Учебно-методическое пособие "значение выворотности в устойчивости и координации движений в классическом танце". Методическая рекомендация для развития выворотности ног Упражнения для развития выворотности тазобедренного сустава

Подвздошно-поясничная мышца обеспечивает переднюю и боковую поддержку спины. Также обеспечивает сгибание туловища. В нее входит большая поясничная мышца. Вместе с подвздошной они формируют единую систему, отвечающую за баланс туловища. Подвздошно-поясничная – одна из самых мощных, обеспечивающих сгибательные движения.

Анатомия

Анатомия подвздошно-поясничная мышца: она входит в группу тазовых. Формируется в основном из двух основных. Первая – подвздошная, вторая – большая поясничная (иногда имеется еще и малая). Тянется из области таза через лакуну (сзади паховой связки) вниз. Сначала проходит спереди бедренного сустава, прикрывает собой его головку и впадинку. Затем доходит до области самого бедра.

Строение: поясничная большая – толстая, в форме веретена, располагается в брюшном прессе, плотно прилегает к позвонкам. Она обеспечивает движение бедер. Подвздошная – плоская, большая, расположена глубоко в ямке. Выполняет аналогичные поясничной действия. Малая имеется у 40 процентов населения. Она помогает созданию кривой для наклонов тела назад.

Прикрепление и иннервация

Подвздошная и поясничная крепятся небольшими сухожилиями к вертелу бедра. Малая – к верхней части лобковой кости, большая начинается на латеральной поверхности, следует вниз и там соединяется с подвздошной. Она берет начало вверху ямки. Затем крепится к внутреннему гребню. Иннервация подвздошно-поясничной – мышечное сплетение в поясничной области.

Особенности

Функции подвздошно поясничной мышцы строго ограничены двумя направлениями. Она практически не принимает участия при передвижении.

Основная задача подвздошно-поясничной – обеспечение баланса туловища, во время фиксации суставов.

При выпрямлении мышца сильно напрягается, усиливает лордоз. Особенно эффективна на начальных этапах сокращения, если бедро выпрямлено. Подвздошно-поясничное сплетение участвует в наклонах таза.

Чем чревата слабость мышцы?

Ее ослабление может способствовать формированию «плоской спины» или появлению сутулости. Напряжение в задней области тазобедренного сустава провоцирует вытяжение бедер. В нормальном состоянии подвздошно-поясничная создает опору и противодействует сильному напряжению.

Если появилась сутулость, то при длительном растяжении связки в передней части тазобедренного сустава ощущают сильный стресс. Это чревато нарушением стабильности, мышечным дисбалансом вследствие сильной компенсации ткани, появлением остеохондроза.

Слабость мышцы и спорт

Подвздошно-поясничная мышца имеет большое значение в спорте, так как участвует во многих дисциплинах – беговых, прыжках, гимнастика, велоспорт, футбол и т.д. В нормальном состоянии происходит сгибание бедра, повышается силовая выносливость организма.

Слабость мышцы приводит к снижению сгибания тазобедренного сустава. Возникают трудности при движении тела. Например, подъем в гору, человеку тяжело встать из сидячего положения. При нарушении функции подвздошно поясничной мышцы болит в области тазобедренного сустава.

Ухудшается качество бега и шага и тренировок. Тяжелоатлетам становится невозможным долго удерживать «треугольники», когда корпус наклоняется вперед, а нижние конечности должны быть согнуты. Спортсмены не могут сделать сильный рывок, поднять большой вес, нормально оттолкнуться для прыжка.

Укрепление мышцы

Крепкие подвздошно-поясничные мышцы помогают развить хорошую скорость, большую силу и ловкость. Особенно это важно в легкой атлетике. Базовые упражнения:

  1. Поднятие ног из положения «лежа на спине».
  2. «Уголок» сидя.

Выполнять упражнение можно на турнике. Человек повисает на руках. Обе ноги подтягиваются к груди, чтоб ее коснулись колени. Разрешается помогать локтями.

Растяжка подвздошно-поясничной мышцы

Растяжка мышцы помогает «удлинить» ее, избавиться от дискомфорта из-за сильного давления других мышц. Самые простые упражнения:

Самое простое упражнение – мостик. Нужно лечь на пол, согнуть и притянуть ноги ближе к ягодицам. Руки расположены на полу – вдоль тела. Затем оно постепенно приподнимается. Упражнение повторяется несколько раз.

Синдром мышцы

Синдром подвздошно поясничной мышцы считается вторичным, появляется на фоне вертебральной патологии или вследствие тендиноза, тендовагинита и других воспалений и нарушений. Они появляются после травм, тазовых воспалительных, дистрофических или онкологических заболеваний.

Синдром может возникнуть на фоне артрита суставов, переломов и трещин бедренной шейки, в начале асептического некроза головки. Нарушение работы подвздошно-поясничного сплетения встречается в 40 процентах случаев. В основном при болезнях тазобедренного сустава и только в 2,5 – как самостоятельная, отдельная патология, которая чаще встречается у молодых людей.

Причины поражения подвздошно-поясничной мышцы

Нарушение функций мышцы может иметь много причин. К ним относится нарушение тонуса (или он разниться) в волокнах, неправильные точки фиксации, травмы костей, бедра, удлинение или укорочение мышечных структур.

Симптомы ослабления мышцы

Первым, и самым частым, признаком является нарушение походки. Человек постоянно спотыкается, с трудом поднимает ноги. Могут появиться боли в поясничной области. Меняется высота гребней. В итоге в области таза начинают смещаться внутренние органы.

Меняется осанка. Появляется тендинит. При поражении любой из поясничных мышц формируется сколиоз (изгиб тела влево или вправо). Может появиться синдром мышцы. Это сопровождается воспалением суставов, болями, как при артрите.

Лечение мышцы

При нарушении подвздошно поясничной мышцы лечение назначается на первых стадиях, комплексное. Оно включает в себя:

  • разгрузочный режим;
  • постизометрическую релаксацию с мануальным терапевтом;
  • ношение специального бандажа;
  • ЛФК для укрепления мышц.

Одновременно во время лечения назначаются обезболивающие блокады, противовоспалительные и общеукрепляющие препараты, миорелаксанты и гидрокинезотерапия. На поздних стадиях проводятся хирургические операции. Обычно удлиняется или укорачивается мышечный пучок.

Лечебная гимнастика

ЛФК (лечебная гимнастика) состоит из комплекса простых упражнений, которые делаются дважды или трижды в неделю. В ЛФК входят:

  • короткий и длинный выпады;
  • упражнения на бедра;
  • сгибание ног в положении лежа;
  • хват над коленом.

Это базовые методики для лечения, которые могут дополняться другими. Это способствует укреплению различных мышц, снижает риск заболеваний спины, позвоночника, частично помогает устранить болевой синдром, улучшает кровоснабжение, повышает тонус.

Спазм

Почему возникают спазмы? Это своеобразная реакция организма на боль. При этом повреждаются бедренные нервы. Если они остаются в таком состоянии длительный период и при отсутствии лечения, то это может привести к серьезным осложнениям двигательного аппарата. Для устранения спазмов применяется:

Хорошо помогают избавиться от спазмов подвздошной и поясничной мышц упражнения на растяжку и расслабление. Перед их выполнением необходима консультация врача.

Комплекс упражнений для мышц

Для пояснично-подвздошной мышцы предусмотрен специальный комплекс упражнений. Например, в позе «лежа на спине» нужно согнуть ноги в коленях и попробовать опускать каждую ногу по очереди, так чтобы конечность коснулась горизонтальной поверхности. Другие упражнения:

  1. Поднятие ног из положения «лежа на спине». Руки убираются за голову. Во время поднятия ног поясница должна быть прямой и оставаться на полу. Конечности поднимаются попеременно – на 3-4 смантиметра над поверхностью. Упражнение выполнятся для каждой от 10-ти до 15-ти раз.
  2. «Сидячий уголок». Нужно лечь на ровную горизонтальную поверхность и поднять голени. Ноги сгибаются в коленях под углом в девяносто градусов. Затем постепенно поднимается верхняя часть туловища. Как только образуется «уголок» продержаться в этой позе 15 секунд. Манипуляции повторяются десять раз.

