При каком масштабе изображение окажется наиболее подробным. Масштаб и его применение

Ни один географический объект, например реку, мост, поселок, невозможно изобразить на топографическом плане в натуральную величину. В древности люди рисовали уменьшенные изображения местности, на которых разные участки уменьшались произвольно, в разной степени. Поэтому старинные чертежи местности не дают возможности понять, например, каково расстояние между берегами реки, чему равна длина реки и т. д. Чтобы был более точным, необходимо все расстояния уменьшать в одинаковое число раз с сохранением всех пропорций, делать изображение в масштабе.

Показывает, во сколько раз расстояния на плане уменьшены по отношению к реальным расстояниям.

Длина школы на плане школьного двора в 1000 раз меньше, чем в действительности. Это означает, что на данном плане все расстояния уменьшены в 1000 раз.

Численный и именованный масштабы

Масштаб пишут по-разному. В виде числа масштаб изображается так: 1:100 (это означает, что 1 см плана заменяет 100 см на местности). Это численный масштаб. 100 см - это 1 м, поэтому можно просто написать: в 1 см - 1м. Масштаб, записанный в таком виде, - именованный масштаб.

Линейный масштаб

Обычно на планах, кроме численного и именованного масштабов, помещают линейный масштаб. Он представляет собой линию, разделенную на равные отрезки. Отрезки справа от 0 показывают, какому расстоянию на местности соответствуют расстояния на плане в 1 см, 2 см и т. д. Отрезок слева от 0 разделен на равные мелкие части. Зная расстояние на местности, которому соответствует большой отрезок, и количество мелких отрезков, можно вычислить, какому расстоянию на местности соответствует каждый мелкий отрезок. Например, длина большого отрезка слева от 0 на рисунке равна 10м. Этот отрезок разделен на 5 мелких частей, значит, длина одной такой части составляет 10м:5=2 м.

Линейный масштаб позволяет измерять расстояния на плане при помощи циркуля-измерителя или полоски бумаги.

При помощи линейного масштаба можно определять длину кривых линий, например реки, дороги. Для этого надо отметить на полоске бумаги небольшое расстояние или установить небольшой раствор между иглами циркуля-измерителя и переставлять бумагу с отметкой или циркуль вдоль измеряемой линии, считая число перестановок. Определив при помощи линейного масштаба длину одного «шага» в метрах и умножив ее на число перестановок, мы получим длину кривой линии.

Выбор масштаба

Масштаб выбирают в зависимости от величины расстояний. Например, надо изобразить расстояние в 6 км. Тогда масштаб в 1 см - 10 м не годится, потому что это расстояние изображается линией в 600 см, то есть в 6 м; но линию в 6 м нельзя поместить на обычном листе бумаги. Удобнее взять масштаб: в 1 см - 1 км. При таком масштабе расстояние в 6 км будет соответствовать линии в 6 см.

Современные технологии уносят в прошлое необходимость многих знаний и умений. Навык определения масштаба на карте также относится к ним... Так я думала раньше, как и многие, наверное, однако оказавшись в неизвестной местности без интернета и зарядки для телефона, лишь с одной картой в руках, я изменила свое мнение. Не зря все же детей до сих пор учат в школе делать это. Так что сейчас я с радостью расскажу вам, как это делать и какие виды записи масштаба существуют.

Виды записи масштаба

Всего способов записи есть три:

  • численный;
  • именованный;
  • линейный.

Все эти способы оказались очень легкими для понимания, они лишь на первый взгляд показались мне сложными или запутанными. Хочу рассказать вам про каждый из них в отдельности.


Численный способ

Из названия уже можно примерно понять, как именно записывается такой масштаб. Численный масштаб представляет собой отношение (например, 1:100000), где первое число означает расстояние на карте (1 см в нашем случае), а второе число - это реальное расстояние на местности (соответственно 100000 см = 1000 м = 1 км). Очень важно помнить, что числа указаны в одинаковых единицах измерения.


Именованный способ

Этот способ не сильно отличается от предыдущего. Разница лишь в том, что масштаб может быть указан в разных, более удобных для восприятия единицах измерения. Например, в 1 см 100 км (в численном это было бы 1:10000000).


