Логопед - это кто и чем он занимается

Логопед - это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Логопед обладает специальными навыками обучения, тренировки и лечения пациентов, у которых нарушено произношение отдельных букв или звуков, слогов, слов или целых предложений и фраз. Более того, данный специалист информирует пациентов о методах раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего возраста, что позволяет предотвратить развитие некоторых речевых дефектов, а при их наличии своевременно провести необходимую коррекцию.

Для того чтобы стать логопедом, не обязательно оканчивать медицинское высшее учебное заведение (ВУЗ ), то есть, не обязательно быть врачом. Логопеды обучаются в педагогических ВУЗах или на педагогических факультетах, где изучают основы формирования речи и методы коррекции, связанных с этим, нарушений. Более сложными нарушениями устной и письменной речи занимается специалист с медицинским образованием, который сможет установить связь дефекта речи с перенесенными травмами , заболеваниями, а также направит на инструментальную диагностику и консультации других специалистов.

Чем занимается логопед?

Логопед занимается выявлением, диагностикой и лечением дефектов речи, связанных с врожденными или приобретенными заболеваниями.

В задачи логопеда входит:

  • выявление речевого дефекта у пациента;
  • определение причин нарушения речи;
  • разработка лечебных и обучающих методик, подходящих для конкретного пациента;
  • проведение обучающих и коррекционных занятий с пациентом;
  • оценка эффективности (или неэффективности ) проводимого лечения;
  • наблюдение за состоянием пациента в динамике (после окончания лечения );
  • обучение пациентов методам профилактики речевых дефектов.

Стоит отметить, что в процессе работы логопеды тесно сотрудничают с врачами различных специальностей (в частности с невропатологами, офтальмологами , оториноларингологами , психологами , стоматологами и так далее ). Обусловлено это тем, что к нарушениям речи могут привести заболевания различных органов и систем - органов слуха, органов зрения, головного мозга, голосового аппарата и т. д.

Причинами нарушения речи могут быть:

  • внутриутробные нарушения развития - интоксикации, травмы матери или плода, внутриутробные инфекции и так далее;
  • врожденные аномалии развития - дефекты зубов, челюстей, языка (слишком большой или маленький язык ), голосовых связок;
  • стрессы и психологические травмы - как в детском, так и в подростковом возрасте;
  • органические поражения центральной нервной системы - например, инсульт (нарушением мозгового кровообращения, приводящее к гибели части клеток мозга ), менингит (инфекционное поражение мозга ) и другие;
  • педагогическая запущенность - если с ребенком не общаться и не заниматься его развитием, у него также могут выявляться речевые дефекты;
  • нарушение слуха - в данном случае ребенок не слышит речь окружающих, вследствие чего не может научиться ее воспроизводить.

В компетенцию логопеда входит коррекция:

  • Нарушений устной речи. В данную группу входят все заболевания и патологические состояния, при которых пациент испытывает трудности во время разговора. Причинами этого могут быть как заболевания непосредственно речевого аппарата (голосовые связки, язык, губы, мягкое небо и др. ), так и нарушения нервной системы, то есть тех участков головного мозга, которые отвечают за формирование и воспроизведение речи. Так, например, при поражении определенных отделов мозга у пациента могут нарушаться мыслительные процессы, ответственные за формирование слов и звуков. В то же время, при поражении других отделов мозга может нарушаться нервная регуляция мышц языка или челюстей, что также приведет к речевым дефектам.
  • Нарушений письменной речи. К данной группе относятся заболевания, связанные с нарушениями письма или чтения.

Логопед занимается диагностикой и лечением:

  • дисфонии;
  • брадилалии;
  • тахилалии;
  • дислалии;
  • ринолалии;
  • дизартрии;
  • алалии;
  • афазии;
  • дислексии;
  • дисграфии.

Дисфония

Характеризуется нарушением произношения слов или звуков, связанным с поражением или неправильным функционированием голосового аппарата. Основными проявлениями заболевания являются нарушения основных характеристик голоса.

Дисфония может проявляться:

  • афонией - больной не может говорить нормальным голосом, однако сохраняет возможность говорить шепотом;
  • дисфонией - характеризуется нарушением высоты, тембра, силы голоса (пациент может говорить то громко, то тихо, его голос может меняться по несколько раз при произношении одной фразы ).

Дисфония может быть выявлена у детей с ранних лет жизни или в старшем возрасте. Несколько реже заболевание выявляется у подростков и взрослых людей (в данном случае оно обычно связано с органическим поражением головного мозга при инфекции, инсульте и других патологиях ).

Брадилалия

Суть данного заболевания заключается в патологическом замедлении речи. Причиной патологии является поражение отделов головного мозга, ответственных за раздельное произношение звуков. В результате этого во время разговора пациент очень медленно произносит каждый следующий звук или слог, ему трудно переходить от одного слога к другому, в результате чего его речь кажется монотонной, «тянущейся», «вязкой». Также во время разговора у пациентов значительно усиливается работа мимических мышц лица и в частности рта, в результате чего кажется, что каждое слово дается им с большим трудом.

Схожими проявлениями с брадилалией обладает брадифазия - замедление речи, которое развивается на фоне поражения головного мозга и связано с нарушением (замедлением ) мыслительных процессов, сопровождающееся другими отклонениями (снижением способности к обучению, нарушением памяти и так далее ). Речевой аппарат больного в данном случае не затронут (то есть, лечение основного заболевания может привести к полному восстановлению скорости речи ).

Тахилалия

Данная патология характеризуется ускоренной речью. Больной говорит слишком быстро, невнятно, торопливо и напористо, иногда пропуская некоторые звуки. На фоне этого окружающие часто не понимают сказанного пациентом и вынуждены по несколько раз переспрашивать.

Причиной тахилалии также является поражение отделов головного мозга, ответственных за воспроизведение речи. Дефект может быть постоянным (то есть, наблюдается в любое время, когда пациент разговаривает ) или возникать при определенных стрессовых ситуациях (например, во время волнения, при знакомстве с новыми людьми, при общении с начальством и так далее ), в то время как в привычной для пациента обстановке он может говорить абсолютно нормально.

Дислалия

При данной патологии отмечается нарушение произношения звуков, хотя слух пациента или его нервная система не поражены. Больные при этом могут не произносить (или произносить неправильно ) один или сразу несколько звуков.

Дислалия может быть:

  • Органической. Данная форма заболевания связана с наличием врожденных или приобретенных анатомических дефектов различных органов, принимающих участие в звукообразовании. Это могут быть дефекты языка, аномалии строения, количества или расположения зубов, аномалии неба, челюстей и так далее.
  • Функциональной. В данном случае нарушения связаны с неправильным восприятием ребенком речи окружающих. Это может наблюдаться при недостаточном общении с ребенком, а также когда в семье разговаривают на двух и более языках (при этом ребенок может путать звуки в некоторых словах ). Такие же дефекты могут наблюдаться в том случае, если у одного или обоих родителей имеются дефекты речи (в данном случае ребенок, обучаясь, будет повторять услышанные им «ошибки» ).

