Цвет зависит от интенсивности. Как свет влияет на выбор цвета или как правильно подобрать нужный оттенок Какие лампы выбрать для офиса

Выбирая обои, мебель, шторы или любую другую вещь для интерьера своей квартиры, мы в первую очередь обращаем внимание на цвет предмета. Расцветка, это один из основных критериев, который влияет на решение о покупке той или иной вещи для дома. И каково же бывает разочарование, когда видя покупку у себя дома, мы обнаруживаем, что в нашей квартире цвет у неё вдруг стал совсем другим и смотрится уже не так очаровательно, как в магазине. А виноват в этой, довольно распространенной проблеме, метамеризм , термин обозначающий изменение цвета в зависимости от условий наблюдения (освещения и т.д.).

Различают 4 основных вида метамеризма:

Метамеризм излучения – изменение цвета в зависимости от источника освещения;

Метамеризм наблюдателя – естественное явление и давно известный факт, что все люди индивидуально воспринимают цвет, поэтому для разных людей один и тот же цвет будет выглядеть по разному;

Метамеризм размера измеряемого поля – изменение восприятия цвета в зависимости от его площади, многие цвета становятся более «агрессивными» при большей занимаемой площади;

Метамеризм геометрии или угла обзора – изменение цвета в зависимости от угла обзора наблюдателя. Особенно этот эффект заметен на металлизированных или покрытых специальными красками поверхностях.

Как свет меняет цвет?

Цвет в Вашем доме всегда зависит от освещения. Если Вы наблюдательны, то наверняка и сами это уже заметили. При дневном освещении цвет стен один, а вечером, когда включаются источники света, цвет стен меняется и становится уже другим. И конечно это касается всех поверхностей в комнате.

Именно поэтому рекомендуется все отделочные материалы проверять при разных источниках света и обязательно дома, чтобы не было неожиданных сюрпризов. Ведь довольно часто бывает, что в магазине обои нравятся, а принесли домой – и уже цвет не тот.

В изменении цвета под воздействием света есть определенные закономерности. Обобщить их можно примерно так: при теплом свете теплые цвета становятся мягче и нежнее, а холодные цвета тускнеют и сереют. При холодном свете наоборот, холодные цвета становятся ярче и лучистее, а теплые цвета приобретают сероватый оттенок.

Это надо обязательно учитывать при покупке ламп для ваших светильников. Лампы накаливания, которые на сегодня уже уходят в прошлое, имеют теплый свет. Энергосберегающие лампы могут иметь как теплый, так и холодный свет. На их упаковке всегда отмечено, какой свет дает лампа. Обращайте на это внимание и покупайте именно те лампы, которые выигрышно подчеркнут цвета в вашей комнате.

Наименьшее изменение цвета отделочных материалов дают простые галогенные лампы, которые излучают белый свет, наиболее близкий к естественному полуденному освещению.

При естественное освещении надо учитывать климат и расположение окон. В южных широтах свет более яркий, а в северных более рассеянный. При ярком южном свете цвета кажутся бледнее, поэтому чтобы компенсировать этот эффект рекомендуется выбирать цвет на 1-2 тона темнее. Чтобы смягчить слишком солнечные комнаты выбирают холодные темные пастельные (ненасыщенные) цвета.

Чтобы северные комнаты не выглядели слишком мрачно и холодно, используют теплые цвета. Если света в помещении недостаточно, то светлые и интенсивные тона могут компенсировать этот недостаток. В целом, под воздействием непрямого северного света, цвета кажутся более темными и менее интенсивными.

В таблице показаны примеры, как изменяются цвета под воздействием теплого и холодного света. Так как цветопередача вашего монитора может исказить истинные цвета, ориентируйтесь на них, как на примерные. И помните, чтобы не ошибиться в выборе, тестируйте отделочные материалы у себя дома при домашнем освещении.

Дополнительно на восприятие цвета влияют окружающие его цвета, например, иллюзия контраста и решетки Геринга дают представление об этом явлении. Также цвета в цветовых сочетаниях могут взаимно усилить или ослабить друг друга. Отправляясь в магазин выбирать отделочные материалы и мебель для дома, следует учитывать эти явления.

Для того чтобы получить именно тот цвет в интерьере, который вы и хотели, нужно подойти к выбору предварительно подготовившись. Во-первых, определите, какие виды освещения будут присутствовать в вашей квартире, и как будет освещаться конкретный предмет или отделочный материал. Как много будет естественного освещения, на какую сторону света выходят окна.

В южном свете большинство цветов кажутся интенсивнее, но при этом становятся чуть бледнее. Разбеленные, ненасыщенные цвета в южной комнате будут почти белыми. В северном непрямом свете цвета теряют свою интенсивность, но при этом смотрятся темнее. Чтобы компенсировать этот эффект, для северных комнат надо выбирать более насыщенные тона цвета.

Какие искусственные источники света будут освещать предмет – лампы накаливания, люминесцентные лампы или другие. Наибольшее изменение цвета отделочных материалов наблюдается при освещении их лампами накаливания, натриевыми лампами высокого давления и натриевыми лампами низкого давления. Наименьшее изменение цвета предмета происходит при освещении ртутными лампами высокого давления и металогалогенными лампами высокого давления. Остальные виды ламп имеют среднюю способность влиять на изменение цвета. Кроме того, надо учитывать, что при прочих равных условиях наибольшим изменениям подвержены насыщенные цвета.

Идеальный вариант решения этой проблемы – перед покупкой принести в дом выбранный образец и посмотреть, как он будет выглядеть. Но это, к сожалению возможно далеко не всегда. Во-первых, при ремонте источники освещения устанавливаются на последнем этапе, и поэтому заранее не увидеть, как будет в итоге смотреться выбранный отделочный материал. А во-вторых, магазины очень редко предоставляют такую услугу.

