Что такое родственные слова? Чем отличаются родственные слова от однокоренных

Что понятие "родственные слова" дети начинают изучать уже в первом классе, старшеклассники не очень уверенно чувствуют себя, выполняя задания по подбору родственных слов.

Я уверена, что затруднения вызывает нетвердое знание и недостаточный словарный запас школьников.

Я предлагаю алгоритм, используя который, школьники смогут быстро подбирать родственные слова к любой

Сначала определимся, что называется родственными словами. Родственные слова - это близкие по значению лексемы (слова) с одним и тем же корнем, но разными приставками и суффиксами.

Пример: род - родственник - выродок - родня - родить - родильный - родовой.

Все слова близки по значению, имеют одинаковый корень - род-.

Запомним: слова, которые отличаются только окончаниями, не являются родственными. Это форма одного слова. Пример: стол - стола - столу (окончание указывает на разные падежи одного слова).

Следует иметь в виду, что этимологически родственные слова сегодня могут значительно отличаться по смыслу. Примеры: космос - косметика, ветеран и ветеринар, длинный и подлинный. Если этимологическое значение слов вызывает затруднение, нужно обратиться к этимологическому словарю.

А теперь учимся определять и подбирать родственные слова.

  • Изменяем слово, чтобы найти его основу. Столовая: столовой, в столовую, нет столовых. будет столов-
  • Определяем, от чего образована эта основа. Слово "столовая" - прилагательное, образованное от существительного стол.
  • Прибавляя к корню суффиксы и приставки, образовываем родственные слова:

СТОЛ - преСТОЛ -СТОЛик - заСТОЛье - СТОЛешница.

Иногда сложно определить, какой именно корень является общим для родственных слов. Чтобы определить его, поступаем так.

Теперь немного теории: в русском языке родственные слова могут образовываться такими способами:

  • Префиксальным (приставочным): мир - пере+мирие, ход - в+ход.
  • Суффиксальным: мир - мир+ок, мир+яне, мир+овой.
  • мир - при+мир+ение, ход - в+ход+ящий.
  • Постфиксальным: какой - какой-либо, какой-нибудь, какой-то. В этом случае родственные слова образует постфикс, который присоединяется к целому слову.
  • Сращением: высоко оплачиваемый - высокооплачиваемый, быстро растворимый - быстрорастворимый.
  • Усечением: специалист - спец, компьютер - комп.
  • Аббревиатурным: Российская Федерация - РФ, банковский автомат - банкомат.
  • Сложением. Здесь несколько вариантов. Могут складываться целые слова (кровать-диван, кресло-кровать), их части (пароход, самолет), или часть слова с целым (молоковоз, цементовоз).

Образуя родственные слова, не следует выпускать из виду омонимию: явление, когда корни слов, имея совершенно разное значение, звучат и пишутся одинаково. Так ряд слов: водка-водяной-вода - не является родственным другому ряду: водитель - проводка - проводы.

Родственными называют слова, имеющие одинаковый корень, но не всегда относящиеся к одной части речи. В качестве примера можно назвать слова «белый», «белеть», белизна» – у всех трёх слов один и тот же корень. При определении родственных слов следует учитывать ряд особенностей. Об этом пойдёт речь далее.

Как происходит образование родственных слов?

Родственные слова образуются за счёт определённого набора приставок и суффиксов (или так называемых постфиксов). Если слова с одним общим корнем отличаются друг от друга лишь окончаниями (флексиями), то относить их к родственным неправильно. Например, «река» и «реку» – не родственные слова, а форма одного и того же слова.

В русском языке наиболее распространённые методы словообразования – суффиксальный, префиксальный, префиксально-суффиксальный. При первом методе слово образуется посредством добавления суффикса, втором – префикса. Префиксально-суффиксальный способ соответственно подразумевает использование совместно этих двух методов. Создавать родственные слова префиксальным способом нецелесообразно. Ведь, например, слова «убегать», «побегать» и «бегать» не особо отличаются друг от друга в плане смысла.

