Труд в природе в старшей. «Стирка кукольной одежды». Воспитатель организует наблюдение за трудом старших дошкольников на огороде

Методические рекомендации Картотека: Труд в природе Старшая – подготовительная группа. Подготовила Канева Людмила Игоревна Детский сад «Золотой ключик» Карточка № 1. Полив комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 2. Рыхление почвы у комнатных растений. Цель: Учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе. Карточка № 3. Опрыскивание комнатных растений. Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами; опрыскивать растения водой комнатной температуры, правильно пользоваться опрыскивателем. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 4. Уход за крупнолистными растениями (влажное протирание листьев). Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: протирать крупные листья растений влажной тряпочкой, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 5. Уход за листьями растений (удаление пыли кисточками и сухой тряпочкой). Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за комнатными цветами: удалять пыль с растений кисточками или сухими тряпочками, соблюдая осторожность. Дать детям знания о том, что такой способ ухода облегчает дыхание растений, от чего зависит их рост и развитие, улучшает их внешний вид. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 6. Черенкование растений. Цель: Уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растение. Учить детей приемам правильной посадки черенка растения, приготовлению почвы, ухаживанию за ними и последовательности работы: на дно горшка насыпать песок, затем землю, полить, подождать пока вода впитается в песок, в середине (центре) горшка палочкой сделать углубление и посадить черенок до первого листика, прижать землю. Поливать по мере необходимости. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 7. Пересаживание комнатных растений. Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в пересадке растений; учить приемам пересадки растений и последовательности работы: подобрать горшок нужного размера, приготовить песок и землю, растение. Закреплять знания детей о комнатных растениях, их отличиях друг от друга. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка №8 Посадка лука на подоконнике. Цель: Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле. Карточка № 9. Посев семян цветов и овощей. Цель: Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 10. Высаживание рассады, уход за ней. Цель: Формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 11. Перекапывание грядок. Цель: дать детям представление о необходимости перекапывания грядки. Учить правильному перекапыванию: стараться втыкать лопатку (штык) поглубже, тщательно разбивать комочки; старые корни растений и камни нужно убирать с грядок. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 12. Прополка грядок на своем участке и участке малышей. Цель: Учить детей отличать культурное растение от сорняка; вырывать сорняки с корнем, т. к. если корень оставить сорняк продолжает расти; дать детям определенные знания о том, какой вред наносит сорняк цветам и овощам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с землёй. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 13. Полив клумб и грядок. Цель: дать детям представление о необходимости полива и ухода за растениями на грядках и клумбах. Привлекать детей к поливу растений из лейки водой комнатной температуры. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, экологическую культуру. Карточка № 14. Уход за рыбками. Цель: Учить детей ухаживать за рыбками в уголке природы: кормить сухим кормом и червячками, вылавливать из аквариума рыб только сачком. Закреплять знания детей о условиях жизни в аквариуме рыб (их названия), улиток. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с кормом. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. Карточка № 15. Уход за аквариумом. Цель: Учить детей оказывать посильную помощь воспитателю в уходе за аквариумом; учить протирать стенки аквариума специальными скребками, доливать воду, следить за освещением аквариума и подачей кислорода. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать культурно – гигиенические навыки при работе с аквариумом. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

СТАРШАЯ ГРУППА

Содержание труда и методика руководства им в старшей и подготовительной к школе группах. Воспитанники старшей и подготовительной к школе групп под руководством педагога продолжают ухаживать за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделки грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Продолжительность труда в старшем дошкольном возрасте 20 - 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц поилки на участке детского сада.

Овладение трудовой деятельностью в старшей и подготовительной к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо сформировать умение принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. Индивидуальные поручения по уходу за отдельными объектами становятся более длинными. Ребенку можно поручить вырастить растение в подарок малышам, маме, ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за объектами уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-4 человека. Важно подбирать группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили, и дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств – до двух дней, а можно и до недели. Длительные дежурства формируют чувство ответственности, деловитость, устойчивость интересов. В том случае, если дети дежурят целую неделю, возможна смена обязанностей в середине недели. Порядок и последовательность назначение детей на дежурство фиксируется на доске дежурных направленно на формирование и умении по уходу за животными и растениями организационных навыков, на развитие взаимоотношений и воспитание положительного отношения к труду. Дежурные должны уметь договариваться о том кто, что будет делать и в какой последовательности. Помощь воспитателя заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т.д. Если дежурные выполняют работу по уходу за новыми для них животными, воспитатель первое время все трудовые процессы выполняет совместно с детьми.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового, интересного заметили в развитии растений и в поведении животных. При оценке дежурств, следует подчеркнуть хорошее состояние животных, растений. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждение о качестве, об отношениях к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

По сравнению с предыдущим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда. Здесь имеет место общий труд и труд совместный. При организации общего труда дети подразделяются на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет то или иное поручение, а результат получается общий.