Ринолалия

Ринолалия (гнусавость ) характеризуется нарушением звукообразования и тембра голоса из-за анатомического поражения верхних дыхательных путей. В нормальных условиях выдыхаемый воздух проходит через голосовые связки и поступает преимущество в ротовую полость, где формируются его свойства. В носовые ходы при этом воздух поступает лишь в небольшом количестве. В то же время, на фоне врожденных или приобретенных аномалий во время разговора большая часть воздуха может поступать именно в носовые ходы, что значительно изменяет характеристики речи. Она становится «вялой», монотонной, неразборчивой.

Дизартрия

При данной патологии отмечается дефект воспроизведения речи, обусловленный нарушением иннервации органов, принимающих участие в формировании звуков (языка, мягкого неба, губ ). Каких-либо дефектов в головном мозге или в строении голосообразующих органов нет, как нет и нарушений слуха. Больной при этом с затруднением произносит все звуки, часто произносит их неправильно. Речь пациента смазанная, невнятная, иногда гнусавая. В тяжелых случаях дизартрии пациент вообще не может произносить какие-либо звуки и разговаривать.

Заикание

При данной патологии нарушение речи проявляется через частые повторения определенного звука (клоническая форма заикания ) либо через паузы, возникающие перед произнесением определенных звуков (тоническая форма заикания ). Механизм возникновения заикания обусловлен поражением нервной системы больного, что сопровождается повышенной возбудимостью мышц, ответственных за воспроизведение речи (языка, мягкого неба, губ ). Как и в других случаях, заикание может быть функциональным (развивается на фоне стресса , эмоционального переживания, психологической травмы и так далее ) или органическим (связанным с травмой или другим поражением нервных клеток, ответственных за тонус речевых мышц ).

Алалия

Суть данной патологии заключается в поражении клеток головного мозга, ответственных за формирование речи. В нормальных условиях все процессы восприятия, формирования и воспроизведения речи контролируются определенными центрами, расположенными в головном мозге. Если данные центры у ребенка не развиты, он в принципе не сможет сформировать или высказать какие-либо слова или звуки, даже если будет нормально слышать их. Причиной этого могут быть аномалии развития, внутриутробные травмы, инфекции, а также травмы или другие повреждения головного мозга во время родов или в течение первых месяцев жизни, когда речь еще не начала формироваться. Умственные способности пациента (то есть, способность к обучению, память, интеллект ) при этом могут быть абсолютно нормальными. В легких случаях заболевание поддается лечению, на фоне которого ребенок может начать говорить уже через несколько лет. В то же время, в тяжелых случаях дети могут начать произносить отдельные слоги или слова к 10 - 11 годам и даже позже. Проводят дифференциальную диагностику алалии с задержкой речевого развития, аутизмом , олигофренией, тугоухостью.

Афазия

При данной патологии пациент полностью или частично утрачивает способность говорить в результате травмы или другого органического поражения головного мозга, затрагивающего речевые центры. Причиной афазии могут быть травмы, опухоли головного мозга, перенесенные инсульты, инфекции головного мозга, энцефалит (воспаление ткани головного мозга ) и так далее. Также стоит отметить, что афазия была отмечена у некоторых пациентов, страдающих психическими расстройствами.

В отличие от алалии (при которой головной мозг повреждается до формирования речи ), при афазии повреждение имеет место уже после начала формирования речи. Учитывая это, некоторые логопеды не используют диагноз афазия у детей младше 3 лет.

Дислексия

При данной патологии нарушается восприятие письменной речи, то есть, человек частично или полностью утрачивает способность читать. Если ребенок с детства вовсе не овладел навыками чтения, то неспособность к чтению называют алексией.

Дислексия может проявляться:


  • неспособностью распознавать отдельные буквы;
  • невозможностью составлять из букв слоги;
  • трудностями при составлении слов из слогов;
  • неправильным чтением букв или слогов в слове;
  • неправильным пониманием прочитанного (в данном случае человек читает текст правильно, однако смысл прочитанного объяснить не в состоянии ).

Причиной дислексии считается поражение задних отделов коры головного мозга. С помощью современных методов обследования удалось установить, что у пациентов с подобным заболеванием определенные нервные участки мозга менее активны, чем в норме.

Дисграфия

Суть данного заболевания заключается в том, что ребенок с затруднением овладевает навыками письменной речи, несмотря на нормальное развитие зрительного анализатора, слуха, устной речи и чтения. Проявляется дисграфия стойкими, постоянно повторяющимися грамматическими ошибками, которые больной допускает во время письма. Также некоторые пациенты могут неправильно отображать форму букв, пропускать буквы в словах, путать местами слоги в словах или слова в предложениях. Нарушение, при котором ребенок вовсе не может освоить письменную речь, называют аграфией.

Как проходит прием логопеда?

Во время консультации логопед действует по определенной схеме, что позволяет ему лучше узнать больного, ознакомиться с его проблемами, установить точный диагноз и назначить эффективное лечение.

Обследование у логопеда включает:

  • опрос больного;
  • осмотр;
  • оценку речи;
  • оценку слуха;
  • оценку зрения;
  • оценку интеллектуального развития;
  • назначение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований.

Опрос больного

Во время первичного обследования врач подробно расспрашивает больного (или его родителей, если речь идет о ребенке ) обо всех симптомах и патологиях, которыми пациент страдает или страдал в прошлом, о полученных травмах, переживаниях, психологическом состоянии и т. д.

При опросе логопед может спросить:

  • Как развивается ребенок? В данном случае врачу нужно сообщить результаты физического и умственного развития малыша, которые оцениваются в поликлинике регулярно в течение первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание следует уделить возможным отклонениям в развитии - недостаточной массе тела, недостаточному росту, аномалии развития черепа и так далее. Также врач уточняет, в каком возрасте ребенок впервые произнес слог, слово, начал говорить связные слова и так далее.
  • Имеются ли у ребенка врожденные аномалии развития? Особое внимание врач обращает на аномалии развития челюсти и ротовой полости, зубов, десен, языка и губ. Также стоит упомянуть, если у ребенка есть аномалии развития ушных раковин или зрительного анализатора (плохое зрение и плохой слух также могут быть причинами дефектов речи ).
  • Как протекала беременность у матери ребенка? В данном случае врача интересует, не страдала ли мать во время вынашивания ребенка инфекционными заболеваниями, не было ли травм живота во время беременности и так далее.
  • Как протекали роды? Не было ли травм, обвития пуповины или других патологических состояний во время рождения ребенка?
  • Какие заболевания перенес ребенок? Особое значение имеют травмы головы, тяжелые инфекции, интоксикации и другие состояния, при которых высок риск повреждения центральной нервной системы. Также стоит сообщить врачу, если у ребенка имеются проблемы со зрением или слухом.
  • Замечали ли родители какие-либо явные речевые дефекты? Например, дети могут не разговаривать даже в 1 год, невнятно произносить те или иные звуки и так далее.
  • В какое время возникли речевые дефекты? В данном случае врача интересует, были ли у ребенка нарушения речи с рождения или же вначале речь развивалась нормально, а дефекты возникли позже.

Опрос взрослых пациентов проходит также. Врач расспрашивает, о развитии пациента в детстве, о его интеллектуальных способностях, перенесенных и настоящих травмах, заболеваниях, операциях и т. д.

