Духовная сфера в жизни общества: описание основных элементов. Духовная сфера общества

Политическая сфера – это отношения между социальными группами, нациями, отдельными людьми, связанные с вопросами государственной власти. Экономическая, в свою очередь, связана с производством различных материальных благ, их дальнейшим распределением, а также потреблением. Социальная сфера представляет собой область, в которой осущетсвляются разные потребности и интересы групп общества, составляющие его социальную структуру: демографических, этнических, классовых, семейных и др.

В духовной сфере общества появляются и реализуются различные религиозные, художественные, нравственные потребности людей. При этом множество идей, которые в ней создаются, предназначены именно для практического использования. К примеру, информационные технологии и компьютерные программы создаются благодаря умственному труду, то есть в духовной сфере, но потребляются они в экономике, политической, социальной и других сферах. Экологическая - это сфера отношений между людьми по определенному признаку, как они относятся к природным ресурсам. Сегодня очень важными задачами являются экологические проблемы.

Духовная сфера общества

Ценностный мир современных людей достаточно многообразен. Помимо ценностей обыденной жизни, имеются и более высокие, связанные с пониманием норм нравственности, идеалов устройства общества, смысла бытия. Духовная сфера определяет идеалы, важные для выстраивания системы ценностей членов общества.

Каждый человек самых первых дней жизни уже попадает в определенную среду. Утверждать, что цивилизованное общество совершенно бездуховно, нельзя. Однако складывается так, что в одних социальных слоях люди действительно живут насыщенной духовной жизнью, в отличие от других. Жизнь некоторых людей направлена только на выживание, поэтому на философские размышления у них времени не остается. Впрочем, все это во многом зависит от самого человека.

Духовная сфера в качестве профессионального производства важных ценностей в основном охватывает сферу философского знания, например, религию, этику и искусство. Каждая из них рассматривает идеалы общественного/политического устройства, проблемы общества и отдельного человека в будущем, связи между явлениями, мечтами и действительностью.

Создаваемая в обществе духовная продукция довольно разнообразна. К ней относятся философские системы, литературные утопии, кодексы нравственности (например, 10 заповедей в религии) и многое другое. Будущее не предопределено, а потому можно понять, почему так часто люди рассуждают о завтрашнем дне, об идеалах и духовных ценностях.

Духовная сфера общества живет хоть и невидимой, однако довольно бурной жизнью, которая связана с поиском, разочарованиями и находками. Можно понять озабоченность властей переменами духовной общественной деятельности, так как перевороты в системе ценностей вызывают социальные и политические потрясения, чреватые сменой устройства государства.

Область теоретической деятельности также находится в сложных отношениях с духовной сферой. Особенное место в последней занимают идеология и образование, необходимые для приобщения людей к высшим нравственным и духовным ценностям. Здесь многое зависит от определенной задачи, которую ставят перед ними находящиеся у власти политические силы.

Таким образом, можно сказать, что духовная сфера является системой отношений между членами общества. Она отражает духовно-нравственную жизнь, которая представлена религией, наукой, культурой, искусством, идеологией и моралью.

Структура духовной сферы общества может быть представлена в виде областей, в которых осуществляется духовная жизнь, и в виде элементов духовного производства.

Области духовной сферы. Основными областями духовной сферы являются наука, искусство, религия, образование и воспитание. Каждая из этих областей обладает особенностями, о которых будет сказано ниже. Вместе с тем их объединяет то, что:

  • 1) они основываются на формах общественного сознания и удовлетворяют духовные потребности людей;
  • 2) в них создаются и распространяются духовные ценности;
  • 3) в них функционируют социальные институты, существующие для производства и распространения духовных ценностей.

Элементы духовного производства. Духовная сфера по своей структуре близка к структуре производства материальных благ: наличие духовных потребностей вызывает необходимость создания (производства) духовных ценностей, восприятие (потребление) которых приводит к удовлетворению названных потребностей.

Таким образом, структура духовной сферы общества в виде определенного производственного процесса включает в себя духовные потребности, духовную деятельность и результат данной деятельности, необходимый для удовлетворения духовных потребностей, - духовные ценности.

Духовные потребности - это нужда человека или общества в создании и усвоении духовных ценностей.

Их отличие от биологических и материальных потребностей состоит в том, что они не задаются от рождения, а формируются и развиваются в течение жизни человека.

Духовная деятельность включает в себя производство духовных ценностей и их усвоение.