Линейный способ

Линейный масштаб является графическим. Он представляет собой нарисованную линейку, с размеченными на ней отрезками. Отрезки справа от нуля показывают, какое расстояние на местности соответствует 1 сантиметру на плане. Так измеряя и сравнивая, вы и узнаете то, что вам нужно на вашей карте или плане с линейным масштабом.


Вот я и рассказала вам обо всех способах записи масштаба и о том, как в них ориентироваться. Надеюсь, вам, как и мне, было легко и интересно. Но разбираться в масштабах гораздо практичнее не сидя за компьютером, а на местности, проверено лично мною, так что советую и вам прогуляться с картой.

Аксенова М.Ю., кандидат географических наук, доцент кафедры географии УлГПУ им. И.Н. Ульянова, доцент кафедры естествознания УИПКПРО.

Тема 1.1. Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

План

1. Масштаб, виды записи масштаба.

2. Стороны горизонта.

3. Методические приемы построения профиля по карте.

1. Масштаб

Расстояние на местности измеряют рулеткой или специальными приборами. При изображении местности на листе бумаги приходится расстояние уменьшать. Для этого надо выбрать масштаб. Масштаб – это дробь, у которой в числителе единица, а знаменатель – число, указывающее, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем сама местность. С помощью масштаба по карте легко прочитать, во сколько раз уменьшено картографическое изображение, сколько сантиметров на местности содержится в одном сантиметре плана или карты. Это важнейшая характеристика карты или плана, так как от нее зависит полнота и подробность изображения местности, она дает возможность выполнить измерения по карте или плану, определить общий размер изображаемой территории.

Существует несколько видов записи масштаба:

– численный масштаб 1:1 000;

– именованный масштаб (в 1 см – 10 м). Расстояние на местности, соответствующее 1 см плана или карты, называется величиной масштаба. В данном случае величина масштаба – 10 м;

– линейный масштаб. Это прямая линия, разделенная на равные части (обычно сантиметры). У каждого деления линии подписывают соответствующее ему расстояние на местности. С помощью линейного масштаба можно определить не только размеры объектов, но и расстояние между ними. В данной работе используют циркуль-измеритель. На любой карте, как правило, можно увидеть все три вида записи масштаба в углу карты или на ее легенде.

Таблица 1

Виды масштабов

Вид масштаба

Как изображается

Что показывает

Для чего используется

1. Именованный

Словами и числами

Во сколько раз уменьшается расстояние

Для краткой записи

2.Численный

Величину масштаба

Для определения величины масштаба

3. Линейный

Делениями на линии

Соответствующие делениям расстояния на местности

Для измерения расстояния циркулем

Все географические карты по своему масштабу подразделяются на крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные. К крупномасштабным относятся карты масштабов от 1:10 000 до 1:200 000 включительно. К среднемасштабным – от 1:200 000 до 1:1 000 000 включительно. К мелкомасштабным – менее 1:1 000 000.

Наиболее подробно географические объекты и их очертания изображаются на крупномасштабных картах. При уменьшении масштаба карты подробности приходится исключать и обобщать (генерализовать). Отдельные объекты заменяются их собирательными значениями. Отбор и обобщение становятся очевидными при сравнении разномасштабных карт населенного пункта. В масштабе 1:10 000 он дается в виде отдельных строений. На такой карте четко прослеживаются улицы, различные объекты. В масштабе же 1:1 000 000 этот населенный пункт изображен в виде условного знака. В зависимости от назначения необходимы и те, и другие карты.

Точными и подробными являются топографические карты и планы, составляемые в масштабах 1:1 000 000 (в 1 см – 10 км) и крупнее.

2. Азимут

Азимут – это угол, образуемый в данной точке на местности или на карте между направлением на север и направлением на какой-либо предмет. Азимутом пользуются для ориентирования при передвижении в лесу, в горах, в пустынях или в условиях плохой видимости, когда сличить карту с местностью и ориентироваться по ней трудно, а порой и невозможно. С помощью азимута определяют также направление движения судов и самолетов.

На местности отсчет азимутов проводится от направления стрелки компаса (от ее северного конца) по ходу часовой стрелки от 0° до 360°, иначе говоря – от магнитного меридиана данной точки. Если предмет находится от наблюдателя точно к северу, то азимут его 0°, если на востоке – 90°, на юге – 180°, на западе – 270°. При наблюдении по компасу измеряется магнитный азимут.

