Феномен лидерства в психологии. Комплекс лидера. Психологи выяснили, что к власти приходят не самые эффективные, а самые эгоцентричные люди

«Из всех страстей человеческих после самолюбия самая свирепая – властолюбие… Ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие»

В. Г. Белинский

В психологии нет замкнутых проблем. Каждая из них связана с центральным вопросом психологической науки – мотивацией поведения. Главный вопрос жизни – зачем? Для других или для себя? В применении к ведущему (люди делятся на ведущих и ведомых) это означает, на что направлены его усилия (свои и группы): на общие интересы или на укрепление и продолжение самого себя. События и политические тенденции в станах бывшего СССР в последние годы всё чаще и чаще заставляют нас задуматься о проблеме власти, властолюбия, стремления к власти. Начнем с вопроса, в чём причина, заставляющая индивидов подниматься на вершину власти и вершить оттуда суд человеческий.

Харизма

Ещё с античных времен принято считать, что личности, предрасположенные властвовать, обладают неким неуловимым качеством, ставящим их над остальными людьми. Одни называют это качество «харизмой »13 , другие – «фактором икс». Само понятие харизмы берёт начало в христианской теологии. С точки зрения Церкви, харизма – это Дар, данный человеку Господом для выполнения своего жизненного предназначения, что стимулирует использование «на всю катушку» уже осознанного таланта. Надо признать, достаточно широкое определение. Особенно учитывая, что этим даром теологи считают все способности и таланты человека.

В науку, а точнее, в социологию термин «харизма» был внедрен Максом Вебером. В его представлении харизма - это незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной быть вождем. То есть, по Веберу, харизмой называется качество (или совокупность качеств), благодаря которым окружающие признают в носителе харизмы лидера, вождя. А кого мы называем вождем? Человека, способного убедить в своей правоте и повести за собой.

Именно из числа таких людей, обладающих способностью харизмы, выходят предводители: деспоты или демократические лидеры. Эзотерическая традиция предполагает астрологически указанные врожденные стремления к власти, реализуемые энергетическим и эгрегорным воздействием на группы и массы. Противоположность первому типу – индивид, призванный подчиняться, повиноваться. Это потребность его внутренней сущности. «Бегство от свободы» – так обозначил этот стереотип поведения известный психолог и социолог Эрих Фромм (Erich Fromm).

Лидерство

Проблема лидерства волнует человечество с тех пор, как оно осознало себя таковым, и будет волновать всё обозримое будущее.

Как видно из определения, лидерство как вид социальных отношений возникает всегда, когда в группе выделяется лидер. Таким образом, сначала в группе должно произойти распределение ролей, в результате которого должен выделится один (или несколько) человек, за которым(–и) группа признаёт право на принятие решений и управление. И только после этого, когда он(–и) вступает в социальный контакт со своими последователями, возникшие при этом взаимодействии отношения можно описать каклидерство .

Кстати, не исключена ситуация, когда никто из членов группы не будет обладать достаточно мощным набором харизматических и/или статусных качеств, или обладатель таковых займет исключительно пассивную позицию, «спрятав» от остальных членов группы свои лидерские качества. В таком случае группа не структурируется, остаётся в состоянии «толпы», и отношения лидерства до тех пор, пока лидер не придёт со стороны, не возникают.

Многие знатоки поведения человека и прежде, и теперь пытались дать исчерпывающие ответы по поводу феномена лидерства. Почему, например, случается, что школьный отличник не стал лидером во взрослой жизни, а не подававший надежд двоечник вдруг им стал? И почему явный лидер – успешный бизнесмен – может дома находиться под хрупким каблуком жены или матери?

Список таких вопросов легко продолжить. Труднее на них ответить. Теперь уже никто не пытается «закрыть вопрос» о лидерстве простым утверждением: «Лидерство – от Бога, и всё тут!»

«Если кто–то говорит: «Я старался, но не добился» – не верь ему. Если кто–то говорит: «Я не старался, но добился» – не верь ему. Если кто–то говорит: «Я старался, и добился» – верь ему». Это изречение из Талмуда справедливо для настоящего лидера, так как он настойчив и множество неудач не обескураживают и не останавливают его. Он просто рассматривает свои неудачи как замечательный источник обретения нового опыта, тщательно анализирует, находит и устраняет, по крайней мере, эту причину этой неудачи. Его собственный опыт продвижения по данному пути каждый раз убеждает, что чудес в данной области не бывает и успех неизбежен, если последовательно устранять одну причину неудачи за другой. Именно в этом опыте он черпает свои силы и уверенность в успехе.

