Контрольно-тренировочные упражнения имя прилагательное. Имя прилагательное Упражнения для психолога имя прилагательное

Виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы« имя прилагательное»

Упражнения рассчитаны на организацию репродуктивной деятельности учащихся, необходимой для выробатки умений и навыков.

Упражнение-это планомерное организованное повторное выполнение действия с целью овладения им или повышения качества. Упражнение - обычно применяемые учеником в школе для усвоения учебного материала, - не требуют «от ученика творческого мышления.

По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные, коммуникативно-творческие.

  • 1. Упражнения на основе образцов: чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение; заучивание стихов и прозы составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа; составление предложений, аналогичных данному.
  • 2. Конструктивные упражнения - опираются полностью или частично на правила или модели, придающие целенаправленность работе школьников в составлении или в перестройке предложений.

Виды конструктивных упражений: восстановление деформированного текста;деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложении и текста;соединение 2-3 предложений в одно; построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.

3.Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений попредложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям.

Виды творческих упражнений: задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;даются опорные слова или сочетания задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);

Основные виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы« имя прилагательное».

Для названия признаков предметов в языке есть специальные слова. Это прилагательные. Прилагательные помогают выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Например « Карандаш- какой?- синий, белый и т. д. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.

Имя прилагательное -- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей? Общее грамматическое значение прилагательного - признак предмета. Морфологические признаки прилагательного - род, число, падеж. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Начальная форма прилагательного -- им. п., м. р., ед. ч. «Названия признаков» здесь необходимо обратить внимание на выработку у учащихся умения отличать названия признаков предметов от названий предметов и действий. Работа вначале может проводиться на словах, обозначающих качества конкретных предметов, которыми предметы отличаются друг от друга, например: карандаш длинный, карандаш короткий; книга толстая, лист бумаги тонкий; дом большой, шалаш маленький; камень тяжелый, пух лёгкий; лыжи деревянные, коньки стальные; яблоко румяное, сладкое, лимон желтый, кислый.

При необходимо обращать внимание детей на то, что слова, обозначающие признаки предметов, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?.

Говоря о значении прилагательных в речи, следует показать детям, что они помогают уточнить знания о том или ином предмете (какой, он?), представить его себе живо, картинно, так, как будто мы его видим.

К основным упражнениям по теме, часть которых выполняется детьми самостоятельно, относятся следующие:

1) отгадывание загадок о предметах по их признакам;подбор к данным предметам признаков из тех, что даны в учебнике для справок; придумывание и запись названий признаков в ответ на вопросы по картинкам;приписывание к данным названиям предметов названий признаков: назвать признаки снега, воды; составление предложений из данных слов, среди которых находятся и названия признаков;подбор к словам, обозначающим признаки, противоположных по смыслу: лимон кислый, а сахар... , морковь оранжевая, а свекла....

Упражнения на уроках, посвященных правилам правописания безударных окончаний имен прилагательных, заключаются прежде всего в том, что учащиеся составляют таблицы склонения прилагательных с безударными окончаниями (-ый, -ая, -ое, -ий, -яя, -ее) -- по образцу тех, что даны в настенных таблицах или таблицах учебника; при этом учитывается разница в правописании безударных окончаний прилагательных с твердой и мягкой основой -ый или -ий, -ое или -ее.

При изучении множественного числа прилагательных учащиеся усваивают их падежные окончания, одинаковые для всех родов, учатся по именам существительным, а также по характерным окончаниям (-ым, -им -- дательный падеж, -ыми, -ими--* творительный падеж) различать падежи. Так как некоторые падежные окончания прилагательных по своему звучанию близки к окончаниям существительных, их надо сопоставлять друг с другом: красным лентам, красными лентами, о красных лентах и т. д.

Орфографические упражнения: 1) списывается текст и обозначаются падежи прилагательных, которые определяются главным образом по существительным; 2) из.-меняются прилагательные вместе с существительными по образцу; 3) из текста выписываются только прилагательные с существительными определенного рода и числа и разбираются: пестрых цветов -- мп. ч., род. пад.; 4) составляются предложения с прилагательными в разных падежах; 5) используются диктанты разных видов: предупредительный, выборочный, объяснительный, творческий; 6) проводятся изложения и коротенькие сочинения с элементами описания. Следует иметь в виду, что обычно учащиеся редко пользуются именами прилагательными в своей речи, особенно в определительном значении (ср. также наречие). Имея в виду развитие речи, учитель должен всячески поощрять тех учащихся, которые употребляют в своих устных и письменных высказываниях эту часть речи, конечно с соблюдением меры.

Упражнения не только обогащают запас ребенка, но и воспитывают у детей внимательное отношение к слову и языковое чутье.

Несмотря на то, что в начальных классах дети не получают сведений о синонимах, изучение их в практическом плане, путем выполнения упражнений необходимо.

Работу над синонимичными прилагательными нужно проводить начиная с первого урока по теме “Имя прилагательное” (в течение 5-6 минут). Следует накапливать количество слов - синонимов в индивидуальной речи каждого ребенка, надо, чтобы дети осознали, что рассмотренные прилагательные хотя и близки по смыслу, но среди них имеется множество слов, различающихся оттенками значений (по цвету, величине, оценке говорящего, отношению его к данному предмету др.)

Работа над синонимами будет достаточно эффективной при наличии следующих условий:

Упражнения над синонимами в начальных классах должны проводиться систематически и планомерно.

Должен быть определен курс синонимов, которые могут использоваться учителем в качестве практического материала для упражнений.

В учебниках “Русский язык” недостаточно использованы возможности для развития речи детей. Упражнения учебника не содержат даже простейших заданий, связанных с подбором синонимов. Учителю начальных классов необходимо самостоятельно подыскивать дидактический материал.

Изучение синонимов в начальных классах должно осуществляться путем разнообразных упражнений:

1. Прочитайте, разберите предложения. Выпишите прилагательные и существительные, с которыми они связаны.

Жаворонок

На солнце темный лес зардел.

В долине пар белее тонкий.

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Можно усложнить задание, которое в большей степени будет способствовать развитию речи детей. Например, к выписанным прилагательным подобрать слова, близкие по смыслу, попутно объясняя значение прилагательных, объяснить детям, что автор использовал именно эти прилагательные, чтобы передать в стихотворении красоту родного края, что замена данных прилагательных синонимичными испортит текст, такая замена авторского текста не будет полноценной, еще раз показать ученикам удачность авторского выбора:

темный лес -

тонкий пар -

раннюю песню -

звонкий жаворонок -

Слова для справок: легкий, изящный; сумрачный, мрачный; серебристый; голосистый; первый, весенний.

2. К данным прилагательным напишите прилагательные противоположного значения. Выделите окончания. Прилагательные даны в два столбика. Поскольку дети подбирают антонимы легче, чем синонимы, то возможно добавить еще задание: к словам левого столбика подберите слова близкие по значению, данные в словах для справок:

веселый -

длинная -

прилетный -

Слова для справок: оживленный, радостный, смешной; грузная; старательный; смелая; дряхлый, ветхий.

