Киевская русь 12 13 века. Монгольское нашествие на русь. В результате внутриполитической борьбы в Северо-Восточных Русских землях Московское княжество добилось ведущего положения в собирании русских земель и превратилось в реальную силу, способную противо

В XII веке монголы кочевали в Центральной Азии и занимались скотоводством. Данный вид деятельности требовал постоянной смены мест обитания. Для приобретения новых территорий нужна была сильная армия, которая у монголов была. Ее отличала хорошая организация и дисциплина, все это обеспечило победное шествие монголов.

В 1206 году состоялся съезд монгольской знати - курултай, - на котором хана Темучина избрали великим ханом, и он получил имя Чингис. Сначала у монголов вызывали интерес обширные территории в Китае, Сибири и Средней Азии. В дальнейшем они направились на запад.

Первыми на их пути встали Волжская Булгария и Русь. Русские князья «познакомились» с монголами в сражении, которое состоялось в 1223 году на реке Калке. Монголы напали на половцев, а те обратились за помощью к своим соседям, русским князьям. Поражение русских войск на Калке было обусловлено разобщенностью и неорганизованными действиями князей. В это время русские земли были значительно ослаблены междоусобицами, а княжеские дружины больше заняты внутренними разногласиями. Хорошо организованное войско кочевников сравнительно легко одержало первую победу.

П.В. Рыженко. Калка

Нашествие

Победа на Калке была только началом. В 1227 году умер Чингисхан, и во главе монголов встал его внук Батый. В 1236 году монголы решили окончательно разобраться с половцами и в следующем году разбили их возле Дона.

Теперь настала очередь русских княжеств. Шесть дней сопротивлялась Рязань, но была захвачена и разрушена. После наступила очередь Коломны и Москвы. В феврале 1238 года монголы подошли к Владимиру. Осада города продолжалась четыре дня. Ни ополченцы, ни княжеские воины не смогли защитить город. Владимир пал, княжеская семья погибла в пожаре.

После этого монголы разделились. Одна часть двинулась на северо-запад, осадила Торжок. На реке Сити русичи потерпели поражение. Не доходя ста километров до Новгорода, монголы остановились и двинулись на юг, разоряя попутно города и села.

Южная Русь всю тяжесть нашествия ощутила весной 1239 года. Первыми жертвами стали Переяславль и Чернигов. К осаде Киева монголы приступили осенью 1240 года. Защитники отбивались три месяца. Взять город монголы смогли только с большими потерями.

Последствия

Батый собирался продолжить поход уже в Европу, но состояние войск не позволило ему этого сделать. Они были обескровлены, и новый поход так и не состоялся. А в отечественной историографии период с 1240 по 1480 год известен как монголо-татарское иго на Руси.

В этот период практически прекратились все контакты, в том числе и торговые, с Западом. Монгольские ханы контролировали внешнюю политику. Сбор дани и назначение князей стали обязательными. Всякое неповиновение жестоко каралось.

События этих лет нанесли русским землям значительный урон, они сильно отстали от европейских стран. Экономика была ослаблена, земледельцы уходили на север, пытаясь обезопасить себя от монголов. Многие ремесленники попали в рабство, и некоторые ремесла просто перестали существовать. Не меньший ущерб понесла культура. Многие храмы были разрушены, а новые не строились в течение долгого времени.

Взятие Суздаля монголами.
Миниатюра из русской летописи

Однако некоторые историки считают, что иго приостановило политическую раздробленность русских земель и даже дало в дальнейшем толчок для их объединения.

Некоторые вопросы хоть и звучат немного иначе, но смысл ответов передан максимально пофигистично, но верно. В тексте может встречаться мат и другая поебень. 1

5. Образование Киевской Руси. Норманская теория. 1

6. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси. 2

7. Внешняя политика киевской руси 9-13 век. 3

8. Культура киевской Руси. 4

9. Борьба Руси против Немецких, Шведских, Датских агрессоров в 13 веке. 7

9сБатыем. Начало нашествия Батыя на Русь. 9

10. Экономическое развитие и соц-полит строй руси в 13-15 веке. 10

Политический строй и управление . 10

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУСИ.. 10

11. Борьба русского народа против монголо-татарских завоевателей. 11

12. Московская русь в XIV – начале XVI вв. 13

13. Россия во время правления Ивана Грозного. 14

Основные даты правления Ивана IV Грозного: 15

14. Россия в 1584-1613 гг. 15

15. Социально-экономическое развитие России в 17 веке. 18

16. Народное движение под руководством Степана Разина. 21

17. Внешняя политика России в 17 веке. 22

18. Поход Ермаки и другая хуйта в 17 веке. 23

19. Социально-экономическое развитие России и реформы в первой четверти 18 века. 25

20. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века. Северная война. 28

21. Россия в 1725-1762гг. Развитие экономики. Внутренняя и внешняя политика. 29

22. Дворцовые перевороты (1725-1762). 30

Некоторые вопросы хоть и звучат немного иначе, но смысл ответов передан максимально пофигистично, но верно. В тексте может встречаться мат и другая поебень.

Образование Киевской Руси. Норманская теория.

1) Первое государство в землях восточных славян получило название "Русь", или по имени его столицы "Киевская Русь", хотя само оно себя так не когда не называло, просто: "Русь" или "Русская земля". Первое упоминание имени "Русь", относится, к тому же времени, что и сведения о Венедах, т.е. к 5-7 векам.

