Демоны. Кто такой демон и какое влияние он оказывает на людей

Де́мон - в мифологии собирательное название сверхъестественных существ, полубогов или Духов, занимающих промежуточное состояние между людьми и богами. В ранних источниках различие между терминами «демон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь демонов исключительно с силами зла или добра. Демоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро. В христианской традиции, как и в иудаизме, произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческой традиции и противящиеся единому Богу. К этой же категории были отнесены все зловредные духи. Духи, не отпавшие от Бога, называются ангелами. Отсюда же происходит христианское представление о демонах, как о павших Ангелах, утративших благосклонность (милость) Господа.

Христианская теология, являясь наследницей раннего гностицизма и иудаизма , восприняла дуалистическое видение мира и Бога, согласно которому человеческие души и всё сущее есть поле битвы сил благого Бога и его противника,Сатаны, виновника всех зол. Пытаясь разрешить проблему появления зла в мире, созданном исключительно благим Богом, христиане последовали примеру гностиков и вывели причину зла из трагедиигрехопадения ангелов.

Согласно общераспространённому мифу, один из самых могущественных ангелов, стоявших перед лицом Бога (Денница, Люцифер) поддался одному из семи грехов - гордыне, и вознамерился захватить власть на небесах. Подстрекая прочих ангелов к мятежу, Люцифер собрал огромное войско, с которым выступил против сил света, возглавляемых архангелом Михаилом, но проиграл и был низвергнут на землю, где, подталкиваемый жаждой мести, стремился отвернуть верующих христиан от Бога, ввергая их в грех или насылая невзгоды, чтобы пошатнуть веру христиан и уничтожить источник этого «заблуждения». Падших ангелов христианская демонология так же видела в образах иноземных языческих богов, заставлявших поклоняться целые народы своим идолам как истинному и единому богу.

С момента падения мятежных ангелов с неба те утратили право носить звание посланников божьих и стали именоваться демонами, злобными духами. Таким образом, в христианстве, в отличие от многих древних верований, слово "демон" означает не сверхъестественного духа вообще, независимо от его природы, а исключительного духа злого, падшего ангела.

Однако, как отмечает А. Амфитеатров в своей книге «Дьявол в быту, легенде и литературе средних веков», в самом священном писании для мифа о падении ангелов нет никаких решительных оснований кроме «толкования одного стиха у Исайи и нескольких тёмных мест в Новом Завете», а потому источник этого мифа, по мнению автора, следует искать в неканонических писаниях гностиков или мифологиях других народов с такой же ярко очерченной дуальной мировоззренческой позицией.

После того как ранние авторы (до 1550 г.) определили черты основной колдовской ереси, их положения дошли до авторов, боровшихся с колдовством и ведьмами на местах. В работах этих демонологов теория колдовства и демонологии продолжала совершенствоваться, обрастая всё большими изощрёнными деталями и подробностями. Поскольку авторы таких трактатов чаще всего были юристами, теологами или судьями на ведьмовских процессах, свои теории средневековые демонологи подкрепляли случаями из собственной практики, часто сильно преувеличивая и перетолковывая галлюцинации и поведение людей под пытками в соответствии со своим видением ситуации. В результате этого, образы демонов, персонифицировавших несправедливость мира, неизбежность лишений и страданий, а также ложных богов, деградировали до уровня существ с животными повадками, предающихся греху вместе с колдунами и ведьмами наоргиях во время шабашей .

Будут впоследствии истоками многих распространённых культов». Таким образом, отдельные даймоны могут выступать в роли божеств различных культов .

Даймоны (демоны, гении) в древнегреческой литературе


Основные сведения о даймонах («гениях») в древнегреческой классике почерпнуты из «Диалогов» Платона «Послезаконие», «Пир», «Апология Сократа» и др.

В диалоге «Послезаконие» (984d-985) Платон называет даймонов разновидностью воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвёртый ранги и занимающих своё место после звёзд и богов. Даймоны, будучи чем-то средним между богами и людьми, исполняют функции посредников (между богами и людьми) и потому их следует особенно почитать в молитвах. Даймон (гений) приставлен к человеку от рождения и сопровождает его до самой смерти (ср. ангел). Даймоны четвёртого ранга состоят только из воздуха и эфира и потому «как бы близко от нас они ни находились, они остаются неразличимыми». В то же время они относятся к роду «умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью».

