Орлеанская дева (опера). «Вехи»: Жанна Д'арк. Орлеанская дева

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)

Фридрих Шиллер
Орлеанская дева

Действующие лица:

Карл Седьмой , король французский.

Королева Изабелла , или Изабо , его мать.

Агнеса Сорель .

Филипп Добрый , герцог Бургундский.

Граф Дюнуа.

Ла Гир.

Дю Шатель.

Архиепископ Реймский.

Шатильон , бургундский рыцарь.

Рауль , лотарингский рыцарь.

Тальбот, главный вождь англичан.

Лионель, Фастольф , английские вожди.

Монгомери , валлиец.

Французские, бургундские, английские рыцари.

Чиновники орлеанские.

Английский герольд.

Тибо д"Арк , земледелец.

Алина, Луиза, Иоанна – его дочери.

Этьен, Арман, Раймонд – их женихи.

Бертранд, поселянин.

Черный рыцарь.

Угольщик.

Его жена.

Пажи. – Солдаты. – Народ. – Придворные. – Епископы. – Маршалы. – Чиновники. – Дамы, дети и пр.

Действие происходит в 1430 году.


Жанна д"Арк. Миниатюра второй половины XV в.

Пролог

Сельское место; впереди на правой стороне часовня и в ней образ Богоматери; на левой стороне высокий ветвистый дуб.

Явление первое

Тибо д"Арк, Этьен, Арман, Раймонд, Алина, Луиза, Иоанна.

Тибо.


Так, добрые соседи, нынче мы
Еще французы, граждане, свободно
Святой землей отцов своих владеем;
А завтра… как узнать? чьи мы? что наше?
Во всех местах пришелец торжествует;
Везде врагов знамена; их конями
Истоптаны отеческие нивы;
Париж врата их войскам отворил,
И древняя корона Дагоберта
Досталася в добычу иноземцу;
Внук королей без трона, без приюта,
Скитается в своей земле, как странник;
Знатнейший пэр, ближайший из родных
Против него с врагами в заговоре;
Родная мать ему готовит гибель;
Деревни, города пылают; тихо
Еще у нас в долинах… но дойдет,
Дойдет и к нам гроза опустошенья.
Итак, друзья, пока еще есть воля,
Я дочерей хочу пристроить с Богом.
Для женщины против времен опасных
Необходим заботливый защитник;
А с кем любовь, тому в бедах легко.
Этьен, тебе понравилась Алина;
У нас поля соседственно граничат,
Сердца же заодно… такой союз
Угоден Богу. Ты, Арман, ни слова;
А ты глаза, Луиза, опустила…
Друзья, друзья, вы встретились сердцами -
Не мне вас разлучать. К чему богатство?
Кто в наши дни богат? Теперь все наше
До первого врага или пожара;
Теперь один спасительный приют:
Грудь верная испытанного мужа.

Луиза.

Арман (подавая ей руку).


Твой навсегда.

Луиза.


А ты, сестра?

Тибо.


На каждую дам тридцать десятин,
И огород, и двор, и стадо – Бог
Благословил меня, благословит
И вас.

Алина.


Утешь отца, сестра Иоанна,
Пусть в этот день устроится три счастья.

Тибо.


Подите; завтра мы сыграем свадьбу
И пир на всю деревню; приготовьте,
Что надобно.

Алина, Луиза, Арман и Этьен уходят.


Жанна д’Арк при осаде Орлеана. Ш. Ленепвё

Явление второе

Тибо.


Твои, Жаннета, сестры
Выходят замуж; их судьба счастлива;
При старости они мое веселье;
Одна лишь ты мне горе и печаль.

Раймонд.


Сосед, на что Жаннету огорчать?

Тибо (указывая на Раймонда).


Вот юноша прекрасный, честный; с ним
Никто у нас в деревне не сравнится;
Тебе он отдал душу; три весны,
Как он, задумчивый, с желаньем тихим,
С безропотным, покорным постоянством
Вздыхает по тебе; а ты молчишь,
Ты холодно сама в себе таишься;
И ни один из наших поселян
Улыбкою твоею не утешен.
Смотрю: ты в полноте прекрасной жизни;
Пора надежд, весна твоя пришла;
Цветешь… но я напрасно ожидаю,
Чтобы любовь в душе твоей созрела,
Прискорбно это мне. Боюсь, но вижу,
Что над тобой ошиблася природа;
Я не люблю души холодной, черствой,
Бесчувственной в поре прекрасной чувства.

Раймонд.


Не принуждай ее, мой честный Арк.
Любовь, моей Иоанны есть прекрасный
Небесный плод; прекрасное свободно;
Оно медлительно и тайно зреет.
Теперь ее веселье жить в горах;
К нам в хижины, жилища суеты,
С вершины их она сходить боится.
Нередко я с благоговеньем тихим
Из дола вслед за ней смотрю, когда
Она одна в величии над стадом
Стоит и взор склоняет в размышленье
На мелкие обители земные.
Я вижу в ней тогда знаменованье
Чего-то высшего, и часто мнится,
Что из других времен пришла она.

Тибо.


А это мне противно! Для чего
Чуждаться ей сестер своих веселых?
Всегда встает до ранних петухов,
Чтобы бродить по высотам пустынным;
И в страшный час – в который человек
Доверчивей теснится к человеку -
Украдкою, как птица, друг развалин,
В туманное жилище привидений,
В ночную тьму бежит, чтоб горный ветер
Подслушивать на темном перекрестке.
Зачем она всегда на этом месте?
Зачем сюда гонять ей стадо? Часто
Видал я, как она час целый в думе
Под этим деревом друидов, где
Боится быть счастливое созданье,
Сидит недвижима… а здесь не пусто;
Здесь водится недобрый с давних лет;
У стариков ужасные преданья
Сохранены об этом старом дубе;
И часто шум каких-то голосов
Нам слышится в его печальных ветвях.
Однажды мне случилось запоздать,
Меня вела дорога мимо дуба,
И вдруг мне видится: под ним сидит
Туманное, а что?.. не знаю! Тихо
Иссохшею рукой приподняло
Широкую одежду и меня
Как будто бы манило… Сотворив
Молитву, я бежал скорее прочь.

Раймонд (указывая на образ в часовне).


Не верю я; не козни сатаны,
А чудотворный лик Пречистой Девы
Ее всегда приводит в это место.

Тибо.


Нет, нет! И сны и страшные виденья
Меня, мой друг, тревожат не напрасно:
Три ночи я все вижу, будто в Реймсе
Она сидит на королевском троне;
Семь ярких звезд венцом на голове;
В ее руке какой-то чудный скипетр,
И из него три белые лилеи,
И я – ее отец – и обе сестры,
И герцоги, и графы, и прелаты,
И сам король пред нею на коленях!..
Моей ли хижине такая слава?
Нет, это не к добру; то знак паденья;
Иносказательно мне этот сон
Ее души изобразил надменность;
Убожества она стыдится; Бог
Ей даровал богатство красоты,
Ее щедрей всех наших поселянок
Благословил чудесными дарами…
И гордость грешная зашла к ней в душу;
А гордостью и ангелы погибли,
И ею враг в свои нас ловит сети.

Раймонд.


Но кто ж скромней, кто непорочней в нравах
Твоей смиренной Иоанны? Старшим
Сестрам она с веселым сердцем служит;
В селе у нас она всех выше… правда!
Но где найдешь работницу прилежней?
Бывал ли ей и низкий труд противен?
Ты видишь, под ее рукой чудесно
Твои стада и жатвы процветают;
На все, к чему она коснется, сходит
Непостижимое благословенье.

Тибо.


Непостижимое… так, правда! Ужас
Объемлет при таком благословенье.
Ни слова; я молчу, молчать мне должно…
Мне ль вызывать на суд свое дитя?
Могу лишь остеречь; могу молиться;
Но остеречь мой долг… Оставь сей дуб;
Не будь одна; не рой кореньев в полночь;
Не составляй из сока их питья
И не черти в песке волшебных знаков.
Нам в области духов легко проникнуть;
Нас ждут они и молча стерегут
И, тихо внемля, в бурях вылетают.
Не будь одна: в пустыне искуситель
Перед самим создателем явился.

Явление третье

Бертранд входит с шлемом в руках.

Раймонд.


Молчи, идет Бертранд; он возвратился
Из города. Но что несет он?

Бертранд.


Вы
Дивитесь, что с таким добром я к вам
Являюсь?

Тибо.


Подлинно; откуда взял
Ты этот шлем? На что знак бед и смерти
Принес ты к нам в жилище тишины?

Иоанна, которая до сих пор не принимала никакого участия в том, что вокруг нее происходило, становится внимательнее и подходит ближе.

Бертранд.


И сам едва могу я объяснить,
Как мне достался он. Я покупал
Железные изделья в Вокулёре;
На площади толпилась тьма народа -
Вкруг беглецов, лишь только прибежавших
С недоброю из Орлеана вестью;
Весь город был в волненье; сквозь толпу
С усилием я продирался… вдруг
Цыганка смуглая со мной столкнулась;
В руках у ней был этот шлем; она,
Пронзительно в глаза мне посмотрев,
Сказала: «Ты, я знаю, ищешь шлема;
Вот шлем, недорогой, возьми». – «На что?» -
Я отвечал ей. – «К латникам пойди;
Я земледелец, мне нет нужды в шлеме».
Но я никак не мог отговориться.
«Возьми, возьми! – она одно твердила. -
Теперь для головы стальная кровля
Приютнее всех каменных палат».
И так из улицы одной в другую
Она за мной гналася с этим шлемом.
Я посмотрел: он был красив и светел;
Был рыцарской достоин головы;
Я взял его, чтоб ближе разглядеть;
Но между тем, как я стоял в сомненье,
Она из глаз моих, как сон, пропала:
Ее толпой народа унесло…
И этот шлем в моих руках остался.

