Мартин Лютер: краткая биография. Мартин Лютер: биография и личная жизнь

Существует несколько объяснений этого неожиданного решения. Одно ссылается на угнетенное состояние Лютера вследствие «сознания своей греховности». Согласно другому, однажды Лютер попал в сильную грозу и был так напуган, что дал обет монашества. В третьем говорится о чрезмерной строгости родительского воспитания, которую Лютер не вынес. Причину надо искать, по-видимому, в окружении Лютера и в бытовавшем тогда в бюргерской среде брожении умов. На решение Лютера должно было, по-видимому, повлиять знакомство с участниками кружка гуманистов .

Лютер позднее писал, что его монашеская жизнь была очень сложной. Тем не менее он был примерным монахом и тщательно выполнял все предписания. Лютер вступил в Августинский орден в Эрфурте . За год до этого должность викария Ордена получил Иоанн Штаупитц , впоследствии друг Мартина.

Лютер неоднократно появлялся в Йене . Известно, что в марте 1532 года он инкогнито останавливался в гостинице «Чёрный медведь». Через два года он проповедовал в городской церкви св. Михаила против убеждённых противников реформации. После основания «Салана» в 1537 году , ставшего впоследствии университетом, Лютер получил здесь широкие возможности для проповеди и призывов к обновлению церкви .

Последователь Лютера Георг Рёрер (1492-1557) при своих посещениях Университета и библиотеки занимался редактированием трудов Лютера. В результате была издана «Иенская библия Лютера », находящаяся в настоящее время в музее города .

В 1546 году Иоганн Фридрих Первый сделал заказ мастеру Генриху Циглеру из Эрфурта сделать статую для могилы Лютера в Виттенберге . В качестве оригинала предполагалось использовать деревянную статую, созданную Лукасом Кранахом Старшим . Имевшаяся бронзовая доска на два десятилетия оказалась на хранении в замке Веймара . В 1571 году средний сын Иоганна Фридриха передал её в дар университету .

Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года.

Богословские взгляды Лютера

Основополагающие принципы достижения спасения по учению Лютера: sola fide , sola gratia et sola Scriptura (только вера, только благодать и толькоПисание) . Лютер объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком . Единственным путём спасения души для христианина является вера, дарованная ему непосредственно Богом (Гал. «Праведный верою жив будет», а также Еф. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар»). Лютер заявил об отвержении авторитета папскихдекретов и посланий и призвал считать главным источником христианских истин не институциональную церковь, а Библию. Антропологический компонент учения Лютер сформулировал как «христианскую свободу»: свобода души не зависит от внешних обстоятельств, но исключительно от воли Бога.

Одним из центральных и востребованных положений взглядов Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung ). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется Божья благодать . Бог предназначает людей к тому или иному виду деятельности, вкладывая в них различные таланты или способности, и долг человека прилежно трудиться, исполняя своё призвание. В глазах Бога нет труда благородного или презренного .

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству.

Концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем»

Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они должны лишь направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», - писал Лютер. Он выступает против догмата божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение.

Согласно Лютеру, «мёртвые ничего не знают» (Эккл. 9:5) . Кальвин возражает ему в своем первом теологическом труде «Сон душ» (1534) .

Историческое значение деятельности Лютера

Лютер и антисемитизм

Почтовая марка ГДР

Лютер осуждал евреев как носителей иудаизма за отрицание ими Троицы, поэтому он призывал изгнать их и разрушить синагоги, что вызвало впоследствии симпатииГитлера и его сторонников. Неслучайно так называемую Хрустальную ночь нацисты обозначили как празднование дня рождения Лютера .

Лютер и музыка

Лютер хорошо знал историю и теорию музыки; его любимыми композиторами были Жоскен Депре и Л. Зенфль . В своих трудах и письмах он цитировал средневековые и ренессансные трактаты о музыке (трактаты Иоанна Тинкториса почти дословно).