По самому определению, личность предполагает целостность натуры. Личность не может быть слабой и не может быть ведомой, хотя при этом может и не быть явным лидером, но обладать харизмой. Личность отличает способность добиваться своих целей, являя чудеса настойчивости и целеустремленности.

И всё же: кем лидер является для других в первую очередь?

Гарантом успеха. Не важно, как именно он обеспечивает этот успех: указывает ли путь, организует ли совместную работу, удачно подбирает и расставляет исполнителей, просто воодушевляет людей или даже только присутствует. Важно, что при его лидерстве люди идут от успеха к успеху, а если и случаются неудачи, то лишь временные, которые затем перекрываются ещё большими успехами.

Для того чтобы выбиться в начальство, нужно быть самовлюбленным эгоистом. Однако это совершенно не помогает принимать правильные решения, уверены психологи из университета Огайо (США). Напротив, лидеры, склонные к нарциссизму, часто принимают рискованные решения и управляют ничуть не лучше, чем обычные люди.

Для того чтобы сделать карьеру, стать лидером небольшой компании и завоевать руководящие позиции, человек должен очень любить себя. Эта идея не такая уж необычная: видимо, крайне непросто отыскать, например, политика или крупного бизнесмена, который бы не считал себя пупом земли. Однако команда американских психологов решила не только провести эксперимент по изучению нарциссизма, но и проверить при этом, есть ли от самовлюбленных руководителей какая-либо польза. Оказалось, что полезны они только для самих себя, точнее в построении собственной карьеры. Общественной группе, возглавляемой таким лидером, от такого начальствования особой пользы нет.

Для экспериментов в университете Огайо ученые набрали несколько сотен студентов, в том числе и тех, кто обучался на специализациях "деловое управление" или получал степень MBA. Студентов разбивали на четверки и предлагали им несколько игровых ситуаций, где требовалось решить некоторые более или менее реальные задачи. Например, представить себя студенческим комитетом, которому предстоит выбрать руководителя на следующий год. Или напрячь фантазию и вообразить себя на необитаемом острове после кораблекрушения. Студентам, изучающим бизнес-менеджмент, предлагалось более банальное задание: сыграть роль школьного комитета, которому предстоит составить годовую смету расходов. Психологи наблюдали за тем, как участники эксперимента ведут себя при обсуждении и кто проявляет лидерские качества.

Руководитель исследования Эми Брюнелл отметила, что обладающие нарциссизмом участники чаще претендовали на роль руководителя (что совсем не удивительно). И при этом их претензии охотно воспринимались другими студентами, которые чаще отмечали у них лидерские качества. По ее словам, главную роль играет стремление самовлюбленных людей к власти. Напротив, еще одна сторона нарциссизма -- любовь обращать на себя внимание окружающих -- для завоевания руководящих позиций особо не требовалась.

При этом эффективность "нарциссов" была не выше, чем у других, менее обожающих себя участников игры. И прирожденные лидеры, и обычные люди по части разумности своего поведения показывали сходные результаты. К примеру, в задании, связанном с кораблекрушением, от студентов требовалось составить список из 15 предметов, которые нужны им для существования на необитаемом острове. Эксперты оценили, насколько выбранные предметы могут помочь при выживании в экстремальной ситуации. Оказалось, что выбор всех членов группы приблизительно одинаковый. Т.е. спасительный список лидера почти не отличался от списков, которые составили рядовые участники.

Брюнелл подчеркнула, что психологи пытались оценивать участников по целому спектру параметров. Учитывался пол подопытных студентов, степень их самооценки, экстравертности, личностные характеристики. Однако в любом случае главным фактором оказывался именно нарциссизм. К примеру, по словам Брюнелл, высокая самооценка могла помогать участнику устанавливать доверительные отношения с соратниками. Однако самовлюбленные люди, напротив, в гораздо меньшей степени обращают внимание на других, они сосредоточены на себе и на своих способностях.

Другими словами, в лидеры попадают не те, кто озабочен проблемами людей, а те, кто продвигает вперед себя любимого. Понятно, что в этом случае можно говорить лишь об эффективности собственного карьерного роста. Что до эффективности пробиваемых лидером решений, то пользы от него столько же, сколько от любого другого человека. Более того, не исключено, что не стремящийся к лидерству человек будет более полезным обществу, поскольку способен обращать внимание не только на собственные желания.

