Что растёт на поле солидарности? Презентация "растения поля"

Растениеводство наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение. ("Толковый словарь" С.И.Ожегов) Растения , которые человек сам высаживает , ухаживаетза всходами , с обирает урожай , использует в пищу, называют культурными .

Растениеводство делят на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Растения поля

Поле - это открытое, безлесное пространство, на котором выращивают культурные растения.

В Пермском крае возделывают на полях зерновые культуры - рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо и гречиху; овощные культуры - капусту, морковь, свеклу, огурцы и др.; кормовые культуры - клевер, вику, горох, турнепс, кормовую свеклу и др; технические культуры - лен, картофель.

Ведущее место в полеводстве занимают зерновые культуры. Они являются базой для развития других отраслей сельского хозяйства и промышленности.

Среди зерновых культур первое место по посевам в крае занимает озимая рожь . Ее возделывают на севере, в центральных и южных районах. Она не боится холодов, дает хороший урожай и рано созревает.

Второе место по посевам зерновых растений занимает пшеница - самая ценная хлебная культура. Она любит тепло, поэтому ее возделывают в южной части края.

В северных районах выращивают также ячмень и овес. На юге края - просо .

Ячмень

Овес

Просо

Все эти культурные растения отличаются друг от друга, но в строении их много общего. Все они травянистые растения, корень пучком, стебель - соломина, внутри полый, имеет крупные узлы, что делает его прочным и устойчивым. Листья - узкие, длинные. Мелкие цветочки ржи, пшеницы, ячменя собраны в колосья, а проса и овса - в метелки. Позднее из цветков образуются плоды - зерновки. Такие растения называют зерновыми злаками.

Зерна этих растений отличаются друг от друга. Например, у ржи зерно продолговатое, более темное, у пшеницы - округлое, светлое.

Использование культурных злаков

Название культурного

растения

Что получают

Рожь

Муку ржаную (выпекают ржаной хлеб).

Отруби идут на корм скоту.

Солома идет на подстилку.

Пшеница

Муку пшеничную (выпекают белый хлеб, изготавливают кондитерские изделия, макароны).

Крупу пшеничную.

Крупу манную.

Ячмень

Муку ячневую.

Крупу ячневую.

Крупу перловую.

Овес

Муку овсяную.

Крупу овсяную.

Толокно.

Геркулес.

Просо Крупу пшенную.

Растения, из которых получают хлеб, называют хлебными.

Много времени, сил, средств приходится тратить земледельцам, чтобы вырастить зерновые культуры, собрать урожай и приготовить хлеб. Поэтому его надо беречь!

Овощные растения

На полях выращивают много овощей: капусту, огурцы, помидоры, морковь, свеклу, редиску, редьку, лук и др.

Белокочанную капусту часто называют "королевой овощей".

Капуста очень богата витаминами, она - основа многих блюд. Ее едят сырой в салатах, вареной в щах и борщах, тушеной, квашеной, пекут с ней пироги. Много знаний, труда и времени надо отдать выращиванию этой культуры. Капуста любит тепло и влагу. Ее родиной являются теплые страны. Без подготовки капуста не успеет созреть в течение сравнительно короткого уральского лета. Поэтому ранней весной, когда еще поле отдыхает, люди сажают в теплицы или парники маленькие черноватые круглые семена. Из них вырастают светло-зеленые растения с двумя листочками (рассада).

Когда станет тепло, рассаду высаживают на поля и огороды. Все больше и больше появляется у растений листочков. Все плотнее прижимаются они друг к другу. Так образуется кочан. Внутренние листы становятся сочными и белыми. В кочане их насчитывается 40 - 70, а иногда и более и держатся они крепко, прижимаясь друг к другу. Урожай капусты собирают осенью.

Зеленые огурчики являются любимым овощным растением. Хороши они и зимой маринованные или соленые.

Родиной огурцов является Индия - теплая южная страна. В наших условиях огурцы дают хороший урожай, если их правильно выращивать. Огурцы, как и капусту, и помидоры, сначала высаживают в теплицы или парники, т.е. человек как бы искусственно удлиняет для них лето. Затем, с наступлением теплой погоды, их пересаживают на грядки. Из рассады вырастают низенькие растения со стелющимися хрупкими стеблями, шершавыми листьями, затем зацветают желтые цветы в виде граммофончиков, а из них образуются продолговатые, ярко-зеленые сочные плоды - огурцы.

Весной семена моркови , свеклы , редиса сеют прямо на грядки и тщательно поливают водой. Появляются невысокие растения с зелеными листьями. Корни их разрастаются и становятся все толще и сочнее. В них накапливаются питательные вещества: сахар, крахмал, витамины. Через месяц уже созревает редис, а позднее - морковь и свекла.

Морковь

Свекла

Редис

Растения, у которых в пищу употребляются утолщенные корни, называются корнеплодами .

