Правила кошерного питания. Что такое кошерная еда у ортодоксальных евреев. Каковы же эти правила

Каждый правоверный еврей должен знать и беспрекословно соблюдать законы кашрута. Эти правила касаются многих сфер деятельности, но в первую очередь они обращены к продуктам питания. Пища, которая считается кошерной, в первую очередь полезна для организма. Она должна быть натуральной и соответствовать строгим критериям. Производства и рестораны, которые предлагают клиентам кошерные продукты в России, должны иметь соответствующий сертификат.

Что такое кашрут

Кашрут переводится с иврита как «пригодный». Это свод предписаний разрешенного и запрещенного, касающийся не только еды, но и прочих аспектов. Законы кашрута направлены на привитие самодисциплины и способности самоограничения, а также духовную сплоченность верующих еврейского происхождения. Они регулируются иудейской священной книгой Торой, которая запрещает жестокость, насилие, кровопролитие. За соблюдением правил тщательно следит раввинат.

С помощью законов кашрута принятие пищи возвышается от животного к сознательному уровню. что такое он собой представляет? Это прежде всего здоровая, полезная, экологически чистая еда. Согласно она положительно влияет и на физическое, и на духовное здоровье человека. Существуют специальные списки разрешенных продуктов питания и их производителей. Если вы желаете приобрести или напитки, обратите внимание на специальный знак или уточните у продавца наличие соответствующего сертификата.

Раввинат разделяет на три основные группы все кошерные их такой:

  • басар - мясные продукты;
  • халяв - молочные продукты;
  • парвэ - нейтральная пища (рыба, овощи, и т.д.).

Продукты животного происхождения - мясо, молоко, яйца

Что значит кошерный продукт животного происхождения? Таковым считается мясо животных, являющихся жвачными, парнокопытными, травоядными одновременно. Например, овец, коров, коз, лосей, и т.п. Строго запрещается употреблять в пищу зайца, дамана и свиньи. Среди птиц некошерными считаются хищники. Это сова, пеликан, орел, страус, цапля. Готовить еду можно только из домашних птиц - кур, гусей, уток, индеек, перепелов, голубей.

Чтобы продукт был пригоден к употреблению, животное должно быть убито согласно специальным законам кашрута. Поскольку Торой не разрешено употреблять в пищу кровь, существуют предписания относительно того, как обрабатывать мясо. Кроме того, туша в обязательном порядке проверяется на отсутствие каких-либо заболеваний.

Кроме мяса существуют и другие продукты животного происхождения. К примеру, яйца. Они относятся к категории парвэ. Пригодные к употреблению яйца должны быть снесены только кошерными птицами. Один конец их скорлупы должен быть округлым, а второй - более острым. Если вдруг внутри яйца оказался сгусток крови, его нельзя кушать.

Молоко кошерных животных можно употреблять в пищу. Однако есть одно ограничение. Законами кашрута запрещается совместно принимать мясные и молочные продукты. Перерыв между блюдами должен составлять минимум 30 минут - зависит от общины. Молоко можно совмещать с продуктами других категорий - овощами, фруктами, рыбой, и т.д.

Рыба и морепродукты

Рыбный кошерный продукт, что такое он собой представляет? По кашруту, разрешенной считается нехищная рыба, которая обладает плавниками и легко удаляющейся чешуей. Согласно этим признакам угорь, осетр, акула, сом некошерны. Лососевую красную икру можно кушать, а черную осетровую нельзя. Различные морепродукты - осьминоги, крабы, устрицы, омары, креветки - не имеют чешуи и плавников, поэтому запрещены в качестве пищи.

Хотя рыба и относится к нейтральной категории продуктов, не следует смешивать ее с мясом при приготовлении блюд или во время одной трапезы. Молочное с рыбным можно есть в один прием пищи, но обязательно из разной посуды.

Насекомые

Тора запрещает питаться насекомыми, земноводными, пресмыкающимися. Разрешено готовить блюда лишь из некоторых видов саранчи. Следует быть осторожными с овощами и фруктами, ведь в них могут находиться черви или их личинки. Муку и крупы необходимо перебирать и пересеивать, чтобы в еду не попали насекомые, которые могут завестись в мешке и испортить кошерные продукты. Список неразрешенной еды не содержит в себе мед, вырабатываемый насекомым (пчелой). Его можно употреблять в пищу, поскольку, по мнению иудеев, он является переработанным цветочным соком. Соответственно, это продукт растительного происхождения. К тому же мед чрезвычайно полезен, что совершенно не перечит законам кашрута.

Овощи и фрукты

Овощи, фрукты и зелень относятся к категории парвэ. Что значит кошерный продукт растительного происхождения? Несомненно, он должен быть выращен на территории Израиля. Если продукт походит из другой страны, но находится в естественном виде, его также можно кушать. Необработанные фрукты и овощи не нуждаются в сертификате. Их можно смешивать с мясом и молоком.

Продукты растительного происхождения не должны быть червивыми или соприкасаться с некошерной едой. В таких случаях они становятся непригодными для питания.

Напитки

Среди напитков насчет кошерности рассматриваются те, что изготовлены из винограда. Процесс производства правильного продукта чрезвычайно сложный. Он обязательно должен соответствовать определенным законам кашрута. Что означает кошерный продукт, если дело касается вина? Основное правило - его должен изготавливать только еврей. Если к напитку прикоснется человек другой национальности и вероисповедания, он утратит кошерность.

Виноград для правильного вина должен быть собран только в определенный период и в специальном месте. Винограднику должно быть больше, чем четыре года, и ему нужно отдыхать раз в семь лет. Перед тем как начать производство вина, следует провести обязательный обряд. На заводе постоянно стерилизуется все оборудование. Сюда не должны попадать посторонние. В субботу производство не работает.

Из-за сложностей, возникающих при соблюдении всех законов кашрута, многие виноделы предпочитают изготавливать обычный напиток. По этой же причине настоящий кошерный продукт (что такое - читайте выше) стоит очень дорого, его цена значительно выше хороших итальянских или французских вин.