Психология лидерства

  • Ш Специфический феномен, возникающий при взаимодействии лидера и ведомых, на стыке двух проблем: политической психологии отдельной личности (лидера) и политической психологии групп, малых и больших.
  • Ш Отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.
  • Ш Это обозначение осуществления полномочий власти и влияния внутри социальной группы; то есть функционировать, как лидер означает осуществлять лидерство.
  • Ш Процесс взаимовлияния между лидером и его последователями ради достижения групповых, организационных и социальных целей. Лидерство может быть автократическим, диктаторским, демократическим и т.д.
  • Ш Процесс влияния на членов группы для достижения групповых целей.

Что делает человека эффективным лидером? Этот вопрос давно интересует ученых. Один из наиболее известных и простых ответов дает теория великих людей. Ее сторонников можно встретить среди историков, политологов, психологов и социологов. (сторонники - Фридрих Ницше, Николай Михайловский; противники - Герберт Спенсер.)

Теория великих людей (great person theory) утверждает, что человек, который обладает определенным набором личностных черт, будет хорошим лидером независимо от характера ситуации, в которой он находится. (Теория, согласно которой, «лидер» в обществе обязан своим социальным положением, своим характером, личными качествами. Для этой теории, при поверхностном отношении к истории, имеется немало оснований, но, с другой стороны, великие люди появляются каждый в своё время, когда созревает та или иная тенденция исторического развития.)

Абсолютным воплощением теории великих людей является понятие харизматического лидера, перед которым преклоняются окружающие (от греч. charizma -- дар, благодать божья, милость богов).

Если эта теория верна, то должны существовать какие-то ключевые черты личности, делающие человека великим лидером и выдающимся руководителем. Что это: высокий интеллект, харизма (обаяние), общительность, смелость? Что лучше: быть экстравертом или интровертом? Должен ли правитель быть абсолютно безжалостным? Или лучшими руководителями являются высокоморальные люди? Или же главное значение имеет не сама личность лидера, а социальные характеристики окружения, в котором она формировалась: состав семьи, образование, прежние занятия?

Психологи, озаботившись вопросом о чертах лидера, провели множество специальных исследований. Некоторые довольно слабые зависимости, действительно, можно найти. Но в целом можно сказать, что сильных взаимосвязей не существует. Как ни удивительно, оказалось, что очень мало личностных черт, напрямую, связанные с лидерской эффективностью, и найденная взаимозависимость, обычно бывает довольно слабой.

Вот некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством.

  • 1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их «паства». Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей. «Чересчур умные» неминуемо отторгаются толпой. Страшно далеки они от народа... Высоколобый интеллектуал может занять место ближайшего помощника, мудреца, тайного советника вождя, а в лучшем случае -- серого кардинала. Но «путь на трон» ему чаще всего заказан.
  • 2. Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву».
  • 3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали и добродетели или обладать беспринципностью Макиавелли.
  • 4. Американский психолог Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели. Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.
  • 5. Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы. Оказавшись на посту лидера, люди высокого роста, чаще становятся заметными историческими фигурами. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером.
  • 6. Существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизма (обаяние), смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера. психология лидер личность руководитель

В целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты личности. Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее, нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время.

Лидер не может быть таковым всегда и везде. Он может проявить свои лидерские качества только в подходящей ситуации. Например, руководитель предприятия может очень успешно действовать в одних ситуациях и терпеть неудачи в других.

Корпоративный лидер, который хочет оставаться эффективным длительное время, должен уметь быстро адаптироваться к изменчивым обстоятельствам и гибко варьировать свое поведение. Часто руководитель зацикливается на одном стиле поведения, который, например, оказался эффективным в дни становления компании, но совершенно не подходит для периода интенсивного роста и удержания завоеванных позиций. В результате фирма со временем теряет способность конкурировать на рынке.