Лук - ценный продукт питания. Он содержит сахар и различные витамины. Ни одно мясное или рыбное блюдо не обходится без лука. Еще в древности лук применяли как целебное растение от многих болезней. Поэтому народ сложил такую поговорку:"Лук от семи недуг". Наши ученые установили, что лук выделяет летучие вещества (фитонциды), от которых гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии. Поэтому употребление лука в пищу имеет целебное значение.

У лука едят зеленые листья и луковицу. Родиной лука являются сухие степи. Растение приспособилось сохранять в сухой период питательные вещества в луковице, которая обладает чудесными свойствами. Многие хранят лук зимой, и он не высыхает. Весной луковица легко прорастает и дает зеленые листья, а в теплицах даже зимой. Она может легко зимовать. Иногда сажают лек на грядки под зиму. Когда начнет таять снег, у лука уже появляются зеленые листочки.

Картофель - ценный продукт питания. Его часто называют "вторым хлебом". Картофель - важная техническая культура. Из него получают крахмал, спирт, патоку.

Весной на полях и огородах края сажают много картофеля. Вырастают травянистые растения в виде кустиков с разветвленными стеблями. Они достигают в высоту 50 - 60 см. В середине лета на них образуются бело-розовые и фиолетовые цветы. Когда-то ради этих цветочков и выращивали картофель для украшения одежды, не зная о свойствах подземных частей этого растения.

Наблюдая за цветами, можно увидеть, что потом из них появляются круглые, зеленые, с мелкими семенами плоды, напоминающие помидоры. Их есть нельзя, они горьки и ядовиты.

В подземной части стебли картофеля выпускают подземные белые ветви, на концах которых образуются утолщения - молодые клубни. Они постепенно увеличиваются и заполняются крахмалом. Осенью обычно собирают богатый урожай клубней картофеля.

Родиной картофеля является Южная Америка. Не сразу картофель был признан в России. В начале по ошибке употребляли в пище не клубни, а горькие плоды. Поэтому многие крестьяне не хотели его сажать. Посадка картофеля распространялась среди населения принудительным путем, а это вызывало в давние времена "картофельные бунты".

Но постепенно люди освоили эту культуру и поняли, что картофель - незаменимый продукт питания. Сейчас у нас выращивают много высокоурожайных сортов картофеля.

Итак, у картофеля употребляют в пищу не плод, а видоизмененную подземную часть стебля, называемую клубнем.

Плодово-ягодные растения

Из-за холодных и продолжительных зим садоводство в Пермском крае развито недостаточно. Но все же садоводы выращивают облепиху, вишню, садовую землянику, смородину, малину, крыжовник, сливу, яблоню и др.

Садовая земляника

Вишня

Малина

Слива

Облепиха

Крыжовник

Яблоня

Смородина

Садоводство сосредоточено на юге края и в пригородах Перми, Чусового, Краснокамска, Оханска и в других населенных пунктах. Но все же большую часть фруктов для населения привозят из других стран и южных районов нашей страны.

Цветоводство

Из года в год наши города и поселки в весенне-летний период украшают цветы. Весной, когда только сойдет снег, появляются на садовых участках первые многолетники: белоснежные нарцисс ы с незабываемым тонким ароматом, красные и желтые тюльпаны , фиолетовые ирисы .

Тюльпаны

Нарциссы

Ирисы

Позднее зацветают пионы . Они восхищают богатством красок и величиной с блюдце цветков: алые, нежно-розовые, белые с приятным запахом.

Затем появляются красные и белые гвоздики , лилии . Зацветают высокие и стройные флоксы : сиреневые, фиолетовые, розовые и белые. Они цветут все лето.

Гвоздики Лилии Флоксы

Во второй половине лета распускаются прекрасные георгины различной окраски и формы и удивительно нарядные гладиолусы .

В скверах, парках и на улицах цветут в основном однолетники: астры , космеи , петуньи , бархатцы , колендулы и многие другие.

Календула Астры Космея Бархатцы

В городе Перми есть предприятие "Цветы Прикамья", где в теплицах круглый год цветут растения, в том числе - прекрасные розы .

Здесь выращивают рассаду однолетников для озеленения и украшения города.

Огромна сила воздействия цветов на чувства людей. Они нас лечат, вдохновляют и улучшают настроение. Ими украшают жилища, улицы, парки и сады. Их вручают на торжественных мероприятиях, дарят на праздники, возлагают на могилы умерших, у обелисков. В День Победы 9 Мая их дарят ветеранам войны.

Урок окружающего мира в 3 классе

Поле

ГБОУ СОШ №840 г. Москва

Цели: сформировать представления учащихся о природном сообществе «Поле»; познакомить с животным и растительным миром полей; показать роль человека – создателя сообщества; развивать познавательный интерес; учить работать с дополнительной литературой, гербарием, применять в работе ранее полученные знания; учить рассуждать и делать выводы.

Оборудование: учебник, карта «Природные зоны мира», иллюстрации – животные и растения поля, гербарий, словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Что представляет собой озеро? (Озеро – это природное сообщество).