Лютер - автор предисловия (на латыни) к сборнику мотетов (разных композиторов) «Приятные созвучия… для 4 голосов» [* 1] , выпущенному в 1538 немецким издателем Георгом Рау. В этом тексте, неоднократно переиздававшемся в XVI веке (в том числе в немецком переводе) и получившем (позднее) название «Похвала музыке» («Encomion musices»), Лютер даёт восторженную оценку имитационно-полифонической музыке с основой на cantus firmus [* 2] . Кто неспособен оценить божественную красоту такой изысканной полифонии, «тот недостоин называться человеком, и пусть слушает, как кричит ишак и хрюкает свинья» [* 3] . Помимо того, Лютер написал предисловие (на немецком) в стихах «Frau Musica» к небольшой поэме Иоганна Вальтера (1496-1570) «Lob und Preis der löblichen Kunst Musica» (Wittenberg, 1538), а также ряд предисловий к песенникам разных издателей, вышедшим в 1524, 1528, 1542 и 1545 годах, где излагал свои взгляды на музыку как исключительно важную, неотъемлемую составляющую обновлённого культа.

В рамках богослужебной реформы ввёл общинное пение строфических песен на немецком языке, позже названных обобщённо протестантским хоралом :

Ещё я хочу, чтобы у нас было как можно больше песен на родном языке, которые люди могли бы петь во время мессы, непосредственно после градуала и после Sanctus и Agnus Dei. Ибо несомненно, что изначально все люди пели то, что сейчас поет только хор [клириков].

Formula missae

Предположительно с 1523 года Лютер принял непосредственное участие в составлении нового обиходного репертуара, сам сочинял стихи (чаще пересочинял церковные латинские и светские прототипы) и подбирал к ним «благопристойные» мелодии - как авторские, так и анонимные, в том числе из репертуара римской католической церкви. Например, в предисловии к сборнику песен для погребения усопших (1542) он писал:

Мы ради доброго примера отобрали красивые мелодии и песни, использовавшиеся при папстве для всенощных бдений, заупокойных месс и погребений и напечатали некоторые из них в этой книжице, но снабдили их другими текстами, чтобы воспевать артикул о воскресении, а не чистилище с его муками и удовлетворением за грехи, в котором умершие не могут почить и найти успокоение. Сами песнопения и ноты [католиков] дорогого стоят, и было бы жаль, если бы всё это пропало втуне. Однако нехристианские и несуразные тексты или слова должны уйти прочь.

Предисловие Мартина Лютера к первому сборнику протестантских хоралов, так называемому «Виттенбергскому песеннику» (1524)

Вопрос о том, насколько велик персональный вклад Лютера в музыку протестантской церкви, на протяжении веков неоднократно пересматривался и остался дискуссионным. Некоторые церковные песни, написанные Лютером при активном участии Иоганна Вальтера , вошли в первый сборник четырёхголосных хоральных обработок «Книжечка духовных песнопений» (Виттенберг, 1524) [* 4] . В предисловии к нему (см. приведённое факсимиле) [* 5] Лютер писал:

То, что пение духовных песен хорошее и богоугодное дело, очевидно всякому христианину, ведь не только пример пророков и царей Ветхого завета (которые славили Бога песнями и инструментальной музыкой, стихами и на всевозможных струнных инструментах), но и особый обычай псалмопения был известен всему христианству с самого начала. Поэтому для начала, чтобы поощрить тех, кто может сделать это получше, я вместе с несколькими другими [авторами] составил несколько духовных песен. Они положены на четыре голоса

— великий религиозный реформатор, учение которого активно развивается в течение последних пяти столетий и насчитывает более пятидесяти миллионов приверженцев во всем мире. Родился Лютер в 1483 году в семье бывшего крестьянина Ганса Лютера, который в надежде на лучшую жизнь переехал в Эйслебен и, сменив профессию, работал на медных рудниках. После рождения сына семья перебралась в городок Мансфельд, там отец становится довольно зажиточным бюргером. В 14-летнем возрасте Мартина отдают во францисканскую школу, расположенную в городе Марбург, а в 1501 году он начинает учиться в Эрфуртском университете, т.к. в среде бюргеров считалось престижным дать сыну юридическое высшее образование. В 1505 году он стал магистром свободных искусств и начинает изучать юриспруденцию.