Хлеб

Хлеб относится к категории парвэ. Согласно законам кашрута, мучной кошерный продукт (что такое разрешенная пища, написано выше в статье) - это тот, который испечен правоверным евреем. Человек, следящий за процессом, должен отделять от каждой буханки маленький кусочек теста и сжигать его. Если речь идет о большом производстве, то здесь евреи должны хотя бы контролировать выпекание хлеба и включать печи. Не стоит забывать о том, что все ингредиенты, использующиеся при приготовлении теста, должны быть кошерными.

Многие слышали такое понятие, как "кошерно". Что значит этот термин? В каких случаях его употребляют? Какое происхождение имеет данное понятие? В статье найдутся ответы на эти вопросы.

"Кошерно" в переводе с иврита означает "пригодно". Поэтому под понятием "кошерное питание" сегодня следует понимать процесс поддержания жизни и здоровья с помощью пищи, которая при этом не наносит вреда человеку.

Иудаизм - самая древняя в мире монотеистическая религия - предполагает соблюдение религиозных предписаний, норм и правил - кошер, которые относятся не только к одежде, косметическим средствам, но и к продуктам. Согласно этой установке, евреи должны осуществлять приготовление пищи в соответствии с законами кашрута и строго в определенное время.

Основной целью закона считается, что кошера - рациональное и здоровое питание, создающее гармонию в развитии человеческого организма.

Кошерная пища

В предписаниях Моисея, которые находят свое отображение в письменном пятикнижном законе «Тора», указано, что некошерная пища скверно сказывается на здоровье индивида, снижается его религиозный уровень и ухудшается чувствительность, поэтому он не способен к духовному восприятию.

Этот закон гласит, что человек, вкусивший мясо хищника, способен к проявлению агрессии и способен сбиться с пути истинного. Поэтому чистой пищей будет считаться только филе травоядных зверей. Мясо хищников относят к трефным продуктам, т. е. запрещенным.

Особенности кошерного питания и продуктов

Кошерное питание предполагает использование человеком строго чистой пищи. По еврейским предписаниям все виды растений - это пригодные для употребления продукты. Однако не вся рыба, мясо птиц или животных будет кошерной пищей.

Кровь забитых в определенном порядке птиц, животных или рыб должна быть абсолютно исключена из рациона питания, кроме рыбы. Обязательным условием при умерщвлении животных является пользование резником острого ножа: чтобы животное не мучилось, процесс забоя нужно проводить быстро.

До того как приступить к процессу варки или жарки мяса, оно проходит стадии вымачивания в воде, затем выдерживается в специальном рассоле, и в конечном итоге его хорошо выполаскивают.

Осуществляется процесс разделки и проверка соответствия условиям и критериям кошерности особым квалифицированным специалистом - шохетом, который имеет определенное разрешение на убой животного. Кроме того, свинья у евреев считается нечистым животным, поэтому свинина никогда не будет кошерной.

Таким образом, учение "Тора" вразумляет человеку дисциплину и ограничения, воспитывает антипатию к пролитию крови и жестокости.

Список кошерных продуктов и блюд

Кошерная пища делится на три категории: мясная («басар»), молочная («халяв») и нейтральная («парвэ»). Основной принцип кошерного питания состоит в полном отделении молочной пищи от мясной. Специально для того, чтобы позиция кошерности была соблюдена, используются особые столовые и кухонные приборы и посуда. Кашрут требует окунания некоторой посуды в микву перед их первоначальным использованием.

Процесс приготовления таких продуктов по данным принципам предполагает подготовку пищи в специально отведенных для этого местах.

Продукты нейтральной категории могут употребляться в пищу одновременно с одной из этих категорий. К этой разновидности принадлежат те фрукты и овощи, которые не контактировали с некошерными продуктами или не червивы.

Список чистых продуктов довольно большой. Это макаронные изделия и бобовые, свежие, консервированные или замороженные фрукты и овощи, постное, арахисовое и оливковое масла, определенные виды спиртных и безалкогольных напитков, отдельные марки чая и шоколада.

Этот список можно продолжать, однако в любом случае необходимо обращать внимание на упаковку товара: на нем обязательно будет знак кошерности. В том случае, если знак отсутствует, необходима консультация у раввина.

Как приготовить кошерные блюда? Пригодными считаются такие, в процессе приготовления которых применялись определенные продукты. Поэтому кошерным необязательно будет считаться блюдо, которое прошло проверку у раввина, либо было приготовлено на израильской кухне или в еврейском ресторане. Совсем нет. Кошерное блюдо очень легко можно приготовить самому, учитывая все признаки кошерности для продуктов, которые есть у вас в холодильнике на кухне. Однако основной и главный признак - это, конечно, чистота в их приготовлении.

Об особенностях продуктов, которые пригодны для использования в пищу, мы поговорим ниже.

Кошерное мясо

Еврейская кухня предполагает использование мяса парнокопытных жвачных животных, питающихся травой. У них, благодаря мускулистому и железистому отделениям желудка, происходит тщательное переваривание пищи. Это и коровы, и овцы, и козы, и лоси, а также газели. Кроме того, сюда относят животных, у которых нет разреза копыт: кроликов, верблюдов и даманов. В "Торе" можно найти полный перечень кошерных животных.

Согласно кашруту "Торы", кошерное мясо - это куры, гуси, утки и индейки. Однако есть все-таки исключения: мясо хищных теплокровных яйцекладущих животных.

Кошерная молочная продукция

Относится ли к молочной продукции понятие "кошерно"? Что значит оно? Пригодной продукцией считается молоко, которое получено от чистых животных. Только в этом случае продукт является допустимым к употреблению. В ином случае он не может быть использован в пищу.

Кошерное питание имеет целый ряд специфических обычаев и традиций. Принцип кошерности гласит, что после употребления молока или другой молочной продукции нужно прополоскать рот и вкусить твердой нейтральной пищи, которая не прилипнет к небу.