Что общего и чем отличаются озера друг от друга? (Общее: озеро – это природный водоем, заполняющий впадину суши и не связанный с морем. Различие: по происхождению – остатки древнего океана и растаявшего ледника; пресноводные и соленые озера.)

Расскажите о природном сообществе «озеро» по плану (по выбору учащегося):

1. Место расположения (климатический пояс).

2. Растительность.

3. Животные.

4. Охрана сообществ.

Дети рассказывают о природном сообществе «Озера» на примере конкретного озера.

III. Постановка проблемы и объявление темы урока.

На протяжении веков люди селятся по берегам озер, так как озера снабжают людей водой. Но люди даже сами создают искусственные озера.

Самое первое искусственное озеро было сделано руками людей в Египте около 4800 лет назад. Оно предназначалось для орошения полей.

Отгадайте загадку:

Сеют на нем зерно,

Станет хлебом оно. (Поле.)

Чем питались наши предки? Был ли их «обеденный стол» таким же, как у нас сейчас? (Ответы детей.)

Белый хлеб пекут из белой пшеничной муки, а черный получается из ржаной муки темно-серого цвета. Пшеница и рожь могут по праву считаться основными кормильцами человека. При раскопках в Иране и Турции были найдены зерна пшеницы, выросшей в 65–60 гг. до н. э. Древние колосья пшеницы находили на территории Армении, Крыма.

На уроке мы должны доказать, что поле является природным сообществом.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа с «Толковым словарем».

Какие значения у слова «поле»?

Поле – 1) безлесая равнинная территория;

2) участки пашни, на которые разделена площадь севооборота, и запольные участки;

3) площадка, оборудованная для чего-либо (например футбольное);

4) район боевых действий (например поле битвы);

5) пространство, охватываемое глазом при наблюдении, обозрении
(например поле зрения);

6) основной фон, на котором что-либо изображено;

7) свободная от письма, печати полоса вдоль края листа в тетради, книге и т. д.

Выберите то, которое относится к теме нашего урока.

Где образуются поля? (Поля – это территории, поросшие травянистой растительностью. Поля образуются там, где для деревьев не хватает влаги. Растения, которые растут сами по себе, называют дикими растениями. Такие растения давали человеку плоды и семена, съедобные корни.)

Чем поле отличается от луга? (На лугу растут разные травы, а в поле – выращенные человеком.)

2. Работа по карте «Природные зоны мира».

Определите по карте, где могут располагаться поля? (В степной зоне, так как здесь нет лесов.)

Но человек живет не только в степной зоне, но и в других, как здесь образуются поля? (Ответы детей.)

С того времени как человек стал возделывать земли, он не мог обойтись без расчистки лесных массивов. Новые поля появлялись там, где вырубались и сжигались деревья.

За много лет люди взяли из дикой природы множество диких растений, научились их выращивать. Все растения, выращенные человеком на полях, называются культурными растениями. Поля оказались самыми удобными территориями для земледелия и животноводства, поэтому освоены человеком в давние времена.

Вывод: поля могут возникнуть по желанию человека в разных климатических поясах.

Будут ли климат и погода влиять на растительный и животный мир полей?

3. Растительный мир полей.

Что растет в поле? (Растения.)

Какие? (Культурные , дикорастущие.)

Распределите растения по группам.

(Культурные : пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис, сахарный тростник, просо; дикорастущие : пырей, овсюг, аистник, житняк, куколь, вьюнок полевой, лисохвост, мятлик, острец, пастушья сумка.)

2) Практическая работа (работа в группах ).

Составьте устно описание 2–3 растений, которые выращивают на полях вашего края. Сначала изучите одно растение, затем второе, потом третье. Каждое последующее растение изучайте в сравнении с предыдущими. Расскажите о растении по следующему плану:

а) Название растения.

б) Культурное это растение или сорняк?

в) Найдите и покажите на растении части: корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена. Определив каждую часть, не забудьте ее четко называть и показывать на живом растении или гербарии. Осмотрите внимательно каждую часть. Постарайтесь определить ее форму, окраску.

г) Найдите подземные и надземные части. Рассмотрите их внимательно. Что у них общего и чем они отличаются от других рассматриваемых растений?

д) Что представляет собой по внешнему виду полезная часть растения (форма, окраска, сравнительная величина)? Чем она полезна?

3) Отчет группы.

Культурные растения:

Злаки. Мелкие цветки собраны в простые соцветия – колоски, образующие сложные соцветия – колос, султан, метелку и др. Наибольшее хозяйственное значение имеют зерновые (пшеница, рис, рожь, овес, ячмень, кукуруза, сорго и др.), сахарный тростник.

Ячмень. Возделывают ячмень посевной (озимые и яровые формы) – кормовую (зерно) и продуктовую (крупа, мука, солод для производства пива, суррогат кофе) культуру..

