Что означает просфора. Что такое просфора? Как и для чего её готовят

Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

Просфора

Во лжице, с которой причащают, содержится кроме Крови Христовой под видом вина под видом маленькой частицы просфоры Тело Христово. Их легко можно глотнуть одним разом.

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.

Перед употреблением трапезы сотвори молитву:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода

во оставление грехов моих,

в просвещение ума моего,

в укрепление душевных и телесных сил моих,

во здравие души и тела моего,

в покорение страстей и немощей моих

по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь».

Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора – хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

Служебная просфора

Для совершения проскомидии (подготовительной части Литургии) необходимо 5, так называемых служебных просфор (в русской традиции). 4 из них имеют печать с изображением креста, 1 – с изображением инициалов Божией Матери.

Из первой крестчатой просфоры вырезается Агнец, который во время анафоры прелагается в Тело Христово.

Из второй (Богородичной) – частица в честь Божией Матери, которая полагается справа от Агнца.

Из третьей – 9 частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, мученников, святителей, и т.д.

Из четвертой – частица за Патриарха, епископов и заканчивая всеми православными христианами; вторая о богохранимой стране нашей.

Из пятой – за усопших. Если посмотреть сверху на дискос, на котором лежат Агнец и все частицы, то мы с вами увидим Церковь. Господь, Пресвятая Богородица, все святые, мы с вами и усопшие.

В это время и происходит поминовение живых и усопших из «заздравной» и «заупокойной» просфор. Поэтому и не совершается евхаристическое поминовение некрещенных, самоубийц и прочих отступников.

Священник, вынимая частицу за человека и полагая ее на дискос, этим свидетельствует о том, что человек принадлежит Церкви. А если человек не член Церкви, то священник себя и Бога обманывает, если будет полагать частицу, вынутую за выше названных людей.

А молиться за некрещенных и самоубийц не только можно, но и нужно!

Антидор

В конце литургии молящимся раздается антидор – маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов «анти» – вместо и «ди орон» – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие.

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Антидор подается в руки верующих, которые складывают ладони крестообразно, правую на левую, и, получив антидор, целуют руку подавшего его священника (не диакона).

Антидор вкушают в храме натощак. Антидор – это «вместопричастие», если переводить дословно. У него именно та функция, которая есть – святыня, вкушаемая теми, кто не причащался в этот день. Непричащающиеся могут съесть антидор с теплотой, при этом они должны соблюсти евхаристический пост.

Теплота

Теплота (запивка) – теплая вода с вином, или разведенным вареньем, или подслащенная (в некоторых случаях – просто остывший кипяток), которую причастники вкушают с ломтиком просфоры или антидора сразу после причащения, чтобы остающиеся во рту частицы Святых Даров не были извергнуты в случае нечаянного кашля, плюновения и т.п., и чтобы кто-либо не оставил Святые Дары во рту с неблагонамеренной целью.

Не всегда в храм можно дойти, а только доехать на авто. Что покажет алкотестер при встрече с ГАИ? В этом случае можно попросить работников храма дать возможность запить Причастие святой водой.

Артос

Артоз (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе – просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, – как знамение победы Христовой над смертью.

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Вряд ли найдётся сегодня человек, которому не знакомы такие слова: "хлеб наш насущный". Но к сожалению, далеко не все знают, что они из молитвы «Отче наш», которая подчёркивает особое почтительное отношение к хлебу, предстающему здесь не в качестве тривиального продукта питания, а как символ, означающий все необходимое для поддержания души и тела человека. Одним из таких его воплощений является просвирка церковная.

История возникновения

Просвирка церковная или, как её ещё называют — просфора, представляет собой небольшой круглый хлебец, который используется в церковных таинствах и при поминании в Проскомидии. Его название переводится как "приношение". В первые столетия христианства хлеб и все необходимое для совершения богослужения верующие приносили с собой. Служитель, принимающий все это, включал их имена в особый список, который оглашался после молитв при освящении даров.