Всех даймонов Платон называет «толкователями и интерпретаторами всех вещей между собой и высочайшими из богов, учитывая то, что средний разряд созданий может легко парить над землёй и во всей вселенной». Даймоны «бесспорно должны существовать, когда речь заходит о верованиях отдельных личностей или целых обществ, имеющих происхождение в общении с некоторыми из них - через явление в ночных снах, оракулы и пророческие голоса, улавливаемые как больными, так и здоровыми, или через открываемое при конце жизни - и они были, и ещё

Этимология - от греческого «daio», что означает «жечь», «сжигать». Следовательно, демон (daimon) - сжигающий. В дохристианской традиции понятие определяло всех без исключения духов: добрых и злых. Позднее христианство придает понятию сугубо отрицательное значение. В толковых словарях понятие, кто такой демон, имеет несколько трактовок.

  1. Условное обозначение персонажей, как правило - сверхъестественных - в мифах различных народов. Демоны не являются божествами, они ниже богов по иерархической лестнице, но занимают более высокую позицию по сравнению с людьми (например, в мифах Древней Греции).
  2. В христианской традиции - злой дух, дьявол, Сатана (например, злой дух, искушающий первых людей или же Иисуса).
  3. В поэтическом, книжном контексте - существо-искуситель, злой гений, а также - пытливый разум (например, поэма Лермонтова «Демон»).

Демоны в различных культурах

  • В дохристианской традиции эти существа любят стихию воздуха, но могут обитать также и в горах, и в воде. В народе «даймоны» неизменно наделялись вредоносной силой: уничтожали посевы и поголовье животных.
  • Бримбстонские демоны, например, напоминают по виду дряхлых стариков с выцветшей кожей, черными зубами, грязно-желтыми глазницами. Не живые и не мертвые. Застрявшие где-то посреди миров.
  • Арабские и европейские демоны любят разгуливать по преисподней, есть человеческую плоть, пить ихор (водянистую жидкость, выделяемую из ран мертвецов). Их крылья — темного серого цвета.
  • Демонов традиционно ассоциируют со злом. Но это не всегда так. В древнейших традициях существуют зудемоны — добрые и какодемоны — злые.

Христианская классификация демонов

  • Асмодей — демон ревности, злобы, разврата.
  • Астарот — демон, покровитель ученых, всяческих знаний, секретов прошлого и будущего.
  • Ваалы — демоны плодородия и сельского уклада.
  • Велиал — сильный и злобный помощник Сатаны, провоцирующий людей на грех.
  • Люцифер — главный демон Ада.

Существуют ли демоны? Вопрос сугубо личный, и каждый отвечает на него по-своему. А о том, как вызвать демона и как им стать, читайте в наших статьях


Демоны – все возможные духи-посредники между потусторонним и земными мирами. Демоны у людей ассоциируются со злом. Но в до и нехристианской культуре демоны были (и остаются) не только злыми и добрыми. Существуют плохие и хорошие демоны, а также те, которые творят и добро и зло. Науку о демонах называют демонологией.

«Демон» обозначает «исполненный мудрости». Добрых демонов называют зудемонами, а злых – какодемонами. Слово демон происходит от греческого термина даймон (Diamon), то есть «божественная власть», «рок», «Бог». Даймоны посредничали между богами и людьми. Добрый даймон мог быть духом-хранителем. Человек считался удачиливым, если имел рядом демона, помогающего ему. Духи-хранители нашептывали советы и верные решения своим подопечным. Злые демоны, наобород, вводили людей в заблуждение.

На протяжении всей истории маги и чародеи имели власть над демонами. Демоны часто признавались виновниками болезней, несчастий и одержимости. В древнем Египте существовало поверье, что если чародей изгнал какого-то демона, то он автоматически получал над ним власть.