Здесь можно дать задание, связанное с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным. Например, укажите, какие из прилагательных могут сочетаться с существительными, помещенными в скобках: старый, дряхлый, ветхий (человек, обувь, город, избушка).

Такая работа полезна для выбора слов с наиболее подходящим значением. Упражнения такого характера приводят к тому, что подбор синонимов при изложении не вызывает у учащихся серьёзных затруднений. Задания на подбор слов, близких по значению, могут сопровождать почти все упражнения учебника. Если учитель творчески подойдет к работе, то можно разнообразить однотипные задания учебника.

Чтобы дети поняли, что одной из главных функций синонимов является функция замещения (выбор точного слова), что способствует избежанию тавтологии, можно использовать такое задание: “Заменить выделенное слово другим словом, близким по смыслу”. Вот текст упражнения: Робкая Чирика не успела остановить Чипа. (Боязливая, несмелая, трусливая, маленькая, грустная).Упражнения такого типа учат детей быть внимательными к слову, развивают языковое чутье.

Имена прилагательные - это многозначные слова. Эту особенность данной части речи можно показать ученикам на упражнении с синонимами. Необходимо учитывать значение прилагательных в сочетании с существительными:

мелкий (почерк, дождь, песок, интересы)

мягкий (пирог, свет, характер, вода)

Учитель вместе с детьми выясняет значение прилагательного в каждом конкретном случае. Для этого учитель использует любой толковый словарь и выписывает для себя значение тех прилагательных, над которыми дети будут работать. Словарь помогает установить учителю общее между синонимами, их различные оттенки, обратить внимание на синонимы, имеющие разную лексическую сочетаемость. В результате наблюдений было установлено, что младшие школьники употребляют в своей речи мало прилагательных, не обозначая признаки предметов. А между тем необходимо учить выделять в наблюдаемых предметах и явлениях признаки и выражать их словом.

Многие имена прилагательные употреблены в текстах упражнений учебника в переносном значении. Выделяя такие прилагательные из текста в сочетании с существительными, учитель обращает внимание детей на переносное значение прилагательного, показывает на конкретном примере употребление данного прилагательного в прямом значении, сопоставляет прямое и переносное значение. Такое сопоставление дает возможность практически показать выразительные средства прилагательного, сопоставить значение прилагательного “золотая” в обоих словосочетаниях (золотая зорька, золотая брошь) дети приходят к выводу, что в первом случае прилагательное употреблено не в своем обычном значении, а в переносном, вследствие чего высказывание становится ярким и выразительным. Для наблюдения над прямым и переносным значением можно использовать следующие словосочетания: горячее желание, сердитая зима, бархатная травка.

Наряду с упражнениями, которые проводятся под руководством учителя, следует предлагать детям самостоятельно находить в текстах прилагательные, употребленные в переносном значении и составлять примеры, в которых эти прилагательные были бы употреблены в прямом значении.

Можно предложить расположить данные слова по мере уменьшения признака, например: небольшой, маленький, микроскопический, крошечный.

Для того, чтобы дети запомнили правописание наиболее часто употребляемых прилагательных с непроизносимой согласной, можно предложить задание такого типа: “Подберите прилагательные, близкие по смыслу данным, так, чтобы в подобранных прилагательных была непроизносимая согласная”: красивый - прелестный; большой - гигантский; знаменитый - известный; смелый - доблестный.

Часто дети ошибаются в написании слов, где нет непроизносимой согласной. Можно дать им следующее задание: подберите прилагательные, близкие по смыслу, в которых нет непроизносимой согласной: угрожающий - опасный; красивый - прекрасный; волшебный - чудесный. Такого рода задания можно выполнять коллективно, попутно повторяя орфографические навыки.

Таким образом, в результате изучения имен прилагательных дети должны знать значение имени прилагательного, вопросы, по которым можно узнать имя прилагательное,- изменение по падежам, родам и числам в зависимости от имени существительного, должны знать способы, посредством которых можно определить правописание того или иного прилагательного с безударными окончаниями (безударные окончания пишутся так же, как ударные)

При организации упражнений следует иметь в виду, что если одни и те же упражнения повторяются в течение длительного времени без перерыва, то результаты их вследствие развивающегося утомления не только не улучшаются, но ухудшаются. Каждый учитель должен знать, что в результате долгих упражнений деятельность выполняется все более и более правильно, точно, быстро, экономно, без ошибок.

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».

Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, таких как педагогическая рефлексия, позитивные установки по отношению к детям, эмпатия.

Задачи тренинга:




Оборудование:

В тренинге используются игры разной направленности: дидактические, подвижные, пальчиковые, развивающие (память, речь внимание), отвлекающие. Для их проведения понадобятся:

Стулья по количеству участников;

Непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты)для игры «Подарки»;

Непрозрачный мешок с различными предметами для игры «Что это»;

Цветные шарики для игры «Самый быстрый»

Карточки со словами для игры «Слова из слова»;

Различные небольшие предметы по количеству участников для игры «В какой руке»;

Плотные листы бумаги, ножницы, клей, а также средства украшения (блестки, бисер, пайетки, карандаши, фломастеры, краски и т.д.).

Вводная беседа .

Сегодняшнее наше тренинговое занятие посвящено детству. Ведь детство – это важнейший период человеческой жизни. Воспоминания о детстве сопровождают человека и остаются главными в течение всего жизненного пути. А воспитатель почти наравне с родителями ведет ребенка за руку в детские годы. И от того, какими чувствами и эмоциями вы наполните его дни, что вы вложите в его сердце и разум - от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет.

Поэтому, прежде всего, детям должно быть комфортно в детском саду, чтобы они с радостью переступали порог детского сада и знали, что их там любят и ждут, чтобы здесь им было интересно. Игра – это одно из средств, с помощью которого это можно достичь.

Сегодня мы с вами постараемся почувствовать себя детьми, вспомним, как приятно и здорово играть в различные игры. Мы постараемся сохранить и принести это ощущение в свои группы, своим детям.

Тренинг.

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет правила.

1. Обращаться друг к другу по имени.

2. Принимать себя и других такими, какие они есть.

3. Быть искренним.

4. Избегать оценок друг друга.

5. Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

6. Активное участие в происходящем.

7. Уважение говорящего.

Разминка

Цель: снятие эмоционального напряжения и настрой на дальнейшую работу.

Психолог: Предлагаю подобрать по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйный Борис». Затем каждый по очереди назовет свое имя с прилагательным и здоровается со всеми своим оригинальным образом.

2. Упражнение «Подарки»

Упражнение способствует формированию эмоционально-позитивной атмосферы и налаживанию контактов между членами группы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая (более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая, можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

3. Упражнение «Встреча».





Когда участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, в группе возникла дружелюбная атмосфера, разминка заканчивается. Психолог приступает к основному этапу – собственно педагогическому тренингу.

А теперь давайте немного поиграем.

Практическая часть.

