Фрэнсис бэкон страна где он родился. Памятник Фрэнсису Бэкону в Библиотеке конгресса США. Великие умы не умирают

Френсис Бэкон родился в Лондоне, в знатной и уважаемой семье. Его отец Николас был политическим деятелем, а мать Анна (в девичестве Кук) была дочерью Энтони Кука, известного гуманиста, воспитавшего короля Англии и Ирландии Эдуарда VI. Мать с юных лет прививала сыну любовь к знаниям, и у нее – девушки, знающей древнегреческий язык и латынь – это с легкостью получалось. К тому же мальчик и сам с самого нежного возраста проявлял огромный интерес к знаниям.

В общем, о детстве великого мыслителя известно не так уж много. Основы знаний он получал на дому, так как отличался слабым здоровьем. Но это не помешало ему в возрасте 12 лет, вместе со старшим братом Энтони поступить в Тринити-колледж (колледж Святой Троицы) при Кембридже. Во время обучения на смышленого и образованного Френсиса обратили внимание не только придворные, но и сама Королева Елизавета I, которая с удовольствием беседовала с юношей, часто в шутку его называя подрастающим лордом-хранителем.

По окончанию колледжа братья вступили в сообщество учителей в Грейс-Инне (1576 г.). Осенью того же года, не без помощи отца, Френсис в составе свиты Сэра Эмиаса Паулета отправился заграницу. Реалии жизни других стран, увиденные тогда Френсисом, вылились в заметки «О состоянии Европы».

Вернуться на родину Бэкона заставило несчастье – в феврале 1579 года не стало его отца. В этом же году он начал свою деятельность в качестве юриста в Грейс-Инне. Через год Бэкон подал прошение о поиски какой-нибудь должности при дворе. Однако, не смотря на довольно теплое отношение королевы Елизаветы к Бэкону, позитивного результата он так и не услышал. Проработав в Грейс-Инне до 1582 года, он получил должность младшего барристера.

В возрасте 23 лет Френсис Бэкон удостоился чести занимать должность в палате общин. Он имел свои взгляды, которые порой не сходились со взглядами Королевы, а потому вскоре прослыл ее противником. Через год он уже был избран в парламент, а настоящий «звездный час» Бэкона наступил, когда у власти в 1603 году оказался Яков I. Под его покровительством Бэкон был назначен генеральным прокурором (1612 г.), через пять лет лордом-хранителем печати, а с 1618 по 1621 год был лордом-канцлером.

Карьера в один миг рухнула, когда в том же 1621 году Френсису предъявили обвинение во взяточнистве. Тогда он был взят под стражу, однако всего через два дня его помиловали. Во время его политической деятельности мир увидел одну из самых выдающихся работ мыслителя — «Новый Органон», которая была второй частью главного труда- «Великого Восстановления Наук», который, к сожалению, так и не был завершен.

Философия Бэкона

Френсиса Бэкона небезосновательно считают основопологателем мышления нового времени. Его философская теория в корне опровергает схоластические учения, выводя при этом на первый план знания и науку. Мыслитель считал, что человек, сумевший познать и принять законы природы, вполне способен использовать их себе во благо, обретая тем самым не только власть, но и нечто большее – духовность. Философ тонко подмечал, что во времена становления мира, все открытия были сделаны, по сути, случайно – без особых навыков и владения специальными приемами. Следовательно, познавая мир и получая новые знания, главное, чем нужно пользоваться – это опыт и индуктивный метод, а исследования, по его мнению, должны начинаться с наблюдения, а не теории. По Бэкону, успешный эксперимент может зваться таковым только в том случае, если во время его проведения постоянно меняются условия, в том числе время и пространство — материя должна быть всегда в движении.

Эмпирическое учение Френсиса Бэкона

Понятие «эмпиризм» появилось вследствие развития философской теории Бэкона, а его суть сводилась к суждению «познание лежит через опыт». Он полагал, что добиться чего-либо в своей деятельности, можно лишь при наличии опыта и знаний. По Бэкону существует три пути, пройдя которые человек может получить знание:

  • «Путь паука». В данном случае аналогия проводится с паутиной, подобно которой переплетаются человеческие мысли, при этом конкретные аспекты пропускаются мимо.
  • «Путь муравья». Подобно муравью человек по крупицам собирает факты и доказательства, получая таким образом опыт. При этом суть остается непонятной.
  • «Путь пчелы». В этом случае используются позитивные качества пути паука и муравья, а негативные (отсутствие конкретики, непонятая суть) опускаются. Выбирая путь пчелы, все факты, собранные опытным путем важно пускать через разум и призму своего мышления. Так познается истина.