Проходят годы, и имя Русь все чаще становится собирательным для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем. Вообще к моменту образования единого государства Киевская Русь, восточные славяне прошли большой и сложный путь в своем развитии - некогда свободные охотники стали оседлыми земледельцами, среди которых выделялся правящий слой - вожди родов и племен и их ближайшее окружение. В их руках сосредоточилась основная власть и основные богатства общины. Общины территориальной, ибо из-за набегов степняков славяне постоянно уходили с плодородных земель в более глухие места и там смешивались с местным населением, иногда возвращались и вновь происходило смешение. Как говорилось выше у славян преобладали территориальные общины. В результате этого нарушалась связь между кровниками, образовывалась связь между соседями. Именно такая община способствовала образованию государства. Именно так и "строилась" Киевская Русь": племена входили в общину, а община переросла в государство. Причем эти племена, объединяло не только общее родство, но и общий язык, схожии традиции и обычаи, религия, культура и быт.

2) Норманская теория.

На основании сообщения летописи о варягах, некоторые ученые (как руские так и зарубежные) в 18-20 веках создали и отстаивали, так называемую Норманскую теорию происхождения Русского государства. Суть ее заключалась в том, что государство на Руси было привнесено извне приглашенными князьями, норманами и скандинавами, т.е. носителями западной культуры. Они утверждали, что сами Восточные славяне, якобы не могли создать государственного устройства, что говорило об их отсталости и исторической обреченности. Современные ученые убедительно доказали

Социально-экономический и политический строй Киевской Руси

Местные органы власти и Управления, наместники

Главой государства был великий князь. Он был высшим военачальником, судьей, законодателем, адресатом дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир. Назначал чиновников. Власть великого князя ограничивалась:

  • Советом при князе, в который входили военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.)
  • Вече – народным собранием, в котором могли принимать участие все свободные. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.
  • Удельными князьями - местной родовой знатью.

Первыми правителями Киевской Руси были: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга - жена Игоря (945-964).

1. Объединение всех восточнославянских и части финских племен под властью великого киевского князя.

2. Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам.

3. Защита границ русской земли от нападений степных кочевников (хазар, печенегов, половцев).

Важнейшим источником доходов князя и дружины была дань, выплачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.

Сын Игоря и Ольги – князь Святослав (964-972) совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.

При сыне Святослава – Владимире Святом (980-1015) в 988 году было принято христианство на Руси.

Социально-экономический строй:

Главная отрасль хозяйства - пашенное земледелие, скотоводство. Дополнительные отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной городов (более 300) – в XII веке.

Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). Он породнился и дружил с виднейшими государствами Европы. В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и надолго обеспечил безопасность восточных и южных границ государства. В Прибалтике он основал г. Юрьев (Тарту) и утвердил там позиции Руси. При нем на Руси распространяется письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа располагалась в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека была в Софийском соборе, построенном также при Ярославе Мудром.

При Ярославе Мудром появился первый свод законов на Руси – «Русская Правда» , который действовал на протяжении XI-XIII вв. Известны 3 редакции «Русской Правды»:

1. Краткая правда Ярослава Мудрого

2. Пространная (внуков Яр.Мудрого – Вл.Мономаха)

3. Сокращенная

«Русская Правда» закрепляла складывающуюся на Руси феодальную собственность, устанавливала жесткие наказания за попытки посягательства на нее, защищала жизнь и привилегии членов господствующего класса. По «Русской Правде» можно проследить противоречия в обществе и классовую борьбу. «Русская Правда» Ярослава Мудрого допускала кровную месть, но статья о кровной мести ограничивалась определением точного круга близких родственников, имеющих право мстить: отец, сын, брат, двоюродный брат, племянник. Тем самым ставился предел бесконечной цепи убийств, истребляющих целые семьи.

В Правде Ярославичей (при детях Яр.Мудрого) кровная месть уже запрещена, а взамен введен денежный штраф за убийство в зависимости от социального положения убитого от 5 до 80 гривен.

Общество в Киевской Руси делилось на свободных, полусвободных и зависимых.

Свободное население: знать, дружинники, духовенство, купцы, ремесленники, смерды (свободные крестьяне).

Полусвободное население: закупы, рядовичи. Закупом назывался человек, который брал от землевладельца купу – участок земли, денежную ссуду, семена и обязан был вернуть или отработать с процентами. Рядович – это человек, заключивший с феодалом определенный договор – ряд и обязанный выполнить различные работы согласно этому ряду.

Зависимое население: рабы, которые назывались холопами или челядью. В рабство попадали, прежде всего, пленники; за долги; брак с рабом или рабыней; рожденные от рабыни. Были и изгои – люди, лишившиеся своего социального статуса (например, вышедшие из общины общинники, отпущенные на волю холопы и т.д.)

Поскольку великий киевский князь раздавал за службу дружинникам землю, то постепенно дружинники превращаются в землевладельцев-бояр (феодалов). Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Вотчина состояла из княжеской или боярской усадьбы и зависимых от нее общин-вервей (вервь – это одно или несколько небольших поселений). Вотчинное хозяйство передавалось по наследству и имело натуральный характер. Во главе вотчинной администрации стоял огнещанин . Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие – тиуны иключники.

Развитие феодальных отношений сопровождалось классовой борьбой. Она выражалась в следующих формах:

  • Побеги зависимых людей от своих господ
  • Поджоги
  • Грабежи, разбой
  • Покушение на жизнь представителей вотчинной администрации и самих феодалов
  • Ересь. Под видом защиты языческой религии простой народ выступал против христианизации и церкви, которая сама была крупным феодалом.

Подавляя протест закабаляемых крестьян, князь опирался на дружину, администрацию, церковь и суд (законы).

