Благовещение Пресвятой Богородицы: смысл праздника. Что означает праздник благовещение

38), в шестой месяц после зачатия прав. Елисаветой св. Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан от Бога в гогод Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Св. Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел.

В истории праздник Благовещения воспринимался и как Господский, и как Богородичный праздник. Феодор Продром (XII в.) в четверостишии называет 12 главных праздников, среди которых, за исключением Благовещения, Богородичные отсутствуют. Гроттаферратский Типикон (XIII в.) упоминает Благовещение среди 14 Господских праздников . С XIV в., с включением в список двунадесятых праздников сначала Успения, а затем и прочих Богородичных праздников, Благовещение становится одним из них .

В отличие от Православной Церкви, где Благовещение считается одним из важнейших праздников, в Римо-католической церкви это второстепенный праздник .

Установление праздника

Изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб второй половины - первой половины III века; в Равенне (после 400) и в Риме , среди мозаик триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре (432-440), исполненных при папе Сиксте III (432-440) , тем не менее можно с большой степенью вероятности утверждать, что установление особого праздника Благовещения произошло не ранее в.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Кондак, глас 8

Величание

Литература

  • Martene E. De antiquis ecclesiae ritibus. Antw., 1737. Vol. 3. P. 588;
  • Хойнацкий А., свящ. Праздник Благовещения Божией Матери в Римско-католической Церкви // ПО. 1873. № 6. С. 1001-1011;
  • Виноградов Н. Канон на Благовещение Пресв. Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. М., 1888;
  • Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901. М., 1996р. Т. 1. С. 121-128;
  • Kellner H. Heortologie oder das Kirchenjahr und die Heiligenfeste in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Freiburg i. Br., 1901. S. 196;
  • Conybeare F. C. Rituale Armenorum, being the Administration of the Sacraments and the Breviary Rites of the Armenian Church. Oxf., 1905;
  • Cabrol F. Annonciation (Fête de l") // DACL. Vol. 1. T. 2. Col. 2241-2255;
  • Петровский А. Благовещение // ПБЭ. Т. 2. С. 619-622;
  • Кекелидзе К., прот. Иерусалимский Канонарь VII века (груз. версия). Тифлис, 1912;
  • Скабалланович М. Рождество Христово. К., 1915. М., 1995р. (Христ. праздники; 4);
  • он же. Успение Пресв. Богородицы. К., 1916. М., 1995р. (Христ. праздники; 6);
  • Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию. К., 19992;
  • Мирковић Л. Хеортологиjа или историjски развитак и богослужење празника православне источне цркве. Београд, 1961. С. 44-46;
  • Θουντούλης ̓Ι. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 980-982;
  • Μπεκατῶρος Γ. Γ. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου: Τάξις λατρείας // Ibid. Σ. 982-983;
  • Οἰκονομίδης Δ. Β. Εὐαγγελισμὸς τῆς Θεοτόκου: Λαογραφία // Ibid. Σ. 983-985;
  • Grosdidier de Matons J. Romanos le Mélode: Hymnes. P., 1965. T. 2. P. 20-40. (SC; 110);
  • Древнейший Иадгари / Изд., исслед. и коммент. Е. П. Метревели, Ц. А. Чанкиевой и Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980;
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства: Пер. с итал. М., 1990. Т. 1;
  • Corrado M. Annunciazione: storia, eucologia, theologia, liturgica. R., 1991;
  • Новозаветные апокрифы. СПб., 2001;
  • Каждан А. П. История визант. литературы: 650-850 гг. СПб., 2002.

Использованные материалы

  • С. А. Ванюков, М. С. Желтов, К. Х. Фельми. Благовещение Пресвятой Богородицы. Православная энциклопедия, т. 5

Благовещение Пресвятой Богородицы - это православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования . Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Исуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение

Праздник Благовещения в православной традиции созвучен Евангелию (от греч. «благая весть »). Икона этого праздника обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой - Архангел Гавриил. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Праздник этот настолько велик, что даже пасхальная служба его не отменяет. По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи могут соединяться.

Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. е. храмом Божиим. Очень красивы и полны глубокого смысла стихеры великой вечерни, построенные как диалог Архангела с Богородицей:

С овётъ превёчныи, tкрывaz ТебЁ nтрокови1це, гавріи1лъ преdстA, тебE лобызaz и3 вэщaz, рaдуисz землE ненасёzннаz. рaдуисz купино2 не њпали1маz. радуисz глубино2 неуд0бь ви1димаz, рaдуисz м0сте к8 нб7сє1мъ преводsи. и3 лёствице выс0каz, ю4же їя1ковъ ви1дэ. рaдуисz рu1чко бжcтвеныz мaнны. рaдуисz разрэшеніе клsтвэ. рaдуисz ґдaмово возвaніе, с8 тоб0ю гDь.