Осмотр

Во время осмотра врач оценивает состояние органов, поражение которых могло бы привести к речевым дефектам.

При осмотре пациента логопед обращает внимание на:

  • строение лицевого скелета;
  • развитие челюсти;
  • наличие и расположение зубных рядов (и отдельных зубов );
  • размеры языка;
  • состояние ушных раковин;
  • состояние пальцев рук (их деформации могут быть причинами дефектов письменной речи );
  • зрительный анализатор (нарушения зрения также могут влиять на развитие письменной речи ).

Если врач заподозрил у ребенка наличие каких-либо отклонений в указанных органах, он может направить его на дополнительное обследование к соответствующему специалисту (стоматологу, окулисту, оториноларингологу и так далее ). Если при осмотре никаких отклонений не выявлено, врач переходит к оценке речи.

Оценка речи

При обследовании ребенка специалист оценивает общие характеристики устной и письменной речи. В то же время, стоит отметить, что оценивая речевые функции, специалист учитывает возраст ребенка, имеющиеся сопутствующие патологии и другие факторы, от которых зависит способность понимать, говорить, произносить отдельные слоги, слова или предложения. Вот почему обследование каждого конкретного пациента может протекать по-разному.

Исследование речи логопедом может включать:


  • Оценку звукопроизношения. Специалист определяет, какие звуки (гласные, согласные, звонкие, глухие и так далее ) ребенок воспроизводит и повторяет правильно, а какие нет. Чем старше ребенок, тем более сложные задачи перед ним ставятся - подбираются более длинные слова, содержащие сложные сочетания звуков.
  • Оценку речевой моторики. Логопед просит ребенка выполнить определенные движения губами (вытянуть «в трубочку», улыбнуться ), языком (высунуть язык, сделать его широким или узким, коснуться языком верхней или нижней губы ), нижней челюстью (широко открыть рот, подвигать челюстью вправо-влево ).
  • Оценку автоматической речи. Ребенка просят сосчитать от одного до десяти, а затем в обратном порядке (или выполнить другие подобные упражнения - перечислить дни недели, месяца года и так далее ). Также логопед может попросить малыша рассказать какой-нибудь стих или спеть песенку.
  • Оценку разговорной речи. Врач пытается поговорить с ребенком, задавая простые вопросы (что ему нравится, какое сейчас время года, что он кушал утром ).
  • Оценку словарного запаса. Врач уточняет, знает ли ребенок значение обобщающих слов, синонимы некоторых слов, умеет ли характеризовать определенные предметы (например, лист зеленый, море синее, снег белый ) и так далее.
  • Оценку грамматики. Врач проверяет, умеет ли ребенок склонять и спрягать слова, преобразовывать существительные из единственного числа в множественное число и так далее.
  • Оценку чтения. Выполняется с детьми старше 5 - 6 лет. Ребенку предлагают прочитать определенные буквы, слова или слоги, а затем объяснить смысл прочитанного. Специалист при этом оценивает параметры голоса, скорость и размеренность чтения, интонацию и так далее.
  • Оценку письменной речи. Ребенка просят изобразить (написать ) на листке бумаги некоторые буквы, цифры или слова. Данные слова логопед может диктовать или они могут быть написаны в книге (ребенка попросят списать ). Также врач может показывать ребенку определенные предметы, предлагая ему записать их названия. Иногда ребенку могут задавать вопросы, а ответы ему нужно будет записывать на листке. Это позволяет оценить все параметры письменной речи, а также мыслительные способности.

Оценка слуха

При обследовании ребенка логопед должен оценить и его слух. Обусловлено это тем, что при нарушении восприятия звуков ребенок не сможет правильно формировать свою речь.

Оценка слуха логопедом включает:

  • реакцию ребенка на резкие громкие звуки - поворот головы или взгляда в сторону источника звука;
  • реакцию на голос матери - поворот головы в сторону голоса, иногда улыбка и другие проявления положительных эмоций;
  • выполнение простых команд (для детей старшего возраста ) - показать руку, сжать руку в кулак, взять игрушку и так далее (позволяет определить, правильно ли понимает ребенок услышанное );
  • восприятие шепота - врач может шепотом произносить некоторые слова, а ребенка просит их повторить.

Если в процессе обследования у логопеда возникнут сомнения по поводу слуха ребенка, он может направить его на консультацию к оториноларингологу (врачу, занимающемуся диагностикой и лечением заболеваний уха ), а также назначить дополнительные инструментальные исследования, позволяющие оценить слуховые функции.

Оценка зрения

Оценка зрительных функций важна для выявления причин дефектов письменной речи. Дело в том, что ребенок, который не видит слова и буквы, не сможет научиться правильно их читать или писать, даже если речевые центры в головном мозге не будут повреждены.

Оценка зрения может включать:

  • слежение за движущимся предметом;
  • реакцию на вспышки света;
  • узнавание определенных предметов;
  • узнавание цветов и оттенков;
  • описание картинки своими словами;
  • подбор схожих по смыслу картинок и так далее.

С какими проблемами обращаются к логопеду?

Логопед занимается диагностикой и коррекцией различных нарушений устной и письменной речи как детей, так и взрослых. Основными причинами обращения к логопеду являются неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, неправильная последовательность речи или полное ее отсутствие, заикание, нарушение чтения, нарушение темпа речи и другие. Причинами нарушения речи могут быть врожденные аномалии голосового аппарата, психологическая травма, перенесенный инсульт, черепно-мозговая травма и т. д. Поэтому перед консультацией логопеда необходимо провести полное обследование пациента и получить консультацию других специалистов - офтальмолога, невропатолога, психолога, оториноларинголога и др. Либо логопед в процессе обследования пациента определит необходимость в тех или иных диагностических мероприятиях и консультациях специалистов.

Патологии, с которыми обращаются к логопеду

Симптом

Возможная патология

Методы диагностики

Неправильное произношение звуков, слогов и/или слов

  • дисфония;
  • дислалия;
  • ринолалия;
  • дизартрия;
  • проблемы со слухом.
  • диагностическое обследование речи;
  • глоттография;
  • ларингоскопия;
  • риноскопия;
  • аудиометрия;
  • тимпанометрия;
  • МРТ () головного мозга;

Изменение темпа речи

  • брадилалия;
  • тахилалия;
  • заикание.
  • оценка устной речи;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография ) головного мозга;
  • ЭЭГ (электроэнцефалография );
  • люмбальная пункция;
  • ЭхоЭГ (эхоэнцефалография );
  • ПЭТ () головного мозга.

Отсутствие речи

(пациент не может говорить )

  • алалия;
  • афазия;
  • глухота.
  • диагностика устной речи;
  • диагностика письменной речи;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография ) головного мозга;
  • ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография ) головного мозга;
  • УЗДГ (ультразвуковая диагностика ) сосудов головного мозга;
  • люмбальная пункция;
  • аудиометрия;
  • тимпанометрия.

Нарушение последовательности речи

  • заикание;
  • дизартрия;
  • обследование устной речи;
  • обследование письменной речи;
  • ЭЭГ (электроэнцефалография );
  • МРТ (магнитно-резонансная томография ) головного мозга;
  • ЭхоЭГ (эхоэнцефалография );
  • ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография ) головного мозга;
  • люмбальная пункция.