Кукуруза . Зерновая и кормовая культура. Родина кукурузы – Центральная и Южная Америка. В Европу завезена в конце XV века. Из зерна получают крупу, муку, крахмал, спирт, комбикорм; из зародышей – кукурузное масло; из зеленой массы – силос, сено (корм для скота); из сухих стеблей и стержней початков – бумагу, линолеум, вискозу.

Рожь. В культуре с I–II тысячелетия до н. э. возделывают (преимущественно в странах Северного полушария) рожь посевную (культурную) – озимые и яровые сорта; в России – одно из важнейших хлебных растений.

Сахарный тростник. Выращивают сахарный тростник благородный в основном в Индии, Бразилии, на Кубе, в Средней Азии (небольшие плантации). Другие виды используют как салатные овощи, как корм животным, а также для производства бумаги.

Овес. Кормовые травы, сорняки (овсюг), зерновые культуры – овес.

Просо. Кормовые травы, сорняки; возделывают просо обыкновенное, просо мелкое (крупа – пшено, мука, зерновые корма).

Пшеница. Ведущая зерновая культура во многих странах. Возделывают в основном пшеницу мягкую и пшеницу твердую (озимые и яровые формы). В культуре с VII–VI тысячелетия до н. э. Из зерна делают муку, крупу, макароны, крахмал, комбикорм и др.; зеленая масса, сено, солома, зерно, отруби используются как корм для скота.

Не рви меня на поле,

Я только день живу.

Дай наглядеться вволю

На солнце и траву. (Лен.)

В каком виде на полях растет сахар? (Сахарная свекла, а в жарких странах – сахарный тростник.)

Этот цветок был завезен в Европу из Америки как декоративное растение, потом выявилось, что он прекрасный медонос (с него пчелы любят собирать мед), а примерно 200 лет назад оказалось, что из его семян можно получать замечательное масло, которое есть сейчас в каждом доме. Что это за цветок? (Подсолнух.)

Кроме зерновых, на полях выращивают картофель и овощные растения: свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок. Картофель называют «вторым хлебом». И действительно, он полезен, питателен и очень вкусен.

Откуда был привезен картофель?

Дикорастущие растения:

Пырей . Многие пыреи – кормовые растения; пырей ползучий – ценное кормовое растение, в посевах – злостный сорняк.

Острец (вострец, волоснец). Острец ветвистый (злостный сорняк) и другие виды используются на корм скоту.

Лисохвост – кормовые растения

Мятлик. Распространен в холодных и умеренных поясах. Выращивают мятлик луговой, мятлик болотный и др. – кормовые культуры).

Аистник (журавельник). Форма плода сходна с головой аиста. Растет в сухих лугах, степях, предгорьях. Аистник цикутовый – обычный сорняк полей и огородов; лекарственное растение.

Житняк. В России около 10 видов. Выращивают житняк сибирский, житняк пустынный и др.

Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репейник.)

Что в хлебе родится,

А есть не годится? (Василек.)

Овсюг , похож на овес. Этот сорняк приносит большой вред культурным растениям, так как берет из почвы в полтора раза больше воды, чем пшеница.

Вьюнок полевой часто так густо оплетает стебли пшеницы, что та ложится под его тяжестью на землю. Такую пшеницу трудно убирать комбайном.

Куколь – сорняк с крупными темно-розовыми цветами и узкими листьями. Если же хлебное поле засорено было куколем, то при молотьбе ядовитые семена его могут смешаться с зерном. Хлеб, испеченный из такой муки, вызывает у человека отравление.

Какой вред культурным растениям наносят дикорастущие? (Затеняют культурные растения, берут питание из почвы.)

Что делают люди с сорняками для роста культурных растений? (Люди ведут борьбу с сорняками: их выпалывают обязательно с корнем и до того, как они образуют плоды и семена.)

Подумай, почему? Вспомни о размножении растений.

Бахчевые культуры.

Отгадайте, какая ягода самая крупная. (Арбуз.)

Где выращивают арбузы? (На полях.)

Как называются такие поля? (Бахча – от персидского «бахче» – садик (баштан), поле, на котором выращивают бахчевые культуры.)

Что еще выращивают на этих полях? (Дыни.)

Физкультминутка

4. Животный мир полей

Назовите животных – обитателей полей. (Ответы детей.)

Животные

Насекомые

Звери

Птицы

капустная белянка

колорадский жук

жужелица

слизень

божья коровка

мыши

хомяки

суслики

жаба

жаворонок

перепел

канюк

пустельга

грач

сова

Сообщения детей о животном мире в природном сообществе «поля».

Камышевки – мелкие птицы невзрачного серовато-бурого или зеленоватого цвета, обычно с довольно коротким ступенчатым хвостом. Клюв прямой, уплощенный, довольно длинный. Тело несколько удлиненное. Крылья короткие, закругленные. В России распространены повсеместно, кроме тундры. Однако в роде камышевок имеется один вид – садовая камышевка, которую многие считают одним из лучших певцов наших садов и полей.

