СМИ: Минобороны РФ направит больше половины бюджета на закупку военной техники. Государственный оборонный заказ россии Кто и как размещает гособоронзаказ

Государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы (ГПВ-2015 ) - программа закупок и разработки боевой техники для армии Российской Федерации.

Проект ГПВ-2015 был предварительно утверждён 2 июня 2006 года Военно-промышленной комиссией при правительстве России. В конце ноября 2006 программа была утверждена закрытым указом президента РФ. На её финансирование в общей сложности за время её действия будет выделено 4 триллиона 939 миллиардов 400 миллионов рублей . 63 % этих средств будет израсходовано на покупку новых образцов боевой техники.

Как сообщил заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Владимир Поповкин 1 октября 2008 - Государственная программа вооружений на 2007 – 2015 гг. предусматривает разработку новых образцов ВВТ практически по всей номенклатуре к концу 2010 – началу 2011 года. И планировалось с 2011 – 2012 гг. начать переоснащение Вооруженных Сил. Однако в связи с Грузино-южноосетинским конфликтом Президент России Дмитрий Медведев дал указание относительно ускорения модернизации Вооруженных Сил РФ.

Точные и полные цифры по объёмам и номенклатуре закупок не обнародованы, имеется лишь отрывочная информация. По словам первого заместителя председателя комиссии, генерала-полковника Владислава Путилина , в рамках Государственной программы вооружений предусматривается комплектное оснащение около 200 соединений и частей, планируется закупка более 3 тысяч и проведение модернизации и специального ремонта около 5 тысяч единиц вооружения, военной и специальной техники.

В боевой состав Военно-морского флота войдут 2 многоцелевые атомные подводные лодки, 4 дизельные подводные лодки, 12 боевых надводных кораблей и 5 боевых катеров различных проектов. Планируется развернуть серийное производство и планово ввести в состав ВМФ до 2015 года 5-8 атомных подводных лодок проекта 955/955А.

Средства, выделяемые в ГПВ, учитываются в ежегодном бюджете в подразделе, в котором выделяются средства на оснащение ВС и других компонент военной организации государства (МВД, включая ВВ, ФСБ, включая пограничную службу и другие силовые структуры). Эти средства состоят из расходов на НИОКР , ремонт имеющийся и закупки новой техники. С 1 января 2008 года единым заказчиком всех вооружений и военной техники для силовых структур станет создаваемое на базе нынешней службы единого заказчика Минобороны Агентство по закупкам вооружений, состоящее из гражданских специалистов. Контроль над выполнением закупок возложен на ныне действующую Федеральную службу гособоронзаказа (Рособоронзаказ).

К 2015 году планируется довести количество соединений и частей постоянной боевой готовности до 600. Всего в рамках новой Программы вооружения в армии и на флоте будет заменено около 45 процентов имеющейся боевой техники.

Планируемые закупки новой техники

На текущий момент известно о следующих планах по закупке новой боевой техники

Стратегические ядерные силы

Сухопутные войска

  • 40 танковых батальонов (1400 танков)
  • 60 оперативно-тактических ракетных комплексов Искандер-М
  • 18 дивизионов зенитно-ракетной системы С-400
  • 1 полк зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1 » (по другим данным 400 установок).
  • 2 реактивных полка модернизированных реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Ураган-1М»
  • 116 тысяч автомобилей
  • 350 БМПТ "Терминатор" (Боевая Машина Поддержки Танков)
  • 600 БТР-90 "Бережок"
  • 20 систем РСЗО "Смерч"

ВВС

Воздушно-десантные войска

  • 57 самоходных противотанковых орудий Спрут-СД
  • 499 бронетранспортёров Ракушка

ВМФ

Всего запланирована поставка 31 корабля, включая ПЛАРБ

  • 2 многоцелевые атомные подводные лодки
  • 4 дизельные подводные лодки
  • 12 боевых надводных кораблей
  • 5 боевых катеров различных проектов.
  • несколько артиллерийских комплексов береговой обороны
  • за последние пять лет государственный оборонный заказ (ГОЗ) вырос в России почти в три раза, существенно превысив уровень военного экспорта, который ранее являлся основой выживания для российского ОПК;
  • Министерство обороны РФ начало серийные закупки вооружений и военной техники (ВВТ), увеличило финансирование НИОКР, перешло к подписанию среднесрочных (трехлетних) контрактов;
  • между тем многие проблемы ГОЗ еще не решены (тот же индекс-дефлятор), при этом военное ведомство ужесточило свою позицию по отношению к национальной промышленности, начав импорт иностранных ВВТ.

Определение

В этой статье под государственным оборонным заказом мы понимаем общую сумму расходов федерального бюджета РФ на ремонт и модернизацию имеющихся вооружений и военной техники, на закупку новых ВВТ, а также на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) только в интересах российских Вооруженных Сил. Иными словами, госзаказ других силовых ведомств не принимается во внимание.

Общая ситуация

Быстрый рост государственного оборонного заказа (ГОЗ) России начался в 2005 году, когда он увеличился почти на треть по сравнению с предшествующим годом, составив 148 миллиардов рублей. Через год была утверждена Государственная программа вооружения на период 2007–2015 годов (ГПВ-2015). Благодаря нарастающему военному финансированию (см. рисунок 1) она стала первой подобной программой в России, которая действительно начала исполняться. Этот факт позволил промышленности приступить к выстраиванию более или менее долгосрочных производственных планов.

