Что такое посуда? Виды посуды. Какая посуда называется столовой. Антипригарные и защитные покрытия

Вся посуда делится на кухонную и столовую. Первая предназначается для приготовления пищи, второя - для сервировки стола и еды.

Кухонный набор посуды включает в себя следующие приборы: кастрюли, миски, сковородки, наборы ножей, разделочные доски и т.д. Изготавливают все эти принадлежности для приготовления пищи из качественных и гигиенических материалов, способных прослужить длительное время.

Столовый набор посуды - тарелки, чашки, салатницы, ножи, вилки, ложки - используются, как уже было сказано, для сервировки стола и еды. Поэтому они должны быть не только удобными, но и презентабельными.

Материал

Теперь рассмотрим материалы, из которых собственно делается кухонная и столовая посуда. Это керамика, фарфор, стекло и металл.

Керамическая посуда хороша тем, что она способна длительное время сохранять температуру еды и напитков. Иными словами, оно обладает высокими термоизоляционными свойствами. Из керамики сегодня изготавливаются не только столовые принадлежности, но и сами изделия для приготовления пищи. Это кастрюли, сковородки, ковши, жаровни, сотейники и сковородки с керамическим покрытием. В эксплуатации они очень удобны.

Фарфоровый набор посуды отличается красотой и изяществом. Как и керамика, фарфор может длительное время сохранять тепло. За счет своего хорошего и элегантного внешнего вида фарфоровая посуда используется только в столовых целях.

Стекло - как известно, материал хрупкий. Однако это не означает, что изделия из него нельзя использовать для приготовления пищи. Бокалы, стаканы, бокалы, фужеры, для этой цели абсолютно не подходят. Речь идет о кастрюле, деки и сковородки, которые изготовлены из специального жаростойкого стекла, не плавится под воздействием высокой температуры.

Керамика, фарфор и стекло, безусловно, хорошее сырье для изготовления кухонной и столовой утвари. Однако наиболее распространенная на сегодняшний день металлическая посуда. Она одинаково используется как для сервировки стола, так и для приготовления блюд. Среди самых распространенных наборов посуды из металлических материалов, используемых для изготовления кухонных инвентаря, можно выделить: алюминий, нержавеющую сталь, чугун, а также металл с тефлоновым и эмалевым покрытием. Фаворитом можно назвать нержавеющую сталь. На кухне ее можно было увидеть и несколько веков назад. Особенно она подходит для приготовления блюд, которые будут долго храниться. В стальной кастрюле получаются вкусные каши и овощное рагу.

Посуда такая же важная составляющая имиджа заведения, как и его интерьер, вежливость официантов или портье. Невозможно себе представить фешенебельный ресторан, в котором предлага­ется простенькая посуда. Ведь посетитель покупает не только ка­кое-то конкретное блюдо, но и частицу неповторимой атмосфе­ры данного заведения, его интерьера.

На предприятиях общественного питания используют посуду различных видов: фарфоровую, фаянсовую, стеклянную, хрусталь­ную, керамическую, металлическую, деревянную, пластмассовую.

Ассортимент и количество столовой посуды регламентируются на основании нормативов исходя из типа предприятия, вмести­мости залов, ассортимента и количества выпускаемой и реализу­емой продукции, режима работы, форм обслуживания. Нормати­вы определены с учетом потребности 3-3,5, а иногда и 4 комп­лекта на место (два комплекта находятся в обращении в зале или на раздаче, третий - в моечной, четвертый - в сервизной). Такое количество посуды обеспечивает бесперебойное и качественное обслуживание посетителей.

Фарфоровая и фаянсовая посуда. Выпускаемая фарфоровая и фаянсовая посуда отличается простотой и оригинальностью форм, высокой гигиеничностью. У этой посуды нет острых углов, что удобно при ее санитарной обработке. Некоторые тарелки изготав­ливают квадратной формы.

Фарфоровую и фаянсовую посуду, как правило, украшают каймой или рисунком малиново-розового, синего или палево­го цвета. В настоящее время используют посуду разнообразных цветов: голубого, синего и даже черного. Посуду для рестора­нов с национальной кухней оформляют национальным орна­ментом.

Фарфор и фаянс длительное время сохраняют тепло и облада­ют высокой кислотоустойчивостью. Посуда из фарфора отличает­ся легкостью, прозрачностью. Фаянсовые изделия имеют мень­шую механическую прочность и термическую стойкость, поэтому они толще, чем фарфоровые. Фарфоровая посуда имеет снежно-белый просвечиваю­щийся черепок, лучший внешний вид и качество по сравнению с фаянсовой, обладает повышенными термическими свойствами, более высокой стойкостью глазури. При легком ударе по краю фар­форового изделия оно издает четкий продолжительный звук.



В современных ресторанах широко используется китайский сто­ловый фарфор фирмы Chongping China Ceramica (Siu Fund Ceramics) Co. Ltd., возродившей былую славу китайского фарфо­ра. Производимый компанией фарфор получил сертификат каче­ства по стандарту ISO 9001 и SGS. Продукция компания получила наивысшую оценку правительства Китая и теперь носит марку «Фарфор № 1».

Самого высокого качества в мире считается английский фарфор «Веджвуд», имеющий многовековую историю. В списке клиентов компании «Веджвуд» значатся: российская империатрица Екатери­на II, английская королева Шарлотта, президент США Теодор Рузвельт, Администрация Президента Российской Федерации. Фар­фор «Веджвуд» соответствует высочайшим стандартам качества, он удостоен многих, в том числе королевских, наград. Английскому стилю всегда отдавали большее предпочтение, чем какому-либо другому, за умение сочетать в себе строгие классические традиции с самыми последними тенденциями моды и технологическим но­ваторством. К тому же столовая посуда «Веджвуд» соответствует всем стандартам качества, сертифицирована по системе ISO 9001 и от­вечает высочайшим требованиям предприятий гостинично-ресто-ранного бизнеса. Столовая посуда «Веджвуд» придает красоту само­му акту еды, эстетизируя этот процесс.

Фарфор, выпускаемый для ресторанов в традиционном ки­тайском и европейском исполнении, позволяет ресторанам ис­пользовать его в странах с разной культурой и кухней. Глазурь фарфора - одна из самых прочных в мире, она не содержит свин­ца, кадмия, других вредных для здоровья веществ. Поверхность глазури гладкая, твердая - на ней не остаются следы от ножа и вилки. Края изделия тонкие и прозрачные, при этом оно отлича­ется долговечностью, в два-четыре раза превышающей долговеч­ность обычной посуды. Фарфор можно использовать в СВЧ-печах и посудомоечных машинах.

