Устное высказывание: основные принципы

18 апреля в Курском государственном университете состоялось открытие заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку . Первая такая олимпиада прошла ровно 20 лет назад, и тоже - в Курске. Интересно, что в ситуации «тотальной» безграмотности молодого поколения (не путайте с «тотальным диктантом») детей, всерьез интересующихся русским языком, становится все больше.

Что было

На протяжении первых десяти лет существования всероссийской олимпиады по русскому языку её формат довольно сильно менялся. Несколько раз делались попытки оценивать не только письменную, но и устную речь участников. Например, на 2-й олимпиаде требовалось устное монологическое высказывание, а на 3-й - умение аргументированно спорить. Потом проводили отдельные конкурсы - вне зачёта «Юный златоуст» и «Цицерон отдыхает». В 2005 году, на десятой олимпиаде, впервые, помимо письменного тура, появился устный. Может быть, появление такого тура было попыткой противостоять ЕГЭ, где все происходит лишь в письменном виде? И вообще, устные ответы, устная речь постепенно уходят из школы. Кто знает?

Но факт остается фактом: до 2008 года письменные задания - задания, связанные с пониманием конкретных фактов языка, требующие проявления творческих способностей - выполнялись только на первом, письменном туре заключительного этапа всероссийской олимпиады: там был блок задач по истории и современному состоянию языка, а также требовался перевод древнерусского текста и написание эссе. А на втором, устном туре проверялось «умение создавать устное аргументированное высказывание на предложенную тему».

В 2009 году всё перешло в письменный формат, а среди участников из 10 и 11 классов стал проводиться общий конкурс (а не раздельный, по классам, как до этого). В регламент олимпиады ввели процедуру апелляции по результатам проверки заданий, была сформирована апелляционная комиссия.

Что стало

В Курск в этом году приехали дети из 55 регионов России. Это 228 школьников из Архангельской, Магаданской, Брянской, Омской, Воронежской, Иркутской, Нижегородской, Свердловской, Томской, Тюменской, Калининградской областей, республик Коми, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Хабаровского края, Ханты-Мансийского автономного округа. 9 класс - 71 человек, 10 - 88 и 11 класс - 69.

Уровень участников очень высокий, да и задания весьма непростые. Они, как и прежде, разделены на два тура: первый включает 9 заданий, второй тур - одно большое, посвящённое какой-то конкретной теме. Оба тура длятся 4 часа. Одиннадцатиклассники, например, в этот раз слушали лекцию профессора филфака МГУ Сергея Князева про безударные гласные в русских диалектах, конспектировали её, а потом выполняли задания, связанные с этой темой. Это требовало логики и языковой интуиции, при том что все нужные для решения факты были сообщены в лекции.

Мы спросили члена жюри всероссийской олимпиады по русскому языку, известного молодого лингвиста Александра Пиперски, какими способностями нужно обладать, чтобы быть успешным на такой олимпиаде. «Задания по русскому языку (на первом туре их девять) требуют от участника сообразительности, - сказал Александр Пиперски, - Они скорее похожи на олимпиадные задания по лингвистике, а не на школьные упражнения по орфографии и пунктуации. Там даётся материал, который нужно всесторонне проанализировать. Естественно, требуются какие-то фоновые общекультурные знания, но не они первостепенны. В первый день олимпиады по русскому языку были, например, задачи на анализ древнерусских текстов, что-то про фонетику, про синтаксис и про морфологию. Иногда бывают задачи более теоретического толка, на материале научных исследований - например, про то, как лингвист Александр Исаченко трактует русский глагольный вид. Была задача на вариативность ударений в глаголах типа о́бнял - обня́л. А иногда приходится сделать лингвистический анализ конкретных сложных мест в текстах».

На вопрос о том, какими качествами должен обладать участник олимпиады, Александр ответил так: «Это - исследовательская жилка, способность глубоко анализировать какое-то языковое явление, и даже творческие способности».

Уровень детей помогает увидеть и «Конкурс знатоков», который проходит в рамках олимпиады. Это интеллектуальные игры на темы, связанные с русским языком. Задания требуют эрудиции вне программных знаний - но, конечно, этот конкурс не учитывается при вручении наград.

Сильные учителя бывают и в обычных школах

Участники олимпиады - совсем необязательно дети из известных школ или ученики гуманитарных классов. Оказывается, что это неважно. Главное - языковое чутье и лингвистический кругозор, которые есть у всех участников финала. Со школой это не связано: хороший учитель русского языка может оказаться и в самом обычном учебном заведении.

