Перепончатокрылые относятся. Отряд перепончатокрылые

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо-вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ-ектами;

Задачи:

Образовательные : формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно-сти, и эстетической культуры как способно-сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ-ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен-ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру-гих людей; экологическое сознание; воспита-ние любви к природе;

Личностные : понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные : умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем-ного, раз-вивающего обучения, групповой деятельно-сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель-ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си-стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер-кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта-тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

Планируемые результаты

Предметные

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно-сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот-ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно-стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система-тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот-ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре-образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня-тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль-таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель-но выбирая критерии для указанных логиче-ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана-лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после-довательность действий, ставить задачи, про-гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре-зультаты работы, выбирать средства достиже-ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це-лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен-ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол-лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи-модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи-ровать свою точку зрения, отстаивать свою по-зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна-вательного инте-реса к изучению биологии и исто-рии развития зна-ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Перепончатокрылые; характеристика отрядов по плану: строение и количество крыльев, тип ротового аппарата, тип превращения.

Ход урока

Актуализация знаний

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа

1. Какая бабочка занесена в красную книгу?

Боярышница

Капустница

Павлиний глаз

2. Как бабочки опыляют цветы?

Пыльца попадает внутрь организма бабочки и выделяется на других цветах в результате естественной жизнедеятельности организма бабочки.

Пыльца от взмаха крыльев бабочки разлетается на соседние цветы.

Пыльца приклеивается к ним благодаря своим свойствам.

3. Как называется дневная бабочка из семейства белянок, имя которой образовано от овоща, растущего в огородах? Свое название она получила за то, что откладывает личинки гусениц в листьях этого растения.

Салатница

Капустница

Морковница

Огуречница

4. Как бабочки защищаются от врагов?

Отпугивают их своей окраской или маскируются.

Нападают на них первыми.

Большинство бабочек ядовиты или испускают очень неприятный и стойкий запах и хищники сами обходят их стороной.

5. Как называется красивая дневная бабочка с пятнами на крыльях, похожими на глаза ?

Павлиний глаз

Кошачий глаз

Рыбий глаз

6. Как бабочка связана с психологией?

В психологии определяют устойчивый негативный жизненный сценарий, название которого «Комплекс бабочки».

Одно из направлений психологии в своей основе имеет так называемый

Психологи настоятельно советуют относится к жизни легко и беззаботно, как это делают бабочки.

7. Название фильма, связанное с бабочкой, в котором американский актёр Эштон Катчер отправлялся в прошлое с целью изменить настоящее.

Эффект бабочки, 2004 г.

8. Куда бабочки деваются зимой?

Они теряют крылья и опять становятся гусиницами

Они все умирают

Они впадают в спячку или улетают в теплые края

9. Бабочка семейства парусников, имеющая жёлтый окрас крыльев с черными и синими узорами .

Крапивница

Махаон

10. К какому отряду насекомых относятся бабочки?

Чешуекрылые

Большекрылые

Сетчатокрылые

11. Почему полет бабочки бесшумен?

Потому что у них на крыльях находится пыльца, которая заглушает звуки.

Потому что человеческой ухо не улавливает звуков такой частоты.

Потому что он обладают способностью гипнотизировать человека и на время лишать его слуха.

12. Какая бабочка названа в честь своей травы кормилицы ?

Крапивница

Осочница

Хвощовка

13. Как называется наука, изучающая бабочек?

Колеоптерология

Лепидоптерология

Апиология

14. У какой бабочки прозрачные крылья?

Грета Ото

Тигровый парусник

15. Какая из бабочек может пролететь тысячу километров без остановок?

Монарх

Синий Карлик

16. Что такое «имаго» относительно бабочки ?

Гусеница

Взрослая бабочка

17. Где у бабочки находятся вкусовые рецепторы?

На усиках

На лапках

18. Как называется единственный материк, где не были обнаружены бабочки?

Антарктида

19. Чем является фраза «Руки работают, видят глаза. Порхай как бабочка, жаль как пчела!»?

Дивизом известного американского боксёра

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ

2.Какие представители перепончатокрылых обитают в вашей местности?

Общая характеристика. Перепончатокрылые включают около 300 тыс. видов. К ним относятся пилильщики, муравьи, пчелы, осы, шмели, наездники и другие насекомые (рис. 74). Длина тела этих насекомых колеблется от 0,2 мм до 6 см. Распространены они почти повсеместно, за исключением Антарктиды. У перепончатокры-лых две пары прозрачных крыльев, на которых жилок мало или поч-ти нет. Передние крылья больше задних. При этом переднее и заднее крылья в полете зацепляются и работают как одно целое крыло. У многих перепончатокрылых крылья развиваются лишь в брачный период. На голове располагаются усики, пара сложных глаз и 3 про-стых глазка, а также ротовой аппарат — грызущий или лижущий.


