденбургские ворота и Новая Либеральная Синагога, Крестовоздвиженский собор и Нижний пруд, могила родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта и Храм Христа спасителя.

Визитная карточка города

Но, пожалуй, главной достопримечательностью является Кафедральный собор в Калининграде, городе, который до 4 июля 1946 года назывался Кенигсбергом. Своё название средневековый населенный пункт, возникший на месте нынешней гостиницы «Калининград», получил от одноименного рыцарского замка. У его стен образовалось поселение немецких колонистов Альтштадт (старый город), где с 1297 по 1302 год усилиями епископа Зигфрида был возведен первый кафедральный собор Кенигсберга, который был совсем невелик по размерам. И поэтому уже в 1327 году, по просьбе нового епископа Иоганна, магистр Тевтонского ордена выделяет на острове Кнайпкофе (своеобразной чертой города является его частичное расположение на островах) участок земли под строительство главной церкви.

Уникальность собора

Топкостью островной почвы и временами, когда каждый дом являл собой крепость, объясняется уникальная архитектура храма, который изначально планировался как молебный дом исключительно для рыцарей. И лишь пристройкой к однонефной части, имеющей название «Высокие хоры», трёхнефного корпуса («Нижние хоры»), церковь стала доступной для простых жителей города. Необходимо оговорить, что на Кафедральный собор в Калининграде за время его существования возлагались кроме основной и другие функции. Так, долгое время он был церковью при университете «Альбертина».

Многофункциональность главного храма

Кроме того, собор является усыпальницей значимых исторических личностей, таких как первый прусский правитель и последний магистр легендарного Тевтонского ордена - герцог Альбрехт. Фрагмент надгробия его могилы сохранился до наших дней.
Здесь нашел успокоение и Люттер фон Брауншвайт - основатель собора. Профессоров университета Альбертина, старейшего в Пруссии, хоронили тоже здесь. Последним из них был Профессорская усыпальница связывает собор с университетом, который славен еще и своей Валленродской библиотекой, представляющей собой уникальное собрание старинных рукописей и свитков.

Рожденный вновь

Надо ли говорить о том, что, находясь в самом центре Европы, Кафедральный собор в Калининграде неоднократно захватывался противоборствующими силами, разрушался, горел и перестраивался. После бомбёжки союзников (английская авиация) в 1944 году, разрушившей все несущие конструкции и перекрытия, храм, как и весь Кнайпкоф был уничтожен. Сохранились немногие стены собора, некоторые подземные помещения. Уничтожен был и старый орган, отреставрированный в 1905 году. Сам храм был полностью восстановлен лишь в 1992 году. Появился у него и новый орган. В наши дни музыкальный комплекс собора, состоящий их двух органов (большого и малого), не имеет аналогов. Он крупнейший в Европе. Достоинство и уникальность комплекса - возможность игры на двух инструментах одновременно. Большой орган является самым крупным в России, он имеет 90 регистров. Его венчает Феникс - птица, являющаяся символом возрождения, в данном случае и органа, и собора.

Насыщенная история

Крупные разрушения, как и обширные восстановительные работы, в результате которых собор преображался или обогащался, символ города переносил и много раньше. История собора очень насыщена событиями. Для его первоначального возведения на новом месте был построен мост, названный Соборным. По нему доставлялись на остров стройматериалы от разобранной старой церкви, потому что новый храм частично возводился из них. Кафедральный собор в Калининграде сейчас недействующий, он является культурно-религиозным центром. Но в свое время он был главным католическим храмом города, а после Реформации XVI века главным лютеранским собором не только города, но и всей Пруссии.

Судьба органа тоже уникальна

На протяжении долгой жизни собор подновлялся. После первой крупной реставрации 1833 года здесь появился новый орган. (Калининград) за свою историю имел несколько этих инструментов. Первый из них был установлен в 1695 году, второй - в 1833, нынешний комплекс - в 2008. Об этом религиозно-культурном центре очень много написано, он справедливо считается символом города, его визитной карточкой. Но есть еще один кафедральный собор в Калининграде - Храм Христа Спасителя. Это православная церковь. Несмотря на свой более чем юный возраст (он освящен Алексием II 10 сентября 2006 года), собор, построенный в центре города на площади Победы, имеет свою историю и, безусловно, является достопримечательностью города. Его нижняя часть, в которой установлен переданный в дар в 1996 году «Мемельский» иконостас, является храмом воинской славы.