Характерным признаком фарфора, присущим из всех керами­ческих изделий только ему, является его просвечиваемость в тон­ких местах. Изготавливают два вида фарфора - твердый и мягкий. Твердый обладает высокими механическими, термическими и хи­мическими свойствами. Мягкий фарфор имеет меньшие механи­ческую прочность и химическую стойкость, но более высокую про­свечиваемость, по прозрачности он близок к молочному стеклу. К мягкому относятся японский, китайский, французский (севр­ский) и английский (некоторых фирм) фарфор, к твердому - традиционный русский, немецкий (знаменитый мейсенский фарфор) и др. Фарфоровая посуда может изготавливаться с цветным череп­ком или с цветными глазурями. Наиболее часто встречается розо­вый фарфор или белый, покрытый цветными глазурями. Фарфоро­вая посуда полностью соответствует гигиеническим требованиям.

Фарфоровую посуду используют:

в ресторанах класса люкс - из высококачественного фарфора высшей группы художественных разделок;

ресторанах высшего класса - из фарфора с монограммой или эмблемой ресторана;

ресторанах первого класса - из фарфора не ниже восьмой груп­пы художественных разделок.

Фаянсовая посуда имеет белый пористый, заметно впи­тывающий влагу черепок, не просвечивающийся даже в тонком слое, покрытый бесцветной глазурью. При ударе по краю изделия издается низкий, глухой, быстро затухающий звук, что связано с невысокой температурой обжига черепка. Фаянс бывает твердый и мягкий (известковый).Майоликовая посуда имеет пористый цветной непросвечиваю­щийся черепок, покрытый цветной непрозрачной глазурью, иногда с металлическим отблеском. Вырабатывается майоликовая посуда и с белым черепком, близким по составу к фаянсу. Из майолики изготавливают преимущественно кувшины, хлебницы, масленки, конфетницы, вазы для цветов, пепельницы, кружки. Реже выпус­кают приборы для десерта, кофейные сервизы, десертные тарел­ки. Для майолики характерна рельефная поверхность.

Хрустальная и стеклянная посуда. При сервировке обеденных столов для подачи винно-водочных изделий и различных напит­ков в ресторанах класса люкс и высшего класса применяют посу­ду из хрусталя.

Хрустальная посуда незаменима при обслуживании тор­жественных вечеров, приемов, банкетов. Изделия из хрусталя ха­рактеризуются значительной толщиной стенок, прозрачностью, игрой света и мелодичным звоном. Например, рюмки для белого вина и ликера имеют неглубокий матовый рисунок. Эффектно выглядит широкая полированная грань на ножках рюмок, фуже­ров, ваз для фруктов.

Стеклянная посуда изготавливается двумя способами: выдуванием и прессованием в чугунных стальных формах. Выдув­ная посуда, как правило, имеет тонкие стенки и изготавливается главным образом из бесцветного, прозрачного, баритового или свинцового (хрусталя) стекла, реже из цветного стекла. Стенки прессованной посуды толще, чем у обычной выдувной, она вы­рабатывается из бесцветного, цветного стекла, а в небольших ко­личествах - из хрусталя. Наиболее многочисленна и разнообразна стеклянная столовая (сортовая) посуда: приборы для воды, вина, салата и др. Хрустальные изделия, особенно крупные (блюда, са­латники, вазы для цветов и др.), как правило, толстостенные, так как глубокая грань в толще стекла дает лучшее преломление света - «игру» хрусталя.Металлическая посуда. Металлическую посуду используют для доставки блюд от раздачи к подсобному столу официанта в зале.

Металлическая посуда прочна и изящна, сохраняет необходи­мую температуру блюд.

Удачное сочетание теплопроводных, а также эстетических ка­честв присуще для мельхиоровой посуды, изготовленной из ус­тойчивого противокоррозийного сплава меди и никеля. Изделия, покрытые тонким слоем серебра (от 0,3 до 0,5 мм) путем гальва­ностегии, хорошо поддаются художественной обработке. При эк­сплуатации такой посуды следует избегать резких ударов во избе­жание ее деформации. Мельхиоровую посуду необходимо периодически полировать, чтобы она не утратила блеска.Деревянная и пластмассовая столовая посуда. В ресторанах с ярко выраженной русской национальной кухней («Русь», «Русская изба» и др.) используют деревянную посуду: хлебницы для подачи хлеба, пирожков, пирогов, кулебяк, деревянные бокалы и кружки для на­питков, столовые и разливательные ложки. Широкое применение нашли шпажки и вилочки для подачи бутербродов канапе и других мелких закусок.

В наши дни возродилось древнее мастерство русских умельцев, искусно изготавливавших деревянную посуду, а чтобы она не под­вергалась действию влаги, ее обрабатывали специальным соста­вом и покрывали лаком.

Посуда играет большую роль в создании имиджа заведения, создает определенный стиль в зале. Посуда в зале отвечать всем требованиям, предъявляемым к сервировке.

На кухне посуда должна быть удобна и функциональна.

Классификация

Посуда классифицируется по её назначению. В соответствии с этим она делится на виды:

  • для подачи блюд и сервировки стола: масленки, соусники, молочники, сахарницы, солонки, перечницы, подносы, салфетницы, вазы, креманки, салатники и так далее;
  • для сервировки блюд и еды: тарелки, порционные салатники, чайные пары, розетки;
  • посуда для кухни: формы для выпечки, жаровни, кастрюли, сковороды;
  • хозяйственная посуда: банки, емкости, колпаки, гастроемкости;
  • посуда для напитков: кувшины, графины, стаканы, бокалы, рюмки, фужеры, штофы.

Виды посуды и предметов сервировки

Должна отвечать нескольким требованиям:

  • быть универсальной;
  • иметься в большом ассортименте;
  • быть практичной;
  • соответствовать санитарным стандартам.

Барный инвентарь

Инвентарь, который используют в барах, делится на посуду и оборудование. В баре много всевозможных приспособлений, назначение которых помогать в работе бармену, обычно работающему в одиночку. К предъявляются строгие требования не только в отношении надежности, функциональности и практичности, но и внешнего вида, дизайна, так как весь процесс приготовления напитков проходит на глазах посетителей. И большинство посуды тоже хранится на самом виду.

Посуда в баре предназначена в основном для напитков:

  • бокал;
  • коллинз – цилиндрический по форме стакан с прямыми стенками;
  • пивные кружки – они бывают стеклянные, керамические, фарфоровые;
  • рюмки;
  • стаканы;
  • стопки;
  • фужеры;
  • хайбол – высокий стакан для алкогольных коктейлей.

