Конфликтология шпоры. Конфликтология, психология конфликта

Конфликтология – это отрасль науки, изучающая причины зарождения, развития, эскалации, разрешения конфликтов всех уровней с последующим их завершением. Решение определенного ряда проблем, порождающих появление конфронтации, часто способствует преодолению трудностей, которые ранее обозначились в связи с установлением сути противостояния и объекта конфликтологии. Предмет конфликтологии – это конфликты, которые рассматриваются ею в качестве противоречия между субъектами, конфронтации, а также конфронтации в качестве процессов, характеризуемых определенным строением и условиями протекания.

Конфликтология, как наука

Одним из важнейших феноменов сегодняшнего существования и политической жизни являются конфронтации, которые выражаются столкновением сторон, противоречием, противостоянием. Поскольку жизнь в социуме наполнена двойственностью, расхождениями во мнениях, это часто приводит к столкновению позиций, как отдельных индивидуумов, так и больших коллективов, а также незначительных по количеству субъектов групп.

Становление конфликтологии

В истории цивилизации человечества существовало и насчитывается по сей день множество всевозможных конфронтаций. Одни столкновения возникали между отдельными субъектами, например, вследствие борьбы за ресурсы, другие охватывали одновременно несколько народов и держав. Нередко в противостояния вовлекались даже целые континенты. Люди издавна стремились разрешить завязывающиеся противоречия, мечтая об утопическом социуме, в котором места нет конфронтациям. Возникновение государственности также свидетельствует о попытке человечества сотворить многофункциональный механизм, направленный не только на предотвращение, предупреждение, но и на разрешение противоречий.

Конфликты считаются основной причиной гибели людей в двадцатом столетии. В прошлом веке, вследствие двух мировых войн, военных конфликтов местного значения, постоянной вооруженной борьбы за обладание ресурсами и власть, многочисленных самоубийств, убийств, расхождений между отдельными индивидами погибло около трехсот миллионов человек.

Глобализация мира в целом, рост динамичности жизни и скорости проистекающих изменений, усложнение существования и взаимоотношений субъектов, повышение уровня стресса, напряженность – все это можно отнести к факторам, повлиявшим на возникновение конфликтологии как отдельного научного направления.

Становление конфликтологии как отдельного научного ответвления произошло в прошлом столетии.

Конфликтология сегодня представляет собой отдельную отрасль науки, которая изучает закономерности зарождения, развития, разрешения различного рода конфронтаций, а также принципы и способы конструктивного урегулирования противоречий.

Объектом этой отрасли науки является все многообразие противоречий, которыми наводнено бытие человека в процессе его взаимодействия с социумом.

Предмет конфликтологии – все то, что характеризует появление, развитие и окончание любого социального противостояния. Основополагающей целью конфликтологии считается исследование, изучение всех видов конфронтаций, интенсивное развитие теоретической базы.

Конфликтология это отрасль знания, которая для исследования конфликтов объективно вынуждена использовать методы, применяемые другими научными направлениями. И в первый черед психологические методы, такие как изучение продуктов деятельности, эксперимент, опрос, наблюдение, экспертный метод, социометрический анализ, игровой метод, тестирование. Для изучения противостояний, наблюдающихся между большими группами и государствами, чаще используется метод математического моделирования, поскольку экспериментальный анализ этих конфронтаций сложен и трудоемок.

Конфликтология характеризуется тесной взаимосвязью со смежными отраслями науки: она многое берет из различных направлений и одновременно обогащает их. Прежде всего, конфликтология имеет максимум общего с социологической наукой и социальной психологией, поскольку эти области знаний исследуют взаимодействие людей. Также она тесно взаимосвязана и с историей, объясняющей причины человеческого поведения. Кроме того, конфликтология характеризуется зависимостью от политологии, этиологии, экономики и ряда других общественных наук, конкретизирующих природу, механизмы, закономерности развития и последствия конфликтов различных типов. Помимо перечисленных областей знаний этот ряд наук можно дополнить правоведением, которое изучает юридические модели взаимодействия между индивидами.

Проблемы конфликтологии как отдельной области знаний связаны с огромным влиянием на нее психологической науки. Психология все больше оказывает влияние на современную конфликтологию из-за значительной роли психологических причин в зарождении и эскалации конфликтов.

Социальная конфликтология

Возникновение конфликтологии как отдельной отрасли знаний обусловлено бесконечными противоречиями, происходящими внутри личности, между отдельными индивидуумами и группами субъектов, вызванными социальной неоднородностью социума, различием в уровне материальной обеспеченности и доходов, социальным неравноправием, расхожестью целей и ожиданий. В связи с неповторимостью и уникальностью каждого индивида, индивидуальностью любой социальной общности, конфликты становятся неотъемлемой составляющей общественного существования.

Социальная конфликтология это отрасль знания, исследующая внутриличностные противоречия, межличностные конфронтации и противостояния с позиции их социальной детерминированности, поскольку в обществе всякий конфликт предопределяется не только исключительно психологическими факторами, но и в некоторой степени социальными. Например, межролевое противоречие внутри личности зарождается вследствие существования необходимости исполнять ею несколько социальных ролей, которые либо не согласуются, либо противоречат друг другу. Эти роли могут выдвигать взаимоисключающие требования, что неизбежно ведет к зарождению жесткого внутреннего конфликта. Вопреки тому, что описываемые случаи вызывают интерес психологической науки вследствие наличия связи с глубокими волнениями, переживаниями личности и провоцируют травму психологического характера, они считаются также предметом изучения социальной конфликтологии, которой наиболее характерен интерес к социальной составляющей конфликта. Индивиды, вступающие в конфронтацию, тоже анализируются с социально-типической позиции, другими словами, в качестве носителей конкретных социальных качеств и характеристик, обладателей ролей, представителей отдельных социальных групп.

Социальная конфликтология специализируется на анализе вовлеченных в межличностное противостояние групповых и персональных интересов, потребностей, проявившихся в конфликте ценностных ориентиров и поведенческих мотиваций, исследует различные виды социальной (лишения необходимых индивиду ценностей, духовно-материальных благ). Считается, что социальная депривация, в конечном счете, является глубинной причиной и источником противостояний.

Предметом социальной конфликтологии является конфликт, рассматриваемый как «предельно допустимый случай обострения социального противостояния, выражающийся в многообразии форм противоборства между индивидуумами и различными коллективами, направленного на достижение социально-экономических, духовных, политических интересов и задач, нейтрализацию или ликвидацию реально существующего либо мнимого противника и не позволяющего добиться сопернику реализации собственных интересов».

Зарождение, распространение и затухание социального конфликта обусловлены наличием, характером и уровнем сформированности общественных противоречий. Социум во все времена полон противоречий. Они обнаруживаются в политико-экономической сфере, идеологии, культурно-нравственных ориентирах и духовных нормах. Классическим примером расхождений экономической направленности служит противоречие, возникающее между социальным характером труда и приватной формой присвоения вырабатываемого продукта. В политической жизни примером служит противопоставление интересов в битве за власть. В сфере культуры – противоречие между привычными ценностями, устоями общества и инновационными идеями, новыми нормативными представлениями.

Неоднородность и множественность противоречий вызывает разнообразность социальных противостояний, которые разнятся по спровоцировавшим их причинам, по вовлеченным субъектам, предмету и объекту, характеру зарождения, по способу распространения, механизму разрешения, по степени и остроте течения.

Специфическим моментом социологического разбора конфликта считается его анализ как субъектно-объектного отношения. Поскольку, конфликт, с одной стороны, являет собой субъективное состояние или действие, ведь в нем принимают участие и выступают движущими силами его эскалации социальные субъекты, а именно отдельные лица, коллективы, группы лиц, общности, сословия и целые государства. Но с другой стороны, во всяком противостоянии участвуют и объективные противоречия, которые существуют вне зависимости от желания или воли участников конфронтации, проявляющиеся посредством их чувств, мыслей и поступков. Каждый конфликт разгорается вокруг определенного объекта, например, статуса, собственности, власти, культурных идеалов, духовных ценностей.

Таким образом, социальная конфликтология рассматривает противостояние так, чтобы выяснить, причину развития объективных противоречий до уровня открытого противоборства субъектов взаимодействия в определенных социальных условиях.