Классификация препятствий на пути к познанию

Бэкон, помимо путей познания. Говорит и о постоянных препятствиях (так называемые препятствия-призраки), сопровождающие человека на протяжении всей его жизни. Они могут быть врожденными и приобретенными, но в любом случае, именно они мешают настроить свой разум на познание. Итак, существует четыре типа препятствий: «Призраки рода» (происходят из самой человеческой природы), «Призраки пещеры» (собственные ошибки восприятия окружающей реальности), «призраки рынка» (появляются вследствие общения с другими людьми посредством речи (языка)) и «призраки театра» (навеянные и навязанные призраки другими людьми). Бэкон уверен – для того чтобы познать новое, нужно отказаться от старого. При этом важно не «растерять» опыт, опираясь на который и пропуская его через разум, можно достичь успеха.

Личная жизнь

Френсис Бэкон был женат единожды. Его жена была в три раза младше его самого. Избранницей великого философа стала Алиса Бэрнем, дочь вдовы лондонского старейшины Бенедикта Бэрнема. У пары не было детей.

Скончался Бэкон вследствие перенесенной простуды, ставшей результатом одного из проводимых опытов. Бэкон руками набивал тушку курицы снегом, пытаясь таким способом определить влияние холода на сохранность мясных продуктов. Даже будучи уже тяжелобольным, предвещая скорую смерть, Бэкон писал радостные письма своему товарищу, лорду Эренделу, не уставая повторять, что наука в итоге все же даст власть человеку над природой.

Цитаты

  • Знание – сила
  • Природу побеждают, только повинуясь ее законам.
  • Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
  • Самое страшное одиночество – не иметь истинных друзей.
  • Воображаемое богатство знания – главная причина его бедности.
  • Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство – доброта.

Известнейшие произведения философа

  • «Опыты, или наставления нравственные и политические» (3 издания, 1597-1625 гг.)
  • «О достоинстве и приумножении наук» (1605)
  • «Новая Атлантида» (1627)

За всю жизнь из под пера философа вышли 59 работ, после его смерти были опубликованы еще 29.

Фрэнсис Бэкон краткая биография английского философа, историка, политика, основоположника эмпиризма

Фрэнсис Бэкон биография кратко

Английский ученый и философ Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в семье лорда Николаса Бэкона, хранителя королевской печати, виконта, которого считали одним из известнейших юристов того времени. Был болезненным, но талантливым ребенком.

В 12 лет Фрэнсис учился в Тринити-колледже в Кембридже. Обучаясь в рамках старой схоластической системы, он уже тогда приходил к мысли о необходимости реформирования наук.

Окончив колледж, новоиспеченный дипломат в составе английской миссии работал в разных европейских странах. В 1579 г. ему пришлось вернуться на родину из-за смерти отца. Не получивший большого наследства Фрэнсис вступил в юридическую корпорацию Грейс-Инн, активно занимался юриспруденцией и философией.

В 1586 г. он возглавляет корпорацию, но ни это обстоятельство, ни назначение на пост экстраординарного королевского адвоката не могли удовлетворить честолюбивого Бэкона, который стал искать все возможные пути для получения при дворе выгодной должности.

Ему было всего 23 года, когда он был избран в палату общин парламента, где получил славу блестящего оратора, на некоторое время возглавил оппозицию, из-за чего потом оправдывался перед сильными мира сего. В 1598 г. было опубликовано произведение, которое сделало Фрэнсиса Бэкона известным, — «Опыты и наставления, нравственные и политические» — сборник эссе, в которых автор поднимал самые разные темы, например, счастья, смерти, суеверий и т.д.

В 1603 г. на престол вступил король Яков I, и с этого момента политическая карьера Бэкона начала стремительно идти в гору. Если в 1600 г. он был штатным адвокатом, то уже в 1612 г. ему досталась должность генерального прокурора, в 1618-ом он стал лорд-канцлером.