Неожиданно для родителей и против воли отца он принимает в 1506 году монашеский обет, а в 1507 году его посвятили в священники. Возможно, на это решение повлияло весьма строгое родительское воспитание, как позже скажет Лютер, что суровым обращением они толкнули его в монастырь. Существует и еще одна версия, согласно которой Лютер однажды попал в страшную грозу и, испугавшись, дал обет монашества, если будет спасен. В 1508 году он преподает богословие в университете Виттенберга. Одновременно с преподаванием он продолжает учиться и в октябре 1512 года получает степень доктора богословия и вскоре занимает должность профессора библейской теологии. В 1515 году Лютер был заместителем настоятеля монастыря.
Составляя комментарии к тексту Псалмов, он находит новое значение текстов и меняет взгляд на проблему отпущения грехов и спасения. Помимо смирения, молитв, различных обетов и аскетизма искупление грехов и спасение можно было получить через заступничество церкви, которая вымаливала для человека спасение за вознаграждение, что вылилось в торговлю индульгенциями. Лютер подверг критике роль церкви в спасении и 31 октября 1517 года обнародовал в Виттенберге свои 95 Тезисов. Основной смысл Тезисов — Библии чужда идея искупительных пожертвований, от согрешившего человека богу нужно лишь чистосердечное раскаяние. Лютер не признает посредников в лице священника между Богом и верующим человеком, отвергает церковную иерархию и разделение общества на священников и мирян, т.к. в Писании об этом не написано. В 1518 году Папа Римский развернул против Лютера инквизиционный процесс. Лютер блестяще защищается на собрании августинцев Саксонии в апреле 1518 года. В 1520 году Папа Римский предает Лютера анафеме и отлучает от католической церкви. Буллу об отлучении его от церкви Лютер публично сжигает 10 декабря 1520 года во дворе университета города Виттенберга.

Он продолжает развивать свое учение: отвергает большинство таинств, оставил лишь крещение и причащение, т.к. они указаны в Священном Писании. Он отвергает поклонение иконам и мощам, культ святых и ангелов; утверждает, что путь спасения человека — в его личной вере; священник призван служить, а не властвовать, он не стоит к Богу ближе, чем мирянин. Он переводит Библию на немецкий язык, сделав ее доступной для народа. Он публикует ряд работ, объясняющих его позиции, в открытом письме «К христианскому дворянству немецкой нации» пишет о реформе христианского сословия и объявляет борьбу с папским засильем делом всей нации. Бог в понимании Лютера непознаваем, он известен человеку настолько, насколько сам открылся ему через Библию. По его мнению вера неподвластна разуму, разум имеет дело со всем, что ниже нас и среди нас, а не над нами.

Просмотры: 7 875

На тему Реформации, которая началась с Мартина Лютера в ХVI веке написано огромное количество книг и все равно хочется заглянуть за ширму бытия и коснутся новых граней жизни Мартина Лютера, понять мотивы, движущие им на пути всеобщей Реформации и известным 95 тезисам, а главное ко спасению и свободе души.


Лучше всего разделить поиск на 3 ключевых вопроса :

1) Плод при жизни

2) Плод после жизни

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония

Биография Мартина Лютера

Биография великого реформатора начинается в 1483 году, когда Писание было доступно священникам только на латыни, и часто не читалось даже в таком варианте. В жизнях простого народа глубоко укоренились мифы о злом Боге, которого ничем нельзя удовлетворить. Мартин родился в семье трудолюбивых и упорных выходцев из крестьян. Дома молодой Лютер перенял пример упорного трудолюбия и дисциплины, добился хороших результатов в учебе, защитившись и получив степень бакалавра и магистра.

Однажды, когда Мартин Лютер шел через лес, началась сильная буря и сильно испугался, когда его отбросило на землю ударом молнии, что готовился прощаться с жизнью считая происходящее карой небес. Изо всех сил Лютер взмолился к святой Анне о помощи. Молодой юрист обещал стать монахом и хотел только уйти от адских мучений. Он считал, что сможет угодить Богу только через монастырь. Он всем сердцем хотел найти мир, мир с Богом. Дальше можно увидеть, что может сделать Слово Божье при полном доверии к Нему и постоянном изучении.

Монашеский путь Мартина Лютера

Став монахом Лютер изнурял себя постами, службами, добрыми делами и все равно был недоволен. Все что знал до этого, все традиции того времени загоняли его в депрессию, утверждали в недостойности. Лютер из-за своей жажды Божьего принятия мог не есть и не пить несколько дней и только читать Библию. Его находили полу живым, но все старания не приносили мира в сердце.

У Лютера было одно желание – угодить Богу, только искренняя любовь к Всевышнему давала силы идти вперед, не смотря на трудности и неудачи. Мартин проводил свою первую мессу на которой присутствовал отец и из-за сильного волнения не справился, столкнулся с позором и неприятием родного человека. Тем не менее не сдался и остался стоять на выбранном пути, вопреки желанию отца видеть Лютера юристом.