Дисциплина конфликтология, как отдельное социологическое направление изучает все разновидности конфронтаций, но прежде всего социальное противостояние, с позиции исследования его субъектно-объектных компонентов в их взаимодействии, обнаруживает причины образования, развития и угасания конфликта, применяет социологические методы анализа природы возникновения конфронтаций как закономерности социального характера.

Основы конфликтологии

Социальные науки призваны отражать состояние общества. Пусть не всегда это происходит адекватно, но они отображают потребности социума. Современное общество наиболее склонно к различного рода конфронтациям, но наряду с этим оно стремится и к сотрудничеству, согласию. Нынешний социум испытывает потребность в цивилизованных методах разрешения возникающих противостояний и напряженностей. Все это вызвало необходимость появления новой отрасли знаний – конфликтологии.

Формирование и развитие конфликтологии припало на середину шестидесятых годов прошлого столетия. Предметом ее стало толкование процессов жизнедеятельности, функционирования и образования общественных систем при помощи категории конфликта, означающей столкновение, противостояние субъектов, преследующих несхожие, зачастую даже противоположные задачи, стремления, интересы и цели.

Современная конфликтология является теоретико-прикладной наукой, то есть ее содержание состоит из таких уровней знания, как теоретическое толкование конфликта в качестве социального явления, изучение его функций и места системе социальных взаимодействий, анализ его сути, динамики, обусловленности общественными отношениями, изучение конкретных типов конфликтов, зарождающихся в различных сторонах социальной жизни (семейные отношения, коллектив), технология их разрешения.

Ключевой специфической особенностью данной дисциплины является ее комплексность. Ведь конфликты – это неотъемлемая составляющая человеческого взаимодействия.

Противоречия существуют во всех областях социального бытия, а также абсолютно на всех организационных уровнях общества. Вследствие чего конфликтами интересуются последователи различных социальных отраслей науки. Политологи, социологи, экономисты, психологи, правоведы, менеджеры, управленцы, а также ученые, изучающие точные науки, исследуют различные стороны социальных конфликтов, их развитие и пути предотвращения. Целью, объединяющей все смежные области знаний, является обнаружение и объяснение механизмов, которые управляют социальными процессами, имеющими связь с противоречиями и их динамикой, доказательство возможности предвидения поведенческих актов субъектов в ситуациях конфронтации.

Современная конфликтология богата многообразием методов, которые условно подразделяются на:

— методы анализа и оценки личности (тестирование, наблюдение, опрос);

— методы изучения и оценивания социально-психологических феноменов в общностях (социометрический метод, наблюдение, опрос);

— методы диагностики и разбора противоречия (анализ итогов деятельности, наблюдение, опрос);

— методы управления конфронтациями (метод картографии, структурные методы).

Кроме того, методы конфликтологии делятся на субъективного характера методы и объективные. Субъективные методы предполагают понимание конфликта как вполне естественного социального феномена. Объективные – рассматривают конфликт с учетом его оценивания испытывающим индивидом и противоположными агентами. Оба метода лишь в единстве способны предоставить точное знание о реальности конфликта. Их совместное применение позволяет осознать субъективный аспект и объективную сторону противостояния, а также связанного с ним поведенческого реагирования.

Задачи конфликтологии

Развитие конфликтологии как отдельной области знаний обусловило необходимость выработки ее основных задач, которые формируются в пределах целей, преследующих конфликтологией. Задачи науки о конфликтах предполагают выработку системы мероприятий, ориентированных на достижение ее целей.

Дисциплина конфликтология характеризуется наличием следующих ключевых целей:

Основными целями конфликтологии являются:

— изучение всех конфронтаций, выступающих научным объектом, интенсивное развитие теоретической базы;

— создание системы образования, популяризация конфликтологических знаний в социуме;

— организация практической работы по прогнозированию, предотвращению и улаживанию конфликтов.

Задачами конфликтологии являются осмысленные и выраженные конфликтологами проблемные вопросы, последовательное решение которых будет содействовать достижению основополагающих целей конфликтологии.

Анализ конфронтаций предполагает, прежде всего, создание теоретической базы конфликтов, которая позволит установить природу противоречий, выделить классификацию и систематизировать их.

Задачи конфликтологии должны также включать профилактику и мероприятия по предотвращению конфронтаций, а также методы урегулирования и управления противоречиями.

Профилактика противостояний заключается в работе с потенциальными конфликтами. Она основывается на прогнозировании противостояния.

Профилактику конфронтаций обеспечивает любая деятельность, ориентированная на развитие интеллектуально-коммуникативной культуры общности людей, на формирование определенных норм в коллективах.

Нередко профилактикой именуют процесс предотвращения эскалации конфликта, однако это разные процессы. Предотвращением конфликта является избегание его в момент зарождения. С этой целью используется способ манипулирования, который дает временный эффект и по существу не решает конфликт, он лишь временно притупляет его. В случае использования предотвращения конфронтации, она может возникнуть позже.

Урегулированием столкновения называется недопущение насильственных деяний, достижение договоренностей, реализация которых более выгодна участникам, нежели продолжение конфликтного противостояния. Следовательно, урегулирование конфронтаций подразумевает управление ими. Управление конфликтами подразумевает обеспечение максимальной возможности для самоурегулирования противостояния.

Таким образом, задачи конфликтологии лежат не только в познавательно-теоретической плоскости, но и в утилитарно-практической. То есть основополагающей задачей науки о конфликтах является помощь человеческим субъектам в понимании того, что нужно делать с конфликтами. В этом и заключаются основные проблемы конфликтологии.

Методы конфликтологии

Методы, направленные на изучения различных конфликтов, представляет собой способ приобретения, доказательства и построения конфликтологического познания, содержащий в себе совокупность приемов, принципов и категорий, а также возможность использования этого знания в практике предсказания, предотвращения, диагностики, профилактики и разрешения противоречий, другими словами являет собой систему механизмов анализа и путей разрешения конфликтов. Такие механизмы существенно разнятся при исследовании социальных конфликтов, конфронтаций, возникающих внутри личности и между отдельными индивидами.

Основными методами конфликтологии принято считать: эксперимент, опрос, исследование документов, комплексное исследование и наблюдение.

Эксперимент является эмпирическим исследованием и опирается на теоретическую базу и методы других научных направлений (социологии, психологии). В процессе эксперимента воссоздаются реальные ситуации из жизни для проверки теоретических гипотез на практике.

Опрос – это сбор суждений, ответов разных индивидов по изучаемым вопросам при помощи анкетирования или тестирования. Опрашиваться могут участники противостояния, наблюдатели и эксперты.

Исследование документов предполагает изучение данных, зафиксированных на специальном носителе (сведения о противостоянии между странами, столкновении отдельных субъектов). Комплексное исследование предполагает использование методов.

Наблюдение заключается в процессе, при котором экспериментатор является либо участником наблюдаемой ситуации, либо наблюдателем. Данный метод является наиболее популярным и простым среди всех применяемых способов. Главным его преимуществом является то, что он используется при естественных условиях протекания конфронтации.

Конфликтология (от лат. conflictus – столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор и греч. logos – учение) – наука о конфликтах. Эти конфликты возникают: 1) внутри субъектов между разными психическими состояниями (потребностями, интересами, нормами, ценностями), 2) между разными людьми с одинаковыми или разными психическими состояниями, 3) между социальными субъектами: социальными общностями (производственными, экономическими и т.п.), социальными институтами (семья, школа, транспорт и т.п.), социальными организациями (государство, политические партии, профсоюзы и т.п.), нациями, странами, цивилизациями и т.п.

В зависимости от характера сторон конфликта конфликтология включает несколько относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных уровней: 1) внутриличностный, 2) межличностный, 3) социальный, 4) международный. Международная конфликтология может рассматриваться как разновидность социальной. В зарубежной и отечественной конфликтологии в большей мере присутствуют первые два типа конфликтологии, носящие преимущественно психологический характер.

Предлагаемое читателям учебное пособие анализирует социальные конфликты, которые существенно отличны от конфликтов внутриличностных и межличностных. Поэтому употребление терминов «конфликт» и «социальный конфликт» исходит из данного различия.