Не родственные слова

Стоит обратить внимание и на омонимичные корни. К примеру, слова «водить» и «водяной» не могут считаться родственными, т.к. значения их корней различаются.

Помимо всего вышесказанного, стоит упомянуть и об исторически родственных словах. Например, слова «победа» и «беда» ранее были родственными, однако в современном русском языке таковыми быть перестали. Поэтому их следует относить именно к исторически родственным словам.

Как подбирать родственные слова?

Правильному подбору родственных (однокоренных) слов учат ещё с начальной школы. Благодаря этому умению школьники проверяют написание слов. Как научиться правильно подбирать родственные слова?

Основные правила при подборе родственных слов:

1) У однокоренных слов всегда один и тот же корень. Корень представляет собой главную значимую часть слова, в которую заключается его основное лексическое значение, эта же часть является общей для родственных (однокоренных) слов.

2) Однокоренные слова можно спутать с формой одного и того же слова. Чтобы не ошибаться в будущем, попробуйте сейчас потренироваться, составляя цепочки из однокоренных слов и параллельно с грамматическими формами. К примеру:

садовник – сад – садовый (цепочка, состоящая из однокоренных слов);

садовник – садовники – садовникам (формы одного слова).

3) Однокоренные слова не во всех случаях относятся к одной части речи. К примеру:

водить (глагол) – водитель (существительное) – водительский (прилагательное).

Вместе со статьёй «Что такое родственные слова?» читают:

(лексемы), имеющие один и тот же корень, но относящиеся к различным частям речи (белый – белизна – белеть).

Чтобы подобрать однокоренное слово, не обязательно хорошо знать словообразование, тем более что элементарные сведения по этому разделу русского языка преподаются еще в начальной школе. Однако не лишним будет помнить, что родственных слов состоит в определенном наборе постфиксов (приставок) и постфиксов (только суффиксов). Слова, имеющие один корень, но отличающиеся только флексиями (окончаниями), родственными словами не являются, это форма одного и того же слова: рек-а, рек-у.

Объясните детям однокоренных слов. Для этого им необходимо вспомнить и такие части слова , как приставка и . Попросите ребят при помощи этих морфем однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем "бег". У них должна получиться подобная слов:- бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.

Работа учащихся по образованию однокоренных слов важна. Это умение позволяет легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

словообразование , знает, на самом деле, каждый. По крайней мере, этим процессом носители того или иного языка занимаются автоматически, не задумываясь, что произнесенные лексические единицы являются результатом словообразования. Что такое словообразование ?

Инструкция

Чтобы понять, , следует для начала разобраться в морфологических тонкостях, присущих каждому слову. Не секрет, что оно представляет собой набор , каждая из которых выполняет свою функцию. Корень, суффикс, окончание, основа, приставка. Все они являются морфемами и, так или иначе, участвуют в словообразовании. Однако основными средствами, обеспечивающими словообразовательный процесс, являются и приставки. Именно их

Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.

Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

Итак, родственными в русском языке называются лексемы:

  • с одним и тем же корнем;
  • близкие по своему значению;
  • этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
  • различающиеся набором приставок и суффиксов.

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Родственные слова отдельно — словоформы отдельно

Важно не путать родственные слова со словоформами . Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

Корень один — значит, родственные?

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными . Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова , которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод . Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Можно сделать следующий вывод : все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.

Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь , написание существительного пескарь – словом писк .

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание .

Выделяем корень . Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель .

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный . Корень здесь – сказ .

Образовываем как можно больше однокоренных слов , не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

  1. Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать .
  2. Суффиксальный . Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница .
  3. Префиксально-суффиксальный : вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
  4. Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
  5. Сложение . Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает — самолет, белые + зубы — белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата зарплата.

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях . Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить — леплю . Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить ), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать ) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными» . В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика , которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас . Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Видео

С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Loading...Loading...