В 1605 г. увидел свет трактат под названием «О значении и успехе знания, божественного и человеческого», который был первой частью его масштабного многоэтапного замысла «Великое Восстановление наук».

В 1612 г. было подготовлено второе издание «Опытов и наставлений». Второй частью главного труда, так и оставшегося незаконченным, стал написанный в 1620 г. философский трактат «Новый органон», считающийся одним из лучших в его наследии. Главной мыслью является безграничность прогресса в человеческом развитии, превозношение человека как главной движущей силы этого процесса.

В 1621 г. Бэкона обвинили во взяточничестве и злоупотреблениях. Он провел несколько дней в тюрьме и был помилован королем, но на государственную службу не вернулся. После этого Фрэнсис Бэкон удалился в своё поместье и последние годы жизни посвятил исключительно научной и литературной работе. В частности, был составлен свод английских законов; он трудился над историей страны при династии Тюдоров, над третьим изданием «Опытов и наставлений».

На протяжении 1623-1624 гг. Бэкон писал утопический роман «Новая Атлантида», который остался неоконченным и был опубликован после его смерти в 1627 г. В нем писатель предвосхитил многие открытия будущего, например, создание подводных лодок, улучшение пород животных, передачу на расстояние света и звука.
Именно Бэкону принадлежит известная фраза «Знание – сила». Бэкон умер, простудившись во время одного из физических опытов. Он умер в 66 лет, 9 апреля 1626 г.

Знаменитый английский мыслитель – один из первых крупных философов Нового времени, эпохи разума . Сам характер его учения сильно отличается от систем древних и средневековых мыслителей. У Бэкона нет и помину о знании, как чистом и вдохновенном стремлении к высшей истине. Он презирал Аристотеля и религиозную схоластику за то, что они подходили к философскому познанию с такой точки зрения. В соответствии с духом новой, рационально-потребительской эпохи для Бэкона характерно прежде всего стремление к господству над природой. Отсюда и его известный афоризм знание – сила .

До того как целиком отдаться философии, Фрэнсис Бэкон был одним из виднейших чиновников английского королевского двора. Его общественная деятельность была отмечена крайней беспринципностью. Начав карьеру в парламенте как крайний оппозиционер, он вскоре превратился в верного лоялиста. Предав своего первоначального покровителя, Эссекса , Фрэнсис Бэкон стал лордом, членом тайного совета и хранителем государственной печати, но затем был уличён парламентом в крупных взятках. После скандального разбирательства его присудили к огромному штрафу в 40 тысяч фунтов и заключению в Тауэр. Король простил Бэкона, однако с политической карьерой ему всё же пришлось расстаться (подробнее - см. в статье Бэкон, Фрэнсис – краткая биография). В своих философских трудах Фрэнсис Бэкон провозглашал цель завоевания материального могущества с такой же беспощадной односторонностью и опасным пренебрежением к нравственным законам, с какими действовал в практической политике.

Портрет Фрэнсиса Бэкона. Художник Франс Пурбус Младший, 1617

Человечество, по мнению Бэкона, должно подчинить себе природу и господствовать над ней. (Эта цель, впрочем, одушевляет всю эпоху Возрождения .) Род людской двигался вперёд благодаря научным открытиям и изобретениям.

Признавая гениальность многих древних философов, Бэкон утверждал, однако, что гений их ни к чему не послужил, так как был ложно направлен. Все они бескорыстно искали отвлечённые метафизические и моральные истины, не задумываясь о практических выгодах. Сам Бэкон думает, что «наука не должна сводиться к бесплодному удовлетворению праздного любопытства». Ей следует обратиться к широкой материально-производительной работе. В устремлениях и личности Бэкона исчерпывающе воплотился практический англосаксонский дух.