Предметом изучения конфликтологии являются следующие вопросы:
конфликты как стороны общественных противоречий;
стороны конфликтов (чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты; социальные общности; национальные общности и т.п.);
конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания (становление, развертывание, разрешение, предупреждение);
конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации;
причины, условия, поводы конфликтов;
основные типы предметных конфликтов в обществе (экологические, экономические, политические, юридические и т.п.);
основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные, цивилизационные и т.п.);
прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.

Жизнь людей и общества представляет бесконечную цепь конфликтов, сопровождающихся психологическими стрессами, значительным ущербом – материальным, культурным, человеческим. Вспомние схватки Геракла, бесконечные войны, которыми полна история стран и народов. Люди давно пытались прогнозировать конфликты, бороться с ними, понять причины их образования и научиться управлять ими. Поэтому конфликтологические знания возникли в глубокой древности и были составной частью трудов Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, позже – Макиавелли и др. Предметом изучения конфликтологии были военные, экономические, политические конфликты.

До индустриальной эпохи, создания ядерного оружия, экологического кризиса, превращения мира в единый хозяйственный, информационный, политический организм конфликты имели локальное значение, т.е., возникая в определенной части мира и населения, не касались других частей мира и людей. В эпоху глобализации человеческой жизни многие конфликты прибрели глобальное значение, т.е. конфликт, возникший в одной части мира, сказывается на других частях мира. Это относится и к войнам, и к болезням (СПИД), и к экологическому кризису, и т.п. Поэтому возникла необходимость научного подхода к конфликтам во многих странах, что стимулировало развитие науки конфликтологии.

Передовые страны мира характеризуются буржуазно-социалистическим строем (формацией)*, в котором гражданская сфера оказывает большое влияние на остальные сферы: географическую, демографическую, производственную, экономическую, социальную, политическую, духовную. В либерально-капиталистических (США, Канада и др.) и буржуазно-социалистических (Германия, Япония и др.) странах возникла объективная необходимость и возможность предотвращения случайных и смягчения необходимых социальных конфликтов: демократия – это перманентный конфликт. В США, Швеции, Германии, Франции, Японии и других странах конфликтология получила значительное развитие. Она позволяет прогнозировать, предупреждать и не доводить конфликты до стадии развертывания.

В странах тоталитарных (СССР, Китай и др.) конфликтология была не нужна или была секретным знанием, которое использовалось власть имущими для разжигания искусственных и тушения опасных для власти конфликтов. Например, борьба с «врагами народа» в СССР при Сталине была искусственно развернутым конфликтом, позволяющим держать общество в напряжении, сохранять высокую социальную мобильность, укреплять власть большевиков. Сейчас Россия находится в состоянии государственного, информационного, цивилизационного и геополитического кризиса, сопровождающегося множеством конфликтов: демографического, технологического, экономического, социального, политического, межнационального, духовного и т.п. Это и поставило в повестку дня развитие конфликтологии в нашей стране.

Темпы развития обществ в конце XX в. значительно ускорились. Человечество, его передовые страны, вступает в постиндустриальную цивилизацию. Увеличилось качество, число и интенсивность конфликтов, которые сопровождают периоды общественного развития, трансформации, модернизации. Это особенно характерно для стран, осуществляющих переход от пролетарского социализма к буржуазному социализму (демократическому капитализму), в частности, СССР. Конфликты подрывают стабильность общества, его основных сфер, ухудшают качество жизни людей.

Сложность проблемы заключается в том, что конфликты одновременно являются источником общественного прогресса Без них развитие невозможно. В связи с этим задача руководителей заключается в том, чтобы, с одной стороны, не доводить эти естественные конфликты до стадии развертывания, а с другой стороны, не допускать случайных конфликтов.

Случайными являются такие конфликты, которые вызваны психологическим состоянием противоборствующих сторон, их амбициями, неверной интерпретацией обстоятельств, таких конфликтов можно было бы избежать. Таковым, в частности, является первая чеченская война, начатая Ельциным и Дудаевым. Когда социальные конфликты долго не разрешаются и обострены до предела, как происходит в постсоветской России, существует опасность социального взрыва.

Не случайно именно сейчас в нашей стране наблюдается всплеск конфликтологических исследований.

В июне 1991 г. в Москве состоялся «круглый стол» по социальным конфликтам под эгидой Института социологии АН СССР. Рассмотрению подверглись методологические, типологические, социально-психологические и другие аспекты конфликтологии. Они дали толчок развитию этой науки в стране. В феврале 1992 г. был создан Центр конфликтологии, приоритетными направлениями деятельности которого были признаны разработка теории конфликтологии, а также теоретические основы деятельности конфликтологических экспертно-консультационных служб; координация конфликтологических исследований в академических институтах; пропаганда и распространение достижений отечественной и зарубежной конфликтологии и т.п. С тех пор конфликтология стала учебным предметом многих вузов России.

Конфликтология объединяет самые различные отрасли знаний. Конфликтология — наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Научные конфликтологические знания не только являются результатом исследований конфликтов учеными. Они основываются на всем объеме информации, накопленной о конфликтах в процессе длительной эволюции гуманитарных наук, имеющейся во всех религиозных учениях, в искусстве, культуре, общественно-политической практике, обыденных знаниях, используемых человеком в повседневной жизни.
Конфликтология как наука имеет свои объект, предмет и методы .

Объект, предмет и субъекты конфликтологии

Предмет конфликта — это объективно существующая или представляемая проблема, являющаяся причиной расхождений во взглядах и интересах оппонентов и поэтому требующая разрешения. Предметом конфликта могут стать ценности и установки, материальные ресурсы и способ их распределения, различное статусное положение и т. д.
Предмет конфликтологии как науки - общие закономерности возникновения конфликтных противоречий и конфликтов, динамика и формы развития конфликтных ситуаций, способы предупреждения, разрешения и управления конфликтами.
Объектом конфликта выступает то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие. Объектом конфликта в принципе может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных интересов. При этом важно отметить, что объектом конфликта они становятся лишь тогда, когда попадают на пересечение интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к единоличному контролю над ним. В отдельных случаях конфликт может и не иметь явно выраженного объекта. Например, случайный прохожий делает замечание хулигану, что приводит к конфликту сторон. Здесь нет объекта конфликта, за обладание которым борются стороны. Причина же возникновения конфликта здесь — нарушение одним нравственных представлений другого, она может быть и не мотивирована.
Объектом исследования обшей (социальной) конфликтологии является социальный конфликт как особая форма социального взаимодействия (противодействия) социальных субъектов.
Субъекты конфликта — участники конфликтного взаимодействия, т. е. его активные стороны. В конфликтной ситуации могут оказаться и отдельные лица, и группы лиц, и социальные группы, и другого типа общности, например формальные или неформальные организации. Кроме того, в конфликтах могут участвовать и косвенные участники. Часто присутствуют свидетели, пособники, посредники, арбитры, некоторые из которых могут иметь латентную (скрытую) форму. Например, некоторые лица могут провоцировать конфликт, вовлекая в него других участников, сами оставаясь при этом в тени. Тем не менее они фактически являются участниками конфликта.

