Когда отмечается праздник усекновения главы иоанна предтечи. От зачатия до страшной смерти: праздники и загадки Иоанна Крестителя

В Рождество Иоанна Крестителя, вобравшее в себя народный культ, можно воспользоваться оздоровительными процедурами такими как обливание водой. Причем, для этого совсем необязательно выезжать за город и купаться в реке. Достаточно будет принять ванну или просто умыться водой, трижды перекрестив ее и прочитал молитву святому. Также не лишним будет посетить церковь и, поставив свечи, попросить у святого заступника избавления от негативных мыслей и головных болей. Считается, что именно он помогает излечить мигрени и вернуть человеку способность ясность рассудка.


Как просить святого о помощи

Как и много веков назад в Рождество Иоанна Предтечи паломники отправятся в храмы, чтобы попросить праведника о своем здоровье. В первую очередь, это относится к тем, кто страдает головными болями.

По медицинской статистике мигрень вошла в число наиболее распространенных недугов. Верующие считают, что обращение к праведнику за помощью служит эффективнее многих лекарств. Чудотворная икона с обручем Иоанна Предтечи находится в Москве, в Иоанно-Предтеченском женском монастыре. В ней заключена частица мощей святого, а сам монастырь заложил Иван Грозный, почитавший этого пророка как своего покровителя.

Для того, чтобы получить облегчение от недуга, страждущему надо прийти в этот монастырь, надеть на голову обруч и прочитать молитву. Лучше приурочить свой визит к торжественной дате — Рождеству Иоанна Предтечи .

Молитва Иоанну Крестителю об избавлении от головной боли

Как твое честное усекновение почтим, Иоанн святый, какими слезами восплачем, какие песни воспоем, не постигает ум и изнемогает язык! Ирод беззаконный отсек всесвятую главу твою, Предтеча Господень Иоанн, на земле; Бог же Вседержитель на небесах венчал тебя бессмертием и даровал тебе Царство Свое. Велик ты пред Богом и многое можешь испросить у Него. Поэтому, припадая, молим тебя, Креститель Христов: услышь страждущих головною болью, облегчи и утиши недуг их и утоли скорбь их, освобождая от боли и исцеляя их, да прославят они о тебе Бога во веки веков. Аминь. И не забывайте нажимать на кнопки и

07.07.2015 10:49

Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» у многих ассоциируется со страхом и печалью, ведь на ней...

Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - один из важных христианских праздников, который отмечают 7 июля. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк впоследствии ставший Иоанном Крестителем (иначе именуемый Иоанн Предтеча), который предскажет пришествие Иисуса Христа, а потом будет крестить его в водах реки Иордан.

В православном календаре есть немного праздников, когда отмечают рождение прославляемого лица. Речь идет о праздниках Рождество Христово и Рождество Пресвятой Богородицы, и третий праздник это - Рождество Иоанна Крестителя. Праздник имеет стародавний обычай празднования практически во всей Европе, а во многих странах является государственным праздником. Католическая церковь отмечает его по старому стилю - 24 июня.

История праздника. Праздник посвящён рождению Иоанна Предтечи, которое описано в Евангелии от Луки. Согласно церковному сказанию, отец и мать Иоанна Предтечи - Захария и Елисавета - жили во времена Ирода. Дожили до преклонного возраста, но не имели детей. В один из дней, когда Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме, он увидел Архангела Гавриила, который предсказал, что у него родится сын. Архангел Гавриил также сообщил Захарии, что его сын станет предвещателем Спасителя.

"Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный". (Лк 1:13-17).

Согласно сказанию, после Рождества Иисуса Христа царь Ирод повелел избить всех младенцев в городе Вифлееме. Услышав об этом, Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария остался в Иерусалиме, продолжая служить в храме. Он не рассказал воинам царя Ирода, где скрывается Елисавета с младенцем, за что был убит прямо в храме.

После этого Иоанн много лет жил в пустыне, где постился и много времени проводил в молитвах. Когда ему исполнилось 30 лет, Святой пришёл на берег Иордана и стал проповедовать: "Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное", то есть настало время, когда должен явиться Спаситель, который будет призывать всех в Своё царство. Проповедуя, Иоанн стал говорить о крещении и покаянии. Во время его проповедей к реке Иордан в большом количестве сходился народ. Пришёл к Иоанну на Иордан креститься и Иисус Христос, на что Иоанн заявил народу: "Вот Агнец Божий, который берёт на Себя грехи мира".

В Православной Церкви Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей - потому что пришёл прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие, а Крестителем - потому что он сам крестил Спасителя в Иордане.

Традиция праздновать день Иоанна Крестителя сложилась ещё в первых христианских общинах в дни его рождения и смерти. Иоанн был казнён в темнице оруженосцем царя Ирода, который отсёк ему голову. Тело Святого было погребено его учениками, а о смерти сообщили Иисусу.

Праздник Иоанна Крестителя и Ивана Купала . Христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи совпадает с языческим днём . В этот день в народе было принято зажигать на полях большие костры. Юноши и девушки в венках из цветов пели и танцевали около огня и прыгали через него, а также гадали. У славян было поверье, что накануне Ивана Купалы совершаются чудеса.

Фото: iStock/Global Images Ukraine

Усекновение главы Иоанна Предтечи - праздник в честь мученической смерти Крестителя Иисуса Христа и проповедника слова Божьего, подготовившего людей к приходу Спасителя.

Ежегодно 11 сентября верующие люди в скорби вспоминают день расставания святого с этим миром. Казалось бы, в день казни зло восторжествовало, проповедник пал. Так почему же это событие считается праздником? Ответ на удивление прост. Мученическая смерть подытожила жизнь Иоанна Предтечи. Несокрушимая вера Крестителя Господня совершила подвиг сама за себя.

Церковь учит, что все, кто погиб за Христа, за добро, справедливость и правду, погибли не зря. Жизнь, отданная в мучениях во имя истинны, есть великая жертвенность, выказывающая любовь. Казнь Иоанна Предтечи лишь укрепила его проповеди, его идеалы. Он оставил после себя легенду, о которой мы помним до сих пор.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — удивительный праздник, в котором есть место как скорби, так и радости. Избранник Божий прожил счастливую жизнь и воссоединился с Господом 11 сентября. Эта памятная дата должна внушать надежду, что, хоть жизненный путь тернист и сложен, истинная вера всегда будет вашей путеводной звездой. Пусть ваша вера крепнет день ото дня. Мы желаем вам единства в душе. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

08.09.2017 05:01

Каждый человек имеет своих ангелов-хранителей, которые охраняют его на протяжении всей жизни. Зная их, вы...

Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Описание праздника

  • Митрополит Симон (Новиков)
  • - Из "Жития святых святителя Димитрия Ростовского"

Когда Незаходимое Солнце правды - Спаситель наш восхотел воссиять миру и уже преклонил небеса и вселился в чистейшую девическую утробу, в это самое время должно было совершиться от неплодной рождение денницы Его - святого Иоанна Предтечи: ему, как провозвестнику, надлежало предшествовать явлению Господа, проповедуя и говоря: "идет за мною Сильнейший меня" ().

И вот, когда исполнилось святой Елизавете время родить, она родила сына в старости своей, от заматоревшей утробы, как в древнейшие времена родила Сарра Исаака. Так одно чудо предваряет другое: прежде чем Дева рождает Христа, заматоревшая во днях своих рождает Предтечу Христова, чтобы видевшие сверхъестественное рождение от состарившейся, поверили и преестественному рождению от небрачной девицы и сказали себе: "всемогущая Десница Божия, разрешившая неплодство старицы, сильна и нетленную Деву соделать чистою Матерью". Потому-то чудесному рождению Спасителя мира предшествует чудесное рождение Предтечи. Этому надлежало быть для того, чтобы одним чудом приготовить мир к восприятию другого чуда: увидев матерь, заматорелую во днях своих, люди становились более способными к лицезрению Приснодевы, родившей Сына; сделавшись свидетелями дивного рождения от престарелой Елисаветы, они приуготовлялись к вести о "странном" рождении Христа от Девы. Ибо в том и другом событии, по воле Всемогущего Бога, Коему повинуется всякое естество, «чин рождения препобедил естества уставы» .