Поэтому решать проблему метамеризма придется самостоятельно. Для этого запаситесь разными видами фонариков и не стесняйтесь посветить всеми ими под разными углами на выбираемый материал. Обязательно поднесите выбранный образец к окну и посмотрите, как он смотрится при естественном освещении, не забывая при этом про стороны света. Повертите образец и посмотрите на него под разными углами, обратите внимание, что при этом происходит с его цветом. Принимайте решение о покупке, только если вам понравился цвет при разных видах освещения.
Если выбираемый вами материал будет занимать большую площадь в комнате, то постарайтесь «включить» объемное воображение и представить, как этот цвет будет смотреться на большой площади. Иногда цвета и расцветки, на маленькой площади выглядят выразительно, а на большой площади теряют свое очарование.

Если материал подбирается для помещения, где будут проводить свое время несколько человек, обязательно возьмите с собой членов семьи. Выбираемый цвет должен понравиться всем, иначе в будущем возможны ссоры, споры и другие нежелательные последствия. Согласитесь, мало кому понравится часто находиться в неприятном для себя цветовом окружении.

Следующий момент, на который надо обратить внимание при выборе расцветки отделочного материала, мебели и тканей для интерьера, это цветовые сочетания. Какие еще цвета будут присутствовать в комнате? Какую площадь будет занимать каждый цвет? Если у вас уже есть образцы других материалов, которые будут присутствовать в комнате, возьмите их с собой и приложите к выбираемому материалу. Посмотрите, как цвета влияют друг на друга и делайте покупку только в случае, если вас все устраивает.

Если же вы все-таки купили материал, ткань или мебель, которые в вашем доме изменили свой цвет неприятным для вас образом, и возвратить товар невозможно, попробуйте смягчить неудачный цвет с помощью аналогового, поместив его поблизости. Например, ярко-зеленый диван можно приглушить, бросив на него подушки нежно-бирюзового цвета. Или, например, если красно-синяя расцветка, которая в магазине смотрелась эффектно, в вашей квартире слилась в единый фиолетовый цвет, то выберите из расцветки тот цвет, который вам больше нравиться и используйте его в качестве доминанты в дополнительных аксессуарах.

Зная все подводные камни, которые вас ждут на пути выбора цветового решения для интерьера своей квартиры, вы легко сможете их избежать. Ну а уж если вы все-таки что-то не учли и получили не совсем удовлетворительный результат, всегда есть возможность все исправить, задействовав другие цвета из цветовой палитры. Для этого надо всего лишь изучить влияние цветов друг на друга или обратиться к помощи профессионалов.

Дизайн дома для счастливой жизни, или Как создать идеальное пространство для эмоционального благополучия всей семьи

В книге описан пошаговый алгоритм создания дизайна интерьера дома своими руками.

В ней собраны все ключевые моменты важные для дизайна – от придумывания идеи и выбора цвета, до расстановки мебели.

Эта книга о том, как создать атмосферу душевного тепла и уюта с помощью дизайна.

В ней собраны практические советы от дизайнера и арт-терапевта по обустройству комфортного жилья для полноценной жизни.

Простые пошаговые алгоритмы подбора цвета и мебели помогут решить все вопросы, связанные с дизайном интерьера. Вы будете точно знать, как выбрать цвета и расставить мебель так, чтобы в доме хорошо жилось всей семье.

Сетчатка состоит из двух видов светочувствительных клеток - палочек и колбочек. Днем, при ярком освещении, мы воспринимаем зрительную картину и различаем цвета с помощью колбочек. При слабом же освещении в действие вступают палочки, которые более чувствительны к свету, но не воспринимают цвета. Поэтому-то в сумерках мы видим все в сером цвете, и даже существует пословица "Ночью все кошки серые

Потому что в глазу есть два типа светочувствительных элементов: колбочки и палочки. Колбочки различают цвета, а палочки различают только интенсивность света, то есть видят всё в черно-белом изображении. Колбочки менее светочувствительны, чем палочки, так что при слабой освещенности они вообще ничего не видят. Палочки же очень чувствительны и реагируют даже на очень слабый свет. Вот поэтому в полутьме мы не различаем цветов, хотя и видим контуры. Кстати, колбочки в основном сконцентрированы в центре поля зрения, а палочки по краям. Этим объясняется то, что наше боковое зрение тоже не очень-то цветное, даже при дневном свете. Кроме того, по этой же самой причине астрономы прошлых веков старались при наблюдениях использовать боковое зрение: в темноте оно острее прямого.

35. Бывает ли 100% белизна и 100% чернота? В каких единицах измеряется белизна ?

В научном цветоведении для оценки светлотных качеств поверхности пользуются также термином «белизна», который имеет особо значение для практики и теории живописи. Термин «белизна» по своему содержанию близок к понятиям «яркость» и «светлота», однако, в отличие от последних, она содержит оттенок качественной характеристики и даже в какой-то мере эстетической.

Что же такое белизна? Белизна характеризует восприятие отражательной способности. Чем больше поверхность отражает падающего на неё света, тем она будет белее, и теоретически идеально белой поверхностью следует считать поверхность, отражающую все падающие на неё лучи, однако практически таких поверхностей не существует, так же как не существует поверхностей, которые полностью поглощали бы падающий на них свет.



Начнём с вопроса, какого цвета бумага в школьных тетрадях, альбомах, книгах?

Вы, наверно, подумали, что за пустой вопрос? Конечно белого. Правильно – белого! Ну, а рама, подоконник, покрашены какой краской? Тоже белой. Всё правильно! А теперь возьмите тетрадный лист, газету, несколько листов из разных альбомов для рисования и черчения, положите их на подоконник и внимательно рассмотрите какого они цвета. Оказывается, будучи белыми, они все разного цвета (правильнее было бы сказать – разного оттенка). Один бело-серый, другой бело-розовый, третий бело-голубой и т.д. Так какой же из них «чисто белый»?

Практически мы называем белыми поверхности, отражающие различную долю света. Например, меловой грунт мы оцениваем как белый грунт. Но стоит на нём выкрасить квадрат цинковыми белилами, как он утратит свою белизну, если же внутри затем закрасить квадрат белилами, имеющими ещё большую отражательную способность, например баритовыми, то первый квадрат также частично утратит свою белизну, хотя все три поверхности мы практически будем считать белыми.

