Геноцид армян что означает. Тайные причины и организаторы геноцида армян

Дёнме - крипто-еврейская секта привела Ататюрка к власти

Одним из самых деструктивных факторов, во многом определяющим политическое состояние на Ближнем Востоке и Закавказье уже 100 лет является геноцид армянского населения Османской Империи, в ходе которого по разным данным было уничтожено от 664 тысяч до 1,5 миллиона человек. А учитывая, что практически одновременно проходил геноцид понтийских греков, начавшийся в Измире, в ходе которого было уничтожено от 350 тысяч до 1,2 миллиона человек, и ассирийцев, участие в котором принимали курды, унесший от 275 до 750 тысяч человек, этот фактор уже более 100 лет держит в напряжении целый регион, постоянно подогревая вражду между населяющими его народами. Причем, как только намечается хоть небольшое сближение между соседями, дающее надежду на их примирение и дальнейшее мирное сосуществование, тут же в ситуацию вмешивается внешний фактор, третья сторона, и происходит кровавое событие, еще более разогревающее взаимную ненависть.


Для простого человека, получившего стандартное образование, сегодня абсолютно очевидно, что геноцид армян был и что виновата в геноциде именно Турция. Россия в числе более чем 30 стран признала факт геноцида армян, что, однако, мало сказывается на ее отношениях с Турцией. Турция же на взгляд простого человека абсолютно иррационально и упорно продолжает отрицать свою ответственность не только за геноцид армян, но и за геноцид других христианских народов - греков и ассирийцев. По сообщениям турецких СМИ, в мае 2018 года Турция открыла все свои архивы для исследования событий 1915 года. Президент Реджеп Эрдоган заявил, что после открытия турецких архивов, если кто-то осмелиться заявить о «так называемом геноциде армян», то пусть попробует доказать это, основываясь на фактах:

«В истории Турции не было никакого «геноцида» в отношении армян» , - заявил Эрдоган.

Подозревать в неадекватности президента Турции никто не решится. Эрдоган - лидер великой исламской страны, наследницы одной из величайших империй, по определению не может быть подобным, скажем, президенту Украины. Да и на откровенную и открытую ложь президент любой страны пойти не рискнет. Значит действительно, Эрдоган знает что-то такое, что неизвестно большинству людей в других странах, или тщательно скрывается от мирового сообщества. И такой фактор действительно существует. Он не касается самого события геноцида, он касается того, кто произвел это нечеловеческую жестокость и действительно ответственен за это.

***

В феврале 2018 года на портале турецкого «электронного правительства» (www.turkiye.gov.tr ) был запущен онлайн-сервис, на котором любой гражданин Турции мог проследить свою генеалогию, за несколько кликов узнать о своих предках. Доступные записи были ограничены началом 19 века, временами Османской империи. Сервис почти моментально стал настолько популярен, что вскоре рухнул из-за миллионных запросов. Полученные результаты повергли в шок огромное количество турок. Оказывается у множества людей, считавших себя тюрками, в реальности предки имеют армянское, еврейское, греческое, болгарское и даже македонское и румынское происхождение. Этот факт по умолчанию лишь подтвердил то, что в Турции знает каждый, но упоминать никто не любит, особенно при иностранцах. Говорить вслух об этом в Турции считается дурным тоном, но именно этот фактор сейчас определяет всю внутреннюю и внешнюю политику, всю борьбу Эрдогана за власть внутри страны.

Османская империя по меркам своего времени проводила относительно толерантную политику в отношении национальных и религиозных меньшинств, предпочитая, опять таки, по меркам того времени ненасильственные методы ассимиляции. В какой-то степени она повторяла методы поверженной ею Византийской империи. Армяне традиционно руководили финансовой областью империи. Большинство банкиров в Константинополе были армянами. Очень многие министры финансов являлись армянами, достаточно вспомнить блистательного Акопа Казазян-паша, считавшегося лучшим министром финансов за всю историю Османской империи. Безусловно, на протяжении всей истории были межнациональные и межрелигиозные конфликты, которые приводили даже к пролитию крови. Но ничего подобного геноцидам христианского населения в 20 веке в Империи не происходило. И вдруг случается такая трагедия. Любой здравомыслящий человек поймет, что на ровном месте подобное не происходит. Так почему и кто произвел эти кровавые геноциды? Ответ на этот вопрос кроется в истории самой Османской империи.

***



В Стамбуле в азиатской части города через пролив Босфор существует старое и уединенное кладбище Ускудар. Посетители кладбища среди традиционных мусульманских начнут встречать и удивляться могилам, не похожим на другие и не вписывающимся в исламские традиции. Многие из гробниц покрыты бетонной и каменной поверхностью, а не землей, и имеют фотографии умерших, что не вписывается в традицию. При вопросе, чьи это могилы, вам почти шепотом сообщат, что тут покоятся представители дёнме (Donmeh) (новообращенные или отступники - тур.), многочисленной и загадочной части турецкого общества. Могила судьи Верховного Суда находится рядом с могилой экс-лидера Коммунистической партии, а рядом с ними стоят могилы генерала и известного просветителя. Дёнме являются мусульманами, но как-бы не совсем. Большинство из современных дёнме - светские люди, голосующие за светскую республику Ататюрка, но в каждой общине дёнме и сейчас происходят тайные религиозные обряды, более похожие на иудейские, чем на исламские. Ни один дёнме никогда публично не признается в своей идентичности. Сами же дёнме узнают про себя только по достижении 18 лет, когда их родители открывают им тайну. Эта традиция ревностного сохранения двойной идентичности в мусульманском обществе передается на протяжении поколений.