Например, коллективная уборка в уголке природы, сбор семян для корма птиц и т.д.

Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает им помощь, дает советы, указания.

Ведущим приемом обучения детей новому труду становится объяснение: что необходимо выполнить и как. Показ способов действия тоже имеет место и применяется в основном при ознакомлении с новой трудовой операцией.

В связи с общим развитием детей становится возможным трудовой процесс, который надлежит выполнить. Дети повторяют наиболее сложные операции.

В процессе руководства трудом детей ставится задача развития контроля и самоконтроля: воспитатель, проверяя выполнение задания, задает отдельным детям вопросы, направляющие их внимание на результат труда. Такой прием развивает самоконтроль, умение соотнести свои действия с указаниями воспитателя.

Оценка носит положительный характер, но она дифференцируется в зависимости от качества труда: «Посадит правильно, но землю вокруг луковицы прижал плохо». К оценке привлекаются и сами дети. Воспитатель предлагает одному ребенку оценить работу другого с точки зрения выполнения задания. При работе подгруппами одна подгруппа оценивает работу другой.

Особенностью руководства трудом, в старшей и подготовительной к школе группе, является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Он приучает ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Время года Содержание труда Задачи трудового воспитания детей Перечень трудовых умений и навыков Формы организации детей Основные приемы руководства деятельностью детей
ОСЕНЬ Дежурство по уголку природы Вызвать у детей интерес к дежурствам по уголку природы, желание ухаживать за объектами уголка природы. Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца. Осуществление дежурства в течение 2-3 дней. дежурство Закрепление знаний о правилах (способах и приемах) ухода за растениями, о последовательности работы. Уточнение обязанностей дежурных. Определение значимости труда дежурных для хорошего состояния растений. Оценка выполненной работы детьми.
Учить детей под руководством педагога ухаживать за комнатными растениями: Знакомить детей со способами размножения, оказывать помощь в пересадке растения. Поливка; Рыхление земли в горшках; Удаление пыли; Закрепление знаний детей моделей растения. Показ воспитателем правильности выполнения трудового действия.
Уборка уголка природы (ежемесячно) Учить детей поддерживать согласованность в работе, правильные взаимоотношения Подгрупповая Распределение поручений.
Уход за срезанными цветами Воспитывать бережное отношение к растениям. Смена воды; Подрезка стебля. Индивидуальные поручения
Пересадка цветущих растений из грунта Закрепить умение различать и правильно называть цветы (астра, георгина и т.д.). Познакомить детей с корнем как частью растения, объяснить связь между похолоданием и состоянием растения. Формировать навыки пересадки растения (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). Навык пересадки растений; Коллективный труд (подгруппами)
Сбор семян растений Учить заготавливать семена растений для подкормки птиц зимой.
Работа в цветнике Учить детей участвовать в перекопке земли в клумбе с однолетними растениями Учить рыхлить землю в клумбе с многолетними цветами. Укрывать многолетники на зиму собранной опавшей листвой. Перекопка земли; Коллективный труд
ЗИМА Способы ухода за комнатными растениями. Научить детей определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений. Умение определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения. Устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Умение ставить самостоятельно цель предстоящей деятельности и планировать деятельность. Дежурство Индивидуальные поручения Обсуждение структуры трудового процесса. Закрепление правильности выполнения трудового действия. Выполнение детьми трудовых действий. Рефлексия.
Уход за растениями в группе Обучать поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму и в соответствии с биологическими особенностями растений. Закрепить умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки и опрыскивания из пульверизатора Умения ухаживать за растением, учитывая его особенности. Умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому. Осуществлять «избирательный подход» к растениям при поливе. Дежурство Индивидуальные поручения Обсуждение структуры трудового процесса. Закрепление правильности и необходимости выполнения трудового действия. Выполнение детьми трудовых действий. Рефлексия.
Посев семян петрушки, кресс-салата и укропа в уголке природы. Закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян. Умение размножать растения семенами Коллективный труд Беседа о времени года, о посеве семян. Уточнение, напоминание, указания. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности.
Уход за посевами Обучать детей уходу за посевами Полив Прополка