Производство духовных ценностей может состоять в получении новых знаний, создании произведений искусства, разработке образовательных технологий и т.п. Усвоение духовных ценностей не всегда означает пассивное их восприятие. Чаще всего для этого требуется активная умственная деятельность (обучение, осмысление произведений искусства, выработка той или иной жизненной позиции или ценностной ориентации и др.).

Для производства и усвоения духовных ценностей общество создает специальные социальные институты (научные учреждения, учебные заведения, церковь, учреждения культуры).

Духовные ценности - это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.

Такими ценностями могут быть знания, произведения" искусства, религиозные представления, моральные нормы.

Одним из основных отличий духовных ценностей от материальных является то, что их потребление не приводит к их сокращению. Это свойство духовных ценностей обеспечивает им всеобщую доступность и постоянную воспроизводимость. Если исчезновение материальных ценностей чаще всего обусловлено их потреблением (расходованием природных богатств, амортизацией орудий труда и т.п.), то духовные ценности, напротив, исчезают вследствие отсутствия потребности в них. Так, в условиях засилья массовой культуры (поп-культуры) бесследно теряются многие создававшиеся веками ценности народной культуры, поскольку они остаются невостребованными.

В ходе духовного производства и усвоения духовных ценностей возникают общественные отношения, которые также входят в духовную сферу общества.

Весь процесс производства духовных ценностей, их накопление в обществе и усвоение своей конечной целью имеют формирование человека как духовного существа.

6.2. Культура: понятие и виды

Духовную сферу жизни общества чаще всего связывают с культурой, точнее, с одним из ее видов - духовной культурой. Культура - одно из самых сложных явлений социальной жизни, что обусловлено многогранностью ее проявления. Эта сфера социальной действительности является объектом изучения многих наук (философии, социологии, культурологии, политологии, истории, этнографии и т.п.). Многоаспектность самого явления культуры и множество подходов к ее изучению привели к тому, что в настоящее время термин "культура", пожалуй, самый разноречивый в обществознании. Ученые насчитывают несколько сотен определений культуры.

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание, уход) первоначально обозначал возделывание почвы, но уже в античности он приобрел иное значение - воспитанность, просвещенность. Позднее этот термин получил более обобщенное содержание и им стали обозначать так называемую "вторую природу", то есть все созданное человеком.

В широком смысле культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.

При этом важно иметь в виду, что в понятие культуры включаются не только результаты человеческой деятельности, но и сама преобразовательная деятельность, которая также выражает уровень развития "второй природы" и в этом смысле является ценностью.

Структура культуры

Структура культуры многогранна.

1. Из определения культуры видно, что она включает в себя как материальные, так и духовные ценности, поэтому принято выделять материальную культуру и духовную культуру. Критериями деления культуры на материальную и духовную являются продукт (результат) производства и цель производства.

Материальная культура является результатом материального производства (техника, материальные ценности) и служит удовлетворению материальных потребностей человека и общества. Она выступает основой существования и развития человеческого общества, его духовной культуры.

Духовная культура связана с производством духовных ценностей (идей, теорий, социальных норм, эстетических ценностей) и удовлетворяет духовные потребности.

Основными формами существования духовной культуры являются:

  • философия, которая играет роль мировоззренческой основы культуры;
  • наука, выражающая уровень и степень познания человеком закономерностей развития природы и человеческого общества, а также умение применять эти законы в интересах развития общества;
  • мораль, ориентирующая людей на идеалы добра и справедливости;
  • право как важнейший регулятор общественных отношений, опирающийся на меры государственного принуждения;
  • религия, помогающая человеку в его духовных исканиях;
  • искусство, доставляющее человеку эстетическое наслаждение.

Следует отметить, что данное деление носит условный характер, поскольку материальная культура всегда является воплощением идей и знаний человека, а ее использование невозможно без сознания человека. Духовная культура, в свою очередь, воплощается в материальных вещах (книгах, картинах, скульптурах).

2. Культура включает в себя и саму деятельность человека, и ее способы, и ее результаты, продукты. Так, с этой точки зрения материальная культура складывается из процесса производства материальных благ, под которым в данном случае понимается сам процесс деятельности, из умений, навыков, производственного опыта людей, технологий, орудий труда и т.п., с помощью которых осуществляется эта деятельность, а также продуктов потребления как результатов материально-производственной деятельности. Духовная культура состоит из творческого процесса, способов производства духовных ценностей (методологии научных исследований, способов и техники создания художественных произведений и т.п.), результатов духовной деятельности (научные знания, идеи и открытия, моральные, правовые, религиозные нормы и ценности, продукты художественного творчества).

