Что относится к неформальным санкциям. Формальная и неформальная позитивная санкция

Агенты и институты социализации выполняют не одну, а две функции:

- обучают ребенка культурным нормам;

- контролируют , насколько прочно, глубоко и правильно усвоены социальные нормы и роли.

Социальный контроль - это механизм поддержания социального порядка, основанная на системе предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий
индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента - нормы и санкции.

Нормы - предписания по поводу того, как надо правильно вести себя в обществе.

Санкции - средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Даже простейшие нормы олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Различие между нормами и ценностями выражается так: нормы - это правила поведения, а ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное.

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказание
за отклонение от них, т. е. за девиантность.

Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятым, при том, что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие, но никому не говорить об этом.

Конформизм - цель социального контроля. Однако целью социализации он быть не может, ибо она должна завершиться внутренним согласием с общепринятым.

Существует четыре вида санкций: позитивные и негативные , формальные и неформальные .

Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны правительственных организаций (правительства, учреждений, творческого союза): правительственные награды, государственные премии
и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, сооружение памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям
и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных
качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.



Неформальные негативные санкции - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слухов, клевета, недоброжелательный отзыв, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Усвоение социальных норм - основа социализации. Социальное
поведение, не соответствующее норме, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное или недопустимое, называется девиантным (отклоняющимся)поведением,а серьезное нарушение закона, ведущее за собой уголовное наказание называется делинквентным (асоциальным) поведением.

Известный социальный антрополог Р. Линтон, который много работал в микросоциологии и является одним из основателей теорий ролей, ввел понятие модальной и нормативной личности.

Нормативная личность - это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность - более распространенный вид отклоняющихся от идеала вариантов личности. Чем не стабильнее общество, тем больше людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах на поведение все меньше и меньше отрывается от «идеального» стереотипа.

Характерная черта девиантного поведения - культурный релятивизм (относительность ). В первобытный период, а у некоторых примитивных племен еще и сегодня, каннибализм, геронтоцид (убийство стариков), кровосмешение и инфантицид (убийство детей) считались нормальными явлениями, вызванными экономическими причинами (дефицит продуктов питания) либо социальным устройством (разрешение брака между родственниками). Культурный релятивизм может быть сравнительной характеристикой не только двух разных обществ и эпох, но и также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. В таком случае надо говорить не о культуре, а о субкультуре . Пример таких групп - политические партии, правительство, социальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы - девиация с позиции верующего человека, но норма с позиции неверующего. Этикет дворянского сословия требовал обращения по имени-отчеству, а уменьшительное имя (Колька или Никитка) - норма общения в низших слоях - считалась у дворян девиацией.

Таким образом, можно сделать вывод: девиация относительна: а) исторической эпохе; б) культуре общества.

Социологи установили тенденцию: человек тем больше усваивает образцы девиантного поведения, чем чаще с ними сталкивается и чем моложе его возраст. Нарушения социальных норм молодежью могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и несознательными. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, попадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению .

Алкоголизм - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик - не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально
выполнять социальные роли.

Наркоман - преступник, так как употребление наркотиков квалифицируется законом как преступное деяние.

Самоубийство , т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни - девиация. Но убийство другого человека - преступление. Вывод: девиантность и делинквентность - две формы отклонения от нормального поведения. Первая форма - относительна и малозначительна, вторая - абсолютная и значительная.

Социальные следствия девиантного поведения на первый взгляд должны казаться абсолютно негативными. И действительно, хотя общество способно ассимилировать немалое число отклонений от нормы без серьезных последствий для функционирования своего социального организма, все же постоянные и широко распространенные девиации могут нарушать или даже подорвать организованную социальную жизнь. Если значительное число индивидов одновременно не смогут соответствовать социальным ожиданиям, пострадать может вся система общества, все его институты. К примеру, в современном российском обществе все больше родителей, отказывающихся от воспитания своих детей, и, соответственно, все больше детей остаются без родительской опеки. Прямая связь этого явления с социальной дестабилизацией и ростом преступности очевидна. Девиантное поведение масс военнослужащих в воинских частях проявляется в дедовщине и дезертирстве, и это означает серьезную угрозу стабильности в армии. Наконец, девиантное поведение какой-то части членов общества деморализует остальных и дискредитирует в их глазах существующую систему ценностей. Так, ненаказуемая в массовых масштабах коррупция чиновников, милицейский произвол и другие негативные явления жизни общества лишают людей надежды на то, что честный труд и «игра по правилам» будут социально вознаграждены, и подталкивают их тоже к девиациям.