Развитие перепончатокрылых с полным превращением . Они от-кладывают неоплодотворенные или оплодотворенные яйца. Из пер-вых развиваются только самцы, из вторых — самки или рабочие особи. Личинки похожи на гусениц, но отличаются расположением ложных ног. Самцы и самки легко различимы. У общественных видов (пчелы, муравьи) имеются бесплодные самки-рабочие.

Среди перепончатокрылых встречаются вредители растений, па-разиты, хищники.

У насекомых этого отряда, особенно у общественных, наиболее сложное поведение, порой напоминающее сознательную деятельность.

Наездники получили название за позу, в которой откладыва-ют яйца, располагаясь верхом на двигающейся жертве, например гусенице. Удивляет способность наездников отыскивать своих хо-зяев, даже скрытых в древесине на глубине 2—4 см.


Наездники: эфиальт, рисса, мегарисса

Яйцеклад у таких наездников более чем в два раза длиннее тела, он имеет зазубринки на конце, и наездники вкручивают его в древесину как сверло. На это уходит несколько часов.

Пчела медоносная обитает всюду, где встречаются цветковые растения

Пчелы — общественные насекомые, живущие семьями. Пчели-ная семья включает до 80 тыс. пчел. Подавляющее большинство чле-нов этой семьи — рабочие пчелы (бесплодные самки). В семье пчел обязательно есть одна самка, способная откладывать яйца, — это матка. Ее основная функция — ежедневно в теплое время года откладывать до 2—3 тыс. яиц. Летом в семье появляются несколько сотен самцов — трутней. Они не работают, не защищают семью, не могут добывать пищу самостоятельно.


Рабочие пчелы строят из воска соты , в которых содержат личи-нок. Матка развивается за 16 суток, рабочая пчела — за 20, а трут-ни — за 24 дня после яйцекладки. Развитие идет с превращением. Для каждого члена пчелиной семьи размеры сотовых ячеек свои. Пчелово-ды легко узнают по ячейкам, кто в них развивается, и могут уничто-жить лишних трутней или маток еще в личиночном состоянии.


Необходимость в трутнях появляется перед роением . Роение — это создание новой семьи. После выхода молодой матки старая мат-ка вместе с частью рабочих пчел покидает улей. Вылетевший рой вначале садится недалеко от родного улья, и в течение какого-то времени его можно снять и перенести в новый улей. Если пчеловод не успел снять рой, он может потерять эту семью навсегда, так как пчелы улетят на новое место. Трутни и часть рабочих пчел остаются. После того как улей покинула старая матка, один из трутней спари-вается в воздухе с молодой маткой и погибает, остальных трутней рабочие пчелы в улей не пустят, и те погибнут от голода. Оплодотво-ренная молодая матка возвращается в улей и начинает откладывать яйца. Роение может происходить несколько раз в году.

Зимуют пчелы в улье, тесно сбившись в клубок и поддерживая температуру до +15 °С. Высокий обмен веществ, необходимый для поддержания такого тепла, обеспечивает запас меда, который пчело-вод оставляет на зиму пчелиной семье.

Весной, летом и осенью пчелы усиленно запасают мед. За один раз пчела приносит в зобике 0,06 г нектара, собранного с многочис-ленных цветков. Причем польза от опыления пчелами цветковых растений значительно превышает пользу от произведенного меда. Для сбора нектара и пыльцы у пчелы есть особые приспособления. На задних ногах имеется специальная «корзиночка», в которую и собирается пыльца. Нектар пчела собирает с помощью хоботка, и он попадает в зобик. В улье пчелы перерабатывают нектар в мед, часть которого используют на питание, а часть запечатывают в соты и оставляют на зиму. Соты (рис. 76) — удивительное инженерное сооружение, состоящее из шестигранных ячеек, расположенных двумя слоями, с входами, обращенными в противоположные стороны. Строят их из воска, вырабатываемого из меда. На 1 кг воска требует-ся до 10 кг меда.

Информацию о месте нахождения источника нектара пчелы пе-редают с помощью танца, в котором каждое движение имеет свой смысл. С помощью танца рабочая пчела сообщает о направлении полета, расстоянии до объекта и т. д. Кроме танца, пчелы распозна-ют запах цветков, с которых были собраны пыльца и нектар.