Постоянно находясь в поиске, будущий Реформатор отправляется в Рим к святым местам и находит там развращенных блудом священников, жаждущих служителей, продающих индульгенции и выдуманные реликвий. Не смотря на сильное разочарование, Мартин идет дальше и встречается с новым наставником Штаупицем, который открывает другой взгляд на дела человека и Божье присутствие, которое меняет сущность человека. Действительно правду сказано «ищущий находит». Лютер начинает глубоко изучать Библию как никогда раньше.

Открытие Истины

В 1515-1517 гг. Мартин читает лекции студентам и осознает через послание Римлянам, что у Бога есть огромная любовь к человечеству и Творец хочет не наказывать, а оправдывать каждого и приходит самое главное осознание – что только вера играет роль в спасении человека. («праведный верою жив будет» Рим. 1:17). «Наконец, после продолжительных размышлений и по милости Божьей я начал понимать, что праведные живут по Божьему дару, а именно по вере… Я почувствовал себя заново рожденным, а также то, как будто я вошел в широко раскрытые врата рая» Говорил Лютер.

Мартин не смог молчать. Он жаждал донести свое откровение и истину массам, в чем выражались его любовь и сострадание к людям. Здесь родились всемирно известные 95 тезисов, которые были вывешены на двери церкви. В них Лютер изложил основные истины Писания, даже не предполагая о последствиях, того, что они станут переворотом для всего мира.

Ключевые направления тезисов:

  • Противостояние продаже индульгенций для зарабатывания денег;
  • Отрицание власти Папы Римского над чистилищем;
  • Раскрытие истинных путей спасения для каждого человека.

Удивительно, что даже не ставя в известность автора, 95 тезисов были переведены на немецкий язык и распечатаны. Можно только представить насколько люди жаждали истины.

Твердая позиция Мартина Лютера

Лютер утверждался в Божьей любви, что побуждало нести ее другим. Он доказывал, что только Писание есть последней инстанцией, а не Папа Римский. Мартина Лютера заставляли отречься от дела всей его жизни, но заложенное истинное основание уже невозможно было сломить. Реформатор уверенно шел вперед, публично сжигал папские законы, участвовал в дебатах студентов и сам утверждался в собственной свободе. Слова подтверждения: «Вера не является заслугой человека. Это состояние дается Богом или, точнее, оно является осознанием новой жизни, которая укоренилась глубоко в душе, получив уверенность в Божьем расположении.»

При общении с Императором Карлом V Испанским на суде Мартин снова отказывается отречься и оглашает, что примет решение оставить свои взгляды только в случае аргументов Писания. Его признают еретиком и нависает угроза потерять жизнь как Ян Гус, но друзья вовремя увозят Лютера и скрывают в замке, где рождается перевод Нового завета на немецкий язык.


Любовь в жизни Лютера

Лютер придерживается идеи, что людские души завоевываются любовью. Он не требует от других быстрого принятия Божьей милости, понимая, что нужно время. Реформы Лютера также были направлены на помощь бедным. Велось финансирование со средств монастырей сиротам, студентам и бедным девушкам на приданное. Лютер находил новые возможности влиять. Он изменил скучные службы в проповедь Евангелия, помогал бежать монахам и вступать в брак. Сам он тоже женился на сильной духом беглой монахине с рыжими волосами, которую звали Катрин. В своем сердце к жене он испытывал глубокую нежность и уважение. Та в свою очередь стала заботливой помощницей мужу, отличным организатором и менеджером в финансах.

Лютер говорил: «Некоторые браки появляются исключительно из похоти, но похоть испытывают также вши и блохи. Любовь начинается тогда, когда мы имеем желание служить другим людям».

Мартин любил свою жену и утверждал, что это только укреплялось с годами, дети были для него особым даром и большой болью была утрата нескольких из 6 детей.

Мартин Лютер со своим открытым сердцем к людям часто участвовал в дискуссиях и принимал у себя гостей разных сословий и возрастов.

Реформация привела в свою очередь к восстанию крестьян против знати. Лютер выступал против насилия с обоих сторон и всеми силами старался остановить кровопролитие, чем еще раз доказывал свою любовь к людям.

Величайший труд Лютера – перевод дополнительно к Новому завету и Ветхого с еврейского языка на доступный немецкий. Перед собой ставил задачу – сделать работу максимально качественно и донести истину как можно большему числу людей, даже не предполагал, что стремится иметь такой экземпляр у себя будут почти все немецкие семьи.