Как я писал в статье «Остров Антихриста: плацдарм для Армагеддона» , дёнме, или саббатианцы являются последователями и учениками иудейского раввина Шаббтая Цви, который в 1665 году был провозглашен еврейским мессией и внес самый большой раскол в иудаизм за почти 2 тысячелетия его официального существования. Избегая казни со стороны султана, вместе со своими многочисленными последователями Шаббтай Цви в 1666 году принял ислам. Не смотря на это, множество саббатианцев и сейчас являются членами трех религий - иудаизма, ислама и христианства. Турецкие дёнме первоначально были основаны в греческих Салониках Якобом Керидо и его сыном Берахио (Барухом) Руссо (Осман-баба). В дальнейшем дёнме распространились по всей Турции, где назывались в зависимости от направления в саббатианстве измирларами, каракашларами (чернобровыми) и капанджиларами (владельцами весов). Основным местом сосредоточения дёнме на азиатской части Империи был город Измир. Движение младотурок в значительной степени состояло из дёнме. Кемаль Ататюрк, первый президент Турции, являлся дёнме и членом масонской ложи «Veritas», подразделением ложи «Великий Восток Франции».

На протяжении своей истории дёнме неоднократно обращались к раввинам, представителям традиционного иудаизма, с просьбами признать их иудеями, подобно караимам, отрицающим Талмуд (устную Тору). Однако всегда получали отказ, который в большинстве случаев носил политический характер, а не религиозный. Кемалистская Турция всегда была союзником Израиля, которому было политически не выгодно признавать, что этим государством фактически руководят евреи. По этим же причинам Израиль категорически отказывался и до сих пор отказывается признавать геноцид армян. Пресс-секретарь МИД Эмануэль Нахшон недавно заявил, что официальная позиция Израиля не изменилась.

«Мы очень чутки и отзывчивы к страшной трагедии армянского народа во время Первой мировой войны. Исторические дебаты о том, как расценивать эту трагедию, - это одно, а признание того, что что-то страшное произошло с армянским народом, - это совсем другое, и это гораздо важнее».

Первоначально в греческих Салониках, входящих в то время в Османскую империю, сообщество дёнме состояло из 200 семей. В тайне они практиковали свою собственную форму иудаизма, основанную на «18 заповедях», якобы оставленных Шаббтаем Цви, наряду с запретом на смешанные браки с истинными мусульманами. Дёнме никогда не интегрировались в мусульманское общество и продолжали верить, что Шаббтай Цви однажды вернется и приведет их к искуплению.

По весьма заниженным оценкам самих дёнме, сейчас в Турции их количество составляет 15-20 тысяч человек. Альтернативные источники говорят о миллионах дёнме в Турции. Весь офицерский и генеральский состав турецкой армии, банкиры, финансисты, судьи, журналисты, полицейские, юристы, адвокаты, проповедники на протяжении всего 20 века являлись дёнме. Но начиналось это явление в 1891 году с создания политической организации дёнме - Комитета «Единение и прогресс», позже назвавшийся «младотурками», ответственного за развал Османской империи и геноцид христианских народов Турции.

***



В 19 веке международная еврейская элита планировала создать еврейское государство в Палестине, но проблема заключалась в том, что Палестина находилась под властью Османской империи. Основатель сионистского движения Теодор Герцль хотел договориться с Османской империей о Палестине, но потерпел неудачу. Поэтому следующим логическим шагом стало получение контроля над самой Османской империей и ее уничтожение с целью освобождения Палестины и создания Израиля. Именно для этого был создан Комитет «Единение и прогресс» под видом светского турецкого националистического движения. Комитет провел, по крайней мере, два съезда (в 1902 и 1907 годах) в Париже, на которых была спланирована и подготовлена революция. В 1908 году младотурки начали свою революцию и принудили султана Абдула Хамида II к подчинению.

Небезызвестный «злой гений русской революции» Александр Парвус являлся финансовым советником младотурков, а первое большевистское правительство России выделило Ататюрку 10 млн. рублей золотом, 45 тыс. винтовок и 300 пулеметов с боеприпасами. Одной из основных, сакральных, причин геноцида армян являлся тот факт, что евреи считали армян амалекитянами, потомками Амалека, внука Исава. Сам Исав был старшим братом-близнецом основателя Израиля Иакова, который пользуясь слепотой их отца, Исаака, украл у старшего брата первородство. На протяжении всей истории амалекитяне были главными врагами Израиля, с которыми сражался еще Давид во времена царствования Саула, который и был убит амалекитянином.

Главой младотурок стал Мустафа Кемаль (Ататюрк), который являлся дёнме и прямым потомком иудейского мессии Шаббтая Цви. Еврейский писатель и раввин Иоахим Принц в своей книге «The secret Jews» на стр. 122 подтверждает этот факт:

«Восстание Младотурков в 1908 году против авторитарного режима Султана Абдул Хамида началось среди интеллигенции Салоник. Именно там возникла потребность в Конституционном режиме. Среди лидеров революции, приведшей к созданию более современного правительства в Турции, были Джавид Бей и Мустафа Кемаль. Оба были ярыми дёнме. Джавид Бей стал министром финансов, Мустафа Кемаль стал лидером нового режима и принял имя Ататюрк. Его противники пытались использовать его принадлежность к дёнме, чтобы дискредитировать его, но без успеха. Слишком многие из Младотурков в недавно сформированном революционном кабинете молились Аллаху, но их настоящим пророком был Шаббтай Цви, Мессия Смирны (Измира - прим. автора)».

14 октября 1922 года The Literary Digest опубликовал статью под названием «The Sort of Mustafa Kemal is», в которой говорилось:

«Испанский еврей по происхождению, ортодоксальный мусульманин по рождению, обученный в немецком военном колледже, патриот, изучавший кампании великих полководцев мира, включая Наполеона, Гранта и Ли—это, как говорят, лишь несколько выдающихся характеристик личности нового «Man on Horseback», который появился на Ближнем Востоке. Он настоящий диктатор, свидетельствуют корреспонденты, человек такого типа, который сразу же становится надеждой и страхом народов, разорванных на куски неудачными войнами. Единство и власть вернулись в Турцию во многом благодаря воле Мустафы Кемаля Паши. По-видимому, никто еще не называл его «Наполеоном Ближнего Востока», но, вероятно, рано или поздно это сделает какой-то предприимчивый журналист; для пути Кемаля к власти его методы автократичны и тщательно продуманы, даже его военная тактика, как говорят, напоминает Наполеона».