Амбарные клещи (хлебные, или мучные, клещи). Длина 0,2–0,5 мм. Обитают в почве, норах и гнездах животных, на корнях и зеленых частях растений. При уборке урожая амбарные клещи заносятся с полей на склады, где они повреждают зерно, муку и другие пищевые продукты.

Суслики. Длина тела до 40 см, хвоста – менее ½ длины тела. Уши короткие, мало заметные. Отдельные виды с пышными хвостами, большинство бесхвостые. Волосяной покров желтовато-серый, спинка более темная и может иметь крапинки, пятнышки и полосы. Брюшная сторона обычно грязно-желтая или беловатая. Есть защечные мешки.

На воле живут в глубоких норах (которые используют один сезон) на межах полей, лугах, пастбищах. В результате в местах их обитания возникают многочисленные небольшие холмики (сусликовины, или курганчики). Активны в светлое время суток, особенно рано утром, а в жаркий день устраивают себе «сиесту» («малую спячку», при недостатке кормов). Зимой впадают в длительную спячку. Каждый взрослый зверек занимает свой индивидуальный участок. Настороженный суслик часто становится «столбиком», потревоженный – издает громкий свист или крик, при опасности моментально скрывается в норке.

В России чаще встречаются самые распространенные: крапчатый, большой и малый суслики. Все питаются зелеными частями растений, семенами, некоторые виды также едят насекомых. В некоторых местностях наносят значительный ущерб посевам.

Хомяки нагибают колосок и срезают его своими острыми зубами, зернами набивают рот, прячут их за щеки и переносят в свои норы, создавая там запасы на зиму. Иногда в норах хомяков находят до 30–40 кг отборной пшеницы.

Урожаи картофеля сильно снижает колорадский жук . Он питается листьями этого растения. Колорадские жуки настолько прожорливы, что могут ничего не оставить от куста картофеля. От таких растений урожая ждать не приходится. Есть насекомые, которые вредят хлебным и овощным растениям.

Но не все насекомые приносят вред растениям. Среди насекомых есть много полезных, которые помогают нам сохранить урожай. На полях нетрудно отыскать жужелицу . Хорошо знакома тебе и божья коровка . Эти жуки очень прожорливы. Поедая большое количество вредных насекомых, они оказывают человеку помощь в выращивании урожая.

Растениям поля сильно вредят слизни. Бороться с ними помогают человеку жабы, питающиеся слизнями.

Здесь вьют гнезда жаворонки . Немало посвящено музыки, стихов, прозы этой небольшой птичке, ее переливчатой песне. Птицы, поедая вредителей культурных растений – насекомых, мелких зверей, приносят большую пользу человеку.

Живут на полях мелкие зверьки: мыши, суслики. Эти животные питаются зерном и запасают зерно на зиму.

Среди животных много друзей поля. Это птицы. Особенно большую пользу приносят канюки, совы. Они поедают огромное количество мышей и других грызунов. Одно семейство совы за год сберегает до одной тонны пшеницы.

Почему крупные животные не могут жить в поле? (Крупные животные постоянно не живут в поле. Поле – открытая местность, и здесь трудно скрываться от врагов. Но многие животные приходят сюда кормиться: медведь ест посевы овса, лиса отыскивает здесь мышей, заяц питается молодыми хлебными растениями.)

5. Цепи питания .

Приведите примеры природного сообщества «Поле», опираясь на данную схему:

(Засушливое лето – травы – грызуны; холодная зима – засохшие растения под снегом – спячка, запасы.)

Составьте цепи питания в данном сообществе. Объясните, к чему может привести их нарушение. (Дождевые черви → отмершие части растений; стебли и листья → гусеницы бабочек; кузнечики → птицы (жаворонок); бабочки → нектар цветов; пчелы → нектар и пыльца цветов. Изменение звеньев в цепи питания может привести к изменению сообщества.)

Вывод: человек не имеет права нарушать жизнь поля, так как любое вмешательство в природное сообщество отразится на человеке. Докажите. (Ловля бабочек в поле – не опыляются растения. Ядохимикаты накапливаются в почве, растениях – отравляют людей. Сжигание сухой травы – истощение почвы.)

6. Человек и поле.

Послушайте стихотворение.

«Отчего ты, рожь, золотая?» –

Ветерок спросил, пролетая.

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

Почему руки людей, выращивающих хлеб, называются «золотые»?

Рассмотрите орудия труда (с. 56). Какова эволюция плуга? Расскажите.

Наблюдая за трудовой деятельностью людей на полях, ты убедился, что они тщательно обрабатывают почву, старательно ухаживают за посевами и посадками, вовремя убирают урожай. Все это делается для того, чтобы получить хороший урожай растений, чтобы был на нашем столе всегда вкусный хлеб и другие продукты питания.

V. Итог урока.

Что понравилось на уроке?

Кому скажете спасибо?

Блиц опрос (каждый ученик получает анкету «Растения поля», вопросы сформулированы кратко, конкретно, доступно для понимания).

1. Пшеница, просо, ячмень, овес – эти культуры называют…

2. Главная зерновая культура (подчеркни) – рожь, пшеница, овес, ячмень.