Насколько эта олимпиада отличается от олимпиады по лингвистике? - спросили мы Александра Пиперски. И он ответил: «Это довольно близкие «жанры». Я сейчас пришел раздавать задания в 11 класс и встретил там 7 или 8 человек из разных регионов, знакомых мне по олимпиаде по лингвистике. Отличие в том, что олимпиада по русскому требует чуть больше фоновых знаний. Идея олимпиады по лингвистике состоит в том, что специально знать вообще ничего не надо. Нужны лингвистические мозги. А для олимпиады по русскому языку надо обладать знанием школьной программы и общей эрудицией. В этой олимпиаде совсем нет математической составляющей, а в олимпиаде по лингвистике - есть».

Наталья Иванова-Гладильщикова

Новое платье, конспект и Ваенга - к удаче!
«Успеха!». Это простое пожелание, посланное тебе вдогонку другом, вселяет надежду на благополучное разрешение любого вопроса. Но что мы понимаем под словом «успех»? Всезнайка «Вики» утверждает, что это «удача в задуманном деле, достижение поставленной цели». А как её достигают? И к кому приходит удача? Об этом и не только рассуждают читатели «ПВ» в рубрике «Анатомия успеха».

Вот и завершился третий этап республиканских предметных олимпиад. Города приветствуют своих героев, а сами участники привыкают к новому статусу - победителей. В таких случаях не принято говорить об обратной стороне медали, хотя там порой скрывается всё самое интересное.

Что именно? Расскажут небезызвестные ныне пинчанки: Марья Янкович (обладательница диплома 1-й степени по белорусскому языку и литературе среди 11-х классов), Карина Кущенко (диплом 2-й степени по белорусскому языку и литературе среди 10-х классов) и Юлия Потрубейко (диплом 3-й степени по обществоведению среди 11-х классов).

- Поздравляю с наградами! Рассчитывали на такие высокие результаты?
Ю.: - Главным было - проверить свои знания. Хотя… надеялась на лучшее!
М.: - Не ожидала победы, но расстроилась бы, если б не выступила достойно.
К.: - Обрадовалась бы любому результату.

- Достаточно ли базовых школьных знаний для победы на олимпиаде?
К.: - Одного учебника мало!
М.: - Из школьной программы пригодилась только белорусская литература - два из десяти заданий комплексной работы, которая включает ещё сочинение, устное высказывание…

- Как вы готовились к олимпиаде?
М.: - Долго и мучительно. Позади уже две четверти, а я так и не узнала, что такое каникулы. Всё свободное время штудировала справочники, словари…
К.: - И я «поселилась» среди книг, конспектов, учебников. Но за пару дней до олимпиады всё отложила в сторону - нужно усваивать знания постепенно, тогда и результат будет.
Ю.: - Занималась по специальной программе подготовки к ЦТ. В сентябре - дважды в неделю, а накануне олимпиады - ежедневно. Нелегко! Но у меня был стимул: ещё перед городским конкурсом папа пообещал в случае победы купить мне платье. Пришлось занимать 1-е место! (Смеётся.) Но одним нарядом не обошлось: вторую обновку я получила «под ёлку», а третью - в награду за «область».


- Волновались?

Ю.: - Спокойствие - залог моего успеха.
К.: - Без тревог не обошлось, но я настроилась на работу, чтобы показать максимальный результат.
М.: - Был лёгкий «мандраж». Но если его нет, во время устного высказывания ты не сможешь «зажечь» жюри!

- Где проходили олимпиады? Что запомнилось больше всего?
Ю.: - Я побывала в городе Барановичи - много положительных впечатлений от общения с ребятами! Особенно поразила церемония закрытия, когда председатель жюри Павел Павлович Крусь (завкафедрой философии Брестского университета. - Прим. ред. ) исполнил песню Елены Ваенги «Желаю, чтобы все были здоровы».
К.: - Олимпиада по белорусскому языку и литературе проходила в Кобрине. Нам посчастливилось посетить музей Суворова и городской парк.
М.: - Да, он классный! Была безветренная погода, кружился снег… И тема природы на устном высказывании пришлась как нельзя кстати.