1. Игра «Что это».

Каждый участник опускает руку в непрозрачный мешок и на ощупь отгадывает, что это за предмет. Если участников мало, ведущий может повторить эту игру несколько раз.

Каждый участник мысленно выбирает один предмет со словами, «Я по улице хожу, угадай, на что гляжу», который находится в помещение и описывает его словесно. Остальные участники должны угадать, какой это предмет.

Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий дает каждой команде по одному обручу и венику, после чего разбрасывает цветные шарики. Участники за отведенное время пытаются замести в свой обруч как можно больше шариков. Выигрывает та команда, которая соберет больше шаров.

Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий раздает каждой команде карточку со словом (одинаковое слово для всех команд). Побеждает та команда, которая составит за определенное время больше слов.

5. Игра «Чего не стало». Ведущий расставляет на столе некоторое количество различных предметов (примерно 10-15). Участники пытаются запомнить эти предметы, после чего отворачиваются, а ведущий перемешивает предметы и убирает один из них. Участники отгадывают, какого предмета не стало. Игра повторяется несколько раз.

Участники разбиваются на пары. Каждый играющий соединяет ладони вместе, раздвинув пальцы в стороны. Один палец опускается внутрь между ладонями, а остальные складываются в замочек. Каждый из пары играющих должен угадать какой палец спрятан у его соседа.

7. Игра «В какой руке».

Участники разбиваются на пары. Первый из пары участник прячет у себя в кулаке за спиной небольшой предмет, второй должен отгадай, в какой руке предмет спрятан.

Участники садятся полукругом. Ведущий бросает мяч каждому участнику и называет какой-либо предмет. Если предмет съедобный – участник должен поймать мяч, если не съедобный – откинуть его.

9. Игра «Обведи руку»

Участникам раздаются плотные листы бумаги, ножницы, клей, а также средства украшения (блестки, бисер, пайетки, карандаши, фломастеры, краски и т.д.). И предлагается аккуратно обвести на листе свою ладонь. После чего участники должны вырезать и украсить эту ладонь по своему вкусу. Эту ладонь они оставляют себе на память о тренинге.

Заключение . Далее следует заключительный этап - позитивное окончание и обсуждение занятия. Во время этого этапа обсуждается, что произошло на занятии (групповая рефлексия). Какие чувства сейчас преобладают у участников, какие выводы они могут сделать.

На этом педагогический тренинг по теме: развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое» заканчивается.

Психолог желает воспитателям успехов в работе и приятного общения с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».

Проводит педагог-психолог ГБОУ СОШ №629 ДО №2 Никулищина М.Е.

Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, таких как педагогическая рефлексия, позитивные установки по отношению к детям, эмпатия.


Задачи тренинга:
1. Выработать и закрепить позитивное отношение к ребенку;
2. Развитие коммуникативных и игровых средств общения с ребенком;
3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников;
4. Формирование способов эффективной саморегуляции.

Оборудование:

В тренинге используются игры разной направленности: дидактические, подвижные, пальчиковые, развивающие (память, речь внимание), отвлекающие. Для их проведения понадобятся:

Стулья по количеству участников;

Непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты)для игры «Подарки»;

Непрозрачный мешок с различными предметами для игры «Что это»;

Цветные шарики для игры «Самый быстрый»

Карточки со словами для игры «Слова из слова»;

Различные небольшие предметы по количеству участников для игры «В какой руке»;

Мяч;

Плотные листы бумаги, ножницы, клей, а также средства украшения (блестки, бисер, пайетки, карандаши, фломастеры, краски и т.д.).

Вводная беседа .

Сегодняшнее наше тренинговое занятие посвящено детству. Ведь детство – это важнейший период человеческой жизни. Воспоминания о детстве сопровождают человека и остаются главными в течение всего жизненного пути. А воспитатель почти наравне с родителями ведет ребенка за руку в детские годы. И от того, какими чувствами и эмоциями вы наполните его дни, что вы вложите в его сердце и разум - от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет.

Поэтому, прежде всего, детям должно быть комфортно в детском саду, чтобы они с радостью переступали порог детского сада и знали, что их там любят и ждут, чтобы здесь им было интересно. Игра – это одно из средств, с помощью которого это можно достичь.

Сегодня мы с вами постараемся почувствовать себя детьми, вспомним, как приятно и здорово играть в различные игры. Мы постараемся сохранить и принести это ощущение в свои группы, своим детям.

Тренинг.

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет правила.

1. Обращаться друг к другу по имени.

2. Принимать себя и других такими, какие они есть.

3. Быть искренним.

4. Избегать оценок друг друга.

5. Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

6. Активное участие в происходящем.

7. Уважение говорящего.

Разминка

1.Игра «Имя + прилагательное». Цель: снятие эмоционального напряжения и настрой на дальнейшую работу.

Психолог: Предлагаю подобрать по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйный Борис». Затем каждый по очереди назовет свое имя с прилагательным и здоровается со всеми своим оригинальным образом.

2. Упражнение «Подарки»

Упражнение способствует формированию эмоционально-позитивной атмосферы и налаживанию контактов между членами группы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая (более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая, можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

3. Упражнение «Встреча».

Заключительная часть разминки связана с формированием у участников внутреннего состояния, необходимого для выполнения основной части занятия. Так как основная часть занятия направлена на развитие эмоционально-положительного отношения к детям, то для активизации у членов группы детских воспоминаний, развития эмоционального восприятия, формирования «комплекса детскости» (способности взрослого человека представить себя ребенком и почувствовать яркость детского восприятия мира), предлагается упражнение «Встреча».

Воспитатели удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а руководитель группы встает перед ними. После успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь в доме, в котором вы жили, когда были маленькими, вы в своей детской комнате, вспомните детали: кровать, полки, стол. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда ходили в садик. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.
После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».

Когда участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, в группе возникла дружелюбная атмосфера, разминка заканчивается. Психолог приступает к основному этапу – собственно педагогическому тренингу.

А теперь давайте немного поиграем.

Практическая часть.

1. Игра «Что это».

Каждый участник опускает руку в непрозрачный мешок и на ощупь отгадывает, что это за предмет. Если участников мало, ведущий может повторить эту игру несколько раз.

2. Игра «Я по улице хожу, угадай, на что гляжу».

Каждый участник мысленно выбирает один предмет со словами, «Я по улице хожу, угадай, на что гляжу», который находится в помещение и описывает его словесно. Остальные участники должны угадать, какой это предмет.

3. Игра «Самый быстрый» или «Бешеный веник»

Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий дает каждой команде по одному обручу и венику, после чего разбрасывает цветные шарики. Участники за отведенное время пытаются замести в свой обруч как можно больше шариков. Выигрывает та команда, которая соберет больше шаров.

4. Игра «Составь слова из слова».

Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий раздает каждой команде карточку со словом (одинаковое слово для всех команд). Побеждает та команда, которая составит за определенное время больше слов.