«Новая Атлантида» Бэкона

Фрэнсис Бэкон был проникнут мыслью о том, что развитие науки приведёт в будущем к наступлению золотого века. При почти несомненном атеизме он писал о предстоящих великих открытиях с приподнятым энтузиазмом религиозного пророка и относился к судьбе науки, как к своеобразной святыне. В своей неоконченной философской утопии «Новая Атлантида» Бэкон рисует счастливую, комфортную жизнь мудрого, небольшого народа островитян, которые систематически применяют в «доме Соломона» все ранее сделанные открытия для новых изобретений. У обитателей «Новой Атлантиды» есть паровая машина, воздушный шар, микрофон, телефон и даже вечный двигатель. Самыми яркими красками Бэкон изображает, как всё это улучшает, украшает и удлиняет человеческую жизнь. Мысль о возможных вредных последствиях «прогресса» даже не приходит ему в голову.

Бэкон «Великое восстановление наук» – кратко

Все главные книги Фрэнсиса Бэкона объединяются в одно гигантское произведение под названием «Великое восстановление наук» (или «Великое возрождение наук»). Автор ставит в нём перед собой три задачи: 1) обзор всех наук (с установлением и специальной роли философии), 2) развитие нового метода естествознания и, 3) его применение к единичному исследованию.

Решению первой задачи посвящены сочинения Бэкона «О преуспеянии знания» и «О достоинстве и приумножении наук». Книга «О достоинстве и приумножении наук» составляет первую часть «Великого восстановления». Бэкон даёт в ней обзор человеческих знаний (globus intellectualis). По трем основным способностям души (памяти, воображению и рассудку) он разделяет все науки на три ветви: «историю» (опытные знания вообще, гуманитарные и естественные), поэзию и философию.

Философия имеет три объекта: Бога, человека и природу. Однако познание Бога, по Фрэнсису Бэкону, недоступно человеческому уму и должно черпаться только из откровения. Науки, изучающие человека и природу – антропология и физика. Опытную физику Бэкон считает «матерью всех наук ». Метафизику (учение о первоначальных причинах вещей) он в число наук включает, но склонен смотреть на неё как на излишнее умозрение.

Памятник Фрэнсису Бэкону в Лондоне

Кто он: философ или учёный? Фрэнсис Бэкон - великий мыслитель эпохи Возрождения Англии. сменивший много должностей, повидавший несколько стран и высказавший не одну сотню которыми руководствуются люди и до сих пор. Стремление к познанию и ораторские способности Бэкона с ранних лет сыграли главную роль в реформации философии того времени. В частности, схоластика и учения Аристотеля, которые основывались на культурных и духовных ценностях, были опровергнуты эмпиристом Фрэнсисом во имя науки. Бэкон утверждал, что только научно-технический прогресс может поднять цивилизацию и тем самым обогатить человечество духовно.

Фрэнсис Бэкон - биография политика

Бэкон родился в Лондоне 22 января 1561 года, в организованной английской семье. Его отец служил при дворе Елизаветы I хранителем королевской печати. А мать была дочерью Антони Кука, который воспитывал короля Образованная женщина, знающая древнегреческий и латынь, привила юному Фрэнсису любовь к знаниям. Он рос умным и смышлёным мальчиком, испытывающим большой интерес к наукам.

В 12 лет Бэкон поступил в Кембриджский университет. После его окончания философ много путешествует. Политическая, культурная и социальная жизнь Франции, Испании, Польши, Дании, Германии и Швеции оставили свой отпечаток в заметках «О состоянии Европы», написанных мыслителем. После смерти отца Бэкон вернулся на родину.

Свою политическую карьеру Фрэнсис сделал, когда на английский престол взошёл король Яков I. Философ был и генеральным прокурором (1612), и хранителем печати (1617), и лорд-канцлером (1618). Однако быстрый взлёт закончился стремительным падением.

По следам жизненного пути

В 1621 году Бэкон был обвинён королём во взяточничестве, заключён в тюрьму (правда, на два дня) и помилован. Вслед за тем карьера Фрэнсиса как политического деятеля закончилась. Все последующие годы жизни он занимался наукой и экспериментами. Умер философ в 1626 году от простуды.

  • "Опыты и наставления" - 1597 г. - первое издание. Далее книга много раз дополнялась и переиздавалась. Работа состоит из кратких очерков и эссе, где мыслитель рассуждает о политике и морали.
  • "О значении и успехе знания, божественного и человеческого" - 1605 г.
  • "О мудрости древних" - 1609 г.
  • Описания интеллектуалов мира.
  • "О высокой должности", в которой автор рассказал о преимуществах и недостатках высоких чинов. «На высоком месте трудно устоять, но нет и пути назад, кроме падения или, по крайней мере, заката...».
  • "Новый Органон" - 1620 г. - культовая книга того времени, посвящённая её методам и приёмам.
  • "О достоинстве и приумножении наук" - это первая часть «Великого Восстановления Наук», самого объёмного сочинения Бекона.