Храм-памятник

Германское Свято-Князь-Владимирское братство передало иконостас, созданный в годы Семилетней войны (1756-1763 гг.) в Мемеле (Клайпеде) в честь погибших русских воинов. Теперь, по предложению председателя братства господина Г. А. Рара, нижняя часть с иконостасом является храмом-памятником всем русским воинам, погибшим на территории Пруссии как в Семилетнюю, так и в Наполеоновскую, Первую и Вторую мировые войны. Главным православным храмом области по праву гордится Калининград. Христа Спасителя, выполненный в стиле Владимиро-Суздальского зодчества, высотой 73 метра, органично вписался в архитектуру древнего европейского города. Буквально о каждом объекте столицы Янтарного края можно говорить бесконечно. Но лучше увидеть красоты, которыми так богат Калининград. Фото, достопримечательности на которых изображены в самых выгодных ракурсах, являются лучшими рекомендациями к посещению города.

Самая западная территория России

Необходимо отметить, что своеобразие Калининградской области, расположенной в Центральной Европе, заключается в том, что она является полуэксклавом Российской федерации, имеющим выход к морю, но не имеющим общей сухопутной границы с РФ.

Естественно, что такое уникальное расположение добавляет к прочим ее достоинствам ореол привлекательного для многих поклонников «западного мира». И туристические агентства это учитывают. Для жителей России город Калининград-Кенигсберг полон привлекательности. Он и столица янтарного края, где пляжи периодически покрываются, как это было совсем недавно, этими драгоценными дарами моря, он и средоточие исторических и архитектурных памятников Европы. И все это находится на территории России. Для старшего поколения жителей стран СНГ Кенигсберг является одним из символов победы над фашистской Германией. Великий артист Владимир Этуш среди многочисленных воинских наград имеет и медаль «За взятие Кенигсберга». Помимо прочих достоинств, этот город является одним из символов воинской славы России.

Одним словом, много есть поводов для посещения этого необыкновенного города. Карта Калининграда с достопримечательностями позволит заранее дать определенное понятие о том, как лучше организовать свое знакомство с этим уникальным городом России, наметить для себя наиболее желанные объекты, узнать их местонахождение, наличие вблизи гостиниц, пунктов питания и наиболее удобные подъезды к ним как общественным, так и личным транспортом.

Вчерась же после обеда был я у славного Канта, глубокомысленного тонкого метафизика… Я не имел к нему писем, но смелость города берет…
Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный. Первые слова мои были:
«Я русский дворянин, люблю великих мужей и желаю изъявить мое почтение Канту».

Н. Карамзин, июнь 1789 года

Сегодня, как я и обещал, мы отправимся на осмотр Кафедрального собора Калининграда, расположенного на острове Канта – Кнайпхофе. Посетим музей Канта и истории города, послушаем органную музыку, увидим Валленродскую библиотеку и вообще всячески исследуем интерьер и экстерьер собора.

Кафедральный собор Калининграда. Фасад.

Между прочим, Интернет своему существованию в некотором роде обязан Кёнигсбергу, а точнее мостам, которые соединяли остров с остальным городом. Как я уже говорил, остров, на котором расположен собор, окружен рекой Преголей и в свое время, а именно в 1736 году старинная математическая задача о семи мостах Кенигсберга заинтересовала Леонарда Эйлера. В этой задаче спрашивалось, как можно пройти по всем семи мостам Кёнигсберга, не проходя ни по одному из них дважды. Жители города во время прогулок пытались ее решить опытным путем, но именно Эйлер впервые создал строгое математическое доказательство невозможности совершить такую прогулку. А созданная им теория графов и поныне лежит в основе маршрутизации данных. И если бы не Эйлер и семь калининградских нынче мостов, то, как знать, читали бы вы эти строки в настоящее время…

Раз уж зашла речь об этих мостах, то было бы справедливо перечислить их. Итак, старейшим из семи мостов был Лавочный мост (Krämerbrücke) который построили в 1286 году. Вторым по возрасту считается Зелёный мост (Grünebrücke). Он был построен в 1322 году. Однако в 1972 году их отважно разломали и взамен построили единый эстакадный мост, который является нынче частью Ленинского проспекта города Калининграда. В 1377 был построен Рабочий мост (Koettelbrucke), а в1397 году Кузнечный мост (Schmiedebrücke). Оба этих моста погибли во время бомбардировки города британской авиацией и после войны не восстанавливались.