Лечь на спину и руками обхватить одно колено. Пытаться преодолеть сопротивление, с усилием отводя согнутую конечность в сторону. Упражнение выполняется для обеих ног.

Тренировки на растяжку и укрепление подвздошной и поясничной мышц позволят избежать ряда осложнений и заболеваний. Особенно гимнастика важна для спортсменов. При первых симптомах нарушения функций мышцы нужно обратиться к врачу. Это поможет предотвратить хирургическое вмешательство.

Вылечить артроз без лекарств? Это возможно!

Получите бесплатно книгу «Пошаговый план восстановления подвижности коленных и тазобедренных суставов при артрозе» и начинайте выздоравливать без дорогого лечения и операций!

Получить книгу

Для каждого мужчины очень важна его полноценная сексуальная активность. Но многие из них даже не догадываются о том, что эта функция зависит от того, насколько крепка лобково-копчиковая мышца (m. pubococcygeus), которая находится в области таза. Ее роль очень велика, поскольку данная мышца связана с предстательной железой, отвечающей за половую систему мужчины.

Мышца, называемая лобково-копчиковой, является частью m. levator ani – поднимающей задний проход. Она ощущается при проблемах с мочеиспусканием, регулирует ритм мышечных сокращений в период активности полового члена и в момент оргазма.

От того, насколько натренирована эта мышца, зависит поддержка всех органов. Данный мускул препятствует опущению тазовых органов, что играет большую роль в состоянии всего организма.

У мужчин, которые длительное время в течение суток задействованы на сидячей работе, m. pubococcygeus начинает ослабевать и атрофироваться, поскольку находится в бездействии. Происходит это по причине опущения тазового дна вниз и ослабления сексуальной мышцы.

Последствиями данной патологии становятся такие нарушения:

  • уменьшение сексуального интереса;
  • нарастание жирового слоя на мышце;
  • обменные процессы нарушаются;
  • снижается выработка мужских гормонов.

Но удивительно то, что функциональность половой активности снижается не сразу. Также мужчина не испытывает никаких болезненных ощущений, да и результаты исследований мочи в норме. Однако именно это нарушение и вызывает ряд болезней, связанных с предстательной железой.

Описание упражнений

Как и все другие мускулы, лонно-копчиковая нуждается в тренировке. Но для того чтобы приступить к упражнениям, необходимо ее сначала найти и почувствовать.

Самым легким методом считается остановка выделения мочи в период, когда мужчина ходит в туалет «по-маленькому». Делать это нужно следующим образом: пальцы необходимо расположить между анусом и яичками и на несколько секунд прекратить мочеиспускание. В этот период лобково-копчиковая мышца будет напряжена и ее можно четко ощутить.

Сделать это можно и другим способом. В то время, когда половой орган находится в состоянии эрекции, нужно встряхнуть половым членом, тогда мужчина отчетливо ощутит данный мускул.

Начинаться тренировка лобково-копчиковой мышцы должна с самых простых действий, таких как кратковременная задержка струи мочи. Повторять такую процедуру необходимо не меньше трех раз при каждом мочеиспускании. Только после двух-трех дней таких упражнения можно усилить тренировки другими методами.

Следующее упражнение предполагает такую процедуру:

  • сделав вдох, нужно сконцентрироваться на необходимой мышце;
  • совершая выдох, m. pubococcygeus напрягают (одновременно сжимаются мышцы лица).

Делать эти манипуляции следует десять раз по три подхода. После двух дней тренировок можно увеличить количество подходов. Таким образом, улучшается кровоснабжение полового органа, что приводит к улучшению его функции.

После того как описанные выше упражнения будут освоены, можно спокойно усложнять их. Для этого необходимую мышцу нужно держать в напряжении в течение трех секунд. При этом происходит трехсекундное чередование расслабления и напряжения мускула. Это время следует постепенно увеличивать и промежутки должны быть равными.

Эффективность этих тренировок зависит от того, насколько быстро мужчина способен приводить лобково-копчиковую мышцу в состояние напряжения и расслабления. Связь между лицевыми мышцами и m. pubococcygeus очень велика.

Первоначально тренироваться можно в положении сидя, но наибольшая эффективность будет достигнута, если человек, тренирующий m. pubococcygeus, будет выполнять упражнения, находясь лежа или стоя.

Особенности тренировок

Выполнять эти тренировки можно в разных местах, так как процесс упражнений, концентрация и напряжение, не заметен постороннему глазу. Конечно, активность мимической мускулатуры повышает эффективность от тренировок, но для выполнения более частых процедур можно обойтись и без этой части методики.

Для того чтобы не привести к болезненным ощущениям, необходимо увеличивать количество упражнений и силу напряжения постепенно. Очень удобно выполнять процедуры в те моменты, когда у самого мужчины они не будут вызывать дискомфорта. При этом стоит помнить, что все эти тренировки больше всего являются профилактикой, а не лечением заболеваний предстательной железы. Поэтому, если имеются симптомы заболеваний простаты, эректильной дисфункции, необходимо предварительно проконсультироваться со специалистом.

Тренировать m. pubococcygeus можно лишь в том случае, если нет противопоказаний. Делаются упражнения по укреплению лобково-копчиковой мышцы для увеличения сексуальной активности, а также для придания уверенности в себе. К тому же очень часто эти тренировки способствуют лечению заболеваний предстательной железы.

Значительному отведению бедра препятствует большой вертел, который упирается в верхний край вертлужной впадины и прекращает движение. Преодолеть это сопротивление можно, супинируя бедро. Тогда тормозом останутся только мышцы, приводящие бедро, которые сравнительно легко поддаются растягиванию. Седалищно-бедренная связка мало препятствует отведению бедра. Поэтому, например, при движении «большой батман в сторону» следует значительно супинировать маховую ногу, иначе упражнение неосуществимо.

Мышцы бедра непосредственно под паховой связкой образуют бедренный треугольник. Его верхнюю границу составляет паховая связка, медиальную - длинная приводящая мышца бедра, латеральную - портняжная мышца. На дне треугольника находятся две мышцы: подвздошно-поясничная и гребенчатая. Книзу треугольник переходит в переднюю бедренную борозду, которую закрывает портняжная мышца.

В нижней трети бедра между медиальной широкой мышцей бедра и большой приводящей мышцей перекидывается плотная соединительнотканная пластинка, которая замыкает переднюю бедренную борозду в приводящий канал, ведущий в подколенную ямку.

Особенности тазового пояса и тазобедренного сустава у танцоров и артистов балета. Для правильной постановки корпуса артиста балета и создания красивой позы большую роль педагоги придают положению таза. Тазовый пояс состоит из парных костей - подвздошных, седалищных илобковых . Они соединены между собой сочленениями, а лобковые кости соединены между собой неподвижным хрящевым соединением, называемым лобковым симфизом (лонный симфиз ). Посредством крестцово-подвздошного сустава таз связан с позвоночным столбом.В связи с большим разнообразием поз и движений и большой подвижности в крестцово-подвздошном суставе у артистов балета могут возникать патологические изменения в симфизе .

Таз покрыт большим количеством мышц, важнейшими из которых являются большая, средняя и малая ягодичные мышцы .

Под большой ягодичной мышцей у седалищного бугра и у большого вертела имеются синовиальные сумки - вертельная и седалищная .

Под большой ягодичной мышцей располагаются средняя ягодичная, грушевидная, внутренняя запирательная, близнецовые, квадратная и малая ягодичная мышцы . Все они производят отведение и наружную ротацию бедра . У артистов балета эти мышцы хорошо развиты , так как создают выворотность ноги , необходимую в хореографии .