3. Понятие культуры может относиться к различным сферам человеческой жизнедеятельности. В этом смысле можно говорить о таких видах культуры, как производственная, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, экологическая и другие, а также о культуре труда, культуре досуга, культуре общения, физической культуре, культуре медицинского обслуживания и пр.

4. Носителями культуры могут быть как общество в целом, так и отдельный человек. Поэтому выделяют культуру общества и культуру личности. Культура общества в зависимости от содержания и субъекта ее производства и потребления представлена народной, массовой или элитарной культурой.

Народная культура опирается на систему ценностей, менталитет народа, отражает национальный характер. Чаще всего ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться в процессе коллективного творчества.

Массовая культура - это культура общедоступная, которая выражает насущные духовные потребности широких масс. Она не требует глубокого осмысления, рассчитана, как правило, на непосредственное восприятие. Не обладая высокими художественными достоинствами, но будучи весьма демократичной, массовая культура способна оказывать существенное влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентации. В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин "популярная культура", или "поп-культура".

Элитарная культура не рассчитана на широкую аудиторию. Ее девизом является "искусство ради искусства". Она создается элитой общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура - это творческий авангард, поэтому она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком, широкими массами, нередко выходя за рамки общепринятого, доступного для рационального осмысления.

В повседневной жизни слово "культура" чаще всего ассоциируется с духовной культурой. Именно этот вид культуры составляет основу духовной сферы жизни общества.

Функции культуры

Культура в жизни каждого человека и общества в целом занимает исключительное место в связи с многообразием выполняемых ею функций. К числу основных функций культуры относятся:

1. Функция накопления и хранения социальных достижений: материальных носителей культуры, научных знаний, традиций, исторической и народной памяти, религиозных ценностей, нравственных устоев, образцов художественной культуры. Эта функция реализуется в двух взаимосвязанных направлениях.

  • создание все новых ценностей, каждая из которых обладает самостоятельным значением и сохраняет или даже приумножает это значение с течением времени. Например, полотнами Рембрандта вот уже в течение нескольких веков наслаждаются многие поколения людей. Непреходящей ценностью продолжают оставаться египетские пирамиды;
  • развитие достижений человека и человечества. Так, накопление научных знаний приводит к тому, что часть прежних знаний входит в качестве составных в новые знания, часть знаний уточняется, часть знаний оказывается неточной и отвергается.

2. Функция передачи (трансляции) материальных и духовных ценностей из поколения в поколение. Каждый человек, каждое поколение в течение всей своей жизни не только впитывают в себя культурные достижения человечества, обогащаются ими, но и сами являются их творцами. Накопленный культурный опыт через систему обучения и воспитания передается новым поколениям людей.

3. Функция познания и преобразования мира. Создавая культурные ценности и используя их, люди познают мир во всем его многообразии. Всякое творение культуры является преобразованной человеком частью окружающей нас действительности.

4. Коммуникативная функция. Культура - это та область общественной жизни, в сфере которой и с помощью которой люди, имеющие порой противоположные экономические, социальные или политические интересы, могут найти общий язык. Именно культура помогает людям устанавливать тесные контакты, решать возникающие между ними противоречия. Поэтому налаживание диалога различных культур - одно из важнейших условий сохранения мира и спокойствия на Земле, прогрессивного развития человечества.

5. Воспитательная (ценностно-ориентирующая) функция. Человек становится личностью, когда овладевает системой культурных ценностей. С раннего детства его вводят в мир культуры, который сопровождает человека до конца его жизни. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что сфера культуры - это та среда, в которой люди живут, а с другой - тем, что культура представляет собой систему ценностей, ориентирующих человека в окружающем мире, позволяющих ему осваивать этот мир, строить нормальные отношения с другими людьми.

6. Эстетическая функция. Эта функция культуры реализуется не только через искусство как важнейшую часть духовной культуры, но и вся культура в целом обладает эстетической значимостью. Эстетическое наслаждение человеку доставляют как творения писателей, художников, артистов, так и результаты творческой деятельности инженеров и рабочих, ученых и практиков, архитекторов и строителей, дизайнеров и программистов. Естественно, не все созданное человеком является прекрасным, но в конечном итоге человек стремится к гармонии в отношениях с природой и друг с другом. Достижение этой гармонии - то главное, что характеризует культуру.