Иоанна (ухватясь за него поспешно).


Отдай мне шлем.

Бертранд.


На что? Такой наряд
Не девичьей назначен голове.

Иоанна (вырывая шлем).


Отдай, он мой и мне принадлежит.

Тибо.


Иоанна, что с тобой?

Раймонд.


Оставь ее;
В ней мужеством наполнена душа,
И ей убор воинственный приличен.
Ты помнишь сам, как прошлого весной
Она в горах здесь волка одолела,
Ужасного для стад и пастухов.
Одна, одна, душою львица, дева
Чудовище сразила и ягненка
Исторгнула из челюстей кровавых.
Чью б голову сей шлем ни украшал,
Но ей приличней он.

Тибо.


Бертранд, какая
Беда еще случилась? Что сказали
Бежавшие из Орлеана?

Бертранд.


Боже,
Помилуй короля и наш народ!
Мы в двух больших сражениях разбиты;
Враги в средине Франции; все взято
До самых берегов Луары; войска
Со всех сторон сошлись под Орлеан,
И страшная осада началася.

Тибо.


Как! Север весь уже опустошен,
А хищникам все мало; к югу мчатся
С войной…

Бертранд.


Бесчисленный снаряд осадный
Со всех сторон придвинут к Орлеану.
Как летом пчел волнующийся рой,
Слетайся, жужжит кругом улья,
Как саранча, на нивы темной тучей
Обрушившись, кипит необозримо,
Так Орлеан бесчисленно народы
Осыпали, в одно столпившись войско;
От множества племен разноязычных
Наполнен стан глухим, невнятным шумом;
И всех своих землевластитель герцог
Бургундский в строй с пришельцами поставил:
Из Лидтиха, из Генего, из Гента,
Богатого и бархатом и шелком,
Из мирного Брабанта, из Намура,
Из городов Зеландии приморских,
Блистающих опрятностью веселой,
От пажитей голландских, от Утрехта,
От северных Фризландии пределов,
Под знамена могущего Бургунда
Сошлись полки разрушить Орлеан.

Тибо.


О горестный, погибельный раздор;
На Францию оружие французов!

Бертранд.


И, бронею покрывшись, Изабелла,
Мать короля, князей баварских племя,
Примчалась в стан врагов и разжигает
Их хитрыми словами на погибель
Того, кто жизнь приял у ней под сердцем.

Тибо.


Срази ее проклятием, Господь!
Богоотступница, погибнешь ты,
Как некогда Иезавель погибла.

Бертранд.


Заботливо осадой управляет
Рушитель стен, ужасный Салисбури;
С ним Лионель, боец с душой звериной;
И вождь Тальбот, один судьбу сражений
Свершающий убийственным мечом;
Они клялись, в отваге дерзновенной,
Всех наших дев предать на посрамленье;
Сразить мечом, кто встретится с мечом.
Придвинуты к стенам четыре башни,
И, городом владычествуя грозно,
С их высоты убийства жадным оком,
Невидимый, считает Салисбури,
На улицах поспешных пешеходов.
Уж много бомб упало в город; церкви
В развалинах, и сам великолепный
Храм Богоматери грозит паденьем.
Бесчисленны подкопы под стенами;
Весь Орлеан стоит теперь над бездной
И робко ждет, что вдруг под ним она,
Гремящая, разверзнется и вспыхнет.

Иоанна слушает с великим, беспрестанно усиливающимся вниманием и, наконец, надевает на голову шлем.

Тибо.


Но где Сангграль? Что сделалось с Ла Гирам?
Где Дюнуа, отечества надежда?
С победою вперед стремится враг, -
А мы об них не знаем и не слышим.
И что король? Ужель он равнодушен
К потере городов, к бедам народа?

Бертранд.


Король теперь с двором своим в Шиноне;
Людей взять негде, все полки разбиты.
Что смелый вождь? Что рыцарей отважность,
Когда нет сил, когда все войско в страхе?
Нас Бог казнит; ниспосланный им ужас
К бесстрашнейшим запал глубоко в душу;
Все скрылося; все вызовы напрасны;
Как робкие бегут к заградам овцы,
Послышавши ужасный волчий вой,
Так, древней чести изменив, французы
Спешат искать защиты в крепких замках.
Едва один нашелся храбрый рыцарь:
Он слабый полк собрал и к королю
С шестнадцатью знаменами идет.

Иоанна (поспешно).


Кто этот рыцарь?

Бертранд.


Бодрикур; но трудно
От поисков врага ему укрыться:
Две армии преследуют его.

Иоанна.


Но где же он? Скажи скорей, что слышно?

Бертранд.


На переход один от Вокулёра
Стоит он лагерем.

Тибо.


Молчи, Иоанна,
Ты говоришь о том, чего не смыслишь.

Бертранд.


Уверившись, что враг неодолим,
И помощи от короля не чая, -
Чтобы спастись от ига иноземцев
И сохранить себя законной власти, -
Решилися граждане Вокулёра
Могущему Бургунду покориться,
Но с тем, чтоб он их принял договор:
Чтоб возвратил нас древнему престолу,
Как скоро мир опять меж ними будет.

Иоанна (вдохновенно).


С кем договор? Ни слова о покорстве!
Спаситель жив; грядет, грядет он в силе!..
Могущий враг падет под Орлеаном:
Исполнилось! Для жатвы он созрел!..
Своим серпом вооружилась дева,
Пожнет она кичливые надежды;
Сорвет с небес продерзостную славу,
Взнесенную безумцами к звездам…
Не трепетать! Вперед! Не пожелтеет
Еще на ниве клас и круг луны
На небесах еще не совершится -
А ни один уже британский конь
Не будет пить из чистых вод Луары.

Бертранд.


Ах! В наши дни чудес уж не бывает.

Иоанна.


Есть чудеса!.. Взовьется голубица
И налетит с отважностью орла
На ястребов, терзающих отчизну;
И низразит она сего Бургунда,
Цареотступника, сего Тальбота,
Сторукого громителя небес,
С ругателем святыни Салисбури;
И побегут толпы островитян,
Затрепетав, как агнцы, перед нею…
Господь с ней будет! Бог всесильный брани
Пошлет свое дрожащее созданье;
Творец земли себя в смиренной деве
Явит земле… зане он всемогущий!

Тибо.


Какой в ней дух пророчит?

Раймонд.

Иоанна.


Как! Древнему престолу пасть? Стране,
Избранной славою, под вечным солнцем
Прекраснейшей, счастливому Эдему,
Стране, творцу любезной, как зеница
Его очей, рабою быть пришельца?..
Здесь рухнула неверных сила; здесь
Был первый крест, спасенья знак, воздвигнут;
Здесь прах лежит святого Людовика;
Ерусалим отсюда завоеван…

Бертранд.


Вы слышите?.. Откуда вдруг открылся
Такой ей свет?.. О, дочерью чудесной,
Сосед, тебя Господь благословил.

Иоанна.


Нам не иметь властителей законных,
Воспитанных единым с нами небом?
Для нас король наш должен умереть,
Неумирающий; защитник плуга,
Хранитель стад, плодотворитель нив,
Невольникам дарующий свободу,
Скликающий пред трон свой наши грады,
Покров бессилия, гроза злодейства,
Без зависти возвышенный над миром,
И человек и ангел утешенья
На вражеской земле?.. Престол законных
Властителей и в пышности своей
Для слабого приют; при нем на страже
И власть и милость; стать пред ним боится
Виновный; пред него с надеждой правый
Идет в лицо судьи смотреть без страха…
Но царь-пришлец, чужой страны питомец,
Пред кем отцов священный прах не скрыт
У нас в земле, земли не взлюбит нашей.
Кто нашим юношам товарищ не был,
Кому язык наш в душу не бежит,
Тот будет ли для нас отец в короне?

Тибо.


Да защитит всевышний короля
И Францию! Нам, мирным поселянам,
Меч незнаком; нам бранного коня
Не укротить; мы будем ждать смиренно,
Кого нам даст владыкою победа!
Сражения успех есть божий суд.
Король наш тот, кто был миропомазан
В священном Реймсе, кто приял державу
Над древними гробами Сен-Дени…
Друзья, пора к работе; помни каждый
Ближайший долг свой; пусть князья земные
Земную власть по жеребью берут!
А нам смотреть в тиши на разрушенье:
Покорной нам земли оно не тронет;
Пускай пожжет селенья наши пламень,
Пускай кони притопчут наши нивы -
С младой весной взойдет младая жатва,
А низкие легко восстанут кровли.

Все, кроме Иоанны, уходят.

Явление четвертое

Иоанна (долго стоит в задумчивости).