С возрастом рабочая пчела меняет свою «профессию»: она по-очередно выполняет функции уборщицы, кормилицы старших ли-чинок, кормилицы матки и молодых личинок, приемщицы корма, чистильщицы других пчел, строительницы сот, сторожа, сборщицы нектара. Деятельность пчел является врожденной или инстинктив-ной. Инстинкт — это последовательная цепь врожденных ответ-ных реакций на различные раздражители.

Мед, пчелиный клей прополис, пчелиный яд и другие продукты жизни пчелиной семьи имеют большое значение для человека.


Муравьи знакомы каждому человеку . Размеры тела — от 0,8 до 30 мм. Окраска от светло-желтой до черной. Зрение у муравьев разви-то слабо, а обоняние, вкус и осязание — хорошо. У муравьев боль-шинства видов развиты жало и ядовитые железы, выделяющие мура-вьиную кислоту. Распространены повсеместно, кроме Антарктиды и Крайнего Севера. Их сообщества устроены сложнее, чем у пчел, семьи насчитывают до 500—800 тыс. и даже до 1 млн особей в муравейнике.

Известно около 10 тыс. видов муравьев.

Семья муравьев состоит из самцов, появляющихся на пери-од спаривания, и самок, большая часть которых является рабочи-ми, а одна или несколько глав-ных самок откладывают яйца. Рабочие муравьи выполняют раз-личные функции в процессе сво-ей жизни: собирателей пищи, солдат, хранителей жидкой пищи.

Один или два раза в году в гнезде муравьев появляется мно-го крылатых особей. Это основа-тели новых колоний — молодые самцы и самки (рис. 77 Б). В теп-лую безветренную погоду они отправляются в брачные полеты. После оплодотворения самцы погибают, а самочки, опустив-шись на землю, отгрызают кры-лья и ищут подходящее для гнез-да место. Самки некоторых видов могут не питаться в тече-ние года, выполняя при этом все работы по устройству гнезда, от-кладку яиц и уход за молодью. После появления первых рабо-чих самка занимается только от-кладкой яиц. Иногда это проис-ходит до 20 лет подряд. И за все это время самка больше не спа-ривается. Во время лета гибнет большая часть молодых самок и самцов, так как они являются легкой добычей птиц и других животных.

Большая часть муравейника скрыта от глаз любителей пола-комиться муравьями. В подземной его части поддержи-ваются чистота и порядок. Там муравьи зимуют, там же отклады-вают яйца, выкармливают личинок, прячут куколок и тлей от моро-зов. В муравейнике много различных насекомых и муравьев других видов.

Всех их муравьи не только не гонят, но и кормят. Правда, делает-ся это не без выгоды, так как эти «нахлебники» выделяют особые вещества, которые с удовольствием употребляют в пищу сами мура-вьи. Они так привыкают к своим «квартирантам», что при переселе-нии переносят их с собой.

Муравьи питаются различной пищей: живыми беспозвоночны-ми, их трупами или нектаром цветков, грибами или семенами расте-ний, выделениями тлей или червецов. Пищу добывают в почве, тра-ве, на деревьях и кустарниках.

Семья муравьев уничтожает много насекомых-вредителей и сдерживает рост их численности. Одного муравейника для этого достаточно на 0,5—1 га леса.

В природе значение муравьев огромно. Виды, представители которых строят муравейники, как и дождевые черви, служат почво- образователями. Муравьи прекрасно борются с вредителями рас-тений, разносят семена и распространяют растения некоторых ви-дов. Однако есть муравьи, приносящие вред жилью и здоровью человека, садам и огородам. Живущие в домах муравьи портят запа-сы пищи, разносят некоторые заболевания. Муравьи, живущие в садах, разносят тлю, чем вредят посадкам.

Сильно развитые, мощные челюсти муравьев-амазонок не по-зволяют им строить гнездо и ухаживать за личинками. Для того чтобы не погибнуть, они нападают на чужие муравей-ники, захватывают куколок и переносят их к себе. Вышед-шие их них рабочие муравьи выполняют за амазонок всю необходимую работу. Муравьи, пасущие тлей, защищают их от златоглазок, божьих коровок, клещей, муравьев других видов. Для тлей нередко строят укрытия из земли и трухи, тщательно охраняют входы и выходы из них, а в случае опасности убегают, унося тлей.

Самостоятельная работа

Ответить на вопросы

1.Почему пчел и муравьев называют общественными насекомыми?

2.Какие особенности жизни перепончатокрылых не свойственны дру-гим отрядам насекомых?

4.Из чего образуется мед?

5.Как пчелы узнают дорогу к местам с обилием цветущих растений- медоносов?

6.Расскажите о значении деятельности муравьев.