В статье, озаглавленной «When Kemal Ataturk Recited Shema Yisrael» еврейский автор Хиллел Халкин, процитировал Мустафу Кемаля Ататюрка:

«Я - потомок Шаббтая Цви - уже не еврей, а ярый поклонник этого пророка. Я считаю, что каждому еврею в этой стране было бы неплохо присоединиться к его лагерю».

Гершом Шолем написал в своей книге «Kabbalah» на стр. 330-331:

«Их литургии были написаны в очень небольшом формате, чтобы их можно было легко спрятать. Все секты так успешно скрывали свои внутренние дела от евреев и турок, что долгое время знание о них основывалось только на слухах и сообщениях посторонних. Рукописи дёнме, раскрывающие детали их Саббатианских идей, были представлены и исследованы только после того, как несколько семей дёнме решили полностью ассимилироваться в турецкое общество и передали свои документы друзьям из числа евреев Салоник и Измира. До тех пор, пока дёнме были сосредоточены в Салониках, институциональные рамки сект оставались нетронутыми, хотя несколько членов дёнме были активистами движения Младотурков, которое возникло в этом городе. Первая администрация, пришедшая к власти после революции младотурок в 1909 году, включала трех министров - дёнме, в том числе министра финансов Джавида Бека, который был потомком семьи Баруха Руссо и был одним из лидеров его секты. Одно из утверждений, которое обычно делалось многими евреями Салоник (отрицалось, однако, турецким правительством), состояло в том, что Кемаль Ататюрк имел происхождение дёнме. Этот взгляд с нетерпением поддержали многие религиозные противники Ататюрка в Анатолии».

Генеральный инспектор турецкой армии в Армении и военный губернатор египетского Синая во время Первой мировой войны Рафаэль де Ногалес написал в своей книге «Four Years Beneath the Crescent» на стр. 26-27 о том, что главный архитектор Геноцида армян Осман Талаат (Talaat) был дёнме:

«Это был ренегат иврита (дёнме) из Салоник, Талаат, главный организатор массовых убийств и депортаций, который, ловя рыбу в мутной воде, преуспел в карьере от почтового клерка скромного ранга до Великого визиря Империи».

В одной из статей Марселя Тинайре в L"Illustration в декабре 1923 года, которая была переведена на английский язык и опубликована как «Saloniki», написано:

«Сегодняшние дёнме, связанные с Free Masonry, обученные в западных университетах, часто исповедующие тотальный атеизм, стали лидерами революции младотурок. Талаат Бек, Джавид Бек и многие другие члены комитета «Единства и Прогресса» были дёнме из Салоник».

The London Times 11 июля 1911 года в статье «Евреи и положение в Албании» писала:

«Общеизвестно, что под масонским покровительством был сформирован Комитет «Салоники» с помощью евреев и дёнме, или крипто-евреев Турции, штаб-квартира которых находится на Салониках, и организация которого даже при султане Абдул Хамиде приняла масонскую форму. Такие евреи, как Эммануэль Карассо, Салем, Сасун, Фарджи, Меслах и дёнме, или крипто-евреи, такие как Джавид Бек и семья Балджи, приняли влиятельное участие как в организации Комитета, так и в работе его центрального органа в Салониках. Эти факты, которые известны каждому правительству в Европе, известны также во всей Турции и на Балканах, где все более заметна тенденция признать евреев и дёнме ответственными за кровопролитные промахи, которые совершил Комитет ».

Эта же газета 9 августа 1911 года опубликовала письмо в свою константинопольскую редакцию, в котором были комментарии по ситуации от главных раввинов. В нем в частности было написано:

«Я просто отмечу, что, согласно информации, которую я получил от подлинных масонов, большинство лож, основанных под эгидой Великого Востока Турции со времен революции, были с самого начала лицом Комитета «Единения и Прогресса», и они тогда не были признаны британскими масонами. Первый «Верховный Совет» Турции, назначенный в 1909 году, содержал трех евреев - Caronry, Cohen и Fari, и трех дёнме - Djavidaso, Kibarasso и Османа Талаата (главного руководителя и организатора геноцида армян - прим. автора)».

Продолжение следует…

Александр Никишин для

Прошло уже 100 лет с начала одного из самых страшных событий в мировой истории, преступлений против человечности — геноцида армянского народа , второго (после Холокоста) по степени изученности и количеству жертв.

Перед Первой мировой войной греки и армяне (преимущественно — христиане) составляли две трети населения Турции, непосредственно армяне — пятую часть населения, 2-4 млн армян от 13 млн человек, проживающих на территории Турции, включая все другие народы.

По официальным сводкам жертвами геноцида стали около 1,5 млн человек: 700 тысяч было убито, 600 тысяч погибли в ходе депортации. Еще 1,5 млн армян стали беженцами , многие бежали на территорию современной Армении, часть в Сирию, Ливан, Америку. Согласно разным данным сейчас в Турции проживает 4-7 млн армян (при общей численности населения в 76 млн человек), христианского населения — 0,6 % (к примеру, в 1914 году — две трети, правда и население Турции тогда было 13 млн человек).

Часть стран, включая Россию, признают геноцид, Турция же отрицает факт преступления, из-за чего имеет неприязненные отношения с Арменией по сей день.

Геноцид, осуществленный турецкой армией, был направлен не только на истребление армянского (в частности христианского) населения, но и против греков, ассирийцев. Еще до начала войны (в 1911-14 году) турецким властям от партии «Единение и прогресс» было разослано предписание о том, что против армян должны быть предприняты меры, то есть убийство народа являлось запланированным действом.

«Ситуация еще больше обострилась в 1914 году, когда Турция стала союзником Германии и объявила войну России, которой естественным образом симпатизировали местные армяне. Правительство младотурков объявило их «пятой колонной», а потому было принято решение об их поголовной депортации в труднодоступные горные районы» (риа.ру)

«Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции и в 1915-1923 гг. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов.

Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана». Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Сев. Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов. В сентябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган — Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. » (геноцид.ру)

Война — стала удобным случаем для осуществления жестоких планов, целью кровопролитий было полное истребление армянского народа, мешающего лидерам младотурок реализовать свои корыстные политические цели. Турков и другие народы, проживающие в Турции — настраивали против армян всеми способами, принижая и выставляя в грязном свете последних. Дата 24 апреля 1915 года именуются началом геноцида армян, однако травления и убийства начались еще задолго до нее. Тогда, в конце апреля, первому самому сильному, сокрушительному удару подверглась интеллигенция и элита Стамбула, которая была депортирована: арест 235 знатных армян, их ссылка, затем арест еще 600 армян и еще нескольких тысяч человек, многих из которых убили вблизи города.

С этих пор непрерывно производились «чистки» армян: депортации имели своей целью не переселение (ссылку) народа в пустыни Месопатамии и Сирии, а его полное истребление . люди нередко подвергались нападениям разбойников по пути шествия каравана пленных, убивались тысячами после прибытия в пункты назначения. Кроме того — «исполнители» применяли пытки, в ходе которых погибали либо все, либо большая часть депортированных армян. Караваны отправляли самым долгим путем, людей изматывали жажда, голод, антисанитария.

О депортации армян:

«Депортация производилась согласно трём принципам: 1) «принцип десяти процентов», согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе, 2) количество домов депортированных не должно было превышать пятидесяти, 3) депортированным запрещалось менять места их назначения. Армянам запрещалось открывать собственные школы, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга. Несмотря на требование депортировать всех армян без исключения, значительная часть армянского населения Стамбула и Эдирне не была выслана из опасения, что иностранные граждане станут свидетелями этого процесса» (Википедия)

То есть тех, кто все-таки выжил хотели нейтрализовать. Чем же так «насолил» армянский народ Турции, Германии (которая поддерживала первую)? Кроме политических мотивов и жажды завоевания новых земель у врагов армян имелись и идеологические соображения, согласно которым армяне-христиане (народ сильный, сплоченный) мешали насаждать панисламизм для благополучного решения своих планов. Христиан настраивали против мусульман, мусульманами манипулировали, исходя из политических целей, за лозунгами в нужде об объединении пряталось использование турков в уничтожении армян.

Документальный фильм НТВ «Геноцид. Начало»

Кроме информации о трагедии в фильме показан один удивительный момент: достаточно много ныне живых бабушек-свидетельниц событий 100-летней давности.

Свидетельства пострадавших:

«Нашу группу погнали по этапу 14 июня под конвоем из 15 жандармов. Нас было человек 400-500. Уже в двух часах ходьбы от города на нас стали нападать многочисленные шайки из деревенских жителей и бандитов, вооруженных охотничьими ружьями, винтовками и топорами. Они отняли у нас все, что было. За семь-восемь дней они убили всех мужчин и юношей старше 15 лет - одного за другим. Два удара прикладом - и человек мертв. Бандиты похватали всех привлекательных женщин и девушек. Многих увезли в горы на лошадях. Так похитили и мою сестру, которую оторвали от ее годовалого ребенка. Ночевать в деревнях нам не разрешали, а заставляли спать на голой земле. Я видела, как люди ели траву, чтобы унять голод. А что творили жандармы, бандиты и местные жители под покровом темноты, вообще не поддается описанию» (из воспоминаний армянской вдовы из городка Байбурт на северо-востоке Анатолии)

«Они приказали мужчинам и мальчикам выйти вперед. Некоторые маленькие мальчики были одеты как девочки и спрятались в толпе женщин. Но моему отцу пришлось выйти. Он был взрослым мужчиной с ycaми. Как только они отделили всех мужчин, из-за холма появилась группа вооруженных людей, которые убили их у нас на глазах. Они закололи их штыками в живот. Многие женщины не вынесли этого и бросились с обрыва в реку» (из рассказа выжившего из города Конья, Центральная Анатолия)

«Отстающих сразу пристреливали. Они гнали нас по безлюдным районам, через пустыни, по горным тропам, в обход городов, чтобы нам негде было взять воду и еду. Ночью мы мокли от росы, а днем изнемогали под палящим солнцем. Я помню только, что мы все время шли и шли» (из воспоминаний выжившего)

Армяне стоически, героически и отчаянно отбивались от озверевших турков, вдохновленных лозунгами зачинщиков мятежей и кровопролитий на то, чтобы убить как можно больше тех, кого преподнесли в качестве врагов. Самыми масштабными сражениями, противостояниями были оборона города Ван (апрель-июнь 1915 года), горы Муса-Даг (53-дневная оборона летом-в начале осени 1915 года).

В кровавой расправе над армянами турки не щадили ни детей, ни беременных женщин, над людьми издевались неимоверно жестокими способами , девочек насиловали, брали в наложницы и мучили, толпы армян собирали на баржи, паромы под предлогом переселения и топили в море, собирали деревнями и сжигали заживо, детей закалывали и также бросали в море, над молодыми и старыми проводили медицинские эксперименты в специально созданных лагерях. Люди иссыхали заживо от голода, жажды. Все ужасы, выпавшие на долю армянского народа тогда, невозможно описать в сухих буквах и цифрах, эта трагедия, которую они в эмоциональных красках помнят уже в молодом поколении и по сей день.

Из донесений свидетелей: «В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении». В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: «Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими… Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8-9 — летних девочек…» (геноцид.ру)

«В качестве одного из оправданий уничтожения оттоманских армян использовалось биологическое обоснование. Армяне именовались «опасными микробами», им присваивался более низкий биологический статус, чем мусульманам . Главным пропагандистом этой политики был доктор Мехмет Решид, губернатор Диарбекира, первым распорядившийся прибивать подковы к ногам депортируемых. Решид практиковал также распятие армян, имитируя распятие Христа. Официальная турецкая энциклопедия 1978 года характеризует Решида как «прекрасного патриота».» (Википедия)

Детям и беременным женщинам насильно давали яд, несогласных топили, вводили смертельные дозы морфия, детей убивали в паровых банях, над людьми ставили множество извращенных и жесточайших опытов. Те, кто выживали в условиях голода, холода, жажды, антисанитарии — нередко погибали от брюшного тифа.