Из сохранившихся до наших дней отмечу Деревянный мост (Holzbrücke), который был построен в 1404 году и Высокий мост (Hohebrücke) постройки 1520 года и после неоднократно перестраивавшийся.

Ну и остался седьмой, самый молодой - Медовый мост (Honigbrücke). В настоящее время он исключительно пешеходный и с него можно наблюдать цветение прегольских кувшинок. О нем, как и положено в приличном городе ходят несколько легенд, но они не страшные, никакой мистики там нет и поэтому рассказывать их не буду. А вот показать мост — запросто:

Ну, полно. Вдоволь накатавшись на катере по Преголе и насмотревшись вот таких портовых пейзажей:

мы отправились к главному входу в кафедральный собор, который в этом году отпразднует свой 681 день рожденья. Как обычно, в холле имелась касса, но не имелось в ней почтенной сеньоры или кого-либо поблизости, дабы задать пару вопросов. В таких случая чудес ждать не стоит. Чудить нужно самому и прекрасно оправдывает себя следующая тактика – открыть первую попавшуюся дверь, войти в нее и тут же спрятавшиеся в закоулках здания музейные служители себя обнаружат. Так и вышло. Преклонных лет мадам, которая с криком “Что вам угодно?” и “Сегодня концерта нет, написано же!” материализовалась из сумрака и атаковала меня с натиском, которому позавидовал бы сам Отто фон Бисмарк. Однако довольно быстро успокоилась и, справившись с волнением, помогла определиться с дальнейшей программой, довольно четко указав цели и способы их достижения. Купив билеты и разрешение на съемку мы отправились по залам музеев, расположенных в соборе. И первым из них стал кассовый холл с несколькими вариантами маршрутов. Справа – вход в небольшую лютеранскую часовню, прямо – вход в концертный зал, а слева – снова часовня, но уже православная и вход на второй этаж в музей. Туда, пожалуй, сразу и отправимся.

Первый зал, довольно скромный по размерам встречает нас огромной картой Кенигсберга, показывающей нам, как выглядел город в 1613 году, различными обломками, бережно хранимыми для следующих поколений туристов и оборудованным местечком для сбора пожертвований. Пара витрин с выставленными в них куклами, дающими представление о модных приговорах тех времен и принты на стенах, с изображениями не дошедшей до нас городской архитектуры. Вот и все экспонаты. Отсюда можно отправиться в соседний зал, который расскажет нам об истории острова Кнайпхоф либо в зал, в коем представлена история возрождения собора. Деревянная лесенка с заботливо укрытыми ковровой дорожкой ступенями поможет подняться на третий этаж в Валленродсткую библиотеку. Однако спешить выше не будем и продолжим прогулку в сторону рассказов об острове и реставрационных работах.

Большую часть зала занимает огромный макет, на котором воспроизведена плотная городская застройка предвоенного периода, а точнее 1937 года. В настоящее время остров пустынен. Единственной постройкой на нем является кафедральный собор. Все остальное сравняла с землей война.

Глядя на этот макет (к слову сказать, работа над ним заняла 5 лет) приходишь к выводу, что в отличие от европейских средневековых городов, в которых имеется исторический центр, а окраины застроены современным железобетоном, Калининград напротив – имеет на своих окраинах остатки древней архитектуры, а в центре города, кроме восстановленного собора, никаких архитектурных излишеств прусских времен не найти. Все заполонил совок. И последней насмешкой коммунистического режима, аккурат напротив собора торчит недостроенный уродец – Дом Советов. Этот долгострой местные жители называют “закопанным роботом”, а немецкие туристы – “новым замком Кенигсберга”. Снимать я его не стал. Больно уж страшен. Впрочем, как и большинство глупых строительных проектов 70-х годов. В каждом городе, наверное, есть подобный памятник коммунистической архитектурной глупости.

Помимо макета в изобилии представлены экспонаты, касающиеся быта жителей Кенигсберга различных эпох, а так же подлое эхо войны, наподобие вот этой пробитой пулями и осколками таблички:

Жаль, что составляя экспозицию, о первом ударе английской авиации по центру города в 1944 году музейные работники упомянули, разрушения, вызванные штурмом и обороной города в 1945 тоже не забыли, а вот о том, что в 1960 году был сделан эдакий контрольный выстрел администрацией города и все остатки и руины были снесены под корень и центр застроили обычным советским уродством – нет.