В некоторых барах подаются бутерброды и салаты, поэтому там используют тарелки и порционные салатники. Сейчас многие бары для таких блюд покупают одноразовую посуду.В любом баре подают кофе и чай, поэтому там имеется соответствующая посуда. Чайная и кофейная посуда в баре бывает обычно белого цвета.

  • джиггеры;
  • мерная посуда;
  • оборудование для колки льда;
  • соковыжималки;
  • слайсеры.

Основная цель такого оборудования - приготовление и оформление алкогольных и безалкогольных напитков.

Профессиональная посуда для ресторанов

Почему важно покупать качественную посуду

Посуда, используемая в ресторанах, барах и других заведениях общепита должна отвечать следующим требованиям:

  • быть целой, без трещин и сколов;
  • материал, из которого её изготовили, не должен иметь вредных примесей;
  • легко мыться и не повреждаться моющими средствами;
  • быть достаточно прочной, чтобы не биться и не деформироваться в моечной машине;
  • быть удобной и иметь свойство сберегать тепло;
  • столовые приборы не должны чернеть и окисляться;
  • при ударе не раскалываться на слишком мелкие части и желательно не оставлять тонкие сколы, о которые можно легко пораниться;
  • иметь оригинальный современный дизайн;
  • иметься в нужном количестве и необходимом ассортименте.

Чтобы посуда отвечала всем требованиям, нужно выбирать её ответственно и при покупке отдавать предпочтение проверенным компаниям, проверять соответствующие сертификаты.

От качественно подобранной посуды напрямую зависит качество обслуживания и качество подаваемых блюд.

Для посетителя любого учреждения общественного питания есть три вещи, по которым он судит о заведении: чистота, вежливость и посуда.

Вроде бы посуда - ее и не замечаешь в бешеном ритме современной жизни. Слишком уж мелочь, слишком уж много ныне у человека разных проблем и забот, чтобы о ней размышлять. Все это понятно, но представьте, какой была бы наша жизнь без посуды. Как бы мы ели борщ или мясо по-французски? Да что там ели! Как бы мы готовили еду? Разве что над костром, на вертеле, мясо целыми тушами. Сомнительное удовольствие, не правда ли? Поэтому поговорим о посуде, о ее вчерашнем и сегодняшнем дне.

Давным-давно

Итак, когда же началась история посуды? Примерно 6-7 тысяч лет назад. Естественно, ни о каких красивых фарфоровых тарелочках или изящных бокалах для вина речи в те далекие времена не шло. Слоны уже были, а вот посудные лавки - еще нет. Все только начиналось, и начало этому «всему» нашлось не где-нибудь, а в земле-матушке. Речь о глине. Именно из нее, конечно из нее, вручную были сделаны первые образцы посуды. Вышли они корявыми, некрасивыми и непрочными. Но все же они были. Процесс, как говорится, пошел: именно глиняные плошки стали прообразами современных тарелок, кастрюль, сковородок.

Постепенно люди поняли, что не всякая глина для посуды подходит. Иная при высыхании или обжиге трескается. С течением времени были подобраны наиболее подходящие сорта. Естественно, производство посуды развивалось в тех регионах, где хорошей «посудной» глины было в достаточном количестве.

Очередным этапом посудопроизводства стала практика добавления в глину разных других веществ. С их помощью увеличивали прочность готового продукта, меняли его цвет, делая более приятным взору. Такая глина (с добавками) получила название «керамика». Дальше все, в общем-то, шло по нарастающей: улучшалась технология обжига, находились новые материалы для изготовления посуды - это способствовало постепенному повышению ее качества.

Античные Греция и Рим - именно здесь, пожалуй, керамическая посуда достигла своего расцвета. На маленьких и больших блюдах древние мастера изображали различных богов, сцены из их жизни, приключения героев. В этот же период появилось деление посуды на повседневную, парадную и декоративную. Кроме керамической начали делать оловянную, а также серебряную и золотую посуду.

Не стоит забывать и о фарфоре (он тоже - керамика). На его родине, в Китае, первые фарфоровые изделия появились около 600 года нашей эры. Прошло немало времени, только в XIV веке фарфор попал в Европу. Естественно, не в супермаркеты, а лишь к знатнейшим и богатейшим особам. Стоил фарфор очень дорого, и посуда из него долгое время оставалась скорее украшением интерьера, прекрасной безделушкой, говорящей, в том числе, о хорошем материальном положении владельца. Только в начале XVIII века в Старом свете смогли изготовить собственный качественный фарфор. Его стали поставлять к королевским дворам, и постепенно он получил достаточно широкое распространение, хотя и оставался привилегией знати. Далее разберем историю отдельных предметов посуды, столовых приборов и кухонной утвари.

Тарелка

История посуды невозможна без тарелок. Это кажется нам естественным. Между тем, тарелка появилась на столах людей не сразу, во всяком случае, не вместе с пищей. Сначала сами столы отчасти представляли собой тарелки. Например, в Европе, в VIII веке, и не где-нибудь, а на королевских пирах, пища выкладывалась в специальные углубления, выдолбленные в дубовых столах. Еду брали руками и отправляли в рот. Позже (примерно XIII век), еду из углубления на столе уже перекладывали на большие круглые куски хлеба. Это была как бы индивидуальная порция, а хлебный ломоть - прообраз тарелки. И только с XIV века во Франции начинают пользоваться чем-то похожим на современные тарелки. Делали их тогда из олова и дерева. Зажиточные французы, впрочем, могли позволить себе металлическую столовую посуду. Тарелки тогда были не привычной для нас круглой, а четырехугольной формы.

На древнерусских просторах пищу, во всяком случае, века с XI, подавали на общих блюдах. Были они сделаны из разных материалов: деревянные, глиняные, оловянные, иногда стальные (но это уже позже, конечно, и далеко не во всех регионах). В богатых боярских домах можно было увидеть серебряную и золотую посуду, чаще всего, правда, изготовленную заграницей. Особенно много ее было на монарших пирах. Известны случаи, когда присутствующие на подобных застольях иностранные послы, попросту воровали царскую посуду, пряча за пазуху. Иван Грозный по этому поводу распорядился закупать в Англии посуду медную, но, чтоб послы не обижались, посеребренную или позолоченную.

Вообще же, первое письменное упоминание об использовании на Руси во время трапезы индивидуальных тарелок относится к временам Лжедмитрия I. В «Домострое» было сказано, что при подготовке к обеду надо «осмотреть стол, скатерть белу стлати, хлеб, соль, лжицы (маленькие ложечки), тарели собрати».