Когда Елисавета родила Предтечу Христова, то все ее сродники, соседи и знакомые, услышав об этом рождении, радовались вместе с нею, потому что Господь соделал ей великую милость - отнял у нее "поношение бесчадства". Так исполнились слова благовестника Божия архангела Гавриила, который говорил Захарии: "жена твоя Елисавета родит тебе сына, и многие о рождении его возрадуются" (). Тогда радовались как сродники Захарии, так и те, кто исполнен был пламенного ожидания Мессии Избавителя. Ибо хотя они и не знали о совершившейся уже тайне воплощения Сына Божия, однако дух их, окрыляемый под воздействием Духа Святого самым событием рождения Предтечи, таинственно подвигнут был на радость, и они увидели в этом событии как бы некоторое уверение в том, что дождутся чаемого Мессии.

В 8 день по рождении Предтечи пришли священники и родственники Захарии в дом его для участия в обряде обрезания младенца; при этом они хотели назвать его именем отца - Захариею. Но мать младенца не соглашалась на то; имея мужа-пророка и родивши пророка-сына, святая Елисавета была и сама исполнена пророческого дара и по пророческому предведению настаивала, чтобы ее сына нарекли тем именем, которым повелел наречь его ангел: от своего мужа она не могла слышать об этом, - ибо Захария возвратился из храма в дом свой, имея как бы связанный язык, и не мог рассказать своей супруге, что он видел ангела, который благовестил ему о зачатии сына и повелел при этом наречь ему имя Иоанн. Итак, наставляемая Духом Святым, святая матерь называет младенца Иоанном - пророчески, как она и прежде пророчески познала пришествие к ней Матери Божией, когда говорила: "И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (). Тогда священники и родственники стали знаками вопрошать Захарию, как бы он хотел назвать младенца. Тот испросил дощечку и на ней написал: "Иоанн имя ему" (). И тотчас же отверзлись уста Захарии и язык его разрешился от уз немоты, и он стал говорить, прославляя Бога. Все дивились столь многим чудесам, которых свидетелями они были, - изумлялись и тому, что состарившаяся родила младенца, и тому, что немотствовавший отец мыслил о имени сына одинаково с матерью, и тому, что немой, по написании имени, стал говорить и написанное рукой произнес языком, - как будто имя Иоанна было ключом для уст отца, которые, после написания Захариею этого имени, отверзлись для прославления Бога. Слушая речи Захарии, все дивились и ужасались еще более и поведали о всём виденном и слышанном во всей горней стране иудейской, то есть в пределах священного города Хеврона , в котором был дом Захарии.

Город этот с его пределами, еще во дни Иисуса Навина, отделен был священническому племени Аарона. От Иерусалима он отстоял на расстоянии 8-ми часов пути и был расположен немного дальше Вифлеема на возвышенном месте. "Горним градом" он назывался из-за высоких гор, на которых он был расположен; при этом пределы его носили название "горней страны", как о том написано в Евангельском повествовании о путешествии Пресвятой Богородицы к ее родственнице Елисавете: "Встав же Мария во дни сии (из Назарета Галилейского), с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, т.е. в Хеврон, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету" ().

Таким образом, здесь-то в Хевроне, в горнем граде колена Иудова, посреди нагорной страны, и происходили все те изумительные и чудесные события, о которых было говорено выше. И все слышавшие об этих событиях много дивились и с недоумением думали: "что будет младенец сей?" ().

И рука Господня была с новорожденным отроком, умножающая в нем действие благодати Божией и соблюдающая его от меча Ирода. Ибо о чудесном рождении Иоанна дошел слух и до Ирода, и он много дивился ему, говоря в себе "что будет младенец сей!" Когда же родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме иудейском и с востока пришли волхвы и расспрашивали о новорожденном Царе иудейском, тогда Ирод, послав в Вифлеем воинов, с повелением избить там всех детей мужского пола, - вспомнил и о Иоанне, сыне Захарии, о котором он слышал много чудесного, и стал размышлять: "не он ли будущий царь иудейский". Поэтому, терзаясь злобою, он задумал убить и его, и с этою целью нарочито послал убийц в Хеврон, в дом Захарии. Однако посланные не нашли святого Иоанна.

Когда начались в Вифлееме безбожные убийства детей, то глас и вопль, бывший в Вифлееме, дошел и до Хеврона, отстоявшего от города Давидова в недалеком расстоянии; при этом здесь узнали и о причине бывшего в Вифлееме плача. Святая Елисавета, взяв отрока Иоанна, тотчас же поспешно отправилась в высочайшие горы пустыни (в это время святой Захария находился в Иерусалиме, исполняя прилучившуюся чреду служения своего). Сокрывшись в горах, святая Елисавета со слезами молилась Богу, прося Его защитить ее с отроком. И когда, с высоты гор, она увидела приближающихся воинов, то возопила, обратившись к каменной скале:

Гора Божия! приими матерь с чадом!

И тотчас расступилась гора, приняла Елисавету с отроком Иоанном внутрь и, таким образом, скрыла их от настигавших убийц. Так воины, не найдя искомого, возвратились к пославшему их с пустыми руками. Тогда Ирод послал в храм к Захарии оруженосца своего сказать ему "отдай мне сына твоего".

Святой Захария ответил:

Я служу теперь Господу Богу Израилеву, а где в настоящее время сын мой, - того не знаю.

Ирод сильно разгневался и снова послал к Захарии оруженосца сказать ему, что если он не выдаст сына, то умрет сам. И пришли к нему воины, свирепые, как звери, готовые совершить повеление беззаконного царя, и с яростью говорили священнику Божию:

Где ты скрыл своего сына? Выдай нам его, ибо царь приказал нам тотчас же убить тебя, если ты не выдашь нам сына своего.

Захария на это мужественно ответил:

Вы убьете тело мое, Господь же примет мою душу.

И тотчас убийцы, исполняя беззаконное повеление, устремились с яростью на святого и убили его между церковью и алтарем (). Пролитая кровь его впитавшись осталась на мраморе и сделалась как камень, во свидетельство преступления Ирода и его вечного осуждения.

Между тем Елисавета, сокрытая Богом вместе с Иоанном, пребывала в расступившейся горе. В ней, по Божьему повелению, образовалась для них пещера; вблизи нее явился источник и выросла финиковая пальма, полная плодов. Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево преклонялось, - когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось. По прошествии 40 дней после убиения Захарии, святая Елисавета преставилась в упомянутой пещере. С того времени святой Иоанн питаем был ангелом до своего совершеннолетия, хранимый до дня явления своего Израильскому народу. Так хранила и покрывала рука Божия святого Иоанна, да предъидет он пред лицом Господним, духом и силою Илииною, и уготовит путь Ему, грядущему спасти род человеческий. За всё сие да славится Христос, Бог и Спас наш, со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

О, странное и таинственное чудо! Справедливо Захария возразил ангелу. Он требовал одного утешения, и получил другое; молился за народ, и назван был отцом сына: искал прощения грехов, и получил обещание разрешения бесплодной утробы. Захария более желал исцеления душ согрешивших, чем беременности Елизаветы. Справедливо Захария смутился и устрашился и как только увидел ангела, сказал в душе своей: странен приход этого человека, странно его обещание! Кто сей, что смело вступает в священный храм? Кто сей, что стоит справа алтаря кадильного? Кто сей, что блестит образом чуждого вида? Кто сей? Я не видел человека с крыльями, ни птицы в образе человека; кто же это, что наполняет мою душу страхом? Кто се - светоносец по устам, говорящий великое, при закрытых устах? Кто этот - наблюдатель за моею чредою? Кто он, что препятствует моему ходатайству? Народ, вне молящийся, ожидает меня с ответом от Царя небесного, а этот задерживает меня внутри; чрез меня они приносили моления к Царю, прося прощения в грехах; об этом я молюсь, чтобы исполнить желание народа, чтобы показать действие своей чреды; итак, перестань, кто бы ты ни был, устрашающий меня! Если ты ангел, посланный Богом, то содействуй в моем деле, сострадай вне плачущим, сокрушайся с сокрушающимися. Что за выгода для народа, если у меня будет сын? Что за польза, если Елизавета станет кормить грудью дитя? Что за выгода, если я оставлю наследника? Отойди, устрашитель мой, кто бы ты ни был, отойди от меня! Мы стары; миновало время зачатия; погасла страсть брака; время охладило жар; мы оба мертвы для смешения; юность не цвела, - как старость произрастит?