От положения таза у артистов балета зависят и изгибы позвоночного столба. Сильный наклон таза кпереди ведет к увеличению поясничного лордоза, наклон кзади делает спину плоской, ведет к исчезновению поясничного лордоза. Первое положение вызывает быстрое утомление мышц спины и приводит к возникновению патологических изменений .

Посредством тазобедренного сустава таз связан с нижними конечностями. Тазобедренный сустав имеет большое значение в выполнении различных поз и балетных движений.

Выворотность ног больше зависит от положения готовки бедра в тазобедренном суставе и выворотности в коленных суставах.

Тазобедренный сустав является разновидностью шаровидного сустава, он образован вертлужной впадиной таза и головкой бедренной кости . Головка глубоко входит в впадину и в результате большой площади соприкосновения суставных поверхностей движения в нем несколько ограничены.

Сустав окружают мощные связки ; внутри сустава имеется также мощная связка, называемая связкой головки бедренной кост и . Другая крупная связка- подвздошно-бедрениая - идет от подвздошной кости и прикрепляется по межвертельной линии бедренной кости; она прикрывает сустав спереди. Толщина ее 1 см и она выдерживает груз массой 350 кг.

Функция связки - ограничивать угол наклона таза, а также пронацию и супинацию бедра.

Балерины исполняют такое красивое движение как арабеск , когда бедро отводится до 90° и значительно выше. В этом случае большой вертел упирается в верхнюю часть вертлужной впадины и ограничивает дальнейшее поднимание бедра.

Активное разгибание редко превосходит исходное положение, а если и превосходит, то очень не намного, причем это зависит от тазобедренного сустава. По сути, эффективность функции прямой мышцы бедра как разгибателя коленного сустава увеличивается с экстензией в тазобедренном, так что разгибание в тазобедренном суставе создает условия для разгибания в коленном.

Для предотвращения этого и развития большей амплитуды движений в хореографии необходима выворотность ног . Во время отведения бедра хорошая выворотность способствует отведению большего вертела от края вертлужной впадины. Выворотность как основное условие успешного исполнения классического танца вырабатывается упорным трудом будущего танцовщика с юных лет.

Тазобедренный сустав у артистов балета отличается многообразием движений. Амплитуда движений в нем значительно больше , чем у людей других профессий.

Бедро и бедренные мышцы артистов и танцоров балета . У артистов балета принимает активное участие в танцевальных движениях бедро благодаря большому количеству сильных мышц.

Бедро состоит из бедренной кости, окруженной большим количеством мышц. Бедренная кость у артистов балета отличается массивностью в связи с большой профессиональной нагрузкой, которую она испытывает. Компактное вещество ее утолщено до 1,5-2 см, значительно сужена костномозговая полость. На рентгенограмме бедренной кости хорошо выражены костные бугорки и выступы - места прикрепления сухожилий мышц. Это рабочая гипертрофия бугорков в связи с большой тягой мышц во время профессиональной нагрузки.

Дистальный отдел бедренной кости расширен, мыщелки ее увеличены как по ширине, так и по высоте. Это тоже проявление приспособительной реакции костной ткани артистов балета на профессиональную нагрузку. Значительно увеличены размеры большого и малого вертела , к которым прикрепляется большое количество мышц бедра и таза.

Бедренную кость окружают мышцы с различными функциональными нагрузками . Мышцы окружены плотной широкой фасцией бедра. От нее к бедренной кости идут три межмышечные перегородки, образуя для мышц фасциальные футляры.

В переднем подфасциальном пространстве находится четырехглавая мышца , состоящая из 4 мышц: прямой и широких медиальной, латеральной и промежуточной . Общее сухожилие всех четырех мышц идет к надколеннику , включает его как сесамовидную кость и прикрепляется к бугристости большеберцовой кости.

Передняя группа мышц бедра производит разгибание голени и сгибание бедра в тазобедренном суставе.

Приводящие мышцы бедра , за исключением портняжной, находятся во внутреннем фасциальном пространстве. Поверхностно лежат гребенчатая, длинная приводящая и тонкая мышцы ; глубже лежат короткая приводящая, короткая и большая приводящие мышцы . Все приводящие мышцы бедра начинаются от лобковой и седалищной кости и прикрепляются к шероховатой линии задней поверхности бедренной кости.

Задняя группа мышц включает три мышцы - полусухожильную, полуперепончатую и двуглавую . Они производят сгибание голени . Начинаются они от седалищного бугра; по направлению к подколенной области все мышцы расходятся и прикрепляются к большеберцовой и малоберцовой костям: сухожилие двуглавой мышцы идет латерально (снаружи), а сухожилия полуперепончатой и полусухожильной - медиально (внутри).

Между мышцами задней группы проходитседалищный нерв , который в подколенной области делится набольшеберцовый ималоберцовый нервы .

Мышцы бедра при их напряжении обеспечивают вертикальную устойчивость тела и создают у артистов балета апломб, особенно при стоянии на одной ноге в позе арабеск.

Мышцы артистов балета должны быть эластичными, легко растяжимыми, быстро реагировать на изменение позы или движения во время танца. Это достигается ежедневными экзерсисом в классе, тренировками на репетициях .

Не разогретые мышцы неэластичны и при нагрузке у артистов балета могут легко повреждаться. Особенно часто это наблюдается у артистов балета старше 30 лет, когда от постоянных чрезмерных нагрузок снижается эластичность мышц, возникает так называемая «крипатура» в виде уплотнения мышц. Этот термин широко распространен среди спортсменов и артистов балета. В подобных случаях хорошее лечебное действие оказывает финская баня сауна - снимается крипатура, мышцы становятся мягкими, эластичными .

После длительного вынужденного бездействия (болезнь, роды, отпуск) окружность бедра у артистов балета уменьшается на 1-3 см за счет мышечной атрофии. Измерение окружности бедра входит в комплекс обследования артистов балета при диспансерном наблюдении за ними и контроле за восстановлением балетной формы.

Голень состоит из большеберцовой и малоберцовой костей .

Большеберцовая кость (tibia) - трубчатая кость трехгранной формы с расширенным проксимальным эпифизом, состоящим из латерального и медиального мыщелков с межмыщелковым возвышением.

Дистальный эпифиз с медиальной стороны имеет направленный книзу выступ - медиальную лодыжку, с латеральной - вырезку для соединения с малоберцовой костью, а снизу - суставную поверхность для соединения со стопой (таранной костью).

Тело большеберцовой кости трехгранной формы. Оно имеет три поверхности: медиальную, латеральную и заднюю.

Медиальную поверхность от латеральной отделяет передний край, легко прощупываемый под кожей, как и вся медиальная поверхность большеберцовой кости.

Задняя и латеральная поверхности покрыты мышцами.

Передний край вверху переходит в хорошо выраженную бугристость большеберцовой кости, которая служит для прикрепления связки надколенника.

На задней поверхности находится шероховатая линия камбаловидной мышцы, к которой она и прикрепляется.

Малоберцовая кость (fibula ) - тонкая кость, как и большеберцовая, относится к длинным трубчатым костям ирасполагается латерально.

Проксимальный конец кости заканчивается головкой, которая соединяется с большеберцовой костью, а дистальный образует латеральную лодыжку. Как головка, так и латеральная лодыжка малоберцовой кости легко прощупываются под кожей.

На медиальной стороне латеральной лодыжки имеется суставная поверхность, сочленяющаяся с таранной костью. На задней поверхности проходит борозда, в которой залегают сухожилия малоберцовых мышц.

Между костями голени имеется промежуток, затянутый межкостной перепонкой голени.

Дистально голень переходит в стопу.

Соединение голени и бедра. Коленный сустав блоковидно-шаровидный, сложный и соединяет бедро с голенью. Особенностью его является наличие двух менисков и сесамовидной кости - надколенника. Движения в нем возможны вокруг двух осей: сгибание-разгибание, приведение-отведение.