Из тарелок на Руси не только ели. Ими, к примеру, цари награждали своих подданных. Так или иначе, но в повседневный быт российских состоятельных особ индивидуальная посуда (тарелки, ложки) начала входить лишь в XVII веке, и только с XVIII века тарелки стали неотъемлемым атрибутом трапезы. В 1740-х годах в России был открыт секрет производства твердого фарфора, это, разумеется, помогло дальнейшему «продвижению» тарелки в народ. Однако низшие слои населения порой ели руками, прямо со стола еще и в конце XIX - начале XX века.

Ныне существует множество видов тарелок. Во-первых, их разделяют по предназначению: есть глубокие суповые тарелки, столовые тарелки для «вторых» блюд, мелкие, закусочные, пирожковые. Во-вторых, по материалу, из которого они сделаны: керамика, стекло, фарфор, дерево, металл, пластик, бумага. Отдельно стоит отметить декоративные тарелки, служащие для украшения интерьеров.

Ложка

Ложка известна человечеству очень давно. В Европе в древности ложки были деревянными, но, например, в Греции часто пользовались морскими ракушками подходящей формы. Собственно, использование ракушек в качестве ложек было распространено еще задолго до греков. Египтяне делали ложки из слоновой кости, дерева и даже из камня. Римляне - часто из бронзы и серебра (так же, как и античные греки).

Для средних веков характерны ложки роговые и деревянные. В XV веке их стали также делать из латуни, олова и меди. Наиболее обеспеченная часть населения (в той же Европе), конечно, предпочитала ложки серебряные или золотые.

В XVI веке ручка ложки становится плоской, черпак же приобретает форму эллипса (раньше он был скорее круглым). Еще позже, в течение XVIII века, черпак становится уже (так пища легче попадает в рот). Свою современную форму, когда чашеобразная часть в основании шире, а в конце уже, ложка приобрела в 1760-х годах.

На Руси ложки также известны издавна. Упомянуты они, к примеру, в «Повести временных лет». Часто их носили с собой. У тех, кто богаче, был для этого специальный футляр. Остальные могли просто заткнуть ложку за пояс или за голенище сапога. Видов ложек в нашей стране было великое множество. Достаточно открыть словарь Даля, чтобы в этом убедиться.

Нож

Ясное дело, нож - пожалуй, самый древний столовый прибор. Естественно, поначалу никаким столовым прибором он не был. Просто каждый мужчина, добытчик, имел нож. Сначала каменный, а потом, по мере развития всего и вся, дело дошло и до металлического. Носили нож, например, за поясом, в специальных ножнах. Использовали его для разных целей: отрезать кусок мяса, защититься в драке, а то и напасть на кого-нибудь с ножом на большой дороге. В общем, никто до определенного времени не делал различий между ножом хозяйственным, боевым, охотничьим или столовым.

Только в XVI веке, постепенно во время трапез начали использовать специальные ножи. Однако они все равно были похожи на кинжалы - конец их был острым. Видимо, чтобы дать отпор, если сосед покусится на твою порцию. Кстати, по одной из легенд, именно во избежание обеденных ссор Наполеон, якобы, велел концы столовых ножей закруглить. Эх, сколько ж за три века погибло народу во время трапез? Не перечтешь!

Видов современных ножей - множество. Нас же интересуют только те, которые имеют отношение к приготовлению или поглощению пищи: кухонные и столовые. Мы уже рассказывали о них достаточно подробно в одном из материалов. Первая группа - довольно большая: выделяют ножи для мяса, хлеба, масла, сыра и т.д. Столовые ножи - те, что входят в группу столовых приборов, вместе с ложкой и вилкой. О последней - несколько слов далее.

Первые вилки, еще с двумя зубцами, появились, судя по всему, где-то на Среднем Востоке в IX веке. Были они совершенно прямые, а не изогнутые в зубцовой части, как ныне. Поэтому с их помощью можно было лишь накалывать пищу, не зачерпывать.

Через пару сотен лет вилка «совершила путешествие» - попала в Византию, а потом и в Италию. Там она пришлась ко двору, к столу, если хотите. В XVI-XVII веках без вилки за столом не мог обходиться ни один уважающий себя аристократ, пусть даже захудалый и обнищавший.

В Англии вилка начала входить в обиход только в XVIII веке. Столь неспешному ее распространению на тамошних трапезах весьма поспособствовала католическая церковь, объявившая нашу героиню «излишней роскошью».

А вот в Россию вилку привезла Марина Мнишек. Во время свадебного пира по случаю обручения с Лжедмитрием I она достала ее и употребила по назначению. Разумеется, невидаль така привела в шок и трепет почти все присутствующее боярство, не говоря уж о духовенстве. До XVIII века вилку в России называли «рогатиной» или «вильцами».

Своей современной, изогнутой в зубцовой части формой, вилка обязана немцам. Все в том же XVIII веке в Германии появились первые подобные образцы. Кроме того, у нее добавилось зубцов - их у классической вилки с тех пор четыре.

Тарелки, ложки, ножи, вилки - все это, конечно, хорошо. Но без кастрюли, в которой готовится еда, чтобы потом быть выложенной на тарелку и поглощенной с помощью столовых приборов - «и ни туды и ни сюды».

Здесь все просто. Сначала, понятное дело, был горшок. Глиняный, потом керамический. Именно в горшках варили каши и супы, а также просто кипятили воду. В них тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разные продукты.

Естественно, ввиду того, что горшки были изделиями многоцелевыми, делались они гончарами разных размеров, а значит вместимости. Были горшки на много ведер, огромные, а были и совсем небольшие, вмещавшие несколько стаканов жидкости.

Другое отличие - внешняя отделка. Те горшки, в которых еда подавалась на стол, украшались богаче. А обычные, печные, чаще всего вообще оставляли без украшений. Интересно, что чем ближе к нашему времени, тем меньше русские мастера (да и зарубежные тоже) уделяли внимания украшению горшков. На первом месте оставалась прочность горшка. Если случалось все же, что горшок треснул, его не выбрасывали, а, когда это было возможно, оплетали, к примеру, берестой и использовали для хранения различных продуктов.

Увы, как бы ни был хорош горшок, кулинарные запросы населения в разных странах становились все более изощренными - он уже не мог их в полном объеме удовлетворить. Пришло время кастрюль (от французского сasserole). Кастрюля - это известная всем нам металлическая емкость для приготовления (варки) пищи. Готовить в кастрюле можно на открытом огне или в духовке. Нормальная кастрюля - с ручками и с крышкой. Чем толще дно кастрюли (в разумных пределах), тем лучше - в такой утвари пища меньше пригорает.

