Семейный кодекс статья 63 обязанности родителей
Новая редакция Ст. 63 СК РФ
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Комментарий к Статье 63 СК РФ
1. По вопросу, касающемуся прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, см. также статьи 18 и 52 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Согласно п. 1 ст. 18 указанного Закона родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание ребенка. Так, в соответствии с п. 1 ст. 68 СК (см. комментарий к нему) родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.
Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей. Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции (ст. 38) и конкретизируются в п. 1 комментируемой статьи.
Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.
2. В п. 2 комментируемой статьи говорится об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
Эта обязанность конкретизируется в Законе об образовании. В п. 1 ст. 52 Закона об образовании сказано, что родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
А согласно п. 1 ст. 10 Закона об образовании с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
В СК не уточняется, что имеется в виду под основным общим образованием, и не указывается его продолжительность. В Законе об образовании даны лишь общие, относительные возрастные рамки начала и продолжительности освоения тех или иных образовательных программ и получения образования определенного уровня. Согласно Закону об образовании ступени - обычные возрастные рамки для основного общего образования начало в 9 - 10 лет, окончание в 14 - 15 лет.
В настоящее время ставится вопрос о всеобщем среднем (полном) образовании. Известно, что сотни тысяч детей не получают даже основного общего образования. Причины этому могут быть самыми разнообразными: от банального нежелания учиться до экономических трудностей в семье. К тому же действующее законодательство не содержит механизма принудительного исполнения этой обязанности. Так что, по сути, эта норма носит декларативный характер.
Другой комментарий к Ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации
1. Обязанность родителей по воспитанию и обеспечению развития своих детей включает в себя заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, получении детьми основного общего образования.
2. Право выбора родителями образовательного учреждения и формы образования для ребенка прекращается одновременно с прекращением корреспондирующей этому праву обязанности по обеспечению ребенку основного общего образования. О праве ребенка выражать свое мнение по вопросам, связанным с его образованием, см. комментарий к ст.57 СК РФ.
3. Согласно п.1 ст.10 Закона РФ "Об образовании" (ВВС РФ, 1992, N 30, ст.1797) с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. В соответствии с п.1, 3 ст.19 СК РФ общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, при этом основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.
Статья содержит важнейшие положения по выращиванию ребенка, превращения его в полноценного члена общества. Ранее Кодекс содержал только обязанности родителей по воспитанию своих детей. Изменение отношения к семье, ее роли в жизни ребенка сделали очевидной истину: родители не только обязаны его воспитывать, но и имеют на это право.
Воспитание ребенка есть личное неотъемлемое дело каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка. Право предполагает возможность лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания. Государство в пределах своих возможностей принимает необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и в случае необходимости оказывает материальную помощь и поддерживает программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем.
Право родителей обеспечивается не только благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей.
Все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей. Именно от этого во многом зависят духовный мир ребенка, его готовность к общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность должна быть общей и обязательной для обоих родителей. Подчеркивается особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей.
Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания. При передаче ребенка на воспитание другим лицам в установленном законом порядке родители несут ответственность за воспитание и развитие ребенка вместе с заменяющим их лицом. При усыновлении всю ответственность за ребенка принимает на себя усыновитель. Временная передача родителями своих детей на воспитание родственникам, посторонним лицам либо в одно из детских учреждений не освобождает родителей от ответственности за их воспитание и развитие.
Семейный кодекс не уточняет, о какой именно ответственности идет речь. Предполагается существование ответственности как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства, вплоть до уголовной. В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором - дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке, неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей.
Участие в воспитании ребенка нередко принимают не только родители, но и другие члены семьи, однако преимущественное право на его воспитание принадлежит родителям. Это означает, что при разрешении судом споров между родителями и другими лицами по поводу воспитания ребенка при прочих равных условиях эти споры разрешаются в пользу родителей. То же самое можно сказать относительно разногласий по вопросам семейного воспитания, разрешаемых органами опеки и попечительства.
Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. И хотя в CK РФ речь идет лишь об одной стороне образования - обучении, все равно имеются в виду важнейшие предпосылки полноценного, всестороннего развития личности ребенка. Эти предпосылки создает не только государство, но и родители. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился, он должен получить необходимое образование. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью. Подобного рода обязанность распространяется и на лиц, заменяющих родителей в установленном законом порядке. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя), расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Родители обязаны обеспечить получение ребенком общего основного образования, выбирать образовательное учреждение и формы обучения ребенка. Государство обязано уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований, который может быть установлен или утвержден государством.
Выбор образовательного учреждения, формы обучения для получения ребенком основного общего образования закреплены и в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Это означает, что только родители имеют право решать, где получать образование ребенку (в государственной или частной школе, лицее, гимназии, колледже и т.п.). От выбора родителей зависит, обучаться ли ребенку в образовательном учреждении; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм образования.
Необходимо только, чтобы избранная ими форма образования соответствовала единому государственному образовательному стандарту. Причем родителям, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные средства в размере затрат на образование каждого ребенка. От родителей также зависит, какое дополнительное образование и где получат их дети - в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста могут иметь значение его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией.
На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывают воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не считаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Комментарий к статье 63 СК РФ
1. Закон признает за каждым ребенком право на всестороннее обеспечение его интересов родителями (п.2 ст. 54 СК). В силу этого родители не только вправе, но и обязаны дать детям достойное воспитание, заботиться об их духовном, психическом и физическом здоровье. Эта право-обязанность не уменьшается и в том случае, когда родители живут раздельно, временно оставляют ребенка другим лицам (бабушке, няне и др.), отдают его в детский сад и т.д.
Родители, которые не заботятся о потомстве, прибегают в процессе "воспитания" к психическому или физическому насилию, злоупотребляют своими правами, могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной (ст. 156 УК), а Семейный кодекс предусматривает такие специфические меры, как лишение, ограничение родительских прав (см. коммент. к ст. 69, 73).
2. Комментируемая статья говорит о преимущественном праве родителей на воспитание ребенка. Исходя из этого они могут требовать его возврата от любого лица, удерживающего ребенка у себя не по закону или решению суда (см. коммент. к ст. 68).
3. Пункт 2 ст. 63 воспроизводит конституционную норму (ч.2 ст. 43 Конституции РФ) о том, что родители обеспечивают детям возможность получить основное общее образование (9 классов общеобразовательной школы).
Авторский комментарий (актуален на 2009 год) |
Комментарий эксперта (актуален на 2013 год) |
В то же время СК определяет права родителей в этой сфере несколько иначе, чем Закон РФ "Об образовании" в ред. Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ* (действует как специальный). Согласно ст. 10 этого Закона родители (с учетом мнения детей) могут выбрать: _________________________ * СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 150. образовательное учреждение; |
Положения пункта 2 комментируемой статьи конкретизируются нормами Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (вступает в силу с 1 сентября 2013 года).
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (п.4 ст. 63 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ). |
Консультации и комментарии юристов по ст 63 СК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 63 СК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Консультации юриста по ст. 63 СК РФ
- Ответ юриста:
Геннадий Ленько
Верующие, лишать родительских прав надо таких родителей или это их дело и они свободны в своём выборе? Такое решение
Интересное дело. Их ребенок, ЗАГС зарегистрировал - а я почему-то их прав лишать буду? Я кто такой, собственно? А вообще - вот батюшка-то удивится, когда крестить принесут))) А какой в этом вред для ребенка? В России ведь полно людей с...