Однако есть тут вещи поинтереснее. Например, большая коллекция средневековых кирпичей. Казалось бы, ну при чем тут Лужков кирпич? Что в нем такого особенного? А тем не менее много интересного про него можно рассказать. Среди коллекции в достаточном количестве встречаются кирпичи со следами лап собак, кошек или коз. И это не считалось браком. Наоборот, это свидетельство высокого качества кирпича. Дело в том, что после того, как мастер формировал кирпич в деревянной форме, он выкладывал его на просушку на открытом воздухе. И обжиг кирпича осуществлялся только после того, как кирпичи хорошо и долго полежали. Вылеживался он месяц и более. Соответственно за это время по нему могли побегать животные, птицы или оставить следы дождь. А контроль качества товара был жестким. Для этого кирпич (побывавший до 7 раз в печи) бросали с телеги на мостовую. И если кирпич разбивался или трескался, браковали всю партию в тысячу кирпичей. Если разбивалось три кирпича – в брак шла вся телега.

А вообще – красный обожжённый кирпич – символ Пруссии. Глины для его производства тут хватало. А основой строительного раствора являлась известь с песком. Для проверки качества раствора брали семь кирпичей и поливали их свежим раствором. По пришествие 12 часов брались за верхний кирпич и поднимали этот гамбургер. Если от стопки отваливались кирпичи, раствор считался негодным.

Единственное, что для меня в процессе производства средневековых стройматериалов осталось непонятным, так это то, как кирпичи лежали много недель под открытым небом и в под воздействием постоянных в этой местности дождей не расползались с образованием кучек жидкой глины. Ну, но то у мастеров были свои секреты…

В соседнем зале можно получить представление о средневековом оружии, геральдике, одежде и доспехах. Довольно обстоятельно все это показано и описано. Есть даже монах тевтонского ордена в полном облачении А рассматривать витражи из цветного стекла и вовсе сплошное удовольствие:

Прежде чем попасть в зал, рассказывающий нам о Канте и его жизни в Кенигсберге, мы неминуем Валленродсткую библиотеку, которая получила название по имени её основателя, Мартина фон Валленродта (1570-1632).

Фон Валленродт прилежно собирал книги, и первое собрание насчитывало около трёх тысяч томов. Однако во время пожара в 1623 году все, что было нажито непосильным трудом – все ж погибло. Пришлось начинать с начала и к тому моменту, как в покои Мартина фон Валленродта явилась старушка с косой, коллекция составляла около двух тысяч книг. К началу XX века общее число хранимых в библиотеке книг и рукописей было уже около десяти тысяч.

Но, несмотря на это благодарные потомки во время второй мировой войны вновь старательно занялись уничтожением библиотеки. Часть ее сгорела после бомбардировок англичан, а остатки растащили на самокрутки, растопку и по частным коллекциям. Кроме этого, летом 1945 года все находки и годные остатки ценностей, сохранившиеся после взятия Кенигсберга, были более-менее тщательно собраны и сложены в ящики общим числом 60 штук. Из них, как планировалось Совнаркомом, 35 ящиков должны были остаться в Кёнигсберге для различных музейных нужд, а остальные должны были быть отправлены в Москву. Однако ни один из ящиков до Москвы не дошёл, а в Кенигсберг не вернулся, сгинув по дороге. Так в наше время бесследно и неведомо как растворяются по пути из Москвы в регионы бюджетные деньги. Когда же в 1946 году в Кенигсберг явился с ревизией директор центрального хранилища музейных фондов, то и оставшихся ящиков так же не обнаружил.

Собственно, то, что сейчас можно наблюдать в кафедральном соборе, это не что иное, как восстановленный в наши дни интерьер помещения библиотеки. А было это все богатство книжное оформлено в стиле северо-немецкого акантового барокко голландским художником Христофом Грегором Сангкнехтом и кёнигсбергским резчиком по дереву Исааком Ригой.

Следующие три зала посвящены Канту. Один, как и положено называется “Кант и Кенигсберг”. Второй – “Кант и Россия”. Третий – “Кант и его окружение”. Тут в изобилии храниться множество изданий его трудов, писем, портретов, а также посмертная маска великого философа в мемориальном зале Канта.