Таким образом, девиации заразительны. И общество, относясь к ним внимательно, имеет возможность извлечь из существования девиаций какой-то позитивный опыт.

Во-первых, выявление девиаций и публичное объявление их таковыми способствует укреплению социальной конформности - готовности подчиняться нормам - большинства остального населения. Социолог Э. Сагарин отмечает: «Один из наиболее эффективных методов, обеспечивающий следование большинства людей нормам, состоит в том, чтобы объявить некоторых нарушителями нормы. Это позволяет держать остальных в подчинении и одновременно в страхе оказаться на месте нарушителей… Высказывая враждебное отношение к недостаточно хорошим и правильным людям, большинство или господствующая группа может укрепить представления о том, что хорошо и правильно, и тем самым создать общество индивидов, более лояльное по отношению к принятой идеологии и нормам поведения».

Во-вторых, осуждение девиации позволяет обществу контрастнее увидеть, что оно принимает в качестве нормы. Кроме того, согласно
К. Эриксону, санкции, подавляющие девиантное поведение, показывают людям, что оно и впредь будет наказуемо. Когда-то виновных в преступлениях подвергали публичному наказанию. В наши дни тот же результат достигается с помощью средств массовой информации, широко освещающих судебные процессы и приговоры.

В-третьих, подвергая коллективному осуждению нарушителей норм, группа укрепляет собственную сплоченность и единство. Облегчается групповая идентификация. Так, поиски «врага народа» служили хорошим средством сплотить общество вокруг правящей группировки, которая якобы «может всех защитить».

В четвертых, возникновение и тем более широкое распространение
в обществе девиаций свидетельствует о том, что социальная система функционирует неправильно. Рост преступности свидетельствует о том, что в обществе много неудовлетворенных людей, низкий уровень жизни большинства населения, слишком неравномерно происходит распространение материальных благ. Наличие большого числа девиаций говорит о назревшей необходимости социальных изменений.


Социология / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Н. Г. Нечипуренко [и др.]. М., 2000. С. 169.

Все процедуры, при помощи которых поведение инди­вида приводится к норме социальной группы, называются санкция­ми .

Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

Выделяют следующие виды санкций :

- негативные и позитивные ,

- формальные и неформальные .

Негативные санкции на­правлены против человека, отступившего от социальных норм.

По­зитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.

Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.

Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д.

Таким образом, можно выделить четыре типа санкций :

1. фор­мальные негативные,

2. формальные позитивные,

3. неформальные не­гативные,

4. неформальные позитивные.

Например , пятерка за ответ студента на занятии - формальная позитивная санкция. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осу­ждение человека на уровне общественного мнения.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций .

Например , Для студента подкрепление учебных успехов положительными оценками является более стимулирующим, чем негативная оценка за плохо выполненное задание.

Санкции эффективны только тогда, когда су­ществует согласие относительно правильности их применения и авторитета тех, кто их применяет.

Например , взыскание медсестра может воспринять как должное, если считает его справедливым, и при взыскании, не соответствующем проступку, медсестра будет считать, что с неё поступили несправедливо, и не только не исправит по­ведения, но, напротив, может проявить реакцию негативизма.

Основные формы соци­ального контроля

Формы социального контроля - это способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами и связаны с психологическими харак­теристиками больших и малых социальных групп.

Формы социаль­ного контроля предопределяют переход внешней социальной регу­ляции во внутриличностную.

Наи­более распространенными формами социального контроля являются :

Тра­диции,

Мораль и нравы,

Этикет, манеры, привычки.

Ø Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юри­дической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства .

Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жиз­ни. Многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредст­венно связаны с законами. Пренебрежение правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям.



Напри­мер , люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с не­гативными санкциями неформального характера.

Закон выступает как активная и действенная форма социального контро­ля.

Ø Табу система запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека.