- Ответ юриста:
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ являются семейные отношения. Эти отношения регулируются семейным законодательством и прежде всего Семейным кодексом РФ. Статья 63 СК РФ закрепляет право и обязанность родителей по воспитанию и развитию своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Нормы, направленные на защиту прав ребенка в сфере воспитания и образования, закреплены также Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 21.12.2004).Объективную сторону данного правонарушения образует неисполнение либо ненадлежащее исполнение указанных обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов ребенка. Семейный кодекс содержит лишь общую, рамочную норму об обязанностях по воспитанию ребенка. Поэтому понятие надлежащего либо, напротив, ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка является оценочным и зависит от конкретных обстоятельств.Следует иметь в виду, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, образует объективную сторону уголовного преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ .Субъектом данного правонарушения являются законные представители несовершеннолетнего. Ими могут быть родители, усыновители, опекуны или попечители, приемные родители. Обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних возлагаются также на руководителей воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.С субъективной стороны указанное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
взыщите неустойку на долг, ст. 115 ск рф будет должен детям несколько миллионов - сразу жизнь становится интереснее тут можно даже и не лишать родительских прав - всё равно не сможет что-либо попросить у детей, и по наследству никуда не денется
Справка с учебного заведения и заявление на алименты...
Блин, пристрелила бы такую свекровь, наверное!!! На порог её больше не пускайте, после таких слов, пусть бориться, раз дура, это ваш ребёнок, а не её, и ребёнок должен жить с родителями, а не с бабулей. И то что в квартире нехватает комнат...
Копия паспорта. Бланк трудовой книжки покупаешь в газетном ларьке или магазине канцтоваров. Копия СНИЛС (получать в пенсионном фонде) , копию ИНН (получать в налоговой) . Оригинал справки об обучении в школе (брать в школе) Мыслитель тебе...
По мнению нотариальной палаты РФ "согласие" ДОЛЖНО быть выписано на конкретный выезд (один) ребенка за границу. "По мнению Федеральной нотариальной палаты, согласие выдается законными представителями несовершеннолетнего гражданина на...
Семейный кодекс. Родители совершают действия, руководствуясь интересами своих несовершеннолетних детей (даже если это может сильно противоречить детскому "хочу").
Да. Есть опыт смены отчества сыну
Никита Самокрутов
накажут ли родителей 16-летнего подростка, если он после 9 класса устроится на офиц. работу, не продолжая учебу?. я слышала, что в таких случаях семьей интересуется участковый и опека с целью заставить учиться хотя бы в вечерней школе и как бы на законных основаниях, не беря во внимание желание подростка. семья благополучная.
Максим Павлычев
Несовершеннолетний 16-ти лет задержан за появление в состоянии легкого опьянения. Ст.20.20-20.22 КоАП не применимы к.... Ст.20.20-20.22КоАП не применимы к данному случаю. Могут ли мать этого несовершеннолетнего привлечь к административной ответственности по ст.5.35 (неисполнение обязанностей по воспитанию). Если ДА, то в чем КОНКРЕТНО выражается объективная сторона правонарушения (желательно с указанием н-п акта).
Елена Боброва
Как лишить отцовства?11 лет не платит алименты,хотя судом назначены с2001г.Суд.исполнители бездействуют.Денег нет.Что де
Даниил Вильный
Добрый день! могу ли я не разрешать беседу инспектора по делам несовершеннолетних с ребенком?
Георгий Козицын
Какие документы нужны на алименты,если учиться и 18лет
Ярослав Олейник
свекровь террорезирует...
Дарья Романова
Хочу официально устроиться на работу. 14 лет. Какой пакет документов нужен и где их взять?
Константин Юдинцев
на какой срок может быть выдано нотариусом разрешение на вывоз детей за границу от одного из родителей?
Иван Шестоперов
Дети и родители. Различные запреты, указания, домашние аресты и т. д. Какие на это есть основания?
Виталий Тиунов
Может ли сменить отчество ребенок, достигший 14 лет, с согласием обоих родителей?. если Вы не уверенны, не надо давать утвердительных ответов, пожалуйста. очень жду обоснованного ответа, опирающегося на указанный источник
Игорь Троян
на кого возлагается создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования
Официальный текст :
Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Комментарий юриста :
Гражданин как родитель - неоспоримый обладатель родительских прав. К их числу часть 2 статьи 38 Конституции относит заботу о детях, их воспитании. Семейный Кодекс не дает полного перечня родительских прав, называет лишь некоторые из них, например, право защищать интересы и права своих детей (статья 64 Семейного Кодекса). Но обще признано, что главное родительское право заключается в возможности лично воспитывать своих детей. Если что-то или кто-то мешает им осуществить это право, родители могут прибегнуть к судебной защите (статья 68 Семейного Кодекса). Отсутствие в Семейном Кодексе детального описания родительских прав, связанных с семейным воспитанием несовершеннолетних, объясняется тем, что государство не вмешивается в этот процесс, предоставляя самим родителям выбор способов и методов воспитательного воздействия на ребенка.