В этом же зале я обратил внимание на репродукцию фрески Рафаэля “Афинская школа”, о которой я рассказывал в посте о станцах. И обсуждение деталей мемориального зала стоило мне беседы со служительницей, бдительно охраняющей покои. Очевидно, старушка истосковалась по общению с живыми людьми и начав со знаменитой цитаты из труда “Критика чистого разума”:

“Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне”

неистово, но не очень убедительно принялась доказывать, что без веры в бога я есть суть пропащий человек и только церковь способна вернуть меня на путь, ведущий к спасению. Я сдуру вступил в дискуссию, но общаться с людьми подобного рода не возможно, поскольку церковные догматы для них превыше логики и философских абстракций. Поэтому предпочел прервать общение и ретироваться, чем заслужил неразборчивое бормотание в спину.

Религиозные споры я заменил посещением оставшегося выставочного зала, в котором собрана богатая коллекция средневековых и современных монет, банкнот, наградных знаков, медалей и т.п. ценностей. Тут можно потратить с пользой много времени даже в том случае, если не являешься ценителем и специалистом в нумизматике или фалеристике.

В завершении похода по кафедральному собору было решено послушать концерт органной музыки, который должен был начаться в самое ближайшее время. Спустившись в органный зал можно увидеть большой и малый органы, установленные в соборе немецкими мастерами. Орган на острове Канта — один из самых больших в Европе. Имеет 90 регистров. Калининградские краснодеревщики вырезали и украсили орган фигурами в стиле барокко. Это точные копии тех, которые прежде украшали старинный орган. Небольшую вставку про органы я уже делал, когда писал о , поэтому не буду утомлять почтеннейшую публику этими деталями еще раз.

Звучание органа было великолепно. Но этот инструмент явно не для меня. Прослушав примерно пару произведений, я благополучно уснул. Довольно большое количество слушателей так же предательски клевали носом и старательно разлепляли веки. Что впрочем, не умаляет мастерства исполнителя.

Гораздо веселее дело пошло снаружи. Поскольку внутри кафедрального собора мы уже осмотрели и послушали все, что возможно, то осталось изучить парк скульптур и эпитафии на кирпичных стенах. А среди них попадались прелюбопытнейшие. Такова, например эпитафия Иоханну фон Крейтцену, канцлеру Пруссии и его жене Еуфемии, урожденной Домерау:

“В 1757 году, 5 января в истиной христовой вере умер знаменитый своей ученостью, добродетелью и мудростью славный муж Иоханн фон Крейтцен, канцлер Пруссии, с ним, любезнейшим супругом, как была соединена при жизни, так соединилась и в смерти 12 мая 1575 года непорочнейшая супруга Еуфемия, урожденная Домерау. Они покоятся здесь в надежде на вечную жизнь.”

Вызывает резонные вопросы определение “непорочнейшая супруга”, поскольку единственной непорочнейшей в истории была, как известно, дева Мария. Мать Иисуса. Но все же 1575 год. Дело конечно давнее… Поэтому предлагаю переместиться во времена более близкие к нам и взглянуть на могилу Вильяма нашего Шекспира Иммануила Канта:

Философ стал последним, кого похоронили в соборе. Справедливости ради стоит отметить, что немцы не особо жаловали его при жизни и примерно еще 100 лет после смерти он не считался великим. А если вспомнить то, что вытворяли на его могиле товарищи, то можно смело говорить о том, что и в СССР его недолюбливали. После того, как город был передан СССР, на могиле Канта появились надписи следующего содержания: “Теперь ты понял, что мир материален?”, “Думал ли ты, что русский Иван будет стоять над твоим прахом?” или же “Мы дошли до твоей могилы”. Как будто этот поход и был главной целью завоевания Кенигсберга.

Поэтому не стоит верить пропаганде совка, которая захлебываясь привычно слюной от величия момента гневно рассказывала нам о том, что Кенигсберг жил разбоем, но теперь настали для этой земли благословенные времена. Архивные фотографии в качестве доказательства прелестно иллюстрируют это вранье. Впрочем, современные российские производители киселятины и мамонтятины не далеко ушли от них.

Тем более отрадно наблюдать, что в настоящее время могила Канта содержится в более-менее подобающем состоянии. Разве что железный забор вокруг кенотафа поставлен непонятно с какой целью. Ну да нам, привычным к тому, что Россия – страна заборов это не в диковинку.