Иудейская демонология -делит всех демонов на классы. Согласно КАББАЛЕ, власть тьмы исходит из левого ствола Древа Жизни и особенно из Гебура – сферы божественного гнева. По другой версии демоны родились из ночных кошмаров. Некоторые источники считают, что демоны заполняют пространство между Землей и Луной.

Существуют демоны, которые, подобно ангелам, действую в ночные часы, или злые духи, являющиеся причиной болезней. Некоторые демоны имеют печать, которая может быть использована человеком, взывающим к темным силам.

В старославянских языческих религиозно-мифологических представления злые духи, демоны назывались бесами.

С развитием христианской демонологии демоны стали ассоциироваться исключительно со злом, уже по своему происхождению являясь доверенными лицами дьявола. По христианскоу учению светлые духи – это ангелы. Согласно Библии демоны – падшие ангелы, последовавшие за Люцифером, когда он был низвержен Богом с небес. К концу раннехристианского периода все демоны стали отождествляться с падшими ангелами. Их верховным правителем был Сатана. Единственное предназначение демонов – подбивать людей на безнравственные поступки и становиться между людьми и Богом.

В средние века и в период Ренесанса демоны, как посредники дьявола стали ассоциироваться с ведьмами и колдунами.

Систематизация и классификация демонов появилась по крайней мере в 100-400 годах н. э. Христианские специалисты по демонологии XVI и XVII веков давали перечни демонов по их иерархии в аду, приписывая им различные обязанности и атрибуты. Так, например, каждый демон представлял определенную народность мира. Йоганн Вейер, составитель наиболее полной иерархии, подсчитал, что общее количество демонов составляет 7405926 рядовых духов, состоящих под командование семидесяти двух князей тьмы. Книги церимониальной магии также дают свою собственную иерархию. Среди самых могущественных демонов:

Асмодей – демон разврата, ревности, злобы и мстительности. Он стремится внести раздор между мужьями и женами, разрушает молодые семьи, сколняет мужчин к супружеской неверности. Он входит в число демонов, наиболее часто овладевающих людьми. Его считают одним из самых зловредных демонов сатаны. По описаниям он имеет три головы: великана-людоеда, барана и быка. Эти создания имеют нибольшую сексуальную распущенность. У него петушиные лапы и крылья (петух считается самой агрессивной птицей). Он ездит верхом на огнедышещем драконе.

Его образ уходит корнями в древнюю Персию. Он ассоциировалсяс демоном Айшма. Древние евреии считали, что родители асмодея – Наама и Шамдон. Асмодей был одним из серафимов, ангелов, наиболее приближенных к престолу Бога, но попал в немилость. По другим источникам, он был мужем Лилит, демона похоти. Легенда об Асмодее говорит о нем, как об отпрыске Лилит и Адама.

В средние века считали, что ведьмы подчинялись именно асмодею, а маги призывали его на помощь, стараясь обратить его мощь против своих врагов. Чернокнижники советовали обращаться к нему с непокрытой головой из уважения к его могуществу. Вейер утверждал, что Асмодей управляет игорными домами.

Астарот (или Аштарот) – демон, обладающий мужскими свойствами, но эволюционировавший из богини плодородия Астарты. В новом воплощении, он однако слабо проявляет свою мужскую природу. Он покровительствует ученым, обладает секретами прошлого, настоящего и будущего. К Астароту взывают во время некромантических ритуалов предсказания будущего. Он появляется в ивде ангела с человеческим обликом. Исходя из одних источников, он уродлив, по другим – наоборот, прекрасен. Тем не менее, от него исходит жуткое зловоение. Вейер говорит, что астарот – великий князь ада, и под его началом находятся 40 легионов демонов. По другим источникам, Астарот – один из трех верховных демонов ада.

Ваал – такое имя носили мелкие божества в древней Сирии и Персии. Однако великий Ваал был божеством плодородия и сельского хозяйства. Он был сыном Эла, верховного божества Ханаана, и властителем жизни. Он управлял циклом смерти и возрождения. Жители Ханаана покланялись Ваалу и приносили ему в жертву детей, бросая их в огонь. Христианский демон Ваал также был трехголовым: в центре у него была человеческая голова, а по бокам – кошачья и голова жабы. Ваал мог наделять мудростью и проницательностью.