Очень распространенным считается обычай делать перерывы между приемами разных категорий кошерной пищи. Для вкушения мяса нужен перерыв в 30-60 мин. После еды твердых сортов сыра и между употреблением "басар" и "халяв" необходимо подождать 6 часов. Молоко можно есть с рыбой, но из разной посуды.

Рыба, которую относят к кошерной

Ее не нужно убивать особым способом. Однако здесь тоже существуют исключения: кошерная рыба должна быть с наружным роговым покровом и конечностями. Это треска, камбала, тунец, щука, форель, лососевые, сельдь, палтус, пикша. Нельзя употреблять в пищу ракообразных членистоногих и мягкотелых. Насекомые, змеи и черви также не относятся к чистым видам продуктов.

Евреи не едят рыбу вместе с мясными продуктами, но их можно ставить на стол вместе.

Кошерное "парвэ"

Как уже отмечалось ранее, к категории "парвэ" принадлежат даже необработанные фрукты и овощи. Единственным условием для соблюдения кошерности в этом случае является отсутствие в этих продуктах насекомых. Поэтому фрукты, овощи, которые подвержены порче жучков и других насекомых, подвергаются тщательной проверке и обработке.

Яйца птицы также относятся к нейтральной категории. Однако в пищу разрешены в основном продукты домашней птицы с неодинаковыми концами, а именно курицы, гуся, индейки, допускается также фазана и перепелки. Нечистыми считают евреи яйца хищников или тех, которые питаются падалью. Продукты с кровянистыми вкраплениями относятся к некошерным. Поэтому перед употреблением их проверяют.

Эти виды чистой продукции не требуют даже наличия специального знака и в любых комбинациях могут смешиваться с другими. Однако если они были смешаны с молочными или мясными видами, то уже не относятся к категории "парвэ".

Где можно встретить такую продукцию

Кошерная продукция маркируется специальным знаком, который гарантирует соблюдение принципов такого питания, их полезность, экологичность и высокое качество. В связи с некоторыми трудностями приготовления подобной пищи, цена на пригодные для евреев товары значительно отличается от цен на продукты питания, которые можно найти на рынке или в супермаркете.

Где чаще всего кошерное питание считается традиционным? В основном пригодные продукты можно найти в Израиле, однако в последнее время даже население других стран придает большое значение правильному питанию, поэтому найти такую продукцию можно практически везде. А удостовериться в ее качестве поможет наличие кошерного знака раввина, который контролировал процесс производства продукта.

Почти все, кто собираются путешествовать по Израилю, или те, кто уже побывал в этой стране, слышали, что питание в Израиле - кошерное. Некоторые полагают, что это особое, диетическое или раздельное питание. На самом деле, кошерная пища - это пища, приготовленная по правилам кашрута.

Кашрут — термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи (совокупности законов, содержащихся в Торе и Талмуде). В иудаизме, термин «кашрут» применяется не только по отношению к питанию, но используется и в других аспектах традиционной жизни — от юридических до бытовых.

Еврейские законы с древних времен самым строгим образом контролируют каждую сторону жизни человека, это относится и к продуктам питания и к способам их приготовления. Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть все подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена по правилам.

Каковы же эти правила?

Животные:

У кошерных животных два признака: они должны иметь раздвоенные копыта и жевать жвачку. Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы. Многие дикие травоядные животные: лоси, олени, газели, горные козлы и т.п. тоже кошерны. Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности: свинья, верблюд, даман и заяц - эти животные запрещены в пищу. Больное или убитое на охоте животное в пищу не пригодно. Запретно сало возле желудка и кишечника, а так же бедро, из которого не удален седалищный нерв (в память о праотце Иакове, которого ангел ранил в бедро).
Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать определенным требованиям. Шойхет (квалифицированный резник) обычно много лет учится, чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право забивать животное. Законы о шхите (забое животного) и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.

Птица:

Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц, поэтому в пищу употребляют только домашних птиц, кошерность которых подтверждена традициями. Это куры, индейки, перепела, утки, гуси и голуби.

У яиц также есть признак кошерности: они должны быть от кошерных птиц, иметь разные концы (один более острый, другой — более округлый). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в желтке которых есть сгусток крови, являются непригодными, но такие яйца не обязательно выбрасываются, а просто освобождаются от крови и употребляются в пищу.

Рыба:
Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть чешуя и плавники. Разрешены только те виды рыб, которые имеют одновременно оба эти признака.

Все ракообразные (крабы, раки, омары, креветки) и моллюски (осьминоги, устрицы, кальмары) являются некошерными и запрещены к употреблению.

Насекомые и земноводные:

Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу насекомых (кроме саранчи), земноводных и пресмыкающихся. Это ограничение обязывает к тщательному отбору и обработки зелени, овощей, фруктов, а также муки и крупы.

Единственным исключением из этого правила является мёд, продукт некошерного насекомого, который разрешён к употреблению в пищу, поскольку он (согласно кашруту) представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой, и поэтому считается продуктом растительного происхождения, а не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы.

Напитки:

В основном, кошерность напитков связано с употреблением вина. Так как все сельскохозяйственные законы Торы связаны исключительно с Землёй Израиля и в других странах не действуют, то кошерным является вино, выращенное только на территории Израиля, исключительно религиозными евреями соблюдавшим все правила кашрута.

Отдельно мясное и молочное: это правила является одним из известных правил кашрута. Запрещено смешивать молочные и мясные продукты: готовить или употреблять их в пищу вместе. В силу этого, на кошерной кухне должна быть отдельная посуда и, желательно, отдельное кухонное оборудование для приготовления мясного и для молочного.