K влsешимисz ћкw чlкъ, речE нетлённаz nтрокови1ца ко ґрхистрати1гу. и3 кaкw вэщaеши гlы пaче чlка. со мн0ю рeклъ є3си2 бGу бhти, и3 в8сели1тисz во утр0бу мою2. и3 кaкw бu1ду гlи ми, в8мэсти1лище прострaнное, и3 мёсто сщ7eниz, и4же на херувимэхъ восходsщему. да непрельсти1ши менE лeстію, небо2 разумёхъ мu1жа. брaку є4смь непричaстна, кaкw yбw nтрочA рождu2.

Б Gъ и3дёже х0щетъ, побеждaетсz є3стествA чи1нъ, речE беспл0тныи. и3 ћже пaче человёка содэвaютсz, мои1мъ вёруй и4стиннымъ глаг0ломъ, все©тaz и3 непор0чнаz. nнaже возопи2, бu1ди мнЁ нhнэ по гlу твоемu2, и3 рождu2 беспл0тнаго, пл0ть t менE заи3мовaвшаго, ћкw да возведeтъ чlка, ћкw є3ди1нъ си1ленъ, надрeвнеє достоsніе, крaйнимъ сошeствіемъ.

На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…». Величание Благовещению - особенное:

Ґ рхaгGльскіи глаc вопіeмъ ти чcтаz. рaдуисz њбрaдованнаz, гDь с8 тоб0ю.

Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога.

————————

Библиотека Русской веры

В Апостоле (Евр. II, 11–18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии (Лк. I, 24-38) содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Д нeсь спасeнію нaшему начaтокъ, и3 вёчнэй тaйнэ kвлeніе, сн7ъ б9іи, сн7ъ дв7ыz бывaетъ, и3 гавріи1лъ рaдость бlговэствu1етъ. тёмъ и3 мы2 с8 ни1мъ бцdэ возопіє1мъ, рaдуисz њбрaдованнаz гDь с8 тоб0ю.

Русский текст

Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, обрадован­ная, Господь с Тобою.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

В збрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

Русский текст

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая.

Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. Пасхи. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.

В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает ». Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи.

Основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.

Наиболее распространенным изводом является «Благовещение с пряжей». Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое.

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Благовещенские храмы и монастыри на Руси

В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила - радостей благовестника ». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях.

На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор их Городца. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484-89).

В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы.

Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске (Белоруссия). По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993–98 гг. в облике XII века.

Много монастырей было посвящено Благовещению Богородицы. Пожалуй, самые древние находятся в Нижнем Новгороде (1221 год), Киржаче Владимирской области (основан в 1358 году преподобным Сергием Радонежским), Муроме.

Следует сказать, что есть даже город, названный в честь праздника - Благовещенск на Дальнем Востоке , на границе с Китаем. Он был основан в 1856 году и носил название Усть-Зейский военный пост (на месте слияния Зеи и Амура). Первый храм, который был там построен, освятили во имя Благовещения, откуда и город получил свое имя. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!

Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы

Старообрядцы продолжили традицию возведения Благовещенских храмов. Этому празднику посвящен строящийся храм Русской Православной старообрядческой Церкви в и в (Румыния).

Общины Русской Древлеправославной Церкви в Саратовской области, селе (Казахстан) и Нижегороской области также отмечают сегодня престольный праздник.

Благовещению посвящены храмы поморских общин Архангельска, (Эстония), (Латвия), (Латвия) и придел Рижской Богоявленской общины (Латвия).

Благовещение (7 апреля). Проповедник христианства Иоанн Златоуст называл Благовещение корнем всех праздников. В этот день «птица песен не поет, а девица косу не плетет». Все замирает в ожидании чего-то великого и таинственного...

В далекой древности пророки предсказывали, что в потомстве царя Давида от Девы родится Младенец, Который станет Спасителем мира. Но проходили годы, столетия, а на земле все не было Избранницы Божией. Потомки Давида не забывали, однако, пророчеств и не теряли надежды на милость Божию. Те же, кто не имел детей, считали это особенным наказанием и горячо молились о ниспослании им драгоценного чада. Читатели помнят легенду о том, как великие праведники Иоанн и Анна вымолили себе под старость лет утешение - дочку Марию. В благодарность за этот дар святые родители дали обет посвятить свое дитя Богу.