Работа в цветнике. Учить укрывать посадки в цветнике снегом. Воспитывать бережное отношение к природе Коллективная. Индивидуальные поручения
Уход за деревьями Учить детей бережному отношению к деревьям. Развивать умение ухаживать за ними, заботиться. Подгребание снега под деревья и кусты. Коллективная Индивидуальные поручения. Объяснение, пояснения, указания, помощь при распределении труда.
Осмотр и подкормка комнатных растений. Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними Полив Рыхление Обрезка Подкормка Совместная деятельность с педагогом. Беседа-сообщение, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их нужно подкармливать.
ВЕСНА Черенкование комнатных растений. Познакомить детей с черенкованием растений, со структурой этого трудового процесса. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями. Навык черенкования комнатных растений Совместная деятельность с педагогом. Обсуждение структуры трудового процесса по черенкованию растений: цель труда, материал, инструменты, трудовые действия, результат.
Пересадка комнатных растений Активизировать знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними. Навык пересадки растений Структура процесса пересадки растения.
Посев семян цветов в уголке природы для рассады Закрепить знания детей о цветочных культурах и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян. Умение размножать растения семенами; Уход за посадками; Рыхление; Полив; Подготовка к пикировке; Коллективная Беседа о времени года, о посеве семян для рассады. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности.
Уход за рассадой Длительные, систематические поручения Распределение детей по подгруппам, учет индивидуальных особенностей детей.
Пикировка рассады. Закрепить знания детей о цветочных культурах. Формировать навыки пикировки рассады. Продолжать учить приемам ухода за рассадой. Развивать интерес к труду в природе. Пикировка Уход за посадками Рыхление Полив Подготовка к высадке в клумбу. Коллективная Показ правильных действий при пикировке рассады.
Уход за комнатными растениями Закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые -теневыносливые) Удаление сухих листьев; Подкормка растений; Размножение растений; Пересадка растений; Модель способов поливки и отношения растений к солнечному свету
Устройство клумб, цветника Учить детей готовить почву в цветнике для посевов. Учить детей выращивать растения: участвовать в перекопке земли и разделке рабаток и клумб, Навык перекопки земли (вторая перекопка после взрослых) Коллективная Объяснение и показ, как вскапывать и рыхлить землю. Установление правил работы лопатой и граблями. Показ правильных действий Предложение отдельным детям продемонстрировать приемы работы.
Высадка рассады в грунт. Посев семян растений в цветник. Учить детей выращивать растения: сеять семена, высаживать рассаду, часть которой они выращивают в уголке природы. Пересадка. Полив. Коллективная Наметить места высадки рассады в клумбу с учетом высоты взрослого растения и цветовой гаммы.
Труд детей на клумбе, в цветнике. Учить детей выращивать растения: полив, прополка, рыхление земли, сбор семян. Закрепить умение ухаживать за растениями Полив Прополка. Рыхление Дежурство. Индивидуальные поручения. Объяснить детям, что сорную траву следует вытаскивать с корнем и уносить в мусорный контейнер. Попросить ответить, почему нужно делать так. Обратить внимание детей на особенности полива большого пространства. Сравнить с поливом комнатных растений.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Конспект трудовой деятельности в уголке природы в старшей группе (уход за комнатными растениями)

Цель : организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи: Воспитывать у детей желание трудиться;
Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями;
Развивать у детей наблюдательность и любознательность;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Форма организации : коллективный труд.
Вид труда:
труд в природе.

Словарь : рыхлить, опрыскивать, алоэ, герань

Материал и оборудование : клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.

Дети подходят к воспитателю. Воспитатель начинает беседу:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут . (Комнатные растения)

Посмотрите, что стоит у нас на подоконниках? (комнатные растения) .

Комнатные растения всегда слышат музыку, любят ласковые руки, им нравится, когда с ними разговаривают.

Какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание) .

Как надо ухаживать за комнатными растениями? Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать.

А теперь отгадав загадку, вы узнаете, за какими комнатным растениями мы будем ухаживать.

Очищает воздух

Создают уют

На окнах зеленеют

Круглый год цветут (Герань)

Дети подходят к комнатным растениям.

Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе?

Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит - это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.