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. В первобытном обществе табу регулирова­ли важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запре­тов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями - такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъес­тественных сил или предзнаменованием.

Например , студент, отправ­ляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу пе­ребегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, и т.д. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу - это (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты.

Ø Обычаи – повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе .

Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая - распространенность. Обычай опреде­ляется условиями общества в данный момент времени и тем отли­чается от традиции.



Ø Традиции – носят вневременной характер и су­ществует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколе­ние.

Под традициями понимают такие обычаи, которые:

Во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса;

Во-вторых, передаются из поколения в поколение;

В-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа.

Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Но и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изме­нениями, влияющими на социальные шаблоны поведения.

Например , традиция существования патриархальной семьи постепенно меня­ется во многих странах мира. Состав современной семьи, прожи­вающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети.

Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в общества. Психологический смысл обычая или традиции солидарность людей . Солидарность объединяет людей одного общества, де­лает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Нака­зание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе.

Ø Мораль – особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе .

Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются.

Ø Совесть особое, уни­кальное качество человека, определяющее его сущность .

По В.Далю, совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; не­вольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в раз­личной степени развития (Толковый словарь живого великорус­ского языка. - СПб., 1997. - Т. 4).

В философии и психоло­гии совесть трактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и про изводить оценку совершаемых поступков(Философский эн­циклопедический словарь. - М., 1983; Психология: Словарь. - М., 1990).

Совесть несет в себе внутренние осо­бые контролирующие функции, она является абсолютным гаран­том реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, в современной жиз­ни не всегда способствуют развитию этого уни­кального человеческого свойства.

Ø Нравы – обозначение обычаев, имеющих нравственное зна­чение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке.

В отличие от морали нравы связаны с опре­деленными социальными группами. То есть об­щепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные.

Например , нравы элиты и нравы рабочей части общества имеют существенные различия.

На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения.

Ø Манеры совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы .

Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, харак­теризующие определенный социальный тип. По манерам мы мо­жем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности.

Ø Привычка – неосознаваемое действие, которое столько раз по­вторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер .

Привычки складываются под влиянием бли­жайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Осо­бое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности , если они сформированы и закреплены .

На первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвое­ния. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится не­обходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, по­тому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и не­обходимое. Привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором.

Например , молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, согласие по поводу их проявлений.

Известная пословица гласит:

«Посеешь поступок - пожнешь привычку,

В зависимости от природы санкций, которые применяются по отношению к девианту, выделяются стили формального социального социального контроля.

1. Карающий (моралистический) стиль социального контроля .

Этот стиль имеет целью наказать девиантов, которые нарушили устои общества. Причем, предусматривается максимальное наказание. Применяется к нарушителю, совершившему преднамеренный поступок (чаще всего – преступление).

Особенность этого стиля – он ничего не компенсирует жертве девиантного поведения. Правосудие вершится на основе моральной справедливости.

Общество имеет главные доминирующие ценности, нарушение которых ведет только к карающему действию (человеческая жизнь, собственность и т.д.). Но, в тех обществах, где нет четко зафиксированных основных ценностей, девиантные поступки не влекут карательных санкций. К примеру, в архаичных обществах центральные ценности – религиозные. Жесткие карательные санкции следуют за нарушения табу, семейных традиций. В то время, как за убийство за покушение на собственность карательных санкций не последует.

В высоко развитых обществах очень большая концентрация ценностей – их много.

Такой социальный институт, как государство, тяготеет к карающему стилю социального контроля. Самым страшным поступком в государстве считается предательство или государственная измена и влечет за собой смертную казнь или пожизненное заключение.

Интенсивность применения карающего стиля социального контроля противоположна социальной дистанции .

Социальная дистанция – степень близости между людьми. Главными характеристиками социальной дистанции являются: частота взаимоотношений, их тип (формальный или неформальный), интенсивность взаимоотношений (степень эмоционального включения) и их продолжительность, а также природа связи между людьми (отношения предписанные или непредписанные).

Чем больше социальная дистанция между девиантом и агентом социального контроля, тем большую роль играют моральные правила . Например, родственники убийцы склонны простить его поступок, при условии, что в будущем этого не повторится.