Часть приношений, а именно хлеб и вино, использовалось для Причастия, остальное вкушалось братией на вечере или раздавалось верующим. В некотором роде эта традиция сохранилась до наших дней. После богослужения на выходе из храма служители раздают частички просфоры прихожанам.

Позднее слово «просфора» стало применяться только в качестве названия хлеба, который употребляется для совершения литургии. Его стали выпекать специально для этой цели.

Символичность просфоры

Она представляет собой хлеб, который силой Бога меняет свою сущность или, как говорят христиане - пресуществляется в Тело Христово. Происходит это во время совершения в тот момент, когда священник вынутые на проскомидии частички погружает в Чашу, в которой Тело и Кровь Христова, произнося при этом особую молитву.

Круглая форма просфоры не является случайной, она делается такой, выступая символическим выражением вечности Христовой. В дополнение есть и другие, схожие толкования. Многие полагают, что это знак вечной жизни как отдельного человека, так и всего человечества во Христе.

Просвирка церковная состоит из двух частей: верхней и нижней. Это также имеет свой смысл. Собранные вместе две части символизируют особую природу человека, которая предстаёт в единстве двух основ: Божественной и человеческой.

Верхняя часть являет собой духовное начало человека. Его плотское, земное состояние символизирует нижняя, которую имеет просвирка церковная.

Фото позволяет разглядеть на верхней её части печать, состоящую из креста и надписи. Последняя в переводе с греческого знаменует победу Иисуса Христа.

Рецепт просвирок церковных

Для приготовления просфоры берут лучшую пшеничную муку 1,2 кг. Для замешивания теста одну ее треть следует высыпать в глубокую посудину и добавить святой воды. Размешав немного, тесто обдают кипятком. Делают это для крепости и сладости просфоры.

Чуть позже в остывшую смесь добавляют немного соли, разведённой святой водой, и 25 грамм дрожжей. Все это перемешивается и выдерживается около получаса. В поднявшееся тесто высыпают оставшиеся две трети муки и хорошенько вымешивают. Затем снова оставляют на полчаса, давая возможность подойти.

Готовое поднявшееся тесто раскатывают, старательно натирая мукой. При помощи формочки делают кружочки: верхние части поменьше, нижние — побольше. После этого, подготовленные части накрывают влажной тканью, на которую кладут сухую, и так оставляют на полчаса.

Далее на верхнюю часть ставится печать, ее соединяют с нижней, смачивая соприкасающиеся поверхности тёплой водой. Сформированную просфору прокалывают иглой в нескольких местах, ставят на противень, затем в духовку, где выпекают 15-20 минут.

Готовые просвирки выкладывают на стол и укутывают, покрывая сначала сухой, затем влажной и снова сухой тканью, и дают им часок отдохнуть. Затем укладывают в специальные корзины.

В самом рецепте тоже заложен особый смысл. Мука и вода символизируют плоть человеческую, а дрожжи и святая вода - его душу. Все это неразрывно связано, и в то же время каждая составляющая имеет своё значение. Святая вода - Божья благодать, дарованная человеку. Дрожжи являют собой символ Духа Святого, который своей животворящей силой даёт жизнь.

Как и когда можно употреблять просфору

Всякий, кто посещает церковь, знает, когда едят просвирки церковные. Происходит это после первой Литургии, если в этот день верующий причащается, то немного раньше - после Евхаристии. Вкушают этот священный хлебушек с особым чувством - смиренно и благоговейно. Делать это следует до приёма пищи.

Всякому верующему полезно начинать свой день с пития святой воды и вкушения просфоры. Для этого необходимо расстелить чистую скатерть или салфетку. На ней приготовить освящённую Богом трапезу, состоящую из просфоры и святой воды. Перед тем как употребить их, непременно нужно сотворить молитву, которая произносится специально для этого случая. Просвирка церковная вкушается над тарелкой или листом бумаги. Делается это для того, чтобы её крошки не упали на пол и не были попраны.

Словом «просфора» (в переводе с греческого «приносимое») в древности назывались приношения преимущественно из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм на Литургию. Часть этих приношений предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другую часть вкушали на братской трапезе.