3. Овсюг, пырей, вьюнок – это…

4. Почему в поле живет мало зверей? (Выбери главное и подчеркни.)

Мало птиц;

Много врагов;

Открытая местность.

Домашнее задание: подготовиться к обобщающему уроку «Природные сообщества «Озеро», «Луг», «Поле»; с. 59, вопросы, рабочая тетрадь, с. 29, № 59.

Литература

1. . Дмитриева, Н. Я. Окружающий мир: учебник для 3 кл. : в 2 ч. /
Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.

2. Детский мир от «А» до «Я»: детская энциклопедия в рассказах и картинках. – М. : Алекс; Таллинн: Скиф, 1993

3. Жадобко, Е. Природные сообщества в познавательных задачах на уроках природоведения / Е. Жадобко // Начальная школа: газ. – 2001. – № 22 ; 23.

Глядя на поле, полностью покрытое зелёным покрывалом, многие люди даже не догадываются, сколько различных видов растений они видят. На бескрайних просторах растёт более 40 видов цветов и трав. При этом все растения полей и лугов имеют не только свои названия, но и особенности.

Адонис

Растение является однолетним. Может вырастать в высоту до 40 см. Имеет богатую листву. Больше всего листья адониса напоминают укроп. Поэтому незнающие люди их часто путают. Окрас цветка может быть жёлтым или красным. Тычинки радуют глаз насыщенной тёмно-фиолетовой палитрой.

Белена

В большинстве случаев растение живёт два года, создавая после прорастания прикорневую розетку из листьев. В высоту белена может достигать 80 см. Она очень ядовитая, причем наиболее токсичными являются семена. Когда растение цветёт, оно издаёт неприятный аромат. Даже животные стараются обходить стороной белену.

Бодяк и василёк

Какие ещё существуют растения полей? Конечно же, это бодяк. Это считается сорняковым и одним из самых трудноискоренимых. Заросли бодяка могут разрастись по всему полю. При этом высота каждого из них может достигать полутора метров. Что касается василька, то он, наоборот, очень красивый. Это известен, наверное, каждому человеку с раннего детства. Высокий тонкий стебель и яркий окрас позволяют увидеть растение с далёкого расстояния.

Вьюнок

Рассказывая про растения полей, опишем вьюнок. Подобно бодяку, его трудно искоренить, так как корни способны уйти вглубь земли на 5 метров. Отличительной чертой является тонкий, вьющийся и закручивающийся стебель. Цветки растения могут быть окрашены в бледно-розовый или ярко-розовый цвет.

Горчица и льнянка

Горчица - довольно содержащее в себя вещества, способные губительно воздействовать на микроорганизмы. Размножается оно семенами, которые появляются после цветения ярко-жёлтых, небольших по размеру цветов.

Растения полей часто бывают необычными. Именно такой является льнянка. Такое название растение получило благодаря схожести своих листьев с льняными. Высота у него небольшая. Как правило, это 15 см. Но при имеют очень интересный вид. Внутренняя часть губки окрашена в ярко-оранжевый цвет, а сама чашечка изящно изогнута.

Лютик

Высота растения может достигать 40 см. Стебель тонкий и прямостоящий. Цветки у лютика мелкие. Они окрашены в с зеленоватым оттенком. Растение ядовито для животных. Всего через полчаса после попадания внутрь организма, оно провоцирует сильное отравление, а после и смерть зверька.

Мак и молочай

Возможность одного растения давать до 50 тысяч семян, объясняет столь великое распространение маков. Когда они цветут, то может показаться, что всё поле покрыто красным покрывалом. Стебель у растения тонкий. После цветения на нём образуется шишечка, в которой и находится огромное количество семян.

Какие ещё есть растения полей? Например, молочай. Он живёт один год и поднимается над землёй максимум на 40 см. Соцветие молочая выглядит по-особому. Пять сросшихся между собой прицветников образуют чашевидный околоцветник с нектарниками разного вида.

Осот полевой

Многолетнее и стойкое растение, главный корень которого уходит в землю на 50 см. В высоту же осот может вырасти до 120 см. Его стебель прямо возвышается над полем. Листья у осота голые и крупнозубчатые, а окрашены в жёлтый цвет. Осот, а также мак, василёк, лютик и другие цветы - популярные растения полей и лугов. Фото и названия их в нашей статье вы найдёте. Надеемся, что информация была вам полезна.

Сегодня добирался на работу на маршрутке. Привычно и традиционно: толкучка, мало воздуха, открывающиеся и закрывающиеся люки, отдавленные ноги. Уже не удивляюсь этой «душевной» обстановке, да и пассажиры привыкают стоять в пробке на переезде, бурно обсуждать очередные нововведения чиновников, жаловаться на жизнь и редко, но всё-таки иногда уступать места детям и пожилым. В общем, ничего удивительного. Обычное утро. Обычная картина. Необычные в этом случае только мысли, которые эта ситуация мне навеяла, - мысли о солидарности.