Методы конфликтологии

Возникшая на стыке нескольких научных направлений конфликтология использует как свои собственные методы, так и методы других наук, например социологии, философии, психологии, социальной психологии, политологии, экономики и др.
Философские методы «вооружают» конфликтологию такими универсальными категориями развития природы, общества и человеческого мышления, как противоречие, диалектика противоречий, единство и борьба противоположностей и др.
Психологический метод используется при изучении психологических механизмов конфликтного поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в. Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработаны 3. Фрейдом. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать значительное воздействие на возникновение конфликтов и поведение людей в конфликтных ситуациях.
Культурологический (социально-антропологический) метод позволяет учитывать в предполагаемом и реальном конфликте социокультурные особенности сторон.
Методы социальной психологии широко используются в конфликтологии для определения причин возникновения конфликтов и изучения их динамики в малых социальных группах и больших социальных общностях.
Социологические методы в конфликтологии считаются основными, так как социальная конфликтология, по сути, является подсистемой обшей социологии. С помощью таких методов выявляют социальную обусловленность конфликтных противоречий, описывают конфликт как форму социального взаимодействия. Основанные на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологические методы заложили основу прикладной конфликтологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.
Как и любое другое научное направление, конфликтология имеет и свою специфику, свои собственные методы исследования.
Одной из основных особенностей социальной конфликтологии является тесная взаимосвязь теоретических и эмпирических исследований. Специфика этого феномена состоит в том, что в нем соединяются и взаимодействуют теоретические (абстрактные) методы общественных наук и эмпирические (практические) методы естественных наук. Это позволяет говорить о конфликтологии как о научном направлении, способном не только теоретическими выводами и умозаключениями, но и языком конкретных данных (в цифрах, процентах и т. д.) выразить состояние той или иной социальной реальности и уровни ее конфликтности. Социальные факты, полученные эмпирическими методами, являются основой для теоретического анализа и практического применения в реальной жизни.
Другая особенность социальной конфликтологии заключается в том, что исследования проводятся в конкретной социальной среде и направлены на выявление (предупреждение) реально существующих социальных конфликтов по принципу «здесь и сейчас». Если философия путем логических умозаключений вне зависимости от времени и пространства разрабатывает «вечные» проблемы человеческого бытия, а экономика исследует основные экономические законы и способы производства, которые являются универсальными для многих социальных систем, то конфликтология — наука конкретная и каждое исследование по-своему уникально, что, конечно же, не исключает некоторых теоретических обобщений.
  1. Природа конфликта. Основные цели и задачи курса «Психология конфликта».

Конфликт — противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. Конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.

Предмет К - объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Ситуация, сопровождающая К.

Объект К - конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта.

Цели и задачи курса:

Профилактика конфликта

Ознакомление с различными типами конфликтов

Умение продуктивно разрешать конфликты

  1. Роль конфликтов в развитии человека и общества.

Если противоположные силы, их интересы вызывают напряжение, переходящее в открытое противоборство, то, естественно, этому противоборству рано или поздно должен прийти конец. Конфликт и его последующее разрешение и является одним из путей выхода из сложившегося тупика.

развитие живой природы осуществляется в условиях посто-янной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов.

Одна из общих функций конфликта — функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и др. объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями. Отсюда необходимость адаптации, приспособления к новой ситуации путем преобразования форм и методов деятельности и отношений, переоценки ценностей, критики устаревших образцов поведения и мышления. Понятно, что процесс адаптации не происходит без противоречий и конфликтов между старым и новым, отжившим и нарождающимся. Если общественная система или какие-то подсистемы (экономические, политические и др.) не справляются с возникающими конфликтами в процессе адаптации, они уходят в небытие.

Конфликты — движущий механизм социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Они — гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил. Революции — локомотивы истории; экономическая конкуренция — могучий рычаг прогресса экономики; социальные движения — факторы общественного развития; противоречия и конфликты в науке — непременное условие превращения знаний, перехода от одних систем научного мышления к другим. В стабильных социальных организмах конфликты выявляют проблемы, способствуют формированию новых потребностей и тенденций развития, играют важную роль в артикуляции интересов.

  1. Проблема конфликтности в животном мире.

Биосоциальный характер эволюции животных вызывает не-обходимость изучения зооконфликтов в интересах познния конфликтов у людей.

Биологическое значение агрессии заключается в обеспече-нии выживания вида в целом и каждого из животных в усло-виях естественного отбора. Внутривидовая агрессия позволяет поддерживать необходи-мые для нормальной жизни дистанции между животными, раз-граничивает индивидуальные и стадные территории, обеспечи-вает расширение среды обитания более сильных животных. Аг-рессия является инструментом, позволяющим устанавливать и поддерживать иерархическую структуру в сообществе животных.

Существуют зооконфликты:

Интрапсихические (борьба мотивов, потребностей, конфликт программ)

Зоосоциальные (1) между 2 животными: за статус, за возможность продолжения рода, за территорию, за пищу; 2) м животным и группой; 3) м группами жив)

  1. Эволюция представлений о конфликтности в человеческом обществе.

6 в до н.э - восточно-китайские инь и янь

6-5в - Гераклит (закон борьбы противоположностей)

4-3 Платон (война - величайшее зло)

3-2 Эпикур (исторический процесс протекает от мира к войне)

1в Цицерон (понятие справедливой войны)

Ср.Века 12-14 Фома Аквинский (война - грех)

15-16 Макиавелли (конфликт - универсальное и непрерывное состояние общества. Причина соц.конфликта - выделение знати)

16-17в Ф.Бэкон (причина К - бедность)

18в Гоббс (война - стремление к равенству, исправлению перекосов)

18в Ж-Ж Руссо (война - этапность всемирного процесса)

18в Смит (причина К - классовое противоречие)

18в Кант (мир должен быть установлен насильственно)

19в Гегель (причина К - соц.поляризация)

Дарвин (развитие живой природы осуществляется в условиях посто-янной борьбы за выживание, что и составляет естественный механизм отбора наиболее приспособленных видов.)

  1. Проблемы конфликта в отечественной и зарубежной психологии.

Рассматривались в разных направлениях:

1) Психоаналитическое направление (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм) определяло об-ласти причин конфликтов у личности:

  • в бессознательном человека;
  • во взаимодействии с окружающей средой;
  • невозможностью реализации личностных стремлений.

2) этологическое направление, в рам-ках которого теории конфликта австрийского исследователя К. Лоренца и его нидерландского последователя Н. Тинбергена. Главной причиной конфликта здесь выступает агрессия, которая может возникнуть как у отдельного индивида, так и у целой группы или толпы.

3) теория групповой динамики, основателем которой является К. Левин. Теория объясняет функционирование малых социальных групп, законы формирования и развития их структур, взаимоотношения образующих их индивидов между собой. Между индивидом и окружающей средой существует неоспоримая связь, нарушение или искажение этой связи приводит к напряжению и вызывает конфликт у личности.

  1. Периодизация истории отечественной конфликтологии.

До 1924 конфликтология имела религиозный характер (борьба добра и зла), противоречия рассматривались через религиозную призму

1924-1990 по идеологии в обществе не было борьбы классов, не изучались конфликты

С 1990г появилась конфликтология. Психология конфликта - её подраздел.

  1. Объект, предмет конфликта.

Объект - та соц, мат, дух ценность, к обладанию или защите которой стремится чел.

Предмет - ситуация, сопровождающая К.

  1. Трехвекторная модель конфликта (В.Орлов)

Противоречие, противоборства, острые негативные переживания

  1. Структура конфликта.

Предмет

Личности оппонентов (активных участников К)

Группа поддержки

Третьи лица

Стратегия - постановка цели, вектор (а цель - ожидаемый результат), направление усилий по достижению цели.

Тактика - технологическая сторона, каким образом достичь желаемого

Субъективная модель К

Мотивы (любая деятельность полимотивированна, нужно выделитьдоминирующие мотивы, оказывающие наиболее сильное влияние на процесс)

Микросреда - непосредственное окружение участников к

Макросреда - явления, кот косвенно оказывают влияние на К

Есть субъективные и объективные стороны; на одни мы можем повлиять, на другие нет. В объективном событии м.б объективные факторы.

К бывает, когда силы примерно равны.

Чтобы победить, над найти доп.ресурс. Сначала он ищется в себе, потом вовне. Ресурс вовне - группа поддержки.

  1. Динамика конфликта.

2 оси: степень напряженности отношений и время.

Латентный период (предконфликтный):

1. Возникновение объективной проблемной ситуации

К еще нет, но ситуация уже складывается

2. осознание ей участниками К

Отражение возникающих противоречий

3. попытки решить проблему неконфликтным путем

Напряженность все равно возрастает, хоть и меньшим путем

4. предконфликтная ситуация

Подготовка к борьбе, мобилизация ресурсов.

Открытый период

5. Инцидент - спусковой крючок

Какие-то действия, случай, кот имеет смысл провокации для создания чувства враждебности, снятия психологического блока, кот мешает сделать безнравственное

6. Эскалация К

Максимум энергии, сильные негативные эмоции. Реализуется весь подготовленные ресурс.