Отряд Перепончатокрылые

Отряд перепончатокрылые - пчелы, муравьи, наездники. Класс Насекомые . Уроки Биологии

Отряд перепончатокрылые (наездники )

Пчела , матка , трутень

Как определить есть матка или нет (не открывая улей)

Тип Членистоногие . Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. род Муравьи

Ресурсы

Биология. Животные. 7 класс учебник для общеобразоват. учрежде-ний/ В. В. Латюшин, В. А. Шапкин.

Активные формы и методы обучения биологии : Животные. Кп. для учителя: Из опыта работы, —М.:, Просвещение. Молис С. С.. Молис С. А

Рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа).

В.В. Латюшин, Е. А. Ламехова. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». - М.: Дрофа.

Захарова Н. Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В. В. Латюшина и В. А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс»/ Н. Ю. Захарова. 2-изд. - М.: Издательство «Экзамен»

Хостинг презентаций

Насекомых можно встретить повсюду - в городских каменных джунглях, на лугу, в бору, тундре, пустыне и даже там, где вечный снег и стужа. Порой мы не замечаем, как прекрасен окружающий мир. На земном шаре обитают миллионы разнообразных живых организмов. В этой статье мы подробно разберем, что собой представляет перепончатокрылое насекомое. Рассмотрим все подвиды и их особенности.

Общая информация

К перепончатокрылым насекомым относятся осы, пчелы, шмели, муравьи и другие. Мало кому известно, что все они проживают в отдельных коллективах, где есть только одно главное насекомое. Удивительно, но все обязанности у них распределяются равномерно. В каждом коллективе определенное насекомое отвечает за одно действие. Считается, что именно эта категория насекомых проживает абсолютно во всех уголках планеты.

Виды перепончатокрылых насекомых достаточно сильно различаются между собой. Существует всего две разновидности - Сидячебрюхие и Стебельчатобрюхие. К первому относятся более примитивные насекомые, которые питаются органикой.

Особенности размножения

Отряд насекомых перепончатокрылые отличается своего рода концепцией установления пола. Термиты, например, которые относятся к другому виду, не имеют такой особенности. В семье перепончатокрылых, как правило, есть только одна матка. В первой половине своей жизни она делает только один брачный полет, запасаясь семенной жидкостью на весь период жизнедеятельности, который составляет около 10 лет.

Собранную семенную жидкость самка применяет регулярно, чтобы оплодотворить яйца, которые продвигаются по ее половым путям. Стоит обратить внимание, что далеко не во всех яйцеклетках происходит процесс оплодотворения. Они также могут иметь одинарный или двойной набор хромосом.

Перепончатокрылое насекомое не имеет отца. У всех представителей одной семьи одинаковый набор хромосом, полученный от самки. Только сама матка имеет парное их количество.

Особенности строения

Как мы говорили ранее, перепончатокрылые имеют две пары крыльев. Как правило, передние длиннее задних. На голове перепончатокрылого насекомого располагаются усики. У каждого подвида они имеют свою особенность строения. Их количество колеблется от 2 и до 70. На голове также расположены глаза, которые имеют достаточно сложное строение. Удивительно, но некоторые муравьи абсолютно ничего не видят. Они находят путь к своему муравейнику благодаря оставленному за собой аромату феромонов.

Муравей - это мелкое перепончатокрылое насекомое. Количество их видов составляет более 8 тысяч. Считается, что именно муравьи наиболее схожи с человеком.

Муравьи никогда не едят то, что они нашли. Они доставляют пищу в муравейник. Тех особей, которые ничего не приносят, насекомые убивают. Муравьи регулярно запасаются пищей на зиму. Днем они выносят ее на улицу сушиться, а ночью заносят обратно. Считается, что муравьи предчувствуют погоду, поскольку они никогда не просушивают заготовки перед дождем.

Мало кому известно, но самого старого представителя американские ученые нашли на одном из пляжей. Тело муравья было расположено в янтаре. По мнению специалистов, возраст находки составляет около 130 миллионов лет. Удивительно, но муравьи - единственные живые организмы, за исключением человека, которые выращивают домашних животных, а именно тлю.

Считается, что муравьи обладают самым большим мозгом на земле по отношению к своему телу. Еще один интересный факт - это отсутствие сна. Удивительно, но перепончатокрылое насекомое отряда муравьиных не ощущает в этом потребности.

Мало кому известно, но рабочие муравьи живут до 3 лет, а вот самки - до 20. Также известно, что они способны поднимать груз, который превышает их вес в 100 раз. Когда муравей умирает от отравления, он всегда падает исключительно на правый бок.

