Муций сцевола легенда. Гай муций сцевола. Легенда о войне Рима с Порсеной и исторические факты

Русский Сцевола

Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины.

В этой войне наиболее ярко высветилась несокрушимая сила русского народа, безграничная самоотверженная любовь к Родине, сплоченность в годину испытаний.

В 1812 г. весь русский народ совершил подвиг, все служили Отечеству, все несли жертвы. Одинаковыми чувствами проникнуты были все сердца на Руси, одинаковыми мыслями наполнены были все умы. Эти чувства были – любовь к Отечеству, эти желания – сокрушение дерзкого врага.

Победа 1812 года вызвала порыв гордости за свою Родину, за свой народ.

Так, например, поэзия отражает в себе радостное, гордое сознание могучей моральной силы родного народа, низвергнувшего «тяготеющий над царствами кумир». Что без 1812 года Пушкин не был бы таким, каким он был, это более чем вероятно.

Но не только Пушкин, вся русская культура, русское национальное самосознание получили могучий толчок в грозный год нашествия.

Отечественная война 1812 года оставила глубокий след почти во всех сферах русской жизни начала XIX столетия и оказала благотворное влияние на развитие русского искусства. Бесспорным считается тот факт, что эта война пробудила любовь к Родине, к народу, ко всему родному. Если до двенадцатого года некоторые русские хотели казаться французами, то после Отечественной войны они так же сильно хотели быть русскими.

Известно, что наша живопись конца XVIII века находилась в основном под иностранным влиянием. Не только по художественной манере и технике, но и по содержанию она была чужой. Казалось, что русские художники того времени поставили своей задачей быть как можно дальше от русской действительности. Почти все они были, так или иначе, связаны с Академией Художеств, которая в то время была единственным местом, где можно было получить художественное образование. Это учреждение было своего рода барометром , показывавшим состояние русской живописи в известный момент. Примечательно, что уже за несколько лет до Отечественной войны в нашей живописи стало обнаруживаться стремление выбиться из-под иноземного влияния. Несомненно, что это стремление было отголоском нарождавшейся в обществе потребности повернуть русскую жизнь в сторону национального развития.

Известен такой факт: во время Отечественной войны Россия узнала о подвиге русского крестьянина. Он попал в плен к французам. Враги выжгли на его руке клеймо - знак верности Наполеону. Но крестьянин схватил топор и на глазах у испуганных французов отсек себе руку с выжженным на ней позорным знаком. Крестьянина стали называть "Русским Сцеволой".

Русские художники изобразили русского крестьянина в образе Сцеволы.

Сцевола - герой Древнего Рима. Гай Муций Сцевола - легендарный римский герой, юноша-патриций. Он прославился тем, что согласно легенде, пыталcя убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н. э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он – лишь один из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить Порсену. Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал её там, пока она не обуглилась. Отвага римлянина так поразила Порсену, что его отпустили, и Порсена заключил с Римом мир. За потерю правой руки Муция прозвали «Сцевола» (лат. scaevola - «левша»). Муцию была поставлена почетная статуя.

О героическом поступке крестьянина в годы Отечественной войны 1812 года был напечатал очерк в журнале «Сын Отечества».

В понимании русских того времени, от крепостного крестьянина до царского министра, Наполеон был Антихристом. Клеймо Наполеона воспринималось как одна из тех меток, которыми Антихрист (согласно «Библии») отмечает своих сторонников. Не быть сторонником врага рода человеческого, избежать ада и его мук - одна из предпосылок поступка крестьянина.

Это событие случилось во время крепостного права! Русский крестьянин и так несвободен. Для него это состояние - привычное, но чужое клеймо он почитает символом несвободы. Чтобы не стать чужой собственностью, совсем не символически, отрубает себе руку. Это было проявлением патриотизма.

Художник того времени нарисовал картинку «Русский Сцевола». написал стихотворение к Россиянам:

Я русской верности

И веры не нарушу,

Ты тело мне клейми,

Не запятнаешь душу!

А руку и с клеймом,

Изволь, - себе возьми!