Что такое просфора и что она символизирует?

Просфора в нынешней Церкви – это употребляемый при богослужении небольшой круглый хлебец. Он приготавливается только из квасного пшеничного теста. Просфора двухсоставная (имеет верхнюю и нижнюю части) – в напоминание о единстве двух природ Господа Иисуса Христа: божественной и человеческой.

Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами «IC.XC.NIKA», означающими «Иисус Христос Победитель». Бывают просфоры с изображением Божией Матери и святых угодников Божиих. Освященная в алтаре просфора, из которой вынута частичка, является святыней.

Частицы из просфор вынимаются священником во время проскомидии (подготовительной части Литургии) и в это время читаются записки о здравии и упокоении, которые поданы в свечной ящик на проскомидию. После прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает частицу из просфоры, говоря: «Помяни, Господи о здравии и спасении рабов твоих…» (и произносятся имена из записок о здравии); затем – «Помяни и упокой Господи души усопших раб Твоих…» (и произносятся имена из записок о упокоении).

По завершении Божественной литургии и Причащении мирян, священник влагает в потир частицы, вынутые в поминание живых и усопших со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

Это делается для того, чтобы живые и усопшие, за чьи имена вынимались частицы из просфор по запискам, омывшись Пречистой Кровью Сына Божия, получили оставление грехов и жизнь вечную.

Как обращаться с просфорой?

Просфора это освященный церковный хлеб, относится к нему нужно с благоговением как к святыне. Хорошо разделить просфору на части, просушить и хранить в специальном мешочке из ткани, в святом углу рядом с иконами. Просфору принято вкушать натощак после утреннего молитвенного правила, прочитав молитву «На употребление просфоры и святой воды», не допуская, чтобы крошки падали на пол.

Бумагу, в которую была завернута просфора, сжигают, так как на ней могут остаться крошки. Если в результате небрежного хранения освященный хлеб испортился, то его необходимо сжечь, а в будущем позаботиться о более тщательном хранении святыне.

Нельзя давать просфору животным.

Какая может быть польза от принятия просфоры и святой воды?

В молитве на принятие просфоры и святой воды содержаться такие слова: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». Если человек с верой и благоговением употребляет просфору и святую воду, то получает просимое в этой молитве.

В чудодейственности святой воды убеждает не только Церковное Предание, но и личный опыт верующих. Нисходящая на воду по молитвам священника Божия благодать дарует ей силу исцелять болезни, угашать страсти и ослаблять возникающие греховные влечения, освобождать от всякого зла, очищать от скверны.

Можно ли давать просфору некрещеным?

Давать просфору некрещеным не имеет особого смысла. Некрещеный человек, как правило, или не имеет веры, или сомневается и потому, не имеет правильного отношения к святыне, поэтому и употребление ее, скорее всего не принесет ему духовной пользы. Из Евангелия известно, что Господь не совершал чудес там, где люди не имели веру (Мф. 13:58).

Можно ли на кладбище есть просфору?

Просфоры не едят «за мертвых» или «за живых». Эта святыня служит к освящению лишь тех, кто ее вкушает. Просфору есть на кладбище не надо, а надо вкушать ее дома, предварительно прочитав молитву «На употребление просфоры и святой воды», которая есть в православных молитвословах.

Можно ли на могиле покрошить просфору?

Так как просфора – это святыня, то крошить ее на могиле не нужно. Усопшие не нуждаются в телесной пище, они нуждаются только в молитвах о них.

Что такое антидор? Когда и кому его можно принимать?

Антидор (в переводе с греческого «вместо дара») – это отсекаемые части главной просфоры, которые не употребляются для Таинства Евхаристии. Он преподается вместо Святых Даров для благословения и освящения души и тела, кто присутствовал на Литургии, но не причащался.

Антидор – святыня, ставшая ею через молитву священника и воспоминание крестных страданий Спасителя. Поэтому установлено употреблять антидор натощак со вниманием и осторожностью, чтобы не просыпать крошки на пол. Вкушать этот освященный хлеб лучше всего в храме, но можно брать и домой. Не полагается давать антидор некрещеным людям.