- Для вас олимпиада - не впервой! От этого участвовать в ней сложнее или легче?
М.: - В девятом классе мы ехали на соревнования с мыслями: «Главное - не последние», в 11-м - «Не дай бог не первые». Раньше всё воспринималось проще, а за несколько лет ответственности прибавилось.
К.: - В прошлом году не ожидала, что стану обладательницей диплома 3-й степени на республиканском этапе. Сегодня появилась уверенность в своих силах.

- Каков секрет успеха?
М.: - Мой классный руководитель перед каждой областной олимпиадой водит нас в церковь. Было время, я относилась к этому с недоверием. Но когда мы с одноклассником заняли призовые места, поверила в чудо…

Блиц-опрос: что помогает тебе достигать успеха?
Вероника Кондратюк, 16 лет : - Цель, мечта, а самое главное - осознание, что мной будут гордиться родители. Всё, что я делаю, - благодарность им.

Таня Вабищевич, 15 лет : - Совесть. Потому что понимаю: это для моего же блага.


Христина Скуратович, 16 лет
: - Главное - понимать, что без труда ничего не добьёшься! Удача посещает только тех, кто работает в поте лица!
ЮК Елизавета Зельман, г. Пинск.

Дом советов: по методу Копейкиной
Если ты хоть раз попадал на конкурсы риторического мастерства или этапы устных высказываний олимпиады - дай пять! Упражняться в этом нелёгком деле нам придётся ещё не раз - впереди профессионально-психологическое собеседование, «внутренние» экзамены в вуз… Как привлечь удачу в таких ситуациях? Делюсь секретами, которые не раз меня спасали.

1. Заведи тетрадь и записывай в неё умные мысли, цитаты из книг, фильмов, песен, афоризмы, пословицы. Не забудь красиво оформить: пиши разными шрифтами, обводи в рамочки, рисуй «загогулинки»… К ярким цитатам добавь факты, интересную статистику. И зрительная память в нужный момент тебя не подведёт!

2. Читай умные книги - ты сможешь положить их сюжеты в основу выступления, например, сравнив свой жизненный путь с судьбой лирического героя. Важные мысли записывай в тетрадь (ты уже её завёл?) - полезно для общего развития.

3. Раздобудь список вопросов (тем) и проработай хотя бы несколько из них. Так ты почувствуешь себя увереннее. Сложные задания продумай детально, остальные - тезисно.

4. Тренируй свою речь на одноклассниках, друзьях, родителях или «высказывайся» на камеру. Ещё выпиши пару скороговорок: они отлично помогают отрабатывать интонацию и произношение.

5. Продумай, как тебе легче отвечать? Записав цитаты, факты и, опираясь на них, строить рассуждение? Или подойдёт замысловатая схема с основными идеями? А может, тебе проще написать сплошным текстом или составить подробный план? Разработай свой метод. После будешь советовать его другим (и не забудь назвать своей фамилией, например, «метод Копейкиной»).

6. Подумай о своём кумире. Вспомни тембр его голоса или стиль письма, интонацию, «коронные» фразы. Проследи, чем он увлекает публику.

7. И, наконец, золотое правило: «Не наелся - не налижешься». Оно помогало мне не раз! Обычно перед тем, как вот-вот войдёшь в кабинет и вытянешь заветный билет, начинается «трясучка» и подступает желание что-то повторить, вспомнить. Не надо этого делать! Просто сосредоточься на том, что уже выучил, и выложись по полной!
ЮК Алеся Мешкуть.

Литература 5 - 11 класс

Сочинения

Русский язык

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
    (К. Г. Паустовский).

    Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
    (К. Д. Бальмонт).

    Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
    (К. Г. Паустовский).

    Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
    (М. В. Ломоносов).

Дмитрий Иванович Писарев

Джозеф Аддисон

Литература придает жизни форму.

Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

Александр Александрович Блок

Хорошая книга - просто праздник

Максим (Алексей Максимович Пешков) Горький

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Федор Михайлович Достоевский

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма

Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг

Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Максим Горький

Время проходит, но сказанное слово остается.

Лев Николаевич Толстой

Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной.

Томас Джефферсон

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Задания олимпиад по русскому языку 9 класс. Ответы.

Задания олимпиад по русскому языку 9 класс с ответами.

Задание 1.

Какие слова в русском языке можно назвать словами - двойниками?
Приведите примеры таких слов.
Каким термином (терминами) их называют?

Ответ.