Так думал Захария. Ангел же говорит ему, как ты сейчас слышал: не бойся, Захария , не смущайся помыслами; я ангел света, а не тьмы; я Гавриил, один из начальников у Царя небесного; исполняю повеление, - не по своей власти приказываю; я послан объявить тебе, а не сделать над тобою насилие; облечен я видом, а не в обнаженном существе являюсь пред тобою; пославший меня щадит твою жизнь; не бойся, я послан благовестить тебе, а не изумлять тебя; ты превзойдешь старость, и седое бесчадство и бесплодную утробу; и кто рождает по желанию? Это дар Божий, не изобретение человеческое; разве ты не слышал слов Господа: Я есмь творец человека, "и образовавший дух человека внутри него" (). Не веришь, Захария? А как был создан Адам, как Ева была сотворена, как Исаак был рожден? Авраам в послушании не ошибся; а ты, иерей, не веришь! Неужели бессильно у Бога всякое слово, Захария? По своей старости ты возражаешь, старец, - телесное омертвение полагаешь сильнее Бога. Если бы ты не видел примера Авраамова, то основательно сомневался бы; ссылаешься на помощь природы, и не веришь настоящему божественному обещанию, но сомневаешься и споришь? О малом ты просишь, и много получаешь. Ты молишься только об иудейском народе, а я благовествую тебе о том, кто все племена приготовит к спасению.

Захария, услышав это, и, немного отвратив свой взор, в ответ говорил Ангелу: что ты говоришь, Ангел? Родит жена моя? Что же - об этом я молился, или совершаю каждение в свою чреду ради того, чтобы пред народом высказать свою плодородность? Я прошу о прещении грехов, и ужели сверх этого пожелаю разрешения неплодства? Желаю для народа облегчения, неужели для Елизаветы обременения? Я призываю израненные души к уврачеванию, и неужели, чтобы иссохшие сосцы стали млекоточными? Что ты говоришь, Ангел? Жена моя родит? И что за выгода в этом для вне молящихся? Ужели, услышав, не побьют меня камнями, со словами, что я становлюсь главным иереем не за них и не для общеполезного спасения, но только за себя, что не благословение, а сына я принял? Я теперь уже не думаю о деторождении; отойди! Я этого уже не желаю; о чем я молился, того не получил; и теперь ты мне объясняешь одно вместо другого; неужели же от времени не прекратилась старость? Мы не можем ходить без посоха, и как теперь нам повелевают начать свое деторождение? Старость отвергает природу; это дело вне веры; в гроб мы глядим, и будем нанимать кормилицу? Нет, я теперь уже нисколько не думаю о деторождении, я ищу спасения народа и счастья племени, пленения врагов и благоденствия города, а не детского плача, пеленок и кормления; я нисколько не думаю об этом. Как я окажусь отцом природного сына? Старость отталкивает от себя веру; вне природы это дело; я иду с посохом, как с конем, и ты побуждаешь меня к брачному делу, когда всё тело моё стало гробом? Чем мне убедиться в этом, скажи мне, великий Гавриил? Скажи, чем мне убедиться в этом? Вот мои члены трясутся, вот по старости мы оба в землю смотрим. Если бы один был молод, а другой состарился, была бы некоторая надежда на сказанное; теперь тело нас обоих дряхло; ничего другого мы не ожидаем, кроме серпа смерти, как зрелые колосья во время жатвы; если ты во всём истинен, что говоришь, владыка Гавриил, то дай наперед какое бы то ни было знамение, вручи мне залог обещанного чуда. Чем мне убедиться в этом? Аарон не поверил бы, если бы не расцвел жезл; Моисей не был бы удостоверен, если бы его рука не побелела; Гедеон не понял бы, если бы не было росы на руне; Езекия не признал бы, если бы солнце не отступило назад; чем мне убедиться в этом? Ты дай знамение, и я буду рад, как юноша; дай знамение, чтобы Елизавета не посмеялась легкомысленно, как Сарра; чем убедиться в этом, вестник Архангел? Откуда для меня очевидны твои слова ко мне? Если я являюсь вторым Авраамом, если будет и для меня свойственное Аврааму, то войди в мой дом, и я омою твои ноги, после совершенного путешествия, и предложу тебе трапезу, исполненную тайны; Елизавета замесит три саты муки, предизображая церковь; спрашивай тельца, чтобы тебе одарить сыном. Чем мне убедиться в этом, о то, приносящий нам на землю прекрасное благовестие свыше? Зачем, Ангел, преднарекаешь мне имя сына, и исчисляешь добродетели еще не существующего? Покажи мне то, что свыше природы, чтобы мне поверить тому, что против природы. Если небо станет шатром, и я обновлюсь; если море изменится, и жена моя Елизавета станет матерью; если солнце будет задержано, и иссохшие сосцы источат молоко; если луна низвергнется, и иссохшая утроба увлажнится. Чем мне убедиться в этом, "по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных" ().

Ангел тогда сказал Захарии: ты требуешь от Бога ручательства. Считаешь немощь сильнее Владычнего обещания? Не боишься наперед расспрашивать приносящего тебе благовестие? Чем мне убедиться в этом, - говоришь ты. Разве тебя посылают в Египет, чтобы устрашить фараона? Чем мне убедиться в этом, - говоришь, Захария. Разве ничего сверхъестественного Бог не делает? Ты спрашиваешь последовательности у природы, и не видишь изумительного дела Божества. Скажи мне, Захария, на чем укреплены столпы земли? Чем поддерживается свод неба? Где изобретаются вместилища облаков? Где образуются капли дождя? Где создаются хлопья снега? Кто руководит течением солнца? Кто полагает предел умалениям луны? Кто исчислит множество звезд? Море во время бури как удерживается песком? Как смешиваются теплые потоки? Как создается мрак тумана? Как образуется человек во утробе? И как женский пол оказывается слабее мужеского? Чем мне убедиться в этом, - говоришь, Захария. Ты ищешь последовательности природы, где дело Божие? Не веришь, что может родить бесплодная? Что же - если услышишь, что Дева сверх ожидания рождает? И может ли быть прежнее неверие верою? И за то теперь наказывается неверие в виду бесплодности, чтобы ты не усомнился в чуде в виду Девы: "ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить" ().

О, человеколюбивое наказание, производящее скорее исправление! Ангел вразумляет поколебавшийся голос, обуздывает дерзкий язык: "он объяснялся с ними знаками, и оставался нем" . Хорошо у Евангелиста записано и это - оставался ; молчание ожидает рождаемого голоса, Захария - Иоанна, старец - сына, иерей - пророка. Этим ангел говорит: так как ты, как неверующий, ищешь знамения от Бога, то прими биченосное знамение в собственном своем теле: "будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется" . Где орудие противоречия, там и мщение; где необдуманная смелость, там и воспитательная вожжа; где была дерзость, на том и наказание. Бог желал, Захария, чтобы ты сделался проповедником такого чуда: рождается начальник воинства Царя небесного и предуготовитель освобождения мира от грехов. Так как ты сделал для себя немощь тела сильнее Владычнего обещания, то за это "будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время" . Видишь ли, что без веры ничто из должного не совершается.