А русский скульптор, Василий Иванович Демут-Малиновский

(), не раз обращавшийся к тематике Отечественной войны 1812года, создал статую «Русский Сцевола» (гипс, 1813г.). Он прославил подвиг русского крестьянина, против воли взятого на службу французами и в знак этого заклеймённого латинской буквой N. Крестьянин изображён отрубающим собственную руку с клеймом. Лишь крестик на шее говорит о том, что перед нами не античный воин, а русский герой.

– Малиновский Сцевола,1813г.

Государственный Русский музей, Россия.

В своём произведении Демут-Малиновский запечатлел тот момент, когда крестьянин только поднимает топор. Такие сильные внутренние качества как огромная внутренняя решимость, мужество и благородство нашли своё отражение в широком развороте фигуры, в энергичном взмахе руки, в суровом выражении волевого лица. Соблюдая традиции своего времени, мужская фигура почти обнажена, стиль её одежды напоминает классические драпировки.

С другой стороны, в трактовке образа скульптор передал национальные русские черты. Это отражено и в широкоплечей коренастой фигуре крестьянина, пропорции которой далеки от классических канонов, и в чертах лица героя, обрамленного короткой бородкой и вьющимися прядями волос. Искусствоведы считают, что это изображение является одним из первых произведений русской монументальной скульптуры, когда с такой значительностью был воссоздан образ простого человека из народа.

Создание этого произведения получило высокую оценку современников - в 1813 году за «Русского Сцеволу» Демут-Малиновский был удостоен звания профессора.

Сама скульптура продолжительное время находилась в музее Академии художеств, сейчас она находится в коллекции Государственного русского музея.

Скульптура «Русский Сцевола» стала наиболее выдающимся произведением периода патриотического подъёма в стране, вызванного Отечественной войной 1812 года.

Дух и воля к победе оказались сильнее французов. Победа была предопределена подвигом русского народа.

К 100-летию Русского музея, который был открыт 19 марта 1898г., банк России в 1998 г. выпустил монету с этим знаменитым сюжетом.

Лапотный Муций Сцевола

А. БЕЛЯЕВ

Римлянин Кай из плебейского рода Муциев, прозванный Сцеволой (левшой), сжег свою правую руку на огне жертвенника перед этрусским царем Порсеной, которого хотел убить, но был схвачен. Видя такую неустрашимость, Порсена отпустил Кая и снял осаду с Рима.

Этот подвиг обессмертил имя Муция Сцеволы.

(Из истории древнего Рима.)

Свечей не зажигали; за окнами Петровского дворца ярко полыхало зарево горящей Москвы. Оно освещало половину лица Наполеона, неподвижно сидевшего возле письменного стола.

Адъютанты не узнавали своего императора. Куда девались его сверхчеловеческое самообладание, его молниеносная решительность? Великий Наполеон, человек без колебаний, казался растерявшимся. Вспышки былой энергии сменялись у него целыми часами апатии или тягостного раздумья. То он требовал от Франции подкреплений, писал Сенату грозные послания, приказывал заготовлять провиант в Варшаве, Смоленске, рассылал своих генералов наблюдать за русской армией и воевать с собственными войсками, разбредавшимися по Москве. То вдруг уходил в себя и погружался в мрачное раздумье. Иногда подолгу смотрел на портрет сына, присланный из Франции накануне Бородинского боя, словно желая узнать судьбу империй и короны..

Поздно вечером в нем вдруг вспыхнула былая энергия. Наполеон вызвал Даву и долго совещался с ним.. Адъютанты, стоявшие за дверью, слышали, как он возбужденно говорил Даву:

Мы много потеряли людей? Ну, что же? Навербуем русских. Они хорошо умеют драться и их много. Я уже отдал приказ о вербовке.

Да, но русские... - возразил Даву.

Что-о? - воскликнул Наполеон, не терпевший возражений.

В это время явился один из адъютантов.

А вот и вы! - И, обратившись к Даву, Наполеон сказал:

Он нам сейчас расскажет, как идет вербовка русских.

Ваше величество... - начал смущенно адъютант.

К делу! Как идет вербовка?

Москва пуста. Русские бегут из сел и деревень.

Ловить, расстреливать за отказ!

Никаких но! Страхом и обещаниями можно заставить людей делать все!

Да, государь, но что они делают?

Что еще?..