Внешняя политика киевской руси 9-13 век

Объектом внешней политики князей являлись все дела, связанные с династическими отношениями, с вопросами войны и мира, внешней торговлей, отношением великого князя и его государства к иностранным религиозным организациям. Все эти проблемы требовали личного участия главы государства, ибо дела династии, военное дело, налоги, как и вся остальная казна, сосредоточивались в руках князя. Вместе с тем, поскольку все эти вопросы касались во многом личных дел (брак, наследство, дарение) или требовали только личного решения князя (война, приобретение вооружения за границей, отпуск на это денег из казны) и к тому же по своему характеру должны были быть секретными, тайными, ведение внешней политики, дипломатии неизбежно с первых же дней своего зарождения приобрело строго тайный, узкий по кругу лиц характер. Практически все дела решал князь в совете с двумя – тремя особо близкими людьми. Большинство источников доказывает, что этот круг людей менялся, был неофициальным, все зависело от личности его участников, от степени их личного таланта, влияния и практического значения для того или иного князя, которого они обслуживали, а не от их номинальной должности и положения при дворе.

Киевская Русь имела внешнеполитические отношения с тремя типами государств за период своего существования:

1. Русские независимые или удельные и родственно (династически) зависимые от великого князя Киевского княжества и земли.

2. Нерусские государственные образования и земли, являвшиеся ближайшими соседями Киевской Руси, граничившие с ней, вступавшие с ней в войны, союзы, договорные отношения.

3. Западноевропейские государства, не имевшие непосредственных границ с Киевской Русью.

Таким образом, Киевская Русь имела сложные отношения с почти четырьмя десятками внешнеполитических объектов. Уже из этого чисто количественного факта видно, что в самый момент своего зарождения и организации русская внешняя политика неизбежно должна была сталкиваться со сложными, часто противоречивыми задачами. Это не могло сказаться на том, что в результате многих ошибок русская внешняя политика вырабатывала своё основное тактическое правило: быть осторожной, стараться не спешить с выбором друзей и врагов, воспитывать в своих руководителях чувство недоверия и настороженности. Сосредоточение всей внешней политики, руководства ею в руках одного лица – великого князя – создавало благоприятные условия для укрепления тактики осторожности, обеспечивало величайшую тайну, неожиданность всех важнейших решений руководителя государства. И в этом было огромное преимущество Киевских князей перед другими европейскими монархами.

По мнению Похлёбкина В. В. во внешней политике князей Киевской Руси можно выделить следующие периоды:

1. От Рюрика до Ярослава Мудрого (862 – 1054 г.г.) Период безраздельно личной, династической внешней политики основной чертой которой являются накопление земель, расширение государства за счет внутренних ресурсов – уделов ослабевших и обедневших князей – родственников великого князя.

2. От Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха (1054 – 1125 г. г.) Период стабилизации внешнеполитических продвижений, период закрепления успехов внешней политики и ограждения от вмешательства в неё других Рюриковичей, удельных князей, попытки отстоять и канонизировать единоличность проведения внешнеполитической линии как личной политики князя или, по крайней мере, как единой общегосударственной политики.

3. От Мстислава I до Даниила Романовича Галицкого (1126 – 1237 г.г.) Период оборонительного направления внешней политики, главной задачей которой ставится сохранить приобретения прежних веков, не дать ослабить Киевское государство усиливающимся региональным княжествам. В этот период ослабевшим Киевским князьям приходится делиться монополией на внешнюю политику с родичами Мономаховичами. А ведет к тому, что исчезает преемственность внешнеполитической линии, сохранявшаяся при личной внешней политике князя. Часто сменяемые, правящие год-два великие князья не могут уже видеть внешнеполитические перспективы. В результате при первом же сильном внешнем давлении татаро-монголов вся Русь разваливается.

Похлебкиным составлен хронологический перечень князей – руководителей внешней политики Киевской Руси (Приложение 7).

Начиная с 1125 года, на Киевском великокняжеском престоле утверждается новая династия – Владимировичей – Мономаховичей (полускандинавская). Воздействие великих князей на внешнюю политику после Владимира Мономаха ослабевает. Причина заключается не только в кратких сроках пребывания князей на своей должности, но и необходимость считаться с мнением всего клана Мономаховичей. Стремление к «равенству» во власти приводит к падению авторитета, к невозможности решать большие дела внешней политики. Вместе с ликвидацией самостоятельности (политической) Киевской Руси была ликвидирована и ее самостоятельная внешняя политика, определяющаяся в Орде великим ханом.

Однако само государственное единство Руси не было прочным. Признаки непрочности единства обнаружились после гибели Святослава, когда в Киеве власть взял юный Ярополк. Ярополк опирался на варягов - наёмников, нанятых ещё отцом. Варяги вели себя заносчиво. Второй сын Святослава Олег начал с ними борьбу и стремился пополнить свою дружину крестьянами – Олег погиб в этой усобице, но стенами Киева начал княжить Владимир (3-й сын). После смерти великого князя Владимира в 1015 году для Руси наступили тяжелые времена: его сыновья (их 12) начали длительные усобицы, в которые были вовлечены и печенеги, и поляки, и варяжские отряды. Воины нарушали едва – едва установившийся порядок в государстве. Наступил 1073 год, и новая междоусобная борьба. На этот раз распри произошли между сыновьями Ярослава Мудрого. Если Ярославу Мудрому удавалось в течение долгого времени сохранить единство Руси, то его сыновьям и внукам делать это оказалось труднее. Это объясняется многими причинами.

Во – первых, установленный Ярославом порядок престолонаследия оказался неудачным. Сыновья умершего великого князя не хотели отдавать власть старшим по возрасту, своим дядям, а те не пускали племянников к власти, ставя на их место своих сыновей, хотя те и были помоложе.

Во – вторых, среди преемников Ярослава Мудрого не нашлось целеустремленной и волевой личности, какими были Владимир I и сам Ярослав.

В – третьих – набирали силу крупные города и земли. Появление крупных вотчинных хозяйств, в том числе церковных владений, способствовали общему прогрессу хозяйственной жизни и стремлению к независимости от Киева.