Двойниками - это люди, имеющие полное внешнее сходство друг с другом или очень похожие друг на друга внешне. Поэтому слова, внешне – графически и/или фонетически – похожие друг на друга, также можно назвать двойниками. Терминологически их определяют как слова-омонимы . Различают лексические омонимы – одинаково звучащие слова, но не имеющие общих элементов смысла; омоформы – слова, у которых совпадают только отдельные формы (пила - пила ); омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но различаются написанием (луг - лук ); омографы – слова, которые одинаково пишутся, но различаются произношением (ударением) (замок - замок ); грамматические омонимы – внешне совпадающие формы одного и того же слова (молодой - молодой )


Задание 2.

Какие из приведенных ниже слов можно объединить в группы как родственные?
Прокомментируйте свой ответ.

Купы, купола, купно, купидон, купейный, куплет, купальня, купон, купель, купля, купировать.

Ответ.

Родственные группы образуют слова а) купальня, купель, б) купы, купно и в) купон, купировать .

а) Слово купальня , обозначающее постройку у воды или на воде для купания или раздевания купальщик, и слово купель , обозначающее большой сосуд, в который погружают ребенка при обряде крещения, являются однокоренными с глаголом купать(ся) - погружать в воду для обмывания, освежения и т.д.

б) Слова купы (купа) – группа густо растущих лиственных деревьев или кустов и купно – вместе с кем-, чем-либо восходят к общеславянскому kupa и индоевропейской базе keu-p-, что объединяет их с соответствующими словами из родственных славянских и других языков смыслами «вместе», «куча, груда», «накапливать, сосредоточивать».

в) Купон – отрезной талон у ценных бумаг на получение процентов с них или отрез на платье, блузу, обычно рассчитанный на определенный раскрой, и купировать – отрезать, отрубать или устранять какое-либо нежелательное явление.


Задание 3.

Какое действие в приведенном ниже отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» названо выделенным глаголом?
Какими словами назвали бы его вы сегодня?

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут ,

И, взвившись, занавес летит.

Ответ.

Глагол плескать выражает значение фразеологизма плескать руками – взмахивая обеими руками, ударять одной ладонью о другую; хлопать в ладоши в знак одобрения или приветствия..

Рукоплескать, аплодировать. .


Задание 4.

Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот?
Запишите эти слова. Какое из них окажется «четвертым лишним»?

Ответ.

1. Гул, куль, тля.

2. Четвертое лишнее - нёль.


Задание 5.

В православном календаре есть праздник, который называется Успение Богородицы .
Объясните, что значит в этом названии слово успение .
Есть ли в современном русском языке родственные ему слова? Назовите их.

Ответ.

Успение – смерть, кончина (церк.).

Усыпальница, усопший. Спать только в устойчивом словосочетании спать вечным (последним, могильным) сном.


Задание 6.

Русский, белорус и туркмен, прогоняя, например, гусей, скажут «кыш» , азербайджанец – «киш» , литовец - « sti?» , поляк - «sio». В каждом из этих слов есть звук [ш] или [ш?] .
Предположите, почему в разных языках слово-сигнал содержит одинаковый или схожий звук.

Ответ.

Можно предположить, что это связано с тем, что для многих животных шипение – это сигнал угрозы.
Так они пугают врага.


Задание 7.

В повести Пушкина «Капитанская дочка» читаем:
«Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка».
Насколько глубока была рана Гринева?

Ответ.

1 вершок – 4,45 см. Глубина раны – 6, 67(8) см


Задание 8.

Даны два события.
Весной можно ждать большого наводнения и Зима была снежной .
Между ними существуют причинно-следственные отношения.
Как эти отношения можно выразить?
Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.

Ответ.

  1. Весной можно ждать большого наводнения, потому что зима была снежной. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Союз потому что .*
  2. Зима была снежной, так что весной можно ждать большого наводнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Союз так что.
  3. Зима была снежной – весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и тире.
  4. Весной можно ждать большого наводнения: зима была снежной. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и двоеточие.
  5. Зима была снежной, поэтому весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Наречие поэтому.

6. Из-за снежной зимы весной можно ждать большого наводнения.

Простое предложение. Причинный предлог из-за.

7. Зима была снежной, значит, весной можно ждать большого наводнения. Сложное бессоюзное предложение. Вводное слово значит.

*Примечание.