Коленный сустав – самый крупный в теле человека. Формируется он тремя костями: бедренной (располагается сверху), большеберцовой (размещается снизу) и коленной чашечкой, или надколенником (небольшая косточка округлой формы, которая находится в передней части сустава). Концы бедренной и большеберцовой костей, а также задняя поверхность надколенника носят название суставных. Как и в любом суставе, концы костей покрыты хрящевой тканью. Толщина ее в коленном суставе всего 5–6 мм, но это достаточно, чтобы уменьшить трение костей друг о друга. Сам хрящ имеет очень плотную консистенцию, что необходимо для амортизации ударов при ходьбе.

Большеберцовая и бедренная кости имеют различные выступы и углубления. Углубления на большеберцовой кости немного не соответствуют выступам на суставном конце бедра. Это несоответствие в суставе сглаживается межсуставными хрящами и двумя менисками – медиальным и латеральным. Что они собой представляют? По сути, это пластинки из хрящевой ткани. Только вот форма у них весьма необычная – трехгранная. Снаружи мениск сильно уплощен и срастается с капсулой сустава. Внутренний же край, наоборот, заострен и обращен внутрь колена, где остается свободным. Сверху мениски имеют вогнутую форму, а снизу – плоскую.

Весь сустав находится в своеобразной «сумке» – суставной капсуле. Изнутри она покрыта синовиальной оболочкой, которая имеет ворсинки и складки. За счет своего уникального строения синовиальная оболочка содержит жидкость, необходимую для смазки суставов при движении. Называется эта жидкость синовиальной. По составу она схожа с плазмой крови, за исключением меньшего содержания белков и наличием некоторых свойственных только ей веществ.

Когда речь заходит о колене, обычно подразумевается коленный сустав, ведь именно он является главной частью колена. Однако следует помнить, что к колену относятся еще и мышцы, связки, а также сухожилия. Располагаются они как внутри, так и снаружи сустава, обеспечивая его прочность и подвижность.

Особое строение и слаженная работа всех образующих колено частей позволяют ему стать главным опорным суставом всего тела.

Коленный сустав у артистов балета - один из наиболее крупных и сложных суставов. Он относится к вращательно-блоковидным сочленениям. Образуется коленный сустав дистальным отделом бедренной кости с медиальным и латеральным мыщелками, проксимальным отделом большеберцовой кости и задней суставной поверхностью надколенника.

Между мыщелками бедренной кости имеется глубокая межмыщелковая ямка. Медиальный мыщелок бедренной кости более развит, что обусловливает физиологический вальгус колена 7-8° (вальгус колена - любая деформация, которая вызывает искривление конечностей у детей вовнутрь.).

Мыщелки бедренной кости покрыты хрящевой гиалиновой тканью. Проксимальный конец большеберцовой кости утолщен и имеет два суставных мыщелка - медиальный и латеральный. Суставные поверхности разделены межмыщелковыми бугорками.

В коленном суставе артистов балета часто увеличены межмыщелковые бугорки большеберцовой кости , что далеко не всегда является признаком деформирующего артроза. Эти изменения усиливают скелет и являются благоприятными приспособлениями к большой нагрузке. Это объясняется тем, что вовремя танцев происходят форсированные вращения голени, требующие надежной крепости как крестообразных и коллатеральных связок, так и мышц бедра. Крепость и сила связок и мышц, окружающих коленный сустав, приобретаются в результате раннего начала занятий балетом.

У артистов балета , исполняющих прыжковые партии, происходит увеличение межмыщелковых бугорков и уплощение мыщелков бедренной кости .

Капсула коленного сустава укреплена связочным аппаратом и сухожилиями мышц . С передней поверхности сустав укреплен единственным разгибателем колена - четырехглавой мышцей бедра . Сухожильное прикрепление мышцы сливается с фиброзной капсулой сустава .

Четырехглавая мышца бедра своим сухожилием прикрепляется к большеберцовой кости тремя частями. В это сухожилие вплетаются мышечные волокна прямой мышцы, промежуточной широкой мышцы и большая часть волокон медиальной и латеральной широкой мышцы бедра . Дистальные мышечные пучки обеих широких мышц своими сухожилиями не прикрепляются к надколеннику , а проходят по обе стороны его вниз в виде медиальной и латеральной поддерживающей связки надколенника. Участок сухожилия между нижним краем надколенника и большеберцовой костью носит название связки надколенника. Ширина ее 2-3 см, толщина до 0,5 см.

Проксимальная треть связки надколенника отделена от синовиальной оболочки сустава поднадколенниковым жировым телом. В результате выполнения большого количества движений за короткий период времени у артистов балета наблюдается гипертрофия жировых тел , в последующем могут наблюдаться их ущемления и хроническая травматизация .

В укреплении капсулы сустава принимает участие широкая фасция бедра , покрывающая нижние отделы четырехглавой мышцы, надколенник и фиброзную капсулу . Укрепляющими связками капсулы сустава сзади служат косая подколенная связка, сухожилие полуперепончатой мышцы и дугообразная подколенная связка . С внутренней стороны с капсулой тесно связаны верхняя часть большеберцовой коллатеральной связки и сухожилия полусухожильной и полуперепончатой мышц. Необходимо отметить еще роль суставной мышцы колена , пучки которой прикрепляются к проксимальному отделу капсулы сустава и натягивают кверху конец верхнего заворота синовиальной оболочки при разгибании голени . Мышцы, окружающие коленный сустав, особенно четырехглавая , имеют большое значение в его устойчивости .

При атрофии и снижении их тонуса отмечается симптом «выдвижного ящика» и неустойчивости колена, несмотря на целость крестообразных связок. «Во время танца мышцы бедра должны находиться в состоянии напряжения, быть собранными», - по выражению выдающегося педагога Л. Я. Вагановой, при «распускании» мышц происходят различные травмы вследствие неустойчивости коленного сустава.

Медиальная широкая мышца играет большую роль при внутренних повреждениях коленного сустава . Атрофия этой мышцы и снижение ее тонуса наблюдается при повторных травмах коленного сустава у артистов балета. Между сухожилиями и фасциями, окружающими коленный сустав, располагаются синовиальные сумки и завороты.

Синовиальные сумки - это полости, непостоянно встречающиеся у места прикрепления сухожилия к кости, они редко сообщаются с суставом.

Завороты - это постоянно имеющиеся выпячивания капсулы сустава.

Суставная полость коленного сустава представляет собой щель, которая становится полостью тогда, когда в ней скапливается жидкость при различных патологических состояниях (кровоизлияние, синовит, гнойные воспаления и т. д.). Капсула коленного сустава состоит из двух слоев - наружного (фиброзного) и внутреннего (синовиального). Суставная капсула имеет 9 заворотов.

Синовит коленного сустава - это воспалительное заболевание, возникающее вследствие травмы, инфекции или деформационных поражений сустава. Воспалительный процесс начинается с синовиальной оболочки (мембраны), которая выстилает суставную капсулу изнутри и выделяет в полость сустава синовиальную жидкость. При синовите выделяется избыточное количество жидкости с измененными химическими свойствами - выпота, который и приводит к образованию припухлости в области колена и поражению тканей, связок, костей.

Синовиальная оболочка коленного сустава является важным образованием . Она не везде гладкая, образует местами складки, содержащие большое количество жира и пронизанные сетью сосудов. Синовиальная оболочка богата ворсинами, в которых заложены клетки, выделяющие муцин (слизистое белковое вещество). При усиленной работе количество ворсин увеличивается для выделения большего количества муцина.

Связки и мениски коленного сустава . Функции связочного аппарата колена у артистов балета. Основными связками коленного сустава являются коллатеральные и крестообразные. Они удерживают суставные концы во взаимном расположении .