На этом, собственно, можно и завершить рассказ с описанием Кафедрального собора Калининграда и острова Канта. Любителям исторических подробностей и городских легенд возможно покажется это недостаточным, но при желании, я всегда смогу вернуться к ним.

А я прощаюсь на сегодня и отправляюсь готовить большой-пребольшой материал о посещении Калининградского музея Мирового океана. И первым из рассказов о нем будет иллюстрированный рассказ о судне “Витязь”, которое верой и правдой служила делу науки на протяжении многих лет, потом было превращено в клоаку, но все же восстановлено и превращено в отличную экспозицию, рассказывающую о работе ученых мужей и исследователях океана.

Сейчас это музей и концертный зал. А еще это главная достопримечательность Калининграда, которую построили в начале 14-го века. Для верующих в нём организованы три часовни: православная, католическая и протестантская. принимает всех желающих послушать живую органную музыку. Иногда проходят и другие концерты.

Вечером фасад подсвечен. Видно, что в соборе не хватает витражей. Это последствия войны. Сейчас вместо них деревянные заглушки.

В здании собора есть музей имени Иммануила Канта и библиотека.

В музее есть подробный макет старого Кёнигсберга. Всё воссоздано по оригинальным планам и чертежам. Когда в Калининград приезжали немцы — бывшие жители Кёнигсберга, на макете они находили свои дома. Сейчас, конечно, это уже редкость, слишком много прошло времени.

Во время второй мировой войны постоянные бомбёжки английской авиации и штурм Кёнигсбега красной армией сильно повредили здание собора: выгорели все внутренности, обрушилась крыша. Но стены храма выстояли и новая советская власть восстановла его.

Концерты органной музыки

В наши дни Кафедральный собор — это культурный центр в Калининграде. В 2008 году в нём воссоздали большой орган. Работали русские мастера совместно с польскими.

Это орган в соборе. Он точно такой же какой тут был до войны. Но тот сгорел, а этот сделали заново.

Концерты органа летом проводят почти каждый день. Афишу смотрите на Официальном сайте . Там же найдете и предстоящие мероприятия в соборе.

Органов в соборе два — большой и малый. В реальности — это один большой органный комплекс. Он может заменить целый оркестр, это лучший орган Европы.

Органная музыка не для каждого, её не всякому дано понять. Грубо говоря, нудновато для обывателя. Поэтому концерты, как правило, не длинные, около 40 минут. Своеобразный концертный пробник для туристов — то, что надо. Напоследок, вам продемонстрируют, что фигуры ангелов на органе могут двигаться.

Входной билет на концерт стоит 400 рублей, для студентов 200. Доказательства студенчества часто не спрашивают, можете попробовать проскочить за 200 рублей. Если внешне похожи, конечно.

Он умер 12 февраля 1804 года в возрасте 79 лет. Его похоронили у северо-восточного угла кёнигсбергского Кафедрального Собора. Тело Канта покоится в дубовом гробу, который помещён в саркофаг под землёй. Над его захоронением возвели часовню, но к двухсотлетию философа часовню заменили открытым колонным залом.

Внутрь колонного зала вход закрыт, но это и не требуется — всё прекрасно видно снаружи. Кстати, Канта крестили в этом же соборе. Чашу, которую использовали при его крещении можно увидеть внутри собора.

Имей мужество пользоваться собственным умом!

Иммануил Кант

Напротив захоронения, слегка прикрытый листвой, стоит памятник герцогу Альбрехту — основателю университета Альбертина.

Реставрация собора

Кафедральный собор в Калининграде сильно пострадал во время войны. Во-первых, город бомбила английская авиация. Когда стало понятно, что территория Восточной Пруссии перейдёт Советскому Союзу, англичане начали бомбить всё без разбора. Это было основной причиной сильных разрушений в Кёнигсберге. Во-вторых, перед штурмом города его бомбила и советская авиация.

Собор сильно пострадал от этих налётов — он полностью выгорел изнутри, обвалилась крыша, сгорел орган. Однако, стены здания в основном уцелели.

После окончания войны Восточная Пруссия превратилась в Кёнигсбергскую область Советского Союза. Город начали потихоньку восстанавливать. Надо сказать, что наши сограждане, которые решили переселяться в будущий Калининград к немецкому наследию относились по-разному. Кто-то считал, что любое культурное наследие нужно беречь, а кто-то не смог преодолеть ненависти к врагу. Так во время реставрации собора случилось несколько пожаров из-за поджогов.