Последние дни

Мартин трудился до последнего, проповедуя занимаясь написанием новых работ. Его уход был в одной из поездок, в которую отправился в плохом самочувствии, но сумел проповедовать, провести причастие и рукоположить служителей. Его идеей поездки были слова: «Если мне удастся посодействовать в восстановлении гармонии между моими дорогими князьями и их подданными, я смогу спокойно вернутся домой и там отойти в мир иной». До последнего, каждый день Лютера был наполнен любовью к людям, которую Он черпал в Боге.

Возвращаясь к 3м ключевым вопросам:

Плод при жизни

– Открытие истины Писания для получения оправдания и мира как своего личного, так и для других

– Успешное противостояние ложным принципам в церкви

– Активное движение реформирующие все сферы жизни, несущее свободу и заботу.

Плод после жизни

Кардинальное и бесповоротное изменение церкви, обращение к истине слова Божьего, которое остается в веках.

Имя: Мартин Лютер (Martin Luther)

Возраст: 62 года

Деятельность: богослов, политик, переводчик

Семейное положение: был женат

Мартин Лютер: биография

10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик, отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка, теска афроамериканского балтийского проповедника - .

Отец Мартина, Ганс Лютер, отличался трудолюбием, он стремился обеспечить свою семью всеми необходимыми материальными благами, что давалось ему очень трудно. Изначально был обычным крестьянином в деревне Мера, но, переехав в поисках лучшей жизни в Айслебен, устроился на работу в местные рудники по добыче меди. Когда будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, семья отправилась жить в Мансфельд, и там Ганс приобрел статус зажиточного бюргера.


В возрасте 7 лет маленькому Мартину пришлось испытать первые жизненные трудности. Родители отправили сына обучаться в городскую школу, которая «обеспечила» Лютера постоянными унижениями и наказаниями. Система образования данного заведения не позволила талантливому ребенку получить должный уровень знаний, и за 7 лет своего обучения здесь Мартин научился только читать, писать, выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет (1497 год) юный Лютер поступил во францисканскую школу в Магдебурге, но спустя год был переведен в Эйзенах. Денег катастрофически не хватало, Мартин бедствовал, вместе со своими друзьями он пел под окнами набожных граждан, пытаясь как-то прокормиться. Тогда юноша начал задумываться о самостоятельном заработке в рудниках, как его отец, но судьба распорядилась иначе.

Подросток случайно познакомился с женой богатого жителя Эйзенаха. Женщина по имени Урсула решила помочь мальчику, пригласив в свой дом на временное проживание, чем открыла Мартину дорогу в новую жизнь.

В 1501 году Лютер окончил школу и поступил в Эрфуртский университет (философский факультет). Мартин выделялся среди сверстников прекрасной памятью, впитывал, словно губка новые знания, легко усваивал сложные материалы и вскоре стал центром всеобщего внимания в вузе.

Получив степень бакалавра (1503 год), молодого Лютера пригласили читать лекции студентам по философии. Параллельно он изучал основы юридического дела по желанию отца. Мартин развивался всесторонне, но наибольший интерес он проявлял к богословию, читал работы и труды великих церковных отцов.


Однажды, после очередного посещения университетской библиотеки, в руки Лютера попала Библия, чтение которой перевернуло его внутренний мир.

Окончив университет, Мартин Лютер решился на высокий поступок, которого никто от него не ожидал. Философ отправился в монастырь служить Богу, отказавшись от мирской жизни. Одной из причин стала внезапная смерть близкого друга Лютера и его сознание собственной греховности.

Жизнь при монастыре

В святом месте молодой богослов занимался различными обязанностями: прислуживал старшим, выполнял работу привратника, заводил башенные часы, подметал двор церкви и прочее.

Желая избавить парня от чувства человеческой гордыни, монахи периодически отправляли Мартина в город – собирать милостыню. Лютер примерно исполнял каждое указание, использовал аскезы в еде, одежде, отдыхе. В 1506 году Мартин Лютер принял монашество, а через год - священство, став братом Августином.


Обед Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал Лютера в качестве преподавателя Виттенбергского университета. Здесь он обучал молодых ребят диалектике, физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.