Возможны варианты с придаточными причины с союзами так как, ибо, ведь, а также оттого что, ввиду того что, по причине того что , по той причине что, из-за того что, в связи с тем что, в силу того что, благодаря тому что или с союзом что и указательным местоимением того (той, тем, тому) с причинным предлогом в главной части. Порядок следования главной и придаточной части также может варьироваться. В случае предъявления всех вариантов каждый оценивается отдельно.


Задание 9.

Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите, какому принципу правописания подчиняется написание этих слов.

В…гон, б…клажан, бр…шюра, с...минар, п…рапет, ур…ган, б…калавр, за…ц.

Ответ.

1. Вагон, баклажан, брошюра, семинар, парапет, ураган, бакалавр, заяц.

2. Традиционный принцип орфографии.


Задание 10.

Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.

Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.

Ответ.

Повесить нос – воспрянуть духом.

Хоть отбавляй – кот наплакал.

Как кошка с собакой – душа в душу.

Сложа руки – засучив рукава.


Задание 11.

Согласны ли вы с тем, что в умме все следующие слова содержат семь суффиксов?
Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный.

Ответ.

7 суффиксов.

Вы – ключ – а – тель – нулевое окончание – 2 суффикса.

Добр – о – душ – ий – е – 1 суффикс.

Красн – оват – ый – 1 суффикс.

Поэт – эсс – а – 1 суффикс.

Стар - ин – н – ый – 2 суффикса.


Задание 12.

Чем грамматически моль отличается от мухи ?

Ответ.

Существительное моль относится к 3 склонению, существительное муха – к 1 - различаются падежной парадигмой. Кроме того, форма единственного числа моль употребляется в значении собирательности - множественности - неопределенно-количественном. Ср. Пальто побито молью. Зерновая моль погубила запасы крупы.


Русский язык 9 класс


Copyright © All rights reserved

Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной – для достижения поставленной цели – многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным , т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.

Чтобы сделать речь эффективной , необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами .

Во-первых, необходимо держать зрительный контакт . Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, – такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора. Безусловно, не нужно и судорожно бегать глазами по слушателем – это также не придаст Вам веса в их глазах. Не нужно и выбирать одну «жертву» своего выступления: этому человеку будет некомфортно под Вашим испепеляющим взглядом, а другие почувствуют себя лишними на этом выступлении.

Итак, выберите несколько своих «точек» опоры – например, Ваш преподаватель, одноклассник или директор школы, и по очереди обращайтесь к ним, при этом не забывая «скользить» и по членам жюри, и по слушателям, и по гостям конференции. Безусловно, удобнее и спокойнее держать контакт с хорошо знакомым человеком, который будет подбадривать Вас кивком или улыбкой, но и о других не забывайте.

Во-вторых, ведите себя естественно. Излишнее подергивание, посвистывание, резкие движения руками-ногами выдают неуверенность и волнение. Поэтому успокойтесь, глубоко вздохните, расслабьтесь, подумайте о чем-нибудь приятном. Умейте контролировать себя – это полезное качество не только при устном выступлении. Говорите спокойно и четко, дышите ровно – установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него.

Сделайте свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора. Безусловно, у Вас есть обработанный до «блеска» конспект выступления, где указаны примеры, ключевые слова, важные замечания и др., но это вовсе не значит, что шаг влево-вправо – расстрел. Е сли Вы чувствуете в себе уверенность говорить «свободно» - отрывайтесь от конспекта, не теряя при этом нить повествования, т.е. не уходя от плана высказывания. Поясняйте примеры, вспоминайте истории из жизни! Более разговорный тон сможет расположить к Вам аудиторию и сделать атмосферу выступления более доверительной.

Запомните, что для живого общения нужна практика : если Вы не чувствуете в себе уверенности говорить так, лучше не рискуйте – вернее, рискуйте, но не своим выступлением. Опытным «ораторам» же следует помнить, что нельзя скатываться до сленга и жаргона – все же границы следует уважать, а также необходимо помнить о временном регламенте : если у Вас всего 10 минут на выступлении, вряд ли нужно вспоминать о всех речевых оборотах дядюшки Петра Никоноровича и о его любимой рыбалке, даже если они и являются темой беседы.

В-третьих, держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным : активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др. Спокойное, «одинаковое» звучание усыпляет слушателя – и, как следствие, снижает интерес к произносимому.