Простите вы, холмы, поля родные;
Приютно-мирный, ясный дол, прости;
С Иоанной вам уж боле не видаться,
Навек она вам говорит: прости!
Друзья-луга, древа, мои питомцы,
Вам без меня и цвесть и доцветать;
Ты, сладостный долины голос, эхо,
Так часто здесь игравшее со мной,
Прохладный грот, поток мой быстротечный,
Иду от вас и не приду к вам вечно.
Места, где все бывало мне усладой,
Отныне вы со мной разлучены;
Мои стада, не буду вам оградой…
Без пастыря бродить вы суждены;
Досталось мне пасти иное стадо
На пажитях кровавыя войны.
Так вышнее назначило избранье;
Меня стремит не суетных желанье.
Кто некогда, гремя и пламенея,
В горящий куст к пророку нисходил,
Кто на царя воздвигнул Моисея,
Кто отрока Давида укрепил -
И с сильным в бой стал пастырь не бледнея, -
Кто пастырям всегда благоволил,
Тот здесь вещал ко мне из сени древа:
«Иди о мне свидетельствовать, дева!
Надеть должна ты даты боевые,
В железо трудь младую заковать;
Страшись надежд, не знай любви земныя,
Венчальных свеч тебе, не зажигать;
Не быть тебе душой семьи родныя;
Цветущего младенца не ласкать…
Но в битвах я главу твою прославлю;
Всех выше дев земных тебя поставлю.
Когда начнет бледнеть и смелый в брани,
И роковой пробьет отчизне час -
Возьмешь мою ты орифламму в длани
И мощь врагов сорвешь, как жница клас;
Поставишь их надменной власти грани,
Преобратишь во плач победный глас,
Дашь ратным честь, дашь блеск и силу трону,
И Карла в Реймс введешь принять корону».
Мне обещал небесный извещенье;
Исполнилось… и шлем сей послан им.
Как бранный Огнь – его прикосновенье,
С ним мужество, как божий херувим…
В кипящий бой несет души стремленье;
Как буря, пыл ее неукротим…
Се битвы клич! Полки с полками стали!
Взвились кони, и трубы зазвучали!

(Уходит.)

Действие первое

Явление первое

Ставка короля Карла в Шиноне.

Дюнуа. Дю Шатель.

Дюнуа.


Нет! Доле не стерплю; пора покинуть
Нам короля, который сам бесславно
Себя покинул. Кровь бунтует в жилах,
И душу всю я выплакать готов,
Смотря на бедную отчизну… Боже!
Разбойники мечами города,
Старинные жилища чести, делят
И выдают их ржавые ключи
С покорностью врагу… а мы, мы здесь
В бездействии покоя расточаем
Священные спасения часы.
Лишь весть пришла, что Орлеан в осаде, -
Спешу свою Нормандию покинуть,
Лечу сюда в надежде, что король,
Готовый в бой, попки уж вывел в поле…
Но что ж? Он окружен толпой шутов;
В кругу своих беспечных трубадуров
Заботится разгадывать загадки
И лишь пиры дает своей Агнесе.
Как будто все спокойно!.. Коннетабль,
Терпенье потеряв, уже решился
Расстаться с ним… и я, и я расстанусь;
Пора судьбе на власть его предать.Твой слух; для нас была еще надежда!Но этот твой безобластный король
Мне в дар прислал сокровище бесценно.

Дюнуа.


Избави Бог! Не право ль на Неаполь?
Несчастный дар! Оно в цене упало
С тех пор, как он пасет своих овец.

Король.


То ясная забава, шутка, праздник,
Который он душе своей готовит:
Средь ужасов существенности мрачной
Он сотворил невинный, чистый мир;
Он царское, великое замыслил:
Призвать назад то время старины,
Те дни любви, когда любовь вздымала
Грудь рыцарей великим и прекрасным,
Когда в суде присутствовали жены,
Суровое смягчая нежным чувством.
В сих временах живет незлобный старец;
И в той красе, какой они пленяют
Нас в дедовских преданьях, в древних песнях -
Как божий град на светлых облаках,
Он мыслит их переселить на землю.
Он учредил верховный суд любви,
Где рыцарей дела судимы будут,
Где чистых жен святое будет царство,
Где чистая любовь для нас воскреснет -
И он меня избрал царем любви.

Дюнуа.


Не столько я еще забыт природой,
Чтоб отвергать владычество любви.
И в областях любви мое наследство;
Я сын ее, она дала мне имя,
Моим отцом был Орлеанский принц -
Он не встречал красавиц непреклонных,
Зато не знал и крепких вражьих замков.
Ты хочешь быть царем любви по праву?
Храбрейшим будь из храбрых. В старых книгах
Случилось мне читать, что неразлучны
Любовь и рыцарская бодрость были;
Не пастухи, слыхал я, а герои
За круглый стол садились в древни годы.
Лишь тот, чья грудь защитой красоте,
Берет ее награду… Место боя
Перед тобой – сразись за трон наследный;
Опасность ждет – стань с рыцарским мечом
За честь венца, за славу жен прекрасных.
Когда ж, сломив врагов, из их когтей
Кровавую корону смело вырвешь -
Тогда твой час, тогда царю прилично
Венцом любви чело свое украсить.

Король (вошедшему пажу).


Что скажешь?


Ждут гонцы из Орлеана.

Король.

Паж уходит.


Они пришли просить защиты…
Что отвечать? И сам я беззащитен.

По Шиллеру и Жуковскому с сокращением многих стихов

Действующие лица:

Карл VII, король тенор
Архиепископ бас
Дюнуа, французский рыцарь баритон
Лионель, бургундский рыцарь баритон
Тибо д’Арк, отец Иоанны бас
Раймонд, ее жених тенор
Бертранд, крестьянин бас
Воин бас
Иоанна д’Арк сопрано
Агнеса Сорель сопрано
Голос соло в хоре ангелов сопрано

Кавалеры и дамы двора, воины французские и английские, рыцари, монахи, цыгане и цыганки, пажи, шуты, карлики, менестрели, палачи, народ.

Место действия - Франция.

Время: начало XV века.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Славный подвиг героини французского народа Иоанны (Жанны) д’Арк, как сюжет для оперы, заинтересовал в 1878 году. Такой интерес возник не случайно.

Романтическая драма Шиллера «Орлеанская дева», впервые с огромным успехом поставленная в Лейпциге в 1831 году, пользовалась, благодаря переводу Жуковского (1817-1821), большой популярностью в прогрессивных кругах России. Популярность эта еще более возросла в годы общественного подъема 70-х-80-х годов. Но пьеса Шиллера была в то время запрещена к сценическому представлению. Тем не менее великая русская трагическая актриса М. Н. Ермолова нередко читала на вечерах, устраиваемых студенческой молодежью, монологи из «Орлеанской девы». Образ девушки-героини, беззаветно проникнутой идеей освобождения родины, воспламенял сердца демократической аудитории. Однако Ермоловой удалось поставить шиллеровскую трагедию на сцене московского Малого театра лишь в 1884 году, спустя три года после премьеры оперы на тот же сюжет.

Народно-патриотическое содержание трагедии прежде всего привлекло к ней внимание композитора: крестьяне и рыцари Франции, одушевленные личной отвагой и пламенным призывом крестьянской девушки, побеждают англичан в так называемой Столетней войне. Решающая битва произошла у Орлеана; отсюда название Жанны - Орлеанская дева. Оклеветанная, она по приговору католического суда предается сожжению на костре (казнена 30 мая 1431 года).

Была, однако, и другая причина, побудившая обратиться к шиллеровской пьесе. После лирических сцен он хотел создать театральное произведение более монументального плана, где лирика сочеталась бы со сценически-декоративной манерой письма. Трагедия Шиллера давала в этом отношении благодарный материал. К тому же композитор мог воспользоваться превосходным текстом перевода Жуковского.

В конце 1878 года приступил к осуществлению своего замысла, одновременно составляя либретто и сочиняя музыку. В январе 1879 года он писал: «Я очень доволен своей музыкальной работой. Что касается литературной стороны, то есть либретто… трудно передать, до чего я утомляюсь. Сколько перьев я изгрызу, прежде чем вытяну из себя несколько строчек! Сколько раз я встаю в совершенном отчаянии оттого, что рифма не дается, или не выходит известное число стоп, что недоумеваю, что в данную минуту должно говорить то или другое лицо». поставил перед собой нелегкую задачу: он не только сокращал или частично дополнял текст драмы Шиллера - Жуковского, но и, прочтя некоторые исторические исследования, а также воспользовавшись пьесой Ж. Барбье «Жанна д’Арк», внес ряд новых сюжетно-сценических мотивировок, которые преимущественно коснулись финала.

Несмотря на эти трудности, опера в эскизах была завершена к концу февраля, а партитура - в августе 1879 года. Всего же работа над столь монументальным сочинением заняла у лишь девять месяцев. Клавир был издан в 1880 году. Позже композитор внес в него некоторые изменения.

Вопреки цензурным препятствиям «Орлеанская дева» была поставлена на сцене Мариинского театра 13 (25) февраля 1881 года. Полтора года спустя состоялась ее премьера в Праге. При жизни она, однако, ставилась не часто. Лишь в советское время пришло к ней полное признание.

СЮЖЕТ

Тяжкие думы одолевают пастуха из деревни Домреми, старого Тибо, отца семнадцатилетней Иоанны: наступили тяжелые времена - враг может в любой момент ворваться в родной край, и дочь должна иметь защитника. Тибо хочет выдать ее замуж за Раймонда. Иоанна, однако, противится велению отца. В этот грозный час иные мысли владеют ею: она отъединилась от подруг и часто проводит у вековечного дуба в страстной молитве ночи напролет. Но Тибо не верит ей - не предалась ли она темным силам ада? Внезапно появляется толпа беженцев - англичане близятся, вдали зарево пожара. Старик Бертранд рассказывает, как много горя принесла с собой война, а правители Франции бездействуют, среди них есть и предатели. Орлеан окружен, - говорит бежавший с поля брани Воин. Вдохновенно пророчествует Иоанна о близкой победе над врагом. Решение ее принято: час настал. С грустью она прощается с родными местами, чувствуя, что сюда более не вернется. Иоанне слышатся голоса ангелов, призывающие ее на ратный подвиг.