Вельзевул – «повелитель мух». Он был князем демонов в древнееврейских верованиях и в христианском учении. В средние века ему преписывали огромную власть. Чародеи, взывавшие к нему, рисковали умереть от апоплексии или удушья. Призвав Вельзевула, было очень трудно прогнать его. Он появлялся в виде гиганстской уродливой мухи.

Он управлял шабашами ведьм. Они воспевали его во время ритуальных плясок.

Велиал (Белиал, Белиаль, Велиар) – «суета», «ничто», «небог», один из самых сильных и злых демонов Сатаны. Велиал предстает перед людьми в обманчиво прекрасном облике. Его речь приятна на слух, но он лжив и вероломен. Велиал подбивает людей на греховные поступки, особенно на сексуальные извращения, похоть и прелюбодеяние.

Древние иудеи считали, что Велиал был создан сразу после Люцифера и имел злую сущность от рождения. Он один из первых поднялся против Бога. После того, как он был изгнан с небес, он стал воплощением зла.

Вейер полагал, что Велиал командовал 88 легионами демонов (по 6666 демонов в каждом) и был представителем дьявольских войск в Турции. При его вызове необходимо было принести жертву. Велиал часто нарушал обещания, но если кто-то добивался его расположения, тот был щедро вознагражден.

Люцифер – «несущий свет», изначально ассоциировался с утренней звездой. В иерархии демонов Люцифер – император ада и стоит над Сатаной, одним из его наместников. Люцифер, призываемый заклинаниями, появляется в виде прекрасного ребенка. Он правит европейцами и азиатами.

Демоны. Кто они такие и как они выглядят. Этот вопрос интересует многих людей, которые увлекаются учением об этих существах. В преисподне обитают различные твари, но не все они являются демонами. Некоторые люди утверждают, что стали свидетелями появления демонов, которые имели хвост, несколько рук и другие отличительные особенности строения тела. Но, на самом деле не все существа с таким строением тела относятся к демонам. Демоны являются гуманоидами. А это значит, что они очень схожи с человеком. Демоны и их сородичи Высшие имеют строение тела подобное человеку. Несмотря на то, что эти существа относятся к одному виду, они имеют значительные различия.

Особенности демонов

Демоны имеют некоторые особенности, что позволяет распознать их среди других тварей преисподни. Такие существа имеют довольно большой рост, который может составить 2,5 м. При этом их вес может достигать полутора сотен килограмм. Тело демонов покрыто чешуей, которая имеет высокую прочность. Демоны имеют широкие кожистые крылья, что дает возможность им летать. В результате того, что они часто летают, их грудная клетка несколько вытянута вперед. У демонов голова несколько сплюснута со сторон, а глаза имеют двойные веки, что позволяет защитить зрение от песка и ветра.

Немаловажной особенностью демонов являются не только их крылья, но и хвост. Хвост используется в качестве третей точки опоры, что дает существу преимущество во время боя. Тело демона может иметь различную окраску, что зависит от места их рождения. При необходимости такие существа могут принимать облик человека. Конечно, раньше для маскировки использовались различные расы, которые имели тонкую кожу, волосы и пятипалые конечности. Конечно, при перевоплощении не все особенности тела демона скрываются от посторонних глаз. В особенности это касается веса. В процессе перевоплощения вес демона может уменьшиться всего на 20%.

Немаловажной особенностью демонов является их возраст. Существует закономерность, согласно которой принято считать, что чем старше демон, тем выше его сила. Возраст демона влияет и на процесс перевоплощения. Чем старше демон, тем старше будет человек, в которого он превратиться. Конечно, в данном случае стоит отметить, что демоны не перевоплощаются в людей старше 45 лет. Что касается самого возраста, то демоны в среднем живут около двух тысяч лет.

Демоны не имеют пола. На протяжении пяти веков демоны не имеют конкретного пола. Только по истечению этого срока демоны начитают определяться со своим полом. Происходит это весьма интересным способом. Когда приходит время и демон решает создать семью для продолжения потомства, он находит для себя подходящую пару. Именно в этот момент решается, кто из них будет выполнять роль матери, а кто отца. Вопрос решается путем поединка. Кто выиграет бой, то и будет являться доменантом – отцом. После того как родится демон, семья распадается, так как ее основным назначением было создание потомства. Зачастую воспитанием молодого существа занимается тот, кто стал инициатором его рождением, то есть отец.