Что за хлеб раздают на всенощном бдении?

Это тоже освященный хлеб. В древние времена, когда всенощная продолжалась всю ночь, для подкрепления сил христиане вкушали хлеб и вино. Хотя продолжительность служб сейчас сократилась, этот обычай сохранился. Освященный на всенощном бдении хлеб можно есть сразу же после получения в храме, не натощак.

Что такое артос? Когда его раздают?

Артос (в переводе с греческого «квасной хлеб») – это особая просфора, освящаемая в Пасхальную ночь. Призывая на артос Божие благословение, в особой молитве священник просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь, подать всем вкушающим его здравие.

Во всю Светлую седмицу артос пребывает на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В субботу на Светлой седмице его с особой молитвой раздробляют и раздают верующим. Артос является символом Воскресшего Христа и напоминает о Его пребывании на земле.

Частицы артосы хранятся верующими в святом углу и употребляются натощак с благоговением, молитвой и со словами «Христос воскресе!».

Что такое «святая вода»?

Это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие благодатные свойства после совершения особого молебна, именуемого водосвятным.

Что делать, если святая вода испортилась?

Испорченную святую воду выливают в ручей или реку – туда, где есть течение, в так называемую живую, проточную воду.

Что будет, если в обычную воду добавить крещенскую?

Крещенская вода освятит обычную воду, и вся она станет освященной.

Когда освящают и дают рождественскую воду?

Специального чина освящения воды на Рождество Христово не существует.

Можно ли из оставшейся святой воды сварить суп?

Святую воду можно добавлять в пищу для ее освящения, ею можно окропить продукты.

Что такое агиасма?

Агиасма (в переводе с греческого «святыня») – так называют воду, освященную по особому великому чину в праздник Крещения Господня или в Крещенский сочельник.

Как употреблять крещенскую воду?

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят. Святая вода имеет свойство не портиться долгие годы.

Из благоговения к святыне обычно употребляют крещенскую воду натощак. Однако при недугах пить ее можно в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище. Можно окроплять святой водой некрещеных и животных.

Можно ли святую воду малого освящения пить в течение дня или это разрешается только натощак?

Воду малого освящения можно пить в течение дня, предварительно помолившись и с благоговением.

Чем отличается богоявленская вода от крещенской?

Ничем не отличается. И 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же Великим чином. Это водоосвящение называется Великим по сравнению с другим, меньшим, совершаемым 1/14 августа в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и в другие дни, по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордан. Крещение и Богоявление – это два названия одного праздника. Мнение, будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, - крещенская, является ошибочным.

Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит напоминанием того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных, а потом оно и совершается в храмах, где и крестились оглашенные.

После Литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание Крещения Господня, поэтому бывает торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам.

Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Издревле также называется этот праздник днем просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» (Мф. 4:16).

Зачем Церковь освящает воду и хлеб?

Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимых человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водой стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия – низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, бытовых предметов. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

Что такое «чин о Панагии», как он совершается?

Словом Панагия (в переводе с греческого «Пресвятая») называют Божию Матерь. В этом чине оно применяется к Богородичной просфоре, которая символизирует Царицу Небесную. Сосуд, в который помещается эта просфора, называется панагиаром.

Этот чин совершается в монастырях. После Литургии братия попарно выходит из храма на трапезу, неся впереди богослужебную просфору в честь Божией Матери. Шествие это сопровождается колокольным звоном и пением 144-го псалма.

В трапезной просфора ставится в центре стола. По окончании трапезы Панагия возносится перед иконами с прославлением Святой Троицы и молитвой к Пресвятой Богородице. Затем все вкушают частицы просфоры. Смысл чина состоит в том, чтобы представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресвятой Богородицы. На такое объявление чина указывает и предание о возникновении его.

По древнему преданию, апостолы, после сошествия на них Святого Духа, собираясь на общую трапезу, оставляли за столом незанятое место для Иисуса Христа, полагая там хлеб. По окончании трапезы и после благодарственной молитвы они этот кусок хлеба поднимали со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Велико имя Святой Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам».