Существует несколько теорий лидерства, фокусирующих внимание одновременно на личных свойствах лидера и на ситуации, в которой он действует. Наиболее известная -- это ситуационная теория лидерства Фреда Фидлера Предположение Фидлера состоит в том, что лидеров можно разделить на два больших типа. Представители первого ориентированы главным образом на задачу, второго -- на взаимоотношения. Лидер, ориентированный на задачу, больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует. Взаимоотношения и чувства работников его не интересуют. Потенциальные преимущества такого стиля -- это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными. Лидер, ориентированный на взаимоотношения, в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников. Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т.д. Разумеется, позднее было установлено, что стиль некоторых руководителей может быть ориентироваться одновременно и на работу, и на человека.

Лидеры, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях либо с очень высоким, либо с очень низким контролем. В случае очень высокого контроля люди довольны и счастливы, все идет гладко, и нет нужды беспокоиться о чувствах подчиненных или их взаимоотношениях. Здесь лидер, сконцентрировавшийся только на выполнение задачи, добивается наилучших результатов. Когда контроль ситуации очень низок, лидеру, ориентированному на задачу, лучше удается организовать ситуацию. Используя свои полномочия, он с помощью приказов и дисциплинарных взысканий может внести хоть какой-то порядок в запутанную и неопределенную рабочую обстановку.

Понятия «лидер» и «руководитель» похожи по значению, поэтому часто употребляются как синонимы. Но они не тождественны. Лидерство -- это психологический феномен, тогда как руководство -- сугубо управленческий. Лидер спонтанно занимает доминирующее положение в группе с явного или скрытого согласия большинства ее членов. Его влияние и авторитет имеют в основном неформальный характер. Руководитель -- это формальный начальник, занимающий официальную должность. Поэтому фактический лидер группы не всегда является ее официальным руководителем и наоборот.

Используемая литература

  • 1. E. Aronson, T.D. Wilson, R.M. Akert. (статья)
  • 2. Кричевский Р.Л. Психология лидерства -- СПб., 2007 -- 544 с.

Что такое лидерство? Это простое и ясное для многих понятие, первые признаки которого наблюдаются еще в мире социальных животных. Для них характерно выделение из общей среды вожака, лидера, который поддерживает внутреннюю иерархию их сообщества.

В нашем социуме лидерство - это тоже процесс влияния, за счет которого человек для достижения цели получает поддержку от других членов сообщества. Иначе говоря - способность вести за собой людей.

Теории

Рассказывая о том, что такое лидерство, нельзя не уделить им долю внимания.

Итак, есть теории великого человека. Согласно им, способности к лидерству являются врожденным, то есть великими рождаются, а не становятся.

Еще есть теории характерных черт. Они чем-то схожи с предыдущими. Их сторонники считают, что лидерские качества и черты людям передаются по наследству.

Теория обстоятельств уже рассматривает не происхождение этих задатков, а стиль поведения. Считается, что нет универсального - того, который бы подошел в любой ситуации. Поэтому лидер должен быть гибким, уметь приспособиться к обстоятельствам, подобрать наиболее эффективный стиль поведения для воздействия на людей при конкретных обстоятельствах.

Еще существует понятие и теория ситуационного лидерства. В его рамках все рассматривается иначе. Считается, что лидерство - характерная черта определенной ситуации, а не личности.

В бихевиористских теориях утверждается, что лидерами не рождаются, а становятся. Ибо здесь имеет значение не внутреннее состояние человека или его психические качества, а умение учиться, наблюдать, стремиться к той или иной цели.

Также есть теория, в которой внимание концентрируется на влиянии и силе, создаваемых лидером. Считается, что именно к нему ведут все дороги, а не к культуре организации и последователям.

В трансакционных теориях рассматривается взаимная выгода в отношениях лидера и последователей. Он предлагает вознаграждение или ресурсы, а в ответ получает признание.

Последняя основная теория - трансформационная. Рассматривает внутреннюю мотивацию при отношениях обмена. Не купленную благами преданность и лесть, а истинную приверженность последователей идеям лидера.

Личностная модель лидерства

Говоря простыми словами, это - совокупность личностных и профессиональных качеств, которая эффектно соотносится с поставленными задачами.

Личностных моделей существует бесчисленное множество, собственно, как и самих лидеров. Однако есть универсальная. Считается, что идеальная модель лидерства - это сумма личных качеств и приобретенных навыков, помноженная на психологическую установку и поведенческую компетентность.

Еще в пример часто приводят модель, разработанную Ральфом Стогдиллом, американским психологом, доктором Университета штата Огайо. В нее включены:

  • Сочетание врожденных характеристик и темперамента.
  • Индивидуальные черты, выработанные на протяжении жизни.
  • Поведение, обретенное в результате освоения навыков общения и мыслительных способностей.
  • Требующие разрешения кризисные ситуации, послужившие стимулом для саморазвития.