Коллаж Андрея Седых

В целом можно утверждать, что сегодня ГОЗ является определяющим фактором для российского ОПК и служит одним из действенных инструментов промышленной политики государства. С 2005 года объем ГОЗ превышает объем военного экспорта страны (см. рисунок 2), и это первая предпосылка к формированию в России устойчивой работы всех предприятий ОПК, а не только тех, что ориентированы на экспорт. Общеизвестно, что до середины 2000-х годов стабильное экономическое положение демонстрировали лишь те предприятия, чья продукция была востребована за рубежом, остальные едва держались на плаву.

Точная номенклатура вооружений, закупаемых в рамках ГПВ-2015, неизвестна, однако в 2006 году руководство Министерства обороны России озвучило общие запланированные показатели: «Программа включает оснащение 200 соединений и частей. Вооруженные Силы РФ получат около 3000 единиц нового вооружения различного предназначения и более 5000 модернизированного различного назначения. Сухопутные и Воздушно-десантные войска будут перевооружены на новое, модернизированное вооружение, а это более 300 батальонов, несколько ракетных бригад. В ВВС и ПВО поступят более тысячи боевых комплексов фронтовой и армейской авиации. В ВМФ будут осуществлены поставки нескольких десятков кораблей, подводных лодок, в том числе пяти стратегических ракетоносцев».

В ценах 2005 года на ГПВ-2015 планировалось выделить 4,94 триллиона рублей, из которых для Министерства обороны предназначалось 4,51 триллиона рублей (91 процент). Из общей суммы 63 процента планировалось потратить на закупку новых ВВТ, на НИОКР закладывалось еще 20 процентов бюджета программы.


Судя по всему, ГПВ-2015 с точки зрения объемов финансирования делится на два этапа: 2007–2010 годы и 2011–2015 годы, так как по многим видам ВВТ предполагается резко нарастить закупки именно после 2010 года. Кроме того, допускается, что в 2011-м программа будет подвергнута корректировке. Об этом говорят последние события по подготовке и утверждению Государственной программы вооружения на период 2011–2020 годов, которая, очевидно, построена на основе «второй части» ГПВ-2015, но является «дополненной и расширенной» с учетом новых реалий, таких, как «новый облик» Вооруженных Сил РФ и осмысление результатов войны с Грузией в августе 2008-го. Важным нововведением ГПВ-2015 стал переход на трехлетние контракты. Между тем фактическое исполнение этих контрактов столкнулось с рядом трудностей, вызванных в первую очередь ущербностью механизма ценообразования с пресловутым индексом-дефлятором, что делало такие контракты для промышленности заведомо убыточными.

Таким образом, несмотря на общую правильность идеи перехода к среднесрочной контрактации закупок, на практике она сталкивается с рядом традиционных неразрешенных моментов. К традиционным проблемам также относятся высокие ставки кредитования и отсутствие влияния у головного подрядчика на ценообразование у производителей второго уровня кооперации.


Наконец, новой тенденцией ГОЗ, получившей в СМИ неоднозначную оценку, стал рост закупок ВВТ у зарубежных производителей. К настоящему моменту велись единичные закупки в интересах Сухопутных войск, но потенциальное приобретение нескольких универсальных десантных кораблей типа Mistral может резко повысить долю иностранных вооружений в Российской армии.

В августе 2009 года российское правительство обозначило новые приоритеты военного строительства. В число ключевых вошли развитие стратегического ядерного потенциала, средств ракетно-космической обороны, оснащение войск современными ударными комплексами, системами управления, разведки и связи, а также укрепление военной инфраструктуры. Отчасти перемены в приоритетах были вызваны российско-грузинской войной 2008 года, в результате чего в ГОЗ-2010 попало такое направление, как «обеспечение работ по усилению контингента наших Вооруженных Сил и строительство соответствующей военной инфраструктуры на важнейших стратегических направлениях, включая Южное, и модернизация Черноморского флота».

Стратегические ядерные силы

Приоритет финансирования стратегических ядерных сил (СЯС) в России никогда не подвергался сомнению. Однако на протяжении 2000-х годов относительная доля СЯС в расходах на оборону снижалась, что, очевидно, связано не со снижением приоритета СЯС, а с ростом абсолютного бюджета МО. Если в 1999–2000 годах на СЯС уходило порядка 95 процентов объема ГОЗ, то в 2007-м на «ядерные» цели было потрачено только 23 процента средств.

Вероятно, в последующие годы эта цифра оставалась на том же уровне, что косвенно подтверждается тем, что ГПВ-2015 предполагает выделение порядка 20 процентов средств на закупку ВВТ для стратегических ядерных сил.

Основными закупочными программами для РВСН являются программы по закупке межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и РС-24 «Ярс» (разработка которой была завершена в рамках ГПВ-2015). В 2007–2009 годах было закуплено 24 МБР «Тополь-М» (в том числе 15 мобильных) и три первые серийные мобильные МБР «Ярс». Кроме того, продолжалось финансирование работ по поддержанию в боевом составе ракетных комплексов предыдущего поколения: Р-36М/М2, УР-100НУТТХ и РТ-2ПМ. Очевидно, что к 2015–2017 годам объем средств на поддержание в строю старых систем будет снижаться, что в случае сохранения нынешнего уровня закупок новых МБР может означать снижение доли расходов на Ракетные войска стратегического назначения.