Особенно важен этот совет при члени лирических произведений, где сам Бог (и автор, конечно же) велел передать всю гамму выплеснутых на бумагу чувств.

Используя голосовой контакт, не забывайте, что не стоит пугать слушателей резкими вскрикиваниями или душещипательными воплями, пусть они и подразумеваются автором. Выступление – не цирк и не увеселительное мероприятие, поэтому будьте живым и позитивным, но меру все же знайте.

Помните, что ненужные слова и обороты отвлекают слушателей от сути излагаемого, что может «скомкать» даже неординарную мысль.

И, наконец, в-пятых, следите за тем, чтобы структура Вашего высказывания была понятна не только Вам, но и Вашему адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайте структуру своего выступления : заинтересуйте слушателя зачином, привлеките его внимание; последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозированно», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.

Закончив выступление, не расслабляйтесь на сто процентов – как правило, Вас ожидают еще вопросы аудитории. Не бойтесь их! Вы – автор своего проекта, поэтому можете излагать свою точку зрения на вопрос, по-своему его аргументировать. Если Вам сложно отвечать «с ходу», заранее обговорите с научным руководителем возможные наиболее частые вопросы, отметьте сильные и слабые стороны своей работы и кратко обоснуйте свою позицию по каждому пункту.

Устное выступление – это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.

Остались вопросы? Не знаете, как правильно выступать с устным высказыванием? Записывайтесь на урок к репетиторам.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОЛИМПИАДАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Устное высказывание – одно из трех заданий (наряду с комплексной работой по языку и литературе и отзывом о лирическом произведении), с помощью которых оценивается уровень знаний и умений учащихся на олимпиадах по русскому языку. Продолжительность такого высказывания составляет 2–3 минуты (но не более 5 минут). Учащимся предлагается выбрать одну из трех тем , которые можно охарактеризовать так:

    тема № 1 предполагает высказывание, содержание которого основывается на теоретических знаниях по языку (например,«Влияют ли заимствования на самобытность языка?» или«Почему глагол называют “великим тружеником”?» );

    тема № 2 связана с русской и мировой литературой (например, «Современная литература: упадок или поиск новых путей?» или «Он и Она в русской поэзии» );

    тема № 3 обращена к социально-философской проблематике (например, «Существует ли мода на профессии?»,«Человек и природа: в поисках утраченной гармонии», «Герой нашего времени... Кто он?» ).

Устное высказывание оценивается по следующим критериям :

1. Содержание высказывания : соответствие теме, полнота и глубина ее раскрытия; аргументированность утверждений, использование в качестве иллюстративного материала не только примеров из личного опыта, но и фактов, почерпнутых из иных источников, (литература, история, наука и др.).

2. Построение высказывания : логичность, связность, композиционная четкость, соразмерность частей высказывания, цельность и завершенность.

3. Речевое оформление высказывания : богатство и выразительность речи; уместность и соответствие речи избранному стилю и жанру; правильность речи, т. е. соблюдение таких важных для устного высказывания норм, как орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речевые.

4. Творческий характер высказывания : нестандартность трактовки темы, оригинальность композиции высказывания.

5. Ответы на вопросы жюри по теме устного высказывания: как правило, это 2-3 вопроса, которые также оцениваются с точки зрения глубины, композиционной стройности, речевого оформления и оригинальности.
Остановимся более подробно на содержании и композиции устного высказывания. Как правило, оно состоит из трех частей – вступления, основной части и заключения.

Вступление является своеобразной прелюдией к основной части устного выступления, в силу этого целесообразно учитывать следующие требования , которые предъявляются к этой части текста:
1. Вступление не должно быть большим по объему, иначе оно кажется необоснованно затянутым.

2. В начале устного высказывания необходимо избегать общих фраз, т. е. утверждений несомненно правильных, но всем известных, избитых. Они не несут дополнительной смысловой нагрузки, а лишь снижают впечатление и дают определенную негативную установку на восприятие остального содержания высказывания (например, «опять ничего нового», «как скучно и банально»).

3. Вступление не должно быть как банальным, так и излишне «экстравагантным», т. е. содержать необдуманные, спорные, противоречивые и просто неэтичные высказывания, которые могут быть превратно истолкованы слушателями. Последнее обстоятельство можно объяснить возрастными особенностями школьников, которым в 15-17 лет бывают свойственны как некоторая инфантильность суждений, категоричность высказываний, содержащих критику старых авторитетов, так и желание поразить нестандартностью и независимостью мышления.