Кроме того, законы кашрута устанавливают необходимость временного интервала между приемом мясной пищи и приемом пищи молочной.
Кошерность пищи связано не только непосредственно с продуктами, но и с посудой. Кошерной является вся новая посуда. Некошерной посуда может стать, если в ней готовилась или хранилась некошерная пища, такую посуду можно откошеровать, прокипятив ее или прокалив на огне. Но это относится только к металлической и стеклянной посуде: посуда из фарфора, дерева или глине кошерованию не поддается.

Чем же объясняется такой свод правил для приготовления и употребления пищи? На данный момент существует несколько объяснений заповеди о кашруте:

Воля Всевышнего: исполнение законов кашрута исполняется исключительно в знак подчинения воле Бога.

Здоровье (полезность кошерной пищи): соблюдение правил кашрута - это знак доверия к Богу сотворившему мир, который дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека и его физического здоровья. Кошерная еда традиционно считается полезней и безопасней обычной, так как весь производственный процесс строго контролируется, соблюдаются все технические и гигиенические требования.

Милосердие (моральные ценности): Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и убийство животных для развлечения — запрещены. Согласно научным исследованиям, «шхита» (забой скота согласно Торе) — является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому резник убивает животных одним движением, чтобы уменьшить боль до минимума, животное при этом теряет сознание в доли секунды.

Стремление к святости: везде, где речь идет о кашруте, Тора говорит о святости. Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению. Контролируя свое питание, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.

Сохранение единства: кашрут сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там синагогу, раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.

Поскольку кошерность продуктов не может быть проверена объективно, некоторые иудейские общины в вопросах кошерности полагаются на суждение раввина, признаваемого авторитетом в данной общине.

Предписания для приготовления пищи, принятые в иудаизме, называются «кашрут». Пища, соответствующая этим правилам, называется кошерной.

Она является чистой, здоровой, полезной, поэтому в последнее время получает все большее распространение в развитых странах.

Правила выбора продуктов и приготовления еды описаны в главной . Согласно им, запрещено употреблять в пищу свинину, кроликов, раков и т.д. Нельзя одновременно принимать мясную и молочную пищу.

В Израиле на любом кафе, ресторане, а также на этикетах продуктов есть надпись, подтверждающая кошерность.

Мясо

При кашруте можно брать в пищу лишь тех животных, которые одновременно является жвачными, травоядными и парнокопытными (те, чьи копыта раздвоены). Это коровы, овцы, козы, лоси и т.п. Остальные некошерны, а значит, запрещены.

Из птиц разрешены только домашние: курицы, индейки, гуси, утки, а также перепела и голуби. Что касается яиц, то можно есть только яйца от кошерных птиц.

Очень важное правило: категорически запрещено использовать в пищу кровь.

Правила забоя скота

Огромное значение для кошерности имеет правильный забой скота. Основное правило таково: во время забоя животное ни в коем случае не должно испытывать страданий. Поэтому при забое, проведенном по правилам кашрута, умерщвление осуществляется мгновенно и животное погибает в доли секунды.

Забоем скота занимаются особые люди, резники, прошедшие специальное обучение и получившие диплом на право работы.

Забой должен осуществляться единым плавным движением . Задержка движения ножа или его рваное движение заставляют животное страдать, поэтому такой забой запрещен и делает мясо не пригодным для пищи.

К забою относятся очень серьезно, поэтому есть даже особые правила подготовки ножа: как его правильно затачивать, как проверять, чтобы на нем не было ни малейшей зазубринки и пр. Лезвие должно быть максимально острым и абсолютно гладким. Процесс точки ножа порой занимает несколько часов (!).

Правила кошерности запрещают употреблять кровь, поэтому мясо сначала замачивают в воде, затем вынимают и посыпают крупной солью, которая впитывает кровь. После этого его моют.

Дополнительные правила

Требования по отношению к : она должна иметь позвоночник, жабры, чешую и плавники и должна метать икру.

Не разрешается смешивать мясо и рыбу в одном блюде.

И, как уже говорилось выше, нельзя употреблять вместе мясное и молочное, между ними должно пройти несколько часов.

Овощи и фрукты разрешены, их можно есть как с мясной, так и молочной пищей.

Когда читаешь эти правила, вспоминаются рекомендации по , столь популярные сегодня.

Кашрут запрещает использовать в пищу насекомых и их личинки. Поэтому при употреблении муки и крупы надо соблюдать особую осторожность: муку надо просеивать, а крупу перебирать.

Некоторые овощи (капуста, кочанный салат, укроп и пр.) необходимо тщательно осматривать и промывать, чтобы освободить от насекомых, которые там могут быть. Также надо внимательно осматривать фрукты (персики, абрикосы, яблоки и пр.) на предмет личинок.

Особенно строго правила кашрута действуют во время празднования Пасхи (которая в иудаизме называется Песах).

В считается, что кошерная пища, кроме своей полезности для здоровья, также оказывает положительное влияние на духовный облик человека. Не случайно кашрут запрещает есть мясо хищных животных, а разрешает использовать только мясо травоядных. Считается, что, употребляя мясо хищников, человек наследует инстинкт убийцы.

Распространение кошерной еды

В настоящее время потребители проявляют все больший интерес к кошерной пище. Возможно, это происходит оттого, что люди устали от промышленных продуктов с огромным содержанием пищевых добавок и понимают их вред для здоровья.

В США рынок кошерных продуктов быстро развивается, его оборот с каждым годом растет. Причем эту пищу покупают также и люди других национальностей.

То же самое происходит в других странах, включая Россию. Например, годовой оборот прибыли от продажи кошерных продуктов у нас составляет более 5 млн. долларов.

Требования к чистоте пище, аналогичные правилам кашрута, существуют и в исламе, они называются «халяль». Главное различие состоит в том, что в

Как мы уже говорили, 613 заповедей Торы можно разделить на группы. Самое очевидное деление – на заповеди-предписания (которых 248) и на заповеди-запреты (их 365). Но можно поделить их и иначе: на заповеди, выражающие отношение человека ко Вс-вышнему, и заповеди, касающиеся отношений между людьми. Есть и еще одно деление заповедей – на хуким и мишпатим.