Малоберцовая коллатеральная связка соединяет латеральный надмыщелок бедренной кости и головку малоберцовой кости. Она имеет вид плоского канатика , волокна которого спирально закручиваются . Эта связка на всем протяжении отделена от капсулы сустава пространством , которое заполнено жировой тканью , кровеносными сосудами, а в верхней части - сухожилием подколенной мышцы. При полном разгибании в суставе она напряжена, в начале сгибания и до угла 150° - расслаблена . Малоберцовая коллатеральная связка напряжена при наружной ротации (вращении) голени и расслаблена при ротации голени кнутри. В связи с неполным ее соединением с капсулой сустава из-за прослойки жировой ткани она значительно реже подвергается повреждениям . Чаще она повреждается у места прикрепления к головке малоберцовой кости.

Большеберцовая коллатеральная связка состоит из двух частей: передней продольной длинной части и задней расходящейся короткой части . Передняя ее часть расположена поверхностно, начинается от бугра внутреннего мыщелка бедренной кости, идет книзу и прикрепляется к медиальной поверхности большеберцовой кости на 3-4 см ниже края медиального мыщелка этой кости. Задняя часть расположена более глубоко, начинается от медиального мыщелка бедренной кости, волокна расходятся назад и книзу, и оканчивается па задневнутренней поверхности большеберцовой кости, сливаясь с наружной и задней окружностью внутреннего мениска. Глубокие пучки этой связки вплетаются в суставную капсулу, укрепляя ее. Эта связка играет большую роль в устойчивости коленного сустава .

Крестообразные связки активно участвуют в механизме движений коленного сустава. При согнутом положении голени связки обеспечивают правильное взаимное расположение сочленяющихся костей, препятствуя чрезмерному смещению большеберцовой кости кзади и вперед. При крайнем разгибании в суставе связка напряжена, в процессе сгибания она расслабляется, но в конце сгибания она опять напряжена. При ротации голени кнаружи связка расслаблена, при ротации внутрь - напряжена . При полном разгибании эта связка напряжена во всех отделах, при сгибании напряжение ее распространяется от передней части к задней, волокна при этом перекручиваются; в конце сгибания она бывает скручена и напряжена во всех своих частях.

При ротации голени кнаружи передние пучки се расслаблены, задние - напряжены . Между суставными поверхностями бедренной и большеберцовой костей лежат полулунные хрящи - мениски. На поперечном срезе они имеют клиновидную форму. Своими концами мениски прикреплены на свободном от хрящевого покрова межмыщелковом костном участке большеберцовой кости. Их широкий наружный край сращен с суставной капсулой. Внутренняя часть менисков постепенно истончается. В паракапсулярной зоне мениска разветвляются сосудистые и нервные веточки, которые проникают из капсулы сустава. Внутренний (медиальный) мениск в поперечнике уже наружного (латерального), имеет полулунную форму и своими прикреплениями к большеберцовой кости охватывает места прикрепления латерального мениска, более широкого почти кольцевидного. Передние участки прикреплений обоих менисков отделены друг от друга местом прикрепления передней крестообразной связки. Места прикрепления задних рогов обоих менисков расположены рядом. Латеральный мениск в средней части и сзади не сращен с капсулой сустава и укреплен фиброзным растяжением подколенной мышцы. Это дает мениску большую подвижность, что и предохраняет его от травмы. Спереди оба мениска соединены тонкой поперечной связкой колена. При разрыве менисков в момент травмы она в некоторых случаях подвергается полному или частичному разрыву, нарушаются места крепления менисков, что может способствовать их ущемлению в момент резких поворотов. При движениях в коленном суставе мениски передвигаются на суставных площадках мыщелков большеберцовой кости в пределах 1 см, латеральный мениск смещается больше, чем медиальный. При разгибании в суставе мениски сдвигаются кпереди, а при сгибании - кзади. Мениски обеспечивают равномерное распределение тяжести по всей суставной поверхности, уменьшают или увеличивают напряжение коллатеральных связок, составляя единое функциональное целое с ними для обеспечения опорности, устойчивости и движений в суставе. Мениски предохраняют мыщелки бедренной кости и большеберцовой кости от взаимных толчков и сотрясений.

У балерин при сгибании голени коллатеральные связки расслабляются и голень получает возможность совершать вращательные движения, а мениски способствуют этим движениям, увеличивая вогнутость и создавая лучшее скольжение.

Мышцы голени. В области голени мышцы разделяются на:

♦ переднюю группу мышц голени, которая разгибает стопу и пальцы, в нее входят передняя большеберцовая мышца , длинный разгибатель пальцев и длинный разгибатель большого пальца .

♦ заднюю группу мышц голени, это - трехглавая мышца голени , состоящая их икроножной -одной из самых сильных мышц, сгибает голень, участвует в пронации и супинации голени и камбаловидной мышц , подошвенная мышца , задняя большеберцовая мышца еще поворачивает голень, длинный сгибатель пальцев и длинный сгибатель большого пальца стопы .

♦ наружную поверхность, которую образуют длинная и короткая малоберцовые мышцы , сгибающие стопу, пронируют ее и укрепляют поперечный свод.

Мышцы, производящие движения в коленном суставе. Мышцы, окружающие коленный сустав, производят при закрепленном бедре (при проксимальной опоре) сгибание, разгибание, пронацию и супинацию голени, при закрепленной голени (дистальной опоре) движение бедра вперед, назад, пронацию и супинацию.

Сгибание голени. Мышцы-сгибатели голени пересекают поперечную ось коленного сустава и расположены сзади от нее. К ним относятся следующие мышцы:

1) двуглавая мышца бедра;

2) полусухожильная;

3) полуперепончатая;

4) портняжная;

5) тонкая;

6) подколенная;

7) икроножная (часть трехглавой мышцы голени);

8) подошвенная.

Подколенная мышца - короткая плоская мышца, непосредственно прилежащая к задней стенке коленного сустава. Она начинается от латерального мыщелка бедра и сумки коленного сустава, идет вниз и прикрепляется к большеберцовой кости.

Функция. При сокращении способствует не только сгибанию голени, но и ее пронации. Ввиду того что эта мышца частично прикрепляется также к капсуле коленного сустава, она способствует ее оттягиванию кзади по мере сгибания голени.

Разгибание голени. В разгибании голени участвует четырехглавая мышца бедра, пересекающая поперечную ось коленного сустава спереди от нее. Это одна из наиболее массивных мышц человеческого тела. Она располагается на передней поверхности бедра и имеет четыре головки:

1) прямую мышцу бедра;

2) латеральную широкую мышцу бедра;

3) медиальную широкую мышцу бедра;

4) промежуточную широкую мышцу бедра.

Из всех головок лишь прямая мышца бедра , являясь двухсуставной, переходит через тазобедренный и коленный суставы, все другие - односуставные.

Прямая мышца бедра начинается от нижней передней подвздошной ости, идет вниз и соединяется в нижней трети бедра с остальными головками - широкими мышцами бедра.

Местом начала трех широких мышц бедра являются передняя, латеральная и медиальная поверхности бедренной кости. Все четыре головки четырехглавой мышцы бедра прикрепляются к надколеннику.

От него к бугристости большеберцовой кости идет связка надколенника, являющаяся продолжением четырехглавой мышцы бедра.

Функция. Четырехглавая мышца бедра производит разгибание голени в коленном суставе. Кроме того, прямая мышца бедра участвует в сгибании бедра в тазобедренном суставе.

Все головки четырехглавой мышцы бедра хорошо видны под кожей, особенно если из положения стоя с опорой на всю стопу подниматься на носки. Четырехглавая мышца бедра имеет перистое строение, что увеличивает ее подъемную силу.