На третий день после погребения Божией Матери апостолы также сидели вместе за трапезой. Во время возношения хлеба в память Христа, произнеся слова: «Велико имя…», они увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, окруженную Ангелами. Она обещала быть с ними всегда. Обрадованные ученики Христовы от неожиданности воскликнули вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам» - «Пресвятая Богородице, помогай нам». Отправившись после этого ко гробу Богоматери и открывши его, апостолы не нашли там пречистого тела Ее и уверились, что Она вознесена на небо к Своему Божественному Сыну.

Среди традиционно признанных приемов лечения в особом почете и повсеместно употребление больным святой воды.

Методы снятия порчи Святая вода

Вода, преимущественно крещенская (иногда спасская), а также вода, освященная во время молебствий о ниспослании дождя, пользуется особенной верой в ее целительные свойства. Запастись крещенской водой считает долгом каждый верующий сельский житель, она хранится весь год и, по распространенному поверью, не портится. Применяется она снаружи и внутрь при любых заболеваниях, но чаще - при невралгии и глазных болезнях. При укусе змеи святой водой смачивают и размывают укушенное место, но для этого надо, чтобы вода была настояна на почках вербы, которая была в церкви во время вербной заутрени (Рязанская обл.).

Крещенской же святой водой растирают гематому, образовавшуюся после ушибов, читая при этом Воскресную молитву (Новгородская обл.).

Алкоголь. Откажитесь вежливо. Иногда правильно найденные слова творят чудеса, и вам не придется вдаваться в долгие объяснения.

Откажитесь и приведите убедительную причину. «Нет, спасибо. Я сегодня не пью.» «Нет спасибо. Я бросил пить.» «Нет, спасибо. Я сегодня за рулем.» «Нет, спасибо. Я обещал отвезти друзей домой.» «Нет, спасибо. Я принимаю лекарства, которые несовместимы с алкоголем.» «Нет, спасибо. Я сейчас не хочу.» «Нет, спасибо. У меня завтра с утра совещание.» «Нет, спасибо. Я еще от вчерашнего не отошел.» Если они настаивают, оставайтесь непреклонным: «Спасибо за предложение, но я действительно не хочу.» «Спасибо, но нет. Может быть, в другой раз.» «Спасибо, не сейчас. Давай немного попозже,» и таким образом вы не отказываетесь пить совсем, но откладываете на более позднее время (или насовсем).

Притворитесь, что пьете. Если вы отказываетесь пить алкоголь, возьмите себе вместо спиртного какой-нибудь безалкогольный напиток: сок, тоник.

Святая водаВсю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода (по-гречески «агиасма» - «святыня»).

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

По верованию Церкви, агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Что такое Святая вода? Существует ли молитва на принятие просфоры и Святой воды? Почему Церковь молится о водных источниках? Об этом Вы узнаете в статье!

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Об использовании святой воды

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода.
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека.

Для лучшего усваивания воды мы должны соблюдать следующие правила:

Пить следует постепенно и понемногу, небольшими глотками и с перерывами. Такое употребление воды поможет правильно работать не только почкам, но и всему организму. До завтрака необходимо выпивать до 2 стаканов воды, что поможет наполнению клеток системы пищеварения нужной влагой и лучшему усвоению утреннего приема пищи. По поводу температуры утреннего напитка существует 2 противоположных мнения – вода должна быть теплая (и даже горячая) или холодная. При этом результаты могут быть совершенно разным, об этом стоит поговорить подробнее в дальнейшем. Не следует пить переохлажденную воду, что может привести к появлению спазма голосовых связок и временному исчезновению голоса. Кроме того очень холодная вода может стать причиной простуды. Ученые доказали, что употребление ледяной воды отрицательно влияет на обмен веществ и в дальнейшем приведет к ожирению.