Выходит, что понятие «белизна относительно, но в то же время имеется какой-то рубеж, с которого воспринимаемую поверхность мы начнём считать уже не белой.

Понятие белизны можно выразить математически.

Отношение светового потока, отражённого поверхностью, к потоку, падающему на неё (в процентах) носит название «АЛЬБЕДО» (от лат. albus – белый)

АЛЬБЕДО (от позднелат. albedo – белизна), величина, характеризующая способность поверхности отражать падающий на неё поток электромагнитного излучения или частиц. Альбедо равно отношению отраженного потока к падающему.

Это отношение для данной поверхности в основном сохраняется при различных условиях освещённости, и поэтому белизна является более постоянным качеством поверхности, нежели светлота.

Для белых поверхностей альбедо будет равняться 80 – 95%. Белизна различных белых веществ, таким образом, может быть выражена через отражательную способность.

В.Оствальд даёт следующую таблицу белизны различных белых материалов.

Тело, которое совершенно не отражает света, в физике называется абсолютно чёрным. Но самая чёрная видимая нами поверхность не будет с физической точки зрения абсолютно чёрной. Поскольку она видима, то отражает хоть какую-то долю света и, таким образом, содержит хотя бы ничтожный процент белизны – так же как поверхность, приближающаяся к идеально белой, можно сказать, содержит хотя бы ничтожный процент черноты.

Системы CMYK и RGB.

Система RGB

Первая цветовая система, которую мы рассмотрим, это система RGB (от "red/green/blue" - "красный/зеленый/синий"). Экран компьютера или телевизора (как и всякое другое неизлучающее свет тело) - изначально темный. Его исходным цветом является черный. Все остальные цвета на нем получаются путем использования комбинации таких трех цветов, которые в своей смеси должны образовать белый цвет. Опытным путем была выведена комбинация "красный, зеленый, синий" - RGB (red, green, blue). Черный цвет в схеме отсутствует, так как мы его и так имеем - это цвет "черного" экрана. Значит отсутствие цвета в схеме RGB соответствует черному цвету.

Эта система цветов называется аддитивной (additive), что в грубом переводе означает "складывающая/дополняющая". Иными словами мы берем черный цвет (отсутствие цвета) и добавляем к нему первичные цвета, складывая их друг с другом до белого цвета.

Система CMYK

Для цветов, которые получаются путем смешивания красок, пигментов или чернил на ткани, бумаге, полотне или другом материале, в качестве цветовой модели используется система CMY (от cyan, magenta, yellow - циан, фуксин, желтый). В связи с тем, что чистые пигменты очень дороги, для получения черного (букве K соответствует Black) цвета используется не равная смесь CMY, а просто черная краска

В некотором роде система CMYK действует полностью противоположно, по сравнению с системой RGB. Эта система цветов называется субтрактивной (subtractive), что в грубом переводе означает "вычитающая/исключающая ". Иными словами мы берем белый цвет (присутствие всех цветов) и, нанося и смешивая краски, удаляем из белого определенные цвета вплоть до полного удаления всех цветов - то есть получаем черный.

Бумага является изначально белой. Это означает, что она обладает способностью отражать весь спектр цветов света, который на нее попадает. Чем качественнее бумага, чем лучше она отражает все цвета, тем она нам кажется белее. Чем хуже бумага, чем больше в ней примесей и меньше белил, тем хуже она отражает цвета, и мы считаем ее серой. Сравните качество бумаги элитного журнала и дешевой газеты.

Красители представляют собой вещества, которые поглощают определенный цвет. Если краситель поглощает все цвета кроме красного, то при солнечном свете, мы увидим "красный" краситель и будем считать его "красной краской". Если мы посмотрим на это краситель при свете синей лампы, он станет черным и мы ошибочно примем его за "черную краску".

Путем нанесения на белую бумагу различных красителей, мы уменьшаем количество цветов, которые она отражает. Покрасив бумагу определенной краской мы можем сделать так, что все цвета падающего света будут поглощаться красителем кроме одного - синего. И тогда бумага нам будет казаться выкрашенной в синий цвет. И так далее...Соответственно, существуют комбинации цветов, смешивая которые мы можем полностью поглотить все цвета, отражаемые бумагой, и сделать ее черной. Белый цвет в схеме отсутствует, так как его мы и так имеем - это цвет бумаги. В тех местах, где нужен белый цвет, краска просто не наносится. Значит отсутствие цвета в схеме CMYK соответствует белому цвету.

Выбирая цветовое решение для интерьера своего дома, очень важно учесть функциональное использование, характер и степень освещения комнат как искусственным, так и естественным, солнечным светом. Научно доказано, что свет оказывает существенное влияние на восприятие цвета. "Идеальное" (наиболее верное) представление о цвете поверхности можно получить, рассматривая ее при солнечном освещении, в полдень. Однако дизайнеры советуют подбирать цветовое оформление интерьера при том освещении, в котором оно будет наиболее часто использоваться, поскольку при разном свете один и тот же тон воспринимается по-разному может менять оттенок и насыщенность, становиться "теплее" или "холоднее".

Известно, какое благоприятное действие оказывает нa человека солнце и насколько угнетает продолжительная нехватка солнечного света. Считается, что наилучшее освещение имеют помещения, обращенные на юг, юго-запад, юго-восток, однако степень освещенности комнаты не всегда зависит от того, на какую сторону спета ориентированы ее окна. Ведь даже выходящие на южную сторону дома окна могут не давать достаточного освещения из-за небольшого размера или из-за того, что окна закрыты соседним домом или близко стоящими лсревьями. Это необходимо учитывать.