Только что услышал Захария эти слова, тотчас вышел из храма, с молчанием, наградою за неверие. О, чудо! Он вошел для освобождения других, и сам вышел осужденным; принося богослужебное каждение, вынес знак изгнания. Народ ждал услышать что-нибудь благое от него, а он выражал знаками: "никто пусть меня не спрашивает; я устрашаюсь Владычнего негодования". О, изумительные дела! Захария обуздывается, и Елизавета благоденствует; язык немотствует, и утроба беременеет; болезнь утробы переселяется на язык; речь обуздывается, и рождаемое освобождается; Захария молчит, и Иоанн играет.

Лишь только бесплодная увидела Деву, утренняя звезда заметила солнце, и сильно взыграл Иоанн в материнской утробе, обвиняя медлительность природы: я, говорит, проповедник Владыки, и зачем связан узами, подобно сорабам своим? Предварю время рождения, не буду ждать родов, чтобы не потерять своего течения, чтобы Владыка не опередил заключенного раба, чтобы последовательность природы не сделалась нарушением порядка; я узнал Присутствующего, и не переношу молчания; я узнал Предпославшего меня в путь пред лицом Своим, чтобы приготовить путь Его пред Ним; я поколеблю узы природы, потому что спешу проповедовать. О, изумительные дела и чудеса! О чем не ведали на небесах ангелы, узнал Иоанн, во утробе носимый, и говорил матери своей. Для Престолов Он был не заметен, и, носимого во утробе приходящий Бог не опередил; от Господств Он скрыл тайну домостроительства, но открыл ее носимому во чреве; и с каким благовестием пришел Архангел к Богородице, это внушил внутри играющий младенец. Пришедший Освободитель нашего рода, будучи во чреве, прибыл к своему другу, Иоанну; и видно было, что Создатель приветствует создание, что Царь пребывает в шатре воина, что Владыка входит в дом раба. Иоанн, увидев из утробы находящегося во утробе, старался превзойти границы природы, говоря: я не знаю ограниченного природою Господа, и не буду ждать времени рождения; мне не нужны для рождения девять утробных месяцев; не нуждаюсь в этом теперешнем заключении; и почему не выйти из уз, удерживающих меня? Я выйду, кратко объявлю значение дивного дела; я печать божественного пришествия; я утроба воплотившегося Бога Слова; вострублю, и отцовский язык сделаю красноречивым; вострублю, и материнскую омертвелую утробу оживлю. Выйду, предтеку с проповедью, возглашу всем присутствующим: "вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира" (). Таково играние Иоанна, или лучше, слова.

"Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, …и радовались с нею" (). Ибо чудом было то, что в старости и с заматоревшею утробою родила Елизавета; это зависело не только от плотского отца, но и от Бога Слова. Об этом свидетельствует сам Архангел Гавриил, сказавший Захарии: вот "жена твоя родит тебе сына; …и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии" ().

О, рождение сына иной, изумительной природы! Оно было изумительно и неестественно, так как обычно тот, кто рождает, при содействии страсти рождает, - и та, которая рождает, в болезнях рождает. В чем же скорбь Елизаветы, когда присутствует Святой Дух, а не неопытная восприемница, когда это дело благодати, а не тягость природы? Слушай! Этот труд был ничтожным в сравнении с радостью. - Не после своего рождения Иоанн получил благодать, но из материнской утробы одевшись освящением, стал дивным предводителем, как сказал Ангел: "Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей… и предъидет пред Ним в духе и силе Илии" (). Кто кому будет предшествовать? Иоанн Владыке Христу; поэтому он называется Предтечею, как можно слышать из слов самого Иоанна о Спасителе: "за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня" (). За мною - по времени; прежде меня - по престолу.

Почему Гавриил сказал, что Иоанн предшествует Царю Христу в духе и силе Илии Фесвитянина? Слушай внимательно! Илия значит - Бог. Так как Иоанн имел в самом себе Бога, - он исполнился Духа Святого еще от чрева матери своей, а Бог есть Дух, - то о нем говорил Господь чрез пророка за много времени раньше: "Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною" ( ср. ) и многих обратит от заблуждения к истине; ради этого Иоанн предшествует Господу в духе и силе Илии, так как у Иоанна много было сходства с Илиею.

Конечно, сын рождается, и речь возвращается к отцу. Захария, когда его спрашивали, как бы он желал назвать дитя, - потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. Не поверивший словам Ангела теперь вынужден писать о явлении, проповедовать письмом; тогда по слуху не принявший сказанного теперь законодательствует рукою, пишет о бывшем. И, дав имя ему, получил речь: отсюда "все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога" ().

О изумительное и странное чудо! Пишется имя сына, и немые уста отца открываются; Иоанном называется, и язык называющего устрояется. Видишь ли, как он не погрешил, и мы не погрешили, сказав приличное объяснение? Вот имя самого праведного открывает немые уста, и побуждает неподвижный язык. Так вопиющий Иоанн обнаруживается, что даже самое его имя вызывает голос: я "глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (). О, чудо! Слово пребывает, и голос предвозвещает; Владыка идет, и раб предпосылается. Итак, возрадуемся и возвеселимся, что Елизавета родила и Захария возговорил; что неплодная произвела, и старец воскликнул; что восковая дощечка была спрошена, и язык иерейский разрешился и голос возвратился; что Предтеча явился и весь мир возрадовался.

Здесь следовало бы закончить слово, но Захария не позволяет восклицанием: "благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему" (). Изумительные дела! Что говорит Захария? После своего исцеления от немоты Захария первый раз воскликнул: Благословен Господь . Что это значит? Захария был мертвым, и воскрес. Он не был мертвым по природе, но перенес подобие смерти. Он удерживался молчанием, как гробом, и как пеленами, был связан узами языка; он возвратился к жизни, не дыша священством, и принес оплакивание, горесть народа. Когда упраздняется иерей, скорбят все, за кого он ходатайствовал. После этого образного воскресения Захария первый раз воскликнул "благословен Господь Бог израилев" . О, Захария! Если бы ты не увидел духовного колоса, не узнал духовного земледельца, не получил дара, то не благословил бы дателя. Но Захария восхвалил Бога пророческою песнею, достойною дара. Воскликнем и мы: благословен Господь Бог христианский, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему . Ему слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» ( ). Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского). Слово в день Рождества Иоанна Предтечи.

Проповедь протоиерея Григория Дьяченко. День Рождества св. Иоанна Предтечи.

Проповедь протоиерея Александра Глебова. Проповедь о святом Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне.

Книги, статьи, стихи

Иоанн Креститель: Предшественник новой жизни.

7 июня Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи, кем был тот, кого евангелия называют величайшим ветхозаветным пророком? Последний праведник Древнего Израиля, о нем рассказывает известный библеист Андрей Десницкий.Это о нем Христос сказал: «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11:11, ср.: Лк. 7:28). Удивительные слова! Оказывается, все ветхозаветные пророки уступают этому человеку, который вроде бы не сделал ничего особенного — просто призвал народ к покаянию, указал на Иисуса… Он не выводил народ из рабства, как Моисей...

Цитата дня Александр II был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Петербурге бомбой, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким.

1989 год. Была изобретена Всемирная паутина (World Wide Web, WWW), более известная как Интернет.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

72 г. до н.э. родился Захария, отец Иоанна Крестителя. На самом деле Захария не был священником, а был простым скотоводом. 68 г. до н.э. родилась Елизавета, мать Иоанна Крестителя.

Рождество Иоанна Крестителя

7 июля 10 г. до н.э. в три часа дня родился ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ в городе Тарихея на берегу Галилейского озера. Елизавете в это время было 58 лет, а Захарии – 62 года.

Иоанн Креститель родился в день который на Руси отмечался как .

«Наречение Иоанна Крестителя» (картина Рогира ван дер Вейдена. Разрешившаяся от бремени Елизавета лежит в кровати, на переднем плане Захария пишет имя сына)

На восьмой день после рождения ребёнка по иудейскому обычаю младенцу полагалось сделать обрезание и дать ему имя. Соседи и родственники, присутствовавшие при этом, предлагали дать мальчику имя Захария, в честь отца. И тогда немой Захария, помня о вещем сне, потребовал дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Захария так сильно разволновался, что неожиданно для всех произнёс написанное вслух: «Иоанн имя ему!» Это произвело на всех присутствующих сильное впечатление. Заговорил человек, который молчал 60 лет. Весть об этом событии разнеслась по всей округе.