7. Сбалансированное противостояние

Происходит отреагирование и эмо состояние чть снижается. Наступает небольшая разрядка

8. Завершение К

Осталось чувство враждебности, нет прежнего доверия.

Латентный период (постК)

9. частичная нормализация отношений

Снижение напряженности

10. полная нормализация отношений

Остаточное недоверие

Кривая до 0 не доходит

  1. Функции конфликта.

  1. сигнальная - сигнал о наличии проблемы
  2. стимулирует познание интересов, ценностей, позиций, сталкивающихся в противоборстве субъектов
  3. интегративная. Казалось бы, мы имеем дело с парадоксом: конфликт способствует интеграции, объединению людей, а стало быть, установлению равновесия, стабильности в обществе
  4. Конфликт — фактор социальной дифференциации
  5. функция стимулирования адаптации социальной системы или ее отдельных элементов, включая субъектов, к изменяющейся среде. Обществу, социальным группам, индивидам, партиям и др. объединениям, идеологиям, культурным системам приходится постоянно сталкиваться с новыми условиями и новыми потребностями, порождаемыми происходящими изменениями.
  6. Конфликты — движущий механизм социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Они — гарантия прогресса, поскольку предполагают вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил.
  1. Основные типы конфликтов. Проблема классификации.

К имеет разные структуры, модальности, и т.к. нет одного основания, трудно сделать классификацию.

I. Зооконфликты:

Интрапсихические

Зоосоциальные (м/двумя особями, м/особью и группой, м/группами)

II. С участием чел

1) Социальные

Межличностные

М/личностью и группой

Малыми группами

Средними группами

Большими группами

М/государственные (между отдельными гос или коалициями)

2) Внутриличностные

Хочу и хочу

Хочу и не могу

Хочу и надо

Могу и не могу (есть ресурс, но условия не позволяют)

Надо и надо

Надо и не могу

  1. Объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов.

Объективные:

Нормативно-ценностная система общества

Причины проистекают не из проявлений сознания или воли субъектов , а содержатся в надсубъектных факторах, хотя их действия проходят через сознание, приобретая соответствующую субъективную форму (мотив, желание, стремление, ожидание и т.д.).

Субъективные:

Ориентации и деятельностные установки самих субъектов

Однако не везде они являются определяющими. Чем выше уровень конфликта, чем он масштабнее, тем большее влияние на его возникновение оказывают объективные причины, в частности, надличностные общие потребности и интересы развития.

  1. Конфликты в различных сферах человеческих взаимоотношений.

Межличностный

Внутрисемейный

В сфере образования

В профессиональной деятельности

Межэтнические К

  1. Внутриличностные конфликты.

внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Показатели ВЛК:

Когнитивная сфера

(снижение самооценки, ощущение психол тупика, задержка принятия решений, проблема ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, противоречивость образа Я)

Эмоциональная сфера

(острое негативное переживание; психоэмоциональное переживание)

Поведенческая сфера

(снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деят, негативный эмо фон общения)

Интегральные показатели

(нарушение норм механизма адаптации, усиление психол стресса)

Сферы ВЛК:

  1. переживание личностью своей неоднозначности, сложности внутреннего мира
  2. осознание изменчивости собств желаний и притязаний, трудности их реализации
  3. колебания самооценки
  4. борьба мотивов

ВЛК - 1) результат перехода объективных противоречий внешнего мира во внутренний мир чел

  1. результат отношения личности к окружающей среде

Уровни психологического противоречия:

1 - нарушение гармонии внутреннего мира, затруднение основных видов деятельности, проекция психол дискомфорта на общение с окр и на деят

2 - Глубинный уровень: невозможность реализации планов и программ, невозможность выполнять свои жизненные ф до тех пор, пока не разрешится жизн кризис

Личностные условия предрасположенности к ВЛК

1. осознание своего сложного внутреннего мира

2. развитая иерархия потр и мотивов

3. высокое развитие чувств и системы ценностей

4. развитая когн структура

5. развитая способность к самоанализу

Ситуативные условия возникновения ВЛК:

Должны быть равной значимости

Личность осознает субъективную неразрешимость ситуации = чел кажется. Что он не в состоянии изменить сит

Типы ВЛК

1. Конфликт нереализованного желания, комплекс неполноценности (к между желанием и действительностью, которая блокирует удовлетворение желания)

2. Мотивационный (2 мотива разной направленности хочу-хочу)

3. Нравственный (хочу-надо)

4. Ролевой (надо-надо)

5. Адаптационный (надо и могу)

6. К неадекватной самооценки (адекватность самооценки личности зависит от ее рефлексивности, критичности)

7. К поколений (ценностный К)

Последствия ВЛК

1. Конструктивные - максимальное развитие конфл структур и минимальные личностные затраты на его разрешение

2. Деструктивные - усугубляют раздвоение л, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических состояний.

  1. Характеристика основных типов невротических состояний.

Истерический

Определяется чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающиеся с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий. Возникает под воздействием генетич. Предрасположенностью, история развития личности (индивид. Опыта), проблемности воспитания(ослабление способности остановить свои желания противоречащие общественным нормам). Быстро становится агрессивным, когда потребности не выполняются. Постоянные претензии, чем ближе окружение, тем выше претензии. Ребенка, воспитывая, травмируют и ограничивают, заставляя считаться с желаниями других. Он идет в школу, а там он уже не центр внимания, как привык. Он ждет, что все будут с ним общаться как мать, но этого нет.

Аутоагрессия

Неврастенический

Противоречие между возможностями личности и ее стремлениями, завышенными требованиями к себе. Формируется при повышенных требованиях в процессе воспитания, когда постоянно стимулируется чрезмерное стремление к личному успеху без реального учета сил и возможностей индивида. Поощряются успехи, ребенка загоняют прочь с его оптимальной кривой развития. На психофизиол уровне он перегружен. Темп успехов замедляется и м.б. ниже, чем нормальный уровень его развития. У ребенка остается завышенный уровень ожиданий от себя. Это различие между осознанием, что чел выдохся, и завыш ожиданиями приводит к неврозу. Ребенок вынужден имитировать свой успех, подтверждать свои способности. Конфликт неосознаваемый, переход на репродуктивную деятельность. Идет соматическое разрушение. Очень остро переживается. Причины неудачи в себе. Предъявляют себе высокие требования, которые не могут быть реализованы.

Обсессивно-психастенический

Обусловлен противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями борьбой между желаниями и долгом; между моральными принципами и личностными привязанностями; если к личности предъявляются противоречивые требования,(в процессе воспитания, обучения, личных отношениях), то формируется чувство собственной неполноценности, отрыв от жизни, неадекватные установки. Снижение активности, нерешимость, депрессивные состояния. Человек постоянно мечется между внутренними тенденциями, состояние неопределенности.

  1. Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение.

Последователь школы психоанализа, американский ученый Карл Меннингер развил представления З. Фрейда о суициде, исследовав их глубинные мотивы. Он выделил 3 основные части суицидального поведения:

  1. Желание убить; суициденты, будучи в большинстве случаев инфантильными личностями, реагируют яростью на помехи или препятствия, стоящие на пути реализации их желаний;
  2. Желание быть убитым; если убийство является крайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степень подчинения: человек не может выдержать укоров совести и страданий из-за нарушения моральных норм и потому видит искупление вины лишь в прекращении жизни;
  3. Желание умереть; оно является распространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованному риску, а также среди больных, считающих смерть единственным лекарством от телесных и душевных мучений.

К ситуационным факторам на основании исследований проведенных в США Э. Гроллман относит:

  • Прогрессирующую болезнь, например, склероз или СПИД. Фактор прогрессирования заболевания является более значимым для суицидального риска, чем его тяжесть или потеря трудоспособности.
  • Экономические неурядицы порождают проблемы, связанные с едой, одеждой и жильем. Но при этом ставится под вопрос компетентность попавших в финансовые передряги. Они остро чувствуют себя неудачниками, жизнь которых не сложилась.
  • Смерть любимого человека разрушает привычный стереотип семейной жизни. Возможному суициду, как правило, предшествует затяжное интенсивное горе. В течение многих месяцев после похорон наблюдается отрицание возникшей реальности, соматические дисфункции, панические расстройства и т.д. В этих условиях суицид может казаться освобождением от невыносимой психической боли или способом соединения с тем, кто был любим и навсегда ушел. Его могут рассматривать как наказание за мнимые или реальные проступки, допущенные по отношению к покойному.
  • Развод и семейные конфликты. Исследования показывают, что многие люди, кончающие с собой, воспитывались в неполной семье.
  1. Межличностный конфликт.