Нарушение письменной речи

  • дисграфия;
  • проблемы с моторикой рук;
  • проблемы со зрением;
  • отставание в умственном развитии.
  • диагностика письменной речи;
  • диагностика устной речи;
  • аудиометрия;
  • МРТ головного мозга.

Нарушение чтения

  • дислексия;
  • проблемы со зрением;
  • отставание в умственном развитии.
  • диагностика устной речи;
  • диагностика письменной речи;
  • диагностика чтения;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография ) головного мозга;
  • ЭЭГ (электроэнцефалография ).

Какие исследования проводит логопед?

В процессе обследования пациента и постановки диагноза логопед может применять ряд дополнительных инструментальных исследований, которые позволят оценить состояние центральной нервной системы, слухового анализатора и других органов, так или иначе влияющих на формирование речи. Инструментальные исследования позволят исключить органические причины нарушения речи - опухоли головного мозга, патологии сосудов головного мозга, врожденные аномалии голосового аппарата и другие. В данном случае пациенту понадобится консультация других специалистов и сложное лечение, часто хирургическое вмешательство.

Исследования, которые может назначить логопед

Исследование

Суть метода

Какие патологии выявляет?

ЭЭГ

(электроэнцефалография )

Суть метода ЭЭГ заключается в регистрации биоэлектрических сигналов, которые исходят из клеток головного мозга. Данный метод позволяет исследовать функциональную активность мозга и выявить наличие патологии. Для проведения исследования используют специальную шапочку с встроенными на внутренней стороне электродами. Шапочка подключена к специальному аппарату, регистрирующему биоэлектрические потенциалы головного мозга.

  • алалия;
  • афазия;
  • заикание;
  • дизартрия;
  • дисграфия;
  • тахилалия;
  • брадилалия;
  • дислексия.

УЗДГ

(ультразвуковая диагностика ) сосудов головы

Ультразвуковая диагностика сосудов позволяет исследовать проходимость сосудов, кровоснабжающих головной мозг.

  • дисграфия;
  • алалия;
  • дизартрия;
  • афазия;
  • заикание;
  • тахилалия;
  • брадилалия.

МРТ

(магнитно-резонансная томография ) головного мозга

Магнитно-резонансная томография головного мозга основана на отображении сигналов, излучаемых атомами водорода клеток организма человека в магнитном поле. Для этого человека помещают на кушетку в центре большого магнита и проводят исследования. МРТ позволяет получить послойное изображение головного мозга и костей черепа и диагностировать малейшие патологические изменения.

  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дизартрия;
  • брадилалия;
  • заикание;
  • тахилалия.

ЭхоЭГ

(эхоэнцефалография )

Эхоэнцефалография представляет исследование структур головного мозга при помощи ультразвуковых волн. Для этого через специальный датчик пропускают ультразвуковые волны, которые с разной интенсивностью отражаются от структур мозга и черепа. Отраженные волны улавливаются тем же датчиком и отображают на экране монитора структуры головного мозга.

  • алалия;
  • афазия;
  • дизартрия;
  • тахилалия;
  • брадилалия;
  • дислексия;
  • дисграфия;
  • заикание.

ПЭТ

(позитронно-эмиссионная томография ) головного мозга

Позитронно-эмиссионная томография позволяет выявить функциональные нарушения головного мозга до проявления структурных изменений. ПЭТ проводят с использованием радиофармпрепарата (радиоактивного фармакологического препарата ), который вводится внутривенно и распределяется по всему организму. Затем пациента помещают в томограф. Специальные датчики регистрируют зоны скопления радиофармпрепарата и передают информацию на монитор.

  • алалия;
  • афазия;
  • тахилалия;
  • дисграфия;
  • брадилалия;
  • заикание;
  • дизартрия.

Люмбальная пункция

Люмбальная пункция применяется для получения спинномозговой жидкости. Для этого врач вводит иглу через кожу в поясничной области в субарахноидальное пространство спинного мозга. Затем спинномозговую жидкость отправляют на анализ в лабораторию. Люмбальная пункция позволяет выявить субарахноидальное кровотечение, воспалительные процессы головного мозга, опухоли оболочек головного мозга.

  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • брадилалия.

Аудиометрия

Аудиометрия представляет метод исследования остроты слуха пациента - способность слухового анализатора различать минимальные звуковые колебания. Речевая аудиометрия проводится при помощи разговорной речи с определенным набором слов. Врач обращается к пациенту шепотом и оценивает слух пациента. Тональная аудиометрия проводится при помощи аудиометра или камертона. Пациент надевает наушники, в которых поочередно звучит сигнал. Как только пациент слышит сигнал, он нажимает на специальный пульт.

  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дислалия.

Тимпанометрия

Тимпанометрия - метод исследования слуха, в основе которого лежит оценка колебаний барабанной перепонки вследствие изменения давления в наружном слуховом проходе. Для проведения исследования в слуховой канал вводят зонд, изменяющий давление. Специальным датчиком улавливают колебания барабанной перепонки и записывают в виде тимпанограммы.

  • алалия;
  • афазия;
  • дисграфия;
  • дислалия.

Фарингоскопия

Фарингоскопия - это метод внешнего осмотра глотки при помощи шпателя, носоглоточного и гортанного зеркал и др. Позволяет выявить опухоли, воспалительные процессы, дефекты развития глотки.

  • ринолалия;
  • дисфония;
  • афония;
  • дислалия.

Риноскопия

Риноскопия - метод инструментального исследования носовой полости. Для этого используют специальные носовые, носоглоточные зеркала.

  • ринолалия.

Рентгенография носоглотки

Рентгенография носоглотки - исследование структур носоглотки при помощи рентгеновских лучей. Позволяет выявить опухоли, воспалительные процессы, врожденные дефекты данной области.

  • ринолалия;
  • дислалия;
  • афония;
  • дисфония.

Ларингоскопия

Ларингоскопия - метод визуального исследования глотки. Позволяет оценить состояние слизистой оболочки глотки, функции голосовых связок.

  • дисфония;
  • афония;
  • дислалия.

Глоттография

  • дислалия;
  • дисфония;
  • афония.

Какими методиками лечит логопед?

Методы лечения, которые применяет логопед, тесно связаны с основной причиной речевых нарушений и возрастом пациента. Если нарушения речи носят приобретенный характер (например, развились после перенесенного инсульта, травмы, психологического стресса и так далее ), лечение у логопеда должно проводиться одновременно с лечением основного заболевания и других специалистов (у психологов, неврологов , нейрохирургов и других ). Также важно помнить, что причиной нарушений устной речи могут быть дефекты слуха (в данном случае лечение у логопеда должно сочетаться с лечением у оториноларинголога ), а дефекты письменной речи могут быть связаны с нарушениями зрения (в данном случае в лечении должен принимать участие офтальмолог ).