Ныне на кухнях можно увидеть чугунные, алюминиевые кастрюли, кастрюли из нержавеющей стали, эмалированные и с антипригарным покрытием. Форма кастрюли может зависеть от того, для приготовления какого блюда она, прежде всего, предназначена (например, овальная утятница).

Как ни старайся, без сковороды (причем не одной) полноценную кухню сложно себе представить. Поэтому - несколько слов о ней.

Вряд ли стоит объяснять нашим читателям, что такое сковорода. История ее, естественным образом связана с тем же глиняным горшком. Собственно, первые сковороды тоже были глиняными. Еще сейчас в кухнях многих народов предусмотрено использование оных для приготовления некоторых блюд (к примеру, обжаривание копченого мяса у абхазов, перед подачей его на стол). Логика развития, видоизменения сковороды и достижения ею своего современного вида, думается, также ясна.

Ныне глиняные сковороды встречаются разве что в национальных ресторанах. Им на смену давно уже пришли металлические. Сковорода - родственница кастрюли, а потому, как и она, может быть чугунной, алюминиевой, из нержавейки, с антипригарным покрытием. Делятся сковороды и по предназначению: для гриллирования продуктов, блинные, для рыбы, китайская «вок»…

Сковорода может быть вообще без ручек, с одной или с двумя. Как правило, она комплектуется крышкой, которая может быть металлической или стеклянной (прозрачной).

Продолжение следует

Это статья говорит о самых интересных и увлекательных фактах про историю посуды, столовых приборов, основной утвари. Далее вас ждут материалы, где подробно рассказано о различных типах и видах упомянутых здесь вещей, о плюсах, минусах, предназначении той или иной утвари или посуды, о правилах ухода за ними.

ПОСУДА - предметы домашнего обихода, предназначенные для приготовления, подачи и хранения пищи и для других хозяйственных нужд. Различают посуду металлическую, керамическую, стеклянную, пластмассовую.
Металлическая посуда делится на алюминиевую, стальную (иногда её неправильно называют железной), латунную, чугунную.
Алюминиевая посуда изготовляется штампованной и литой. По назначению алюминиевая посуда делится на кухонную, столовую, чайную, кофейную и посуду для прочих нужд. К кухонной посуде относятся: кастрюли различной формы, судки , кашеварки , кастрюли скороварки (см.), кастрюли для варки овощей на пару, комбинированные кастрюли пятипредметные (коническая кастрюля, сотейник, дуршлаг, крышка низкая и крышка-сковорода), духовки «экономки» , молоковары (см.), бидоны, печи «чудо», сита для процеживания бульона и др.
Столовая посуда включает миски, тарелки, вазы для фруктов, сухарницы, блюда и др. Чайная и кофейная посуда - чайники, кофейники, сахарницы, чайники для заварки чая, подносы и т. п. Посуда для прочих хозяйственных нужд - тазы, баки для воды, банки для хранения продуктов, мыльницы, фляги и др.
В зависимости от назначения штампованная алюминиевая посуда выпускается различного веса: лёгкая - с толщиной дна 1,5 мм , средняя - толщина дна 2 мм и тяжёлая - толщина дна 2,5 мм . Литая толстостенная посуда предназначена в основном для жарения, тушения и варки вторых блюд: гусятницы, утятницы, сковороды, кастрюли и казаны (котлы).
Алюминиевая посуда делается серебристо-матовой, шлифованной, полированной и хромированной блестящей. Выпускаются также банки для сыпучих продуктов, подносы, сухарницы, компотницы, крышки к кастрюлям и др. из анодированного алюминия (химический способ обработки алюминия, придающий поверхности твёрдость и незаметную на глаз пористость), окрашенные под золото и в другие цвета. Эта окраска достаточно прочна и красива.
Алюминиевая посуда примерно в 3 раза легче стальной эмалированной. Она отличается прочностью и устойчивостью к ударам, давлению, изгибу. Посуда из алюминия термически стойкая (температура плавления алюминия + 658°), не боится резких температурных колебаний. При готовке в алюминиевой посуде не портится цвет, запах и вкус пищи, не разрушаются витамины. В алюминиевой посуде можно готовить любую пищу, в том числе сильно солёную и содержащую значительное количество органических кислот. Пищу не рекомендуется хранить в алюминиевой посуде более 2 суток. В алюминиевой посуде нельзя держать кислую капусту, огурцы с рассолом, так как от действия щелочей и кислот она разрушается. Недостатком алюминиевой посуды, ускоряющим её износ, является появление коррозии в результате запоздалой или недостаточно тщательной очистки посуды от пригара и загрязнения пищей, а также долгого хранения в ней пищи. Алюминиевая посуда поступает в продажу обезжиренной и продезинфицированной, перед употреблением её достаточно только промыть. Стенки новой посуды рекомендуется смазать каким-нибудь животным жиром или растительным маслом и вскипятить в ней воду или молоко. Если посуда сильно загрязнена, в воду для мытья добавляют немного нашатырного спирта, буры (30 г на 1 л воды) или питьевой соды (чайную ложку на 1 л воды). Можно чистить также смесью мыла и пемзы, протирать куском кожи или суконкой, смоченной в смеси вазелина и церезина, зубным порошком, золой (просеянной, без твёрдых включений), жидкостью «Металлин». После чистки посуду надо промыть Горячей водой. Для чистки шлифованной и матовой алюминиевой посуды можно употреблять порошок «Чистоль» и пасту «НЭД-7». Алюминиевую посуду не рекомендуется чистить твёрдыми порошками и металлическими щётками, не следует применять для её чистки щёлочи и кислоты, так как от них посуда портится. Для удаления черноты, образовавшейся от действия щелочей и кислот, посуду следует тщательно протереть куском ваты, смоченной уксусом, после чего промыть её горячей водой и просушить. Уксус можно заменить щавелевой кислотой. При этом посуду с раствором (1 чайная ложка щавелевой кислоты на 5 л воды) надо оставить на ночь или вскипятить. Черноту можно удалить смесью мела и жжёной магнезии (в равных количествах). Не следует оставлять алюминиевую посуду непротёртой или непросушенной.
Стальная посуда выпускается эмалированной, оцинкованной, лужёной, нержавеющей. Эмалированная посуда имеет примерно то же назначение, те же формы и размеры, что и алюминиевая тонкостенная посуда. Изготовляется из тонкой листовой стали, которую затем покрывают стеклоэмалью. Основные виды этой посуды: кастрюли, чайники, бидоны, вёдра, тазы, миски, судки, детские ванночки и др.
Эмалированная стальная посуда обладает химической устойчивостью против органических кислот, солей, мыла и щелочей (в концентрациях, применяемых в бытовых условиях). Она гигиенична, легко отмывается, пригодна для приготовления и длительного хранения пищи, имеет красивый внешний вид, разнообразные, расцветки. Эмалированная посуда внутри обычно белая или светлоокрашенная, а снаружи - белая, цветная или с декоративной отделкой. Однако со стальной эмалированной посудой нужно осторожно обращаться. Необходимо тщательно следить за тем, чтобы внутри была цела эмаль. Не следует готовить в стальной эмалированной посуде вторые блюда, особенно каши, так как они часто подгорают и могут испортить эмаль. Эмалированная посуда хорошо моется. Для мытья можно использовать пасту «НЭД-7», раствор соды в горячей воде (25 г на 1 л ), мыльно-содовый раствор, а для дезинфекции - горчичный раствор. Эмалированную посуду хорошо чистить питьевой содой; нельзя применять наждачную бумагу.
Оцинкованная стальная посуда - вёдра и баки для воды, баки для стирки белья (см. Бак бельевой ), корыта, тазы, детские ванны, садовые лейки, бидоны для керосина и умывальники - изготовляется из оцинкованной листовой стали, а также из чёрной листовой стали с последующим покрытием готовых изделий расплавленным цинком. В оцинкованной посуде нельзя готовить пищу и кипятить воду для питья, так как образующиеся при этом соли цинка вредны для организма человека. Нельзя консервировать в такой посуде продукты, например солить грибы, капусту и т. д.
Стальная оцинкованная посуда сравнительно легка и прочна. Срок службы оцинкованной посуды в основном зависит от правильности обращения с ней. На цинковое покрытие оказывают действие кислые и щелочные растворы (стиральные порошки), поваренная соль также ускоряет коррозию цинка. Цинковые покрытия стойки против масла, керосина, бензина и др. Чистить оцинкованную посуду можно «Чистолем» или тонко истолчённым мелом, натирая её суконкой. После пользования посуду необходимо промыть, прополоскать и просушить или насухо вытереть.
Лужёная стальная посуда - вёдра, бидоны, мерные кружки, подойники, воронки, формы для кондитерских изделий - изготовляется из белой жести (листовой лужёной стали) и, в редких случаях, из чёрной листовой стали, готовые изделия из которой покрываются расплавленным оловом.
Олово защищает стальную посуду от коррозии. Лужёная стальная посуда сравнительно легка и прочна. Свежее молоко (как и вода) не оказывает вредного действия на посуду, а кислое молоко разрушает её.
Олово в том количестве, в котором оно может поступать из посуды в пищу, безвредно для человеческого организма. В лужёной стальной посуде не следует кипятить воду, так как уже после недолгого пользования, она придаёт воде острый привкус, а также портит цвет и вкус чая. Так как оловянные покрытия очень мягки, их нельзя чистить твёрдыми порошками и твёрдыми предметами.
Нержавеющая стальная посуда - кастрюли, чайники, подносы, шумовки, подстаканники - отличается стойкостью против коррозии, вызываемой поваренной солью, пищевыми продуктами и соками из фруктов и ягод.
Посуда из нержавеющей стали не портит вкуса пищи, не разрушает витаминов, пригодна для приготовления преимущественно жидких блюд (так как она обычно тонкостенная) и длительного хранения пищи, имеет красивый внешний вид (серебристо-белый цвет); обладает достаточной прочностью, не боится ударов, резких изменений температуры.
Латунная посуда предназначена гл. обр. для кипячения воды, варки варенья и т. д. Из латуни изготовляют чайники, кофейники, тазы для варки варенья, молочники, сахарницы, подносы, полоскательные чашки, умывальники, а также самовары.
Латунная посуда очень долговечна, может служить 30 - 40 лет. Она более прочна, чем алюминиевая и стальная эмалированная; её легче чинить.
Латунная посуда, редко употребляемая, с течением времени темнеет и покрывается зелёным налётом. На посуду действуют органические кислоты, молоко, масло и многие другие пищевые продукты. Соли меди и цинка вредны для здоровья человека, поэтому латунная посуда, предназначенная для приготовления пищи и кипячения питьевой воды, обязательно облуживается внутри оловом. Тазы для варенья не лудят, так как высокая концентрация сахара препятствует растворению латуни органическими кислотами, содержащимися в ягодах и фруктах.