Призрачная утопия или взгляд в будущее?

Фрэнсис Бэкон. «Новая Атлантида». Два термина в философии, которые можно считать синонимами. Произведение хоть и осталось незаконченным, однако впитало в себя всё мировоззрение своего автора.

«Новая Атлантида» была опубликована 1627 году. Бэкон перемещает читателя на далёкий остров, где процветает идеальная цивилизация. Всё благодаря научно-техническим достижениям, невиданным на то время. Бэкон словно заглянул на сотни лет в будущее, ведь в Атлантиде можно узнать о микроскопе, синтезе живых существ, а также об излечении от всех болезней. Кроме того, в ней имеются описания разных, ещё не открытых, звуковых и слуховых приспособлений.

Островом руководит общество, объединяющее главных мудрецов страны. И если предшественники Бэкона затрагивали проблемы коммунизма и социализма, то данное произведение носит полностью технократический характер.

Взгляд на жизнь глазами философа

Основоположником мышления поистине является Фрэнсис Бэкон. Философия мыслителя опровергает схоластические учения и на первое место ставит науку и знания. Познав законы природы и обратив их себе во благо, человек способен не только обрести власть, но и вырасти духовно.

Фрэнсис отмечал, что все открытия были сделаны случайно, ведь мало кто владел научными методами и приёмами. Бэкон впервые попытался классифицировать науку на основе свойств ума: память - это история, воображение - это поэзия, рассудок - это философия.

Главным на пути к знаниям должен быть и опыт. Всякие исследования нужно начинать с наблюдений, а не теории. Бекон считает, что успешным будет только тот эксперимент, для проведения которого постоянно меняются условия, время и пространство, а также обстоятельства. Материя всё время должна быть в движении.

Фрэнсис Бэкон. Эмпиризм

Сам ученый и его философия в конечном результате привели к появлению такого понятию, как «эмпиризм»: познание лежит через опыт. Только имея достаточно знаний и опыта, можно рассчитывать на результаты в своей деятельности.

Бэкон выделяет несколько путей получения знаний:

  • "Путь паука" - знания получают из чистого разума, рациональным способом. Другими словами, паутина плетётся из мыслей. Конкретные факторы не берутся во внимание.
  • "Путь муравья" - знания получают через опыт. Внимание сконцентрировано только на сборе фактов и доказательств. Однако остаётся непонятной суть.
  • "Путь пчелы" - идеальный способ, который соединяет в себе хорошие качества и паука и муравья, но в то же время лишён их недостатков. Следуя этим путём, все факты и доказательства необходимо пропустить через призму своего мышления, через свой разум. И только тогда раскроется истина.

Препятствия на пути к знаниям

Не всегда легко познавать новое. Бэкон в своих учениях говорит о препятствиях-призраках. Именно они мешают настроить свой разум и мысли. Есть препятствия врождённые и приобретённые.

Врождённые: «призраки рода» и «призраки пещеры» - так их классифицирует сам философ. «Призраки рода» - познанию мешает культура человека. «Призраки пещеры» - познанию мешает влияние конкретных людей.

Приобретённые: «призраки рынка» и «призраки театра». Первые подразумевают неправильное употребление слов и дефиниций. Человек всё воспринимает буквально, а это мешает правильному мышлению. Второе препятствие - это влияние на процесс познания существующей философии. Только отрёкшись от старого можно постичь новое. Опираясь на старый опыт, пропуская его через свои мысли, люди способны достигнуть успехов.

Великие умы не умирают

Одни великие люди - спустя века - порождают других. Бэкон Фрэнсис - художник-экспрессионист нашего времени, а также далёкий потомок философа-мыслителя.

Фрэнсис-художник почитал труды своего пращура, он всячески следовал его наставлениям, оставленным в «умных» книгах. Фрэнсис Бэкон, биография которого закончилась не так давно, в 1992 году, оказал большое влияние на мир. И когда философ осуществлял это словами, то его далёкий внук - красками.