Возьмите каждый себе комнатное растение, которое нуждается в помощи, поставьте его на стол, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями (дети называют особенности ухода за геранью) .

Есть главное условие в работе: РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.

Во время ухода за цветами воспитатель спрашивает у детей название комнатного растения, особенности ухода.

Есть такой цветок - алоэ.

Оно целебное такое!

На ранку стоит капнуть сок

И заживет в кратчайший срок.

Вот цветок замысловатый,

Листья вниз свисают,

Хлорофитум пучковатый

Всем полезен, знаю!

На окне в такую рань

Распустилась герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши-

Так решили малыши.

Вам понравилось трудиться?

Ребята, зачем нам цветы в группе?

Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли. Некоторые комнатные растения могут лечить.

Растениям нужен солнечный свет, тепло, вода.

Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.

Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты.

Мы сегодня с вами хорошо потрудились, а сейчас можно отдохнуть и расслабиться. Сядьте на свои стульчики, закройте глаза, расслабьтесь.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, убирать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем.

Замедляется движенье, исчезает напряженье .

Открываем глаза, тихо встаем. Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны. Какое у вас настроение? (хорошее!).

В старшей группе детей знакомят с некоторыми способами размножения растений. Для этого пересаживают и размножают два-три растения.

В этой работе принимают участие и дети. Хорошо, если каждый ребенок будет вести наблюдение за ростом и развитием своего черенка и все интересное (по своему желанию) зарисовывать в индивидуальный альбом. Такие альбомы могут быть использованы как иллюстрации к беседе о комнатных растениях.

Выращенные растения дети могут подарить малышам либо пополнить уголок природы дома. В уголке природы старшей группы могут быть те же животные, что и в подготовительной к школе группе.

Разница лишь в объеме знаний, которые получают дети о том или ином животном, менее самостоятельном уходе за ним (осуществляется он всегда под контролем и при непосредственном участии воспитателя), более ограниченном сроке пребывания некоторых животных в уголке природы.

Основное требование, которое необходимо выполнять при содержании животных в уголке природы, -- создание нормальных условий для их жизни. Прежде чем приобретать животных, необходимо приготовить помещение для них, стараясь приблизить условия пребывания животного в неволе к естественным и заранее заготовить корм.

Животных нельзя держать в маленьких, узких, низких, не подходящих для них клетках, стесняющих естественные движения. Белок и большинство птиц лучше содержать не в клетках, а в просторных вольерах (от пола до потолка), сделанных из деревянных рам с натянутой металлической сеткой.

Для таких животных, как кролик, морская свинка, еж, нужны деревянные клетки - невысокие, но просторные, дающие возможность животным свободно двигаться. При недостатке места в большой вольере для птиц можно выделить место для содержания морской свинки. В этом случае в вольере выгораживается помещение достаточного объема с потолком из фанеры, чтобы животные не беспокоили друг друга. Мелких птиц можно держать в небольших клетках. Их лучше вешать на стенку вблизи окна на высоте 1,5 м от пола. Для ухода за животными нужен специальный инвентарь. Все предметы ухода за животными размещаются вместе с инвентарем по уходу за растениями. Некоторые предметы, например щетку, сметку, удобно держать непосредственно в вольерах.

Следует помнить взрослым и дать понять детям, что содержанию птиц, зверьков в уголке природы надо уделять самое серьезное внимание. Живое существо -- это не игрушка, оно требует большого внимания и тщательного ухода: ежедневно в одно и то же время два три раза кормить, менять воду по мере загрязнения. (Не забывать на выходной день оставлять корм, воду!)

Очень важно ежедневно убирать клетку. Один раз в месяц производить тщательную уборку: все ее части вымыть теплой водой с мылом. Нельзя допускать, чтобы животные гибли от недосмотра. Поэтому, выпуская их иногда из клетки, надо принять меры предосторожности: закрыть окно и форточку, чтобы не вылетела птица, не выскочила белка.

Нельзя оставлять без присмотра на длительное время ни одно животное. Рыбы являются обязательными и постоянными обитателями уголка природы во всех группах детского сада. Для содержания рыб можно использовать различные аквариумы.

Однако следует учесть, что в круглых аквариумах несколько искажается форма тела рыб и растений. Лучшими аквариумами во всех отношениях являются широкие четырехугольные в металлической оправе (каркасе). Новый аквариум надо проверить, не протекает ли он, затем тщательно вымыть, насухо вытереть и поставить на определенное место, лучше всего на специальный столик на небольшом расстояний от окна.