Наружные поверхности посуды для красоты, а также в целях гигиены полируются или покрываются никелем (как более высококачественным покрытием).
Латунная посуда хорошо чистится пастой состава: трепел - 7 весовых частей, щавелевая кислота - 1 весовая часть и вода - 5 весовых частей. Трепел можно заменить пемзой в порошке, при этом к пасте надо, кроме того, добавить немного скипидара и жидкого мыла (около 10% от веса пасты). Можно использовать также смесь из уксуса, муки и тонких опилок. Массой в виде кашицы надо покрыть поверхность латунных предметов и оставить до высыхания. Счистив высохшую массу, предметы протереть шерстяной тряпкой.
Полировать латунную посуду можно следующими составами: 1) порошок из кирпича (кирпичная мука) - 2 весовые части, столовая соль - 1 весовая часть, квасцы алюминиевые - 1 весовая часть, тонкий порошок пемзы - 3 весовые части; 2) нашатырный спирт - 2 весовые части, вода - 10 весовых частей, мел - 2 весовые части; 3) «Металлином».
Никелированную посуду следует для чистки смазать 2 - 3 раза смесью водки и серной кислоты, промыть чистой водой, потом спиртом или водкой и вытереть досуха тонкой полотняной тряпкой.
Чугунная посуда - чугуны, котлы, гусятницы, кастрюли, сковороды и др. - применяется в основном для жарения и тушения. Чугунная посуда выпускается чёрная, а также с односторонним и двухсторонним покрытием эмалью. Чугун хрупок, чувствителен к ударам, поэтому толщина стенки посуды обычно не менее 2 мм (дно всегда толще). Чугунная чёрная посуда имеет тёмный цвет и шероховатую поверхность, затрудняющие содержание её в чистоте, а поэтому требует тщательного ухода. Это в значительной степени и ограничивает её применение. При недостаточном уходе на посуде может появляться коррозия (соединения железа). Коррозия не оказывает вредного влияния на здоровье человека, но может испортить вкус и цвет приготовляемых блюд. Кроме того, соли железа разрушают витамины.
Чугунная эмалированная посуда устойчива к действию органических кислот, солей, мыла и щелочей в концентрациях, применяемых в бытовых условиях. Посуду с отколотыми участками эмали на поверхностях, соприкасающихся с пищей, не рекомендуется применять для приготовления пищи. Недостатком чугунной посуды является её тяжёлый вес, достигающий примерно 40% веса вмещаемой жидкости.
Чугунно-эмалированную посуду чистят так же, как стальную эмалированную.
Мельхиоровая и нейзильберовая посуда - кофейники, соусники, сахарницы, чайники (для заварки), подстаканники, подносы и др. - предназначается гл. обр. для сервировки стола.
Мельхиор (сплав никеля и меди) отличается пластичностью, прочностью. Нейзильбер (сплав меди и цинка) характеризуется примерно такими же качествами, как и мельхиор. Благодаря большой эластичности мельхиоровые и нейзильберовые изделия легко принимают любые формы и отделываются тонкими и чёткими орнаментами. Художественно выполненные изделия из мельхиора не уступают серебряным и служат украшением стола.
Мельхиоровая и нейзильберовая посуда, предназначенная для пищевых целей, имеет защитно-декоративное покрытие, остальная посуда - только декоративное. Для нанесения покрытия применяются: серебрение внутренних и наружных поверхностей; серебрение снаружи, лужение изнутри; никелирование снаружи, лужение изнутри и никелирование снаружи и изнутри. Чтобы не поцарапать посеребрённых изделий, не следует хранить их вместе со стальными предметами. Для чистки серебряной и посеребрённой посуды загрязнённые, тусклые предметы сначала моют горячим мыльным раствором, а затем, не давая им остыть, смачивают раствором гипосульфита (100 г на 0,5 л воды) и протирают мягкой тряпкой. Посуду после употребления следует промыть сначала в горячем содовом растворе (на 1 л воды 50 г ), затем в чистой горячей воде и вытереть насухо мягким полотенцем. При частом употреблении один раз в 7 - 10 дней рекомендуется мыть посуду в мыльной воде с небольшим количеством 10-процентного нашатырного спирта (1 чайную ложку на 1 л ). Тёмные пятна на посуде можно чистить мягкой золой; небольшую по размерам посуду и ложки следует опустить в подогретый раствор виннокаменной кислоты (30 г на стакан воды) на 10 - 15 минут, после чего протереть замшей. Для более тёмных изделий прибавляют на 1 весовую часть виннокаменной кислоты 1 весовую часть алюминиевых квасцов и 10 весовых частей столовой соли. Изделия погружают в кипящий раствор этой смеси и затем вытирают тряпкой. Пятна от сырости выводят тёплым уксусом, промывая затем чистой водой. Для полировки мельхиоровых предметов применяют смесь мыла и очищенного мела (в равных количествах). Растворив мыло в воде (при нагревании), прибавляют к нему мел и замешивают до получения густой однородной массы. Этой массой полируют посеребрённые поверхности предмета, затем вытирают чистой тряпкой.
Никелированная мельхиоровая и нейзильберовая посуда чистится так же, как латунная.
Керамическая посуда - изделия, изготовляемые из глин, а также из их соединений с минеральными и органическими добавками, обожжённые до камневидного состояния и покрытые слоем глазури. Керамическая посуда изготовляется 2 способами: пластическим формованием (более простые формы - цилиндрические, сферические и т. п.) и литьём (гранёные, овальные, скульптурные формы). Обычно отделывается (декорируется) специальными керамическими красками. Керамическая посуда делится на следующие основные группы: фарфоровую, фаянсовую, майоликовую и гончарную.