Самые распространенные.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особен-ности, которые сводятся к следующему.

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происхо-дит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр извест-ных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного вза-имодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интел-лекта, воли и других индивидуально-психологических особен-ностей.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональ-ностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.

  1. Межгрупповые конфликты.

Межгрупповой конфликт - это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами. при этом в числе групп можно выделить: группы интересов, группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения.

Механизмы:

I. 1) Межгрупповая агрессия (Фрейд): главное средство сплочения группы, идентификация со своими и отчуждение от чужих. Чел другой культуры - непонятен, непредсказуем, опасен.

2) Объективный К интересов

3) Внутригрупповой фаворитизм: благоприятствование членам своей группы в противовес членам другой группы

II. 1) Деиндивидуализация взаимного восприятия (свой-чужой)

2) неадекватное соц и групповое сравнение (своя группа оценивется выше, достижения чужой занижаются)

3) групповая атрибуция (успехи своей группы объясняются внутренними причинами, неудачи - внешними)

  1. Межэтнические конфликты.

Центральное звено этноса - ценности (святыни). Ради святыни чел жертвует всем.

Межэтнические К - происходящие между отдельными представителями, соц группами разных этносом; конфронтация 2х и более этносов.

Типы этнических К:

Этносоциальные

Межэтнические

Причины имеют комплексный характер, возникают неожиданно.

Играют роль 3 осн фактора:

Уровень нац.самосознания (адекватный, заниженный = переходит в ВЛК, завышенный = причина м/л к)

Наличие критической массы проблем, оказывающих давление на все стороны жизни в этносе

Наличие полит сил, способных использовать в борьбе за власть 2 предыдущих фактора

Предупреждение межэтнических К:

1. Нерушимость этнических границ

2. Нерешение проблем силовым путем

3. Непредоставление одному этносу более выгодных условий, чем другому

4. Объединение хоз.деят-ти

5. Предоставление этносу полит и хоз автономии.

  1. Межгосударственные конфликты.

Смысл разделения политических конфлик-тов на внутри- и внешнеполитические бо-лее чем очевиден. В последних в качестве субъектов конфликта выступают государства (или коалиции государств). Отношения между ними всегда характеризовались взаимной конкуренцией, ко-торая с печальной периодичностью принимала самые острые формы (военные). Принято считать, что государствами движут так называемые национальные интересы. Их основу составляют важнейшие для существования народа-нации потребности: в бе-зопасности, контроле и использовании природных ресурсов, со-хранении культурной целостности и национальной специфики. Естественными ограничителями национально-государственных интересов выступают ограниченность ресурсов и национальные интересы других стран.

Межгосударственный конфликт часто реализуется в форме войны. Нужно проводить четкую границу между войной и межгосударственным конфликтом:

  • военные конфликты менее масштабны. Цели - ограничены. Причины - спорные вопросы. Причина войны - глубинные экономические и идеологические противоречия меду государствами. Войны более масштабны
  • война - состояние всего общества, участвующего в ней, военный конфликт - состояние социальной группы
  • война частично меняет дальнейшее развитие государства, военный конфликт может привести лишь к незначительным изменениям.
  1. Теория и практика разрешения конфликтов.

2 варианта завершения к: самостоятельно оппонентами или через вмешательство 3х лиц.

Самостоятельно оппонентами:

1) Затухание

Потеря мотивации к борьбе

Переориентация мотива

Истощение ресурсов

2) Разрешение

Сотрудничество

Компромисс

Уступки одной из сторон

3) Перерастание в др К

1) Урегулирование (сотр, компромисс, уступки одной стороны)

2) Устранение

Перевод одного или обоих оппонентов на др место работы, увольнение

Изъятие объекта К

Устранение дефицита объекта К

3) Перерастание в др К

  1. Основные правила предупреждения конфликтов.

  2. Предупреждение конфликтов и стресс.

Три производные тактики — уход, компромисс и сотрудничество.
Жизненные наблюдения показывают, что все люди склонны к соперничеству. Однако одни ощущают предел соперничества и отходят от него, другие же упорно придерживаются этой тактик». Это авторитарные личности . Данный тип людей создает стрессовые ситуации. Такие люди как бы заблокированы от понимания нужд и чаяний других, самое главное для них - удовлетворение своих притязаний.

Другая, прямо противоположная группа людей склонна или избегать конфликта, или уступать соперничающим типам. Обычно такие люди не порождают стрессовых ситуаций.

Любовь ближнего обычно завоевывают те, кто искренне стремится к сотрудничеству или хотя бы к компромиссу

  1. Основные типы поведения в конфликтной ситуации.

1. Избегание, уклонение. При выборе этой стратегии действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии, от высказываний своей позиции, переводя разговор в ответ на предъявленные требования или обвинения в другое русло на другую тему. Такая стратегия предполагает также тенденцию не брать на себя ответственность за решение проблем, не видеть спорных вопросов, не придавать значения разногласиям, отрицать наличие конфликта, считать его бесполезным. Важно не попадать в ситуации, которые провоцируют конфликт.

2. Соперничество. При данной стратегии действия направлены на то, чтобы настоять на своем пути открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение.

3. Приспособление. Действия, которые предпринимаются при такой стратегии, направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений, на обеспечение удовлетворенности другого путем сглаживания разногласий с готовностью ради этого уступить, пренебрегая своими интересами.

4. Компромисс. Здесь действия направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как свои интересы, так и пожелания другого в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Действия направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, на поиск и выработку в ходе переговоров промежуточных “средних” решений, устраивающих обе стороны, при которых никто особенно не теряет, но и не выигрывает. Существует убеждение, что даже если менеджер уверен в своей правоте, лучше не ввязываться в конфликтную ситуацию и отступить. Однако, если речь идет о деловом решении, от правильности которого зависит успех дела, подобная уступчивость оборачивается ошибками и потерями.

5. Сотрудничество. Предполагает признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется данным стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант разрешения конфликтной ситуации.

  1. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны.

Третья лица появляются, когда сами оппоненты выступают с инициативой привлечения 3х лиц (когда они потеряли веру в разрешение К либо К слишком деструктивный). Их появление связано с неконтролем ситуации и сильной деструкцией.

Посредник - нейтральное лицо, обеспечивает информационную функцию. К нему прибегают, когда К сулит эмо потери, когда дело объективно трудное, когда пространственная разнесенность, языковой барьер.

Особенности:

Достоверность

Объективность

Независимость

Медиатор - чел (группа лиц), кот обеспечивают прохождение конфликтных переговоров, обладает орг ресурсом для решения спорных вопросов оптимальным образом. Не дают оппонентам выплеснуть эмоции. Задача: сделать переговоры максимально эфф, чтобы был заключен договор. Он именно организовывает соглашение.

Особенности:

Независимость

Объективность

Компетентность

Третейский судья - ему делегируют ответственность за принятие решения. Оппоненты доведены, им уже не важно, в чью сторону решится проблема, им важно выйти из К.

Их отличия: уровень делегирования ответственности

  1. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.

Существенным компонентом, без которого невозможна реализация никакой стратегии конфликта, является переговорный процесс. Переговоры являются наиболее существенным звеном в разрешении социального конфликта. В англоязычной литературе по конфликтологии имеют место два подхода к оценке переговоров между сталкивающимися сторонами. Это: 1. "Достижение соглашения", являющееся разновидностью социального конфликта. Данная разновидность может быть определена как символическая коммуникация, с помощью которой две и более сторон стараются достичь соглашения в случае, когда их интересы противостоят друг другу; 2. Собственно переговоры как процесс, при котором позиции, изначально расходящиеся, становятся идентичными. В переговорном процессе важным фактором, влияющим на его результативность, является участие третьей стороны.

  1. Техника посреднической деятельности в конфликте.