Хуким – это законы, которым надлежит повиноваться, не рассуждая, смысл которых слишком глубок для возможностей нашего разума. Например, запрет носить одежду, называемую шаатнез – то есть сотканную из шерстяных и льняных нитей вместе, закон о пепле «рыжей телицы» и др.

Мишпатим – это законы, смысл которых разъяснен в Торе (например, законы субботы), или те, что не требуют специального разъяснения, потому что их смысл понятен и так (например, заповедь почитания родителей или запрет убийства, разврата, воровства, о которых сказано в Десяти заповедях).

Заповеди о правильном питании, или – как это формулируют наши мудрецы – «законы о запрещенной пище», все то, что в совокупности именуется словом кашрут, относятся к разряду хуким. И это несмотря на то, что многие из этих законов поддаются рациональному – и зачастую довольно успешному – истолкованию. Истолкования эти могут быть полезны для того, чтобы придать человеку больший душевный подъем при исполнении этих законов, однако нисколько не меняют того факта, что законы кашрута – это хуким.

РАМБАМ: СОБЛЮДЕНИЕ КАШРУТА ПОЛЕЗНО ДЛЯ ТЕЛА

Великий знаток Торы и кодификатор Галахи раби Моше бен Маймон (Рамбам), бывший также одним из наиболее выдающихся врачей своего поколения, попытался дать логическое объяснение законам кашрута на медицинской основе. Он исходит из принципа, что все, что Тора запрещает евреям есть, вредит здоровью, а все, что Тора разрешает, не может повредить. При этом должно соблюдаться условие, что количество пищи и время ее приема строго определены. Рамбам, например, утверждает, что отсутствие чешуи на рыбе (что является признаком некашерной рыбы) – это лишь чисто внешний признак, позволяющий людям увидеть, что данная рыба непригодна в пищу. Только Вс-вышний, знающий все свойства Своих творений, знает, что этот вид рыбы вредит здоровью человека, и потому дал ей такой яркий признак, а рыбам, пригодным в пищу человеку, дал чешую. Рамбам доказывает, что признаки чистоты или нечистоты всех животных суть внешние признаки, созданные для нас, не знающих истинных свойств различных видов пищи. Тора, предписывая соблюдать кашрут, дает нам надежный ключ для распознавания того, что полезно, а что вредно. Следует отметить, что современная медицина признает, что в основах системы Рамбама есть очень много верного с медицинской точки зрения, и использует его подход.

РАМБАН: СОБЛЮДЕНИЕ КАШРУТА ПОЛЕЗНО ДЛЯ ДУШИ

Однако многие авторитеты Торы, также обладавшие большими познаниями в медицине, и среди них – раби Моше бен Нахман (Рамбан) – не согласны с Рамбамом. (Среди их аргументов был и такой: ведь неевреи спокойно едят большинство тех видов пищи, которые запрещены евреям, – молено ли сказать, что это действительно вредит их здоровью?) Рамбан считает, что пища, запрещенная Торой, наносит ущерб отнюдь не здоровью нашего тела, но здоровью души. Он обращает внимание на то, что большинство птиц, запрещенных нам в пищу, – хищные птицы (орел, сокол, ястреб), а те птицы, которые нам разрешены (куры, голуби, гуси, лебеди), напротив, обладают мирным, спокойным нравом и не питаются мясом. По мнению Рамбана, мясо хищных птиц оказывает влияние на характер человека, употребляющего его в пищу, и сообщает ему те характерные отрицательные качества, которыми отличаются эти птицы.

С этой точки зрения становится понятен многократно повторяемый Торой запрет употреблять в пищу кровь: употребление в пищу крови вырабатывает в человеке привычку к жестокости, развивает в нем качест ва разрушителя и убийцы. Тора говорит: «Кровь – это душа», и душе наносится вред употреблением в пищу крови.

Многие мыслители, однако, объясняют законы кашрута не с точки зрения того, причиняет ли запрещенная пища вред душе или телу, а как средство против ассимиляции народа Израиля среди прочих народов, как средство сохранения нашей исключительности и индивидуальности.

ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПИТЬ «ЯИН НЕСЕХ»

Около двух тысяч лет назад был установлен запрет есть выпеченный неевреями хлеб и пить сделанное неевреями вино. Почему? Чтобы избежать сближения между евреями и неевреями: сначала совместные пиры, затем сотрапезники захотят породниться, и еврейских девушек будут выдавать замуж за неевреев, а евреи будут брать себе жен-неевреек. Поэтому мудрецы Торы заградили дорогу – правда, не наглухо, – ведущую к ассимиляции.

Еврею можно принимать у себя гостей-неевреев и угощать их – но лишь в том случае, если он полновластный хозяин в своем доме. Законы кашрута запрещают еврею есть в нееврейском доме и тем самым охраняют его физический и духовный миры.

Намек на эти законы содержится в Торе, в главе 20-й книги Ваикра, где говорится о сохранении ограды, отделяющей евреев от остальных народов, что находит свое выражение в особенностях еврейской кухни. Там сказано (Ваикра, 20:24-26): «Я – Г-сподь, Б-г ваш, Который отделил вас от других народов. Так различайте чистое животное от нечистого, чистую птицу от нечистой, и не оскверняйте ваших душ животными, птицами и всем, что кишит на земле, которых Я определил вам нечистыми. И будьте святыми для Меня, ибо свят Я, Г-сподь, и отделил Я вас от народов, чтобы вы принадлежали Мне».

Излишне добавлять что-либо к этим столь однозначным словам. Нет сомнения, что соблюдение законов кашрута – мощный фактор сохранения еврейской индивидуальности и гарантия против ассимиляции. Кто знает: если бы не кашрут (и заповедь обрезания) -не разделил бы еврейский народ участи аммонитян, арамейцев, филистимлян, идумеев и ханаанеев, бесследно исчезнувших со сцены всемирной истории?