За свою нетрадиционную ориентацию Фрэнсис-младший был изгнан из дома. Скитаясь по Франции и Германии, он удачно попал на выставку в 1927 году. Она оказала огромное влияние на парня. Бэкон возвращается в родной Лондон, где приобретает небольшой гараж-мастерскую и начинает творить.

Фрэнсиса Бэкона считают одним из мрачных художников современности. Его картины - яркое тому доказательство. Размытые, полные отчаяния лица и силуэты угнетают, но в то же время заставляют задуматься о смысле жизни. Ведь в каждом человеке спрятаны такие размытые лица и роли, которые он использует на разные случаи жизни.

Несмотря на свою мрачность, картины пользуются большой популярностью. Великий ценитель искусства Бэкона - Роман Абрамович. На аукционе он приобрёл полотно «Ориентир канонического XX века» стоимостью 86,3 млн долларов!

Словами мыслителя

Философия - вечная наука о вечных ценностях. Каждый, кто способен немного думать - «немного» философ. Бэкон свои мысли записывал всегда и везде. И множество его цитат люди употребляют каждый день. Бэкон превзошёл даже величие Шекспира. Так считали его современники.

Фрэнсис Бэкон. Цитаты на заметку:

  • Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
  • В мире мало дружбы - и меньше всего среди равных.
  • Нет ничего страшнее самого страха.
  • Самое страшное одиночество - не иметь истинных друзей.
  • Скрытность - прибежище слабых.
  • В темноте - все цвета одинаковы.
  • Надежда - хороший завтрак, но плохой ужин.
  • Добро есть то, что полезно человеку, человечеству.

Знание есть сила

Сила есть знание. Только абстрагируясь от всех и всего, пропуская свой опыт и опыт своих предшественников через собственный разум, можно постичь истину. Недостаточно быть теоретиком, нужно стать практиком! Не нужно бояться критики и осуждений. И кто знает, может, самое большое открытие за вами!

Ф.Бэкон (1561 – 1626 гг.) считается родоначальником Новоевропейской философии, поскольку именно ему принадлежит новый взгляд на философию, который в последствии получил широкое развитие: «…привнесенные плоды…и практические изобретения суть как бы поручатели и свидетели истинности философий». Его изречение: «Знание – сила» выражает отношение к науке как главному средству решения человеческих проблем.

По своему происхождению Бэкон принадлежал к кругам придворной бюрократии, получил университетское образование. Его важнейшие произведения: «Новый Органон» (1620) и «О достоинстве и росте науки» (1623). В них автор исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных сил того времени, делая упор на эмпирические исследования, на познание природы. Главная цель познания, как считал Ф.Бэкон, – усиление могущества человека над природой. Для этого надо отказаться от схоластических умозрительных методов познания, обратиться к самой природе и познанию ее законов. Поэтому предметом его гносеологии выступала сама материя, ее устройство и превращения.

Для объективного исследования природы он обращается к опыту, ибо самое лучшее из всех доказательств есть опыт. Причем, опыт в представлении Бэкона – это не уподобление старым эмпирикам, которые «… подобно муравью только собирают и пользуются собранным», опыт должен быть соединен с рассудком. Это поможет и избежать ограниченности рационалистов, «…подобно пауку из самих себя…» создающих ткань. Его опыт, по собственному замечанию, скорее напоминает действия пчелы, которая избирает средний способ, «она извлекает материал из цветов сада и поля, но располагает и изменяет его собственным умением». Опыты он делит на «светоносные», которые «… сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом», и «плодоносные», непосредственно приносящие пользу.

По своим позициям Ф. Бэкон вошел в историю философии как представитель эмпиризма . По его мнению, выводы познания – теории должны строиться на новом, индуктивном, методе, т.е. движении от частного к общему, от эксперимента к умственной переработке полученного материала. До Бэкона философы, писавшие об индукции, обращали внимание главным образом на те случаи или факты, которые подтверждают доказываемые или обобщаемые положения. Бэкон подчеркивал значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые негативные инстанции. Уже один – единственный такой случай способен полностью или, по крайней мере, частично опровергнуть поспешное обобщение. По Бэкону, пренебрежение к отрицательным инстанциям есть главная причина ошибок, суеверий и предрассудков.