Наши вербовщики захватили в Москве нескольких крестьян, чтобы заставить сражаться в рядах наших войск... - начал адъютант.

Ну, и?.. - нетерпеливо перебил Наполеон.

А чтобы они не бежали, им ставили на руку клейма.

Подобно тому, как на заводах клеймят лошадей? - улыбнулся. Наполеон. - Глупо. И дальше?

Один из крестьян спросил: что значит это клеймо? Ему ответили, что это знак того, что он теперь наполеоновский солдат. «Как! Я солдат Наполеона?!» воскликнул он, схватил топор, отрубил себе руку и, кинув ее к ногам присутствующих, сказал:

«- Нате, вам ваше клеймо!»

Наполеон быстро отступил на шаг - назад и даже посмотрел на пол, словно это к его ногам была брошена отрубленная рука, потом, чтобы скрыть свое волнение, круто повернулся, заложил руки назад и стал смотреть через окно на багровое небо.

Наступила зловещая пауза.

Чтобы смягчить впечатление от своего доклада, адъютант насмешливо промолвил:

Тоже, нашелся лапотный Муций Сцевола!

Как? -резко воскликнул Наполеон, повернувшись к адъютанту. И начал чеканить слова, как учитель перед бестолковым учеником:

Этот безвестный мужик в лаптях, конечно, никогда не слыхал о Муции Сцеволе. Но в нем тот же дух. И если они все таковы, то это не смешно... («а страшно», хотел сказать Наполеон, но удержался.)

Вы свободны! - почти крикнул он адъютанту.

Вербовка русских была -прекращена, а. с «лапотными Муциями» Наполеону еще пришлось встретиться, и они победили его.

Так провалился план Порсены взять Рим с ходу, и он приступил к его осаде, в одних местах запрудив Тибр, а в других - поставив стражу. Впервые за свою историю Рим оказался в положении тех городов, которые пали его жертвой. Нависла угроза голода. Вот тогда в сенат явился знатный юноша Гай Муций и обратился к сенаторам с такими словами:

Решился я, отцы-сенаторы, переплыть Тибр и, если удастся, проникнуть во вражеский лагерь. Не грабить, не мстить за разбой - нечто большее решил совершить я, если помогут боги.

Сенаторы поняли, что храбрец намерен убить Порсену, и дали ему разрешение покинуть Рим.

Гай Муций быстро шагал к холму, окруженному частоколом и валом. Этрусское одеяние на нем успело высохнуть за ночь, и вряд ли этрусским стражам придет в голову, что он переплыл Тибр. Но ведь они могут с ним просто заговорить, и тогда он погибнет, не выполнив того, на что намекал сенаторам. А ведь он в детстве болтал по-этрусски так же легко, как на родном языке. В памяти всплыли тонкое лицо, обрамленное седеющими волосами, нос с горбинкой, любящие глаза. Няня Велия, она была родом из Тарквиний, заменяла ему мать. Да, да, он так и называл ее - «ати», а няня, переиначивая его имя на свой лад, Кай, но иногда «клан» - сын.

Так Гай произнес вслух два этрусских слова - «спура», «тив», а они потащили за собой другие. Нет, эти сло­ва вряд ли пригодятся. Гай внезапно вспомнил, что няня, разозлившись на кого-нибудь из слуг, а они ее недолюбливали как чужестранку, произносила с шипением: «Тухулка!» Гай в точности не знал, что это значит, но именно это слово, он думал, ему может пригодиться.

Но словно сам Ромул, видя с небес, в какой опасности находится основанный им город, пришел Гаю на помощь. На опушке леса его окликнул какой-то воин, подстреливший вепря. Он сам не смог бы его дотащить. Помощь Гая оказалась кстати. Ничего не расспрашивая, он всю дорогу до ворот не закрывал рта, конечно, хвастался своей удачливостью. Живая речь помогла Гаю вспомнить еще несколько этрусских слов: тур - «давай», «румах» - римлянин. И его подмывало сказать «ми румах» (я - римлянин) и свалить хвастуна ударом кулака, но он удержался, ибо обещал убить не простого воина, а самого царя Порсену.

Так случай помог Муцию беспрепятственно вступить в лагерь. Стражи, видя, что тащат кабана, не только не поинтересовались входящими, но даже пытались им помочь. Да так неловко, что забрызгали Муция кабаньей кровью. Вот тут-то и употребил смельчак одно из этрусских слов.