Установив аквариум, надо подготовить грунт - тщательно промытый и прокаленный крупнозернистый речной песок. Его нужно класть неровным слоем -- с наклоном к середине аквариума и к одному его краю, тогда грязь будет скапливаться в одном месте, и ее легко удалить с помощью стеклянной или резиновой трубочки. Поверх песка положить камешки, ракушки, посадить растения, чтобы придать аквариуму сходство с естественным водоемом.

Особенно важно посадить растения. Только при этом условии можно поддерживать биологическое равновесие в аквариуме. Растения обогащают воду кислородом, который необходим для дыхания рыб, и поглощают углекислоту. Кроме этого, икромечущие рыбы откладывают икру на листья растений, листья служат убежищем для мальков, для некоторых рыб они являются добавочным питанием.

После того как грунт подготовлен, посажены растения, можно наполнить аквариум водой. Воду из крана следует предварительно выдержать несколько дней в другой посуде к ни в коем случае ее не подогревать, так как в подогретой воде меньше воздуха. Наливать воду надо осторожно, чтобы не вымыть посаженные растения.

Можно это делать по-разному: пользоваться шлангом, положив его на грунт, специальной воронкой для наливания воды или лить воду на лист писчей бумаги на блюдце, поставленное на дно, или направлять струю воды на свою руку, опущенную в аквариум. В аквариум желательно поместить несколько пресноводных улиток; они своего рода санитары -- очищают стенки аквариума и съедают остаток корма.

Пополнять аквариум рыбами нужно постепенно, рассматривая и сравнивая новых рыб с помещенными раньше. В уголке природы старшей группы рыбы должны быть разные: неприхотливые аквариумные рыбки -- золотая рыбка и ее разновидности-- и рыбы пресноводных водоемов, например маленький карп.

При хорошем уходе он быстро растет, и дети, начав за ним наблюдать в старшей группе, продолжат это наблюдение в подготовительной к школе группе. Важное условие содержания рыб в аквариуме -- правильное их кормление. Лучшим кормом для всех рыб является живой корм: мотыль-личинка комара- дергуна. Каждой рыбе в день нужно давать два -- четыре червячка.

Хранят мотыль во влажной тряпочке в прохладном месте, так он сохраняется в течение недели. Из сухих кормов в основном употребляют дафний.

Сухого корма рыбам также дается определенная норма. Хорошо чередовать сухой корм с живым мотылем, при кормлении только сухим кормом рыбы плохо растут, а тепловодные не размножаются. Кормить хлебом или сухарями не следует, так как от них закисает вода и загрязняется песок, приходится часто менять воду.

Кормить рыб надо в одно и то же время (один-два раза в день), бросать корм лучше в стеклянную рамочку-кормушку, чтобы он не расплывался по всему аквариуму. Нетрудно приучить рыбок подниматься за пищей на звук колокольчика или на звук, получающийся при постукивании чем-нибудь о стенку аквариума.

Это повышает интерес детей к уходу за рыбами. Остатки пищи, опустившиеся на дно, надо обязательно выловить стеклянной трубочкой. Это делается так: трубочку, прикрытую сверху пальцем, опускают на остатки корма, на дно, затем снимают палец, и корм вместе с водой поднимается в трубочку; трубочку опять закрывают пальцем и вынимают из воды. Так повторяют до тех пор, пока на дне совершенно не останется корма. Для резиновой трубки нужно иметь всасывающий баллон (обыкновенный детский резиновый баллончик).

Если кормят рыб правильно, грязь из аквариума удаляется и в нем есть достаточное количество растений, воду можно не менять месяцами. Но если эти правила не соблюдаются, рыбы чувствуют себя плохо, приходится менять воду часто. В загрязненной воде с малым количеством кислорода рыбы задыхаются и, стоя почти вертикально у поверхности воды, заглатывают атмосферный воздух, что очень обессиливает их. Нужно также избегать и перенаселения аквариума. Следует исходить из того, что для каждой рыбы длиной 10 см требуется не меньше 2 л воды. Менять воду в аквариуме и мыть его лучше всего в присутствии детей, привлекая их к помощи, воду выливать шлангом. Перед этим рыб вынимают специальным сачком. Ни в коем случае нельзя разрешать детям брать рыб руками: рыбы могут заболеть. Двое-трое детей моют камешки, песок и растения промывает воспитатель несколько раз при детях. Воду не обязательно всегда менять полностью, можно вылить ѕ ее в аквариуме, протереть его стенки и долить свежей воды, при этом рыб не удаляют и не вынимают растения.