В то время как поля родины обагряются кровью французов, которых теснят англичане, безвольный король Карл VII вместе со своей возлюбленной Агнесой Сорель предается развлечениям. Смелый рыцарь Дюнуа обличает его нерешительность, призывает встать во главе войск. Приходят вести одна горше другой: скоро падет Орлеан. Дюнуа покидает короля, который готов отказаться от царства ради любви Агнесы. Но в этот печальный миг слышится шум за стенами замка. Врывается Дюнуа. Победа! Дева-воительница воодушевила бойцов, повела их за собой, заставила бежать врагов. Кто же она? Чудесным даром обладает Иоанна: она отгадывает сны короля, предвидит будущее. Всех потрясает ее рассказ о том, как явились ей видения, заставившие сменить пастуший посох на ратный меч. Народ славит освободительницу-деву.

Но англичане еще не ушли с французской земли. В одной из битв Иоанна в глухой чаще вступает в бой с бургундским рыцарем Лионелем. Он падает, сраженный мечом Иоанны. Отброшен шлем с забралом. Но девушка не в силах нанести последний удар: прекрасен лик молодого рыцаря. Нарушен священный обет - впервые Иоанна пощадила врага. Ее душевное благородство и красота покорили рыцаря. И когда появляется Дюнуа с радостным известием, что Реймс отвоеван у англичан, Лионель сдается в плен, дабы встать в ряды сражающихся французов. Но Иоанна не может прийти в себя от того, что совершила: как она искупит свой грех?

В старинном городе Реймсе, в кафедральном соборе которого короновались французские короли, ликование. Во главе с КарломVII направляется в собор торжественная процессия. Здесь и Дюнуа с мечом, и Лионель со скипетром, и Иоанна со знаменем. Народ восторженно приветствует ее, но Иоанна, склонив голову, безучастна: она предчувствует горе. В народной толпе Тибо. Он пришел сюда, чтобы изобличить свою дочь: не святая помощь, а силы ада оторвали ее от родной земли ради честолюбивых помыслов. Так думает проникнутый религиозным фанатизмом Тибо - он хочет спасти душу дочери. И когда процессия возвращается из собора, старый пастух грозно вопрошает ее, считает ли она себя святой и чистой. Иоанна в смятении безмолвна: она согрешила, изменила обету, полюбив Лионеля. В зловещей тишине раздаются удары все нарастающего грома. Народ потрясен молчанием освободительницы-девы.

Иоанна уходит ото всех в лес. Сомнения раздирают ее душу. Неожиданно она встречает здесь Лионеля. Чувство любви восторжествовало над долгом. Но миг безграничной радости краток: Иоанне грезятся голоса ангелов, проклинающих ее. Она хочет бежать от Лионеля. В этот момент их окружает отряд англичан: Лионель смертельно ранен, умирает на руках Иоанны. Враги уводят ее.

Иоанна будет казнена в городе Руане, принадлежащем бургундскому герцогству, которое в те годы воевало на стороне англичан. Народ заполнил площадь. Солдаты ведут Иоанну, издеваясь над ней. Ее привязывают к столбу. Палач разжигает костер. Огонь разгорается. Народ жалеет несчастную. Но Иоанна не ощущает боли: ей слышатся голоса ангелов - она прощена! В страстном порыве, умирая, она взывает к небесам.

МУЗЫКА

«Орлеанская дева» - одно из самых монументальных оперных творений . Написанная в широкой декоративной манере с использованием больших хоровых масс и развернутых ансамблей, она в то же время отмечена лирико-психологической глубиной, характерной для творчества композитора. На фоне хоровых массивов рельефно выделяется облик главной героини, правдиво обрисованной в многообразии присущих ей душевных конфликтов. Этот образ главенствует во всей опере: его развитие определяет развертывание сценического действия в музыкальной драматургии произведения.

В соответствии с таким замыслом музыка оркестрового вступления (интродукции) призвана передать основные черты характера Иоанны: ее простой пастушеский облик, страстное упоение мечтой, героическую целеустремленность.

Пасторальный хор девушек открывает первый акт. В терцете Тибо, Раймонда и Иоанны назревает психологический конфликт, который прерывается большой хоровой сценой народного смятения, где выделяется взволнованный рассказ Бертранда. Иоанна увлекает всех своей молитвой «Царь вышних сил, ты наш покров, наша надежда!» Хор подхватывает гимнический напев, в котором воплощена сила и мощь народа. Оставшись одна, приняв решение, Иоанна изливает охватившее ее чувство печали в арии «Простите вы, холмы, поля родные». Интонации этой исповеди, трогающей своей непосредственностью, скорбно-сосредоточенны, но в лирике уже отчетливо прорываются героические черты. Они полностью утверждаются в заключении акта, после хора ангелов, исполняемого женскими голосами, в страстном монологе Иоанны «Вы, сонмы ангелов небесных».

В оркестровом вступлении ко второму акту развивается тема гимна. Контрастом ему служат интермедийные сцены, характеризующие окружение короля. Стилизованный во французском духе хор менестрелей сменяется зажигательной пляской цыган, а танец пажей и карликов (сначала в характере менуэта, потом - оживленный) - гротескной пляской шутов и скоморохов. Дуэт Карла и Дюнуа завершается мужественной клятвой, тогда как дуэт Агнесы с Карлом отмечен изнеженными чертами. Драматургический центр акта - массовая сцена, выражающая вершину торжества Орлеанской девы. Выход Иоанны предваряется маршевой темой. Ее рассказ «Святой отец, меня зовут Иоанна» лирически проникновенен и в то же время героичен; здесь подвергается музыкальной обработке тема хора ангелов из предшествующего акта. Финал - развернутый ансамбль с хором: народ прославляет свою избранницу - Иоанна поведет войска к победе.

Краткое оркестровое вступление к первой картине третьего акта живописует бой. На этом напряженном фоне проходят начальные эпизоды встречи Иоанны с Лионелем. Вся картина насыщена драматической конфликтностью, знаменующей переломный момент в судьбе Иоанны. Предельной выразительности достигает музыка на словах «Ах, зачем за меч воинственный я свой посох отдала».

Следующая картина третьего акта построена на динамичном противопоставлении начального торжествующего марша и хора славления девы-воительницы обличениями Тибо. Это -кульминация драмы, воплощенная в звучании больших хоровых масс. Особенно впечатляет финальный септет с хором, который открывается словами Тибо «Ответствуй мне». В волнообразном, все время вверх устремленном движении мелодии раскрывается содержание этой потрясающей, огромной по своим размерам сцены: ее участники, пораженные молчанием Иоанны, обращают свои взоры к небесам,

В первой картине четвертого акта полнее раскрываются иные стороны облика Орлеанской девы. Здесь в дуэте с Лионелем она предстает горячо любящей женщиной. Лирически восторженно звучит музыка на слова «О чудный, сладкий сон». Упоение страстью передано в оркестровом эпизоде, который предшествует дуэту.

Единством мрачного похоронного настроения проникнута финальная сцена последнего акта (вторая картина). Зловещий траурный марш проводится, неуклонно нарастая, в оркестре. На этом фоне - выкрики солдат, скорбные возгласы народа. Словно языки пламени запечатлены в оркестровом звучании, когда на сцене разгорается костер. Одновременно слышится и пение ангелов, и отпевание монахов, и проклятья солдат, и страстные призывы к небесам Иоанны.

В России всегда почитали не только своих героев (К 600-летию со дня рождения Жанны д’Арк)

Владимир Максимов, военно-политическое объединение «Россия Молодая» (Москва)

Жизнь народной героини, спасительницы Франции, была коротка и прекрасна! Родилась 6 января 1412 года в небольшой деревушке Домреми между Лотарингией и Шампанью. В 1429 году, встав во главе французского войска, освободила Орлеан от осады многочисленной армии англичан, получив имя Орлеанской девы. Освобождая области и города Франции, дошла до Реймса, где 17 июля 1429 года короновала Карла VII. В 1430 году, освобождая Компьен, попала в плен к бургундцам, которые выдали ее англичанам. Жанна д’Арк была оклеветана и приговорена к сожжению на костре в Руане 30 мая 1431 года.

По описаниям старинных хроник, она была высокого роста, сильная, красивая, стройная, с роскошным черным волосами, с глубокими, задумчивыми глазами. Чистая и возвышенная, простая, сердечная и добрая - она любила уединение, часто и усердно молилась. Жанна считала, что с ней говорят Святые Екатерина, Маргарита и Архангел Михаил. Голоса сообщили ей, что мир Франции поможет установить именно она, с помощью наследника престола дофина Карла. Особым даром предсказаний, святостью она покоряла сердца людей…

Несмотря на юный 18-летний возраст, Жанна стойко и мужественно выносила все тяготы военной и походной жизни, воодушевляла войска собственным примером, но сама никогда не использовала оружия. Уверенная в своем призвании свыше спасти страну от гибели и чужеземного ига, она вела воинов вперед. От победы к победе! Власть ее над войском была глубоко нравственной - в лагере постоянно проводились богослужения, она изгнала пьянство и разврат, восстановила дисциплину, подняла боевой дух солдат.

Сам поход к Орлеану был духовным и торжественным шествием - впереди войска несли священные хоругви, шло духовенство с пением псалмов. В виду неприятеля Жанна д’Арк вступила в город и была встречена его населением с необычным воодушевлением и восторгом, как посланница Небес и чудесная избавительница. После освобождения Орлеана и блистательных побед над англичанами и бургундцами у Жаржа, Божанси и Патэ - державный Реймс отворил свои ворота для коронации Карла VII. Во время коронационных торжеств Жанна д’Арк в воинских доспехах, со священным знаменем в руках стояла около трона. По окончании обряда, глубоко растроганная, она бросилась на колени перед королем - «Исполнилась воля Божия! Орлеан освобожден и ты, государь, помазан на царство!» Заветная мечта ее осуществилась. Увенчав Карла VII короной Франции, Жанна достигла вершины своей славы. Ее девизы стали украшать знамена и оружие рыцарей, народ восхищался и боготворил ее, называя Орлеанской Девой и Спасительницей Франции.