В то же время, вероятно, увеличится доля морской ядерной составляющей. Сейчас основными активно финансируемыми программами являются строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 и разработка главного оружия для них – баллистической ракеты «Булава-30».

Несмотря на то, что стапельный период строительства головного РПКСН проекта 955 «Юрий Долгорукий» был успешно завершен в 2008 году и с 2009-го лодка проходит испытания, программа остается в подвешенном состоянии из-за неудачных пусков «Булавы». Между тем ведется строительство серийных РПКСН проекта 955А «Александр Невский» и «Владимир Мономах», начато фактическое строительство четвертого РПКСН этого проекта «Святитель Николай».

Параллельно со строительством РПКСН четвертого поколения ведется активная работа по модернизации РПКСН предыдущих проектов 667БДРМ и 667БДР, которые составляют основу морских стратегических ядерных сил. В 2007–2009 годах был закончен ремонт двух РПКСН проектов 667БДРМ и 667БДР, а также произведена закупка для них порядка 20 баллистических ракет Р-29РМУ-2 «Синева», причем их производство ведется на основе долгосрочного контракта. Так, по состоянию на начало 2008 года ОАО «Красноярский машиностроительный завод» имело заказ на производство ракет «Синева» до 2014 года.

Авиационная компонента СЯС также получала финансирование, и основной программой здесь стала закупка и модернизация стратегических бомбардировщиков Ту-160. В 2007–2010 годах ВВС закупили один новый бомбардировщик, достроенный из задела, и модернизировали три строевых Ту-160. Одновременно проводился ремонт стратегических бомбардировщиков Ту-95МС.

Также, вероятно, в данный период закончились испытания новой крылатой ракеты, и ее закупки предположительно будут осуществляться уже в 2010 году.

Таким образом, с учетом масштаба проводимых работ можно констатировать, что в СЯС наибольшим приоритетом пользуется морская компонента и основные средства ГОЗ выделяются на нее. В случае успешного окончания испытаний «Булавы» расходы на морские стратегические вооружения могут даже возрасти, так как придется закупать боекомплект для строящихся РПКСН – по 16–20 ракет на каждый крейсер, а кроме того, очевидно, ускорятся темпы достройки РПКСН.

Космические войска

В области закупок для Космических войск можно констатировать стабильное положение. Последние годы Космические войска проводят примерно равное количество пусков ракет-носителей. Номенклатура запускаемых спутников довольно обширна: в ней имеются спутники разведки, связи, ретрансляционные, предупреждения о ракетном нападении и навигации. В то же время значительные финансовые ресурсы выделяются на разработку ракеты-носителя нового типа «Ангара» (в том числе наземной инфраструктуры для нее), однако сроки готовности постоянно переносятся. Как представляется, резкого роста расходов на Космические войска в относительных цифрах ожидать не следует.

Кроме спутников, в соответствии с концепцией военно-космической обороны до 2016 года планируется принять на вооружение новые РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Воронеж-ДМ», загоризонтные РЛС «Контейнер», «Небо», «Подлет» и «Резонанс», работы по которым также финансируются. В 2007–2008 годах руководство Космическими войсками подтвердило курс на отказ от использования РЛС СПРН, расположенных вне территории России, и по мере отказа от них на территории России планируется развернуть еще две РЛС СПРН – «ближе к Уралу и на Дальнем Востоке». В общей сложности МО планирует закупить пять или шесть РЛС СПРН «Воронеж-ДМ» с целью создания полного радиолокационного поля над территорией России к 2015 году.

Военно-воздушные силы

В области закупок для ВВС в последние годы происходит, пожалуй, наиболее динамичное развитие. Именно на 2007–2010 годы пришлись окончание постройки первых опытных экземпляров российского истребителя пятого поколения Т-50 и начало его летных испытаний. Очевидно, что финансирование этой программы продолжится и она, вероятно, будет оставаться самой затратной для ВВС, возможно, ее стоимость даже увеличится вместе с началом производства предсерийных самолетов в 2012 году.

Кроме того, ВВС активно наращивают закупки новой техники. Так, в 2008–2009 годах были заключены контракты на поставку 130 самолетов. Из них следует отметить крупнейший в постсоветское время контракт на поставку 48 истребителей Су-35С, четырех Су-30М2 и 12 Су-27СМ3 на общую сумму 80 миллиардов рублей. Вторым по объему стал контракт на закупку 32 фронтовых бомбардировщиков Су-34 стоимостью 33,6 миллиарда рублей.

В период действия ГПВ-2015 впервые после почти 15-летнего перерыва новая авиационная техника стала передаваться в ВВС. В 2007–2009 годах в войска было поставлено порядка 40 новых самолетов, однако большая часть из них (31) пришлась на истребители МиГ-29СМТ/УБТ, выкупленные МО после отказа от них Алжира. Эта сделка стоимостью 25 миллиардов рублей, судя по всему, не была предусмотрена ГПВ-2015 и фактически стала «сверхплановой» закупкой ВВС. Начались также закупки вертолетов: промышленность выпустила около 40 вертолетов для нужд российских Вооруженных Сил, включая около 20 новейших боевых Ми-28Н. В 2010-м к этому числу должны добавиться еще 27 самолетов и более 50 вертолетов (включая восемь Ми-28Н и шесть Ка-52А).