Карающий стиль социального контроля обратно пропорционален отношениям между жертвой преступления и агентом социального контроля . Если жертва близка по социальной дистанции агенту социального контроля, то ответ на преступление будет жесткий (например, в США, за убийство полицейского преступник, чаще всего, будет убит полицией при задержании).

Социальный контроль бывает обычно двух видов – нисходящий и восходящий.

Нисходящий социальный контроль сверху вниз, когда группа, занимающая более высокое социальное положение, контролирует группу, занимающую положение более низкое .

Восходящий социальный контроль снизу вверх – нижестоящие контролируют вышестоящих (система общественного мнения на Запа де).

Карающий стиль социального контроля всегда нисходящий . Проступки против вышестоящих на социальной лестнице наказываются жестче.

Карающий стиль социального контроли прямо пропорционален социальному неравенству. Чем беднее человек, тем жестче наказание.

Карающий стиль социального контроля подразделяется в свою очередь на несколько видов:

1) Открытое наказание – ответ уполномоченных органов на поступок девианта в соответствии с нормами права.

2) Скрытое наказание (неформальный контроль) – группа может сама наказать своего члена за какой-либо проступок (особенно распространено в криминальных культурах).

3) Непрямой ответ – психическое заболевание может быть ответом на нанесенную обиду.

4) Самоубийство – самонаказание (самоконтроль).

2. Компенсирующий стиль социального контроля.

Компенсирующий стиль – принудительный стиль социального контроля: нарушитель компенсирует ущерб, нанесенный жертве . Чаще всего – это материальная компенсация. После принесения компенсации за материальный ущерб ситуация считается урегулированной и девиант наказанным .

В этом стиле главное внимание уделяется результату проступка, и не имеет значение был умысел при совершении проступка или нет. В центре внимания этого стиля всегда стоит жертва и именно ей уделяется большее внимание .

В компенсирующем стиле обычно присутствует третья сторона , которая принуждает к компенсации (арбитр, адвокат, суд и т.д.).

Компенсирующий стиль не применяется при убийстве, государственной измене, терроризме – здесь всегда применяется карающий стиль. Иногда карающий стиль может сочетаться с компенсирующим (например, тюремный срок за совершенное преступление с дополнительной мерой наказания – с конфискацией имущества).

Компенсирующий стиль применяется при средней и дальней социальной дистанции . Всякие близкие отношения препятствуют компенсирующему стилю. Например, редко выплачивают компенсацию за нанесенный ущерб соседи, поскольку здесь могут разорваться близкие связи, существующие между людьми, а если близкие связи рвутся, то они уже никогда не возобновляются, особенно, если участвует третья сторона – суд. Между друзьями редко выплачивается компенсация.

При нисходящем контроле компенсирующий стиль очень редок, так как часто у нарушителя с более низким статусом не хватает средств на выплату компенсации, к тому же компенсация как бы уравнивает вышестоящего с нижестоящим, поэтому компенсации редки, или вообще невозможны (например, в феодальном обществе, если простолюдин убил феодала, то применялся карающий стиль, так как компенсация уравнивала феодала с простолюдином). При восходящем социальном контроле компенсация выплачивается. (Богатый и известный человек, садясь в тюрьму теряет свой социальный статус, поэтому он откупается).

Современный мир более склонен к компенсирующему стилю социального контроля, чем к карающему (адвокаты двух сторон судебного разбирательства склонны договориться до суда и ответственная сторона выплачивает ущерб жертве, если нет серьезного правонарушения, то до тюремного заключения дело редко доходит, что объясняет развитие института адвокатов на Западе).

В нашей стране этот стиль очень слабо действует ввиду правовой неграмотности граждан и высокой платы за адвокатские услуги.

3. Терапевтический стиль социального контроля.

Этот стиль направлен не на наказание, а на изменение личности девианта и состоит из процедуры психотерапии – это как бы символическое изменение личности девианта.

Действует этот стиль только при согласии девианта к терапии (насильственная терапия – это наказывающий стиль).

Здесь имеет место попытка психотерапевта (или аналитика) разрешить внутриличностные проблемы, помочь личности исправиться, переоценить свое поведение, вернуть человека в общество и научить его жить в соответствии с нормами.