В 1511 году Лютер посетил Рим, куда отправили его представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

Реформации

Несмотря на визуальную близость к Богу, Мартин Лютер постоянно ощущал некоторые комплексы, считал себя греховным и слабым в своих поступках перед Всевышним. Душевный кризис стал началом переосмысления богослова духовного мира и путем к реформациям.

В 1518 году вышла папская булла, подвергшаяся критике с точки зрения Мартина. Лютер окончательно разочаровался в католических учениях. Философ и богослов сочиняет собственные 95 тезисов, которые в корень опровергают постулаты Римской церкви.


Согласно новаторству Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а последнее не обязано выступать в роли посредника между человеком и Владыкой всего сущего. Мартин не принимал изречений и требований относительно безбрачия духовных представителей, разрушал авторитет декретов Папы. Подобные реформаторские действия наблюдались в истории и ранее, но позиция Лютера оказалась достаточно шокирующей и смелой.


Тезисы Мартина молниеносно получили популярность в обществе, слух о новом учении дошел и до самого Папы Римского, который немедленно пригласил инакомыслящего к себе на суд (1519 год). Лютер посмел не приехать в Рим, и тогда понтифик решил предать протестанта анафеме (отлучение от святых таинств).

В 1520 году Лютер совершает вызывающий поступок – публично сжигает папскую буллу, призывает народ к борьбе с папским засильем и лишается католического сана. 26 мая 1521 года согласно Вормсскому эдикту Мартин получает обвинение в ереси, но сторонники основных идей лютеранства помогают спастись своему господину, инсценировав его похищение. На самом деле Лютер был помещен в замок Вартбург, где занялся переводом Библии на немецкий язык.


В 1529 году протестантизм Мартина Лютера получил официальное принятие обществом, считаясь одним из течений католицизма, но через несколько лет в его «лагере» произошел раскол на еще два течение: лютеранство и кальвинизм.

Жан Кальвин стал вторым после Лютера крупным реформатором, основной идеей которого стало абсолютное предопределение судьбы человека Богом.

Мнение о евреях

Отношение Мартина Лютера к евреям менялось на протяжении всей его жизни. Изначально он осуждал преследования представителей данной национальности, рекомендовал относиться к ним с терпимостью.

Мартин искренне верил, что еврей, услышавший его проповеди, обязательно решится на крещение. В своем памфлете «О том, что Христос родился евреем» богослов подчеркнул еврейское происхождение Христа и поддержал древний народ в нежелании следовать «папскому язычеству».


После реформатор убедился, что евреи не намерены следовать его учениям, и в какой-то момент настроился к ним враждебно. Написанные в таком состоянии книги Лютера имели антиеврейский характер («О евреях и их лжи», «Застольные беседы» и др.).

Так, известный немецкий философ разочаровал еврейский народ, который отвернулся от предложенных Лютером реформаций. Впоследствии лютеранская церковь стала источником вдохновения для антисемитов, а ее позиции послужили созданию пропаганды против евреев в Германии, травли на них.

Личная жизнь

Лютер верил, что Господь не может запрещать всем без исключения людям жить в любви и продлевать свой род. Согласно фактам из биографии Мартина женой смелого богослова стала бывшая монашка, которая родила ему в браке 6-х детей.

Катарина фон Бора была монахиней при монастыре по воле ее родителей – обнищавших дворян. Когда девочке исполнилось 8 лет, она дала обет безбрачия. Церковное воспитание, дисциплина и принятые Катариной аскезы сделали характер жены Лютера суровым и строгим, что ярко проявлялось в отношениях супругов.


Мартин Лютер и его жена Катарина

Венчание Мартина и Кете (так называл девушку Лютер) состоялось 13 июня 1525 года. На тот момент протестанту было 42 года, а его милой спутнице – всего 26 лет. В качестве своего совместного места проживания супруги выбрали заброшенный монастырь августинцев. Любящие сердца прожили в простоте, не нажив никакого имущества. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в какой-либо помощи.

Смерть

До самой смерти Мартин Лютер тяжело трудился, читал лекции, проповедовал, писал книги. Энергичный и работоспособный по своей натуре человек, он часто забывал о еде и здоровом сне. С годами это начало проявляться в головокружениях, внезапных обмороках. Лютер стал обладателем, так называемой каменной болезни, доставившей ему немало мучений.


Плохое самочувствие «подкрепляли» душевные противоречия и сомнения. Мартин при жизни признался, что по ночам к нему часто приходил Дьявол, задавая странные вопросы. Основатель протестантизма молил Бога о смерти, находясь в мучительном болезненном состоянии долгие годы.