Согласно данной модели, личностная оценка лидера напрямую зависит от его социально-экономических и интеллектуальных возможностей, а еще от жизненных ценностей, активности и потребностей.

Компетенции

Их также необходимо перечислить, рассказывая о том, что такое лидерство. Как известно, компетенция - это личностная способность специалиста решать те или иные профессиональные задачи. У лидера, естественно, их должно быть множество. Какие именно? Это определяет ответ на вопрос о том, какое поведение обязан демонстрировать лидер. И вот перечень лишь основных компетенций:

  • Готовность нести ответственность за команду, отвечать за результат коллектива даже в случае неудачи.
  • Ставить общий результат выше личного.
  • Позитивно и непредвзято относиться к каждому члену коллектива.
  • Иметь желание совершенствоваться и обучаться.
  • Уметь слышать и прислушиваться к мнению других.
  • Не бояться сильных подчиненных.
  • Уметь вдохновлять и быть готовым это делать.
  • Готовность обучать других, делать это эффективно.
  • Быть отличным управленцем и экспертом в своей области.
  • Уметь привнести в коллектив собранность и организовать людей, вдохновить на интенсивную деятельность.
  • Иметь собственную точку зрения.
  • Широко мыслить. Быть готовым предлагать и принимать нестандартные решения.
  • Быть стрессоустойчивым.
  • Не иметь желания самоутверждаться за счет других.

Но самая главная компетенция - это готовность стать лидером, стремление к этому статусу и тяга к руководству людьми.

Атрибутивное лидерство

Основу данной концепции составляют причинно-следственные взаимосвязи между тем, что уже произошло, и тем, что люди воспринимают как причину случившегося. Вот как это выглядит в контексте обсуждаемой темы: выбор лидера, как и поведение его последователей, обусловлен его реакцией на них.

Взаимосвязь очевидна. Лидер, наблюдая за тем, как работают члены его команды, получает информацию, на основании которой делает выводы касательно поведения каждого из них. И в дальнейшем корректирует свой стиль деятельности, чтобы адекватно реагировать на деятельность отдельно взятых подчиненных.

Зачем это нужно? Затем, чтобы понять, почему люди ведут себя так, а не иначе. И лидеру, надо сказать, не так-то просто это сделать. Нередко у него нет ни времени, ни возможностей для непосредственного наблюдения за работой сотрудника. Так что определять поведение приходится, исходя из знаний о личностных особенностях работника, о выполняемой им работе и об организационном окружении.

Для чего ему эти сведения? Чтобы понять связь между работой и поведением сотрудника, сделать выводы касательно результативности, выявить уникальные особенности, помогающие ему быть продуктивным. И, наконец, сравнить членов коллектива по этим критериям между собой.

Харизматическое лидерство

Еще одна концепция, заслуживающая внимания. Понятие лидерства неразделимо связано с харизмой. Это - исключительность личности, особая одаренность, «изюминка». Харизматичным лидером является человек, которому подвластно оказание глубокого воздействия на своих последователей в силу индивидуальных качеств.

Если обобщить, то получится такая характеристика: этот человек уверен в себе, умеренно чувствителен к внешнему окружению, способен видеть решение проблемы за пределами статус-кво (возврата к исходному состоянию) и умеет донести до команды информацию любой сложности простыми словами. А еще ему свойственна жажда деятельности, которая настолько заразительна, что передается другим людям. Как правило, в способностях и авторитете харизматичного лидера никто не сомневается.

Но чтобы стать таковым, мало располагать к себе. Лидерство в организации может быть присуще лишь тому человеку, который, кроме личной привлекательности, имеет способность предлагать новые, действенные, ранее не существовавшие варианты видения проблемы и пути ее решения. Кроме того, он должен уметь передать значимость своих взглядов последователям, дабы распространить их и побудить коллектив к деятельности.

Стоит оговориться, что данная концепция относится к пресловутой теории о ситуационном лидерстве. Харизматичный подход оказывается наиболее действенным при критичных обстоятельствах в организации или при каких-то радикальных изменениях - когда возрастает потребность в скором поиске новых решений, которые могли бы спасти. В стабильных ситуациях он не всегда эффективен.