При воспитании демона особого внимания уделяют самоконтролю. Эмоции могут разрушить жизнь существа и сделать его беспомощным и жалким. Именно поэтому с самого рождения их приучают к самоконтролю.

Высшие, кто они

Как ранее было сказано, помимо демонов существуют и высшие. Они являются родственниками демонов и имеют характерные отличия. Такие существа имеют довольно большие размеры, живут намного дольше демонов и преданны самоконтролю и силе. Немаловажной особенностью высших является их боевая способность. Они обладают силой и выдержкой в бою. В процессе боя их тело может покрываться несокрушимой броней, которая по прочности превосходит металл. В результате превращения, такое существо становиться настоящей машинной для убийств. Поэтому мало кто хочет столкнуться с ним в поединке.

Также стоит отметить, что Высшие могут обладать магическими способностями. В данном случае речь идет об овладении силой какой-то стихией. Стихию существо выбирает само. При желании оно может овладеть несколькими стихиями. Такие познания делают их еще более коварными и опасными, особенно если речь идет о бое. Использование такой силы в бою, делает существо бессмертным и несокрушимым. Что же касается бессмертья, то Высшие, конечно, могут умирать. Но, здесь есть одно но. Умирает только оболочка существа, а его душа остается жить дальше и скитается пока не найдет себе другое тело. Такую особенность часто используют для наказания жителя преисподни. Если существо провинилось, то его душу заключают в ненужный неживой предмет.

Союз демонов и Высших

В преисподне нет места слабым существам. Именно поэтому их с рождения приучают контролировать свои эмоции. В особенности это касается сожаления и любви. Демоны и Высшие в принципе не могут испытывать такие чувства даже к своим сородичам. Но, в каждом правиле есть исключения. Прежде всего, стоит отметить случаи союза между демонами и Высшими. В результате таких межродовых союзов возникают, так называемые, полукровки. Такие существа имеют определенные особенности, что позволяет отличить их от своих сородичей.

Полукровки с рождения имеют оболочку, которая очень сильно приближено к человеческому телу. Конечно, здесь есть некоторые отличия. Такие существа имеют довольно большой рост и высокую скорость. Что касается остального, то они практически схожи к человеку. Полукровки могут воплощаться в демонов. Но, эта возможность доступна им не с рождения. Когда существу выполняется двадцать пять лет, он может овладеть этой способностью. Полукровки могут обладать силой и способностью как одного, так и другого родителя.

Родина демонов

Как было сказано, демоны и высшие являются фанатиками силы. Это объясняется их средой обитания. Преисподняя имеет небольшую площадь и очень бедный ландшафт. Горы, холмы и равнины не имеют практически никакой растительности. Но, несмотря на это, каждый клаптик этой земли является настоящим сокровищем. Именно за овладением такого богатства происходят многочисленные бои и войны. В результате этого, чтобы выжить в таком жестоком мире, демон и другие существа должны обладать большой силой.

В преисподни живут не только демоны и Высшие, но и различные монстры и животные, которые также претендуют на свое место в мире. Как видно, в Преисподне точатся страшная конкуренция за каждый метр земли. В данном вопросе верх всегда берут Высшие. Они не только обладают большой силой, но и способны повлиять на ход других битв. Так, при необходимости, они могут изменить ход того или иного сражения. Часто для того чтобы выжить в таком жестоком мире, демоны вынуждены идти на контакт с Высшими. Такие союзы могут стать единственным спасением для многих слабых демонов, которые не способны самостоятельно постоять за себя.

Также стоит учесть, что даже в преисподне есть свое правление, во главе которого стоят Властелины. Такие существа во многом напоминают Высших, особенно когда речь идет о силе. Ни кто из существ не может противоречить воле Властелинов, так как это может стать причиной их смерти.