6.3. Мораль и ее роль в обществе

Мораль (нравственность) как форма духовной жизни и как социальный регулятор возникла уже в первобытном обществе. Ее появление обусловлено прежде всего необходимостью регулирования общественных отношений, когда человек начинает осознавать себя личностью, когда зарождается потребность в защите принципов гуманизма, добра и справедливости.

Определение морали, ее сущности и специфики во все времена было одним из сложнейших вопросов. Мораль понималась и как форма общественного сознания, и как социальный регулятор, и как способ освоения действительности. Большинство исследователей были едины в одном: мораль представляет собой совокупность требований, предъявляемых к поведению человека. Но при дальнейшем анализе начинались расхождения. Каково происхождение этих требований? Чем они обусловлены? В чем их специфика? Кем они предъявляются? На эти и многие другие вопросы не было однозначного ответа. Одни полагали, что моральные требования обусловлены внешними по отношению к морали факторами (Богом, природой человека). Другие исходили из того, что источник существования морали в ней самой, мораль не зависит ни от каких внешних условий и причин.

Если все же попытаться дать определение морали, то оно могло бы быть следующим.

Мораль - это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.

Духовная сфера жизни общества играет немаловажную роль в его развитии. В первую очередь, она способна формировать ценности, взгляды, стереотипы и даже мировоззрение многих людей, что значительно влияет на характер общества: будет ли оно прагматичным, циничным, милосердным, жестоким, словом, какие духовные направленности будут царить в нем, зависит именно от этой области жизни социума.

Если люди будут видеть в качестве примеров жестокое или равнодушное поведение, естественно, они станут перенимать его. В этом заключается одна из основных и направлений в искусстве - воспитательная.

Что такое духовная сфера

Прежде всего следует отметить, что духовность понимается социологией и культурологией как объединяющее начало в обществе, которое представлено традициями и моральными ценностями, отражающимися в религиозных учениях и образах искусства. Если ее рассматривать с индивидуальной позиции, тогда духовность идентифицируется с совестью, которая укрепляется с помощью проповедей и идейно-воспитательных работ.

Таким образом, духовная сфера - это те области, в которых люди, взаимодействуя, обретают и совершенствуют свое представление и отношение к миру. Самыми распространенными ее «представителями» являются образовательные учреждения, театры, филармонии, религиозные сооружения.

Духовная сфера: виды

Эту сферу можно разделить на три обширных области, которые между собой отличаются не только предметами, но и методами, с помощью которых общество обогащается и знаниями.

Научная духовная сфера. Здесь научное познание позволяет определять закономерности мира. Для этой области характерны абстрактно-логические формы понятий, с помощью которых представляется и осмысливается информация.

Наука выполняет несколько важных функций:

  • познавательную;
  • прогностическую;
  • объяснительную;
  • мировоззренческую.

Для этой области духовной сферы характерны систематичность и логичность; основной критерий, который отличает ее от остальных областей - объективность.

Эта форма мировоззрения складывалась на протяжении долгого периода, поэтому ее относят к исторической. Религию можно рассматривать как мост между материальным и духовным: с одной стороны, она обладает рядом принципов и традиций, а с другой, характерными материальными атрибутами: символами, определенной формы зданиями, кроем одежды служителей и пр. Когда в обществе отсутствует религия гармонизирует его. С помощью религии формируется социальное мировоззрение, которое направлено на созидание, а не разрушение: наставления растить детей, быть добрыми и честными, советы о взаимопомощи характерны практически для всех религий и полезны для любого социума.

Религия как социальный институт выполняет такие функции:

  • компенсаторную;
  • регулятивную;
  • интегративную;
  • коммуникативную.

В настоящее время религии нуждаются в большей поддержке общественности, чем когда-либо: с развитием науки утрачивается вера людей, и влияние религии на их действия уменьшается.

Искусство как духовная сфера. Здесь основным способом передачи смысла выступают выраженные в словесной или изобразительной форме. Творения создаются профессионалами - художниками, скульпторами, литераторами, и они способны придать форме эстетический вид.

Искусство выполняет ряд функций:

  • познавательную;
  • воспитательную;
  • эстетическую.