Что делать со святой водой?
Если вы набрали слишком много святой воды, или вам принесли из церкви святую воду родственники, и вы не знаете, как ее использовать и что делать со святой водой, то для вас на этот вопрос отвечает священник Никадим.

ЧТО ДЕЛАТЬ И КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВЯТУЮ ВОДУ

Естественно святая вода служит для освещения и изгнания нечистой силы поэтому святую воду можно использовать в качестве воды для освящения своего жилища, квартиры или дома. Как это делается,

Также святую воду можно использовать для питья, дабы освятить свой организм, как правило, пьют святую воду натощак перед едой. Естественно не стоит ее пить литрами, для этого достаточной несколько глотков, ведь как сказано в святом писании капля освещает море.

Если у вас святой воды слишком много, ее можно использовать в благодатных целях.

Просвирка. Что с ней делать?

Зачем нужны просвирки?

«Помню, моей больной бабушке, которая не выходила из дома, соседка приносила из церкви просвирки. Зачем? Что они символизируют? В каких случаях раздают просвирки и что нужно делать, когда их дают? Как правильно вкушать и нужно ли при этом молиться?»

Аркадий АХОВ, г. Керчь

Просвирки (правильное их название - просфоры) приносили вашей бабушке потому, что она была лишена возможности прийти в храм, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн и получить просфору, которая и символизирует причащение.

Конечно, вкушение просфоры со святою водой не может в полной мере заменить причащение, но приобщает вкушающего, хотя и в малой мере, к благодати. Поэтому вашей бабушке надо приглашать священника для причащения. А те, кто могут сами приходить в храм и причащаться, также могут получить просфору и святую воду, чтобы ежедневно после утренних молитв перед завтраком скушать просфору.

Принимать святую воду следует крещеным людям натощак, утром либо вечером — перед самым сном. Если недуг сильно скрутил больного, не запрещается принимать святую воду в неограниченном количестве, не обращая внимания на прием пищи, а также окроплять ей все тело или больное место. Следует знать, что даже в том случае, когда больному предписаны медицинские препараты натощак, их следует принимать только после питья святой воды.

После испития святой воды необходимо обязательно помолиться об исцелении (читать данную молитву следует только больным). Здоровым людям после этого следует читать молитву на принятие просфоры и святой воды.

Принимать святую воду следует небольшими глотками в один прием. При этом следует знать, что она должна быть испита в три глотка.

Обычным верующим необходимо принимать святую воду ежедневно утром с употреблением кусочка просфоры и, как уже указывалось выше, чтением молитвы на принятие просфоры и святой воды.

Вода является неотъемлемой составляющей всех тканей и органов человека, а также участвует во многих жизненно важных процессах, без которых полноценное функционирование организма было бы невозможно. Важно знать, как правильно пить воду в течение дня, чтобы польза от нее была максимальной. Обычно за день мы теряем около 2 литров влаги, которую необходимо регулярно восполнять, иначе последствия могут быть крайне неприятны, а то и необратимы. Снижение уровня воды в организме на 1% вызывает ощущение жажды, 5% - повышенную утомляемость и слабость, 10% - «сбой» в сознании и потерю зрения, 20% - смерть. Страшно?

Зачем нужно пить воду?

Часто мы не прислушиваемся к своему телу или неправильно воспринимаем посылаемые им сигналы. Мы заглушаем их лекарствами, не понимая, почему не наступает улучшение. А ведь многие неприятные явления могут быть симптомами банального обезвоживания, при котором лучшая таблетка – это стакан воды. Не чая, не сока, а именно чистой воды.

Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской. Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений. Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер.

Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святого Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя», святой водой. Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана – и святая вода нам не помогает!

Просфора, Антидор и Артос — как правильно употреблять ? Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности. И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл.9)

Просфора своим происхождениемуходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей - все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи - животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.

Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.

Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».

В конце литургии молящимся раздается антидор - маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти - вместо и ди орон - дар, то есть точный перевод этого слова - вместодарие.

«Антидор, - говорит святой Симеон Солунский, - есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе - они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, - как знамение победы Христовой над смертью.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует отнести в церковь.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Loading...Loading...