На рассматриваемый период пришлось и серийное производство новой ЗРС С-400. В 2007–2009 годах в войска было передано два дивизиона С-400 и еще пять предполагается поставить в 2010 году. Кроме того, были завершены испытания ЗРПК «Панцирь-С1», а с 2009-го начались поставки серийных комплексов в войска.

Активно осуществлялись ремонт и модернизация авиационной техники. Основными программами стали модернизация истребителей Су-27 до уровня Су-27СМ, фронтового бомбардировщика Су-24М до уровня Су-24М2 и штурмовиков Су-25 до уровня Су-25СМ.

Также велись работы по модернизации истребителей МиГ-31Б и ряда самолетов специального назначения и военно-транспортной авиации, но объемы этих работ были незначительны.

Военно-морской флот

За последние годы ВМФ удалось завершить строительство ряда долгостроев, которые находились на стапелях еще с советских времен, а также заложить корабли новых проектов. Так, в 2010 году наконец спустили на воду многоцелевую атомную подводную лодку (АПЛ) проекта 885 «Северодвинск», что является этапным моментом в ходе реализации программы, а в 2009-м заложили однотипную АПЛ «Казань». В 2010 году после почти шести лет испытаний была передана флоту головная дизель-электрическая подводная лодка (ДЭПЛ) проекта 677 «Санкт-Петербург», в 2008-м Северный флот пополнился опытной подводной лодкой проекта 20120 «Саров».

В рамках одного из недавно обозначенных приоритетов ГОЗ – усиление Черноморского флота: в августе 2010 года была заложена ДЭПЛ проекта 06363 «Новороссийск» и до конца года ожидается закладка еще двух однотипных кораблей.

При этом закупочная политика ВМФ получила большую известность благодаря обсуждению возможности закупки до четырех французских универсальных десантных кораблей (УДК) типа Mistral. В случае подписания контракта он может стать крупнейшим для ВМФ, не считая программы строительства РПКСН (стоимость четырех УДК оценивается в два миллиарда долларов), а также беспрецедентным случаем в отношении закупки столь дорогостоящей зарубежной техники.

В области надводного флота следует отметить положительную динамику. Был достроен фрегат проекта 11540 «Ярослав Мудрый» (начало строительства – в 1986 году) и введен в строй головной корвет проекта 20380 «Стерегущий», а также спущен на воду первый серийный корвет того же проекта «Сообразительный». Продолжалось строительство головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков», в 2009 году была произведена закладка однотипного фрегата «Адмирал флота Касатонов». Вероятно, до конца 2010 года будет осуществлена закладка трех фрегатов на основе модифицированного проекта 11356 для нужд Черноморского флота. Кроме того, в 2007–2009 годах флот пополнился одним морским тральщиком проекта 02668 и пятью десантными катерами. В августе 2010-го произошла закладка малого ракетного корабля проекта 21631 «Град Свияжск», которой станет головным в серии из пяти подобных кораблей.

Наряду с крупными боевыми единицами велось строительство вспомогательных кораблей и катеров, которых было построено не менее десяти.

ВМФ также активно проводил ремонты подводных лодок и надводных кораблей. Не считая стратегических ракетоносцев, в 2007–2009 годах был произведен ремонт четырех АПЛ и одной ДЭПЛ, а также нескольких кораблей первого и второго рангов, включая тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Впрочем, в 2009-м средства на ремонт кораблей были сокращены, что не замедлило сказаться на темпах ремонта, в частности АПЛ проектов 949А и 971 Северного флота.

Сухопутные войска

Сухопутные войска за рассматриваемый период не переживали серьезных потрясений в области закупочной политики и финансирования. Анализ динамики закупок военной техники показывает, что Сухопутные войска продолжают планомерное перевооружение на танки Т-90А (закуплено порядка 156 танков) и модернизированные Т-72БА (около 100 единиц), а также отработанные образцы военной техники, такие, как БТР-80, БМП-3 и БМД-3/4 (в общей сложности закуплено несколько сот образцов различных бронированных машин). В небольших количествах производилась закупка новых бронеавтомобилей «Тигр» и «Дозор». Примерно на одинаковом уровне остаются ежегодные закупки автомобильной техники и закупки/ремонт артиллерийских орудий.

При этом с наибольшими затруднениями идет закупка новых оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М»: за три года в войска поступило порядка двух дивизионов этих комплексов.

Из специфики закупочной политики Сухопутных войск следует отметить отказ руководства МО от финансирования ряда НИОКР (разработка танка нового поколения «объект 195», самоходной артиллерийской системы «Коалиция-СВ»), а также первые закупки образцов вооружений и комплектующих иностранного производства. В частности, израильских беспилотных летательных аппаратов, французских тепловизоров Thales Catherine и итальянских легких бронированных машин IVECO LMV.

В последние дни уходящего года принято подводить итоги и делать выводы о работе тех или иных структур. Вооруженные силы не являются исключением из этого правила. В течение 2016 года министерство обороны и смежные ведомства продолжали реализовывать большое количество разнообразных программ, а также выполнять поставленные задачи, делая все возможное для повышения обороноспособности страны. Рассмотрим успехи, достигнутые вооруженными силами в этом году.