Методы лечения в логопедии

Метод лечения

Механизм лечебного действия

Массаж речевого аппарата

(логопедический массаж, массаж артикуляционных мышц )

Данная методика применяется не только в тех случаях, когда причина речевого дефекта связана с поражением речевого аппарата (нижней челюсти, мышц лица, языка ), но и при нарушении голосообразующей функции. Показаниями к массажу могут быть дизартрия, ринолалия, заикание. Массаж может быть как стимулирующим, так и расслабляющим (подбор оптимальной техники проводит логопед после полноценного обследования больного ). Правильное выполнение массажа позволяет нормализовать тонус артикуляционных мышц (принимающих участие в формировании речи ), улучшить голосовую функцию, устранить повышенное слюноотделение (которое наблюдается при некоторых речевых дефектах ), а также стимулировать формирование и развитие речевых функций.

Дыхательные техники

Правильное (нормальное ) дыхание является одним из необходимых условий для формирования нормальной речи. При нарушении дыхательной функции у ребенка могут формироваться различные речевые дефекты, а также наблюдаться отставание в развитии речи. Развитие нормального дыхания позволяет улучшить голосовую функцию, способствует формированию плавной, спокойной речи, а также позволяет научить пациента правильно произносить определенные звуки.

Артикуляционная гимнастика

Данная методика включает ряд упражнений для развития артикуляционных мышц (мышц языка, губ и так далее ). Это способствует формированию речи. Дети и взрослые пациенты начинают лучше произносить звуки и слова, улучшается качество произношения. Стоит отметить, что для пациентов различного возраста применяются различные артикуляционные упражнения.

Пальчиковая гимнастика

Данная методика эффективна при нарушениях письменной речи, обусловленной нарушением мелкой моторики пальцев рук. Выполнение специальных упражнений позволяет разработать точные движения в пальцах, улучшить качество письма и развить письменность у детей старшего возраста и у взрослых, перенесших различные заболевания.

Речевые упражнения

Суть методики заключается в том, что ребенку предлагают многократно повторять одни и те же звуки, слова или фразы. В результате подобных упражнений у малыша формируются и закрепляются навыки правильного произношения, то есть коррекция имеющегося дефекта. Эффективна данная методика при нарушениях артикуляции (то есть при дефектах речи, обусловленных поражением мышц, ответственных за воспроизведение звуков ), а также при голосовых расстройствах.

Подражательно-исполнительские упражнения

Суть методики заключается в том, что вначале логопед показывает ребенку, как нужно выполнить то или иное задание (произнести звук, написать или произнести слово, выполнить то или иное дыхательное упражнение ), а затем просит ребенка это повторить. По мере развития навыка логопед перестает показывать необходимое действие, а лишь просит выполнить его (например, говорит ребенку написать или произнести определенные слова ).

Творческие упражнения

К данным упражнениям переходят после того как ребенок освоит те или иные звуки (слова, буквы, слоги и так далее ) в подражательно-исполнительских упражнениях. При этом врач просит ребенка назвать или написать как можно больше слов, в которых встречается заученный им элемент. Это помогает пациенту научиться применять заученное слово в различных условиях.

Игровые упражнения

При данном виде упражнений ребенок обучается речи или письму в игровой форме. При этом логопед может использовать самые разнообразные методики (игры с кубиками, подвижные игры, групповые игры, настольные игры и так далее ). Во время игры специалист помогает ребенку научиться правильно произносить те или иные звуки или же записывать буквы, слоги и слова. Так как игра воспринимается ребенком легче, чем другие виды упражнений, это позволяет избежать психологического стресса и ускорить обучение.

Пение

Во время пения пациенты также оттачивают навыки произношения тех или иных звуков, что помогает устранить речевые дефекты.

Наглядное моделирование

При данном упражнении врач показывает ребенку различные картинки, видеоролики или фильмы, а ребенок должен стараться их описывать. Это помогает развивать устную речь, в то же время, оттачивать навыки произношения звуков, слогов и слов.

Длительность лечения у логопеда

Лечение у логопеда может проводиться как в группах, так и индивидуально. Длительность терапии зависит от патологии пациента и эффективности лечения. Занятия проводятся 1 - 3 раза в неделю от 2 до 5 часов. Продолжительность курсов терапии варьирует от нескольких месяцев до полугода. При необходимости логопед увеличивает продолжительность терапии, а в сложных случаях работа с логопедом может длиться годами.

Только что появившийся на свет малыш не обладает никакими речевыми навыками, он не умеет произносить четкие звуки, а тем более не знает слов и не может объясняться с окружающими его людьми. Всему этому ребенок учится в процессе своего роста и развития. Но бывают случаи, когда развитие речи имеет запаздывающий характер или индивидуальную специфику, и как раз в таких случаях правильному речевому развитию ребенка поможет обращение к логопеду.

Суть работы логопеда

Работа логопеда заключается в обнаружении и исправлении дефектов детской и взрослой речи, при этом задачей специалиста является не только правильная постановка звуков, но и развитие мелкой и общей моторики, а также таких познавательных способностей, как восприятие, внимание, мышление, память.

На приеме у логопеда родители узнают, какие речевые проблемы существуют у их ребенка, что представляет из себя верное формирование детской речи, какими способами и методами его можно достичь. Логопед, учитывая возраст ребенка, соотносит с нормой количество используемых в речи слов, оценивает произношение отдельных звуков, построение предложений и коммуникативность ребенка. Другими словами, логопед квалифицированно проанализирует ситуацию и сделает заключение, нужно ли ребёнку проведение специальных занятий.

На занятиях с логопедом ребенок выполняет упражнения, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развивающие его артикуляцию и формирующие его фонематический слух и грамматический строй.

Стоит отметить, что логопед обязательно должен иметь высшее педагогическое образование по специальности логопед, учитель-логопед, дефектолог.

Почему нужно обращаться к логопеду?

Во-первых, родители не всегда могут самостоятельно выявить все дефекты и проблемы речи, имеющиеся у ребенка. Эти проблемы могут существовать незаметно для непрофессионального (в отношении логопедии) слуха родителя, поэтому нужно обязательно показать ребенка специалисту.

Во-вторых, имеющиеся в речевом развитии проблемы, оставшиеся без решения, могут привести к отсутствию готовности ребенка к школе. К тому же эти проблемы будут только нарастать, если вовремя не обратиться к логопеду. Очень часто можно встретить мнение, что если в детской речи есть дефекты, то их не нужно исправлять, они пройдут самостоятельно через какое-то время. Но это мнение ошибочно, ведь с возрастом ребенка все сложнее и сложнее исправить проблемы с речью.

Какие могут быть последствия игнорирования проблем? При неправильном произношении звуков ребенок может замкнуться, появятся проблемы в общении со сверстниками, а также внутренние комплексы, мешающие в полной мере использовать свой потенциал. При отсутствии умения отличать звуки друг от друга на слух у ребенка могут возникнуть проблемы с письмом букв и чтением. Без навыка верно строить фразы и предложения могут появиться трудности с правильным изложением своих мыслей.

Когда нужно обращаться к логопеду?

Раньше существовало мнение, что первый прием к логопеду нужно запланировать на 5-летний возраст ребенка. Однако в 5 лет большинство детей уже имеет почти сформированную речь. Поэтому сейчас считается, что самый подходящий возраст – 2-3 года. Именно в этот период речевое развитие идет особенно интенсивно, и многие проблемы легче исправить и предупредить.