Обычно чем меньше дневного света проникает в комнату, тем светлее должны быть ее стены и общий колорит интерьера. Например, можно выбрать для оформления стен светло-желтые или светло-розовые цвета. Дизайнеры не советуют выбирать белый цвет: в этом случае он значительно уступает светло-желтому и светло-розовому, так как при слабом освещении белые поверхности кажутся тусклыми и серыми. Для слабо освещенных помещений (например, прихожих, коридоров) лучше подобрать холодные тона, поскольку, как известно, насыщенность цветов при недостаточной освещенности помещений резко снижается, но голубые, синие и фиолетовые тона при этом изменяются меньше, чем красный, оранжевый и желтый. Таким образом, днем в скупо освещенной голубоватой прихожей не будет возникать ощущения "серого" и "скучного" интерьера, а краски отделки будут сохранять свое цветовое значение. Специалисты также рекомендуют учитывать, что чем ближе цвет отделки стен будет к цвету естественного освещения, чем сильнее свет будет отражаться от поверхности стен, тем светлее будет днем в этом помещении. Светлая окраска стен, потолка и пола лучше отражает свет, а следовательно, улучшается и общая освещенность помещения. Добиться равномерной освещенности можно и с использованием преимущественно матовых отражающих поверхностей. Дело в том, что матовые поверхности, в отличие от глянцевых, отражают свет во все стороны (глянцевые - преимущественно в одном направлении).

Необходимо заметить, что характер же дневного света бывает разным и постоянно изменяется. Легко заметить, как изменяется естественное дневное освещение на заре, в полдень, днем и в сумерках.

Так, рассеянный свет голубого неба значительно холоднее (голубее) прямого света полуденного солнца, а прямой солнечный свет содержит больше красных лучей и меньше зеленых, синих и фиолетовых. Поэтому для комнат, "богатых" солнечным светом, хорошо подойдут холодные синевато-зеленые тона. Это особенно предпочтительно в южных районах для того, чтобы "успокоить" яркий для глаз свет солнечных лучей - он не только вредно действует на зрение, но и искажает цветность всех поверхностей в помещении, делая их блеклыми.

Комнату, окна которой выходят на север, лучше оформить в более теплых тонах, чтобы скорректировать постоянное ощущение пасмурности. Поэтому для меблировки кухни с окнами, выходящими на север, уместнее подобрать предметы теплого цвета или белого, но с яркими вкраплениями цветовых пятен.

Искусственное освещение заслуживает еще более внимательного подхода. На протяжении десятилетий господствующим освещением в городских квартирах было одноцветное, однако в последнее время все больше внимание обращается на то, что искусственный свет имеет и цвет.

Более того, сегодня использование разноспектраль-иых источников света превратилось в дополнительное средство художественной выразительности. Однако применять это средство дизайнеры советуют очень осторожно, поскольку с изменением источника света меняется и состав отраженного света, а с ним и цвет объекта. С научной точки зрения это объясняется следующим: чем ближе спектральная характеристика цвета к спектральной характеристике падающего на него спета, тем цвет интенсивнее. Таким образом, цвет, выбранный при дневном свете, может существенно измениться при свете электрическом. Например, в световом потоке обычной электрической лампы накаливания преобладают желтые, оранжевые и красные цвета, которые изменяют восприятие насыщенных тонов и повышают яркость "теплых" оттенков. При электрическом "желтоватом" освещении красные тона становятся более насыщенными, оранжевые краснеют, светло-желтые сближаются с белыми. Малонасыщенные тона претерпевают в электрическом свете меньшие изменения; почти не изменяются желто-зеленые цвета.

Лампа накаливания увеличивает резкость цвета, подобно свету от свечи; усиливая интенсивность "теплых" тонов, она уменьшает воздействие тонов "холодных". Поэтому, если интерьер будет большее время суток освещаться не дневным светом, а лампами накаливания, не рекомендуется оформлять его в холодных тонах, - они будут смотреться очень невыигрышно. В желтом свете обычных ламп накаливания отсутствуют дополнительные синие и фиолетовые лучи, поэтому цветопередача синего и зеленого в интерьерах при лампах накаливания хуже, чем при естественном освещении. Холодные тона при электрическом освещении темнеют и изменяют свои оттенки: голубые кажутся более зелеными, синие - более тусклыми; темно-синие цвета чернеют, фиолетовые - краснеют.

Галoгеновая лампа имеет сходное с лампой накаливания влияние на цвета.

Люминесцентные лампы дневного цвета также изменяют цветовосприятие: красные тона кажутся при этом освещении более фиолетовыми, оранжевые - коричневыми, а желтые - зелеными. Такой свет словно "охлаждает" теплые тона и усиливает "холодные":

зеленые и синие тона становятся более яркими, но красный, оранжевый и желтый тона блекнут.

Рассмотрим различные варианты цветного освещения.

С помощью красного света можно создать эротизирующее освещение. Светильники приятных красноватых тонов также могут хорошо подойти для прихожей и гостиной. Если они дают мягкий и не слишком насыщенный свет, то это будет способствовать хорошему настроению, мобилизации сил и внимания.

Коричнево-красный свет успокаивает, вызывает ощущение умиротворенности.

Оранжевое освещение стимулирует аппетит.

Желтый свет также улучшает пищеварение и даже оказывает лечебное воздействие: такое освещение показано при болезнях печени, мочевого пузыря и желудка. Желтый свет используется при лечении расстройств желудочно-кишечного тракта, а в сочетании со светло-зеленым и голубым даже... уменьшает страх, например, у пациента на приеме у зубного врача. Желтое освещение производит впечатление тепла и уюта, помогает концентрировать внимание и визуально увеличивает пространство. Гёте в "Учении о цвете" так писал о желтом свете: "...согревающий эффект лучше всего ощущается, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в серый зимний день". При желтом, теплом освещении повышаются острота зрения, скорость восприятия и устойчивость видения. Однако интенсивное излучение желтого может быть весьма на-. юйливым, иногда даже невыносимым.

Зеленый свет успокаивает и располагает к общению. I с гс писал о нем так: "Если смешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленым. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях..., то глаз и душа отдыхают на этой смеси как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше".