Для определения азимута компас располагают так, чтобы 0° на циферблате и буква «С» указывали точно на север, то есть ориентируют компас по сторонам горизонта. Следя за тем, чтобы коробка компаса оставалась неподвижной и стрелка не отходила от деления 0°, надо вращать специальное визирное приспособление и наводить его мушку на предмет, азимут которого необходимо определить. Далее нужно заметить, около какой цифры на градусном круге компаса остановился указатель. Отсчет по указателю в градусах и будет равен азимуту данного предмета. Если же компас не имеет визирного приспособления, его надо заменить тонкой палочкой. Ее кладут на стекло компаса так, чтобы она проходила через центр циферблата и была направлена на предмет, азимут которого надо определить (рис.1).

Рис.1. Определение азимута.

Азимут определяют не только на местности, но и по карте. Истинный азимут определяется как угол между направлением географического меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на предмет. Географический и магнитный полюсы не совпадают. Поэтому существует склонение магнитной стрелки. Оно может быть западным и восточным. При географических работах на местности его приходится учитывать так же, как и при работе с картой. Магнитное склонение на данное время указывается за рамочным оформлением карты. Пользуясь этим, можно легко перевести азимут из магнитного в истинный и наоборот.

Стороны горизонта нанесены на циферблат компаса. Это север, юг, запад и восток (рис.2).

Сориентироваться – значит определить свое положение относительно основных сторон горизонта или, как еще говорят, сторон света. А идти по курсу – это значит придерживаться выбранного направления.

Рис. 2. «Роза сторон горизонта».

На компасе стороны света обозначены буквами С,В,Ю,3 (север, восток, юг, запад). Промежуточные направления - СВ, ЮВ, СЗ, ЮЗ (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). Еще более точные данные можно получить, разделив циферблат компаса на 360 градусов по окружности.

Так, например, если повернуться лицом к северу, то юг окажется сзади, запад - слева, а восток - справа. Если встать лицом к западу, сзади будет восток, справа - север, слева - юг. И, наконец, если встать лицом к востоку, то сзади окажется запад, слева - север, справа - юг.

Научитесь быстро определять стороны горизонта. Промежуточные направления (рис. 2) лежащие между направлениями на север, юг, восток и запад, называют так:

Направление посредине между севером и востоком - северо-восточным направлением (СВ).

Направление посредине между востоком и югом - юго-восточным направлением (ЮВ).

Направление посредине между югом и западом - юго-западным направлением (ЮЗ) Направление посредине между западом и севером - севевро-западным направлением (СЗ).

3. Методические приемы построения профиля по карте

Построение профиля рельефа местности по топографической карте включает два вида деятельности: во-первых, умение переводить масштаб изображения на карте путём увеличения его изображения на профиле, во-вторых, непосредственно построение профиля местности. Для решения первой задачи необходимо внимательно прочитать условие (совпадает ли масштаб карты с масштабом профиля местности). Масштаб карты – в 1 см 100 м, масштаб профиля – в 1 см 50 м, т. е. в 2 раза крупнее. Поэтому при перенесении основы профиля в бланк ответов № 2 длина горизонтальной линии профиля должна быть в 2 раза больше, чем расстояние между точками А и В на топографической карте, а расстояние до контрольной точки на профиле в 2 раза больше, чем на топографической карте. В легенде карты показано, как проведены горизонтали на топографической карте. Внимательно изучите территорию поверхности земли, по которой проведена линия построения профиля. Если линия профиля пересекает реку, то рельеф к руслу реки будет понижаться, наличие берштрихов также указывает на направление склона. для точного построения профиля измерьте расстояние от точки до ближайшей горизонтали по линии А – В (строим профиль от точки А к В – слева направо); полученную цифру умножьте на 2 (в связи с укрупнением масштаба профиля) и пометьте это расстояние на горизонтальной оси (от вертикальной левой оси, на которой есть отметка точки А). Сделайте отметку высоты горизонтали на горизонтальной линии профиля. Когда все высоты горизонталей будут отмечены на горизонтальной линии профиля, проведите перпендикуляр от горизонтальной линии на уровень отметки этой высоты на вертикальной линии, обведите полученную точку, так же соотнесите отметки высот других горизонталей. Полученные точки соедините плавной линией, отражающей перепады высот рельефа в границах линии А – В. Не забудьте пометить Положение контрольной точки (указанной в задании) на профиле местности.