Тухулка! - воскликнул он, расставаясь со своим спутником, он поспешил туда, куда шли этруски. А шли они к шатру в центре лагеря, который выделялся своей величиной.

Войдя в шатер, Муций втесался в толпу этрусков, окруживших помост, на котором восседало двое богато одетых людей. Походив вокруг, он выхватил меч и поразил того, из рук которого этрусские воины получали вознаграждение.

Муция сразу схватили. Труп убитого вынесли, и все, кроме царя и телохранителей, вышли.

Ты хотел убить, видимо, меня, а убил моего казначея, - обратился к Муцию Порсена. - Сейчас ты мне скажешь, кто ты и чего добивался, или я призову палачей.

Огляделся Муций и увидел жаровню с углями, приготовленную для жертвоприношения. Не оборачиваясь, он положил в огонь руку и устремил на царя бестрепетный взгляд. Это длилось до тех пор, пока Порсена, опомнившись от изумления, не крикнул телохранителям:

Оттащите же его!

Когда это было сделано, обратился храбрец к Порсене с такими словами:

Меня зовут Муцием. Я римлянин и хотел тебя убить, ибо ты наш враг. Мне это не удалось. Но знай, что триста таких же юношей, как я, готовы совершить такой же подвиг.

Отдайте ему меч, - приказал телохранителям потрясенный Порсена.

Когда Муций взял меч левой рукой, Порсена ему сказал:

Можешь возвращаться к себе в город. Передай тем, кто тебя послал, что Порсена ценит доблесть.

И возвратился Муций в Рим, где его уже никто не ожидал встретить. И все дивились мужеству этого человека и огорчались, что не удалось выполнить задуманное. С тех пор Муция стали звать Сцеволой (Левшой). Это прозвище перешло и к его потомкам.

Муций Сцевола, Квинт; Mucius Scaevola, Quintus , прозванный Понтифекс (то есть Жрец), ок. 140-82 гг. до н. э., римский юрист. Происходил из знаменитой династии юристов. Знатоками права были его прадед Квинт Муций Сцевола (претор в 215 г. до н. э.), дед Публий (консул в 175 г. до н. э.) и отец, тоже Публий (консул в 133 г. до н. э.). М.С. сам был консулом в 95 г. до н. э. Он является единственным республиканским юристом, произведения которого (в небольших фрагментах) были включены в компиляцию Юстиниана. Правоведческое творчество М.С. подверглось значительному влиянию стоической диалектики. Он написал О гражданском праве (Ius civile) в 18 книгах и Дефиниции (Horoi) в 1 книге. О гражданском праве - первое систематическое изложение римского частного права, важнейшее юридическое произведение республиканского периода, которое оказало большое влияние на систематику позднейших трактатов о частном праве (Массирия Сабина и Гая). В первой половине II в. к нему было написано три комментария: два юридических (Гая и Помпония) и антикварный комментарий Лелия Феликса. Дефиниции М.С. были гораздо менее значительным произведением. Некоторые ученные считают его анонимным переложением труда О гражданском праве, составленным в более поздний период.

  • - Гай Муций - по античному преданию, римский герой - юноша, пробравшийся в лагерь неприятеля, чтобы убить этрусского царя Порсену. Был схвачен и, демонстрируя презрение к боли и смерти, сам опустил правую руку в огонь...

    Исторический словарь

  • - Легендарный предок семьи Муциев, прозвищем которого называли себя все члены этого клана...

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - Scaevŏla, см. Mucii, Муции, 3-8. 10...

    Реальный словарь классических древностей

  • - 1. Гай Муций - легенд. герой периода борьбы римлян против этрусков. Согл. преданию, юноша Г. Муций должен был, пробравш. в лагерь этруссков, убить этрусск. царя Порсену...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - Сивилла - левая: Вдали от славы. Быть неким Сцеволой Довольно - правой...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Муций. Римский герой, проникший в лагерь царя Порсены во время осады Рима с целью убить его. Но по ошибке он убил секретаря Порсены...