Светлый благородный образ народной героини, спасшей страну от гибели, положившей жизнь «за други своя» - живет вот уже несколько веков в мировой истории. Орлеанская Дева воспета многими поколениями художников и скульпторов, композиторов, писателей и поэтов. Ее светлой памяти посвящены мемориальные музеи и центры, тысячи томов исторических и художественных книг, десятки телевизионных и художественных фильмов. Именем Жанны д’Арк во Франции и за ее пределами названы улицы и площади больших городов, на которых установлены конные и пешие памятники.

В 1912 году вся Франция - военными парадами, праздничными шествиями и салютом - торжественно отмечала 500-летие со дня рождения Орлеанской Девы, а в 1920 году в Риме, в соборе Св. Петра, состоялась долгожданная церемония причисления «благословенной Жанны» к лику святых. Французы чтут свою национальную героиню со священным трепетом и обожанием, ежегодно 8 мая отмечая День Жанны д’Арк. Под знаменем Орлеанской Девы французские воины героически сражались и умирали в XV веке. С ее именем воевали в годы франко-прусской (1870-1871), Первой мировой (1914-1918) и в рядах Французского сопротивления. Имя Жанны д’Арк в 1940-1944 годах носили несколько партизанских отрядов. В тяжелые годы кровопролитных войн и великих потрясений к подножью ее монументов склонялись боевые знамена.

В уходящем году Жанне д’Арк в разных городах Франции были посвящены торжественные богослужения,конференции, семинары, театрализованные представления.

В России, где всегда ценились мужество, самоотверженность и героизм, жива память о Жанне д’Арк. Народной героиней восхищался великий Пушкин. Свои вдохновенные поэтические строки посвятили ей Василий Жуковский, Владимир Солоухин и многие другие поэты. Композитор П.И. Чайковский создал оперу «Орлеанская Дева», которая с большим успехом была поставлена в Петербурге. В роли Жанны д’Арк выступала великая М.Н. Ермолова, собиравшая материалы о своей героине.

Уходящий 2012 год с полным основанием может быть назван не только Годом Русской Истории, но и Годом Спасителей Отечества. Символично, что он проходил под знаком 600-летия со дня рождения Спасительницы Франции Жанны д’Арк (1412), 400-летия подвига народного ополчения Минина и Пожарского (1612) и 200-летия избавления и спасения России от наполеоновского нашествия (1812).

У каждого народа, сражающегося за освобождение Родины есть своя Жанна д’Арк

Елена Константинидис в Греции во время греко-турецкой войны конца XIX века неоднократно своею храбростью и неустрашимостью вдохновляла упавшее духом греческое войско. Одетая по-мужски, с длинными до пояса волосами и с оружием в руках, она смело шла во главе войска, не раз подвергая свою жизнь опасности.

Македонская Жанна д’Арк - Иорданка Панкавичарова. Отважные болгарские «воеводицы» - Катерина Арнаутова, Катерина Аривандова, Иоанна Маркова и Иоанна Станчова, награжденная за свои подвиги золотой медалью «За храбрость». Вместе со своими мужьями и отцами, они храбро сражались с турецкими войсками за свободу и независимость своей Родины в балканских воинах начала XX века.

Одной из героинь-доброволиц балканской войны была русская народная учительница Плетнева, погибшая смертью храбрых 12 ноября 1912 года под Адрионополем.

16-летняя Патрацена Васкез, прозванная «Мексиканской Жанной д’Арк», сражалась в 1913 году за свободу Мексики. Со знаменем в руках она шла в бой, воодушевляя воинов, останавливая отступающих.

18-летняя сербская Жанна д’Арк - Славка Томич с самого начала Первой мировой войны, взяв в руки оружие, поклялась сражаться против немцев. Тяжело раненная в одном из сражений, она перенесла все тяготы отступления, получила звание сержанта и после лечения в госпитале снова вернулась на фронт.

21-летняя сестра милосердия Римма Михайловна Иванова в Первую мировую войну вынесла с поля боя более 600 раненых воинов. За свои подвиги и проявленное мужество при спасении раненых была награждена Георгиевским крестом IV степени, двумя Георгиевскими медалями «За храбрость» и офицерским орденом Святого Георгия IV степени. Последний свой подвиг она совершила на Западном фронте 9 сентября 1915 года в сражении у белорусского села Мокрая Дуброва (севернее города Пинска). В ее 10-й роте погибли все офицеры, растерявшиеся солдаты дрогнули и стали отступать. Собрав вокруг себя всех, кто мог держать оружие, сестра милосердия повела их в атаку. Бой был выигран и противник выбит из своих окопов. В этом бою Рима Иванова была смертельно ранена и скончалась на руках окружавших ее солдат. В последнюю минуту она прошептала - «Боже, спаси Россию!» и всех перекрестила. Ее оплакивал весь полк. Встречать гроб с телом погибшей сестры милосердия на Николаевский вокзал Ставрополя пришел весь город. Похоронили народную героиню возле храма Святого Апостола Андрея Первозванного. В прощальном слове протоиерей Семен Никольский сказал: «Франция имела Орлеанскую деву - Жанну д’Арк. Россия имеет Ставропольскую деву - Римму Иванову. И ее имя отныне будет вечно жить в царствах мира». Гроб в землю опускали под звуки оружейного салюта.

Впоследствии местное духовенство даже поднимало вопрос о причислении Риммы к лику святых. В Ставрополе были учреждены стипендии имени Риммы Ивановой в фельдшерской школе. Ольгинской женской гимназии и земском училище села Петровское. Было принято решение установить в Ставрополе памятник в ее честь, но оно так и не осуществилось: грянула революция, затем Гражданская война…

Сегодня память о Римме Ивановой возрождается. На месте ее могилы в ограде Ставропольского храма Святого Апостола Андрея Первозванного установлено надгробие, на здании бывшей Ольгинской гимназии, которую она окончила - мемориальная доска. Учреждена награда Ставропольской и Владикавказской епархии - премия Георгиевского кавалера сестры милосердия Риммы Ивановой «За жертвенность и милосердие».

Петр Ильич Чайковский (1840-1893)

ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА.

Опера в четырёх действиях

Либретто композитора

(по трагедии Ф.Шиллера в переводе В. Жуковского

и по Ж.Барбье)

Начатая в декабре 1878 г. опера была завершена в клавире в феврале 1879 г. Пять месяцев спустя была закончена партитура. Первая постановка – Петербург, Мариинский театр (1881 г.) Э.Направника с М.Каменской, И.Прянишниковым и Ф.Стравинским в главных партиях. Критика отнеслась к опере отрицательно. Дальнейшие постановки – Прага (1882), Тифлис (1886), Москва (1889, 1907), Петербург (1902), Саратов (1942), Ленинград, театр им. Кирова (1945), Харьков (1952), Тбилиси (1957), Москва. ГАБТ (1958), Мюнхен (1989).

Действующие лица:

КОРОЛЬ – тенор

КАРДИНАЛ – бас

ДЮНУА, французский рыцарь­ – баритон

ЛИОНЕЛЬ, бургуднский рыцарь – баритон

ТИБО, отец Иоанны – бас

РАЙМОНД, жених – тенор

Бертрам, старый поселянин – бас

ЛОРЕ, рыцарь – тенор

Солдат – бас

ИОАННА Д`АРК – сопрано

Солдаты, рыцари, монахи, поселяне, придворные.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Село Домреми. На правой стороне часовня. На левой – высокий, ветвистый дуб, под которым протекает ручей. В глубине – церковь.

Молодые девушки украшают венками ветви дуба.

ХОР ДЕВУШЕК.

Пока на небе не погас

Ещё последний луч зарницы,

Пока далёк полночный час,

Сбирайтесь весело, девицы

Здесь старый дуб под лоном вод

Раскинул сень ветвей тенистых,

И отражает неба свод

Сворю лазурь в ветвях тенистых.

Но в полночь страшен наш приют.

Из леса лешие приходят,

Русалки хором здесь поют,

И привиденья тихо бродят.

Входят Тибо, Иоанна и Раймонд.

Не по душе мне песни ваши, игры...

До песен ли теперь? Еще пока

Свободны мы. Но что нас ожидает

В грядущем? Страшно, страшно и помыслит.

Во всех местах пришелец торжествует,

Париж врата их войскам отворил,

Внук королей без трона, без приюта,

Скитается в земле своей как странник.

Близка гроза, она до нас дойдет

(К Иоанне.)

И за тебя боюсь я, Иоанна.

Для женщины в столь бедственное время

Необходим заботливый защитник.

(Указывая на Раймонда.)

Вот юноша прекрасный, честный, с ним

Хотел бы я связать тебя на веки.

(Иоанна, опустив голову, молчит).

Но ты молчишь. Ты отвращаешь взоры...

Не принуждай ее, мой честный Арк.

Любовь моей Иоанны есть прекрасный

Небесный плод: прекрасное свободно,

Оно медлительно и тайно зреет.

Пусть по-прежнему свободно

Молодая жизнь цветет,

Если Богу неугодно,

Час желанный не придет.

За нее и жизнь и счастье

Я безропотно отдам.

Кротко Божьему веленью

Покорятся должно нам.

Иоанна, неужели

Старика тебе не жаль?

О, зачем ты мне, приносишь

Только горе да печали

В наши дни, когда все ближе

Тучи грозные ползут,

Только в мужественном сердце

Верный ты найдешь приют.

В дали слышен набат. На небе показывается зарево пожара.