Власть

Это понятие, к лидерству имеющее непосредственное отношение, тоже нельзя обойти стороной. Властью называется возможность навязать свою волю, умение управлять людьми даже вопреки их сопротивлению.

Что общего между властью и лидерством? Влияние. А еще то, что оба качества должны быть свойственны каждому руководителю. Чтобы организация функционировала эффективно, власть применять необходимо. Если руководитель ею не обладает, то повлиять на людей, от которых зависит деятельность предприятия, у него не получится.

Есть и весомые факторы, отличающие понятия власти и лидерства. И это - баланс. Если речь идет о власти, то он необходим. Умный руководитель осознает, что и его подчиненные тоже имеют над ним власть. Ведь они - движущая рабочая сила его предприятия. Поэтому руководитель должен управлять работниками так, чтобы у них не сформировалось чувство непокорности и протеста.

Формы власти

Их перечислить тоже стоит. Всего форм пять:

  • Власть, которая опирается на принуждение. Худшая из форм, так как подчиненным внушают: руководитель имеет право и возможность наказывать их.
  • Власть, которая базируется на вознаграждении. Подчиненные верят, что руководитель удовлетворит их потребности, если они будут выполнять все, что им приказано.
  • Экспертная власть. Работники верят в то, что у руководителя есть знания, позволяющие удовлетворить их потребности.
  • Эталонная власть. Имеет отношение к психологии лидерства. Руководитель обладает настолько привлекательными личностно-профессиональными чертами, что его примеру хочется следовать. Лучшая из форм.
  • Законная власть. Строится на вере подчиненных в правильность следующего расклада: руководитель отдает приказы, а они - исполняют.

Первая форма не только самая худшая, но и неэффективная. Ибо влияние через страх обычно приводит к неудовлетворенности подчиненных работой, что влечет снижение результативности. В итоге многие организации просто разваливаются.

Социальная сущность явления

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод относительно того, что такое лидерство. Это - процесс социальной организации и управления общением в определенной группе людей. То есть процесс, очевидно, психологический.

Лидерство - социальное явление. Хорошим руководителем может быть лишь тот, к кому коллектив испытывает доверие. Человек, достоинства и заслуги которого признаются и уважаются всеми членами команды. Тот, за кем люди готовы следовать и без принуждения.

И лидеру приходится нелегко. Во-первых, он находится в сильной зависимости от коллектива. Он должен выражать все его интересы, прислушиваться к каждому, демонстрируя таким образом уважение к работникам, которое мотивирует их на деятельность. Обретя лидерство в группе, человек обязан инициировать активность, скоординировать действия коллектива, обеспечить внешние и внутренние связи, ресурсы, отрегулировать межличностные отношения.

Говоря простым языком, лидер должен быть успешно социализированной личностью, способной эффективно руководить без власти и учитывать интересы каждого члена команды.

Борьба за статус

Естественно, без упоминания этой темы нельзя обойтись. Борьба за лидерство - это явление, знакомое многим. Как правило, тягу к этому статусу обуславливает желание самоутвердиться, получить уважение, признание, власть или авторитет.

И если в ситуации, когда вопрос выбора лидера действительно актуален, сталкиваются два человека, соответствующих всем ранее упомянутым качествам, начинается самая настоящая борьба. Это не фигура речи. Как выглядят два лидера, каждый из которых намерен занять ту или иную должность? Это два активных, смелых, решительных, сильных человека, отличающихся напористостью, развитыми коммуникативными способностями, харизмой и стремлением.

И лидерство в организации в итоге получает тот, кто оказывается более рациональным, расчетливым, честным и перспективным.

Примеры

Выше были отмечены вниманием основные понятия, касающиеся психологии лидерства. Напоследок можно привести несколько ярких наглядных примеров обсуждаемого явления:

  • Сэр Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль. Человек, который в 2002 году был назван величайшим британцем в истории. Необычайно эрудированная и энергичная личность. Тот, кто работал во множестве министерств и оказывал влияние на разработку планов военных действий в периоды обеих мировых войн. И, конечно же, Черчилль был великолепным оратором. Его выступления по радио слушали сотни тысяч людей - то, что он говорил, вдохновляло и вселяло гордость за Британию.
  • Франклин Делано Рузвельт. Еще один яркий пример лидерства. Единственный президент США, избиравшийся более чем на два срока. Он продолжал заниматься государственными делами, даже несмотря на то, что был прикован к инвалидному креслу. Рузвельт - пример того, как человек может в трудное время объединить множество разных людей для достижения общих целей. Несмотря ни на что, он собрал команду специалистов и добился в Конгрессе поддержания реформ, направленных на улучшение экономической ситуации в стране.
  • Маргарет Хильда Тэтчер. Родилась в семье портнихи и бакалейщика, а стала одной из влиятельнейших женщин мира. Ее премьерство стало самым длительным в ХХ веке. Эта женщина смогла воплотить в жизнь целый ряд консервативных мер, которые стали в итоге частью политики тэтчеризма.