Искусство как часть духовной сферы имеет социальное содержание: так, в кризисные периоды происходила его дегуманизация, а, например, при наблюдалась трансформация искусства в орудие политики.

Духовная сфера общества - комплекс определенных социальных подсистем, в которых живут и действуют люди. Сущность каждой из них в том, что они представляют деловую, интеллектуальную, нравственную или идеологическую составляющую человеческих взаимоотношений.

Определение

Духовная сфера организуется целенаправленно и отражает не материальные, а нравственные наклонности человека. Она включает в себя его мировоззрение и нравственные качества. Создание вокруг себя такой сферы необходимо для .

Находясь под влиянием этой сферы и вдохновляясь ею, личность создает свое нравственное окружение и потребляет духовные ценности, которых еще не имеет в своем интеллектуальном потенциале. Целеустремленность заставляет ее рождать:

  • различные теории;
  • художественные произведения;
  • значимые идеи.

Личность выстраивает свой внутренний мир и духовные связи с окружающими. Для того чтобы этот ценностный ряд получился качественным, ей необходимо потребление ценностей, уже созданных другими и способных удовлетворить ее духовные запросы.

Что такое духовная сфера в принципиальном плане? Это не биологически заданное условие существования. Она - плод социализации человека, его стремления к развитию и становлению в качестве признанной личности. Даже животные нуждаются в общении с себе подобными не только на уровне инстинктов. Человек выше обычного животного. Как говорил Горький, человек - это звучит гордо. Значит, ему следует стремиться к социальным сферам, которые могут обеспечить развитие его духовности и полноценную трудовую деятельность.

Что составляет основу духовной жизни

Базовыми элементами, определяющими структуру духовных устремлений личности и общества, являются:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство;
  • культура.

Их функциональная взаимосвязь очевидна. В принципе, только она обеспечивает гармоническое развитие человека и его успешное взаимодействие с окружающим миром.

Мораль

Под моралью понимаются определенные правила поведения, принятые в обществе. У ее истоков во всех человеческих социумах стояли бытующие представления людей:

  • о зле и добре;
  • недопустимом и приемлемом;
  • неправильном и верном;
  • низком и возвышенном.

Существование морали, принятой человечеством уже на ранних этапах его истории, обусловлено необходимостью регулировать совокупности социальных процессов, устранять периодически возникающие хаотические и протестные явления. Мораль направляет эти процессы в определенное политическое или экономическое русло, заданное эпохой.

В современных обществах эту функцию выполняет конституция, регламентирующая права и обязанности своих граждан. Их независимость от волюнтаризма власти призваны гарантировать судебные учреждения. Закон в спорной ситуации становится проявлением основ существующей морали. Он жестко связывает поведение личности определенными нормами, принятыми социумом.

Религия

Исполняет роль, во многом схожую с моралью: она тоже организует огромные массы людей. Но организующей силой становится не мирская власть, а власть Бога: некоего сверхъестественного существа, обладающего идеальными качествами, на которые следует ориентировать свою деятельность беспрекословно. Главный признак любой , не подлежащее критике принятие заданного религией постулата. Веру в этот постулат обеспечивает церковь, самостоятельные миссионеры, расширяющие круг верующей паствы, и та или иная степень инквизиции - борьбы с инакомыслием, дисциплинирующей верующее население.

В античной Греции для этого применялся остракизм - выселение неугодных из полисов, в средневековой Европе еретики легко могли попасть на костер. Сегодня нравы значительно мягче: каждый вправе сам выбирать, поклоняться ему Богу или нет.

Образование

В отличие от религии, склоняет личность к познанию естественных причин социального и научного прогресса или регресса. Дает человеку необходимые для этого знания, становящиеся основным фактором для пробуждения интереса к окружающему. От знаний происходят соответствующие умения, от умений - навыки, позволяющие воплотить полученную информацию в реальность и преобразовать неудовлетворительные по характеристикам стороны жизни.

Человек неинформированный бессилен перед обстоятельствами, ему трудно общаться с подготовленными людьми. Он с трудом понимает, что происходит вокруг, и чувствует себя никому не нужным в постоянно эволюционирующем мире.

Наука

Высшее проявление полученного образования. Этот интеллектуальный институт постоянно приводит в систему и углубляет знания, имеющиеся у человечества. На этой основе вырабатываются новые аргументированные идеи, которые время от времени систематизируются и порождают более точные знания. Особенностью науки сравнительно с религиозным познанием выступает ее объективность. Она отличается тем, что стремится отобразить различные предметы и явления в их реальном виде, существующем независимо от субъективного восприятия. Научная деятельность отвечает как насущным, так и стратегическим запросам социума и способствует его научно-техническому развитию.