Тяжко, больно эти речи

Колят сердце, давят грудь...

Я должна отца желанья

И надежды обманут.

Ах, иное назначенье

Деве скромной решено,

Страсти суетной изведать

Мне судьбой не суждено

Лишь супружеские цепи

Счастье прочное дают.

Покорись. Ты в сердце мужа

Верный свой найдёшь приют.

Ответ же, Иоанна, хочешь ты

Отца исполнит волю?

Мне судьба

Назначена другая. Воле неба

Подвластна я.

Молчи и не кощунствуй

Не небу повинуешься ты. С адом

Чудовищный союз ты заключила.

ИОАННА. Отец мой...

Да. Теперь мне стало ясно,

Кому ты отдалась. Зачем, скажи,

Укладкою, как птица, друг развалин

В туманное жилище приведений

В ночную тьму бежишь, что б горный ветер

Подслушивал на темном перекрестке?

Зачем всегда ты здесь над этим дубом

Таинственным, проводишь дни и ночи?

Здесь водится нечистый с давних лет.

Опомнись, Иоанна, страшной карой

Тебя господь нежданно покарает.

РАЙМОНД (указывая на часовню).

Не верю я. Не козни сатаны,

А чудотворный лик Пречистой Девы

Её всегда приводит в это место.

В дали слышен набат. На небе показывается зарево пожара.

В дали пожар... и колокола звуки...

ТИБО. Но что за шум?

Вбегает толпа крестьян и крестьянок в беспорядке, с детыми и пожитками. Среди них старик Бертрам. На шум сбегаются жители Домреми.

Хор народа.

Пожар и разоренье

Враги с собой несут,

Неистовою силой

На нас они идут.

Спасите, приютите

Бездомных бедняков,

На веки мы лишились

Полей своих, домов.

Пожар и разоренье

Враги им принесли,

Поля их разорили,

Их хижины сожгли...

Спасите, приютите

Бездомных бедняков,

На век они лишились

Полей своих, домов

О Боже, смилуйся над нами!

Ужель ты Франции своей

Назначил паст, и над врагами

Не ниспошлешь победу ей?

Господь, молениям внемли

И нам спасенье ниспошли

Мы ничего не ведаем, – скажите,

Далеко ли враги, и где, король?

Где полчища францусские с вождями

Боже помилуй короля и наш народи

Мы в двух больших сражениях разбиты,

Враги в средине Франции, все взято

До самых берегов Луары, войско

Со всех сторон сошлось под Орлеан,

И страшная осада началась.

Как саранча, на нивы темной тучей

Обрушившись, кипит необозримо.

Так Орлеан бесчисленно народы

Осыпали, в одно, столпившись, войско;

И за одно с пришельцами изменник,

Бургундский герцог, стал под Орлеаном;

И бронею покрывшись Изабелла,

Мат королей, князей Баварских племя,

Примчалась в стан врагов и разжигает

Их хитрыми словами на погибель

Того, кто жизнь приял у ней под сердцем.

Срази ее проклятием,

Господь Богоотступница, погибнешь ты,

Как никогда 1езавель погибла.

Весь Орлеан стоит теперь над бездной

И робко ждет, что вдруг под ним она,

Гремящая, разверзнется и вспыхнет.

Погибнет он. И вирный в том залог –

Их вождь непобедимый, – Салисбюри.

ХОР. Печальные и горестные дни

Иоанна, которая следила за всем происходившим, стараясь победит свое волнение, выходит вдруг

вперед с выражением экстаза на лице.

О братья и друзья! Отрите слезы

Спаситель жив, – грядет, грядет он в силе;

Могучий враг падет под Орлеаном;

Исполнилось! для жатвы он созрел,

Своим серпом вооружилась дева,

Пожнет она кичливый надежды,

И побегут толпы островитян,

Затрепетав, как агнцы перед нею...

ХОР. Какой в ней дух пророчит?

Тибо. Иоанна, Сомкни уста... опомнись...

В наши дни, Увы, чудес

Господь не совершает...

Есть чудеса! взовьется голубица,

И налетит с отважностью орла

На ястребов, терзающих отчизну.

Есть чудеса, и чудо уж свершилось, –

Повержен в прах вождь страшный, Салисбюри.

ХОР. Ужели истину уста её вещают?

Вбегает в беспорядке и в разорванной одежде французский солдат.

Беда, беда! Когда б не меч мой верный,

Я б не пробился. Вражеская сила

Нежданно нас отвсюду окружила...

ХОР. Откуда ты?

Отряд наш к Орлеану

ТИБО. Скажи нам жив ли Салисбюри?

Нет, слава Богу! погиб непобедимый,

Он выстрелом убит из Орлеана.

ХОР. Погиб! она вещала правду, –

Свершается невиданное чудо.

ТИБО (в величайшем смущении).

Я трепещу. Какой чудесной силой

Все тайное очам её открыто? (Уходит.)

О, братья вознесем к Творцу молитву нашу

Бог вышних сил

Ты наш покров,

Ты нам надежда.

Сжалься над нами,

И с высоты призри на нас.

Нашей стране,

Гневом твоим

В прах пораженной,

Дай снова мир,

Дай нам победу

Над злым врагом.

Крови и слез

Льются давно

Потоки обильные

Сгиб весь наш люд

Юноши, мужи

И старцы бессильные.

Наши поля.

Наши дома,

Все разорил,

Сжег и побил

Враг, в злобе яростной.

Бог вышних сил!

Ты наш покров,

Ты нам надежда.

Сжалься над нами,

И с высоты призри на нас.

Нашей стране,

Гневом твоим

В прах пораженной,

Дай снова мир,

Дай нам победу

Над злым врагом.

Народ расходится. На сцене остается одна Иоанна. Темнеет. К концу следующей сцены должна наступить полная темнота.

ИОАННА (одна).

Так час настал.

Должна повиноваться

Небесному веденью Иоанна.

Но отчего закрался в душу страх,

Мучительно и больно бьется сердце?

Простите вы, холмы, поля родные,

Приютно-мирный, ясный дол, прости;

С Иоанной вам уж больше не видаться,

На век она вам говорит: прости.

Друзья-луга, древа, мои питомцы,

Вам без меня цвести и доцветать.

Прохладный грот, поток мой быстротечный,

Иду от вас и не приду к вам вечно.

Места, где все бывало мне усладой,

Отныне вы со мной разлучены;

Мои стада, не буду вам оградой...

Без пастыря бродить вы суждены;

Досталось мне пасти иное стадо

На пажитях убийственной войны.

Так вышнее назначило избранье;

Меня стремит не суетных желанье.

Но силы будут ли? Достойна ль я принять

Столь тяжкий долг? О горе, о терзанье...

Мне тяжело, мне больно... Боже мой,

Оставь меня в моей смиренной доле.

Ты, дом родной, вы, рощи и луга,

Нет сил расстаться с вами.

(В церкви звонят).

Звон знакомый... Как сладки эти звуки...

Среди темноты на Иоанну падает с неба яркий свет. При первых звуках следующего хора она падает ниц и слушает, опустив голову.

Хор ангелов.

Надеть должна ты латы боевые,

В железо грудь младую заковать;

Страшись надежд, не знай любви земные,

Венчальных свеч тебе, не зажигать,

Но в битвах Бог главу твою прославит,

Всех выше дев земных тебя поставит.

Вы, сонмы ангелов небесных

И херувимов бестелесных

Воззрите с неба на меня, –

Терзаюсь, стражду, плачу я.

Крепка, сильна молитва ваша,

В надзвездных, светлых высотах;

Пусть горькая минует чаша,

Меня, склоненную во прах.

Хор ангелов.

Иди, спеши скорей на поле брани:

Пора, пора, пробил теперь твой час.

Ты меч возьмешь и орифламму в длани

И мощь врагов сразишь, как жница клас.

Поставишь их надменной власти грани,

Преобратишь во плач победный глас,

Дашь ратным честь, дашь блеск на силу трону

И Карла в Реймс введешь принять корону.

Ужель пора, ужели нет возврата

И час пробил?

Хор ангелов.

Мужайся, Иоанна.

Иди, иди, так повелел Господь.

Вы, сонмы ангелов небесных

И херувимов бестелесных,

Воззрите с неба на меня.

Теперь сильна, готова я.

В кипящий бой душа стремится.

Сердечный пыл неукротим, -

Пусть воля Господа свершится,

Вперед как Божий херувим,

Перед полками я пойду;

Везде победу я найду, -

И враг передо мной смирится.

Хор ангелов. Иди, иди Господь с тобой!

Занавес падает.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

Замок Шинон.

Один из покоев замка. На невысоком троне сидит Король. Рядом с ним Агнеса, – с другой стороны Дюнуа. Несколько придворных окружают короля. Против них менестрели с арфами в руках поют.

ХОР МЕНЕСТРЕЛЕЙ.

Стезя не далека, могила под горой,

Но много на пути судьба нам бед дарит.

И лишь один цветок волшебный

Нам в утешенье небом дан,

Силой чудной и целебной

Полон дивный талисман.

Бегут года и дни бессменной чередою,

Тернистою стезей к могиле, всяк спешит.

Волшебный тот цветок приносит зол забвенье,

Таинственным огнем он нам сжигает кровь,

Он в душу льет певца восторг и вдохновенье,

О, чудный талисман тебя зовут любовь.

Да, лишь один цветок волшебный

Нам в утешенье небом дан,

Силой чудной и целебной

Полон дивный талисман.

Бегут года и дни бессменной чередою,

Тернистою стезей к могиле всяк спешит.

О, Агнесса, как грустны эти песни,

Они слезой мне увлажили очи.