- Солидарное общество – это сплочённое общество, объединённое общими позитивными целями, активной созидательной деятельностью на благо региона и Отечества. Оно основывается на таких ключевых понятиях, как единство, духовность, нравственность, патриотизм, доверие, деятельное сочувствие, ответственность... В нём человек не потребитель, не сторонний созерцатель и не объект, он созидатель, строитель, активный субъект общественной жизни, - говорит губернатор Евгений Савченко .

С таким доступным объяснением этого термина невозможно не согласиться, ведь на самом деле сложно найти человека, который стал бы спорить, что нравственность, доверие, ответственность, патриотизм, созидательная деятельность - общенациональные ценности, которые принимаются многими.

Но давайте попробуем разобраться в глаголе «принимают». Понять и принять что-либо довольно просто, но начать действовать - уже совсем другая история. Здесь мы часто сталкиваемся с непониманием и даже отсутствием этого следующего шага: я понимаю, принимаю, но... не действую. Почему так происходит?

Вспомним утренний автобус: люди едут на работу/учёбу, погулять по городу. Людям жарко/холодно, комфортно/дискомфортно, они прижимаются друг к другу в попытке удержаться на резких поворотах и готовы поддержать соседа, когда тот начинает ругать водителя-лихача или проклинать ямы на дорогах. Пассажиры автобуса - это и есть солидарное общество. У каждого из них свои интересы, свои ценности (которые, наверняка, могут пересекаться), но именно сейчас - в этом самом автобусе, стоя спина к спине и нависая друг над другом, - они солидарны, потому что у них есть общая ситуация (читай: проблема), и во взглядах на эту ситуацию они практически не расходятся. Вот в такой атмосфере и способно появиться солидарное общество. Люди, объединённые общей проблемой, начинают общаться и обмениваться мнениями, постепенно начиная чувствовать своё единение (читай: солидарность).

Когда объявлен сбор средств на лечение ребёнка - сердце ёкает практически у каждого второго. Каждый третий задумывается о том, что это действительно беда, которая может коснуться каждого. У каждого четвёртого появляется желание помочь, а каждый пятый - в итоге оказывает посильную помощь. Здесь есть общее дело, есть мнение, которое принимается большинством, есть позыв к действию и есть отклик - вот вам ещё одна солидарная группа людей.

Представим теперь себе, что есть некие «поля солидарности» - круги общих интересов и ценностей, которые у человека могут пересекаться с «полями» окружающих. И так уж устроено общество, что часто сиюминутные ситуации вызывают более заметное пересечение этих «полей», чем общечеловеческие ценности, которые хоть и принимаются людьми, но располагаются на периферии этих «полей», тогда как их ядром может стать любая ситуация, которая сплотила людей именно в этот самый момент (транспорт, благотворительный марафон, пациенты больницы в одной палате и пр.).

Чтобы на «поле солидарности» в будущем мог появиться «урожай», нужно сначала это «поле» подготовить: сделать так, чтобы «почва» была готова принять брошенные в неё «семена», которые не останутся на поверхности, а проникнут вглубь и укрепятся.

Мне сложно представить, что владелец «Лэнд Крузэра» и пассажир городской маршрутки вдруг резко, ни с того ни с сего, станут членами солидарного общества, проявляющими друг к другу «деятельное сочувствие». Солидарность, на мой взгляд, появляется там, где складываются сразу несколько условий: группа людей, общая ситуация (судя по всему, нужный эффект сплочения появляется быстрее, если ситуация имеет негативный контекст), мнение или точка зрения, которая принимается большей частью группы, а её озвучивание в этой группе вполне может стать первым шагом в цепочке действия.

На пересечении «полей солидарности» нескольких собеседников появляется общее ядро солидарности, которое способно для них стать общим центром. И если вслед за ситуацией их объединившей в этой группе будут продолжены взаимодействия уже в других общих ситуациях, ядро солидарности будет разрастаться (увеличиваться), и рано или поздно оно сможет затронуть периферию, где расположились общечеловеческие ценности (патриотизм, единство, созидательная деятельность и др.). В таком случае эта группа не просто согласится с понятием «солидарность», но и начнёт действовать как солидарное общество.

Татьяна Щербак
Конспект НОД по речевому развитию «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения»).

Группа : старшая.

Задача НОД : Формирование грамматического строя речи.

Тема НОД : «Предстают поля пред взором (Беседа на тему «Полевые растения Рассказывание на тему скороговорок .)

Цель НОД : закрепить знания детей о сельскохозяйственных культурах, лекарственных растениях полевых цветах ; познакомить с сорняками; учить образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных; закреплять умение заканчивать предложение подходящим по смыслу словом; закреплять знания детей об обобщающих словах; упражнять в подборе слов с задуманным звуком; закреплять навыки правильного произношения звуков (п, (л, (р) и умении выделять их из связной речи; учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок.