Подобных примеров - масса, и не только в политике. Джон Дэвисон Рокфеллер, Генри Форд, Сергей Михайлович Брин, Стивен Пол Джобс, Энди Уорхол, Джон Уинстон Леннон, Майкл Джозеф Джексон, Мохаммед Али… Эти и многие другие имена навеки вошли в историю. И можно быть уверенными, что этот перечень будет лишь пополняться.

В человеке. В каких пропорциях они должны быть намешаны, чтобы получилась личность, лишенная сомнений в себе и собственных способностях, активная в любом проявлении, мыслящая нестандартно, действующая решительно и способная сплотить любую разрозненную группу ради общей цели?

Лидером может стать любой, так как качества, речь о которых пойдет ниже, в той или иной степени присутствуют в каждом человеке. Но, как оказалось, не всем подходит и не всех устраивает эта роль.

Терминология

Ли́дер (от англ. leader — "ведущий, первый, идущий впереди") — лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Роль ведущего, идейного вдохновителя и наставника ужасно утомительна для большинства обывателей. Для большинства, но не для лидера - человека, могучая энергия которого бьет через край и ищет применения.

Итак, кто же он такой?

Основные качества лидера

Психологи довольно подробно изучили эту тему и пришли к единодушному мнению, что всем идейным вдохновителям присущи основополагающие черты характера.

Лидер - это человек, который объединяет в себе:

  1. Самоуверенность. Обоснованная или не совсем, но у лидера совершенно нет причин не верить в свои силы. Его уверенность заразительна - будучи уверенным в себе, он внушает это чувство и окружающим его людям.
  2. Энергия и упорство. Не такое уж редкое качество, но вкупе с самоуверенностью это дает потрясающие результаты. Человек, опускающий руки при первом же препятствии, - нытик. Человек, обвиняющий в своих неудачах окружающих, - психопат. Человек, умеющий анализировать свои неудачи и идущий дальше, - лидер рынка. Он является таковым только благодаря своей настойчивости и упорству.
  3. Обаяние, харизма. Очень немаловажные согласитесь. Прежде чем начать руководить, лидер должен сначала зацепить окружающих, понравиться им. К сожалению, не обладающий притягательными эмоциональными особенностями человек вряд ли станет настоящим лидером.
  4. Умение убеждать. Уметь грамотно и доходчиво изложить свои мысли - уже наука, а умение вложить в чужие головы свои мысли так, чтобы люди приняли их за свои - это целое искусство. Безусловно, обладающего таким даром человека можно назвать манипулятором, но лидер и является по сути кукловодом, ведущим массы в ему нужном направлении.
  5. Инициативность. Лидер - это деятельный, энергичный человек, имеющий массу задумок и желающий воплотить все их в жизнь. Настоящая находка для любого коллектива!
  6. Ответственность. Это фундаментальное качество человека, которое стоит в основе всей пирамиды лидерской фигуры. Ведь если при всех вышеперечисленных качествах будет отсутствовать ответственность за совершенные поступки, это получится портрет не лидера, а позёра, пустозвона и фанфарона. Настоящий лидер команды с готовностью ответит за последствия любого своего начинания.

Где интеллект?

Вы заметили, что среди вышеперечисленных качеств совершенно нет такого, как интеллект или умственные способности ? Как считают многие ученые, это совершенно не обязательное качество в портрете лидера. Самое главное условие для успешного лидерства - быть чуть умнее окружающих. При довольно большом разрыве в интеллектуальном плане лидера и его окружения происходит обратная реакция - толпа отторгает зазнайку, а самому лидеру становится скучна работа с таким "сырым материалом".

Лидер и руководитель - одно и то же?