Развеселить тебя хочу я;

Пусть карлики, цыгане, скоморохи,

Нас пляскою веселой позабавят.

а. Цыганская пляска,

б Вход карликов.

в. Пляска карликов и шутов.

КОРОЛЬ (по окончании пляски, к шутам).

Доволен вами я.

(К придворным.) Пусть угостят их,

Каждому по цепи золотой.

Менестрели, карлики, шуты, придворные уходят. На сцене, остаются Король, Агнесса и Дюнуа,

Дюнуа (к королю).

Ты цепи золотые

Куешь словами. Государь,

Твоя казна давно истощена

И денег нет, ...растрачены они,

И наши все сокровищницы пусты;

С роптаньем ждет условной платы войско

Грозясь твои покинут знамена.

КОРОЛЬ (встав и подойдя к авансцене).

Но разве нам уж средства не осталось?

Отдать в залог, что можно заложить

Еще у нас земель богатых много?

Пока щадит их Бог и меч врага;

Но Орлеан в осаде; сдайся он, –

О Государь

Для Франции твоей, для чести трона

Нам нужно всем пожертвовать.... и я

Готова все отдать чем лишь богата.

(Поспешно уходит).

КОРОЛЬ (смотря вслед за уходящей Агнессой).

Скажи мне, Дюнуа: тебе, знакомо ль

Любви счастливой дивное блаженство?

Пусть все утрачу я: престол, богатство;

Любовь Агнесы мне заменит славу,

И власть, и все сокровища земные.

Король, не до любви теперь: отчизне

Грозит конечная погибель и позор.

О, молю, поспеши,

Враг под Орлеаном

Стал победным станом:

Должен город пасть.

Бог тебя на земле,

Выше всех поставил,

Ты ж забыл, оставил Царский долг и власть.

Рать веди скорее в поле,

Защити и лютой доле,

Город свой не предавай.

Ты сразись за трон наследный,

Защити народ свой бедный, –

Кровь за родину отдай!

Чудные мгновенья,

Сладкие томленья,

Ах, забыл для счастья,

И престол и власть я.

Нежные признанья,

Страстные лобзанья

Душу усыпили,

От очей сокрыли

Бедствия отчизны.

Но рыцарь я! в час боя

Забыв рой сладких снов

Явить в себе, героя

Я радостно готов.

Ты познаешь храбрых славу;

Только тот король по праву,

Кто за родину, любовь,

Лить готов бесстрашно кровь.

За честь венца, за славу жен прекрасных

Я в бой пойду, забыв высокий сан;

Сражу врагов и от цепей ужасных

Воздвигну вновь свой верный Орлеан.

Я в прах сотру пришельцев дерзких стаю,

Победу снова к нам я призову,

Настанет мир, – и снова увенчаю

Венцом любви победную главу.

За честь венца, за славу жен прекрасных,

Ты в бой пойдешь, забыв высокий сан и т. д.

Сразишь врагов и от цепей ужасных

Воздвигнешь вновь свой верный Орлеан.

Ты в прах сотрёшь пришельцев дерзких стаю,

Победу снова к нам ты призовёшь,

Настанет мир, – и снова увенчаешь

Венцом любви победную главу.

За сценой слышен шум. Дверь отворяется и входит Лоре в сопровождении трех воинов. Одежда их истерзана, оружие сломано. На шум вбегают несколько придворных.

ЛОРЕ (он ранен, окровавлен и держит в руках меч).

О, горе, Государь и войска побиты наши

Спасайся, иль спеши к войскам своим идти;

Еще надежда есть, их мужество воспрянет;

Я ж долг исполнил свой и смерть нашел в бою

За короля, за честь страны родной.. Спиши же..

(Падает к ногам Короля и умирает),

КОРОЛЬ. О, друг, приди в себя, опомнись....

Сном вечным.

КОРОЛЬ (склоняясь над трупом).

Боже мой, несчастьям нет конца.

(Лоре уносят). Что делать?..

Поспешить туда, где иль победу

Найдешь, иль смерть за край родной.

Довольно кровь лилась, напрасно все!..

Рука небес на мне отяготела...

Я перейду Луару... (К придворным.) На суда

Велеть скорей все нагружать,

(Придворные уходят).

Монарха нет у нас. .. Я не слуга твой,

Я затворюсь в родимый Орлеан,

И с ним, в его развалинах погибну...

(Поспешно уходит.)

КОРОЛЬ (один).

Ужасная свершается судьба.

Бежать, спасаться – вот что мне, осталось.

О, горе, о позор и унижение...

Погружается в задумчивость, Агнеса входит с ларчиком в руках. Король увидав ее, бежит ей на встречу.

Агнеса, ты ль? Приди мой утешитель;

Дай руку мне в ужасный час беды.

Отчаянье в мою теснится душу,

Но ты моя. Не все еще погибло.

О, Государь!

Вот все, мои богатства.

Вели скорей расплавить серебро

И золото в монеты; пусть алмазы

И земли все, и замки продадут...

Уж поздно

Мы сраженье проиграли,

Враг не далек, – спасаться нужно нам,

Надежды нет! о горе мне,

Агнеса садится в изнеможении и закрывает лицо руками.

Если силы тебе, не дано

Смыть с отчизны пятно поношений,

Если Богом тебе суждено

Снизойти в бездну зол и лишений,

Если воля небес привела

К нищете королевского сына

И жестоко тебя обрекла

На изгнание злая судьбина, -

Покорись, я с тобою пойду,

Разделю твою бедность и горе-,

В сердце, столько любви я найду,

Сколько плещется волн в синем море;

Глубоко это море любви,

В нем найдешь ты и счастье порою, -

В этом море я муки твои

Потоплю и навеки сокрою

Когда б не ты мой ангел-утешитель,

Не вынести душе бы столько горя.

О, пусть любовь заменит мне теперь

Утраченный Престол, богатство, славу.

С тобой и бедствия

Мне будут радостью,

Одна любовь твоя

Нужна для счастья.

Забудем прошлое,

Забудем горести, –

Блаженство прочное

Одна любовь дает.

Вдали слышна торжественная трубная фанфара.

КОРОЛЬ (прислушиваясь). Что значит трубный звук?

О, милый друг мой,

Мне, сердце говорит: шлет

Бог нам помощь....

Вбегает Дюнуа с выражением радости на лице. Зала наполняется придворными, дамами и кавалерами.

Дюнуа (преклоняя колена перед Королем, который поднимает и обнимаете ею).

Судьба войны на нашей стороне:

Дано сражение; мы победили.

О, друг, меня ты льстишь молвой напрасной,

Мы победили? Нет, то слух неверный....

Поверишь ты чудеснейшему скоро, –

Нам явно Бог шлет с неба помощь.

Кардинал входит.

КАРДИНАЛ.

Государь

За нас Всевышний! чудо совершилось!

Когда и как столь быстро перемена

Чудесная свершилась?

КАРДИНАЛ.

Поражено уж было войско наше, --

К отпору средства нет. Но в этот миг

Свершается неслыханное чудо:

Из глубины густой дубовой рощи,

Вдруг дева вышла; светом неземным

Её блистали очи, и сказала:

"Что медлите Французы? На врага

За вас Господь и Дева Пресвятая!"

И в миг она из рук знаменоносца

Исторгла знамя, с ним вперед и в страшном

Величии пошла перед рядами.

И полки ударили, как буря, на врага.

Оторопел, ударом оглушенный,

Он поражен, оп дрогнул, он бежит,

Бросая щит и меч, и по равнине,

В единый миг все войско разметалось.

Неслыханно! Чудесно! Кто ж она?

КАРДИНАЛ.

Пророчицей, посланницею Бога.

Она себя зовет и обещает

До совершения луны прогнать врага

И снять осаду Орлеана.

И скоро здесь она сама явится.

ХОР (за сценой).

Да здравствуете спасительница дева!

Кардинал. Она....

КОРОЛЬ (к Дюнуа).

Займи мое на время место,

Пророчицу мы опыту подвергнем;

Когда с небес ей послано всезнанье, –

Она сама откроет Короля.

Король смешивается с толпою придворных. Дюнуа садится на Королевский трон.

Входит Иоанна. За нею множество рыцарей, которые занимают всю глубину сцены. Она выступает вперед и осматривает предстоящих одного за другим.

ДЮНУА (с важносmью). Ты ль, дивная...

ИОАННА (прерывает его величественно).

Ты Бога испытуешь:

Не на своем ты месте, Дюнуа.

Вот тот, к кому меня послало небо.

Решительно приближается к Королю, преклоняет пред ним колено, потом встает и на несколько шагов отступаете. Дюнуа сходит с места. Ко роль остается один посредине сцены.

Мое лицо ты видишь в первый раз;

Кто дал тебе такое откровенье?

Я видела тебя... но только там,

Где ты никем незрим был кроме Бога.

(Приближается и говорит таинственно).

Ты помнишь ли что было в эту ночь?

Тогда как все кругом тебя заснуло

Глубоким сном, не ты ль, покинув ложе,

С молитвою перед Господа простерся?

Вели им выйти... я твою молитву

Тебе скажу.

Что Богу я поведал,

Не потаю того и от людей.

Открой при всех моей молитвы тайну, –

Тогда твое признаю назначенье.

Ты произнес пред Богом три молитвы;

И первою молил ты, чтоб Всевышний

Тебя избрал мирительною жертвой,

И на твою покорную главу

Излил за нас всю чашу наказанья.

КОРОЛЬ (отступая с трепетом).

Но кто же ты, чудесная. Откуда?

Все, в изумлении.

Кто, кто она? Посланница с небес,

Иль силой адской уста её вещают?