Несмотря на попытки дать какое-то рациональное объяснение законам кашрута, они – часть иррациональных декретов Творца, хуким, и именно в их исполнении по-настоящему испытывается сила веры еврея. Как говорит один из мудрецов Мишны, раби Эльазар бен Азарья: «Не говори: я не могу есть свинину, не говори: я не могу надевать шаатнез. Но говори так: я могу делать и то и другое, – но что мне остается делать, если Вс-вышний запретил мне это?» То есть не изысканность вкусов и не логика являются основой законов кашрута, но воля Вс-вышнего, которую мы обязаны исполнять, невзирая на собственные вкусы и сиюминутные желания. Как сказано: «Слово Г-спода – чисто», и дано оно нам только для того, чтобы сделать и нас чистыми.

ДВА НАРОДА?

Когда молодые люди создают новую семью, им стоит воздвигать новый дом на законах кашрута даже в том случае, если их образ жизни не вполне соответствует Торе. Им стоит подумать о том, что большая часть еврейского народа ест только кашерную пищу, и ничего хорошего не выйдет из того, что их дом будет закрыт для них, что их сосед, родственник или друг откажутся есть в их доме! Если возникнет такая преграда между разными слоями общества, есть опасность, что с течением.времени в государстве Израиль окажется два народа – так что даже с социальной точки зрения стоит сделать небольшое усилие для того, чтобы ваш дом был открыт для всех, независимо от их убеждений и образа жизни. Не разрывайте узы, скрепляющие общество!

Понятно, что человек, соблюдающий законы кашрута в своем доме, будет соблюдать их, находясь и за его пределами и даже за границей. Давайте уясним себе, что мы в состоянии преодолеть минутные порывы и устоять перед искушениями! Кашрут – это стена, охраняющая еврейский дом. Так будем же заботиться о прочности этой стены!

КАК МЫ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ ВЕГЕТАРИАНЦАМИ?

На заре истории человечества людям категорически запрещено было есть мясо. Вс-вышний сказал первым людям: «Вот, Я даю вам всю траву, сеющую семена, на лице всей земли, и все деревья, на которых растут плоды их, производящие семена, – вам это будет пищей! И всем животным земли, и всем птицам «небесным, и всему, что кишит на земле, в ком есть живая душа, – всю зелень травы отдаю Я в пищу» (Брейшит, гл. 1). И человек, и все живые существа были тогда вегетарианцами.

Запрет этот оставался в силе на протяжении десяти поколений, и только после Потопа, когда Hoax с семьей вышли из ковчега, он был отменен. Вс-вышний сказал им: «Ужас и трепет пред вами будут испытывать все животные земные, и все птицы небесные, и все, чем кишит земля, и все рыбы морские – все они отданы в ваши руки. Все живое, все, что двигается, будет вам пищей: словно зелень травы Я отдал вам все!» (Брейшит, гл. 9). Ноаху и его сыновьям, родоначальникам нового человечества, разрешается есть любое существо – несмотря на то, что в повелении Вс-вышнего о том, что ковчег предназначен, кроме человека, также для спасения всех живых существ, делается различие между чистыми и нечистыми животными.

Единственное ограничение в разрешении есть плоть – это запрет есть мясо, отрезанное от живого животного: «Но плоти, в крови которой еще остается душа, – не ешьте!» Это – одна из семи заповедей, обязательных для всех потомков Ноаха, всех людей, евреев и неевреев.

Кроме заповеди о шхите, особом убое скота, который исключает опасность есть мясо еще живого животного, а также падаль, Тора строго различает между чистыми животными, пригодными в пищу, и нечистыми, есть которые запрещено.

«...И мяса животного, раненного зверем в поле, не ешьте, – псу бросайте его» (Шмот, гл. 22) – этот запрет относится также к тем чистым животным, организм которых поврежден настолько, что они не в состоянии жить нормально. Даже если они будут зарезаны предписанным Торой способом – их мясо есть нельзя.

Из всего вышесказанного мы видим, что в принципе есть три вида запретов, касающихся мясной пищи:

– запрет есть мясо нечистых животных;

– запрет есть мясо чистых животных, умерших естественной смертью или зарезанных неправильным образом (их мясо тоже считается падалью);

– запрет есть мясо зарезанных надлежащим образом чистых животных, здоровье которых было непоправимо повреждено (такое мясо называется трейфа.).

Но это еще не все: в туше чистого животного, зарезанного надлежащим образом, нам нельзя есть некоторые части: кровь, сало и седалищный нерв. Если удаление крови из мяса – это личная обязанность каждого, кто соблюдает законы кашрута, то удаление сала и седалищного нерва производится специалистом (менакер на иврите), получившим на то разрешение от раввина.

Здесь стоит отметить, что законы о шхите и проверке туши животного на кашерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом от раввина, имеет право заниматься этим ремеслом. Последним авторитетом в разрешении вопросов, которые могут возникнуть при этом, является авторитетный раввин, обладающий дипломом, полученным им от авторитетов Торы. Такой диплом называется «смиха», в нем должно быть особо указано, что его обладатель имеет право определять закон в спорных случаях.

Под наблюдением раввина работает специалист, которого обычно называют шуб – аббревиатура слов шохет уводек («резник, проверяющий тушу»). Шуб должен обладать особым дипломом, который называется «кабала». В документе этом должно быть указано, какие виды животных он имеет право резать: мелкий рогатый скот, крупный рогатый скот, птиц. Менакер работает вместе с шубом, который удаляет запрещенное в пищу сало и оставляет разрешенный в пищу жир, а также – и это самое трудное в его работе – удаляет седалищный нерв (почему запрещено есть седалищный нерв, сказано в книге Брейшит, гл. 32). Резника и менакера назначает раввин, который наблюдает за их работой и к которому обращаются в сложных случаях. Резник обязан показывать раввину для проверки тот нож:, которым он работает, – потому что если на этом ноже есть хоть мельчайшая зазубринка, мясо зарезанного им животного запрещено есть, оно приравнивается к падали.