Оборудование НОД : макеты полей с пшеницей , рожью, подсолнечником, кукурузой, горохом, свеклой; полевые цветы из бумаги ; картинки с изображением лекарственных растений и сорняков .

Ход проведения НОД.

На столах расставлены макеты полей : на одном поле пшеница , на другом рожь, подсолнечник, кукуруза, горох, свекла. Вокруг макетов полевые цветы .

С тихим ветром в разговоре

Рожь волнуется, как море.

Необъятное кругом.

А на небе голубом

Солнце весело сияет

Всё живёт и оживает,

Словно глазки из межи

Глазки девочки-малютки

Кротко смотрят незабудки

И среди колосьев ржи,

Где кружатся мотыльки

Да кузнечики играют

Взгляд приветливый бросают

Голубые васильки.

У кого, что получилось представить , когда я читала стихотворение?

У меня получилось представить , как волнуется рожь.

А я представил солнышко и небо

Я увидела незабудки.

А я васильки.

Вам понравилось в поле ?

Что может расти в поле ?

(сельскохозяйственные культуры, травы, лекарственные растения , полевые цветы , сорняки.)

Подойдите сюда. (Дети подходят к макету с полем пшеницы .)

Что растёт на этом поле ?

Пшеница. Много пшеницы.

А как ещё мы можем сказать об этом?

Цело поле пшеницы .

(Подходят к другому макету с полем ржи ) .

Что растёт на этом поле ?

Рожь. Много ржи.

Как ещё можно сказать об этом?

Целое поле ржи .

(Аналогично поле подсолнечника , поле свеклы , поле кукурузы , поле гороха .)

Как вы можете назвать одним словом растения , растущие на этих полях ?

Сельскохозяйственные культуры.

Они выросли сами?

Нет, их посадили люди.

А кто посадил полевые цветы ?

Сами выросли.

Какую пользу приносят полевые цветы ?

(Среди них, есть лекарственные растения . Цветы радуют нас своей красотой.)

-Полевые цветы , кроме пользы приносят вред. Они мешают расти сельскохозяйственным культурам.

Играем в игру «Подскажи слово» .

Белая рубашка

Желтенький платок.

Как зовут?

(Ромашка.)

Цветик-невеличка,

Алый, огонёк.

Как зовут?

(Гвоздичка.)

Желтый сарафанчик,

Прямо как желток!

(Одуванчик.)

Дети, давайте понюхаем полевые цветы . (Глубоко и медленно вдохнуть через нос 3 раза.)

Ребята, а названия лекарственных растений вы знаете ?

Я буду бросать мяч. Тот, кому я бросила - называет лекарственное растение . (Подорожник, пастушья сумка, зверобой.)

Ещё в поле растут сорняки . Они наносят большой вред сельскому хозяйству. Сорняки ухудшают рост и развитие культурных растений . Сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них.

(Воспитатель показывает картинки) .

Это – амброзия. (осот, сурепка)

Играем в игру «Назови, одним словом» . Я буду говорить слова, а вы скажите, как можно это назвать одним словом.

Амброзия, осот, сурепка – сорняки.

Подорожник. Пастушья сумка, зверобой – лекарственные растения .

Ромашка, незабудка, василёк – лекарственные растения .

Кукуруза, рожь, горох, свекла – сельскохозяйственные культуры.

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать - не захотел. (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел . (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться.)

О чём мы говорили сегодня на занятии?

О поле .

Какой первый звук в слове поле ?

Звук (п) .

Названия, каких растений , растущих в поле , начинаются на звук (п) . (Подорожник, пшеница, подсолнечник.)

Послушайте, я прочитаю вам скороговорку :

«Поле-то не полото ,

Поле- то не полито

Просит полюшко попить

Нужно полюшко полить».

Какие звуки в скороговорке чаще всего встречаются?

(п) и (л) .

Послушайте ещё одну скороговорку :

«В поле полет Фрося просо , сорняки выносит Фрося» .

Какие звуки мы слышим чаще других?

Звуки (п) и (р) .

Составьте маленький рассказ о поле . О чём оно просит?

Кто хочет рассказать?

А кто хочет рассказать о Фросе и сорняках?

Ребята, я приготовила для вас цветы. Сейчас, пожалуйста, выберите себе красные маки те дети, которые хорошо работали на занятии. Ромашки выберите те, у кого что-то не получилось. И синие, если вы считаете,что совсем не справились.

Публикации по теме:

Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Деревья и кустарники». Раиса Антонова Конспект НОД для подготовительной группы на тему.

Конспект итогового занятия по речевому развитию в группе раннего возраста с 2 до 3 лет «Лапушка» на тему: «Колобок». Воспитатель: Селезнева.

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Комнатные растения» в средне – старшей группе Задачи:.

Тема: «Насекомые». Цель: развитие речи детей, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Коррекционно – образовательные: учить детей читать.

Цель: создать условия для развития представлений о домашних животных и их детенышей. Программное содержание: 1. Углубить знание детей о.

Loading...Loading...