Елизавета своего сына Иоанна сильно любила и всячески его баловала. Поэтому мальчик рос капризным, по малейшему поводу сразу же впадал в истерику, начинал стучать ногами по полу и требовать своё. К окружающим его людям Иоанн относился свысока, насмешливо и даже мог зло пошутить над невинным человеком. Всё резко изменилось после смерти родителей. Мать умерла, когда Иоанну исполнилось 8 лет. Через год ушёл из жизни отец Захария. Иоанн как сирота был определён в иудейский монастырь неподалёку от своего родного города.

Иоанн стал практически рабом у монахов. Законы в монастыре были жестокими, условия жизни – адские. Самое распространённое и самое мучительное наказание для провинившихся заключалось в стоянии голыми коленями на мелких битых камнях. Щебёнка острыми углами царапала кожу и до крови вдавливалась в тело наказанного. Этой пытке 9-ти летнего Иоанна подвергали по нескольку раз за день. Поводом могла послужить всякая мелочь, любая провинность – не так прошёлся, не так ответил, не туда повернулся, не то сделал. Мальчик ложился на постель поздно ночью и засыпал как убитый, а утром его уже будили ни свет ни заря, так как жизнь в монастыре начиналась с 3 часов утра. Священнослужители, на словах проповедуя любовь к ближним, наяву оказались изощрённо жестокими и злыми садистами. Там в монастыре он постиг открывшуюся ему истину – монахи в Бога не верят! Он лишь прикрываются именем Бога, чтобы обманывать других людей, заставляют их работать, собирают пожертвования на свою безбедную жизнь и изображают перед всеми окружающими благочестивость и веру. Иоанн совсем другими глазами стал смотреть на окружающий его мир, который оказался насквозь фальшивым и лживым.

Одновременно с работой Иоанну приходилось учиться – в монастыре он освоил грамоту, стал читать, писать, считать. Смышлённый мальчик подавал большие надежды. Он знал четыре языка: два еврейских – иврит и арамейский, латинский – официальный язык Римской империи и гальский. Последнему языку Иоанну обучил пленный галл, раб, живущий в монастыре, который занимался врачеванием. Этот галл с симпатией относился к Иоанну, проводил с ним много времен и любил рассказывать мальчику истории о неведомых странах, в которых ему приходилось бывать. Именно от этого человека молодой Иоанн узнал о том, что мир огромен и разнообразен, о том, что где-то там вдали, за морем, существуют неведомые страны, в которых люди живут совсем по другим законам и обычаям. После этих рассказов у Иоанна возникло желание побывать в Риме, Галлии, Греции, Индии и своими глазами увидеть весь мир.

Иоанн рос, и с годами у него стали проявляться необыкновенные способности, открылся дар ясновидения. Он начал заниматься предсказаниями будущего. Над его словами сначала просто смеялись, принимая всё в штыки. Если же предсказанное сбывалось, тем более что-нибудь плохое и неприятное, то все сразу набрасывались на Иоанна, обвиняя его в том, что он «накаркал» несчастье. Иоанн, вырастая, всё больше замыкался в себе, стараясь ни с кем не разговаривать по душам и не делиться пережитым. Он стал чувствовать пропасть между собой и другими людьми, которые его просто не понимали.

Иоанну, жившему в монастыре, исполнилось 13 лет (3 год н.э.). По законам того времени с этого момента мальчик считался совершеннолетним, и его следовало женить. Иоанн был не монахом, а лишь воспитанником в монастыре и жил по обычаям светским правилам, и на него не распространялись ограничения монашеской жизни. Уже после того, как был назначен день свадьбы, с Иоанном вдруг случилась ужасная неприятность. Он рубил дрова и нечаянно топором попал себе по ноге – острое лезвие с размаху попало между ног и срезало кусок мяса с икры. Рана загноилась, возникла угроза гангрены. Иоанн мог на всю жизнь остаться безногим, но, к счастью, его спас пленный галл – доктор умело обработал рану и не допустил возникновения опасной опухоли. Иоанн выздоровел, и лишь хромота и шрам, оставшиеся на всю жизнь, напоминали теперь ему об этом неприятном событии. Да ещё в ненастную погоду нога ноющей тупой болью иногда давала о себе знать. Монахи, посчитав это происшествие дурным предзнаменованием, решили отложить женитьбу Иоанна.

Чем взрослее становился Иоанн, тем тягостнее было ему в монастыре. Ему порой казалось, что он задыхается в атмосфере всеобщей ненависти и лжи. Иоанн резко выделялся из всеобщей толпы, ему многие завидовали и его ненавидели. У многих он вызывал раздражение одним своим внешним видом. У Иоанна были открытое, доброе лицо, голубые глаза, красивые русые вьющиеся волосы. От него просто веяло здоровьем, молодостью и уверенностью в себе. Иоанн был высокого роста – 182 см, с мощной спортивной, мускулистой фигурой, статный. Больше всех невзлюбил молодого юношу монах, который одним своим видом внушал отвращение,- горбатый, одноглазый, болезненный, хилый. Он придирался к Иоанну из-за всякой мелочи и изо всех сил старался досадить ему. Именно из-за козней этого монаха Иоанну и пришлось покинуть стены монастыря. Ему тогда исполнилось 16 лет (6 год н.э.). В монастыре Иоанн занимался добычей золота, которое переплавлялось в слитки тут же, в монастыре.

Пропала крупная партия золота. Похититель, тот самый горбатый монах, подстроил всё таким образом, что подозрение пало на Иоанна. Даже настоятель монастыря, всегда по-доброму, с симпатией относившийся к юноше, был уверен в его виновности. Иоанн убежал и забрался на курган недалеко от монастыря и в рыданиях и переживаниях провёл остаток дня. Выплакавшись, Иоанн уснул. И во сне было ему видение – к нему подошёл высокий старец в белых одеждах с посохом в руке и произнёс: «Ты успокойся. Сейчас твоё время ещё не пришло. Оно придёт гораздо позже. А сейчас ты не должен оставаться здесь. Здесь для тебя всё чужое, всё не твоё – место не твоё, вера не твоя… Ты должен идти на Восток». Над головой старца сиял сверкающий нимб, облик его был прекрасен. Это событие произошло 28 марта 6 года н.э.

В 20 км от монастыря находилась деревушка, в которой жила добрая старушка. Иоанн познакомился с ней, когда приезжал в деревню продавать излишки продуктов. Честный юноша с открытым лицом понравился бабушке. Он часто навещал старушку, та его встречала как родного, подкармливала и заботилась о нём как о своём собственном сыне. Приняв решение, Иоанн сразу же направился к своей знакомой. Пожив у старушки несколько дней, Иоанн с первым попутным караваном отправился в Тибет – неведомую, загадочную страну, полную чудес, о которой он так много слышал.

Иоанн выучил два тибетских языка и всерьёз увлёкся классической тибетской медициной, стал настоящим специалистом в ядах. На Тибете Иоанн провёл 6 лет и 7 месяцев. После этого он уехал в Индию, где прожил ещё два года.
Он выучил три индийских языка и ознакомился с технологией изготовления шёлка. Иоанна интересовало всё необычное и загадочное в самых различных областях человеческой деятельности. Иоанн усиленно занимался йогой, на два-три месяца уходя от людей в глушь и медитируя в одиночестве. Во время медитаций Иоанн путешествовал во времени и пространстве… Во время таких путешествий Иоанн увидел, как в будущем он станет крестить людей с помощью воды. Иоанн обошёл все святые места в Индии и Тибете и ознакомился со всеми религиями, занимался исцелением людей.