Тем не менее, его восстановили полностью. По старым чертежам воссоздали интерьеры помещений. Концерты в соборе начали проводить ещё до завершения реставрации. Крыши не было. Так удавалось собирать дополнительные средства на восстановление.

Остров Кнайпхоф

Калининградский Кафедральный собор стоит на острове Кнайпхоф. Это исторический район Кёнигсберга. В народе остров зовут островом Канта. Кроме собора на нём больше нет построек, только парк со скульптурами. Однако при немцах он весь был застроен. Остров с остальным городом соединяли несколько мостов и трамвайная линия.

Вот так выглядел остров Кнайпхоф до войны. Видно, что собор окружают дома. На переднем плане старое здание университета.

На острове всюду расставлены информационные стенды с фотографиями того, как это место выглядело до войны, фотографии дополнены описаниями.

История собора

Официально принято считать, что Домский собор Богоматери и Святого Альберта построен в 1333 году. Год взят из официального документа, в котором впервые упомянут собор. Речь там идёт о продолжении его строительства, из чего следует, что строить его начали раньше. Рабочие закончили работу над собором в 1380 году, однако из века в век на соборе всё равно проводили различные строительные работы.

Вид на Собор с крыши Дома Советов.


Интересный факт: кирпич, из которого построен Кафедральный собор, взяли с более раннего Альтштадского собора 1302 года постройки. Тот собор снесли, потому, что он не мог вмещать всех прихожан города.

В 1544 году рядом герцог Пруссии Альбрехт основал рядом с собором Collegium Albertinum — университет Альбертина, он же Кёнгсбергский университет (старейший университет Пруссии). Собор с тех пор выполняет функцию университетского храма — это тесно связывает науку и религию. В нём находят вечный покой многие немецкие профессора и другие деятели науки, в том числе и известный философ Иммануил Кант.

Интересный факт: Иммануил Кант умер в 1804 году будучи русским подданным. Дело в том, что во время Семилетней войны Кёнигсберг попал в зону русской оккупации. В это время Кант принёс присягу императрице Елизавете I (Елизавете Петровне). Он даже направил прошение на должность ординарного профессора на имя императрицы, но письмо не дошло. Русские, по окончании войны, из Пруссии ушли, а Кант не пожелал больше приносить присягу прусскому правительству.

Не считайте однако, что Иммануил Кант питал особую любовь к русским — нет. Годы войны были самыми непродуктивными в его творчестве. В итоге этого периода он заключил: «Русские - наши главные враги».

Если подойти близко к стене и посмотреть вверх, то вы увидите, что стены собора не ровные, это след времени.

Сейчас это не просто немецкое наследие, сохранённое советской властью, это памятник мирового масштаба. Он объединил науку и религию, прошел войну и возродился в новом статусе. Советовать осмотреть его не имеет смысла, мимо пройти всё равно не получится.

Sp-force-hide{display:none}.sp-form{display:block;background:#d9edf7;padding:15px;width:100%;max-width:100%;border-radius:0px;-moz-border-radius:0px;-webkit-border-radius:0px;font-family:Arial,"Helvetica Neue",sans-serif;background-repeat:no-repeat;background-position:center;background-size:auto}.sp-form input{display:inline-block;opacity:1;visibility:visible}.sp-form .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:470px}.sp-form .sp-form-control{background:#fff;border-color:rgba(255, 255, 255, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:19px;-moz-border-radius:19px;-webkit-border-radius:19px;height:35px;width:100%}.sp-form .sp-field label{color:#31708f;font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold}.sp-form .sp-button{border-radius:17px;-moz-border-radius:17px;-webkit-border-radius:17px;background-color:#31708f;color:#fff;width:auto;font-weight:700;font-style:normal;font-family:Arial,sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none}.sp-form .sp-button-container{text-align:left}

Посередине речки Прегель, в самом сердце Калининграда, недалеко от острова Октябрьский расположился остров Канта. Раньше он назывался Кнайпхоф. Его образовывают два рукава вышеупомянутой реки. С XIV столетия здесь находился один из трех населенных пунктов, которые составляли Кенигсберг.

На острове есть несколько красивых и интересных достопримечательностей, главными среди которых можно назвать Кафедральный собор и могилу всемирно известного философа. В честь великого ученого это место и получило свое название. Но прежде, чем произошло данное событие, атолл пережил немало событий и переименований.