    Энциклопедия мифологии

  • - Гай - см. Сцевола, Гай Муций...
  • - Гай Муций - легендарный герой периода борьбы римлян против этрусков. Согласно преданию, юноша Г. Муций должен был, пробравшись в лагерь этрусков, убить этрусского царя Порсену...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Гай, в Древнем Риме легендарный герой; см. Сцевола Гай Муций...
  • - в Древнем Риме легендарный герой; см. Сцевола Гай Муций...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в Древнем Риме легендарный герой времени борьбы римлян против этрусков. Согласно преданию, юноша Г. Муций должен был, пробравшись в лагерь этрусков, убить царя Порсену...

    Большая Советская энциклопедия

  • - римский юрист республиканской эпохи. Занимал высокие государственные посты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - легендарный римский герой, пытавшийся убить Ларса Порсену, царя этрусского города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э. Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца...

    Энциклопедия Кольера

  • - СЦЕВОЛА Гай Муций, по античному преданию, римский герой - юноша, пробравшийся в лагерь этрусков, чтобы убить царя Порсену. Был схвачен и, желая показать презрение к боли и смерти, сам опустил правую руку в огонь...
  • - римский юрист и государственный деятель республиканской эпохи. Сочинения по частному праву положили начало научной разработке гражданского права...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Сце́вола, Квинт Цервидий Сцевола, римский юрист конца II — начала III вв. Имел право давать консультации, обязательные для судей. Сочинения Сцеволы в 60—70 книгах —...

    Большой энциклопедический словарь

"Муций Сцевола" в книгах

М. Сцевола - Н. Мацина

Из книги Правда фронтового разведчика [Выпало - жить!] автора Алексеева-Бескина Татьяна

М. Сцевола - Н. Мацина Пару недель Игорь совмещал в одном лице начальника разведки полка, командира взвода разведки и полкового переводчика, причем не в самый спокойный период жизни полка.К концу января - началу февраля, когда полк освоился на новом месте, осмотрелись и

Э. Н. Агеева, П. С. Шишмарев, А. В. Ромашихина «Русский Сцевола» из собрания музея-панорамы «Бородинская битва». Атрибуция, реставрация

Из книги Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 2 автора Коллектив авторов

Э. Н. Агеева, П. С. Шишмарев, А. В. Ромашихина «Русский Сцевола» из собрания музея-панорамы «Бородинская битва». Атрибуция, реставрация «Русский Сцевола» В. И. Демут-Малиновского (1813 г.) – одно из самых крупных станковых произведений русской скульптуры первой половины XIX в.

Гай Муций и царь этрусков

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Гай Муций и царь этрусков Этрусский царь Ларт Порсена осадил Рим. Долго длилась эта осада, и вот постепенно у защитников города стало подходить к концу продовольствие. Порсена уже предвкушал, как возьмет город измором, когда объявился среди римлян некий знатный юноша по

XII Гай Муций Сцевола

Из книги О знаменитых людях автора Аврелий Виктор Секст

XII Гай Муций Сцевола Когда этрусский царь Порсенна осаждал Рим, Муций Корд, муж по-римски стойкий, обратился в сенат с просьбой, чтобы ему разрешили перебежать в лагерь врагов, обещая убить царя. (2) Получив такое разрешение, он прибыл в лагерь Порсенны и там по ошибке вместо

Сцевола

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А. автора БСЭ

Как юный римлянин Гай Муций получил прозвище Сцевола?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как юный римлянин Гай Муций получил прозвище Сцевола? В римской мифологии Гай Муций Сцевола – легендарный юноша, который во время осады Рима этрусками решил убить их царя Ларса Порсенну. Для этого Гай Муций переоделся этруском и проник во вражеский лагерь.Случилось так,

Муций Сцевола

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Муций Сцевола Муций Сцевола (Mucii) родоначальник плебейского рода Муциев, легендарный Гай Myций Сцевола (G. Mucius Scaevola), составивший, с согласия сената, замысел убить этрусского царя Порсенну, осаждавшего Рим (около 507 г. до Р. Х.). Замысел не удался; Муций был схвачен и, в