Синий свет очень красив, но вместе с тем "коварен" Вообще, для окраски светового потока этот цвет подходит плохо. Не стоит устанавливать синее освещение, например, на кухне: такой свет негативно "контактирует" с продуктами, делая их внешне неаппетитными. Синий, особенно его глубокие тона, не подходит и для гостиной, его нельзя использовать для подсветки зеркала в прихожей или ванной комнате, поскольку в этой составляющей света крайне невыигрышно смотрятся человеческие лица. Однако именно синий свет как нельзя лучше подчеркнет белизну кафеля чистоту фаянсовых и хромированных поверхностей" Потолок, подцвеченный голубым светом, зрительно "приподнимает" стены, создает ощущение про-

С точки зрения цвета искусственный свет, как и цвет, можно разделить на "теплый" и "холодный". Эти свойства определяются выбором цветофильтра, установленного в осветительный прибор, а также видом отражающих поверхностей. Фактурные виды отделки стен, тканевые обои делают направленный свет диффузным то есть мягким. В некоторых типах осветительных приборов предусмотрены системы отражателей, цвет и поверхность которых тоже сильно влияют на получаемый в итоге свет. Мягкий эффект уютного оранжевого абажура, например, достигается использованием медной или анодированной желтой поверхности.

Тем не менее, профессиональные дизайнеры сегодня активно и успешно используют разноцветный свет.

По классическим законам композиции яркое световое пятно необычного цвета должно быть в интерьере одно. Важное значение имеет и конкретный цвет, так как не все цвета можно использовать в той или иной функциональной зоне жилища, поскольку в зависимости от цвета окрашенный световой поток, как уже было сказано ранее, оказывает на человека определенное психологическое воздействие. При выборе цветного светильника нужно обязательно учесть и цветовое решение интерьера: колорит стен, мягкой мебели, ковров и гардин. Профессиональные дизайнеры хорошо знают, что чем большей хроматичностью (то есть цветностью) обладает освещение, тем сильнее меняется локальный цвет предмета, и, наоборот, - он изменяется тем меньше, чем ближе к белому цвет освещения. Например, синий предмет мебели, освещенный оранжевым источником, будет казаться чёрным, ибо в оранжевом нет синего, который могло бы отразить это тело.

Многие дизайнеры полагают, кстати, что умелое использование цветного освещения позволяет достичь гармоничного сочетания между любыми цветами в интерьере, если правильно подобрать определенные их характеристики, и в первую очередь - их светлоту.

Изменением контраста освещения можно неузнаваемо изменить всю цветовую гармонию в интерьере, заставив одни цвета погаснуть, а другие - вспыхнуть яркими акцентами.

Важно учитывать не только цвет освещения, но и его интенсивность, поскольку в зависимости от нее цве-та предметов и их фактура могут приобретать особую четкость, высветляться (при интенсивном освещении) или, наоборот, восприниматься нечеткими и затемненными (недостаток освещения).

Особенно тщательно освещение необходимо подбирать для помещения, интерьер которого решен в белом цвете. Правильно подобранное освещение позволяет создавать интересную "игру света, тени, рефлексов. Локальное освещение в маленьких уютных уголках комнаты не только красиво, но и прекрасно зонирует пространство, позволяя чувствовать себя более комфортно. А, например, такие глубокие цвета, как темно-синий, фиолетовый, коричневый и темно-зеленый требуют более сильного освещения.

В связи со всем изложенным опытные дизайнеры рекомендуют перед покупкой любого "цветного" элемента для будущего интеръера (тканей, красок, обоев, ковровых покрытий, мебели) "испытать" его образец при освещении именно этим светильником. Иначе, например, красивый голубой ковер и ансамбль голубоватой мебели и аксессуаров могут потерять все свое очарование в комнате с "теплым" освещением, поскольку благодаря ему приобретут невыразительный серый оттенок. Существуют специальные колористические таблицы, показывающие, как "теплый" и "холодный" искусственный свет влияет на изменение цветовой гаммы. Например, пастельный оттенок желтого (при дневном свете) становится ярче при "теплом" освещении и очень слабым и сероватым при "холодном".

Подчеркивая воздействие цветного освещения, И. Иттен в книге "Искусство цвета" рассказывает следующую историю: "Один деловой человек пригласил на ужин целую компанию дам и мужчин. Входящих в дом гостей встречали доносившиеся из кухни изумительные запахи, и все приглашенные предвкушали ожидавшее их пиршество. Когда веселая компания разместилась вокруг стола, покрытого великолепно приготовленными яствами, хозяин осветил столовую красным светом. Мясо на тарелках окрасилось нежным розовым цветом и казалось аппетитным и свежим, но шпинат стал совершенно черным, а картофель ярко-красным. Не успели гости опомниться от удивления, как красный цвет перешел в синий - жаркое приняло гнилостный оттенок, а картофель словно заплесневел. Все приглашенные сразу потеряли всякий аппетит. Но когда в дополнение ко всему этому хозяин включил желтый свет, превратив красное вино в постное масло, а гостей в живые трупы, несколько чувствительных дам нстали и быстро покинули столовую. Никому не приходило и в голову думать о еде, хотя все присутствующие прекрасно знали, что все эти странные ощущения были вызваны только изменением цвета освещения. Хозяин, смеясь, вновь включил белый свет, и вскоре ко исем собравшимся вернулось веселое настроение. Нет никакого сомнения в том, что цвет оказывает на нас громадное влияние, независимо от того, отдаем ли мы себе об этом отчет или нет".

Достоинство и ценность живописи определяется богатством переданных в ней тонких цветовых оттенков или на французский манер «валёров». Одним из главных признаков профессиональной живописи, является умение держать гамму, локальный цвет каждого объекта, но вместе с тем и богато показать единство и борьбу теплых и холодных оттенков, нюансное изменение цвета в зависимости от условий освещения (подробнее о которых можно прочитать на сайте в статье « «), расстояния до зрителя (« «) и цветов окружающих объектов.