Перипетии с названием

Современный остров Канта когда-то имел свое исторически сложившееся имя Кнайпхоф, от немецкого Kneiphof. Образовалось слово от прусского термина knypabe, которое переводится как окруженное рекой, водой. Прежде чем на атолле появилось первое поселение, он обладал названием Фогтсвердер, произошедшее от немецкого Vogtswerder, которое в свою очередь образовалось от Vogt, фогт - в ведении которого он пребывал и Werder, что на русском языке звучит, как речной остров. В 1327 году была издана грамота, согласно которой островному поселению давались городские права. И в это время населенный пункт переименовали в Книпав (Knipaw).

Уже в 1333 году остров Канта опять приобретает новое название Прегельмюнде, звучащее по-немецки, как Pregelmünde. Образованию этого наименования способствовали германские слова Pregel (Прегель) и Mündung, что в переводе значит устье. Но это название не закрепилось, а постепенно в обиходе прижилась онемеченная форма предыдущего имени Кнайпхоф.

Развитие острова

Кнайпхоф (ныне остров Канта) обладает чрезвычайно выгодным месторасположением. Он выстроен на пересечении сухопутного и водного торговых путей. Поэтому с момента своего появления он развивался в качестве центра судоходства и торговли. К началу прошлого столетия атолл был густо застроен, а с сушей его соединяли пять мостов. Существовала даже интересная задача относительно этих конструкций: это было задание о семи мостах города Кенигсберга. Его развязал знаменитый математик Леонард Эйлер. Он доказал, что по всем мостам не представляется возможным пройти, если не пройти ни по одному из них два раза. Этот пример послужил началом теории графов.

К 1944 году остров Канта (Калининград) насчитывал 28 улиц, 304 дома, Собор и ратушу. В городе курсировали трамваи. Но проходившая в августе 1944 года бомбардировка британской авиации почти целиком уничтожила историческую застройку атолла. Только удалось уцелеть частично. В послевоенный период руины города разбирали на кирпичи, которые баржами отправляли на возрождение Ленинграда.

В начале 1970-х годов через атолл проложили эстакадный мост, ставший одной из основных транспортных артерий всего Калининграда. Пытаясь благоустроить территорию, которая прилегала к мосту, на острове заложили Парк скульптуры и разбили дендропарк. реконструировали только в 1998 году. Этот объект стал визитной карточкой и самой важной достопримечательностью населенного пункта. Именно у стен этой церкви похоронен самый популярный житель Кенигсберга - выдающийся философ и мыслитель

Выдающаяся достопримечательность

Считается, что собор на острове Канта (Калининград) начали строить в 1333 году. Ведь именно эта дата выгравирована на флюгере Северной башни. Местному епископу было разрешено Тевтонским орденом возвести новый собор на острове Кнайпхоф тогда, когда выяснилось, что старый лютеранский храм уже не способен поместить всех прихожан. Строительство собора длилось на протяжении 80 лет. Изначально планировалось, что будет выстроен собор-крепость, но по прошествии 5 лет после начала строительных работ планы изменились, в проект были внесены некоторые изменения и дальше собор начал возводится в качестве исключительно культового сооружения.

Собор изнутри

Если вы попали на остров Канта, собор увидеть стоит обязательно. Сегодня, правда, он не функционирует, а службы проводят лишь в евангелической и православной часовнях, которые размещаются внутри объекта. На остальной территории Кафедрального собора обустроен концертный зал и музей. Гигантских размеров концертный зал находится на первом этаже. В нем есть один из наибольших в Европе органов. В былые времена на нем музицировал сказочник Гофман.

Поднявшись по винтовой лестнице, можно осмотреть единственную в своем роде музейную экспозицию, которая посвящена Эммануилу Канту.

Парк скульптур - еще одна достопримечательность острова

Остров Канта (Калининград) знаменит еще необычайно красивым парком скульптур. Находится он в западной части атолла и является своего рода музеем под открытым небом. Существует достопримечательность с 1984 года. В коллекции парка насчитывается приблизительно 30 ваяний, среди которых есть и постаменты деятелям культуры - композиторам, писателям и поэтам, объединяющихся темой «Человек и мир».

Интерес в парке вызывают и растения, произрастающие здесь. Это почти 1030 разных видов кустарников и деревьев.

Loading...Loading...