Удалился к Ларсу Порсене, царю этрусского города Клузия, и просил его помощи. Порсена пошел на Рим с таким большим войском, что римляне не могли выйти в поле на битву с ним, и он занял Яникул, холм на правом берегу Тибра. Римский отряд, стоявший в укреплении на этом холме, бежал в город через мост; враги гнались за ним и проникли бы в город вместе с бегущими, если бы не остановил их Гораций Коклес, которому было вверено охранение моста. Он был сильный воин и с двумя товарищами отражал рвавшихся на мост врагов, а за ним, по его приказание, ломали мост. Когда уже едва было можно пройти, он отослал своих товарищей и один продолжал оборонять доступ к мосту, пока по треску упавшей настилки и радостному крику воинов, разломавших мост, узнал, что работа кончена. Тогда он воззвал к отцу Тиберину (богу реки Тибра), чтоб он принял его и его оружие в свою священную воду и защитил его; совершив молитву, он спрыгнул в волны и переплыл на римский берег под стрелами врагов. После, когда в городе стал свирепствовать голод, каждый гражданин в благодарность отдавал Горацию часть пищи, в которой так сильно нуждался сам; а республика, по окончании войны, поставила ему статую и подарила ему столько земли, сколько он мог вспахать плугом в один день.

Муций Сцевола

Такую же награду получил и Муций Сцевола. В осажденном Риме начался сильный голод; Рим не мог долго сопротивляться; Муций Сцевола, с разрешения сената, пошел убить этрусского царя, чтобы спасти родину. Он тайно проник в стан и, зная по‑этрусски, вошел в царский шатер, но по ошибке заколол вместо царя богато одетого сановника. Порсена хотел узнать, нет ли у него сообщников и, чтобы вынудить его к сознанию, грозил ему пыткой; он положил правую руку на огонь жертвенника в доказательство, что не боится ни мучений, ни смерти. Лишившись от огня правой руки, он получил за этот подвиг прозвание Сцеволы (левша). Удивленный таким геройством, Порсена отпустил Муция безнаказанно, и как будто в благодарность за это он посоветовал царю поспешить заключением мира, сказав ему, что триста знатных юношей поклялись спасти родину от этрусского царя и что ему, Муцию, досталось по жребию идти первым. Эта угроза так испугала Порсену, что он заключил мир. Не требуя восстановления власти Тарквиния, он ушел с Яникула, удовольствовавшись обещанием римлян возвратить Веям семь округов и взяв у римлян десять юношей и десять девушек в залог верности условиям мира. Когда он пошел обратно, то Клелия, отважная девушка, обманула стража и, вместе с другими девушками‑заложницами переплыв Тибр, благополучно возвратилась в Рим. По требование Порсены римляне возвратили ему Клелию, но великодушный царь почтил её смелость, возвратил ей свободу, позволил ей взять с собою на родину и юношей, бывших заложниками. Республика поставила Клелии на верхнем конце священного пути статую, изображавшую ее сидящей на коне. Сын Порсены Арунс пошел с отрядом войска на латинский город Арицию; но другие латины и тиран города Кум, Аристодем, пришли на помощь Ариции, разбили Арунса, и сам он был убит в сражении. Бежавшие этруски были гостеприимно приняты в Риме. Многие из них не захотели возвратиться домой и поселились в той местности города Рима, которая после этого стала называться этрусской частью.

Муций Сцевола и Порсена. Картина М. Стома, 1640-е

Около этого времени в Рим пришли еще другие переселенцы. Сабинянин Атт Клавс, живниий в городе Регилле, был вынужден политическими противниками покинуть родину и пришел в Рим с своими клиентами; их было так много, что число вооруженных людей простиралось до 5000 человек. Ему была дана земля за рекою Анионом. Он принял в Риме имя Аппия Клавдия; род Клавдиев произошел от него.