Умер Лютер в феврале 1546 года внезапно. Его тело торжественно похоронено во дворе дворцовой церкви, где когда-то им были прибиты знаменитые 95 тезисов.

В 2003 году в память об исторической личности Эриком Тиллем снят биографический фильм-драма под названием «Лютер», показывающий жизнь священного служителя от начала его реформаторской деятельности и до самой смерти.

Цитаты

«Ненависть, как запущенная раковая опухоль, разъедает человеческую личность и отнимает все жизненные силы».
«Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить».
«Без жены так же нельзя жить, как нельзя обходиться без еды и питья. Рожденные и вскормленные женщинами, мы в значительной степени живем их жизнью и не имеем никакой возможности отрешиться от них».

Библиография

  • Берлебургская библия
  • Лекции о Послании к Римлянам (1515-1516)
  • 95 тезисов об индульгенциях (1517)
  • К христианскому дворянству немецкой нации (1520)
  • О вавилонском пленении церкви (1520)
  • Письмо Мюльпфорту (1520)
  • Открытое письмо папе Льву Х (1520)
  • О свободе христианина
  • Против проклятой буллы Антихриста
  • Речь на Вормском Рейхстаге 18 апреля 1521 года
  • О рабстве воли (1525)
  • О войне против турок (1528)
  • Большой и малый Катехизис (1529)
  • Письмо о переводе (1530)
  • Похвала музыке(1538)
  • О евреях и их лжи (1543)

Мартин Лютер знаменит, прежде всего, тем, что положил начало масштабным преобразованиям в религиозном мировоззрении народа на рубеже XV-XVI веков, которые привели к появлению еще одного направления христианства — протестантизма.

Кем был Мартин Лютер?

Лукас Кранах. Ганс и Маргарита Лютер.

Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, ставшего горным металлургом, а со временем — зажиточным бюргером. Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали во францисканскую католическую школу, после чего, по велению родителей, он приступил к изучению юриспруденции в университете в Эрфурте. С ранних лет мальчика привлекало богословие, вместе с друзьями он исполнял церковные песнопения под окнами зажиточных горожан.

В 1505 году против воли родителей Мартин покинул юридический факультет и поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Уже через год служения юноша принял монашеский постриг, а в 1507 году был посвящен в священники.

В 1508 году его отправили преподавать в один из недавно учрежденных институтов в Виттенберге, где он заинтересовался философскими трудами епископа Августина, одного из выдающихся деятелей христианской церкви.

Во время одной из своих поездок по Италии в 1511 году Лютер пришел к выводу, что римско-католическая церковь повсеместно злоупотребляет своим положением, выдавая индульгенции за деньги. Это был кризис веры, с которым он долго не мог справиться.

Вскоре после поездки Лютер получил степень доктора теологии и стал много преподавать. В то же время он очень вдумчиво и кропотливо изучал библейские тексты. В результате его теологических изысканий у Лютера сформировались свои собственные убеждения о том, как верующий должен служить Богу, что значительно расходилось с тем, что исповедовала католическая церковь.

«95 тезисов» и начало Реформации

95 тезисов Лютера. Commons.wikimedia.org

31 октября 1517 года Мартин Лютер вывесил на дверях виттенбергской Замковой церкви документ, состоящий из 95 тезисов с критикой папства и индульгенций (прощения грехов за деньги). В своем послании, прибитом к двери прихода, он объявил, что церковь не является посредником между Богом и человеком, и давать отпущение грехов Папа не вправе, так как человек спасает свою душу не через церковь, а через веру в Создателя.

Поначалу тезисы Лютера остались без должного внимания Папы, который посчитал, что это одно из проявлений «монашеских свар» (распрей между разными церковными приходами), которые не были редкостью в те времена. Тем временем Лютер, заручившись поддержкой римского князя Фридриха Мудрого , продолжил распространять свои взгляды на деятельность католической церкви. Только когда Папа прислал к нему своих эмиссаров, богослов согласился прекратить критику сложившихся церковных устоев.

Отлучение Лютера от церкви

Одним из ключевых событий периода Реформации стал Лейпцигский диспут, состоявшийся в 1519 году. Иоганн Экк , выдающийся богослов и ярый противник Лютера, вызвал одного из соратников реформатора — Карлштадта — на публичный диспут в городе Лейпциг. Все тезисы Экка были построены таким образом, чтобы осудить идеи и убеждения Мартина Лютера. Присоединиться к диспуту и защитить свою позицию Лютер смог только через неделю после начала диспута.