Авторы: Мамыкина Инна Анатольевна, Шикарева Наталья Дмитриевна
Должность: пдо
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦВР "Парус" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: "Выворотность танцора с анатомической точки зрения"
Дата публикации: 22.12.2017
Раздел: дополнительное образование

Выворотность танцора с анатомической

точки зрения

ПДО МАМЫКИНА И.А., ПДО ШИКАРЕВА Н.Д.

Классический танец - это основа всех танцев. Ведь именно в классическом

танце у ребенка формируется осанка. Если хореограф знает азы

классического танца, умеет правильно исполнять экзерсис у станка, то он

непременно будет хорошо двигаться и в народном, и в современном танцах,

а также других направлениях. Наличие выворотности является одним из

необходимых условий для овладения классическим танцем. Поэтому нужно

ее развивать с детства.

Выворотность в хореографии-это, пожалуй, самое сложное в технике

танцев, так как мышцы, отвечающие за нее, редко используются в

повседневной жизни, и, возможно, Вы даже не знаете, где они находятся, и

уж тем более не догадываетесь, как заставить их работать. Их даже не видно

снаружи: они находятся глубоко под большими ягодичными мышцами.

Чтобы правильно развернуть стопы, нужно развернуть всю ногу целиком,

начиная от тазобедренного сустава. Зачем такие сложности? Ведь можно

развернуть стопы галочкой… Существуют естественные, индивидуальные

ограничения выворотности, которые не зависят от силы и гибкости танцора.

Диапазон выворотности определяется формой тазобедренного сустава,

силой и гибкостью мышц, которые его окружают. И, что печальнее, важен и

возраст: тазобедренный сустав, как правило, полностью формируется к 12

годам. Впрочем, всегда можно улучшить то, что дано природой. Образец

выворотности – классический танец. В балете крайняя степень выворотности

частично обеспечивается разорачиванием коленей и лодыжек, но на

«привыкание»и тренировку соответсвующих мышц уходят годы. Без

специальной подготовки такое положение суставов может быть просто

опасно. Но вот парадокс: для некоторых движений правильная выворотность

просто обязательна, это единственный способ избежать травм.

Неправильная-в данном случае «нижняя выворотность», может, и, скорей

всего, приведет к серьезным травмам суставов. В случае танцев выоротность

– это не только развернутые стопы, но и правильное положение бедер,

коленей, поясницы, и, в конце концов, осанка.

Как оценить, так ли Вы разворачиваете стопы? Может быть, приклеить что-

то к пятке и следить за меткой в зеркале? Правильный способ проверки не

посмотреть в зеркало, а сократить мышцы, отвечающие за выворотность.

Нужно научиться чувствовать, как они работают, тогда не нужно будет

смотреть в зеркало, чтобы удостовериться, что ноги развернуты. Есть и

наглядный способ проверить, правильно ли развернута нога: встаньте

выворотно и медленно согните колени. Если колени «смотрят» на пальцы

ног, все правильно. Если колени «уходят» вперед, а стопы в стороны,-

внимание, проблема:нужно как можно скорее озадачиться своей

выворотностью, иначе знакомство с травматологом станет лишь вопросом

времени. Лучше танцевать с меньшей выворотностью, чем получить травму.

К сожалению, все травмы, к которым ведет пренебрежение этой техникой

безопасности, довольно неприятны. Зачем все это нужно? Оставим

эстетические требования в стороне, благо хватает вполне практических:

выворотность « дает максимальную свободу движений при максимальном

соблюдении равновесия, выворотность добавляет еще одну степень свободы

в поясе нижних конечностей». Такое определение выворотности дает

спортивный врач. Все устроено достаточно просто с точки зрения анатомии:

при выворотном положении ног «большой вертел бедренной кости

находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом,

устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей

амплитуды». Все это обеспечивают мышцы, находящиеся вокруг сустава.

Имитировать(или почувствовать-зависит от старательности и усилия) работу

нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно «зажав

монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра «раскрываются». В

норме все должно обстоять как раз наоборот: 6 внутренних мышц отвечают

за вращение сустава, а ягодицы лишь стабилизируют и поддерживают

положение.

Физическое качество «гибкость» имеет анатомические пределы своего

развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе)-

один из способов преодоления анатомических ограничений движения

человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы). Если гибкость

развивает максимальную подвижность в анатомически естественных

положениях суставов, то выворотность анатомически противоестественна

человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма

ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава.

Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические

характеристики пространства движения, не изменяя его топологических

свойств, выворотность же меняет топологические характеристики

пространства движения. Выворотность ног – это способность развернуть

ноги(бедра, голени, стопы) в положение en dehors(наружу), когда при

правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей

внутренней стороной наружу. Хореографическая выворотность-самая

«выворотная» выворотность. Она затрагивает не только тазобедренный

сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической

активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в

тазобедренном суставе. Наличие и характер воспитания выворотности

напрямую зависят от анатомических способностей строения опорно-

двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью,

выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не

является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность-не

физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии

выворотности, так как в отличие от основных физических качеств (сила,

быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не

развивается. В ряде сложнокоординированных видов физической активности

(хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.)

выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее

воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе

общей и специальной физической подготовки.

Для чего же нужна выворотность? Она позволяет, не «перекашивая» таза,

выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плокости:

выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном

соблюдении равновесия. Можно сказать, что выворотность добавляет еще

одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в

хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью

которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех

основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения –

производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец.

Более того, выворотность как способ расширения спектра движений

человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже

отрицающему ее танцу «модерн». Заметим, что получить максимальное

отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть

выворотности, но и за счет увеличения угла наклона таза. Но изменение угла

наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки. Несмотря на то, что

термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в

партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке

включают упражнения на развитие выворотности: «лягушки», «бабочки» и

т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и

боевые искусства. Возможно, и в других видах физической активности можно

было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры

знали о нем чуть больше. «Механизм» выворотности достаточно прост: при

выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не

снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом, устраняется

костное препятствие для выполнения ногой движений большей амплитуды.

Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения

вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью вертлужная впадина

неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если

вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой

вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя

сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают

чисто анатомические препятствия для развития выворотности. Также играет

роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного

суставов). В биологическом плане выворотность-лишь использование запаса

свободы движения в тазобедренном суставе.

Как же воспитывается выворотность? Заметим, что воспитывать ее следует

лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические

предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом

бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться,

если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не

обнаруживаете: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью, как

известно, не обладала.

Упражнения для улучшения выворотности:

Упражнение 1(активное): сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к

груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз,

распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Также

медленно вернуться в исходное положение.

Упражнение 2(пассивное): «Лягушка». Исходное положение-сесть на пол,

согнуть и развсти в стороны колени, стопы соединить и максимально близко

подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в

боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра

первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая

поясницу к полу.

Упражнение 3(активное и пассивное, если с партнером): «Лягушка на

животе». Исходное положение-лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть,

стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть

стопы к корпусу, спину прогнуть назад. Пассивное- если партнер помогает

удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на

область крестца.

Существуют естественные, индивидуальные ограничения выворотности,

которые не зависят от силы и гибкости танцора. Диапазон выворотности

определяется формой тазобедренного сустава, силой и гибкостью мышц,

которые его окружают. Выворотность зависит, во-первых, от величины

супинации бедра. На нее влияют глубина и направленность отверстий

вертлужных впадин. Природная выворотность имеется в том случае, когда

вертлужные впадины неглубокие, и их отверстия направлены наружу (слегка

назад). Глубокие и направленные вперед вертлужные впадины создают

«закрытый таз», т. е. полное отсутствие выворота кости.

Во-вторых, выворотность зависит от способности супинировать голень в

коленном суставе. К 10-12 годам бедренная кость скручивается вокруг

продольной оси внутрь, а большая берцовая-кнаружи. Скручивание большой

берцовой кости выражено в большей степени, чем бедренной. Этот процесс

приводит к развороту носков стоп кнаружи и создает возможность

супинировать голень. При «косолапости» носки обращены внутрь и

выворотность «в колене» отсутствует.