ЖИВОТНЫЕ ЧИСТЫЕ И НЕЧИСТЫЕ

Есть три вида живых существ, среди которых Тора различает чистых и нечистых: – животные, живущие на суше;

– обитатели моря;

– крылатые.

Для животных, живущих на суше, Тора дает нам следующий критерий их пригодности в пищу: «Всякое животное парнокопытное с раздвоенными копытами, жующее жвачку, вы можете есть» (Ваикра, гл. 12). Если один из этих признаков отсутствует – то есть если копыто животного не раздвоено или животное не относится к жвачным, – мясо такого животного есть нельзя.

Верблюд, даман и кролик особо отмечаются Торой в составе нечистых животных, хотя они жуют жвачку, -потому что они не имеют раздвоенного копыта. Наоборот, свинья нечиста потому, что она не жвачное животное, – хотя копыто ее раздвоено.

Итак, мы видим, что все хищные звери – нечисты и запрещены нам в пищу (помните, что писал об этом Рамбан?), а среди чистых животных нам разрешены в пищу только травоядные: олень, газель и т.д.

ОБИТАТЕЛИ МОРЯ

Рыбы, которые Тора разрешает есть, отличаются тем, что имеют чешую и плавники. Фактически, можно удовлетвориться лишь первым признаком – потому что плавники есть у всех рыб. Поэтому достаточно заметить следы чешуи на куске рыбы, чтобы заключить, что мясо этой рыбы можно есть.

Мясо рыб Галаха рассматривает отдельно от мяса других животных.

1. Рыба не нуждается в шхите, намек на что есть в Торе (Бемидбар, гл. 11): «И овец, и коров им зарезать... Собрать все рыбы морские...» Отсюда следует, что для того, чтобы умертвить рыбу, ее достаточно вынуть из воды.

3. Обязательность извлечения крови из мяса не относится к рыбе.

И все-таки принято готовить рыбу в отдельной посуде, оставляя ее в «нейтральном» состоянии (парвэ) и не смешивая ни с мясом, ни с молоком, хотя есть ее можно и вместе с молочными продуктами, и вместе с мясными. Ведь если сварить рыбу в мясной кастрюле, нам придется исключить ее из молочного меню.

Ложки, вилки и ножи, которые использовались, когда ели рыбу, могут быть использованы при мясной (или, соответственно, молочной) еде лишь после того, как будут чисто вымыты.

Так называемые «дары моря» – кальмары, устрицы и т.п. – Тора запрещает нам употреблять в пищу, так как они – нечистые живые существа. Тора говорит о всех водяных жителях, у которых нет чешуи и плавников, обо всей «водяной нечисти»: «Отвратительны они вам... плоти их не ешьте» (Ваикра. гл. 11).

Сардины имеют чешую, и потому пригодны нам в пишу. Однако, покупая банку сардин, законсервированных где-либо за пределами Израиля, надо обращать внимание на то, в каком масле они законсервированы. Если это оливковое масло – все в порядке, но если сардины законсервированы в масле животного происхождения, нам запрещено их есть.

ПТИЦЫ: ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЯСТРЕБ ОТ ГОЛУБЯ?

Тора ничего не говорит о признаках, отличающих чистую птицу от нечистой. Вместо этого она просто перечисляет нечистых птиц по их названиям (Ваикра, гл. 11; Дварим, гл. 14). Это означает, что нечистых птиц значительно меньше, чем чистых. Какие же птицы нечисты? Это – орел, сокол, ястреб, кондор, коршун, ворон, цапля, чайка, сова, сыч, пеликан, баклан, аист, страус, удод и некоторые другие.

Следует подчеркнуть, что летающие насекомые тоже запрещены нам в пищу: мухи, пчелы, комары, большая часть видов саранчи и т.п.

Нужно лишь отметить, что есть один вид саранчи, который называется хагав и который нам разрешено есть. Евреи-выходцы из Йемена умеют отличать этот вид саранчи от остальных и употребляют его в пищу.

Запрет есть насекомых и прочую нечисть (то, что Тора называет шерец) обязывает нас хорошо представлять их внешний вид, процесс их развития и места обитания, чтобы удалять их из пищи. Особенно осторожным надо быть при употреблении в пищу муки и крупы: муку следует просеивать через мелкое сито, а крупу перебирать, чтобы выяснить, нет ли в ней насекомых или червей. Кроме несомненного вреда с точки зрения гигиены, съеденный червяк означает совершение очень серьезного нарушения законов Торы. Овощи – капусту, салат, укроп и т.п. – также необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них обычно бывает множество червячков и насекомых. Многие фрукты являются излюбленным местом обитания червей – такие, как инжир, абрикосы, -и поэтому перед едой их следует проверять с особой тщательностью.

ИЗ ЧИСТОГО – ЧИСТОЕ, ИЗ НЕЧИСТОГО – НЕЧИСТОЕ

Вот общий принцип, сформулированный нашими мудрецами: «То, что происходит от чистого, – чисто, а то, что происходит от нечистого, – нечисто». Отсюда мы видим, что нельзя пить молоко нечистого животного, есть яйца нечистой птицы, есть икру нечистой рыбы.

Характерные признаки помогают нам отличить яйца чистой птицы от яиц птицы нечистой. Первые – например куриные или голубиные яйца, – обязательно имеют разные концы: один более острый, другой -более округлый. Яйца же нечистых птиц имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые. Икру чистых рыб отличить еще легче: она всегда имеет желтовато-коричневый цвет – в отличие от нечистой икры, которая всегда черная. Поэтому ясно, что знаменитая в России «черная икра» (осетровая) – нам в пищу запрещена.

Как и в любом правиле, здесь есть исключения: это пчелиный мед. Сама пчела нам в пищу запрещена (это летающий шерец), а мед, который она создает, – чист и разрешен Торой в пишу. И все-таки и здесь нет, в сущности, исключения, совершенно выходящего из ряда вон: мед не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы (наподобие того, как молоко является продуктом жизнедеятельности организма животного), но соком цветов, лишь переработанным пчелой...