Агенты терапевтического стиля – врачи-психотерапевты, психоаналитики, религиозные деятели. Например, в религии с индивида за проступки вина снимается полностью и это помогает человеку адаптироваться к ситуации.

В рамках данного стиля большое значение имеет поведение девианта . Если поведение человека невозможно объяснить, его считают не совсем нормальным и применяют к нему терапевтический стиль социального контроля. В Уголовном кодексе существует такое понятие, как вменяемость: психически невменяемый на момент преступления человек не несет уголовной ответственности.

Терапевтический социальный контроль обратно пропорционален социальной дистанции . Если отец изобьет свою семью, подумают, что он больной. Если родители бьют детей, им советуют обратиться к психиатру, а не приглашают органы охраны правопорядка. Чем больше социальная дистанция между девиантом и жертвой, тем больше склонны считать человека преступником, а не больным.

4. Регулирующий стиль социального контроля.

Цель регулирующего стиля – урегулировать отношения между девиантом и жертвой девиантного поведения и привести их к гармонии . Применяется при нарушении отношений между двумя сторонами: между двумя индивидами, между индивидом и организацией, между организациями. Потерпевшей стороне этот стиль не дает ни моральной, ни материальной компенсации.

В наше время регулирующий стиль распространен достаточно широко. Он действует в области семейных отношений; в случаях конфликтов между студентами и преподавателями; между школьниками и учителями; между работниками на предприятии и т.д. Применяется, когда обе стороны укоренены в группе, где существуют длительные и пересекающиеся отношения; когда обе стороны принадлежат к одной родственной группе (если нет корыстных интересов); при длительном проживании группы на одном месте (русская крестьянская община).

Действие регулирующего стиля прямо пропорционально равенству сторон. Две стороны должны быть равны по социальному статусу; допускается лишь позиционное «муж–жена, дети–родители». Практически невозможно урегулировать отношения между представителями различных социальных групп.

Регулирующий стиль широко распространен среди организаций. Организации очень трудно наказывать, т.к. у них множественные пересекающиеся связи. В начале ХХ века в Европе возникают профсоюзы. С их появлением регулирующий стиль среди организаций стал доминирующим. Владельцы предприятий могут вступать с профсоюзами в связь и не чувствовать себя при этом униженными.

САНКЦИИ НЕФОРМАЛЬНЫЕ

- англ. sanctions, informal; нем. Sanc-tionen, unformale. Спонтанные, эмоционально окрашенные реакции непосредственного окружения (друзей, соседей, родственников) на поведение индивида, отклоняющееся от соц. ожиданий.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "САНКЦИИ НЕФОРМАЛЬНЫЕ" в других словарях:

    САНКЦИИ НЕФОРМАЛЬНЫЕ - англ. sanctions, informal; нем. Sanc tionen, unformale. Спонтанные, эмоционально окрашенные реакции непосредственного окружения (друзей, соседей, родственников) на поведение индивида, отклоняющееся от соц. ожиданий … Толковый словарь по социологии

    Реакции социальной группы (общества, трудового коллектива, общественной организации, дружеской компании и т. и.) на поведение индивида, отклоняющееся (как в позитивном, так и в негативном смысле) от социальных ожиданий, норм и ценностей.… … Философская энциклопедия

    И; ж. [от лат. sanctio (sanctionis) нерушимый закон, строжайшее постановление] Юрид. 1. Утверждение чего л. высшей инстанцией, разрешение. Получить санкцию на арест. Дать санкцию на выпуск номера в печать. Задержан с санкции прокурора. 2. Мера,… … Энциклопедический словарь

    - (лат. institutum установление, учреждение) социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями… … Википедия

    Совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации и т. п.), посредством которых обеспечивается следование определ. «образцам» деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых… … Философская энциклопедия

    Праймериз - (Primaries) Понятие праймериз, правила проведения праймериз Информация о понятии праймериз, проведение праймериз, итоги праймериз Содержание Пра́ймериз (первичные), предварительные выборы — тип голосования, в котором выбирается один… … Энциклопедия инвестора

    Фирма - (Firm) Определение фирмы, признаки и классификация фирм Определение фирмы, признаки и классификация фирм, концепции фирмы Содержание Содержание Фирма Юридические формы Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм… … Энциклопедия инвестора

    КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОЙ - противоречие либо между нормативными структурами соц. ролей, либо между структурными элементами соц. роли. В сложно дифференцированном об ве индивид выполняет требования не одной, а нескольких ролей, кроме того, сама конкретная роль, связанная с… … Российская социологическая энциклопедия

    Нормы групповые - [от лат. norma руководящее начало, образец] совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    опущенные - тюрем. сленг опущенный представитель самой низшей группы в неформальной иерархии заключенных, своеобразной касты неприкасаемых. У опущенного нельзя ничего взять, нельзя его касаться, сесть на его нары и т.п. У опущенных свои отдельные места в… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Для того чтобы оперативно реагировать на действия людей, выражая свое отношение к ним, общество создало систему социальных санкций.

Санкции - это реакции общества на действия индивида. Появление системы социальных санкций, как и норм, не было случайным. Если нормы создаются с целью защиты ценностей общества, то санкции призваны охранять и укреплять систему социальных норм. Если норма не подкрепляется санкцией, она перестает действовать. Тем самым три элемента - ценности, нормы и санкции - образуют единую цепь социального контроля. В этой цепи санкциям отведена роль инструмента, с помощью которого индивид сначала знакомится с нормой, а затем осознает ценности. Например, учитель хвалит ученика за хорошо выученный урок, поощряя его за добросовестное отношение к учебе. Похвала выступает стимулом к закреплению в сознании ребенка такого поведения как нормального. Со временем он осознает ценность знаний и, приобретая их, перестанет нуждаться во внешнем контроле. Из этого примера видно, как последовательная реализация всей цепочки социального контроля переводит внешний контроль в самоконтроль. Санкции бывают разных видов. Среди них можно выделить позитивные и негативные, формальные и неформальные.

Позитивные санкции - это одобрение, похвала, признание, поощрение, слава, почет, которыми окружающие награждают тех, кто действует в рамках принятых в обществе норм. Поощряются не только выдающиеся действия людей, но и добросовестное отношение к профессиональным обязанностям, многолетний безукоризненный труд и инициатива, в результате которой организация получила прибыль, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. В каждом виде деятельности существуют свои поощрения.

Негативные санкции - осуждающие или наказующие действия общества в отношении тех индивидов, которые нарушают принятые в обществе нормы. К числу негативных санкций относятся порицание, недовольство окружающих, осуждение, выговор, критика, штраф, а также более строгие действия - заключение под стражу, лишение свободы или конфискация имущества. Угроза применения негативных санкций более действенная, чем ожидание поощрения. В то же время общество стремится к тому, чтобы негативные санкции не столько карали, сколько предотвращали нарушения норм, были упреждающими, а не опаздывающими.

Формальные санкции исходят от официальных организаций - правительства или администрации учреждений, которые в своих действиях руководствуются официально принятыми документами, инструкциями, законами и указами.

Неформальные санкции исходят от тех людей, которые нас окружают: знакомых, друзей, родителей, коллег по работе, однокурсников, прохожих. Формальные и неформальные санкции также могут быть:

Материальными - подарок или штраф, премия или конфискация имущества;

Моральными - награждение грамотой или почетным званием, недоброжелательный отзыв или злая шутка, выговор.

Для того чтобы санкции были действенными и укрепляли социальные нормы, необходимо, чтобы они отвечали ряду требований:

санкции должны быть своевременными. Их эффективность значительно снижается в том случае, если человека поощряют, а тем более наказывают по истечении значительного времени. При этом действие и санкция на него оказываются оторваны друг от друга;

санкции должны быть соразмерны действию, обоснованны. Незаслуженное поощрение порождает иждивенческие настроения, а наказание разрушает веру в справедливость и вызывает недовольство в обществе;

санкции, как и нормы, должны быть обязательными для всех. Исключения из правил порождают мораль «двойного стандарта», что негативно отражается на всей нормативной системе.

Таким образом, нормы и санкции соединены в единое целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает действовать и регулировать реальное поведение. Она может стать лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

Формальные позитивные санкции (Ф+) - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям (например, избрание председателем правления).

Неформальные позитивные санкции (Н+) - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-) - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви.

Неформальные негативные санкции (Н-) - наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.


Loading...Loading...