В течение всего 2016 года министерство обороны в целом и различные отдельные структуры из его состава регулярно сообщали о тех или иных событиях, действиях и планах. Подобная политика раскрытия информации позволяла широкой общественности постоянно следить за успехами вооруженных сил и быть в курсе всех основных новостей. Кроме того, в конце года руководство Минобороны огласило массу новых данных, раскрывающих те или иные особенности деятельности ведомства в уходящем году.

22 декабря в Национальном центре управления обороной состоялось расширенное заседание Коллегии министерства обороны, в ходе которого прозвучало несколько выступлений и докладов. Основные итоги уходящего года были подведены в докладе министра обороны генерала армии Сергея Шойгу. В своем докладе руководитель Минобороны затронул ряд важнейших тем в области безопасности страны, от военно-политических проблем и угроз до численных показателей текущей модернизации армии.

Более старые и последние сведения, оглашенные в недавнем докладе, позволяют составить достаточно подробную картину, описывающую развитие и российских вооруженных сил, а также итоги их деятельности в 2016 году. Рассмотрим имеющиеся данные.

Структура и численность войск

В уходящем году военное ведомство продолжало выполнять имеющиеся планы, касающиеся повышения качественного состояния вооруженных сил. В течение года укомплектованность армии личным составом была доведена до 93% от требуемого количества. Численность военнослужащих-контрактников доведена до 384 тыс. человек. Впервые в был осуществлен полный перевод сержантского состава на контрактную основу.

Путем структурных преобразований и формирования новых соединений был повышен боевой потенциал сухопутных войск. В их составе появилось десять новых соединений, в том числе одна танковая и четыре мотострелковые дивизии. Выполнены задачи по поддержанию требуемого уровня боеготовности ракетных войск стратегического назначения. В боеготовом состоянии на данный момент находится 99% от имеющихся пусковых установок. Более 96% комплексов при этом готовы к немедленному выполнению пуска. В составе воздушно-десантных войск появились три новых разведывательных батальона, шесть танковых рот, а также две роты радиоэлектронной борьбы и две, оснащенные беспилотными летательными аппаратами.


Прибытие фрегата "Адмирал Григорович" в Севастополь, 6 июня 2016 г.

Важнейшим результатом работ 2016 года стало обновление системы предупреждения о ракетном нападении. Были завершены государственные испытания трех радиолокационных станций семейства «Воронеж», построенных в г. Орск, Барнаул и Енисейск. В следующем году станции будут поставлены на боевое дежурство. Еще три имеющиеся комплекса (Барановичи, Мурманск и Печора) были доработаны с использованием современных технологий. Благодаря этим работам впервые в истории удалось создать сплошное радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении, полностью перекрывающее все границы страны и способное заметить все возможные угрозы.

Перевооружение

Одной из главных задач министерства обороны и множества различных предприятий промышленности является создание и производство перспективных вооружений и техники, необходимых для перевооружения армии. В 2016 году продолжала выполняться программа перевооружения, стартовавшая несколько лет назад. Общие показатели перевооружения таковы. Доля современного вооружения и техники в частях постоянной готовности доведена до 58,3%, их исправность – 94%. При этом, по понятным причинам, в разных видах вооруженных сил и родах войск подобные показатели немного отличаются.

Стратегические ядерные силы России в 2016 году получили 41 баллистическую ракету, что позволило довести долю современного в этой сфере до 60%. В составе ракетных войск стратегического назначения на боевое дежурство были поставлены четыре полка комплекса «Ярс» в стационарном и подвижном исполнении, а военно-морской флот начал эксплуатацию ракетного подводного крейсера «Владимир Мономах». Авиационная компонента ядерной триады пополнилась двумя модернизированными самолетами Ту-160 и двумя Ту-95МС.

Сухопутные войска в уходящем году получили 2930 единиц нового или модернизированного оружия и техники, благодаря чему доля новых образцов достигла 42%. Поставки этого года позволили переоснастить две ракетные бригады, две зенитные ракетные бригады, два зенитных ракетных полка, одну бригаду специального назначения, три артиллерийских дивизиона, а также 12 мотострелковых и танковых батальонов.

Воздушно-космические войска начали эксплуатацию 139 современных летательных аппаратов всех классов и типов, а также четыре полковых комплекта ЗРК С-400. Также зенитные соединения ВКС получили 25 ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» и 74 радиолокационные станции нескольких типов. В общей сложности, доля новой техники в ВКС теперь составляет 66%, исправность авиационной техники – 62%.

Особое внимание в рамках текущего перевооружения уделяется беспилотным летательным аппаратам. В этом году в составе вооруженных сил появилось 36 новых соединений, задачей которых является эксплуатация подобных систем. В течение года войска получили 105 комплексов с 260 беспилотниками. В общей сложности армия имеет на вооружении более 600 комплексов, в составе которых эксплуатируется свыше 2 тыс. аппаратов. Интенсивность эксплуатации подобной техники увеличена в сравнении с 2015 годом в полтора раза.