В-третьих, выворотность зависит от развития мышц -супинаторов бедра и

способности расслаблять его пронаторы. Чем сильнее развиты мышцы,

супинирующие бедро, тем больше выворотность «в бедрах». Но при

сокращении мышц-супинаторов мышцы-пронаторы напрягаются и мешают

держать бедро выворотно. Поэтому умение, сокращая супинаторы бедра,

одновременно расслаблять пронаторы увеличивает выворотность.

Выворотное положение бедра устраняет костный ограничитель высокого

не упирается в нее. При выворотном положении ног «большой вертел

бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава;

таким образом, устраняется костное препятствие для выполнения ногой

движения большей амплитуды.» Все это обеспечивают мышцы, находящиеся

вокруг сустава. Имитировать (или почувствовать-зависит от старательности и

усилия) работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы,

словно «зажав монетку». Часть усилия передается на сустав и бедра

«раскрываются». В норме все должно обстоять как раз наоборот: 6

внутренних мышц отвечают за вращение сустава, а ягодицы лишь

стабилизируют и поддерживают положение.

Необходимо почувствовать разницу между мышцами, ответственными за

выворотность, и ягодичными мышцами. За выворотность отвечает группа из

6 мышц, расположенных в глубоком мышечном слое. Они начинаются на

большом вертеле бедренной кости и идут к копчику и другим частям таза.

Они поворачивают бедро кнаружи. Их 6, так что они могут работать, на какую

бы высоту ни была поднята нога. С другой стороны, ягодичные мышцы

разгибают бедро (другими словами отводят бедро назад). Есть и другие

мышцы, способные делать эту работу, так что люди часто и не подозревают,

что не используют ягодицы как надо. Но если ягодицы не работают,

подколенные сухожилия и некоторые поясничные мышцы будут

перегружены, особенно в арабеске. Кроме того, ягодичные мышцы должны

сильно напрягаться в прыжке- как при отталкивании от пола, так и при

приземлении.

Если ваша поясница часто бывает напряжена и в арабеске вам сложно

держать колено вытянутым, вполне возможно, что вы поднимаете ногу

подколенным сухожилием, а не ягодичными мышцами. Если вы делаете так

постоянно, и особенно, если часто пользуетесь подколенными сухожилиями

во время ходьбы, от чрезмерного напряжения они станут тугими и неважно,

как часто вы их тянете!

Проверить, хорошо ли работают ягодичные мышцы, несложно:

Ложитесь на живот, ноги вместе

(прямые, невыворотные), голова повернута в сторону.

Положите кончики пальцев на ягодицы.

Сохраняя колено прямым, оторвите одну ногу от пола и поднимите

Происходит ли при этом что-нибудь у вас под пальцами? В идеале нужно

заметить момент, когда мышца включается в работу. У кого то мышца

включается только под конец движения, кому то вообще сложно ее заставить

работать, а у кого то это получается автоматически. Чтобы полностью снять

нагрузку с подколенных сухожилий, ягодица должна начинать движение и

продолжать работать на протяжении всего движения. Помните, что ничего

страшного, если подколенные сухожилия участвуют в движении, но только

немного. В этом секрет хорошей подвижности ноги в тазобедренном суставе

и ее высоты в положении en l^air. Научитесь использовать мышцы так, как это

задумала природа!

Второй секрет в том, чтобы понаблюдать за ягодичными мышцами во

время ходьбы, особенно когда поднимаетесь по лестнице или наклонной

поверхности. Ягодица опорной ноги должна напрягаться при каждом шаге,

чтобы снять нагрузку с подколенных сухожилий. Если вы сможете этого

добиться, то будете поражены, как быстро улучшится ваша растяжка!

Выворотность для танцора необходима. Выработка специальных навыков

классического танца ведется долго, кропотливо, иногда безуспешно.

Это одна из самых болезненных тем для танцоров, особенно начинающих. То без чего не обойтись ни в одном профессиональном танцевальном направлении, начиная с классики, заканчивая современной хореографией. То, что как сложно наработать при отсутствии природных данных.

Понятие «выворотность» родом из классического танца, то пожалуй, правильнее всего обратиться за определением к корефею русского балета, профессору хореографии- Агриппине Яковлевне Вагановой, точнее к ее труду, замечательной книге «Основы классического танца». Выворотность- анатомическая неизбежность для всякого сценического танца, желающего охватить весь объем движений, мыслимых для ног и неисполнимых без выворотности. Вывортность заключается в том, что колено выворачивается наружу значительно дальше, чем ему свойственно, вместе с ним поворачивается наружу и ступня- это следствие и отчасти вспомогательное движение, а цель поворота- повернуть верхнюю часть ноги, бедренную кость. Вследствие этого поворота получается свобода движения в бедренном суставе, ногу можно свободнее отводить в сторону, а также скрещивать ноги между собой. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены строением тазобедренного сустава.

В зависимости от щедрости матушки природы каждый имеет свои индивидуальные данные, поэтому выворотность бывает врожденной и приобретенной. Гораздо легче тому, кто выворотный от природы, но тут тоже есть свой нюанс.

Развитие верхней выворотности:

    «Бабочка»

Сядь, сведи стопы вместе, колени раскрой и стремись положить их на пол. Следи за тем, чтобы спина была ровной, затылком вытягивайся в потолок. Если колени легли на пол, аккуратно наклонись вперед, старайся дотянуться животом до пола, обязательно сохраняй ровность спины, не сгибая шею. Твоя цель-лечь животом на пол в положении «бабочка». Оптимальное время 5-10 мин.

    «Уголь»

Вытяниноги в стороны «старайся не заваливать стопы на пол, на полу должны быть только пятки). Складывайся животиком в пол. Спина должна быть идеально прямой, если животом коснуться пола не можешь, потянись руками вперед до своего предела. Удерживай свое положение, постоянно стремясь лечь на пол животом (только не лбом). Оптимальное время 5-10 мин.

    «Лягушка»

Ляг на живот, колени разведи максимально в стороны, стопы сведи вместе. Очень важно, чтобы пятки были близко друг к другу и лежали четко на полу, попроси помочь удерживать стопы партнера или положи их под шкаф или диван. Удерживая это положение, старайся максимально приблизить так к полу. В идеальном варианте- бедра должны лежать на полу, так же, как и стопы. Оптимальное время 5-10 мин.

    «Шнур»

Любимый поперечный шпагат тоже очень эффективен в борьбе за вывортность. Так что 5-10 мин сидим на поперечном шпагате.

Развитие нижней выворотности

    «Выворотная складочка»

Сядь на пол, разверни стопы в первую позицию, стопы в положении flex(на себя) колени предельно натянуты. Обхвати руками носки стоп и силой притяни их на пол, в это время складывайся грудью к ногам. Сначала может показаться сложным, но не сдавайся, всего лишь 2-3 мин.

    «Складочка с оттягиванием носка»

То же положение, теперь рукой пролазим под одноименное колено и обхватываем косточку и пальцы стопы. Тянем пальцы на себя, а пятку в потолок, стараемся предельно вытянуть колен, 2-3 мин будет достаточно. То же с другой ноги. В последнем продвинутом варианте делаем то же самое, но одновременно двумя руками и обеими ногами.

    «Паучок»

В положении сидя, сгибаем колени, продлеваем под колени рук и обхватываем косточку и пальцы стопы. Пятки тянем вперед, а носок на себя. Постепенно выпрямляем одну ногу. В среднем по 10-15 медленных вытягиваний ноги вперед, затем повторяем другой.

    «Позишн намбер ванн»

Ложимся на живот, ноги раскрываем в I позицию и просим кого-нибудь посидеть на пятках или используем шкаф, диван либо другой подходящий предмет. Главное – колени, не сгибаем, а вытягиваем, иначе эффекта не будет.