В – четвёртых, постоянное вмешательство половцев во внутренние дела Руси.

В 1068 году, когда половецкий хан Шакуран вторгся в русские земли, сыновья Ярослава Мудрого укрылись в своих крепостях. Киевский народ сверг Изяслава и провозгласил на престол половецкого князя Всеслава, оставившего благодарную память за семь лет. Изгнав Всеслава, Ярославичи продолжали враждовать между собой в течение восьми лет. В эти годы вспыхнули народные восстания в Поволжье и на далеком Белозере, в Ростовской земле, Новгороде против феодальной знати, которая увеличила подати: виры и продажи (судебные пошлины), корм (для должностных лиц поставки). Поскольку антифеодальные движения были направлены и против церкви, во главе восставших иногда оказывались волхвы. Движение принимало форму антихристианского, апеллируя к возврату старой языческой религии. С 1125 года после смерти Мономаха на киевском престоле утвердился сын Мономаха, прозванный Великим. Русью он правил столь грозно, сколь его отец. При нем были изгнаны из своих владений полоцкие Всеславичи. Из-за внутренних распрей ослабли черниговские Святославичи: Муромо – Рязанская земля отделилась от Черниговской. Никто из князей не решался противостоять Мстиславу. Но после его смерти 1132 года распри начались уже среди потомков Мономаха. Этим немедленно воспользовались Олеговичи, и относительному спокойствию на Руси пришел конец. Раздробленность Руси стала фактом.

Таким образом можно сделать вывод, что после смерти Святослава возникла новая политическая ситуация на Руси: после смерти правителя осталось несколько сыновей, деливших власть. Новая ситуация породила новое событие – княжескую усобицу, целью которой была борьба за власть. Чем же усобица отличалась от событий борьбы между Игорем, а затем Ольгой и древлянами? Разница состоит в том, что тогда речь могла идти о восстании целого племени во главе со своей местной знатью против центральной власти в лице князя. Теперь же речь шла не столько о единстве земель, сколько о том, кто из представителей правящей династии будет властвовать, таким образом, речь шла о личности князя.

В трудах историков сделан важный акцент на роли сильного, властного правителя, с уходом которого из жизни государство теряло единство и начиналась внутренняя борьба за власть.

Появление энергичного и волевого правителя вновь сплачивало государство. Это происходило, как правило, силой. Поэтому нельзя недооценивать роль личности в образовании государства.

Культура киевской Руси

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям.

Одним из основных показателей, культурного уровня является наличие письменности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10 в. (до принятия христианства).

Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9 в., попытках писать греческим алфавитом. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е годы 9 в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.

Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древнерусских городов.

Во второй половине 9 в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси.

В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенегов, и это событие стало началом процветания великого города. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, который по красоте и величию не уступал подобному собору в Константинополе.

Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. "В городе было 400 церквей, въезд в него украшали золотые ворота, имелось восемь рынков. В укрепление могущества Руси, Ярослав, без разрешения на то Константинополя, своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.

В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей. При Ярославе в Киеве было положено начало русскому летописанию.

Первый летописный свод, относящийся к концу 11 в., дошел до современников в составе Новгородской летописи.

Сподвижник Ярослава митрополит Иларион создал памятник русского богословия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».

Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам Ярослава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии.

Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот период развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение события времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр I одинович»).

Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.

На основании этого можно было судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени.

По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).

При Ярославе успешно развивались внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира.

Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его дочери Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.

Киевская Русь в 11 веке

Территориальное деление и государственное устройство Руси в 11 веке

В 10 веке началось объединение разрозненных славянских племен в единое государство, выделился административный центр – Киев. В 11 веке этот процесс получил новый виток развития, государство, сформированное из бывших племен, все больше соединялось под властью центра и киевского князя, территории Руси значительно расширялись, управление стало более централизованным, начала выделяться верхушка общества. Несмотря на то, что Русь больше не была союзом племен, а была уже по-настоящему цельным государством, население Руси все еще было достаточно пестрым – в ее состав входили не только славянские племена, но также финны и прибалты.

Русская территория в 11 веке простиралась от Ладожского озера до устья реки Роси, а также от правобережного Днепра до реки Клязьмы (там был основан город Владимир Залесский и позднее княжество) и до верховьем Западного бута (город Владимир Волынский и Волынское княжество). Русь также сохранила за собой территории Тмутаракани. Сложная ситуация была с Галицией, где проживали хорваты – эти территории постоянно переходили из-под влияния Польши под влияние Руси и обратно. Однако, в целом, Русь постепенно расширялась и представляла собой довольно мощное государство.

Несмотря на то, что разноплановое население и пестрое этнически теперь вошло в состав Киевской Руси, русский этнос сам по себе пока только начал формироваться и окончательно не отделился – племена уже начали смешиваться друг с другом, но пока устойчивых этнических признаков не было. Кроме того, в некоторых частях государства все еще жили племена, которая не очень охотно отходили от собственных традиций и верований и сливаться с традициями, которые навязывала Русь. Несмотря на то, что большая часть руси начала культурно объединяться под влиянием христианства, все еще оставалось довольно много язычников и процесс перехода к новой религии завершился лишь в 12 веке.

Главным механизмом объединения земель была государственная власть и администрация. Главой государства считался великий киевский князь, ему подчинялись местные князья и управители. Постепенно начинали формироваться и прочие государственные органы, такие, как вече – народный совет, сход. Древняя Русь находилась на стадии формирования целостного государства с крепкой системой управления.