Детство и отрочество она провела в храме. Когда же Марии исполнилось 14 лет, по обычаю того времени Ей надлежало покинуть святую обитель и жить, как все остальные девушки. Но к той поре родители Пресвятой Девы уже скончались. Священники Иерусалимского храма вручили Отроковицу на попечение родственнику, праведному старцу Иосифу, чтобы берег и охранял Ее непорочность. Мария переехала в дом бедного плотника в Назарете, где жизнь ее потекла в трудах и молитвах.

Однажды, как повествует предание, Мария читала книгу пророка Исайи и остановилась на предсказании о рождении от Девы Сына Эммануила (в переводе это имя означает «с нами Бог»). Она замечталась о том, как это сбудется, и Ей захотелось стать хотя бы служанкой этой Девы.

Вдруг перед нею явился ангел и произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами».

Мария хорошо знала Священное писание и помнила, что в истории никогда еще не было такого случая, чтобы ангел обращался к девушке или женщине со столь торжественным приветствием. Поэтому она смутилась от похвалы небесного посланника, но он успокоил Ее словами: «Не бойся, Мария. Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего».

Иисус - значит Спаситель. Таким образом архангел Гавриил указал на Его призвание в мире. Тихо, со смирением приняла Мария эту благую весть и ответила: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». И отошел от нее ангел.

Так совершилось чудо. При этих словах в Ней зародилась новая жизнь - и душа и тело Спасителя мира, которого Ей в свое время предстояло родить в земном образе ребенка...

Наши дедушки и бабушки, их родители свято верили, что на Благовещение даже солнце при восходе играет - как на Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово и в Петров день. Старики говорили, что у Бога это самый большой праздник. Тяжким грехом считалось заниматься каким-либо делом на Благовещение - даже для неразумной твари. Если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, по поверью, она какое-то время не сможет летать и вынуждена будет ходить по земле.

С Благовещением связано много весенних примет : «Каково Благовещение проведешь, таково и весь год». «Если в день Благовещения ветер, иней и туман - к урожайному году». «На Благовещение дождь - родится рожь».

Сырая погода в этот день предвещала грибное лето, а если случалась ранняя гроза - это сулило теплое лето и урожай орехов.

К этому светлому празднику крестьяне прежде пекли особые, большие просфоры и несли в церковь. Дома освященную благовещенскую просфору клали сначала под божницу, а затем - в закром, где она хранилась до весеннего сева. Выйдя в поле, крестьянин привязывал просфору к севалке или крошил в зерно, чтобы сохранить посев от «полевого гнуса», собрать хороший урожай.

В былые времена каждый христианин старался оставить по себе добрый след. А поскольку на Благовещение работать нельзя, отмечали его радостным и веселым обрядом: отпускали на волю птиц. Соловьев перед этим купали в ведре с водой - чтобы звонче пели, сытно кормили, а потом выносили клетки в сад или в парк и отпускали пичуг с ладони. Лети, счастливая птаха! Неси людям благую весть.

Благовещение - один из самых главных и радостных праздников в православном календаре. В этом году день благой вести выпадает на Седмицу - 4-ю неделю Великого поста. Рассказываем об истории праздника и о том, как его провести.

Дата празднования

Датой Благовещения считается 25 марта по григорианскому календарю и 7 апреля — по юлианскому. От 25 декабря (7 января), которое с IV века считается днем Рождества Христова, эту дату отделяют ровно девять месяцев.

В православии Благовещение входит в перечень двенадцати важнейших праздников после Пасхи. Его отмечают каждый год в один и тот же день. В православной церкви, которая ведет летоисчисление по юлианскому календарю, — это 7 апреля. В этом году Благовещение выпадает на Великий пост и совпадает со Страстной субботой. Это значит, что в праздник нельзя будет есть рыбу. По монастырскому уставу во время Великого поста рыба разрешена только два раза — в Благовещение и в Вербное воскресенье. Но значение Страстной пятницы, как и каждого дня Страстной седмицы, отменяет эти послабления.

Смысл и история

События Благовещения описаны только одним евангелистом — Лукой, а также встречаются в некоторых апокрифах.

Архангел Гавриил явился Деве Марии и возвестил: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами", сообщив, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия. В христианской традиции считается, что это известие стало первой благой вестью, которую человечество получило со времен грехопадения Адама и Евы.

Название праздника

Само название "Благовещение" ("Евангелисмос" по-гречески) — от слова "Евангелие". "Евангелие" — означает "благовестие", "радостная весть".

Название праздника вошло в обиход только с VII века. До этого в сочинениях авторов тех лет встречались названия: "День приветствия", "Возвещение", "Приветствие Марии", "Зачатие Христа", "Начало искупления" и т.д. Полное название праздника в православии звучит так: "Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии".