Шмели

Шмели - это также перепончатокрылые насекомые. Представители данного подвида отличаются густым волосяным покровом на теле, который имеет яркий окрас. Шмели делятся на три категории: матка, рабочие и трутни. Стоит отметить, что последние не обладают способностью жалить. В отличие от ос, шмели используют жало только для самообороны.

Реакция человеческого организма на зависит только от индивидуальных особенностей. Чаще всего он не представляет опасности. Аллергическая реакция на укус шмеля случается довольно редко. Чаще всего ей подвержен только 1 % человечества, и, как правило, это происходит при повторном укусе.

Известно, что в отличие от других перепончатокрылых, шмели не вылетают на поиски пищи при плохой погоде. Они также имеют наиболее излюбленные растения. Шмели могут опылять труднодоступные цветочные чаши, которые не подвластны осам.

В отличие от других насекомых, шмели имеют температуру тела выше на 20-30 градусов, чем окружающая среда. Это объясняется активной работой грудных мышц.

Есть ли польза от перепончатокрылых насекомых?

Пожалуй, каждому известно, что все живые организмы на нашей планете связаны между собой. Каждое насекомое приносит определенную пользу для земного шара и самого человека. Не исключение и отряд перепончатокрылых. Например, муравьи, как нам известно, строят дома не только на поверхности грунта, но и под ним. Благодаря этому почва становится более рыхлой и наполняется большим количеством кислорода. Также муравьи ежегодно уничтожают огромное количество вредителей.

Большую пользу приносят перепончатокрылые насекомые - пчелы, осы и шершни. Благодаря продуктам их переработки было создано огромное количество медикаментов. Например, многие лекарственные препараты содержат в себе мед и прополис.

Интересный факт про представителя перепончатокрылых насекомых

В XX веке известный ученый провел ряд любопытных исследований. Известно, что шмель имеет достаточно маленькие по размеру крылья (относительно своего тела). Ученый применил к насекомому расчет самолета. Он выяснил, что шмель летает вопреки всем законам аэродинамики и физики.

Сегодня на эту тему ведется большое количество споров. Многие ученые опровергают гипотезу и доказывают, что шмель летает вполне обосновано. Однако данные версии до сих пор изучены не до конца.

Перепончатокрылые и образование

Как мы выяснили ранее, перепончатокрылые насекомые приносят огромную пользу. Об особенностях их строения и жизнедеятельности рассказывают ученикам 7 класса в школе. Цель урока - показать, насколько важен отряд насекомых перепончатокрылые. 7 класс после окончания урока должен знать особенности строения данного вида и их роль для человеческого организма и природы. В обязанности преподавателя входит проверка усвоения материала про перепончатокрылых насекомых спустя некоторое время.

Ихневмоноиды

У некоторых маток яйцеклад наполнен ядом. Благодаря такой особенности они уничтожают вредителей сельскохозяйственных культур. Из яйца в теле другого насекомого вылупляется личинка. Первое время она питается жировыми отложениями жертвы, а когда их запас подходит к концу, начинает поедать жизненно важные органы. К тому времени, когда личинка начинает создавать себе кокон, как правило, жертва погибает.

Хальциды

Введение

Биологическое многообразие перепончатокрылых, богатство отряда видами и их обилие в самых разнообразных биоценозах и агроценозах делают их весьма заметными на фоне хозяйственной деятельности человека. Растительноядные перепончатокрылые – пилильщики, рогохвосты, семяеды, которые наносят вред сельскому и лесному хозяйству. В первую очередь следует назвать такие виды, как обыкновенный и черный хлебные пилильщики, рапсовый пилильщик, вишневый пилильщик. Существенный вред в лесу наносят сосновые пилильщики, объедающие хвою. Техническими вредителями древесины являются рогохвосты.

Однако среди перепончатокрылых значительно больше полезных видов, чем вредных. Все знают домашнюю пчелу, которая дает нам не только мед, воск и другие продукты пчеловодства, но и опыляет культурные растения. Основными опылителями растений являются шмели и дикие одиночные пчелиные. Опылителями могут быть также осы и некоторые наездники, которых можно часто встретить питающимися на цветках. Но основную положительную роль наездники и осы играют в качестве энтомофагов.

В связи с этим изучение перепончатокрылых представляет интерес и в наши дни. Целью нашего исследования является изучение разнообразия отряда перепончатокрылых юго-западной части Беларуси. Для достижения нашей цели поставим перед собой определенные задачи:

1. определить места сбора насекомых;

2. провести сбор группы;

3. провести довидовое определение;

4. сделать статистическую обработку собранного материала.