Религия и общество Древней Руси в 11 веке

В 988 году произошло Крещение Руси и Русь приняла христианство. Это важное событие оказало огромное влияние на все, что происходило с народом в дальнейшем. Вместе с христианством и христианской идеологией, моралью, начали появляться новые типы общественных отношений, новые веяния, церковь стала новой политической силой. Князь становился не просто управителем, но наместником Божьим, что значило, что он должен заботиться не только о политической жизни, но также о духовности и нравственности своего народа.

У князя появляется своя дружина, которая служит для его охраны, однако постепенно ее функции начинают расширяться. Дружина делится на высшую (бояре) и низшую(отроки). Именно дружина в дальнейшем составит основу нового слоя общества – высшего слоя, обладающего определенными привилегиями. Начинается процесс расслоения в обществе, появления знати. Богатых и бедных. Именно в 11 веке с развитием экономических и торговых отношений и ростом числа знати начинают формироваться основные принципы феодального строя, который уже в 12 веке прочно утвердится, как основной государственный.

Культура Руси в 11 веке

В культуре и архитектуре, как и в других сферах жизни, также начинается новый виток развития, связанный с христианизацией. В живописи начали появляться библейские мотивы, появляется русская иконопись. Начинается также активное строительство церквей – именно в этот период был построен знаменитый Софийский собор в Киеве. На Руси начинает активно распространяться грамота, образование и просвещение, строятся школы.

Основные события 11 века на Руси

· 1017-1037 гг. – строительство укреплений вокруг Киева, строительство Софийского собора;

· 1019 г. – великим князем становится Ярослав Мудрый ;

· 1036 г. – ряд успешных походов Ярослава против печенегов;

· 1043 г. – последнее вооруженное столкновение между Русью и Византией;

· 1095 г. – основание Переяславля-Залесского;

· 1096 г. – первое упоминание о Рязани в летописях;

· 1097 г. – Любечский съезд князей.

Итоги 11 века на Руси

В целом, 11 век стал достаточно успешным для развития Руси. Страна продолжала процесс объединения, начали формироваться государственные органы, централизованное самоуправление. Несмотря на постоянные междоусобицы у князей, это оказало и положительное влияние – начали развиваться города и волости, которые хотели быть независимыми от Киева. Начался экономический рост. Принятие христианства также имеет важное значение для объединения людей на основе единой культуры и единой духовности. Страна развивается, формируется не только русское государство, но и русский народ.

Междоусобные войны на Руси

Княжеская междоусобица – борьба русских князей между собой за власть и территории.

Основной период междоусобиц пришелся на 10-11 век. Основными причинами вражды между князьями стали:

· Недовольство в распределении территорий;

· Борьба за единоличную власть в Киеве;

· Борьба за право не зависеть от воли Киева.

· Первая междоусобица (10 век). Вражда между сыновьями Святослава ;

· Вторая междоусобица (начало 11 века). Вражда между сыновьямиВладимира .

· Третья междоусобица (конец 11 века). Вражда между сыновьямиЯрослава .

На Руси не существовало централизованной власти, единого государства и традиции передавать престол старшему из сыновей, поэтому великие князья, оставляя по традиции множество наследников, обрекали их на бесконечную вражду между собой. Несмотря на то, что наследники получали власть в одном из крупных городов, все они стремились стать Киевским князем и иметь возможность подчинить себе собственных братьев.

Первая междоусобица на Руси

Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег – на территории Древлян, а Владимир – в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались первые конфликты за территорию.

В 975(76) году по приказу князя Олега на территории древлян, где правил Владимир, был убит сын одного из воевод Ярополка. Узнавший об этом воевода доложил Ярополку о случившемся и уговорил его напасть с войском на Олега. Так было положено начало междоусобице, которая длилась несколько лет.

В 977 году Ярополк нападает на Олега. Олег, который не ожидал нападения и был неподготовлен, вынужден вместе со своим войском отступать обратно в столицу древлян – город Овруч. В результате паники, во время отступления Олег случайно гибнет под копытами коня одного из своих войной. Древляне, лишившиеся своего князя, быстро сдаются и подчиняются власти Ярополка. В это же время Владимир, опасаясь нападения Ярополка, бежит к варягам.

В 980 году Владимир с варяжским войском возвращается на Русь и сразу же предпринимает поход против брата Ярополка. Он быстро отвоевывает Новгород, а затем движется на Киев. Ярополк, узнав о намерениях брата захватить престол в Киеве, следует совету одного из своих помощников и бежит в город Родна, опасаясь покушения. Однако советник оказывается предателем, вступившим в сговор с Владимиром и Ярополк, умирая от голода в Любече, вынужден идти на переговоры с Владимиром. Добравшись до брата, он погибает от мечей двух варяг, так и не заключив перемирия.

Так заканчивается междоусобица сыновей Святослава. В конце 980 года Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.

Первая феодальная междоусобица и положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.

Вторая междоусобица на Руси

В 1015 году умирает Владимир и начинается новая вражда – междоусобица сыновей Владимира. У Владимира осталось 12 сыновей, каждый из которых хотел стать Киевским князем и получить практически неограниченную власть. Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом.

Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола.

В 1016 году начинается кровавая борьба за право управлять Киевом между Святополком и Ярославом.

Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча, Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать. Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими войнами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу.

1016 г. – Ярослав Мудрый становится князем в Киеве, где правит до самой смерти.

Третья междоусобица на Руси

Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Несмотря на то, что Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.

Согласно завету Ярослава, Киев получал его старший сын Изяслав, Святославу доставался Чернигов, Всеволоду – Переяславль, Вячеславу – Смоленск, а Игорю – Владимир.

В 1054 году умирает Ярослав, однако сыновья не стремятся отвоевывать территории друг у друга, напротив, они сплоченно сражаются с иноземными захватчиками. Однако, когда внешняя угроза была побеждена, начинается война за власть на Руси.