Хотя сам праздник появился раньше: большинство историков считают, что традиции праздновать Благовещение установились не ранее IV века.

Кто празднует Благовещение 7 апреля

Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, Украинская греко-католическая церковь (в пределах Украины), а также старообрядцы отмечают Благовещение по юлианскому календарю — 7 апреля.

Традиции праздника

По традиции после Литургии во многих храмах выпускают белых птиц. Этот обычай восходит к народной традиции встречи весны. Как и многие другие, этот языческий обычай с приходом христианства был адаптирован к христианским ценностям. Из Евангелия мы узнаем, что Святой Дух сошел на Господа во время его крещения в реке Иордан в виде голубя. Непорочное Зачатие Девой Марией Иисуса Христа архангел Гавриил также объясняет действием Духа Святого: Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя (Лк 1:35) . Из слияния народного обычая, образа Святого Духа и евангельских слов и появилась эта традиция.

Церковь говорит о том, что в день Благовещения, как и в другие большие церковные праздники, каждому верующему христианину нужно постараться отложить свои дела ради присутствия в храме и молитвы.

В этот день не совершаются заупокойные службы и моления, церковь также не проводит венчания в этот день. Те, кто хочет пожениться, не вступая в противоречие с православными традициями, могут это сделать начиная с первого воскресенья после Пасхи.

7 апреля верующие встречают один из главных и радостных праздников в православном календаре – Благовещение Пресвятой Богородицы. В 2018 году оно выпадает на Великий пост и совпадает со Что этот праздник означает для верующих и как правильно отметить Благовещение Пресвятой Богородицы?

Происхождение праздника

Название «Благовещение» (по-гречески «Евангелисмос») переводится как «радостная весть» или «благовестие». Полностью в православии этот день называется Благовещением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, что частично раскрывает значение праздника.

По описанию апостола Луки, в этот день архангел Гавриил возвестил юной Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа, Спасителя Мира. «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Обрела Ты благодать у Бога и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус», – описываются эти события в каноническом Евангелии.

Дата празднования

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется всегда в один и тот же день - 25 марта по григорианскому календарю и 7 апреля по юлианскому. В отличие от Пасхи, этот день имеет не переходящую дату и отсчитывается спустя ровно девять месяцев от праздника Рождества Христова.

В раннюю Пасху, то есть с 4 по 13 апреля, Благовещение может выпасть и на день за неделю до празднования Пасхи, так и на неделю после Светлого Воскресения Христова.

Радостный праздник 7 апреля по юлианскому календарю готовятся отметить Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви, Украинская греко-католическая церковь на территории Украины, а также старообрядцы. Римско-католическая, Румынская, Болгарская, Польская церкви празднуют этот день 25 марта.

Что нельзя делать в этот день

Про праздник Благовещения говорят, что в этот день «девица косы не заплетает, а птица гнезда не завивает».

Церковь причисляет праздник к числу двунадесятых, то есть двенадцати важнейших после Пасхи праздников в православии наряду с Крещением, Сретением, Рождеством, Вознесением Господнем, Успением Богородицы и Днем Святой Троицы. Большинство из них также имеют фиксированную дату.

По традиции богословов, в день Благовещения каждый верующий должен отложить все мирские дела, а в особенности труд, ради молитвы и присустствия в храме.

В 2018 году празднование Благовещения совпадает со Страстной субботой Великого поста, что означает: в этот день нельзя употреблять рыбу и растительное масло. Согласно монастырскому уставу рыбная пища разрешена во время поста дважды – в Вербное воскресенье и Благовещение, однако значение дней Страстной седмицы отменяет такие послабления.

Традиции Благовещения

В этот праздник не совершаются заупокойные моления, службы и не проводятся венчания. После Литургии в большинстве храмов в небо выпускаются белые птицы. Символом этого дня считается белый голубь, в образе которого Святой Дух сошел на Господа во время его крещения в священной реке Иордан.

В честь этого дня накануне верующие пекут в виде птичек постное печенье и угощают ими друг друга после утренней литургии и причастия.

Многие верующие считают, что в этот день удваивается сила лекарственных растений. Сегодня Благовещение также считается днем, который возвещает миру о весне и свободе. Кстати, на Руси с давних времен в это время выпускали перелетных птиц, пойманных в силки – жаворонок, голубей и синиц. В этот же день было принято «закликать весну», то есть собираться вместе, и песнями «веснянками» просить у природы благосклонности и хорошего урожая в будущем.

Loading...Loading...