В Китае Иоанн пробыл недолго – восемь месяцев. Ему не понравилась эта страна – китайцы оказались весьма злыми и подозрительными людьми. Китайский язык был десятым языком, который выучил Иоанн. Иоанн обладал капризным характером, настроение у него слишком часто менялось – он то веселился от души, хохотал, тянулся к людям, к обществу, то неожиданно впадал в глубокую депрессию, не хотел никого видеть и уединялся где-нибудь в одиночестве. Он был непредсказуем, и ученикам Иоанна было порой трудно находиться с ним рядом.

Неординарные люди, наделённые талантами, способные творить и созидать, обладающие огромной энергией, зачастую имеют капризный, непредсказуемый характер. Им слишком тяжело жить с простыми людьми, потому что они видят, что обыкновенные люди не всегда их понимают. Чем мудрее человек, тем тяжелее жить ему на земле, потому что он видит несовершенство этого мира.

Иоанн в Риме

Вернувшись из Индии, Иоанн начал проповедовать: он рассказывал, как живут люди в других странах; объяснял евреям, что иудейская вера сильно искажена священниками, и поэтому не стоит доверять каждому их слову; говорил, что не стоит полностью отвергать всё иностранное, наоборот, нужно перенимать у других народов всё самое лучшее, в том числе и у римлян; вместе с тем не надо мириться с нынешним тяжёлым положением, нужно бороться за свою свободу.

Об Иоанне говорил пророк Исаия: "Голос раздаётся в пустыне: приготовьте путь Господу! Выпрямьте путь перед Ним!" Евангелие Матфея 4
Иоанн носил одежды из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом. Ел он саранчу и дикий мёд. К нему приходил народ из Иерусалима, со всей Иудеи и из окрестностей Иордана. Исповедующих свои грехи он крестил в реке Иордан. Евангелие Матфея 4

Целый год Иоанн таким образом проповедовал в Иудее, перемещаясь из селения в селение, и везде повторялось одно и то же – никто не хотел воспринимать его слова всерьёз.

Иоанн решил совершить поездку в Рим, чтобы лучше на месте узнать римлян, ознакомиться с их обычаями и нравами, разобраться во всём самому. С собой он взял своего верного спутника – 15-ти летнего мальчика-сироту, который прибился к нему во время его скитаний по иудейской земле.

Прожив некоторое время среди римлян, Иоанн был сильно разочарован. Он убедился, что и в столице царят те же самые пороки, что и в провинции,- повсюду ложь, лицемерие, жестокость и обман. Духовные ценности никого не интересуют, римские священники, как и иудейские, думают только о том, как бы поплотнее набить свой карман. О Боге вспоминают только тогда, когда это сулит выгоду, о спасении своей души никто не задумывается. Присмотревшись, Иоанн понял, что ничего хорошего римляне иудеям дать не смогут. Великий Рим может принести в маленькую Иудею лишь раздор, зло, войну. Иоанн решил посмотреть, как живут люди в других странах, находящихся под римским игом. Он побывал в Галлии (Франция) и среди племён германцев. Везде люди жили одинаково, повсюду царили раздор, войны, зависть… Люди ненавидели друг друга за всё – за то, что они разной веры, за то, что они разной национальности, бедные ненавидели богатых, богатые издевались над бедными… Иоанн понял, что всем людям не хватает одного – единства. Только новая вера, чистая и правильная, может объединить и примирить все народы и нации, только истинная единая вера поможет побороть жестокость и сделать людей счастливыми и свободными. В общей сложно Иоанн провёл в Риме, Галлии и Германии два года и вернулся назад в Иудею.

20 марта 15 года в Галилею из Индии вернулся Иоанн Креститель. Ему было в то время 25 лет. Первым делом он посетил монастырь, который покинул 9 лет назад. За это время многое изменилось. Старый настоятель монастыря умер, его место занял другой монах, который ранее был простым послушником. Он и рассказал Иоанну о том, что после его ухода раскрылась настоящая причина пропажи золота. Одноглазый вор был разоблачён, и с Иоанна сняли все обвинения. К этому времени злобный монах тоже умер. Теперь Иоанн хотел вернуть себе назад родительский дом. После смерти отца Захарии этот дом перешёл в пользование монахов, и, чтобы вернуть назад своё жилище, Иоанну надо было обратиться к первосвященнику в Иерусалим. По пути в Иерусалим Иоанн неоднократно слышал от попутчиков и встречных прохожих рассказы об Иисусе, который, вернувшись из Египта месяц назад, уже успел прославиться чудесными исцелениями людей. Слава о 19-ти летнем целителе быстро разнеслась по всей Иудее.


Фрагмент иконы «Иоанн Креститель» из деисусного чина Николо-Песношского монастыря близ Дмитрова, первая треть XV в. Музей Андрея Рублёва.

Встреча Иоанна и Иисуса произошла 17 апреля 15 года доме у Иосифа Аримафейского.
Иисус услышав от Иоанна об Индии, загорелся желанием отправиться в эту страну.
Чтобы вернуть назад свой дом, Иоанн по законам того времени должен был жениться и завести семью - в этом случае спорное жильё возвращалось первоначальному хозяину.

14 октября 15 года умер 67-ми летний Иосиф. Иосиф был погребён на городском кладбище в Назарете.

Женитьба Иоанна Крестителя

Мария нашла для Иоанна подходящую невесту - красавицу Саломею из соседней деревни Каны Галилейской. Так как у жениха на момент свадьбы не было ещё своего жилья, то торжество было решено провести в доме родителей невесты.
26 декабря 15 года в Кане состоялась свадьба Иоанна и Саломеи.

Через три дня в Кане, в Галилее, был свадебный пир. Туда были приглашены Иисус, Его Мать и ученики Иисуса. Случилось так, что во время пира кончилось вино, и мать Иисуса тогда сказала Ему: - У них нет вина. Мария была посаженной матерью Иоанна и ведала всеми приготовлениями на свадьбе. Поэтому когда неожиданно кончилось вино, то именно к ней и обратились с жалобой…
Иисус ответил: - Почему Я должен заботиться об этом? Ведь Моё время ещё не настало. Мать Иисуса сказала слугам: - Делайте, что Он вам скажет (Мария ведёт себя, как хозяйка, а не как гостья, что очень странно!).
Рядом стояло шесть больших каменных сосудов, которые иудеи использовали для обрядовых омовений. В каждый сосуд вмещалось около ста литров воды. Иисус сказал слугам: - Наполните сосуды водой (чужие слуги послушались и Иисуса, это говорит что Он был там не просто гостем).
Те наполнили их водой до верха. - А сейчас зачерпните,- сказал Он,- и отнесите распорядителю пира. Они так и сделали. Тот попробовал воду, ставшую вином. Он не знал, откуда вино, об этом знали только слуги. Распорядитель отозвал в сторону жениха и упрекнул его: - Все подают вначале вино получше, а потом, когда гости напьются, подают вино похуже. А ты сберегал лучшее вино до сих пор .

Затем Иисус, обладавший невероятной силой гипноза, внушил всем гостям, находящимся на свадьбе, что в кувшинах находится не вода, а вино. Люди пили воду, и им казалось, что это необычайное вино. Слава о чуде превращения воды в вино разнеслась по всей округе.

Это было первое чудо, совершённое Иисусом в Кане Галилейской. Он таким образом проявил свою славу, и ученики Его поверили Ему. После этого Иисус вместе с матерью, братьями и учениками пошёл в Капернаум, и там они пробыли несколько дней. Евангелие Иоанна

«Тот, кто любит свою жену, любит и самого себя». «Помните, что каждый муж должен любить свою жену, как самого себя, и жена должна уважать своего мужа». Письмо Ефесянам 5


Икона «Брак в Кане Галилейской»
На этих иконах изображали не само чудо, а пир, на котором оно свершилось. Сюжет особенно полюбился в XVII-XVIII веках, когда иконопись сблизилась со светским или, как его тогда называли, мирским искусством. На иконах представляли пир, участники которого слушают веселых музыкантов-скоморохов.