Читая статью, многие из вас уже наверняка примерили портрет лидера к своему руководителю. Совпадения бывают, но очень редко. Значит ли это, что нами руководят люди, не способные повести за собой, случайные? Причинно-следственная связь: если руководят случайные люди, то и руководство получается малоэффективным.

Давайте разберемся. Руководитель-лидер в природе, конечно же, есть. "Зверь" он редкий, встречается больше в центральной части России (амбиции не дают покоя, и лидерские качества зовут покорять столицу). Чем дальше от Белокаменной, тем спокойней и размеренней становятся наши руководители. в их характерах присутствуют, но не в максимальном значении. Как же им удается руководить?

Задачка решается в одно действие, и ответ прост: таких руководителей выручают грамотные кадровые решения. Действительно, что может быть проще - если у меня недостает какого-то качества, нужно найти человека, обладающего им, и взять его на работу. Именно так и поступает думающий руководитель, лидер команды. При этом не страдает идея организации, взаимоуравновешены все составляющие, и цели достигнуты.

Лидер в организации, не думающий о будущем своего детища, берет к себе на работу брата, свата, любовницу, чем дискредитирует не только себя, но и компанию.

Лидер-женщина: дар небес или наказание?

Как в шутку уверяют знатоки, женщине для того, чтобы преуспеть, нужно быть не просто умной и хитрой, она должна быть выше любого мужчины на две головы. И это утверждение не лишено смысла, потому что гендерный подход рулит и здесь.

Независимая группа ученых экспериментальным путем доказала, что представителям слабого пола очень трудно вести за собой. К группе испытуемых подсаживали "лидера" сначала женского пола, потом мужского. В обоих случаях подсадной лидер должен был взять бразды правления в свои руки и, убеждая испытуемых, привести их к решению проблемы. В ходе испытания выяснилось, что окружающие согласны довольно благосклонно воспринимать желание руководить, исходящее от мужчины. Они позволяют взять над ними верх и охотнее соглашаются с его точкой зрения. Тогда как активность женщины, рвущейся к лидерству, вызывает у большинства окружающих неприятие и раздражение.

Неудивительно, что женщины-лидеры в конкурентной борьбе с сильным полом вынуждены маскировать свои слабые стороны. Они приобретают мужские черты характера, мужской стиль управления, мужские привычки. Своего рода это защитная реакция.

Может ли лидер быть в подчинении?

Очень интересный вопрос, согласитесь. Ведь если в человеке амбиций и самоуверенности больше, чем волос на голове, как он сможет подчиниться требованиям другого человека, своего начальника?

Действительно, - это большая проблема для действующего руководителя. Он, в силу своего характера, просто не сможет оставаться в стороне и будет подрывать авторитет действующего начальника ежедневно и ежеминутно. Неформальный лидер - это человек, который сам является заложником своей харизмы.

Конечно, можно избавиться от такой помехи путем увольнения, но если бунтарь еще и хороший специалист, то разумнее найти для его энергии другое применение. Предложите ему занять место руководителя назначьте его ответственным за пожарную безопасность и охрану труда. Поверьте, вы не пожалеете. Наделение полномочиями и определенной властью обеспечит удовлетворение амбиций неформального лидера. Критиковать он вас, конечно же, не перестанет, но исключительно по делу. И к тому же не стоит отметать все сказанное неформальным лидером в свой адрес - его мозг устроен так, что он ясно видит минусы в управлении. Поэтому лучше "мотать на ус" и принимать во внимание.

Можно ли воспитать в себе лидера?

Конечно, можно, но для начала нужно определиться, так ли уж оно вам нужно.

Существующие в настоящее время многочисленные курсы и тренинги по развитию предлагают каждому желающему за одну-две недели воспитать в себе лидера. Это, как уверяют психологи, сулит социальную значимость, славу и внимание. Многим эти тренинги действительно нужны и помогают. Но есть вероятность, что человек, пройдя такие курсы, испытает настоящий шок и стресс, если в ходе выяснится, что он не рожден быть главным.

Подведем итог

Подытоживая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что проблема лидерства очень многогранна. С психологической точки зрения, лидер - это заложник своей неуемной энергии. Им быть чаще всего небезопасно, его жизнь полна непредвиденных ситуаций, он всегда находится в эпицентре событий, но от этого настоящий лидер получает только удовлетворение и ощущение выполненного долга.

Хвала бесстрашным, мир вращающим!

Loading...Loading...