В старшей группе дети продолжают наблюдать и за насекомыми -- жуком плавунцом, если он остался жить в группе с лета, После переезда с дачи в город воспитатель выясняет, что осталось у детей в памяти об этом жуке, предлагает сравнить его с рыбками, спрашивает, почему он в отдельной банке, а не вместе с рыбками.

Дети рассматривают плавающего жука, кормят его, наблюдают, как жук схватывает мясо своими сильными челюстями; некоторые дети вспоминают, как он ползает. В процессе ухода за обитателями уголка дети заметят, что жук время от времени поднимается к поверхности воды и выставляет задний конец своего тела (он дышит, захватывая атмосферный воздух). Иногда дети замечают на заднем конце тела жука пузырек воздуха. Воспитатель объясняет, что во время дыхания жук забирает под крылья воздух и потом долго находится под водой.

Надо помнить, что на дно банки, в которой находится жук-плавунец, необходимо положить камешек покрупнее, чтобы жук под ним мог задержаться на дне, иначе его тело сравнительно легко выталкивается водой, и ему приходится делать усилия, чтобы не всплыть. Как и в средней группе, в старшей лучше всего иметь какую-нибудь зерноядную птицу -- чижа, снегиря, щегла, чечетку.

Все они радуют детей песенками, повадками (например, чиж забавно купается), привлекают окраской перьев. В дополнение к тем птицам, которые рекомендуются для средней группы, в старшей группе можно иметь синицу. Она питается насекомыми, их личинками и яйцами (даже зимой), в поисках их она в разнообразных позах держится иногда на самых тонких ветвях дерева.

Синицы прилетают и на кормушку, если положить семена конопли, дробленые семена подсолнечника, кусочки сала. На кормушке синица ведет себя как настоящий хозяин: отгоняет других птиц и даже постоянных посетителей -- воробьев.

В уголке природы дети могут познакомиться с синицей еще ближе: заметят ее подвижность, рассмотрят тонкий и вместе с тем сильный клюв, увидят, какое у синицы (имеется несколько видов) яркое оперение: черная головка, белые щеки, черная полоска на лимонно-желтом фоне груди (черная полоска ярче выражена у самца).

Прирученную синицу можно выпускать, но кормить необходимо в клетке, тогда она будет сама в нее залетать. Когда синица вне клетки, за ней необходимо следить, так как она может забиться в игрушки и погибнуть или упасть в аквариум, в ведро с водой. Кормом для синиц является смесь муравьиных яиц с тертой морковью, семена конопли. Кроме того, добавляются почки ивы и фруктовых деревьев, кусочки сала. Синицу большую нельзя держать с другими мелкими птицами, так как она может забить их до смерти.

Ежедневный уход за птицами в старшей группе заключается в следующем: подготовке корма, мытье кормушек, поилок, ванночек для купания, засыпке корма в кормушки, наполнении водой поилок и ванночек, чистке клеток с выдвижным дном (перемена песка, чистка жердочек), расстановке кормушек (не по жердочкам), поилок, ванночек в клетках. В зимнее время дети подготавливают птичкам лакомый корм -- зеленые всходы овса.

Весь уход за птицами осуществляется под контролем и при непосредственном участии воспитателя. Бывают случаи, когда из гнезда выпадает грачонок. Его можно взять и выкормить кусочками мяса, булкой, размоченной в молоке, земляными червями. Такой грачонок может вырасти, привыкнуть и даже осенью не улететь. Особенно часто это случается с грачом, у которого были повреждены крылья. Помещение для него можно сделать, отгородив в конце коридора или в другом месте проволочной сеткой небольшое пространство.

В не морозную зиму ему можно устроить жилье и на дворе. Летом он будет жить на участке. Грач быстро становится ручным и ходит за детьми, доставляя им большое удовольствие. Дети знакомятся с повадками и жизнью птиц. Уход за живыми объектами в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя.

Эта работа приучает ребенка к ответственности и аккуратному выполнению своих обязанностей и вместе с тем дает возможность накапливать знания и трудовые навыки. Дежурства в старшей группе вводятся в начале учебного года. Работа дежурных в уголке природы, где дети имеют дело с живыми организмами, является более сложной, чем другие виды дежурств. В уголке природы не бывает буквального повторения одних и тех же действий, поэтому дети должны постоянно проявлять инициативу, смекалку.