Ракетный комплекс "Ярс"

Оснащенность военно-морского флота новой техникой увеличена до 47%. Этому поспособствовала передача 24 новых надводных кораблей и судов, а также двух многоцелевых подводных лодок. Следует отметить, что в рамках текущего перевооружения в интересах флота строятся боевые корабли, многофункциональные катера и различные суда вспомогательного назначения нескольких проектов. Кроме того, в этом году было заложено несколько новых кораблей, судов и подлодок, которые должны будут войти в состав флота несколькими годами позже.

Доля новых вооружений и техники в воздушно-десантных войсках так же составляет 47%. Для получения таких цифр оборонная промышленность построила и модернизировала 188 единиц материальной части. Особый интерес при этом представляют недавние события. 24 декабря в Рязани состоялась торжественная церемония, посвященная передаче новой техники 137-му гвардейскому парашютно-десантному полку 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В ходе этого мероприятия войска получили первый батальонный комплект (31 единица) боевых машин десанта последней модели БМД-4М. Вскоре ВДВ должны получить еще несколько подобных партий, однако это произойдет только в следующем году.

Для эффективной работы войска нуждаются в соответствующих системах связи и управления. В этом году армия получила 22 тыс. современных радиостанций и т.п. оборудования, что на 6% больше прошлогоднего объема поставок. Следствием этого стало увеличение доли нового оборудования до 49%.

В рамках перевооружения армии министерство обороны и промышленность сталкиваются с некоторыми проблемами, которые приводят к срыву установленных сроков. Из-за подобных затруднений войска не смогли получить 49 единиц основных образцов оружия и техники. Тем не менее, основные задачи Гособоронзаказа на 2016 год в целом были решены. Одним из средств, упрощающих решение таких задач, стало освоение новых подходов к финансированию работ.

Учебно-боевые мероприятия

В 2016 году Минобороны провело пять внезапных комплексных проверок боеготовности войск. В этих мероприятиях были задействованы все военные округа, виды вооруженных сил и рода войск. Кроме того, к учениям привлекались органы власти и некоторые невоенные структуры. Особое значение в программе проверок боеготовности занимают учения «Кавказ-2016». В их ходе соединения из состава четырех армий были переброшены на полигоны в 2,5 тыс. км от мест постоянного базирования, где эффективно решали учебно-боевые задачи.

В общей сложности за год было проведено 3630 учений разного уровня, в том числе 1250 межвидовых. Все эти мероприятия позволили личному составу отработать свои навыки и проверить себя в условиях, максимально приближенных к боевым. Органы управления вооруженными силами, в свою очередь, подтвердили свою способность в части руководства крупными группировками в различных условиях. Ежедневно в учебных мероприятиях используется 130 полигонов с загрузкой 89-98%.


Прибытие РПКСН "Владимир Мономах" в Вилючинск, 23 марта 2016 г.

Текущий подход к подготовке личного состава дал соответствующие результаты. По подсчетам министерства обороны, годовой налет пилотов военной авиации вырос на 21% в сравнении с 2015 годом, наплаванность экипажей надводного флот и подводных сил – на 70%. Количество однородных тактических корабельных групп увеличилось на 27%. В воздушно-десантных войсках наблюдается 5-процентный рост числа прыжков с парашютами.

Воздушно-космические силы и военно-морской флот продолжают вести патрулирование в разных районах планеты. Так, самолеты дальней авиации в течение года совершили 17 вылетов, целью которых было патрулирование акваторий Северного, Норвежского, Черного, Японского и Желтого морей. Также маршруты бомбардировщиков пролегали над западом Тихого океана, северо-восточной частью Атлантического и Арктикой.

Корабли и суда военно-морского флота выполнили 121 поход в Арктику, Центральную и Северную Атлантику, а также в бассейн Карибского моря. Налажено регулярное присутствие российских кораблей в Аденском заливе, отличающимся неблагоприятной для судоходства обстановкой. Уже четвертый год подряд Оперативное командование дальней морской зоны защищает российские интересы в Средиземном море. Поставленные задачи выполняются эскадрой, в составе которой присутствует до 15 кораблей и судов.

Сирийская операция

Российские вооруженные силы, представленные в первую очередь Воздушно-космическими силами, в течение 2016 года продолжали решать боевые и иные задачи на территории Сирии. К моменту оглашения доклада 22 декабря авиация успела выполнить почти 19 тыс. вылетов, в ходе которых были проведены 71 тыс. ударов по объектам противника. Счет ликвидированных террористов идет на десятки тысяч, уничтожено около 1500 единиц техники и значительное число различных объектов. Изъято несколько сотен единиц военной техники и десятки тысяч единиц стрелкового оружия.

Использованный подход к организации вылетов и ротации летного состава привел к тому, что на данный момент 84% пилотов ВКС имеют реальный боевой опыт, полученный в ходе сирийской операции. Как и в прошлом году, к боевой работе привлекаются как самолеты и вертолеты тактической авиации, так и стратегические бомбардировщики.


Истребитель Су-30СМ в Сирии

Сирийская операция продолжает использоваться в качестве полигона для проверки новейших образцов оружия и техники. К настоящему времени в условиях текущего конфликта было опробовано 162 новых и модернизированных образца вооружения и техники. В частности, испытаны ударные вертолеты Ми-28Н и Ка-52, а также самолеты фронтовой авиации Су-30СМ и Су-34. Во время такой эксплуатации техники были выявлены некоторые проблемы существующих образцов. С целью исправления обнаруженных недостатков Минобороны приняло решение о временной приостановке закупки 10 типов техники и оружия.