II. Алгоритмы решения задач по теме 1.1

Задание № 18 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение определять на карте расстояния.

Задание № 19 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение определять на карте направления.

Задание № 20 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию.

Задание № 21 экзаменационной работы ГИА (КИМ 2013) проверяет умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания.

Задания выполняются с использованием приведенной ниже карты.

Рис.3 . Карта

Задание 1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа.

Ответ: ___________________________ м.

1. Найдите на карте (рис. 3) необходимые объекты. Соедините эти объекты прямой линией. При помощи линейки измерьте полученный отрезок линейкой = 4,2 см.

2. Узнайте с помощью именованного масштаба, сколько километров (метров) на местности соответствует одному сантиметру на карте: в 1 см – 100 метров.

3. Измеренное расстояние умножить на количество метров на местности для данного масштаба.

4,2 х 100 = 420 м.

Обратите внимание, ответ необходимо округлить до десятков метров и записать цифрами.

Ответ: 420.

Задание 2. Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник.

Ответ: ___________________________.

Последовательность выполнения задания:

1. Найдите на карте, пользуясь условными обозначениями, необходимые объекты: башня и родник.

2. Помните, что на топографической карте направление на север строго перпендикулярно вверх, если нет специального указания стрелкой. Вспомните расположение сторон горизонта. Родник находится от башни строго в северном направлении.

Ответ: С или север или в северном.

Задание 3. Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Последовательность выполнения задания:

1. Используя топографические знаки карты, необходимо проанализировать географические условия каждого участка по следующим критериям: экспозиция склона, наличие или отсутствие дороги, близость к населенным пунктам.

2. Опишите каждый из участков и сделайте соответствующий вывод. Участок 1 – северная экспозиция, рядом шоссе, участок 3 – южная экспозиция, но удален от дороги. Следовательно, наиболее подходит участок 2, т.к. он имеет южную экспозицию и находится рядом с шоссе.

Задание 4. На рисунках (рис.4) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис.4. Варианты профилей

Последовательность выполнения задания:

1. Определите изменение рельефа на профиле. Идет понижение рельефа в сторону реки. Из всех приставленных профилей, не подходит только № 2.

2. Определите, между какими и/или на каких горизонталями расположены точки А и В.

Точка А расположена между горизонталями 102,5 и 105 (горизонтали проведены через 2,5 метра), точка В – на горизонтали 107,5.

Подходит только № 4.

3. Какие объекты пресекают линию профиля. В данном задании – это река. Определите, на уровне каких горизонталей она расположена.

Река протекает между горизонталями 87,5. Из всех приставленных профилей, также подходит только № 4.

III. Практикум по теме 1.1

Задания выполняются с использованием приведенной ниже карты (рис. 5).

Рис. 5 . Карта

Задание 1. Определите по карте (рис.5) расстояние на местности по прямой от дома лесника до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Решение

1. Расстояние на карте = 2,6 см.

3. 2,6 х 100 = 420 м.

Ответ: 260.

Задание 2. Определите по карте (рис.5), в каком направлении от дома лесника находится отдельно стоящее дерево.

Решение

На топографической карте направление на север строго перпендикулярно вверх, если нет специального указания стрелкой.

Отдельно стоящее дерево от дома лесника находится строго в южном направлении.

Ответ: Ю или юг или в южном.

Задание 3. Школьники выбирают место для игры в футбол. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте (рис.5) цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Решение

1. Критерии для анализа: положение на склоне или пологость местности, наличие или отсутствие древесной или другой растительности, болот, оврагов и другое.

2. Участок 1 – имеет крутизну склона, но на участке есть препятствие в виде леса, участок 3 –пологая местность. Следовательно, наиболее подходит участок 2, т.к. есть склон, и отсутствует лес.