Рыбы требуют одного ухода, жук-плавунец -- другого (хотя, и не сложного), для птиц нужно создать совсем иные условия, чем для рыб, и т. д. Да и комнатные растения, как уже было сказано, нуждаются в различном уходе: одни любят солнце, других, наоборот, нужно убрать в тень, одни нуждаются в обильной поливке, другие боятся излишней влаги. Все это обязывает воспитателя тщательно планировать работу детей по уходу за обитателями уголка.

Перед назначением первых дежурных по уголку природы проводится беседа: воспитатель показывает и рассказывает, в чем заключаются обязанности каждого дежурного, знакомит с содержанием шкафчика, в котором хранятся предметы, нужные для дежурных, показывает, где висят фартуки, где стоят половые щетки и т. п., объясняет, в каком порядке их нужно оставлять после дежурства. В уголке природы каждый день дежурят несколько человек: один или. двое ухаживают за растениями (в зависимости от количества растений и навыков детей), один кормит рыбок и плавунца, двое ухаживают за птичкой, один готовит и ставит корм, воду, другой в это время следит, чтобы птичка не вылетела из клетки, затем он вынимает из клетки дно, высыпает грязный и насыпает чистый песок.

По окончании дежурства воспитатель проверяет, все ли сделано правильно: не стоят ли кормушки и поилки под жердочками, чистые ли жердочки, дает оценку работе и указывает, как нужно исправить ошибки, которые были допущены.

Дежурных к концу года лучше назначать, на два-три дня. Периодически проводится уборка уголка природы с участием всей группы. При правильной организации уборка проходит спокойно и весело.

Все предметы, которыми дети пользовались во время уборки, должны быть оставлены чистыми и сложены в порядка на определенные места. По окончании работы воспитатель проводит беседу с детьми о том, как проявил себя каждый участник уборки, какое значение имеет общая уборка и как дежурные должны поддерживать чистоту и. порядок в уголке.

Конспект коллективного труда в уголке природы для разновозрастной группы

Описание работы: Данный материал будет полезен воспитателям детского сада работающих в разновозрастных группах, данный конспект разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста, конспект применяется в течении учебного года.
Автор: Карпизенкова Ирина Владимировна, воспитатель,
Место работы: МБ ДОУ Детский сад № 102 г.Новокузнецк

Конспект коллективного труда в уголке природы для разновозрастной группы.