Практически весь 1068 год на престоле Киева оказываются разные дети Ярослава Мудрого, однако в 1069 году власть снова возвращается к Изяславу, как и завещал Ярослав. С 1069 года Изяслав правит Русью.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУСИ

В социально-экономическом развитии Руси в 13 — 14 веке произошли серьезные перемены. После нашествия монголо-татар в Северо-Восточную Русь происходит восстановление хозяйства, вновь оживляется ремесленное производство. Наблюдается рост и увеличения экономического значения городов, которые в домонгольский период не играли серьёзной роли (Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома).

Активно развивается крепостное строительство, возобновляется возведение каменных храмов. Сельское хозяйство и ремесло бурно развивается в Северо-Восточной Руси.

Происходит усовершенствование старых технологий и появление новых.

На Руси получили распространения водяные колеса и водяные мельницы. Пергамент стал активно вытесняться бумагой. Развивается солеварение. Появляются центры по изготовлению книг в крупных книжных центрах и монастырях. Развивается массивно литье (колокольное производство). Сельское хозяйство развивается несколько медленнее чем ремесло.

Подсечно-огневое земледелие продолжает вытесняться полевой пашней. Широко распространяется двуполье.

Активно строятся новые деревни. Увеличивается количество домашних животных, а значит увеличивается внесение органических удобрений на поля.

КРУПНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ НА РУСИ

Происходит рост вотчинных владений путём раздачи земель князьями своим боярам в кормление то есть в управление с правом сбора в свою пользу податей.

Со второй половины 14 века начинает быстро расти монастырское землевладение.

КРЕСТЬЯНСТВО НА РУСИ

В Древней Руси крестьянами называли всё население, вне зависимости от его занятий. Как один из основных классов российского населения, главным занятием которого является земледелие, крестьянство оформилось в России к XIV - XV веку. Крестьянин сидевший на земле с трехпольным оборотом имел в среднем 5 десятин в одном поле, следовательно 15 десятин в трех полях.

Богатые крестьяне брали дополнительные участки у вотчинников в черных волостях. Бедные крестьяне нередко не имели ни земли ни двора. Они жили на чужих дворах и назывались подворниками. Эти крестьяне несли барщинные повинности своим владельцам — распахивали и засеивали их землю, снимали урожай, косили сено. В счет оброка вносили мясо и сало, овощи и фрукты и многое другое. Все крестьяне уже были феодально зависимые.

  • общинные — работали на государственных землях,
  • владельческие — эти могли уйти, но в четко ограниченные сроки (Филипов день 14 ноября, Юрьев день 26 ноября, Петров день 29 июня, Рождество 25 декабря)
  • лично зависимые крестьяне.

БОРЬБА МОСКОВСКОГО И ТВЕРСКОГО КНЯЖЕСТВ НА РУСИ

К началу 14 века сильнейшими княжествами Северо-Восточной Руси стали Московское и Тверское. Первым московским князем стал сын Александра Невского Даниил Александрович (1263-1303г). В начале 90-х годов Даниил Александрович присоединил к Московскому княжеству Можайск, а в 1300 г. отвоевал у Рязани Коломну.

Сын Даниила Юрий Данилович с 1304 года повел борьбу за великое Владимирское княжение с Михаилом Ярославовичем Тверским, получившим в 1305 году в Золотой Орде ярлык на великое княжение.

Поддержку московскому князю в этой борьбе оказал митрополит всея Руси Макарий


В 1317 году Юрий добился получение ярлыка на великое княжение, а спустя год в Золотой Орде главный враг Юрия Михаил Тверской был убит. Но в 1322 году князь Юрий Даниилович в наказание был лишен великого княжения. Ярлык был передан сыну Михаила Ярославовича Дмитрию Грозные Очи.

В 1325 году Дмитрий убил в Золотой Орде виновника смерти своего отца, за что в 1326 году был казнен ханом.

Великое княжение было передано брату Дмитрия Тверского — Александру. С ним же был послан ордынский отряд на Тверь. Бесчинства ордыцев вызвали восстание горожан, которое поддержал князь, в результате ордыцы были разгромлены.

ИВАН КАЛИТА

Эти события умело использовал новый московский князь Иван Калита. Он участвовал в карательной ордынской экспедиции на Тверь. Тверская земля была разорена. Великое Владимирское княжение было поделено между Иваном Калитой и Александром Суздальским. После смерти последнего ярлык на великое княжение почти постоянно находился в руках московских князей. Иван Калита продолжал линию Алекандра Невского в том, что держал прочный мир с татарами.

Он так же заключил союз с церковью. Москва становится центром веры, так как митрополит навсегда переехал в Москву и оставил Владимир.

Великий князь получил право у Орды самому собирать дань, что имело благоприятные последствия для казны Москвы.

Также Иван Калита увеличивал свои владения. У хана Золотой Орды покупались и выпрашивались новые земли. Были присоединены Галич, Углич и Белоозеро. Также некоторые князья добровольно входили в состав Московского княжества.

МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО ВО ГЛАВЕ СВЕРЖЕНИЯ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА РУСЬЮ

Политику Ивана Калиты продолжали его сыновья — Семен Гордый (1340-1359) и Иван 2 Красный (1353-1359). После смерти Ивана 2 московским князем стал его 9 летний сын Дмитрий (1359-1387). В это время ярлыком на княжение обладал Суздальско-Нижегородский князь Дмитрий Константинович. Между ним и группировкой Московского боярства развернулась острая борьба. На стороне Москвы выступил митрополит Алексей, фактически возглавивший московское правительство пока в 1363 году победу окончательно не одержала Москва.

Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укпрепления Московского княжества. В 1371 году Москва нанесла крупное поражение Рязанскому княжеству. Продолжалась борьба и с Тверью. Когда в 1371 году Михаил Алексеевич Тверской получил ярлык на великое княжение владимирское и попытался занять Владимир, Дмитрий Иванович отказался повиноваться ханской воле. В 1375 году Михаил Тверской вновь получил ярлык на Владимирский стол. Тогда против него выступили почти все князья северо-восточной Руси, поддержав Московского князя в его походе на Тверь. После месячной осады город капитулировал. По заключенному договору Михаил признавал Дмитрия своим сюзереном.

В результате внутриполитической борьбы в Северо-Восточных Русских землях Московское княжество добилось ведущего положения в собирании русских земель и превратилось в реальную силу, способную противостоять орде и Литве.

С 1374 года Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде. Большую роль в укреплении анти-татарских настроений сыграла русская церковь.


В 60-ее, 70-ее годы 14 века происходит усиливание междоусобиц внутри Золотой Орды. За два десятилетия появляются и исчезают до двух десятков ханов. Появлялись и исчезали временщики. Одним из таких, самым сильным и жестоким был хан Мамай. Он пытался собирать дань с русских земель, несмотря на то, что законным ханом был Тахтамыш. Угроза нового нашествия объединила основные силы Северо-Восточной Руси под главенством московского князя Дмитрия Ивановича.

В походе участвовали перешедшие на службу к московскому князю сыновья Ольгерда Андрей и Дмитрий. Союзник Мамая великий князь Ягайло опоздал прибыть на соединение с ордынским войском. Не присоединился к Мамаю и рязанский князь Олег Иванович, лишь формально вступившей в союз с Золотой Ордой.

6 сентября объединенное русское войско подошло к берегам Дона. Так впервые после 1223 года, со времен битвы на речке Калке, русские вышли в степь навстречу ордынцам. В ночь на 8 сентября русские войска по приказу Дмитрия Ивановича перешли Дон.

Сражение произошло 8 сентября 1380 года на берегу правого притока Дона р. Неправды, в местности, носившем название Куликова поля. Вначале ордынцы потеснили русские полка. Тогда по ним ударил засадный полк под командованием Серпуховского князя. Ордынское войско не выдержало натиски свежих русских сил и обратилось в бегство. Битва превратилась в преследование отступающего в беспорядке врага.

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ

Историческое значение Куликовской битвы было огромным. Основные силы Золотой Орды были разгромлены.

В сознании русских людей укрепилась мысль, что объединенными силами можно одолеть Орду.

Князь Дмитрий Иванович получил от потомков почетное прозвище Донской и оказался в политической роли общерусского князя. Необычно возрос его авторитет. Во всех русских землях усилились воинственные анти-татарские настроения.

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

Прожив всего неполных четыре десятка лет, сделал многое для Руси начиная с юного возраста и до конца дней своих, Дмитрий Донской был непрерывно в заботах, походах и хлопотах. Приходилось ему бороться и с Ордой и с Литвой и с русскими соперниками за власть, политическое первенство.

Улаживал князь и церковные дела. Дмитрий получал благословение игумена Сергия Радонежского, неизменной поддержкой которого он всегда пользовался.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Заметную роль, причем не только в церковных, но и в политических делах играли церковные пастыри. Троицкого игумена Сергия Радонежского необычно уважали в народе. В Троицко-сергиевым монастыре, который был основан Сергием Радонежским, культивировались строгие порядки согласно общежительному уставу.

Эти порядки стали образцом и для других обителей. Сергий Радонежский звал людей к внутреннему совершенствованию, житью по Еванглею. Он укрощал распри, примерял князей, которые соглашались подчиниться великому князю московскому.

НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Начало государственного объединения русских земель началось с возвышения Москвы. 1-м этапом объединения можно по праву считать деятельность Ивана Калиты, который покупал земли у ханов и выпрашивал их. Его политику продолжали его сыновья Семен Гордый и Иван 2 Красный.

Они включили в состав Москвы Кастрому, Дмитров, Стародубские земли и часть Калуги. 2-й этап деятельность Дмитрия Донского. Он 1367 году возвел белые стены и укрепления вокруг Москвы. В 1372 году добился от рязани признание зависимости, разгромил Тверское княжество. К 1380 году 13 лет не платил дань Золотой Орде.

В Истории Руси 13 века в основном отмечены постоянные войны с внешними захватчиками. Хан Батый нападал на земли России с юго-запада, с северо- востока на Русь следовала опасность, которая шла из Прибалтики.

В начале 13 века, Русь начала оказывать весьма сильное давление на всю Прибалтику. Новгород и Полоцкая земля установили довольно тесные отношения с народом. Это заключалось в постоянных сборах податей с людей. Но земли Прибалтики словно притягивали феодалов из Германии. Это были в основном представители рыцарских и духовных орденов. Ватикан дал своё благословение на поход крестовых войск в земли Прибалтики, после чего, они стремительно начали наступать.

В 1200 году, отряд крестоносцев, который возглавил монах Альберт, взяли под свой контроль устье Двины с запада. Спустя год, они возвели в Риге крепость, а должность первого архиепископа Риги досталась сопровождающему крестоносцев монаху Альберту. Ему подчинялся целый орден меченосцев, который на Руси получил название Ливонский орден.

Прибалтийское население, всячески сопротивлялось захватчикам, ведь отряд крестоносцев полностью уничтожал местных жителей. Боясь того, что крестоносцы после захвата Прибалтики двинуться на них, решают помочь прибалтам в борьбе за их освобождение. Правительство Руси рассчитывало после сокрушительной победы, оставить за собой право владения эти государством. Народ Прибалтики всячески старался помогать России, ведь их налоги были значительно ниже, чем налоги немецких захватчиков.