В отличие от рисунка, где помимо композиции и построения, которые также присущи живописи, основная задача выдержать работу в тоне, то есть правильно передать светлотные отношения между различными тонами черного, серого и белого, в живописи таких задач две – тон плюс цвет. При этом следует оговориться, что основой живописи всегда должен являться локальный цветовой тон изображаемого объекта, а не богатство оттенков, нюансов или валёров. Собственная окраска предмета никогда не меняется окружением до неузнаваемости в природе и как следствие не должна меняться в реалистичной живописи. Какие бы оттенки не придавало натуре расстояние до наблюдателя, освещение и окружающие предметы, мы всегда ощущаем её подлинный цвет. Таким образом, в живописи локальный цвет и тон можно уподобить базису, а игру оттенков, переходы теплохолодности, отсвечивание рефлексов в этом смысле уподобляется надстройке или украшению, которые помогают выявить пространство, подчеркнуть связь с окружающей средой и обогатить работу живописными качествами. И то и другое важно.

Все видимые изменения локального цвета появляются из-за влияния а) толщины воздушной прослойки, б) освещения и в) колористического окружения. Величина воздушной прослойки диктует правила воздушной перспективы или закономерности изменения цветотона вследствие увеличения световоздушного пространства между наблюдателем и предметом. Время суток и погода с их характерными цветовыми состояниями освещения во многом определяют гамму* и колорит** картины. Цветовая (или колористическая) среда, под которой мы будем понимать здесь разнообразие цветов объектов в окружающем мире, не менее важна, чем воздушная перспектива или освещение для понимания создания колористического богатства в живописи. В частном случае цвета окружения диктуют, как живописно обогатить отдельно изображаемый объект, а в глобальном смысле они создают богатую взаимосвязанную цветовую гармонию в живописном произведении.

Из физики известно, что все объекты в окружающем мире являются источниками собственного или отраженного света. Пучок света несет в себе волны всех семи цветов радуги. Падая на объект из пучка света отражаются только волны того цвета, что и цвет объекта, остальные волны объектом поглощаются. Объекты, которые отражают падающий на них свет, своим отраженным цветом видоизменяют локальную окраску соседних объектов. Соседние объекты тоже влияют на рядом стоящие объекты своим отраженным цветом. От этого взаимного влияния объектов друг на друга возникают новые цветовые сочетания, усиливается впечатление объема и пространства, объекты получают колористическую взаимосвязь со всей окружающей средой. Так все предметы, вернее цвета предметов, воспринимаемые нами, определяются еще и отраженными лучами – рефлексами, которые предметы посылают друг другу.

«Рефлекс (от лат. reflexus – обращенный, повёрнутый назад, отражённый) в живописи (реже в графике), отсвет цвета и света на каком-либо предмете , возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.)» . В общем смысле рефлекс – это влияние окружающей среды на объект.

Количество и сила рефлексов, зависят как от материальной фактуры поверхности изображаемых предметов (матовая, прозрачная, глянцевая), так и от яркости находящихся рядом предметов. Например, если рядом с глянцевым кувшином, с теневой стороны положить желтый лимон, то на темной поверхности кувшина, появится сильно заметный рефлекс желтого оттенка. Глянцевые, блестящие поверхности дают сильные отражения и имеют множество цветных бликов и рефлексов. Шероховатые и матовые поверхности, рассеивают лучи и имеют более мягкие и плавные переходы световых градаций.

Как правило, рефлекс принято определять составной частью собственной тени, где влияние окружения на предмет заметить легче всего. Особенно сказанное относится к графическому рисунку. Однако приведем очень важные размышления великого французского колориста Э. Делакруа. Он писал: «Чем больше я размышляю о цвете, тем больше убеждаюсь, что окрашенный рефлексом полутон есть тот принцип, который должен доминировать, потому что именно он дает верный тон – тот тон, который образует валёры, столь важные в предмете и придающие ему подлинную живость» .

Основываясь на приведенном высказывании можно рекомендовать окрашивать отраженным цветом не только рефлекс в тени, но и полутень со стороны света.

Теперь применим все теоретические знания по цветоведению и получим следующие рекомендации в живописи объекта:

— низ изображаемых объектов находится всегда под влиянием подиума и окрашивается отраженными от него лучами цвета и света;

— верх изображаемого объекта находится под влиянием цвета неба или потолка и вообще того, что выше объекта внимания;

— цвет боковых сторон со стороны собственной тени окрасится рефлексом, как составной частью собственной тени, а со стороны света окрасится отраженным от окружения цветом полутень;

— в собственной тени появится цвет дополнительный (или контрастный) к основному локальному цвету изображаемого объекта по закону одновременного контраста;

— падающая тень окрасится цветом предмета, от которого падает и приобретет холодный или теплый оттенок в зависимости от теплохолодности освещения. Также на ее цвет повлияет цвет объекта, на который тень падает;

— в бликах и переломах формы, всегда заметна окрашенность, соответствующая цвету освещения. Например, блик в натюрморте при дневном освещении отражает контур окна и имеет цвет неба за окном. Блик от софита будет иметь цвет лампы и т.д.

Вместе с тем не только предмет находится под властью окружения, но и сам он влияет на цвет окружения.

Чтобы точнее объяснять принципы влияния цветов рядом стоящих объектов разберем ход мыслей на примере учебного задания, обратив внимание на рисунок 1.

Рис. 1. А.С. Чувашов. Учебный натюрморт. 2002 г. Бум., акварель. А-3.