Один из турецких врачей — Хамди Суат, проводивший в целях получения вакцины от брюшного тифа эксперименты над армянскими солдатами (им вводили зараженную тифом кровь), в современной Турции почитается как национальный герой, основатель бактериологии, в Стамбуле ему посвящен дом-музей.

В целом в Турции запрещено относится к событиям того времени как к геноциду армянского народа, в учебниках истории рассказывается о вынужденной обороне турков и о убийствах армян как мере самозащиты, агрессорами выставлены те, кто для многих других стран — жертвы.

Турецкие власти всячески агитируют соотечественников в укреплении позиции того, что геноцида армян никогда не было, проводятся кампании, пиар-акции для поддержания статуса «невинной» страны, уничтожаются памятники армянской культуры, архитектуры, существующие на территории Турции.

Война меняет людей до неузнаваемости.. Что может делать человек под влиянием авторитетов, как легко убивает, и не просто убивает, а зверски — сложно представить, когда на жизнерадостных картинках мы видим солнце, море, пляжи Турции или вспоминаем собственный опыт путешествий. Да что там Турция.. в целом — война меняет людей, толпа, вдохновленная идеями победы, захвата власти — сметает все на своем пути, и если в обычной, мирной жизни совершить убийство для многих дикость, то в войну — многие становятся чудовищами и не замечают этого.

Под шумом и усилением жестокости реки крови — привычное зрелище, сколько примеров того, как люди во время каждых революций, стычек, военных конфликтах не контролировали себя и крушили, убивали все и всех вокруг.

Общие черты всех геноцидов, произведенных в мировой истории сходны в том, что людей (жертв) обесценивали до уровня насекомых или обездушенных предметов , при том провокаторы всеми способами вызывали у исполнителей и тех, кто был выгоден для осуществления истребления народа не просто отсутствие жалости к потенциальному объекту убийств, а еще и ненависть, животную ярость. Убеждали в том, что жертвы виноваты во многих бедах, что необходимо торжество возмездия, в совокупности с необузданной животной агрессией — это означало неконтролируемую волну бесчинств, дикости, свирепости.

Кроме истребления армян турки осуществляли и уничтожение культурного наследия народа:

«В 1915-23 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения» (геноцид.ру)

Среди турков находились неравнодушные люди, чиновники, которые могли приютить у себя армянских детей, или восставали против истребления армян — но в основном любая помощь жертвам геноцида осуждалась и была наказуема, поэтому тщательно скрывалась.

После поражения Турции в Первой мировой войне военный трибунал в 1919 году (несмотря на это - геноцид, согласно версиям некоторых историков и свидетельствам очевидцев - продлился до 1923 года) заочно приговорил представителей комитета трех к смерти, позже приговор был исполнен для всех троих, в том числе с помощью самосуда. Но если исполнители удостоились казни, то отдающие приказы так и остались на свободе.

24 апреля европейский День памяти жертв геноцида армян. Один из самых чудовищных по численности жертв и степени изученности геноцидов в мировой истории, как и Холокост — испытавший попытки отрицания со стороны в первую очередь страны-виновницы расправ. Число убитых армян только по официальным данным около 1,5 млн человек.

Геноцид армян

Армянский вопрос — это совокупность таких основополагающих вопросов политической истории армянского народа как освобождение Армении от иностранных интервентов, восстановление суверенного армянского государства в Армянском нагорье, целенаправленная политика истребления и искоренения армян путем массовых погромов и депортаций в конце 19-го-начале 20-го вв. со стороны Османской империи, армянская освободительная борьба, международное признание Геноцида армян.

Что такое Геноцид армян?

Геноцидом армян называют массовое убийство армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны.
Эти избиения были осуществлены в разных регионах Османской империи правительством младотурок, которые были в тот период у власти.
Первая международная реакция на насилие была выражена в совместном заявлении России, Франции и Великобритании в мае 1915 года, где зверства против армянского народа были определены как «новые преступления против человечества и цивилизации». Стороны соглашались, что турецкое правительство должно быть наказано за совершение преступления.

Сколько людей погибло во время Геноцида армян?

В канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян. Около полутора миллиона было уничтожено за период с 1915 до 1923 года. Оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру.

Почему был осуществлен геноцид против армян?

С началом Первой мировой войны, младотурецкое правительство, надеясь сохранить остатки ослабленной Османской империи, приняло на вооружение политику пантюркизма - создания огромной Турецкой империи, вбирающей в себя все тюркоязычное население Кавказа, Средней Азии, Крыма, Поволжья, Сибири, и простирающейся до границ Китая. Политика тюркизма предполагала тюркизацию всех национальных меньшинств империи. Армянское население рассматривалось главным препятствием для реализации этого проекта.
Хотя решение о депортации всех армян из Западной Армении (Восточная Турция) было принято в конце 1911 года, младотурки использовали начало Первой мировой войны в качестве удобной возможности для его осуществления.

Механизм осуществления Геноцида

Геноцид — это организованное массовое уничтожение группы людей, требующее центрального планирования и создания внутреннего механизма его осуществления. Именно это и превращает геноцид в государственное преступление, поскольку только государство обладает ресурсами, которые можно использовать в подобной схеме.
24 апреля 1915 года, с ареста и последующего истребления около тысячи представителей армянской интеллигенции, в основном из столицы Османской империи Константинополя (Стамбула), начался первый этап уничтожения армянского населения. Ныне, 24 апреля отмечается армянами всего мира как день памяти жертв Геноцида.