5. Игра «Чего не стало». Ведущий расставляет на столе некоторое количество различных предметов (примерно 10-15). Участники пытаются запомнить эти предметы, после чего отворачиваются, а ведущий перемешивает предметы и убирает один из них. Участники отгадывают, какого предмета не стало. Игра повторяется несколько раз.

6. Игра «Какого пальчика не стало».

Участники разбиваются на пары. Каждый играющий соединяет ладони вместе, раздвинув пальцы в стороны. Один палец опускается внутрь между ладонями, а остальные складываются в замочек. Каждый из пары играющих должен угадать какой палец спрятан у его соседа.

7. Игра «В какой руке».

Участники разбиваются на пары. Первый из пары участник прячет у себя в кулаке за спиной небольшой предмет, второй должен отгадай, в какой руке предмет спрятан.

8. Игра «Съедобное - не съедобное»

Участники садятся полукругом. Ведущий бросает мяч каждому участнику и называет какой-либо предмет. Если предмет съедобный – участник должен поймать мяч, если не съедобный – откинуть его.

9. Игра «Обведи руку»

Участникам раздаются плотные листы бумаги, ножницы, клей, а также средства украшения (блестки, бисер, пайетки, карандаши, фломастеры, краски и т.д.). И предлагается аккуратно обвести на листе свою ладонь. После чего участники должны вырезать и украсить эту ладонь по своему вкусу. Эту ладонь они оставляют себе на память о тренинге.

Заключение . Далее следует заключительный этап - позитивное окончание и обсуждение занятия. Во время этого этапа обсуждается, что произошло на занятии (групповая рефлексия). Какие чувства сейчас преобладают у участников, какие выводы они могут сделать.


На этом педагогический тренинг

НА КРАЮ ЛЕСА

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Хорош запах весеннего леса!

Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

(По И. Соколову-Микитову)

(103 слова)

Задания к тексту:

1. Выпишите словосочетания с прилагательными весенний, определите род, число и падеж этого прилагательного в каждом словосочетании.

2. Произведите синтаксический разбор восклицательного предложения.

Черемуха

Черемуха зацветает раньше других деревьев. На фоне еще тем­ного леса особенно нарядны пышные белые кисти ее цветов.

Под черной корой у черемухи красно-коричневая древесина, как у самых ценных тропических деревьев.

На Дальнем Востоке растет черемуха, у которой листья разной формы. Снизу округлые, выше овальные, на самом верху остроконеч­ные. И цветом своим листья этой черемухи удивляют. Весной бронзо­вые, летом зеленые, а осенью фиолетовые.

Плоды дальневосточной черемухи крупные, сочные, но не съе­добные. Только для медведей лакомство. Медведь залезает на дерево, усаживается поудобнее и объедает ветку за веткой. Съест ягоды, сло­мает ветку и засунет ее под себя. Таких веток набирается много. Де­рево приобретает странный вид. Кажется, будто на нем свила гнездо диковинная птица.

(А. Смирнов) (111 слов)

Задание

    Подчеркните грамматическую основу выделенного предло­жения.

    От каких прилагательных текста можно образовать краткую форму? Запишите краткие прилагательные в женском роде и во множественном числе. Поставьте ударения в записанных словах.

Упражнения по теме "Имя прилагательное"

Среди данных слов подчеркни только имена прилагательные.

Год, нашёл, глубокий, крохотный, малыш, ласковый, сообразительный, спасать, красивый, маленький, глубина, красота, ласкать .

1. Продолжи правило.

Род и число имени прилагательного изменяется в соответствии с родом и числом _______________________________________________.

2. Соедини линиями прилагательное с существительным, к которым они относятся.

Большой астры

Глубокая солнце

Красные река

Золотое котята

Глупые крокодил

3. Напиши род и число прилагательных.

Тяжёлая сумка...... число.....род

Вкусное мороженое.......число.......род

Весёлых игр.......число....... род

Глубокий сугроб......число.......род

4. Вставь пропущенные буквы.

Шелков… платье, почтов… ящик, тепличн… растение, зимн…. забавы, летн… солнце, интересн… книга, весёл… мелодия.

5.Упражнение «Подумай – ответь».

Какие из приведенных ниже имен прилагательных оценочного характера вы используете:

1) для характеристики положительных качеств человека;

2) для описания хорошего настроения;

3) для выражения своего отношения к другу?

(благородный, бодрый, вежливый, веселый, великолепный, гордый, деятельный, дисциплинированный, добрый, доброжелательный, довольный, душевный, заботливый, искренний, ласковый, любимый, милый, мужественный,
настойчивый, находчивый, нежный, отважный, отзывчивый, отличный, правдивый, прекрасный, превосходный, приподнятый, радостный, решительный, серьезный, скромный, справедливый, способный, требовательный, трудолюбивый, чудесный, чуткий, хороший, энергичный).

6. Упражнение «Замени слова».


Слова для замены:

7. Упражнение «Подбери пару».

Соедини пары прилагательных, близких по значению: пасмурный, радостный, тяжелый, грустный, жесткий, отважный, печальный, твердый, хмурый, веселый, смелый, трудный.

8. Игра-соревнование «Дополни».

Подбери как можно больше дополнительных признаков.

Хороший человек (..., ..., ...). Хороший коллектив (.., ..., ...). Хороший день (..., ..., ...). Хороший сын (..., ..., ...,). Хороший пес (..., ..., ...).

9. Упражнение «Подбери нужные имена прилагательные»


Слова для справок:




10.Отгадать и назвать признаки предмета, указанные в тексте.
1. Зверь мохнатый, неуклюжий,
не боится зимней стужи, под корягою лесною спит под снежной пеленою.

2. Зимой белый, летом серый.

3. Зелёные листочки, жёлтые серёжки, стоит в лесочке на белой ножке.

4. Этот шарик полосатый очень любят все ребята. С виду он зелёный гладкий, в середине красный сладкий.

11. Среди данных слов назови только имена прилагательные.

12. Спиши и подчеркни имена прилагательные.
Жил на свете очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды пошёл сильный дождь. «У-у! – сказал лисёнок.
– Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком». Слонёнок обрадовался и стал большим зонтом.

13. Подбери и назови прилагательные, противоположные по значению:
Смелый –
Добрый –
Кислый –
Веселый –
Белый –
Маленький –

14.«Путаница». Верните прилагательные на свое место.



15.Найти имена прилагательные».

Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Не скажем мы – прекрасное,
Не скажем – безобразное,
Не скажем маме милая,
Красивая, любимая,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало

Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

16.Прочитай, впиши имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ.

Этот________________зверёк живёт в лесу. У
него______________________уши, _________________________хвост.
Передние лапы__________________, а задние - ______________ . Шубка у зверька летом - __________________, а зимой -_________. Морковка, ______________, - любимые лакомства животного. _________________зверёк всего боится.

17. Замените имя прилагательное словами, противоположными по значению. Определить род и число имён прилагательных .

Трусливый заяц.
Слабый мороз.
Старое пальто.
Сладкие яблоки.
Низкое дерево.
Слабый ветер.