На момент выполнения учебного задания постановка освещалась рассеянным тёплым светом, следовательно, рассеянные, как бы уходящие на нет тени приобретут холодные оттенки. У Объектов, окрашенных в теплые цвета, как то красная драпировка, яблоко, крынка и ваза в свету их цвет станет ярче и звонче, насыщеннее, а в тени их цвет поблекнет и приобретет ахроматический оттенок, то есть потеряют насыщенность. Наоборот, цвет освещенной части фоновой холодной синей драпировки потеряет свою красоту насыщенности и наберет ее в собственных и падающих тенях складок. Принцип прост: теплое плюс теплое или холодное плюс холодное складывается и дает насыщенность, а холодное плюс теплое вычитается и как бы обнуляет друг друга, дает движение цвета в ахроматику. Блики на предметах отражают цвет неба в окне. Низ каждого предмета в натюрморте находится под властью цвета драпировки на подиуме. Глянцевая вазочка хорошо отражает розовую драпировку, на которой она стоит, вместе с яблоком. Яблоко снизу приобретает розовый оттенок цвета подиума, а в полутени сверху отражает оттенок фоновой синей драпировки. Матовая керамическая крынка отражает не конкретные объекты, но отсветы от них. Полутень на крынке со стороны света и рефлекс внизу крынки также получают розовый оттенок от фоновой драпировки. Слева в тени появляется рефлекс от фоновой голубой драпировки. Также холодные тени, которые обычно пишутся голубовато-синими красками на охристо-желтой крынке и коричневой вазе по законам механического смешения цветов дадут живописцу зеленоватые оттенки. Яблоко в тени будет стремиться к зеленоватым оттенкам. Падающие тени приобретают оттенок цвета того предмета, от которого они падают. Охристая падающая тень от крынки на синей драпировке также стремиться в зеленую сторону. Падающая тень от розовой драпировки приобретает фиолетовый оттенок на синей фоновой материи. Собственные тени на складках синей драпировки также подсвечиваются розовым рефлексом. Крынка и вазочка подцветит рефлекс в собственной тени на розовой драпировке коричневыми оттенками. Падающая тень от глянцевой вазы написана примесью к основному розовому цвету драпировки коричневых холодноватых оттенков.

Так, на первый взгляд, верно переданные рефлексы помогают передать объемную форму. Однако, главная их функция – создать цветовую взаимосвязь между предметами в единой свето и цвето-воздушной среде, позволяют связать предметы между собой и со средой окружения. Они как бы вписывают объект в окружающую среду с разнообразными по цвету объектами. Это разноцветное окружение здесь и называется колористической средой. Потоки сильных и слабых, больших и малых рефлексов, пересекаются и как бы пронизывают, окутывают все вокруг, создавая особую цветовую среду, общий цветовой строй. Такой общий цветовой строй картины, где все красочные сочетания стремятся к единой, целостной, гармонично сглаженной жизненной правдивости, называется в живописи колоритом*. Общий колористический строй картины и ее гамма** как бы подводят чертой знаменателя частные колористические богатства нескольких изображенных объектов, иными словами создает необходимое единство многообразия.

Всё разноцветное многообразие изображаемых объектов с их различной теплохолодностью и темнотой в картине должно работать на выявление композиционного центра и создание соответствующей идее атмосферы. Холодный темный цветовой тон окружения, усиливает светлые теплые тона изображаемого объекта, а темный теплый тон, усиливает холодные светлые оттенки. При этом необходимо помнить, что разные «черные» краски тоже имеют теплые и холодные оттенки. Если живописцу нужен холодный черный цвет он добавляет в смесь синие краски, если теплый тон – то красные. Вообще холодные оттенки выделяют теплые и наоборот, а в равном масштабе таких цветовых пятен они вызывают эффект вибрации или сказочного мерцания. Художник следит за созданием или поддержанием теплой (от 100% теплых цветов, до соотношения 75 % теплых цветов до 25% холодных цветов), холодной (от 100% холодных цветов, до соотношения 75 % холодных цветов до 25% теплых цветов), и контрастной гаммы (50% теплых и 50% холодных цветов).

Важно подмечать все эти описанные в теории явления решая практические задачи изображения окружающего мира в каждом его частном случае и желательно под опытным руководством наставника. Но, вместе с тем, чтобы правильно и выразительно писать окружающий мир живописцу в первую очередь необходимо опираться на теоретические знания, полученные из различных наук: химии, физики, биологии, физиологии, психологии и многих других. Ибо, когда мастер пытается воссоздать на изобразительной плоскости реалии жизни, он должен правдиво отобразить все закономерности, по которым живет этот мир. Скорее всего, зритель не увидит натуру в тот единственный момент времени года, суток, состояния природы и с тем событием, которое художник отображает в своем произведении. Чаще всего картина – это вообще творческое комбинирование перечисленных реалий. Однако, оценивая правдоподобность изображенного, зритель всегда будет опираться на свой жизненный опыт и знания, получаемые в процессе непрерывного по жизни образования. Возможно, только во вторую очередь следует полагаться на развитые или природные способности глазомера и цветовосприятия. Изображая тот или иной предмет, мы в любом случае должны думать про локальный цвет изображаемого объекта, цвет основного источника света – собственного или отраженного – и соседних объектов. Каждый рефлекс, каждый оттенок имеет свое объяснение. По личным наблюдениям автора статьи за авторитетными художниками можно утверждать, что грамотный живописец при работе лишь проверяет в натуре точность своих теоретических рассуждений. Примерным рассуждениям может быть такое: если мы знаем, с какой стороны располагается источник освещения, следовательно, знаем, как будет распространяться свет по форме и куда упадут падающие тени. Мы сразу можем определить какой день: пасмурный или солнечный. Знаем время суток: утро, день, вечер. Эти данные определяют мастеру теплый или холодный свет, а, следовательно, и теплохолодность падающей тени. Далее знания всегда подскажут, как поменяется локальный цвет предмета, исходя из локального цвета предмета и оттенка освещения. Остается добавить к этому еще влияние рядом стоящих объектов, которые отбрасывают окрашенные в свой цвет лучи света. Если в натуре мастер зрительно находит соответствие своим выводам рассуждений, то можно с уверенностью закрепить осмысленное и увиденное в своей живописной работе. Остается еще держать гамму и колорит. Теоретические знания облегчат работу и избавят художника от визуальных обманов, вызванных а) усталостью глазной мышцы, настраивающей хрусталик; б) отдельного, фрагментарного рассматривания натуры вне контекста окружения и расстояния до глаза зрителя. И последнее. Нужно избегать каких бы то ни было канонов, потому что в природе встречаются самые разнообразные необычайные световые условия, самые неожиданные цветовые сочетания.

Рис. 2. А.С. Чувашов. Сложный натюрморт. 2002г. Бум., акварель. А-2.