Цели: : сформировать и закрепить с детьми нравственно-волевые качества, взаимоотношения, умение сотрудничать, работать в коллективе, учить быть сдержанными и доброжелательными, воспитывать желание трудиться.
Задачи:
1. Организовать совместную деятельность детей разного возраста, заранее выделить в ходе её для старших одни стороны, соответствующие их уровню развития, характерным предпочтениям, для младших другие, сообразно их интересам и возможностям.
2. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа звеньями, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
3. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.
4. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
5. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.
6. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
Предварительная работа: подготовка необходимого оборудования, беседа о труде, разделение на звенья: 1-е звено (дети пяти и шести лет) – мытье горшков и поддонов, 2-е звено (дети четырех и пяти лет) – работают с растениями, 3-е звено (дети шести лет) – ухаживают за животными.
Ход образовательной деятельности
1 часть: Перед началом работы педагог собирает вокруг себя воспитанников и проводит беседу о труде.
Неожиданно воспитатель вспоминает, что в детский сад еще утром почтальон принес почтовую посылку, предназначенную для нашей группы. Просит младшего воспитателя принести ее и предлагает рассмотреть.
Воспитатель: Прочитайте, дети, откуда к нам пришла посылка? (дети шести лет читают и узнают, что посылка из города Чистиграда.
Воспитатель: Интересно, что там лежит. А вам, ребята, интересно? (открывают посылку и достают оттуда: письмо с заданиями и фартуки, тряпочки, мыло, веревки, прищепки, лейки, палочки.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего это все нам нужно? (дети отвечают, что в фартуках наводят порядок, убираются, мыло, чтобы постирать, веревка и прищепки, чтобы повесить тряпочки, чтобы вытирать пыль.)
Воспитатель: Но это еще не все, здесь письмо. (Предлагает прочитать от кого письмо, воспитатель читает и выясняют, что письмо от жителя Чистиграда он просит у детей помощи научить его как ухаживать за растениями и животными и как нужно мыть горшки с комнатными растениями и прислать инструкцию по уходу за растениями и животными?)
Воспитатель предлагает разделиться детям на звенья. Распределяет их по звеньям (если звенья постоянные, то напоминает, кто в каком звене), назначает звеньевого, рассказывает, что дети будут делать сегодня. Затем все надевают фартуки (взрослый помогает).
Воспитатель подходит к каждому звену по очереди и помогает детям организовать работу. Например, занимающимся растениями помогает расставить в одну линию несколько столов и накрыть их клеенками, приготовить тазы с водой, тряпочки, мыло, лейки, палочки для рыхления земли; тем кто будет убирать у животных, - подготовить специальные тряпочки, таз с водой. Все необходимые предметы дети приносят, выполняя поручения педагога. Однако более старшим можно предложить подумать самим, что им надо для работы, и принести эти предметы. Затем воспитатель проверяет наличие материалов и добавляет необходимое. Если нужно, он помогает детям включиться в общее дело.
2 часть: Практическая работа. В начале педагог помогает организовать работу детям пяти и шести лет, которым поручается вымыть горшки и поддоны. Он напоминает, что горшки с растениями надо поставить в тазик на решетку, чтобы мыльная вода не попала через отверстие внизу горшка к корням растений. Горшок моют тряпочкой, смоченной в мыльной воде. После мытья его аккуратно ополаскивают водой из лейки. Если это такие растения, как традесканция, фуксия, бегония, то после мытья горшков дети аккуратно обмывают из лейки листья.
Чистое растение они ставят на отдельный стол и начинают мыть следующие. Этим заняты 3-4 ребенка шести лет. Двое детей пяти лет моют в отдельном тазу поддоны и протирают полочки для цветов. Затем они аккуратно, с помощью взрослого, ставят растения на место.
Дети четырех и пяти лет занимаются растениями. Воспитатель должен напомнить им, как мыть крупные листья: надо намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если он большой, то на всю руку до локтя, и осторожно протирать.
Дети пяти лет сухой щеточкой очищают от пыли листья герани, бегонии рекс, которые ни мыть, ни опрыскивать нельзя. Затем они аккуратно рыхлят землю в горшочках палочками и поливают из лейки. Педагог внимательно следит за тем, чтобы все работали аккуратно, доводили дело до конца. Если он замечает, что ребенок не владеет необходимыми трудовыми навыками, то помогает ему. Иногда достаточно словесного напоминания: «Рыхлить землю надо не спеша. Палочку втыкайте не глубоко, чтобы не повредить корни растения».
Детям шести лет поручается промыть кормушку и поилки, налить чистой воды, вымыть корнеплоды, зелень, сменить подстилку в клетке. Несмотря на то, что дошкольники этого возраста уже вполне подготовлены к такой работе и имеют определенные трудовые навыки, им все-таки в процессе деятельности требуется постоянное внимание педагога. Он может организовать процесс труда «по цепочке», если раньше дети так трудились, выполняя коллективные поручения. Воспитатель сам распределяет задания: одни моют поилку и кормушки, другие меняют подстилку в клетке, третьи готовят корм и т.д. Поскольку такая форма организации труда не очень привычна детям, взрослый должен следить, чтобы не возникали конфликты, чтобы звеньевые не превратились в «неработающих командиров», которые только распоряжаются. Педагогу нужно постоянно находиться среди детей, подмечать ошибки, поправлять показывать. Периодически воспитатель подходит к тем, кто занимается с растениями, и оказывает им необходимую помощь. Как обычно, детям, закончившим свою работу, воспитатель предлагает помочь отстающим.
Воспитатель напоминает о том, что по завершении работы надо привести в порядок рабочее место: прополоскать тряпочки и повесить их сушить, вытереть разлитую воду, протереть и убрать клеенки.
Дети шести лет с помощью воспитателя составляют инструкцию по уходу за растениями и животными в домашних условиях. Инструкцию отправляют в Чистоград.
3 часть: Подведение итогов работы
Когда все дела будут окончены, воспитатель вновь собирает детей, чтобы подвести итоги, отметить тех, кто работал особенно хорошо, помогал младшим и сверстникам. Педагог выслушивает звеньевых, но обязательно приводит и свои примеры, стараясь никого не забыть. Очень важно обратить внимание детей на то, что труд был коллективный, что трудились все вместе и каждый добросовестно делал свое дело, поэтому удалось выполнить так много.
Loading...Loading...