18. «Найди пару».Вставь пропущенные орфограммы. Найди словосочетания существительных с именами прилагательными и определи род.

Последние дни ст.яла ясная п.года.
Повеяло тёплым ветром.
По овра.кам б.гут в.сёлые руч.и.
Заз.л.нела м.л.дая тра.ка.
Звонко зв.нит г.л.сок малиновки.

19. «Что подходит».Выбери подходящие по смыслу слова для следующих предложений.

а) Возле дорожки выросла … ель.

б) По узкой тропке … заяц.

в) Испекла … румяный колобок.

Слова для справок: пушистая, бегал, внучка, кудрявая, старуха, скакал, гулял.

20. «Найди половинку». Подбери к признакам предмет.

Холодная, ключевая, прозрачная –
Стройная, белоствольная, кудрявая –
Тёмный, дремучий –
Сладкое, сочное, румяное –
Быстрый, звонкий, говорливый –
Яркое, весеннее –
Чистое, голубое –

21. Игра “Найди лишнее слово” .Объясни, почему оно лишнее.

Горький, розовый, солёный, сладкий.
Лиловый, красный, шёлковый.
Молодой, большой, огромный.
Грубый, ласковый, нежный, тонкий.

22. Игра «О каком человеке так говорят?»

Душа нараспашку (откровенный).
Всё в руках горит (ловкий, умелый).
Мухи не обидит (безобидный).
Не робкого десятка (смелый).
Родился в рубашке (удачливый, счастливый).
Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).

23.К данным именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Указать их род.

_________________ помидор,
_________________ дорога,
________________ окно.

24.Дописать окончания имён прилагательных. Указать род прилагательных.

Свеж____ хлеб, высок____ небо, русск _____ речь, тёпл ____ молоко.

25.Из предложений выписать словосочетания прил. + сущ. Указать род прилагательных.

Пришла тёплая весна.

Ласково светит весеннее солнышко.
___________________________________
Тает последний снег.
___________________________________

1. Упражнение «Замени слова» .(Тема: «Имя прилагательное» 5 класс)

Записать текст, заменив слово «большой» подходящим по смыслу словами.
Слова для замены: огромный, мощный, глубокий, тяжелый, значительный, длинный.

Большой корабль грузчики разгружали большими кранами. Из больших трюмов они поднимали большие тюки с товаром и перемещали их на большое расстояние. Затем эти тюки грузили в большие железнодорожные составы и отправляли в большие города.

2.Упражнение «Подбери нужные имена прилагательные»

Прочитайте, вставь нужные имена прилагательные.
Слова для справок: длинная, новое, ненастные, злое, старый, ясные,
маленькое, родная, короткая, доброе, чужая, большого.

1. ________сторона – мать, а _________________ - мачеха.
2. Веревка хороша ______________, а речь - _______________.
3. __________________дело лучше ______________безделья.
4. Платье хорошо _________________, а друг ______________.

5. ________________ слово лечит, а ______________ - калечит.
6. Осенью дни ______________, а весной ___________________.

3.Упражнение. Среди данных слов назови только имена прилагательные.
Год, нашёл, глубокий, окно, крохотный, малыш, ласковый, спасатель, красивый, свет, маленький, красота, кроха, ласкать, день.
4.Упражнение . Прочитай, впиши имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ.

Этот__________зверёк живёт в лесу. У него__________ уши, _____хвост. Передние лапы__________________, а задние ________. Шубка у зверька летом - __________, а зимой -_________. Морковка, ______________, - любимые лакомства животного. ___________зверёк всего боится.

5. Упражнение «Подбери пару».

Соедини пары прилагательных, близких по значению:

пасмурный, радостный, тяжелый, грустный, жесткий, отважный, печальный, твердый, хмурый, веселый, смелый, трудный.

6. Подбери и назови прилагательные, противоположные по значению:

Смелый –
Добрый –
Кислый –
Веселый –
Белый –
Маленький –

7.«Путаница». Верните прилагательные на свое место.

Заяц (слабый, большой, косолапый);
Медведь (косой, резиновый, круглый);
Мяч (гладкий, трусливый, неуклюжий).

По горизонтали: 1.Часть речи, отвечающая на вопросы какой? какая? 4. Служебная часть речи, не употребляющаяся самостоятельно. 7. Падеж, отвечающий на вопросы кого? чего? 8. Часть речи, отвечающая на вопросы Кто? Что? 9. Изменяемая часть слова. 11. Часть слова, стоящая после корня. 12. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?. 18. Знак препинания, выражающий законченность мысли. 19. Наука, изучающая значение слова. 22. Наука, изучающая способы образования слов. 23. Фонетическая форма письменности, состоящая из 33 знаков.

По вертикали: 2. Раздел науки о языке, изучающий правила. 3. Особая часть речи. 5. Наука, изучающая части слова.6. Часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? 10. Суффикс, стоящий после окончания. 12. Что состоит из слов и выражает законченную мысль? 13. Наука, изучающая звуки речи. 15. Падеж, отвечающий на вопросы кого? что? 17. Часть слова, стоящая перед корнем. 20. Часть слова без окончания. 21. Главная часть слова.

По вертикали:
2. орфография
3. междометие
5. морфемика
6. глагол
10. постфикс
12. предложение
13. фонетика
14. тире
15. винительный
17. приставка
20. основа
21. корень

По горизонтали:
1. прилагательное
4. предлог
7. родительный
8. существительное
9. окончание
11. суффикс
12. подлежащие
16. запятая
18. точка
19. лексика
22. словообразование
23. Алфавит

Диктант по теме «Имя прилагательное» 5 класс

НА КРАЮ ЛЕСА

Хорош запах весенн.. леса!

НА КРАЮ ЛЕСА

Вышла на край леса стар.. лосиха с длинноног.. л..сенком 2 и задремала на тепл.. весенн.. солнышке. 4 А маленьк.. л..сенок учит(?)ся бегать. Спотыкают(?)ся о высок.. кочки его длинн.. ноги.

Ласково пригревает в ре(т,д)ком л..су весенн.. солнышко. Уже надулись на деревьях душист.. клейк.. почки. Из березов.. ветки прозрач(?)н.. каплями сочит(?)ся сладк.. сок.

Весенн.. лужи отражают высок.. небо и кажут(?)ся син... Золотист.. 2 пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Хорош запах весенн.. леса!

Задремала стар.. лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Бе(с,з)заботно резвит(?)ся 2 маленьк.. л..сенок. Знает он, что не даст его в обиду чутк.. и сильн.. мать. (103 слова) (По И. Соколову-Микитову)

НА КРАЮ ЛЕСА

Вышла на край леса стар.. лосиха с длинноног.. л..сенком 2 и задремала на тепл.. весенн.. солнышке 4 . А маленьк.. л..сенок учит(?)ся бегать. Спотыкают(?)ся о высок.. кочки его длинн.. ноги.

Ласково пригревает в ре(т,д)ком л..су весенн.. солнышко. Уже надулись на деревьях душист.. клейк.. почки. Из березов.. ветки прозрач(?)н.. каплями сочит(?)ся сладк.. сок.