Задание 4. На рисунках (рис.6) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис. 6. Варианты профилей

Решение

1. Точка А расположена между горизонталями 30 и 32,5 (горизонтали проведены через 2,5 метра), точка В между 50 и 52,5.

Из всех приставленных профилей, не подходит только № 1.

2. От точки А к точке В идет повышение. До горизонтали 35 метров идет постепенный подъем, а начиная с 35 горизонтали, они расположены более близко друг другу. Из всех приставленных профилей, подходит только № 3.

Задания выполняются с использованием приведенной ниже карты (рис. 7).

Рис. 7. Карта

Задание 5. Определите по карте расстояние на местности по прямой от колодца до отдельно стоящего дерева. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Решение

1. Расстояние на карте = 2 см.

2. Масштаб именованный в 1 см – 100 метров.

3. 2 х 100 = 200 м.

Задание 6. Определите по карте, в каком направлении от школы находится колодец.

Решение

На топографической карте направление на север строго перпендикулярно вверх, если нет специального указания стрелкой. Следовательно слева будет запад, справа – восток.

Колодец от школы находится строго в западном направлении.

Ответ: З или запад или в западном.

Задание 7. Школьники из села Лужки выбирают место для обустройства футбольного поля. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для этой цели. Для обоснования своего ответа приведите два довода. Обоснованный ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

Решение

1. Критерии для анализа: крутизна склонов, характер поверхности.

2. Участок 1 – луг, но расположен на склоне, участок 3 –болото. Следовательно, наиболее подходит участок 2, т.к. ровная местность и луг.

Задание 8. На рисунках (рис. 8) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис. 8. Варианты профилей

Решение

1. Точка А расположена внутри замкнутой горизонтали 27,5 (горизонтали проведены через 2,5 метра), точка В чуть выше горизонтали 25.

Из всех приставленных профилей, не подходит только № 3.

2. Линию профиля пересекает овраг. Овраг нанесен только на двух профилях № 3 и № 4, но на профиле № 3 неверно нанесено положение точек А и В.

I V. Задания для самостоятельной работы по теме 1.1.

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке 9.

Рис.9. Карта

Задание 1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Задание 2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится дом лесника.

Задание 3. Школьники выбирают место для катания на горных лыжах. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Задание 4. На рисунках (рис.10) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис. 10. Варианты профилей

Ознакомьтесь с картой, показанной на рисунке 11.

Рис. 11. Карта

Задание 5. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки В до домика лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Задание 6. Определите, в каком направлении от точки В находится дом лесника.

Задание 7. Школьники выбирают место для катания на горных лыжах. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Задание 8. На рисунках (рис. 12) представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А – В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?

Рис. 12. Варианты профилей

V . Ответы на задания самостоятельной работы по теме 1.1.

Задание 1. 110, 120, 130.

Задание 2. Юг.

Задание 3. Участок № 2, потому что на нём нет леса и есть склон.

Участок 1 равнинный. На участке 3 пни. Следовательно, подходит участок 2.

Участок 2, так как там уклон и нет препятствий.

Задание 4. 4.

Задание 5. 200, 210, 220.

Задание 6. СВ, северо-восток, в северо-восточном.

Задание 7. Участок № 2, потому что на нем нет леса и есть склон.

Участок 1 ровный. На участке 3 пни и кусты. Следовательно, подходит участок 2.

  • Исторический экскурс Причины умственной отсталости. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому принципу Особенности развития познавательной сферы

    Контрольные вопросы

    Любые записи . Л.С. ... быть построен профиль по ... разного масштаба . ... как по горизонтали , так и по вертикали... сторону листа, при конструировании - не достраивать фигуру слева, при рассматривании картинок - видит ... по возможности деятельности. Методические приемы , ...

  • Рабочая программа «география» 5-9 классы составитель

    Рабочая программа

    ... Масштаб и его виды . Что показывает масштаб . Виды записи масштаба ... по картам стороны горизонта ... Построение профиля рельефа по параллели 40º с.ш. с соблюдением горизонтального и вертикального масштабов ... методические рекомендации, атлас, контурные карты ...

  • Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников строительного направления составитель доцент итф кондратьева Евдокия Николаевна 2001 г

    Методические указания

    ... МЕТОДИЧЕСКИЕ ... карт ... Построение топографического плана Построение координатной сетки. Координатную сетку в виде квадратов со сторонами по ... Приемы ... Записав ... горизонта . Для удобства построений па профиле слева можно нанести вспомогательный вертикальный масштаб ...

  • Масштаб можно написать цифрами или словами, или изобразить графически.

    • Численный.
    • Именованный.
    • Графический.
      • Линейный.
      • Поперечный.

    Численный масштаб

    Численный масштаб подписывают цифрами внизу плана или карты. Например, масштаб «1: 1000» означает, что на плане все расстояния уменьшены в 1000 раз. 1 см на плане соответствует 1000 см на местности, или, по-скольку 1000 см =10 м, 1 см на плане соответствует 10 м на мест-ности.

    Именованный масштаб

    Именованный масштаб плана или карты обозначают словами. Например может быть написано «в 1 см — 10 м».

    Линейный масштаб

    Удобнее всего пользоваться масштабом, изображённым в виде отрезка прямой линии, разделённой на равные части, обычно сантиметры (рис. 15). Такой масштаб называется линейным , он также показывается внизу карты или плана. Обратите внимание , что при вычерчивании линейного масштаба нуль ставят, отступая на 1 см от левого конца отрезка, а первый сантиметр делят на пять частей (по 2 мм).

    Возле каждого сантимет-ра подписано, какому расстоянию это соответствует на плане. Один сантиметр разделен на части, возле которых написано, како-му расстоянию на карте они соответствуют. Циркулем-измерите-лем или линейкой измеряют длину какого-либо отрезка на плане и, прикладывая этот отрезок к линейному масштабу, определяют его длину на местности.

    Зная масштаб, можно определять расстояния между географи-ческими объектами, измерять сами объекты.

    Если расстояние от дороги до реки на плане с масштабом 1: 1000 («в 1 см — 10 м») равно 3 см, значит, на местности оно равно 30 м. Материал с сайта

    Предположим, от одного объекта до другого 780 м. По-казать в натуральную величину это расстояние на бумаге невоз-можно, поэтому придётся вычертить его в масштабе. Например, если все расстояния будут изображены в 10 000 раз меньшими, чем в дей-ствительности, т. е. 1 см на бумаге будет соответствовать 10 тыс. см (или 100 м) на местности. Тогда в масштабе расстоя-ние в нашем примере от одного объекта до другого будет равно 7 см и 8 мм.

    Картинки (фото, рисунки)

    На этой странице материал по темам:

    Отношение натуральной величины объекта к величине его изображения. Человек не в состоянии изобразить большие объекты, например, дом, в натуральную величину, поэтому, при изображении большого объекта в рисунке, чертеже, макете и так далее, человек уменьшает величину объекта в несколько раз: в два, пять, десять, сто, тысяча и так далее. Число, показывающее, во сколько раз уменьшен изображенный объект, есть масштаб. Масштаб применяется и при изображении микромира. Человек не может изобразить живую клетку, которую рассматривает в микроскоп, в натуральную величину и поэтому увеличивает величину ее изображения в несколько раз. Число, показывающее, во сколько раз произведено увеличение или уменьшение реального явления при его изображении, определено как масштаб.

    Масштаб в геодезии, картографии и проектировании

    Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту или чертёж, меньше или больше её действительных размеров. Есть три вида масштаба: численный, именованный, графический.

    Масштабы на картах и планах могут быть представлены численно или графически.

    Численный масштаб записывают в виде дроби , в числителе которой стоит единица, а в знаменателе - степень уменьшения проекции. Например, масштаб 1:5 000 показывает, что 1 см на плане соответствует 5 000 см (50 м) на местности.

    Более крупным является тот масштаб, у которого знаменатель меньше. Например, масштаб 1:1 000 крупнее, чем масштаб 1:25 000.