    «Ноги вверх»

Это упражнение динамическое, поэтому поможет с одной стороны снять накопившееся напряжение, а с другой стороны эффект о проделанной работы. Ложимся на спину, руки вдоль тела, ноги по первой позиции. Медленно поднимаем ноги вверх, сохраняя позицию. Старайся почувствовать, как твои бедра, колени и стопы разворачиваются, не расслабляй ноги при движении вниз. 10 подъемов со стопами fltx (ноки на себя) и 10 подъемов со стопами point (носки натянуть).

10.Исходное положение - сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в исходное положение

11.Лягушка» (пассивное).

Исходное положение – лечь на живот, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится и оказывает давление на крестец,прижимая поясницу к полу. Почувствовать работу нужных мышц можно, сильно сжав ягодичные мышцы, словно зажав монетку

12.Исходное положение – лежа на животе, ноги фиксируют I позицию. Поднимите ногу вверх (от исполнителя), тяните ее рукой к себе и верните в исходное положение. Затем упражнение повторяют с другой ноги. Ногу стремиться поднимать как можно выше, живот держать на полу. Упражнение выполняют для развития выворотности и танцевального шага.

13. «Четверка»

Вытянуть правую ногу, а левую согнуть и положить на колено правой ноги,чтобы получилась «4». Наклониться вперед двумя руками, следи за тем, чтобы спина была ровной, затылком вытягивайся в потолок. Повторить тоже самое другой ногой. Длительность упражнения 5-10 мин.

14. «Буква П»

Лечь на живот, руки сложить перед собой раздвинуть ноги, так чтобы получилась буква П. Удерживая это положение, старайся максимально приблизить так к полу. В идеальном варианте- бедра должны лежать на полу, так же, как и стопы. Оптимальное время 5-10 мин.

15. «Бабочка тянет ножки вперед».

Исходное положение «бабочка» и не отрывая пяток друг от друга вытягивать ноги вперед, выпрямляя коленки. Длительность упражнения 5 мин.

16.Упражнение на выворотность голеностопа.

Лежа на спине, выпрямить ноги, руки за головой.1. Правую ногу согнуть в колене на себя. 2.Развернуть ногу, старайся максимально приблизить колено к полу.3. В исходное положение.

В идеальном варианте- бедра должны лежать на полу, так же, как и стопы. Повторить тоже другой ногой. Оптимальное время каждой ногой по 10 раз.

17.Последнее упражнение на отдых стоп, вытягивать носочки вперед, на себя и ставить в стороны в первую позицию, выворачивая колено, бедро.

И тут надо либо ограничиться тремя подпунктами и четырьмя абзацами, либо закапываться уже глубоко и надолго. Причём, прям совсем последовательно пройти по дороге от и до тут не получится. Придётся копать с начала с одного края, потом с другого, а потом с середины.

В общем, текст выйдет местами рваный, местами не связный, местами технический. Вдобавок к опусу так или иначе прибавится толстый-толстый слой мистики и фантазий – что также потребует определённых энергозатрат "на разгрести", вычленяя из этого шизотерического барахла хоть что-то разумное.

Короче, на горизонте раскрытие тазобедренных суставов и всё, что с этим связано.

Я прямо сейчас вижу несколько крупных тем, требующих осмысления:

Анатомия тазобедренных суставов
- анатомия коленного сустава (неочевидная штука при освоении лотоса)
- как осуществляется движение в суставах
- что оказывает влияние на освоение лотоса (и прочих подобных штук)
- мышечный аппарат и его развитие
- тесты на мобильность суставов
- на что направлены упражнения на гибкость (и чего они сделать не могут)
- где начинаются травмы при разработке лотоса (и всего аналогичного)
- главные надежды и провалы тренирующихся
- какие варианты работ, когда совсем всё плохо
- какие конкретные упражнения, на что будут работать
- как их связывать между собой
Последние три пункта пойдут в закрытый раздел.

Вообще, вся тема получается очень обширной. Предполагаю, что описание пунктов растянется не на один месяц.

Поэтому давайте начинать.
И начнём мы непосредственно с анатомии. Иначе не получится. Не будем понимать, что за что цепляется.

В общем, начинаем со скучного и технического. Постараюсь попроще и покороче. С минимальным текстом и максимальными картинками.

Часть 1. Анатомия тазобедренных суставов.

Тазобедренные суставы являются одними из самых крупных суставов нашего тела. А самое главное, что это основные, опорные суставы – на них приходится основная нагрузка при ходьбе, переносе тяжестей и прочих радостях жизни.

Собственно кости таза участвуют в образовании трёх сочленений:

  • лобкового симфиза,
  • парного крестцово-подвздошного сустава,
  • парного тазобедренного сустава.

Лобковый симфиз и крестцово-подвздошный сустав малоподвижны, а в чашеобразном тазобедренном суставе, который обеспечивает одновременно устойчивость тела и подвижность ноги, возможен достаточно большой объём движений.

Суставная впадина тазобедренного сустава образована тазовой костью и называется вертлужной (ацетабулярной) впадиной. По краю этой впадины располагается вертлужная губа - волокнисто-хрящевое образование. Она увеличивает глубину впадины на 30%, но главная её функция состоит в равномерной смазке суставного хряща головки бедренной кости синовиальной жидкостью (суставной).

Внутри вертлужной впадины находится головка бедренной кости, которая связана с телом бедренной кости при помощи шейки.

Вокруг сустава есть суставная капсула, которая содержит связки, укрепляющие тазобедренный сустав. Ещё одна мощная связка (называемая связкой головки бедренной кости или круглая связка) связывает головку бедренной кости с дном вертлужной впадины.

Более наглядно все подробности процесса можно посмотреть в фильме ниже.
Фильм длинный, но нас интересуют только первые 15 минут. Хотя и дальше тоже интересно)

С анатомией всё! Переходим к практике.

Часть 2. Выворотность
Вот это первая штука покрытая мглой таинственности и избранности.
Что из себя представляет выворотность?

Выворотность – это способность к свободному развертыванию ног (от бедра до кончиков пальцев) наружу, параллельно линии плеч.

Выглядит это как на картинке внизу.
Положение называется «бабочка».

За этой «бабочкой» гоняются многие, но ловят её далеко не все. И дело тут не в прилежности и стараниях, а в анатомии.

Вы, кстати, в курсе, что в балет берут далеко не всех желающих? Желание, как и грациозность, вообще, не входят в список отбора конкурсантов. Главные критерии – возраст и выворотность.

По поводу возраста чуть позже. А по поводу выворотности расскажу прямо сейчас.

Для начала тест №1 из приёмного экзамена балетной школы

Для определения выворотности ног ребенка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны (здесь смотрим на прилагающуюся картинку).

Затее экзаменатор берётся руками за бёдра чуть выше колен и помогает ребенку дораскрыться. При этом экзаменатор чувствует насколько легко или тяжело ребёнок выполняет конечное положение.

При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями.

При недостаточной выворотности ног, колени при приседании не раскрываются, а уходят вперёд, и никакими усилиями их раскрыть нельзя.

Если в этом положении колени свободно прилегают к полу, значит, у поступающего есть выворотность в тазобедренных суставах (при этом необходимо следить, чтобы не было прогиба в пояснице).

Тест №3
Это уже в догонку.

Ребёнок встает боком к станку в I позицию, придерживаясь за палку. Затем экзаменатор поднимает ему ногу в сторону на 90 градусов и осторожно отводит её назад. При этом отслеживается положении ноги в выворотном состоянии. Если у ребёнка выворотность ног недостаточная, пятка и нога при отводе их назад не сохраняют выворотности всей ноги.

Рисунок по этому поводу ниже. Спроецируйте сами в голове траекторию, по которой балерина перенесёт ногу из положения вбок в положение назад, не меняя при этом выворотности и высоты ноги.

Loading...Loading...