Сущность посредничества в конфликтах состоит, как известно, в организации процесса урегулирования взаимоотношений, разрешения сложной ситуации между сторонами. Типичной моделью, используемой при разрешении конфликтов, является модель арбитража, при которой руководитель выступает в роли третейского судьи: выслушивает стороны, собирает необходимую информацию, а затем либо признает правоту одной из сторон, либо принимает «третье» решение. Такая стратегия типична для процесса принятия организационных или технических решений: формулируется проблема, ищутся варианты решения и выбирается «правильное», лучшее из них. Ту же логику руководители используют и при решении проблем человеческих взаимоотношений, однако здесь подобная стратегия редко приводит к успеху.

При сопоставлении модели арбитража с моделью посредничества становятся очевидными психологические преимущества последнего: выступая в роли посредника, руководитель организует диалог, но, если его посредничество эффективно, решение принимается самими участниками конфликта, они несут за него ответственность и приобретают позитивный опыт совместного решения сложных ситуаций. Постоянно сталкиваясь в своей работе с проблемами человеческих взаимоотношений, руководители относительно легко трансформируют этот опыт в навыки посреднической деятельности. Наиболее трудный момент в процессе их обучения, пожалуй, связан с созданием альтернативы усвоенной ими парадигме работы с конфликтами — отказом от позиции судьи и переходом в позицию посредника. Важно При этом не просто заменять одну модель на другую, а создать понимание того, что первый шаг руководителя в разрешении конфликта — выбор на основе определенных критериев модели, в соответствии с которой он будет действовать.

Другая категория «естественных» посредников, на опыте обучения которых мне и хотелось бы остановиться подробнее, — это психологи-практики. Наиболее типичные профессиональные позиции работы психолога с конфликтами — это психотерапевт и консультант, принимающий сторону клиента, действующий в его интересах, обсуждающий с ним проблему и оптимальные стратегии поведения.

  1. Методы исследования и диагностики конфликтов.

Наблюдение

Собеседовние

Методики (например, спилбергера и томаса)

  1. Социальная напряженность и основные методы ее регулирования.

Соц напряженность возникает, когда большую часть населения/соц группы лишают или ограничивают в удовлетворении потребностей.

По Хершбергу и его гигиенической т.мотивации сущ-ет 2 уровня потребностей:

Гигиенический - базовый (в еде, безопасности и тп) Создает ур комфорта, но не является мотиватором

Саморазвитие, новые уровни - истинные мотиваторы.

Соц напряженность связана с гигиеническим уровнем. Люди сначала протестуют на внутриличностном ур, потом переживания сопоставляются с мнением близких, далее волнения выходят в более широкий круг.

Задача состоит не в том, чтобы устранить социальную напряженность, конфликтность полностью, а в том, чтобы изменить систему социальных отношений, изменить ситуацию, вызвавшую повышенную напряженность. Если не сделать этого, то различие приводит к конфликту, а последний перерастает в противоречие. Регулирование социальных отношений может в значительной степени смягчать социальную напряженность или хотя бы не доводить ее до противоречий, тем более бескомпромиссных, деструктивных и тем обеспечивать развитие социальной общности

  1. Семейные конфликты.

Муж - жена
Борьба за лидерство, сопротивление диктату супруга; частичное несовпадение или даже противоположность взглядов на распределение обязанностей в семье; отрицательная оценка качества их выполнения; сексуальная дисгармония.

Мать — отец
Различия во взглядах на методы и способы воспитания детей; борьба за приоритетное влияние на ребенка.

Невестка — свекровь (свекор)
Борьба за влияние на сына (мужа); попытки диктата, подавления свободы, самостоятельности; личная неприязнь.

Зять - теша (тесть). То же самое.

  1. Супружеский конфликт.

Обусловлен 3 доминирующими факторами:

А Психосексуальная несовместимость супругов

В Неудовлетворение потребности в значимости своего Я, неуважение чувства достоинства со стороны партнера

С Неудовлетворение потребности в положит. Эмо, отсутствие заботы, ласки, внимание, понимания

Их сумма не должна превышать критический уровень. Если снижается один фактор, его можно компенсировать другими.

Д пристрастие одного из супругов к чрезмерному удовлетворению своих потребностей (алко, нарк, финансовые расходы только на себя)

Е Неудовлетворение потребности во взаимопомощи и взаимопонимании по вопросам ведения домашнего хоз, воспитания детей, отношения к старшим

Ж Различия в потребностях по проведению досуга, увлечениях

Если АВС находятся в зоне благополучия, то ДЕЖ не проявляются

Динамика супружеских К:

1. К адаптации друг к другу. Два Я должны стать одним МЫ. В МЫ ассимилируется все позитивное двух Я.

Самое лучшее, когда в другом мы находим то, что хотели бы иметь, но не имеем (принцип дополнения). Возникает конструктивная, позитивная взаимозависимость.

2. Появление детей

Ухудшается возможность профессионального роста супругов. Уменьшается возможности для увлечений. Жена-мать устает - снижается сексуальная активность. Столкновение взглядов на воспитание ребенка.

3. Средний супружеский возраст - конфликт однообразия

Детям по 12-13 лет, они дистанцируются от родителей и уже не так связывают их между собой. Больше конфликтов.

4. Кризис внутреннего одиночества.

Существенную роль играет разница в возрасте. Если муж и жена одногодки, то жена стареет раньше, а у мужчин возникают мысли, что они не реализовались как мужчины, они пытаются построить другую семью.

Внешние факторы супружеских кризисов:

1) ухудшение мат.положения

2) чрезмерная занятость одного из супругов

3) безработица

4) жилищная проблема

  1. Детско-родительские конфликты. Конфликты в педагогической деятельности.

ДРК - наиболее распространены, частный случай К поколений.

Психологические факторы ДРК:

1. Тип внутрисемейных отношений (гармоничная/дисгармоничная семья)

2. Деструктивность семейного воспитания

Разногласия членов семьи по вопросам воспитания

Противоречивость, непоследовательность воспитывающих действий

Опека и запреты в разных сферах жизни детей

Завышенная требовательность к детям, применение жестких осуждений, угроз, наказаний.

3. Возрастные кризисы детей

4. Личностный фактор

  1. Особенности конфликтного поведения подростков.

Реакция подростка: стремление избегать контакта с родителями; обман, неинформирование их о своей жизни (иначе возникнут нравоучения, упреки, критика); негативизм - оппозиционные демонстрационные действия (чтобы перевести родителя в статус врага - чтобы не ждать от него хорошего и не уступать потом)

Факторы, повышающие конфликтность:

1) непредоставление права на самостоятельность

3) ролевое поведение «родитель - ребенок»

4) суперопека

Модель 4 (3) стрессов:

I. Физиологический стресс: эндокринная система, перестройка орг, деформация лица и тела.

II. Вторжение во «взрослую комнату» (взрослую жизнь). Ожидания и требования родителей оказываются неадыкватными, т.к. они воспринимают детей как детей. Во взрослой жизни нет детских привычных моделей поведений, есть взрослые требования.

III. Взрослый объявляет, что подросток не обладает средствами для взрослой жизни и выталкивает его. Возникает острое К противоречие.

Решение: 1) у первобытных народов - инициация, после чего ребенка воспринимают как взрослого

2) дать ребенку зону априорного доверия: родители терпят ребенка как взрослого, а он за отведенное время должен быстро взрослеть. Все по договоренности.

Конфликты в учебной деятельности

Школа осущ. Целенаправленную передачу культ-истор опыта (в мат, соц, дух сфере). Двуединая задача: обучение и воспитание (как единый процесс психического развития). Учителя - один из самых консервативных слоев общества, т.к. отбирают самое проверенное временем. Они живут в системе старых проверенных стереотипов и поэтому не могут реагировать на новинки.

Субъекты образовательного процесса:

Ученики

Учитель

Родитель

Администрация

Психолог

К в учебной деят-ти

К поступков

К отношений

Пути предупреждения:

1) усвоение духовных нравственных ценностей (лит-ра)

2) решение проблем самореализации учеников и учителей

3) уважение личности ученика

4) формирование дисциплинированности

5) Личностно-демократический стиль общения

  1. Конфликт поколений.