    Графические масштабы подразделяются на линейные и поперечные. Линейный масштаб - это графический масштаб в виде масштабной линейки, разделённой на равные части. Поперечный масштаб - это графический масштаб в виде номограммы , построение которой основано на пропорциональности отрезков параллельных прямых, пересекающих стороны угла.Поперечный масштаб применяют для более точных измерений длин линий на планах. Поперечным масштабом пользуются следующим образом: откладывают на нижней линии поперечного масштаба замер длины таким образом, чтобы один конец (правый) был на целом делении ОМ, а левый заходил за 0. Если левая ножка попадает между десятыми делениями левого отрезка (от 0), то поднимаем обе ножки измерителя вверх, пока левая ножка не попадёт на пересечение к-либо трансвенсали и какой-либо горизонтальной линии. При этом правая ножка измерителя должна находиться на этой же горизонтальной линии. Наименьшая ЦД = 0,2 мм, а точность - 0,1.

    Точность масштаба - это отрезок горизонтального проложения линии, соответствующий 0,1 мм на плане. Значение 0,1 мм для определения точности масштаба принято из-за того, что это минимальный отрезок, который человек может различить невооруженным глазом. Например, для масштаба 1:10 000 точность масштаба будет равна 1 м. В этом масштабе 1 см на плане соответствует 10 000 см (100 м) на местности, 1 мм - 1 000 см (10 м), 0,1 мм - 100 см (1 м).

    Масштабы изображений на чертежах должны выбираться из следующего ряда:

    При проектировании генеральных планов крупных объектов допускается применять масштабы 1:2 000; 1:5 000; 1:10 000; 1:20 000; 1:25 000; 1:50 000.
    В необходимых случаях допускается применять масштабы увеличения (100n):1, где n - целое число.

    Масштаб в фотографии

    Некоторые фотографы измеряют масштаб как отношение размеров объекта к размерам его изображения на бумаге, экране или ином носителе. Правильная методика определения масштаба зависит от контекста, в котором используется изображение.

    Масштаб имеет важное значение при расчете глубины резко изображаемого пространства . Фотографам доступен очень широкий диапазон масштабов - от практически бесконечно малого (например, при съемке небесных тел) до очень крупного (без использования специальной оптики возможно получение масштабов порядка 10:1).

    Масштаб-число,показывающее, во сколько раз уменьшены или увеличены настоящие размеры на чертеже.

    Примечания


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Масштаб" в других словарях:

      - (нем. Masstaq, от нем. Mass мера). 1) мерило, мера линейная, принятая при чертежах в уменьшенном виде. 2) в артиллерии: медная линейка с обозначением на ней калибра орудий, снарядов и употребительнейших мер в артиллерии. Словарь иностранных словСловарь иностранных слов русского языка

      Масштаб - – отношение длины данной линии, изображенной на чертеже, плане или карте, к длине ее в натуре. [Словарь основных терминов, необходимых при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог.] Масштаб – это отношение… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

      См … Словарь синонимов

      Отношение линейных размеров изображенного на карте, аэрофотоснимке и т. д предмета к его размерам в натуре. Различают масштаб уменьшения и увеличения, может быть выражен численным отношением (численный масштаб) или изображен графически… … Морской словарь

      - [аш] (или маштаб), масштаба, муж. (нем. Masstab). 1. Отношение уменьшенных расстояний и размеров на карте и чертеже к действительным. Географическая карта крупного масштаба. Масштаб 10 верст в дюйме. В десятиверстном масштабе. 2. Мера. В большом … Толковый словарь Ушакова

      масштаб 1:1 - полный масштаб — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом Синонимы полный масштаб EN full scale … Справочник технического переводчика

      - (нем. Ma?stab) отношение длины линии на чертеже, плане или карте к длине соответствующей линии в натуре. Обозначается в виде дроби, числитель которой равен единице, а знаменатель числу, показывающему степень уменьшения длин линий (напр., 1: 100… … Большой Энциклопедический словарь

      - (нем. Maβstab; от Maβ мера и Stab палка * a. scale; н. Maβstab, Skala; ф. echelle; и. escala) отношение длины линии на чертеже, плане, карте, предметной модели к длине соответствующей линии в натуре. Ha геогр. картах различают главный M.… … Геологическая энциклопедия

      - (от нем. Ma?stab) англ. scale; нем. Ma?stab. 1. Отношение линейных размеров объекта, изображенного на чертеже, плане, карте к его размерам в натуре. 2. Размеры, относительная величина ч. л. (напр., масштаб цен). Antinazi. Энциклопедия социологии … Энциклопедия социологии

    Loading...Loading...