30 лет Иоанн на целый год ушёл в пустыню и жил там отшельником, питаясь только травами и саранчой, очищал свою душу и тело. Он много познал в пустыне, стал мудрее и прозорливее, научился слышать голос Божий, который подсказывал ему ответы на многие вопросы. Наедине с природой у человека открываются новые возможности организма, он начинает чувствовать то, что раньше было ему недоступно.

Это отшельничество произвело сильное впечатление на последователей Иоанна, которые видели, что этот человек не стремится к наживе и какой-то своей выгоде, он несёт новую веру и готов ко многим жертвам ради этого.


«Крещение Господне» (картинаТинторетто)

Инициация – «Крещение»

21 августа 22 года 26-ти летний Иисус после долгого пятилетнего отсутствия вернулся на родную землю. Узнав, что Иоанн Креститель находится у себя дома, Иисус тут же поспешил его увидеть. 3 сентября состоялась встреча двух друзей.

Обряд крещения возник после распятия Христа. Принимая крещение, человек начинал верить в Христа, распятого на кресте. Во времена Иоанна же ещё не было распятия – как символа христианства. Иоанн же в те времена совершал не «крещение», а просто окунал человека в воду, смывая с него все прошлые грехи. Очистившись человек был готов к новой жизни, он уже был готов принять новую веру.

На это Иоанн им отвечал: - Я крещу вас в воде, но придёт тот, кто могущественнее меня, я не достоин даже развязать ремни Его сандалий. Он будет крестить вас Духом Святым и огнём. Лопата, которой Он просеивает зерно от соломы, уже у Него в руках, зерно Он соберёт в хранилище, а солому сожжёт в неугасимом огне .
Это выражение было понято неправильно, им воспользовались те, кто хотел навязать новую веру огнём и мечом. Во времена средневековья инквизиторы «во имя Христа» живьём сжигали на костре еретиков, они обращали в христианство целые народы по всему миру, производя крещение не водой и Божьим словом, а огнём и мечом.

Иоанн никогда не крестил толпы евреев со всей Иудеи - ему никто не позволил бы это делать. На страже иудейской веры стояла многотысячная армия фарисеев, саддукеев и священников. "Тора" резко отрицательно относилась к тем, кто изменял вере предков, и в таких случаях советовала забрасывать богоотступника камнями. Но римлян запретили этот вид казни. Смертные приговоры имел право выносить лишь наместник Иудеи - прокуратор.


«Иоанн Креститель» (картина Эль Греко)

Как только Иоанн провёл над Иисусом обряд обращения в новую веру, весть об этом разнеслась по всей округе. Иоанн вскоре был арестован царём Иродом Антипой (сын Ирода Великого). Ирод Антипа лично беседовал с Иоанном, пытаясь понять, что, собственно говоря, тот хочет и не несут ли его действия угрозу царской власти. Иоанн Креститель объявил, что он хочет одного – дать людям свободу. В том числе и свободу вероисповедания – каждый человек имеет право выбрать ту религию, которую хочет, и никто не вправе осуждать его за это.
Иоанн пользовался огромной популярностью у людей. К нему на "инициацию" и проповеди собирались люди со всей Иудеи. В то время законом были запрещены любые сборища людей. Толпу мог собрать только царский глашатай для объявления очередного указа. Даже соседям запрещалось ходить друг к другу в гости большой толпой. Исключение допускалось в двух случаях - свадьбы и похороны.
Иоанн Креститель своей деятельностью нарушал этот закон. К нему люди собирались гораздо охотнее, чем к глашатаям, читающим очередной указ.

Иоанн собирал людей в основном всегда вечером, при звёздах. На эти собрания проникали царские соглядатаи, шпионы, которые внимательно за всем следили и доносили царю обо всём подозрительном. Речи, которые вёл Иоанн, не нравились властям - тот выступал против богатых, ратовал за свободу и равноправие.

Жена Ирода Иродиада - завистливая, злая женщина, которая любила поучать мужа, постоянно вмешивалась в его дела. И Ирод Антипа слушался её во всём, выполняя её капризы. У Иродиады были собственные шпионы, которые также следили за собраниями у Иоанна Крестителя. Иродиаде было неприятно, что какой-то нищий пророк становится гораздо популярнее у народа, чем её собственный муж - царь. Именно Иродиада настояла на том, чтобы Ирод арестовал Иоанна и поместил его в темницу. Иоанна сначала держали в заключении в крепости Махерон, а затем перевели в город Сепфорис, поближе к царю. Ирод часто навещал своего узника и любил беседовать с ним на различные темы. Антипа держал Иоанна не на правах пленника, а на правах гостя. Почести ему не оказывались, но питание и отношение были нормальные. Вечерами они вели долгие беседы, играли в шахматы и рассказывали популярные в то время диковинные пасьянсы на картах.
Иоанн, обладавший даром ясновидения, часто рассказывал Ироду, что ждёт в будущем его детей, жену. Про своё будущее Антипа спрашивал очень редко, стараясь не подавать вида, что относится к этому серьёзно. Ирод интересовался жизнью и будущим своих придворных, как бы из праздного любопытства, ради забавы. На самом деле Антипа, получая ценнейшую информацию о своём окружении, старался правильно распорядиться ею.

Иоанн, много путешествовал по миру, знавший, как живут люди в других странах, их законы и обычаи, был для царя Ирода бесценным подарком. В то время через Иудею проходило много торговых путей и приезжало огромное количество людей из других стран. Царь Ирод заключил немало выгодных союзов и торговых сделок благодаря советам Иоанна. Но Антипа из-за чрезмерной гордости никогда не благодарил Иоанна вслух, не восхвалял его, стараясь не признавать в открытую, какую важную роль играет его пленник в государственных делах.
Понимая полезность Иоанна, царь даже предлагал ему стать придворным советником. Но тот гордо ответил: "Я свободный человек, ни на кого работать не буду и потому отказываюсь от этого предложения".
Ученики приходили в темницу к Иоанну свободно, Антипа давал ему такие привилегии. Иоанн, слыша о делах Христовых, послал двоих учеников своих с вопросом: "Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?"
Иоанн хорошо знал, что Иисус - именно тот самый Спаситель, которого так все ждали. В этом вопросе был скрыт другой смысл - Иоанн хотел неприметно узнать, готов ли Иисус к восстанию, смел ли он духом, есть у него решимость для действий.

Иисус в иносказательной форме ответил: "Пойдите скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мёртвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!" Этим Иисус хотел сказать, что он смел духом и готов к действию, но пока не готов сам народ. Но вера народа с каждым днём растёт и усиливается, надо ещё подождать, пока вера людей не окрепнет окончательно.
Иродиада, жена царя, тайно подслушивала разговоры Ирода с Иоанном и подсматривала за ними через специальное устройство в стене. Её пугала способность Иоанна видеть невидимое, знать всё тайное. Дело в том, что Иродиада была гулящей женщиной, мужа своего она не любила, и у неё был молодой любовник. И каждый раз, прислоняясь ухом к потайному устройству, она с замиранием сердца ждала, что сейчас Иоанн расскажет царю о ней всю правду.
Иоанн был мудр и не стал вносить раздор в эту семью, потому что он видел, что царь Иродиаду любит. И если дойдёт дело до разбирательств, то Ирод невольно встанет на сторону своей жены.
Иоанн не признал Иродиаду, он как-то при ней и Ироде рассказал притчу о неверной жене, которую казнил узнавший об изменах муж. Ирод не понял истинного смысла этой притчи. Иродиада прекрасно поняла этот намёк. Она ещё больше стала бояться Иоанна и стала просить царя казнить Иоанна или выслать его из страны.
Иоанн не постоянно сидел в темнице. Антипа, стараясь сделать Иоанна своим другом и советником, отпускал его на волю, надеясь таким образом завоевать расположение пророка. Однако Иоанн принимался за старое - собирал людей и проповедовал всеобщее братство и равенство. Ирод просто был вынужден снова арестовывать Иоанна и помещать его в темницу.