Одним из недостатков устных высказываний учащихся является «скомканное», невнятное вступление. Это объясняется извечной проблемой, которую можно назвать «я не знаю, как начать». Поэтому целесообразно познакомить учеников с различными вариантами содержательного наполнения этой части устного высказывания.

С учетом специфики устных выступлений на олимпиаде по русскому языку во вступительной части высказывания органично будет звучать:
1) объявление темы высказывания и ее краткая характеристика (например, важность, сложность, злободневность и актуальность и т. п.);

2) ознакомление с планом выступления;

3) объяснение причин заинтересованности темой (такое вступление привлекает внимание слушателя, поскольку содержит личностно окрашенный момент);

4) раскрытие сути центрального понятия темы; это делается в тех случаях, когда в названии темы имеется термин, требующий расшифровки (например, если учащемуся предложена тема «Герой нашего времени... Кто он?», то во вступлении можно раскрыть суть понятия «герой» или «герой нашего времени»);

5) обзор темы, т. е. краткое сообщение истории ее разработки или трактовки;

6) вопрос или серия вопросов; в этом случае в основной части высказывания должна быть сделана попытка дать на него (них) ответ.

Таковы традиционные способы содержательного наполнения вступительной части к устным высказываниям. Использование одного или нескольких предложенных вариантов вступления поможет учащимся решить вопрос, с чего начать свое выступление.

Как уже отмечалось ранее, одним из критериев оценки устных выступлений на олимпиаде является их творческий характер . Придать такой характер высказыванию может необычное, интригующее вступление . Роль интриги в привлечении внимания заключается в «вуалировании» исходного материала. Поскольку начало хорошо запоминается, производит впечатление и «формирует» своеобразную установку на последующее восприятие остального высказывания, то именно в этой части можно располагать элементы, несущие заряд необычного. Перечислим некоторыеприемы придания вступительной части устного высказывания творческого и интригующего характера :

1) пересказ яркого факта из жизни или фрагмента литературного произведения, где содержится ключ к пониманию характера предложенной темы или проблемы;

2) цитата из литературного произведения (воспроизведение стихотворного или прозаического отрывка), раскрывающая суть проблемы;

3) афоризм, пословица или поговорка, с помощью которых можно ярко очертить смысл проблемы;

4) высказывания русских или зарубежных критиков и деятелей культуры, в которых заключается суть описываемой проблемы;

5) несколько суждений или отзывов авторитетных лиц о произведении, отдельном герое, определенной теме или проблеме, причем эти высказывания могут «вступать в заочный спор» друг с другом. Такое вступление к устному высказыванию приобретает полемический характер, предполагающий построение основной части высказывания как доказательство истинности одного суждения и ложности всех остальных утверждений.

Таким образом, перечисленные варианты (как традиционные, так и творческие, «интригующие») представляют собой достаточно широкий, хотя далеко и не окончательный набор приемов, овладение которыми должно помочь учащимся избежать «общих фраз» и облегчить процесс создания вступления к устному высказыванию.

Основная часть устного высказывания представляет собой собственно рассуждение школьников на избранную тему. В этой части ученики выдвигают конкретные утверждения (тезисы) и для подтверждения истинности или ложности этих положений приводят соответствующие доказательства. В качестве доказательств в устных высказываниях школьников можно использовать:

    факты , события, имевшие место в объективной реальности;

    примеры из языка или литературного произведения;

Основные претензии чаще можно предъявить к формулировке тезиса рассуждения . Нередко она характеризуется излишней категоричностью. Приведем несколько примеров таких «категоричных» утверждений (таблица 3).

«Категоричная» формулировка тезиса рассуждения определенным образом «загоняет» школьников в угол, поскольку любое из приведенных утверждений может быть поставлено под сомнение в ходе ответов на вопросы жюри. Например, тезис «к "настоящим" книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно

при выдвижении тезиса рассуждения

Тема высказывания

Примерная формулировка тезиса

1. Согласитесь ли вы с мнением, что литература – это то, что читают два раза, а журналистика – то, что читают один раз?

1. Да, я соглашусь с этим мнением, действительно, к «настоящим» книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно прочитать один раз

2. Какой должна быть экранизация литературного произведения.