ВТОРИЧНЫЕ ПРОДУКТЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В соответствии с тем же принципом («то, что происходит от нечистого, – нечисто») следует обращать особое внимание на некоторые продукты, получаемые в результате переработки вторичных продуктов. В особенности это относится к тем продуктам, что привозятся в Израиль из-за границы: часто их делают из молока или жиров нечистых животных – например, желатин. Есть страны, в которых принято выпекать хлеб, смазывая форму свиным салом; есть сорта сыра, при производстве которых используют вещество, полученное из организма нечистого животного, а есть и такие, которые специально закладываются в кишки нечистых животных для того, чтобы придать им особый вкус; есть сорта шоколада, в состав которых входит молоко нечистых животных; при изготовлении некоторых видов мороженого, кондитерских изделий, конфет и жевательной резинки используются некашерные ингредиенты. В любом сомнительном случае следует спросить местного раввина: можно ли есть данный продукт или нет.

В Израиле импортеры обязаны указывать на упаковке продукта имя экспортера и составные части продукта. Во всех раввинатах Израиля, в отделах наблюдения за кашрутом, есть списки предприятий пищевой промышленности, имеющих теудат кашрут – документ, свидетельствующий о кашерности их изделий.

Здесь уместно заметить, что каждый раз, когда вы входите в мясной магазин, в ресторан или в гостиницу, следует проверять, есть ли у них теудат кашрут, полученный от раввината, а если есть – не истек ли срок действия этого документа и чья подпись стоит под ним. В этих вопросах следует проявлять осторожность. Подумайте: ведь если вас просят о денежном займе, вы хорошо проверите, прежде чем дать деньги, что это за человек – насколько ему можно верить. А вот относительно кашерности пищи мы часто слепо доверяем совершенно неизвестному нам человеку! Давайте относиться к вопросам кашрута по крайней мере так же серьезно, как к вопросам денежным.

«ЯИН НЕСЕХ»

На протяжении своей долгой истории еврейский народ, даже живя в своей собственной стране, не раз подвергался угрозе уничтожения – физического и духовного. Бывали времена, когда ассимиляция куда более успешно уничтожала евреев духовно, чем их самые злые враги – физически. Иудаизм, чрезвычайно чувствительный к духовной опасности, установил множество законов, цель которых – избежать или по крайней мере уменьшить опасность ассимиляции. Один из таких законов – запрет пить вино, сделанное неевреями. Такое вино называется «яин несех», «вино для совершения возлияния» – потому что оно использовалось для совершения возлияний идолам на посвященных им жертвенниках. Как было уже упомянуто в начале этой главы, мудрецы запретили нам пить вино неевреев, чтобы воспрепятствовать заключению смешанных браков. По словам мудрецов, вино обладает необычайной силой, сближающей тех, кто находится далеко друг от друга, и оно способно сблизить евреев и неевреев, которые собираются на совместный пир.

Запрет пить «яин несех» касается только тех напитков, которые приготовлены нееврейскими руками из винограда. Но, кроме того, если нееврей прикоснулся рукой к совершенно кашерному вину, оно становится запретным.

Итак, еврею нельзя пить вино (какой бы то ни было марки), виноградный сок, шампанское, коньяк, бренди – если они изготовлены неевреями. Однако напитки, приготовленные не из винограда, – виски, шерри, водку, различные ликеры, джин, ром, пиво – пить разрешается (но, разумеется, не в Лесах).

ПОСУДА В ВОДАХ «МИКВЭ»

Прежде чем пользоваться металлической посудой (из алюминия, серебра, меди и т.д.), купленной у нееврея, следует окунуть ее в воду «миквэ» – специального водоема, устроенного в соответствии с предписаниями Торы, – или, в крайнем случае, в воду источника. То же самое касается посуды из стекла или из «пайрекса» и «дюралекса» – если она предназначается для использования на обеденном столе. Перед тем как погрузить вещь в воду «миквэ», произносят благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам окунать посуду в «миквэ»!» Если купленная у нееврея посуда не новая, а уже бывшая в употреблении, то прежде чем окунать ее в «миквэ», следует ее откаше-ровать: раскалив на огне (если она предназначена для приготовления пищи на огне) или окунув в воду, кипящую большими пузырями (если это посуда, используемая для еды, или ножи, вилки, ложки). Те, кто окунает в воду «миквэ» также посуду, сделанную из пластмассы, фарфора и т.д., не должны произносить благословение.

ЗАПРЕТ КРОВИ

В нескольких местах Тора повторяет этот запрет: «Только крепись, чтобы не употреблять в пищу кровь, ибо кровь – это душа: так не ешь душу вместе с плотью. Не употребляй ее в пищу – на землю выливай ее, словно воду» (Дварим, гл. 12). Тора предписывает засыпать вылитую на землю кровь птицы или дикого животного (чистого, разумеется). Это – заповедь Торы, и при ее совершении произносят благословение «...и повелевший нам засыпать кровь прахом». Эта заповедь не относится к крови домашних животных.

Чтобы подчеркнуть важность запрета есть кровь, укажем, что если в курином яйце найдена капелька крови, яйцо есть нельзя. Есть точка зрения, что кровь нельзя есть потому, что в Храме она составляла неотъемлемую часть жертвоприношений – подобно тому, как нельзя есть жир, который сжигался в Храме на жертвеннике. Однако, хотя капелька крови в яйце не имеет никакого отношения к храмовому служению, есть ее нельзя.

Хозяйка, готовящая тесто для пирога, сделает правильно, если не будет разбивать и выливать яйца прямо в тесто: не исключено, что кровь окажется как раз в последнем яйце, и тогда все тесто станет негодным в пищу. Следует сначала вылить яйцо в прозрачный стакан и – если окажется, что в нем крови нет, -лишь тогда вылить его в тесто.

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Loading...Loading...