Планы на следующий год

В следующем году министерство обороны продолжит развивать вооруженные силы теми или иными методами. Уже определены основные цели и задачи, которые требуется решить в 2017 году. Прежде всего, необходимо повысить общую боеспособность армии, а также усилить группировки на Арктическом, Западном и Юго-Западном направлениях. Доля новых вооружений и техники в частях постоянной готовности должна достичь 60%.

В случае с сухопутными войсками планируемое перевооружение выглядит следующим образом. Части получат два бригадных комплекта оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М». Три дивизиона войсковой противовоздушной обороны получат системы «Тор-М2». Также войска должны будут получить 905 единиц различной бронетехники, в том числе танков.

В составе наземной компоненты стратегических ядерных сил три полка будут переведены на современные ракетные комплексы. Стратегическая авиация должна будет получить пять модернизированных дальних бомбардировщиков существующих типов. В целях защиты от возможного нападения в следующем году на полноценное боевое дежурство заступят три новые радиолокационные станции типа «Воронеж».

Воздушно-космические силы в следующем году получат 170 летательных аппаратов всех классов и типов. Комплексы С-400 будут поставлены четырем зенитным полкам. Флот должен будет получить восемь кораблей и девять боевых катеров. Береговые войска военно-морского флота получат четыре ракетных комплекса «Бал» и «Бастион».

Уходящий год был не самым простым для российских вооруженных сил. Продолжение выполнения имеющихся указаний, перевооружение и наращивание боевой мощи связано с определенными трудностями, которые, однако, успешно преодолеваются. Благодаря планомерной работе всего личного состава армии и помощи других структур, в первую очередь оборонной промышленности, намеченные цели были достигнуты, хотя некоторые задачи пока остаются нерешенными. Тем не менее, в целом, год прошел успешно, о чем свидетельствуют официальные показатели.

Успешная работа в этом году позволяет встречать новый 2017-й с оптимизмом. В следующем году армии вновь придется решать ряд важнейших вопросов, однако существующие тенденции показывают принципиальную возможность достижения успехов в этом деле. Уже сейчас понятно, что наступающий год вновь не будет простым для вооруженных сил, однако стоящие перед ними задачи имеют особое значение. Пожелаем армии успехов в новом 2017 году, ведь от ее службы зависит безопасность всей страны.

В условиях двукратного падения нефтяных цен и сокращения доходов от поставок сырья Россия делает упор на экспорт вооружений. Сейчас РФ ежегодно поставляет вооружение более чем на 13 млрд долларов, уступая по этому показателю лишь США. В целом государственный оборонный заказ на 2015 год уже практически выполнен, а на отдельных предприятиях даже перевыполнен.

Линия импортозамещения

На 2015 год объем гособоронзаказа составляет 1,8 трлн рублей.По разделу «Национальная оборона» на 2015 год в бюджете выделено 3 трлн 116 млдр 773,5 млн рублей. То есть расходы на оборонзаказ превышают 50% оборонного бюджета.

Соперничество на мировом рынке вооружения и военной техники в последнее время заметно обострилось. Только вот в процессе гонки у западных участников, видимо, грязные методы уже вошли в привычку. Военный потенциал России Америка пыталась задушить политически мотивированными санкциями, Россия в ответ бросила все силы на развитие оборонки. В итоге семь российских оборонных предприятий в этом году вошли в сотню ведущих компаний мира в сфере военной промышленности. При этом российский лидер, концерн «Алмаз-Антей», производящий зенитные ракетные комплексы, увеличил свою прибыль на 10 %, что позволило ему занять общее 11-е место в рейтинге.

Запад своими попытками потеснить Россию на геополитической арене только оказал РФ услугу, активизировав механизм импортозамещения. Из 127 запланированных комплектующих, которые раньше поставлялись странами НАТО и ЕС, 55 образцов Россия уже заменила.

«Однажды Россия уже доверилась Западу. И ни к чему хорошему это не привело. Мы доверились Западу. И это было большой ошибкой. При мне резали ракеты, чтобы сравняться с Западом в вооружении. Еще в недавнее время у Уралвагонзавода госплан был - один танк. Не было возможности наращивать военный потенциал, и он уходил на кастрюли, на ведра», - говорит Алексей Страхов, генерал-лейтенант, экс-губернатор Свердловской области.

Пятилетку за три года

«Ратник» — поступающая на вооружение ВС РФ боевая экипировка второго поколения. Она объединяет в себе современное стрелковое вооружение, эффективные элементы защиты, средства разведки и связи — всего пять различных подсистем. В настоящее время создается экипировка третьего поколения.

История поучительная. Но уже не про нынешнюю Россию. Сейчас заводы оборонно-промышленного комплекса не просто выполняют глобальный план, но и перевыполняют его.

Высокими темпами производства в этом году отметился ЦНИИТОЧМАШ. Часть госзаказа на экипировку «Ратник» в ВС России решено поставить досрочно.