А тем временем на востоке страны, стремительно нападали войска Дании и Швеции. На месте нынешнего города Таллин, жители Дании возвели крепость под названием Ревель. Шведы же в свою очередь стремили обосноваться на территории Финского залива.

В 1240 году отряд шведов, который возглавил один из королевских родственников показался на заливе Финской территории. Он прошёл вдоль реки Невы и остановился в устье Ижоры. Там то они и решили расположить свой временный лагерь. Русские просто не ожидали столь резкого появления Шведских войск. На то время Новгород правил сын Ярослава Всеволодовича, которому было всего 19 лет. Он на протяжении всего 1239 года строил укрепление со стороны реки Шелони, которая находится на южной части Новгорода. Он опасался, что на них нападёт князь Литвы.

Но как только 19- ти летний Александр узнал о том, что шведы нападают, он тут же взял свою дружину и отправился в поход. Русские решили внезапно напасть на шведский лагерь. Это произошло в 1240 году в середине июля.

Шведы потерпели сокрушительно поражение, и были вынуждены спасаться бегством, на всегда утратив возможность получить господство на территории Невы. После этой битвы, Александру дали прозвище Невский. С этим именем его и помнят по сей день.

Но до сих пор нависала угроза нападения ливонских воинов. В 1240 году ордену удалось захватить власть над Псковом. Положение в Новгороде было довольно сложным, ведь после Невской битвы Александр сильно разругался с боярами Новгорода и направился к своему отцу в Переяславль. Но спустя некоторое время вече новгородское снова просит Александра взойти на трон в связи наступлением сильного противника. Бояре приняли правильный выбор, ведь в 1241 году Александру удалось практически без потерь отбить у захватчиков Псков. В 1242 году состоялось памятное для истории событие, которое произошло на льдах Чудского озера. Эта битва описана в истории, как Ледовое побоище. Русской армии помогли силы природы. Ливонские рыцари были облачены в латы из металла, а русские войска в дощатые латы. Апрельский лёд не выдержал веса ливонских рыцарей в их латах и просто провалился под их весом.

13-й в. в истории Руси начался без особых внешних потрясений, но в разгар бесконечных . Князья делили земли, боролись за власть. А вскоре к внутренним бедам Руси присоединилась опасность с внешней стороны. Жестокие завоеватели из глубин Азии под предводительством Темучина (Чингизхана, что значит «великий хан») начали свои действия.

Войска безжалостно уничтожали людей и завоевывали земли. Вскоре половские ханы попросили помощи у русских князей, и те согласились выступить против надвигающегося врага.

В 1223 г. состоялась . Из-за разрозненности действий князей и отсутствия единого командования русские ратники понесли большие потери и оставили поле боя. Войска монголов преследовали их до самых окраинных земель Руси. Разграбив их и опустошив, они не двинулись дальше.

В 1237 г. в пределы Рязанского княжества вступили войска внука Темучина - Батыя. Рязань пала. Завоевания продолжились.

В 1238 г. на р. Сити войско вступило в схватку с ратью захватчика, но проиграло татаро-монголам. При этом южнорусские князья и Новгород остались в стороне, не пришли на помощь.

В 1239-1240 гг., пополнив войско, Батый предпринял новый поход на Русские земли. В это время незатронутые северо-западные районы Руси (Новгородские и Псковские земли) подверглись опасности со стороны обосновавшихся в Прибалтике рыцарей-крестоносцев, которые хотели силой распространить католическую веру на территории Руси. Шведы и немецкие рыцари собирались объединиться во имя общей идеи, но первыми выступили шведы.

В 1240 г. (15 июля) произошла : шведский флот вошел в устье р. Невы. Новгородцы обратились за помощью к великому владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу. Его сын - молодой - с войском отправился в путь, рассчитывая на внезапность и быстроту натиска. Хотя его войско уступало по численности сопернику (даже с присоединившимися новгородцами и простолюдинами), стратегия Александра сработала. В этом сражении Русь одержала победу, а Александр получил прозвище Невский.

Тем временем немецкие рыцари набрались сил и начали военные действия против Пскова и Новгорода. И снова на помощь пришел Александр.

5 апреля 1242 г. состоялось : на льду Чудского озера сошлись войска. Александр снова одержал победу - благодаря смене порядка строя и слаженным действиям. Да и обмундирования рыцарей сыграло против них: когда они отступали, лед стал ломаться под их тяжестью.

В 1243 г. образовалась . Формально русские земли не входили в состав этого государства, но были подвластны ему: обязаны были пополнять казну Орды, а князья должны были получать ярлыки на княжение на ханских ставках.

В течение второй половины 13-го в. Орда не раз совершала опустошительные походы на Русь. Разорялись города и села.

1251-1263 гг. – княжение Александра Невского.

Из-за нашествий завоевателей, в процессе которых уничтожались поселения, пропало множество памятников 10-13-го вв. В сохранности остались церкви, соборы, иконы, а также произведения литературы, предметы религиозного культа и ювелирные украшения.

В основе древнерусской культуры лежит наследие . На нее оказывалось влияние кочевыми народами, варягами. Кроме того, особенности развития культуры связаны с , а также влиянием Византии и стран Западной Европы.

С принятием христианства стала распространяться грамотность, развиваться письменность, началось просвещение и стали внедряться византийские обычаи.

Эти изменения повлияли и на одежду 13-го в. на Руси. Ее покрой был простой и единообразный, вещи отличались главным образом тканью. Костюм стал более длинным и свободным, не подчеркивающим фигуру, а придающим ей статичность.

Знать носила дорогие заграничные ткани (бархат, парчу, тафту, шелк) и меха (соболь, выдра, куница). Простой люд использовал в одежде холщовую ткань, заячий и беличий мех, а также овчину.

Loading...Loading...