Вместе с тем государство в абзаце 2 пункте 1 статьи 63 дает общее направление деятельности родителей по семейному воспитанию, обозначая, что входит в круг обязанностей родителей. Это обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Осуществляется каждая из разновидностей родительской заботы главным образом благодаря совершению определенных действий, преследующих нужный результат. Бездействие на этот счет чревато нарушением прав, интересов ребенка. А если оно носит противоправный характер, возможно вмешательство государства в процесс семейного воспитания, наступление семейно-правовой ответственности в виде лишения родительских прав (статья 69 Семейного Кодекса).
То же самое можно сказать о тех действиях, которые причиняют вред здоровью, физическому и нравственному развитию несовершеннолетнего. Вот почему согласно пункту 1 статьи 18 Конвенции о правах ребенка родители несут основную ответственность за воспитание и развитие своего ребенка - "наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы". Особенность родительских прав заключается в их преимущественном характере перед всеми другими лицами, на что обращает внимание пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10. Такое преимущество не относится к абсолютным привилегиям. В любом случае главное - интересы ребенка, ради соблюдения которых может иметь место отказ в иске родителя о возврате ему несовершеннолетнего.
В современной России обязательным для каждого гражданина является получение основного общего образования (часть 4 статьи 43 Конституции). К конституционным относится и положение о том, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Причем данное положение перенесено в статью 63 Семейного Кодекса. Основным общим образованием считается образование, которое имеет три ступени (начальное общее образование с 1-го по 4-й класс; основное общее образование с 5-го по 9-й класс; среднее (полное) общее образование с 10-го по 11-й класс). Получение обязательного общего образования не исключает обучения ребенка вне образовательного учреждения с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии.
Согласно части 2 статьи 43 Конституции гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего образования. Эти общие конституционные положения имеют прямое отношение к обязанности родителей обеспечить ребенку получение основного общего образования. Но думается, что получение несовершеннолетним основного общего образования есть его право, предусмотренное пунктом 1 статьи 28 Конвенции о правах ребенка, а обязанность его обеспечить есть долг не родителей, а государства, предусмотренный частью 1 статьи 43 Конституции. Если родители нарушают без уважительных причин данное право ребенка, то имеются основания для привлечения их к семейно-правовой ответственности.
Пример: такая ответственность была применена, например, к Р., которая была лишена родительских прав в отношении ее несовершеннолетних сыновей - 12-летнего и 10-летнего ребенка. Она имела от второго брака еще двух малолетних дочерей. Мать не только жестоко обращалась с мальчиками, но и не пускала их в школу, ссылаясь на то, что ей не с кем оставлять маленьких. Таким образом, одним из оснований лишения ее родительских прав на сыновей стало злоупотребление Р. своими родительскими правами, выразившееся в создании ситуации, исключающей обучение несовершеннолетних.
К правам родителей, связанным с получением детьми образования, относится и право выбора общеобразовательного учреждения и формы обучения детей для получения ими основного общего образования. При этом требуется учитывать мнение детей. Что же касается формы обучения, предусмотренной Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 13.02.2009), то имеется в виду обучение в образовательном учреждении, семейное образование, экстернат. При этом допускается сочетание различных форм образования. Они определяются с учетом личности обучаемого, состоянием его здоровья, уровнем умственного развития, наличием таланта и т.п. Право родителей на выбор формы обучения Семейный Кодекс также связывает с учетом мнения детей, о получении образования которыми идет речь.