2. Уверена, что любая экранизация будет хуже литературного оригинала, потому что

3. Свобода или ограничение – колыбель творчества?

3. Творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений.

прочитать один раз » можно опровергнуть доводом, что не числом прочтений определяется качество книги, а силой ее воздействия; «умную» и обстоятельную статью также хочется перечитать несколько раз, чтобы обдумать ее содержание.

Утверждение «любая экранизация будет хуже литературного оригинала » также может быть с легкостью опровергнута приведением в качестве примера кинофильма «Собачье сердце» (реж. В. Бортко). Эта экранизация, по мнению некоторых кинокритиков, в определенных отношениях даже глубже своей литературной основы.

Тезис «творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений » также является довольно спорным, поскольку современность постоянно доказывает нам, что отсутствие ограничений ведет к вседозволенности.

Заключение – завершающая часть устного высказывания. Его значение не менее важно, чем вступления («конец – делу венец»), поскольку неудачная концовка может испортить впечатление от всей речи. Чтобы этого не произошло, необходимо помнить о следующих требованиях, предъявляемых к заключению.
1. Оно должно иметь небольшой объем, т. е. выводы следует излагать достаточно лаконично. Не нужно производить повторного доказательства и разъяснения уже рассмотренных положений (это делается в основной части устного высказывания).

Как правило, в заключении содержится:
1) итог всего высказывания, обобщение тех мыслей, которые были высказаны в основной части, т.е. определенные выводы;

2) краткий повтор главных мыслей, идей, тезисов основной части высказывания.

Для придания содержанию заключения предельной четкости и ясности целесообразно использовать вводные слова, характерные для перечисления (во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д).

Чтобы концовка устного высказывания приобрела необычный, «творческий» характер, в нее можно включить:

1) риторический вопрос, содержащий в своей структуре утвердительный или отрицательный ответ, который достаточно очевиден;

2) цитату (прозаическую или стихотворную) из литературного произведения, где в сжатой, а иногда и афористичной форме дается яркая и меткая обобщающая оценка проблемы;

3) афоризм, пословицу, поговорку.
Кроме того, во вступлении и заключении можно использовать принцип кольца , при котором концовка высказывания «закругляет» его, т. е. связывает с началом. Это достигается повторением в заключительной части высказывания начальных фраз вступления. После изложения учащимися в основной части высказывания своих мыслей по избранной теме повторенные в концовке начальные фразы вступления могут приобретать более глубокий смысл или совсем иное содержательное наполнение.

При обдумывании содержания устного высказывания непосредственно на олимпиаде можно порекомендовать учащимся следующий порядок работы над его частями:

основная часть → заключение → вступление.
Целесообразность такой последовательности объясняется тем, что только после четкого представления о содержании основной части высказывания можно подводить определенные итоги и делать соответствующие выводы. Работа над вступлением, на наш взгляд, вообще должна осуществляться в последнюю очередь. Целесообразность именно такого порядка действий была отмечена еще в эпоху античности. Так, Цицерон писал: «Только тщательно обдумав и рассмотрев все дело в целом, только подыскав и подготовив все источники доказательств, можно думать о том, как начало следует применить» . Как уже отмечалось ранее, многие школьники часто не знают, с чего же начать высказывание, это усугубляется стрессовой ситуацией и ограниченностью во времени на подготовку устного высказывания. На поиск первых фраз может быть потрачено слишком много времени, которого потом не хватит на обдумывание середины и концовки. А начинать надо с главного, с того, что хочешь сказать по поводу избранной темы, т. е. с основной части работы. В данном случае необходимо раз и навсегда отказаться от мысли, что процесс создания текста обязательно должен осуществляться в последовательности «вступление → основная часть → заключение». Разве научные работы начинают писать с введения, а повести или романы – с первой главы? Конечно же, нет; чаще всего начало создается в последнюю очередь. Очевидно, что и при работе над устным высказыванием подумать о том, «с чего начать», целесообразно в самом конце. Только после того, как получено представление о содержании основной части и заключения, можно подобрать удачный вариант вступления.

Литература

    Кохтев, Н. Н. Риторика: учебное пособие для 8-11-х кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий / Н. Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 1994.

    Таранов, П. С. Искусство риторики: универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно / П. С. Таранов. – Симферополь, 2001.

    Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997.

    Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Цицерон; пер. под ред. М. Гаспарова. – М..

Loading...Loading...