Другая же была твоя молитва:

Когда уже назначено Всевышним

Тебя лишит родительского трона, –

Спокойствие души самодовольной,

Твоих друзей и верную Агнесу.

Король закрывает лицо и плачет. Движение и изумление в толпе. Иоанна, помолчав, продолжает.

Скажу ль твою последнюю молитву?

Довольно, верю я; сего не может

Единый человек, с тобой Всевышний.

ВСЕ (кроме Иоанны).

Верим мы, верим мы; сего не может

Единый человек, с тобой Всевышний!

Кардинал.

Откройся ж нам, всезнающая, кто ты?

В каком краю родилась?

Что, и где

Счастливые родители твои?

Святой отец, меня зовут Иоанна;

Я дочь простого пастуха; родилась

В местечке Домреми, в приходе Тула,

Там стадо моего отца посла

Я с детских лет, и я слыхала часто

Как набежал на нас островитянин

Неистовый, чтоб сделать нас рабами.

И я в слезах молила Богоматерь:

Нас от цепей пришельца защитить.

И близь села, в котором я родилась.

Есть чудотворный лик Пречистой Девы,

Е нему толпой приходят богомольцы

И близь него стоит священный дуб,

Прославленный издревле чудесами;

И я в тени его сидеть любила.

Но раз всю ночь с усердною молитвой,

Забыв о сне, сидела я под древом,

Пречистая предстала мне: в руках

Её был меч и знамя, но одета

Она была как я, пастушкой и сказала:

"Узнай меня, восстань, иди от стада;

Господь тебя к иному призывает.

Возьми мое святое знамя, меч

Мой опояшь и им неустрашимо

Рази врагов парода моего,

И приведи помазанника в Реймс,

И увенчай его венцом наследным".

Но я сказала: мне ль смиренной деве

На подвиг гибельный такой дерзать?

Дерзай, ­ она рекла мне, ­ чистой деве,

Доступно все великое земли,

Когда земной любви она не знает,"

Тогда моих очей она коснулась...

Подъемлю взор: исполнено все небо

Сияющих, крылатых серафимов

И в их руках прекрасные лилеи

И так Пречистая три ночи сряду

Являлась мне и говорила: "Встань,

Господь тебя к иному призывает".

Но в третью ночь, она. явясь во гневе,

Мне, строгое cиe вещала слово:

"Удел жены – тяжелое терпенье;

Возьми твой крест, покорствуй небесам;

В страдании земное очищенье;

Смиренный здесь – возвышен будет там."

И с словом сим она с себя одежду

Пастушки сбросила, и в дивном блеске

Явилась мне Царицею небес,

И на меня с утехой поглядела,

И медленно на светлых облаках,

К обители блаженства полетала.

Все тронуты. Агнеса и многие другие в слезах закрывают лице руками. После долгого молчания Кардинал выходит вперед.

КардИнал.

сомнение премудрости земной.

Просветлена небесным светом дева,

Осенена десницей трисвятой.

Твоих, щедрот достоин ли я, Боже?

О Всеблагой, Ты внял моей мольбе.

Я прибегал, Всевидящий, к тебе.

Твоих щедрот достойны ль мы, о Боже?

О Всеблагой, ты внял моей мольбе.

Нет, не вотще в годину бед и горя

Молилась я, Всевидящий, Тебе...

ДЮНУА (к Королю).

Вели ей стать пред нашими рядами

И мы пойдем за дивною во след;

Она ведома твердо небесами,

Женсшй хор.

Вели ей стать пред нашими рядами,

И все пойдут за дивною во след;

Она ведома твердо небесами

И с нею Бог нас защитит от бед.

МУЖСКОЙ ХОР.

Будь мир на нас, будь враг в союзе с адом,

Не дрогнем, – стой она лишь впереди;

Сам Бог побед пойдет с тобою рядом,

Мы рады в бой. Чудесная, веди!

КОРОЛЬ. И так с врагом могу еще бороться?

ИОАННА. Я Франции во власть твою предам.

КОРОЛЬ. И Орлеан не будет завоеван.

ИОАННА. Скорей назад Луара потечет.

КОРОЛЬ. И Реймса я с победою достигну?

ИОАННА. По трупам их тебя в него введу.

Так, – я тебе свое вверяю войско;

Его вожди твою признают власть.

Прими сей меч, сей знак верховной силы.

Нет, меч другой, предизбранный я знаю.

Чудесным сном мне, этот меч указан,

Мне ведомо то место, где он скрыт.

КОРОЛЬ. Где?

В городе старинном Фьербуа

Кладбище есть святой Екатерины;

На древнем том кладбище, есть палата

И в ней сокрыт мой меч обетованный.

КОРОЛЬ (к придворным). Исполнить указанье.

И белое хочу носит я знамя.

Обшитое пурпурной полосой.

КОРОЛЬ. Исполню все.

ИОАННА (к Кардиналу).

Отец святой,

Моей главы коснись своей рукой,

И дочь свою, отец, благослови.

(Становится на колена).

КАРДИНАЛ.

С Богом гряди

И победи!

С Богом гряди

И победи!

Должно молчать перед глаголом неба

В 1337 году между Англией и Францией вспыхнула война, которая продлилась до 1453 года и получила названией Столетней. Причиной войны стало желание англичан вернуть земли Нормандии и Анжу, находившиеся на континенте под патронажем Франции. В конце концов Англия потерпела поражение. И не последнюю роль в исходе Столетней Войны сыграла молодая девушка по имени Жанна Д"Арк, которая вошла в историю скорее как символ, нежели реальная фигура.

Средневековая миниатюра, изображающая сожжение Жанны Д"Арк (XV век, автор неизвестен)

В последние годы войны вся северная Франция была оккупирована неприятелем. Решающим моментом стала осада англичанами Орлеана в1428 году. Такое положение открывало им беспрепятственное продвижение на юг. В этот момент, когда отчаявшиеся французы потеряли всякую надежду, появляется молодая крестьянка, уверяющая всех, что слышит голоса святых, которые повелевают ей освободить Орлеан. Была ли она безумна или и вправду избранна, в любом случае ей удается вдохновить народ и убедить военачальников встать на ее сторону, что в конечном счете приводит к поражению англичан и снятию осады Орлеана.

Однако на этом деяния Жанны Д"Арк не завершаются. Ее слава продолжает расти. Видя в ее влиянии на умы первостепенную угрозу, англичане берут ее в плен и предают церковному суду, который выносит ей обвинение в колдовстве. Учитывая, что события происходили в период позднего средневековья, нужно заметить, что шансов получить оправдание у Жанны было немного. Ее сожгли в Руане 30 мая 1431 года. Через 25 лет однако ее дело было пересмотрено, она была признана невинно осужденной, а в 1920 даже причислена к лику святых.

Согласно традиционной материалистической трактовке истории Жанна Д"Арк - это типичный религиозный фанатик, чей энтузиазм пришелся как нельзя кстати на фоне массовой народной депрессии. Однако, судя по свидетельствам самой Жанны, она была искренне убеждена в своей боговдохновенности. Вот что она сама говорила по этому поводу: «Вначале я очень испугалась. Голос я услышала днем, это было летом в саду моего отца. За день до этого я постилась. Голос пришел ко мне с правой стороны, оттуда, где была церковь, и с этой же стороны шла великая святость. Этот голос всегда руководил мной. Это был голос архангела Михаила. Вскоре к нему присоединились голоса Святой Маргариты и Святой Катарины. Они называли меня Жанна де Пюселль, дщерь Бога».

Свидетельства современников

Картина Яна Матейко «Орлеанская Дева» (1886)

Англичанин Лоуренс Трент в своих донесениях дает Жанне Д"Арк такую характеристику: «Девушка имеет привлекательную внешность и мужскую осанку, говорит она мало и выказывает чудесный ум; речи она произносит приятным высоким голосом, как и подобает женщине. В еде она умеренна, еще более она умеренно в винопитии. Она находит удовольствие в прекрасных конях и оружии. Многие собрания и разговоры Деве неприятны. Часто глаза ее наполняются слезами, любит она и веселье. Претерпевает неслыханно тяжкие труды, а когда носит оружие, показывает такое упорство, что день и ночь в течение шести дней может непрерывно оставаться в полном вооружении. Она говорит, что у англичан нет права владеть Францией, и для этого, говорит она, послал ее Господь, чтобы она их изгнала и одолела».

Сподвижник Жанны Д"Арк, Жиль де Ре, человек ставший реальным прототипом Синей Бороды, так отзывался о ней: «Она дитя. Она ни разу не причинила зла врагу, никто не видел, чтобы она когда-нибудь кого-нибудь поразила мечом. После каждой битвы она оплакивает павших, перед каждой битвой она причащается Телом Господним - большинство воинов делает это вместе с ней, - и при этом она ничего не говорит. Из ее уст не исходит ни одного необдуманного слова - в этом она столь же зрелая, как и многие мужчины. Вокруг нее никто никогда не ругается, и людям это нравится, хотя все их жены остались дома. Нужно ли говорить о том, что она никогда не снимает доспехов, если спит рядом с нами, и тогда, несмотря на всю ее миловидность, ни один мужчина не испытывает к ней плотского желания».

Когда Жанну Д"Арк казнили ей было всего 19 лет. Это произошло 30 мая 1431 года. Почти всю свою жизнь она была никому неведомой Жаннетой из Домреми. Соседи говорили про нее: «такая же, как все». Всего за год она стала прославленной Жанной-Девой, спасительницей Франции. Соратники говорили про нее: «она вела себя так, как если бы она была капитаном, проведшим на войне двадцать или тридцать лет». Еще через год она стала подсудимой инквизиционного трибунала. Её судьи говорили про нее: «великий ученый - и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые её задавали».

Loading...Loading...