По приказу Иродиады Иоанну подсунули отравленные фрукты - персики и виноград, начинённые змеиным ядом. Яд действовал постепенно, не сразу. Иоанн слабел с каждым днём, и для всех было загадкой, что именно с ним происходит. Предчувствуя свою смерть, Иоанн попросил, чтобы к нему пустили его учеников. Он передал им свою последнюю волю, пожелав, чтобы его похоронили на высоком холме возле монастыря, в котором прошло его детство.

Иоанн умер 12 декабря в 25 г. н.э. После смерти Иоанну отсекли голову и отрезали язык. Жена Ирода собственноручно вырезала язык мёртвому пророку.


Икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя»

«Месть Иродиады» (картина Хуана Фландеса)

«Положение во гроб Иоанна Предтечи»
Клеймо иконы «Иоанн Предтеча Ангел Пустыни». Ученики хоронят обезглавленное тело, в то время как Иродиада любуется на голову (левый угол), а её служанка прячет её в пещере (правый угол).

Место погребения и мощи

Древняя традиция локализует место погребения обезглавленного тела Иоанна в Севастии (Самария) рядом с могилой пророка Елисея. Апостол Лука, возвращаясь в родную Антиохию, пожелал взять с собой нетленное тело, но севастийские христиане воспротивились этому и позволили ему забрать только правую руку, которой был крещён Иисус Христос в Иордане (Десница Иоанна Крестителя).Руфинус из Аквилы свидетельствует в 378 году, что язычники из Севастии по требованию Юлиана Отступника в 362 году разгромили гробницу Крестителя, сожгли его останки и развеяли пепел. И из мощей святого в настоящий момент сохраняются упомянутая десница и голова, (изначально оставшаяся у Саломеи).
Однако Симеон Метафраст сообщает, что «что сожжено было не Крестителево тело, а чьё-то другое, ибо патриарх Иерусалимский, узнав заблаговременно о приказе Юлиана, тайно взял из гроба мощи Крестителя и послал их на сохранение в Александрию; вместо них же он положил кости одного мертвеца».
Таким образом, эти мощи 27 мая 395 года оказались в Александрии, где были помещены в базилике, незадолго до этого посвящённой Иоанну на месте храма Сераписа. Пустая могила в Севастии, тем не менее, продолжала посещаться паломниками, и святой Иероним свидетельствует о продолжавшихся там чудесах. Их дальнейшая судьба неизвестна. Коптская церковь также указывает о нахождении могилы Иоанна в своих владениях - в монастыре в Нижнем Египте (Wadi El Natrun).

Глава Иоанна Крестителя


Глава Иоанна Крестителя (Сан-Сильвестро-ин-Капите, Рим)

Исламская традиция считает местом хранения главы Иоанна Крестителя мечеть Омейядов в Дамаске, а католицизм помещает её в римскую церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. Кроме того, упоминается о голове в Амьене (Франция), привезённой из четвёртого крестового похода, и в турецкой Антиохии, а также о нахождении её в одном из монастырей Армении.
В традиции Православной церкви существуют предания о трёх обретениях главы Иоанна Крестителя, в честь каждого установлено отдельное празднование.


Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Первое обретение

По преданию, Иродиада не позволила похоронить голову Иоанна вместе с его телом и спрятала её в своём дворце, откуда она была выкрадена благочестивой служанкой (имя которой было Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода) и в глиняном кувшине захоронена на Елеонской горе. Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знаменьям. Перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви, которая затем обветшала и разрушалась.


Второе обретение

Второе обретение

В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые взяли её с собой, но, проявив леность, отдали нести реликвию встретившемуся им горшечнику. По преданию, явившийся святой повелел горшечнику оставить неблагочестивых монахов и принять на хранение святыню. Перед смертью горшечник поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Позднее реликвия оказалась у священника-арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Позднее над пещерой возник монастырь и в 452 году явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь.


Третье обретение

Третье обретение

Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста, перенесли в город Емессу, а затем в начале IX века в Команы, где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания, по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте.
См.


Гробница Иоанна Крестителя в мечети Омейядов (Дамаск)

Десница Иоанна Крестителя

Десницей Иоанна Крестителя называется его правая рука, которую, по преданию, он возложил на голову Иисуса Христа в момент его крещения. Традиционно местом хранения десницы считается Цетиньский монастырь в Черногории, но турки утверждают, что правая рука Иоанна Крестителя находится у них в музее дворца Топкапы наряду с частью черепа. Также коптский монастырь Святого Макария утверждает, что рука находится у него.
Своё происхождение общепринятая православием реликвия ведёт от апостола Луки, который, забрав её из Севастии, перенёс в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине. После падения Антиохии в X веке Десницу переправили в Халкидон, а позднее в Константинополь. После захвата турками Константинополя в 1453 году рука была переправлена на остров Родос. Когда турки в 1522 году захватили Родос, святыню переправили на Мальту.
В 1799 году Мальтийский орден передал Десницу в Россию, когда российский император Павел I стал великим магистром ордена. После Октябрьской революции святыню вывезли за пределы страны, и долгое время она считалась утраченной.
В 1951 году югославские чекисты реквизировали десницу в хранилище государственного исторического музея в Цетинье. Вплоть до 1993 года десница считалась утерянной навсегда. Обнаружили её в Цетиньском монастыре Черногории, где она хранится в настоящее время.
Православное предание связывает с десницей чудо спасения антиохийской девушки, предназначавшейся в жертву змию. Её отец «лобызал святую руку Крестителя, тайно откусив зубами один сустав малого перста, спрятал его и, помолившись, вышел, неся с собою сустав пальца». На следующий день он бросил палец Иоанна Предтечи в пасть змия и тот издох.


Сказание о деснице Иоанна Предтечи (деталь иконы XVI века)

Два фрагмента мощей Иоанна Крестителя (десница и глава) являются весьма почитаемыми святынями христианского мира. Тем не менее, реликвии эти очень рассеяны по миру: известно о существовании 11 указательных пальцев Иоанна Крестителя. В отношении количества реликвий, связанных с Иоанном Крестителем, у исследователей встречаются следующие цифры: 12 голов, 7 его челюстей, 4 плеча, 9 рук и 8 пальцев.


Гертген тот Синт Янс. «Сожжение останков Иоанна Крестителя» Юлианом Отступником, 1484 г.

Празднование

В честь Иоанна Крестителя установлены следующие праздники:

Православная церковь:
23 сентября (6 октября) - зачатие;
24 июня (7 июля) - рождество (входит в число великих праздников);
29 августа (11 сентября) - усекновение главы (входит в число великих праздников, установлен строгий пост);
7 (20) января - Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения;
24 февраля (8 марта) - первое и второе обретение его главы;
25 мая (7 июня) - третье обретение его главы;
12 (25) октября - праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.

Мусульмане почитают Иоанна пророком под именем Яхья (Йахйа). Согласно Корану он был сыном пророка Закарийи. В Суре 19 «Марйам» приводится рассказ о благовестии Закарийе, аналогичный описанному у Луки: «О Закарийа, Мы радуем тебя вестью про мальчика, имя которого Йахйа!» (Коран. 19:7). Джабраил, сообщивший эту весть, дал Закариёе знаменье: «чтобы не говорить с людьми три ночи [и дня], не будучи лишенным дара речи» (Коран. 19:10).
Спустя два года после рождения Яхьи Аллах благословил его: «О Йахйа! Крепко держись [установлении] Писания, - и Мы даровали ему мудрость в младенческом возрасте, а также сострадание [к людям] от Нас и чистоту, и был он благочестивым, почтительным к родителям и не был ни гордецом, ни ослушником. Благополучие ему [от Аллаха] и в день, когда он родился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда будет воскрешен к жизни» (Коран. 19:12-15).
Аналогичный краткий рассказ о рождении Яхьи содержится в Суре 3 «Семейство Имрана». Отличие состоит в том, что Джабраил сразу говорит о будущем сыне Закарийи как о «воздержанном муже и пророке из праведников, который подтвердит истинность слова от Аллаха» (Коран. 3:39).

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Loading...Loading...