Вторым этапом «окончательного решения» Армянского вопроса стал призыв в турецкую армию около трехсот тысяч армянских мужчин, позднее разоруженных и убитых своими турецкими сослуживцами.

Третий этап Геноцида ознаменовался резней, депортацией и «маршами смерти» женщин, детей и стариков в сирийскую пустыню, где сотни тысяч людей были убиты турецкими солдатами, жандармами и курдскими бандами, либо гибли от голода и эпидемий. Тысячи женщин и детей подверглись насилию. Десятки тысяч были насильственно обращены в ислам.

Последней стадией Геноцида является тотальное и абсолютное отрицание турецким правительством массовых убийств и уничтожения армян на их же родине. Несмотря на процесс международного осуждения Геноцида армян, Турция продолжает бороться против его признания всеми средствами, включая пропаганду, фальсификацию научных фактов, лоббирование и т.д..

В ближайшие дни в разных странах мира пройдут памятные мероприятия, посвященные столетию геноцида армян в Османской империи. В церквях совершат богослужения, во всех организованных армянских общинах пройдут вечера памяти с концертами, открытием хачкаров (традиционных армянских стел из камня с изображением креста), выставками архивных материалов.

Кроме того, в христианских храмах мира раздадутся 100 колокольных ударов.

Это был первый геноцид 20-го века. Мне стыдно и прискорбно, что Израиль до сих пор по политическим мотивам официально не признал его. Простите нас, армяне и светлая память погибшим. Амен.

Recent Posts from This Journal


  • Масада больше не падет

    Вверх, шаг за шагом, по узкой тропинке в крепость идет народ, Сколько продержимся? День? Неделю? Месяц? А может, год? Пала столица - храм…

  • 10 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫЕ НАДО ЗНАТЬ ОБ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОМ КОНФЛИКТЕ

    Израильско-арабский конфликт меньше, чем вы думаете. Если вы попытаетесь закончить предложение "Израильско - арабский конфликт важен,…

  • Добрый дедушка Ленин, от которого стынет кровь. Записки садиста и убийцы

    Рассекреченные телеграммы Владимира Ильича и выдержки из многотомных сочинений Ленина, от которых стынет кровь 21 января 1924 года ушел из…

  • Будни разведчика Моссада. Совершенно правдивая история

    Выйдя из банка, я отправился в лавку - только что пришли проценты с моей доли за продажу России и надо было печь мацу. Не хватало лишь самого…


  • Израильская экспансия

    Минимум 2 раза в месяц мне показывают эту картинку, рассказывая о том как сионисты захватили арабское государство Палестина. Мне надоело…

Геноцид (от греч. genos - род, племя и лат. caedo - убиваю), международное преступление, выражающееся в действиях, совершаемых с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу.

Действия, квалифицируемые Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года, как акты Геноцида совершались неоднократно в истории человечества начиная с древнейших времен, в особенности во время истребительных войн и опустошительных нашествий и походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, в период раздела мира и образования колониальных империй европейских держав, в процессе ожесточенной борьбы за передел поделенного мира, приведшей к двум мировым войнам и в колониальных войнах после второй мировой войны 1939 - 1945 г.

Однако термин "геноцид" был впервые введен в обиход в начале 30 - х гг. XX века польским юристом, евреем по происхождению Рафаэлем Лемкиным, а после второй мировой войны получил международный правовой статус, как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества. Р Лемкин под Геноцидом подразумевал резню армян в Турции в годы первой мировой войны (1914 - 1918), а затем истребление евреев в фашистской Германии в период, предшествовавший второй мировой войне, и в оккупированных гитлеровцами странах Европы в годы войны.

Первым геноцидом XX века считается уничтожение боле 1,5 миллиона армян в течение 1915 - 1923 гг. в Западной Армении и других частях Османской империи, организованное и планомерно осуществленное младотурецкими правителями.

К Геноциду армян следует отнести и массовые убийства армянского населения в Восточной Армении и в Закавказье в целом, совершенные турками, вторгшимися в Закавказье в 1918 гаду, и кемалистами во время агрессии против Армянской Республики в сентябре - декабре 1920 гадов, а также организованные мусаватистами погромы армян в Баку и Шуши в 1918 и 1920 соответственно. С учетом погибших вследствие чинившихся турецкими властями периодических погромов армян, начиная с конца XIX в., число жертв Геноцида армян превышает 2 миллиона.

Геноцид Армян 1915 - 1916 - массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи, осуществленные правящими кругами Турции в период первой мировой войны (1914 - 1918). Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов.

Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую с середины XIX в. исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания "Большого Турана". Под этими планами подразумевалось присоеденение к империи Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, Поволжья, Средней Азии.

На пути к этой цели агрессорам надо было покончить прежде всего с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов. Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать еще до начала мировой войны. В решениях съезда партии "Единение и прогресс", состоявшегося в октябре 1911 в Салониках, содержалось требование относительно отуречивания нетурецких народов империи.

В начале 1914 местным властям было направлено специальное предписание относительно мер, которые должны были быть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание было разослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует: уничтожение армян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретной военной ситуацией. Руководство партии "Единение и прогресс" неоднократно обсуждало вопрос о массовой депортации и резне армянского населения.

В октябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать истребление армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищное преступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобный случай для его осуществления. Назим прямо заявил, что столь удобного случая может больше не быть, "вмешательство великих держав и протест газет не будут иметь никаких последствий, т.к. они встанут перед свершившимся фактом, и тем самым вопрос будет решен... Наши действия должны быть направлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался в живых".

Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турции намеревались достичь нескольких целей:

  • ликвидация Армянского Вопроса, что положило бы конец вмешательству европейских держав;
  • турки избавлялись от экономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армянского народа;
  • устранение армянского народа поможет проложить путь к захвату Кавказа, к достижению великого идеала туранизма.

Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. Власти организовали спецотряды «Тешкилати и махсусе», состоявшие преимущественно из освобожденных из тюрем преступников и прочего уголовного элемента, которые должны были принять участие в массовом уничтожении армян.