Весенн.. лужи отражают высок.. небо и кажут(?)ся син... Золотист.. 2 пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Хорош запах весенн.. леса!

Задремала стар.. лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Бе(с,з)заботно резвит(?)ся 2 маленьк.. л..сенок. Знает он, что не даст его в обиду чутк.. и сильн.. мать. (103 слова) (По И. Соколову-Микитову)

НА КРАЮ ЛЕСА

Вышла на край леса стар.. лосиха с длинноног.. л..сенком 2 и задремала на тепл.. весенн.. солнышке 4 . А маленьк.. л..сенок учит(?)ся бегать. Спотыкают(?)ся о высок.. кочки его длинн.. ноги.

Ласково пригревает в ре(т,д)ком л..су весенн.. солнышко. Уже надулись на деревьях душист.. клейк.. почки. Из березов.. ветки прозрач(?)н.. каплями сочит(?)ся сладк.. сок.

Весенн.. лужи отражают высок.. небо и кажут(?)ся син... Золотист.. 2 пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Хорош запах весенн.. леса!

Задремала стар.. лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Бе(с,з)заботно резвит(?)ся 2 маленьк.. л..сенок. Знает он, что не даст его в обиду чутк.. и сильн.. мать. (103 слова) (По И. Соколову-Микитову)

Тренинговое занятие «Уверенность в жизни»

Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.

Материалы: цветные карандаши или фломастеры, листы формата А4 на каждого участника, мяч.

Перед занятием участникам раздают бейджи и просят записать свое имя.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что наша встреча пройдет интересно и с пользой для каждого из вас. Сегодня мы постараемся послушать друг друга и сделаем нечто, что позволит почувствовать себя более уверенными и защищенными. Научимся противостоять стрессу.

    Упражнение на сплочение группы.

Упражнение: «Прилагательное на первую букву имени».

Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.

Ведущий. Вы уже знаете друг друга. Часто мы не задумываемся об окружающих нас людях. Предлагаю вам познакомиться поближе. Каждый участник называет свое имя в таком виде как любит, чтобы его называли, и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Мариночка. Я мудрая, аккуратная…..»

2. Разминка «Доброе животное»

Ведущий. Ребята, нас с вами девять человек, и мы организовали группу. Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы - одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед - выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад - притопывая, два шага вперед. Спасибо.

3. Упражнение «Рыба для размышления»

Ведущий. Для того чтобы нам познакомиться поближе, я предлагаю каждому из вас «поймать рыбу» - вытянуть карточку и закончить записанное на ней предложение.

Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх - это...

Я не доверяю людям, которые...

Я сержусь, когда...

Я не люблю, когда...

Мне грустно когда...

Когда я спорю...

Самое грустное для меня...

Человек считается неудачником, если...

Мне скучно, когда...

Я чувствую неуверенность, когда...

Ведущий. Какое чувство вы испытали, заканчивая предложения? Действительно, каждый из нас переживал чувства страха, неуверенности, неуспеха. Наверное, случалось, что вы были обижены, у вас было плохое настроение или на душе грустно, или вы просто скучали. В этот момент каждому хочется иметь поддержку и защиту. С древних времен люди создавали для себя талисманы и обереги. Сегодня мы с вами постараемся создать такую поддержку для себя.

4. Коллаж «Мой герб»

Ведущий. Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Люди знатного происхождения гордились своими гербами. Гербы не только обозначали индивидуальность того или иного человека, качества его характера, его успехи и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении. Для распознавания воина щиты покрывали яркими красками (эмалями), украшали деталями. Основой герба служит щит. И не зря: щит - это защита, помощник в трудную минуту. Сегодня каждый из вас сделает для себя герб.

Для этого вы получите листы с основой герба. Он разделен на пять частей. В первой вам надо изобразить то, что вы умеете делать лучше всего.

Во второй - место, где вы чувствуете себя хорошо: уютно и безопасно.

В третьей - самое большое свое достижение.

В четвертой - трех человек, которым вы можете доверять.

Все это вы можете изобразить с помощью слов, картин, символов, рисунков.

А в пятой напишите три слова, которые хотели бы услышать о себе.

Время на работу - 15 минут.

Участникам дается время на создание собственного герба. По желанию участники рассказывают о том, что у них получилось. Обсуждение.

Ведущий. Каждому из нас надо помнить, что, герб который вы изготовили, поможет вам:

- когда вам скучно, вспомнить те дела, которыми можно заняться;

- стать более уверенными, вспомнив свои достижения, и задуматься о том, чего еще вы можете достигнуть;

- мысленно представив то место, в котором вам уютно и хорошо, отдохнуть и успокоиться;

- когда же бывает горько, обидно, страшно, тревожно, для поддержания духа вспомнить и произнести вслух три слова, которые вам хотелось бы слышать о себе.

Ведущий. Сейчас я предлагаю вам потренироваться и произнести слова о себе вслух, уверенно и громко.

А как звучат эти слова из уст других? Я предлагаю проговорить эти слова каждому из нас, чтобы услышать их со стороны. Каждый может сказать слова тому, кому он хочет. Эти слова должен услышать каждый. Спасибо.

Участники по кругу проговаривают свои мысли.

- Что вы чувствовали, когда сами произносили эти слова?

- Была ли разница между тем, когда вы говорили и когда вам говорили?

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы соответствовать этим словам?

Ведущий. Действительно, если мы хотим услышать эти слова о себе, нам прежде всего надо понять себя и начать работать над собой. А начать можно с самого простого. Например, позаботиться о своем здоровье.

7. Упражнения «Поза кучера»

Ведущий. Пришло время ознакомить вас с некоторыми техниками релаксации и концентрации.

Попробуйте принять следующую позу. Центр тяжести приходится на таз или седалищную кость. Поясница при этом выпрямлена, а верхняя часть туловища слегка согнута и напоминает согнутую спину кошки. Голова расслаблена и опущена перпендикулярно тазу, а не бедренной кости. В противном случае будет сдавлен живот. Ноги расставлены на уровне плеч, руки без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами: подобно кучеру, который расслабился, расслабил поводья, и его лошади бредут сами собой. Если запястья расслаблены, то это верный признак того, что положение тела выбрано правильно.
Участники принимают «позу кучера». Ведущий должен проконтролировать правильность выполнения этого упражнения.

Упражнение «Полное дыхание»

Ведущий. Дышите через нос так, чтобы сначала заполнялась нижняя часть легких. Этого можно достичь, надувая брюшную стенку (если вы втягиваете живот во время вдоха, тогда заполнится только верхняя часть легких). Губы приоткрыты.

Затем заполните среднюю часть легких, расширяя нижнюю часть области ребер и грудную клетку.

Затем заполните воздухом верхнюю часть легких, слегка приподнимая плечи и втягивая живот.

Задержите дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдохните, постепенно втягивая живот. Выдох через рот.