Искусство

Представляет собой важную часть нравственной сферы, в некотором смысле альтернативную науке. Его можно рассматривать как средство развлечения, проявление мастерства, доставляющего людям разнообразные эмоции и эстетический комфорт. Другой отличительной чертой искусства выступает способность влиять на мысли различных представителей общества. Оно дает пищу для художественных и научных размышлений. Последствием многих художественных произведений не раз были великие научные открытия.

Также искусство является действенным идеологическим средством. Непосредственно воздействуя на публику, оно вызывает у людей определенное отношение к тому, что происходит вокруг.

Пробуждает высокие чувства:

  • заставляет испытывать сострадание к ближнему;
  • вскрывает проблемы, существующие между людьми;
  • указывает путь для укрепления дружбы.


Культура

Это обобщенное достижение всех элементов духовной сферы, которые описаны выше. В нее входят и мораль, и образование, и наука, и искусство. Через культуру открываются наиболее значимые ценности того или иного общества, на основе которых создается традиционный фон социума и национальные обычаи, дающие возможность духовно связать между собой различные поколения и насытить их опытом предшественников.

В эпоху глобализации постоянно происходит взаимодействие различных культур. Прежде замкнутые культурные образования включают в себя традиции и обычаи других народов, постепенно устраняя их различие. Межкультурное общение позволяет полнее раскрыть нравственный потенциал самых разных национальностей. Часто это заставляет относиться к ним с уважением, перенимать лучшее и тем самым обогащать собственную культуру.

Заключение

Расширение духовной сферы в общественной жизни означает увеличение шансов изменить свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Развивая интеллект и нравственные качества и реализуя их в обществе, личность становится более востребованной в социуме, пользуется его доверием. В конечном итоге это приводит к духовному подъему всего общества и его нравственной эволюции.

  • Что такое духовная сфера?
  • Что относится к духовным ценностям?
  • Из чего складывается духовная культура?
  • Что такое нравы?

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу различных духовных ценностей: их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Под духовными ценностями подразумевают моральные нормы и нравственные идеалы, традиции и обычаи, религиозные нормы, произведения живописи, музыки, литературы и других видов искусства, а также научные знания и теории.

Духовная сфера общества является важной частью культуры.

Что такое культура?

В переводе с латинского языка слово «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли. В XVIII веке этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах. До сих пор слово «культура» связывается у нас с хорошим воспитанием, картинной галереей, консерваторией.

Современные учёные под культурой понимают все достижения людей, всё то, что создано человечеством (автомобили, компьютеры, музыкальные произведения, литература, кинофильмы, одежда, традиции, нормы и ценности и т.д.).

Культура настолько необходима, что её, как и воздух, мы не замечаем, но жить без воздуха, как и без культуры, не можем.

Культура - сложная система, создававшаяся тысячами поколений людей. В культуре находят отражение черты того или иного народа, общества, социальной группы. Именно своей культурой отличаются они друг от друга. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе, жесты вежливости и приветствия, этикет, гигиенические привычки. Сфера культуры включает в себя деятельность библиотек, музеев и выставок, зрелищных предприятий, клубных учреждений, парков культуры, ботанических садов и зоопарков, телевидения и радиовещания.

Большинство учёных сходится во мнении, что культура имеет два измерения - материальное и духовное. Это деление условно. Материальная культура включает всё созданное человеческими руками: паровую машину, книги, орудия труда, жилые дома, церковные здания, украшения, произведения искусства и многое другое. Духовную (нематериальную) культуру образуют: нормы и правила поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, мифы, знания, идеи, верования, обычаи, традиции, язык и т.д. Нематериальная культура тоже результат деятельности людей, но сотворена она не руками, а скорее разумом и существует в нашем сознании, поддерживается обществом. Духовная культура может воплощаться в явлениях материальной культуры: книгах, картинах, скульптуре, архитектуре и т.д.

Из чего складывается духовная культура

Духовная культура в широком смысле слова включает все проявления человеческой деятельности в области материальной и нематериальной культуры, касающиеся искусства и науки, архитектуры, музыки, балета, театрального, музейного и библиотечного дела. В узком смысле слова - это только высоконравственные духовные ценности и поступки - героизм, патриотизм, совестливость и честность, альтруизм и т.д.