Ценностный К.

Выход: принятие, ненавязывание своих ценностей. Тогда ценности младшего поколения обесцениваются и молодежь присоединяется к более старшим, проверенным, но лучшее из молодежных вливается в общечеловеческие.

  1. Ролевой конфликт.

Роль имеет сценарии, которые м.б противоположны. Между надо-надо.

  1. Конфликты повседневной жизни и их предупреждение.

  2. Влияние внутриличностного конфликта на эффективность профессиональной деятельности.

Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное

противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как

значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и

вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

Длительные ВЛК угрожают эффективности деят-ти, могут тормозить развитие Л.

Частые ВЛК приводят к потере уверенности в себе, к комплексу неполноценности, к потере смысла жизни.

Острые ВЛК приводят к деструкции м/л отношений, проф.деят-ти. Являются причиной раздражительности, тревожности, агрессивности.

  1. Конфликт в системе производственных отношений.

Конфликты в организациях (или трудовые конфликты) - противоречия, возникающие в трудовых отношениях и условиях, связанных с их обеспечением.

Конфликты в организациях подразделяются на два основных вида: межличностные (как правило, это конфликты «по вертикали»); межгрупповые.

Стороны (группы) межгрупповых конфликтов в организациях:

1) администрация;

2) трудовой коллектив;

3) профсоюз;

4) другая организация;

5) органы управления, муниципалитеты.

Выделяют три сферы деятельности, в которых могут происходить трудовые конфликты.

1. Сфера условий труда: режим труда, обеспечение безопасности и комфорта рабочего места, трудовые нормы и т. д.

2. Сфера закрепленных и принятых договоренностей о том или ином предмете производства.

3. Распределение ресурсов или обеспечение материальными вознаграждениями за труд.

Внешними причинами могут быть:

Общий рост безработицы;

Снижение ценности труда;

Обнищание населения;

Отсутствие регуляции условий труда административными кругами.

Эффективным способом предупреждения и разрешения трудовых конфликтов считают заключение соглашения или трудового договора на этапе принятия на работу либо на этапе уже возникшего конфликта. Договор включает основные права и обязанности всех сторон организации, содержит допускаемые способы разрешения трудовых противоречий и позволяет демократично управлять конфликтной ситуацией.

  1. Влияние конфликтов на социально-психологический климат в коллективе.

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.

Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее: - - совокупность социально-психологических характеристик группы;

Преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;

Характер взаимоотношений в коллективе;

Интегральная характеристика состояния коллектива.

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:

    уровень текучести кадров;

    производительность труда;

    качество продукции;

    количество прогулов и опозданий;

    количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;

    выполнение работы в срок или с опозданием;

    аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;

    частота перерывов в работе.

Под конфликтом взаимодействие объектов, цели которых и способы их реализации несовместимы. Под объектом могут подразумеваться люди, группы людей, армии, классы и др.

Это столкновение индивидов, групп и др., возникающее при наличии несовместимых интересов, взглядов, позиций.

Конфликтная ситуация, может приводить к неблагоприятным последствиям, иногда несущим реальную угрозу взаимодействующим сторонам. Подобный процесс нуждается в корректировке, поэтому появляется необходимость в его изучении, чем и занимается конфликтология.

Конфликты неизбежны, где есть жизнь. Бытует одна известная фраза, что если вы считаете, что у вас нет конфликтов, то проверьте, есть ли у вас пульс. Поэтому конфликтология занимается не искоренением конфликтных ситуаций, а сведением к минимуму негативных последствий в процессе их разрешения. Изучение закономерностей протекания конфликтов дает возможность конструктивно проживать подобные ситуации как на уровне отношений , так и на уровне межгосударственных взаимодействий. Конфликтной можно назвать ту ситуацию, которая проживается как конфликт хотя бы одной из взаимодействующих сторон.

Контактер Морея. Ченнелинг. Семья. Взаимоотношения мужчины и женщины

Появление конфликтологии как науки

Конфликтология – это наука, изучающая закономерности зарождения, появления, развития, разрешения, и завершения конфликтов любой степени сложности.

Конфликтология зародилась в 20 веке . В основу науки положены труды Карла Маркса . Впоследствии учение получило развитие и систематизацию в работах американского социолога Джонатана Тернера . на развитие науки оказали: немецкий социолог и философ Георг Зиммель и американский социололг Льюис Козер .

Объект конфликтологии – совокупность конфликтов в целом.

Предмет конфликтологии изучает зарождение конфликтов, протекание и их завершение.

Решение конфликта. Лазарев Сергей Николаевич

Основные виды конфликтов:

  1. социальные;
  2. внутриличностные;
  3. зооконфликты.

Внутриличностный конфликт – это негативное эмоциональное переживание, вызванное противостоянием структур внутреннего мира индивидуума, которое отражает противоречия в его отношениях с социальной сферой.

Социальные конфликты различают: межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные и др. Конфликтология занимается социальными конфликтами, фундаментом которых служат межличностные, которые тесно переплетены с внутренними процессами каждого участника конфликта. Изучение мотивов социальных конфликтных ситуаций невозможно без понимания процессов, происходящих в , а также без изучения условий, предшествующих его конфликтному поведению. Конфликт – это многогранный процесс, который не всегда поддается полному описанию даже с позиции науки.

Схема, характеризующая сущность конфликта, содержит в себе основные характеристики: структуру, динамику, управление конфликтом.

Структура конфликта:

  1. объект (определяется предмет спора);
  2. субъекты (индивидуум, объединение);
  3. условия развития конфликта;
  4. масштаб его развития;
  5. стратегия, тактика в поведении противостоящих сторон;
  6. исход конфликта (результаты, последствия, осознание).

Функции конфликта:

  1. конструктивная;
  2. деструктивная.

Взрыв негативных эмоций, грубое нарушение правил и норм, причинение материального, морального, и возможно, физического вреда конфликтующему объекту, относится к деструктивной стороне конфликта.

Конструктивной стороной такого процесса является тот факт, что это способ развития личности, группы и др., вызывающий состояния дезорганизации и потрясения по отношению к предшествующему развитию. Старое рушится, в жизнь входят , конфликт здесь проявляет себя в качестве генератора новых структур. В процессе разрешения конфликтной ситуации возможно достижение целей.

Динамика конфликта

Основные стадии развития конфликта:

  1. предконфликтная ситуация;
  2. проявление открытого конфликта;
  3. завершение.

Конфликта как такового еще нет, но появляются предпосылки для него: возникает причина противостояния между участниками. Если не урегулировать конфликт на первой стадии, то динамика конфликта будет развиваться дальше. Вторая стадия – участники переходят к конфликтному поведению. Расширяется количество участников, поддерживающих ту или иную сторону, предпринимаются действия, которые направлены друг против друга, присутствует обвинения, резко , эмоциональный накал. Этот процесс обозначен понятием эскалация, т.е. увеличение разрушительных, деструктивных действий конфликтующих оппонентов, зачастую имеющих необратимые катастрофические последствия. Третья стадия – разрешения конфликта.

Управление конфликтом

Управление конфликтом – это деятельность его участников, направленная на осознанное контролирование ситуации, осуществляемое ими на протяжении всего периода конфликтного взаимодействия. Здесь многое зависит от компетентности конфликтующих сторон. Для помощи в урегулировании конфликтов могут привлекаться специалисты.

Управление конфликтом на активной стадии развития заключается в том, чтобы конфликтующим сторонам раскрыть, выразить и защищать свою позицию, не нарушая рамок и приемлемых способов выражения своих чувств.

Не стоит вносить кардинальные изменения и правила поведения, а нужно лишь направлять конфликт, не мешая естественному процессу его развития.

Выход из конфликтной ситуации происходит благодаря: трансформации причин ее породивших, и изменением идеального восприятия конкретной ситуации ее участников. зачастую бывает частичным. О полном разрешении можно говорить тогда, когда полностью преобразована внешняя ситуация, а также трансформированы все внутренние психологические факторы, вызвавшие данный конфликт. Для этого, как правило, привлекаются специалисты в данной области: конфликтологи, психологи.

Победитель японского шоу талантов KAMIWAZA 2013.

Loading...Loading...