Упражнение «Ритмичное дыхание»

Ведущий. Примите «позу кучера». Положите руку на запястье и считайте пульс: 1, 2, 3, 4, 5, и т.д., пока не почувствуете ритм биения вашего сердца.

Затем начните выполнять упражнение «Полное дыхание».

Медленно сделайте полный вдох на шесть ударов пульса. Задержите дыхание в течение шести ударов пульса. Отдохните перед вторым вздохом в течение трех ударов пульса.

Сделайте несколько раз полный вдох на шесть ударов пульса. Не доводите себя до изнеможения, выполняя это упражнение.

Участники выполняют.

Это прекрасное упражнение, которое можно выполнить в те моменты, когда вы чувствуете тревогу, волнение или вам просто не по себе.

8. Рефлексия

1. Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?

2. Что вам понравилось и что не понравилось?

3. Как вы считаете, поможет ли вам герб справиться с плохим настроением и стать более уверенными в своих силах?

Работа в парах. Пишут пожелания друг другу: чем заняться, чтобы не принять поспешное, неправильное решение в критической ситуации (обратиться к психологу, послушать музыку, заняться физическими упражнениями, посоветоваться с лучшим другом, рассказать родителям, позвонить на телефон доверия, сделать отложенную «на потом» работу...)

Ведущий. Спасибо. Наше занятие подошло к концу.

Транскрипт

1 Упражнения по теме "Имя прилагательное" Упражнение 1. Дополните предложения прилагательными. 1. Однажды зимой мы отправились в лес. В() бору было тихо. Все покрыто ()снегом. В ()воздухе носились () () пушинки. Ветви украсились ()инеем. В этом () () наряде каждая ветка казалась (). 2. Великолепен вид () леса. Все покрыто () снегом. () воздух тонок и жгуч. Снег опушил () деревья и кусты. По ним скользят () () лучи и обсыпают их () блеском. Но вот мороз 1 / 19

2 начинает сдавать, и меркнет яркость () неба. () туча заволокла горизонт. Упражнение 2. Определитьт разряд прилагательного. Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусина я кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; 2 / 19

3 чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег. Упражнение 3. Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных. Овладей русской речью 3 / 19

4 Ты родной владеешь речью, бойко говоришь. Русский же язык неважно знаешь, мой малыш! Слушай потому поэта, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью хорошо владеть. Эта речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. 4 / 19

5 Скажем, к странам зарубежным держишь морем путь, Перед спутниками хочешь знаньями блеснуть В разговорах или спорах с другом иль врагом Ты воспользуешься смело русским языком! Потому ты, школьник резвый, будь прилежней впредь! Ты обязан русской речью хорошо владеть. 5 / 19

6 (И. Гришашвили) Упражнение 4. Прочитайте текст и выполните задания. 3 богатство народа его язык! <...> Меткий и Величайшее образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от 3 та одного поколения к другому, и не видна безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость... Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих 3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову) 1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам. 2. Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного. 3. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого). 4. Сделайте морфологический разбор указанных слов. 6 / 19

7 Тест по теме «Имя прилагательное» 1. Общее грамматическое значение прилагательного это: А) действие Б) признак предмета В) признак признака Г) признак действия 2. Морфологические признаки прилагательного это: А) род, число Б) род, число, падеж В) род, число, лицо Г) лицо, число 3. Синтаксические признаки прилагательного это: А) определение, сказуемое Б) определение, обстоятельство 7 / 19

8 В) определение, дополнение Г) дополнение, обстьоятельство 4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными? А) могуч, первый, сильное, лисий Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый Г) одетый, несчастный, злой, высказан 5. Качественные прилагательные это прилагательные, обозначающие... А) материал, из которого сделан предмет 8 / 19

9 Б) признак по его принадлежности В) признаки, указывающие на различные качества предмета 6. Укажите относительные прилагательные. А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег) Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф) В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда) 7. Укажите притяжательные прилагательные. А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик) 9 / 19

10 Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет) В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф) 8. В каком ряду все прилагательные качественные? А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос 9. В каком ряду все прилагательные относительные? 10 / 19

11 А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо 10. В каком ряду все прилагательные притяжательные А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора 11 / 19

12 11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!» А) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.) Б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.) В) родной (м.р.), нежный (м.р.) 12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан 12 / 19

13 правильный ответ: «Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью.» А) ранним (м.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.) Б) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.), свежестью (ж.р.) В) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.) 13 / 19

14 13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени. А) самый быстрый Б) красивейший В) ярче Г) более лёгкий 14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени. 14 / 19

15 А) менее сложный Б) сложнее В) сложнее всех Г) наисложнейший 15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени. 15 / 19

16 А) красивее Б) спокойнейший В) более громкий Г) менее тяжёлый 16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени. А) глубже 16 / 19

17 Б) самый глубокий В) более глубокий Г) глубочайший 17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных. А. острее, менее крутой, более выше Б. длиньше, самый красивый, сладчайший 17 / 19

18 В. очень маленький, красивее, ниже всех Г. дольше, лучше, наивкуснейший 18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных. А) самый веселый, меньше всех, более высокий Б) моложе, более белее, твердейший В) жарче всех, самый умный, тишайший 18 / 19

19 Г) чудеснейший, худший, громче всех Ответы: {loadposition user4} 19 / 19


Лекция 9. Имя прилагательное: словообразование, формообразование и словоизменение План 1.Имя прилагательное: основные сведения. 2.Словообразование имен прилагательных. 3.Формообразование имен прилагательных

Разряды прилагательных 1. Грамматический разбор На свист откликнулись десятки птичьих голосов и соловьиный раскат пронесся по зарослям. -Запишем предложение в тетрадях; - Произведем синтаксический разбор

Имя прилагательное Имя прилагательное это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые 1) обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?; 2) изменяются по родам,

Никандрова Анастасия Дмитриевна учитель русского языка и литературы Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

Банк заданий по русскому языку Класс: 6 Учитель Егорова Ирина Юрьевна Дата проведения теста 07.11.15 Тема Имя прилагательное Тема (подтема) Морфологические признаки прилагательного. Задания Как изменяются

РУССКИЙ ЯЗЫК. Лекция 9. Имя прилагательное. Ольга Владимировна Долгих, кандидат филол. наук, доцент департамента иностранных языков МФТИ. ПЛАН 1. Общая характеристика прилагательного как части речи. 2.

1 из 23 Вопросы для повторения 1) Что обозначает имя прилагательное? 2) Какие грамматические признаки можно определить у прилагательного? 3) Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в предложении?