Занимающих промежуточное состояние между людьми и богами. В ранних источниках различие между терминами «демон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь демонов исключительно с силами зла или добра. Демоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро. В христианской традиции, как и в иудаизме, произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческой традиции и противящиеся единому Богу . К этой же категории были отнесены все зловредные духи . Духи, не отпавшие от Бога, называются ангелами . Отсюда же происходит христианское представление о демонах, как о падших ангелах , утративших благодать Господа.

Природа демонов

Природа демонов чрезвычайно разнообразна и неоднородна, поэтому во многих культурах , религиозных и магических традициях были разработаны различные по степени подробности и доктрине об общей природе духов демонологии . Хотя в ранних текстах понятие демон часто смешивается с понятием бог, и нет возможности как-то различить их, в эпоху эллинизма эти термины были разделены.

Классификация демонов

Классифицировать демонов довольно трудно, поскольку зачастую возможности и природа разных духов переплетаются и оказываются взаимосвязанными. В целом можно выделить несколько основных групп:

  • Гении - демоны-хранители, приставленные к человеку, предмету или местности. Сюда могут быть отнесены различные персонажи фольклора вроде леших , водяных , домовых , домашних духов ведьм (фамилиары), нимф и дриад хранители дворцов древних культур вроде шеду , и хранители самого человека вроде ангела-хранителя .
  • Непривязанные к конкретному месту духи, вроде стихийных духов: гномов , эльфов , русалок , сатиров и т.п.
  • Архонты - демоны выступающих в роли персонификации сил природы и космоса , которые поддерживают неизменным порядок естественных вещей или служат бессмертными прототипами для всех существ на земле (что роднит их с понятием архетипа и идей в философии). К такого рода существам могут быть отнесены деканы из гереметических сочинений.

Это их [деканы] в простонародье называют демонами, но демоны не составляют особый род сущностей, они не имеют различных тел, сделанных из особой материи, и их не движет душа, как нас; они суть просто Силы, исходящие от этих тридцати шести богов <…>. Кроме того, заметь еще, о Тат, иное воздействие деканов: они сеют на земле семена, которых называют танами, одни благодатные, иные смертоносные. Более того, во время своего движения по небу они рождают себе иные звезды, как бы помощников [литургов], которые для них суть слуги и воины. Эти помощники распространяются в эфире, перемещаются в нем и заполняют всю его протяженность так, чтобы в высотах не было пространства, свободного от звезд. Они следят за Порядком Вселенной.

- «Герметический корпус», «Гермес к Тату»

Ссылки

Литература

  • Гуили, Розмари Эллен . Энциклопедия ангелов/Розмари Эллен Гуили. - М.: Вече, 2008. - 416 с.: ил. ISBN 978-5-9533-1941-6
  • Шарль Фоссе . Ассирийская магия. Пер. с франц. Санин В.Л.; пер. с аккадск. и шумерск. Емельянов В.В. - СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. - 336 с. ISBN 5-8071-0082-4

Живопись

  • М. А. Врубель - Демон поверженный

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Демоны" в других словарях:

    Demoni 2 Жанр фильм ужасов Режиссёр Ламберто Бава Продюсер Дарио Аргенто … Википедия

    Религиозные термины

    ДЕМОНЫ - Согласно Каббале, демоны обитают в мире Ассия, мире материи и оболочек умерших. Они суть Клипоты. Существуют Семь Адов, демонические обитатели которых представляют олицетворенные пороки. Их князем является Самаэль, его женской спутницей Ишет… … Теософский словарь

    ДЕМОНЫ - (греч. daimon дух, божество) фантастич. существа, олицетворяющие злую, «нечистую» силу, черти, бесы, дьяволы, джинны, ведьмы и т. д. Иудеохрист. предание объявляет Д. падшими (вышедшими из повиновения богу) ангелами. С помощью веры в Д. религия… … Атеистический словарь

    Демоны - English: Demons Ангелы, павшие вместе с Люцифером, когда он восстал против Бога … Словарь богословских терминов

    Основная статья Зачарованные. Эта статья пока содержит информацию только о демонах 4 сезонов, Вы можете её дополнить или исправить … Википедия

Loading...Loading...