К духовной культуре относятся искусство, наука, образование, религия. Искусство отражает мир в художественных образах. Наука призвана открывать новые знания, создавать передовые технологии, проекты космических станций, расшифровывать старинные тексты, описывать законы Вселенной и т.д. Наука делает мир более понятным человеку.

Благодаря образованию (и самообразованию) знания передаются последующим поколениям. В систему образования входят школы, гимназии, лицеи, академии, университеты и др.

В чём значение науки, образования в жизни человека?

Существуют разные религии (среди них - три мировые: христианство, буддизм, мусульманство) - представления, основанные на вере в существование Бога или богов. Но все они содержат систему моральных принципов, представлений о добре и зле, которые придают смысл человеческой жизни, помогают бороться со всеми проявлениями зла ради утверждения на Земле любви и добра.

Духовную культуру создаёт множество людей - поэты, писатели, композиторы, художники, издатели книг и журналов, лекторы, радио- и телеведущие, учёные и изобретатели, деятели церкви. Много учреждений и организаций участвует в этом процессе: академии наук, школы и вузы, художественные галереи, театры, музеи, библиотеки и др. Они способствуют созданию, сохранению, распространению художественных произведений, научных теорий, изобретений.

Можно также сказать, что духовная культура является результатом деятельности всех людей. Ведь мало сочинить стихотворение, песню, написать картину, снять фильм или поставить спектакль. Без читателей, слушателей, зрителем литература, музыка, живопись, театр, кино - мертвы. Если мы не будем соблюдать традиции, правила поведения - они перестанут существовать. Гениальность изобретения может быть оценена по достоинству, если только оно станет общественным достоянием.

    Дополнительное чтение
    В развитии духовной сферы огромную роль сыграло возникновение письменности и появление книгопечатания. Европейский изобретатель книгопечатания немец Иоганн Гутенберг в 1455 году напечатал первую большую книгу - «Библию», которая до сих пор считается шедевром полиграфии.
    В 1564 году в России вышла первая печатная датированная книга «Апостол», её издал Иван Фёдоров.
    С первых печатных станков сходили молитвенники, сборники проповедей, учебники, грамматики для детей, моральные наставления, правила хорошего тона.
    Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. Раньше, сидя перед учителем у подножия кафедры, ученики старательно записывали его слова под диктовку. Теперь перед учениками лежали красиво изданные книги.
    Роль книгопечатания невозможно переоценить. Без него не было бы образования, а без образования - науки и культуры.

Объясните, как появление книгопечатания повлияло на развитие духовной сферы общества?

Основой духовной культуры выступают морально-нравственные принципы и нормы, т.е. представления о добре и зле; правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о справедливости, долге, чести, совести и др.

В любом обществе существуют свои нравственные ценности и идеалы. Их отражают нравы.

    Интересные факты
    В современном обществе считается безнравственным обижать слабого. А вот древние греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был слабым и болезненным, его сбрасывали с обрыва в пропасть.

Благородные нравственные поступки не требуют наград, слов благодарности или правительственных орденов. Благодарностью служит сам добрый поступок. Он помогает поверить в себя, укрепляет всё лучшее в нас.

Высокоморальным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим. Уважение к родителям и забота о них - одна из основ человеческой морали. Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за другого человека.

    Умная мысль
    «Нравы говорящего, убеждают больше, чем его речи».
    - - Публий Сир, древнеримский поэт - -

Какое бы решение в своей жизни ни принимал человек, будь то коммерческая сделка, бракосочетание, выбор друзей, устройство на работу, участие в голосовании на выборах в органы государственной власти или моральный выбор, он так или иначе руководствуется нравственными принципами.

    Подведём итоги
    Духовная сфера общества включает высшие проявления человеческой деятельности в области литературы, живописи, науки, музыки, архитектуры, поэзии и т.п. В них главную роль играют морально-нравственные принципы.

    Основные термины и понятия
    Духовная сфера общества, культура, нравы.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение следующих понятий: «культура», «нравы».
  2. Чем материальная культура отличается от духовной? Приведите примеры.
  3. Из чего складывается духовная культура? Кто участвует в её создании?
  4. Расскажите о нравах, играющих большую роль в нашей жизни.

Практикум

Loading...Loading...