«Контракт с Минобороны заключен на три года — на 2014, 2015 и 2016 годы. Гособоронзаказ по поставкам этой экипировки мы выполняем досрочно. Более того, нам разрешено часть поставок 2016 года поставить досрочно в 2015 году», — цитирует слова генерального директора ЦНИИТОЧМАШ Дмитрия Семизорова РИА Новости.

И это не единственный пример усердной работы российских предприятий обороны. На днях премьер-министр России Дмитрий Медведев наградил почетной грамотой новосибирский авиационный завод имени Чкалова за высокие темпы производства и фронтовые бомбардировщики Су-34.

«В прошлом году он не только полностью выполнил гособоронзаказ, но и выпустил дополнительно два сверхплановых фронтовых бомбардировщика Су-34. В настоящее время самолеты успешно используются в войсках и демонстрируют высокие эксплуатационные качества», — говорится в сообщении.

Военная операция в Сирии только подтвердила качество новосибирских бомбардировщиков Су-34. «Качество, именно качество, которое подтвердилось в сирийской воздушно-космической операции, сподвигло на увеличение экспортных контрактов по боевым самолетам. Именно качество русского оружия. Появились заказы, предложения по заключению контрактов», — сказал вице-губернатор Новосибирской области Сергей Сёмка.

Демонстрация мощностей российской армии

Военная операция в Сирии стала хорошей демонстрацией мощностей российской армии. По данным Минобороны, в период с 30 сентября по 22 октября российские летчики уничтожили не менее 819 объектов террористов. Большинство ударов наносилось при помощи высокоточных ракет Х-29Л класса «воздух-поверхность» и корректируемых авиабомб КАБ-500С. К слову,максимальное отклонение этих ракет от цели, по словам военных, составляет не более 5 метров.

Прямо пропорционально с увеличением потребности военных в поставках этих ракет растет и нагрузка на производителя. Сотрудники корпорации «Тактическое ракетное вооружение» перешли на работу в три смены. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что российская военная промышленность вполне справляется с новыми целями и задачами, у нее есть неплохой потенциал и его объем достаточно велик.

Второе дыхание

В июле на Правительственном часе вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что по итогам 2015 года будет введено 100 новых объектов российской оборонки.

«Скажем, в Кировской и Нижегородской областях мы строим гиганты-заводы в интересах концерна воздушно-космической обороны "Алмаз-Антей". Это огромные ультрасовременные производства, а не какие-то небольшие цеха», - привел пример Дмитрий Рогозин.

НПО «Молния» входит в перечень стратегических организаций России. Оно участвовало в создании орбитального космического корабля многоразового использования «Буран», полет которого впервые в мире завершился автоматической посадкой на аэродром 15 ноября 1988 года.

Всего за период действия Федеральной целевой программы по развитию ОПК предполагается реализовать 2008 инвестпроектов. Учитывая, что за последние три года было введено в эксплуатацию 267 объектов, речь идет о глобальном прорыве.

Кроме того, планируется вдохнуть вторую жизнь и в уже знакомые объекты. Госкорпорация «Ростех» намерена спасти от банкротства крупнейшее научно-производственное предприятие «Молния».

Согласованные и эффективные управленческие решения в этом году уже помогли достигнуть положительной динамики результатов хозяйственной деятельности предприятия. За 9 месяцев более 70% выручки НПО «Молния» обеспечили поступления от выполнения контрактов по линии государственного оборонного заказа. При этом сумма выручки почти в четыре раза превысила аналогичный показатель прошлого года и составила 454 млн рублей. А доход от операционной деятельности вышел в плюс и равен 33 млн рублей.

Военно-техническое сотрудничество

Вместе с тем Россия продолжает наращивать взаимодействие с зарубежными странами в военно-технической области. Портфель заказов наших компаний уверенно превышает 50 миллиардов долларов. План поставок на текущий год уже выполнен более чем на 70 процентов. Международные мероприятия в оборонно-промышленной сферы, которые проходили в этом году на территории России, привлекли внимание иностранных делегаций. В ходе одного только салона «МАКС-2015» были заключены контракты на сумму свыше 350 миллиардов рублей.

Впрочем, говорить о несомненном лидерстве России в сфере ОПК еще рано. Чтобы наладить отечественное производство комплектующих не только по собственным, но и по экспортным контрактам, стране понадобится не один год. К тому же у инозаказчиков появляются все новые требования, например, у Индии.

«Индия - страна, которая сегодня хочет иметь свои технологии. В этой связи она поменяла основной концепт развития своего военно-технического сотрудничества. Теперь и мы должны поменять внутри страны подходы работы с Индией. Сегодня «Рособоронэкспорт» сталкивается с необходимостью заключать контракты с большей долей локализации, с участием индийских компаний. От этого нередко зависит исход тендеров, проводимых Министерством обороны Индии. Возможно, российской стороне зачастую придется одновременно работать с несколькими конкурирующими индийскими компаниями. Это рынок, и он становится все более сложным», - сказал в интервью ИА «Росинформбюро» Георгий Анцев.

И, тем не менее, у России есть все шансы занять лидирующую позицию в экспорте в сфере ОПК. К тому же на следующий год расходы на оборонку станут самыми большими за все постсоветское время - 3,145 трлн руб. А это на 31,9 млрд руб. больше затрат России на военные нужды в нынешнем году и больше всех других бюджетных расходов страны.

Марина Староверкина

Loading...Loading...