Упражнения по теме "Употребление прилагательных в речи" Упражнение 1. Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных (за справками обращайтесь к словарям). 1) Дом как бы спит, но я знаю

МОУ «Малыгинская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка урока русского языка на тему: «Обобщение изученного об имени прилагательном». 4 класс материал подготовлен учителем начальных

Тема урока: «Имена прилагательные на - ий, -ья, -ье, -ьи» Цель дать общее представление об именах прилагательных на ий, -ья, -ье, -ьи. Задачи: I. Образовательная: учить детей правильному произношению,

КОНСПЕКТ урока по русскому языку в 4 классе Разработала: Кособокова Наталья Сергеевна Тема:«Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи». Оборудование: репродукции картин художниковпейзажистов;

СОДЕРЖАНИЕ 1 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................... 3 Вид 1. Найди ошибку........................................................... 3 Вид 2. В каком словосочетании верно

ВАРИАНТ 1 Тест 15 1 Укажи строку с именем прилагательным в форме винительного падежа множественного числа. весенние деньки весенним денькам о весенних деньках весенними деньками 2 Обозначь строку с именем

Урок русского языка в 5 классе Обобщение изученного по теме: «Синтаксис. Пунктуация» Разработала: Свитнева Елена Николаевна учитель русского языка и литературы 2014-2015 учебный год Цели урока: Обучающая:

ВАРИАНТ 10 Образец Часть 1 При выполнении заданий этой части (задания 1-8) отметь клеточку (х), номер которой соответствует выбранному варианту ответа. I I I I I 1. Укажи слово, в котором наименьшее количество

Предмет: русский язык Класс 6 Выполнила: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 192 г. Свободного Анна Сергеевна Козлова Тема: «Разряды прилагательных» Тип урока: ОНЗ Основные цели: 1. Сформировать

Учитель Игнатьева Галина Ивановна Тема урока: Степени сравнения имён прилагательных Цель урока: РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ сравнитель ная превосход ная Степени сравнения

Филиал «Кулевчинский» МБОУ «Красивская сош» Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных Урок подготовлен и проведён в рамках Дня открытых дверей Самылиной Еленой Владимировной, учителем

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме Разряды имён прилагательных 2011 21 слайд Тема урока: Разряды имён прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий Технология: элементы методики

Открытый урок в 6 Б классе по теме: «Притяжательные прилагательные» Цели урока: Образовательные: -познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, с особенностями склонения притяжательных прилагательных;

AGGETTIVI GENERE Какой? ый, ий, ой o новый, новая, новое, новые o лёгкий, лёгкая, лёгкое, лёгкие o зимний, зимняя, зимнее, зимние o молодой, молодая, молодое, молодые г, к, х (строгйи, легкий, тихий) ж,

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды прилагательных» Учебный предмет: русский язык Класс: 5 Учитель:НибоС.Ю. УМК: учебник «Русский язык.» для ОУ под редакцией С.И.Львовой Тема урока:

Тема: «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного» Цели деятельности учителя: - развивать умение точно употреблять имена прилагательные в речи; - правильно писать их родовые

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Тема урока: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Тип урока: Изучение нового материала. Форма урока: Урок исследования. Цели урока: Образовательная: дата понятие о местоимении как части речи;

МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 5 класс Тема: Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. Учитель: Котова Л.В. Раздел Что изучает синтаксис. Виды предложений по цели

Сочинение по картине шишкина лес в инее >>>

Сочинение по картине шишкина лес в инее >>> Сочинение по картине шишкина лес в инее Сочинение по картине шишкина лес в инее А противоположная сторона более темная. Тёмные и светлые оттенки глазури неба

«Наша Родина Россия» Цель: формировать представление у детей о России как о родной стране. Расширять представления детей о расположении нашей страны на карте. Задачи: - закрепить знания о символах нашей

Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») Тип: урок обобщающего повторения Цели: Обучающая повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;

8 класс. Контрольный тест Главные члены предложения 1 вариант А 1. Найти предложение, в котором подлежащее выражено неделимым словосочетанием: 1. Отец с сыном отправились на стадион. 2. Мокрый дождя не

СЛОВО В ТЕКСТЕ Прочитай тексты и выполни задания 1 7 Фрагмент из предисловия к сборнику пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем. Величайшее богатство народа его язык! Тыся челетиями накапливаются и

Сандракова Наталья Сергеевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 Сахалинская область г. Поронайск КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ

ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Правила по русскому языку 1-4 Хочу всё знать и правильно писать! Раздел VІ СИНТАКСИС (раздел грамматики, изучающий строение предложений) 1. Что называется п р е д л о ж е н и

Открытый урок по русскому языку. 3 класс Тема. "Правописание родовых окончаний имен прилагательных". Цели. 1.Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных. 2.Развивать умения распознавать

Наречие как часть речи Наречие это часть речи, обозначающая признак предмета, качества или действия. Значение наречия формально выражено его неизменяемостью. Эта часть речи не обладает грамматическими

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 36 «Яблонька» Спортивное развлечение с детьми среднего (4-5 лет) и старшего (5-6 лет) дошкольного возраста Князева Е.Ю., инструктор

Тема урока: «Обстоятельство». Цели: 1)углубить знания о второстепенном члене предложения обстоятельстве;формировать умение находить обстоятельство в предложении, определять, что оно обозначает и какой

С днём матери!!! Наши мамы лучшие на свете!!! - Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит. -

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. А. ШОЛОХОВА: ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ Колошиц А. Г. Белорусский государственный университет Особую ценность для научного исследования представляет язык

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Имя прилагательное часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (новогодний подарок, лисья нора, теплое утро, новые книги, осенняя пора, медвежий

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 72 комбинированного вида» Тема: «Дикие животные в зимнем лесу» (Конспект открытого занятия по развитию речи) Малясова Е.А. учитель-логопед

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС (Вариант 01 1/5) Мониторинговые исследования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 01 Инструкция по выполнению работы В работе по русскому языку две части. Выполнять задания каждой части можно

Технологическая карта урока письмо и развитие речи (предмет) Класс: 9 в Тема урока Имя прилагательное Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний. Цель: Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном

Краснобаева Валентина Михайловна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9 г. Надыма» Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым УРОК ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Предмет: русский язык, 5 класс. Урок 149. Дата проведения: 5 марта 2014 года. Тема урока. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи» Цели: 1.Образовательные: -обобщить

Предмет: русский язык. Класс: 8. Дата: 15 ноября 2018 года Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Тип урока: урок изучения нового материала. Исаева Юлия Владимировна Цель урока: обобщение и углубление

Задание 1 Диагностическая работа (3 класс конец года) Поставь + рядом со словами, написание которых не соответствует их произношению. Задание 2 рыбка пудра сделать местный кончик буква Напиши, какими звуками

Тема: Изменение имѐн прилагательных по родам и числам. Ход урока 1. Организационный момент. Постановка целей урока. Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою

Контрольная работа по математике во 2 классе за 2014/15 учебный год Вариант 1. 1. Реши задачу: В магазине было 89 кг красных и жѐлтых яблок. За день продали 12 кг желтых и 18 кг красных яблок. Сколько

МБОУ «Большебыковская СОШ» Урок русского языка в 8 классе по теме «Виды односоставных предложений» Подготовил и провел учитель русского языка и литературы Давыдова Н. В. Тема урока: Виды односоставных

Б3.Б.4 Русский язык: морфология, 1 часть Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Русской филологии 032700.62 Филология

Loading...Loading...