1. Обзор литературных сведений по изученности перепончатокрылых юго-западной части Беларуси

Перепончатокрылые (Hymenoptera ) – один из наиболее продвинутых в эволюционном пане отрядов насекомых. В ископаемом состоянии перепончатокрылые известны с мезозоя. В настоящее время они распространены по всем материкам, кроме Антарктиды. Некоторые перепончатокрылые, например шмели, - одни из самых северных насекомых. Они же поднимаются в горы до вечных снегов.

Взрослые насекомые имеют две пары перепончатых крыльев, покрытых сравнительно редкими жилками, а мелкие формы обычно почти или совершенно лишены жилкования. Задняя пара крыльев меньше и при полете имеет подчиненное значение. У живых насекомых обе пары крыльев обычно скрепляются при помощи крючков друг с другом и работают как одна плоскость, поэтому Шарова И. Х. называет перепончатокрылых “функционально двукрылыми” . Некоторые виды (рабочие муравьи, самки дринид, немок и некоторых бетилид и наездников) не имеют крыльев.

Ротовые части грызущие или лижуще-грызущие. В последнем случае нижняя губа и нижние челюсти вытягиваются и образуют хоботок с язычком на конце. Такой ротовой аппарат служит для высасывания нектара из цветков. Жвалы хорошо развиты у всех видов и используются не только при питании, но и при строительстве гнезд, рытье почвы и т.д. У некоторых муравьев ни имеют причудливую форму и превышают длину головы.

Усики простые, булавовидные, гребневидные, перистые, бывают как прямыми, так и коленчатыми. В последнем случае первый членик их удлинен и носит название рукояти, а остальные членики образуют жгутик. Число члеников усиков варьирует от 3 до 70. На голове имеется пара сложных фасеточных глаз и 3 простых глазка, но некоторые муравьи совершенно слепы.

Ноги бегательные с 5-ти члениковой лапкой. Голень и лапка передней ноги иногда несут специальный аппарат для чистки усиков и лапок, образованный гребенчатой шпорой на конце голени и выемкой на первом членике лапки.

Интересной особенностью перепончатокрылых является то, что самки у них, как правило, откладывают яйца либо гаплоидные, либо диплоидные. Из первых всегда развиваются самцы, из вторых - только самки. В типичных случаях гаплоидные яйца – неоплодотворенные, а диплоидные – оплодотворенные. Однако в ряде случаев наблюдается партеногенез. При этом при образовании яйцеклеток выпадает одно редукционное деление, и неоплодотворенные яйца остаются диплоидными.

Превращение полное. Личинки пилильщиков внешне очень похожи на гусениц и поэтому носят название ложногусениц.

Половой диморфизм хорошо выражен. Часто имеется полиморфизм, при котором бывает несколько форм самок. У общественных перепончатокрылых (муравьев, пчел, ос) развивается каста рабочих особей – бесплодных самок, выполняющих различные работы в гнезде. Наиболее резко полиморфизм выражен у муравьев, где рабочие всегда бескрылы. В пределах этой касты у некоторых муравьев наблюдается дальнейшее подразделение на подкасты солдат, “медовых бочек” и т.д. У некоторых видов число резко обособленных подкаст рабочих достигает шести. Все это связано со сложным разделением функций в муравьиной семье.

Образ жизни перепончатокрылых крайне разнообразен. Рогохвосты, как правило, развиваются в древесине деревьев. Личинки большинства пилильщиков питаются листьями растений, и вообще эта группа биологически сходна с бабочками, что отразилось на конвергентном сходстве личинок. Среди жалящих перепончатокрылых мы находим огромное разнообразие сложной инстинктивной деятельности, связанной с заботой о потомстве, вершиной которого является “общественное” поведение муравьев, складчатокрылых ос и пчел.

По данным Плавильщикова Н. Н. “на земле распространено не менее 70 000 видов перепончатокрылых” . Однако Зенкевич Л. А. в своих трудах утверждает, что “отряд перепончатокрылых насчитывает около 90 000 видов и по числу уступает лишь жукам и бабочкам” . В свою очередь Шарова И. Х. придерживается мнения, что к отряду перепончатокрылых “относится более 300 000 видов” .

Анализируя эти данные можно сказать, что отряд перепончатокрылых – один из самых многочисленных отрядов насекомых.

2. Методы сбора и коллекционирования перепончатокрылых

Наиболее обычным и широко применяемым способом сбора перепончатокрылых насекомых является кошение энтомологическим сачком. Лучше всего подходит сачок из прочной ткани типа мельничного газа. Широко практикуется сбор перепончатокрылых на цветках, которые они посещают для питания. Для пчелиных сбор на цветках является основным. Поэтому для сбора пчелиных лучше всего подойдут луга, опушки леса с большим количеством нектаро- и пыльценосных цветущих растений. Лучше при этом использовать марлевый сачок (диаметр кольца такого сачка равен 12-15 см, длина палки – 30-50 см). С отдельных цветков собирают пчел небольшим сачком, но можно ловить пчел на цветках и пробиркой.