Лютер в Вормсе: «На сём я стою…». Commons.wikimedia.org

Мартин Лютер, в противовес оппоненту, настаивал на том, что главой церкви является Иисус Христос, а папская церковь получила освящение только в 12 веке, не являясь, таким образом, законным заместителем Бога на земле. Спор двух оппонентов длился целых два дня, его свидетелями стало большое количество народа. Прения сторон закончились тем, что Лютер порвал всякую связь с папской церковью.

Выступление богослова из Эрфурта всколыхнуло народные массы, стихийно начали организовываться целые движения, которые требовали церковных преобразований и ликвидации монашеских обетов.

Особенную поддержку идеи Лютера обрели среди зарождающегося слоя капиталистов, ведь папская церковь сильно подавляла экономическую самостоятельность и предпринимательскую активность народа, осуждая личные накопления.

В 1521 году римский император Карл V издал т.н. Вормсский эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был объявлен еретиком, а его работы подлежали уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку, отныне мог быть отлучен от папской церкви. Лютер прилюдно сжег императорский указ и объявил, что борьба с папским засильем - дело его жизни.

Мартин Лютер сжигает буллу. Гравюра на дереве, 1557. Commons.wikimedia.org

Покровитель Лютера Фридрих Мудрый тайно отправил богослова в отдаленный замок Вартбург, чтобы о месторасположении предателя узнать не смог Папа Римский. Именно здесь, находясь в добровольном заточении, Лютер занялся переводом Библии на немецкий язык. Надо сказать, что в те времена народ не имел свободного доступа к библейским текстам: переводов на немецкий язык не было, и людям приходилось опираться на те догматы, которые диктовала им церковь. Работа по переводу Библии на немецкий имела большую значимость для народа, и помогла самому богослову утвердиться в своих убеждениях в отношении католической церкви.

Развитие Реформации

Главная идея Реформации, по мнению Лютера, состояла в ненасильственном ограничении полномочий Папы Римского, без войны и кровопролития. Тем не менее, стихийные выступления народных масс в то время часто сопровождались погромами католических приходов.

В качестве ответной меры были посланы имперские рыцари, часть которых, впрочем, перешла на сторону зачинщиков Реформации. Это случилось потому, что социальная значимость рыцарей в процветающем католическом обществе сильно снизилась по сравнению с древними временами, воины мечтали восстановить свою репутацию и привилегированное положение.

Следующим этапом противостояния католиков и реформаторов стала крестьянская война под предводителем еще одного духовного деятеля Реформации - Томаса Мюнцера . Крестьянский бунт был неорганизован и вскоре подавлен силами империи. Тем не менее, даже после окончания войны сторонники Реформации продолжили продвигать свое видение роли католической церкви среди народа. Все свои постулаты реформаторы объединили в т.н. Тетраполитанское исповедание.

В это время Лютер уже был сильно болен и не мог отстаивать свое видение ненасильственной Реформации перед другими участниками протестного движения. 18 февраля 1546 года он умер в городе Айслебен в возрасте 62-х лет.

Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера. Commons.wikimedia.org

Реформация без Лютера

Приверженцев идеи Реформации стали называть протестантами, а тех, кто последовал теологическому учению Матрина Лютера — лютеранами.

Реформация продолжилась и после ухода из жизни своего идейного вдохновителя, хотя имперская армия нанесла серьезный удар по протестантам. Города и духовные центры протестантизма были разорены, многие приверженцы Реформации оказались за решеткой, даже могила Мартина Лютера была разрушена. Протестанты были вынуждены пойти на значительные уступки католической церкви, тем не менее, идеи Реформации забыты не были. В 1552 году началась вторая крупная война протестантов с имперскими силами, которая закончилась победой реформаторов. В итоге, в 1555 году между католиками и протестантами был заключен Аугсбургский религиозный мир, который уравнивал в правах представителей католицизма, протестантизма и других конфессий.

Реформация, начавшаяся в Германии, в разной степени коснулась многих европейских стран: Австрии, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Франции. Власти этих государств были вынуждены идти на уступки нарастающей народной массе, которая требовала свободы вероисповедания.

Loading...Loading...