Существуют определенные нормы, ориентируясь на которые родитель может понять, правильно или неправильно, своевременно или с запаздыванием развивается речь его ребенка. Если она отстает от нижеприведенных норм, следует как можно быстрее обратиться к логопеду.

Возрастные нормы правильного развития речи:

Достигнув возраста 1 года, ребенок имеет в своем словарном запасе 3-4 слова, которые еще пока можно назвать лепетом. Он уже понимает некоторые слова и фразы родителей, о чем идет речь, а также может выполнить легкие задания типа «дай игрушку», «возьми ложку» и т.д.

В 2 года словарный запас ребенка — от 50 слов и выше, может составить простое предложение из 3 слов, а также выполняет двухшаговые задания типа «открой шкаф и достань игрушку». К 2 годам ребенок должен освоить звуки п, б, ф, в, д, т, н, м, г, к.

В 3 года ребенок, как правило, умеет в верной последовательности связывать слова, различает и правильно говорит слова в единственном и множественном числе, использует падежи, простые предлоги (с, под, на, за, в и т.д.) и союзы (когда, потому что и т.д.)

В 4 года ребенок может использовать в предложениях уже более сложные предлоги (из-за, из-под, вместо и т.д.) и союзы (где, что, куда и т.д.), а также уже в состоянии правильно произносить свистящие звуки ц, с, з, шипящие ж, ш, щ, ч (допускается ситуация, если немного позднее 4 лет) и звуки э, ы.

В 5-5,5 лет ребенок до конца осваивает слова, используемые в обыденной жизни, а также использует обобщения (фрукты: апельсин, виноград и т.д., мебель: стул, стол, диван и т.д.). В произношении слов уже не должно быть перестановок и пропусков звуков и слогов (за исключением тяжелых для выговаривания слов). К 6 годам осваиваются звуки л, р, и теперь ребенок знает и верно произносит все звуки, имеющиеся в языке.

Важно помнить, что речевое развитие носит индивидуальный характер, и к каждому ребенку при исправлении речевых недостатков нужен свой подход, который и сможет подобрать специалист. Поэтому не стоит пугаться приема логопеда, ведь его задача – помочь ребенку. Если развитие речи не соответствует нормам согласно возрасту, логопед подробно объяснит суть проблем и даст советы по их исправлению, а также проведет курс специальных занятий. Если же речевое развитие идет согласно возрастным нормам, логопед посоветует, каким образом сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем успешно овладевать языком.

Красивая правильная речь позволит ребенку достичь больших успехов в будущем!

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г . Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи - значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги(на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы(что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э , несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг и игр, помогающих родителям развивать речь ребенка.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему - например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей - это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

- нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
- следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

- Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Советы логопеда!

Как организовать логопедические занятия дома?

Вам понадобится:

1. Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений;

2. “Лото” различной тематики (зоологическое, биологическое, “посуда” и т. д.);

3. Муляжи фруктов, овощей и т. д.;

4. Разрезанные картинки из двух и более частей, кубики. Основная трудность для родителей - нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать ребенка. Так как основная деятельность - игра, то занятия должны строиться по правилам игры. Можно “отправиться в путешествие” в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся:

Игры на развитие мелкой моторики;

Артикуляционная гимнастика;

Игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха;

Игры на формирование лексико-грамматических категорий.

Начнем с вас!

Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинаются ежедневные занятия и с логопедом, и дома, лишь бы успеть “подтянуть” ребенка до 1 сентября. А ведь, когда ребенок молчал в 2,5 года - одни говорили: “Он все понимает, только ленится”, или “Он весь в папу (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил”. Но подобная задержка сама по себе уже должна была насторожить.

Другие родители, напротив, много прочитав, ищут выход из ситуации и удивляются: “Я все делал, как рекомендуется: не сюсюкал, говорил полными словами, много читал, ставил для прослушивания аудиокассеты”. Но это не принесло желаемого результата: ведь они нагружали ребенка непосильной работой. А ребенок нуждается в строго дозированных занятиях, его нельзя перегружать.

Артикуляционный аппарат.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, “перекатывать” его из одной щеки в другую.

Наглядность.
Озвучивайте любую ситуацию - но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Говорите четко.
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

Говорите по-разному.
Повторяйте по многу раз одно и то же слово, да и фразу, меняя порядок слов. “БАБУШКА ПРИШЛА. ПРИШЛА НАША БАБУШКА”. Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз.
Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

В основе речи - стремление к общению.
Как бы несовершенно ваш ребенок ни говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом выключайте музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.

Учите в игре.
Играя, учите подражать (две собачки лают, две киски мяукают, переклички: ау-ау). Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словами на 2 уровнях: понимает слова - это пассивный словарь, говорит - это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта), имена вещей и существ на картинках и в книжках и, конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас). Чаще спрашивайте: “Где стол? Где часы?” и т. д. Это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву: в дальнейшем ребенок перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса - крыша, нос - нож).

Читайте.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение - покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем и письму. Ребенок как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва “помогать” одеться куклам и даже родителям.
По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

Только вы!
Помните: только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично. О пользе артикуляционной гимнастики в развитии ребенка дошкольного возраста. Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы: чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.

А вот зачем язык тренировать? Ведь он и так “без костей”.
Оказывается язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой уже сейчас.
При помощи артикуляционной гимнастики преодолеваются сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык: где находится (за верхними зубами или за нижними). При этом движения языка доводятся до автоматизма постоянными упражнениями. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Выучите и повторяйте с ребенком специальные стихи.

Развитие речи у детей дошкольного возраста


Не все дети к моменту поступления в школу умеют связно передавать свои мысли. Научиться этому самостоятельно достаточно трудно, в этом нелегком деле — развитии речи детей дошкольного возраста — им должны помочь взрослые.

Не все дети в одинаковой степени быстро овладевают речевой наукой. У многих случаются сбои в запоминании, правильном произношении, а позднее — написании каких-либо звуков, букв. Не стоит паниковать, если вы обнаружили у своего ребенка подобное отклонение. В этом нет ничего трагического, и все же ваше внимание потребуется здесь однозначно. Педагоги настаивают на своевременном устранении обнаруженных отклонений, в противном случае они могут повлечь за собой задержку умственного развития ребенка.

Не следует совершать распространенную родительскую ошибку, когда взрослые, умиленные лепетом малыша, подстраиваются под его произношение, коверкают звуки и слова. Наоборот, следует тщательно проговаривать все слова, беседуя даже с маленьким ребенком: ведь он учится своим первым словам именно у вас, и если он начнет картавить или шепелявить — виноватыми в этом окажутся родители, «сюсюкающие» с 2-3-летним малышом.

Развитие речи у детей 4-5 лет имеет свои особенности. Обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а довольно осознанную детскую речь. Запас слов ребенка уже достаточно велик для того, чтобы он мог строить правильные фразы, рассуждать на отвлеченные темы. Теперь уже беседа с ребенком не ограничивается тем, что он видит возле себя, его интересуют самые разные темы, на которые ребенок стремится поговорить со взрослыми и сверстниками. Но бывает и так, что из-за недостаточного развития речи детей дошкольного возраста им тяжело донести до взрослого свою мысль, рассказать о каком-либо событии.