Жалоносные перепончатокрылые могут быть собраны также у мест их гнездовья, особенно в тех случаях, когда они образуют колонии. При этом они могут быть пойманы вместе с добычей (ее желательно наколоть при монтировке на ту же булавку вместе с осой).

Местом сбора муравьев является гнездо. Гнезда бывают различных типов: подземные, надземные, в дуплах, под камнями. Гнездо, если оно не в виде кучи, обычно находят по единичным муравьям, несущим добычу в нору. Находят их также по скученности отдельных муравьев, по нагромождениям древесной муки, на пнях, наконец, под камнями.

Муравьев, в зависимости от размеров, нужно ловить пинцетом, небольшой кистью, смоченной в спирте, а также эксгаустером.

Некоторые виды перепончатокрылых (наездники, иногда осы) активно летят на свет, и для их сбора могут быть использованы светоловушки.

Для замаривания перепончатокрылых можно использовать хлороформ и эфир. В полевых условиях до монтировки перепончатокрылых лучше раскладывать на ватные слои и хранить на них. Не рекомендуется использовать для хранения спирт, так как он может попортить материал и усложняет монтировку.

3 Анализ собранного материала

3.1 c истематический список собранных видов

Для написания курсовой работы в различных местообитаниях были собраны 20 видов перепончатокрылых, список которых приводится ниже:

Отряд Перепончатокрылые Hymenoptera

Надсемейство Сидячебрюхие Symphyta

Семейство Настоящие пилильщики Tenthredinoidea

Род Diprion schrank

Пилильщик сосновый Diprion pini

Надсемейство СтебельчатобрюхиеApocrita

Семейство НаездникиIchneumonidae

Род Alomya

Аломия-победительница Alomya debellator

Семейство Дорожные осыPomplidae

Род Anoplius

Оса дорожная краснобрюхаяAnoplius viaticus

Семейство Осы общественныеVespidae

Род Vespa

Шершень обыкновенныйVespa crabro

Род Dolichovespula

Оса леснаяDolichovespula saxonica

Род Vespula

Оса обыкновеннаяVespula vulgaris

Семейство Осы одиночныеEumenidae

Перепончатокрылые - один из самых крупных отрядов насекомых. Описано более 100 тыс. видов. Их размеры от 0,2 мм до 6 см.

1) Полное превращение;

2) Ротовой аппарат грызущий, грызуще-лижущий, иногда редуцирован. Нижние челюсти и нижняя губа у перепончатокрылых сливаются в единое образование, которое нередко вытягивается в хоботок для питания жидкой пищей, чаще всего нектаром цветков. Усики нитевидные, коленчатые, иногда перистые и четковидные;

3) Ноги с 5-члениковыми лапками, реже 3-4-члениковые, ходильные (встречаются копательные и хватательные модификации у некоторых ос), имеют простые или двойные вертлуги;

4) Две пары однородных перепончатых крыльев, задние крылья обычно меньше передних. Во время полета задний край переднего крыла прикрепляется за зацепки на переднем крае задних крыльев, соединяясь в единую плоскость. Крылья могут быть с немногочисленными жилками и ячейками или совсем без них. У большинства видов крылья имеют своеобразный радужный переливчатый оттенок. Существуют бескрылые перепончатокрылые, например, рабочие муравьи, осы-немки, самки некоторых наездников.

5) Личинки у сидячебрюхих (пилильщики и рогохвосты) – чаще ложногусеницы, у стебельчатых – червеобразные. Куколка открытая, в кожистом или паутинистом коконе;

Многие перепончатокрылые живут обществами, которые являются потомством одной матки. У многих общественных перепончатокрылых наблюдается полиморфизм. Их семьи состоят из одной или нескольких самок (маток), некоторого количества самцов и многих рабочих особей (бесплодных самок). Этим насекомым свойственна сложная нервная деятельность, в которой преобладают инстинктивные действия.

Домашняя пчела поставляет мед, воск, прополис, маточное молочко, опыляет культурные растения. Дикие пчелы и шмели - основные опылители культурных и диких цветковых растений.

Отряд подразделяется на два подотряда - сидячебрюхие и стебельчатые.