Война Рима с латинами и битва при Регилльском озере

Покинутый Порсеною, Тарквиний приехал к своему зятю Октавию Мамилию, и Мамилий убедил латинский союз начать войну с Римом для восстановления власти Тарквиния. Когда латины пошли на Рим, римляне назначили диктатора – то был первый случай назначения этого сановника. Диктатор одержал над латинами славную победу при озере Регилле , на севере от латинских гор, между Римом и Пренестом. По рассказу легенды об этой битве, она была ряд поединков подобно битвам гомеровских героев под Троею. В переднем ряду бился храбрый полководец Постумий; с ним сразился старик Тарквиний, но раненый должен был покинуть поле битвы. С Октавием Мамилием вступил в бой начальник римской конницы Тит Эбуций; они ранили друг друга, но рана Эбуция была тяжела и он должен был покинуть битву, а Мамилий, превозмогая боль раны, повел в бой римских изгнанников, которыми начальствовал Тит Тарквиний. Марк Валерий, брат Попликолы, был убит; два племянника хотели отнять его тело у врагов, но и сами были убиты; римлянами овладел страх, но пришел с своею когортою Постумий и римляне стали побеждать. Мамилий ободрял свое отступающее войско; Герминий, один из тех двух воинов, которые помогали Горацию Коклесу не пускать этрусков на мост, убил Мамилия, но, снимая с него доспехи, сам был убит. Римские всадники сошли с лошадей, двинулись в бой пешие и довершили победу. Враги обратились в бегство; римские всадники снова сели на коней, преследовали их и взяли их стан. Диктатор возвратился с победоносным войском в Рим и у родника Ютурны построил храм. Диоскурам, чья помощь дала римлянам победу.

Поражение латин при Регилле уничтожило последнюю надежду старика Тарквиния. Он уехал к тирану Аристодему в Кумы и умер там . Ушедшие с ним приверженцы его жили и умерли на чужбине.

Легенда о войне Рима с Порсеной и исторические факты

Так рассказывает легенда о войнах, бывших последствием изгнания Тарквиния. Все подробности её свидетельствуют, что история этих лет еще остается на зыбкой почве народного предания, в котором неразрывно переплетены истина и вымысел. Герои, участвующие в великом деле освобождения, – полумифические образы легенды, превышающие размер действительности. Все они находят славную смерть в битвах. Быть может, в основе предания лежать и исторические факты; изгнанная династия, быть может, делала попытки возвратить себе при помощи иноземцев утраченную власть, как делали это изгнанные греческие тираны; но если это и было так, то история основания республики все‑таки остается облечена туманом вымысла, и чем ближе всматриваться в эту легенду, тем сомнительнее становится она. В особенности прикрашена предатель воина с Порсеною; истина в ней опутана поэтическим вымыслом. Римляне хотели думать, что их предки всегда поступали геройски, всегда побеждали врагов. Но как ни прославляет легенда эпоху основания республики, как ни прикрашивает войну с Порсеной, мы имеем известия, свидетельствующие, что этрусский царь овладел Римом и наложил на побежденных тяжкие условия мира. Римляне должны были уступить ему часть своей земли (по предположению Нибура, десять триб, т. е. третью часть римской области); обязались не иметь никаких железных орудий, кроме земледельческих; сенат послал этрусскому царю эмблемы царской власти над Римом – курульный стул, скипетр, золотую корону и шитую золотом тогу; дал ему, когда он уходил, заложников верности. Понятно, что, покорив Рим себе,Порсена не восстановил над ним власть Тарквиния; он отступился от покровительства Тарквинию тем легче, что поссорился с ним, как, говорят некоторые известия; а очень может быть, что поход Порсены и не имел никакого отношения к изгнанию Тарквиния, что только позднейшее предание поставило это нашествие этрусков в связь с делом Тарквиния. Вообще этрусская война представляет много темного. Не подлежит сомнению, что если римляне действительно были вынуждены признать над собою власть этрусского царя, то очень скоро свергли с себя это иго; но как было дело, мы не знаем. Нибур полагает, что победа при Ариции освободила Рим и Лациум от владычества этрусков, которое было мимолетно. Есть мнение, что поход Порсены был результатом реакции национального этрусского чувства против греческого элемента, получившего преобладание в царстве Тарквиниев; есть другое мнение, что этруски, теснимые галлами, пошли на юг поселиться в Кампании и что поход Порсены был лишь передвижением переселенцев из северной Этрурии чрез римскую область. Мы не имеем достаточных материалов, чтобы решить, какое из этих мнений справедливо. Достоверно только то, что Рим при царях приобрел владычество над частью Этрурии и что при республике это владычество пало. Порсена в легенде является владыкою всей Этрурии; быть может, «Порсена» не личное имя, а этрусское название царя.

Loading...Loading...