Запоминая новые слова, пополняя свой словарный запас, ребенок 4-5 лет стремится осознать связь, существующую между предметом и сочетанием звуков, которые этот предмет обозначают. Так появляется интерес к лексической стороне человеческой речи. Нередко малыш пытается сам придумать новые слова, заменяя такими «придумками» общепринятые обозначения: например, вместо «вертолет» говорит «винтолет» или «ветролет», вместо «пластилин» — «лепин», вместо «лопатка» — «копатка».

Обращая внимание на развитие речи детей дошкольного возраста, взрослые начинают замечать, что ребенок все чаще отвечает на вопросы развернутыми предложениями, употребляет наречия и причастия, осознанно включает в свою речь прилагательные, пользуется множественным числом при произношении глаголов и существительных.

Для развития речи у детей в этом возрасте характерно проявление интереса к звуковой стороне каждого слова. Дети пытаются изменять знакомые слова, пользуясь уже имеющимся опытом с другими словами. Правда, чаще всего такие попытки заканчиваются неудачей, дошкольники допускают ошибки: «много окнов», «ручков» (по аналогии с другим известным им существительным: «дом» — «домов»), «там висят польты», «мы с папой были в кине» (они еще не знают, что слова «пальто» и «кино» не склоняются).

Ребенок — дошкольник — не всегда умеет связно и понятно рассказать о каких-то событиях, своих переживаниях, мыслях, чувствах. Для развития речи у детей 4-5 лет характерна ситуативная окраска рассказа. Ребенок, захлебываясь от переполняющих его эмоций, рассказывает простыми распространенными предложениями о том, что он видел сегодня в садике, при этом понять смысл его рассказа часто бывает затруднительно. Взрослым приходится задавать дополнительные вопросы, чтобы как-то сориентироваться в массе сведений. Монолог ребенка пока еще понятен только ему самому. В этом возрасте еще довольно сложно описать своими словами содержание картинки, чаще всего дети при взгляде на нее лишь называют изображенные на картинке предметы, людей, животных, сопровождая краткими пояснениями: «Котик спит», «Цыпленок бежит», «Мальчик одевается» и т. д. Практически все дети в возрасте 4-5 лет обладают феноменальной памятью. Взрослые часто удивляются, как ребенок умудряется запомнить довольно длинную сказку уже после второго или третьего прочтения, и даже поправляет взрослого, который, пытаясь «облегчить себе жизнь», сокращает сказку и пропускает некоторые слова.

Совершенствуется и произношение ребенка. Даже если еще недавно малыш затруднялся произнести некоторые звуки, такие как «с», «з», обычно к 5 годам все эти трудности остаются позади. Почти все дети уже правильно выговаривают сложные звуки «ы», «х», «э». Правда, шипящие еще остаются для многих «пятилеток» непреодолимым барьером, вместо коварных «ш», «ж», «ч», «щ» им приходится произносить «с», «з» («сётка» вместо «щётка»).

Довольно часто в одной детсадовской группе находятся дети, которым свойственны значительные отличия в степени овладения речью. Если некоторые дошкольники в 4-5 лет уже свободно владеют практически всеми звуками и умеют правильно выстраивать фразы, то другие дети такого же возраста затрудняются в произношении чуть ли не половины алфавита, общаются только при помощи односложных предложений. Обязанность воспитателя — уделять «отстающим» детям больше внимания, указать на особенности развития речи детей дошкольного возраста их родителям и вместе с ними найти пути решения проблемы.

Логопедия – наука, которая находится на стыке медицины, педагогики и психологии, и изучает различные дефекты речи, причины их появления, механизмы и способы устранения или предупреждения. Особенная актуальность работы специалиста-логопеда заключается в том, что, хотя нарушения речевой функции и не являются смертельно опасным недугом для человека, они всё же способны сильно осложнить ему жизнь, мешая нормальной коммуникации с окружающими. Особенно это актуально для детей: во-первых, большинство дефектов речи появляются именно в детском возрасте, когда их можно наиболее успешно излечить; во-вторых, если взрослые обычно более тактично и с пониманием относятся к собеседникам, имеющим проблемы с произношением, дети, увы, отличаются известной жестокостью к своим сверстникам с любыми особенностями. Такое положение вещей может стать причиной появления психологической травмы и комплексов, которые станут преградой для нормального общения с окружающими в детском и взрослом возрасте. Своевременное обращение к логопеду поможет избежать подобных проблем в жизни.

Кто такой логопед: педагог или врач

По поводу того, является ли логопед психологом, медиком или учителем, существуют различные точки зрения. Всё дело в том, что логопеды принимают пациентов не только в медицинских учреждениях. На сегодняшний день, в большинстве детских садов, школ и коррекционных учебных учреждений, в штате предусмотрена должность логопеда. Эти специалисты работают с детьми непосредственно по месту их обучения. Такие логопеды являются педагогами – они имеют высшее логопедическое или дефектологическое образование, а в своей работе руководствуются данными медицинского характера, полученными из карты пациента. Работа этого педагога тесно связана с врачебной деятельностью детского невролога, отоларинголога, психолога, так как причины появления дефектов речи, нередко обусловлены наличием каких-либо расстройств здоровья.

Специалисты, работающие в медицинских учреждениях, имеют высшее медицинское образование, а также образование в области дефектологии или логопедии, дополнительное прохождение курсов психотерапии. В отличие от педагогов, они могут назначать в схеме лечебной терапии медикаментозное лечение, а также применять психотерапевтические методики для того, чтобы помочь пациенту справиться с нарушениями речи.

Чем занимается логопед

Распространённым заблуждением является утверждение, что врач-логопед всего лишь помогает нужным образом “установить” правильное произношение конкретных звуков, так как это лишь часть работы логопеда. Доктор проводит диагностирование нарушений, изучает анамнез своего пациента, при необходимости назначает различные обследования – таким образом ему удаётся установить причину появления дефектов речи. После того, как диагноз поставлен, врач-логопед принимает решение о назначении конкретных терапевтических схем для устранения нарушений речевой активности.

Для этого специалиста обязательны навыки психолога и психотерапевта, так как работа с дефектами речи часто напрямую связана с психологическими травмами и комплексами, перенесённым испугом или иными тяжёлыми, стрессовыми состояниями.

Основными задачами доктора-логопеда является:

  • постановка правильного произношения звуков;
  • расширение словарного запаса;
  • совершенствование грамотности речи;
  • улучшение чёткости произношения;
  • коррекция речевых ошибок и неточностей;
  • реабилитационные меры к пациентам, которые приобрели дефекты речи из-за перенесённых болезней, например, после инсульта;
  • изучение механизмов и причин появления дефектов речи, разработка методов их корректировки;
  • определение органических поражений органов речевого аппарата.

Какие органы и психические явления лечит логопед

К компетенции доктора относится вся система органов речевого аппарата:

  • ротовая полость (челюсти, зубы, дёсны, твёрдое и мягкое нёбо);
  • голосовые связки;
  • язык.

Кроме того, логопеды занимаются изучением и лечением такого явления как логоневроз. Этим термином обозначается заикание различного происхождения.

Заболевания и нарушения, относящиеся к компетенции логопеда

Доктор-логопед работает с различными типами нарушений речи, как устными, так и письменными.