Подотряд сидячебрюхие (Symphita) : отличаются брюшком сидячего типа и 2-члениковыми вертлугами ног, по пищевой специализации почти исключительно фитофаги. К ним относятся надсемейство рогохвосты, в составе которого много вредителей лесных насаждений, и надсемейство пилильщики, объединяющее многих вредителей сельскохозяйственных культур.

  • Класс: Insecta = Насекомые
  • Отряд: Hymenoptera Linnaeus, 1758 = Перепончатокрылые
  • Семейство: Formicidae = Муравьи настоящие
  • Семейство: Vespodae = Складчатокрылые или веспоидные осы
  • Семейство: Apidae = Пчелиные, настоящие [благородные] пчёлы
  • Семейство: Ampulicidae = Ампулициды
  • Семейство: Chrysididae = Осы-блестянки
  • Семейство: Mutillidae = Немки
  • Семейство: Megachilidae = Мегахилиды
  • Надсемейство: Ichneumonoidea Latreille, 1802 = Ихневмоноидные наездники
  • Читать дополнительно: Строительная деятельность: * ос * пчел * муравьев * термитов

    Отряд: Hymenoptera = Перепончатокрылые

    Жизненный цикл

    Перепончатокрылые представляют более или менее резкий половой диморфизм; самцы нередко сильно отличаются от самок величиной, окраской, развитием крыльев, органов чувств и т. д. У общественных перепончатокрылых, кроме самцов и самок, есть ещё недоразвитые самки, неспособные к оплодотворению - так называемые рабочие, которые, в свою очередь, могут быть разного строения, так что в одной общине может быть от трёх до пяти разных родов индивидов (самцы, самки и 1-3 формы рабочих). Наряду с обыкновенным размножением путём оплодотворённых яиц у перепончатокрылых распространено также размножение без оплодотворения (партеногенетическое). При этом из неоплодотворённых яиц могут развиваться лишь самцы (например, у пчёл, у которых самка по произволу оплодотворяет откладываемые яйца; неоплодотворённые и потому дающие самцов яйца могут откладывать также и рабочие пчёлы) или и самки (например, у орехотворок). Иногда (у орехотворок) партеногенетические поколения могут чередоваться с половыми (гетерогония).

    Превращение перепончатокрылых полное. Личинки представляют весьма различное строение. У одних (пилильщиков) личинки живут свободно на листьях, по внешнему виду похожи на личинок (гусениц) бабочек (отсюда название - ложные гусеницы) и имеют 3 пары грудных и 6-8 пар брюшных ног. У рогохвостов (Siricidae) личинки живут в дереве или (Cephidae) в стеблях и ветвях растений и имеют 3 пары недоразвитых грудных ног. У остальных перепончатокрылых личинки живут в гнездах или внутри питательных веществ и бывают лишены ног.

    Куколки перепончатокрылых всегда относятся к типу свободных куколок (Pupa libera; см. Насекомые). Перед окукливанием личинка обыкновенно делает из выделяемых ею шелковинок рыхлый или плотный кокон, тогда как другие окукливаются без кокона.

    Высшей степени сложности попечение о потомстве достигает у общественных перепончатокрылых; здесь в самой общине произошло разделение труда, связанное с утратой большинством самок способности размножения; на долю этих самок (рабочих) и падают вполне или главным образом все труды по постройке гнезд, добыванию пищи и уходу за потомством. Гнёзда общественных перепончатокрылых, достигающие часто чрезвычайной сложности и совершенства, строятся из вещества, выделяемого самими насекомыми - воска (у пчёл, шмелей) или измельченных челюстями растительных веществ (у ос), из земли, глины, навоза и т. д., или - вырываются в земле. Кормление личинок производится постепенно, причём пища даётся прямо в рот личинки; она может состоять из пыльцы и меда (у пчёл), сахаристых веществ и насекомых (у ос, муравьёв).

    По отношению к человеку некоторые перепончатокрылые полезны прямо, доставляя ему полезные вещества (мёд, воск), другие - косвенно, истребляя вредных насекомых (в этом отношении особенно важны наездники в широком смысле этого слова). Важное значение имеют многие из перепончатокрылых также в процессе опыления растений. Вредят перепончатокрылые отчасти своими ужалениями, отчасти поедая различные запасы и портя здания (некоторые муравьи), но главным образом вредны многие из них в сельскохозяйственном отношении, причиняя более или менее значительные опустошения среди культурных и лесных растений.

    К отряду перепончатокрылых принадлежит значительное число видов (различные авторы определяют примерную цифру их в 15-25 тысяч), распределенных по всем частям света. В ископаемом состоянии они известны с лиаса, а больше всего ископаемых перепончатокрылых найдено в третичных отложениях и янтаре.

    Loading...Loading...