______________________

*Гамма (от греч. γαμμα - третья буква греч. алфавита) – термин, широко распространенный в искусствознании, обозначающий определенную последовательность к.-л. однородных явлений, предметов, напр., красок («красочная Г.»), цветов («цветовая Г.»). . В изобразительном искусстве гамма – это наименование закономерности повторения оттенков одного цвета, преобладающие в данном произведении и определяющие характер его цветового строя или ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (с одним доминирующим), используемый при создании художественного произведения. Например, красная гамма произведения может объединять цвета бордо, вишневый, гранатовый, рубиновый, малиновый, лафитный, амарант, цикламен, кардинал, пунцовый, алый, клубничный, земляничный, брусничный, красной смородины, кумачовый, томатный, рябиновый, коралловый, розовый, фламинго и т.д. Голубая гамма – цвета гортензии, сумрачно-голубой, сапфирно-голубой, цвет незабудки, пепельный, пепельно-голубой, небесно-голубой, и так далее. Вместе с тем, этот термин может сопровождаться обычными для цвета определениями теплой, горячей, холодной, яркой, блеклой, светлой. Но чаще говорят мусатовская сине-зеленая гамма, врубелевская гамма и т.д., по преобладающим в творчестве художников цветам.

**«Колорит (от лат. color – цвет) – общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным» .

Литература

  1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М. : Советская энциклопедия, 1975. – Т. 22: Ремень – Сафи.
  2. Рисунок, живопись, композиция. Хрестоматия. М., 1989, с. 101.
  3. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002. Т. 1: А-Ж. - 688 с.: ил.
  4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.: цв. ил. С. 38.
Одним из самых примечательных свойств зрения является способность глаза привыкать (адаптироваться) к темноте. Когда из ярко освещенной комнаты мы входим в темную, то некоторое время мы ничего не видим, и лишь постепенно окружающие предметы начинают вырисовываться все явственнее, и в конце концов мы начинаем замечать то, чего раньше совсем не видели. При очень слабом свете предметы кажутся лишенными окраски. Было установлено, что зрение в условиях темновой адаптации осуществляется почти исключительно с помощью палочек, а в условиях яркого света - с помощью колбочек. В результате мы распознаем целый ряд явлений, связанных с передачей функции зрения от палочек и колбочек, действующих совместно, к одним только палочкам.

Во многих случаях объекты, которые считаются одноцветными, при увеличении интенсивности света могут приобрести окраску и стать изумительно красивыми. Например, изображение какой-нибудь слабой туманности в телескопе обычно кажется «черно-белым», однако астроному Миллеру из обсерваторий Маунт Вильсон и Паломар удалось благодаря своему терпению получить цветные снимки нескольких туманностей. Никто никогда не видел окраски туманностей своими глазами, но это не значит, что цвета созданы искусственным путем, просто интенсивность света была слишком мала, чтобы колбочки наших глаз могли определить цвет. Особенно красивы Кольцевидная и Крабовидная туманности. На снимке Кольцевидной туманности центральная часть окрашена в прекрасный синий цвет и окружена она ярким красным ореолом, а на снимке Крабовидной туманности на фоне голубоватой дымки перемежаются яркие красно-оранжевые нити.

При ярком свете чувствительность палочек, по-видимому, очень мала, но в темноте с течением времени они приобретают способность видеть. Относительные изменения интенсивности, к которым глаз может приспосабливаться, превышают один миллион раз. Природа придумала для этой цели два рода клеток: одни видят при ярком свете и различают цвета - это колбочки, другие приспособлены видеть в темноте - это палочки.

Отсюда возникают интересные следствия: первое - это обесцвечивание предметов (в слабом свете), а второе - различие в относительной яркости двух предметов, окрашенных в разные цвета. Оказывается, палочки видят синий конец спектра лучше, чем колбочки, но зато колбочки видят, например, темно-красный цвет, тогда как палочки его совершенно не могут увидеть. Поэтому для палочек красный цвет - все равно что черный. Если взять два листка бумаги, скажем красный и синий, то в полутьме синий будет казаться ярче красного, хотя при хорошем освещении красный листок гораздо ярче синего. Это совершенно поразительное явление. Если мы в темноте рассматриваем ярко раскрашенную обложку журнала и представляем себе ее расцветку, то на свету все становится совершенно неузнаваемым. Описанное выше явление называется эффектом Пуркинье.

На фиг. 35.3 пунктирная кривая характеризует чувствительность глаза в темноте, т. е. чувствительность за счет палочек, а сплошная кривая относится к зрению на свету. Видно, что максимальная чувствительность палочек лежит в области зеленого цвета, а колбочек - в области желтого цвета. Поэтому красный листок (красный цвет имеет длину волны около 650 ммк), хорошо видный при ярком свете, почти совсем не виден в темноте.


Тот факт, что зрение в темноте осуществляется с помощью палочек, а в окрестности желтого пятна палочек нет, проявляется еще и в том, что мы видим в темноте предметы, находящиеся прямо перед нами, не столь отчетливо, как предметы, расположенные сбоку. Слабые звезды и туманности иногда бывает легче заметить, если смотреть на них несколько вбок, потому что в центре сетчатки палочек почти совсем нет.

Уменьшение числа колбочек к периферии глаза в свою очередь приводит еще к одному интересному эффекту - на краю поля зрения даже яркие предметы теряют свою окраску. Этот эффект легко проверить. Зафиксируйте свой взгляд в каком-то определенном направлении и попросите приятеля, чтобы он подошел к вам сбоку, держа в руке ярко раскрашенные листки. Попробуйте определить цвет листков, прежде чем они окажутся прямо перед вами. Вы обнаружите, что сами листки увидели задолго до того, как смогли определить, какого они цвета. Лучше, если ваш приятель будет входить в поле зрения со стороны, противоположной слепому пятну, иначе возникнет путаница: вы начнете уже различать цвета, и вдруг все исчезнет, а затем листки снова появятся и вы ясно различите их цвет.

Интересно также, что периферия сетчатки исключительно чувствительна к движению объектов зрения. Хотя мы плохо видим, когда смотрим искоса, одним уголком глаза, тем не менее сразу замечаем летящего сбоку жука или мошку, даже если вовсе не ожидали увидеть что-либо на этом месте. Нас так и «тянет» посмотреть, что это там мелькает на краю поля зрения.

Loading...Loading...