Его задачей является устранение:

  • дисфонии и афонии (нарушения звучности речи или её отсутствия);
  • дислалии (проблем с произношением конкретных звуков или сочетаний звуков);
  • брадилалии или тахилалии (замедленного или ускоренного произношения звуков);
  • дислексии и легастении (нарушений навыка чтения);
  • речевых дефектов и ринофонии голоса, связанных с нарушением слуха, а также с проведённым хирургическим вмешательством;
  • баттаризма, готтентотизма (абсолютной невнятности речи);
  • ринолалии (проблем с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхней губы и нёба);
  • дисграфии и аграфии (расстройств письменной речи).

Лечением некоторых из названных патологий доктор занимается совместно с хирургами, стоматологами, неврологами, отоларингологами.

Отдельной сферой деятельности логопеда являются нарушения речи, связанные с органическим поражением речевых центров головного мозга. Такие дефекты обычно достаточно трудно исправить. Этим занимается логопед-афазиолог.

Основные причины появления дефектов речи

Определение природы, этиологии появления тех или иных нарушений в работе речевого аппарата является первым шагом к их преодолению. Теоретические знания в этом вопросе позволяют предпринимать определённые профилактические меры для того, чтобы не допустить появления проблемы у тех людей, которые находится в группе риска. Разумеется, каждый случай является индивидуальным, и, для удобства работы логопедов, самые основные и наиболее распространённые факторы, провоцирующие появление дефектов речевой деятельности, были объединены в обобщённую классификацию. Различают:

  • врождённые особенности развития речевого аппарата: внутриутробные патологии развития плода, генетические мутации, наследственную предрасположенность, острую или хроническую гипоксию плода, родовые травмы;
  • органические нарушения в коре головного мозга, полученные в течение жизни: острые инфекционные заболевания, поражающие оболочки мозга, черепно-мозговые травмы, болезни, поражающие кору мозга (например, нарушения кровообращения);
  • психологические проблемы – к ним относится педагогическая запущенность, отсутствие людей вокруг, неблагоприятная ситуация в семье, психологические травмы, например, испуг или последствия насилия.

Повод для обращения к логопеду

Многие люди считают, что логопед, будь то врач или педагог, работает только с детьми, и взрослому человеку с дефектами речи нет смысла его посещать. Эта точка зрения не соответствует действительности. Безусловно, взрослый возраст – фактор, который усложняет работу с проблемами речевой деятельности. Многие дефекты уже невозможно будет устранить полностью, однако добиться определённого улучшения вполне реально.

Обратиться к логопеду необходимо в таких случаях:

  • после перенесённых операций по удалению гортани или голосовых связок: в таких случаях доктор помогает пациенту научиться использовать голосовую щель для извлечения определённых звуков;
  • в порядке реабилитации после инсульта: в случае, если поражение мозга затрагивает центры, отвечающие за речь, может наступить парез или паралич мышц гортани и мимических мышц. В этом случае доктор предлагает специальный комплекс упражнений, которые помогают добиться улучшения;
  • если нарушения речи появились после перенесённых психических расстройств: работа может проводиться совместно с психиатром или психотерапевтом.

Кроме того, к логопеду приходят и люди, желающие улучшить свои ораторские навыки, совершенствовать свою дикцию. С ними работает педагог-логопед.

Когда нужно вести ребёнка к логопеду

В связи с тем, что у детей процесс развития речевых центров ещё не закончен, и активно развиваются навыки чтения, дикции, произношения, работа над проблемами речи с ребёнком будет иметь более значимые результаты, чем в случае со взрослыми.

Родителям не стоит предъявлять завышенные требования к своему ребёнку. Особенно это касается момента, когда малыш начинает говорить. Например, уже к году-полутора малыш должен выговаривать хотя бы несколько слов, а, начиная с момента рождения – издавать единичные звуки. Что касается четкой и связной речи с абсолютно правильным произношением, сложно сказать точно, когда именно она должна появляться у ребёнка.

Среди объективных причин для посещения доктора-логопеда ребёнком до года – отсутствие произношения звуков младенцем. Обычно малыш реагирует на слова, прикосновения, игрушки элементарным гуканьем, лепетом, улыбкой. Если этого не происходит, не следует откладывать визит к доктору.

В период с года до трёх лет родителям нужно привести малыша к логопеду, если ему поставлен диагноз “детский церебральный паралич”, если есть наследственный фактор (позднее речевое развитие у кого-либо из родителей), также если у ребёнка диагностированы проблемы со слухом, зрением, или укороченной уздечкой языка.

С трёх до пяти лет родители следят за появлением таких признаков нарушений речевого развития:

  • неправильное произношение слов или отдельных звуков;
  • нарушение скорости произношения и проглатывание звуков;
  • ребёнок путает предлоги, союзы, падежи, и не реагирует на поправки;
  • невозможность внятно и последовательно описать картинку, составить предложения.

Проведение реабилитации после произведённых операций, затрагивающих речевой аппарат, также относится к компетенции логопеда, и может быть актуально в любом возрасте.

Родителям необходимо чётко понимать все последствия той ситуации, когда проблемы с речью у ребёнка пускаются на самотёк:

  • у детей с дефектами речевой деятельности обычно хуже усваивается учебный материал, из-за чего успеваемость в школе колеблется между низкой и средней;
  • нарушения речевого слуха мешает изучению иностранных языков;
  • нарушение связности речи затрудняет изучение устных предметов: биологии, литературы, истории, и других;
  • дефекты речи являются причиной проблем с коммуникацией, появления комплекса неполноценности, психологического дискомфорта.

Какие методы диагностики и лечения применяет в своей деятельности логопед

Диагностирование проблем с речью, в первую очередь, происходит на слух. Врач, осуществляя консультацию и приём, сначала опрашивает пациента, и уже по звукам его речи, по её связности может сделать предварительные выводы о дефектах речевой деятельности. Кроме того, доктор проводит специфические тестирования, при необходимости назначает консультации у смежных специалистов: отоларинголога, невролога, невропатолога, психиатра.

Проведя диагностику и установив проблему, врач-логопед определяет, относится ли она к его компетенции, или необходимо направить пациента к другому специалисту.

Вся система лечения у логопеда для детей и взрослых отличается в том плане, что в первом случае она будет иметь игровую форму. Доктор применяет комплексные методики воздействия и на сам дефект, и на причину его появления (по возможности). Эффективность лечения напрямую зависит от увлечённости и упорства пациента, так как заметные результаты дают только многократные тренировки и повторения. Занятия проходят по схеме усложнения, и, в основном, представляют собой комплексы упражнений. В некоторых случаях врач назначает медикаментозную терапию.

Логопед – специалист, благодаря которому люди с проблемами речи получают шанс на полноценную коммуникацию с окружающим миром. Этот вопрос актуален и для детей, и для взрослых. Дефекты речи могут становиться серьёзным препятствием для нормальной жизни, учёбы, работы, выстраивания отношений.

В зависимости от того, какое образование получил логопед, он может заниматься педагогической работой, или же осуществлять врачебную деятельность на базе клиник, больниц, специализированных коррекционных центров.

Loading...Loading...