Фарфоровая посуда - лучшие керамические изделия. Она имеет белый спекшийся, просвечивающий в тонких местах черепок, не пропускающий влаги, покрытый тонким слоем блестящей кислотоустойчивой (к лимонной, уксусной кислотам), твёрдой (не царапающейся стальным ножом) глазури. При ударе по краю издаёт высокий мелодичный долго не смолкающий звон. Характерным признаком фарфора, отличающим его от других керамических изделий с белым черепком, является его просвечиваемость в тонких местах. Изготовляются 2 вида фарфора - твёрдый и мягкий, которые отличаются не физической твёрдостью обожжённого черепка, а степенью его размягчения при обжиге. В СССР вырабатывается посуда только из твёрдого фарфора. Твёрдый фарфор обладает высокими механическими, термическими и химическими свойствами. Мягкий фарфор имеет меньшую механическую прочность и химическую стойкость, но зато более высокую просвечиваемость (по прозрачности он близок к молочному стеклу). К мягкому фарфору относятся японский, китайский, французский (севрский); некоторые фирмы в Англии также вырабатывают мягкий фарфор. Фарфоровая посуда иногда изготовляется с цветным черепком или с цветными глазурями. Наиболее часто встречается розовый фарфор или белый фарфор, покрытый цветными глазурями - кремовой под цвет слоновой кости, голубой и т. д. Из фарфора в основном делается столовая и чайная посуда.
Фаянсовая посуда имеет белый пористый, заметно впитывающий влагу, непросвечивающий даже в тонком слое черепок, покрытый бесцветной глазурью. При ударе по краю изделия издают низкий глухой, быстро затихающий звук.
Фаянс также бывает твёрдый и мягкий (известковый). Изделия из мягкого фаянса имеют большую пористость, меньшую механическую прочность и термическую устойчивость глазури. В СССР вырабатывается твёрдый фаянс. Прочность фаянсовой посуды ниже, чем фарфоровой, примерно на 15 - 25%. Фаянсовая посуда значительно легче фарфоровой. Фаянс применяется для изготовления столовой и чайной посуды. Фаянсовая посуда более простая по формам и отделке, менее прочная, чем фарфоровая, значительно дешевле. Ею хорошо пользоваться на даче, а также использовать в кухне (миски, кувшины, молочники, банки для круп, бочёнки для солений и т. д.).
Майоликовая посуда имеет пористый цветной непросвечивающий черепок, покрытый цветными непросвечивающими глазурями, иногда имеющими металлический отблеск. В последнее время стала вырабатываться также майоликовая посуда с белым черепком, близким по составу к фаянсу.
Из майолики в основном изготовляют штучные изделия и в незначительных количествах комплектную посуду. Наиболее распространены: кувшины, хлебницы, маслёнки, конфетницы, вазы для цветов, пепельницы, кружки. Гораздо реже выпускаются приборы для десерта, кофейные сервизы, десертные тарелки. Для майолики характерны рельефная поверхность изделий и цветная непрозрачная глазурь.
Гончарная посуда имеет пористый цветной черепок (обычно с коричнево-красным оттенком) и покрывается глазурью в основном с внутренней стороны, соприкасающейся с пищей.
Гончарная посуда применяется для варки пищи - горшки и крынки; для хранения и подачи пищи - миски, кружки, кувшины, банки для теста и т. д. В настоящее время гончарные изделия всё более вытесняются фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посудой.
Стеклянная посуда изготовляется выдувная и прессованная. Выдувная посуда, как правило, имеет тонкие стенки; делается гл. обр. из бесцветного прозрачного простого, баритового или свинцового стекла (хрусталя) и, реже, из стекла с нацветом и цветного стекла. Способом выдувания изготовляются все виды стеклянной посуды. Стенки прессованной посуды толще, чем обычной выдувной, и термически менее устойчивы. Вырабатывается из бесцветного, иногда цветного стекла, в небольших количествах из хрусталя. Эта группа стеклянной посуды менее разнообразна по фасонам и особенно по рисункам, которые наносят на формы для прессования изделий.
Наиболее многочисленна и разнообразна стеклянная столовая (сортовая) посуда, которая продаётся как штучные изделия и в комплектах (приборы для воды, вина, салата, крюшона, сервизы и др.).
В ассортимент выдувной столовой посуды входят: блюдца, блюда, бокалы и бокальчики, вазы, графины для вина и воды, кувшины, колпаки для сыра, маслёнки, молочники, подносы, рюмки, стаканы и другие изделия.
Более дорогая выдувная столовая посуда делается из хрусталя, баритового стекла, стекла с нацветом и цветного стекла. Хрустальные изделия, особенно крупные, такие, как блюда, салатники, вазы для цветов, пепельницы и др., как правило, толстостенные, так как глубокая грань в толще стекла даёт лучшее преломление света - игру хрусталя.
Ассортимент столовой прессованной посуды примерно такой же, как и выдувной, за исключением тех стеклянных изделий, которые не могут изготовляться способом прессования (графины, кувшины и т. п.).
К хозяйственной стеклянной посуде относятся: банки и бочёнки для солений, банки для варенья и молока, для хранения сыпучих продуктов, опарницы, банки и бутылки для домашнего консервирования продуктов и др. Хозяйственная стеклянная посуда, в отличие от столовой, обычно гладкая, без рисунков.
Особое место среди стеклянной посуды занимает кухонная прессованная посуда из жароупорного стекла , предназначенная для приготовления пищи: кастрюли, сковороды, формы для запекания, чайники, гусятницы, кофейники. Жароупорная посуда очень удобна, красива, гигиенична; стоит дешевле, чем металлическая. В ней можно не только готовить пищу, но и подавать её на стол. Кроме того, жаропрочная посуда очень долго сохраняет тепло. Она не даёт никаких посторонних привкусов и запахов. Наряду с этим она имеет ряд существенных недостатков: на огонь необходимо предварительно подкладывать металлическую сетку; нельзя ставить горячую посуду на мокрую холодную поверхность, так как посуда в этом случае трескается; нельзя ставить на огонь посуду без жидкости и т. д.
Стеклянную посуду чистят щётками, тряпками. Не рекомендуется применять для чистки стеклянной посуды песок, металлические мочалки и другие твёрдые вещества, так как они царапают стекло. Сосуды с узким горлом (бутылки, графины) для мытья следует наполнить до половины размельчённой яичной скорлупой, картофельной шелухой, мелкими кусочками бумаги и налить тёплой водой (не доверху). Затем некоторое время сильно встряхивать, вылить содержимое и прополоскать тёплой водой. Эту операцию повторяют, постепенно повышая температуру воды. Сильно загрязнённую посуду (жиром, смолой и т. д.) рекомендуется мыть раствором щёлочи (каустика, соды) или мыльно-содовым раствором, затем несколько раз ополаскивать чистой водой. Керосин можно отмыть известковым молоком.