С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить в турецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялись измышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстаниях армян, угрожавших тылу турецких войск и т. д.. Антиармянская пропаганда особенно усилилась после первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. В феврале 1915 года военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян, служащих в турецкой армии (сначала войны в турецкую армию было призвано около 60 тыс. армян в возрасте 18 - 45 лет, т.е. наиболее боеспособная часть мужского населения). Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью.

В ночь на 24 апреля 1915 года представители полицейского управления Константинополя ворвались в дома самых видных армян столицы и арестовали их. За несколько последующих дней восемьсот человек - писатели, поэты, журналисты, политики, врачи, адвокаты, юристы, ученые, преподаватели, священники, педагоги, деятели искусства - были отправлены в центральную тюрьму.

Спустя два месяца, 15 июня 1915 года, на одной из площадей столицы были казнены 20 интеллигентов - армян - членов партии Гнчак, которым было предъявлено сфабрикованное обвинение в организации террора против властей и стремлении создать автономную Армению.

То же самое происходило во всех вилайетах (областях): в течение нескольких дней были арестованы тысячи людей, в том числе все известные деятели культуры, политики, люди умственного труда. Депортация в пустынные районы Империи была заранее спланирована. И это было заведомым обманом: как только люди отдалялись от родных мест, их безжалостно убивали те, кто должен был их сопровождать и обеспечивать их безопасность. Армян, работавших в правительственных органах, одного за другим уволили; всех военных врачей бросили в тюрьмы.
Великие державы были всецело втянуты во всемирную конфронтацию, и они поставили свои геополитические интересы выше судьбы двух миллионов армян...

С мая - июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цель его уничтожения. Посол США в Турции Г. Моргентау отмечал: "Истинной целью депортации было ограбление и уничтожение; это действительно является новым методом резни. Когда турецкие власти отдавали приказ об этих высылках, они фактически выносили смертный приговор целой нации".

Подлинные цели депортации были известны и Германии, союзнице Турции. В июне 1915 посол Германии в Турции Вангенгейм сообщал своему правительству, что если вначале изгнание армянского населения ограничивалось провинциями, близко расположенными к Кавказскому фронту, то теперь турецкие власти распространили эти действия на те части страны, которые не находились под угрозой вражеского вторжения. Эти действия, заключал посол, способы, которыми производится высылка, свидетельствуют о том, что турецкое правительство имеет своей целью уничтожение армянской нации в турецком государстве. Такая же оценка депортации содержалась в сообщениях германских консулов из вилайетов Турции. В июле 1915 германский вице-консул в Самсуне сообщал, что проводимая в вилайетах Анатолии депортация имеет целью или же уничтожить, или же обратить в ислам весь армянский народ. Германский консул в Трапезунде в это же время сообщал о депортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены таким образом положить конец Армянскому вопросу.

Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись вглубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне. Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей.

Действия турецких погромщиков отличались беспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министр внутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернатору Алеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакого внимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требование неукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасы депортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверных страданий, выпавших на долю армянского населения. Корреспондент английской газеты "Таймс" сообщал в сентябре 1915: " Из Сасуна и Трапезунда, из Орду и Эйнтаба, из Мараша и Эрзрума поступают одни и те же сообщения о зверствах: о мужчинах, безжалостно расстрелянных, распятых, изувеченных или уведенных в трудовые батальоны, о детях, похищенных и насильно обращенных в магометанскую веру, о женщинах, изнасилованных и проданных в рабство в глубокий тыл, расстрелянных на месте или высланных вместе с детьми в пустыню на запад от Мосула, где нет ни пищи, ни воды... Многие из этих несчастных жертв не дошли до места назначения..., и их трупы точно указывали путь, по которому они следовали".

В октябре 1916 в газете "Кавказское слово" была опубликована корреспонденция о резне армян в деревне Баскан (Долина Вардо); автор приводил рассказ очевидца: " Мы видели, как с несчастных сначала срывали все ценное; затем раздевали, и иных тут же на месте убивали, а иных уводили в сторону от дороги, в глухие углы, и тут приканчивали. Мы видели группу из трех женщин, которые в смертельном страхе обнялись. И их невозможно было уже разъединить, разлучить. Всех троих убили... Крик и вопль стояли невообразимые, волосы становились у нас дыбом, кровь леденела в жилах..." Варварскому истреблению подверглась и большая часть армянского населения Киликии.

Резня армян продолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанных в южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Расул - Айна, Дейр - зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и в Восточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массы беженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918, турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностях Восточной Армении и Азербайджана.

Заняв в сентябре 1918 Баку, турецкие интервенты вместе с азербайджанскими националистами организовали страшную резню местного армянского населения, убив 30 тысяч человек.

В результате геноцида армян, осуществленного младотурками в 1915 - 1916, погибло боле 1,5 миллиона человек, около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многим странам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянские общины. Образовалась армянская диаспора («спюрк» - арм.).

В результате геноцида Западная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок не скрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществления задуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 министр внутренних дел Талаат цинично заявил, что "действия в отношении армян в основном осуществлены и Армянского вопроса больше не существует".

Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществить геноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностью армянского населения, а также армянских политических партий к надвигающейся угрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация в турецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальных кругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям, отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числа жертв.

Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб духовной и материальной культуре армянского народа. В 1915 - 1916 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти.

Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступление турецких погромщиков, пытавшихся уничтожить армянский народ. Общественно - политические деятели, ученые, деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его, как тягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлении гуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшим прибежище во многих странах мира.

После поражения Турции в первой мировой войне лидеры младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию в пагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военным преступникам обвинений было и обвинение в организации и осуществлении резни армян в Османской империи. Однако приговор в отношении ряда лидеров младотурок был вынесен заочно, т.к. после поражения Турции им удалось бежать из страны. Смертный приговор в отношении некоторых из них (Талаат, Бехаэтдин Шакир, Джемал паша, Саид Халим и др.) был впоследствии приведен в исполнение армянскими народными мстителями.

После второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968 гаду.

Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.

В субботу 24 апреля отмечается День памяти жертв геноцида армян в Османской империи. В этом году исполняется 95 лет с того дня, как началась эта кровавая резня и страшное преступление - массовое истребление людей по национальному признаку. В результате уничтожено было от одного до полутора миллионов человек.

К сожалению, это был не первый и далеко не последний случай геноцида в новейшей истории. В ХХ веке человечество как будто решило вернуться в самые мрачные времена. В просвещенных, цивилизованных странах вдруг возродилась средневековая дикость и изуверство - пытки, расправы над родственниками осужденных, насильственная депортация и поголовное убийство целых народов или социальных групп.

Но даже на этом мрачном фоне выделяются два самых чудовищных злодеяния - методическое уничтожение евреев нацистами, названное холокостом, в 1943-45 годах и геноцид армян, устроенный в 1915-м .

В том году Османской империей фактически правили младотурки - группа офицеров, которая свергла султана и провела либеральные реформы в стране. С началом Первой мировой войны всю власть в своих руках сосредоточил триумвират - Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша. Именно они и устроили акт геноцида. Но пошли они на это не из-за садизма или врожденной свирепости. Для преступления были свои причины и предпосылки.

Армяне жили на Османской территории в течение веков. С одной стороны, они подвергались определенной дискриминации по религиозному признаку, как христиане. С другой стороны, в большинстве своем выделялись богатством или хотя бы зажиточностью, потому что занимались торговлей и финансами. То есть, играли примерно такую же роль, как евреи в Западной Европе, без которых не могла функционировать экономика, но которые при этом регулярно попадали под погромы и депортации.

Хрупкое равновесие было нарушено в 80-е - 90-е годы XIX века, когда в армянской среде образовались подпольные политические организации националистического и революционного толка. Самой радикальной была партия «Дашнакцутюн» - местный аналог российских эсеров, причем социалистов-революционеров самого левого крыла.

Своей целью они ставили создание независимого государства на территории Османской Турции, а методы достижения этой цели были простые и эффективные: захват банков, убийство чиновников, взрывы и тому подобные теракты.

Понятно, как реагировало на подобные действия правительство. Но ситуация усугублялась национальным фактором, и за акции дашнакских боевиков - они называли себя фидаинами - приходилось отвечать всему армянскому населению. В разных уголках Османской империи то и дело вспыхивали волнения, которые заканчивались погромами и массовыми убийствами армян.

Ситуация еще больше обострилась в 1914 году, когда Турция стала союзником Германии и объявила войну России, которой естественным образом симпатизировали местные армяне. Правительство младотурков объявило их «пятой колонной», а потому было принято решение об их поголовной депортации в труднодоступные горные районы.

Можно представить себе, что такое массовое переселение сотен тысяч людей, в основном, женщин, стариков и детей, так как мужчины были призваны в действующую армию. Многие погибали от лишений, других убивали, шла откровенная резня, совершались массовые казни.

После окончания Первой мировой войны расследованием геноцида армян занималась специальная комиссия из Великобритании и США. Вот только один краткий эпизод из показаний чудом уцелевших очевидцев трагедии:
«Приблизительно две тысячи армян было собрано и окружено турками, их облили бензином и поджигали. Я, непосредственно, был в другой церкви, которую они пробовали поджечь, и мой отец думал, что это конец его семьи.

Он собрал нас вокруг... и сказал то, что я никогда не забуду: не бойтесь, мои дети, потому что скоро мы все будем на небесах вместе. Но, к счастью, кто-то обнаружил секретные туннели... через которые мы спаслись».

Точное число жертв так и не было официально посчитано, но погибло никак не меньше миллиона человек. Более 300 тысяч армян укрылись на территории Российской империи, так как Николай II приказал открыть границы.

Даже если убийства не были официально санкционированы правящим триумвиратом, они все равно несут за ответственность за эти преступления. В 1919 году все трое были приговорены к смертной казни заочно, так как успели скрыться, но затем поодиночке убиты боевиками-мстителями из радикальных армянских организаций.

Энвер-паша сотоварищи были осуждены за военные преступления союзниками из Антанты при полном согласии правительства новой Турции, которое возглавил Мустафа Кемаль Ататюрк. Он начал строить светское авторитарное государство, идеология которого радикально отличалась от идей младотурков, но к нему на службу перешли многие организаторы и исполнители массовой резни. А территория Турецкой республики к тому времени была практически полностью очищена от армян.

Поэтому Ататюрк, хотя он лично не имел отношения к «окончательному решению армянского вопроса», категорически отказался признавать обвинения в геноциде. В Турции свято чтят заветы Отца нации - так переводится фамилия, который взял себе первый президент - и твердо стоят на таких же позициях до сих пор. Геноцид армян не только отрицается, но за его публичное признание гражданин Турции может получить тюремный срок. Что и случилось недавно, например, с всемирно известным писателем, лауреатом Нобелевской премии по литературе Орханом Памуком, которого выпустили из застенков только под напором международной общественности.

В то же время в некоторых европейских странах предусматривается уголовное наказание за отрицание геноцида армян. Однако всего 18 стран, включая Россию, официально признали и осудили это преступление Османской империи.

Турецкая дипломатия реагирует на это по-разному. Так как Анкара мечтает вступить в ЕС , там делают вид, что не замечают «антигеноцидных» резолюций государств из Европейского Союза. Не хочет Турция портить из-за этого отношения и с Россией. Однако любым попыткам внести вопрос о признании геноцида Конгрессом США дает немедленный отпор.

Трудно сказать, почему правительство современной Турции упорно не желает признавать преступления 95-летней давности, совершенные руководителями гибнущей Османской монархии. Армянские политологи полагают, что Анкара опасается последующих требований материальной, а то и территориальной компенсации. В любом случае, если Турции действительно хочется стать полноправной частью Европы, эти давние преступления придется признать.

Loading...Loading...