Новый метод, прежде всего, требует освобождения разума от предвзятых идей – призраков, идолов. Эти идолы он обозначил «идолами рода», «идолами пещеры», «идолами рынка», «идолами театра». Первые два – врожденные, а вторые – приобретенные в ходе индивидуального развития человека.

«Идолы рода» означают, что человек судит о природе по аналогии с собой, поэтому происходят телеологические ошибки представлений о природе.

«Идолы пещеры» возникают вследствие субъективных симпатий, антипатий к тем или иным сложившимся представлениям.

«Идолы рынка», или иначе, «площади» возникают в результате общения между людьми посредством слов, которые затрудняют познание вещей, т.к. их значение было установлено часто случайно, не на основе сущности предмета.

«Идолы театра» порождаются некритическим усвоением мнений авторитетов.

Бэкон создает и одну из первых классификаций наук, в основание которой кладет способности человеческой души: на основе памяти строится история, на воображении – поэзия, рассудок рождает философию, математику и естествознание.

По его мнению, непосредственная задача познания – это исследование причин предметов. Причины могут быть или действующими (то, что обычно называются причинами), или конечными причинами, т.е. целями. Наука о действующих причинах – физика, о целях или конечных причинах – метафизика. Задача науки о природе – исследование действующих причин. Поэтому суть естествознания Бэкон видел в физике. Знания о природе используются для улучшения практической жизни. Механика занимается применением знания действующих причин. Применением знания конечных причин занимается «естественная магия». Математика, по Бэкону, не имеет собственной цели и есть лишь вспомогательное средство для естествознания.

Однако взгляды Фрэнсиса Бэкона носили двойственный характер: его представления о мире не могли еще быть свободными от апелляции к Богу, он признает двоякую форму истины – научную и истину «откровения».

Исходя из познавательных задач, Бэкон выстраивает онтологию . В решении проблемы субстанции он принадлежал к материалистам , т.к. считал, что материя сама является причиной всех причин, не будучи сама обусловлена никакой причиной. Для описания материи он использует традиционное понятие формы. Но у Аристотеля форма идеальна, Бэкон же понимает форму как материальную сущность свойств предмета. По его представлению, форма – это род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Свойства и качества предмета также материальны. Простые формы являются носителями определенного числа основных свойств, к которому может быть сведено все многообразие свойств вещей. Элементарных свойств вещей в природе столько же, сколько и простых форм. К таким формам – свойствам Бэкон относит цвет, тяжесть, движение, величину, тепло и пр. Подобно тому, как из небольшого количества букв алфавита составляется огромное число слов, так из комбинаций простых форм составляется неисчерпаемое количество предметов и явлений природы. Таким образом, каждую сложную вещь Бэкон рассматривает как сумму простых составных форм, что означает принцип механицизма, т.е. сведения сложного к простому – к первоэлементам. Количественную сторону вещей он относит тоже к одной из форм, но считает, что она недостаточна для определения вещи.

Материалистическая позиция Бэкона в понимании природы содержала в себе и диалектические позиции: движение, например, считал неотъемлемым внутренним свойством материи. Он даже выделял различные формы движения, хотя в тот период было принято рассматривать лишь одну – механическую, простое перемещение тел.

Материализм Фрэнсиса Бэкона носил ограниченный характер. Его учение предполагает понимание мира как материального, но по своему существу состоящего из конечного числа основных частей, ограниченных количественно и качественно. Это воззрение получило дальнейшее развитие в метафизическом материализме новоевропейской философии.

Двойственность позиции Бэкона проявилась и в учении о человеке .

Человек – двойственен. По своей телесности он принадлежит природе и изучается философией и наукой. Но душа человека – сложное образование: она состоит из разумной и чувственной души. Разумная душа входит в человека «божьим вдохновением», поэтому исследуется теологией. Чувственная душа имеет черты телесности и является предметом философии.

Вклад Фрэнсиса Бэкона в науку и философию имел огромное значение, поскольку в противовес схоластике он выдвигает новую методологию, направленную на подлинное познание природы, ее внутренних законов. По сути дела его творчество открыло новую историческую форму философии – новоевропейскую.

Loading...Loading...