Хрустальную посуду не следует мыть горячей водой, так как от неё хрусталь тускнеет, теряет блеск и прозрачность. Такая посуда (особенно после вина) легко отмывается тепловатой и даже холодной водой.
Пластмассовая посуда - вазы, сахарницы, хлебницы, сухарницы, маслёнки, хозяйственные банки и др. Имеет гладкую блестящую поверхность, легко моется, более прочна, чем посуда из стекла, фарфора или фаянса. Посуда из некоторых пластмасс (например, аминопластов) хорошо выдерживает высокую температуру кипящей воды (100°); изделия из органического стекла и полистирола при температуре + 70° - + 75° деформируются.

Независимо от материала, из которого изготовляется посуда, она должна быть прочной, гигиеничной, удобной и устойчивой.
Посуда должна иметь удобные ручки для захвата, установки, переноски и подвески, а там, где их нет, например на посуде для русской печи (горшки, сковороды), нужно пользоваться ухватами и сковородниками (чапельниками). Ручки посуды не должны иметь острых углов и выступов. Обычно они изготовляются из тех же материалов, что и посуда. Широкое распространение в последнее время получают деревянные и пластмассовые ручки (на корпусе и крышке), позволяющие пользоваться посудой без тряпок и украшающие её.
Выпускается также посуда (набор алюминиевых кастрюль, сотейник и сковороды) со съёмными деревянными ручками, благодаря чему любой из этих сосудов может быть установлен в духовку, а ручка служит одновременно и сковородником. Крышки посуды бывают накладные и утопленные (крышка ложится ниже верхнего края посуды). Последние предохраняют наружную поверхность посуды от загрязнения и от разбрызгивания кипящей жидкости.
Чтобы посуда была гигиеничной, детали её должны иметь обтекаемую форму, без острых выступов, складок и щелей, где могла бы накапливаться грязь. Очень гигиенична точёная, шлифованная и полированная посуда, отличающаяся высокой чистотой поверхности.
Для приготовления вторых блюд, требующих постепенного нагрева, равномерной передачи тепла и сохранения тепла, изготовляется толстостенная посуда, преимущественно литая из алюминия, чугуна, из жаростойкого стекла и керамики. Кроме этого, отдельные виды эмалированной, нержавеющей и алюминиевой посуды имеют утолщённое днище для более полного использования тепла.
К посуде для подачи пищи - столово-буфетной, чайной и кофейной, в отличие от кухонной посуды, предъявляются повышенные требования в отношении формы и гигиены, а также декоративной отделки.

Loading...Loading...